Сам не плошай как пишется

Смотреть что такое НА БОГА в других словарях:

НА БОГА НАДЕЙСЯ А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Божа памажы, але й сам падбяжы (але і сам не ляжы)
Памажы Божа, але й ты не ляжы, нябожа
На Бога спадзявайся, але і сам старайся
Працуй, нябожа, то і Бог паможа
Чакай збавення з неба, а тым часам хлеба трэба… смотреть

НА БОГА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

устар. на Бога складайся (здавайся), а (сам) роботи (праці) не цурайся; на Бога надійся, а сам не зівай; роби небоже, то й Бог поможе; тоді Бог дасть, як сам заробиш; святі хлібом не нагодують; дожидай долі, то не матимеш і льолі… смотреть

НА БОГА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

на бога надейся, а сам не плошай
нареч, кол-во синонимов: 1
• нельзя полагаться только на удачу (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.

Содержание

  1. Словари
  2. Значение слова «плошать»
  3. плоша́ть
  4. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  5. Делаем Карту слов лучше вместе
  6. ПЛОШАТЬ
  7. Смотреть что такое «ПЛОШАТЬ» в других словарях:
  8. Значение слова «оплошать»
  9. оплоша́ть
  10. Делаем Карту слов лучше вместе
  11. Синонимы к слову «оплошать&raquo
  12. Предложения со словом «оплошать&raquo
  13. Цитаты из русской классики со словом «оплошать»
  14. Отправить комментарий
  15. Дополнительно
  16. Предложения со словом «оплошать&raquo
  17. Синонимы к слову «оплошать&raquo
  18. Морфология
  19. Правописание
  20. Карта слов и выражений русского языка
  21. Какая опасность таится за поговоркой «На Бога надейся, а сам не плошай»? Почему Христиане не говорят так.

Словари

несов. неперех. разг.-сниж.

1. Поступать неосмотрительно, допускать промах, оплошность.

2. Становиться хуже, слабее.

ПЛОША́ТЬ, -аю, -аешь; несовер. (устар. и прост.). Совершать оплошность, промах, ошибку. Смотри не плошай! (не теряйся, действуй решительно). На Бога надейся, а сам не плошай (посл.).

| совер. оплошать, -аю, -аешь (разг.). Как же это ты так оплошал?

ПЛОША́ТЬ -а́ю, -а́ешь; нсв. Разг.

1. (св. оплоша́ть). Допускать оплошность, промах, ошибку, поступать неосмотрительно. Он и не думал п. в этом деле. Придёт успех, главное не п.

2. Становиться хуже, более плохим. Дом из года в год плошает и плошает. С годами бабушка плошала.

-а́ю, -а́ешь; несов.

1. (несов. оплошать) (обычно с отрицанием). разг. Допускать оплошность, промах, ошибку.

На бога надейся, а сам не плошай. Пословица.

— Судно крепкое, доброе, только рулевые не плошай и держи в разрез волны. Станюкович, В тропиках.

Костя все норовил подловить меня на цифровых данных, зная, что это мое слабое место. Но на этот раз я и тут не плошал. Шефнер, Сестра печали.

Становиться хуже, более плохим.

— Это верно, — согласился Мелитон. — Нестоящий нынче мужик. — Нечего греха таить, плошаем из года в год. Чехов, Свирель.

плоша́ть, -а́ю, -а́ет

плоша́ть, плоша́ю, плоша́ешь

плоша́ть, плоша́ю, плоша́ем, плоша́ешь, плоша́ете, плоша́ет, плоша́ют, плоша́я, плоша́л, плоша́ла, плоша́ло, плоша́ли, плоша́й, плоша́йте, плоша́ющий, плоша́ющая, плоша́ющее, плоша́ющие, плоша́ющего, плоша́ющей, плоша́ющих, плоша́ющему, плоша́ющим, плоша́ющую, плоша́ющею, плоша́ющими, плоша́ющем, плоша́вший, плоша́вшая, плоша́вшее, плоша́вшие, плоша́вшего, плоша́вшей, плоша́вших, плоша́вшему, плоша́вшим, плоша́вшую, плоша́вшею, плоша́вшими, плоша́вшем

Источник

Значение слова «плошать»

1. (несов. оплошать) ( обычно с отрицанием). Разг. Допускать оплошность, промах, ошибку. На бога надейся, а сам не плошай. Пословица. — Судно крепкое, доброе, только рулевые не плошай и держи в разрез волны. Станюкович, В тропиках. Костя все норовил подловить меня на цифровых данных, зная, что это мое слабое место. Но на этот раз я и тут не плошал. Шефнер, Сестра печали.

2. Прост. Становиться хуже, более плохим. — Это верно, — согласился Мелитон. — Нестоящий нынче мужик. — Нечего греха таить, плошаем из года в год. Чехов, Свирель.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПЛОША’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов. 1. (сов. сплошать) (разг. фам.). Поступать неумело, делать промах в чем-н., ошибку, оплошность. Смотри, не плошай! 2. Становиться хуже, более плохим (обл.). Здоровье плошает.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

плоша́ть

1. прост. допускать оплошность, промах, ошибку, поступать неосмотрительно ◆ Он и не думал плошать в этом деле. ◆ Придёт успех, главное не плошать.

2. прост. становиться хуже, слабее и т. п. ◆ Дом из года в год плошает и плошает. ◆ С годами бабушка плошала.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сбыт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ПЛОШАТЬ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое «ПЛОШАТЬ» в других словарях:

плошать — См … Словарь синонимов

Плошать — несов. неперех. разг. сниж. 1. Поступать неосмотрительно, допускать промах, оплошность. 2. Становиться хуже, слабее. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

плошать — плошать, плошаю, плошаем, плошаешь, плошаете, плошает, плошают, плошая, плошал, плошала, плошало, плошали, плошай, плошайте, плошающий, плошающая, плошающее, плошающие, плошающего, плошающей, плошающего, плошающих, плошающему, плошающей,… … Формы слов

плошать — плош ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

плошать — (I), плоша/ю, ша/ешь, ша/ют … Орфографический словарь русского языка

плошать — аю, аешь; нсв. Разг. 1. (св. оплошать). Допускать оплошность, промах, ошибку, поступать неосмотрительно. Он и не думал п. в этом деле. Придёт успех, главное не п. 2. Становиться хуже, более плохим. Дом из года в год плошает и плошает. С годами… … Энциклопедический словарь

плошать — а/ю, а/ешь; нсв.; разг. 1) (св. оплоша/ть) Допускать оплошность, промах, ошибку, поступать неосмотрительно. Он и не думал плоша/ть в этом деле. Придёт успех, главное не плоша/ть. 2) Становиться хуже, более плохим. Дом из года в год плошает и… … Словарь многих выражений

плошать — плош/а/ть … Морфемно-орфографический словарь

ПЛОХОЙ — ПЛОХОЙ, дурной, дрянной, лядащий, непутный, нехороший, негожий, негодный, малогодный, неспособный. Худой, ветхий, дырявый или злотворный; дурной, некрасивый; охуждаемый; гадкий, противный; мерзкий, скверный, поганый, отвратительный по виду,… … Толковый словарь Даля

осрамиться — Оплошать (плошать), сплоховать, ударить лицом в грязь, уронить себя, потерпеть поражение, проиграть сражение, остаться за флагом, спасовать, уступить; остановиться, осечься, оборваться, срезаться, влететь, влопаться, попасть впросак. Этот полк… … Словарь синонимов

Источник

Значение слова «оплошать»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОПЛОША’ТЬ, а́ю, а́ешь, сов. (разг.). Совершить оплошность, ошибку, неудачно поступить. Как это мы оплошали, я уж и не знаю. А. Острвскй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

оплоша́ть

1. разг. совершить промах, ошибку; сделать что-либо неудачно, плохо ◆ Как это, в самом деле, мы так оплошали? Н. В. Гоголь, «Ревизор», 1836 г. ◆ Тогда он потихоньку пробирался к лестнице, ведущей наверх, и, найдя, по обыкновению, дверь всегда запертою, ложился где-нибудь неподалёку, прятался в угол и коварно поджидал, когда кто-нибудь оплошает и оставит дверь наверх отпертою. Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перерезание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «оплошать&raquo

Предложения со словом «оплошать&raquo

  • Незваные гости снова оплошали, растратив и второй магический выпад вхолостую.

Цитаты из русской классики со словом «оплошать»

  • Купцы бегут: «Помогу дай!» // Наум купцов встречает, // Мигнет народу: не плошай! // И сам не оплошает

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «оплошать&raquo

Незваные гости снова оплошали, растратив и второй магический выпад вхолостую.

Приходит эта попрошайка, увидела у меня на витрине коробку конфет, не успела я убрать, не успела, всегда убирала перед её приходом, а тут оплошала

Ворона смущённо шаркнула лапкой и не стала рассказывать, как оплошала сегодня утром.

Синонимы к слову «оплошать&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Какая опасность таится за поговоркой «На Бога надейся, а сам не плошай»? Почему Христиане не говорят так.

Наверняка вы часто слышите вспомогательную поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай» – хочу отметить факт, что это не библейская мысль. То, что в ней ярко красуется слово «Бог» еще не говорит нам о том, что она правдивая.

Откуда она появилась, история умалчивает,…но явно не из уст искренне верующего человека.

Христианство — это не просто религия, которую человек может исповедовать, когда ему вздумается.

Христианин буквально означает тот, кто много говорит о Христе, кто принадлежит Христу.

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян.11:26)

Поэтому каждый Христианин искренно верующий в искупительную жертву Христа понимает, что Христианство скорее образ жизни, чем религия.

Что это все значит?

В тот момент, когда у меня возникло желание следовать за Иисусом, верить Ему, исполнять его волю, я становлюсь Христианином, заметьте, не тогда когда меня в детстве крестили, или я родился в Христианской семье, нет, а именно в то самое время, когда я пожелал приблизиться ко Христу.

Как это происходит в реальности?

Библия пишет, что в начале человек должен услышать, потом поверить и последовать.

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим.10:17).

Естественно если Христос становится твоим смыслом в жизни, то Его образ жизни, который Он вел, будучи тут на земле, становится твоим.

Все элементарно просто, ты начинаешь жить для других.

Кого кормишь, а кого исцеляешь, кому одежду отдаешь, но самое главное указываешь людям на Того без Которого не получиться так жить , да и вообще ничего не получится без Христа…

Иисус на своем примере показал, что все, что Он делает, как и почему Он жил, все это благодаря Богу и для Бога. Сам от себя Он ничего не творил.

Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан.14:10)

Этот факт нам говорит, что вся жизнь Иисуса Христа была зависима от Бога Отца…

Поэтому поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай» не соответствует Духу Христианского служения, ибо Христианин без Бога ничего не будет делать, да и не сможет,…

Слово «плошать» имеет смысл «допускать оплошность, промахиваться» — очень сходно со значением греческого слова «грешить» — «не попадать в цель, промахиваться».

Поэтому можно тут переиначить вот как: «На Бога надейся, а сам не ГРЕШИ» , такой вариант истинен ну, или вот Библейский Вариант, пожалуй, самый правильный.

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. (Прит.3:5)

Источник

  • Главная
  • Все словари
  • Значение слова «Плошать»

Поделиться значением слова:

В
словаре Ожегова

ПЛОШАТЬ, -аю, -аешь; несов. (устар. и прост.). Совершать оплошность, промах, ошибку. Смотри не плошай! (не теряйся, действуй решительно). На Бога надейся, а сам не плошай (посл.). || сов. оплошать, -аю, -аешь (разг.). Как же это ты так оплошал?

В
словаре Ефремовой

Ударение: плоша́ть несов. неперех. разг.-сниж.

  1. Поступать неосмотрительно, допускать промах, оплошность.
  2. Становиться хуже, слабее.

В
словаре Синонимов

попадать впросак, ошибаться в расчетах, давать промашку, делать промахи, совершать промахи, совершать ошибки, допускать промахи, ошибаться, промахиваться, давать маху, обмишуриваться, оконфуживаться, хужеть, просчитываться, допускать ошибки, делать ошибки

В
словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

плоша́ть,
плоша́ю,
плоша́ем,
плоша́ешь,
плоша́ете,
плоша́ет,
плоша́ют,
плоша́я,
плоша́л,
плоша́ла,
плоша́ло,
плоша́ли,
плоша́й,
плоша́йте,
плоша́ющий,
плоша́ющая,
плоша́ющее,
плоша́ющие,
плоша́ющего,
плоша́ющей,
плоша́ющего,
плоша́ющих,
плоша́ющему,
плоша́ющей,
плоша́ющему,
плоша́ющим,
плоша́ющий,
плоша́ющую,
плоша́ющее,
плоша́ющие,
плоша́ющего,
плоша́ющую,
плоша́ющее,
плоша́ющих,
плоша́ющим,
плоша́ющей,
плоша́ющею,
плоша́ющим,
плоша́ющими,
плоша́ющем,
плоша́ющей,
плоша́ющем,
плоша́ющих,
плоша́вший,
плоша́вшая,
плоша́вшее,
плоша́вшие,
плоша́вшего,
плоша́вшей,
плоша́вшего,
плоша́вших,
плоша́вшему,
плоша́вшей,
плоша́вшему,
плоша́вшим,
плоша́вший,
плоша́вшую,
плоша́вшее,
плоша́вшие,
плоша́вшего,
плоша́вшую,
плоша́вшее,
плоша́вших,
плоша́вшим,
плоша́вшей,
плоша́вшею,
плоша́вшим,
плоша́вшими,
плоша́вшем,
плоша́вшей,
плоша́вшем,
плоша́вших

Поделиться значением слова:

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

плоша́ть, -а́ю, -а́ет

Рядом по алфавиту:

пло́ттер , -а
пло́ттерный
плоть , -и
плотя́щий(ся) , (от плоти́ть(ся)
пло́хенький , и пло́хонький
плохи́ш , -иша́, тв. -о́м
пло́хо , нареч. и в знач. сказ.
пло́хо освещённый
пло́хо скрыва́емый
плохова́то , нареч. и в знач. сказ.
плохова́тый
плохо́й , кр. ф. плох, плоха́, пло́хо, пло́хи́
плохо́нек , -нька, -нько
пло́хонький , и пло́хенький
плохосыпу́чий
плоша́ть , -а́ю, -а́ет
пло́ше , сравн. ст. (от плохо́й, пло́хо)
пло́шечка , -и, р. мн. -чек
пло́шечный
пло́шка , -и, р. мн. -шек
площа́дка , -и, р. мн. -док
площа́дно , (руга́ться)
площадно́й
площа́дность , -и
площа́дочка , -и, р. мн. -чек
площа́дочный
пло́щадь , -и, мн. -и, площаде́й
пло́ще , сравн. ст. (от пло́ский, пло́ско)
площи́ца , -ы, тв. -ей
плуг , -а, мн. плуги́, -о́в
плуга́рь , -аря́

значение, определение слова

ПЛОШАТЬ, -аю, -аешь; несов. (устар. и прост.). Совершать .оплошность,
промах, ошибку. Смотри не плошай! (не теряйся, действуй решительно). На Бога
надейся, а сам не плошай (посл.). II сов. оплошать, -аю, -аешь (разг.). Как
же это ты так оплошал?

Морфология

  • Глагол, несовершенный вид, непереходный

Книги

…пользоваться исключительно фазами Луны. Кстати, наши далекие предки именно так и поступали, поскольку ровным счетом ничего не знали о знаках зодиака. Так что на астролога надейся, а сам-то не плошай! …

…кольку ровным счетом ничего не знали о знаках зодиака. Так что на астролога надейся, а сам-то не плошай!
И пользуйся уникальным календарем экологического земледелия!
Здесь только самые необходимые…

…кольку ровным счетом ничего не знали о знаках зодиака. Так что на астролога надейся, а сам-то не плошай!
И пользуйся уникальным календарем экологического земледелия!
Здесь только самые необходимые…

…нижения расходов на информационно-коммуникационные технологии. На партнеров надейся, а сам не плошай Вдалеке от мегаполисов проблема квалифицированных ИТ-кадров имеет свою специфику. Типичным пр…

Слова близкие по значению

  • ОПЛОШАТЬ
  • БОБЫЛЬ
    , -я, м. 1. Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный
    (устар.). 2. перен. Одинокий бессемейный человек (разг.)….

Статьи и публикации

Пло́щадь плоской фигуры — аддитивная числовая характеристика фигуры, целиком принадлежащей одной плоскости. В простейшем случае, когда …

Ко́нус (от др.-греч. κώνος «шишка») — тело, полученное объединением всех лучей, исходящих из одной точки (вершины конуса) и проходящих через …

Что такое площадь? Генон — удобный поиск ответов на вопросы.

площадь: ПЛО́ЩАДЬ, -и, мн. ч. -и, -ей, ж. 1. Величина чего-н. в длину и ширину, измеряемая в квадратных единицах. П. треугольника. П. участка. 2.

8 дек 2010 … О разделе. В гелевой ручке используются космические технологии, а принцип работы атомных станций не менялся полвека. Об этом и …

9 июн 2011 … Российский налоговый портал. Общество продавало бакалейную продукцию в розницу и применяло ЕНВД. При проверке инспекторы …

7 окт 2011 … Картинка: Изображение Задание: Запишите формулу для вычисления площади закрашенной части. Что делала я: Я вроде как помню, …

Как обычно: завтра ликвидация задолженности по дисциплине ЖБК. При решении РГР(в пункте «Определение необходимой площади …

«Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь (в гектарах) биологически …

ПЛОША́ТЬ, —а́ю, —а́ешь; несов. 1. (несов. оплошать) ( обычно с отрицанием). Разг. Допускать оплошность, промах, ошибку. На бога надейся, а сам не плошай. Пословица.

Все значения слова «плошать»

  • Вот так и выходит, что рассказчики преуспевают там, где честолюбцы плошают.

  • Пушная охота закончилась (звериный мех плошает перед линькой); добыча пролётной птицы покуда не начиналась.

  • Во многих хозяйствах на мелиорированных землях ещё была низка урожайность зерновых, кормовых и других сельскохозяйственных культур, большие плошали кормовых угодий своевременно не залужались, медленно осваивались севообороты.

  • (все предложения)
  • ошибаться
  • обманываться
  • промахиваться
  • спотыкаться
  • сбиваться
  • (ещё синонимы…)
  • Спряжение глагола «плошать»
  • Разбор по составу слова «плошать»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

плоша́ть

Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — оплошать.

Корень: -плош-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [pɫɐˈʂatʲ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. прост. допускать оплошность, промах, ошибку, поступать неосмотрительно ◆ Он и не думал плошать в этом деле. ◆ Придёт успех, главное не плошать.
  2. прост. становиться хуже, слабее и т. п. ◆ Дом из года в год плошает и плошает. ◆ С годами бабушка плошала.

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от прил. плохой, далее из праслав. *рlосhъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. плохъ и русск. плохой, укр. плохи́й «смирный, тихий, кроткий», белор. пло́хi «болезненный, плохой», чешск. рlосhý «плоский», но польск. рłосhу «пугливый, ветреный, суетный» (скорее связано с поло́х). Сюда же, с др. ступенью вокализма, пла́ха. Предполагают родство с *ploskъ (см. пло́ский). Ввиду знач. весьма невероятно происхождение из др.-в.-нем. flah «плоский». Фонетически невозможно заимствование из ср.-в.-нем. blas «слабый, незначительный». Невероятно и происхождение вост.-слав. слов из польск. рłосhу (см. поло́х). От *рlосhъ образовано плоша́ть, плоши́ться, опло́х. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

  • на Бога надейся, а сам не плошай

Перевод[править]

Библиография[править]

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

На Бога надейся, а сам не плошай!

На Бога надейся, а сам не плошай!

На Бога надейся, а сам не плошай!

См. БОГ — ВЕРА

Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература.
.
1989.

Смотреть что такое «На Бога надейся, а сам не плошай!» в других словарях:

  • На Бога надейся, а сам не плошай — БОГ [бох], бога, мн. боги, ов, зват. боже, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • на бога надейся, а сам не плошай — нареч, кол во синонимов: 1 • нельзя полагаться только на удачу (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • На Бога надейся, а сам не плошай — На Бога надѣйся, а самъ не плошай. Боже помози, а (самъ) не лежи. Съ Богомъ начинай, а руками кончай. Аминемъ квашни не замѣсишь: молитву твори, да муку клади. Ср. Aide toi, le ciel t’aidera. La Fontaine. Le Charretier embourbé. Ср. Aidez vous… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • на Бога надейся, а сам не плошай — Боже помози, а (сам) не лежи. С Богом начинай, а руками кончай. Аминем квашни не замесишь: молитву твори, да муку клади. Ср. Aide toi, le ciel t aidera. La Fontaine. Le Charretier embourbé. Ср. Aidez vous seulement et Dieu vous aidera. Régnier.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • бог-то Бог, да и сам не будь плох — На Бога уповай, да сам не плошай. Ср. Надо надеяться на Бога… Нет, брат, полно: сам будешь плох, так уже и не подаст Бог! Даль. Отец с сыном. 1. См. на Бога надейся, а сам не плошай …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Бог-то Бог, да и сам не будь плох — Богъ то Богъ, да и самъ не будь плохъ. На Бога уповай, да самъ не плошай. Ср. Надо надѣяться на Бога… «Нѣтъ, братъ, полно: самъ будешь плохъ, такъ уже и не подастъ Богъ!» Даль. Отецъ съ сыномъ. 1. См. На Бога надейся, а сам не плошай …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • С Бога начинай — Съ Бога начинай (и Господомъ кончай). Ср. A tous seigneurs tous honneurs. Prov. ruraux et vulg. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Lincy. Prov. fr. Ср. È perigliosa e vaua, Se dal ciel non comincia ogn’opra umana. Metastasio. Issipile. 3, 9. Ср. Ab… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • с Бога начинай — (и Господом кончай) Ср. A tous seigneurs tous honneurs. Prov. ruraux et vulg. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Liacy. Prov. fr. Ср. È perigliosa e vaua, Se dal ciel non comincia ogn opra umana. Metastasio. Issipile. 3, 9. Ср. Ab Jove principium… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • ОПЛОШНОСТЬ — РАСТОРОПНОСТЬ — У нас и нет, да есть. Нет, нет, а все есть. Кто первее, тот правее. Чья старее, та и правее. Кто перебьет, тот и ведет (в танцах). Добыча ловца не ждет (прибавка: а ловец ее поджидает). Одно дело делай, другого не порть! Не гляди на ватолу, а… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • БОГ — ВЕРА — Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

— Отец Нектарий, в церковной среде мы очень часто слышим выражение: «Господь управит». Чаще всего этими словами успокаивают кого-то или самих себя. А не бывает ли так, что этим «Господь управит» человек просто прикрывает свою лень, беспомощность, малодушие — короче говоря, неспособность или нежелание принять необходимые меры для выхода из трудной ситуации, в которой он оказался, и взять на себя ответственность за будущее?
     — Безусловно, так бывает, и очень часто. Хотя бывает и по-другому: человек, наоборот, сделал все, что от него зависело, и после этого продолжает биться, пытаясь прошибить непрошибаемую стену, страшно переживая и нервничая из-за того, что стена продолжает стоять. И тогда становится очевидным, что ему недостает понимания, мудрости, может быть, недостает — для того чтобы осознать: ты все, что от тебя зависело, уже сделал, а прочее управит Господь по Своей воле. А бывают ситуации, когда сразу ясно: делай, не делай, старайся, не старайся, ты ровным счетом ничего не изменишь, остается только положиться на Бога.
     Но, конечно, бывает и то, о чем говорите Вы: человек может что-то сделать, в его силах многое изменить, но он не делает ничего. Ситуация ясная, очевидная, она сама показывает, что нужно делать, и люди совет дают, а человек упрямо повторяет: «Господь управит». Безусловно, когда человек возлагает на Бога то, что должен сделать он сам, это надежда ложная. И не просто ложная, а очень дерзкая, более того — наглая, не соответствующая тем духовным законам, которые Господь для нас установил. У старца Паисия Святогорца есть замечательная, условно говоря, методика: когда нужно что-то сделать, я делаю все, что я должен сделать, а потом зажигаю лампадку, воздеваю руки и прошу, чтобы Господь сделал все то, что не в моих силах. Но старец Паисий — он, конечно, и прежде, чем начинать какое-либо дело, обращался к Богу, просил Его благословения.
    Каждый из нас обладает какими-то способностями, силами, навыками; у каждого из нас есть какие-то возможности; есть, наконец, близкие, друзья, есть люди, которых что-то с нами связывает, и это тоже наша возможность, если мы правильно, разумно пользуемся их советом, дружбой, поддержкой. И вот все это человек должен постараться применить, все эти свои возможности он должен задействовать. И только то, для чего всего этого недостаточно, восполнит Господь.
   — Так ведь всегда недостаточно. Мы постоянно чувствуем ограниченность своих возможностей, своих сил.
     — Безусловно, всякий человек, прикладывающий усилия к разрешению какой-либо ситуации, должен понимать, что этих усилий в любом случае недостает. Воля Божия всегда есть, всегда действует. Она может быть той или иной, и человек не знает, какова она на самом деле. Поэтому он и на свой труд должен просить благословения, и по завершении труда молиться о том, чтобы Господь действительно по Своей воле управил.
     Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что, как бы мы ни старались, ни добивались своей цели, как ни ясна, ни очевидна наша задача — вот это самое «Господь управит» может быть противоположно всем нашим усилиям. Иными словами, нас может ждать самый неожиданный поворот. Мы в одном направлении шли, а Господь вдруг направляет нас совсем в другую сторону. То есть по ходу дела выясняется, что наши усилия были напрасными. И смущаться этим совершенно не стоит. Так — значит, так тому и быть.
   — Вы сейчас, по сути, говорите о доверии человека Богу?
    — Безусловно. И о каком-то глубоком внутреннем понимании того, что все действительно находится в руках Божиих. Но это не означает, что мы должны сидеть, руки опустив. Мы обязательно должны трудиться. Ведь все то, что мы сейчас говорим, имея в виду какие-то житейские, жизненные ситуации, касается и нашего спасения для жизни вечной. Если человек, подобно Обломову, лежит на диване и говорит: «Господь управит», он как раз и не дает Господу возможности управить. Именно потому, что лежит и не делает ничего сам. Как может Господь управить дело его спасения в этом случае, как Он может заставить человека двигаться, трудиться? Только так сделать, чтоб диван провалился или дом загорелся, в конце концов. Порой действительно Господь управляет в конечном итоге именно так. Но лучше до этого не доводить. Лежать на диване и ждать, что Господь управит дело твоего спасения за тебя, — это ведь не только наглость, как уже сказано, это прежде всего безответственность, леность и упорство во грехе.
   — Наши рассуждения о доверии к Богу нередко страдают такой… розовостью что ли. Ведь на самом деле доверие к Богу означает не прижаться к кому-то большому и сильному, защищающему тебя от всех напастей и согревающему в любом холоде, а, напротив, выйти навстречу всем ветрам, принимая все происходящее с тобой как Его волю о тебе.
     — Не совсем так, хотя я понимаю, о чем Вы говорите. Дело в том, что довериться Богу — это и значит прижаться не просто к какому-то большому и сильному, а к Тому, Кто тебя любит больше, чем кто бы то ни было, и заботится о тебе лучше, чем кто бы то ни было, и знает, что тебе нужно, яснее, чем кто бы то ни было. Но это не означает, что ты избавляешься от внешних напастей, от неурядиц, невзгод, бед. Потому что, если Богу угодно, чтобы ты через них прошел, ты через них будешь проходить. Да, когда-то эти испытания будут умеренными, а когда-то они окажутся страшными, но они на самом деле тебе необходимы. То, что ты доверился Богу, тебя от испытаний не избавляет. Зато избавляет от другого: от внутренних метаний, от душевной скорби, от ощущения, что ты потерян, забыт и брошен. А это самое главное. Доверие к Богу дает тебе покой. Сам Бог посылает тебе покой за то, что ты Ему доверился.
     А вот когда человек не доверяется Богу, когда он мечется из стороны в сторону, пытается что-то сделать сам там, где невозможно что-либо самому сделать, он еще много зла и боли причиняет и себе, и другим этими своими метаниями.
     Человек, спасающий утопающего, зачастую сам подвергается риску утонуть, потому что утопающий хватает его за руки, пытается на него залезть, фактически его топит. Поэтому спасателям рекомендуется в таких случаях сразу бить утопающего в нос, чтобы от боли отключился. А нам, чтобы не уподобляться тому, кого приходится бить в нос, нужно научиться доверять спасающему нас Богу. Потому что, когда доверяешь, по крайней мере этой боли, этого кровотечения из носа ты точно можешь избежать.
   — Но ведь иногда мы получаем такие удары… и не только лично мы. Как смириться с теми ужасными ситуациями, в которых подчас оказываются люди?
     — Я часто вспоминаю страницы замечательной книги Галины Пыльневой «Глинская мозаика». Автор спрашивает последнего наместника Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Амелина), как ему удалось справиться с той скорбью, которая должна была его сердце охватить, когда он увидел, как разрушается Глинская пустынь, как изгоняется оттуда братия. И он ей ответил: «Я принимаю это как волю Божию». И она никак не могла этого вместить, никак не могла этого понять: как воля Божия может заключаться в разрушении монастыря?.. И прошло много, много лет, прежде чем у нее это понимание появилось. Дело в том, что воля Божия — это не что-то такое, что можно прямолинейно понять, истолковать для себя. Наши судьбы и судьбы целых народов складываются из событий, которые воле Божией, может быть, и противны сами по себе, но тем не менее могут вести людей, любящих Бога (см.: Рим. 8, 28), к неким высочайшим вершинам: к доверию Богу, соединению с Богом. И не дано нам эту премудрость Божию понять, ей можно только довериться.
     Представьте себе человека, ничего не знающего о медицине, о хирургии и о собственном его внутреннем устроении, об анатомии. И вот у него что-то внутри болит, и он, ничего о медицине не зная, попадает-таки к врачам. И что с ним делают? Его усыпляют, взрезают ножом, начинают в нем копаться, удаляют какой-то орган или часть органа… Легко ли ему поверить, что его таким образом лечат, более того — спасают ему жизнь? То же самое, только неизмеримо сложнее и для нас невместимее, связано с волей Божией, с тем, как спасает человека Господь. Господь ведет спасение не одного только человека, а множества людей. А довериться Ему обязательно надо. Если уж мы доверяемся врачу и действительно даем себя усыпить и делать что-то с нами беспомощными, то тем более нужно довериться Богу.
   — Многие хотели бы довериться священнику, духовнику. Иногда это желание приобретает болезненный или инфантильный характер: «Почему Вы, батюшка, не предостерегли меня от этой ошибки? Теперь я расхлебывай…» Вы с этим сталкиваетесь?
     — Я уже знаю, что ответить: «Если Вы понимаете, как Вами надо руководить, лучше, чем я, то я точно не могу это делать». Но вообще я должен сказать, что словосочетание «духовное руководство» в наше время все больше и больше обессмысливается. Сегодня найти священника, который мог бы быть руководителем в полном смысле этого слова, на мой взгляд, почти невозможно. Если это есть, то только как исключение. Конечно, священник, обладающий определенным опытом, может человеку подсказать, помочь ему избежать какой-то ошибки, направить его на верный путь. Но в полном смысле слова человеком руководить… Современный священник, на мой взгляд, не должен этого делать. Мы и собой-то руководить не можем, сами себя не можем куда-то вести и направлять. Поэтому те, кто берутся руководить, они, как правило, совершают очень большую ошибку. И потом за это расплачиваются и они сами, и люди, им доверившиеся. Потому и прихожане не должны от священника требовать руководства всей их жизнью вообще.
   — Вот очень распространенное словосочетание — «принимать решение». Все уже читали, все слышали, что если человек — личность, если он что-то значит, чего-то стоит, то он должен непременно уметь это делать; что способность принимать решения и брать на себя ответственность за эти решения, за свои поступки — качество настоящего человека. А с точки зрения православного пастыря, что значит — принимать решение? Согласны ли Вы как священник, что христианин должен уметь это делать, и как именно он должен уметь это делать?
     — Уметь принимать решения и отвечать за их последствия — это то, что решительно необходимо любому человеку. А для того, чтобы быть христианином, это необходимо вдвойне. Потому что в нашей жизни сплошь и рядом возникают ситуации, которые нельзя прожить по инерции, в которых обязательно нужно определить свою позицию, дать себе полный отчет: так я буду поступать или иначе и почему.
     Есть люди, которые, как улитки, забираются в раковины: они ведут совершенно обособленную жизнь, в которой не нужно принимать решения, не нужно ни за что отвечать. И они действительно проживают по инерции не какую-то одну ситуацию, а жизнь в целом. Но это не жизнь как таковая. Это какая-то полужизнь, полузабытье. Есть люди, которые, напротив, откликаются на все, по первому зову бросаются что-то делать, спешат что-то сказать, но руководствуются при том какими-то внутренними импульсами. И это неправильно, потому что какая-то часть этих импульсов окажется верной, а какая-то будет ошибочной. Да, приходится слышать, что непосредственная реакция — самая искренняя, что непосредственно реагирующий человек — он уж точно не коварный, не подлый, прямой, открытый. Но ведь в нас страсти примешиваются к любому абсолютно действию, к любому нашему эмоциональному состоянию. И наша непосредственная реакция, она всегда тоже страстная. И очень часто при том неразумная, по крайней мере необдуманная. И даже если мы вот так импульсивно бросаемся какого-то человека, которого убивают на улице, защищать, это может привести к трагическим последствиям — мы можем заступиться вовсе не за того человека, за которого действительно нужно заступаться, мы можем кого-то покалечить, убить, нас самих могут убить, в конце концов.
     А для того, чтобы принять правильное решение, необходимо вначале ситуацию правильно оценить, взвесить все «за» и «против», понять, чего от тебя прежде всего в этой ситуации ожидает Господь, и потом уже сообразно с этим принимать решение. Ведь если у нас нет информации о той ситуации, в которой нам предстоит действовать, если мы ее не обобщили, не проанализировали, то мы не можем даже задаваться вопросом, какие наши действия будут угодны Богу. На этот вопрос мы можем ответить только тогда, когда мы более или менее что-то для себя уяснили. Некоторые ситуации совершенно очевидны, они в Евангелии для нас раскрываются. А другие сложны, неочевидны, и они тем более требуют от нас обращения к Богу.
   — Но все равно ведь можно ошибиться?..
   — Конечно, можно. Но здесь действует принцип, о котором говорит преподобный авва Дорофей: если ты обратился к Богу, помолился и хотел исполнить Его волю, а потом оказалось, что ты ошибся, то Господь не будет тебя осуждать, потому что у тебя было намерение исполнить Его волю. И последствия ошибки уже не будут тяжелыми, трагическими.
     А если ты даже и не вспомнил о воле Божией, а просто действовал так, как тебе представляется правильным, или выгодным, или хорошим, или угодным кому-то, но не Богу, то последствия ошибки будут гораздо тяжелее. И у того же аввы Дорофея есть ответ на вопрос, как поступать, когда нет времени на рассуждения. Он говорит, что нет ничего быстрее ума. И для того, чтобы возвести ум к Богу, нужно одно мгновение. И вот это возведение ума к Богу в каждой ситуации, когда от нас требуется принять какое-то решение, — оно необходимо. Когда же у нас есть время, то к принятию решения, безусловно, надо готовиться. И если у нас возникают внутренние неясности, то у преподобного Варсонофия Великого есть такой совет: в течение трех дней молиться, чтобы Господь вразумил, как конкретно в этой ситуации поступить. Если трех дней у нас нет, то нужно помолиться трижды в течение короткого времени, подобно тому, как Господь молился в Гефсиманском саду, а после этого уже действовать.
    Все это должно составлять единое целое — и здравый смысл, и рассуждение, и молитва. Когда ответ очевиден — он очевиден, и просить, чтобы Господь послал тебе некие особые знаки, нет необходимости. Можно просить только о том, чтобы Господь даже среди этой ясности не попустил тебе ошибиться. Что порождает ошибку? Наше несовершенство, оно отделяет нас от Бога. Преподобный Силуан Афонский говорил: «…Совершенные ничего не говорят от себя». Что значит — от себя? Это значит говорить по собственному разумению, действовать от собственного тщеславия, проявляющегося в той или иной мере, от собственной гордыни, от желания показать себя. Когда человек говорит или делает только то, что угодно Богу, он через это не себя проявляет, а Богу служит. И иногда в некоторых людях такое удается замечать, и разница становится понятной. Значит, тем более надо стараться действовать не от себя, а от Бога: стараясь хотя бы и несовершенным, но инструментом, орудием в руках Божиих стать. Конечно, был бы я точным, хорошим инструментом, все было бы по-другому! Но мы — инструменты несовершенные, кривые, тупые, ржавые… И тем не менее что-то может и с нашей помощью хорошее получиться, если мы себя в правильные руки вкладываем, то есть в руки Божии.
    Необходимость принять решение мы порой называем бременем. Почему? Потому что, во-первых, можно ошибиться. Во-вторых, постоянно возникают ситуации, в которых не просто можно ошибиться, а нет безболезненного решения, любой путь связан с какими-то жертвами. Решишь так — от тебя отвернутся люди, которые для тебя важны, а может быть, даже не только важны, но и дороги. Решишь иначе — причинишь зло тому, кто и так гоним несправедливо и угнетаем. И вот как здесь быть? Конечно, хочется уклониться, сказать: «Я не буду вообще никакого решения принимать». Но раз тебе Господь эту ситуацию послал, значит, ты должен ее как-то разрешить, даже выбрав из двух зол меньшее. Ты должен поступить по совести. И тут особенно важна молитва.
    — Очень трудны решения, от которых, как ни крути, кто-то пострадает. Действительно, хочется сказать: «Не буду ничего решать, пусть все остается как есть». Например, у меня с трудом поднялась бы рука уволить человека, который явно не справляется с работой.
     — Бывают ситуации, когда человека можно потерпеть, невзирая на то, что он со своей работой не справляется, но бывает и так, что нельзя. Нельзя, когда от того, что он не справляется с работой, страдают другие люди; когда общее дело терпит ущерб, который невосполним, неисправим. И когда нет лишних денег, а они нужны для того, чтобы платить кому-то другому, кто будет за него его работу переделывать. Тогда жесткое решение необходимо принять. Я тоже никогда не принимаю таких решений сразу, всегда стараюсь дать какую-то отсрочку, какой-то шанс этому человеку. Я не уверен, что это правильно. Возможно, есть руководители, которые сразу видят, что с этим человеком нужно расстаться, и сразу это делают. Но я всегда жду — может быть, какой-то ситуации, которая убедила бы меня окончательно в необходимости расставания. А иногда человек сам уходит.
  — Есть люди по природе, по складу своему активные, энергичные, предприимчивые, склонные к решительным действиям. Они не удовлетворяются той ситуацией, в которой находятся, ищут лучшей и готовы за нее бороться. А есть люди другие — они менее склонны к внешней активности, больше погружены в себя, в свой мир и просто предпочитают погоне за успехом душевный покой. Не кажется ли Вам, что вторые, в отличие от первых, удобопреклонны к духовной жизни? А из первых получаются карьеристы, борцы за место под солнцем…
    — Нет, не соглашусь. Духовная жизнь человека не определяется всецело природным складом его характера, особенностями его темперамента, врожденными свойствами его психики. Она зависит от направления его воли, от тех сердечных расположений и намерений, которые лежат в основе той или иной деятельности или же бездеятельности человека. Нет оснований утверждать, что человек активный ориентирован исключительно на продвижение по карьерной лестнице, а тот, кто погружен в себя и предпочитает покой, исполнен жизни духовной. Мы знаем, что прежде, чем человек приходит к жизни созерцательной, к жизни внутренней, он трудится неким внешним образом. Это касается борьбы со страстями, это касается дел любви, любого подвига добродетели. А все это без активности невозможно. Если человек боится какого-то лишнего движения, лишнего общения, лишнего выхода из своего замкнутого и комфортного мирка, то он себя и в храм не вытащит лишний раз, помолиться лишний раз не встанет. И самое главное — не вступит в те взаимоотношения, без которых невозможно ему помочь. Он будет устраняться от любой ситуации, где нужно потратиться душевно, где нужно что-то отдать.
     Конечно, люди по складу своему бывают очень разными. Говорить о преимуществе одного из описанных Вами человеческих устроений невозможно без конкретных примеров, вне конкретных ситуаций. Как активность, так и пассивность может быть вполне оправданной, если не выходит за границы меры; но может носить и патологический характер. Ни то ни другое само по себе не подталкивает человека к вере. Все дело в том, ради чего человек активен или пассивен. Если я пассивен потому, что избегаю какого-то душевного труда, не хочу растрачивать себя, это неправильно. Если я активен потому, что мне иначе скучно жить или я от самого себя бегу, это тоже неправильно. Но если я активен потому, что вижу перед собой необъятное поле тех дел, которые необходимо совершить, и не ради себя, а ради других людей, ради Церкви, то это хорошая активность. И если я ухожу от этой активности, потому что понимаю, что мне нужно как-то себя собрать и внутренне собой заняться, то это тоже правильно.
     Евангелие дает нам ответы на вопросы такого рода. Вот апостолы, которых избрал Господь. Был ли среди них хоть один пассивный человек? Невозможно, будучи человеком пассивным, уходящим в себя от чего-то внешнего, идти и проповедовать Евангелие — особенно когда ты понимаешь, что тебя будут не только бить, тебя будут гнать, тебя даже, быть может, убьют за это, в конце концов. Помимо всего прочего, проповедь Евангелия сопровождалась постоянным сопротивлением, сначала иудейской среды, а затем языческого мира. И это противостояние, безусловно, с психологической точки зрения не могло быть простым. Мы знаем, как непросто общаться с трудными людьми. А тут изо дня в день, и с самыми трудными. Это очень непросто. И понятно, что тут ни о каком самосохранении, ни о каком самосбережении не могло идти речи. Здесь речь шла о самоотдаче.
     Вспомним другой евангельский эпизод — с Марфой и Марией. Господь не порицает активность в лице Марфы и не поощряет пассивность в лице Марии. Просто Марфа хлопотала сверх должного. Ее, может быть, беспокоило качество, количество пищи, разнообразие блюд, то есть вещи несущественные. И эти слова Спасителя — Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом… (Лк. 10, 41) — уместно вспоминать, когда у нас речь заходит, например, о трапезе после праздничного богослужения. Есть внутренний смысл, а есть внешнее, и излишняя активность заставляет этим внешним внутреннее подменять, делать из внешнего какой-то культ.
   — Все-таки от чего это зависит — умение принять решение в сложной, противоречивой, болезненной ситуации? Каким надо быть, чтобы решения были правильными?
    — Очень многое зависит от внутреннего труда, от того, насколько ответственно человек занимается своими внутренними процессами; насколько они у него упорядочены. Если в душе у человека некое броуновское движение: мысли, переживания, воспоминания, эмоции и прочее, то из такой среды родиться правильному решению достаточно сложно. Когда человек пытается свои внутренние процессы упорядочить, направить их туда, куда нужно, тогда это бывает гораздо проще. Обычно мы это так обозначаем: собранный человек или несобранный. У несобранного все разваливается в разные стороны, и он никак не может собрать все то, что необходимо для принятия решения.
   — А если решение нам уже продиктовано заранее? Если нам уже предписали поступать в такой-то ситуации так-то?..
     — Да, во многих рабочих, житейских ситуациях бывает так, что есть формальное решение. Оно для всех как бы естественно, всем понятно. Оно, может быть, даже прописано в какой-то инструкции, в каком-то регламенте, если речь идет о работе, но оно неправильное. Я могу, конечно, его принять и потом я везде, на всех уровнях, оправдаюсь, объясню, почему я это решение принял: потому что так прописано в инструкции, в моих должностных обязанностях. Но это решение будет против совести, против здравого смысла. Ни в коем случае нельзя принять формальное решение. Надо принять решение, которое исходит из здравого смысла, которое согласно с нашей христианской совестью.
   — Но ведь человек при должности обязан исполнять инструкцию?
   — Тем не менее бывает много ситуаций, когда исполнение инструкций может погубить всех, а нарушение инструкции может спасти. Это тоже бывает сплошь и рядом. Инструкция инструкции рознь. Конечно, когда ты летишь в самолете и пренебрегаешь инструкцией сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка, то это может закончиться фатально и для тебя, и, как следствие, для ребенка. Но бывают и совершенно другие ситуации, когда инструкция говорит: накажи, а совесть — покрой любовью, потерпи…
   — Мне кажется, способность принять решение, решительность нужны человеку прежде всего в деле его спасения. Ведь именно здесь мы подчас проявляем удивительную нерешительность, малодушие и… беспечность. Недавно от одного знакомого, человека в солидном уже возрасте, услышала: «Стал бояться смерти, потому что окажусь, уж наверное, в аду». Я ему: «Но ведь у Вас еще есть время!». — «Есть, но, знаете ли… Сложно все это…»
    — Человек сегодня бежит от любого труда. Труд — это то, что для человека трудно. Люди устроены по-разному. Одному человеку нетрудно, скажем, разгружать вагоны, зато трудно было бы весь день сидеть в офисе. А другому наоборот. Но вот душой работать, с собой что-то делать, себя изменять, со страстями своими бороться — это всем очень трудно. А христианская жизнь — она с этим трудом сопряжена, совершенно неразрывно связана внутренней связью. И поэтому человек, убегая от внутреннего труда, от христианской жизни убегает. Отсюда и рождаются эти слова: да, наверное, да, подумаю, да, может быть, в следующий раз… Но время-то, оно сокращается, и чем дальше, тем меньше времени, да и сил все меньше остается на то, чтоб заняться, наконец, собой.
     Я думаю, что беспечность эта людям во все времена была присуща. Но мы к тому же живем в такой период, когда и технические достижения, и сам характер окружающей нас жизни всеми возможными способами человека к этой беспечности, безответственности подталкивают. Потому что человек, которому трудно, у которого действительно возникают серьезные проблемы, приходит домой и упирается в экран телевизора или в монитор компьютера. И до поздней ночи будет лазать по каким-то сайтам, по соцсетям, смотреть забавные ролики в ютубе. Если это плохо успокаивает, он возьмет еще несколько бутылок пива. И так — до поздней ночи, до тех пор, пока не упадет как подкошенный. Вот так человек создает себе беспечность — и сегодня, и завтра, и послезавтра. Собственно, для него каждый день будет завтра — сегодня можно посмотреть телевизор, уткнуться в компьютер, выпить пива и принять снотворное, а все серьезное на завтра отложить. А назавтра он к самому себе через все это уже не пробьется. И по этой причине молиться не сможет, потому что молитва — это общение двух личностей, человека и Бога. А человек себя найти не может, поэтому не может к Богу обратиться, и не представляет себе, Кто есть Бог. Поэтому молитва обессмысливается — человек говорит: «Пытаюсь молиться, но ничего, кроме слов». Бог человека с периферии перемещает к центру, а там, в центре, только он и Бог, там больше никого нет. Вот почему радость с человеком всегда есть кому разделить, а вот боль никто с ним разделить не может. Там, внутри, он остается наедине — сначала с болью, а потом с Богом. Хотя иной человек и в этом состоянии может Бога не встретить. И это уже ожесточение сердца.

Беседовала Марина Бирюкова

БОГ, -а, зват. (устар.) бо́же, м. По религиозному представлению: верховное существо, сотворившее мир и управляющее им, или (при многобожии) одно из таких существ.

Все значения слова «бог»

НАДЕ́ЯТЬСЯ, —де́юсь, —де́ешься; несов. 1. на что, с неопр. или с союзом „что“. Иметь надежду, рассчитывать на что-л.

Все значения слова «надеяться»

ОПЛОША́ТЬ, —а́ю, —а́ешь. Сов. к плошать (в 1 знач.).

Все значения слова «оплошать»

  • – Вечная слава богу справедливости! – произнёс князь, бросая в огонь горсть пшеницы.

  • Это уж было поле деятельности начальника, ведающего режимом, не дай бог стать поперёк его пути, в чём-то перечить, он не для того был рождён и дослужился до звания майора, чтобы терпеть какие-либо вольности.

  • – Кажется, знаю, как приходится знать бог знает кого… Но зачем он у нас, этот пёстрый и неприличный урод?

  • (все предложения)
  • – Телевизионщики пока молчок. Так что очень надеюсь ещё какое-то время насладиться семейной идиллией не под прицелом камер.

  • – Ну, будем надеяться увидеть тебя в числе собирателей золотых зёрен.

  • – Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… – сказал он со вздохом, ещё надеясь остаться.

  • (все предложения)
  • Приходит эта попрошайка, увидела у меня на витрине коробку конфет, не успела я убрать, не успела, всегда убирала перед её приходом, а тут оплошала

  • Поэтому у него не было сомнений, что это не простой блеф, а реальная угроза для бизнеса дяди, и, если он сейчас оплошает, семья ему этого не простит.

  • В принципе, ничего страшного не произойдёт, даже если старик оплошает.

  • (все предложения)
  • благой бог
  • бог желает
  • сын бога
  • бессмертные боги
  • бог отвернулся
  • (ещё синонимы…)
  • Божество
  • повелитель
  • дух
  • идол
  • покровитель
  • (ещё синонимы…)
  • хотеть
  • стараться
  • находить
  • искать
  • надежда
  • (ещё синонимы…)
  • обмишуриться
  • осрамиться
  • опозориться
  • оконфузиться
  • оскандалиться
  • (ещё синонимы…)
  • идол
  • иконы
  • атеизм
  • Аполлон
  • апостол
  • (ещё ассоциации…)
  • верить
  • надежда
  • вера
  • безнадёжность
  • ждать
  • (ещё ассоциации…)
  • единый бог
  • бог солнца
  • господа бога
  • бог знает
  • верить в бога
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • девушка надеялась
  • автор надеется
  • надеяться что-либо
  • надеяться на лучшее
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «бог»
  • Разбор по составу слова «надеяться»
  • Разбор по составу слова «оплошать»
  • Как правильно пишется слово «бог»
  • Как правильно пишется слово «надеяться»
  • Как правильно пишется слово «оплошать»

1.
… когда ваяла жизнь, я подчас плошаю. Она лукавее нас, и ее выдумки почище наших. Вот уж …

Роллан Ромен. Кола Брюньон

2.
… бога надейся, а сам не плошай«. Молись от души, дитя мое, но не забывай никогда, что …

Роже Мартен Дю Гар. Жан Баруа

3.
… приобретения первым собственником, размер общей плошали жилья, оплаченной при приобретении одного сертификата, общий объем эмиссии данной …

ред. Азрилияна А.Н.. Большой бухгалтерский словарь

4.
… этом и мне надо не плошать«. …Что и говорить, многое отличало летящего сейчас в паре с …

Савченко Владимир. За перевалом

5.
… сам в случае чего — не плошай. Как думаешь, правильно? — Да, оружие надо держать наготове. Я тоже …

Рытов Андрей Г.. Рыцари пятого океана

6.
… интуицию надейся, а сам не плошай! Пробираемся, выставив перед собой автоматы. Открываем двери. Перед нами чернота …

Романецкий Николай. Рубикон, или мир в латах

7.
… тут-то и не надо плошать«. Это размышление придало ему мужества, и он взялся за работу …

Прус Бореслав. Форпост

8.
… надейся, но и сам не плошай«. — Разумеется, слышать меня Кирилл уже не мог. Рухнув на постель …

Полякова Татьяна. Последнее слово за мной

9.
… Бога надейся, а сам не плошай«. Бог может только вселять в души людей свои Веру, Надежду … Бога надейся, а сам не плошай!» Некоторые из вас могут задать вопрос: «Почему Новейший Завет родился …

Польшаков Аркадий. Воскрешение

10.
… бога надейся, а сам не плошай? — вставил Уваров. — Именно, — кивнул Эдерс. — Если произойдет ядерная катастрофа, они …

Подколзин Игорь. Год черной собаки

11.
… Да смотрите, ваше величество, не плошайте. Первые три ночи станет она вашу силу пытать, наложит свою …

Пропп Владимир. Исторические корни Волшебной Сказки

12.
… Бога надейся, а сам не плошай, — сказал сосед, не отрываясь от игры. Все произносили слова простые …

Пронин Виктор. Женщина по средам

13.
… природу надейся, да сам не плошай. Мошкин рассыпал посевной материал по всей квартире, оставив лишь тропки …

Прокопьев Сергей. Ключик на старт

14.
… на пупок». Аксиньюшка тоже не плошала, но била в баклуши неутомимо. Она ходила по домам и …

Салтыков-Шедрин. История одного города

15.
… надейся, но и сам не плошай. — Мы не плошаем, — сказал Кирпичников. — Тяжелая артиллерия — два полка, — он назвал номера полков … надейся, но и сам не плошай! — А как с подчиненными? — спросил Серпилин. — Достаточно требователен? — Требовать требует …

Симонов Константин. Живые и мертвые 1-3

16.
… глубокая ночь, но на главной плошали Порто-Ново гулянье шло вовсю. Я был очень счастлив. Мне …

Симмонс Дэн. Гипперион 1-3

17.
… снова без определенной цели. На плошали Республики он снова вошел в бар, выпил еще рюмку коньяку …

Сименон Жорж. Коммисар Мегре 1-78

18.
… слабая рука, но она не плошала ни в каких переделках. Держись за мою руку, милая барышня …

Скотт Вальтер. Антикварий

19.
… Бога надейся, а сам не плошай. «Каве!» — сказал центуриону внутренний голос, но Птолемей Прист был слишком … заступничество. Как говорится, сама не плошай, а на Бога надейся! Хотелось Клавдии, чтобы и Птолемей с …

Синякин Сергей. Бузуцкие игры

20.
… зверя? надейся, а сам не плошай?, — вот единственное, что он мог бы сказать впоследствии себе в …

Симонова Мария. Профессия — смертник

21.
… молодость надейся, а сам не плошай. Он был облачен в такой же безукоризненный, как весь его …

Серова Марина. Дублерша для жены

22.
… и сказано — надейся, да не плошай!.. И вот тут и есть измена, предательство, дезертирство, как уж …

Светов Феликс. Овтерзи ми двери

23.
… этом и мне надо не плошать«. …Что и говорить, многое отличало летящего сейчас в паре с …

Свавченко Владимир. За перевалом

24.
… так что сами тоже не плошайте. Смотри за ней, Йеннифэр. Береги ее как зеницу ока. — Надеюсь …

Сапковский Анджей. Ведьмак 1-9

25.
… остаться при своем мнении. Человечество плошает, Виталий Всеволодович… Вы в долг деньги даете? — Даю. — И вам …

Семенов Юлиан. ТАСС уполномочен заявить

26.
… буду финтить, а ты не плошай…» — Дорогой Малетке, усташей нам не отдаст Муссолини. Я не думою …

Семенов Юлиан. Романы о Штирлице 1-10

27.
… руках. Теперь только сама не плошай. Все в мире — фетиш, мыльный пузырь. Кроме вершин творчества, сияющего …

Севела Эфраим. Ласточкино гнездо

28.
… приятелю, чтобы тот сам не плошал: — Елагина не тревожь — он кучу добра насулит, а даст щепотку …

Пикуль Валентин. Фаворит (роман-хроника времен Екатерины I)

29.
… богов надейся, а сам не плошай. Словом, молились и ждали. А зверь поел их скот, поел …

Никитин Юрий. Святой грааль (1-3 книги)

30.
… надейся, но и сам не плошай«. Последняя поговорка, как мне кажется, принуждает думать; нельзя жить и …

Нестеров Михаил. Месть и закон

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сам бог велел как пишется
  • Самого или самово как пишется слово
  • Салям на татарском как пишется
  • Самого дорогого человека как пишется
  • Самовыразиться как пишется