Саспенс как написать

Умение написать напряженную сцену необходимо любому автору. Даже если вы начинающий сценарист, собирающийся всю жизнь посвятить созданию легких развлекательных комедий, от напряженных сцен вам все равно не отвертеться. 

Даже в добрых и светлых гайдаевских комедиях не обошлось без таких эпизодов. Например, момент в «Брилиантовой руке», где Геша и Лелик загоняют в угол Семена Горбуноква на автомойке, пусть по комедийному, но напряженный.

Ну а такие жанры как драма, боевик или триллер без умения создать саспенс в кадре и представить невозможно.

Саспенс – ощущение тревожного ожидания, беспокойства. Термин близкий к «напряжению» и «напряженному ожиданию». Популяризатором этого термина в кинематографе был Альфред Хичкок, который умело строил на атмосфере тревожного ожидания большинство сцен в своих фильмах.

Но как именно создается это ощущение?

Чтобы разобраться в этом, мы возьмем за основу научное исследование Моритц Ленне и Стефана Кольша «Об общей психологической модели напряжения и ожидания». В этой работе они указывают 6 ключевых составляющих ощущения напряжения:

  1. Конфликт и нестабильность
  2. Эмоциональное вовлечение
  3. Протяженность во времени
  4. Потеря контроля
  5. Неопределенность
  6. Прогнозирование последствий

Давайте разберем подробнее каждый из этих аспектов и посмотрим, как их можно применить в драматургии.

Конфликт и нестабильность

Для того чтобы в человеке зародилось напряжение он должен столкнуться с чем-то неустойчивым. По своей природе, люди подсознательно опасаются неустойчивых систем. И всегда стремятся привести их в равновесие.

Самым основным источником неустойчивости является конфликт. Ведь конфликт – это борьба, перетягивание каната, спор, драка – то есть изначально неустойчивая система, которую каждый участник конфликта старается склонить на свою сторону. Причем, человеку не обязательно быть участником конфликта. Достаточно быть наблюдателем или в нашем случае – зрителем. Это уже вызывает дискомфорт.  Вспомните, сколько раз вы в жизни не могли удержаться и вмешивались в спор, который вас никак не касался?

Понятно, что именно на этом нашем инстинкте и строится вся драматургия. Видя конфликт, мы к нему подключаемся. Нам всем некомфортно, когда Бридижит Джонс и мистер Дарси в очередной раз ссорятся («Дневник Бриджит Джонс»). Мы нервничаем, когда адвокат Дэниел Кэффи пытается выдавить признание из полковника Натана Джессела («Несколько славных парней»). И мы задерживаем дыхание, когда Джон Маклейн выходит безоружным навстречу Гансу Груберу и его подручному.

Но саспенс может вызвать не только негативные ситуации. Сильные положительные переживания, вызывающие диссонанс и нестабильность действуют точно также. Так, например, действует музыка, где есть аккорды, отклоняющиеся от установленной последовательности.

Если же искать пример из кинематографа, то можно вспомнить довольно распространенный сюжетный поворот, когда герой или героиня признается другому персонажу в любви или даже делает предложение, но по каким-то причинам этот персонаж не успевает дать герою ответ. В итоге вопрос застревает в воздухе и появляется нестабильность, хотя никакого конфликта в общепринятом понимании этого слова вроде как не случилось.

В конце концов, напряжение могут вызвать и совсем уж положительные эмоции. Например, зритель знающий, что впереди финальное столкновение героя с антагонистом может в прямом смысле дрожать от нетерпения и предвкушения крутого экшена. И это будет напряжение от очень приятных чувств.

Эмоциональное вовлечение

Чтобы в человеке родилось напряжение, конфликтная или нестабильная ситуация должна вызывать в нем какие-то эмоции, сопереживание. Эти события должны иметь отношения к его заботам и проблемам. Человек не может испытывать напряжение из-за ситуации, которая ему не близка. 

Причем, начинающим сценаристам, всегда нужно помнить, что для них главное – зритель, а не персонаж. Именно зрителя в первую очередь нужно задеть конфликтом. Именно на его эмоциональное вовлечение нужно ориентироваться. Очень часто придумывая необычного героя, авторы прописывают им проблемы очень далекие от проблем публики. Но в этом случае, даже если все остальные элементы саспенса будут в сценарии идеально прописаны, никакого напряжения у зрителей не возникнет. 

О том, как именно подключить зрителя к проблемам героя мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов.

Протяженность во времени

Для того, чтобы человек напрягся, нужно дать ему время. Причем зависимость тут прямая: чем дольше ситуация находится в состоянии нестабильности, тем сильнее будет напряжение. Мимолетное обострение может вызвать даже одна фраза, но вот серьезные переживания нужно подготавливать на протяжении всего сценария.

Именно поэтому, если в вашем сценарии разрешение конфликта происходит сразу после его появления, ни один зритель этого не оценит. В этом, например, корень проблем так называемых героев Мэри Сью – персонажей которые легко и с первого раза преодолевают все возникающие перед ними препятствия. Всерьез переживать за таких героев не получается.

Чтобы понять, как именно влияет время на рост напряжения достаточно посмотреть финальную мексиканскую дуэль из классического спагетти-вестерна «Хороший, плохой, злой». От момента когда три героя решают закончить свое противостояние перестрелкой и до самих выстрелов проходит около шести минут. И все это время они только смотрят друг на друга и ждут, кто первым схватится за револьвер.

Но это конечно крайний случай. А вот небольшие паузы перед развязкой конфликта можно увидеть в каждом втором фильме. Например, клишированный кадр, когда подстреленный персонаж какое-то время все еще стоит, как ни в чем не бывало, прежде чем упасть замертво.

Так что вывод тут однозначный: чтобы напряжение появилось, ему нужно время.

Потеря контроля

Еще один аспект, напрямую влияющий на появление напряжения, как в жизни, так и на экране. Именно на потере контроля строится классический пример создания саспенса от Альфреда Хичкока.

Приводя пример сцены, которая точно вызовет тревогу и напряжение у зрителя, он представлял разговор двух персонажей за столом, под которым спрятана бомба. Герои о ней не знают. А зрители наоборот осведомлены. Более того зрителям объяснили, что эта бомба взорвется ровно через пять минут. Между героями в это время может происходить самый скучный и житейский разговор в жизни. И все равно напряжение публики будет нарастать с каждым словом, с каждой потраченной минутой.

Именно в этом примере главенствующую роль играет потеря контроля. Герои не контролируют ситуацию, потому что не знают об опасности. А зрители – потому что не могут предупредить персонажей фильма о бомбе. И вот эта беспомощность и рождает напряжение.

Для сценаристов, конечно важнее вызвать чувство потери контроля именно у публики. Сделать так, чтобы зрителю захотелось действовать. От по-настоящему крутой сцены, возникает такое сильное желание, что даже, понимая бессмысленность этого действия, многие люди все равно кричат в экран «Бегите!» или «Загляните под стол!».

Но по-настоящему, все, что они могут в этот момент – это ждать. Что возвращает нас к предыдущему разделу: чем дольше ожидание, тем сильнее напряжение.

Неопределенность

Отличительная черта в любой нестабильной ситуации – ее неопределенность. Непонятно как разрешится эта проблема, когда, в чью пользу? Да и вообще, разрешится ли? Возникает много вопросов. И чем их больше, тем сильнее саспенс.

Но самое парадоксальное в этом то, что напряжение не спадает, даже, если вы уже знаете ответы возникающие вопросы.

Да, при первом просмотре «Короля льва», зрители не знают, спасется Муфаса от стада антилоп или нет. Но и позже, при пересмотре этой сцены, когда уже известен ее конец, напряжение не спадает. Точно также напряженность не спадает при повторном чтении увлекательного романа или прослушивании музыки.

Из этого можно сделать вывод, что на саспенс влияет сам факт возникновения этих вопросов в этом моменте. Если нестабильность эпизода вызывает вопросы, то напряжение возникнет. И не важно, знает зритель ответ или нет.

Исключением может быть лишь только тот случай, когда напряженную сцену пересматривают несколько раз за короткий промежуток времени. Тем самым, просто рождая в себе привыкание к ней. Но даже в этом случае, со временем, напряжение может вернуться.

Прогнозирование последствий

Если нестабильная ситуация вызывает неопределенность, то логично, что человек стремящийся к разрешению проблемы будет прогнозировать возможные последствия. Каждый раз, наблюдая  напряженным конфликтом, мы гадаем, в чью пользу он завершится? Победит ли герой, или злодей сумеет его в этот раз обойти?

Для того чтобы человек начал прогнозировать возможные результаты, он должен обладать необходимыми для этого знаниями. Именно поэтому Хичкок в своем примере утверждает, что зритель должен знать о бомбе заранее.  Ведь без этого знания зритель не сможет предсказать возможную смерть героев. В этом случае, когда бомба взорвется все на что можно будет рассчитывать – это мимолетное удивление, которое очень быстро сойдет на нет.

Причем, если речь идет именно о напряженной сцене, то прогнозирование, всегда будет базироваться на двух эмоциях: надежде и страхе. И уровень напряжения напрямую связан с эмоциональным разрывом между этими крайними точками. Если же выходом из ситуации могут быть только близкие по диапазону эмоций решения, например, только страх, то напряжения, либо совсем не возникнет, либо оно будет очень слабым.

Еще одним ключевой момент: надежда и страх должны развиваться в зрителях равнозначно. Нельзя чтобы одна из этих эмоций долгое время имела преимущество над другой. Надежда и страх – это две силы, которые должны тянуть зрителя в разные стороны. И только тогда он в полной мере прочувствует напряжение.

В качестве примера, как этот подход работает на практике можно изучить открывающую сцену фильма «Бесславные ублюдки».

Конфликт зарождается, когда немецкий охотник за евреями Ганс Ланда приезжает в дом к французскому фермеру. Очень быстро зрителям показывают, что в подвале дома француза прячется немецкая семья. И в этот момент у зрителя включается эмоциональное вовлечение: люди в опасности. Фашист приезжает  с вооруженными солдатами, и фермер сразу теряет контроль над ситуацией. Он больше не хозяин в собственном доме. Зритель, понятное дело, тоже не в состоянии повлиять на эту сцену. Эпизод длится почти двадцать минут, так что с растянутым ожиданием тут тоже все очень хорошо. По мере развития сцены, конфликт рождает много вопросов. Догадается фашист о прячущихся или нет? Сдаст их фермер или будет защищать до конца? Чихнет один из евреев или сдержится? И все это рождает два самых возможных исхода. Оптимистичный – Ганс уедет ни с чем. И пессимистичный – евреев убьют. А может быть и французов тоже.

И как итог удивительная по напряженности сцена, которую уже много лет со всех сторон изучают и разбирают как кинолюбители, так и профессионалы индустрии.

Все перечисленные элементы, так или иначе, взаимосвязаны. А значит сценаристам всегда нужно проверять ,все ли они обозначены в той сцене, которую нужно сделать максимально напряженной.

Skip to content

Как создать саспенс за 5 увлекательных шагов

Как создать саспенс за 5 увлекательных шагов

Как создать саспенс ? Говорят, кошку убило любопытство, но вернуло удовлетворение. Тревожные истории зависят от этих же качеств читателя. Но что такое саспенс в литературе и как можно вплести это цепляющее напряжение в свои собственные истории?

Это подробное руководство предоставит вам всю необходимую информацию… и многое другое. (Видите, мы уже создаем напряжение!)

Что такое литературный саспенс?

Саспенс — это напряжение, которое испытывает читатель, когда он не уверен, что произойдет в истории — либо во время одной сцены / главы, либо на протяжении всей ее дуги. Вы можете создать напряжение вокруг всего, что вызывает любопытство читателей, будь то любовный треугольник или убийца на свободе.

Вы можете использовать интригу в рассказе, чтобы:

  • Повышайте напряжение во время драматической сцены
  • Скрывайте ответы, которые не хотите отдавать
  • Сделайте изюминку и сделайте ее более мощной
  • Держите читателя перелистывать страницы!

Хотя интрига чаще всего используется в мистериях и триллерах, она должна присутствовать в каждом художественном произведении — любопытство — вот что заставляет читателей закончить вашу книгу! Однако количество и тип неизвестности, которую вы используете, зависит именно от того, что вы хотите, чтобы ваш читатель испытал.

5 типов неизвестности  . Как создать саспенс ?

Прежде всего, с точки зрения структуры рассказа необходимо знать два типа неизвестности : нарративная приостановка и кратковременная неопределенность . Первый вовлекает читателя в центральную проблему повествования, а второй держит его заинтригованным от минуты к минуте. В хорошем романе есть и то, и другое.

1. Повествовательная (долгосрочная) неопределенность

Хотя технически любую литературную интригу можно описать как «повествование», это относится к напряжению, которое нарастает на протяжении всей истории. В ожидании повествования вы задаете вопрос, проблему или тайну в начале книги, раскрываете их больше по мере развития сюжета и завершаете их ближе к кульминации или финалу.

Благодаря хорошо написанному повествовательному напряжению читатели почти не могут отложить вашу книгу. Однако это означает, что отдача должна быть огромной — если вы собираетесь дразнить читателей на 300 страницах, вам нужен невероятный финал! Это отчасти объясняет, почему тревожные истории часто заканчиваются поворотом сюжета или большим разоблачением (или и тем и другим, как в дуге исчезновения Эми в « Ушедшей  девушке» ).

Создавая такую ​​интригу, вы хотите постоянно намекать на ее разрешение. Но вы также не хотите ошеломлять своего читателя; постоянное давление надвигающегося раскрытия может вызвать у них как чрезмерную тревогу, так и нетерпеливость. Имея это в виду, смягчите это давление с помощью развития персонажа , незаметного развития сюжета или даже другой арки саспенса, как в примере ниже.

Пример повествования / длительного ожидания. Как создать саспенс ?

В « Убить пересмешника» есть две части сюжетного саспенса: 1) вопрос о том, что случится с Томом Робинсоном, и 2) саспенс, окружающий таинственного Бу Рэдли. Обе проблемы появляются в самом начале, набирают обороты на протяжении всей истории и в конечном итоге сталкиваются в конце, когда Бу Рэдли спасает детей от Боба Юэлла после суда над Робинсоном.

Наличие более чем одной дуги повествовательного саспенса удерживает читателя в интересе и придает истории дополнительные уровни глубины. Вы также можете достичь этих целей, используя кратковременное ожидание, которое мы обсудим в следующем разделе.

Как создать саспенс ?

Аттикус Финч защищает Тома Робинсона в  фильме «Убить пересмешника»  (1962). Изображение: Universal Pictures

2. Кратковременное ожидание. Как создать саспенс ?

Кратковременное ожидание — это именно то, на что это похоже: момент или краткая сцена ожидания, которая вызывает мощную реакцию читателя. Это может быть связано с длительным напряжением в книге или, наоборот, может служить отвлечением или второстепенным сюжетом.

Примеры кратковременного ожидания обычно включают обсуждение или конфронтацию между персонажами, которые быстро улаживаются, хотя могут всплыть позже. Например, начавшаяся вспышка напряженности между Элизабет и мистером Дарси на первом балу в Pride and Prejudice закладывает основу для их продолжающихся спорных отношений.

Одно из лучших применений краткосрочного саспенса — это создание захватывающих моментов — концовок сцен или глав, которые оставляют читателя в отчаянии. Подобно тому, как Шахерезада обрезала свои истории, чтобы султан оставил ее в живых , клиффхэнгеры обрезали вашу историю в критические моменты — когда единственное, что читатель хочет знать, — это то, что произойдет дальше.

 В « Поистине безумно виноватая» Лиана Мориарти (современная королева кратковременного саспенса) заканчивает несколько глав такими неотразимыми захватывающими моментами, как это:

Раздался ужасный грохот посуды и пронесшийся сквозь ночь необычный крик: «Клементина!»

Ожидание не длится долго, поскольку мы узнаем, почему этот персонаж кричит, в следующих нескольких сценах. Самородки краткосрочной напряженности, подобные этой, всегда быстро разрешаются, что помогает вовлекать читателей страницу за страницей, уравновешивая медленное жжение в повествовательной напряженности.

Теперь, когда мы рассмотрели структурную неопределенность, давайте перейдем к конкретике. Следующие категории саспенса зависят от жанра и стиля вашей книги; хотя их можно комбинировать, они не обязательно нужны вам все.

3. Таинственное напряжение. Как создать саспенс ?

Таинственный саспенс — это самая традиционная форма саспенса, часто используемая в триллерах и, конечно же, детективных романах . Хотя все интриги так или иначе связаны с тайной, таинственная тревога отличается тем, что что-то намеренно скрывается от читателя. Они знают, что у них нет всей правды, и это держит их в напряжении.

Этот вид напряжения можно использовать в краткосрочной перспективе, но наиболее широко он используется во всех сюжетных линиях (вспомните Агату Кристи). Однако, если вы решите сделать это, вам нужно добавить что-то уникальное, чтобы ваша история не стала предсказуемой — будь то в высшей степени оригинальная предпосылка, отличный поворот сюжета для раскрытия тайны или и то, и другое.

Агата Кристи была известна своими захватывающими романами и пьесами.  

Агата Кристи была известна своими захватывающими романами и пьесами.

Пример загадочного ожидания

В « Джейн Эйр» Джейн наблюдает ряд странных происшествий в Торнфилд-холле, таких как необъяснимый пожар и нападение на гостя. Мистер Рочестер заверяет ее, что эти инциденты — просто результат беспорядочного поведения слуги. Они обручены, и Джейн мало думает о событиях.

Однако во время их свадебной церемонии мужчина выходит вперед, чтобы объявить, что Рочестер уже женат. Выясняется, что Рочестер держит свою невменяемую жену на чердаке и что она является источником всех инцидентов. Рочестер все это время скрывал ее, чтобы не дать Джейн (и читателю) узнать правду.

4. Ужасающая интрига. Как создать саспенс ?

Ужасное ожидание — это когда читатель знает, что произойдет что-то ужасное, но точная природа этого остается неясной — например, ожидание страха от прыжка в кино. Как и следовало ожидать, это чаще всего встречается в романах ужасов, а иногда и в триллерах.

Хотя он частично перекликается с таинственным ожиданием, ужасающее ожидание отличается тем, что оно менее расплывчато и более ожидаемо. Кроме того, ужасающее ожидание обычно используется в краткосрочной перспективе, а не в долгосрочной, потому что оно приносит меньшее удовлетворение, чем решение загадки: ужасающее ожидание больше связано с величиной шока, чем с удовлетворением.

Нельзя сказать, что таинственное и ужасающее ожидание невозможно совместить. Роман может содержать элементы и того, и другого, особенно если это загадка убийства. «И тогда там не было никого» , например, органично переплетается таинственная и ужасающая интрига на протяжении всей своей арки , заставляя читателя задаться вопросом: «Что за чертовщина?» (тайна) и «когда они сделают это снова?» (ужасно).

Пример ужасающего ожидания

« Страдания» Стивена Кинга полны ужасающего ожидания, но, пожалуй, не более ужасного, чем печально известная сцена «ковыряния». К этому моменту читатель полностью понимает, что ее злодейка, Энни Уилкс, опасно нестабильна, что способствует их растущему страху. Как создать саспенс ?

После того, как Энни понимает, что ее пленник, писатель Пол Шелдон, выходит из своей комнаты, пока ее не было, она заявляет, что Пол «нуждается в защите от самого себя». Это приводит к тому, что она жестоко отрубает Полу ногу и прижигает ее паяльной лампой — шокирующий поворот не потому, что это совершенно неожиданно, а потому, что это настолько ужасно.

Как создать саспенс ? 2

«Дорогая, поверь мне. Это к лучшему»

5. Романтическая / комедийная интрига.

Романтическое или комедийное ожидание также может возникнуть, когда читатель не знает, что произойдет, хотя это напряжение обычно легче, чем другие формы неизвестности. Вспомните наш пример « Гордость и предубеждение» : «они соберутся вместе?» — это вопрос, лежащий в основе любой романтической комедии.

Романтическое ожидание может возникнуть в беззаботной или более драматической художественной литературе, например в романах о арлекинах. С другой стороны, комедийный ансамбль почти всегда происходит в фарсе. Одна из хорошо известных форм этого — драматическая ирония , когда читатель знает то, что знают не все персонажи, и ждет, чтобы увидеть, как они отреагируют на это.

Пример романтического / комедийного саспенса. Как создать саспенс ?

В « Двенадцатой ночи» Шекспира Виола маскируется под молодого человека, чтобы действовать как слуга герцога Орсино. В рамках своих обязанностей Виола (называющая себя Сезарио) должна доставить послания любви Оливии, которую любит герцог. Однако этот план имеет неприятные последствия, когда Оливия вместо этого влюбляется в «Сезарио» — который, конечно же, является замаскированной Виолой. Между тем, сама Виола влюбилась в герцога, который не подозревает, что она женщина, и продолжает тосковать по Оливию.

Как создать интригу

Хотя в литературе существует множество комбинаций и проявлений напряженности, таинственное напряжение повествования, кажется, является тем, чего большинство людей пытается достичь. В результате эти советы будут сосредоточены на этом типе.

1. Сделайте своих читателей голодными. Как создать саспенс ?

Ли Чайлд, автор серии книг о Джеке Ричере, сравнивает неизвестность с приготовлением торта : есть сотни способов сделать это, но как сделать так, чтобы это было вкусно?

Не кормить своих гостей весь день — так что к тому времени, когда они получат в руки торт, это будет лучшее, что они когда-либо ели.

То же самое нужно проделать с интригой своего рассказа. Создавайте его как можно дольше, дразня свою аудиторию ответами, заставляя ее жаждать большего. Как можно раньше осторожно упомяните часть своей арки неизвестности. Затем заставьте их предвкушать каждый отдельный ингредиент, мучительно добиваясь конечного продукта.

Таким образом, когда ваши читатели , наконец , сделать получают торт — большой раскрывать или разрешение — они будут готовы сожрать его.

нарезанный торт на белом керамическом блюдце Как создать саспенс ?

Сделайте их голодными.

2. Предвосхищайте важные элементы

Предзнаменование — это простой способ указать на что-то важное , даже если читатель не знает, почему. Некоторые предзнаменования не становятся очевидными до самого конца книги, как, например, железнодорожная катастрофа в начале « Анны Карениной» . Однако другие предзнаменования легко проясняются для читателя и помогают им сделать обоснованное предположение о разрешении.

К сильным техникам предзнаменования относятся:

  • Представление значимого предмета или персонажа, который возвращается позже в сюжете.
  • Кажется, что раскрывает секрет, но игнорирует контекст или другие ключевые детали
  • Необычно расплывчатые или загадочные обороты фраз

3. Используйте ретроспективные кадры. Как создать саспенс ?

Воспоминания — отличный способ усилить напряжение, будь то изолированное воспоминание, показывающее что-то шокирующее, или серия воспоминаний, приближающих к финальному раскрытию. Некоторые романы даже состоят из наполовину современного повествования, наполовину из воспоминаний, чтобы добиться максимального драматического воздействия. (Джоди Пиколт и Джиллиан Флинн — большие сторонники этой техники.)

Однако независимо от того, как вы используете воспоминания, они должны что-то значить в истории. Вы можете включить отвлекающий маневр как часть воспоминаний, но все это не может быть просто отвлечением, иначе ваш читатель почувствует себя преданным. Это касается как содержания, так и тона — ретроспективные кадры должны читаться так же ярко и интригующе, как и современное повествование, и не должны отвлекать, а увеличивать сюжет.

4. Подвергайте персонажей опасности. Как создать саспенс ?

Помещение ваших персонажей в опасную ситуацию — лучший рецепт внезапного ожидания (вспомните метод Стивена Кинга в « Страданиях» ). Это особенно полезно, когда вы приближаетесь к кульминационной точке своей таинственной арки неизвестности и вам нужно усилить ее кратковременным ужасающим ожиданием.

Этот метод работает только в том случае, если у вас есть читатели, которые действительно заботятся о ваших персонажах, поэтому подождите, чтобы использовать его до конца вашего повествования. Также убедитесь, что угроза реалистична и все время подкрадывается к персонажам, независимо от того, осознают они это (или аудитория) или нет.

Например, в конце «Девочки в поезде» (впереди спойлеры!) Таинственное напряжение разрешается, когда мы узнаем, что Меган была убита бывшим мужем рассказчика. Этот поворот сюжета внезапно превращает таинственное в ужасающее, когда рассказчик сталкивается со своим бывшим убийцей, внезапно подвергая ее жизнь опасности, когда она даже не осознавала, что он был опасен.

Эмили Блант в роли Рэйчел Уотсон в  фильме «Девушка в поезде»  (2016).

5. Будьте на шаг впереди. Как создать саспенс ?

Иногда бывает сложно не включать подсказки в том виде, в котором вы хотели бы их как читатель: кристально четкие, чтобы вы могли легко угадать результат. Но хорошо сделанная интрига успешно скрывает свой сюжет в безвестности, в результате чего резолюция приносит с трудом заработанное удовлетворение. Это означает, что вы должны быть впереди своего читателя, чтобы держать его в тонусе.

Во время написания не используйте намеки слишком явно или часто, а добавляйте отвлекающие факторы или отвлекающие маневры, в которых вы, как читатель, будете искать подсказки. Ключевым моментом здесь является намек на несколько различных результатов на протяжении всей истории, чтобы читатель мог строить предположения, не приближаясь слишком близко к фактическому разрешению — если только они не являются великим детективом, каким вы должны быть сейчас!

Поделитесь этой историей !

Заголовок

Page load link

Go to Top

Общие принципы курса «Мастерство»

Саспенс — состояние тревожного ожидания, беспокойства. Словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.

Саспенс нужен для того, чтобы читатель не   заскучал, пока развивается конфликт.

Существуют два типа повествовательных знаков вопроса: напряжение (саспенс) и тайна.

Саспенс – вопрос, ответ на который находится в будущем

Тайна – вопрос, ответ на который находится в прошлом.

Саспенс, — это вопрос «что будет дальше?» Тайна, — это вопрос «как нас угораздило в это вляпаться?» Из них двоих, думается, тайна есть более изощренной, потому что представляет собой приглашение для читателя самому развязать сложную загадку. Саспенс более очевиден, потому что отражает принцип нашей повседневной жизни – происходит нечто неожиданное, и мы вынуждены на это реагировать.

Доведенный до крайности, саспенс создает литературный жанр, известный как триллер, — истории, в которых герой или героиня то и дело оказываются в новой опасной ситуации. На противоположном полюсе рассказ–тайна развился в «ху–дан–ит», то есть классическую детективную повесть, которая начинается от трупа и отступает во времени, пока не откроется причина смерти.

Одно из правил хорошего саспенса — это максимальная вовлеченность читателя, его информированность. Часто читатель знает больше или, по крайней мере, не меньше, чем сам главный герой.

Второе правило саспенса — это большое количество намеков или так называемых «крючков», которые цепляют читательский интерес. Автор все время намекает, что происходит что-то особенное, хотя никаких значимых действий нет.

И наконец, третье правило хорошего саспенса — действия по нарастающей! На вашего героя должны сыпаться неприятности одна за другой. Причем стоит герою выпутаться из одной проблемы, как на его пути возникает еще более серьезная. И так по нарастающей до кульминации.

В результате, читатель не может отложить книгу до того, как она закончится. Саспенс помогает умело поддерживать накал напряжения и таким образом сохранять читательский интерес.

21 прием для быстрого создания саспенса от Элизабет Симс

1. Укажите пальцем.

Исторический роман Мэри Рено «Персидский мальчик» начинается с катастрофы: смерти и разрушения семьи и дома главного героя. Перед смертью его отец произносит имя врага-предателя. Ну, и догадайтесь, с кем персидский мальчик встретится позже… намного позже?

2. Дайте ложную тревогу.

Притча о мальчике, который кричал «Волки», не только несет в себе морализаторский заряд, она еще и имеет сюжет, который держит в напряжении. Как только вы узнаете о плане пастушка привлечь внимание криками, что на овец напал волк, вы уже знаете, что рано или поздно появится и настоящий волк.

3. Устройте погреб или потайную темницу.

В рассказе Эдгара Аллана По «Бочонок амонтильядо» интрига строится на кровной обиде, и герой заманивает своего врага в ловушку, пригласив его проследовать в винный погреб, где и замуровывает его в закутке. Интригу создают догадки, что задумывает Монтрезор, когда заманивает Фортунато все глубже и глубже в катакомбы.

4. «Посейте» опасность и ждите.

Покажите опасность, потом пусть пройдет время (и множество событий) между первым упоминанием об опасности и собственно тем моментом, когда герой попадет в эту ловушку.

5. Подружитесь с паникой.

Хотя паника героя может показаться легким способом создания интриги (жертва запинается и падает, преследователь настигает), люди и в самом деле иногда паникуют на законных основаниях, и это можно использовать.

Достоверный способ — это создать героя с недостатками, особенно такого человека, который с самого начала делает неверные выводы. В этом случае действия под влиянием паники будут не только правдоподобными, но и ожидаемыми. Само по себе ожидание и предвкушение может нести в себе интригу, и потом, когда все случается, читатель получает «награду» и хочет еще.

6. Поливайте растение.

Рост может нести в себе невероятную интригу. Только подумайте об этом: вы сажаете семечко и поливаете его. Будет ли это росток пшеницы или ядовитая лоза? Наблюдение за тем, как со временем развивается герой, может быть интригующим, особенно если этот герой — ребенок с четко определенной наследственностью: сын серийного убийцы, зачатый во время посещения в тюрьме, дочь морально безупречного политика. В кого превратится этот карапуз — в проститутку-наркоманку или в нобелевского лауреата?

7. Утаивайте правду.

Утаивание информации от читателя может быть дешевым трюком, но есть и правильный способ — быть честным.

Утаивайте главное, но выдавайте информацию небольшими кусочками, дразня читателя.

8. Отправьте кого-нибудь в изгнание.

Почему изгнание — такой классный способ? Мы знаем, что персонаж никуда не делся. Злодей размышляет о своем наказании, точит топор и обдумывает планы мести.

Если у вас всезнающий рассказчик или представлены точки зрения различных повествователей, можно курсировать туда и обратно от изгнанника к мирному, спокойно поживающему племени, подогревая напряжение контрастом между этими мыслями и действиями.

9. Вдохновляйтесь заголовками в прессе.

Новости за день — потрясающий источник идей для создания интриги.

10. Расплетите один из концов.

На страницах книги напряжение в любой сцене можно создать при помощи мелких странностей, выбивающихся из нормального распорядка. Представьте себе раскачивающиеся завязки у кухонного фартука, оплывшую свечу, раскрытый оконный засов, ксерокс с замятой бумагой.

11. Одурачьте читателей.

Охранник выходит без разрешения, чтобы незаконно выкурить сигаретку, и мы догадываемся, что маньяк-убийца сейчас сбежит. Можно и так, но не лучше ли будет, если охранник вернется через несколько минут и найдет, что все в порядке? Во второй раз, возможно, охранник услышит подозрительные звуки, вскрикнет «О господи» и бегом обратно — а узник спокойно отдыхает в камере.

Сравните пример с криком «волки» и соблюдайте правило трех раз. В третий раз пусть все случится! Еще лучше будет, поскольку читатели будут готовы к обману, накрутить ставки: охранник возвращается, а узник не только сбежал, но и заполнил камеру окровавленными телами второго охранника и всех членов его семьи.

12. Спрячьте кого-нибудь.

«Прятки» можно понимать в переносном смысле, как и любой другой описанный в статье прием. Например, герой может скрываться под чужим именем или под покровом войны.

13. Включите подсадную утку.

Не секрет, почему так много детективных историй и триллеров включают информантов. Перелом в убеждениях или (гораздо чаще) страх тюрьмы заставляет многих преступников «стучать». Еще интереснее, когда они выходят на улицу с подслушивающим и записывающим устройством, чтобы собрать доказательства для подтверждения вины.

14. Замаскируйте.

Мы ожидаем, что профессионалы неплохо справятся с тем, чтобы избежать разоблачения. Но когда любитель попадает в опасную ситуацию, читатели будут в возбуждении с самого начала.

15. Усильте неизвестность.

Неизвестность — признанный в веках компонент интриги, он обычно используется в ужасах, научной фантастике и произведениях о паранормальном.

16. Подключите символы.

Красивое озеро может символизировать воды жизни или что-то более неприятное, например, если действие вашего рассказа происходит осенью, утренние заморозки начинают сковывать воды и постепенно превращают их в нечто холодное, твердое и опасное.

17. Переверните песочные часы — а потом переверните их снова.

В триллере «Сезон в чистилище» Доминик Данн искусно работает со временем, чтобы создать максимально напряженную интригу. С самого начала мы знаем, что много лет назад произошло убийство, и мы знаем, что убийцу найдут, поскольку повествователь рассказывает о криминальном суде. Но потом мы переносимся в прошлое к началу событий, когда все молоды, красивы и (особенно жертва) живы.

18. Играйте по крупному с долгом.

Каждый хороший гангстер знает, что вначале надо помочь людям, а уж потом просить об ответной услуге. Потому что, когда люди у тебя в долгу, тебе будет легче убедить их что-то сделать для себя.

Эта техника срабатывает в любой ситуации — политический босс и избиратели (или подчиненные), отвратительное соперничество между братьями или сестрами, группа друзей на празднике на курорте спа.

19. Изолируйте героев.

Изоляция отдельного героя или группы героев превращает самые обычные обстоятельства в напряженные. Интрига в изоляции прекрасно работает для пьес: по умолчанию все герои собраны на одной сцене, а нам известно, что крысы в клетке рано или поздно подерутся.

20. Ставьте палки в колеса.

Если вы откровенно используете случай, только чтобы выбраться из затруднительного положения, читатели станут жаловаться. Однако совпадения действительно случаются. И внезапное бедствие всегда подогревает интригу. Главное — чтобы оно было правдоподобным.

21. Настройтесь на это.

Вы как автор должны творить, проживая то, что пишете, дыша своим творением. Если вы будете так поступать, у вас есть все шансы, что читатели прилипнут к вашим книгам, затаив дыхание до самого финала».

Источник

ИНТРИГА — сложные и запутанные действия и взаимоотношения персонажей, обеспечивающие развитие сюжета художественного произведения. В зависимости от жанра, это могут быть неожиданные поступки героев и события, необычайные ситуации, пространственно-временные смещения, новые, таинственные персонажи, которые круто меняют судьбы и поведение остальных героев. Интрига всегда придает произведению занимательность.

Итак, чтобы создать интригу, достаточно:

1. Придумать тайну. Любой сюжет может содержать в себе нечто, что можно скрыть от читателя. Но чем актуальней тот образ, который вы желаете спрятать, тем лучше для работы.

К примеру, профессиональные критики произведений пытаются высмотреть в них тайный смысл — что-то, что автор критикует или высмеивает, но не прямо, а иносказательно. То же пытается делать и тот, кто читает вашу работу.

Можно создать тайну и без иносказания. Просто умалчивать о каком-то ключевом факте, намекать лишь читателю о нём, давая пищу для размышлений. Так, например, поступают в детективах: ведь всем интересно кто и каким образом совершил преступление…

2. Резкие повороты сюжета. Да, неожиданные исходы событий волнуют читателя и заставляют его оживиться, если он уже впадает в спячку, раскусив автора и предугадав ход повествования.

Сделайте отрицательного персонажа положительным (сместите ракурс морально-этических норм, дав отрицательному персонажу гуманную причину своих поступков, если такое возможно).

Сделайте положительного персонажа отрицательным.

Добавьте новое действующее лицо, создав искажения и возмущения в сюжете и сместив акцент на него.

Придумайте необычную концовку. Подводите читателя к одной мысли, заставьте его поверить в ваш сюжет, подтолкните ход его размышлений в нужное вам русло. А затем измените вектор сил на противоположный.

Но мало создать тайну. Нужно, как акробату, постоянно балансировать между желанием подержать интригу побольше и дать слишком явную подсказку читателю. И то, и другое разочарует последнего.

Источник

Так как активность у нас в клубе затухает и все заняты подготовкой к ККП, задание будет всего одно, но стоить будет дорого.

Приведите примеры саспенса, интриги, тайны из своего рабочего произведения и проанализируйте их.

Доп. литература: Найджел Воттс «Как написать повесть»

Са́спенс (англ. suspense «неопределённость, беспокойство, тревога ожидания; приостановка»; от лат. suspendere «подвешивать») — состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при описании бытовых и жизненных ситуаций.

Саспенс — это художественный прием, цель которого создать у читателя особое продолжительное тревожное состояние.  В русском языке этот термин применяется обычно к кинематографу и лишь изредка к литературе.

Мастером  Саспинса был Альфред Хичкок. Он умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного.

Саспенс можно описать как «ожидание действия» «Как только на экране или в книге происходит действие — саспенс исчезает. 

Хичкок  утверждал то что аудитория, которая знает больше, чем герои на экране, будет более активно и эмоционально вовлечена, в то что происходит на экране.  «Пусть зрители играют в Бога» – так Хичкок кратко изложил свое главное правило саспенса.

Возьмем для примера сцену где, два человека разговаривают, сидя спокойно за столом. Представьте, что мы видим, как они приятно болтают, когда вдруг взрывается бомба. Эмоциональное воздействие на зрителей будет достигнуто за счёт эффекта неожиданности.

Теперь возьмем ту же самую драматическую ситуацию с двумя людьми, беседующими за столом. Но на этот раз публика видела дополнительный крупный план с бомбой, спрятанной под столом, на экране появляются часы. Видно, что они показывают без четверти час. Герои ничего не знают и просто продолжают наслаждаться своим разговором. В этих обстоятельствах самый невинный разговор становится многозначным, потому что зрители включают известную им информацию в оценку происходящего. Они следят за событиями на экране, и из души каждого рвётся крик: «Хватит трепаться о пустяках! Сейчас бабахнет!». Теперь у нас есть эффект саспенса. В первом случае мы предоставили публике возможность 15 секунд по удивляться в момент взрыва. Во втором мы обеспечили ей 15 минут саспенса»

Как вызвать саспенс?

Первым делом следует обратить внимание на тот очевидный факт, что читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, если этот самый герой ему не симпатичен. Поэтому нужен такой герой и такие обстоятельства в который симпатия читателя или зрителя достигнет наивысшей точки.

Второе. Драматическая ситуация. Герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.

Особенность саспенса – это постепенное, даже неторопливое нарастание ужаса, когда перехватывает дыхание. Такое нарастание можно показать несколькими средствами.

Изменения в окружающей обстановке.

Эти изменения происходят не сразу, и о них говорят какие-то мелкие, вроде бы малозначимые детали, вызывающие усиление напряжения. Например, необычные звуки в подземелье, падающие капли, шуршание, скрябанье по камням и список можно продолжить. Можно использовать тактильные ощущения, что-то коснулось руки… или зрительные, например Герой бреется перед зеркалом, опускает голову вниз, чтобы помыть бритву, а отражение в зеркале (пока герой не видит) зло смотрит на самого себя…

Разнообразные сенсорные ощущения должны вызывать у читателя/зрителя ассоциации с чем-то нехорошим, но делать это надо не прямо, а намеками. Так будет намного страшнее.

Второй прием Это Герой не ведающий страха.

Это когда в самом начале автор к примеру, предварительно рассказывает о страшном доме, А главный герой, не зная этой истории, или наоборот зная, все равно идет туда, чтобы доказать себе, что он не слабак, или просто на спор.

Прием третий Неприятные, тревожные ситуации.

 Это обстоятельства, которые несут тревогу. Классический пример этого — Прогулка ночью по кладбищу, либо идти по темному переулку, когда навстречу выходит темная фигура в капюшоне.

Ограничьте возможности героя.

Очень страшно становится когда возможности героя ограничены… Он может быть заперт в темной комнате или лишен подвижности. Например, Главный герой, сидя в комнате слышит чьи-то шаги, он не знает, кто находится за дверью, но точно это чужой. Этот кто-то подходит к двери. Взгляд героя притягивается к дверной ручки, которая медленно начинается поворачиваться… Но самое ужасное то, что герой ничего не может сделать ибо прикован к инвалидному креслу! 

САСПЕНС И ЭФФЕКТ УДИВЛЕНИЯ

Помимо описанного выше есть еще один способ, который повлечет за собой САСПЕНС.  Это эффект удивления. Представьте себе когда после апокалипсиса, герой проникает в дом, в поисках еды, сначала осматривает его, в поисках опасности и как только решает что ее нет, тут же получает удар сковородой по голове. После такого точно можно выпрыгнуть из штанов.

На этом все. Материал для статьи был взят из интернета.

Говоря о планировании сюжета с нуля, нельзя обойти вниманием такой важный писательский инструмент как «саспенс». Что это такое и как этим пользоваться рассмотрим ниже.

Удачным примером использования саспенса приходит на ум случай из детства, когда мы всем классом купили билеты на «Спящую красавицу». Все уже были наслышаны или читали, что яблоко есть нельзя ни в коем случае. Стоило актрисе поднести пластмассовый ярко-красный плод к губам, как все мы истошно закричали «Не ешь!», заставив девушку на несколько секунд удивлённо замереть на месте. Потом она заучено надкусила яблочко.

Эффект саспенса, безусловно, был достигнут! Спасибо Пушкину за то состояние тревожного ожидания и сопереживания, которое и сделало театральную постановку такой увлекательной для юного зрителя.

Основные понятия

Саспенс — от латинского suspendere (подвешивать)или английского suspense (беспокойство, неопределённость, тревога ожидания) — это тревожное ожидание, беспокойство.

Как литературный приём саспенс отлично подходит для нагнетания напряжения у читателя во второй части текста перед ожидаемой кульминацией.

Альфред Хичкок – гениальный режиссёр, говорил, что скрипящие лестницы бывают для него гораздо интереснее характеров. Главное правильно показать ту самую «скрипящую лестницу».

Принцип действия приема в литературе/кино

Этот приём срабатывает по двум причинам:

  • ещё вначале автор показал читателю/зрителю некую опасность;
  • но герой ничего не знает об этом, что и вызывает у читателя/зрителя вполне логичную тревогу.

А в момент прямой угрозы для жизни героя вовлечение читателя/зрителя достигает апогея. Он хочет спасти героя и готов буквально кричать ему на ухо «Эй, беги оттуда! Там опасно!». Это и есть пик сопереживания, когда герою желают только победы, когда отождествляют себя с ним и максимально сопереживают.

Механика саспенса

Итак, за счёт чего приём работает на 100%? Формула очень проста!

  1. Первое. Читатель/зритель осведомлён обо всём благодаря автору произведения.
  2. Второе. Герои, наоборот, ничего не знают или знают частично.
  3. Третье. При этом как герои, так и читатель/зритель испытывают одинаковые эмоции.

Как именно достигается одинаковый эмоциональный заряд? Он возникает из тех самых мотивов, с которых начинается планирование сюжета у автора!

Читать: Хороший сюжет для книги – с чего начать?

У героя есть мотив. Он стремится к намеченной цели. На его пути вырастают препятствия, которые он преодолевает или, наоборот, плохо справляется с ними. Препятствия логически обоснованы, события увязаны между собой — вся история пронизана причинно-следственными связями. Всё выглядит почти как в жизни благодаря чему читатель/зритель увлекается и с интересом следует за героем.

Читать: Как связать события? Техника «следовательно, но».

Одинаковые взгляды или убеждения здесь не обязательны! Главное вызвать сопереживание герою, его мотивам. И тогда саспенс сработает как надо.

В заключение

Если писать от первого лица саспенс реализовать по понятным причинам трудно. В этом случае помогут небольшие писательские хитрости:

  • героя об опасности предупреждает кто-то из персонажей;
  • или же он видит это предупреждение в прессе, по телевизору.

Например, родственник рассказывает о «плохой» квартире, по которой бродят призраки и в которую лучше не ходить одному. Или же об аномальных явлениях сообщают в новостях.

С третьим лицом в повествовании автору проще всего. Ожидание опасности задаётся через описания, в которых делаются небольшие намёки. Или через второстепенных персонажей, например, их разговоры, которые «случайно» слышит герой.

Но в любом случае саспенс – момент, в который вовлечение читателя или зрителя достигает апогея (так называемое максимальное погружение). К нему стремятся все писатели и режиссеры, задумавшие вызвать самую сильную человеческую эмоцию – страх.

Успех саспенса заключается:

  • В его продумывании ещё на этапе планирования сюжета (в результате текст обогатится яркими и напряжёнными в эмоциональном плане сценами).
  • В правильном использовании – размещении в предфинальных или финальных сценах.

К слову, есть и другие способы воздействия на читателя/зрителя кроме саспенса. О них чуть позже, в следующей статье.

������� �������� ������ ���� – ���������������, ������
������, ���������� � ������� ������������ �������� �������� � �����������.

«���� � ����� ������ ������, �� ������ ������, ��� ����� ��
������ ��������». ����� ������

���� � ��� ���� �������� � �����, � ��� ����� ������, ������
�� ������ rasvopros@mail.ru
� �������� «��������» � ���� ������.

������������, ������.

������ http://twitter.com/andrey_luda

������� http://www.facebook.com/andrej.luda

��������� http://vk.com/andrey_luda

���������� �������
����� ���������� ����� «���� ����� ���� � ����»

������ ��� – �������

��������, ������� ���� � ������ ������ «�������», – �������
������. �� ������ ��������� «����� ����������� ������������� � �������������
��������, ������� ������ ��������». ������ �����������, ���, ����� �� �������
������� ������, ������ ��� ����������� ����������, �� �������: «��� �� �������
���, ����� ��� ������ �������� ��������� � ���� �������? ���� ���������� ��
��������, � ������� ���� ���-�� ������������ � �����������, ���� ��������� �
��� �������». ��� ��� � �������� ������� � ��������.

������ ���-�� ������ ������������ ��������� ������:

– ����� � ������� �������, ���� ������ ����� ������� ��
���������, � ��������, ������� �������.

– ��� ��� �����? – ������� ������.

– ��������, ������� ������� � ����� ���������� ��� ������. �
������� ��� «�������».

����� ����-�� ����, � �� �����, ��� �������� ��� ���
��������� ������� � ����� ������� � ����� ���. �� ���� �� ����� ������, ���
�����, � ��������� �� ����. ���������� �� ��? ������ �� ������ ������� ����?
��� ����� �������� �������.

������ ������ ������� ����� ��������� � ���, ��� ���������
��������. ��� �� �����, ��� ������ �������� � ���� � ������. � �� �����. ���
�������� �� «�����». �������.

� ���, �� ������� ����� �� ���� � ��������? ���� �� �����.
������� ��� ��������� ����� ���� ��� � ����������� ���, �, ������� ��, �������.
� ������ ���, ��� ��� ���������� ����, – � ������ ����������� ����������.

�����, ����� � ������ ���������, ������ � �� �����. �� ��
�����, ��� ��������� ������ ������� �������. � �� ����� ��� � ����� �������� �
���������� � �����, ����� �� ������� ����� � ������� �� ��� �� �� �����������.

������ ����������� � �������� � ������� �������� � �������
������. ������� � ���� ����������� �������� ������ �� ����� � �������:

– ����� ���������� �����! � ��� � �������� �� ������. ���
��� ���� �� �����!

���� �� �����, ��� ������ ��� �������������� �� ����� �
�������� ������� ������. � ������� � ���� ����� � ����������. ��� �� �����, �
��������� �������� � ���. ������� �� ������� ����, ��������� ������� �� ���,
������������ �����:

– ������, �� ���� � ���. �� ����� �������� �������! ��
������ �� ������. �� ������� �� ����� � ���� ������� � ���, ����� ����������
����� �� ����� � ����. ����� ���� � ������ ���� ��������� ��� �������� �������������:

– ��, ����! �������� ������! �� �����!

�� ������ �� ������. ������ �� ������ � ���, ��� ������ ��
����� �����. � ����� ����� �� ���� � ����� ���������� ����������� ������� ���
������, � ������ ����� ��� �� ������, � ���� �� ���� ���:

– ��, �����, �����, �����! ���� �� �����!!

��� ��� � ���� �������. ����� � ���������. �� ����� ������,
��� ��, � ��������� �� ����. ��� �������� �������.

����������� � ��������� �������…

������ http://twitter.com/andrey_luda

������� http://www.facebook.com/andrej.luda

��������� http://vk.com/andrey_luda

������� ����� ������, �� ����� �� �������� ���� ���������.

���� � ��� ���� �������� � �����, � ��� ����� ������, ������
�� ������ rasvopros@mail.ru � �������� «��������» � ����
������.

��� �������������� ��������� ����� �������������
��������������� (���������������) ��������. ��������� ��������� ����� ��
�������� ���������� � ���� ��� ���� �������� ������������. ���� �� ���������,
��� ���� ��������� ����� ���� �������� — ��������, � �� ������ �����������
������ � ����������������� �������. ���������� ��������� ���� �� ���������,
�������������� � ��������, ����������� ������ �� ����������� ���������� �
��������������� ����� ���������� � �������� �� �� ��������.

Copyright ������ ����, 2006-2014 �.�. ����� ��������� ��
����� ����� �������� �� �� ��� ���������� ������ � �������������� ��������� ���
��������, ���������� ������ ��� ���������������� ������������. � ������, ����
�� ������� ���� ������ �������� ����������������, ��������� �������� �� ����.

������� ��������� ���.

Suspense is distinctive to other types of writing

Writing suspense is very different from writing other genres. It has features that do not come naturally to most writers. For instance, Writer’s Digest defines the difference between suspense/thriller, mystery, and horror as:

«In a mystery you might find out that a person was beheaded. This occurs before the narrative begins, so the focus of the story is on solving the crime. If you’re writing a horror story, you’ll show the beheading itself—in all of its gory detail. If you’re writing suspense, the characters in the story will find out that someone is going to be beheaded, and they must find a way to stop it.»

This means, rather than shocking the reader or keeping secrets from them, you put your cards on the table, tell them the world is in the balance and make it likely it will go down the drain.

One good example of suspense done in this way is the James Bond series. We know from the start or very early on the villain will try to end the world and only Bond can save it…

Use your characters

You use your characters to create suspense by making the reader care for them and then put them in danger.

You make the antagonist into a supervillain. A super character with super abilities so we start wondering if even Bond will be able to stop them. (Ok, when I say super, I don’t mean batman or superman, I mean a super character as in a super skilled, smart, determined character…)

Of course, such an antagonist also requires a skilled and impressive protagonist.

In fact, if you want to make the reader care for your characters you need to spend serious time making all of them great.

Make promises

Creating suspense is all about promising the reader all hell will break loose.

In fact, to create great suspense, spend more time promising violence and destruction than actually doling it out. And make big promises of physical danger as early as possible in the text.

Of course, you need to keep every single one of your promises (unless the protagonist can stop the antagonist, but they should only barely be able to do that).

If you don’t keep your promises, you’ll burst the suspenseful bubble…

But the mayhem does not have to start in chapter 2, only you need to convince the reader that before the end it will come.

Promises can be direct or they can be made using foreshadowing.

Another great tool for making promises is the cliffhanger.

Show the reader what will happen

As mentioned above, suspense is created by showing the reader all the risks and horrors that lie ahead, rather than keeping them secret or springing them on the reader for shock effect.

Put all the cards on the table and increase reader anxiety by showing exactly what will happen.

That does, of course not mean your main character must always know about the dangers. Only the reader.

This does open up the risk of making the story predictable, which requires fantastical villains and heroes that will attack and parry in a deadly dance throughout the novel always keeping the reader wondering how on earth the protagonist will counter the antagonist’s attacks and then watch in astonished horror as the protagonist’s best thought out plans are ruined by another brilliant riposte from the antagonist.

Use many perspectives to show all the risks. You can even use the omniscient perspective to great advantage when writing suspense.

Let the characters tell the reader about their plans and thus foreshadowing that there will be problems.

Conflicts, risks, pressure, and problems

Use time pressure and deadlines to increase pressure and conflict.

Make sure the cost of failure is as high as possible.

Sharpen the main conflict and every other conflict in the novel to be as sharp as it can possibly be.

While you should show the reader what will happen in order to create suspense, you should also try to be unpredictable.

This can be done by adding surprising twists and turns but also by never letting any plan survive the first contact with reality. If your characters don’t think to develop a plan B, make them regret it, and if they do, make them fall back to plan C or D.

As the novel progresses towards the climax, increase the pressure, complicate things, and subject the characters to dilemmas and force them to choose between two evils.

Showing suspense

To show suspense limit violence and work with the promise of violence instead.

Spend extra time polishing suspenseful scenes and spend extra words on them. Draw it out!

The perfect suspense story builds tension higher and higher until it explodes in the climactic moment.

This, however, can cause problems if the suspense doesn’t last the whole way and bores the reader, or if the suspense can be kept high, it will also be too much and finally become background noise.

To solve this vary the level of suspense, for instance by dividing the conflict into steps with smaller victories and losses as the story takes each step.

Use character thoughts (internal emotion) to bring up problems and causes for worry to make sure the reader also worries.

Create an air of foreboding to increase suspense.

Further reading

In semi-order of «importance»:

  • Elements of Suspense in Writing: 6 Secret to Creating and Sustaining Suspense — Writer’s Digest
  • 8 Effective Ways To Write Page-Turning Tension For Your Novel – Writer’s Edit
  • 10 Tips for Amplifying Suspense in Your Writing
  • 7 Steps to Creating Suspense
  • 9 Tricks to Writing Suspense Fiction — Writer’s Digest

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сан ремо как пишется
  • Сасиска или сосиска как правильно пишется
  • Сан на японском как пишется
  • Сасай кудасай на японском как пишется
  • Сан инвентарь как пишется