Самозанятость сокращенно как пишется

Самозанятость – юридическое оформление индивидуальной трудовой деятельности (ИТД)

самозанятость, итд, оформление самозанятости

Самозанятость — это индивидуальная трудовая деятельность (сокращенно – ИТД), личная деятельность гражданина РФ, проводимая в целях обеспечения занятости с получением дополнительного дохода. Человек, желающий оформить себя как индивидуального предпринимателя, обязан подать заявление с пакетом документов в соответствующий орган (Налоговую службу). Все кто оформил индивидуальную трудовую деятельность могут тоже воспользоваться услугами юриста и адвоката которые могут оказать комплексную поддержку в различных юридических вопросах, а так-же оказать помощь в оформлении самозанятого, включая сбор документации и представительство в вышестоящих органах.

Что значит самозанятые?

  • Налог на профессиональный доход (НПД) регулируется Федеральным законом № 422-ФЗ от 27.11.2018, а не Налоговым кодексом. В нем НПД присвоен статус экспериментального. Срок — 10 лет. Проводится с 01.01.2019 по 31.12.2028 в четырех регионах — Москва, Московская и Калужская области, республика Татарстан. Самозанятые граждане — это физические лица, участвующие в экспериментальном использовании НПД на их территории.

Самозанятый платит пониженный налог с доходов, а не 13%:

  • 4% — когда товары и услуги реализуются физическим лицам;
  • 6% — юридическим.

Применение любых налоговых ставок требует разделённого формирования налоговой базы. НПД применим доход в календарном году, который не превышает 2 400 000 рублей.

Оформление Самозанятости — индивидуальной трудовой деятельности

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, получившее статус предпринимателя, после государственной регистрации в Налоговой службе. Для оформления индивидуальной трудовой деятельности, гражданин РФ обязан заполнить заявление по установленной форме Р21001 и подать его в налоговую инспекцию.

Регистрация осуществляется в несколько шагов

  • выбор способа регистрации. Оформление индивидуальной деятельности осуществляется в стенах Налоговой службы по месту проживания гражданина РФ. В случае невозможности самостоятельного посещения органа исполнительной власти, можно воспользоваться онлайн услугой регистрации
  • выбор кода деятельности по ОКВЭД. Перед заполнением заявления на открытие ИП, необходимо определиться с кодом деятельности по ОКВЭД. Он зависит от бизнеса гражданина РФ. Существует специальный классификатор в ОКВЭД, который позволяет подобрать подходящий код предпринимательской деятельности
  • заполнение заявления по установленной форме Р21001. Заявление по форме Р21001 – это основной документ, который обязателен к подготовке. В случае некорректного заполнения или внесения явных ошибок, гарантирован отказ

Важно!

С 2018 года, в заявлении обязательным пунктом выступает указание адреса электронной почты.

  • оплата установленной государственной пошлины. Регистрация ИТД – процедура бюджетная, стоимость не выходит за рамки 800 рублей. Оплата осуществляется любым удобным для клиента способом, по реквизитам или специально сформированным на сервисе ФНС квитанциям
  • выбор системы налогообложения. Указанный пункт является важным, и способен прямым образом повлиять на прибыльность бизнеса. Начинающим ИТД целесообразно воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Подать соответствующий запрос необходимо спустя 30 суток, после оформления ИТД.

Для открытия ИП необходимо собрать требуемый пакет документации, он включает:

  • заявление, составленное по установленной форме Р21001
  • квитанция об уплате государственной пошлины
  • документ, удостоверяющий личность гражданина РФ (копию)
  • уведомление о переходе на УНС
  • доверенность (в случае, если подачей документов занимается доверенное лицо)

Важно!

Заявление с пакетом документов подается в Налоговую службу по месту регистрации гражданина РФ.

После регистрации ИТД, необходимо получить бумажные документы. Сделать это можно по запросу заявителя в ИФНС или МФЦ.

Юридические услуги для самозанятых

Юридические услуги для самозанятых — это услуги, которые могут понадобиться на любом этапе деятельности или оформления статуса индивидуальной трудовой деятельности.

Наша компания предоставляет комплексную поддержку по заданному вопросу. В обязанности специалистов входит:

  • юридическое консультирование
  • споры со страховыми компаниями
  • внесение изменений в действующие документы
  • подготовка договоров
  • разработка нормативных актов
  • сдача налоговых деклараций
  • сдача бухгалтерской отчетности
  • решение споров хозяйствующих объектов
  • полное юридическое сопровождение

Компания ООО «Атлант» предоставляет полный спектр услуг после регистрации ИП. Для получения подробной консультации, звоните по указанным номерам телефонов.

Когда актуальна юридическая помощь для самозанятого

Оформление индивидуальной трудовой деятельности (самозанятого) – это сложный сегмент, регулирование которого осуществляется за счет действующих нормативных актов. Простому гражданина РФ сложно обеспечить соответствие деятельности всем установленным правилам. В данном случае требуется квалифицированная юридическая помощь.

Поддержка юриста актуальна в следующих направлениях:

  • регистрация или закрытие статуса ИТД
  • решение вопроса относительно трудоустройства сотрудников
  • составление локальных актов
  • заключение договоров с контрагентами
  • получение лицензий и разрешений на ведение деятельности
  • решение конфликтных ситуаций с сотрудниками
  • решение конфликтных ситуаций с контрагентами
  • решение спорных вопросов с органами контроля – ФНС, Роспотребнадзор и т.д.

Деятельность юристов направлена на разъяснение всех ситуаций, связанных с регистрацией ИТД. При возникновении вопросов, звоните по указанным номерам телефонов. Консультации доступны на бесплатной основе!

Услуги юристов по индивидуальной трудовой деятельности (самозанятости)

Услуги юристов по индивидуальной трудовой деятельности заключаются в работе с документацией, представительстве в регистрирующих органах и ведении других процедур.

Юридическая компания «Атлант» предоставляет полный спектр услуг, после регистрации ИП. В обязанности квалифицированных сотрудников входит:

  • предоставление первичной консультации
  • составление проектов и договоров
  • разъяснение вопросов относительно трудоустройства сотрудников
  • защита бизнеса в рамках уголовного права
  • представительство и защита интересов бизнеса в хозяйственных спорах
  • возмещение вреда
  • взыскание штрафных санкций
  • юридический аутсорсинг

Квалифицированные специалисты оказывают помощь во всех вопросах, касающихся индивидуального предпринимательства. Спектр услуг составляется в персональном порядке, с учетом потребностей клиента.

Услуги адвокатов по индивидуальной трудовой деятельности

Услуги адвокатов по индивидуальной трудовой деятельности предоставляются всем гражданам РФ, прошедшим путь регистрации ИП. Специалисты проводят полную консультацию, с разъяснением любых вопросов, связанных с ведением бизнеса.

В обязанности адвокатов входит:

  • консультации по разъяснению действующих нормативных актов
  • проведение юридического анализа
  • подготовка заключений
  • составление проектов договора
  • представление интересов клиента в переговорах с партнерами
  • юридическая помощь на любом этапе развития бизнеса
  • представительство интересов клиента в налоговой службе
  • защита бизнеса в рамках уголовного производства
  • юридический аутсорсинг

Компания ООО «Атлант» предоставляет комплексные услуги по индивидуальной трудовой деятельности. Специалисты консультируют, сопровождают при посещении налоговой службы, ведут полный аутсорсинг предприятия.

Стоимость услуг юриста по индивидуальной трудовой деятельности

самозанятость, итд, оформление самозанятостиСтоимость услуг юриста по индивидуальной трудовой деятельности формируется на основании предоставленного пакета опций. Компания ООО «Атлант» предлагает сформированные тарифные планы, которые зависят от количества услуг. Для постоянных клиентов подготовлены пластиковые именные карты, по которым предоставляется полное юридическое сопровождение по сниженной стоимости.

В стандартный тариф входит:

  • проверка документации
  • устное и письменное консультирование
  • представительство в органах исполнительной власти
  • защита интересов клиента

Получить персональный расчет стоимости можно по указанным номерам телефонов. За подробной информацией обращайтесь в любое удобное время!


Рекомендуемые страницы

  • О компании Атлант Читать тут
  • Услуги адвоката Читать тут
  • Услуги юриста Читать тут

Здравствуйте, друзья!

В конце апреля 2021 года в России насчитывалось более 2 млн человек, которые являются самозанятыми. Ежедневно цифра вырастает на 5 тыс., поэтому вполне возможно, что к концу лета самозанятых будет не меньше 2,5 млн.

Если вас тоже интересует, как оформить самозанятость, что это вообще такое и зачем нужно ее оформлять, предлагаю прочитать статью. Из нее вы узнаете не только о получении статуса самозанятого и способах регистрации, но и о налогах, которые надо будет платить, взносах и пенсии, а также ограничениях и штрафах.

Как сокращенно пишется самозанятость

Особенности самозанятости

Самозанятые – это условное название людей, платящих налоги на профессиональный доход. Налог на профессиональный доход, или НПД, не является дополнительным налогом. Это специальный добровольный налоговый режим, который актуален с 2019 года и будет действовать одно десятилетие.

НПД подходит для тех людей, которые самостоятельно производят какие-либо продукты и товары или оказывают услуги. Плюс к этому надо учитывать и соблюдать следующие условия:

  1. Налогоплательщики не имеют работодателя и не заключают трудовой договор.
  2. Сами не нанимают персонал и не заключают трудовые договоры.
  3. Доход в год не превышает 2,4 млн руб., при этом нет ограничения месячного дохода, например, в январе можно получить 20 000 руб., в феврале – 5 000 руб., а в марте – 1 млн руб.

Если прибыль за 12 месяцев составит более 2,4 млн руб., человек больше не считается самозанятым и платит налоги по другому налоговому тарифу: физлицо отдает 13 % НДФЛ от суммы заработка, а ИП переводят на общую систему налогообложения.

Как сокращенно пишется самозанятость

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Режим НПД доступен всем гражданам России и стран Евразийского экономического союза: Казахстана, Армении, Киргизии и Беларуси.

Оформить и назвать себя самозанятым лицом можно с 16 лет, но с одним условием: требуется письменное согласие родителей.

Платить НПД могут представители следующих профессий:

  • мастер маникюра,
  • водитель,
  • репетитор,
  • няня,
  • сантехник,
  • фотограф,
  • переводчик,
  • дизайнер,
  • швея,
  • юрист,
  • организатор мероприятий,
  • копирайтер,
  • писатель,
  • программист и другие.

Также НПД платят арендаторы, сдающие жилые помещения.

Не запрещается открывать собственный интернет-магазин, но только если соблюдать следующие правила:

  • продавать только собственную продукцию или услуги;
  • фиксировать каждую покупку;
  • отправлять товар без использования наемных работников.

А теперь рассмотрим виды деятельности, которая запрещена для людей, оформляющих самозанятость:

  1. Торговля маркированными, подакцизными товарами, например, алкогольной или табачной продукцией, туалетной водой, постельным бельем.
  2. Перепродажа товаров, имущественных прав, кроме продукции, используемой для личных нужд.
  3. Доставка товара и прием оплаты, не считая тех случаев, когда у курьера имеется кассовая техника, которая предоставлена продавцом.
  4. Добыча и продажа полезных ископаемых.
  5. Работа по договорам поручения, комиссии или в качестве агента.

Налоговый режим НПД не подходит и работникам, которые получают оплату не деньгами, а каким-либо другим способом, например, продукцией. Это уже считается доходом в натуральной форме.

Есть случаи, когда деятельность, из-за которой и оформляется самозанятость, не основная, а есть еще и работа по трудовому договору. Человеку можно совмещать оба вида труда. Но в этом случае надо платить и НДФЛ, и НПД. Также пенсионеры могут одновременно быть самозанятыми и сохранять право на индексацию пенсии, получение компенсаций и льгот.

Кроме этого, в список преимуществ самозанятости также попадает следующее:

  1. Нет необходимости сдавать декларации и отчеты.
  2. Единоразовый налоговый вычет.
  3. Не обязательно вносить взносы на пенсионное страхование.
  4. Автоматическое начисление налога.
  5. Не нужно регистрировать ИП.
  6. При наличии работы по договору заработная плата не имеет отношения к налогу на профессиональный доход, а стаж работы не прерывается.
  7. Не нужно кассовое оборудование, чек формируется автоматически в приложении.
  8. Легко получить справку о доходах. Она формируется в приложении “Мой налог” или его веб-версии. Подробнее о них я расскажу чуть позже.

Но есть и недостатки у НПД:

  1. Отсутствуют социальные выплаты, больничные и декретные.
  2. Нельзя нанимать работников.
  3. Самозанятость подходит не для всех профессий.
  4. Надо учитывать лимит по годовому доходу.
  5. Трудовой стаж засчитывается, только если вносить добровольные взносы.

Взносы и пенсия

Как я уже писала ранее, вносить или не вносить страховые взносы – индивидуальное решение каждого человека. Отчисления в пенсионный фонд направляются на добровольной основе. Для этого надо отправить заявление в ПФР и каждый месяц вносить по 22 % от МРОТ. Именно 22 % – это ставка взноса обязательного пенсионного страхования.

Можно легко рассчитать сумму, которую нужно внести за 2021 год: 12 792 руб. * 22 % * 12 месяцев = 33 770,88 руб.

Если желания отчислять такие деньги нет, то пенсия все равно будет гарантирована, но лишь минимальная. Социальная пенсия предоставляется всем гражданам РФ.

Даже если вы всю жизнь проработаете в качестве самозанятого специалиста, пенсия вам будет выплачиваться. Она зависит от прожиточного минимума в том регионе, где вы живете. Но начисляться социальная пенсия станет на 5 лет позже, чем страховая.

Другой вопрос с медицинским страхованием. Часть НПД в обязательном порядке идет на ОМС. Поэтому не надо вносить отдельные взносы, так как медицинское страхование оплачивается автоматически с налогом.

Отличия от ИП

Немного уже затрагивалась тема ИП, но теперь давайте поговорим об этом подробнее.

Самозанятым может быть как индивидуальный предприниматель, так и физическое лицо без ИП. Например, частный фотограф может не оформлять ИП и при этом ничего не нарушать. Если швея оформит ИП, то она имеет право остаться и самозанятой.

Уже из этого следует, что между ИП и статусом самозанятого есть отличия:

  1. Индивидуальный предприниматель для регистрации должен подать документы лично или сделать это онлайн. При личном обращении в налоговую инспекцию надо заплатить госпошлину. Для оформления самозанятости не надо никуда идти, ведь регистрация доступна в удаленном формате. Госпошлины при этом нет.
  2. У ИП есть налоговые отчеты и обязательные взносы, при самозанятости их нет.
  3. Индивидуальный предприниматель платит налоги в зависимости от системы налогообложения, а самозанятый платит только НПД.
  4. Для ИП заявление рассматривается 3 рабочих дня, для самозанятого – до 6 календарных дней.
  5. Индивидуальным предпринимателям можно нанимать сотрудников, а самозанятым нельзя.
  6. Практически всегда для ИП необходимо кассовое оборудование, самозанятым же оно не нужно.

Индивидуальный предприниматель может стать обычным самозанятым, перейдя на режим НПД. И при этом ему не надо закрывать ИП.

Перед тем как перейти на режим НПД, индивидуальному предпринимателю необходимо подать уведомление об отказе от других спецрежимов.

Например, ИП могли применяться такие налоговые режимы, как УСН, ЕСХН или ПСН. Их совмещать с НПД нельзя. Поэтому надо обязательно отказаться от предыдущих налоговых режимов, иначе переход на налог на профессиональный доход будет аннулирован.

Оформление самозанятости

Зачем оформляется самозанятость? Чтобы работать легально и не иметь проблем с налоговой и законом. Для этого нужно зарегистрироваться в приложении “Мой налог” или его веб-версии либо обратиться в банк, клиентом которого вы являетесь.

После этого налогоплательщику останется только формировать вовремя чеки за оплату товаров и услуг и уплачивать налог до 25-го числа каждого месяца.

В налоговой, МФЦ, через портал Госуслуг или личный кабинет налогоплательщика нельзя оформить статус самозанятого. В первых двух можно лишь получить консультацию, а вторые облегчают регистрацию в сервисе “Мой налог”.

Читайте далее пошаговые инструкции по оформлению самозанятости, регистрации и пользованию сервисами по уплате налогов.

Через приложение или веб-версию “Мой налог”

Самый простой и быстрый способ стать самозанятым – зарегистрироваться в сервисе “Мой налог”. Для этого скачайте приложение в Google Play или App Store, дайте согласие на обработку персональных данных и ознакомьтесь с правилами пользования приложением.

Соглашение на обработку персональных данных

Вам на выбор предоставят 3 способа регистрации. Упрощенные способы доступны тем, у кого есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг или личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.

Регистрация в “Мой налог”

Рассмотрим методы регистрации и их алгоритмы.

Первый способ: через Госуслуги. Вас перенаправят на портал, где нужно вписать в пустые строки телефон, email или СНИЛС, а также пароль от личного кабинета Госуслуг.

Регистрация через Госуслуги

Второй способ: по ИНН и паролю от личного кабинета налогоплательщика. Тут тоже все просто: введите данные – вы зарегистрированы. После регистрации надо еще указать номер телефона, регион, в котором ведется деятельность, и ввести придуманный ПИН-код.

Регистрация по ИНН

Третий способ: с помощью паспорта. Это сложнее, но и он занимает не более 5 минут. Для начала необходимо указать реальный номер телефона, к которому есть доступ. На него придет уведомление с кодом для подтверждения номера.

Код из СМС

После выберите регион, где работаете.

Выбор региона

И сфотографируйте паспорт в развернутом виде.

Регистрация по паспорту

Распознать паспорт

Проверьте все данные, которые заполняются автоматически. Остается только сфотографироваться и подтвердить регистрацию.

Первый и второй способ подходят для иностранных граждан тех стран, которые состоят в Евразийском экономическом союзе.

Если у вас нет доступа к телефону или вам удобнее работать на компьютере, выберите веб-версию приложения “Мой налог”. Регистрация на сайте аналогична регистрации в приложении.

Чтобы пользоваться сервисом, надо указать вид деятельности, которой занимаетесь. Также по желанию можно прикрепить банковскую карту, чтобы упростить себе процесс уплаты налога.

“Мой налог” также упрощает внесение пенсионных взносов, выдачу справки о доходах и о постановке на учет.

С помощью банка

Оформить самозанятость без каких-либо документов можно через кредитную организацию или банк, которые взаимодействуют с ФНС РФ.

В список банков, с помощью которых можно стать самозанятым, входит Сбербанк, Веста Банк, МТС Банк, Альфа-Банк, КИВИ Банк, Совкомбанк, ВТБ. Расскажу на примере Сбербанка.

Для начала вам нужно будет оформить дополнительную банковскую карту. Без нее получить статус самозанятого лица не получится.

Оформление дополнительной карты

Отдельная карта имеет свои плюсы. Так вы не будете смешивать различные поступления, например, одни пришли от заказчиков, а вторые поступили просто от друзей или родственников. Лучше всего подключить цифровую карту. Это очень удобно, да и выпускается она быстро.

Дальше на главной странице приложения “СберБанк Онлайн” (Google Play / App Store) найдите категорию “Сервисы”, а в ней вкладку “Свое дело”.

Вкладка “Сервисы” в СберБанк Онлайн

Вам останется нажать только на “Подключить сервис”.

Сервис “Свое дело”

Теперь укажите номер телефона, отметьте регион, где осуществляете деятельность, и выберите профессию или сферу, в которой трудитесь. Остается только ознакомиться с условиями договора.

Ответ из налоговой придет в течение нескольких минут. Иногда уведомление может задержаться и растянуться на несколько дней (максимум на 6), но это редкость.

Налоги самозанятых и работа с чеками

Самозанятые налогоплательщики – неважно, физические это лица или ИП – платят со своих доходов от самостоятельной деятельности НПД.

Налог рассчитывается в зависимости от того, кто является клиентом самозанятого гражданина:

  1. Ставка 4 % – при сотрудничестве с физическим лицом.
  2. Ставка 6 % – при поступлении выплаты от юридического лица или ИП.

Из этого следует, что самозанятым выгоднее работать с физическими лицами, так как ставка ниже. Но это единственное отличие, в остальном нет разницы, с кем сотрудничать.

Налоговые ставки актуальны до 2028 года включительно. До этого времени государство не сможет их повысить.

Часть налога, а именно 37 %, идет на ОМС. Все остальное поступает в бюджет субъекта РФ, указанного самозанятым.

После поступления денежных средств налогоплательщику необходимо сформировать чек, о которых я немного говорила ранее. Они являются подтверждением прибыли для уплаты налога. Чеки нужно передавать клиентам после получения оплаты.

Некоторые заказчики просят прислать им чек, после чего они обещают выслать деньги. Не советую соглашаться на такие условия, только если вы полностью не уверены в клиенте. В противном случае вы действуете на свой страх и риск. Запомните, чек – это подтверждение оплаты, а не счет за оплату продуктов или услуг.

Формировать чеки необходимо по каждому денежному поступлению. Сделать это можно с помощью приложения “Мой налог”. Для этого надо нажать на главной странице на кнопку “Новая продажа”, после выбрать, от кого пришли деньги (от физического лица, юридического лица или ИП), а затем заполнить данные.

Формирование чеков в “Мой налог”

Если заказчик – физическое лицо, надо записать только дату, название услуги или продукта, а также стоимость.

Чек для физического лица

При сотрудничестве с ИП или юридическим лицом указывается еще ИНН и наименование организации.

Чек для юридического лица или ИП

В последнюю очередь нажимаете на “Выдать чек”.

Все данные получает ФНС. Налог начисляется автоматически, в зависимости от суммы, указанной в чеке. Самому не надо ничего высчитывать.

Плюс учитывается налоговый вычет. Это специальный бонус. Он равен 10 000 руб. и делает налоговую ставку ниже. Благодаря ему налог при сотрудничестве с физическими лицами вместо 4 становится 3 %, а с юридическими лицами и ИП – 4 % (вместо 6 %).

Вычет расходуется постепенно. Налогоплательщики платят налог по пониженной ставке, пока не израсходуются все 10 000 руб. После этого, когда вместо 10 тыс. останется 0 руб., НПД оплачивается по стандартной ставке.

Например, ваш месячный доход равен 100 000 руб. Вы работаете с физическим лицом, поэтому должны платить по 4 %, что составляет 4 000 руб. Но благодаря налоговому вычету вы можете платить по 3 %, или по 3 000 руб. Разница в 1 000 руб. вычитается из бонуса в 10 000 руб. И так каждый месяц. Налогового вычета хватит на 10 месяцев, а остальные 2 придется платить по стандартной ставке в 4 %.

Чтобы получить этот бонус, не нужны никакие заявления или документы. Все начисляется автоматически.

Информация о налоговых начислениях поступает до 12-го числа каждого месяца, а уплатить налог необходимо до 25-го числа. НПД не нужно платить, если самозанятый ничего не заработал. Нет дохода – нет и налога. А если налог есть, но не превышает 100 руб., то он прибавляется к сумме в следующем месяце.

При форс-мажоре, когда, например, деньги пришли по ошибке или сумма оказалась больше или меньше нужной, а чек уже сформирован, его можно отозвать.

Штрафы

Одна из обязанностей самозанятых – формировать чеки. Это легко сделать прямо в приложении. В зависимости от ситуации их можно распечатать или отправить электронную версию.

Если человек выдал чек, но с опозданием, с нарушениями или же вовсе игнорирует свои обязанности, на него накладывается штраф, который равен 20 % от суммы, которая должна быть в сформированном чеке.

При повторном нарушении, когда в ФНС в течение полугода после первого штрафования поступает уведомление от недовольного клиента, штраф увеличивается до 100 %. Составляет он минимум 5 000 руб.

Еще один штраф начисляется за незаконную предпринимательскую деятельность. Его придется платить в том случае, если вы работаете, не оформляя самозанятость.

Сейчас, когда налоговый режим еще не набрал силу, самозанятые не подвергаются частым проверкам и штрафованию, но не стоит расслабляться. Совсем скоро, когда ситуация устаканится, появятся и проверки, и штрафы.

Заключение

Для того чтобы работать легально, необходимо оформить самозанятость. И сделать это достаточно легко: через “Мой налог” или банк, клиентом которого вы являетесь.

У самозанятости много плюсов: не надо формировать никакие отчеты, не обязательно вносить взносы на пенсионное страхование, не нужно кассовое оборудование и оформление ИП, да и налоговые ставки весьма щадящие. Возможно, именно поэтому с каждым годом все больше людей предпочитают удаленную работу и самозанятость.

Надеюсь, я помогла вам разобраться с тем, как оформить самозанятость. А может, вы уже скачали “Мой налог” и регистрируетесь прямо сейчас. Напишите в комментариях, так ли это.

Подписывайтесь на обновления блога iklife.ru и узнавайте новое вместе с нами.

Всего доброго!

Содержание

  • Как юридически называется Самозанятый?
  • Какие профессии подходят под самозанятость?
  • Какой статус имеют самозанятые?
  • Какие виды деятельности может осуществлять Самозанятый?
  • Как сокращенно пишется Самозанятый?
  • Как оформиться как Самозанятый?
  • Какие виды деятельности не попадают под самозанятость?
  • Какие виды деятельности не подходят под самозанятость?
  • Кто входит в перечень самозанятых?
  • Как могут проверить самозанятого?
  • Как узнать Самозанятый или нет?
  • Как проверить вид деятельности самозанятого?
  • Сколько видов деятельности может выбрать Самозанятый?
  • Что может продавать Самозанятый?
  • Какие виды деятельности являются основными?

Согласно закону самозанятый — это человек, который платит специальный налог на профессиональный доход (НПД). При этом не нужно дополнительно отчислять подоходный налог или налог на прибыль. … В других регионах с 1 июля 2020 года налог на профессиональный доход может быть введен решением местных властей.

Как юридически называется Самозанятый?

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации ИП, официально называются плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) — в нашей терминологии это и есть самозанятые.

Какие профессии подходят под самозанятость?

Судя по перечисленным родам деятельности нетрудно сформировать список самозанятых профессий:

  • Веб-дизайнер
  • Горничная (домашняя работница или помощница по хозяйству)
  • Гувернантка
  • Выгульщик животных
  • Дворник
  • Домашний учитель
  • Дрессировщик
  • Изготовитель ключей

19 мар. 2021 г.

Какой статус имеют самозанятые?

Под самозанятыми понимаются граждане, которые работают на себя и не имеют сотрудников. Их максимальный доход не может превышать 2,4 млн рублей в год. … По состоянию на март 2021 года в России зарегистрировано 2 млн самозанятых.

Какие виды деятельности может осуществлять Самозанятый?

Самозанятые могут заниматься реализацией товаров и имущественных прав (например, сдачей в аренду жилых помещений), а также выполнением работ и оказанием услуг.

Как сокращенно пишется Самозанятый?

С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно во всех регионах России. Формально режим называется «Налог на профессиональный доход». Сразу же появилось сокращение — НПД. Когда встретите эту аббревиатуру, знайте, что речь идёт о самозанятых.

Как оформиться как Самозанятый?

Как стать самозанятым

  1. Скачайте приложение Зарегистрироваться можно в приложении «Мой налог»: …
  2. Пройдите регистрацию Есть несколько способов регистрации. …
  3. Подготовьте …
  4. Укажите вид деятельности …
  5. Прикрепите карту …
  6. Сформируйте чек при получении дохода …
  7. Подайте уведомление об отказе от других спецрежимов

Какие виды деятельности не попадают под самозанятость?

Не могут стать самозанятыми ИП, применяющие иные специальные налоговые режимы, и лица, ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ (п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Какие виды деятельности не подходят под самозанятость?

Вот запрещенные виды работ для самозанятых:

  • деятельность, связанная с добычей и реализацией полезных ископаемых;
  • перепродажа чужих товаров;
  • реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
  • деятельность в интересах другого лица на основе агентского договора, договора поручения и комиссии;

Кто входит в перечень самозанятых?

Самозанятые граждане это:

Физические лица, получающие доходы от деятельности при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. 2.

Как могут проверить самозанятого?

Роспотребнадзор, к примеру, следит за безопасностью оказываемых услуг и соблюдением требований закона «О защите прав потребителей» и вполне может проверить деятельность самозанятого ИП.

Как узнать Самозанятый или нет?

Как проверить самозанятого, используя данный сервис ФНС:

  1. Перейти на страницу сервиса проверки.
  2. В окне «Поисковый запрос» указать ИНН физлица.
  3. В следующем окне нужно ввести дату, на которую требуется узнать наличие статуса плательщика налога на профдоход.
  4. Нажать кнопку «Найти».

Как проверить вид деятельности самозанятого?

Для проверки статуса самозанятого (плательщика налога на профессиональный доход) ФНС разместила на своем сайте специальный сервис. Достаточно указать ИНН человека и дату, на которую вы хотите сделать проверку. В ответ сервис онлайн покажет вам, имеет ли человек с таким ИНН статус самозанятого на указанную дату.

Сколько видов деятельности может выбрать Самозанятый?

У самозанятых нет никакого ограничения по количеству видов деятельности. Вы можете одновременно сдавать квартиру, шить платья на заказ и писать тексты для сайтов, и никаких штрафов за это не будет. Если вы регистрируетесь через «Мой налог», вы можете указать один или несколько видов деятельности.

Что может продавать Самозанятый?

Нельзя продавать готовые изделия, можно делать их на заказ. Например, шить платья по индивидуальным меркам. В интернет-магазине выставляйте только примеры изделий, но не сами изделия. Самозанятые могут продавать пищевые продукты: торты, пирожные, пироги, пиццу или замороженные полуфабрикаты.

Какие виды деятельности являются основными?

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд.

Основные виды деятельности

  • Общение …
  • Игра (игровая деятельность) …
  • Учение (учебная деятельность) …
  • Труд (трудовая деятельность)

17 мар. 2019 г.

Интересные материалы:

Сколько зарплата у учителей?
Сколько зарплата у воспитателя детского?
Сколько зарплата у воспитателя?
Сколько зарплата у врача в Украине?
Сколько зарплата в армии?
Сколько зарплата в Германии?
Сколько зарплата в Южной Корее?
Сколько зарплата в Израиле?
Сколько зарплата в Канаде?
Сколько зарплата в Корее?

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Самозанятость, или, как правильнее её называть, налог на профессиональный доход (НПД), — это специальный налоговый режим. Он подходит тем, кому платят за результаты их деятельности или аренду их имущества.

Налог был введён, чтобы помочь выйти из тени тем, кто получает доход, но не делится им с государством. В целевую аудиторию попадали, например, люди, которые сдавали бабушкину квартиру или оказывали разные услуги на заказ — клеили обои, устраивали фотосессии. Им обещали простоту получения статуса самозанятого и низкие налоговые ставки, чтобы мотивировать их легализоваться. Однако платить налог на профессиональный доход могут не только те, кто раньше работал скрытно, но и индивидуальные предприниматели. Их заманивают теми же бонусами.

Разберёмся, какие в действительности есть плюсы для самозанятых и какие существуют подводные камни в этом режиме. И так как он доступен для людей со статусом ИП и без него, давайте договоримся, что в этом конкретном тексте будем называть людей без такого статуса физлицами, а с ним — предпринимателями. Это не совсем правильно, так как ИП тоже физлицо. Но некоторое нарушение правил поможет сделать текст проще для восприятия.

Какие плюсы есть у статуса самозанятых

Это даёт легальный статус

Пункт касается физлиц, которые ведут бизнес вчёрную. Многим удаётся делать это годами без всяких проблем. Однако неприятности могут появиться, особенно если клиентов к вам приводит не сарафанное радио, а объявления в соцсетях или даже на заборе. Например, человек делает тортики на своей кухне и рекламирует их в интернете. Это обнаруживает налоговая и проводит контрольную закупку. Или соседям не нравятся арендаторы квартиры над ними, и они сообщают, что жильё сдаётся, в ФНС.

Если инспектор сочтёт, что человек уклонялся от уплаты налогов, то может доначислить их за три года и ещё приплюсовать пени. Дополнительно придётся заплатить штраф.

Но легальный статус пригодится не только для того, чтобы избежать наказания за неуплату налогов. Это также даёт возможность показать официальный доход там, где этого требуют. И так будет, например, проще получить ипотеку. (Обратите внимание на формулировку: «проще», а не «просто». Банки всё равно предпочитают доход по трудовому договору.)

А ещё статус самозанятого позволяет выдавать клиентам чеки. Что может существенно повлиять на их отношение. Потому что это какой-никакой документ. Одно дело, когда заказываешь пошив какого-нибудь чехла для дивана через интернет и переводишь деньги на непонятную карту. И совсем другое, когда тебе присылают чек, потому что с ним проще решать вопросы в случае брака или других разногласий.

Статус получить просто

У физлица есть несколько возможностей легализовать доходы, помимо самозанятости. Он может ежегодно декларировать доход, стать предпринимателем или зарегистрировать ООО. Сейчас это сделать не так сложно благодаря электронным сервисам.

Стать самозанятым легче всего. Нужно только скачать приложение «Мой налог» и зарегистрироваться там.

Действующему предпринимателю необходимо также отослать в налоговую уведомление об отказе от других налоговых режимов.

Легче работать с юрлицами

Этот пункт снова касается физлиц, которые трудятся неофициально. Многие компании и рады бы работать с талантливыми нелегалами. Но фирмы не могут просто перечислять деньги на чужие карты, им нужно обосновать расходы какими-нибудь документами.

Конечно, всегда можно заключить с подрядчиком договор гражданско-правового характера. Но его надо корректно составить. Плюс наниматель становится налоговым агентом по отношению к исполнителю. То есть ему нужно платить за него подоходный налог и страховые взносы. Самозанятому же будут перечислять только его вознаграждение, так что это сокращает расходы.

Не надо сдавать отчёты

Если физлицо всё-таки хочет заплатить налоги, но не получило статус самозанятого, то ему ежегодно до конца апреля надо заполнять и сдавать налоговую декларацию за предыдущий год в ФНС. Потом необходимо отдавать налог со всего задекларированного заработка до 15 июля.

Для предпринимателя набор бумаг зависит от системы налогообложения. ИП на упрощёнке или предприниматель на ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) также сдаёт декларацию, на общем режиме налогообложения (ОСН) — дополнительно отчитывается по НДС. При патентной системе налогообложения сдавать ничего не нужно. Однако если у ИП есть наёмные работники, придётся оформить документы за них.

Самозанятому ничего этого не нужно. Он просто выписывает клиентам чеки в приложении, и данные сами попадают в налоговую. Это справедливо и для ИП на НПД.

Необязательно платить страховые взносы

Предприниматели даже при отсутствии дохода должны платить обязательные взносы на пенсионное и медицинское страхование. В 2022 году в сумме это чуть больше 43 тысяч рублей.

А если самозанятые захотят перечислять деньги в ПФР на формирование пенсии, то это разрешается делать на добровольной основе. Это позволит получить стаж и пенсионные баллы.

Налоговые ставки ниже

Ставки для самозанятых составляют 4% при работе с физлицами и 6% — с юрлицами. Но ещё для них есть налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей. Благодаря этому ставка уменьшается до 3% при работе с физлицами и до 4% — с юрлицами до того момента, как этот лимит исчерпается.

На упрощёнке или ЕСХН можно платить 6% от дохода (или меньше, если регион снижает ставку), но уже со всех сделок. Если же человек без какого-либо статуса ежегодно подаёт декларацию, то платит НДФЛ в 13%. Аналогичная ставка действует для ИП на ОСН.

Самозанятость с этой точки зрения выглядит выгоднее всего. Хотя есть нюанс, его мы разберём в минусах.

Можно обойтись без кассы

Самозанятому не нужно использовать кассу. Чеки формируются в приложении «Мой налог», их можно отправлять заказчику в электронном виде или распечатывать в бумажном. На предпринимателей на НПД это тоже распространяется. А вот ИП на других налоговых режимах касса очень часто нужна.

Какие минусы есть у статуса самозанятых

Самозанятым разрешено делать не всё

На НПД разрешается перейти далеко не каждому. Например, нельзя выбрать этот налоговый режим, чтобы перепродавать товары или реализовывать продукцию собственного производства, если она подлежит обязательной маркировке. В этом случае обязательно придётся регистрировать ИП с другим налоговым режимом, а то и ООО — предпринимателям тоже позволена не любая деятельность.

Нельзя нанять помощников по трудовому договору

Из названия понятно, что самозанятый работает сам, занять делом кого-то другого он не может. Поэтому наёмных работников ему не положено. Для этого придётся переходить на иной налоговый режим.

При этом самозанятые могут привлекать других людей по гражданско-правовым договорам.

Этот режим невыгоден при больших доходах

НПД подходит только для тех, кто зарабатывает меньше 2,4 миллиона в год. Если в течение года доход превысит эту сумму, физлицо с превышения платит 13%. А вот у ИП есть возможность перейти на новый налоговый режим — например, на упрощёнку, чтобы отдавать те же 6%. Быть предпринимателем, если у вас большой заработок, выгоднее.

Не получится уменьшить налогооблагаемую базу

Если вы платите НПД, налог рассчитывается со всех доходов, на которые выписаны чеки. Это суперпросто, но есть нюансы — те самые, о которых говорилось в пункте про низкие налоговые ставки.

Во-первых, предприниматель на упрощёнке и патенте может уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов. Теоретически это имеет небольшое значение, ведь самозанятый их не отдаёт вовсе. Но если человек верит в государственную пенсию и перечисляет взносы добровольно, этот бонус может оказаться весомым.

Во-вторых, на упрощёнке ИП может платить не только 6% со всех доходов. Он также может по выбору отдавать 15% с разницы между доходами и расходами. И иногда — хотя не так уж часто — это бывает выгоднее, чем 4–6% со всего заработка самозанятого. Например, если человек производит товар, в цене которого стоимость его работы составляет минимум.

Конечно, здесь нужно предварительно всё просчитывать для каждого конкретного случая. Допустим, мастерица шьёт шоперы — многоразовые экологичные сумки для покупок. Она оценивает свой товар в 500 рублей. Причём ткань и фурнитура обходятся в 350 рублей. Если она продаёт шопер физлицу, то платит со сделки налог в 20 рублей, если юрлицу — 30 рублей. При упрощёнке 15% от разницы между доходами и расходами составили бы 22,5 рубля. Если швея работает в основном с юрлицами, ей может быть выгоднее зарегистрировать ИП. Или нет, если партии у неё небольшие, потому что в уравнение ещё добавятся обязательные страховые взносы. Так что калькулятор в таких вопросах — лучший друг.

Предпринимателям юрлица доверяют больше, чем самозанятым

В блоке о преимуществах мы говорили о том, что компаниям выгоднее работать с самозанятыми, чем с физлицами-нелегалами. Но выбирая между ИП и самозанятым физлицом, они предпочитают предпринимателей. И вот почему.

ИП легко найти в едином реестре и убедиться, что у него есть этот статус. Что человек самозанятый, на всём этапе сотрудничества проверить сложно. Поэтому есть риск, что придёт злая налоговая, обнаружит, что физлицо не имеет никакого статуса, и задастся вопросом, почему за него не платили налоги и страховые взносы.

Есть нюансы и с расчётами. ИП деньги приходят на расчётный счёт для бизнеса, самозанятому — на личный. И для компании-заказчика такие переводы могут облагаться банковской комиссией.

Нельзя сотрудничать с бывшим работодателем

Иногда компания расторгает трудовой договор с работником и начинает сотрудничать с ним как с самозанятым. Это выгодно ей: не нужно платить страховые взносы, а налог с дохода человек платит сам. Для сотрудника это не очень хороший вариант: его больше не защищает трудовой кодекс. Отношения с ним могут разорвать в любой момент, ему не положены отпуска и отпускные. На больничные и пенсию тоже рассчитывать не стоит — страховые взносы же никто не платит. Но сейчас не об этом.

Чтобы работодатели не пользовались этой лазейкой в законе, появилось правило: в течение двух лет после увольнения нельзя сотрудничать с прошлой компанией как самозанятый. И иногда это может быть минусом. Например, если вы добровольно отправились в вольное плавание, но организации иногда нужны ваши услуги.

ИП не может досрочно уйти с НПД на выгодный режим

Самозанятый может отказаться от этого статуса в любой момент. Но физлицо становится после этого просто безработным. А ИП автоматически переходит на невыгодный общий режим налогообложения. Заменить его на упрощёнку или ЕСХН можно будет только с начала следующего года. Для патента ограничений нет.

Однако налоговый режим можно выбрать в любое время, если предприниматель перестал соответствовать критериям НПД. Например, получил с начала года доход более 2,4 миллиона.

Читайте также 💸💸💸

  • Что делать, если вы решили начать свой бизнес, не увольняясь с работы
  • Что такое патентная система налогообложения и кому она выгодна
  • Как рассчитать и заплатить НДФЛ за сотрудника
  • Всё о страховых взносах: на что начисляются, кто и когда их платит
  • Что нужно знать о внутреннем аудите каждому бизнесмену

Самозанятые — это граждане, которые работают сами на себя, без наемных работников. Они перешли на специальный налоговый режим — НПД, и теперь экономят на налогах. Им не нужно сдавать отчетность и заполнять декларации, платить страховые взносы и оформлять ИП. А еще они совмещают самозанятость с обычной работой без перерывов в трудовом стаже.

Стать самозанятым просто: зарегистрируйтесь онлайн за 2-3 минуты. Если сомневаетесь — эта статья для вас. Разбираемся, что означает «самозанятые граждане» и выгодно ли в 2021 году переходить на НПД.

Кто такие самозанятые граждане

Определение.  Самозанятые — это граждане или ИП, которые встали на налоговый учет и платят налог на профессиональный доход — НПД. На самом деле, в законе отсутствует понятие «самозанятые граждане». Поэтому правильно говорить — плательщики НПД. 

Что означает «самозанятые граждане». Это люди, которые самостоятельно находят заказчиков и лично оказывают для них услуги, выполняют работы. Например, ремонтируют сантехнику и строят дома, делают прически и маникюр на дому, сидят с детьми после школы или сдают жилье посуточно. Они самостоятельно занимают себя: не нанимаются по трудовому договору и не привлекают помощников для своей работы. За нее самозанятые граждане получают вознаграждение — профессиональный доход. 

Закон о самозанятых. Закон № 422-ФЗ от 27.11.2018 вступил в силу в январе 2019-го. Он ввел режим НПД, установил ставки и правила работы. В нем написано, кто может работать по НПД, что для этого нужно и что может помешать. Специально читать его не нужно — мы достали из него все самое важное и ниже будем неоднократно на него ссылаться. 

Зачем нужна самозанятость. Чтобы начать работать официально. С помощью НПД государство легализует граждан с теневыми трудовыми доходами. Им предложили выгодный налоговый режим с небольшими ставками и простую регистрацию. Самозанятые граждане показывают доход от подработок и бизнеса, платят налоги и не получают штрафы за работу без оформления (ст. 14.1 КоАП).

В каких регионах работает «самозанятость». Во всех регионах России. Сразу НПД ввели в 4 субъектах: в Москве, МО, Татарстане и Калужской области. С начала 2020-го к эксперименту присоединили еще 19 регионов. А с 01.07.2020 применять НПД разрешили во всех субъектах, где приняты специальные законы (пп. 3 п.1 ст. 1 закона № 422-ФЗ). 19 октября 2020 года такой закон вступил в силу в Ингушетии, что означает — самозанятые граждане могут официально оформиться по всей России.

Обратите внимание

НПД — это временный эксперимент. Он будет работать 10 лет, до конца 2028 года (п. 2 ст. 1 закона № 422-ФЗ). Затем самозанятые перейдут на иной налоговый режим.

Как работает самозанятость

Как работают самозанятые граждане: как понять, какую отчетность сдавать? В какую налоговую ходить? Где регистрироваться и вести деятельность? Государство упростило основные моменты — никуда ходить и ничего сдавать не нужно. Регистрируетесь онлайн и работаете как раньше. 

Как контактировать с ФНС. Дистанционно, через приложение «Мой налог». Его можно скачать на смартфон или пользоваться на сайте налоговой. Лично ходить в ИФНС за квитанциями и справками не нужно. 

Как платить налоги по НПД.  Тоже дистанционно. Самому ничего считать не нужно. Самозанятый гражданин формирует в приложении чеки, указывает сумму дохода и источники его получения. Все остальное автоматизировано: ИФНС сама посчитает налог, пришлет уведомление и напомнит до какого числа нужно его оплатить.

Платить можно прямо в телефоне. Неудобно — формируйте квитанции и оплатите в банке. А еще можно настроить автоплатеж — нужную сумму спишут с карты автоматически.

Оплата налога самозанятого в банке

Как сдавать отчетность. Самозанятые граждане в 2021 году не сдают налоговую отчетность. Доходы учитываются автоматически в телефоне. Заполнять и подавать декларацию тоже не нужно. Приложение хранит все важные цифры, суммы по чекам и уведомления.  

Как получать справки. Опять в приложении. Самозанятым доступны два вида справок: 

  • о регистрации как плательщика НПД;
  • о прибыли за выбранный период.  

Они формируются в электронном виде и подписываются ЭЦП. Если нужно, справку отправят на e-mail. 

Справка о состоянии расчетов по налогу на проф доход

Справка о постановке на учет самозанятого

Нужно ли увольняться с основного места работы. Нет, не нужно. Работу по трудовому договору можно совмещать с самозанятостью и так — продолжать копить страховой стаж. С трудовых заработков вы платите НДФЛ, с доходов по самозанятости – НПД. Иногда самозанятость разрешена даже для госслужащих. Но только в одном случае — если чиновник сдает жилье (пп. 4 п. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ).  

Какие налоги платят самозанятые граждане

Только НПД. Этот налог заменяет самозанятым гражданам все остальные. Его начисляют только за периоды, когда были заработки. Если доходов за месяц не было, то и налоги за этот месяц не платим.

Налоговая ставка. Для самозанятых граждан она зависит от источника прибыли (ст. 10 закона № 422-ФЗ): 

  • 4% — с переводов от граждан;
  • 6% — с переводов от предприятий и индивидуальных предпринимателей. 

Чтобы ИФНС правильно рассчитала налог, самозанятому придется указывать в приложении, сколько и от кого он получил денег, кто из плательщиков является физлицом, кто ИП, а кто — фирма. 

Обратите внимание

Налоговые ставки для самозанятых граждан едины по всей стране и установлены на весь срок действия программы. Регионы и федеральный центр не смогут их поднять до 2029 года (п. 3 ст. 1 закона № 422-ФЗ).

Налоговый вычет. Его предоставляют всем самозанятым автоматически. Писать заявления и подавать декларацию не нужно. Это одноразовый бонус — государство готово на некоторое время снизить самозанятому налоговую ставку (ст. 12 закона № 422-ФЗ):

  • до 3% — с переводов от граждан;
  • до 4% — с переводов от фирм и ИП.

Льгота действует, пока самозанятый не сэкономит на НПД 10 тыс. рублей. Не успеет израсходовать вычет в 2020-м, льгота переносится на 2021-й. Затем будет действовать стандартная ставка в 4-6%.

Налоговая база. Это все деньги, полученные за выполнение самозанятым услуг и работ (ст. 8 закона № 42-ФЗ). НПД рассчитывается на все доходы, кроме трудовых и полученных от разовых имущественных сделок. 

Представим, что самозанятый — строитель Пётр. Он официально работает в подрядной организации, в свободное время выполняет мелкие ремонты. А еще сдает квартиру посуточно. Налоговая база по НПД — доходы от ремонтов и аренды. С зарплаты Петр платит НДФЛ.   

Налоговый период. Это срок, за который суммируют прибыль и начисляют НПД. Его рассчитывают помесячно (п. 1 ст. 9 закона № 422-ФЗ). Уведомление за прошлый месяц ИФНС пришлет в этом месяце до 12 числа. Заплатить налоги нужно в течение 13 дней — до 25 числа. 

Пример расчета НПД. Представим, что наш строитель Петр выполнил в ноябре: 4 заказа на мелкий ремонт — по 5 тыс. рублей; 1 заказ от ЖСК — на 15 тыс. рублей; а еще сдал квартиру в аренду физлицам на 8 суток — каждые сутки по 1,5 тыс. рублей. Всего — 47 тыс. рублей. До 12 декабря ему на мобильный придет уведомление с суммой налога 2180 рублей, где: 

  • по переводам от физлиц за ремонт: 4 заказа × 5 тыс. рублей × 4% = 800 рублей;
  • по переводам от физлиц за аренду: 8 суток × 1,5 тыс. рублей × 4% = 480 рублей;
  • по переводам от организаций за ремонт: 1 × 15 тыс. рублей × 6% = 900 рублей

Какие налоги не платят самозанятые граждане

НПД отменяет для самозанятых сразу 3 вида обязательных платежей: НДФЛ, НДС и страховые взносы (п. п. 8, 9, 11 ст. 2 закона № 422-ФЗ). 

НДФЛ. Но только с тех доходов, с которых рассчитан НПД. Если самозанятый получил доход, например, от продажи квартиры, НПД на него не распространяется. НДФЛ платить все равно придется. 

НДС. Самозанятые не платят НДС. Исключение — импорт продукции из-за границы. При растаможивании товаров самозанятые платят НДС.

Страховые взносы. Их тоже платить не нужно. Это правило работает и для ИП, перешедших на НПД. Взносы на медицинское страхование переводятся автоматически — 37% уплаченного НПД уходит в ФОМС. А вот в ПФР взносов нет совсем. Их самозанятые граждане могут делать добровольно.

Обратите внимание

В качестве меры поддержки в период пандемии covid-19 правительство вернуло самозанятым гражданам налоги, уплаченные ими в 2019 году. А еще выделило дополнительный бонус — 1 минимальную зарплату на уплату налогов (Постановление Правительства № 783).

Что лучше: быть ИП или самозанятым гражданином

Все зависит от целей и задач, которые нужно решить.

Самозанятость проще и быстрее оформить. У самозанятых граждан нет обязательной отчетности и страховых взносов. Им в отличие от ИП не нужны кассы. ИП и сами могут стать самозанятыми — для этого они просто переходят на НПД в мобильном приложении. И все!  Вот основные отличия этих двух форм деятельности. 

ИП Самозанятые
Регистрация Лично или онлайн.
Госпошлина — 800 рублей
Срок — 3 дня
Только онлайн
Нет госпошлины
Срок — 6 дней
Налоги Зависят от налогового режима Только НПД
Страховые взносы Обязательные
В 2020 году — 41 тыс. рублей + 1% от дохода ˃ 300 тыс. рублей
Добровольные
Отчетность Есть Нет
Сотрудники Можно Нельзя
Касса Нужна, но не всегда Не нужна

Чтобы сравнить ИП и самозанятость корректно, нужно знать конкретный налоговый режим, на котором работает ИП. Чаще всего это патентная система — ПСН, или упрощенка — УСН. Они очень сильно отличаются от НПД. Это понятно даже без подробностей, при поверхностном изучении.

НПД ПСН УСН
Виды деятельности Все, кроме запрещенных видов работ 1 патент — 1 вид.  
Можно заниматься только разрешенным бизнесом (п. 2 ст. 346 НК)
Ограничений нет
Налоговые ставки 4-6% 6% с потенциального дохода 6-15%
Совмещение с другими режимами Нет Можно Можно, но не со всеми
Срок применения Без срока 1-12 месяцев Без срока
Сотрудники Нет До 15 человек До 130 человек
Максимальный доход 2,4 млн рублей 60 млн рублей 200 млн рублей
Налоговый учет Нет Книга учета доходов и расходов Книга учета доходов и расходов
Декларации Нет Нет Да
Касса Не нужны Нужна
Есть исключения
Нужна
Есть исключения

Когда выбираете налоговый режим, учитывайте свои задачи и цели. Для многих из них самозанятость может не подойти. Например, если вы нанимаете работников или получаете больше 2,4 млн рублей дохода в год. 

Кто может стать самозанятым гражданином

Граждане РФ: физлица и ИП, если вид их работы и доходы не попадают под ограничения. Минимальный возраст для перехода на самозанятость — 14 лет. Для оформления НПД несовершеннолетнему нужно разрешение родителей. 

Граждане стран ЕАЭС. Это люди с паспортом Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии (п. 3 ст. 5 закона № 422-ФЗ). Они оформляют самозанятость на тех же условиях, что и россияне. 

Ограничения по видам работ. Нельзя перейти на НПД, если ваша работа обязательно требует оформления ИП или учреждения юр. лица (п. 6 ст. 2 закона № 422-ФЗ). Например, нельзя осуществлять детективную или охранную деятельность, не получится открыть турагентство и т.д.

А еще есть запрещенные виды деятельности для самозанятых граждан. Нельзя оформить самозанятость, если налогоплательщики (п. 2 ст. 4 закона № 422-ФЗ): 

  1. Продают подакцизные товары. Например, сигареты или коньяк. 
  2. Перепродают товары чужого производства.
  3. Добывают и продают полезные ископаемые.
  4. Управляют чужим бизнесом на основании договора поручительства, комиссии или агентского договора.
  5. Работают курьерами и принимают оплату за чужие товары от заказчиков. Исключение — использование при приеме платежей кассы продавца. 
  6. Состоят на муниципальной или госслужбе. Исключение — аренда жилья. 

Разрешенные виды деятельности. Любая другая профессиональная деятельность разрешена для самозанятых граждан. Список профессий в законе отсутствует. Это могут быть любые виды работ и услуг, которые вы оказываете лично, например: 

  • косметические услуги;
  • любой фриланс и удаленная работа в интернете;
  • программирование, веб-дизайн, копирайтинг;
  • грузопассажирские перевозки;
  • бухгалтерский и юридический консалтинг; 
  • строительство и ремонты;
  • обучение детей, репетиторство;
  • уход за пожилыми и детьми;
  • фото-, видеосъемка;
  • арендный бизнес;
  • продажа продукции, произведенной на дому и т.д.

Обратите внимание, что ограничения есть и для разрешенных видов работ. 

Ограничения по сумме дохода. Нельзя применять НПД, если за текущий год вы заработали больше 2,4 млн рублей (п. п. 8 п. 2 ст. 4 закона № 422-ФЗ). До того, пока заработали 2,4 млн — можно. Когда годовой лимит дохода исчерпан, самозанятый гражданин утрачивает свой статус (п. 19 ст. 5 закона № 422-ФЗ). В следующем году он сможет снова оформить самозанятость. 

Ограничения по видам дохода. Есть перечень доходов, по которым тоже нельзя платить НПД (п. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ). Это доходы от: 

  1. Трудоустройства. Или от бывшего работодателя, по договорам ГПХ, если после увольнения прошло менее 2 лет. 
  2. Продажи недвижимости, автомобилей.
  3. Продажи личных бытовых вещей. Если продаете старый пылесос на Авито — вы еще не самозанятый.
  4. Цессии.
  5. Продажи долей в бизнесе.
  6. Адвокатских, нотариальных услуг, арбитражной деятельности.
  7. Сделок с натуральными расчетами. Например, если за работу вам заплатили мешком картошки. 
  8. Совместной деятельности в товариществе или доверительного управления. 

Как стать самозанятым в 2021 году

Кто такие самозанятые граждане разобрались. Теперь разбираемся, как перейти на НПД. Нужно просто зарегистрироваться в ФНС. 

Куда идти. Никуда идти не нужно — оформляете все онлайн. Есть 3 варианта: 

  1. Приложение «Мой налог».
  2. Аккаунт на сайте ФНС.
  3. Уполномоченные банки. Есть кредитные организации, через которые можно быстро и законно оформить самозанятость. А еще в них удобно сразу открыть бесплатный счет для бизнеса. 

Что делать. Алгоритм регистрации самозанятых граждан зависит от выбранного способа. Например, при регистрации через банк достаточно отправить заявление — все необходимые документы там уже есть. Зарегистрировать в приложении можно в 3 шага: 

  1. Выбрать способ. Если у вас есть аккаунт на Госуслугах — этого достаточно. Нужно просто авторизоваться на сайте, и все — заявление отправлено. Если аккаунта нет — идем дальше. 
  2. Сфотографировать паспорт. С его помощью налоговая идентифицирует вас как гражданина.

фото паспорта для регистрации самозанятого

3. Сфотографировать лицо. Вместо фотографий 3х4 вы просто делаете селфи. Затем — дать пару согласий и отправить заявление.

ФНС проверить его за 6 дней. Если все в порядке — в приложение придет уведомление о регистрации. Официальное уведомление в письменном виде пришлют по почте. Вот как оно будет выглядеть. 

уведомление о регистрации самозанятого

Ждать уведомления не нужно. Начать работать можно и до принятия решения. ИФНС ставит самозанятых на учет с момента подачи заявления (п. 10 ст.5 закона № 422-ФЗ). 

Самозанятые — cпециальный налоговый режим. Режим удобный: пользователь не платит страховые взносы, не сдаёт отчёты, а налог за него считает приложение. Главные условия — самозанятый не нанимает сотрудников, не перепродаёт товары и не работает по агентским договорам (за исключением курьеров). Подробности — в статье.

Кто такие самозанятые

Самозанятые — люди, которые работают на себя. Они оказывают услуги, выполняют работы, продают товары собственного производства. Руководят небольшим бизнесом, подрабатывают параллельно основной работе или берут первые пробные заказы. В роли самозанятых оказывались почти все: подрабатывали на фрилансе, подвозили людей и помогали знакомым за деньги.

Обычно самозанятые работают без регистрации. Открывать ИП ради подработки — слишком хлопотно. Зря привлекать внимание налоговой тоже незачем. В результате, миллионы людей не платят налоги, а бюджет недополучает десятки миллиардов.

Законодатели задумались, как вывести экономику из тени. Они предложили новый способ работать официально — проще, чем регистрация ИП. Человек регистрируется при помощи мобильного приложения в любой момент. Освобождается от страховых взносов и платит только, если есть поступления — 4-6% от каждого.

1 января 2019 года налоговый режим запустили в 4 пилотных регионах — Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. К концу октября 2019 года зарегистрировались уже 260 000 человек. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно во всех регионах России.  

Формально режим называется «Налог на профессиональный доход». Сразу же появилось сокращение — НПД. Когда встретите эту аббревиатуру, знайте, что речь идёт о самозанятых. Только самозанятые — «народный» термин, которого нет в тексте закона.

Закон действует до 31 декабря 2028 года. Он гарантирует, что условия для самозанятых не ухудшатся в течение 10 лет. Ставка налога останется прежней, страховые взносы платить не заставят. Поэтому самозанятость — это не ловушка. После регистрации на человека не обрушится налоговый гнёт.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Кто может зарегистрироваться самозанятым

1. Физлица, которые ведут небольшой бизнес или подрабатывают. Трудовой договор с работодателем не помешает регистрации. Главное — не пытаться подменить зарплату «вознаграждением за услуги». Работодатели сами предлагают сотрудникам перейти в самозанятые, но это серая схема. Самозанятым запрещено получать доходы от бывшего работодателя в течение двух лет. Налоговая без труда узнаёт о нарушении и доначислит налог.

2. Предприниматели без сотрудников. Когда ИП выбирает налог на профессиональный доход, он должен отказаться от своего текущего режима налогообложения. В течение месяца он уведомляет налоговую, что больше не применяет УСН или патент. Совмещать НПД с другими спецрежимами нельзя.

Самозанятым может стать не каждый. Режим не подойдёт, если вы:

— Перепродаёте товары. Покупаете оптом, продаёте оптом или в розницу.

— Продаёте подакцизные или маркированные товары. Например, алкоголь, сигареты или шубы.

— Работаете по агентскому договору. Например, продаёте путёвки от разных туроператоров и получаете агентскую комиссию. Есть исключение: в сфере торговли можно работать с самозанятыми-курьерами. Для этого продавцу необходимо зарегистрировать на себя онлайн-кассы и обеспечить ими курьеров — по пп. 6 п. 2 ст. 4 422-ФЗ

В случае нарушения налоговая аннулирует статус самозанятого. Вместо НПД физлица платят НДФЛ, а ИП — НДФЛ и НДС.

Какие у самозанятости плюсы и минусы

Плюсы:

— Налог — 4-6%. Приложение само посчитает налог и подготовит платёжку.

— Нет страховых взносов. Когда бизнес на паузе, не придётся переплачивать.

— Нет онлайн-касс. Приложение подготовит электронные чеки для клиентов.

— Нет отчётности. Налоговая видит все ваши платежи, ей незачем получать документы со сводными суммами.

Минусы:

— Меньше пенсия. Из-за отсутствия страховых взносов пенсионный стаж замирает. Но есть выход: платить пенсионные взносы добровольно. 

— Низкий статус. Бизнес до сих пор не привык к самозанятым: есть стереотип, что настоящие предприниматели открывают ИП или ООО. Ваших контрагентов может беспокоить, что вы в любой момент можете сняться с учёта. Если так, можете предложить прописать в договоре условие, что вы должны заранее предупредить о смене статуса. 

Сколько самозанятые платят налогов

Размер налога на профессиональный доход зависит от того, кто ваши покупатели:

— 4%, если физлица.

— 6%, если юрлица.

Самозанятые могут работать одновременно и для населения и для корпоративных клиентов. Налог за каждый доход считают по отдельности.

Василий — дизайнер на фрилансе. Он подготовил лендинг для компании ООО «Счастливый заказчик». Приложение посчитало: 30 000 ₽ * 6% = 1800 ₽ налога. Затем Василий помог знакомым знакомых оформить интерьер квартиры. Приложение снова посчитало: 30 000 ₽ * 4% = 1200 ₽ налога. Доход одинаковый, а налог разный, потому что первый заказ — для компании, а второй — для физлица.

Самозанятые платят налог только с доходов от клиентов. Все остальные поступления не попадают под НПД или вообще не облагаются налогом. Вот примеры:

— Продали личную машину или квартиру. Воспользуйтесь налоговыми вычетами. Если они отсутствуют, заплатите НДФЛ 13%.

— Мама перевела деньги. Переводы от родственников не облагаются налогами.

— Знакомый вернул долг. Если заём беспроцентный, экономической выгоды нет, поэтому нет и налога.

Налог на профессиональный доход платят каждый месяц. Возиться с расчётами не нужно: налоговая сама рассчитает сумму. Вам придёт платёжка до 12 числа следующего месяца. Оплатите её до 25 числа. Или «подпишитесь» на НПД: настройте автоматический платёж с банковской карты.

Как работает налоговый вычет

Налог на профессиональный доход — выгодный режим налогообложения. С налоговым вычетом он превращается в конфетку. За счёт него самозанятые платят меньше налога на старте.

Обычные ставки налога — 4% за доходы от физлиц и 6% за доходы от юрлиц. Первое время самозанятые платят 3% и 4%. Налог уменьшается за счёт вычета 10 000 ₽. Ставки остаются пониженными, пока вы не истратите вычет полностью.

Налоговая применяет вычет при расчёте налога автоматически. Все предприниматели тратят его в своём темпе: для одних он действует месяцы, для других годы.

Когда закончится вычет:

— При доходах только от физлиц — после 1 000 000 ₽. Допустим, вы зарабатываете 50 000 ₽ в месяц. У вас будет 20 месяцев льготного налога в размере 3%.

— При доходах только от юрлиц — после 500 000 ₽. При заработке 50 000 ₽ в месяц у вас будет 10 месяцев льготного налога в размере 4%.

Какой лимит доходов у самозанятых

Максимальный доход самозанятого — 2,4 млн рублей за год. Доход в месяц не имеет значения: в январе можно заработать 0 рублей, а в феврале — 200 000 рублей.

Что делать при превышении лимита:

ИП: при помощи приложения снимитесь с учёта. В течение 20 дней подайте заявление на применение УСН. Если опоздать, окажетесь на общей системе налогообложения и будете платить НДС и НДФЛ.

Физлицо: заплатите НДФЛ со всех доходов свыше 2,4 млн рублей.

Как зарегистрироваться

Выберите, как вам удобнее зарегистрироваться: через мобильное приложение или личный кабинет на сайте налоговой. Приложение «Мой налог» доступно в Google Play и AppStore.

Как зарегистрироваться через приложение:

— Укажите номер телефона. Вам придёт СМС с кодом подтверждения.

— Выберите регион, в котором работаете.

— Введите пароль от личного кабинета налогоплательщика. Если у вас его нет, сфотографируйте страницу паспорта с вашим фото.

— Сделайте селфи. Приложение сравнит фотографию со страницей в паспорте.

— Подтвердите регистрацию. Введите пин-код, которым будете пользоваться для входа в приложение.

В налоговой самозанятых не регистрируют. Приезжать в инспекцию бесполезно: вы потратите время и получите только ссылки на приложение и личный кабинет.

Как выдавать клиентам чеки

Самозанятые оформляют чеки на все поступления от клиентов. Форма оплаты может быть любой: наличными, на карту или расчётный счёт. Чек выдают клиенту в течение суток.

Сформировать чек поможет приложение «Мой налог» и личный кабинет плательщика НПД. Укажите название товара или услуги как можно конкретнее и сошлитесь на договор, если он есть. Это избавит от лишних подозрений налоговой вас и клиента.

Вы получите чек в электронном виде. Отправьте ссылку на него клиенту. Или распечатайте на принтере и выдайте бумажный чек — он имеет такую же юридическую силу.

Приложение позволяет исправлять или отменять чеки. Возможность особенно пригодится, если ошибётесь с суммой или будете возвращать деньги клиенту. Вы не переплатите налог: если ещё не заплатили, он уменьшится, а если заплатили — переплата пойдёт на следующие месяцы.

Выводы

  1. Налог на профессиональный доход — новый налоговый режим. Его придумали, чтобы вывести из тени небольшой бизнес и подработки. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно в любом регионе России. 
  2. Самозанятые платят самый маленький налог: 4% за доходы от физлиц, 6% за доходы от юрлиц. Они освобождены от страховых взносов, которые платят предприниматели на УСН и патенте.
  3. Первые несколько месяцев ставка налога на профессиональный доход даже меньше: 3% и 4%. Это за счёт налогового вычета 10 000 ₽.
  4. ФНС сама считает налог. Самозанятые раз в месяц подтверждают оплату в приложении или настраивают автоматические списания с банковской карты.
  5. Самозанятые формируют чеки через приложение «Мой налог» и сайт налоговой. Они не применяют онлайн-кассы, поэтому им проще начать бизнес.
  6. Регистрация происходит через интернет. Это удобно: не нужно ехать в налоговую инспекцию.

Статья актуальна на 

21.01.2022

Содержание

  1. Самозанятый: официальное название в документах
  2. Может ли самозанятый иметь название фирмы
  3. Новости о товарном знаке в 2022 и 2023 году

Налоговый режим на профессиональный доход имеет некоторые нюансы и особенности, которые полезно знать плательщику НПД. Предлагаю рассмотреть вопрос о названии самозанятого: как правильно указывать себя в документах и можно ли самозанятому иметь название фирмы.

Самозанятый: официальное название в документах

Самозанятый — это физическое лицо, работающее без наемных работников. Идентификация плательщика НПД осуществляется по его фамилии, имени и отчеству — это и будет правильное название самозанятого.

При оформлении договора, счета, акта и других документов в бланке обязательно требуется писать ФИО самозанятого. Например, при оформлении чека или счета в приложении «Мой налог» система автоматически выставляет ФИО плательщика НПД (а также ИНН).

Если самозанятый имеет название (подробнее этот вопрос рассмотрим ниже), в документах все равно необходимо указывать ФИО. В противном случае идентифицировать плательщика НПД в госсистеме не удастся (названия и логотипы не регистрируются).

Читайте, как правильно оформить договор с самозанятым, а также акт и счет.

Может ли самозанятый иметь название фирмы

Закон не запрещает самозанятому дать название своей организации, также как и иметь логотип. Например, плательщик НПД вправе создать и дать имя агентству копирайтинга (допустим, «Сила слова»), нарисовать в графическом редакторе логотип и использовать их на визитках, в рекламе, соцсетях.

К слову, название может объединить и нескольких самозанятых.

Например, Иванов хорошо пишет информационные тексты, а Петров продающие. Каждый из них получает деньги за свою работу и отбивает чек в приложении «Мой налог». Иванов и Петров вполне могут объединиться и работать под одним названием «Сила слова».

Однако все не так просто. Дело в том, что название и логотип самозанятого официального статуса не имеют. Зарегистрировать товарный знак вправе только ИП или юридическое лицо. Это создает определенные сложности: самозанятый не сможет привлечь к ответственности того, кто использовал его название или логтип (проще сказать, украл). Высок риск, что в случае успеха организации ее наименование скопируют.

Но не спешите отчаиваться: скоро самозанятым станет доступна регистрация товарного знака. Подробности ниже.

Новости о товарном знаке в 2022 и 2023 году

В конце январе 2022 года Правительством РФ внесен на рассмотрение Госдумы законопроект, дающий возможность самозанятым зарегистрировать товарный знак. Несмотря на то что сроки введения новых правил не обозначены (не ранее 2023 года), это весьма хорошая новость для плательщиков НПД.

Во-первых, это возможность задействовать новый инструмент пиара и продвижения. Самозанятые смогут развивать свой бренд, делать его узнаваемым, за счет этого  расширять аудиторию.

Во-вторых, это надежная защита от воровства, возможность защитить свой продукт.

Регистрация осуществляется в Роспатенте, на товарный знак оформляется соответствующее свидетельство.

Возможно, вам также будут интересно почитать подробнее о самозанятости в России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самозакуп как пишется
  • Самбреро или сомбреро как пишется правильно
  • Самоклеющаяся или самоклеящаяся как правильно пишется
  • Самозакрывания как пишется правильно
  • Самбисты борются как пишется