Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.
Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.
Что значит анализ произведения
Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.
Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.
Схема анализа литературного произведения
Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:
- История создания.
- Смысл названия.
- Жанр произведения.
- Тема, идея и проблематика.
- Композиция и ключевые моменты сюжета.
- Конфликт в произведении.
- Система героев и образов.
- Позиция автора.
- Художественные средства.
- Выводы.
История создания
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.
Жанр
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).
Тема, идея и проблема
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».
Композиция и ключевые эпизоды
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:
- экспозиции;
- завязке;
- развитии действия;
- кульминации;
- развязке;
- постопозиции.
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.
Система героев и образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Художественные средства
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:
- эпитеты и метафоры;
- гиперболы и литоты;
- метонимии и синекдохи и пр.
Выводы
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Виды анализа художественного произведения
Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.
Анализ прозаического произведения
Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.
Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.
Анализ поэтического произведения
План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.
При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.
Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.
Анализ драматического произведения
Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.
Анализ фольклорного произведения
При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.
Skip to content
Как делать анализ произведения по литературе: сочинение на экзамене
На чтение 4 мин. Опубликовано 20.05.2020 Обновлено 20.05.2020
Как делать анализ произведения по литературе учат в школе начиная с 5 класса. Свои навыки художественного анализа ученик должен продемонстрировать на экзамене в старших классах. Сочинение является допуском к государственному экзамену, поэтому важно хорошо подготовиться к его написанию.
Содержание
- Композиция сочинения
- Примерный план
- Рекомендации к работе
Композиция сочинения
Анализ эпизода текста должен состоять из нескольких частей.
Как правило, сочинение делится на 3 части:
- Вступление. В этой части можно обратиться к основным проблемам и темам, к которым обращается автор произведения. Лучше остановиться и описать одну проблему. Если расписывать несколько, есть шанс потерять логику изложения в следующей части. Писать нужно не более 4 предложений.
- Основная часть. Она может делиться на несколько абзацев в зависимости от элементов, которые будут описываться (композиция, система образов, средства художественной выразительности и проч.). Написать всего 1 абзац также позволительно, но в нем должен быть проведен хороший анализ. Такой вариант подойдет для разбора небольших эпизодов или стихотворений.
- Заключение. На этом этапе нужно вновь обратиться к тезисам, заявленным во вступлении, но они должны отличаться. Можно просто перефразировать то, что было сказано в начале. Важно подвести итог всему написанному ранее. Вывод занимает 1−2 предложения.
В школе объясняют, как правильно писать анализ произведения. Но у таких работ нет четкого плана, кроме композиции сочинения.
Примерный план
Чтобы правильно написать работу, нужно придерживаться примерного плана, как сделать анализ рассказа.
Что должно присутствовать в сочинении:
- Анализируя текст, следует начать с истории его создания. Делать это нужно только в том случае, если она является интересной или влияет на основную идею.
- Во вступлении также нужно отразить идею, тему или проблему рассказа.
- В основной части нужно сказать о композиции произведения, ответив на вопрос, зачем автор избрал именно такой ход повествования (линейный, зеркальный, со вставками и т. д. ). Стоит отметить, как композиция работает в тексте, как помогает понять произведение.
- Система образов. Обязательно проводится анализ характеров главных персонажей, делаются попытки объяснить их поступки. Не стоит упускать и второстепенных героев, они также играют какую-либо роль в тексте, ее нужно понять и описать. Пересказ действий персонажей будет лишним. Важно попытаться найти параллели, противопоставления, которые проводит автор между своими героями.
- Иногда являются интересными такие моменты, как жанр произведения и его название, эпиграф, посвящение. Если эти элементы играют на основную идею, нужно о них сказать.
- Как выражается авторская позиция, кто из персонажей ее выражает? Это также является важной составляющей сочинения и отражает, как человек понял текст.
- Анализ художественных средств и приемов, использованных автором. Важно не просто перечислить их, но и попытаться понять, для чего они нужны в произведении. Примеры найденных приемов должны писаться в сочинении.
В конце можно выразить свою точку зрения. Составлять заключение можно с помощью таких фраз как «мне кажется», «по моему мнению», «я считаю» и т. д.
Рекомендации к работе
Чтобы написать удачное сочинение, нужно придерживаться рекомендаций к написанию, которые предлагает учитель.
Некоторые из них:
- Обязательно нужно подкреплять примером каждый тезис. Это может быть слово героя, цитата, исторические факты, связанные с произведением.
- Не стоит подменять анализ текста пересказом. Эта частая ошибка, из-за которой ученики теряют баллы на экзамене. Совсем избежать пересказа не получится, но не стоит вводить в текст его слишком много.
- Писать следует четко и по делу. Чем больше «воды» льет ученик, тем ниже будет оценена его работа.
- Прежде чем приступить к работе, нужно составить примерный план сочинения: о чем нужно сказать, а что можно опустить.
- Нужно прочитать текст несколько раз, чтобы вдуматься в его смысл, увидеть ключевые моменты. Слова, которые повторяются; необычные художественные приемы.
- Если для анализа дан большой текст, нужно остановиться на ключевых эпизодах, которые играют смыслообразующую роль.
Также не рекомендуется упускать повторяющиеся детали, хотя их порой бывает сложно заметить. Они могут нести большой смысл, который влияет на понимание текста.
Обновлено: 05.03.2023
Под анализом понимается такой метод исследования, который позволяет изучать конкретные части какого-либо объекта. Обычно в аналитических эссе проводится анализ определенной проблемы, то есть рассмотрение самой проблемы и выявление в ней закономерностей. В качестве объекта анализа может выступить известное или малоизученное научное явление, научный или художественный труд, историческое событие, социальная проблема или что-то другое.
Выбор темы и объекта изучения
Содержание аналитического эссе будет во многом зависеть от того, что выбрано в качестве объекта для анализа. Так, при рассмотрении научного труда (диссертации, дипломной работы, научной статьи) эссе может быть посвящено изучению достоверности проведенного исследования, его потенциала или анализу полученных в нем выводов. При рассмотрении художественного произведения могут быть проанализированы художественные приемы автора или поднимаемые в книге проблемы. По этой причине очень важно точно определиться с темой и объектом изучения.
Если преподаватель дал вам слишком обширную тему или предоставил возможность самим выбирать тему эссе, рекомендуем остановиться на одном небольшом вопросе, который удастся рассмотреть на нескольких страницах. В помощь вам материал по выбору темы эссе.
Работа с литературой
Аналитическое эссе слишком коротко, чтобы приводить в нем множество цитат и ссылаться на разных авторов, как это делается в рефератах и подобных работах. И все же в нем обязательно должны быть ссылки на источники. Если это анализ научной работы, то можно ссылаться на авторитетных ученых и их труды. В случае составления аналитического эссе по книге или фильму, такими источниками могут выступить авторитетные издания, писатели, кинокритики и т.д. На данном этапе вам нужно как следует изучить не только сам объект анализа, но и то, что о нем говорит общество. При наличии цитат ваше эссе будет более полным и детализированным, что всегда сильнее действует на читателя.
При составлении аналитического эссе не забывайте, что даже в объемных трудах вроде дипломной работы не приветствуются большие цитаты. Поэтому находите короткие и емкие высказывания и аккуратно переписывайте их еще до того, как приступите к написанию эссе. Также помните и о том, что необходимо выписать реквизиты каждой книги или статьи, на которую вы ссылаетесь в эссе.
Подготовка плана
План не является обязательным элементом эссе и не будет в него включен, однако его наличие заметно облегчит вам процесс написания эссе.
Общая структура плана аналитического эссе такова:
- вводная часть;
- основная часть:
- тезис, анализ, аргумент;
- тезис, анализ, аргумент;
- тезис, анализ, аргумент;
- заключительная часть.
Заполните этот каркас конкретными данными, прописав в водной части основное утверждение вашей работы (тезис), которое вы будете доказывать. Также выпишите тезисы и аргументы для основной части. Теперь вам останется только подробно расписать каждую пару тезис-аргумент, проанализировать ее и добавить интересные детали (статистику, историю, описать наблюдение и пр.).
Работа с текстом эссе
Во введении эссе нужно обозначить объект анализа и ваш главный тезис по теме работы. Например, если ваше эссе посвящено влиянию компьютеромании на успеваемость студентов, тезис может заключаться в том, что компьютеромания приводит к снижению успеваемости студентов. Именно это утверждение вам предстоит доказать в основной части с помощью ряда аргументов.
В основной части нужно представить вначале самый сильный тезис, подтверждающий главный тезис, потом провести анализ и аргументировать свое утверждение. Например, в примере с компьютероманией один из тезисов может заключаться в том, что компьютеромания снижает интерес студента к реальной жизни, включая учебу. Вы анализируете, как именно это происходит, и приводите в доказательство результаты исследования данного вопроса какой-либо компании.
В результате, двигаясь от одного утверждения к другому, вы постепенно раскроете тему вашего эссе. Но не забывайте, что тезисы не должны повторять друг друга по смыслу и должны раскрывать ваше главное утверждение.
В заключении вернитесь к ключевому тезису и опишите его уже более полно, опираясь на то, что вы доказали в основной части. Не забывайте, что вы пишете не строгую научную работу, поэтому закончить эссе нужно эффектно.
Подготовка эссе к сдаче
Когда текст будет готов, не поленитесь изучить правила оформления эссе, вычитать его на предмет ошибок и неточностей, а также грамотно оформить и распечатать. Многим возвращают работы именно из-за того, что они оформлены не так, как того требуют методички вуза или государственные стандарты. Присутствие большого количества ошибок может также сыграть против вас, так что при низкой грамотности обратитесь за помощью к тем, кто в этом компетентен.
Следуя всем правилам написания и оформления аналитического эссе, вы не только сможете получить высокую оценку, но и приобретете бесценный опыт в подготовке работ такого вида.
Используйте пример аналитического эссе, чтобы лучше понять, как получить отличную оценку за следующее задание. Независимо от того, анализируете ли вы художественный текст, пишете причинно-следственное эссе, глубоко изучаете процесс или проводите какой-либо другой анализ, вы найдете эти эссе легкими с несколькими полезными советами по написанию.
Пример простого аналитического эссе
Как вы увидите в этом примере аналитического эссе, этот тип эссе предлагает тезис, который включает причину или вывод, а затем предлагает подтверждающие доказательства в форме анализа. Этот пример затрагивает тему оптимизма и пессимизма. Он предполагает, что оптимистичные люди более здоровы, потому что у них есть лучшие методы борьбы с разочарованиями и неудачами, с которыми они сталкиваются в жизни. Затем эссе предлагает подтверждающие доказательства, основанные на более глубоком анализе исследования по данной теме.
Десятилетия исследований показали, что оптимисты здоровее пессимистов, но существуют противоречивые мнения о причинах такого улучшения здоровья. Что именно делает оптимистов такими здоровыми? Одно из ключевых объяснений связано с их подходом к разочарованиям и неудачам. Вместо того чтобы разочаровываться и сдаваться, радужные взгляды оптимистов позволяют им двигаться вперед и решать проблемы с верой в то, что они преодолеют препятствия. Оптимисты просто лучше справляются со стрессом.
Чтобы просмотреть эссе целиком, нажмите на уменьшенное изображение. Если вам нужна помощь, ознакомьтесь с этими полезными советами по использованию печатных форм Adobe.
Посмотреть и скачать PDF
Советы по написанию аналитического эссе
Как вы можете видеть на примере аналитического эссе, этот тип эссе фокусируется на подробном анализе чего-либо. Темой может быть что угодно: от процесса или деятельности до письменной речи или речи. Неважно, какое аналитическое эссе вы пишете, помните об этих советах.
Расширьте знания читателя
Основная цель аналитического эссе — расширить знания и понимание читателем чего-либо. Этот тип пояснительного эссе направлен на то, чтобы глубже взглянуть на что-то и передать то, что вы видите.
Подведите итог в одном предложении
Прежде чем начать писать, кратко изложите то, что вы пытаетесь сказать, одним предложением. Это будет тезис для вашего эссе. В нем не будет всех деталей, которыми вы планируете поделиться, но в нем будет рассказано о главной идее.
Найдите поддержку своей диссертации
Затем найдите время, чтобы изучить свою тему. Вы найдете подтверждающие доказательства в виде исследований, интервью, литературных текстов и т. Д. Вы должны понимать свои подтверждающие доказательства в деталях и уметь использовать их для подтверждения своего тезиса.
Сделайте набросок
Создайте простую схему, чтобы дать вашему сочинению структуру и организацию. Возможно, вы захотите начать с введения, в котором четко излагается ваш тезис, за которым следует несколько абзацев, подтверждающих его и предлагающих доказательства, и заключение, которое подводит итог.
Продемонстрируйте свои навыки критического мышления
Написание аналитического эссе — отличный способ продемонстрировать свои навыки критического мышления. Найдите время, чтобы тщательно изучить свою тему. Затем подведите итоги своего исследования, чтобы подтвердить свой тезис, и проинформируйте читателя о том, что он или она может не полностью понять.
Письмо — это отточенное, сфокусированное выражение мысли и исследования. По мере того, как вы развиваете свои навыки письма, вы также улучшаете свое восприятие и повышаете свои критические способности.
Написание в конечном итоге сводится к развитию идеи. Ваша цель при написании литературного аналитического эссе — убедить человека, читающего ваше эссе, в том, что вы поддерживаете идею, которую развиваете.
В отличие от обычной беседы и обсуждения в классе, письмо должно с большой решимостью придерживаться конкретной точки развития. Этот вид письма требует жесткой организации и контроля.
Следовательно, ваше эссе должно иметь центральную идею (тезис), в нем должно быть несколько абзацев, систематически вырастающих из центральной идеи, и все в нем должно быть непосредственно связано с центральной идеей и должно способствовать пониманию этой центральной мысли читателем. .
ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Литературный анализ — это больше, чем просто синопсис литературного произведения. Аргумент о произведении — это тот, который отражает личную точку зрения писателя на произведение, интерпретацию, суждение и критическую оценку произведения.
Это осуществляется путем изучения литературных методов, выбора слов или других литературных элементов.
КАКОВЫ КОМПОНЕНТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО АНАЛИЗА?
Тезис
Утверждение тезиса информирует вашего читателя о том, чего ожидать от вашего эссе: это сжатое, четко сформулированное повествовательное предложение, которое определяет цель вашего эссе — аргумент, который вы пытаетесь доказать.
У эссе мало шансов на успех, если в нем нет хорошо продуманного тезиса.
Первый абзац называется Введение.
Вы должны приложить усилия, чтобы пробудить интерес читателя к началу вашего литературно-аналитического эссе.
Возможно, вы захотите начать с цитаты, за которой следует провокационный вопрос, за которым следуют анекдоты, за которыми следует неожиданное утверждение или их комбинация, чтобы привлечь внимание к вашей проблеме.
Включите любую соответствующую справочную информацию, которая важна для вашей диссертации и необходима для того, чтобы читатель понял вашу точку зрения.
Кроме того, вы должны указать название литературного произведения, а также имя автора в своей цитате.
Основная часть сочинения.
Основная часть литературно-аналитического эссе — это термин, который часто используется для обозначения развития основной концепции эссе.
Для эссе на 500-750 слов вы должны указать как минимум три абзаца, которые поддерживают ваш тезис в этой области.
Чтобы написать хорошее литературно-аналитическое эссе, вы должны сначала объяснить свои мысли, а затем предоставить доказательства из текста (рассказ, поэзия, драма), подтверждающие эти идеи.
Текстовые доказательства включают резюме, парафразы, точную информацию и прямые цитаты из исходного текста.
Каждый абзац должен начинаться с тематической фразы (часто первой строки абзаца), в которой упоминается одна из тем, связанных с вашим тезисом, после чего следует утверждение о том, как тема будет поддерживать основную идею абзаца.
Заключительные замечания
При написании эссе по литературному анализу вы должны включить заключительный абзац, который придает вашей статье ощущение завершенности, а также дает вашим читателям понять, что они дошли до конца статьи.
Если вы хотите предложить осмысленное заявление о литературном произведении, которое вы оцениваете, ваш заключительный абзац может переформулировать ваш тезис, резюмируя основные аргументы, которые вы привели, или резюмировать основные тезисы, которые вы сделали. В заключении воздержитесь от введения новой темы.
КАКОВА ЦЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЭССЕ?
Вообще говоря, цель литературного аналитического эссе состоит в том, чтобы критически исследовать и иногда даже оценивать литературное произведение или его аспект.
Как и при любом другом виде анализа, вы должны сначала разбить предмет на составляющие его элементы.
Понимание и оценка различных аспектов литературного произведения — это не самоцель, а процесс, который поможет вам лучше оценить и понять литературное произведение в целом.
Рассмотрим следующие примеры: анализ стихотворения может иметь дело с различными видами образов, содержащихся в стихотворении, или с отношениями между формой и содержанием произведения.
Чтобы проанализировать (обсудить и объяснить) пьесу, вы можете посмотреть на отношения между второстепенным сюжетом и основным сюжетом, или вы можете посмотреть на недостаток характера трагического героя и то, как он проявляется в действиях пьесы.
Выявление конкретной темы (например, трудности перехода от подросткового возраста к взрослой жизни) и демонстрация того, как писатель предлагает эту тему через точку зрения, с которой рассказана история, являются примерами анализа рассказа.
Вы также можете объяснить, как отношение главного героя к женщинам проявляется в его диалогах и/или действиях.
КАК НАПИСАТЬ ЛИТЕРАТУРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
1. Прочитайте книгу несколько раз, уделяя особое внимание деталям.
Сконцентрируйтесь на обсуждаемых концепциях. Учитывайте развитие персонажей, а также авторский стиль и метод письма.
Каким образом что-то может считаться интригующим, необычным или значительным?
2. Составьте список потенциальных тем, которые вас интересуют.
Важные отрывки в книге следует выделять и делать по ним заметки.
Позже, при написании статьи, эти заметки должны помочь писателю вспомнить, какие аспекты истории вызвали у него интерес во время чтения.
Ниже перечислены некоторые вещи, о которых писатель может подумать, когда проводит мозговой штурм идей для литературного аналитического эссе:
Характер:
Какие наблюдения мог бы сделать писатель о персонажах? Есть ли расхождения в том, что они думают, говорят или делают? Отличаются ли наблюдения писателя от того, что говорят другие персонажи? Как автор описывает персонажей?
Является ли поведение персонажей символическим или отражает какую-либо универсальную черту или характеристику? Возможно ли, чтобы два персонажа в тексте могли сравниваться или противопоставляться друг другу?
Кажется, что существует связь между окружающей средой работы и тоном работы. Соответствует ли окружающая среда концепции работы?
Как сеттинг влияет на персонажей? Возможно ли, что изменение обстановки повлияет на атмосферу, персонажей или конфликт?
Участок:
Как можно иначе воспринимать вступительную сцену произведения? Какие приемы использует автор для создания саспенса?
События происходят в логической последовательности? Определите и проанализируйте последовательность событий, ведущих к кульминации, и определите, чем заканчивается произведение?
Тема:
Какова общая идея или тема, которая проходит через всю работу? Как автор передает эту тему?
Есть ли более глубокий смысл в подробностях, которые были предоставлены? Какое влияние эмоции персонажей оказывают на общую тему?
Как вы думаете, сколько аллюзий в произведении? Есть ли шаблон или символ, который постоянно повторяется? Что название говорит о предмете?
диалог:
Какова цель разговора? Считаете ли вы диалог уместным с точки зрения используемых слов и длины предложений?
Каково влияние диалога на характеристику? Есть ли приемы, которые автор использует для передачи эмоций персонажей через диалоги?
образность:
Как можно оценить изображение или группу фотографий более подробно, чем другие? Как лучше всего объяснить эволюцию изображений на протяжении всей работы?
Важны ли изображения для понимания смысла произведения? Какова связь между изображениями друг с другом?
Что такое литературные элементы?
Сравнения, метафоры и гиперболы — все это примеры фигур речи. Как они используются на протяжении всего прохождения? Какую роль играют эти фигуры речи в передаче смысла текста, сразу не видно. Есть ли связь между фигурами речи и другими литературными элементами?
Отношение автора и тон произведения можно описать с точки зрения тона. Тон серьезный, игривый, небрежный, формальный или мрачный? Каков тон текста? Какие приемы использует автор для достижения этого тона?
Что касается рифмы и ритма, вы заметили, что авторские фразы, предложения и абзацы следуют одинаковой схеме рифмовки?
Перспектива:
С какой точки зрения персонажи наблюдают за происходящим? Что на первом месте, второе или третье? Есть ли связь между этой точкой зрения и темой, сюжетом или конфликтом произведения? Как при написании анализа точка зрения автора может повлиять на выводы автора?
Точка зрения персонажа от первого лица может позволить писателю почувствовать, что он или она слушает личное повествование, и это также может привести его или ее к ощущению личной связи с персонажем.
У писателя может сложиться впечатление, что автор рассказывает историю из-за точки зрения автора от третьего лица, однако это не всегда так.
Другая возможность заключается в том, что это приведет писателя к предположению, что рассказчик — всеведущее существо, которое находится на расстоянии, но понимает мысли и чувства персонажей.
3. Подумайте, что автор пытается сообщить.
Каково значение этого? Если бы писатель посмотрел на это произведение как на произведение искусства, какой была бы его первая реакция? Как вы думаете, какой была бы реакция писателя на идеи, изложенные в произведении?
4. Выберите тему, в поддержку которой имеется значительное количество фактов.
Писатель должен убедиться, что он включает определенные конкретные факты, подтверждающие обсуждаемый вопрос.
Используйте отрывки из книги, которые были выделены в качестве доказательства в поддержку выбранной темы.
5. Создайте рабочий тезис.
Для анализа потребуется солидный тезис, который не только излагает точку зрения автора, но и позволяет аргументировать эту точку зрения.
Тезис должен выражать точку зрения автора, но он также должен предоставлять читателям возможность сделать собственные выводы.
6. Составьте более длинный список доказательств в поддержку вашего заявления..
Вы можете искать дополнительные доказательства из текста в поддержку рабочего тезиса. После этого выберите доказательства, которые будут включены в эссе.
7. Пересмотрите и улучшите свою диссертацию.
Проверьте, согласуется ли теория с предоставленными доказательствами.
8. Логически подготовьте доказательства.
Сопоставьте доказательства с тезисом в той же последовательности, в которой они появляются в тезисе. Удалите любые исходные текстовые подтверждения, которые больше не подтверждают тезис, и при необходимости соберите новые доказательства.
9. Интерпретируйте доказательства в свою пользу.
При написании литературного анализа для писателей очень важно предложить свою уникальную точку зрения на произведение, которую они должны сделать своими словами.
Убедитесь, что литературный анализ не служит резюме.
10. Сделайте предварительный набросок вашего эссе.
При написании черновика существует ряд приемов, которые могут помочь писателю создать надежный окончательный вариант.
11. Корректура.
После того, как содержание эссе будет полностью установлено, его следует тщательно проверить на наличие грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок. Чтение газеты вслух медленно и четко может быть очень полезным. Если это вообще возможно, попросите кого-нибудь еще слушать и читать вместе с вами, пока читается документ.
Бумага должна быть распечатана и откорректирована несколько раз, прежде чем будет подготовлена окончательная копия, которая будет полностью точной.
Всегда следите за типичными грамматическими ошибками, такими как фрагменты предложений, запятые и повторяющиеся фразы. Чтобы убедиться, что ваш текст правильно отформатирован и на него есть ссылки, обратитесь к руководству по стилю. Если вам требуется дополнительное руководство, групповые семинары и индивидуальные посещения доступны бесплатно в Академическом центре передового опыта.
Заключение
Это момент, когда вы устанавливаете связь между начальным предложением и заключительным абзацем, подтверждая и добавляя дополнительное измерение к тому, что вы упомянули в начале.
Предположим, вы начали с интригующего утверждения о том, что теперь подталкивает вас к получению выбранной степени. В своем заключительном абзаце вы можете вернуться к этой строке, возможно, указав, почему вы хотели бы продолжить это в университете.
Часто задаваемые вопросы
Что такое хороший литературный анализ?
Хорошие сочинения по литературному анализу содержат объяснение ваших идей и доказательства из текста (рассказа, стихотворения, пьесы), которые поддерживают эти идеи. Текстовые доказательства состоят из резюме, парафраз, конкретных деталей и прямых цитат.
Сколько длится литературный анализ?
Старайтесь, чтобы основная часть введения была относительно короткой. Абзац литературного аналитического эссе должен состоять из восьми-двенадцати предложений. Во введении напишите три-четыре предложения, в общих чертах описывающие тему вашей статьи и объясняющие, почему она интересна и важна для книги, которую вы читаете.
Зачем писать обзор литературы?
Освещенный обзор может служить нескольким целям:
Как организовать обзор литературы?
Как правило, обзоры литературы организованы тематически, а не в хронологическом порядке или по источникам. Это означает, что вам нужно будет определить несколько подтем и выяснить, как сгруппировать источники, чтобы рассказать историю по темам.
В чем разница между обзором литературы и аннотированной библиографией?
Не существует единственного способа написать обзор литературы или аннотированную библиографию, поэтому различия могут быть разными. Однако одно из основных отличий заключается в том, что аннотированная библиография обычно организована по источникам — каждый из них имеет свой собственный абзац объяснения, анализа и т. д.
В обзоре литературы написание организовано тематически, часто с несколькими источниками, упоминаемыми в каждом абзаце, и в основе обзора лежит всеобъемлющее повествование.
Вам нужно написать аналитическое эссе для школы? Что отличает этот вид эссе от других типов, и что вы должны включить, когда пишете собственное аналитическое эссе? В этом руководстве мы разберем процесс написания аналитического эссе. объясняя ключевые факторы, которые должно иметь ваше эссе, предоставляя вам план, который поможет вам структурировать ваше эссе, и анализируя полный пример аналитического эссе, чтобы вы могли увидеть, как выглядит готовое эссе.
Что такое аналитическое эссе?
Прежде чем вы начнете писать аналитическое эссе, вы должны знать, что это за тип эссе и что в него входит. Аналитические эссе анализируют что-то, часто (но не всегда) текст или фильм.
Помимо типичных компонентов эссе, таких как введение и заключение, хорошее аналитическое эссе будет включать:
- Тезис, в котором изложен ваш главный аргумент
- Анализ, который связан с вашим тезисом и поддерживает его
- Примеры, подтверждающие ваш анализ и позволяющие более глубоко взглянуть на проблему
В оставшейся части этой статьи мы объясним, как включить каждый из них в ваше аналитическое эссе.
Как структурировать аналитическое эссе
Аналитические эссе построены так же, как и многие другие написанные вами эссе, с введением (включая тезис), несколькими основными абзацами и заключением. Ниже приведен план, которому вы можете следовать при структурировании своего эссе. а в следующем разделе мы более подробно рассмотрим, как написать аналитическое эссе.
Вступление
- Крючок
- Краткая справочная информация, объясняющая проблему / текст
- Ваш тезис
Пункты тела
Ваше аналитическое эссе обычно состоит из трех или четырех абзацев, каждый из которых посвящен отдельной точке анализа. Начинайте каждый основной абзац с предложения, излагающего основную мысль, которую вы будете обсуждать. Затем вы дадите некоторый анализ по этому поводу, подкрепив его доказательствами в поддержку своего утверждения. Продолжайте анализировать и давать доказательства для своего анализа, пока у вас не исчезнут сильные стороны по теме. В конце каждого основного абзаца вы можете выбрать предложение перехода, которое устанавливает, о чем будет следующий абзац, но это необязательно. Основные абзацы будут включать:
- Вступительное предложение, объясняющее, что вы охватите в абзаце (что-то вроде мини-тезиса)
- Пункт анализа
- Доказательства (либо отрывки из текста, либо данные / факты), подтверждающие анализ
- (Повторяйте анализ и доказательства, пока у вас не закончатся примеры)
Вывод
В своем заключении вы не сделаете ничего нового; на этом этапе вы просто повторяете ключевые моменты, которые уже сделали, и подводите итог. Начните с перефразирования тезиса и резюмирования основных моментов, изложенных в эссе. Кто-то, кто читает только ваше заключение, должен иметь общее представление о том, о чем было ваше эссе и как оно было структурировано. После этого вы можете сделать несколько заключительных мыслей, возможно, связав тему эссе с более крупными проблемами, чтобы показать, почему это важно. Заключение будет включать:
- Перефразирование диссертации
- Резюме ключевых моментов анализа
- Заключительная мысль (мысли)
5 шагов для написания аналитического эссе
Следуйте этим пяти советам, чтобы разбить написание аналитического эссе на управляемые шаги. К концу у вас будет полностью подготовленное аналитическое эссе с глубоким анализом и достаточным количеством доказательств в поддержку вашего аргумента. На всех этих этапах в качестве примера используется законченное аналитическое эссе, приведенное в следующем разделе.
Возможно, вам уже была назначена тема, и если это так, вы можете пропустить этот шаг. Однако, если вы этого не сделали или если тема, которую вам назначили, достаточно широка, и вам все равно нужно ее сузить, вам нужно будет выбрать тему для себя. Выбор правильной темы может означать разницу между аналитическим эссе, которое легко исследовать (и которое дает вам хорошую оценку), и тем, которое требует нескольких часов, чтобы найти несколько достойных моментов для анализа.
Прежде чем выбрать тему для аналитического эссе, проведите небольшое исследование, чтобы убедиться, что у вас достаточно примеров для обоснования вашего анализа. Если вы выберете слишком узкую тему, вам будет сложно найти достаточно, чтобы написать о ней.
Например, ваш учитель поручает вам написать аналитическое эссе на тему Джона Стейнбека. Гроздья гнева разоблачения несправедливости в отношении мигрантов. Чтобы это было аналитическое эссе, вы не можете просто перечислить несправедливости, с которыми столкнулись персонажи книги; это только резюме и не включает анализ. Вам нужно выбрать тему, которая позволит вам проанализировать тему. Один из лучших способов изучить тему — проанализировать, как автор приводил свои аргументы. Одним из примеров здесь является то, что Стейнбек использовал литературные приемы во вставочных главах (короткие главы, которые не имели отношения к сюжету и не содержали главных героев книги), чтобы показать, какой была жизнь мигрантов в целом во время пыльной чаши.
Вы могли бы написать о том, как Стейнбек использовал литературные приемы на протяжении всей книги, но в приведенном ниже эссе я решил сосредоточиться только на вставочных главах, поскольку они дали мне достаточно примеров. Более узкий фокус почти всегда приводит к более сжатому и убедительному эссе. (и может сделать компиляцию примеров менее утомительной).
Изложение вашего тезиса — самое важное предложение вашего эссе; Читатель должен уметь прочитать только вашу диссертацию и понять, о чем все эссе и что вы будете анализировать. Когда вы начнете писать, помните, что каждое предложение в вашем аналитическом эссе должно иметь отношение к вашей диссертации.
Именно здесь вы определяете основную часть своего анализа — информацию, которая делает ваше эссе аналитическим эссе. Мой предпочтительный метод — перечислить все идеи, которые я могу придумать, затем изучить каждую из них и использовать три или четыре самых сильных из них для своего эссе. Более слабыми могут быть те моменты, которые не имеют отношения к тезису, у вас не так много анализа для обсуждения или вы не можете найти хороших примеров. Хорошее практическое правило — выделять по одному абзацу на основную мысль.
В этом эссе четыре основных пункта, каждый из которых анализирует различные литературные приемы, которые Стейнбек использует, чтобы лучше проиллюстрировать, насколько тяжелой была жизнь мигрантов во время Пыльной чаши. Четыре литературных приема и их влияние на книгу:
- Отсутствие индивидуальных имен во вставочных главах, чтобы проиллюстрировать масштаб проблемы
- Параллели с Библией, чтобы вызвать сочувствие к мигрантам
- Невыразительный, часто грамматически неправильный язык, поэтому мигранты более реалистичны и понятны читателям.
- Связанные с природой метафоры влияют на настроение писателя и отражают тяжелое положение мигрантов.
- Сочинение по теме своеобразие модернизма в творчестве л андреева
- Домашнее сочинение о чем мечтал владимир
- Келпук мучи сочинение на чувашском
- Сочинение сравнительная характеристика героев горе от ума 9 класс
- Погода в улан удэ сочинение
Теперь, когда у вас есть основные моменты, вам нужно их подкрепить. Если вы пишете статью о тексте или фильме, используйте отрывки / отрывки из них в качестве основного источника доказательств. Если вы пишете о чем-то другом, ваши доказательства могут быть получены из различных источников, таких как опросы, эксперименты, цитаты из знающих источников и т. Д. Здесь подойдут любые доказательства, которые будут работать для обычной исследовательской работы.
В этом примере я процитировал несколько отрывков из Гроздья гнева в каждом абзаце, чтобы поддержать мой аргумент. Вы должны иметь возможность подкрепить каждое свое заявление доказательствами, чтобы иметь сильное эссе.
Пришло время приступить к написанию эссе, если вы еще этого не сделали. Создайте вводный абзац, который заканчивается тезисом, сделайте основной абзац для каждого из ваших основных пунктов, включая анализ и доказательства, чтобы подкрепить ваши утверждения, и завершите все это заключением, которое резюмирует ваш тезис и основные положения и потенциально объясняет общая картина важность темы.
Пример аналитического эссе + анализ
Чтобы вы могли сами увидеть, как выглядит законченное аналитическое эссе, вот эссе, которое я написал еще в школьные годы. Затем следует анализ того, как я структурировал свое эссе, каковы его сильные стороны и как его можно улучшить.
Сочинение
Анализ
Это эссе довольно близко соответствует стандартному аналитическому плану эссе. Он начинается с введения, где я решил использовать цитату, чтобы начать эссе. (Это стало моим любимым способом начать сочинение в старшей школе, потому что, если я не был уверен, что сказать, я мог бы передать работу на аутсорсинг и найти цитату, относящуюся к тому, о чем я буду писать.) Цитата в этом эссе не имеет отношения к обсуждаемым мною темам, насколько это возможно, но это все же немного другой способ начать эссе и может заинтриговать читателей. Затем я расскажу немного о Гроздья гнева и его темы, прежде чем закончить вводный абзац моим тезисом: что Стейнбек использовал литературные приемы во вставочных главах, чтобы показать, насколько это было у грубых мигрантов.
Каждый из четырех основных абзацев отформатирован примерно одинаково: вступительное предложение, объясняющее то, что я буду обсуждать, анализ этого основного момента и как минимум две цитаты из книги в качестве доказательства.
Мое заключение повторяет мой тезис, резюмирует каждый из четырех пунктов, которые я обсуждал в основных абзацах, и заканчивает эссе кратким обсуждением того, как работы Стейнбека помогли познакомить мир читателей с несправедливостью, с которой мигранты столкнулись во время пыльной чаши.
Что дает этот пример аналитического эссе? Для начинающих, в нем есть все, что должно быть в сильном аналитическом эссе, и его легко найти. В тезисе четко излагается, о чем будет написано эссе, первое предложение каждого основного абзаца вводит тему, которую он охватывает, а в заключении четко резюмируются все основные моменты. В каждом из основных абзацев есть анализ, а также несколько отрывков из книги, чтобы придать легитимности моим тезисам.
Резюме: как написать аналитическое эссе
При разработке плана аналитического эссе и написании эссе выполните следующие пять шагов:
Чтение примеров аналитических эссе также может дать вам лучшее представление о том, как структурировать свое эссе и что в него включить.
Что дальше?
Узнаешь в школе о разных стилях письма? Существует четыре основных стиля письма, и важно понимать каждый из них.Узнайте о них в нашем руководстве по стилям письма., с примерами.
Пишете исследовательскую работу для школы, но не знаете, о чем писать? В нашем справочнике по темам исследовательских работ более 100 тем в десяти категориях, так что вы можете быть уверены, что найдете для себя идеальную тему.
Литературные приемы можно использовать как для улучшения вашего письма, так и для общения.Ознакомьтесь с этим списком из 31 литературного устройства, чтобы узнать больше.!
Читайте также:
Как делать анализ художественного произведения?
На примере романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.
Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.
Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru.
История создания произведения
Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.
Жанр произведения
Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.
Название произведения и его смысл
В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.
Тема, идея и проблематика произведения
Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.
Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.
Система образов произведения
В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.
Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.
Композиция произведения
Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.
Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.
Особенности языка произведения
Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).
Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.
Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Как выбрать предметы ЕГЭ: 3 проверенные методики
Курсы подготовки к ЕГЭ 2022
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Анализ художественного произведения представляет собой извлечение наиболее значимой и полезной информации из анализируемого текста. Чтобы справиться с этой задачей, рекомендуется действовать по определенному плану.
- Определение основной темы, главной мысли произведения, затронутых в нем проблем. Проблематика произведения может содержаться в самом заглавии, в предисловии или в названиях глав. Если текст прочитан вдумчиво, внимательно, с определением главной мысли также не возникнет проблем.
- Описание композиции произведения. Как правило, роман, повесть или рассказ имеет четкую структуру, согласно которой происходит развитие сюжета. Необходимо определить основные элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
- Определение главных и второстепенных действующих персонажей, описание художественных приемов, с помощью которых автор характеризировал своих героев.
- Определение выбранного писателем стиля, указание языковых, изобразительных и выразительных средств, которыми автор пользовался при написании своего произведения.
- Завершение анализа обобщающими выводами. Это может быть как личное читательское мнение, так и оценки известных литературных критиков. Главное условие – выводы должны быть обоснованными.
Опубликовано 8 марта, 2019
Как писать анализ произведения
Анализ художественного произведения – одна из задач, с которой часто приходиться сталкиваться во время образовательного процесса. Умение анализировать является одним из важных качеств, помогающим людям на их жизненном пути, а умение анализировать художественные произведения – ни что иное, как средство для извлечения наиболее значимой и необходимой информации из прочитанного.
Инструкция
Хорошо ознакомьтесь с произведением, которое собираетесь анализировать, ведь от этого зависят правильность и чёткость результата. Скорее всего это будет классика, описывающая обилие социальных и нравственных проблем, многогранная и неоднозначная работа писателя. Возможно что-то современное, актуальное и динамичное. Выбор произведения остается за вами.
Начните анализ книги с формулирования общей темы произведения, опишите затрагиваемые автором проблемы, раскройте основные идеи. При этом старайтесь не нарушать логику своих рассуждений, выражайте мысли последовательно, не прыгая с одной мысли на другую.
Уделите внимание своеобразию жанра творения. К примеру, Гоголь свои “Мёртвые души” нарёк поэмой, несмотря на все правила, а “Евгений Онегин” был охарактеризован Пушкиным как роман в стихах. В русской литературе таких случаев масса. Кроме всего прочего, описание языковых особенностей повествования, присущих именно этому автору, и средств художественной выразительности, используемых им, будет совсем не лишним.
Дальше сделайте описание художественных образов, представленных в произведении – ещё одна часть анализа, требующая весомых рассуждений. Литературу наполняют обыденные и общепринятые типы людей, повадки и привычки которых имеет общество и сегодня, а иногда нестандартные и удивительные персонажи. Поэтому постарайтесь наиболее подробно описать и дать свою оценку характерам героев.
После плавно переходите к сюжету произведения, затроньте его конфликт, изложите выводы и решения, принятые либо самим автором, либо персонажем, от чьего лица поднимаются проблемные вопросы. Плюсом будет и преподнесение своего мнения по этому поводу.
В завершении вашего анализа напишите о важности и значимости произведения в творчестве автора, о вкладе, привнесённом им в русскую и мировую литературу. В зависимости от необходимого объема анализа в эту часть можно вставить некоторые подробности из биографии писателя, особенности его жизни.
Проверьте текст на наличие грамматических и орфографических ошибок. Отредактируйте все моменты. Корректно введите изменения, если это необходимо. Постарайтесь добиться однородности и целостности общего повествования.
Источники:
- Содержание и составные элементы анализа литературного
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Рассказом считается малый жанр художественной литературы. Среди отличительных признаков – малый объем, узкий круг персонажей и сюжетов, а также – небольшой спектр затрагиваемых вопросов и проблем. Среди других жанров художественной литературы рассказ содержит наибольшую концентрацию мыслей и чувств, которые автор хранит и раскрывает в характерах действующих лиц произведения. Поэтому, если возникла необходимость провести анализ рассказа, следование правилам, указанным далее, может существенно облегчить процесс. Что это за правила? Давайте разбираться.
Шаг № 1 – прочтение.
Внимательно прочтите рассказ, особое внимание уделив возникшим чувствам и ассоциативному ряду. Можно коротко записать мысли, пришедшие в голову при чтении, первое впечатление, произведенное персонажами, свои выводы относительно проблематики рассказа.
Шаг № 2 – сюжет.
После прочтения нужно выделить главный сюжет произведения. Затем нужно понять, кто из действующих лиц – главное, а кто – второстепенное. Не лишним будет определить и главное событие, вокруг которого развивается сюжет.
Шаг № 3 – сюжетная схема.
Как и в любом другом художественном произведении, в рассказе должны присутствовать следующие элементы: экспозиция (описание условий, предшествовавших событиям рассказа), завязка (первое проявление конфликта; требует особого внимания от читателя); развитие (самая динамичная часть рассказа; как правило, именно здесь описываются и раскрываются действующие лица); кульминация (наивысшая точка рассказа; именно здесь все эмоции, характеры и события приобретают наибольший размах); развязка (разрешение конфликта, прояснение мотивации персонажей; чаще всего именно здесь автор выявляет свое отношение к героям); эпилог (описывается дальнейшая судьба персонажей). Из-за особенностей жанра часть вышеперечисленных элементов может подаваться кратко либо отсутствовать в принципе.
Шаг № 4 – композиция.
После прочтения рассказа стоит разобраться в том, насколько взаимосвязаны и последовательны его элементы. Стоит обратить внимание на моменты, когда автор вводит или выводит действующих лиц из повествования.
Шаг № 5 – внутренний мир рассказа.
Стоит обратить внимание на то, какие описания внешности, пейзажей или интерьеров использует автор для создания внутреннего мира рассказа.
Шаг № 6 – способы изображения.
Монолог (в том числе – внутренний), диалог, рассказ от 3-го лица – вот лишь некоторые способы, которые могут использоваться автором для изображения сюжета. Также стоит обратить внимание на места, где автор выражает свое отношение к происходящему и как он это делает (через любимого персонажа, самостоятельно или намекая).
Шаг № 7 – образы персонажей.
Необходимо проанализировать образы присутствующих в рассказе персонажей. Из-за их небольшой численности (не больше 3 персонажей). Необходимо описать характеры и взаимоотношения персонажей, выявить уникальные черты каждого из них. Дополнительным «бонусом» могут стать цитаты из текста. Стоит продумать значение главных и второстепенных персонажей для развития сюжета и выражения главной мысли рассказа. Доля этого разбора в анализе должна быть наибольшей.
Шаг № 8 – стиль.
В этом пункте стоит осветить такие вопросы, как место рассказа в творчестве писателя, сходство вынесенных в рассказ идей с личными взглядами автора. Дополнительной «опорой» при написании этого пункта можно сделать биографию автора и сжатый пересказ его творческого пути. В этом могут помочь энциклопедии, справочники, монографии и статьи о писателе.
Шаг № 9 – собственное мнение.
Чтобы закончить анализ, можно выразить собственное мнение о рассказе, опираясь на записи, сделанные «по горячим следам» после прочтения. Если вышло так, что мнение автора и ваше мнение разошлись – на это стоит указать в максимально корректной форме, не претендуя на «истину в последней инстанции».