Социоигровой как пишется

Как правильно пишется слово «социоигровой»

социоигрово́й

социоигрово́й

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: камергерский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Отправить комментарий

Всего найдено: 6

Здравствуйте! Поясните, пожалуйста,профессионально, опираясь на словари и справочники, почему первая часть сложных слов «демо» должна писаться слитно со второй частью? Я знаю, что верно слитное написание, но коллеги утверждают, что равноправен вариант с написанием через дефис. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пишутся слитно сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью, кончающейся на гласную. Перечень основных таких частей сложных слов с конечным о: авто-, агро-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-, гекто-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, дендро-, зоо-, изо-, кило-, кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, невро-, нейро-, нео-, орто-, палео-, пиро-, порно-, психо-, радио-, ретро-, сейсмо-, социо-, спектро-, стерео-, термо-, турбо-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, эко-, электро-, эндо-, энерго- (см.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 117).

Первая часть сложных слов демо- встроилась в этот ряд, слова с этой частью пишутся в соответствии с уже имеющимися в русском языке моделями (демоверсия как аудиоверсия, видеоверсия, киноверсия…).

Почему социокультурный пишется слитно? Как расшифровать первую часть социо? Спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

1. Сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью, кончающейся на гласную, в том числе с частью социо-, пишутся слитно.

2. Социо…  – от социальный. Социо… первая часть сложных слов, обозначающих явления и понятия, относящиеся к обществу, к наукам об обществе. 

Здравствуйте!

Био-психо-социо-духовный или биопсихосоциодуховный?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Добрый день! Как пишется сложное прилагательное (слитно или через дефисы):
эко-социо-экономическая? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: экосоциоэкономическая.

Подскажите, пожалуйста, социо-глобальный или социоглобальный?

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Здравствуйте! Обращаюсь четвертый день! Я, видимо, задаю очень сложный вопрос! Вопрос: как правильно пишутся слова «социоэкономико(?)математический», «материально(?)энергетически(?)информационный». Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _социо-экономико-математический, материально-энергетически-информационный_.

социо…

социо…
социо…

Первая часть сложных слов со <<знач.>> относящийся к обществу, к наукам об обществе, напр. социопсихология, социолингвистика.

Толковый словарь Ожегова.

1949-1992.

.

Смотреть что такое «социо…» в других словарях:

  • Социо… — социо… Начальная часть сложных слов, вносящая значение: связанный с обществом, относящийся к обществу или к наукам об обществе (социопсихология, социолингвистика и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • социо — социо… первая часть сложных слов, пишется слитно …   Русский орфографический словарь

  • социо.. — социо… (лат. общество) первая часть сложных слов, пишется слитно …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • социо… — СОЦИО… [от лат. societas общество] Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: социальный. Социолингвистика, социопсихология …   Энциклопедический словарь

  • СОЦИО — система отображения цифровой информации и оповещения Источник: http://radiotehservis.uaprom.net/ …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • социо́лог — социолог …   Русское словесное ударение

  • социо- и психолингвистический — социо и психолингвистический …   Орфографический словарь-справочник

  • социо-, психо- и этнолингвистика — социо , психо и этнолингвистика …   Орфографический словарь-справочник

  • социо-гештальт — Гештальт подход, применяемый для работы с организациями или учреждениями, как с целостными структурами. Речь идет о построении гештальта целой организации или учреждения, а не об использовании гештальт подхода внутри учреждений. Краткий толковый… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППЫ — (SOCIO ECONOMIC GROUPS) Устаревшая к настоящему времени официальная классификация по роду занятий, которая была разработана Генеральным реестром Британии (Registrar General) для переписи 1951 г. и использовалась британским правительством до конца …   Социологический словарь

Александра Петровна Ершова
Педагог, режиссер, исследователь

Замечательный педагог, режиссер, исследователь, знаток и неутомимый пропагандист «потребностно-информационной концепции человека» ученого-физиолога П.В. Симонова и режиссера-исследователя П. М. Ершова; Александра Петровна участвовала в формировании нескольких поколений учителей, режиссеров детских театров, создала уникальные программы повышения квалификации педагогов. Долгое время работала руководителем кафедры театра в Институте художественного образования РАО и Мастером курса «Театрально-педагогических мастерских». В 1990-е и начале 2000-х была художественным руководителем и режиссером театра «КлассТеатр «Режиссера как практическая психология». С 2002 года — художественный руководитель Театральной академии «Артсия» для подростков и молодежи. Ею созданы 12 уникальных режиссерских решений для спектаклей с подростками. Александра Петровна – автор книг, адресованных учителям, режиссерам детских театров и педагогам, обучающим профессиональных актеров.

«Использование социоигровых технологий в работе с младшими
школьниками»

Автор работы: Сахарова Кристина
Игоревна

2016 г.

Содержание

Введение

ГЛАВА
I. Теоретический аспект применения социоигровых технологий в начальных
классах

1.1.
Сущность социоигровых технологий

1.2.Принципы
и способы реализации  социоигровых технологий в обучении

ГЛАВА
II. Практический аспект применения социоигровых технологий в обучении младших
школьников.

2.1
Анализ применения социоигровой технологии  в обучении

Заключение

Список
использованной литературы

Приложения

Введение

 Известно,
что школа является частью жизненного опыта ребенка. Учитель в школе — это член
коллектива, который помогает детям в отношениях друг с другом, в выборе
занятий, помогает им развивать то, что в них заложено природой, в том числе и
способность учиться. Учитель начальных классов должен научить школьников
воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение
творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Значительную помощь
в решении этих педагогических задач могут оказать социоигровые технологии.
Авторы этого направления в педагогике А.П. Ершова и В.М. Букатов определили
сущность социоигровых технологий как создание на уроке таких ситуаций, когда
все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда чувствуется их
потребность действовать, общаться, делиться информацией.

Применение социоигровых
технологий позволяет на каждом уроке развивать память, внимание, силу воли и
речь учащихся, способствует реализации идей проблемного и развивающего
обучения. Важно, что при этом каждый школьник получает возможность
почувствовать себя в ситуации успеха технологиями, имеет в своем распоряжении
большое количество приемов и упражнений. Социоигровые
технологии помогают учителю начальных классов организовать свою деятельность
нетрадиционно, интересно, находить в ней моральное и духовное удовлетворение.
Эмоции открытий могут и должны присутствовать и в личном педагогическом труде
каждого учите
ля, и в познавательной деятельности каждого ученика.
Социоигровая технология, в отличие от традиционного обучения, предполагает
отсутствие в работе педагога дискретности, то есть дидактические знания и
советы в ней не расчленяются на части (принципы, методы, приемы и результаты),
а переплетаются друг с другом.

Объект исследования: обучение 
младших школьников.

Предмет исследования:  использование
социоигровых технологий в обучении младших школьников.

Цель исследования: 
анализ применения социоигровых технологий в обучении младших школьников.

Задачи
исследования: 

1.  Раскрыть
сущность социоигровых технологий;

2.  Выявить
на основе анализа литературы принципы и способы реализации социоигровых
технологий

3. 
Составить педагогическую характеристику класса в аспекте рассматриваемой
проблемы

4.  Апробировать
социоигровые технологии на практике и проанализировать их результативность

Методологическая основа:
идеи о сочетании игры, движения и общения в условиях коллектива младших
школьников (
В.М. Букатов и А.П. Ершова)

Методы
исследования:

Изучение
литературы;

Наблюдение;

Беседа
с педагогом;

Анкетирование;

Социометрия.

Практическая значимость
заключается в дальнейшем использование данной технологии и составление
рекомендаций учебно-воспитательной работы.

Структура работы: работа
состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА
I. Теоретический аспект применения социоигровых технологий в начальных классах

1.2.
Сущность социоигровых технологий

Главной
задачей обучения в усвоении активных форм жизнедеятельности, является познание
направленное на формирование личности. Значимую роль
играет участие младших школьников в играх, позволяющее вызвать стремление к
успеху и самоутверждению.
Игровая форма занятий выступает как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Процесс организации
урока происходит во взаимосвязи  социума (люди объединившиеся в малые группы по
каким-либо интересам, правилам) и игры с использованием технологий, отсюда
следует термин «Социоигровые технологии». Социоигровые технологии –
это игры и занятия детей в микрогруппах, направленные на самостоятельность
ребёнка (где он сам определяет цель своих действий и их решение). Социоигровые 
педагогические технологии бесценны, в которых характеризуется
учебно-познавательная направленность, важнейшей составляющей этих технологий
является двигательная активность. Применив эти технологии у школьников
раскрепощается поведение, повышается внимательность, работоспособность и
общение через двигательную активность. Основа социоигровой педагогики заложена
в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется
доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит
эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е.
Шулешко).

Суть
социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях
(по В.М. Букатову «Золотые правила»):

  1 правило: используется
работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми
группами. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не
«педагог – ребенок», т.к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и
плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками.
Взрослый предлагает группе равных какое-то дело, и дети умеют организоваться
так, чтобы не  было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал.
Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Деятельность  в
малых группах — самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества,
коммуникативности, взаимопонимания. Они умеют сопереживать друг другу,
оказывать поддержку,  чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети
учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение,
скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется
эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Сам процесс
деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и
способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению
договориться. 
2 правило: «Смена лидерства».  Понятно, что работа в малых группах предполагает
коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.           
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен,
что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят, но и
встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных
уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и
т.д  

4
правило: Смена темпа и ритма.  Менять темп и ритм помогает ограничение во
времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает
понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной
сосредоточенности.       
5 правило–социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов
деятельности, что соответствует современным требованиям.  Это дает
положительный результат в области коммуникации, социализации,
эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности,
способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому,
физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно
использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух,
мышление, умение взаимодействовать друг с другом.           
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь
и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания
более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя
новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.  А педагогу потребуется
убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей,
доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им
право самим учиться. Не быть инициатором всего, а дополнять инициативу детей
своей инициативой. Пусть неожиданные импровизации  возникают «на каждом шагу».
И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель
педагогического неумения. Наоборот – это показатель педагогического
мастерства.      
Используя «золотые» правила социоигровой технологии, дети научаются:

•        слушать и
слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

•        у детей
развивается речевое взаимодействие;

•        формируется
позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к
сверстникам;

•        дети умеют
отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

•        отсутствует
чувство страха за ошибку.   

1.2.Принципы и способы реализации 
социоигровых технологий в обучении младших школьников

 Формирование
малых групп может идти по разным направлениям:

— спонтанные детские
объединения (когда дети играют в каких-либо группах и в них же

переходят к занятию);

— по половому признаку;

— по коммуникативному
признаку (кто с кем дружит);

— по какому-либо общему
признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда

дети выбирают сами или
воспитатель задаѐт определѐнный признак);

— по наглядному материалу
(мелким раздаточным предметам или разрезным

изображениям);

— путѐм образования пар,
троек, четвѐрок, шестѐрок по общему делу (когда каждый ребѐнок делает своѐ дело
или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);

— по общему развитию (он
самый продуктивный);

— по темпу выполнения
(быстрым детям даѐм задания труднее и тем самым выводим их наболее высокий
уровень развития);

В
малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое
даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность
позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях,
сравнивая себя с другими. Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать
внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе,
находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело
педагога. Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных
объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Выбор способа
объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от
уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия;
количества детей и малых групп. Форма работы на уроке малыми группами является
привлекательной для школьников потому, что реализует их стремление к
совместному поиску, позволяет совершать действия в благоприятных условиях – и
не у всех на виду, и не в одиночку, а активизирует эмоциональный, мыслительный,
контактный настрой.

Формирование малых групп
может идти по разным направлениям:

— спонтанные детские
объединения (когда дети играют в каких-либо группах и в них же переходят к
занятию);

— по половому признаку;

— по коммуникативному
признаку (кто с кем дружит);

— по какому-либо общему
признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда

дети выбирают сами или
воспитатель задаѐт определѐнный признак);

— по наглядному материалу
(мелким раздаточным предметам или разрезным

изображениям);

— путѐм образования пар,
троек, четвѐрок, шестѐрок по общему делу (когда каждый ребѐнок делает своѐ дело
или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);

— по общему развитию (он
самый продуктивный);

— по темпу выполнения
(быстрым детям даѐм задания труднее и тем самым выводим их наболее высокий
уровень развития);

В
малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое
даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность
позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях,
сравнивая себя с другими. Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать
внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе,
находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело
педагога. Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных
объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Выбор способа
объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от
уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия;
количества детей и малых групп. Форма работы на уроке малыми группами является
привлекательной для школьников потому, что реализует их стремление к
совместному поиску, позволяет совершать действия в благоприятных условиях – и
не у всех на виду, и не в одиночку, а активизирует эмоциональный, мыслительный,
контактный настрой.

Классификация игр
социоигровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ.
Букатовым:

Игры для рабочего настроя

Игры-разминки (разрядки)   

Игры социоигрового
приобщения к делу

Игры творческого самоутверждения      

Игры вольные (на воле)

Главные задача игр –
пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то
зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания
и тела. Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного,
несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться могут использоваться в
процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то
различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в
процессе выполнения игровых заданий, при их выполнении учитывается
художественно-исполнительский результат действия      игры, выполнение которых
требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в
классе.

Доктор педагогических
наук В.М. Букатов выделяет три основных признака наличия социоигровых
технологий на уроке: обязательное движение учеников; вариативность видов
деятельности; организацию малых групп.

Правила социоигровых
подходов к обучению:

—   Нестандартность к выдумке
и организации процесса;

—   Снятие судейской роли с
педагога;

—   Свобода выбора ЗУН
(подчиняясь своим действиям общих правил);

—   Создание положительной
атмосферы;

—   Соучастие в процессе
деятельности;

—   Нарастающая последовательность
(от простого к сложному);

—   Активность (движение);

—   Работа в малых группах.

Образовательный процесс
выстроен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на основе
социоигровых подходов. Методы и приёмы обучения, стимулируют познавательную
активность детей, поиск нестандартных решений, развитие воображения и
творческих способностей. Основа социоигровых технологий – режиссура
каждого занятия, организация познавательной деятельности школьников. При
разработке урока поведение учителя заранее выстраивается, закладываются основы
его общения с классом, отдельными учениками и ребят между собой. В
педагогическом процессе применяются следующие формы работы с детьми:
фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Ведущее место занимает нетрадиционная
форма организации детей на занятии — социоигровая технология, применяемая всеми
педагогами. Применение социоигровой технологии способствует реализации
потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также
формированию коммуникативных навыков, самоорганизации у младших школьников.

 Законы общения данной
технологии.

Изучая труды основателей
социоигровой педагогики, можно выделить законы общения, которые они предлагают:

Не унижайте ребёнка, не
оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не
бурчать;

Умейте найти ошибку и
имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы,
терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как
к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги
подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы
не делаем свою ярче;

Не возноси себя над
другими. Вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте
им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках
данной технологии организуется в три этапа:

1. На самом первом этапе
учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а
значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

2. На втором этапе
общение является целью — ребенок на практике осознает, как ему надо
организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

3. На третьем этапе
общение – это педагогическое средство, т.е. через общение мы обучаем
дошкольников.

Педагогические
принципы, которые лежат в основе данной технологии:

1. Принцип ровесничества.
Ровесничество — категория, требующая признать исходным условием то, что дети
могут жить своей собственной жизнью. Идея ровесничества может быть обозначена
фразой «мы сами». «Мы сами» — известное детское выражение, исчезающее в общении
со взрослыми, навязчиво обучающими детей. Поэтому, чтобы сохранить такую форму
детской соорганизации, взрослый должен уйти за ее пределы. Но он не
превращается в «постороннего», он становится приобщенным наблюдателем, ибо в
это время «все свои». Нормальное общение детей между собой и со взрослыми
является движущей силой в развитии личности школьника, а также и детей с общим
недоразвитием речи.

2. Принцип единства всех
видов деятельности. (Интеграция). Стремление многих педагогов и психологов
«разложить» жизнь детей на многие составляющие компоненты (интеллектуальный,
эмоционально-волевой, личностный) приводит не к желаемому «синтезу», а к тому,
что жизнь детей начинает восприниматься мозаично-разрозненной. Закрепление
такого представления в сознании взрослых выражается в разработке методических
приёмов, направленных на развитие лишь отдельных сторон психики ребёнка
(например, тренировка внимания, формирование сенсорных эталонов, развитие
мышления или произвольного поведения). Эти же представления заставляют
«признать», что между различными видами деятельности (музыка, рисование, чтение
и т.д.) не существует прямой связи, и они лишь «специфически» развивают
ребёнка. И такое исключение прямой связи между различными видами деятельности
детей сужает целостное восприятие ими окружающей действительности, тормозит
формирование важнейших личных качеств ребёнка: активности, смелости, веры в
свои силы при наличии прямой связи между всеми видами деятельности детей.

3. Принцип личностного
взаимодействия. Педагогу необходимо сменить свою позицию с технологической
(регламентированной) на такую, которая позволяет удержать представление о
самостоятельной жизни и деятельности детей в ходе освоения культурных умений и
традиций. Такую позицию педагога можно назвать «культурологической». Подобный
подход к организации педагогического процесса разрешает не только проблему
речевого развития детей как в норме, так и с речевой патологией, но и в целом
обеспечивать сохранность и развитие психического и физического здоровья. Эту и
другие проблемы рассматривает Л.С.Выготский в своей работе «Развитие высших
психических функций», определяя четыре ступени развития. Три из них: инстинкты,
навыки и интеллект он относит к природным (натуральным), а четвёртая ступень —
овладение ребёнком сложными приёмами культурного поведения по аналогии с
интеллектом он называет волей. «Культура ничего не создает, она только
использует данное природой, видоизменяет и ставит на службу человека». Исходя
из этого высказывания, на содержание педагогической работы мы можем взглянуть
как на задачу сохранения психических качеств детей, которые составляют природу
человека, и, при определенных условиях, произрастают в культурные формы
поведения

4. Принцип коммуникативности
и сотрудничества. Создать условия для общения — это значит, что педагогу
необходимо уйти от лидерства, дать возможность ребёнку реализовать свой опыт,
утвердиться в своих силах среди своих сверстников.

5. Принцип единства
развития каждого участника и всего коллектива, работа в микрогруппах. Наша
задача научить детей во время разговора слушать и слышать друг друга ,а это
дается детям довольно трудно. Вот почему необходимо создать условия для общения
детей сначала в паре, затем в тройках. Причём необходимо предоставить ребенку
право выбора: с кем ему быть, а с кем не быть. Работа в парах, в тройках, в
малых группах способствует сближению детей, совершенствует их общение.

6. Принцип саморазвития
на основе рефлексии (самооценки). Приобретая в общении навык дружеских
отношений, дети становятся более внимательными и заботливыми друг к другу. И
тем детям, которые затрудняются в разрешении своих проблем, друзья обязательно
подскажут, помогут, и у них появляется сначала желание научиться, а потом и интерес
к происходящему. Но самое важное, необходимое для развития личности ребёнка —
это возможность, которую он получает в общении с друзьями, высказывать свое
мнение и быть выслушанным друзьями и ими же оцененным., где у ребёнка
появляется потребность задать и ответить на вопрос.

7. Принцип активности.
Для того, чтобы сохранить эмоциональное благополучие ребёнка, ему нужно дать
возможность почувствовать себя удачливым во всех сферах деятельности, и,
безусловно, среди всех вместе, только тогда признание получит каждый ребёнок,
не дожидаясь никакой «очередности». Движение и активность, вот та формула,
которая поможет детям, а для этого необходимо использовать те формы работы,
которые сподвигнут ребенка к той самой активности:

•        активность в
общении, при которой у детей развивается способность быть контактным, не боясь 
людей;

•        активность в
поведении — это предпосылка направленного поиска, т.е. способность не избегать
трудностей, при решении ребёнком практических задач.

•        активность в
речи — это желание и намерение высказаться, умение начать деловой разговор,
поддержать его, т.е. умение действовать в общем разговоре.

ГЛАВА
II. Применение социогровых технологий в работе младших школьников.

2.1. Анализ применения социоигровой
технологии в работе с младшими школьниками

Педагог начинающий
работать в социоигровом стиле должен помнить, что одним из главных компонентов
непосредственно образовательной деятельности – является движение. Второй не
менее важный компонент — это вариативность. На социоигровой непосредственно
образовательной деятельности должно быть не менее 2-3 смен в ролях, и в
различных видах деятельности. И третий компонент, который обязан присутствовать
в социоигровой технологии — работа детей в микрогруппах.

Формирование навыков
сотрудничества – процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо
выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению
правил и инструкций. На начальном этапе знакомство мы остановились на играх
«Волшебная палочка» или «Волшебный микрофон» (см. Приложение), которая научила
детей внимательно слушать ответы друг друга. Конечно же, многие дети с трудом
сдерживали естественное желание высказать свою догадку или мнение по данному
вопросу немедленно. И часто после заданного вопроса возникала многословица,
дети отвечали разом, перекрикивая друг друга. Прежде всего, необходимо научить
детей слушать всех участников беседы, сформировать у них речевой этикет. Эти
игры мы стали использовать и в совместной деятельности, предлагая различные
темы для обсуждения.

Социоигровая технология
снимает судейские функции, и конечно же, выполненные задания оцениваются самими
детьми. Всем детям нравиться давать оценку ответам своих друзей, например,
выражая свое согласие аплодисментами и несогласие топаньем ног. Многим детям
довольно трудно подавить желание подсказывать. Приходилось часто напоминать
ребенку, что нужно помогать «волшебной палочке», а не игроку, поэтому нужно
просто потопать, если игрок сказал неправильно, и дождаться когда «волшебная
палочка» дойдет до тебя. «Волшебная палочка» помогает и на непосредственно образовательной
деятельности по речевому развитию, например, при выполнении задания «Придумать
план, самого необходимого» (см. Приложение). Дети придумывают и составляют план
в виде рисунков, их задачей было определить, что изображено на рисунках
соперников.

В образовательной
деятельности детей мы решили испробовать некоторые приемы: умение объединяться
детей в пары, компании по 5-6 человек, придумывали такие задания, которые бы
побуждали детей работать сообща, обсуждать задание и приходить к единому
правильному решению. Работа заключалась в совместном написании «Сообщение
Президенту» (см. Приложение).

Поначалу обратили
внимание, что некоторые дети затруднялись при объединении в компании, при
выполнении задания. Были совершенно пассивные или молча наблюдали за
сверстниками из своей компании, как те обсуждали задание и выполняли его. После
многократных заданий   в объединении в микрогруппы на других уроках,
затруднений у детей уже не было, но дети, которые по себе пассивные, не
проявили инициативы, но если их члены компании заставляли что-то делать, они
выполняли. В конце работы с применением социоигровых технологий учащиеся стали
с желанием участвовать в общей деятельности, даже при обсуждении пытаются
высказывать свои мнения и другие дети к ним прислушиваются.

Работа малых группах таит
в себе корни успеха учебного процесса, поскольку взаимоотношения между детьми
являются неформальными. Дети не замечают, что идёт обучение, так как они
перемещаются по всему пространству группы, играют с игрушками, ленточками,
рассматривают картины. Вся система организации образовательной деятельности
воспринимается ими, как естественное продолжение игровой деятельности.

Еще одно важнейшее средство,
которое мы используем — специально организованные проблемные ситуации. Мы
делаем их игровые и реальные. Они моделируются нами в соответствии с
возрастными особенностями. Применение игровых ситуаций. При проведении
классного часа на тему «Беседа с незнакомыми и малознакомыми людьми»  были
созданы проблемные ситуации, решением было показ учащихся. Такой подход к
организации образовательной деятельности позволил нам проводить работу в
системе, целенаправленно и добиться хороших результатов. В завершении
использования социоигровой технологии проводился опросник, который состоял из
трёх вопросов: Панравилось ли вам работать в группе? Вы с успешностью работали
в группе, чем индивидуально? Какие трудности возникли в совместной
деятельности? Проанализировав ответы учащихся,  было выявлено, что работа в
микрогруппах с применением социоигровых приёмов, понравилась младшим школьникам
и получила хороший результат.

В процессе применения
социоигровой технологии были замечены такие изменения:

— сформировались умения и
навыки дружеского коммуникативного

воздействия;

— свободно и с интересом
разные вопросы, умеют оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда нужно;

— научились говорить о
своих чувствах, научились их контролировать и адекватно их выражать.

Поэтому
важно подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно
переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

Для  диагностики
коммуникативных качеств  использовали анкетирование (см. Приложение).

Рисунок 2.
Результаты изучения коммуникативных навыков.

Данное анкетирование
состояло из 4 направлений направленное на коммуникативные навыки, учащимся
задавался ряд вопросов, в результате, было показано, что взаимодействие участников
группы, является преобладающим направлением.

Теперь с уверенностью
можно сказать: социоигровая технология положительно влияет не только на
эффективность в общении, но и на повышение самооценки младших школьников. Игра
раскрепощает даже самого замкнутого ребенка и активизирует его общение со
сверстниками. А в ходе общения обогащается его познавательная сфера развития.
Отсюда следует, что если активизировать общение ребенка через игровую
деятельность, то повысится его самооценка и активизируется познавательная
деятельность.

Исходя из анализа работы,
можно прийти к выводу, что широкое использование социоигровой технологии, где
игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений
ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и
осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего
развития личности.

Заключение

  Наша
работа была ориентирована на применение социоигровой технологий при организации
образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

В ходе проведения данной
работы были рассмотрены особенности организации взаимодействия учащихся в
микрогрупповой форме организации учебного процесса с учетом психологических
условий развития направленности на диалогическое общение. От того, насколько
правильно будет построен процесс обучения при использовании данной технологии,
зависит успешность всего образовательного процесса.

Проводя
данное исследование мы пришли к выводу, что обучение в микрогруппах, при
использовании социоигровых технологий способствует повышению интереса к
обучению и более глубокому усвоению материала, вырабатываются качества, которые
требуются для успешного контакта с людьми, преодолению противоречий между ними
при общении, развиваются такие качества, как умение высказывать и отстаивать
свое мнение и учитывать мнение других людей, а также происходит формирование
ученика как личности.

Социоигровые технологии 
направлены на главную фигуру школы- ученика. Для выбора технологии требуется
перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять
ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения       и
подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст,
тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате,
который вы желаете получить.
Поэтому данная технология актуальна
на сегодняшний день, которая направлена на организацию деятельности учащихся,
на развитие умений, качеств, компетенции деятельности.

Список использованной литературы

1.    
Бакаева, О.Н., Педагогические условия
формирования интеллектуальных умений. Елецк, 2000г.

2.    
Букатов,  В.М., Ершова А.
П.,  НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ, Пособие по социо-игровым
технологиям обучения  Петрозаводск – 2009

3.    
Букатов,  В.М., Социо-игровой стиль
обучения. 2009 г.

4.    
Букатов,  В.М.,
М. Ганькина.- М., 2006 «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ». Серия «Воспитание. Образование.
Педагогика».

5.    
Букатов, В.М., Шулешко Е.Е., Ершова А.П..
Возвращение к таланту. — Красноярск, АКМЭ, 1999.
Никитин
Б. П. Ступеньки творчества, или развиваю­щие игры. — М, 1990.

6.    
Букатов, В.М. Приёмы социоигровой
технологии
(Мастер-класс)
2009г.

7.    
Ершов, П.М., Ершова А.П., Букатов В.М.
Общение на уроке.– Изд. 2-е, перераб и доп.– М.,1998.

8.    
Ершов,  П. М., Ершова А.
П., Букатов В.М. Режиссура поведения учителя. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.:
Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

9.    
Ершова, А.П.,
Принципы социоигового стиля, к.п.н., доцент МИОО

10.
Ершов,  П.М., Ершова А.П., Букатов В.М.
Актёрское мастерство. 2009г

11.
 Ершова, П.М., (1910-1994)
«Технология актерского искусства» 1-е издание: М., 1959; 2-е, исправленное и
дополненное: М., 1992,

12.
 Ершова, П.М., «Режиссура как
практическая психология» М., 1972

13.
 Ершова, П.М., «Искусство
толкования» М., 1997.

14.
 Ершова, А.П.,
В.Букатов; 4 изд: М.2011
.
«Драмогерменевтика», 1994.

15.
 Кузина,  Л.Л.,
«Социо — игровой стиль работы с детьми  как эффективная педагогическая
технология» с. Перегребное, 2012
Пастюк О.В.
Организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений
между участниками образовательного
процесса  2005.

16.
 Пастюк, О.В. Формируем
у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А. Бережная, Ю.В.
Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. 

17.
 Шевченко, А.А. , Социо-игры на
познавательных занятиях. ЗАТО г. Железногорск, 2011г.

18.
 Шулешко, Е.Е.
Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. –
Красноярск: Краевой институт усовершенст
вования учителей,
1990.

19.
 Шулешко, Е.Е.
Понимание Грамотности. – М.
: Мозаика-Синтез, 2001.

20.
Шулешко,  Е.Е. Социоигра [Текст] / Шулешко
Е.Е.  – М.
:, Мозаика Синтез, 2001.

21.
Шулешко, Е.Е. Понимание грамотности:
Обучение дошкольников чтению, письму и счету. М., 2001.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Социодемографический как пишется
  • Социогуманитарные науки как пишется
  • Социальный работник как пишется
  • Социальный педагог как пишется
  • Социально экономическое развитие как пишется