Соль нижней октавы как пишется

Как пишется нота соль нижней октавыЛинеечек в нотном стане только пять, это знают все. Но основную сложность при разучивании нот вызывают не основные линеечки, а добавочные. Расположение нот на нотном стане в скрипичном или басовом ключах еще можно вызубрить, а вот ниже или выше начинаются непонятки. Что ж, поможем разрешить эти проблемы.

Начнем со скрипичного ключа

Наряду с басовым это самый распространённый ключ. Ноты, записанные в скрипичном ключе, примерно соответствуют диапазону женского голоса.  Этим же диапазоном обладает скрипка – отсюда и название – скрипичный. В основном, всё расположение нот на нотном стане базируется на тех пяти линеечках, но не возбраняется использовать и добавочные.   Правда, использовать более 3х добавочных линеек нецелесообразно – тут даже у профессионала зарябит в глазах и он не сразу сообразит – а какая там написана нота. Внимательно посмотрите на рисунок.

Как пишется нота соль нижней октавы

Всем известная нота ДО первой октавы пишется в скрипичном ключе на первой добавочной линеечке. А далее идем вниз по звукоряду и читаем ноты, используя предлоги «на» и «под» потому что вниз шагаем.

  • До – на первой добавочной
  • Си – под первой добавочной (это уже малая октава, ближе к левой руке)
  • Ля – на второй добавочной (ну, не хватает нам линеек нотного стана)
  • Соль – под второй добавочной (пока еще ничего, понять можно)
  • Фа – на третьей добавочной (а, может, лучше в басовый ключ перебраться?)

А вот далее, если идти вниз, то уже нецелесообразно использовать добавочные линейки – ну право – пока сосчитаешь, пока сообразишь, музицировать не захочется. Именно поэтому и нужен басовый ключ. На картинке гляньте, как написаны те же самые ноты в другом ключе.Как пишется нота соль нижней октавы

Нотки, обведенные кружочком, гораздо проще прочитать в «нижнем» ключе. Согласитесь, без добавочных линеек уже не так «замыливается» глаз.

Вот и пришло время поговорить про басовый ключ

Его еще называют ключ «фа», про него можно еще почитать в этой статье. Это мужчина со своим низким чарующим бархатным голосом. Вокальные партии для басов и баритонов пишутся только так. А  в фортепиано – это левая рука. (Кстати, представляете, какая гармония жизни – правая рука – женщина, левая – мужчина, прямо инь и янь, и друг без друга они неполнозвучны).

Принцип чтения нот на добавочных линейках точно такой же. Смотрим картинку.

Как пишется нота соль нижней октавы

Тут записаны ноты первой октавы в басовом ключе. Все они записаны на добавочных линеечках. Те, что кружочками обведены, лучше писать в скрипичном ключе, но бывает всякое, поэтому будьте готовы, что где-то в пьесах вам встретятся эти неудобные для глаз нотки.

  • До – на первой (пока удобно)
  • Ре – над первой (тоже ничего)
  • Ми – на второй (терпимо)
  • Фа – над второй (с этой ноты лучше перейти в скрипичный ключ)
  • Соль – на третьей (ну, если только в качестве исключения)
  • Ля – над третьей (да хватит издеваться над глазами – отправляйтесь в «женский» ключ)

Принцип чтения нот такой же, как и в скрипичном ключе, только предлоги мы используем – «на» и «над». (Вверх же идем)

В общем, учитесь читать музыку и понимать расположение нот на нотном стане даже если нотки записаны на добавочных линейках.

А послушать я вам предлагаю невероятно красивую мелодию Энио Морриконе, чья музыка известна своей непревзойденной мелодичностью и душевностью. Очень красиво, немного грустно, но может у вас как раз меланхоличное настроение.

МегаПредмет

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Помощь в ✍️ написании работы

Если вы хотите научится играть на каком-либо инструменте, то вам просто обязательно нужно изучить нотную грамоту. Многие начинающие музыканты, пренебрегают изучением нотной грамоты, но рано или поздно им они понимают, что без нее прогресс будет идти крайне медленно. Зато, потраченное на ее изучение время принесет вам колоссальную пользу. Вы сможете изучать музыкальные произведения, вы сможете намного быстрее понимать состав музыкального произведения. Нотная грамота открывает перед вами много нового интересного материала, который без знания нотной грамоты просто не возможно изучить.

Итак, музыкальное произведение состоит из звуков. Для обозначения звуков используют специальные графические знаки — ноты, а также нотный стан. Они позволяют в удобном виде показать очередность, продолжительность, высоту и другие характеристики звуков.

Но́та (лат. nota — знак) состоит из овала [ 3 на рис. ] (пустого внутри или заштрихованного), к которому могут добавляться штиль [2 на рис.] и флажок [ 1 на рис. ] или флажки.

Составляющие ноты

Расположение нот на нотном стане. Ноты могут писаться на линиях, под линиями и на линиях. При необходимости ноты можно располагать на дополнительных линиях сверху и снизу нотного стана. Для более компактной записи штили рисуют так: если нота расположена ниже средней линии, то тогда штиль рисуется вверху, а если нота расположена выше средней линии нотного стана, то штиль направляют вниз и рисуют его слева от ноты. Эти правила не обязательны для соблюдения, это просто рекомендации. Иногда ноты объединяют в группы нарушая данное правило. Теперь обобщив все вышесказанное посмотрим на рисунок ниже.

Нумерация линеек происходит снизу вверх: 1,2,3,4,5. Если линеек не хватает, то рисуют добавочные линии сверху или снизу. На примере снизу 5 основных линеек, сверху 2 добавочные линии (они рисуются только непосредственно под нотами), снизу одна добавочная линия.

Ноты на нотном стане

Для определения высоты звучания нот применяют так называемые ключи.

Ключ (итал. chiave, от лат. clavis; нем. Schlüssel; англ. key) — знак линейной нотации, определяющий звуковысотное значение нот. Относительно линейки нотоносца, на которую указывает центральный элемент ключа, рассчитываются все другие высотные позиции нот. Основные типы ключей, принятые в классической пятилинейной тактовой нотации: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до».

На рисунке сверху использован скрипичный ключ (ключ «соль»), который начинается от второй линии, где пишется нота «соль» первой октавы.


Ключ соль
 
Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую линейку нотного стана.В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), гитары, губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.

Ключ фа
 
Ключ «Фа» — второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

От звуков соль первой октавы (в скрипичном ключе) и фа малой октавы (в басовом ключе) ведется отчет других звуков вверх и вниз.

Чем выше на нотном стане расположены ноты, тем выше их звучание. На фортепиано примерно 80 клавиш и столько же звуков, а нотный стан имеет всего лишь 5 линеек, поэтому для записи нот в нотном письме используют добавочные линейки, разные ключи, и несколько нотных станов. Добавочные линейки – это короткие линейки для каждой отдельной ноты, которые пишутся над или под нотным станом. Они считаются от нотоносца вверх или вниз. Ближайшая линейка к нотному стану считается первой, вторая — следующая за первой и т.д. Правописание штилей и хвостов: ноты, которые записаны до третьей линейки штили пишутся справа вверх, а ноты, которые записаны на третьей линейке и выше штили пишутся слева и вниз. В вокальном двухголосном произведении, записанном на одном нотном стане, первый голос записывается штилями вверх, а второй голос штилями вниз. Таким образом, благодаря правилам нотной записи очень хорошо визуально прослеживается каждая вокальная партия.

Некоторые ноты можно записать как скрипичном, так и в басовом ключе.

Ноты в разных ключах

Длительность нот

Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. Рассмотрим длительности нот подробнее.

В музыке существуют основные и произвольные длительности.Основное длительностизвуков: целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и так далее (получаемые путем деления на 2 каждой последующей длительности).

Произвольные длительности образуются от условного деления основных длительностей на любое количество равных частей, например:

триоль, образуется от деления основной длительности на три равные части:

квинтоль, образующаяся от деления основной длительности на пять равных частей:


©2015-2022 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…

Первая октава фортепиано

В прошлой статье — Октавы Фортепиано — мы узнали, что такое Октава, сколько октав имеет фортепиано и их названия.

Сегодня мы перейдем к изучению Первой октавы.

 Первая октава

Первая октава на фортепиано располагается между Малой октавой и Второй октавой.

Первая октава

Ноты первой октавы

Ноты первой октавы

Ноты Первой октавы на нотном стане пишутся так:

Ноты первой октавы

Нота До удобно расположилась на нижней добавочной линейке. Нота Ре под первой линейкой. Нота Ми комфортно себя чувствует на первой линейке. Фа- между первой и второй. Соль живет на второй линеечке. Ля — между второй и третьей. И нота Си — на третьей линейке нотного стана.

Все нотки заняли свои места!

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

ноты

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

  1. До
  2. Ре
  3. Ми
  4. Фа
  5. Соль
  6. Ля
  7. Си

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

  1. C – До
  2. D – Ре
  3. E – Ми
  4. F – Фа
  5. G – Соль
  6. A – Ля
  7. H – Си

клавиатура с нотами

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Как пишется нота соль нижней октавы

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

  1. Субконтроктава;
  2. Контроктава;
  3. Большая;
  4. Малая;
  5. 1-ая;
  6. 2-ая;
  7. 3-ая;
  8. 4-ая;
  9. 5-ая.

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

октавы

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

 нотный стан

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.  

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

скрипичный ключ

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

басовый ключ

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

нотный стан

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание. 

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

ноты

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Пример №1.

Как пишется нота соль нижней октавы

 Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы.

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

Как пишется нота соль нижней октавы

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

Пример №2.

Как пишется нота соль нижней октавы

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.


Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Как пишется нота соль нижней октавы

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — Как пишется нота соль нижней октавы   . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

 Как пишется нота соль нижней октавы

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

 Как пишется нота соль нижней октавы

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля. 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

У этого термина существуют и другие значения, см. Соль (значения).

Соль (лат. sol, или so) в сольмизации (сольфеджио) — мнемоническое обозначение пятой ступени диатонического звукоряда. Аналогично обозначению G[1]. Отстоит на целый тон от фа и на целый тон от ля.

Частота звука в первой октаве (равномерно темперированный строй): 392 герц.

Происхождение названия[править | править код]

Название ноте дано по первому слогу пятой строчки посвящённого Иоанну Крестителю гимна «Ut queant laxis» — solve polluti («…очисти скверну…») — где каждая последующая строчка исполнялась на тон выше предыдущей. Изобретателем такого мнемонического приёма («гвидонов слог») был Гвидо Аретинский.

Нотные обозначения[править | править код]

Как пишется нота соль нижней октавы

Другие положения ноты на стане

Примечания[править | править код]

  1. Соловьёв Н. Ф. G, в музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки[править | править код]

  • Соловьёв Н. Ф. Ноты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Теория сольфеджио.
  • Таблица музыкальных нот.
  • Music theory online: staffs, clefs & pitch notation  (англ.).

Ноты

Это заготовка статьи по теории музыки. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).

Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.

скрипичный ключ указывает на ноту соль, а ля и фа - ближайшие соседи этой соль

Ноты первой октавы в скрипичном ключе

Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.

ноты первой октавы

  • Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
  • Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
  • Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
  • Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
  • Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
  • Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
  • Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе

Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.

ноты второй октавы

  • Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
  • Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
  • Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
  • Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
  • Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
  • Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
  • Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.

Ноты третьей октавы в скрипичном ключе

Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).

Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.

ноты третьей октавы

Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:

  • Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
  • Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
  • Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
  • Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
  • Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
  • Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.

Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе

Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.

Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.

ноты четвертой октавы

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

ноты малой октавы в скрипичном ключе

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

skripichnyi-kluch-071

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать — это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Октавы пианино

Малая, первая, вторая октава

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть,  в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Ключ Соль

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Ключ Фа

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше,  являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта. 

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

Изображение тактовой черты в середине произведения

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Завершающая тактовая черта

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью,  киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Длительности нот в виде окружности

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Половинная = ½ целой

Четвертые = ½ половинной = ¼ целой

Восьмая =  ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей :-) (размер 4/4).  То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Итак, у нас  остался один завершающий штрих – размер такта.

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Такт размером 4/4

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера — означает сколько в такте долей, а нижняя — какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

  • 1 – целая
  • 2 – половинная
  • 4 – четвертная
  • 8 – восьмая
  • 16 – шестнадцатая
  • 32 – тридцать вторая и т.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

2/4 3/4 4/4 такты

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Рисунок размера такта 2/4

Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:

Рисунок размера такта 3/4

¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Знаки паузы в партии

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Фа мажор (F dur)

Гамма F dur

Соль мажор (G dur)

Гамма G dur

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

  1. В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это — скрипичный ключ.
  2. После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
  3. 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
  4. Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
  5. Две восьмые ноты Ре первой октавы.
  6. Тактовая черта.
  7. Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино  — оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно,  если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в  качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот.

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

У этого термина существуют и другие значения, см. Соль (значения).

Соль (лат. sol, или so) в сольмизации (сольфеджио) — мнемоническое обозначение пятой ступени диатонического звукоряда. Аналогично обозначению G[1]. Отстоит на целый тон от фа и на целый тон от ля.

Частота звука в первой октаве (равномерно темперированный строй): 392 герц.

Содержание

  • 1Происхождение названия
  • 2Нотные обозначения
  • 3Примечания
  • 4Ссылки

Происхождение названия

Название ноте дано по первому слогу пятой строчки посвящённого Иоанну Крестителю гимна «Ut queant laxis» — solve polluti («…очисти скверну…») — где каждая последующая строчка исполнялась на тон выше предыдущей. Изобретателем такого мнемонического приёма («гвидонов слог») был Гвидо Аретинский.

Нотные обозначения

Научная нотация Нотация Гельмгольца Октава Частота (Гц) Современная нотация
G−1 G͵͵͵ или ͵͵͵G или GGGG Субсубконтроктава 12.25
G0 G͵͵ или ͵͵G или GGG Субконтроктава 24.5
G1 G͵ или ͵G или GG Контроктава 48.999
G2 G Большая 97.999 SleutelF.pngBalk.pngKwartnoot02.jpg
G3 g Малая 195.998 SleutelF.pngBalk.pngKwartnoot09.jpg
G4 g′ Первая 391.995 SleutelG.pngBalk.pngKwartnoot04.jpg
G5 g′′ Вторая 783.991 SleutelG.pngBalk.pngKwartnoot11.jpg
G6 g′′′ Третья 1567.982
G7 g′′′′ Четвёртая 3135.963
G8 g′′′′′ Пятая 6271.927
G9 g′′′′′′ Шестая 12543.854
G10 g′′′′′′′ Седьмая 25087.708

Примечания

  1. Соловьёв Н. Ф. G, в музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Соловьёв Н. Ф. Ноты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Теория сольфеджио.
  • Таблица музыкальных нот.
  • Music theory online: staffs, clefs & pitch notation  (англ.).
Нотные знаки
     C  D  E  F   G  A H (B)
  Music ClefG.svgMusic Staff.svg Music 4c1.svgMusic Staff.svg Music 4d1.svgMusic Staff.svg Music 4e1.svgMusic Staff.svg Music 4f1.svgMusic Staff.svg Music 4g1.svgMusic Staff.svg Music 4a1.svgMusic Staff.svg Music 4b1.svgMusic Staff.svg  
    до ре ми фа соль ля си  

Перейти к шаблону «Внешние ссылки»  Перейти к элементу Викиданных

  Словари и энциклопедии

  • Большая каталанская
  • Большая норвежская
  • Большая российская
  • Брокгауза и Ефрона
  • Музыкальный Римана


Эта страница в последний раз была отредактирована 20 декабря 2022 в 18:29.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Изучение нот на нотном стане.

ЦЕЛИ
  1. Знать расположение нот на нотном стане.
  2. Знать расположение нот на грифе гитары, бас-гитаре, пианино.
  3. Знать правило записи ключей, знаков, размера и нот.
  4. Знать название и расположение октав на нотном стане и инструменте.

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Приступим!

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).

Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки» 

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

 такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Басовый ключ

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?

    Ответ:

    Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

  2. Как пишутся штили нот на нотном стане?

    Ответ:

    штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

  3. Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?

    Ответ:

    субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

  4. Буквенное обозначение ноты «си»?

    Ответ:

    «H»

  5. Назовите расположение нот на нотном стане.

    Ответ:

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух

В прошлый раз мы выяснили, что отличие на октаву означает, что частота одного звука в два раза больше другого. Во всём используемом в музыке звукоряде выделяется несколько октав. Начиная с самых низких нот, они называются так: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава.

Звуки большой октавы обозначаются большими латинскими буквами (C, D, E,…), а звуки малой октавы – маленькими (c, d, e, …). Если от большой октавы мы пойдём вниз, то рядом с большой буквой внизу пишется число октав, если от малой октавы идём вверх, то рядом с маленькой буквой вверху пишется цифра. Например, фа контроктавы пишется как F1, ля субконтроктавы – A2, ми второй октавы – e2, соль третьей октавы – g3 .

Расстояние между каждыми из 12 нот называется полутоном. В октаве полутоны образуются между нотами ми-фа и си-до. Между остальными нотами 2 полутона или целый тон. Промежуточные звуки в целых тонах обозначаются с помощью знаков альтерации или хроматизма. Для повышения звука на полтона используется знак диез ♯, для понижения – знак бемоль ♭.Для повышения звука на целый тон используется знак дубль-диез , для понижения – знак дубль-бемоль . Для отмены знаков альтерации используется знак бекар . В буквенных обозначениях повышение обозначается окончанием -is, понижение – окончанием -es. Например, до-диез – cis, фа-диез – fis, ре-бемоль – des, соль-бемоль – ges. Для звуков e и a при понижении не пишется буква e, то есть ми-бемоль – это es, а ля-бемоль – as. Двойное повышение и понижение обозначаются окончаниями -isis и -eses. То есть, ре – это disis, ми – eses.

Энгармонизм. Если мы посмотрим на фортепианную клавиатуру, то увидим, что чёрные клавиши находятся между двумя белыми. Поэтому ноту можно получить как повышением, так и понижением. Например, до-диез и ре-бемоль, соль-диез и ля-бемоль. Такое явление, когда ноты звучат одинаково, но записываются по-разному, называется энгармонизмом, а сами ноты называются энгармонически равными. Можно сказать, что фа-диез энгармонически равен соль-бемолю, а си-диез равен ре-дубль бемолю. Тоны и полутоны, которые образуются между разными нотами, называются диатоническими, а между одной нотой и её альтерацией – хроматическими. Например, до-ре и ре-ми – это диатонические тоны, а ми-фа и си-до – диатонические полутоны. Хроматическими тонами будут до-до-дубль-диез и ре-ре-дубль-диез, а полутонами – ми-ми-диез и фа-фа-диез. Можно подумать, а зачем называть ноты по-разному, если они звучат одинаково? Это имеет смысл, когда мы работаем в определённой тональности и начинаем альтерировать её ступени, чтобы усилить тяготение в другие ступени. Более подробно будем это разбирать, когда начнём изучать лады, тональности и их ступени, сейчас нужно только понять, как можно назвать один звук разными нотами.

Задания.
  1. Посмотрите на фортепианную клавиатуру (настоящую или программную), найдите на ней все ноты и октавы.
  2. Запишите буквами следующие ноты: до, соль-диез, фа-бемоль, ля-дубль-диез, ми-дубль-бемоль.
  3. К каждой из этих нот напишите энгармонически равные им ноты.
  4. Запишите буквами ноты по октавам: ля малой октавы, си четвёртой октавы, соль большой октавы, до первой октавы, ми контроктавы.
  5. Напишите диатонические и хроматические полутоны вверх от нот: ре, соль-диез, си, ля-бемоль.
  6. Напишите диатонические и хроматические тоны вверх от нот: до, ми, соль-бемоль.

Интервалы между двумя одинаковыми нотами называется октавами. Чтобы определить одну из них, достаточно на клавиатуре найти ноту «до» и, двигаясь вниз или вверх по белым клавишам, отсчитать восемь штук, дойдя до следующей одноименной ноты.

С латыни слово «октава» переводится как «восьмой». Эти восемь ступеней разделяют друг от друга ноты двух октав, определяя их частоту – скорость колебания. Например, частота ноты «ля» одной октавы составляет 440 Гц, а частота аналогичной ноты октавой выше равна 880 Гц. Частота нот составляет 2:1 – это соотношение самое приятное для слуха. Стандартное пианино имеет 9 октав, учитывая, что субконтроктава состоит из трех нот, а пятая – из одной.

Октавы на фортепиано

Интервалы между одинаковыми нотами разной частоты – это октавы на фортепиано. Они расположены в том же количестве и таком же порядке, что и на пианино. Вот сколько октав на фортепиано:

  1. Субконтроктава – состоит из трех нот.
  2. Контроктава.
  3. Большая.
  4. Малая.
  5. Первая.
  6. Вторая.
  7. Третья.
  8. Четвертая.
  9. Пятая – состоит из одной ноты.

У нот субконтроктавы самые низкие звуки, у пятой единственная нота звучит выше остальных. Указанные ноты на практике музыкантам приходится играть очень редко. Самые используемые ноты находятся от большой до третьей октавы.

Если на фортепиано столько интервалов, сколько октав на пианино, то октавы на синтезаторе отличаются по количеству от указанных инструментов. Это связано с тем, что синтезатор имеет меньше клавиш. Перед покупкой музыкального инструмента стоит учесть особенность.

Малая и первая октавы

Одними из самых часто используемых октав являются малая и первая октавы пианино или фортепиано. Первая октава на пианино располагается по центру, хотя по счету она является пятой, а первой – субконтроктава. Она содержит ноты средней высоты от 261,63 до 523,25 Гц, обозначается символами С4-В4. Ноты расположенной ниже малой октавы звучат умеренно-низко с частотой от 130,81 до 261,63 Гц.

Ноты первой октавы

Нотами первой октавы заполнены первые три линейки стан скрипичного ключа. Знаки первой октавы пишутся так:

  1. ДО – на первой добавочной линейке.
  2. РЕ – под первой основной линейке.
  3. МИ – заполняет первую линейку.
  4. ФА – пишется между первой и второй линейками.
  5. СОЛЬ – на второй линейке.
  6. ЛЯ – между третьей и второй линиями.
  7. СИ – на третьей линейке.

Диезы и бемоли

Расположение октав на фортепиано и пианино включает не только белые, но и черные клавиши. Если белая клавиатура обозначает основные звуки – тона, то черная – их повышенные или пониженные варианты – полутона. Кроме белых, первая октава состоит из черных клавиш: ДО-диез, РЕ-диез, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ-диез. В нотной записи они называются знаками альтерации. Чтобы сыграть диезы, следует нажимать черные клавиши. Исключение составляют только МИ-диез и СИ-диез: их играют на белых клавишах ФА и ДО следующей октавы.

Чтобы сыграть бемоли, следует нажимать на клавиши, расположенные слева, – они выдают звук на полтона ниже. К примеру, РЕ-бемоль играется на клавиши слева от белой РЕ.

Как правильно играть октавы

После того, как музыкант усвоил название октав на фортепиано, стоит играть гаммы – последовательности нот одной октавы. Для учебы лучше всего подойдет до-мажор. Стоит начинать с одной руки, последовательно и медленно, с правильной расстановкой пальцев на клавиатуре. Чтобы узнать, как это делается, можно скачать урок. Когда игра гаммы одной рукой будет уверенной и четкой, стоит делать то же самое второй рукой.

Гамм столько же, сколько полных октав – 7. Их играют по отдельности одной рукой или двумя. По мере роста навыка стоит увеличить темп, чтобы запястья привыкали к растяжке. Важно научиться переносить вес из рук на клавиши, держа плечи свободными. Пальцы и запястья становятся выносливее, привыкают к интервалам.

Если играть гаммы регулярно, в уме откладывается представление об октавах, а руки с каждым разом быстрее будут по ним передвигаться.

Ошибки новичков

Начинающие музыканты совершают следующие ошибки:

  1. Не имеют общего представления об инструменте, его устройстве.
  2. Не знают, сколько октав на рояле, как они называются.
  3. Привязываются только к первой октаве или начинают гамму только с ноты ДО, не переключаясь на другие октавы и ноты.

Ответы на частые вопросы

Как лучше играть октаву: всей рукой или ударом кисти?

Легкие октавы стоит играть с активным использованием кисти, низко расположив руку, сложные – высоко подняв руку.

Как играть октавы быстро?

Кисть и рука должны быть немного напряжены. Как только чувствуется усталость, положение следует менять с низкого на высокое и наоборот.

Подводим итоги

Общее количество октав на пианино, фортепиано или рояле – 9, из них 7 октав – полные, состоящие из восьми нот. На синтезаторе количество октав зависит от количества нот и может отличаться от классических инструментов. Чаще всего используются малая, первая и вторая октавы, очень редко – субконтроктава и пятая октава. Чтобы освоить октавы, следует играть гаммы, начиная с медленного темпа, одной рукой и с правильной расстановкой пальцев.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Соль как химический элемент как пишется
  • Сончас как пишется слитно или раздельно
  • Соната или саната как пишется
  • Соль для ванн как пишется
  • Сончас как пишется грамота