Если учесть, что к существительному ЗАЯЦ нетрудно подобрать однокоренные слова, использовав различные суффиксы (уменьшительные, ласкательные, увеличительные, пренебрежительные и т. п. ) , то «Швейк» прав. «зависит от пола» ©.
6 годов назад
от
Людмила .
«Зайка моя, я твой глазик. » — ж. р. «Зайка серенький. » — м. р. Как видим, род зайки можно определить по прилагательному или притяжательному местоимению.
6 годов назад
от
Александр Лобов (Лю)
По дороге мчалась таратайка,
Гнала чалых плачущая Зойка,
Упорхнули торопливой стайкой,
Грохотом напуганные сойки.
Время лечит… — это только байки,
Утешая, убеждают бойко…
Ни фаты, ни в лентах с куклой «Чайки»,
Только вдаль несущаяся тройка.
Девушки в селе морально стойки.
На беду приехал как-то байкер,
В баре местном подошёл он к стойке,
И назвал, обмолвясь, Зойку зайкой
Зойка уронила рюмку в мойку,
Ходуном ходила грудь под майкой,
Не заметив, сбросила в помойку
Свежие непроданные сайки.
Байкер был не то чтобы зазнайка,
Он вниманье обратил на Зойку,
Взгляд его как будто бы нагайкой
Полоснул, не дав ей даже ойкнуть.
Разбудил в ночи её треск байка,
рядом нет любимого на койке…
Мчится по дороге таратайка,
Зойка догоняет байк на тройке.
Да простят меня читатели, узрев однокоренные и грамматические рифмы!
Как написать слово «зайка» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «зайка»?
за́йка́
Правильное написание — зайка, ударение падает на букву: а, безударными гласными являются: а.
Выделим согласные буквы — зайка, к согласным относятся: з, й, к, звонкие согласные: з, й, глухие согласные: к.
Количество букв и слогов:
- букв — 5,
- слогов — 2,
- гласных — 2,
- согласных — 3.
Формы слова: за́йка, -и, р. мн. за́ек, м..
за́йка
за́йка, -и, р. мн. за́ек, м.
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пресладкий:
Ассоциации к слову «Зайка»
Синонимы к слову «зайка»
Синонимы к слову «Зайка»
Предложения со словом «зайка»
- Хотелось превратиться в озорного солнечного зайку – творить, что угодно, скакать, где вздумается, и чтобы никто тебя не поймал.
- Издавна это символ некоей трусости («трусишка зайка серенький»).
- Взрослый может помогать ребятам, дирижируя в те моменты, когда участники поют про себя, изображая то, о чём поётся, например, «…трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал…». (www.forkids.ru).
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «зайка»
- Попадались им собашники: // Псы носились по кустам, // А охотничек покрикивал, // В роги звонкие трубил, // Чтобы серый зайка спрыгивал, // В чисто поле выходил. // Остановятся с ребятами: // «Чьи такие господа?» // — «Кашпирята с Зюзенятами… // Заяц! вон гляди туда!» // Всполошилися борзители: // «Ай! а-ту его! а-ту!» // Ну собачки! Ну губители! // Подхватили на лету…
- Всех прежде зайка серенький // Из кустика соседнего // Вдруг выскочил, как встрепанный, // И наутек пошел!
- А вот следы маленькие… то зайка скакал, то бел горностай…
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «зайка»
-
ЗА́ЙКА, -и, род. мн. за́ек, дат. за́йкам, м. Разг. Ласк. к заяц. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗАЙКА
Смотрите также
ЗА́ЙКА, -и, род. мн. за́ек, дат. за́йкам, м. Разг. Ласк. к заяц.
Все значения слова «зайка»
-
Хотелось превратиться в озорного солнечного зайку – творить, что угодно, скакать, где вздумается, и чтобы никто тебя не поймал.
-
Издавна это символ некоей трусости («трусишка зайка серенький»).
-
Взрослый может помогать ребятам, дирижируя в те моменты, когда участники поют про себя, изображая то, о чём поётся, например, «…трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал…». (www.forkids.ru).
- (все предложения)
- заинька
- зайчонок
- зайчишка
- заяц
- зайчик
- (ещё синонимы…)
- Уразай
- медведь и заяц
- пушистый хвостик
- сказки рассказать
- укусит за бочок
- (ещё синонимы…)
- заяц
- зайчик
- лес
- белый
- кролик
- (ещё ассоциации…)
- плюшевый
- (ещё…)
- Склонение
существительного «зайка» - Разбор по составу слова «зайка»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [c]–[з]
I. Четко произносить слоги парами.
а) |
са – за со – зо су – зу сы – зы ся – зя сё – зё сю – зю си – зи се – зе |
за – са зо – со зу – су зы – сы зя – ся зё – сё зю – сю зи – си зе – се |
б) |
зва – сва зво – сво зву – сву звя – свя зви – сви звсе – све |
зла – сла зло – сло злу – слу зля – сля зли – сли зле – сле |
зма – сма змо – смо зму – сму зме – сме зми – сми змя – смя |
зна – сна зно – сно зну – сну зне – сне зни – сни зня – сня |
в) |
азма – асма ёзма – ёсма |
озма – осма юзма – юсма |
узма – усма изма – исма |
язма – ясма езма – есма |
И т. д.
II. Добавьте слоги «СЫ» или «ЗЫ».
бу… ве… шлю… зано… арбу… у… |
во… ча… рель… колба… алма… ро… |
та… плак… гро… бере… ко… но… |
вя… ту… поло… моро… ва… ли… |
III. Четко произносить слова парами.
зайка – сайка роза – роса Захар – сахар зуб – суп зыбь – сыпь бузина – бусина газета – кассета злой – слой базы – басы позади – посади |
Лиза – лиса коза – коса Зоя – соя козу – косу козы – косы зев – сев злить – слить змей – смей зверь – сверь зима – Сима |
IV. Четко произносить слова.
Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень, зоосад, записка, заставка, застегнуть, застелить, застроить, заснуть, запас, запуск, засиял, засмеялся, застонал, заслуга, заступ, застава, заморозки, замысел, занавес, сознание, созвездие, смазать, сквозить, снизу, лесовозы, любезность, независимость, неизвестный, здравствуй, здесь, пустозвон, сразу, сюрпризы, закваска, заросли, застой, заслонка.
V. Четко произносить словосочетания.
сильная зависть неслыханная засуха прозрачная занавеска зимний сезон слезливый голос музыкальный слух пёс залаял сильный запах золотые листья пустая изба зеленые сады опасная болезнь занавес поднялся зеленый салат опасная зона зеленые сосны написать записку висит замок замазать замазкой возить коляску |
зимние заносы озимые посевы вкусный сазан связанная безрукавка снесенное здание Вася заболел залп салюта золотая осень синий зонт запах сирени веселое звено постоянная забота заказное письмо особое задание сухая земля осина засохла заснуть в саду сказать слово засыпать песком сизый голубь |
VI. Четко произносить предложения.
Лиза, посади сзади Соню.
Зоя, дай Захару сахару.
Сеня взял совок и насыпает кузовок.
Птичку сойку мы назвали Зойкой.
Эту девочку с косой во дворе зовут козой.
Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил.
Зина и Сима взяли санки.
В будке сидит грозный пёс.
На санках вязанка дров.
У совы круглые глаза.
У плотника доски и гвозди.
Соня Сене загадывает загадку.
У Сени заболели зубы.
Сазан – вкусная рыба.
Зоя возит Соню в коляске.
Тётя Тася забыла зонтик.
У соседей заиграла музыка.
У Зои зелёные глаза и светлые волосы.
У Зины бусы из синей бирюзы.
В магазин завезли чудесные арбузы.
Света мыла в тазу резиновую лису.
Наступила золотая осень.
Серая коза забрела в зеленый сад.
Зоя посадила бузину.
Зеленые сосны поднялись у дома.
В лесу поспела земляника.
Соня поставила на стол тарелку, в ней изюм и пастила.
Лиза спряталась под зонт.
Зоя замесила тесто.
Сима повесила зеленый занавес.
В синей вазе стояли розовые пионы.
Вася разрезал спелый арбуз.
В магазине есть спелые сливы.
В тёмном небе засияла золотая звезда.
Степа сделал запас сена козе на всю зиму.
На заводе делают самолёты.
У сусликов и сурков острые зубы.
Суслики и сурки – грызуны.
Соня видела зубра в зоопарке.
На розах блестит роса.
Осы напали на козу.
Поля засеяли овсом и кукурузой.
Раздался сильный стук, загремел засов.
У озера густые заросли.
В сосновом лесу смолистый запах.
В воздухе заскользили стрижи.
Оделись зеленью кусты, запели звонко соловьи.
Синие стрекозы стайками взлетали над осокой.
В вазе стоит мимоза.
Зоя идёт на стадион.
У Лизы злая собака.
В саду засохла берёза.
Под кустом сидит зайка.
Трезор затравил лису.
Раздался звук выстрела.
У Зины красивые бусы.
В саду раздался звонкий смех.
Скоро наступит зима.
Дорогу замело снегом.
Хоккеисты открыли зимний сезон.
Мы любовались красивым закатом.
Зимой стояли сильные морозы.
Космонавтов называют звездными братьями.
На столе стоит ваза с розами.
Воздух лесной пахнет сосной.
Составляет зайка забавную мозаику.
Указать мне компас смог путь на запад и восток.
Из магазина умный пёс до дома Зое сумку нёс.
Дети на скамейку сели, песню звонкую запели.
Сизый селезень на бал всех соседей созывал.
Любит зайка сок капустный: и полезный он, и вкусный.
VII. Четко произносить пословицы. Выучить.
За всякое дело берись смело.
Один за всех – все за одного.
У страха глаза велики.
Сказал, как узлом завязал.
Сумел завязать, сумей и развязать.
Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка на всё только рот разевает.
Старая хлеб-соль забывается.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
VIII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.
С к о р о г о в о р к и.
1. Заглянула в дверь коза, очень грустные глаза.
2. У Зои и Сани в сетях сом с усами.
3. В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки.
4. Везёт Сенька Саньку с Зинкой на санках.
5. На скамейку Зоя села, справа – Слава, Сева – слева.
6. Ослик был сегодня зол – он узнал, что он осел.
IX. Выучить.
Зима
Всюду снег,
В снегу дома –
Привезла его зима.
К нам спешила
Поскорей,
Привезла нам
Снегирей.
От зари
И до зари
Славят зиму
Снегири.
Е. Трутнева
Зайка и коза
Зайка не спит, Зою зовёт.
Зайке коза спать не даёт.
Возьмите козу,
Замкните козу,
И зайка мой заснет в тазу.
Зайка зевнёт –
И Зоя зевнёт.
Зайка заснёт –
И Зоя заснёт.
Змея
Змея змеилась,
Змея смеялась,
Смеясь, змеилась,
Змеясь, смеялась.
И. Лопухина
X. Пересказывать.
Вкусная земляника
Захотела коза посадить у себя сладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли возле дома. Зацвела весной земляника, а потом поспели ягоды. Позвала коза соседей и угостила их земляникой.
Любопытная сова
Не спит лупоглазая сова, когда темно. В темноте глаза совы всё видят: вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когда весь лес заснет, сова вылетит из дупла, везде заглянет, всех напугает, а потом усядется на сук и заухает.
Загадки на снегу
Заметает зима снегом лесные пути. А если нет снегопада, то на снегу, как на листе бумаги, заметны следы обитателей леса. Тут стояли кабаны, здесь веселилась стайка клестов, а вот самые запутанные следы. Они ведут от сосны к кустам, мимо осин, а потом – назад. Это зайка загадывает лисе загадки. Уведут следы лису далеко в лес, а Косой тут под сосной сидит. Не узнает лиса, где его искать.
Сойка
За домом сосна. На сосне гнездо сойки. Сойка упала из гнезда. Лиза и Саня взяли сойку и принесли домой. Дома они посадили сойку в клетку.
Стадо
На лугу паслись козы. Петух заснул. Из леса показался волк. Он схватил одну козу. У пастуха была злая собака. Собака погналась за волком. Она спасла козу.
Тузик
У нас была собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя даёт Тузику кость. Тузик грызёт кости.
Коза
У Лизы коза. Лиза пасла козу. Коза грызла кору берёзы. Лиза прогнала козу и загнала её в сарай.
Зайка
Зоя и Соня в лесу. Под кустом сидит зайка. Зоя зовёт Соню: «Соня, там зайка!» Зайка испугался и убежал.
Берёза
В саду берёза. Берёза сухая. На берёзе гнездо зяблика. Зяблик таскал в гнездо листики.
Смелый
У Зураба есть собака. Собаку зовут Смелый. Зураб и Смелый гуляли в лесу. Вдруг из-за куста выползла змея. Зураб испугался, а Смелый бросился на змею и разорвал её. Смелый спас Зураба.
Красна-весна
С прилётом зябликов придёт красна-весна. Растает снег, зазеленеет земля, вылезут смолистые листья на тополях. Запахнет зелёной травой, развернётся ива.
Зайка
Зима. Сумерки. Весь лес засыпан снегом. Скачет по снегу косой зайка. Замёрз. Устал. Негде спрятаться. Вот под берёзой густой кустарник. Зайка зарылся в снег под кустами и заснул. Да усмотрела зайку сова, что притаилась на сосне. Берегись, зайка, уноси ноги!
На катке
Стасик и Денис катались на коньках. Блестел лёд, искрился снег, звенели полозья. Весело неслись мальчики по льду. Стало темнеть, мороз становился сильнее. Стасик и Денис замёрзли и проголодались. Они стали собираться домой.
Зайка и коза
У Зины заводная коза. Заведут её – она забегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:
– Скоро мой зайка заснёт. Зайку никто не возьмёт!
Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.
Султан и зайка
У куста серый зайка. Замер зайка. А за сосной Султан. Султан увидел зайку. Зайка увидел Султана. Зайка – в кусты, Султан – за ним. У султана острые зубы. У зайки быстрые ноги. Ускакал зайка. Не догнал его Султан.
XI. Составить рассказ по опорным словам.
Обезьянка
Зоопарк, Зоя, Зина, Соня, клетки, обезьянки, забавы, кувыркание, дразнят, дети, смех.
Зайка
Зайка, зима, голод, сад, яблони, грызёт, собаки, боязно, лес.
Начало: Русский язык. Часть 1. От падежей до имен. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
Часть жизни мы с вами, дорогие взрослые, проводим в очередях, пробках, просто поездках (на дачу, например). Наши дети и внуки вынуждены также бездарно коротать время рядом с нами, изнывая от скуки.
А может быть вы гуляете с младшим ребенком, который посапывает в колясочке, а старший в этот момент плетется рядом, опустив голову?
Но мы можем превратить эту скуку в игру!.. Ребенок многое узнает и очень удивится, когда поймет, что сапожник — это не пьяный водопроводчик, а ветеринар — специалист по ветру.
Весна? Лето? Вы собрались к бабушке в деревню или на дачу? В лес? В парк? Эти речевые игры помогут вам с пользой провести время в дороге, на гамаке или скамейке.
Или ваш ребенок заболел? Дома тоже можно играть в эти игры!
Это — беседы-игры, которые не требуют особого времени: на прогулке, остановке общественного транспорта — везде можно найти время для развития у ребенка дара слова.
Доделаем до конца?
Старались, но не очень…
«Мама попросила Аню и Ваню съесть кашу. Дети не доели и убежали гулять. Часть каши осталась в тарелках.
— Ах, кашу не доели! — покачала головой мама.
Мама попросила Аню и Ваню убрать игрушки в своей комнате. Дети часть игрушек убрали на место и убежали смотреть телевизор.
— Все дела, которые вы начинаете, нужно завершать. Не привыкайте бросать дело на пол пути! — отчитала мама детей».
Спросите у ребёнка, почему так плохо не доделывать до конца дела. Если ребёнку трудно объяснить, приведите примеры из вашей жизни… Нужно в ребёнке «раскочегарить» фантазию и воображение, чтобы обыграть какую-нибудь жизненную ситуацию с заданным условием (недоделанные дела). Как только мы разбудим в ребёнке мыслительные рычаги, он увидит и поймёт в этой игре не только её логику, но ещё и нравственную составляющую.
Провокационные примеры:
«Что будет с пациентом, если его врач не долечит?»
«Что будет со старушкой, если мальчик, взявшись её перевести через дорогу, на пол-пути её бросит и убежит?»
«Что будет с нашей страной, если наш президент в какой-то момент заскучает, забросит все свои важные дела и уедет на рыбалку?»
Берегли добро, да не уберегли.
Ловили вора, да не поймали.
Ждали гостя, да не дождались.
Закрывали форточку, да не закрыли.
Подымал штангу, да не поднял.
Ехал Ваня в школу, да не доехал.
Сушили грибы, да не досушили.
Играл на скрипке, да недоиграл.
Учил Ваня урок, да не выучил.
Читала Аня книгу, да не дочитала.
Пилили бревно, да не допилили.
Будили Антошку, да не разбудили.
Кричали Мишке, да не докричались.
Учился на шофёра, да не выучился.
Аня ждала бабушку, да не дождалась.
Плыл уж к берегу, да не доплыл.
Рвал Ваня верёвку, да не порвал.
Ваня лез на крышу, да не залез.
Орёл летел к гнезду, да недолетел.
Мы запирали дверь, да не заперли.
«…Наставник должен дать детям этот навык, в то же время обогащая постепенно самый умственный запас, и развить в детях чутьё языка, которое угадывает, что форма не та, какая требуется. Не должно забывать, что, сколько бы мы ни вносили сознательности в нашу речь, многое зависит от верности и развития нашего словесного инстинкта: ребёнок четырёх или пяти лет, никогда не слышавший какого-нибудь глагола, а тем менее каких-нибудь грамматических правил, по большей части начинает спрягать новый для него глагол правильно вследствие бессознательного, инстинктивного навыка. Этот инстинкт не только должно приводить в сознание грамматикой, но и усиливать его беспрестанным упражнением.
Особенное значение для орфографии имеет словопроизводство, которое и занимает детей, представляя для них нечто вроде игры в слова. Наставник берёт какое-нибудь слово, потом говорит и пишет несколько слов, имеющих с первым корень; повторяет это упражнение три-четыре раза, и ребёнок, ещё не знающий, что такое корень слова и слова одного корня, инстинктивно приучается к этому упражнению. Это упражнение не только даёт детям власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти, но служит одним из лучших приготовительных упражнений к орфографии…»
(К.Д. Ушинский)
Я учил азбуку, да не выучил.
Ты забивал гвоздь, да не забил.
Она варила кашу, да не доварила.
Вы ели кашу, да недоели.
Он торопился, да не успел.
Они бежали, да не добежали.
Мы пели-пели, да не допели.
Я писал письмо, да не дописал.
Мы пилили бревно, да не допилили.
Он ловил мышей, да не поймал.
Я слушал песню, да не дослушал.
Она шила сарафан, да не дошила.
Вы строили дом, да не достроили.
Вы взбирались на гору, да не взобрались.
Она жарила котлеты, да не дожарила.
Они искали вора, да не нашли.
Мы стирали бельё, да не достирали.
Она слушала песню, да не дослушала.
Ты лечила больного, да не долечила.
Старались и перестарались
Родители жалуются: в первый класс их дети пришли с дипломами об успешном окончании мини-гимназии, но вскоре многие «дипломированные» первоклашки «подсели на репетиторов». Произошла подмена: оказалось, за деньги детишек натаскали к тестированию, которое проводят все школы при приёме детей в первый класс, — они бойко отвечали заученные готовые тексты на ожидаемые вопросы. Если мыслительная деятельность не разбужена, натаскивание бесполезно. Уметь излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения — наипервейшее условие дальнейшего успешного изучения многих предметов. И для того, чтобы овладеть этими умениями, надо обладать даром слова. Это обладание не даётся врождённо, его нужно неустанно развивать, упражнять.
Родители не в силах уделить своему чаду время? В гонке за выживание уходят время, желания, силы?.. Перепоручите это своим близким — бабушкам-дедушкам. Им спешить некуда. И возможно, если настрой наставника будет доброжелательным, спокойным и сердечным — ребёнок порадует в скором времени успехами. Систематичность бесед и домашняя обстановка способствуют также возникновению между ребёнком и наставником душевной теплоты и понимания. А в арсенале будущего первоклассника так необходимо чувство защищённости — броня из душевной теплоты, любви и понимания близких!
Итак, куличики ребёнка уже не привлекают. Он сидит подле вас и болтает ногами.
У вас появилась возможность на несколько минут втянуть ваше чадо в весёлую и познавательную игру…
Ели-ели, да… объелись.
Хвалили, да… перехвалили.
Сушили грибы, да… пересушили.
Загорали, да… сгорели.
Трудились, да… перетрудились.
Купались в пруду, да… перекупались.
Котлеты жарили, да… пережарили.
Варили пельмени, да… переварили.
Солили суп, да… пересолили.
Мудрили, да… перемудрили.
Ссорились, да… перессорились.
Занимались спортом, да… перезанимались.
Старалась, да… перестаралась.
Поливали огород, да… перелили.
Катался, да… перекатался.
Весело? Смотрите дальше.
-
2. Меняем слова по степени сравнения
-
Меняем слова по степени сравнения
Прогулка по бульвару может прерваться поеданием мороженого. Неплохой повод для начала игры… Можно спровоцировать начало игры вопросом: «Что слаще — мороженое или мёд?» Подстрочник справа от инструкции для взрослых (слова, выделенные курсивом, взрослым не произносятся, эти слова взрослый ожидает услышать от ребёнка).
Далее объекты для игры вы обнаружите вокруг себя. Всё сгодится для сравнения: и машины, и люди, и дома, бытовые вещицы, животные, природные явления… Наставник может привлечь внимание ребёнка рассказом о своём детстве: «Когда я был маленьким… Мой друг в нашем классе пел очень громко, зато речёвки я кричал громче всех…».
«…Изменение слов по степеням сравнения иногда затрудняет наших детей своей чрезвычайной неправильностью, а потому следует упражнять в нём детей, заставляя их дополнять предложения; так, например, «наш пруд глубок, но река ещё…» дети сами должны окончить. Такой вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно а не мал, но они не умеют пользоваться этим Я запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова…»
(К.Д. Ушинский)
Груша сладка, да мёд слаще.
Нож остёр, а бритва острее.
Хлеб дорог, а масло дороже.
Ведро широко, а бочка шире.
Озеро глубоко, а море глубже.
Берёзка высока, а сосна выше.
Ванька хитёр, а Петька хитрее.
Муха мала, да комар меньше.
Медь тверда, но железо твёрже.
Кисель жидкий, да молоко жиже.
Молоко жидко, а вода жиже.
Скоморох весел, а клоун веселее.
Железо тяжело, но свинец ещё тяжелее.
Утюг тяжёл, а два утюга тяжелее.
Оля громко поёт, да Коля громче.
Фонарь ярко светит, да солнце ярче.
Сосна крепка, а дуб крепче.
Петя сильный, а папа сильнее.
Толя умный, а Вася умнее.
Сосна горит жарко, а берёза жарче.
Перейдем к именам.
-
3. Имена мужские и женские
-
Имена мужские и женские
На бульваре ваш ребёнок обязательно познакомится с новыми детьми. Он удивится разнообразию имён. Есть повод познакомить его с именами поближе.
Ваня, Ванечка… Аня, Анечка, Анюта… Так ласково называет своих внуков бабушка. А каковы полные имена детей? Правильно — Анна и Иван. Давай и дальше поиграем в эту игру?!
Игру разбиваем на несколько этапов:
1) слова взрослого: «Я называю имя мальчика, а ты образуешь из этого имени полное имя» (пример: «Алёша — Алексей»);
2) слова взрослого: «Я называю имя мальчика, а ты фантазируешь, как ласково могут звать этого мальчика дома» (пример: «Коля — Коленька»);
3) слова взрослого: «Я называю имя мальчика, а ты фантазируешь, как могут дразнить этого мальчика во дворе» (пример: «Валера — Валерка-тарелка»);
4) слова взрослого: «Я называю имя мальчика, а ты образуешь из этого имени отчество» (пример: «Дима — Дмитриевич»).
Высший пилотаж — ребёнок за «один присест выдаёт» все варианты имени!
То же «проделываем» и с женскими именами, за исключением образования отчеств. Хотя… почему бы не «покуролесить»? (Пример: «Надежда — Надеждовна, Надеждович»; «Марина — Мариновна, Маринович»; «Светлана — Светлановна, Светланович».) Это же игра!
Про Петю-петушка и Федьку-редьку
Алёша — Алексей — Лёшечка — Лёшка — Лёша-калоша — Алексеевич
Антошка — Антон — Антон-батон, Антошка-картошка — Антонович
Вадик — Вадим — Вадюша — Вадька -Вадимович Валера — Валерий — Валерка-тарелка — Валерьевич
Валя — Валентин — Валечка — Валька -Валентинович
Ваня — Иван — Ванюша — Ванечка — ванька-встанька — Иванович
Вася — Василий — Васютка — Васенька — Васька — Васильевич
Виталий — Виталя — Виталька — Витальевич
Витя — Виктор — Витюша — Витька — Витёк -Виктор — Викторович
Гена — Геннадий — Генка — Крокодил Гена — Геннадьевич
Дима — Дмитрий — Димуля — Димочка — Димка — Дмитриевич
Женя — Евгений — Женечка — Женька — Евгеньевич
Кеша — Иннокентий — Кешка — Иннокентьевич
Коля — Николай — Коленька — Колька — Николаевич
Костя — Константин — Костяшка-таракашка — Константинович
Никита — Никитка — Никитушка — Никитович
Миша — Михаил — Мишутка — Мишка-топтышка — Михайлович
Паша — Павел — Пашка — Павлуша — Павлович
Петя — Пётр — Петька — Петенька — Петя-Петя-петушок — Петрович
Саша — Александр — Сашенька — Саня -Сашуля — Сашок — Сашка-промокашка — Александрович
Серёжа — Сергей — Серёга — Серж — Серёженька — Серый — Сергеевич
Стёпа — Степан — Стёпочка — Степашечка — Степка — Степанович
Тёма — Артём — Тёмка — Артёмка — Артемьевич
Толя — Толечка — Анатолий — Анатольевич
Федя — Федечка — Фёдор — Федька-редька — Фёдорович
Юра — Юрий — Юрочка — Юрка — Юрок-шнурок — Юрьевич
Яша — Яков — Яшечка — Яшка-бумбарашка — Яковлевич
Про Светочку-конфеточку и Юлечку-мяулечку
Аня — Анна — Анечка — Анюта — Нюта — Нюша
Валя — Валентина — Валечка — Валюша
Варя — Варвара — Варенька — Варюша
Галя — Галина — Гальчонок — Галинка
Даша — Дарья — Дашенька — Дашута — Дашка-чебурашка — Дашка-букашка
Женя — Евгения — Женечка — Женька
Ира — Ирина — Ириша — Иринка — Ирочка
Катя — Катерина — Катюша — Катенька
Ксюша — Ксения — Ксюшка-плюшка
Лариса — Лора — Ларочка — Лариска-ириска
Лена — Елена — Леночка — Ленка — Ленуся-лапуся
Лида — Лидия — Лидочка — Лидка — Лидуся
Лиля — Лилия — Лилька-шпилька
Люба — Любовь — Любаша — Любочка-юбочка
Люда — Людмила — Людка — Людочка
Марина — Мариша — Маришка — Мариночка-корзиночка — Маринка
Рита — Маргарита — Ритка — Ритуся — Ритуля
Роза — Розочка-козочка — Роза-мимоза
Надя — Надежда — Наденька — Надюша
Настя — Анастасия — Настенька — Настька -Настюня — Настюшка — Настюша
Наташа — Наталья — Наташенька — Ната
Саша — Александра — Шурка — Сашенька
Тома — Томочка — Тамара — Тамарочка
Юля — Юлия — Юлечка-мяулечка
Света — Светлана — Светик — Светулик — Светочка-конфеточка — Светка-наседка
Таня — Татьяна — Танечка — Танюшечка — Танюсик — Татьянка
Клава — Клавдия — Клавка — Клавочка-лавочка
Поля — Полина — Полинка — Полюшка
Именные и географические скороговорки
Агнии из Англии.
Тамары из Самары.
Ксении из Кении.
Валерии из Карелии.
Лилии из Ливии.
Клавы из Балаклавы.
Вере не верь!
Урсула уснула.
Настёна — сластёна.
А Олежка — сладкоежка.
Фёкла-свёкла.
Федька-редька.
Скворца-скворушку
Сайка у сойки, зайка у Зойки.
Фёкла намокла и смолкла.
Наши Ксюши бьют баклуши.
Акула у Акулинки. Сардинка у Иринки.
Павел Петрович Бажов, Пётр Павлович Ершов.
С котом Васей такая катавасия!
Негр гренки греет в грелке.
Мокр мокко в Марокко.
У половины паломников — половинки половников.
Из серебра у серба серп.
Белорус белоус. Белорусы белоусы.
Разве Ницца — заграница?
Пицца в Ницце из птицы.
Именные и сквер(ные) потешки и стишки…
Скверно в сквере сквернословить!
Очистим скверы от этой скверны!
Скука от скукоты скукожилась и скуксилась…
***
Щекочет щенка щётка. Щекочет.
Щенок щётке сдачи дать хочет.
***
Сурово сурок смотрел на сырок.
Не едят сурки сладкие сырки!
***
Почитаю книжки я братишке.
Заплету косички я сестричке.
Испеку оладушки я для матушки.
***
Слоны слонялись по вольеру —
Искали мальчика Валеру…
Бесполезно искать там Валеру:
Он давно улетел на Венеру.
***
Пират Марат не виноват,
Что утонул его фрегат.
Соседский кот Пират
Перевернул фрегат.
Всё!
Продолжение здесь: Русский язык. Часть 3. От падежей до имен. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
Для тех, кому интересно:
Природа и вещи окружающие нас. Дома на диване. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 3 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 4 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
В деревне. 5 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. Итоговые игры. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
Профессии. Ремесло. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
Профессии. Ремесло. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
Профессии. Ремесло. 3 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
Пары слов на звуки З — С
Пары слов на звуки [с] — [з].
Сам – зам
Сад – зад
Сап – залп
Сало – зала
Муса – Муза
Роса – роза
Коса – коза
Лиса – Лиза
Сайка – зайка
Сойти – зайти
Самки – замки
Просо – проза
Совет – завет
Собор – запор
Советы – заветы
Посади – позади
Сосуля – зозуля
Касаться – казаться
Сатира – задира
Сахар – Захар
Насад – назад
Сажать – зажать
Сопеть – запеть
Садок – задок
Солить – залить
Согнуть – загнуть
Собрать – забрать
Содрать – задрать
Сомкнуть – замкнуть
Лисонька – Лизонька
Сосулька – зозулька
Сочинить – зачинить
Пересолить – перезолить
Босая – борзая
Сапожок – запашок
Солёный – золёный
Солонка – заслонка
Соломка – заломка
Солильный – золильный
Сыпь – зыбь
Расы – разы
Усы – узы
Басы – базы
Росы – розы
Весы – возы
Заносы – занозы
Суд – зуд
Суп – зуб
Росу – росу
Косу – козу
Сайку – зайку
Судить – зудит
Соль – золь
Соя – Зоя
Совы – зовы
Сойка – Зойка
Осот – азот
Сор – узор
Сон – зонт
Сон – газон
Соль – мозоль
Колосок – глазок
Сольный – зольный
Квасок – возок
Слить – злить
Сверь – зверь
Слой – злой
Смей – змей
Слиться – злиться
Смеясь – змеясь
Синеть – звенеть
Сачок – значок
С нами – знамя
Снасть – знать
Весло – везло
Постно – поздно
Свод – взвод
Сломать – взломать
Грустный – грузный
Гласный – глазной
Свалить – взвалить
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Стихи про сойку Зойку! Кто знает???
4 августа 2015 16:57
Бабушка Владу рассказала первые 4 строчки, а дальше не помнит. А он теперь просит весь стих. В интернете не могу найти слова! Помогите, пожалуйста!
Жила птица сойка,
Звали сойку Зойка.
А у Зойки были
Перья голубые…
а дальше вот…?
Комментарии
Жила птица Сойка.
Сойку звали Зойка. А у Зойки были Перья голубые.Перья голубыеПесенки любые.Летела синицаПтица-озорница.-Здравствуй, сойка Зойка! Я-синица Сонька.Я живу богатоДомик мой чудесен.Только вот досада-Нет у меня песен.Дай мне песенку одну, Дай другую, третью, А потом еще однуОдолжи мне песню.А потом еще одну… Завтра к вечеру верну.А потом синицаПтица-озорницаВ темный лес нырнула.Песен не вернула.Сойка Зойка слезы льет, По лесу летает. Больше сойка не поет, Только причитает. Только плачет и кричит горько и устало. Может, сойку научить новым песням? Может быть, ей бы легче стало?
Мне этот стишок в детстве мама тоже рассказывала. Пришлось маме вспоминать текст. Он ей во сне вспомнился. Вдруг кому-то еще надо?
26 сентября 2016 11:15
Ответить
0
первый раз слышу. может кто сам придумал?)))
4 августа 2015 16:59
Ответить
0
нет. вот искала пока — нашла эти же только строчки в заданиях по русскому языку. но стих длиннее этих 4х строк. у сойки там голос синичка украла…
4 августа 2015 17:00
Ответить
0
странно, я тоже не нашла. все-таки какой-то он самопальный))))
4 августа 2015 17:15
Ответить
0
видимо, это и есть скороговорка из 4х строк. а продолжение в не стихотворной форме-пересказе бабушка уже взяла из другой «оперы», но утверждает, что это один стих)))).
4 августа 2015 17:15
Ответить
0
Чистоговорки, потешки и поговорки Звук З
Звук З
1. За-за-за- у Зои коза.
Зо-зо-зо- у Зои зонт.
Зу-зу-зу- Зоя под зонтом пасет козу.
Зы-зы-зы- у Зои нет ни зонта, ни козы.
2. За-за-за- Зоин зайка- егоза.
Зо-зо-зо- зовут зайку егозой.
Зу-зу-зу- Зоя любит егозу.
Зы-зы-зы- нет забот у егозы.
3. Зоя- зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
4. Вот веселая затея-
Запускать на нитке змея!
5. Занляните на минутку-
Не забудьте незабудки.
Незабудки, незабудки,
Не забудьте незабудки!
6. Звенит звонок, звенит звонок-
По камням катится возок.
Забавный катится возок,
А над возком звенит звонок.
7. Где мой зайка? Где мой зайка?
Ты поди-ка разузнай-ка.
Видно, зайка мой зазнайка.
Но забыть не смог хозяйку.
8. Возьми , Зоя, сайку,
Угости зазнайку,
Угости зазнайку,
Зайку и Незнайку.
9. Зайка не спит- Зою зовет,
Зайке коза спать не дает.
Возьмите козу, уведите козу-
И заинька мой заснет в тазу.
10. У зайки Бубы заболели зубы.
11. Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.
12. Все идут с базара, а Захар- на базар.
13. За-за-за- капусту ест коза.
Зо-зо-зо- дай откусить разок.
Зы-зы-зы- злые глаза у козы.
Зу-зу-зу- прогоните вы козу!
14.Роза везла на возу козленка, козла и козу.
Роза в лесу потеряла козленка, козла и козу.
Отправить ссылку друзьям!
Похожие записи
Page load link
Go to Top
Дифференциация звуков [с]-[з]-[с’]-[з’].
Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего
нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р’], [л], [л’]), слова с ними
желательно также исключить из материала для автоматизации.
Произносить (читать) слоги.
за—са зя—ся
зо—со зё—сё
зу—су зи—си
зы—сы зе—се
зва—сва зви—сви злу—слу зма—сма
зво—сво зве—све зля—сля змо—смо
зву—сву зла—ела зли—ели зму—ему
звя—свя зло—ело зле—еле зме—сме
зна—сна зно—сно зну—сну зне—сне
азма—асма озма—осма узма—усма
язма—ясма ёзма—ёсма юзма—юсма
изма—исма езма—есма
Произносить (читать) слова с прямыми слогами.
Зал—сало, зайка—сайка, Лиза—лиса, замок—сапог, зальют—салют, назад—сад, лизать—лиса, вязанка—санки, роза—роса, коза—коса,
уползай—кусай, Захар—сахар, позади—посадил, залезать—салазки, заметёт—самолёт.
Зов—сон, зол—соль, Зоя—соя, зорко—сопка, зонтик—сонный, возок—носок, зола—сова, узор—сор, золотой—соловей, кузовок—совок.
Зуб—суп, вывезу—вынесу, зубок—сурок, зубной—сукно, везу—несу, внизу—снесу, козу—косу, грозу—росу, мазут—пасут, грызун—плясун.
Зыбь—сыпь, арбузы—бусы, пузырь—сыр, козы—косы, музыка—русый, пузырёк—сырок, называть—посылать.
Зябь—сядь, озёра—сёла, зябкий—всякий, козёл—осёл, призёр—боксёр, позёмка—тесёмка.
Резина—трясина, зима—синева, бензин—керосин, магазин—погасил, возил—носил, корзинка—ворсинка, зимовка—сиротка,
Зина—Сима, зимний—синий, озимый—осина, бузина—бусина.
Зев—сев, зерно—седло, зебра—серый, музей—посей, зелень—сельдь, газета—кассета.
Взвалить—свалить, звон—свой, зверёк—сверчок, взвод—свод, злить—слить, взломать—сломать, злой—слой, змей—смей, знать—снасть,
зной—сноп.
Произносить (читать) слова с обратными слогами.
Полозья—колосья, разве—басня, резьба—тесьма, разный—красный, возле—после, гораздо—горластый, поздно—постно, глазной—гласный,
козлик—ослик, азбука—астра, гвозди—кости, грузный—грустный, грозный—рослый.
Произносить (читать) слова.
Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти,
забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень.
Произносить (читать) предложения.
Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы русая
коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок.
Птичку сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой». Вася возит песок, скрипит его возок.
Всхлипнула Зина разок и идет играть в песок. Я несу корзину, внизу стоит Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый
селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Зина и Сима взяли
санки. Наступил синий зимний вечер.
Загадки.
Хоть сама и снег и лёд, а уходит — слёзы льёт. (Зима)
Чудеса, чудеса —
Загорелись небеса!
Стали алы облака,
Стала розовой река. (Заря)
Колотили Острый Нос
И точили Острый Нос.
Поработал Острый Нос —
Увезли зелёный воз. (Коса)
Произносить (читать) тексты.
Золотое поле.
Покуда глаз хватит — золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки —
синие звёзды.
Озеро.
Ваня, Зина и Зоя работали в поле. Они грузили зерно в грузовики. Возили на возах воду и еду родителям. Один раз ребята
были у озера. Оно заросло травой. Вода в озере была плохая. В озере никто не купался.
Зоя сказала: «Озеро засыхает. Нет притока в него воды. Вот если бы к озеру выкопать канаву и пустить по ней воду!»
Ваня вздохнул: «Неплохо, но много заботы!». Однако Зина возразила: «Мы все равно возьмемся за это дело. И взрослые помогут!»
Проказы старухи зимы
Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья. Птахи собрались и полетели за горы,
за моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Озлобилась зима на зверей. Занесла снегом землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один
другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не
заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили камины. Заготавливают дрова, везут их на возах и
похваливают морозы. Дети и те не испугались зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот
потрёт — и не холодно ему.
Обиделась, заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близко весна.
Березовый лес.
За берёзой показался берёзовый кустарник, тёмно-зелёный.
Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них —
белых, синих, розовых, красных — рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах
растут. Еле видна среди кустов дорога. Сладко пахнет клубникой, горько — земляникой, берёзой, полынью.
(По И. Бунину)
Тетерева зимой.
Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетеревам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. А на
ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева.
Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Близился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где
сегодня спать?
Задул ветер. Заколыхались ветки. Когда закат совсем погас, тетерева стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметет воронку ветер. Зверь не найдет.
Захрустит под зверем снег — тетерев успеет взлететь. В снегу гораздо теплее, чем sa воздухе.
(По Р.Снегиреву)
Как как самовар запрягали.
Про одно событие разные люди могут по-разному рассказывать. Вот как самовар запрягли…
Сидел один мастер за самоваром. Запыхтел самовар, стал из него пар выходить. Заметил это мастер и сказал: «Зря сила
пропадает!» Задумал мастер использовать силу пара. Вынес самовар в поле. Приладил к нему колесо с ремнем. Стал кипятить
самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало.
Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поставил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровозом стали его называть.
Как-то безветренное было лето. Мастер и тут использовал самовар. Загрузил его на корабль. Стали корабль называть пароходом.
Так запрягли в работу ленивый самовар.
(По Е. Пермяку)
Желаем успеха!