Проектная работа состоит из различных разделов, часть из них является обязательными при выполнении работы и без их включения проект не будет принят (например, Содержание, Введение, Теоретическая и Практическая главы, Заключение, Список литературы), часть разделов является необязательными (например, Глоссарий, Аннотация, Приложения и т.д.), но они способствуют раскрытию темы, а также облегчают восприятие информации, при этом часть разделов проектной работы не могут быть использованы при написании проекта совместно (Аннотация, Паспорт, Пояснительная записка), рассмотрим подробно структуру проектной работы и что должен включать каждый из разделов.
Обязательные разделы проектной работы
Рассмотрим, из каких разделов должна состоять стандартная проектная работа для школ и колледжей.
Первым листом любой проектной работы является «Титульный лист», на котором указываются школа, название работы, данные ученика, учителя, населенный пункт и год написания (подробнее можно прочитать здесь). Правильно оформить титульный лист важно, как его оформить, можно прочитать на странице «Правила оформления титульного листа для проектной работы».
Титульный лист проектной работы
Далее за титульным листом следует «Содержание», в котором указываются все разделы проектной работы, номер страницы на которой они начинаются (кроме титульного листа и самого содержания) подробнее с требованиями предъявляемыми к содержанию проекта, о том как его составить можно прочитать на странице «Содержание проектной работы». Как правильно оформить содержание проектной работы можно прочитать здесь.
Содержание проектной работы
После «Содержания» следует «Введение». Введение является одни из важнейших структурных элементов проектной работы, ведь именно в нем отражается актуальность работы, ставится цель и задачи работы, выдвигается гипотеза, которая в ходе выполнения работы должна быть подтверждена, либо опровергнута.
Введение проектной работы
Стандартная структура введения включает следующие блоки:
- Актуальность темы исследования.
- Цель работы.
- Задачи.
- Объект исследования.
- Предмет исследования.
- Гипотеза исследования (для исследовательских проектов).
- Основные источники получения информации.
- Практическая значимость работы.
- Методы исследования.
- Структура работы.
Кроме вышеперечисленных блоков, во введении может быть указана проблема исследования, теоретическая значимость.
Подробно ознакомится с требованиями к введению и каждому элементу который входит в его состав, какие из них обязательные, а какие можно не указывать, посмотреть примеры можно на странице «Введение проектной работы».
За «Введением» следует основная часть проектной работы, состоящая из 2 глав. Если в проектной работе есть исследовательская часть, то она располагается во 2 главе (1 глава является теоретической). Каждая глава состоит из 2-3 параграфов.
Основная часть проектной работы
После основного текста работы располагается «Заключение», в котором кратко (1-2 страницы) даются выводы по всем параграфам (именно параграфам) проекта, если во введении была выдвинута гипотеза, то в заключении необходимо указать – была она подтверждена или опровергнута.
Заключение проектной работы
Следующим за «Заключением» разделом проектной работы является «Список использованных источников», в который необходимо включить всю литературу, которая была использована в ходе написания проекта.
Список использованной литературы проектной работы
Заключительным разделом любой проектной работы выступает «Приложение(я)», в данном разделе помещается вся дополнительная информация, которая помогает детально раскрыть тему работы, так, например, в приложения можно вынести картинки и фотографии, анкету, методики и прочее.
Дополнительные разделы проектной работы
Кроме вышеперечисленных разделов, в некоторых проектных работах требуется включение дополнительных разделов:
- Паспорт проектной работы — требования к паспорту при его необходимости, выдаются учителем (преподавателем), если требований к паспорту выдано не было с требованиями и примерами, можно ознакомиться на странице «Паспорт проектной работы».
- Аннотация – является ещё одним элементом, который встречается в некоторых проектных работах, но не является стандартным требованием к их написанию. В аннотации даётся краткое описание всего проекта, объём аннотации: не более 1 страницы, подробнее о подготовке аннотации к проекту на странице «Аннотация к проектной работе».
- Пояснительная записка – данный дополнительный раздел, так же как и аннотация описывает проектную работу, но в отличие от аннотации пояснительная записка содержит большее количество разделов и может занимать более 1 страницы, подробнее о её составлении можно прочитать здесь.
- Глоссарий (список терминов) – в нём даётся расшифровка или краткое описание слова/понятия. Список терминов располагается после титульного листа, требования выдвигаемые к данному разделу представлены на странице «Глоссарий в проектной работы».
- Список сокращений – данный раздел в проектной работе требуется для расшифровки аббревиатур и сокращений применённых при выполнении проектной работы, его следует включать в проект лишь в том случае, если их в работе присутствует большое количество. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Список сокращений в проектной работе».
Паспорт проектной работы, аннотация и пояснительная записка являются взаимозаменяемыми разделами, ведь каждый из них кратко описывает проектную работу, поэтому не следует подготавливать каждый из них, следует подготавливать лишь тот который заявлен в положении или в требованиях, представленных руководителем.
Дополнительные материалы к проектной работе
Помимо подготовки самой проектной работы для её защиты могут потребоваться следующие документы:
- Речь к защите – краткое содержание проектной работы, содержащее основные результаты и сделанные выводы, требуется для защиты проекта. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Речь к защите проектной работы».
- Презентация – может требоваться на защите для наглядного представления проектной работы, также может быть продуктом проектной деятельности. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Презентация».
- Продукт проектной деятельности – в большинстве случаев является каким-либо материальным объектом, который наглядно показывает результат выполнения проектной работы. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Продукты проектной деятельности».
- Тезисный доклад – представляет собой обобщённую информацию, представленную в проектной (исследовательской) работе, имеет объём до 1 страницы и включает актуальность темы исследования (актуальность проблемы), степень изученности темы, предмет исследования, новизну работы, а также краткие выводы и рекомендации.
Памятка для ученика по созданию
проекта/ учебно-исследовательской работы
Дорогой друг! Тебя окружает удивительный
мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их
добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует,
создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Предлагаю памятку,
которая поможет в работе над проектом.
Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект — это «продукт»,
созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения
проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований,
изложением выводов и рекомендаций, творческий продукт.
ВНИМАНИЕ!!!! Нельзя назвать все подряд
проектом!!!! Бывают учебно-исследовательские работы (исследование,
доказательство, гипотезы, эксперименты, анкетирование и опрос, интервью), а
также проекты (рассмотрение какой-либо интересующей темы, представление
результата- карта, творческое выступление, экскурсия, брошюра, стихотворение,
фото коллаж, кроссворд, видео фильм, видео клип идр.)
Алгоритм разработки проекта таков:
проблема – цель – результат. После того как выявлена проблема и намечена
цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов
и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей
работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию,
научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо
сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю
работу на части)
4. Выбрать способы решения задач на
каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы
(поэтапно и в целом).
Структура проекта такова:
1.Введение
2. Основная часть
3.Заключение.
Введение
– часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы
проверки.
Основная часть
– описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы – клише:
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими
проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был
нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому
что …
Заключение –
часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что
нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Проект может быть индивидуальным и
групповым.
Этапы работы над проектом
1. Выбор темы.
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается,
исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы
узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими
были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить,
решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача
(то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много
разных задач.
Формулировка цели – это одно предложение,
являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект? Обычно формулировка
цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»
(например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить»,
«нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как
достичь цели. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку,
чтобы достичь цели. Обычно формулировка задач начинаться с таких слов:
«изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности»,
«подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать»,
«нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать
вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение,
догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим,
что…», «возможно, что…», «что, если …». Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную — на второе
и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник
язык». 1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей
разговаривать.
2. Допустим, что люди нашли волшебный
говорящий камень.
3. Возможно, что в джунглях люди встретили
говорящего попугая.
4. Люди договорились друг с другом дать
названия разным предметам.
Образец Тема проекта: «Мир слов». Цель:
Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни. Задачи: 1. Изучить строение
словаря.
2. Определить, когда и где можно
использовать словарь.
3. Придумать рекламу для толкового
словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись
без толкового словаря.
6. Работа с информацией.
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём — либо.
1) Сбор информации. Постараться
узнать как можно больше о предмете исследования. Может быть устная информация.
Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники,
учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.). Но может быть и письменная
информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные
листы, книги и др.).
К информации относятся не только устные
сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это
визуальная информация.
2) Методы исследования. Зададим
себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого
надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по
порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания
явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего
исследования выбирайте только те, которые нужны. Методы исследования:
Эксперимент – это опыт, ставится для
изучения, исследования чего – либо.
Изучение источника исследования.
Опрос.
Интервью.
Поиск информации (в книгах, словарях,
энциклопедиях, интернете и т.д.). Анализ информации.
Наблюдение. Наблюдение может включать в
себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение
явлений между собой.
Мозговой штурм. Фонетический анализ
(размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный
анализ (анализ частей слова).
Анализ – всесторонний разбор,
рассмотрение явления. Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
Сравнение.
Обобщение.
Дедукция – способ рассуждения, при
котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к
частным выводам.
Этим методом пользовался Шерлок Холмс.
Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника,
его поведении, привычках.
Индукция – способ рассуждения от
частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово
«индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий
помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много
информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод
исследования.
Аналогия — сходство между явлениями,
предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
Анкетирование.
Тестирование.
3) Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта. Творческий
продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено. Виды
творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка,
алгоритм, презентация, синквейн.
Синквейн (франц.)
– пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии. В этом
стихотворении пять строк.
1. Запишите тему стихотворения одним
словом.
2. Подберите два прилагательных, которые
характеризуют тему стихотворения.
3. Выберите три глагола, которые, на ваш
взгляд, характеризуют тему стихотворения.
4. Запишите предложение, которое выразит
ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
5. Одним словом выразите свою ассоциацию к
теме стихотворения.
Образец синквейна. Язык.
Могучий, безграничный.
Объясняет, поёт, торжествует.
Маяк безбрежного моря жизни.
Дар!
Учитель.
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых двух!
Мастер.
Это необязательная форма, просто как
вариант творческого продукта!!!!
4) Вывод. Вывод
— это логический итог рассуждений, умозаключение.
7. Защита проекта.
Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать,
ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете,
представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех
убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные
. Вы будете защищать то, что сделали.
План
защиты проекта
1. Тема проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Гипотезы.
5. Методы и средства исследования.
6. Актуальность проекта.
7. Этапы работы.
8. Полученные результаты.
9. Выводы.
10. Использованные ресурсы ( список
использованной литературы ( авто, издательство, год издания, авто, название),
электронные ресурсы (адреса использованных сайтов)
Текст выступления даю вам начало каждой
фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления.
Введение
Тема моего проекта …
Цель моей работы …
Задачи моего исследования: …
Я выдвинул гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Тема данной работы актуальна, потому что
…
Этапы работы (указать время выполнения –
количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
выбор темы и уточнение названия (1
неделя);
сбор информации ( _ недели).
Практический этап:
эксперимент и анализ материалов ( _
недели);
изготовление продукта ( _ недели).
Обобщающий этап:
подготовка выступления (1 неделя);
подготовка к презентации проекта (1
неделя);
защита проекта (1 неделя).
Основная часть:
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение:
Закончив проект, я могу сказать: не всё из
того, что было задумано, получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я, что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я узнал, что , … .
Презентация творческого продукта
Выступление должно быть кратким и чётким,
а также наглядным. Выступление не должно быть затянутым (5-7), оно должно быть
построено строго по плану. Не следует рассказывать все подряд из вашей работы.
Заранее выберите самое интересное и ценное. Речь выступающего должна быть
сначала составлена письменно, а затем выучена наизусть. Свою речь следует
начинать с названия темы работы. (Тема моего проекта (учебно-исследовательской
работы)….
Конечно, необходимо подготовить и
презентацию! Презентация должна отражать тему вашей работы. Не стоит печатать
весь текст проекта на слайдах. Это просто невыносимо читать. Лучше хорошо
поработайте над содержанием вашего выступления… Больше воодушевленно и с
интересом расскажите и покажите, чем заставлять читать слушателей бесконечный
текст. Основные моменты, даты, графики, фото, схемы, результаты исследований,
статистические данные, цифры, цитаты, цели, задачи, гипотеза, методы
исследования, какие-то классификации – вот все то, что отображается на слайдах.
Помните, что при создании презентации
необходимо помнить о том, что ее будут читать и рассматривать. Выберите
комфортный для глаз фон, подходящий шрифт и цвет шрифта, а также интервал. Можно
использовать анимацию для разнообразия, каки- либо отрывки из видео, если это
уместно.
Успех презентации работы – это интересное
и незатянутое выступление, грамотная и воодушевляющая речь, ваш внешний вид
(торжественный), конечно же, виртуозное владение материалом, а также
наглядность (грамотная презентация- все по делу и НИЧЕГО ЛИШНЕГО)!!!
8. Самоанализ выступления. Самоанализ –
анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний. Сделайте анализ
своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини —
анкеты.
1. Довольны ли вы своим выступлением?
2. Что вам особенно понравилось и
запомнилось?
3. Что вам не понравилось?
4. Воспользовались ли вы советами,
полученными на занятиях?
5. Что вы посоветовали бы друзьям и
одноклассникам?
Эксперт в области управления индустриальными инвестиционными проектами в FMCG на территории СНГ и в Европе с 16-летним опытом. Руководитель проектов цифровой трансформации в компании Danone, студент программы Skillbox и СПбГУ MBA «Лидеры изменений».
Email: aiparamonov@mail.ru
Даже если человек не имеет никакого отношения к менеджменту, он сталкивается с проектами каждый день. Проект — это процесс получения нового продукта или уникального результата. Строительство нового жилого дома, поездка в отпуск, покупка новой пары обуви и организация ужина — всё это проекты. Проект начинается с замысла и постановки цели, а заканчивается результатами.
Структура проекта — это инструмент, который поможет достигать цели проектов с минимальными затратами времени и денег.
В статье расскажем, что такое структура проекта и для чего она нужна. На примере разберём, как пошагово разработать структуру проекта и какие методики для этого использовать.
Структура проекта — система элементов проекта, необходимых для того, чтобы эффективно им управлять. К элементам относятся:
- цели проекта и результаты, которых нужно достичь;
- бюджет проекта и график финансирования;
- команда проекта и матрица распределения ответственности между исполнителями;
- задачи проекта и график их выполнения;
- матрица рисков проекта и план их минимизации.
Задача структуры проекта — настроить все процессы так, чтобы главная цель была достигнута с оптимальным соотношением цены, времени и качества. Для каждого проекта можно сделать приоритетными только два фактора из трёх. Сделать быстро, качественно и дёшево в одном проекте не получится — нужно решить, что важнее, но при этом стремиться к тому, чтобы сбалансировать эти факторы.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Мы будем изучать структуру проекта на примере — нашим проектом будет подготовка семейного ужина. Представим, что ужин хотят устроить дёшево и быстро. Тогда снизится качество: на столе окажутся простые блюда из некачественных ингредиентов.
Если делать качественно и быстро, вырастет стоимость: придётся заказать доставку блюд из ресторана или заплатить повару. Если делать дёшево и качественно, проект потребует больше времени: все блюда нужно будет готовить самостоятельно.
Структура проекта нужна, чтобы определить приоритеты проекта и правильно сбалансировать их. Ниже на примере разберём, как составить структуру проекта в семь этапов.
Выделяют семь основных шагов для создания структуры проекта. Каждый шаг — это ответ на вопрос.
Шаг 1. Что делаем и зачем? С этими вопросами поможет разобраться интеллект-карта «Дерево целей». На ней отмечают основную цель проекта и все задачи, которые нужно выполнить, чтобы её достичь. Затем к каждой задаче прописывают подзадачи, к каждой подзадаче — подзадачи второго уровня и так далее. Получается дерево, где в центре расположено общее, а по краям частное, как на рисунке ниже.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
В нашем примере конечная цель — организовать званый ужин. Задачи — приготовить все блюда, навести порядок, накрыть на стол. Следующий уровень задач — приготовить отдельные ингредиенты, помыть пол и вытереть пыль, подготовить скатерть, посуду.
Дерево целей стоит делать подробным. Тогда объяснить участникам проекта их задачи будет проще. Команда будет вовлечена в проект и сильнее мотивирована.
Шаг 2. Как сделать? На этом этапе нужно разобраться, в какой последовательности будут выполнены задачи и подзадачи. Кроме того, нужно определить взаимосвязи между ними. Например, сначала сварить яйца, потом их почистить и уже потом нарезать. Здесь пригодится составленная интеллект-карта.
В итоге получится сетевая модель проекта. Она поможет найти минимальные сроки завершения проекта и его отдельных этапов. По этой же модели определяют критический путь — цепочку задач, без завершения которых невозможно закончить проект.
Шаг 3. Когда сделать? На этом этапе нужно подготовить график выполнения работ со сроками. Это поможет сделать уже составленная сетевая модель.
Сначала длительность работ определяют на основе своего опыта или экспертного мнения коллег. Затем ещё раз проверяют, насколько сроки реальны: для этого сопоставляют объёмы работ с числом участников и временем, которое они будут посвящать проекту.
Может оказаться, что один из этапов проекта займёт больше времени, потому что в команде не хватает исполнителей. Лучше это выяснить в начале проекта, пока не поздно что-то предпринять: перебросить людей с одних задач на другие или договориться о сверхурочной работе.
Вернёмся к нашему примеру: подготовка ужина займёт больше времени, если всё делать самостоятельно. Если с приготовлением некоторых блюд поможет подруга, то можно закончить работу в два раза быстрее.
Шаг 4. Кто сделает? На этом этапе внутри сформированной команды выделяют роли и распределяют обязанности. Если проект несложный, всё может сделать один исполнитель. В больших проектах роли чаще всего распределены между многими участниками.
В нашем примере это выглядит так: кто-то отвечает за составление меню, кто-то — за закупку продуктов, кто-то — за приготовление блюд, а кто-то — за уборку.
Распределить ответственность важно в начале проекта, чтобы в процессе не возникло соблазна изменить правила. Если правила нигде не закреплены, выполнение проекта может оказаться под угрозой.
Для распределения полномочий, ролей и управления отношениями в команде используют матрицу RACI. По вертикали выписывают перечень задач, по горизонтали — исполнителей. На их пересечении ставят буквы, которые означают степень ответственности:
- R (responsible) — ответственный за часть задачи или подзадачу. Например, ребёнок перед сбором гостей идёт в магазин за хлебом. Он не готовит блюда, но принимает участие в организации ужина.
- A (accountable) — ответственный за всю задачу полностью. Может делегировать подзадачи R-участникам. В нашем примере это подруга, которая отвечает за сервировку стола и отправляет ребёнка за хлебом.
- C (consult) — эксперт, который консультирует команду по вопросам, связанным с его компетенцией. Допустим, друг семьи знает уникальный рецепт блюда.
- I (informed) — участники, которые должны быть в курсе статуса работ. В нашем примере это гости. Если мы будем задерживать подачу ужина, нужно будет их об этом предупредить.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Шаг 5. Сколько стоит проект? На этом этапе составляют бюджет проекта. К нему важно приступать только после качественной проработки предыдущих пунктов. Нужно ещё раз вернуться к шагам 1–3 и задать вопрос: «Сколько это будет стоить?» Когда бюджет ограничен, лучше с самого начала выстраивать процессы, ориентируясь на максимальную сумму.
Если проект начинают выполнять без проработанной структуры, он может попасть в ловушку — внезапно выяснится, что на его завершение в срок с приемлемым качеством не хватает средств.
Если есть сомнения, нужно вернуться к шагу 1 и ещё раз задать вопросы: «Нам точно нужен этот проект? Какая у него цель?» Лучше остановить все процессы на этом этапе, чем вписаться в авантюру, потратить время, деньги и силы команды, а затем остановить проект на середине из-за нехватки бюджета. Это приведёт к тому, что команда потеряет мотивацию.
Шаг 6. А что, если?.. На этом этапе составляют матрицу рисков — один из важнейших элементов проработки структуры проекта. Нужно представить, что может пойти не так, и написать план защиты от рисков. Важно описать все сценарии, которые могут негативно повлиять на проект, затянуть сроки, увеличить бюджет, ухудшить результат.
Затем получившиеся сценарии обсуждают с командой. Это повышает уровень осознанности исполнителей. Кроме того, вся команда прорабатывает резервные планы. Так в ситуации цейтнота участники не будут тратить время на поиск решения — нужно будет просто запустить нужный протокол.
Все риски нужно заранее предусмотреть в графике и бюджете проекта. Например, если дома отключат свет, к приходу гостей ужина не будет. Или если мясо в духовке сгорит, придётся покупать и готовить его заново. На этот случай нужно оставить запас в несколько дополнительных часов и тысяч рублей.
Шаг 7. Начните всё заново. Важно повторить все шаги с первого по шестой минимум три раза. На втором и третьем круге структура проекта станет более подробной и прикладной — появится больше нюансов, которые до этого не учли. После этого нужно поправить все графики, изменить очерёдность работ, уточнить бюджет, перераспределить ответственных, доработать матрицу рисков.
Подробная структура проекта нужна, чтобы после его запуска не нужно было размышлять, как действовать дальше. Команда будет просто выполнять задачи.
Материалы, которые останутся после того, как команда пройдёт все семь этапов, не нужно класть в стол. Они должны стать инструментом для управления проектом. Возможно, на одном из этапов проект свернёт в сторону. Тогда сведения, с помощью которых можно будет принять взвешенное решение о его дальнейшей судьбе, будут под рукой.
В данном разделе мы подробно рассмотрим примерный план творческого проекта по технологии, ИЗО и музыке для учащихся школы, который поможет грамотно выполнить проектную работу и осуществить правильное оформление индивидуального или группового творческого проекта.
Также определим, что должно обязательно содержаться в каждом пункте плана творческой работы школьника для четкого разбиения текста проектной работы на разделы.
Основными пунктами плана выполнения проектной работы в школе является оформление титульного листа, содержания проекта, введения, теоретическая и технологическая части, экономическое и экологическое обоснование, оценка изделия и его реклама, заключение, литература и приложения.
Ниже мы представим план выполнения творческого проекта (работы) по технологии (труду) для 1, 2, 3, 4 класса начальной школы и 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Также данный план подходит для творческих проектов по музыке, ИЗО и другим предметам.
План творческого проекта
1. Титульный лист проекта
Образец оформления титульного листа творческого проекта (работы):
- Титульный лист творческого проекта
2. Содержание проекта
Образец оформления содержания творческого проекта (работы):
- Содержание творческого проекта
3. Введение проекта
Образец оформления введения творческого проекта (работы):
- Введение творческого проекта
Согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.
Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.
Структура Введения творческого проекта:
- Обоснование выбора темы проекта
- Цель творческого проекта
- Задачи творческого проекта
4. Историческая справка по проблеме проекта
Теоретическая историческая справка-информация об изготовляемом предмете, проблеме проекта.
5. Технологическая часть проекта
Описание технологической части творческого проекта (работы).
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
- Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
- Техника безопасности при выполнении работ.
- Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
- Технология изготовления изделия, графические материалы.
- Инструкционно-технологическая карта
В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
6. Экономическое обоснование проекта, расчеты
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)
Особое внимание в плане творческого проекта по технологии, да и по другим предметам, необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Экологическая оценка творческого проекта (работы) включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов — отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта
9. Оценка проекта (изделия). Реклама
Образец оформления оценки и рекламы изделия:
- Оценка творческого проекта
10. Заключение проекта
Образец оформления заключения творческого проекта (работы):
- Заключение творческого проекта
В заключении творческого проекта записывают краткие выводы по результатам выполненного проекта, а также проводят оценку полноты решения поставленных задач.
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
11. Список литературы проекта
Образец оформления списка литературы творческого проекта (работы):
- Список литературы проекта
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
12. Приложения проекта
Образец оформления приложений творческого проекта (работы):
- Приложения творческого проекта
(эскизы, схемы, технологическая документация).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть проектной работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в творческом проекте или творческой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «План творческого проекта«:
<a href=»http://tvorcheskie-proekty.ru/plan» target=»_blank»>План творческого проекта</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/plan]План творческой работы[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Северодвинск 2019
Составители:
Воробьева Наталья Викторовна, зав. учебной частью
Пичугина Мария Анатольевна, преподаватель
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта рассмотрены и рекомендованы к использованию на заседании методического совета государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
Протокол заседания Методического совета № 3 от «16» апреля 2019 г.
Председатель Методического совета Виноградова Н.В.
Содержание
1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта 4
1.1 Структура индивидуального проекта 4
1.2 Оформление текстовой части 5
1.3 Оформление заголовков и подзаголовков 5
1.4 Нумерация страниц 6
1.5 Оформление иллюстраций 6
1.6 Оформление таблиц 7
1.7 Основные правила оформления математических формул 8
1.8 Оформление списка литературы 9
1.9 Оформление приложений 10
2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта 12
2.1 Рекомендации к написанию введения 12
2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы 14
2.3 Рекомендации к написанию заключения 16
Список использованной литературы 17
Приложение А Титульный лист для профессий СПО 18
Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО 19
1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта
1.1 Структура индивидуального проекта
Индивидуальный проект имеет следующую структуру:
- Титульный лист (Приложение А, Б);
- Содержание;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованной литературы;
- Приложения.
Во введении (1-2 страницы) автор может обосновать выбор темы проекта, отразить его актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. Логичным заключением введения будет формулировка цели и задач исследования, указание методов, которые использовались при разработке проекта.
Основная часть состоит из 1-2 разделов (10-15 страниц). Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй — практический. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную обучающимся, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).
Заключение (1-2 страницы) содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов).
Список использованной литературы (не менее 3 источников) оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.
По объему индивидуальный проект должен быть не менее 10 листов печатного текста. Для приложений отведено не более 10 стандартных дополнительных страниц.
1.2 Оформление текстовой части
Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».
Текст набирается с соблюдением следующих правил:
1. Работа выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа;
2. Текст должен быть набран через полтора интервала;
3. Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14;
4. Параметры полей страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 2,0 см, нижнее поле – 2,0 см.;
5. Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей;
6. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,5 см;
7. Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;
8. Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания — один пробел;
9. Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Сtrl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т. д., А. С. Пушкин);
10. Набор текста осуществляется без переносов;
11. Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала;
12. В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.);
13. Опечатки, описки и графические неточности в тексте исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной тушью (чернилами, пастой) рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.
14. В изложении текста лучше использовать безличную форму глагола (применяется, определяется) и т.п.
1.3 Оформление заголовков и подзаголовков
Заголовки разделов следует располагать в середине строк и без точки в конце. Заголовок печатается с прописной буквы шрифтом № 14, без подчеркивания.
Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце последнего предложения не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками раздела и подраздела.
Каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа. Также должна быть проведена нумерация разделов основной части работы. Нумерацию проводим согласно правилам:
- Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера.
- Заголовки (разделы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1; 2; … При этом точка между номером и названием раздела не ставится.
- Подзаголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1 , 2.2 , 3.3 и т.д.
- Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.
Пример
- Заголовок первого раздела
- Первый подраздел первого раздела
- Второй подраздел первого раздела
- Третий подраздел первого раздела
- Заголовок второго раздела
- Первый подраздел второго раздела
- Второй подраздел второго раздела
- Третий подраздел второго раздела
1.4 Нумерация страниц
Нумерация должна быть сквозной до окончания текстового документа. Первой страницей является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют вверху и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания шрифтом № 10.
1.5 Оформление иллюстраций
Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы и схемы) нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, например, «рисунок 3.1» (первый рисунок третьего раздела) или имеют сквозную нумерацию в пределах всего документа.
На все рисунки в работе должна быть ссылка в тексте. Два рисунка, следующие один за другим, должны быть разделены не менее чем двумя строчками текста.
Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок и, если требуется, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом — элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.
Рисунки располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки приводят с указанием порядкового номера рисунка, например, «… на рисунок 3.1» или ссылка — (рисунок 3.1); в случае, когда рисунок не заверстан сразу после абзаца, — со ссылкой на него — (см. рисунок 3.1). При ссылке в тексте слово «рисунок» пишется со строчной буквы, в подрисуночной подписи — с прописной буквы. Название рисунка в подрисуночной подписи также пишется с прописной буквы.
1.6 Оформление таблиц
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Информация в таблице размещается по принципу: одна ячейка — одно сообщение.
Таблицы во всем проекте должны быть выполнены единообразно. Текст в ячейках набирается без абзацного отступа, межстрочный интервал — одинарный. Допускается уменьшение кегля текста шрифта.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица 2» или «см. таблицу 3.1» со строчной буквы. Нумерацию в виде «Таблица 1» располагают над таблицей слева. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Располагают его над таблицей слева.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» («Окончание») и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1» («Окончание таблицы 1»).
В случае переноса на следующую страницу, таблицу следует начинать со строки продолжения, т. е. со строки, содержащей только номера столбцов без названия столбцов. При этом в первой части перенесенной таблицы под строкой с названиями столбцов помещается строка продолжения (номера столбцов). Если вся таблица размещается на одной полосе, строка продолжения не делается.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается полужирное прямое начертание шрифта заголовков граф и строк таблицы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.
При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф, но это снижает удобочитаемость текста.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак «длинное тире». Если цифры, математические знаки повторяются, проставляют повторные их значения, заменять их кавычками или комбинацией кавычек и тире не допускается.
1.7 Основные правила оформления математических формул
В тексте проекта математические формулы следует набирать в специальных программах — формульных редакторах. В них уже заложены основные правила набора знаков. Кроме того, подобные программы позволяют корректно использовать сложные многоуровневые символы, обозначения матриц, векторов и пр.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».
Группа формул с однотипной левой или правой частью выравнивается по знаку соотношения, при этом сначала набирается самая длинная формула и выключается в красную строку, остальные выравниваются по ней.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, если они не пояснены ранее в тексте. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример
Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле
, (1)
где m – масса образца, кг;
V – объем образца, м3.
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (3.1).
Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.
При наборе математического текста необходимо соблюдать следующие основные правила.
Набирать цифры в формулах прямым шрифтом: 2 ах, 3у. Сокращенные тригонометрические и математические термины, например, sin, cos, tg, ctg, arcsin, lg, lim и т. д., набирать шрифтом латинского алфавита прямого начертания.
Сокращенные знаки или слова в индексе набирать русским шрифтом прямого начертания на нижнюю линию. Сокращенные наименования физических, метрических и технических единиц измерения, обозначенные буквами русского алфавита, набирать в тексте прямым шрифтом без точек, например, 127 В, 20 кВт. Эти же наименования, обозначенные буквами латинского алфавита, набирать также прямым шрифтом без точек, например, 120 V, 20 kW, если нет в оригинале других указаний.
1.8 Оформление списка литературы
В конце текстового документа приводится список использованной литературы, в который включают все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список должен содержать не менее 3-5 наименований литературных источников. Выполнение списка и ссылки на него в тексте — по ГОСТ 7.32.
Законодательные и нормативные источники размещают по алфавиту в начале списка; иностранные источники – после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Сведения о книгах (учебниках, справочниках, методических руководствах и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а далее указывать и др.
Примеры записей источников в списке использованной литературы:
- книги одного, двух, трех и более авторов
- Киселев С.В., Куранов В.П. Оператор ЭВМ: Учебник / С.В.Киселев, В.П. Куранов. – М., 1999.
- Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии / М.В.Ларин. – М., 1998.
- Литвинов В.Г. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК: Учебное пособие для 10 – 11 кл/ В.Г. Литвинов, С.В. Киселев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
- Книги авторского коллектива «Под редакцией»
- Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред. А.И.Романова. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 270 с.
- Статья в журнале или газете
- Кузнецова Т.В. Инструкция по делопроизводству, порядок составления // Секретарское дело. – 1999. — № 2. – с. 3.
Список использованной литературы необходимо включать в сквозную нумерацию индивидуального проекта.
1.9 Оформление приложений
Приложения располагаются после списка использованной литературы.
Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть проектной работы (таблицы, схемы, рисунки, инструкции, технологические карты и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части работы, его страницы не входят в общий объем работы.
Связь приложения с текстом осуществляется с помощью ссылок, например, (см. Приложение А). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными, буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах других форматов по ГОСТ 2.301.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в Содержании с указанием их номеров и заголовков.
2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта
2.1 Рекомендации к написанию введения
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель индивидуального проекта, его конкретные задачи и методы исследования.
Обосновать актуальность – значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.
Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.
Например: «Актуальность ее определяется сложившейся неблагоприятной динамикой структуры фактического питания подростков, а также отмеченным в связи с этим ростом хронической патологии органов пищеварения» или «Амфибии до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности и видового разнообразия земноводных. Их изучение необходимо для того, чтобы не лишить Землю таких животных, как жабы, квакши, лягушки и др.»
«Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды Севера и возможных последствий его химического загрязнения».
При определении целей и задач проекта необходимо их правильно формулировать. Формулировка по возможности должна быть краткой и четкой.
Например, «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».
Цель конкретизируется и развивается в задачах проекта.
В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе проекта. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий
Пример формулировки задач:
Целью проводимого исследования является оценка состояния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрестностях села …:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить видовой состав лишайников, обитающих в окрестностях села …;
2) проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленности источника загрязнения;
3) выяснить, как изменился лишайниковый покров на деревьях с 2000 по 2007 г.».
Наконец после формулирования цели и задач, необходимо коснуться методов и методик, которые использовались при разработке проекта. Успех работы во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из поставленных задач, логики изучаемого процесса.
Методы, используемые при разработке проекта, делятся на три группы:
- Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент),
- Теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),
- Методы восхождения от абстрактного к конкретному.
Примеры:
«Исследования на водоемах производились еженедельно: наблюдения за периодичностью голосовой активности жерлянок, рост и развитие головастиков в природе, природные факторы. Длина тела взрослых жерлянок определялась путем измерения длины тела амфибий от ротового до центра клоакального отверстия. При наблюдении за головастиками определялось их количество в 1 кв. м».
«Методика работы: сопоставление статистических данных за 1996-2003 гг. по урожайности кормовых трав, удоям коров, яйценоскости кур-несушек и заболеваемости жителей поселка с колебаниями солнечной активности».
В тексте индивидуального проекта должны преобладать сложные союзные предложения с оборотами:
∙ благодаря тому, что…
∙ в силу того, что…
∙ после того как…
∙ в то время как…
В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого проекта, пользуясь оборотами:
∙ как было показано выше…
∙ в рамках проекта считается целесообразным…
∙ в дальнейшем перед нами стоит задача…
∙ ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретическом разделе, является…
Не рекомендуется использовать повыше побыстрее суффиксы -айш, -ейш кое-что что-нибудь какой-то |
Рекомендуется использовать наиболее… наименее… нечто что-либо некий |
Приемами написания единого по стилю научного текста является использование клише.
2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы
1. Описание темы:
∙ Настоящий индивидуальный проект посвящен (актуальному вопросу…, характеристике проблемы …, решению вопроса …, анализу литературных данных по проблеме … и т.п.).
∙ Темой индивидуального проекта является …
∙ В работе (рассматривается …, говорится о …, дается анализ и оценка …, обобщаются данные о …).
2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена работа:
∙ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как…, чрезвычайно актуальна в последние годы, так как …, привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для …).
∙ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что …
∙ … Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной …
∙ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как …
3. Характеристика первоисточников, используемых в работе:
∙ Материалом для исследования послужили …
∙ Для анализа литературных данных нами были использованы…
∙ В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили…
4. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:
∙ Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению…
∙ Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый, описанный в работах …, предполагает …..
Второй подход прослеживается в исследованиях … и заключается в ….
Третий, описанный в публикациях …., основан на ….
∙ В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):
∙ Первая точка зрения заключается в том, что …
Вторая точка зрения, представленная в работах …, сводится к тому, что ….
Сущность третьего подхода раскрывается в работах … и состоит в том, что …
6. Выражение отношения к различным точкам зрения:
а) согласие:
∙ Мы разделяем точку зрения автора …
∙ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что …
∙ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как …
∙ Заслуживает внимания точка зрения автора …
б) несогласие, критика:
∙ Трудно (нельзя) согласиться с тем, что …
∙ Нельзя принять утверждения … о том, что …
∙ Спорной представляется точка зрения … на …., так как …
∙ Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что …
∙ Недостаточно четко сформулировано положение о …
∙ Автор упускает из виду …, не подтверждает выводы о …, необоснованно утверждает то, что …
7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:
∙ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что …) наиболее обоснованную точку зрения …
∙ Таким образом, есть все основания полагать, что ….
∙ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения …
∙ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения …
∙ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ….
∙ На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том…
2.3 Рекомендации к написанию заключения
Заключение — это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.
Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ……… можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).
Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи … с … осуществлен анализ литературных данных по …».
Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:
∙ Показано, что …
∙ Исследовано…
∙ Впервые установлено, что …
∙ Изучено…
∙ Впервые обнаружено противоречие …
Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».
Список использованной литературы
- Общие требования к текстовым документам. Межгосударственный стандарт [Текст]: ГОСТ 2.105-95. Изд. сент. 2005 с Поправкой (ИУС 12-2001). – Взамен ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.906-71; введ. 1996-07-01.
- Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32-2001. –Изд. октябрь 2006 с Изм. 1 (ИУС 12-2005), Поправкой (ИУС 5-2002). Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 01.07.2002.
- Текстовые документы. Межгосударственный стандарт [Текст]. ГОСТ 2.106-96. – Изд. август 2007 с Изм. 1(ИУС 9-2006), Поправкой (ИУС 4-2007). – Взамен ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.112-70; введ. 1997-07-01;
- Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов — Мн.: Амалфея, 1998.
- Нифонтов В.И., Козымина Е.Ю. От реферата – к научно-исследовательской работе: Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ / В.И. Нифонтов, Е.Ю. Козымина. – Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. / А.М. Новиков — М., 1998.
- http://www.researcher.ru — Интернет-портал «Исследовательская деятельность…»
Приложение А Титульный лист для профессий СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема. ______________________________________
Профессия СПО: _________________________
Группа: ___________
Обучающийся ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Северодвинск 2019
Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема. ______________________________________
Специальность СПО: _________________________
Группа: ___________
Обучающийся ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Северодвинск 2019
Все процессы, понятия или предметы с чего-то начинаются. Этот момент начала произошел несколько дней или лет назад, и все выглядело по-другому – не так, как сейчас. Смотря, например, на машину, мы понимаем, что в самом начале она не была такой: сначала появилась идея, затем эта идея была донесена другим людям, что вызвало обсуждение; к работе подключились дизайнеры, был запущен процесс сборки и многое другое.
Описанное выше – незначительный пример. Но он отлично объясняет суть – у всего есть начало.
Управление проектами – не исключение. Будучи сложной цепочкой задач и процессов, оно также с чего-то начинается. Этим первым шагом является план проекта.
В этой статье мы поговорим о плане и процессе планирования, а также разъясним моменты, связанные с вопросом «Как создать такой план». Мы выделили 7 шагов.
Что же такое план проекта?
Вы могли заметить, что мы помимо плана упомянули и процесс планирования. Какая между ними разница? Все очень просто.
Планирование – это процесс, обсуждение. Во время него выясняется объем работ, цели и пути, необходимые для их достижения.
План же – это официальный документ, содержащий все решения по планированию, утвержденный объем, затраты. Его главные функции – контроль, оказание содействия общению между участниками и составление графика.
Создавая план проекта, менеджер уже должен обладать ключевыми знаниями и умениями. Это повышает шансы на успешную его реализацию. Кроме того, подготовленный план поможет предвидеть и избежать необязательных ошибок и принятия неверных решений, а также поспособствует экономии времени и уменьшению затрат.
Цели плана проекта
Хорошо подготовленный план должен отвечать на следующие вопросы.
Почему?
Должны быть выяснены причины, почему на проект выделяются средства; какая проблема должна быть решена.
Что?
Вопрос касается работы, которая должна быть выполнена для достижения результата и конечных целей.
Кто?
Вопрос о вовлеченных людях, их ролях и ответственности; о том, как они должны быть организованны.
Когда?
Здесь речь идет о графике/продолжительности проекта.
Как составить план проекта?
Перед тем как заняться составлением, менеджер должен быть осведомлен о большом количестве вопросов, которые будут возникать на протяжении всего проекта, и ответов на них. Каждый вопрос можно выделить отдельно. Но все же лучше определить общие характерные шаблоны и модели. Итак, что же необходимо делать менеджеру для составления плана проекта.
1. Общайтесь
Первым шагом к успеху является общение с командой о целях, участниках, задачах, т.д. Менеджер должен знать, кто и за какую задачу ответственен, о сроках, а также просто обо всем, что происходит в проекте.
Стоит добавить, что общение – это не только первый шаг. Общаться стоит на протяжении всего проекта – это ключ к успеху.
2. Определите участников и цели
Определение всех участников проекта иногда вызывает сложности: их может быть очень много. Более того, они прямо или косвенно, в большей или меньшей степени могут оказывать влияние на проект. Именно поэтому важно определить всех тех, кто напрямую влияет на составление плана и серьезно отнестись к их пожеланиям.
Кто может быть участником проекта:
- Заказчик – человек, непосредственно финансирующий и утверждающий работу;
- Менеджер проекта – человек, занимающийся планированием с последующим созданием, исполнением и контролем над проектом;
- Команда проекта, которая создает конечный продукт. Члены команды участвуют во многих важных процессах, среди которых разработка, обеспечение качества, работа над дизайном и т.д. Как правило, они не утверждают проект;
- Конечный пользователь;
- Другие. В этот список могут входить самые разнообразные люди: риск-аналитики, специалисты по снабжению и т.д.
Что можно сделать на этой стадии? Проведите интервью с ключевыми участниками. Так вы поймете, какие требования ставятся, и какие цели стоит достигнуть. Наиболее эффективным способом достижения целей является SMART методика постановки целей.
Проведение интервью также позволяет менеджеру осознать, какую проблему решает проект, и почему вообще он финансируется.
Это наш почему вопрос.
3. Определите весь объем работ
Несомненно, самая важная часть любого планирования. Все ключевые моменты выделяются и обсуждаются здесь: обоснование, описание продукта, критерии соответствия, цели и результаты, ограничения, предположения, стоимостная оценка и некоторые другие. Все участники проекта должны прийти к полному пониманию и соглашению на этой стадии. Как только обсуждение заканчивается, все важное заносится в документ, в котором фиксируются описание содержания и объема проекта.
На этой стадии также уменьшаются риски недопонимания, которые могут привести к неконтролируемому расширению масштабов проекта.
Это наш что вопрос.
4. Определите роли и ответственности
Одна из важнейших задач менеджера – распределение задач между членами команды. Они должны знать свои роли и сферу ответственности. И, конечно же, не следует забывать, что команды – это сформированные единицы с определенным числом участников.
Это наш кто вопрос.
5. Составьте график проекта
Этот пункт – непосредственное продолжение предыдущего. Как только роли и ответственность будут распределены, следующим шагом будет установление продолжительности работы для каждого ресурса с датами начала/окончания.
Это наш когда вопрос.
На этой же стадии менеджер устанавливает ключевые события, критический путь – в общем, имеет дело с графиком выполнения работ.
Какой же инструмент для работы с проектом выбрать?
6. Визуализируйте план проекта при помощи диаграммы Ганта
Заметим, что некоторые люди, говоря о графике, подразумевают весь проект. Это не совсем так. Визуализированный график – это всего лишь часть планирования и плана как такового. Весь проект представляет собой более сложную структуру.
Воспользуйтесь GanttPRO – онлайн инструментом для планирования проектов. С его помощью менеджер может:
- Создавать и распределять задачи;
- Устанавливать их продолжительность с датами начала и окончания.
- Устанавливать зависимости между задачами. Менеджер следит за всеми событиями и знает, когда завершающаяся задача дает начало следующей;
- Следить за прогрессом отдельно взятых событий и проекта в целом;
- Определять ресурсы, необходимые для выполнения задач;
- Устанавливать стоимость ресурсов;
- Взаимодействовать с членами команды и просматривать все сделанные ими изменения;
- Следить за ключевыми событиями;
- Визуализировать критический путь – наиболее короткий промежуток времени, необходимый для завершения проекта.
С диаграммами Ганта GanttPRO легко управлять процессами планирования и составлять проект.
7. Управляйте рисками
Все стадии проекта могут подвергаться рискам. Поэтому управление ими – один из важнейших моментов в планировании.
Опытный менеджер способен не только оценивать и предвидеть такие ситуации, но и создавать план со способами их решения. Команда, в свою очередь, также должна знать, как реагировать на любые перемены.
Какие риски могут возникнуть?
- Оптимистичные ожидания о времени и затратах;
- Плохо обозначенные требования и пожелания;
- Плохо обозначенные роли и ответственности;
- Перемены в требованиях;
- Новые требования;
- Сокращение бюджета;
- Плохое взаимодействие.
Подытожим
Идентичных проектов не существует. Один может быть отлично реализован без рисков и перенесенных сроков. Другой может провалиться, даже если в нем будут те же участники, затраты, график и цели. Риски и перемены в проекте неизбежны. Но все же облегчить само планирование и составить план помогут грамотно распланированные объем работ, график, оцененные риски и отличная командная работа. В таком случае даже трудные проекты могут приносить удовольствие.
А у вас есть опыт планирования проектов?