Вопрос о правильности письма. ⇐ Грамматика
Модератор: Селена
-
Шляков Ваня
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 15.08.2013
- Откуда: Россия, Пермь
- Возраст: 19
Re: Вопрос о правильности письма.
Сегодня поспорили с коллегами как правильно писать слово «не освоения» слитно или раздельно в фразе «риск не освоения бюджетных средств». Корректор-филолог утверждает, что пишется слитно, а в Word при слитном написании подчеркивает красной линией, указывая на ошибку. Корректор-филолог опровергает корректность указанной программы, т.к. якобы она написана не русскими специалистами. Прошу разъяснить как правильно писать.
-
alex-ter
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2490
- Зарегистрирован: 26.01.2012
- Образование: высшее техническое
- Профессия: программист
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 65
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
alex-ter » 15 авг 2013, 12:28
Пишется слитно, корректор прав. Здесь нет отрицания. Сравните: невыполнение плана.
Но лично мне слово неосвоение само по себе не очень нравится. Видимо, Ворду тоже. В его словаре такого слова нет, вот он и подчеркивает красным.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
-
Лучшие Ответы: 2
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
Марго » 15 авг 2013, 13:38
alex-ter:Но лично мне слово неосвоение само по себе не очень нравится. Видимо, Ворду тоже. В его словаре такого слова нет, вот он и подчеркивает красным.
В словаре Ворда вообще много чего нет, так что не стоит так уж сильно ему доверять. А «неосвоение» — нормальное слово (для специфических текстов, конечно) и даже орфословарем зафиксировано: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word … 8%E5&all=x
-
Автор темы
Белов Евгений
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 14.07.2013
- Откуда: Россия, Набережные Челны
- Возраст: 69
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
Белов Евгений » 15 авг 2013, 16:11
Да,конечно,только как их рекламируют на ТВ, неужели и на ТВ тоже самое ?
-
Yelquin
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1260
- Зарегистрирован: 29.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: переводчик, музыкант симф.оркестра
- Откуда: Испания
- Возраст: 56
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
Yelquin » 15 авг 2013, 19:53
Вопрос о правильности письма. Это какое предложение? Повествовательное?
Добавлено спустя 7 минут 5 секунд:
Белов Евгений:неужели и на ТВ тоже самое
А неужели нет?! Целое поколение выросло с бутылкой в руке, а образование — куда ж оно денется! Так по-Вашему?
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
alex-ter:Видимо, Ворду тоже.
Ваш Ворд — подкоп под наш язык.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 7 Ответы
- 643 Просмотры
-
Последнее сообщение Анатоль
20 фев 2014, 06:20
-
- 13 Ответы
- 1953 Просмотры
-
Последнее сообщение irida
03 янв 2009, 21:08
-
- 6 Ответы
- 881 Просмотры
-
Последнее сообщение LADYLOVE
23 апр 2009, 13:02
-
- 1 Ответы
- 1427 Просмотры
-
Последнее сообщение Paul
31 окт 2008, 13:12
-
- 5 Ответы
- 5319 Просмотры
-
Последнее сообщение Анча
20 сен 2012, 11:56
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Русский[править]
В Викиданных есть лексема неосвоение (L133292). |
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | неосвое́ние | неосвое́ния |
Р. | неосвое́ния | неосвое́ний |
Д. | неосвое́нию | неосвое́ниям |
В. | неосвое́ние | неосвое́ния |
Тв. | неосвое́нием | неосвое́ниями |
Пр. | неосвое́нии | неосвое́ниях |
неосвое́ние
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Приставки: не-о-; корень: -своj-; суффикс: -ениj; окончание: -е.
Произношение[править]
- МФА: [nʲɪəsvɐˈjenʲɪɪ̯ə]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- полное или частичное неиспользование выделенных финансовых средств ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
- Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Орфографический словарь-справочник
неосвоение
- неосвоение
-
неосвоение
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая.
1998.
Как правильно пишется слово «неосвоение»
неосвое́ние
неосвое́ние*, -я
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: опорок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отправить комментарий
Вопрос о правильности письма. ⇐ Грамматика
Модератор: Селена
-
Шляков Ваня
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 15.08.2013
- Откуда: Россия, Пермь
- Возраст: 19
Re: Вопрос о правильности письма.
Сегодня поспорили с коллегами как правильно писать слово «не освоения» слитно или раздельно в фразе «риск не освоения бюджетных средств». Корректор-филолог утверждает, что пишется слитно, а в Word при слитном написании подчеркивает красной линией, указывая на ошибку. Корректор-филолог опровергает корректность указанной программы, т.к. якобы она написана не русскими специалистами. Прошу разъяснить как правильно писать.
-
alex-ter
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2490
- Зарегистрирован: 26.01.2012
- Образование: высшее техническое
- Профессия: программист
- Откуда: Санкт-Петербург
- Возраст: 65
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
alex-ter » 15 авг 2013, 12:28
Пишется слитно, корректор прав. Здесь нет отрицания. Сравните: невыполнение плана.
Но лично мне слово неосвоение само по себе не очень нравится. Видимо, Ворду тоже. В его словаре такого слова нет, вот он и подчеркивает красным.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
-
Лучшие Ответы: 2
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
Марго » 15 авг 2013, 13:38
alex-ter:Но лично мне слово неосвоение само по себе не очень нравится. Видимо, Ворду тоже. В его словаре такого слова нет, вот он и подчеркивает красным.
В словаре Ворда вообще много чего нет, так что не стоит так уж сильно ему доверять. А «неосвоение» — нормальное слово (для специфических текстов, конечно) и даже орфословарем зафиксировано: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word … 8%E5&all=x
-
Автор темы
Белов Евгений
- писарь
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 14.07.2013
- Откуда: Россия, Набережные Челны
- Возраст: 69
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
Белов Евгений » 15 авг 2013, 16:11
Да,конечно,только как их рекламируют на ТВ, неужели и на ТВ тоже самое ?
-
Yelquin
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1260
- Зарегистрирован: 29.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: переводчик, музыкант симф.оркестра
- Откуда: Испания
- Возраст: 56
Re: Вопрос о правильности письма.
Сообщение
Yelquin » 15 авг 2013, 19:53
Вопрос о правильности письма. Это какое предложение? Повествовательное?
Добавлено спустя 7 минут 5 секунд:
Белов Евгений:неужели и на ТВ тоже самое
А неужели нет?! Целое поколение выросло с бутылкой в руке, а образование — куда ж оно денется! Так по-Вашему?
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
alex-ter:Видимо, Ворду тоже.
Ваш Ворд — подкоп под наш язык.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 7 Ответы
- 643 Просмотры
-
Последнее сообщение Анатоль
20 фев 2014, 06:20
-
- 13 Ответы
- 1953 Просмотры
-
Последнее сообщение irida
03 янв 2009, 21:08
-
- 6 Ответы
- 881 Просмотры
-
Последнее сообщение LADYLOVE
23 апр 2009, 13:02
-
- 1 Ответы
- 1427 Просмотры
-
Последнее сообщение Paul
31 окт 2008, 13:12
-
- 5 Ответы
- 5319 Просмотры
-
Последнее сообщение Анча
20 сен 2012, 11:56
Орфографический словарь русского языка (онлайн)
Как пишется слово «неосвоение*» ?
Правописание слова «неосвоение*»
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
неосвое́ние*, -я
Рядом по алфавиту:
не осведомлён , -ена́ (в чем, о чем)
неоригина́льно* , нареч. и в знач. сказ.
неоригина́льность* , -и
неоригина́льный* , кр. ф. -лен, -льна
неориенти́рованный*
неориккетсио́з , -а
неороманти́зм , -а
неорома́нтик , -а
неороманти́ческий
неортодокса́льность* , -и
неортодокса́льный* , кр. ф. -лен, -льна
неосведомлённость* , -и
неосведомлённый*
неосвещённость* , -и
неосвещённый* , (к освети́ть)
неосвое́ние* , -я
неосво́енность* , -и
неосво́енный*
неосвящённый* , (к освяти́ть)
неослабева́ющий*
неосла́бность , -и
неосла́бный , кр. ф. -бен, -бна
неославяни́зм , -а
неославянофи́л , -а
неославянофи́льский
неославянофи́льство , -а
неосмотри́тельнее*
неосмотри́тельность* , -и
неосмотри́тельный* , кр. ф. -лен, -льна
неосмы́сленность* , -и
неосмы́сленный* , кр. ф. -ен, -енна, прил.
Счетная палата РФ определила основные причины неисполнения бюджетных ассигнований по госконтрактам, следует из заключения СП РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год.
«Основными причинами неисполнения бюджетных ассигнований являются: недостатки в планировании, длительность проведения конкурсных процедур в связи с отсутствием заявок, <…> несвоевременность выполнения работ подрядными организациями, несвоевременность представления исполнителями работ документов для расчетов, недостаточный контроль со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета, расторжение государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ», – говорится в заключении.
При этом в документе отмечается, что наиболее низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований установлен в рамках расходов на капитальные вложения в объекты государственной собственности (91,4%) и на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности (89,6%). Такие низкие уровни исполнения объясняется переносом сроков исполнения контрактов и длительными сроками заключения государственных контрактов и соглашений.
Среди всех главных распорядителей средств федерального бюджета (90 ведомств) наиболее низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований продемонстрировали Росархив (44,6%), Федеральная антимонопольная служба (ФАС, 47,2%), Минпросвещения (45,2%), Минстрой (62,9%) и Федеральное медико-бактериологическое агентство (ФМБА, 66,6 %).
Также по результатам 2020 года СП РФ выявила 264 нарушений закупочного законодательства на 62 объектах контроля. Большая часть этих нарушений (76%) имела процедурный характер. Соответственно 24% нарушений имели финансовый характер. Стоимостной объем этих нарушений составил 5,8 млрд рублей.
В заключении подчеркивается, что нарушения выявлены на всех этапах проведения закупок – «начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов». Наибольшее количество нарушений в сфере закупок связано с организацией и проведением ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, с нарушениями условий реализации контрактов, включая своевременность расчетов по ним, с обоснованием и определением начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, и т.п.
Больше всего нарушений допустили Росреестр (17 нарушений), Минэкономразвития (13), «Курчатовский Институт» (12) и Минцифры РФ (11).
Ранее СП РФ сообщала о том, что контрольные органы РФ выявили в 2020 году 83,5 тыс. нарушений в сфере закупок на общую сумму в 362 млрд рублей. Непосредственно самой СП РФ в прошлом году при осуществлении госзакупок было выявлено 720 нарушений на общую сумму 108,5 млрд рублей. Еще 25 тыс. нарушений на 18,8 млрд рублей были выявлены контрольно-счетными органами субъектов РФ при осуществлении госзакупок и 4,8 тыс. нарушений на 4,4 млрд рублей при осуществлении закупок госкомпаний.
Большая часть этих нарушений Счетная палата связывала с обоснованием НМЦК. На них пришлось 88,8% от всей суммы финансовых нарушений.
Ранее регуляторы неоднократно указывал на необходимость совершенствования механизма определения НМЦК как в госзакупках, так и в закупках госкомпаний.
«Надо навести порядок с определением, чтобы она изначально не была завышена, – говорил в прошлом году заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Артем Гриненко. – Впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях».
В целом фактическое исполнение в 2020 году расходов федерального бюджета по госконтрактам составило 5,3 трлн рублей, что составило 95,9% доведенных до главных распорядителей лимитов бюджетных обязательств. Объем неисполненных расходов составил 230 млрд рублей, или 4,1% (в 2019 году – 421 млрд 880,0 млн рублей).
Как сообщалось, всего в прошлом году госзаказчики (всех уровней – ИФ) заключили 3,4 млн контрактов (3,6 млн контрактов в 2019 году) на 8,9 трлн рублей, что 8,5% больше аналогичного показателя 2019 года.
- неосвоение
-
неосвоение
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая.
1998.
Девятая весенняя сессия Сахалинской областной Думы началась с совместного заседания двух комитетов – по социальной политике и бюджету и налогам. На нем рассмотрен отчет контрольно-счетной палаты (КСП) о результатах проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы по повышению качества и доступности дошкольного образования в рамках соответствующей государственной программы за 2014 год и девять месяцев 2015 года.
Аудиту подверглись областное министерство образования, соответствующие подразделения органов местного самоуправления Холмского, Тымовского, Ногликского районов, Южно-Сахалинска, а также некоторые дошкольные учреждения, на предмет эффективности использования бюджетных средств. В целом, выявлено, что основные задачи подпрограммы соответствуют направлениям государственной политики в сфере образования, определенным стратегией социального и экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года.
По итогам 2014 года индикатор «доступность дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет» достиг 100 проц., т.е. все дети этого возраста обеспечены местами в детских садах. В тоже время отмечено, что некоторые муниципальные образования при отсутствии потребности в субвенции не вносили своевременно предложения об уменьшении плановых ассигнований, что не позволило министерству образования перераспределить бюджетные средства на другие цели. В результате к концу 2014 года 83 млн. руб. остались невостребованными. Не в полном объеме использованы суммы, предназначенные на реализацию образовательных программ в группах кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста. Невостребованные средства были возвращены в бюджет.
Кроме того, отмечено нарушение сроков сдачи в эксплуатацию двух детских садов в Ногликском и Холмском городских округах.
В итоге отчет КСП принят к сведению. Однако депутаты отметили несколько проблем, которые давно ждут решения. В частности, доставка детей в детские сады из отдаленных населенных сел и поселков. Автобусное сообщение там не отличается регулярностью, и потому мамы вынуждены сидеть с детьми дома, в то время, когда в городских детсадах есть места, строятся новые дошкольные учреждения.
Отмечалось также недопустимость неосвоения бюджетных средств, в условиях бюджетного дефицита. Для этого необходимо определить приоритетные направления и усилить контроль за их эффективным использованием.
В тоже время, члены комитетов с удовлетворением отметили, что подпрограмма «Теплые окна» была успешно реализована. Теперь пора браться за фасады дошкольных учреждений.
Кроме того, по мнению депутатов, уже сейчас необходимо задуматься о проблеме, которая может возникнуть совсем скоро – нехватке школьных мест, ведь сегодняшние детсадовцы вскоре пересядут за школьные парты, а их численность остается на уровне 90-х годов, когда в стране был период демографического спада.
Все прозвучавшие рекомендации будут включены в совместное решение комитетов и направлено в областное министерство образования и губернатору.
Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.
Как устанавливается административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств?
Особенности понятия нецелевого применения средств
Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.
Какие используются бюджетные меры принуждения за нецелевое использование бюджетных средств?
Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:
- законе о бюджете;
- сводной бюджетной росписи;
- бюджетной смете;
- договоре о предоставлении субсидии;
- соглашении;
- в другом правомочном документе.
Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.
Какие штрафы за нецелевое использование бюджетных средств?
Последствия нецелевых расходов
Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:
- Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
- главным распорядителем;
- распорядителем;
- получателем бюджетных средств.
- Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.
Виды нецелевого применения государственных финансов
Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:
- допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
- нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).
Варианты средств из бюджета «не на те цели»
Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:
- по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
- перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
- бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
- данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
- деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
- бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
- затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
- нарушение условий предоставления субсидий;
- смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
- прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
- неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.
Субсидии, примененные нецелевым образом
Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:
- Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
- Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
- Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.
Кто виноват
Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?
В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.
Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.
Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.
ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.
Формы ответственности
Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.
Административные кары за «нецелевку»
Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:
- организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
- должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.
Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям
Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:
- штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
- штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
- принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
- арест до полугода;
- заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).
Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):
- штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
- длительность принудительных работ – до 5 лет;
- сроки лишения свободы – до 5 лет.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.
1. Что является нарушением бюджетного законодательства
Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;
5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;
6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
Исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неправомерное использование бюджетных средств;
- неэффективное использование бюджетных средств;
- принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);
- нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);
- невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
- нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);
- нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).
1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств
К неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/24851).
Федеральное казначейство определяет неправомерное использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств с нарушением (Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19.12.2017):
- бюджетного законодательства РФ и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств);
- законодательства РФ, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении бюджета по расходам;
- документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, и государственных (муниципальных) контрактов).
Неправомерным использованием бюджетных средств, исходя из практики контролирующих органов, признается:
- расходование средств субсидии на госзадание на цели, не связанные с выполнением государственного задания (Представление Счетной палаты РФ от 30.09.2016 N ПР 09-230/09-02);
- оплата невыполненных работ (неоказанных услуг) (Представление Счетной палаты РФ от 17.12.2015 N ПР 09-264/09-04);
- не перечисление в доход бюджета бюджетных средств, а использование на текущие расходы (Представление Счетной палаты РФ от 29.12.2014 N ПР 14-370/14-03);
- совершение операций без оправдательных документов (Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2017 N 302-КГ17-169 по делу N А69-19/2016);
- осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;
- переплата зарплаты.
2. Какая ответственность установлена за нарушение бюджетного законодательства
За нарушение бюджетного законодательства установлены следующие виды ответственности:
- административная (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ);
- уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ);
- в виде бюджетных мер принуждения (п. 1 ст. 306.2 БК РФ).
Применение административной ответственности к учреждениям и (или) их должностным лицам зависит от вида совершенного нарушения и (или) типа учреждения.
Примеры нарушений, за которые установлена административная ответственность для бюджетных (автономных) учреждений и (или) их должностных лиц
Виды нарушений |
Привлекаемое лицо |
Мера ответственности |
Основание |
Нарушение учреждением, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением нецелевого использования средств |
Должностное лицо |
Штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Часть 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ |
Учреждение |
Штраф от 2 до 12% суммы полученной субсидии |
||
Нарушение условий предоставления субсидий |
Должностное лицо |
Штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Часть 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ |
Учреждение |
Штраф от 2 до 12% суммы полученной субсидии |
||
Невыполнение государственного (муниципального) задания |
Должностное лицо |
В первый раз: предупреждение или штраф от 100 до 1 000 руб. |
Статья 15.15.5-1 КоАП РФ |
За повторное правонарушение: штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб. |
Срок давности привлечения к административной ответственности зависит от того, какое лицо (юридическое или должностное) привлекается:
- для юридического лица он составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);
- для должностного лица определяется с учетом того, предусмотрено ли статьей административное наказание в виде дисквалификации:
— если да, то срок исковой давности — не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, Письмо Казначейства России от 27.10.2017 N 07-04-05/09-826);
— если не предусмотрено, то срок исковой давности составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
2.1. Какая ответственность предусмотрена за нецелевое или неэффективное расходование учреждением бюджетных средств
За нецелевое использование бюджетных средств установлена административная, уголовная ответственность, а также применяются бюджетные меры принуждения.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 285.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушения деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений за нецелевое расходование бюджетных средств.
Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.
Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примеч. к коммент. статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн 500 тыс. руб.
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.
Такие деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательно не установлена. Средства, признанные проверяющими как неэффективно использованные, могут потребовать возместить в бюджет на основании предписания контролирующего органа. Проверяющие также вправе обязать учреждение устранить нарушение и предпринять меры по недопущению неэффективного расходования средств (п. 3 ст. 270.2 БК РФ).
3. Какие бюджетные меры принуждения применяются
Бюджетные меры принуждения — это санкции, которые применяются за бюджетные нарушения.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие бюджетные меры принуждения (п. 2 ст. 306.2 БК РФ):
- взыскание средств, предоставленных из одного бюджета другому;
- взыскание платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому;
- взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления МБТ (за исключением субвенций).
Бюджетные меры принуждения могут применить за такие действия, как (гл. 30 БК РФ):
- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ);
- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ);
- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ);
- нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 БК РФ).
Наряду с бюджетными мерами принуждения могут применяться и иные меры ответственности (п. 7 ст. 306.2 БК РФ).