Социологическое эссе как написать

Эссе по социологии

Содержание:

  1. План написания эссе по социологии
  2. 1. Изучите тему
  3. 2. Задайте вопросы
  4. 3. Исследуйте свою тему
  5. 4. Читайте качественно
  6. 5. Делайте заметки
  7. 6. Организуйте свои материалы
  8. 7. Подготовьте вашу рабочую зону
  9. 8. Сформулируйте свой тезис
  10. 9. Сделайте черновик
  11. 10. Напишите ваше введение и заключение
  12. 11. Работайте над абзацами
  13. Как написать эссе по социологии
  14. Написание введения для эссе по социологии
  15. Написание основной части для эссе по социологии
  16. Написание заключения для эссе по социологии
  17. Проверьте ошибки в эссе
  18. Объем эссе по социологии
  19. Оформление эссе по социологии
  20. Пример эссе по социологии
  21. Скачать готовые эссе по социологии
  22. Образцы эссе по социологии

Эссе по социологии — это самостоятельная письменная работа по предмету «Социология» на тему предложенную преподавателем или студентом.

Социология отличается от других социальных наук, потому что она в значительной степени опирается как на статистику, так и на больший анализ, чем, скажем, литература. Это также предмет, который сильно зависит от обычного слова. Скорее всего, если вы студент первого курса социологии, вам нужно будет написать несколько эссе за семестр. Социология — новая тема для многих студентов, и написание эссе по социологии может быть пугающим.

Важно помнить, что социология — это эмпирическая дисциплина, которая означает, что все социологические труды (включая вашу эссе) нуждаются в тщательном изучении и строгой структуре написания. Вам будет предложено интерпретировать факты, которые вы собираете на этапе исследования. Вас могут попросить написать эссе на темы, такие как гендерные стереотипы, брак или раса.

Если вы научитесь правильно писать эссе по социологии, остальная часть вашего семестра должна пройти гладко.

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице «что такое эссе и как его написать» я подробно рассказала.

План написания эссе по социологии

1. Изучите тему

Первое, что нужно сделать, это выбрать тему. Иногда ваш преподаватель будет назначать тему, а иногда вам будет предложен список возможных тем. Если вы учитесь в университете более высокого уровня, эссе может быть более широким, и вам потребуется придумать собственную тему для эссе. В любом случае, начните думать о своей теме прямо сейчас.

  • Помните, что хорошая социологическое эссе начинается с важного социологического вопроса. Ваш первый шаг в написании хорошего эссе — выяснить, на какой вопрос вы собираетесь ответить.

2. Задайте вопросы

Если ваш преподаватель не назначил конкретную тему, обязательно получите согласие, прежде чем приступить к изучению темы, которую вы выбрали. Посетите своего преподавателя в рабочее время, чтобы обсудить эссе и задать вопросы. Например, вы знаете, какой длины должно быть эссе? Вы знаете, сколько источников вам нужно процитировать? Перед началом написания эссе по социологии убедитесь, что у вас есть четкие рекомендации.

  • Если вы не можете посещать преподавателя в рабочее время, вы можете задать вопросы своему преподавателю по электронной почте. Напишите ему письмо, будьте профессиональны, вежливы и понятны.

3. Исследуйте свою тему

Чтобы написать эссе по социологии, вам нужно собрать доказательства. Все социологические аргументы должны быть подтверждены фактами и документацией. Скорее всего, вам нужно будет посетить библиотеку и провести онлайн-исследование. Спросите у своего преподавателя, если вы не знаете, где найти источники.

  • Один тип социологических данных является количественным. Эти статистические данные основаны на таких источниках, как обследования и переписи. Обычно это цифры. Примером количественных данных может быть: 976326 человек жили в России в 1972 году.
  • Другой тип данных качественный. Это исследование является менее конкретным и основано на таких источниках, как интервью и собственные впечатления исследователя. Пример качественных данных: «Число людей, живущих в России в 1972 году, вероятно, было намного ниже, потому что основная индустрия в городе была закрыта, а также существовала серьезная демографическая яма».

4. Читайте качественно

На курсе по социологии вас попросят прочитать много информации. Полезно иметь навык, позволяющий быстро читать материал, сохраняя при этом важные моменты. Читая источники для эссе убедитесь, что вы читаете конкретную информацию. Ищите примеры, которые относятся к вашему тезису, и запишите их.

  • Выделите важную информацию. Это не только облегчит поиск этой конкретной информации позже, но и сам процесс выделения поможет внедрить эту информацию в текст эссе.
  • Не бойтесь пролистать части книг или статей, которые либо не имеют отношения к вашей теме, либо бесполезны.

5. Делайте заметки

Вы хотите, чтобы ваши записи были подробными, но не настолько длинными, чтобы их было нелегко просмотреть. Просто отметьте наиболее важную часть информации с напоминанием о том, где вы нашли эту информацию. Вы можете вернуться и развернуться позже, но когда вы делаете заметки, важно быть эффективным.

  • Помните, что социология в основном наука о концепциях. Например, вам может потребоваться объяснить связь между средним классом и властью в современном обществе. Поэтому ваши заметки будут отличаться от ваших заметок по другим предметам, поскольку вы запоминаете идеи, а не формулы или методы. В своих заметках убедитесь, что вы были достаточно внимательны, чтобы понять концепцию при просмотре заметок.

6. Организуйте свои материалы

Когда вы закончите свое исследование, убедитесь, что оно организовано так, чтобы помочь вам эффективно писать. Когда вы садитесь писать, убедитесь, что у вас есть все ваши книги, распечатки и заметки поблизости.

7. Подготовьте вашу рабочую зону

Убедитесь, что у вас достаточно места для написания эссе. Возможно, вам придется разложить свои материалы, чтобы иметь возможность просматривать несколько документов одновременно. Вы также захотите убедиться, что у вас есть кресло с хорошей поддержкой спины, и что в комнате комфортная температура для вас.

  • Поэкспериментируйте с уровнем шума в вашем пространстве для письма. Некоторые люди хорошо работают с музыкой, а другие лучше всего работают в полной тишине. Определите подходящую атмосферу для вас.

8. Сформулируйте свой тезис

Тезис или аргумент, является наиболее важной частью эссе по социологии. Он точно говорит читателю, о чем вы пишете, и позволяет им понять смысл эссе. Без сильного тезиса, остальная часть эссе будет расплывчатой ​​и общей. Напишите свой тезис, прежде чем составить остальную часть эссе.

  • Вы можете использовать несколько методов, чтобы придумать тезис. Например, вы можете начать, задавая ряд вопросов. Как только вы найдете хороший, превратите его в декларативное заявление.
  • Другой метод заключается в использовании «свободной ассоциации». Запишите все термины, которые приходят на ум, когда вы думаете о своей теме.
  • Ваш тезис должен состоять из двух ключевых частей: во-первых, он должен быть дискуссионным. Это означает, что ваш аргумент не является основным изложением фактов, но он открыт для критических дебатов. Во-вторых, ваш тезис должен быть достаточно сфокусирован, чтобы его можно было четко подтвердить доказательствами.

9. Сделайте черновик

После того, как вы построите свой план эссе, обрисуйте остальную часть вашего эссе. Набросок является ключевым для создания организованного и структурированного эссе. Ваша схема должна быть тщательной, с указанием темы для каждого абзаца (или раздела, если это более длинное эссе). Ваш план для эссе должен также включать ссылки на ваши источники.

  • При написании плана убедитесь, что все части вашего эссе поддерживают ваш тезис. Если информация не имеет прямого отношения к вашему исследованию, удалите.
  • Не волнуйтесь, если ваш план займет некоторое время. Как только у вас будет хороший план эссе, остальная часть процесса написания эссе станет намного более эффективной.

10. Напишите ваше введение и заключение

Для многих начать работу — самая трудная часть письма. Сначала займитесь своим вступительным пунктом, вы будете чувствовать себя намного лучше. Удостоверьтесь, что введение точно сфокусировано и вводит ваше утверждение тезиса.

  • Попробуйте использовать конкретный пример во введении.
  • Полезно написать заключение, прежде чем писать основную часть своего эссе. Это поможет вам не сбиться с пути и убедиться, что ваше эссе четко относится к заключению, которое вы делаете.

11. Работайте над абзацами

Каждый основной параграф должен содержать основной пункт и несколько подтверждающих заявлений. Убедитесь, что вы используете свои данные для поддержки основных пунктов в каждом параграфе. Важно включить четкие переходы между каждым абзацем, чтобы ваше эссе выглядело хорошо.

  • Например, если вы пишете эссе об эйджизме в Москве, одно из тематических предложений для основного текста может быть следующим: «Эйджизм — это предубеждение, которое затрудняет трудоустройство пожилых граждан на определенные рабочие места, даже если они являются самыми квалифицированными.»

Как написать эссе по социологии

Эссе по социологии должно содержать четкое изложение сути проблемы и включать самооценку проблемы с использованием понятий и аналитических инструментов. В форме эссе могут быть проанализированы статистические материалы, художественная литература, фильмы и научные статьи.

Эссе по социологии должно быть полемическим, острым, актуальным и практическим.

Особенности эссе по социологии:

  • наличие конкретной темы или вопроса;
  • личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;
  • небольшой объём;
  • свободная композиция;
  • непринуждённость повествования;
  • внутреннее смысловое единство;
  • афористичность, эмоциональность речи;
  • аргументированность суждений.

Написание введения для эссе по социологии

Введение должно включать обоснование проблемы, и практическую значимость. Важно помнить, что заявленная тема должна соответствовать содержанию эссе, иными словами, не должно быть никаких перекосов в названии и содержании эссе.

Написание основной части для эссе по социологии

Основная часть включает последовательное, логическое и доказательственное раскрытие заявленной темы эссе по социологии со ссылками на использованную и доступную литературу, включая электронные источники информации. Каждый из использованных и цитируемых литературных источников должен быть заключен в квадратные скобки со ссылками с перекрестными номерами.

Основная часть предполагает разработку аргументов и анализ, а также их обоснование на основе имеющихся данных, других аргументов и позиций по данному вопросу. Графики, диаграммы и таблицы могут использоваться в качестве аналитического инструмента там, где это необходимо.

Написание заключения для эссе по социологии

В заключении пишутся обобщения и аргументированные выводы по теме с практическим смыслом. Вывод может содержать очень важный, дополняющий эссе элемент, например, указание на применение исследования.

Проверьте ошибки в эссе

Используйте проверку орфографии. Вы же не хотите, чтобы ваши важные интеллектуальные находки были неясными, потому что вы неправильно написали несколько слов во вступительном абзаце. Обязательно используйте проверку орфографии и исправьте все ошибки, которые выделены. Также рекомендуется убедиться, что ваше программное обеспечение также настроено на проверку грамматики и стиля.

  • Используйте проверку орфографии, но не слишком полагайтесь на нее. Помните, вы знаете, что должно сказать эссе — ваш компьютер не знаком с замечаниями, которые вы делаете.

Редактируйте внимательно. Помимо орфографии и грамматики, вам необходимо редактировать текст. Прочитайте черновик своего эссе и убедитесь, что все ваши пункты ясны и кратки. Это также прекрасное время, чтобы убедиться, что ваш текст эссе проходит гладко.

Прочитайте вслух. В процессе редактирования может быть очень полезно прочитать ваше эссе вслух. Это может помочь вам обнаружить ошибки, которые вы, возможно, просматривали при первом чтении. Чтение вслух может быть очень полезно при ловле любых неуклюжих фраз.

Объем эссе по социологии

Объем эссе по социологии составляет от 4 до 6 страниц.

Нет четких критериев для объёма эссе по социологии. Иногда длинные эссе не оцениваются высоко, а короткие — высоко оцениваются. Важно не количество страниц эссе, а его содержание.

Оформление эссе по социологии

Работа выполняется в редакторе MS Word (1997-2003 и более поздние версии);

  • шрифт Times New Roman, кегль 12 пт, 1,25 или 1,5 — межстрочный интервал;
  • Поля: верхнее и нижнее —20 мм, левое —30 мм, правое —10 мм. Абзацный отступ 1,25 см. Выравнивание текста по ширине;
  • Нумерация листов сквозная, начинается со второго листа (после титульного листа) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «2». Номер листа проставляется арабскими цифрами, в центре нижней части листа без точки;
  • Новый заголовок выделяется жирным шрифтом от основного текста
  • Ссылки на литературные источники в тексте работы даются в квадратных скобках с указанием соответствующего номера в списке литературы.
  • Список используемых литературных источников указывается в конце научного эссе. Оформление списка литературы должно соответствовать ГОСТ.

Пример эссе по социологии

Эссе на тему: «Этапы развития Российской социологии»

Социология в России появляется в процессе эволюции общества вызванной переходом экономики к ее индустриальной стадии характерной для ХIХ века.

Первые лекции по социологии в это время эпизодически читают в университетах Петербурга и Харькова М. Ковалевский, Е. В. де Роберти, К. Тахтарев, П. Сорокин. Постепенно становилась ясной важность новой науки – лично император Николай II в 1908 году одобрил экспертное заключение о первой социологической кафедре в Психоневрологическом институте, однако стало ясно, что это не совсем по профилю и через четыре года в 1912 году в Петроградском институте была открыта социологическая секция.

Этапы развития российской социологии в целом совпадали c мировым трендом. В 1860-1890 годы шло интенсивное формирование социологии в рамках позитивизма.

В конце ХIХ — начале ХХ века шло зарождение и оформление субъективно-психологического направленности. Это время отмечено возникновением многофакторной концепции М. Ковалевского.

Однако знаковым явлением стало рождение ортодоксального ( Г. Плеханов, В. Ленин) и легального марксизма (Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, П. Струве), которым предстояло решить судьбы мира

После победы революции в первой четверти ХХ века главной школой в социологии делается неопозитивизм (А. Звоницкая, М. Тахтарев, П. Сорокин). Наблюдается идеологизация ортодоксального марксизма.

В 20-е – 30-е гг. ХХ века проходит разгром марксистской и немарксистской социологии – СССР она была не нужна. Часть немарксистских социологов была отправлена из страны (С. Н. Булгаков, Л. И. Петражицкий, П. А. Сорокин, С. Л. Франк, П. П. Струве и др. ). Скоро само слово «социология» из научного лексикона исчезает. Исторический материализм и научный коммунизм заменяют ее. Академическая наука социализма должна была быть управляемой и послушной властям. Диктатура Сталина не нуждалась в беспристрастном научном познании сообщества.

Идеологическим инструментом тоталитарного режима стал коммунизм, возведенный в роль науки, а социология объявлялась лженаукой.

В эру правления Н. С. Хрущева наблюдается 2-ое появление социологии (1953-1964). Однако оно было прервано вторичным объявлением социологии буржуазной наукой. Чтобы выжить, ученые-социологи (Ю. А. Левада и другие) соглашаются на ограничение социологии эмпирическими исследованиями. В 1960 году при Институте философии АН СССР впервые был открыт отдел конкретных социальных исследований, переименованный в 1972 году в институт социологических исследований.

С середины 60-х гг. формируются социологические лаборатории при МГУ, Ленинградском, Свердловском и Казанском университетах. В 1974 году начал выпускаться журнал «Социологические исследования».

С конца 80-х – 90-е гг. ХХ века происходит признание социологии как самостоятельной науки. Обсуждение вопроса о социологии на Политбюро ЦК КПСС, возглавляемом М. С. Горбачевым в 1988 году, положило начало процессу легализации и институциализации социологической науки. Возникают кафедры, учебники, социология преподается в университетах.

Мое личное отношение к этапам развития российской социологии основано на том, что эта наука должна объяснять все что происходит в обществе и это возможно только в свободном государстве. Когда в стране диктатура то власть требует таких отчетов которые ей выгодны и социология должна выродится в описание действительности в лакировочном стиле. Это и стало причиной того что в СССР в годы социализма она не развивалась и считалась буржуазной лженаукой вредящей советскому государству.

Скачать готовые эссе по социологии

  1. Скачать эссе по социологии на тему: Сущность социологического воображения и его виды
  2. Можно ли сказать, что социальная сеть – новый тип социальных отношений
  3. Скачать эссе по социологии на тему: Особенности социализации в современном обществе
  4. Скачать эссе по социологии на тему: Мои социальные статусы и роли
  5. Скачать эссе по социологии на тему: Общество и личность
  6. Скачать эссе по социологии на тему: Социальный институт семьи
  7. Скачать эссе по социологии на тему: Социальные статусы и социальные роли

Образцы эссе по социологии

  1. Кто владеет информацией, тот владеет миром – Н.М. Ротшильд
  2. Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека – А. Пьерон
  3. Человек немыслим вне общества – Л.Н. Толстой
  4. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий – Т. Ойзерман
  5. Семья более священна, чем государство – Папа Пий XI
  6. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого Сенека
  7. Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад. Н. Бердяев
  8. Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть – Ф.М. Достоевский
  9. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему – Л. Толстой
  10. Создает человека природа, но развивает и образует его общество – В.Т. Белинский
  11. Семья является первичным лоном человеческой культуры – И. Ильин
  12. Семья – один из шедевров природы – Дж. Сантаяна
  13. Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество
  14. Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму. В. Букер
  15. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой. И. Шерр
  16. Нация – это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер – О. Пауэр
  17. Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства
  18. Люди существуют друг для друга – Марк Аврелий
  19. Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками – Саади
  20. Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается – А.Н. Леонтьев
  1. Методические
    рекомендации по выполнению эссе

В соответствии с учебным планом обучения
студентов в курсе «Социология»
предусмотрено написание эссе.

Эссе от французского «essai», англ. «essay»,
«assay» — попытка, проба, очерк; от латинского
«exagium» — взвешивание. Это рассуждение
небольшого объема со свободной
композицией. Жанр критики и публицистики,
свободная трактовка какой-либо проблемы.
Эссе выражает индивидуальные впечатления
и соображения по конкретному поводу
или вопросу и заведомо не претендует
на определяющую или исчерпывающую
трактовку предмета. Как правило, эссе
предполагает новое, субъективно
окрашенное слово о чем-либо и может
иметь философский, историко-биографический,
публицистический, литературно-критический,
научно-популярный, беллетристический
характер.

Эссе студента — это самостоятельная
письменная работа на
тему, предложенную преподавателем (тема
может быть предложена и студентом, но
обязательно должна быть согласована с
преподавателем). Цель эссе состоит в
развитии навыков самостоятельного
творческого мышления и письменного
изложения собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно,
поскольку это позволяет автору научиться
четко и грамотно формулировать мысли,
структурировать информацию, использовать
основные категории анализа, выделять
причинно-следственные связи, иллюстрировать
понятия соответствующими примерами,
аргументировать свои выводы; овладеть
научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение
сути поставленной проблемы, включать
самостоятельно проведенный анализ этой
проблемы с использованием концепций и
аналитического инструментария,
рассматриваемого в рамках дисциплины,
выводы, обобщающие авторскую позицию
по поставленной проблеме. В зависимости
от специфики дисциплины формы эссе
могут значительно дифференцироваться.
В некоторых случаях это может быть
анализ имеющихся статистических данных
по изучаемой проблеме, анализ материалов
из средств массовой информации и
использованием изучаемых моделей,
подробный разбор предложенной задачи
с развернутыми мнениями, подбор и
детальный анализ примеров, иллюстрирующих
проблему и т.д.

    1. Выбор
      темы эссе

Выбор темы эссе является трудным и
ответственным этапом в его написании.
Это связано с обширностью материала,
изучаемого социологией, и со слабым
знакомством студента с современной
проблематикой социологии и социологической
литературой. Поэтому при выборе темы
эссе необходимо ориентироваться на
предложенный список тем с учетом своих
предпочтений. Тема эссе должна содержать
в себе вопрос, проблему, мотивировать
на размышление. Тема выбирается студентом
по последнему номеру зачетной книжки,
однако может быть им несколько сужена,
например, он может писать только о
позитивной девиации или только о
негативной девиации. Сужение темы работы
или формулировку собственной темы в
рамках курса социологии необходимо
согласовать с преподавателем.

    1. Поиск
      и отбор литературы

После того, как сформулирована тема
исследования, необходимо подобрать
литературу, на основании изучения
которой будет написано эссе. Проблему
подбора литературы лишь частично решает
список рекомендуемой литературы, эти
списки носят рекомендательный характер.
Подбор эмпирического материала (если
это подразумевается выбранной темой)
является самостоятельной работой
студента. Можно и нужно активно привлекать
данные прессы и телевидения, а также
материалы статистических справочников.
В зависимости от логики и интересов
исследования предложенный список
рекомендуемой литературы может оказаться
недостаточным или избыточным. В поисках
и подборе литературы студент должен
ориентироваться на логику своей работы,
консультируясь с преподавателем и
сотрудниками библиотек.

При изучении литературы необходимо
выбирать материал, не только подтверждающий
позицию автора эссе, но и материал для
полемики.

Нельзя ссылаться на работы, которые
автор эссе не читал сам.

    1. Составление плана
      и структуры эссе

Эссе имеет достаточно свободную
структуру, однако предполагается наличие
некого введения, где будет обоснована
актуальность рассматриваемой проблемы,
основной части, а также заключения, где
подводятся итоги и делаются выводы по
вышеизложенным тезисам. При работе над
введением могут помочь ответы на
следующие вопросы: «Надо ли давать
определения терминам, прозвучавшим в
теме эссе?», «Почему тема, которую я
раскрываю, является важной в настоящий
момент?», «Какие понятия будут вовлечены
в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я
разделить тему на несколько более мелких
подтем?». В основной части студент
излагает свои основные мысли. Здесь
автор описывает собственное видение
проблемы, аргументируя его доказательствами
в виде ссылок на статистические данные,
результаты социологических исследований,
статьи и монографии. Вследствие чего
каждый выносимый на обсуждение тезис
необходимо аргументированно доказать.
Для написания заключения рекомендуются
такие методы, как повторение, иллюстрация,
цитата, впечатляющее утверждение.

    1. Написание эссе

Качество любого эссе зависит от трех
взаимосвязанных составляющих, таких
как:

  • исходный материал, который будет
    использован (конспекты прочитанной
    литературы, лекций, записи результатов
    дискуссий, собственные соображения и
    накопленный опыт по данной проблеме);

  • качество обработки имеющегося исходного
    материала (его организация, аргументация
    и доводы);

  • аргументация (насколько точно она
    соотносится с поднятыми в эссе
    проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить
на несколько стадий: обдумывание —
планирование — написание — проверка
— правка.

Планирование — определение цели,
основных идей, источников информации,
сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи,
как и цели, могут быть конкретными и
общими, более абстрактными. Мысли,
чувства, взгляды и представления могут
быть выражены в форме аналогий, ассоциации,
предположений, рассуждений, суждений,
аргументов, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание
представлений, связь элементов значений.

Ассоциации — отражение взаимосвязей
предметов и явлений действительности
в форме закономерной связи между нервно
— психическими явлениями (в ответ на
тот или иной словесный стимул выдать«
первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не
подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения — формулировка и доказательство
мнений.

Аргументация — ряд связанных между собой
суждений, которые высказываются для
того, чтобы убедить читателя (слушателя)
в верности (истинности) тезиса, точки
зрения, позиции.

Суждение — фраза или предложение, для
которого имеет смысл вопрос: истинно
или ложно?

Доводы — обоснование того, что заключение
верно абсолютно или с какой-либо долей
вероятности. В качестве доводов
используются факты, ссылки на авторитеты,
заведомо истинные суждения (законы,
аксиомы и т.п.), доказательства (прямые,
косвенные,«от противного»,«методом
исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате
перечисления идей, поможет определить,
какие из них нуждаются в особенной
аргументации.

Источники. Тема эссе подскажет, где
искать нужный материал. Обычно пользуются
библиотекой, Интернет-ресурсами,
словарями, справочниками. Пересмотр
означает редактирование текста с
ориентацией на качество и эффективность.
Качество текста складывается из четырех
основных компонентов: ясности мысли,
внятности, грамотности и корректности.

Мысль — это содержание написанного.
Необходимо четко и ясно формулировать
идеи, которые хотите выразить, в противном
случае вам не удастся донести эти идеи
и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для
понимания. Легче всего ее можно достичь,
пользуясь логично и последовательно
тщательно выбранными словами, фразами
и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими
тему.

Грамотность отражает соблюдение норм
грамматики и правописания. Если в чем-то
сомневаетесь, загляните в учебник,
справьтесь в словаре или руководстве
по стилистике или дайте прочитать
написанное человеку, чья манера писать
вам нравится.

Корректность — это стиль написанного.
Стиль определятся жанром, структурой
работы, целями, которые ставит перед
собой пишущий, читателями, к которым он
обращается.

    1. Оформление
      эссе

Эссе необходимо правильно оформить.
Работа печатается (или разборчиво
пишется) на листах бумаги формата А4 на
одной стороне листа. Если работа
печатается на компьютере, рекомендуем
использовать шрифт 14 кегля, на странице
размещать не более 35–37 строк, в каждой
строке не более 70 печатных знаков (букв,
цифр, знаков препинания, пробелов между
словами). Размер полей: сверху – 25 мм,
снизу – 30 мм, слева – 30 мм, справа – 10
мм.

Объем эссе – примерно 3 компьютерных
листа или 5-6 рукописных листа.

    1. Критерии оценки
      эссе:

а) актуальность проблемы, полнота и
глубина ее разработки;

б) знание и понимание теоретического
материала;

в) научная грамотность разработки и
самостоятельность исследования;

г) наличие теоретических выводов и
практических рекомендаций;

е) оформление работы.

  1. . Перечень
    примерных тем эссе

  1. Мои
    социальные статусы и роли.

  2. Средний
    класс – критерии принадлежности и
    проблемы становления в России.

  3. Проблемы
    социальной мобильности в современной
    России.

  4. Миграция:
    основные плюсы и минусы.

  5. Будущее
    института семьи в России: влияние
    западных тенденций.

  6. Гражданский
    брак: «за» и «против».

  7. Моя
    студенческая группа как пример малой
    группы.

  8. Негативная
    и позитивная девиация в современном
    мире.

  9. Социальные
    изменения и развитие общества.

  10. Опросы
    общественного мнения в социальной
    жизни: польза или вред?

Соседние файлы в папке Гуманитарий

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Теоретические и методические основы физического воспитания и раз, 329 Рекомендации по проведению экспертной апробации.docx, Лупарева Ирина эссе.docx, Методические рекомендации по оформлению пояснит. записок.docx, Практическое задание по модулю методические рекомендации по орга, Школьный конкурс эссе.docx, дисур эссе.docx, Положение о конкурсе эссе ЮРИДИЧ ПРОФИЛЬ.docx, титул эссе.docx, методические рекомендации по курсовым работам (1)-2.doc


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Введение

Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь Ожегова). Создание эссе − чрезвычайно интересное и полезное занятие. Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.
Особенности эссе:

— наличие конкретной темы или вопроса;

— личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

— небольшой объём;

— свободная композиция;

— непринуждённость повествования;

— внутреннее смысловое единство;

— афористичность, эмоциональность речи.
Требования, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе должен быть 3-4 страницы.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

8. В эссе должно быть использовано не менее 5 терминов социологии (из словаря).
Структура эссе:
1. Введение — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы:

«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,

«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,

«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

2. Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

3. Заключение — суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

— Тезис — это сужение, которое надо доказать.

— Аргументы— это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

— Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

— Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Клише, которые можно использовать при написании эссе:

1. Введение.

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

2. Основная часть.

Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов… Например, …

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

С одной стороны, … С другой стороны, …

3. Заключение.

Подведем общий итог рассуждениям.

К какому же выводу мы пришли…

Таким образом,…

Итак, ..
Приветствуется использование:

— Эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждения вашего эссе.

— Мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей.

— Риторические вопросы.

— Непринужденность изложения.
Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

— изучите теоретический материал;

— уясните особенности заявленной темы эссе;

-продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

— выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

— определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

— составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

— напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

— проанализируйте содержание написанного;

— проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

— внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Алгоритм написания эссе

1.  Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

— она интересна вам;

— вы понимаете смысл этого высказывания;

— по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

— Определите смысл высказывания (проблему).

— Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания:

— для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений, статей из Интернет и газетных статей.

— распределите подобранные аргументы в последовательности;

-придумайте вступление к рассуждению;

— изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

5. Сформулируйте общий вывод работы.

Требования к оформлению:

— Титульный лист.

— Текст эссе.

— Формат листов-А4. Шрифт- Times New Roman, размер-14, расстояние между строк- интерлиньяж полуторный, абзацный отступ- 1,25см., поля-30мм(слева), 20мм (снизу),20мм (сверху), 20мм (справа). Страницы нумеруются снизу по центру. Титульный лист считается, но не нумеруется.
Обязательно использование социологических терминов!
СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Адаптация социальная — процесс приспособленности к социальной среде группы или отдельной личности.

Анкетирование — метод сбора социологической информации, который основан на контакте исследователя с респондентом с помощью анкеты.

Аномия социальная — понятие, введенное Э.Дюркгеймом для обозначения  состояния общества, в котором произошел распад ценностных ориентаций и норм, регулирующих поведение людей.

Ассимиляция социальная — процесс усвоения одной социальной группой особенностей и черт другой социальной группы.

Брак — форма  отношений между женщиной и мужчиной, определяющая супружеские права и обязанности сторон.

Валидность — степень надежности полученных  в ходе проведения исследования социологических данных.

Взаимодействие социальное — отношение между социальными субъектами, в которых действие одного субъекта является причиной ответного действия другого.

Включенное наблюдение — метод сбора социологической информации, который предполагает включение исследователя в процесс изучения объекта.

Выборка — выборочная совокупность характеристик объекта социологического изучения.

Гендер —  комплекс социальных характеристик пола.

Генеральная совокупность — объем всех изучаемых социальных объектов.

Гипотеза — суждение о наличии связи между изучаемыми явленими, проверяемое эмпирическим путем.

Глобальные проблемы современности — общечеловеческие жизненно важные проблемы, для решения которых требуется объединение сил мирового сообщества (пример: проблемы мира и разоружения, экологическая, демографическая, энергетическая проблемы).

Государство — институт публичной власти,действующий на территории страны,  обеспечивающий порядок и стабильность развития общества.

Группа большая – социальная общность, не ограниченная количественно и имеющая устойчивые ценности и нормы поведения ее членов (пример: партии, общественные организации, этнические группы).

Группа малая – общность, включающая в себя небольшое количество людей, которые осуществляют совместную деятельность (пример: семья, учебный класс).

Группа референтная —  социальная группа, служащая для индивида стандартом, образцом поведения (пример: богатые группы для бедных, знаменитые для тех, кто хочет стать знаменитым).

Группа социальная – совокупность индивидов с общими целями и интересами, объединившихся для их реализации (пример: сословия, классы, возрастные и профессиональные группы).

Девиантное поведение —  отклоняющееся поведение, которое отличается от норм, принятых в данном обществе (пример: алкоголизм, наркомания, проституция).

Действие социальное — осознанное действие одного социального субъекта по отношению к другому.

Дифференциация социальная — процесс выделения составных частей общества, его структур и функций.

Документальный метод — социологический метод сбора информации, основанный на изучении различных документов: архивов, статистических данных, публикаций и т.д.

Единица выборки — единица отбора и анализа данных в социологическом исследовании.

Закон социальный — устойчивая взаимосвязь между социальными явлениями, которая постоянно повторяется и определяет направление развития общества (пример: только человек является субъектом социальных отношений).

Изменение социальное — переход социальных систем и их элементов из одного состояния в другое.

Измерение социальное —  изучение количественных данных и оценок о социальных процессах с целью получения социологической информации.

Институт социальный —  форма организации совместной деятельности людей, включающая в себя нормы, правила и образцы поведения, регулирующие сферы человеческой деятельности.

Институционализация —  процесс закрепления социальных институтов, норм, ролей и статусов как форм организации совместной деятельности людей.

Интеграция социальная — соединение социальных элементов взаимодействующих процессов в целостную систему.

Интеракция — социальное взаимодействие индивидов.

Интервью —  метод социологического исследования, направленный на получение ответов на вопросы в ходе целенаправленной беседы.

Исследование социологическое — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, стремящихся получить достоверные данные об изучаемом явлении для их практического применения.

Классы социальные — большие социальные группы, объединяющие  людей по их отношению к собственности, а также по уровню доходов, доступа к власти, престижу и т.д.

Контент-анализ — метод социологического исследования, основанный на количественном получение данных изучаемого объекта.

Контркультура — субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей в обществе культурой.

Контроль социальный — система регуляции поведения человека с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Конфликт социальный — форма социального противоречия между индивидами или группами по поводу социально значимых целей.

Конформизм — принятие индивидом существующего общественного порядка, норм и ценностей общества, определенной идеи.

Корреляция — функциональная зависимость между двумя переменными величинами, при которой каждому значению одной из них соответствует  определенное значение другой.

Культура социальная — система ценностей, знаний, норм, обычаев и традиций определенного общества.

Личность — совокупность устойчивых социально — значимых черт и характеристик индивида как члена общества.

Люмпены — понятие, введенное К. Марксом для обозначения низших слоев — пролетариата, позже употреблявшееся для названия деклассированных слоев населения (пример:лица без определенного места жительства, лица с криминальным прошлым и т.д.)

Макросоциология — уровень социологического знания, ориентированный на изучение крупных социальных явлений (общества, социальных институтов).

Маргинал — индивид, который находится в промежуточном положении между социальными группами (пример: человек, потерявший работу и не нашедший новую).

Микросоциология — уровень социологического знания, ориентированный на изучение малых групп, межличностных взаимодействий индивидов.

Мобильность социальная — перемещение индивидов из одной позиции социального пространства в другую. При вертикальной социальной мобильности происходит повышение или понижение социального статуса индивида, при горизонтальной – его социальный статус не изменяется.

Модернизация — совокупность процессов, направленных на адаптацию общества к требованиям современности (технические, экономические, социальные, политические, культурные изменения).

Народность —  одна из форм социально-этнической общности, складывающая на основе общего языка, территории, экономической и культурной жизни.

Нация — исторически высший тип социально-этнической общности с единством своей территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Неравенство социальное — социальное положение людей, в котором отсутствует равный доступ к общественным благам.

Нормы социальные — правила поведения, которые регулируют социальные взаимодействия между людьми.

Общественное мнение — совокупность представлений общества относительно какого-либо события или явления.

Общество — совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, поддерживающихся социальными институтами и связанных зависимостью друг от друга, системой социальных связей.

Общность социальная — совокупность людей, обладающая относительной целостностью и являющаяся субъектом социального действия.

Опрос социологический — метод сбора социологической информации, посредством задавания вопросов респонденту, с целью узнать его мнение о каком-либо социальном событии.

Организация социальная — совокупность людей, объединённая для реализации общих целей и интересов на основе определенных процедур и правил.

Парадигма — теория и система принципов методологического подхода к решению социальной проблемы.

Пилотажные исследования — предварительные исследования, преимущественно целью которых является проверка социологического инструментария.

Прогнозирование социальное — предположение перспективы развития явления или процесса с целью поиска эффективного решения проблемы или оптимизации управления.

Прогресс социальный — вектор развития общества от простых форм общественной жизни к высшим с целью совершенствования социального устройства.

Программа исследования — последовательное методологическое изложение всей концепции проведения социологического исследования.

Процесс социальный —  совокупность социальный действий и состояний отдельных систем общества.

Развитие социальное — появление новых форм общественных отношений, институтов, ценностей и т.д.

Революция социальная — переворот в жизни общества, сопровождающийся сменой одной социально-экономической и политической системы другой.

Репрезентативность — способность выборочного исследования представлять основные параметры и характеристики генеральной совокупности.

Респондент — человек, опрашиваемый в процессе анкетирования или социологического интервью.

Роль социальная — поведение, ожидаемое от индивида, имеющего определенный социальный статус.

Семья — основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Система социальная — структурированное образование, элементами которого выступают индивиды и группы, социальные институты, организации и др.

Социология — наука о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, о механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, о закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Социометрия — способ изучения межличностных отношений в малых социальных группах.

Среда социальная — совокупность условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его поведение.

В вышке есть два общих типа письменных работ: эссе и реферат.

Реферат, обычно, довольно уныл, содержит в себе суровые выжимки суровой подборки литературы по конкретной теме. Они нужны для того, чтобы ознакомиться с сутью книги/статьи/целой конкретной тематики.

Эссе – кое-что повеселее. Здесь тоже нужно отразить суть книги/статьи/тематики, но в эссе от вас ждут не только пересказ чужих мыслей, но и то, как вы сами это поняли => выражение собственной позиции.

Опасность для любого эссе/реферата – это вода.
С одной стороны, она объяснима в том случае, когда есть жесткие требования по объему. С другой стороны – преподаватели или смотрят на неё сквозь пальцы, или не любят => работу воспримут как слабую => оценка будет неоч.

За годы обучения в бакалавриате и магистратуре я так и не научилась лить «воду», поэтому мои эссе редко превышают 5-6 страниц. И иногда это шло вразрез с предъявляемыми требованиями (бывают фанатики, которым подавай 10+ страниц, ну что ж…)!

Лайфхак

: ёмкому, но структурированному и интересно составленному тексту прощается всё :D
Потому что самое главное – это качество выполненной работы!
У преподавателей (у меня уже тоже!) выработан навык не только чтения по-диагонали, но и некий … назовём это «набор компонентов», по которым можно оценить письменную работу. Не забывайте, что всё всегда очень субъективно!

Во всех письменных работах, с которыми вы столкнётесь в вышке, есть некая универсальная трёхчастная структура, которой следует придерживаться:

1) Введение
– обоснование выбора темы, постановка проблемы (опционально – описание проблемной ситуации), ввод ключевых понятий, обозначение структуры дальнейшего текста;

2) Основная часть
– логическая аргументация, связанная с рассмотрением обозначенной во введении проблематики с помощью введённых понятий (и отсылками к авторам и ключевым работам, с ними связанными). Здесь также может быть описание кейсов, которые используются как пример, подтверждающий верность ваших суждений. Иногда суть основной части текста – раскрыть содержание другого текста, который вы «реферируете»;

3) Заключение
– «Обобщая всё вышесказанное …» – формулируете выводы, основанные на аргументации из основной части, соотносите их с темой и постановкой проблемы (дали ли вы ответ на вопрос, который был заложен в формулировке проблемы). В некоторых случаях здесь прописывают «на будущее», т.е. какие-то новые нерешенные вопросы или размышления о том, в какую сторону будут двигаться исследования по рассмотренной теме.

Check-list для того, кто пишет текст

  • Обозначена тема (и/или проблематика)
  • Дано описание темы/проблемы
  • Подобрана соответствующая литература (и раскрыто её содержание)
  • Приведены примеры, которые хорошо отражают суть темы/проблемы
  • Грамотное оформление (форматирование + библиография)
  • ЕСТЬ ИЗЮМИНКА

Формат

На каждом курсе к эссе предъявляются особые требования, входящие в критерии проверки. Поскольку я занимаюсь эссе лицеистов и бакалавров-социологов, то предварительно поясню некоторые тонкости для каждого:

Лицей НИУ ВШЭ

Структурированное эссе

Задание: проанализировать цитату, вынесенную в формулировку темы, с применением знаний по курсу обществознания.

Объём: Лист А4 с одной или двух сторон
Время: 1,5 часа на написание в классе

Постановка проблемы: контекстная, т.е. в самой цитате, которая заложена в формулировку темы, кроется проблематика (неравенство, конфликт, несоответствие), которую хочешь-не хочешь надо раскрывать.

Принцип работы с текстом эссе: формальный, т.е. вам уже известно, что и в какой последовательности писать.


Введение:

постановка проблемы + ввод 3 понятий из блока по социологии, которыми вы собираетесь объяснить суть высказывания (они не должны пересекаться, т.е. объяснять, например, конфликт в семье через «социальную группу» и «малую группу» не прокатит)

Основная часть: 3 аргумента

— аргумент «за» (с обоснованием);
— аргумент «против» (контраргумент с обоснованием или доведение до абсурда изначального утверждения автора)
— логический аргумент «если … то …» (от общего суждения к частному)
к каждому аргументу вы должны подобрать одно из 3 понятий с обоснованием выбора (желательно со ссылкой на автора)
— каждый аргумент сопровождается одним из 3 типов примеров (художественная литература, мировая или отечественная история, повседневный опыт)

Заключение:

— обобщение аргументов из основной части, которое сводится к вашему (не)согласию с позицией автора
— уточнение или опровержение позиции автора на основе приведенных вами аргументов
— содержательный вывод

Как подготовиться: по мере прохождения тем курса, выписывайте себе определения для терминов, в скобках указывайте фамилии авторов, попутно отмечайте кейсы, которые вы сможете задействовать как примеры разных типов.

1 курс бакалавриата
эссе по курсу Социологическая теория

Задание: описать ситуацию (0,5-1 страница) и дать социологическую интерпретацию (2+ страниц).

Объём:

3-5 страниц

+ титульник и список литературы

Постановка проблемы: ситуативная, т.е. уже в описании ситуации читателю должен быть очевиден основной конфликт сторон или несоответствие теории практике.

Принцип работы с текстами: вспомогательный, т.е. вам важно указать в основной части работы, какие понятия из общей социологии вам подходят для анализа ситуации, даёте их определения и ссылки на авторов. В дальнейшем переводите то описание, которое сделали в начале эссе, на «научный язык» и рассматриваете вашу ситуацию в более широком контексте выбранного социального феномена или процесса.

Вывод: логическое обобщение всех приведённых вами интерпретаций рассмотренной ситуации.

Какую литературу брать:
— ПЕРВОИСТОЧНИКИ;
— допустимы социологические словари и учебники Гидденса и Штомпки, если сложно отследить первоисточник для того или иного термина;
— допустимы лонгриды и видеолекции с портала ПостНаука (оформить ссылку как на электронный ресурс).

Что не брать:
Википедию, готовые рефераты по схожей теме (Большой брат найдёт плагиат).

3 курс бакалавриата
эссе по курсу Современная социологическая теория

Задание: раскрыть содержание темы, которая берется из программы курса ИЛИ формулируется самостоятельно и обговаривается с преподавателем.

Объём:

не больше 6 страниц

текста + титульник и список литературы

Постановка проблемы: теоретическая, т.е. касается работ автора, которого вы рассматриваете, либо проблематики, с которой работал(а) автор. Опционально можно упомянуть востребованность данной проблематики на сегодняшний день.

Принцип работы с текстами: аналитический, т.е. вы «с умом прочитали» какие-то тексты, на основе которых сделали соответствующие рассуждения, НО этот процесс нужно придумать, как назвать с точки зрения методологии. Здесь, увы, нет готовых формулировок, поэтому подумайте самостоятельно над этим.

На экзамене-собеседовании СП всегда спрашивает, что вы делали с выбранной литературой, как её анализировали, чтобы ответить на поставленную в эссе проблему.

Вывод: логическое обобщение выявленных наработок + критика + возвращение к поставленной проблеме и объяснение, как автор с ней справился (или не справился).

Какую литературу брать:
— ПЕРВОИСТОЧНИКИ
— на русском языке с адекватным переводом (степень адекватности можно уточнить у ВГ)
— на языке оригинала, если нет перевода, либо он считается неадекватным (например, может встретиться искажение перевода ключевых терминов)
— статьи про выбранного теоретика
— статьи с критикой выбранного теоретика (от его/её современников или свежие публикации, но всё о том же)

Что не брать: Википедию, готовые рефераты по схожей теме (привет плагиат), учебную литературу (именно учебники), академические публикации из сомнительных источников (всякого рода «Вестники» и журналы со слишком общими формулировками в названиях).

Выбор темы и постановка проблемы

Обычно список тем для письменных работ вам даётся в программе курса.
Иногда (как в случае с курсом по соцтеории) предлагается самостоятельный выбор темы. А в магистратуре, например, на любом учебном курсе пишут все тексты в привязке к теме магистерской диссертации.

Советую обратить внимание на то, что социология на самом деле ВСЮДУ. Через пару лет вы наверняка заметите, что сюжеты большинства фильмов и сериалов для вас окажутся слишком предсказуемыми – это знак, что вы на верном пути к освоению социологического знания! Ну ещё друзья начнут вас ненавидеть за спойлеры во время показа, это тоже индикатор :)

Я считаю, что пока есть возможность «проявить себя», то дерзайте и берите самые неожиданные кейсы! Это могут быть сюжеты сериалов, мультиков, кино, комиксы, видеоигры – всё, где есть какие-нибудь истории. Некоторые из ваших предшественников предпочитали «не париться» и писали чуть ли не об изъезженной вдоль и поперек теме о мальчике-Маугли или брали сюжеты из школьной программы по литературе. И – guess what – это были не только скучные, но и слабые работы, которые получили соответствующие оценки. Мотайте на ус. Жизненные байки – это не менее увлекательно, чем плоды массовой культуры. Главное правильно их подать проверяющим.

Постановка проблемы
Это капкан для всех студентов всех курсов и направлений всех специализаций ever. Нам много говорят (и будут говорить) о том, как важна постановка проблемы, но как это сделать, почему-то, не всегда объясняют.

1) Проблема – это ваш вопрос, на который вы хотите дать ответ в эссе. Без проблематики эссе превращается в сотрясание воздуха.
2) Проблема – это спорный вопрос! Вы можете дать свой ответ, а ваш одногруппник предложит альтернативное решение! В социологии нет ничего однозначного, значит и вы, и ваш одногруппник могут оказаться правы. Или вас обоих раскритикует кто-то третий.
3) У проблемы много лиц и имён, поэтому нет устоявшегося клише, как сформулировать проблему. Есть некоторые слова, которые достаточно часто там встречаются (неравенство, неравномерность, ограничение и т.п.) + обычно есть кто-то (социальная группа), кто остаётся не у дел или же с точки зрения вашей проблематики с ним что-то не то.

Давайте я попробую привести вам пример.
Вот, скажем, сделали велодорожки по бульварному кольцу в Москве. Это – результат решения некоторой проблемы. Какая здесь может быть тематика?

  • Велодвижение и «велосипедизация Москвы» (первое – инициатива горожан, второе – правительственная программа)
  • Взаимодействие велосипедистов и автомобилистов (и других участников дорожного движения)
  • Концепция «города, удобного для жизни» {~ жизни разных групп горожан}
  • Градостроительные тренды («в Европе сделано всё для велосипедистов, чем мы хуже»)
  • Борьба с пробками в Москве (для машин будет меньше места => «а давайте москвичи пересядут на велосипеды»).

У каждой тематики свой уровень социальной остроты, поэтому список можно продолжить. А какие здесь могут быть проблемы, которые требуют исследования?

  • Неравенство участников дорожного движения
  • Проблема осуществления «права на город» {концепция А.Лефевра об использовании городского пространства}
  • Проблема несоответствия политики московского правительства в области транспортного планирования европейским стандартам (здесь важно дать обоснование для подобной мысли)
  • список, опять же, можно продолжить

Скилл в постановке проблем исследования прокачивается посредством ознакомления со всё большим и большим количеством уже проведённых исследований по разнообразным темам, а также по мере освоения разных направлений (парадигм) в социологической теории.

Иногда учёные слишком заморачиваются и различают «Социальную проблему» и «Социологическую проблему». И просят это сделать и нас с вами.

В случае социальной проблемы должна быть обозначена какая-то форма неравенства или показан конфликт сторон.
Социологическая проблема выражает объективное отображение проблемной ситуации (кейс), указывает на некоторое противоречие между здравым смыслом (или теоретической моделью) и реальным поведением людей.

Надеюсь, вы уловили суть.
Ваша ситуация – она как флорариум с суккулентами. Вы можете посмотреть на неё с разных ракурсов, и каждая «грань» – это новая проблема, которую вы обнаружите.
Не беспокойтесь, если у вас не получится «правильно» сформулировать проблему в эссе! Всё приходит с опытом. А я как проверяющий постараюсь скорректировать, если что-то было не то.

Тут всё просто, поскольку есть «обязательная» литература и «дополнительная».

Обязательная – это та, которая была освоена во время прохождения курса и ожидается при конкретной тематике работы. Например, если вы пишете про город, то мы ожидаем от вас ссылок на чикагскую социологическую традицию. А если у вас межклассовый конфликт, то неупоминание Маркса или Бурдье – плохой тон! Ну и всё в таком духе. Старая добрая классика, одним словом.

Дополнительная – полностью на ваш выбор. Полностью опциональна. Вы можете не заморачиваться и основывать свои суждения на классических принципах, которые вы изучили, и которые оказались вам понятны и доступны. К категории «дополнительной литературы» можно отнести любой свежак, будь то «новые теории» (обычно студенты не обращают внимание на то, что «новые» по их мнению теории на самом деле датируются 1970-80-ми годами где-нибудь за рубежом, и, скорее всего, в академическом мире они уже далеко не такие «новые», а большинство современных «бумов» западной мысли доходят до России лет так через 20 спустя, лол), новые исследования по классической тематике, новые последователи прежних классиков и т.п.
Сюда также можно отнести и критические направления, если критическая социология не является основной для вашего эссе.

Мантра из старого доброго ППО: Times New Roman 12pt (иногда 14pt), 1,5 интервал (иногда одинарный), отступ первой строки 1,25 см, выравнивание текста по ширине (заголовки – по центру).

Если работа занимает больше 3-4 страниц (не считая списка литры), то нужен титульный лист. Когда работа совсем маленькая, то достаточно написать сверху фио и номер группы.

Этот стандарт, кстати, прописан где-то в ГОСТе, т.е. все документы (не только эссе и курсовые) оформляются таким образом.

Внимательный читатель заметит, что мы кое-что забыли обсудить…

Каждый из вас уникален. У каждого из вас свой способ объяснять некоторые вещи. Кто-то смелый, поэтому храбро выражает своё мнение (правда, не всегда к месту…), кто-то умный, но скромный, и предпочитает прикрыться умной цитатой, кто-то не знает, что делать, и в ходе последовательных рассуждений к чему-то в итоге приходит. Это нормально! В конце концов, в рамках эссе от вас не ждут умопомрачительных открытий.

Как можно улучшить эссе:

  • Эпиграф в тему – он должен быть коротким и звучать стильно. Преподаватели ценят этот приём! Только если он короткий, стильный и в тему.
  • Стиль письма: в реферате подразумевается строгое, «сухое» академическое письмо, в то время как в эссе можно развернуться! Не возбраняется подражание стилистике того или иного писателя (в нашем случае скорее исследователя). Постарайтесь не утопать в метафорах.
  • Ваши рассуждения! Формулируйте их так, как удобно вам! Постарайтесь объяснять доходчиво. Можно задавать риторические вопросы, только не переусердствуйте. Со временем вы научитесь делать это так, как это делали крутые исследователи, но важно с чего-то начать.

Для тех, кто добрался до этого места, самый главный лайфхак на сегодня:

!!! НЕ ПИШИТЕ ЭССЕ В ПОСЛЕДНЮЮ НОЧЬ !!!

Такую роскошь вы сможете себе позволить НЕ РАНЬШЕ 3 курса, потому что наберетесь опыта в написании большого объема текстов.
Сейчас лучше придерживаться такого плана:

  • 1 неделя на поиск темы
  • 2 недели на поиск литературы, её чтение/конспектирование, поиск того, что можно использовать для цитат и ссылок
  • ХОТЯ БЫ 2 ДНЯ на написание + 1 ДЕНЬ на вычитку!!!!!!!!! До чего же обидно получать интересные работы, но через каждые 2-3 абзаца вылавливать глазом опечатки ~____~ для преподавателя это признак лени и несобранности.
  • Лучше посвятить написанию эссе выходные, предшествующие дедлайну, чтобы в случае чего что-то скорректировать за понедельник-вторник. Обычно на утро после «ночи эссе» вы можете посмотреть на свой текст свежим взглядом и выявить косяки! И, следовательно, устранить их перед сдачей!

Обратите внимание на то, что часто в LMS любят ставить дедлайн на 23:59!

Вот и всё!

Очередная порция наставлений от Ксюшани, которая «повидала жизнь», получена. Будут вопросы – пишите!

Продолжительность: 2 часа (120 минут)

Задание состоит из двух частей:

Часть 1. Написать эссе на предложенную тему.

Часть 2. Дать письменные ответы на три вопроса.

Пример:
Тема эссе: «Как переход обществ от традиционных к современным отразился на социальном институте семьи? Проанализируйте причины появления нуклеарной семьи и траектории ее современного развития».

Вопросы:

1. Какие механизмы использует общество для того, чтобы проводить границу между доминирующей культурой и субкультурами? Приведите пример.

2. Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе? Свой ответ обоснуйте.

3. Приведите исторический пример исчезновения какого-либо социального института. Укажите причины.

Эссе — это самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое Вы осуществляете с учебной целью. Материалами такого исследования служат прочитанные Вами при подготовке к поступлению книги, учебники и статьи, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе обычно формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки.

Объем эссе принципиального значение не имеет. В каждом конкретном случае он определяется выделенным на задание временем и степенью сложности предложенной темы. В среднем он может быть равен 2-4 стандартным страницам (А4), но должен быть написан грамотно и приемлемым почерком.

Структуру эссе определяет сам автор и, таким образом, это является одним из элементов творческой работы. Типичным (но не обязательным) нам видится такая компоновка:

  • введение, в котором Вы даете обобщенный ответ на предложенный вопрос или излагаете в общем виде ту позицию, которую предполагаете отстаивать в основной части эссе;
  • упомянутая выше основная часть эссе, где Вы подробно отвечаете на вопрос или излагаете свою позицию, используя найденные Вами в материалах курса либо обнаруженные самостоятельно теоретические аргументы и эмпирические данные, поддерживающие каждое из выдвигаемых Вами утверждений;
  • заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предлагаемому Вами ответу на вопрос или к заявленной точке зрения, делаются выводы.
    Ссылки на источники и указания на интеллектуальные влияния: поскольку эссе – это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать всем принятым в научном сообществе техническим и этическим нормам цитирования и указания на источники идей (т.е. на их авторство). Однако, учитывая аудиторный характер написания данной работы, достаточным является указание на автора и его работу (книгу): например, после приведенного высказывания «Рассматривать социальные факты как вещи» следует в скобках указать [Дюркгейм «Метод социологии»].

Письменные ответы на вопросы по объему должны быть меньше эссе (рекомендуемый их объем – не 0,5 – 1 стр.). Основной акцент при ответе необходимо сделать на кратком изложении необходимого теоретического материала, четком изложении своих позиций по данному вопросу, приведении аргументов и примеров, подтверждающих свою мысль.

Примеры эссе

Основная литература:

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеолбразоват. учреждений. / Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю. и др. – М., 2008.
Сорвин К.В. Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. Для учащихся старших классов и студентов младших курсов. – М.. 2005. (ссылка)

Марченко М. А. Обществознание. Учебное пособие. – М., 2009.

Дополнительная литература:
Бауман З. Мыслить социологически: Пер. с англ.- М., 1996. (ссылка)

Гидденс Э. Социология: Пер. с английского. – М., 2005. (ссылка)

Монсон П. Лодка на аллеях парка: Пер.с англ.- М., 1998.(ссылка)

Фролов. Социология. Учебник для вузов. М., 2008. (ссылка)

Эссе — вид творческой работы, который пишут по любому предмету. Мы уже рассказывали, как писать эссе по праву, обществознанию, литературе, истории, иностранным языкам и даже по естественным и техническим дисциплинам. Теперь поделимся информацией о том, как получить высокую оценку за эссе по социально-гуманитарным наукам.

Чтобы не пропустить ни одного полезного совета по учебе или работе, подпишитесь на наш телеграм-канал. Тогда регулярно будете получать интересную информацию о разных сторонах студенческой жизни.

Философия

Написать эссе по философии непросто, т. к. философские вопросы не имеют однозначных ответов, а проблемы — единственно верных решений. Темы эссе по философии для студентов подаются в виде:

  • цитаты известного ученого («Познать — это значит вполне понять всю природу» Ф. Ницше);
  • вопроса («Каково соотношение философии с наукой и религией?»).

Чтобы получить хорошую оценку за такое эссе, покажите глубокое понимание темы и знание теоретических основ.

План эссе по философии состоит из следующих пунктов.

  1. Вступление (формулировка проблемы).
  2. Актуальность проблемы.
  3. Авторская позиция.
  4. Аргументы (из теории философии).
  5. Заключение.

Образец эссе по философии легко найти в интернете, но не копируйте его полностью, а перепишите своими словами, чтобы вас не обвинили в плагиате.

Стандартный объем работы — 300-700 слов, но иногда может доходить и до 2000.

Социология

Социология — наука об обществе, она изучает все аспекты его деятельности, поэтому темы эссе по социологии бывают разные.

  1. «Человек немыслим вне общества». Л. Толстой.
  2. «Преимущества и недостатки социальной мобильности».
  3. «Демонстративное потребление как тенденция современного общества».
  4. «Информационное общество и его особенности».
  5. «Каким будет общество через 10 лет?».

Начинать работу лучше с актуальности темы, после — излагать свою позицию. Убедительно ее докажите, используя в качестве аргументов факты, статистику, современные исследования, социальный опыт, надежную информацию из СМИ и пр.

Эссе украсит яркое высказывание. Цитаты по социологии для эссе:

  1. «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Л. Сенека.
  2. «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». О. Мирабо.
  3. «Общество — не простая группа индивидов, а система». Э. Дюркгейм.

Объем работы составляет от 200 до 600 слов.

Политология

Многих студентов волнует вопрос: «Как писать эссе по политологии?». Для этого нужно хорошо знать теоретическую базу: в этом виде работ собственную позицию следует подкрепить научной основой.

Распространенные темы эссе по политологии:

  • цитата государственного деятеля («Ответственность каждого гражданина — задавать вопросы власти» Б. Франклин);
  • актуальная политическая проблема или явление («Нужно ли менять избирательную систему в России?»).

В таких эссе нужно выразить согласие/несогласие с высказыванием, показать отношение к проблеме. Личное мнение подкрепите теоретическими сведениями, мнением известного ученого или фактами из общественной жизни.

Объем работы составляет 300-600 слов, в отдельных случаях может быть увеличен до 1000.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Политология

Важное правило эссе: соблюдение баланса между личным мнением и объективными фактами

Психология

Темы психологических эссе разнообразны. Они посвящены:

  • выдающимся ученым («Вклад Л. Выготского в возрастную психологию»);
  • этапам становления науки («Развитие психологии в 19 веке»);
  • направлениям психологии («Психоанализ как метод психотерапии»);
  • современным проблемам («Соционика: психология или новая астрология?»).

Чтобы написать эссе по психологии, нужно хорошо владеть теоретическим материалом и уметь излагать его в лаконичной форме, сопровождая собственными выводами.

Эссе не предусматривает аргументов из собственного опыта, используйте проверенную научную информацию: факты, статистику, результаты экспериментов.

Объем эссе — 400-800 слов.

Педагогика

Этот предмет изучают многие студенты, особенно в магистратуре. Темы эссе по педагогике могут быть разными.

  1. «Воспитание — общее дело».
  2. «Использование информационных технологий в современном образовательном процессе».
  3. «Мое педагогическое кредо».
  4. «Каким должен быть современный педагог?».
  5. «Традиции и проблемы образования в Англии».

Главное правило — соединить теоретическую базу с собственным взглядом на роль и задачи педагога.

Напишите в начале работы, что «современная педагогика предусматривает личностно-ориентированный подход к образованию и способствует творческому развитию воспитанника». Эта удобная фраза-клише подойдет для педагогического эссе по любой теме.

Объем эссе по педагогике больше, чем по другим предметам и составляет от 300 до 1200 слов.

Общие рекомендации

Правила оформления эссе по перечисленным предметам такие же, как и для других учебных работ, например, эссе по обществознанию.

Структура тоже традиционная:

  • вступление;
  • постановка проблемы;
  • личное мнение;
  • аргументы;
  • заключение.

Если наших советов недостаточно и вы все равно не уверены, что сможете подготовить хорошую работу, доверьтесь профессионалам из студенческого сервиса. Его сотрудники помогут справиться с любой проблемой по учебе, сэкономят ваше время и силы.

Нужна помощь в написании уникальной работы на отлично?! Узнайте цену!

Тема документа

Тип

Добавлено

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 30.08.2021

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 30.08.2021

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 30.08.2021

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 30.08.2021

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 09.08.2016

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 23.05.2016

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 24.04.2016

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 22.09.2015

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 13.08.2015

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 03.04.2015

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 25.02.2015

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 13.01.2015

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 13.01.2015

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 29.11.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 14.11.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 02.11.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 30.10.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 22.10.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 21.10.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 02.10.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 02.10.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 17.06.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 05.05.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 19.03.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 17.03.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 09.03.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 27.02.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 27.02.2014

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 04.11.2013

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 24.10.2013

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 20.06.2013

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 12.03.2013

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 04.02.2013

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 25.01.2013

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 28.12.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 09.10.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 29.09.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 23.08.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 13.06.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 06.06.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 16.05.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 12.05.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 11.05.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 06.05.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 24.04.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 02.04.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 06.03.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 24.02.2012

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 30.09.2011

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 25.07.2011

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 31.12.2008

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 31.12.2008

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 26.12.2008

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 27.03.2008

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 31.01.2007

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 26.02.2006

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено: 25.06.2001

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено:

  • Предмет:
    Социология

    Добавлено:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Социокультурный как пишется правильно
  • Социоигровой как пишется
  • Социодемографический как пишется
  • Социогуманитарные науки как пишется
  • Социальный работник как пишется