Социально ответственная личность как пишется

Всего найдено: 5

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, какое написание правильное: «социально-ответственный» (бизнес)или «социально ответственный»? В практике встречаются оба варианта.
Светлана

Ответ справочной службы русского языка

Корректно раздельное написание: социально ответственный бизнес.

Скажите, пожалуйста, как пишутся слова организационно правовой и социально ответственный? Через дефис или раздельно?
С уважением, Екатерина.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _организационно-правовой, социально ответственный_.

Как пишется социально ответственный — раздельно или через дефис? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно раздельное написание.

Cкажите, пожалуйста, как (слитно, раздельно, через дефис) пишется слово «социально ответственный» в следующем контексте: «В России заговорили о социально ответственном бизнесе…»? Спасибо! Лариса

Ответ справочной службы русского языка

Корректно раздельное написание.

Здравствуйте!
У меня 2 вопроса:
1) как пишется слово «социально-ответственный»: через дефис и раздельно?
2) обособляется ли оборот «в свою очередь»
Спасибо
Буторина Оксана

Ответ справочной службы русского языка

1. Корректно: _социально ответственный_.
2. См. ответ № 179816 .

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Когда «социально» пишется раздельно со следующим словом

Если вы сомневаетесь, нужно писать раздельно или через дефис слова типа «социально значимый», «социально опасный», «социально незащищенный», «социально активный», то теперь у вас будет где подсмотреть. 🙂

Вот что фиксирует орфографический словарь:

социально активный
социально защищенный
социально значимый
социально направленный
социально незащищенный
социально обусловленный
социально опасный
социально ориентированный
социально успешный
социально уязвимый

Раздельное написание справочник «Орфографическое комментирование русского словаря» объясняет двумя правилами:

  1. пишется раздельно в сочетании со второй частью — качественным прилагательным, например: социально активный, социально значимый, социально нетипичный, социально однородный, социально полезный, социально опасный, социально разнородный, социально успешный, социально чуждый;
  2. пишется раздельно с прилагательным-причастием, например: социально закрепленный, социально незащищенный, социально обусловленный, социально окрашенный, социально осознанный, социально ориентированный.

📌 Если вашего слова в приведенных перечнях нет, прибегайте к аналогии. Например, «социально важная тема» или «социально ответственный бизнес»: «важный» и «ответственный» — это качественные прилагательные, близки к «значимый». Следовательно, пишем раздельно.

«Социально незащищенный» — почему «не» пишется слитно

Нас интересует орфографический аспект: почему «незащищенный» в таком сочетании пишется слитно? Ведь похоже на причастие с зависимым словом (не защищенный как? социально), а такие по правилам пишутся раздельно.

Но орфографический словарь фиксирует: «социально незащищенный», а справочник «Орфографическое комментирование русского словаря» поясняет:

«социально» пишется раздельно с прилагательным-причастием, напр.: социально закрепленный, социально незащищенный…

В справке «Грамоты.ру» встречаем:

незащищенный — прилагательное, возникшее на базе соответствующего причастия (оно уже не имеет значения признака по действию).

А на прилагательные условие с зависимыми словами не распространяется.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

На главную » Вопросы по грамматике » Сообщите, как правильно следует писать «социально ответственная» (раздельно или слитно

На главную

Сообщите, как правильно следует писать «социально ответственная» (раздельно или слитно

  • Жалоба
  • Просмотрен 121 раз
  • 0
  • Аноним Вопрос задан 16.03.21


Сообщите, как правильно следует писать «социально ответственная» (раздельно или слитно?) во фразе: «Будучи социально ответственной компанией…»

Ответить


Лучший ответ:

Правильно раздельное написание.

Ссылка на ответ
Ответ эксперта

Вопросы по грамматике

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Похожее

  • Подскажите, как же все-таки правильно писать «экспортно ориентированная продукция» или «экспортно-ориентированная продукция» и «социально ориентированная рыночная экономика» или «социально-ориентированная рыночная экономика»?
    Вопросы по грамматике

  • У нас возник спор по правильному написанию «не» в фразе «…социально незащищенных граждан…». В вашем архиве нашли ответ, что правильно слитно, без объяснений почему. Поясните почему?
    Вопросы по грамматике

  • Подскажите, слово «социально-значимое» пишется через дефис или раздельно.
    Заранее благодарна.

    Вопросы по грамматике

  • Как правильно писать: «социально ориентированные проекты» или «социально-ориентированные
    Вопросы по грамматике

  • сообщите, как правильно писать «Демо сайт, демо школа, демо урок»? Слитно или раздельно
    Вопросы по грамматике

Предыдущий вопрос
Следующий вопрос

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Определение и разбор слова

Данное выражение употребляется, когда говорят о ком-то или о чем-то, обладающим значением с общественной точки зрения.

Варианты написания

Правильно писать выражение раздельно как два отдельных слова или через дефис? Выбор написания – «социально значимый» или «социально-значимый» – определяется правилом орфографии, которое мы в статье рассмотрим.

Существует два основных варианта написания слова:

  • «социально значимый», где выражение пишется раздельно;
  • «социально-значимый», где выражение пишется через дефис.

Как правильно пишется: «социально значимый» или «социально-значимый»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ»

Какое правило применяется?

В русском языке есть правило: «Словосочетания, которые состоят из наречия и прилагательного или причастия, пишутся раздельно». В данном случае «социально» является наречием, а «значимый» — прилагательным. Поэтому пишем это выражение раздельно.

Примеры использования слова в речи

По вашему мнению какие социально значимые факторы влияют на здоровье человека?

Стране не хватает социально значимых реформ.

Нужно определить критерии социально значимого проекта.

Дом культуры – социально значимый объект для нашего города, мы не можем допустить его закрытия.

Компания начала социально значимый проект, который уже заинтересовал многих людей.

Подводим итоги:

  • Верное написание: «социально значимый»
  • Неверное написание: «социально-значимый»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    1. Зависимость между свободой и ответственностью человека

Реальное
свободное действие человека выступает,
прежде всего, как выбор поведения.
Свобода есть там, где есть выбор. В такой
ситуации особый интерес представляет
проблема моральной и правовой
ответственности человека за свои
поступки.

Свобода
и ответственность — две стороны одного
целого — сознательной человеческой
активности. Свобода есть возможность
осуществления целеполагающей деятельности,
способность вести себя и действовать
со знанием дела ради избранной цели.
Она реализуется тем полнее, чем лучше
человек познал реальные условия, чем
больше избранная цель и средства ее
достижения соответствуют интересам
личности и общества, закономерным
тенденциям исторического процесса.
Ответственность — это обусловленная
объективными процессами и их осознанием
необходимость выбора способа и средств
действий, необходимость активной
деятельности для осуществления
поставленной цели самим человеком или
обществом. Свобода порождает
ответственность, ответственность
направляет свободу.

Свобода
невозможна без ответственности человека
перед самим собой и другими людьми,
перед обществом и государством.
Ответственность — неизбежная цена
свободы и воздаяние за нее. Свобода
требует от человека таких проявлений
ответственности, как разумность,
целесообразность, нравственность и
воля, без чего она неизбежно будет
вырождаться в произвол и насилие над
другими людьми, в разрушение окружающего
мира.

Свобода
человека всегда предполагает его
ответственность перед обществом за
свой поступок. Свобода и ответственность
— это две стороны единого целого —
сознательной человеческой деятельности.
Свобода есть возможность осуществления
целеполагающей деятельности, способность
действовать со знанием дела ради
избранной цели. Реализуется она тем
полнее, чем лучше знание объективных
условий, чем выше избранная цель, и когда
средства ее достижения соответствуют
объективным условиям, закономерным
тенденциям развития действительности.
Ответственность же связана с осознанием
объективных условий и субъективно
поставленной цели, необходимости выбора
способа действия для осуществления
этой цели. Свобода всегда порождает
ответственность, а ответственность
направляет свободу.

Относительный
характер свободы находит свое отражение
в ответственности личности перед другими
личностями и обществом в целом. Зависимость
между свободой и ответственностью
личности прямо пропорциональна: чем
больше свободы дает человеку общество,
тем больше и его ответственность за
пользование этими свободами13.
В противном случае наступает разъедающая
общество анархия. Это ежечасно и
ежеминутно должны помнить все мы. Как
говорил Гете, «не то делает нас
свободными, что мы ничего не признаем
над собою, но именно то, что мы умеем
уважать стоящее над нами. Потому что
такое уважение возвышает нас самих;
нашим признанием мы показываем, что
носим внутри себя то, что выше нас, и тем
самым достойны быть ему равными».


    1. Виды социальной ответственности

Социальная
ответственность возникает тогда, когда
поведение личности имеет общественное
значение, регулируется социальными
нормами. Социальная ответственность
понимается в двух значениях:

  • ответственность
    позитивная (перспективная, проспективная)
    — означает осознание лицом необходимости
    выполнения своего долга, всей суммы
    лежащих на личности обязанностей,
    степень выполнения этих обязанностей.
    Это ответственность за будущее поведение.
    Позитивная ответственность носит
    активный характер, это ответственность
    за настоящие и положительные действия.

  • ответственность
    ретроспективная (негативная) — означает
    принятие или возложение определенных
    мер воздействия, ограничений или
    обязательств, являющихся следствием
    нарушения социальных обязанностей.
    Это ответственность за прошлые действия,
    ранее совершенные. Это наиболее
    распространенное понимание ответственности,
    именно оно имеет юридически значимый
    характер. Негативная ответственность
    в той или иной мере связана с претерпеванием
    неблагоприятных последствий своих
    действий.

В
этом втором значении — как необходимость
отвечать за содеянное — социальная
ответственность подразделяется на
виды. Критерием является сфера социальной
деятельности и связь с определенными
социальными нормами. Социологическая
наука на основе указанных критериев
выделяет юридическую, нравственную,
экономическую, политическую ответственность.
В юридической литературе перечень видов
социальной ответственности более широк
и при этом не является исчерпывающим.
Выделяют: политическую, моральную,
юридическую, профессиональную,
общественную ответственность и т.д.14

Политическая
ответственность вытекает из особенностей
политических отношений и регулирующих
их норм. Эти отношения возникают между
классами, нациями, государствами в
процессе взаимоотношений. Своеобразие
политической ответственности состоит
в том, что она наступает не только за
виновные действия, но и за неумелость,
приспособленчество, конъюнктурность,
опрометчивость в вопросах политики и
т.д. Ее сущность — отрицательная оценка
политического проступка субъекта со
стороны определенного класса, группы
или общества в целом.

Моральная
ответственность имеет весьма широкую
сферу действия. Ее важнейшим свойством
является осуждающее отношение к
нарушителю социальных норм, которое
складывается у общества или коллектива,
негативная оценка поступка, противоречащего
нормам морали.

Эти
нормы непосредственно исходят из
общенародных представлений о добре и
зле, справедливости и чести, достоинстве
и добродетели и т.д. и выступают критерием
социальной оценки определенных качеств
личности нарушителя. Моральная
ответственность взывает к его совести
о признании и осознании совершенных им
ошибок, строгом выполнении общепринятых
правил поведения.

Профессиональная
ответственность связана с видами
деятельности субъекта: педагогической,
врачебной, научной, судебной, следственной
и т. д.

Общественная
ответственность в смысле этой классификации
представляет собой ответственность
перед общественной организацией.
Ответственность перед общественной
организацией и моральная ответственность
не совпадают. Первый вид — уже, поскольку
она наступает только при условии, если
нарушающий нравственные нормы одновременно
посягает и на нормы данной общественной
организации, членом которой он является.
Формами осуждения при такой ответственности
могут быть предупреждение, постановка
на вид, выговор, строгий выговор и т. д.
В ответственности перед общественной
организацией сильнее, чем в нравственной,
выражены элементы общественного
порицания.

Юридическая
ответственность является специфическим
видом социальной ответственности, это
определяется прежде всего ее связью с
государственным принуждением.

Соседние файлы в предмете Философия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

АО «Медицинский
университет Астана»

Кафедра философии 
и социологии

СРС

На тему « 
Социальная характеристика личности»

Выполнила__________________

Проверила__________________

Астана 2012 г

План

    1. Общее представление о
личности.

    2. Личность как социо-культурная
реальность.

    3. Психологические образования 
личности.

    4. Список использованной литературы

Введение

Реальность, которая описывается 
термином «личность», проявляется 
уже в этимологии этого термина.
Слово «личность» (от лат. persona) первоначально
относилось к актерским маскам (сравни
«личина»), которые в античном театре
были закреплены за определенными типами
действующих лиц («ревнивец», «завистник»,
«герой» и т. д. ).

Затем это слово стало означать
самого актера и его роль. У римлян
слово persona употреблялось обязательно
с указанием определенной социальной
функции, роли (личность отца, личность
царя, личность судьи и т. д. ). Иначе говоря,
личность по первоначальному значению
— это определенная социальная роль или
функция человека.

Постепенно понятие личности наполнялось 
все большим многообразием смысловых 
значений, оттенки и диапазон которых 
в определенной мере специфичны для 
конкретного языка. В немецком, английском,
французском языках личность означает
лицо, особу человека. При этом только
во французском языке появляется
производное слово, обозначающее индивидуальность
человека (в немецком и английском
языке для этого существуют отдельные 
слова). В русском языке, как и 
во французском, понятие личности не
отделено от смыслового значения индивидуальности
(хотя, как мы видим, — слова разные).
В «Толковом словаре русского языка»
под редакцией Д. Н. Ушакова личность
характеризуется как отдельное человеческое
Я, как человеческая индивидуальность,
являющаяся носителем отдельных социальных
и психологических свойств.

В значении слова «личность» можно 
выделить два основных смысла. Один,
наиболее очевидный, — несовпадение собственных 
характеристик человека, его лица
с содержанием роли, которую он
исполняет. Другой смысл — социальная типичность
изображаемого персонажа, его открытость
другим людям.

Зафиксированная в слове и в 
произвольных от него терминах связь 
этих значений привела в последующем 
к представлению о том, что 
социально-содержательные характеристики
человека несовместимы с реальными 
свойствами носителя этих характеристик.
Соответственно и социальные функции 
личности представлялись как не связанные 
с внутренними характеристиками
психологических механизмов, обеспечивающих
эти функции.

В психологии эволюция самого понятия 
личности от обозначения маски к 
ее носителю и далее к его роли
дала импульс для развития представлений 
о личности как системе ролевого
поведения, обусловленного совокупностью 
устойчивых социальных ожиданий со стороны 
ближайшего окружения. Это нашло 
свое выражение в так называемой
ролевой теории личности, в которой 
она характеризуется главным 
образом через выполняемые ею
социальные роли. В семье — это роль
сына, отца, брата и т. п. ; на работе
— определенная профессиональная роль,
вне работы это может быть роль друга,
настоящего мужчины, обаятельной женщины
и т. п. Но для понимания существа личности
определяющее значение имеет не многообразие
социальных ролей, а выбор, принятие и
исполнение человеком определенных социальных
действий, внутреннее отношение к ним.
Личность — это не структура ролей и вообще
не структура, а человек, который вовсе
не сводится к игре в выбранные роли, не
лицедействует только. Человек как личность
свободно и осознанно принимает ту или
иную социальную роль, сознает возможные
последствия своих действий по ее осуществлению
и принимает всю полноту ответственности
за их результаты.

Понятие роли как способа социального 
поведения, принятого в данном сообществе,
является достаточно адекватным для 
первичного анализа реальных действий
личности. Само понятие личности имеет 
смысл лишь в системе общественных
отношений, реализуемых через определенные
социальные роли. Однако социальные роли
— это не конечный, а исходный пункт 
в понимании сущности личности. Для 
научной психологии важна не роль
сама по себе, а ее носитель, субъект.
Принятие или непринятие социальной
роли, серьезность ее исполнения, ответственность 
за последствия своих действий характеризует
человека как личность.

    2. Личность как социо — культурная
реальность

В качестве отправных идей для понимания 
природы личности можно принять 
высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя
предмет психологии личности, он писал:
«Личность не = индивид; это особое
качество, которое приобретается 
индивидом в обществе, в целокупности
отношений, общественных по своей природе,
в которые индивид вовлекается…. Личность
есть системное и поэтому «сверхчувственное»
качество, хотя носителем этого качества
является вполне чувственный, телесный
индивид со всеми его порожденными и приобретенными
свойствами.

Они, эти свойства, составляют лишь
условия (предпосылки) формирования личности
— как и внешние условия и 
обстоятельства жизни, выпадающие на долю
индивида». Представляется важным пояснить
в приведенном положении те характеристики,
которые составляют специфическое 
содержание понятия «личность». Это,
прежде всего, указание на то, что личность
есть особое качество или характеристика
человека (индивида). Личность характеризует 
человека со стороны его общественных
связей и отношений, т. е. взаимосвязей
с другими людьми. А. Н. Леонтьев называет
личность «сверхчувственным» образованием
именно за то, что связи и отношения 
с другими людьми составляют особого 
рода реальность, недоступную непосредственному 
восприятию, предполагающую для своего
понимания использование познавательных
возможностей мышления, разума человека.
Следовательно, понятие личности в 
психологии обозначает особый способ
существования человека — существование 
его как члена общества, как 
представителя определенной социальной
группы. Близкие к понятию «личность»
понятия «индивид» и «субъект»
в строгом научном смысле не являются
синонимами, они означают различные 
уровни организации субъективной реальности
человека. В психологической литературе
очень часто в понятие личности
включают самые разнородные характеристики
человека — от формально-динамических
свойств темперамента до мировоззрения 
и жизненных принципов. Подобное
расширительное толкование затрудняет
понимание самого феномена личности
в ее сути и приводит к неразличению
задач полноценного развития индивида,
обучения субъекта, воспитания личности.
Проблема личности образует новое психологическое
измерение.

Сущность личности проявляется 
при изучении положения, позиции 
человека во взаимоотношениях его с 
другими людьми, раскрывается в его 
жизненных целях и стоящих 
за ними мотивах, в способах поведения 
и средствах действия применительно 
к общим своим целям и задачам. Понятие
личности тесно связано с понятием позиции
и соотносимыми с ним понятиями социальной
роли и социального статуса.

По широко распространенному в 
психологии определению, роль — это 
программа, которая отвечает ожидаемому
поведению человека в структуре 
той или иной социальной группы, это заданный,
несвободный способ его участия в жизни
общества. Статус определяет поведение
человека, включенного в систему сложившихся
социальных отношений, где для него заданы
место и способ действия, тип нормативного
поведения. В статусной системе всегда
есть нормы, которые регулируют наши отношения,
наши действия.

Понятия статуса и роли имеют 
отношение к определению личности.
Не случайно в обыденном сознании
личность человека отождествляют с 
его социальным положением, общественным
статусом, о личности судят по его 
социальным действиям, по его социальной
роли.

Однако понятия статуса и 
роли не охватывают самой сути личности
— способности человека как личности
действовать свободно, самостоятельно
и ответственно, т. е. выходить за пределы 
статусно-ролевых ограничений, нормативных
предписаний. Как отмечал А. Н. Леонтьев,
личность есть особое человеческое образование,
которое не может быть выведено из его
приспособительной деятельности. Личностное
поведение — это поведение по собственному,
свободному выбору. Личность — это субъект
свободного социального действия или,
«субъект поступания». Место человека
в социальной жизни может быть задано,
предписано ему волей случая, рождения,
обстоятельств. Место человека в жизни
может быть выбрано, найдено, завоевано
им самим, по его собственной воле и свободному,
осознанному выбору. В этом случае говорят
о выборе субъектом позиции в жизни, о
его личностном самоопределении. Позиция
— это наиболее целостная характеристика
человека как личности. Личность — это
человек, свободно, самостоятельно и ответственно
определяющий свое место в жизни, в обществе,
в культуре. Поэтому личность есть целиком
социо-культурное образование. Можно встретить
и такое определение: личность — это субъект,
свободно определившийся, выработавший
свою позицию в пространстве культуры
и времени истории.

Но занять позицию в отношениях
с другими невозможно раз и 
навсегда. В каждой точке существования 
вновь и вновь возникает необходимость 
свободного и самостоятельного выбора,
неизбежность принятия на себя ответственности 
за свои действия перед другими и 
самим собой. А потому личность —
это не раз и навсегда сформированное
качество, состояние, структура или 
уровень. Личность — это способ действий,
образ бытия; это — субъект поступания.
Следовательно, человек каждый раз должен
утверждать себя как личность, он должен
выбирать и отстаивать собственные позиции,
начиная со школьного возраста и до глубокой
старости. Личность есть специфический
способ существования человека. Можно
говорить об особом личностном бытии человека.
Личностным способом человек может и не
жить: он может жить, например, индивидным
(в патологии), субъектным способом, душевными
пристрастиями и влечениями.

Личностный способ бытия есть исходный
уровень культурной и духовной жизни 
человека. С христианской точки зрения,
только на уровне личностного бытия 
человек оказывается способен к 
прямому, личному, непосредственному 
обращению к Богу. Действия человека
как личности, его поступки ориентированы 
на других людей, на нормы и ценности
общественной жизни. Но в общественной
жизни духовность может быть представлена
в различной мере. Личность может 
утверждать себя и на негативных нормах
и ценностях, существующих в человеческой
культуре. Потому личность нельзя рассматривать 
только с положительным знаком. Особенно
наглядно это проявляется в так 
называемых исторических личностях. Среди 
исторических личностей много героев
и прогрессивных деятелей, но и 
немало злодеев и «темных личностей».

Личностный способ бытия человека
обеспечивается благодаря особым личностным
образованиям. В свою очередь, эти 
психологические, личностные образования 
формируются и складываются только
при условии выхода человека на особый
уровень жизнедеятельности, при 
ведении человеком личностного 
способа жизни. Только совершая поступки,
человек может стать личностью,
сформировать свое «лицо», заявить 
о себе, отличить себя от других Лиц.

Личность есть полная самоопределенность
человека во всей совокупности его действий,
отношений с другими, его устремлений
и ориентаций. Формулой личностного поведения
выступает заявление человека: «Я лично!
«. Человек заявляет о своей собственной,
полной ответственности за свои действия
и поступки. Личностное бытие — это муки
выбора, риск социального действия, тяготы
ответственности за себя и других. А потому
не все люди соглашаются на такой способ
жизни. Но отказ от личностного бытия есть
согласие на зависимый, безответственный,
социально-приспособительный способ жизни.
Это не менее тяжкая доля для человека.

Пространство личности — это пространство
социального поведения человека,
его поступки. Личность проявляется 
и формируется через поступки.
Поступок в психологии определяется
как сознательное действие, акт нравственного 
самоопределения человека, в котором 
он утверждает себя как личность в 
своем отношении к другому 
человеку, к себе самому, к обществу
и миру в целом. Психологические 
образования личности, обеспечивающие
человеку возможность совершать 
поступки, позволяющие ему осуществить 
акт свободного, самостоятельного и 
ответственного выбора, отстаивать собственную 
позицию, составляют особый уровень 
и особую структуру субъективности.
С этой точки зрения субъектность
человека, способности и механизмы его
душевной жизни входят в психологические
образования личности в качестве их особых
предпосылок. Способности субъекта в личностном
плане получают оценку через особый (присущий
данному индивиду) способ социального
действия: способность глубоко и правильно
оценить сложившуюся ситуацию, учет различных
позиций других субъектов, предвидение
возможных последствий для себя и других
своих действий и др. Характер (в широком
смысле слова) также неотделим от личности,
поскольку реализует главные жизненные
устремления человека. Принципиальная
общность личности и характера проявляется
в присущей им совокупности основных жизненных
отношений человека. Различия же проявляются
в том, что личность определяет специфику
позиции человека, мотивов и смыслов его
социального действия, нравственных ориентиров,
на которых оно строится, в то время как
характер по преимуществу определяет
способы действия, способы достижения
намеченных целей. В психологии указывается
на то, что личность в ее узком понимании
может контрастировать с характером. Житейская
психология дает многочисленные примеры
несовпадения личности и характера: можно
встретить «хорошего человека» (т.
е. индивида с социально ценной, нравственной
позицией) с плохим характером (недостаточно
сдержанным, безвольным) и, напротив, негодяя
и подлеца (личностная позиция) с хорошим
характером (общительным, уравновешенным).
В научной литературе отмечается, что
на личностном уровне бытия человек преодолевает
недостатки своего характера: личность
в своем развитии «снимает» характер.

Включенность субъектных образований 
в личностное поведение позволяет 
определять личность как субъект 
социальных отношений. Недоразвитие внутреннего 
мира проявляется и в личностном
бытии человека. Отсутствие стойких
социальных устремлений у субъекта приводит
к избеганию ответственных действий. Неспособность
осмыслить глубину и сложность социальных
взаимоотношений, выработать собственное
отношение к происходящему приводит либо
к зависимому, несамостоятельному поведению,
либо к асоциальным действиям. С этой точки
зрения, действительно, личность — это
субъект (распорядитель, инициатор) социального
поведения и в этом качестве включает
в себя основные субъектные структуры.
Определяя личность человека, С. Л. Рубинштейн
писал: «В качестве собственно личностных
свойств из всего многообразия свойств
человека обычно выделяются те, которые
обуславливают общественно значимое поведение
человека. Основное место поэтому в нем
занимает система мотивов и задач, которые
ставит себе человек, свойства его характера,
обуславливающие поступки людей (т. е.
те их действия, которые реализуют или
выражают отношения человека к другим
людям), и способность человека, т. е. свойства,
делающие его пригодным к исторически
сложившимся формам общественно полезной
деятельности». Подчеркивание этого
момента важно в том отношении, что нередко
в психологических работах личность человека
рассматривается в отрыве от ее носителя,
от субъективного, внутреннего мира человека.
Действительно, личность человека представляет
собой особое измерение, которое получает
человек как субъект общественных отношений
и деятельности.

Интересны эмпирические данные, которые 
относятся к исследованиям «самоактуализации
личности» А. Маслоу. Автор отобрал среди
хорошо знакомых ему людей тех, кого можно
было назвать «оптимально функционирующими
личностями», и выделил у них общие психологические
свойства. Основные из них следующие:

1) объективное восприятие действительности,
выражающееся в четком отделении 
знания от незнания, в способности 
отличать конкретные факты от 
мнения по поводу этих фактов,
существенные явления — от видимостей;

2) принятие себя, других, мира такими,
как они есть;

3) неэгоцентричность, ориентация на решение
внешних проблем, центрированность на
объекте;

4) способность переносить одиночество 
и потребность в обособлении;

5) творческие способности;

6) естественность поведения, но 
и отсутствие стремления нарушать 
условности просто из духа противоречия;

7) дружелюбное отношение к любому 
человеку с хорошим характером,
вне зависимости от его образования, 
статуса и других формальных 
характеристик; 

     1.
Какова природа ответственности,
это врожденное или приобретенное качество?

     2.
В чем вы видите связь между 
свободой и ответственностью?

     3.
Польский писатель Станислав Ежи Лец сказал:
«Свободу нельзя симулировать». Как вы
это понимаете?
 

     3.
Виды социальной ответственности

     Классификация
социальной ответственности зависит от
сферы социальной деятельности, в связи
с чем выделяют политическую, моральную,
общественную, юридическую ответственность
и т.д.

     Политическая 
ответственность вытекает из особенностей
политических отношений и регламентирующих
их норм. Эти отношения возникают между
классами, нациями, государствами в процессе
взаимоотношений. Своеобразие политической
ответственности состоит в том, что она
наступает не только за виновные действия,
но и за неумелость, приспособленчество,
конъюнктурность, опрометчивость в вопросах
политики и т.д. Ее сущность – отрицательная
оценка политического проступка субъекта
со стороны определенного класса, группы
или общества в целом.

     Моральная
ответственность имеет весьма широкую
сферу действия. Ее важнейшим свойством
является осуждающее отношение к нарушителю
социальных норм, которое складывается
у общества или коллектива, негативная
оценка поступка, противоречащего нормам
морали.

     Эти
нормы непосредственно исходят из
общенародных представлений о добре и
зле, справедливости и чести, достоинстве
и добродетели и т.д. и выступают критерием
социальной оценки определенных качеств
личности нарушителя. Моральная ответственность
взывает к его совести о признании и осознании
совершенных им ошибок, строгом выполнении
общепринятых правил поведения.

     Профессиональная 
ответственность связана с видами
деятельности субъекта: педагогической,
врачебной, научной, судебной, следственной
и т.д.

     Ответственность
перед общественной организацией и
моральная ответственность не совпадают.
Первый вид – уже, поскольку она наступает
только при условии, если нарушающий нравственные
нормы одновременно посягает и на нормы
данной общественной организации, членом
которой он является. Формами осуждения
при такой ответственности могут быть
предупреждение, постановка на вид, выговор,
строгий выговор и т.д. В ответственности
перед общественной организацией сильнее,
чем в нравственной, выражены элементы
общественного порицания.

     Юридическая
ответственность представляет собой особую
разновидность социальной ответственности,
которая проявляется в различных областях
человеческой жизни.

     Ответственность
рассматривается в двух аспектах:
позитивном и негативном (проспективном 
и ретроспективном).

     В
проспективном (позитивном) аспекте ответственность
характеризует положительное отношение
лица к совершаемым им поступкам. Это понимание
важности своих действий для общества,
стремление и желание выполнить их как
можно лучше, эффективнее, быстрее. Это
ответственность за надлежащее осуществление
своей социальной роли, выполнение социальных
норм, за любое порученное дело. В правовой
сфере позитивная ответственность связана
с социально-правовой активностью, проявлением
инициативы при реализации правовых предписаний.

     Именно
данная сторона ответственности имеется
в виду, когда говорят о чувстве (осознании)
ответственности или о том, что человек
берет ответственность на себя. Ответственность
в указанном смысле рассматривается в
качестве осознанной и воспринятой лицом
социальной необходимости инициативного
выполнения долга, всей суммы лежащих
на нем обязанностей — политичес». ких,
моральных, правовых. Это ответственность
за будущее поведение.

     Обществу 
не безразлична деятельность субъектов,
ее последствия. Поэтому, осуществляя 
постоянный контроль за их поведением,
оно в необходимых случаях корректирует
его путем поощрения, стимулирования социально
активного, высокоответственного поведения
или, напротив, наказания нарушителя социальных
требований.

     Во 
втором случае налицо ответственность
ретроспективная, ответственность за
уже совершенное. Она связана не только
с осознанием ее личностью, но и с внешним
воздействием со стороны общества, государства,
иных лиц и может быть моральной, общественной
и др. Среди указанных видов негативной
(ретроспективной) ответственности особое
место занимает юридическая ответственность
как важнейшая разновидность ответственности
социальной.
 

     4.
Социальная ответственность
и ценности личности

     Существует 
взаимообратная зависимость уровня
сформированности социальной ответственности
и структуры системы ценностей, а именно:
структура системы ценностей индивида,
соотношение в ней ценностей терминальных
и инструментальных зависит от объекта
ответственности: если в системе ценностей
доминирующими являются терминальные
ценности, то ответственность будет носить
более индивидуализированный, личностный
характер, т.к. объектом ответственности
является сам индивид, его потребности
и интересы; если в системе ценностей превалируют
инструментальные ценности, то ответственность
иметь социальную направленность, т.к.
ее объектом будет социум со всеми его
атрибутами; уровень сформированности
социальной ответственности и определение
социального действия в структуре жизнедеятельности
индивида зависит от доминирования инструментальных
ценностей. Чем больше доминанта инструментальных
ценностей, тем выше уровень сформированности
социальной ответственности, определяющий
выбор ценностно-рационального социального
действия в структуре жизнедеятельности
индивида.

     Терминальные 
ценности: активная жизненная позиция;
здоровье (физическое и психическое); интересная
работа; красота природы и искусства (переживание
прекрасного в природе и в искусстве);
любовь; материальное благополучие; наличие
верных друзей; общественное призвание
(уважение окружающих); познание (возможность
расширения своего образования, кругозора,
общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное
использование своих возможностей, сил
и способностей); развитие (работа над
собой, постоянное физическое и духовное
совершенствование); развлечения; свобода
(самостоятельность, независимость в суждениях
и поступках); счастливая семейная жизнь; 
творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (внутренняя гармония,
свобода от внутренних противоречий, сомнений).

     Инструментальные 
ценности: – ответственность (чувство
долга, умение держать свое слово); рационализм
(умение здраво и логично мыслить, принимать
обдуманные, рациональные решения); самоконтроль
(сдержанность, самодисциплина); твердая
воля (умение настоять на своем, не отступать
перед трудностями); терпимость (к взглядам
и мнениям других, умение прощать другим
их ошибки и заблуждения);высокие запросы
(высокие требования к жизни и высокие
притязания); исполнительность (дисциплинированность);
независимость (способность действовать
самостоятельно, решительно); непримиримость
к недостаткам в себе и других; эффективность
в делах (трудолюбие, продуктивность в
работе).

     Как
система ценностей и интересов 
социальная ответственность личности
имеет свою внутреннюю структуру и организацию.
Она формируется и развивается на нескольких
уровнях: на уровне отношения личности
к самой себе; на уровне ее отношения к
окружающим ее людям; на уровне ее отношения
к обществу (человечеству) в целом; на уровне
ее отношения к среде своего собственного
обитания (природе); на уровне ее отношения
к абсолюту. На каждом уровне своего развития
и проявления социальная ответственность
личности, наряду с общими, предполагает
использование и специфических принципов
самоорганизации, а также изменение внутренней
иерархии этих принципов. И здесь возможны
три основные модели структурирования
таких принципов.

     Первая 
модель связана с абсолютизацией
прагматизма и расчета; когда 
они становятся основными (ведущими)
признаками для деятельности личности,
степень ее социальной ответственности
существенно снижается. При такой модели
социального взаимодействия духовные
и нравственные критерии остаются на периферии
сознания личности, а их влияние на мотивацию
поведения оказывается ослабленным (вторичным).
Поскольку общество не может игнорировать
соблюдение основополагающих духовно-нравственных
критериев организации и осуществления
деятельности, оно, посредством общественного
нормотворчества, устанавливает санкции
за их несоблюдение, т.е. сохраняет формальную
социальную ответственность.

     Вторая 
модель социально ответственного поведения 
личности связана с приоритетом 
духовно-нравственных критериев (таких,
как совесть, справедливость, честь,
человечность, доброжелательность и 
т.д.) по отношению к критериям прагматизма,
гедонизма, расчета. При такой иерархии
ценностных ориентаций прагматизм и гедонизм
не перерастают в свои крайние формы (жестокость,
бесчеловечность, жадность, эгоизм, стяжательство
и т.д.), что позволяет формировать реальную
социальную ответственность личности.

     Третья 
модель социальной ответственности 
личности связана с паритетностью 
двух групп ценностных критериев 
в организации ее (личности) деятельности.
При таком сбалансированном подходе 
социальная ответственность, как правило,
оказывается менее зрелой и системной;
в поведении личности наблюдаются отклонения
от общественных требований к феномену
социальной ответственности, что и вызывает
необходимость применения внешних санкций.
Данное состояние социальной ответственности
можно охарактеризовать как переходное.

     Для
создания оптимальной иерархии ценностных
ориентаций в системе социальной
ответственности личности особую роль
играют такие условия, как справедливость,
открытость, сотрудничество, солидарность,
взаимопомощь, честность, доброжелательность.
Именно эти условия определяют характер
социальной ответственности личности
как ее антропологическую константу. Как
социальное существо личность, находящаяся
в системе указанных координат, репродуцирует
свои интересы и ценностные установки
таким образом, чтобы сохранить и улучшить
способы и механизмы своего взаимодействия
с внешним миром (социального взаимодействия)
как сложного социального отношения. Синтез
материальных интересов и духовно-нравственных
норм (установок) способствует совершенствованию
всей системы социальной ответственности
личности и повышению социальной эффективности
различных форм ее деятельности.
 

     5.
Качества личности ответственного
человека.

     Качества,
составляющие ответственность, с точки 
зрения личной значимости: организованность,
самостоятельность, целеустремленность,
надежность и др.

     Качества,
характеризующие внутреннюю сторону 
ответственности: старания, критичность,
дисциплинированность, выдержка и т.д.

     Что
же отличает ответственного
человека, от безответственного?

     1.
Ответственный человек
должен быть готов, и
мочь взять на себя ответственность
за что-либо или кого-либо
.

     2.
Ответственность –
это качество, которым
наделяет себя человек
сам.
Человек должен хотеть взять ответственность.
Ответственность нельзя дать, ее можно
только взять самостоятельно. Т.е., если
человек выполняет какие-то обязательства
(в должный срок и с должным качеством),
которые ему кто-то вменил, то это в большей
степени относится к такому качеству,
как исполнительность, чем к ответственности.

     3.
Ответственный человек
умеет принимать решения
за себя и за людей, которые
от него зависят, а также
активно действовать
для получения желаемого
результата.
При этом человек способен
прогнозировать последствия принятых
решений и выбирать наилучшие способы
достижения поставленной цели. Ответственность
в большей степени связана с результатом,
а не с процессом выполняемой работы.

     4.
Ответственность связана
со способностью человека
осознавать то, что результаты
принятых решений зависит
только от него самого
. Иными словами,
ответственность – это способность осознать
то, что качество жизни, уровень успешности
и самореализации человека зависят только
от него самого.

     Таким
образом, ответственность 
– это готовность
и желание человека
выбирать и принимать 
решения, активно действовать
для получения желаемого
результата, а также
полностью осознавать,
что результаты принятых
решений зависят только
от него самого.

     Ответственность
часто соседствует с такими личностными 
качествами, как дисциплинированность,
решительность, инициативность и исполнительность.
Поэтому, определить насколько человек
ответственен, можно и через проверку
наличия этих качеств.
 

     Дополнительные 
вопросы:

  1. Какие качества
    свидетельствуют о социальной ответственности
    человека?
  2. Каким образом
    доброта и злость (другие качества) влияют
    на ответственность личности?
  3. Является
    ли ответственность важным качеством
    личности в современном мире и насколько
    она нужна человеку в повседневной жизни?
  4. Как вы думаете
    что хуже: абсолютно безответственный
    человек или крайне, предельно ответственный,
    до педантизма и щепетильности?

     5.
Может ли один человек повлиять 
на судьбу целого народа и 
способен ли рядовой, обычный 
гражданин в современных условиях 
изменить какое-либо глобальное 
событие? 
 
 

    Литература:

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности ) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на фирмы и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Все значения словосочетания «корпоративная социальная ответственность»

СОЦИА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое. 1. Относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. Социальный прогресс. Социальные науки. Социальная обусловленность явлений.

Все значения слова «социальный»

ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ, -и, ж. 1. Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-л. Нести ответственность. Привлечь к ответственности.

Все значения слова «ответственность»

  • Для компаний всё более важными становятся социальные проявления, поэтому значение политики корпоративной социальной ответственности постоянно возрастает.

  • Эта книга была бы невозможна без активной поддержки людей, занимающихся вопросами социальной ответственности бизнеса, как в теории, так и на практике.

  • Помощь антипатичному сверстнику младшие школьники обосновывают чувством социальной ответственности и справедливости.

  • (все предложения)
  • социальные ценности
  • корпоративная социальная ответственность
  • социальная деятельность
  • социальные институты
  • социальные функции
  • (ещё синонимы…)
  • социалист
  • социум
  • социализм
  • социология
  • общий
  • (ещё ассоциации…)
  • работа
  • соответствие
  • самостоятельность
  • ответ
  • дети
  • (ещё ассоциации…)
  • Разбор по составу слова «социальный»
  • Разбор по составу слова «ответственность»
  • Как правильно пишется слово «социальный»
  • Как правильно пишется слово «ответственность»

December 24 2008, 10:19

Category:

  • Общество
  • Cancel

Сложное прилагательное или наречие+прилагательное?

Добрый день, сообщники и сообщницы!

Пересмотрела РОС Лопатина. «Социально активный», «социально опасный» в нем написаны отдельно; «социально-структурный», «социально-политический» – через дефис.
У меня вот такой вопрос: как пишется «социально ответственный»? Интуиция мне подсказывает, что отдельно, ибо в данном случае «социально» – наречие.
Однако мне попалась на глаза книга с названием «Социально-ответственный маркетинг». И возникло некоторое сомнение…

 

UPD:  Всем спасибо! Пища для размышлений богата и разнообразна)))

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Поиск ответа

Как правильно употреблять существительные со словами » одаренный » и «знания»? » Одаренный в химии», » одаренный по химии», » одаренный в области химии»? «Глубокии знания по химии», «глубокие знания химии» и т.д.?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте!
1. Нужны ли запятые в предложениях такого рода:

Он был страстный, хоть и не особенно одарённый _ шахматист.
Его деятельность, вернее, бездеятельность _ стала причиной.
Это необходимо, особенно _ если рейс задерживается.

2. Есть государство Беларусь (когда-то оно называлось Белоруссия). Как же
образовывать производные? Беларус или белорус, беларусский или белорусский?

Ответ справочной службы русского языка

1. В третьем примере запятая не нужна. Если слово особенно стоит перед союзом в сложноподчиненном предложении, то запятая перед особенно ставится, а между особенно и союзом отсутствует. Что касается первых двух примеров, то возможны варианты пунктуации, обусловленные авторским замыслом. О пунктуации при словах вернее, точнее см. в «Справочнике по пунктуации» (примечание 3).

правописание слова «особо одаренный «

Ответ справочной службы русского языка

Приемлемо ли словосочетание «альтернативно одаренный «?
И что оно означает?

Ответ справочной службы русского языка

Это выражение синонимично словам «тронутый, чокнутый».

Возник спор. Что такое «харизматичный/харизматический человек»? Это всё-таки одарённый или способный подчинять своей воле (какое значение первоочередное, более предпочтительное, ведь в значениях для слова ХАРИЗМА указывается, что значение «исключительная одарённость (о святых)»)?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно ли сочетание «творчески одарённый»?

Ответ справочной службы русского языка

Смысл этого сочетания не вполне ясен ( одаренный творчеством? имеющий дар творчества? творческий дар?), следует выразиться яснее.

Уважаемая «Грамота», пожалуйста, разрешите спор:»особо/ одаренный » пишется слитно или раздельно? В вашем словаре зафиксировано слитное написание, однако все мои знакомые корректора утверждают обратное, кроме того, компьютерный spell checker тоже отмечает слово как ошибочное. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание _особо одаренный _ зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре» и является нормативным.

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Поиск ответа

Здравствуйте. Можно ли написать составное прилагательное » особоо пасный» слитно, состоящее из наречия «особо» и прилагательного «опасный»? Насколько известно, если присутствует подчинительная связь, то такое написание имеет место.

Ответ справочной службы русского языка

Орфографическим словарем в данном случае рекомендуется раздельное написание.

Как пишется «особо охраняемый»? Почему в законе раздельно, а у вас в словарях слитно? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Случаи, когда написание, принятое в официальных документах, отличается от зафиксированного в словарях русского языка, не редкость. Академический «Русский орфографический словарь» (4-е изд. М., 2012) фиксирует слитное написание: особоо храняемый.

правописание слова » особоо даренный»

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос трудный, мы должны будем переадресовать его составителям словаря.

Уважаемое справочное бюро!
Правильно ли слитно написание: » особоо тличившегося» сотрудника наградить грамотой?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: особо отличившегося.

Как правильно пишется ОСОБОО ТВЕТСТВЕННЫЙ или ОСОБО ОТВЕТСТВЕННЫЙ? Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемая «Грамота», пожалуйста, разрешите спор:»особо/одаренный» пишется слитно или раздельно? В вашем словаре зафиксировано слитное написание, однако все мои знакомые корректора утверждают обратное, кроме того, компьютерный spell checker тоже отмечает слово как ошибочное. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание _ особоо даренный_ зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре» и является нормативным.

Источник

особо важный

Смотреть что такое «особо важный» в других словарях:

особо важный — ос обо в ажный … Русский орфографический словарь

особо важный — … Орфографический словарь русского языка

особо важный — осо/бо ва/жный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Особо важный объект — Особо важный объект: объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных… … Официальная терминология

особо важный охраняемый объект — Техногенный, природный, природно техногенный объект или его часть, значимость которого определяется органами власти Российской Федерации и/или местного самоуправления и подтверждается уполномоченными службами охраны и безопасности с целью… … Справочник технического переводчика

особо важный объект — 3.28 особо важный объект: Объект, значимость которого определяется федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью определения мер по защите интересов государства,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Особо важный объект — государственное предприятие, учреждение (например, научно исследовательский институт, конструкторское бюро, завод, испытательный полигон), где осуществляется проектирование, разработка, производство, эксплуатация или хранение особой важности,… … Контрразведывательный словарь

ОСОБО ВАЖНЫЙ ОБЪЕКТ — Объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

объект особо важный — Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных обстоятельств. [ГОСТ Р 52551… … Справочник технического переводчика

объект особо важный — 2.4.2 объект особо важный: Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 1931

подскажите пожалуйста,:»Перечислить на мой счет недостающую сумму». «не» вместе или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

«На сколько (насколько) слаженная работа коллектиа важна для успеха дела, Вы узнаете на следующих страницах.» Скажите, какой из вариантов верен? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание _особоодаренный_ зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре» и является нормативным.

Скажите пожалуйста, как правильно ВБЛИЗИ (В БЛИЗИ) деревни Новоделкино? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно писать: «вкусоароматическое вещество» или «вкусо-ароматическое вещество»?

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемая Грамота! Правильно ли слитное написание слова «энтомофитопатологический»?

Ответ справочной службы русского языка

Слитно или раздельно пишется частица «не» в предложении: Если конус поворачивается (не?обязательно сохраняя величину раствора), то точка помечается как эквивокальная. (Читали ответы на аналогичные вопросы, но ясности не появилось. )

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется НЕ ИЗВЕСТНО или НЕИЗВЕСТНО в контексте: «Историкам не известно, кто и когда впервые изготовил вино.» Огромное спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Как правильно: Конно-спортиный клуб, конноспортивный клуб? Почему?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание указано в «Русском орфографическом словаре» 2005 года, ответы «Справочного бюро» даются согласно этим рекомендациям.

Ответ справочной службы русского языка

В обоих случаях корректно слитное написание : _оттого_.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 5295

Подскажите, пожалуйста, как правильно: Неуверенный в себе или Не уверенный в себе?

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста! Как правильно написать приставку анти с последующим словом, если это слово заключено в кавычки? 2. Нужно ли ставить точку в конце предложения: Праздничный концерт завершила группа SKAMC! если восклицательный знак входит в название группы?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

1. Пожалуйста, дайте ссылку, где мы рекомендуем писать это слово через дефис, мы исправим. 2. К сожалению, технические условия не всегда позволяют ставить тире.

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали верно, это существительное.

Ответ справочной службы русского языка

Если нет зависимых слов, верно слитно е написание.

Здравствуйте! подскажите, как правильно: штрих-диаграмма или штрихдиаграмма?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день. Как правильно написать слово 3хсторонний с использованием цифры? С дефисом или без? Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Журналистика – дело н()епростое, это профессия беспокойная, ответственная. а начинал свою радио()карьеру в Юрге ведь впоследствии(,) казалось бы(,) малозначащий фактор может затормозить всю производственную цепочку.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте!Подскажите, пожалуйста, как пишется слово лингво(-)методический: слитно или раздельно. Огромное спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитно е написание: _лингвометодический_.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как пишется не с прилагательным в следующем предложении: Она попала в темный, но совсем не страшный лес. И «она попала в темный, но не страшный лес. Заранее благодарю

Ответ справочной службы русского языка

Добрый вечер! Такая фраза: Он занимается спортом и не равнодушен к искусству. Подскажиите правописание частицы «не». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае корректно слитно е написание: _неравнодушен_.

Добрый день! Скажите пожалуйста, возможно ли написание слов «вновь созданный» слитно в следующем контексте: «Для получения акта о вводе в эксплуатацию вновьсозданных помещений»? Очень нужен ответ. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется особо одаренный слитно или раздельно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется особо одаренный слитно или раздельно», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Социально ориентированный как пишется правильно
  • Социально ориентированные некоммерческие организации как пишется
  • Социально ориентированная программа как пишется
  • Социально опасное положение семьи как пишется
  • Социально одобряемое поведение как пишется