-
Задание 1
Укажите все слова, в которых пишется НН.
Впереди виднеется слома..ая листве..ица, серебря..ый в инее пень, значит – мне в следующий дом.
Разбор задания
СвернутьПрежде чем написать Н или НН в слове, определите, к какой части речи относится это слово. Вспомните соответствующее правило.
В этом предложении рассмотрим слова с пропущенными буквами.
Итак, в слове сломаННая пишем НН, потому что это полное причастие с приставкой С-.
В слове листвеННица пишем НН, потому что это существительное, образованное от прилагательного ЛИСТВЕННЫЙ с суффиксом -ЕНН-.
В слове серебряНый пишем Н, потому что это прилагательное, образованное от существительного серебро с помощью суффикса -ЯН-.
Впереди виднеется сломаННая листвеННица, серебряНый в инее пень, значит – мне в следующий дом.
Следовательно, правильные ответы: сломаННая, листвеННица.
-
Задание 2
Укажите все слова, в которых пишется Н.
Шум прибоя растёт, осе..ий ледя..ой ветер вздымает и беше..о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.
Разбор задания
СвернутьПрежде чем написать Н или НН в слове, определите, к какой части речи относится это слово. Вспомните соответствующее правило.
В этом предложении рассмотрим слова с пропущенными буквами.
Итак, в слове осеННий — пишем НН, потому что это прилагательное, образованное от существительного ОСЕНЬ с основой на Н при помощи суффикса -Н-.
В слове ледяНой пишем Н, потому что это прилагательное, образованное от существительного ЛЁД при помощи суффикса -ЯН-.
В слове бешеНо пишем Н, потому что это наречие, образованное от прилагательного БЕШЕНЫЙ, которое, в свою очередь, было образовано от глагола несовершенного вида БЕСИТЬ.
Шум прибоя растёт, осеННий ледяНой ветер вздымает и бешеНо срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.
Следовательно, правильные ответы: ледяНой, бешеНо.
-
Задание 3
Укажите все слова, в которых пишется НН.
Мощё..ая мраморной плиткой прихожая украше..а стекля..ыми вазами и золочё..ой мебелью, созда..ой лучшими мастерами Италии.
Разбор задания
СвернутьПрежде чем написать Н или НН в слове, определите, к какой части речи относится это слово. Вспомните соответствующее правило.
В этом предложении рассмотрим слова с пропущенными буквами.
Итак, в слове мощёННая пишем НН, потому что это отглагольное прилагательное с зависимым словом.
В слове украшеНа пишем Н, потому что это краткое причастие.
В слове стекляННыми пишем НН, потому что это прилагательное с суффиксом —ЯНН является исключением.
В слове золочёНой пишем Н, потому что это отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида, без зависимых слов и приставки.
В слове создаННой пишем НН, потому что это полное страдательное причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида.
МощёННая мраморной плиткой прихожая украшеНа стекляННыми вазами и золочёНой мебелью, создаННой лучшими мастерами Италии.
Следовательно, правильные ответы: мощёННая, стекляННыми, создаННой.
-
Задание 4
Укажите все слова, в которых пишется НН.
В совреме..ом строительстве цементом, смеша..ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето..ые блоки.
Разбор задания
СвернутьПрежде чем написать Н или НН в слове, определите, к какой части речи относится это слово. Вспомните соответствующее правило.
В этом предложении рассмотрим слова с пропущенными буквами.
Итак, в слове совремеННом пишем НН, потому что это отыменное прилагательное, образованное при помощи суффикса -ЕНН.
В слове смешаННым пишем НН, потому что это полное страдательное причастие с приставкой и зависимым словом.
В слове бетоННые пишем НН, потому что это прилагательное, образованное от существительного БЕТОН с основой на Н при помощи суффикса -Н-.
В совремеННом строительстве цементом, смешаННым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бетоННые блоки.
Следовательно, правильные ответы: совремеННом, смешаННым, бетоННые.
-
Задание 5
Укажите все слова, в которых пишется Н.
Может быть, коньки назва..ы коньками именно потому, что в старину делали деревя..ые коньки, украше..ые завитком в виде лошади..ой головы.
Разбор задания
СвернутьПрежде чем написать Н или НН в слове, определите, к какой части речи относится это слово. Вспомните соответствующее правило.
В этом предложении рассмотрим слова с пропущенными буквами.
Итак, в слове назваНы пишем Н, потому что это краткое причастие.
В слове деревяННые пишем НН, потому что это прилагательное с суффиксом — ЯНН является исключением.
В слове украшеННые пишем НН, потому что это полное страдательное причастие с приставкой и зависимым словом.
В слове лошадиНой пишем Н, потому что это прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса -ИН-.
Может быть, коньки назваНы коньками именно потому, что в старину делали деревяННые коньки, украшеННые завитком в виде лошадиНой головы.
Следовательно, правильные ответы: назваНы, лошадиНой.
Упражнение н две н в наречиях
Упражнение н две н в наречиях. Упражнение н две н в наречиях Compound Adverbs образуются методом объединения двух слов, напр.
Упражнение н две н в наречиях
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Вот сломаННая огромная листвеННица, серебряНый в инее пень, значит, ― в следующий дом.
В этом предложении:
сломаННая ― полное причастие с приставкой;С/ЛОМ/А/НН/ая
листвеННица ― существительное, образованное от прилагательного ЛИСТВЕННЫЙ;
серебряНый ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЯН–.
Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи
ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.
Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал «Справки» обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.
14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).
14.1.1 Две НН в суффиксах
В суффиксах прилагательных пишется НН, если:
1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый
старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)
Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.
Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» — особыми длинными палками или кнутами.
2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).
Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).
Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:
багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.
14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н
В суффиксах прилагательных пишется Н , если:
1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.
2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.
Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.
14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.
Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.
14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных
В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:
1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:
от глаголов купить, выкупить ( что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый;
от глаголов бросить, забросить ( что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый.
Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид
2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый).
3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).
ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово — причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением. Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым, и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это — имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.
Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой. Здесь оба слова — имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго. А теперь выделенные слова — причастия.
В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.
Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .
Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.
Добавляем сюда ещё слова:
кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.
раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый, вид совершенный, есть приставка).
смышлёный определить вид слова сложно.
14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных
В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:
слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .
тушЕНое (его тушили) мясо,
стрижЕНые (их стригли) волосы,
варЕНый (его варили) картофель,
ломаНая (её ломали) линия,
морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),
НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.
тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,
стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,
варЕННый на пару(его варили) картофель.
РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.
назвАный брат, назвАная сестра — человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.— нАзванный мною адрес;
посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). — посАженный за стол;
придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) — прИданный шикарный вид;
сУженый (так называют жениха, от слова судьба) — сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)
ПрощЁное воскресенье ( религиозный праздник)— прощЁнный мною;
пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)— пИсанная маслом картина.
14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных
В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :
а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.
б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоокрашЕННый (окрасить), свежезаморожЕННый (заморозить) и др.).
Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.
Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:
14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях
И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.
Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.
Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.
Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:
1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?
2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);
3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).
Краткие причастия | Краткие прилагательные |
---|---|
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? | мальчик образован (каков?) —от полной формы образованный (какой?) |
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? | девочка образованна (какова?)—от полной формы образованная (какая?) |
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? | дитя образованно (каково?) —от полной формы образованное (какое?) |
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? | дети образованны (каковы?) —от полной формы образованные (какие?) |
14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.
В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.
При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.
1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?
2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)
3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же
относится к глаголу и является обстоятельством)
Наречие | Краткое причастие | Краткое прилагательное |
---|---|---|
говорил рассеянно | рассеяно по полю | его лицо рассеянно |
говорить встревоженно | всё село было встревожено этим известием | лицо его было встревоженно |
провели встречу организованно | экскурсия организована родителями | девушка дисциплинированна и организованна |
вести себя воспитанно | воспитана бабушкой | она воспитанна и начитанна |
14.5. Н и НН в именах существительных
1. В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:
НН | Н |
---|---|
пленник (пленный) | нефтяник (нефтяной) |
образованность (образованный) | гостиница (гостиный) |
изгнанник (изгнанный) | ветреник (ветреный) |
лиственница (лиственный) | путаница (путаный) |
воспитанник (воспитанный) | пряность (пряный) |
гуманность (гуманный) | песчаник (песчаный) |
возвышенность (возвышенный) | копчёность (копчёный) |
уравновешенность (уравновешенный) | вкусное мороженое (мороженый) |
преданность (преданный) | торфяник (торфяной) |
От имён прилагательных образованы и слова
родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик ),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.
2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.
бессон/ницауч/е/никосин/никбессребр/еник
Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.
Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)
Правописание наречий: упражнения, 7 класс
Роль наречия в русском языке сложно переоценить. Без него нельзя было бы охарактеризовать то или иное действие, указать, где, когда и почему оно произошло. К тому же наречие позволяет дать описание какому-либо предмету или его признаку.
Чтобы понять, что собой представляет данная часть речи и каковы ее особенности, разберем тему подробнее.
§ Особенности наречия как части речи
Как известно, любой предмет может обладать определенными признаками. Действие также не является исключением. Это можно увидеть на примере: Вчера был отремонтирован телевизор. Здесь слово вчера обозначает время действия (когда был отремонтирован?), и тем самым является его признаком. Таким образом, слово вчера — это наречие.
Наречие как член предложения чаще всего является обстоятельством: Огонь ярко пылает в камине (пылает как? — ярко — это обстоятельство). Однако во многих случаях наречие может быть и определением: В магазине напротив продается школьная форма ( в магазине каком? — напротив — это определение).
Наречия могут присоединяться к глаголам, причастиям, деепричастиям, существительным, прилагательным и другим наречиям. Вот примеры:
- свет, мерцающий (где?) вдалеке (присоединение к причастию);
- мальчик старался выполнить упражнение, (как?) внимательно наблюдая за действиями учителя (присоединение к деепричастию);
- магазин (какой?) напротив (сочетание с существительным);
- (насколько?) очень быстрый (связка с прилагательным);
- (в какой мере?) чрезвычайно мало (присоединение к другому наречию).
- Наречие — это самостоятельная, неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, предмета, качества или другого признака.
- Наречия отвечают на вопросы: когда? как? куда? где? в какой степени? зачем? и др.
- В большинстве случаев наречия в предложениях являются обстоятельствами.
Особенности наречия как части речи
§ Разряды наречий
По своему значению наречия делятся на две группы:
- обстоятельственные;
- определительные.
Первый разряд включает наречия, обозначающие образ действия, место, время, цель, причину (бежать вприпрыжку, отдыхать сегодня, идти назад).
Вторая категория включает наречия, которые обозначают меру и степень, а также качество действия (прочитать немного, уменьшить вдвое).
Кроме того, среди наречий выделяют:
- указательные (там, туда, тогда, оттуда, поэтому, потому);
- неопределенные (куда-то, куда-нибудь, кое-где, где-то, зачем-то, отчего-то);
- вопросительные (когда, зачем, где, куда; откуда, отчего);
- отрицательные (негде, никуда, незачем, некогда, никуда, нисколько, никак).
Подсказка
- наречия образа действия отвечают на вопросы: как? каким образом?
- наречия, которые обозначают время, отвечают на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор?
- к наречию места можно задать вопросы: где? куда? откуда?
- наречия причины отвечают на вопрос: почему?
- наречия цели отвечают на вопрос: зачем?
- наречия меры отвечают на вопросы: сколько? на сколько? во сколько? в какой мере? в какой степени?
§ Степени сравнения наречий
Наречия, которые оканчиваются на -О (-Е) и образованы от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения. Например: быстро — быстрее, более быстро, быстрее всех.
Существует две степени сравнения:
- сравнительная;
- превосходная.
Сравнительная, в свою очередь, бывает:
- простая (образуется суффиксами —ЕЕ (-ЕЙ), -Е, -ШЕ, которые заменяют собой конечные —О (-Е), -КО;
- составная (представляет собой сочетание слова более (менее) и наречия в его изначальном виде).
Превосходная степень чаще всего имеет составную форму и включает два слова — сравнительную степень наречия и местоимение всех (всего). Также превосходная степень образуется наречием в исходной форме и словами наиболее, наименее.
Примеры:
- простая сравнительная степень — дальше, легче, красивее, мудрее;
- составная сравнительная степень — более легко, менее красиво, более хорошо, менее строго;
- превосходная степень — дальше всех, больше всего, выше всех, наиболее высоко, наименее красиво.
Степени сравнения наречий
§ Как сделать морфологический разбор наречия
Для этого необходимо уяснить порядок действий:
- Определить часть речи, указать общее значение.
- Выявить морфологические признаки, к которым относятся:
- неизменяемость слова;
- степень сравнения.
- Указать синтаксическую функцию.
Пример разбора:
Медленно кружит снег над замершим озером.
I. Кружит (как?) — медленно; обозначает признак действия.
II. Неизменяемая форма.
III. Синтаксическая роль — обстоятельство.
✍ Правописание наречий
Существует множество орфограмм, связанных с наречиями. Чтобы грамотно применять слова на письме, необходимо знать ряд правил. Рассмотрим их подробнее.
Правописание наречий предполагает изучение нескольких важных правил
✍ Правила написания НЕ с наречиями, которые оканчиваются на -О и -Е
Слитное написание должно быть в следующих случаях:
- Слова не употребляются без НЕ(нелепо, неизбежно, негодующе). В этом случае НЕ- входит в состав корня.
- Если наречие с НЕ- можно заменить синонимичным словом или выражением без НЕ- (немного — мало, нелегко — трудно, недалеко — близко, немедленно — быстро, сразу). В этом случае НЕ- является приставкой.
Раздельное написание должно быть в следующих случаях:
- Если есть противопоставление с союзом (не легко, а просто).
- Если к наречию относятся слова: далеко не, совсем не, нисколько не, никогда не, вовсе не (совсем не близко). И в первом, и во втором случае НЕ является частицей.
Правило применяется так:
- нечаянно уронил — пишется слитно, поскольку без НЕ- это словно не употребляется;
- поступил нехорошо — пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом (плохо);
- дует не сильно, а слабо — есть противопоставление с союзом, значит НЕ пишется раздельно;
- читается эта книга вовсе не быстро — есть слово вовсе, значит НЕ пишется раздельно.
✍ Правописание отрицательных наречий: буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-
Отрицательные наречия образуются от вопросительных (куда, где, зачем, когда) путем присоединения приставки НЕ- или НИ- к основе.
Например: когда — никогда, зачем — незачем, где — нигде.
А теперь правило: в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения — НИ-. Например: в слове никогда ударение падает на последний слог, поэтому в приставке пишем И. В слове некогда ударение падает на первый слог, значит, в приставке пишем Е.
Вот еще несколько примеров: никáк, нискóлько, никтó, нéсколько, нéкто, нéкуда.
Правописание отрицательных наречий
✍ Одинарная и сдвоенная буква н в наречиях, которые оканчиваются на –О и -Е
В наречиях, оканчивающихся на —О и -Е, пишется такое количество Н, какое есть в прилагательных и причастиях, от которых эти наречия образованы.
Например: сдержанный — сдержанно, прекрасный — прекрасно, уверенный — уверенно, увлеченный — увлеченно, вкусный — вкусно.
Чтобы верно применить правило, нужно рассуждать так:
Чувствовал себя уверенно. Слово уверенно является наречием, поэтому количество букв Н в нем такое же, как в слове, от которого это наречие образовалось (уверенный).
✍ Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
На конце наречий после шипящих пишется буква О, если на нее падает ударение. Если ударения нет, то пишется Е. Исключением является слово еще.
Примеры: горячо, свежо, умоляюще, зловеще.
✍ Безударные суффиксы наречий –О и -А
Правописание здесь зависит от способа образования слова (суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
В наречиях, образованных от бесприставочных прилагательных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.
Например: давний — издавна, чистый — дочиста, новый — снова, черный — дочерна. Здесь используется приставочно-суффиксальный способ словообразования.
Если наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С- образованы от прилагательных, в которых уже были приставки, то на конце таких слов пишется буква О.
Например: доверчивый — доверчиво, исправный — исправно, изменчивый — изменчиво. Здесь используется суффиксальный способ образования наречий.
Конечная буква О также пишется в наречиях, которые начинаются с приставок В-, НА-, ЗА-.
Безударные суффиксы наречий –О и -А
Чтобы грамотно применить это правило, нужно рассуждать следующим образом:
Дочиста или дочисто? Наречие образовано от прилагательного чистый приставочно-суффиксальным способом (добавились приставка ДО- и суффикс -А), значит, на конце пишем букву А — досуха.
Вправо или вправа? Наречие имеет приставку В-, значит, на конце нужно писать суффикс -О — вправо.
Например: мы не знаем, как будет правильно — налево или налева. Подставляем существительное (пусть это будет слово «окно») и приписываем к нему предлог НА, получаем словосочетание на окно. Значит, в наречии нужно писать букву О.
Другой пример: мы не знаем, как писать — издавно или издавна. Подставляем слово окно (или небо, дерево, мясо и т.д.), приписываем предлог ИЗ и получаем из окна (из неба, из дерева, из мяса). На конце существительного стоит окончание —А, значит, в наречии пишем суффикс -А — издавна.
✍ Дефис в наречиях
Дефис нужно ставить после приставок ПО-, В- (ВО-) при наличии в слове суффиксов -ОМУ, (-ЕМУ), -ЫХ, -И. Например: по-весеннему, по-заячьи, во-первых, по-нашему.
Дефис также необходимо ставить в наречиях после приставки КОЕ-, перед суффиксами — ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ.
Например: кое-где, как-то, когда-нибудь.
Кроме того, дефис пишется в сложных наречиях, образованных однокоренными словами или путем повторения слов.
Например: видимо-невидимо, давным-давно, мало-помалу, волей-неволей.
дефис в наречиях
✍ Приставки в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных: слитное и раздельное написание
Существует три варианта присоединения приставок в наречиях:
- Слитное (наверх, влево). Орфограмма — слитное написание.
- Через дефис (кое-как, по-твоему, где-нибудь). Орфограмма — дефис.
- Раздельное (на миг, на ходу, с разбегу, дó смерти, пó двое, на глазок, на лету, пó двое, пó трое). Орфограмма — пробел.
✍ Мягкий знак после шипящих на конце наречий
После букв Ш и Ч, стоящих на конце наречий, нужно ставить мягкий знак. Например: вскачь, прочь, сплошь, навзничь.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
§ Упражнения для проверки изученного материала
Чтобы проверить себя, рекомендуется выполнить следующие упражнения:
1. Найти наречия в тексте и выписать их в сочетании с глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными и наречиями (если такие есть).
Вариант I
Девушка примерила обновку и, увидев свое отражение в зеркале, признала, что никогда еще не была такой хорошенькой. Заметив, что платьице внизу немного съехало вбок, она слегка наклонилась, чтобы поправить материю. Потом она несколько раз повернулась вокруг себя, чтобы полюбоваться своим отражением.
Ответ: никогда не была, платьице внизу, немного съехало, съехало вбок, слегка наклонилась, потом повернулась, вокруг себя, несколько раз.
Вариант II
Каждый голос звучал отдельно и будто скатывался сверху вниз по извилистым горным тропинкам, плавно огибая каменные препятствия. Затем эти голоса один за другим разносились по всей долине, снова и снова взмывали вверх к небесам.
Ответ: звучал отдельно, скатывался сверху, скатывался вниз, плавно огибая, затем разносились, один за другим разносились, снова и снова взмывали, взмывали вверх.
2. Выписать из предложений сначала обстоятельственные, а затем определительные наречия, и указать их значение.
Вариант I
1) Холодно стало этой ночью. 2) Быстро пролетели летние каникулы. 3) Продавец ловко упаковал сувенир. 4) Завтра будет непростой день. 5) Неподалеку находился детский садик. 6) Он решил назло не прийти на мой день рождения. 7) Сгоряча я отложил неинтересную книгу. На экзаменах мой друг здорово разволновался. 9) До конца учебного года оставалось несколько недель.
Ответ: холодно (как? образ действия), быстро (как? образ действия), ловко (как? образ действия), завтра (когда? время), неподалеку (где? место), назло (зачем? цель), сгоряча (почему? причина), здорово (в какой степени?), несколько (сколько?).
Вариант II
1) Пловец быстро достиг финиша. 2) Вблизи от дома росли ягоды. 3) Эта история была известна давно. 4) Спросонья понять его было трудно. 5) В разговоре он нарочно опустил некоторые подробности. 6) Вчера я сильно обжег руку. 7) Пора увеличить нагрузку вдвое. Над этой темой придется еще долго трудиться. 9) Осталось чуть-чуть подрасти. 10) Автобус должен остановиться здесь.
Ответ: быстро (как образ действия), вблизи (где место), давно (когда время), спросонья (почему причина), нарочно (зачем цель), вчера (когда время), здесь (где место), сильно (в каком мере?), вдвое (насколько?), долго (сколько?), чуть-чуть (сколько?).
3. Образовать от наречий формы простой сравнительной степени.
Вариант I
Горячо, прохладно, тихо, мягко, дорого, уверенно, плавно, редко, кисло, высоко.
Ответ: горячее, прохладнее, тише, мягче, дороже, увереннее, плавней, реже, кислее, выше.
Вариант II
Мило, ловко, громко, широко, грустно, восторженно, страшно, равнодушно, часто, тесно.
Ответ: милее, ловчее, громче, шире, грустнее, восторженнее, страшнее, равнодушнее, чаше, теснее.
4. Переписать словосочетания, убрав скобки.
Вариант I
(Не)весело поет; (не)ряшливо одет; вовсе (не)интересно; (не)легко, а сложно; (не)много времени; (не)грамотно говорит; (не)вежливо, а грубо; (не)ярко светит.
Ответ: невесело поет, неряшливо одет, вовсе не интересно, не легко, а сложно, немного времени, неграмотно говорит, не вежливо, а грубо, неярко светит.
Вариант II
(Не)хило дерется; (не)истово кричит; (не)вежливо разговаривает; (не)брежно пишет; (не)умело играет; (не)прочно, а слабо пришита пуговица; ничуть (не)скучно.
Ответ: нехило дерется, неистово кричит, невежливо разговаривает, небрежно пишет, неумело играет, не прочно, а слабо пришита пуговица, ничуть не скучно.
5. Переписать словосочетания, заполнив пропуски с учетом ударения.
Вариант I
Н..куда не поеду, н..где прилечь, н..когда не устаю, н..зачем рисковать, н..куда не тороплюсь, н..сколько не боюсь, не..куда бежать, не..сколько человек.
Ответ: никуда не поеду, негде прилечь, никогда не устаю, незачем рисковать, никуда не тороплюсь, нисколько не боюсь, некуда бежать, несколько человек.
Вариант II
Н..когда отдохнуть, н..куда не тороплюсь, н..где не найти, н..кто не пришел, н..кто сообщил, н..когда не покажу, н..где прогуляться, н..сколько не холодно.
Ответ: некогда отдохнуть, никуда не тороплюсь, нигде не найти, никто не пришел, некто сообщил, никогда не покажу, негде прогуляться, нисколько не холодно.
6. Переписать, вставляя недостающие буквы.
Вариант I
Жгуч. волнующ. успокаивающ. певуч. усыпляющ. горяч…
Ответ: жгуче, волнующе, успокаивающе, певуче, усыпляюще, горячо.
Вариант II
Испытующ. интригующ. крепч. блестящ. неуклюж. хорош…
Ответ: испытующе, интригующе, крепче, блестяще, неуклюже, хорошо.
7. Переписать, вставив недостающие буквы.
Вариант I
Издавн. дотемн. засветл. сначал. занов. испуганн…
Ответ: издавна, дотемна, засветло, сначала, заново, испуганно.
Вариант II
Дословн. влев. доверительн. исправн. изредк. досыт…
Ответ: дословно, влево, доверительно, исправно, изредка, досыта.
8. Переписать предложения, раскрыв скобки.
Вариант I
1) Дожди шли (по)прежнему часто. 2) (По)прежнему пути было (не)легко идти. 3) (По) моему виду нельзя было заметить что-то странное. 4) (По)моему, отец неправ. 5) (По) быстрому выучить уроки. 6) Плыть (по)быстрому течению было (не)просто. 7) Он устал, (по)этому лег спать раньше обычного. (По)этому предмету у меня всегда были одни пятерки.
Ответ: по-прежнему, по прежнему, нелегко, по моему, по-моему, по-быстрому, по быстрому, непросто, поэтому, по этому.
Вариант II
1) У нас все было (по)старому. 2) (По)старому асфальту медленно расползались лужи. 3) Солнце грело (по)весеннему. 4) (По)весеннему небу плыли облака. 5) Нужно было действовать (по)тому плану. 6) Наступило лето, (по)тому все школьники отправились на каникулы. 7) Он решил действовать (по)доброму. (По)доброму лицу его было видно, что человек он хороший.
Ответ: по-старому, по старому, по-весеннему, по весеннему, по тому, потому, по-доброму, по доброму.
9. Переписать, раскрыв скобки.
Вариант I
Подойти (в)плотную, ударить (с)разбега, (на)миг замолчать, трудиться (в)одиночку, подняться (на)верх, (за)частую делает ошибки, идти (в)обнимку.
Ответ: вплотную, с разбега, на миг, в одиночку, наверх, зачастую, в обнимку.
Вариант II
Болтать (без)умолку, приехать (на)дом, рассказать (по)памяти, съехала (на)бок, (в)начале волновался, (в)дали сверкал, (на)конец дочитал.
Ответ: без умолку, на дом, по памяти, набок, вначале, вдали, наконец.
СКАЧАТЬ И РАСПЕЧАТАТЬ ОТДЕЛЬНО УПРАЖНЕНИЯ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ» В ФОРМАТЕ PDF
источники:
https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=214
https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/osnovnaya-shkola/pravopisanie-narechij-uprazhneniya-7-klass.html
Продолжая наш разбор тестовой части ЕГЭ-23, перейдем к рассмотрению следующей группы заданий. В них требуется знание ряда орфографических правил, таких, как правописание приставок, суффиксов, безударных гласных и др. Сущность, а одновременно и цель заданий — проверка знаний орфографии, необходимых для благополучной сдачи экзамена и для «самоутверждения» экзаменующемуся в статусе грамотного человека: аттестат зрелости должен на этих знаниях, как на прочном фундаменте, базироваться.
В заданиях по 5 рядов слов. Каждый ряд — цепочка из трех (задания 9–10, например: к..сатка (в океанариуме), проз..рливый, оз..рять (всё вокруг) или из двух слов (задания 11–12, например: локт..вой, ключ..к). Для каждого из четырех указанных заданий, 9–12 , характерна одна и та же формулировка задачи: «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов».
Осваивая путь решения, не стоит приниматься за все задания сразу: очень большой комплекс орфографических сведений требуют они активизировать. Советуем по порядку, начиная с девятого, приступать к выполнению, вспомнив для начала тот пакет правил, на котором зиждется это 9 задание: здесь правописание безударной гласной. Следовательно, необходимо для безупречного выполнения вспомнить три главных правила, регулирующих выбор гласной:1) гласные, проверяемые ударением: очАрование — потому что есть слово чАры; 2) безударные гласные в словах с чередующимися корнями (их — конечное число, надо все помнить). Пример: рАвнение — потому что —рАвн- в словах со значением рАвный; 3) непроверяемые, словарные случаи: пОртфель.
Выполним для образца одно из заданий 9:
1) стр..жайший, упр..стить, приг..рюнился — эта строка подходит для включения в ответ, в каждом из слов пропущена буква О, правило: гласная, проверяемая ударением;
2) подб..родок, к..стюмер, ув..жение — вторая строка не удовлетворяет требованиям: в первом слове вставляем О (проверяем ударением), во втором тоже О, но правило другое — словарное слово; увАжение вставляем А, проверочное вАжный;
3) поч..нить, (ударился) оз..мь, см..ренный — третья строка к ответу не подходит: почИнить — проверяем подбором ударной формы; озЕмь – проверочное зЕмли, смИренный — проверочное мИр;
4) расч..ртить, встр..чаемся, (крепкая) б..чёвка — расчЕ ртить проверочное чЕртим; встрЕ чаемся проверочное встрЕча; бЕчевка — словарное. Все три вставляемые буквы Е, строка подходит к ответу;
5) покл..ниться, пропол..скать (бельё), г..ризонтальный — поклОниться (корень с чередованием ОА); прополОскать — проверяем ударением (полОщет), гОризонтальный — словарное слово, все вставляемые гласные О. Строка подходит к ответу.
Отсюда вывод: ответ 1,4,5.
Иные закономерности пронизывают задание 10. Здесь — правописание приставок, вспоминаем правила по мере необходимости для каждой из строк:
1) прИвратник, прЕзидент, прЕважный (вид) – прИвратник (приставка при-, значение приближенности); президент — пре не приставка, президент словарное слово; прЕважный(приставка пре- — высокая степень качества), к ответу не подходит;
2) пр..славянский (язык), пр..писная (буква), нед..смотреть — прА славянский (приставка прА-, значение предшествования); прОписная — проверочное слово прОпись; недОсмотреть (приставка недо-, приставки недА нет в русском языке). К ответу не подходит;
3) меж..здательский, дез..нфекция, пост..ндустриальный — во всех трех словах этой строки пропущена буква И, правило: правописание И, Ы после приставок: приставка меж- — исключение из правил о русских приставках, после которых пишется И; приставки дез-, пост— иноязычного происхождения, после них всегда И. Строка подходит к ответу;
4) оТдать, наДпилить, преДписание — строка к ответу не подходит; здесь действует правило правописания приставок на согласный: в первом случае от-, т.к. приставки од- нет; второе слово — приставка над-, т.к. приставки нат- нет; пред- тоже единственный вариант. К ответу строка не подходит;
5) беЗвкусный, раЗжалобить, иЗгонять. Эта строка, как видим, подходит к ответу, везде вставляем З как конечный согласный приставки, правило: З вставляется в случаях, когда корень начинается со звонкой согласной (без-, раз-, из-).
Таким образом, ответ 3,5.
Обратимся теперь к примеру задания 11.При первом же взгляде ясно, что основано оно на знании правил написания суффиксов прилагательных, причастий, деепричастий. Вставляем пропущенную букву, ссылаемся на правило, из которого исходим; строки,в которые вставили одинаковые буквы, включаем в ответ.
1) претерпЕвающий, замшЕвый – буква Е первого слова – в составе суффикса причастия настоящего времени, которое образовано от глагола претерпевать, а глагол содержит написание суффикса -ева, т.к., по правилу, перед суффиксом -ва пишется та же гласная, что в инфинитиве без -ва: претерпевать — от претерпеть, претерпеть – претерпевающий; в слове замшевый суффикс —ев, т.к. суффикс здесь безударный (ср.: ленИвый); строка подходит к ответу;
2) каракулЕвый, острЕнький — эта строка тоже подходит к ответу: суф.-ев в прилагательном без ударения; суф. -еньк в прилагательных пишется после всех согласных, кроме г, к, х (ср.: легонький);
3) лелеЯвший, извилИна — в первом слове вставляем Я, т.к. перед нами форма причастия прошедшего времени, пишется гласная перед суффиксом ‑вш та же, что в инфинитиве: лелеявший от лелеЯть; во втором слове суффикс -ин, т.к. его антагонист –ен употребляется только в словах на –мя в косвенных падежах (ср: стремя – стремЕНи). Данная строчка к ответу не подходит.
4) милостИвый, измучЕнный — в первом слове написание -ИВ исключение, правило: в прилагательных без ударения суффикс -ЕВ; во втором слове вставляем Е, т.к. суффикс –ЕНН. К ответу строка не подходит.
5) завидОвать, испытЫвать – в первом слове вставляем О, т.к. здесь суффикс –ова, что доказывает наличие в 1 лице ед. числа настоящего времени чередования ую: завидую; во втором слове вставляем Ы, т.к. такого чередования нет: испытЫВаю. К ответу не подходит.
Таким образом, ответ к заданию 11:1, 2.
Переходим к разбору задания 12.
Здесь пропущены буквы в окончаниях спрягаемых форм глагола и в окончаниях причастий. Вставляем, вспоминая правила:
1) (они) мелЮт (зерно), ссорЯщийся — в первом слове пишем Ю, т.к. глагол молоть 1 спряжения; во втором слове пишем –Я, т.к. глагол ссориться, от которого образовано данное причастие, 2 спряжения. К ответу строчка не подходит;
2) не успокоЯтся (активисты), (она) доедаЕт. В первом слове Я, потому что 3 лицо множ. числа глагола, от которого образовано данное причастие, 2 спряжения; во втором Е, окончание глагола 1 спряжения. К ответу строка не подходит.
3) чистЯщий, поражаЮщий. Первое слово — причастие от глагола 2 спряжения, поэтому вставляем Я; второе — причастие от глагола 1 спряжения, вставляем Ю. К ответу не подходит.
4) навеЕт (ветер), посвящаЕтся (стихотворение) — в первом слове вставляем Е, т.к. окончание глагола, 3 лицо ед. числа, глагол 1 спряжения; второе Е вставляем по тому же правилу (посвящать – глагол 1 спряжения). Подходит к ответу.
5) дорогостоЯщая, подводЯщая — здесь в обоих словах вставляем Я, т.к. в образовании причастий использованы глаголы 2 спряжения (стоить, подводить, суффикс причастия настоящего времени при этом -ЯЩ).К ответу подходит.
Ответ: 4,5.
Заканчивая комментарий к заданиям 9–12, напомним два основных приема в алгоритме их выполнения:1) прежде чем принимать решение о том, какую букву следует вставить, необходимо точно решить, какой части речи принадлежит слово; 2) понять, какого типа морфема представлена с пропуском. Именно характер морфемы и правило, регулирующее написание, в каждом конкретном случае диктует верное решение: например, гласная корня может проверяться в зависимости от своего характера (проверяемая ударением; правилом чередующегося корня; словарное слово); для суффиксов и окончаний разные правила разных частей речи, у них разные образовательные связи.
И еще подсказка: надо помнить о возможных «ловушках», заготовленных составителями заданий (их иногда подставляют, чтобы нетвердо знающий правила ученик принял одни слова за другие). Например, встречаются однокорневые омонимы, в них следует вдуматься, чтобы не ошибиться: неразличение их может приводить к искажению ответа. Например, если гласная корня пропущена в словах примирение, измерять, мирный, есть опасность принять их за слова с чередующимся гласным корня, существует также опасность спутать их с таким омонимом, как умереть, в котором Е чередуется с И (умирать).
Подобна этой еще одна ловушка: в слове косичка есть корень кос-, но нет чередования, как в словах коснуться – касаться. То есть О в косичке надо проверить ударением, но не чередованием: кОсы. Неверно также относить слова память, вспоминать к словам с непроверяемыми гласными корня, они-то как раз чередующиеся(аин).
Перейдем к заданию 13. Его формулировка: «Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно… выпишите это слово».
Основные компоненты алгоритма, используемого при выполнении: 1) проверка элементов каждого из приведенных предложений на определения частеречной принадлежности представленных в них слов, соприкасающихся с НЕ; 2) применение к каждому случаю соответствующего правила, например: Никому не интересна судьба покинутых деревень. — Здесь раздельное написание обусловлено наличием при кратком прилагательном двойного отрицания; 3) выявление из числа предложений задания случая слитного написания, комментирование его. Результат будет являться ответом.
Прорешаем один из вариантов:
(Не) доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку — здесь написание раздельное, т.к. НЕ при глаголе доедать, правило: НЕ с глаголами пишется раздельно;
Теперь (не) легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня — здесь прилагательное легкое должно писаться раздельно с НЕ, т.к. контекст содержит противопоставление (не…, а…);
Остался ящик с рукописями, никому (не) нужными — здесь пишем НЕ раздельно, нужный — это прилагательное, при нем имеется зависимое слово;
Чего только (не) услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике — раздельное написание, т.к. НЕ с глаголом;
В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи — прилагательное несчастный, написание слитное, т.к. без НЕ это слово не употребляется.
Ответ: несчастной.
Основное содержание следующего задания,14-го, представляет собой проверку знаний, касающихся слитногораздельного написания наречий, предлогов, частиц.
Как известно, правила слитногораздельного написания для каждой части речи различаются, следовательно, первый шаг при выполнении этого задания — определение частеречной принадлежности представленных в тексте слов. Вспоминаем: предлог всегда принадлежит имени существительному (или местоимению), а наречие с ним не связано, оно связано с глаголом, от которого можно задать вопрос; отсюда разница в написании: предлог раздельно с соседним словом, наречие — слитно, ср.: Он вышел навстречу другу — здесь навстречу наречие, оно относится к глаголу (вышел куда? как?), написание наречия слитное, но: Он надеялся на встречу с другом — здесь на предлог при существительном встреча.
Таким образом, первый шаг в решении задания — задать вопрос к словусочетанию, написание которого выясняется. Если это сделать можно, т.е. если вопрос уместен, значит перед нами самостоятельная часть речи: В продолжении доклада прозвучали интересные сведения. Где прозвучали? В продолжении, это существительное с предлогом В. Иначе: В заключение позвольте отметить. Здесь в заключение наречие, оно связано с глаголом-сказуемым.
Важно учитывать способ опознавания предлога в предложении: производный предлог, который пишется слитно, часто можно заменить синонимичным предлогом, ср.: Я договорился насчет доставки — слитное написание предлога. Доказательство: договорился о доставке, синонимичный предлог О, но: Деньги поступили на счет, здесь существительное счет и предлог на, синонима у сочетания быть не может.
Следует помнить, что, становясь предлогами, существительные в составе такого сочетания утрачивают свое грамматическое и лексическое значение, теряют самостоятельность как члены предложения, ср.: Вследствие ошибочного решения судьи пострадал человек (синонимы в результате, после); слово следствие не имеет здесь качеств существительного, перед нами предлог. Но: В следствии были допущены нарушения закона — здесь существительное следствие сохраняет признаки лексические, грамматические, является дополнением в предложении, значит, В — предлог к существительному следствие.
И еще одна видимая примета: предлог всегда дублируется вопросом, ср.: В заключение нового сборника поэт включил свои стихи — задаем вопрос: куда включил? Во что? — ср.: В заключение вышесказанного — вопроса задать нельзя, синоним: после вышесказанного.
Учитывая сделанные замечания, разберем пример тренировочного задания. Его формулировка: «Определить предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно».
В задании представлены как закрепленные правилами написания наречий, предлогов, союзов, частиц (наречие так, частица же, будто, которые пишутся всегда раздельно), так и нуждающиеся в анализе содержания фразы омонимичные сочетания то же, тоже, навстречу — на встречу. Ход рассуждений: 1) определение частеречной принадлежности; 2) определение роли в предложении данного сочетания; 3) запись в ответ слов с установленным слитным написанием.
Примеры и их анализ:
1. Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику? — в первом случае написание раздельное, здесь вопросительное местоимение что с частицей бы, они всегда пишутся раздельно; второе чтобы пишем слитно, это союз;
2. Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком — здесь так наречие с частицей же, написание раздельное; второй случай написание слитное, тоже здесь наречие.
Ответом становится номер предложения, где оба выделенных слова предполагают слитное написание.
Задание 15 звучит так: «Укажите все цифры, на месте которых пишется –Н» (вариант: -НН). Как можно догадаться, в тексте этого задания слова разных частей речи, каждое со своим правилом написания указанных суффиксов. Мы помним, это сложная система правил, поэтому их приходится выстраивать, как и в других случаях, в особый алгоритм выполнения. Он такой:
1) решая, что выбрать, -Н или –НН, определяем, какой части речи слово: если подходит вопрос какой? — прилагательное (серебряный иней), вопрос что делающийсделанный? — причастие (сломанная лиственница), вопрос как? каким образом? — наречие (совершенно новый);
2) определив часть речи, вспоминаем правило написания ННН для этой части речи. Основное в них: прилагательные: с суффиксом анян одна буква Н; в образованных от существительного с корнем, начинающимся на Н, — две буквы Н; если это прилагательное раньше было причастием, пишем две НН (признаки: наличие в слове приставки: связанная шапочка); в кратких прилагательных столько Н, сколько было в полной форме, от которой оно образовалось (истинная правда — причина истинна); правила для причастий: в полных всегда две Н; примета причастия: вопрос, наличие приставки; наличие зависимого слова; в кратком причастии всегда одна Н.
Очень важно не путать краткое причастие с наречием: в наречии всегда столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано. Ср.: В нем было воспитано (что сделано?) чувство долга (краткое причастие); Девочка была красива и хорошо воспитанна (какая? какова?) —краткое прилагательное; Он вел себя воспитанно (как? каким образом?) — наречие.
Описав характерные признаки выбора варианта написания, перейдем к материалу: Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках. Вспоминая правила, сообщаем ответ: 2,3, так как именно здесь требуется вставить две буквы Н.
После 15 начинается комплект заданий на знание пунктуации, это задания 16–21, комментированию которых будет посвящена следующая лекция.