Совет министров рсфср как пишется

Всего найдено: 21

Как правильно написать «Правительство рекомендовало дружить с «советами»»? (Советы — здесь: СССР).

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: …дружить с Советами.

Подскажите, пожалуйста, как правильно: Правительство/правительство Республики Грузия/Грузии?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Правительство Республики Грузия.

Здравствуйте, с большой ли буквы пишется «правительственная телеграмма». Естественно, не в начале предложения и если имеется ввиду правительство РФ.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание правительственная телеграмма пишется с маленькой буквы.

Грамота, разъясни наконец-то, в каких случаях «правительство» пишется с прописной и со строчной буквы?
Это, например, предложение верно? «По предварительным подсчётам в правительстве…».

Ответ справочной службы русского языка

Рекомендации лингвистов таковы. Правительство пишется с прописной буквы как первое слово официального названия руководящего органа исполнительной власти в Российской Федерации (а также в республиках – субъектах Российской Федерации): Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Дагестан, Правительство Удмуртской Республики. Но: правительство Москвы, правительство Санкт-Петербуга, правительство Свердловской области. Правда, на практике в официальных документах слово Правительство пишется с прописной независимо от того, о правительстве какого субъекта Федерации идет речь.

При неофициальном употреблении (например, в газетной статье) правильно написание со строчной (если, конечно, это не публикация официального документа).

Как все же верно — Совет Министров РСФСР (РФ)или Совет министров РСФСР (РФ)? На вашем сайте в ответах на вопрос дается однозначный ответ: строчная буква. А на вашем же сайте в «Действующих правилах правописания» (параграф 105) и у Розенталя в Справочнике по правописанию и стилистике…» (параграф 22, пункт 1) говорится о написании с прописной буквы. Уточните, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

В годы советской власти сочетание Совет Министров  было официальным названием высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти – и в СССР, и в РСФСР. Этим и объясняется написание обоих слов с прописной буквы. Поскольку действующие «Правила русской орфографии и пунктуации» были приняты в 1956 году, неудивительно, что в них тоже отмечено написание Совет Министров. Такого написания следует придерживаться, если речь идет о советской эпохе.

Правильно написание Совет Министров и в том случае, если имеется в виду официальное название высшего органа исполнительной власти какого-либо государства, например: Совет Министров Республики Беларусь.

Однако как неофициальное название высшего государственного органа (как синоним слова правительство) правильно написание Совет министров. Невозможно написание слова министров  с прописной, если речь идет о российском правительстве, поскольку в нашей стране официальное название высшего органа исполнительной власти – Правительство Российской Федерации.

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, как правильнее «направить письмо Правительству РФ» или «направить письмо в Правительство РФ»?

Ответ справочной службы русского языка

Второй вариант предпочтителен.

с какой буквы пишется правительство России
строчная или прописная

Ответ справочной службы русского языка

Официальное название: Правительство Российской Федерации. В сочетании Правительство России, в ситуации неофициального употребления, первое слово может быть написано и со строчной буквы. 

«российское правительство» — Какое из слов пишется с большой буквы в официальном документе? Подскажите пожалуйста. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В официальном документе будет использоваться официальное название: Правительство Российской Федерации. Сочетание российское правительство – неофициальное название, оно в любом случае будет писаться строчными буквами.

Уважаемая справка!
В нашем регионе (Иркутская область) недавно создано правительство, в связи счем перед нашим информационным агентством (СМИ) встал вопрос: в каких случаях слова типа правительство, министерство, министр пишутся с прописной буквы, а в каких — со строчной? Имеет ли значение, идет речь о региональной или о федеральной структуре?
Спасибо, с уважением,
Екатерина

Ответ справочной службы русского языка

Правительство, администрация, министерство пишутся с прописной буквы в официальных названиях руководящего органа исполнительной власти государства (а также республик – субъектов Федерации), например: Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Дагестан, Правительство Удмуртской Республики, Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ. Но: правительство Москвы, правительство Иркутской области, федеральное правительство, администрация Иркутской области.

Название должности министр пишется со строчной буквы (в том числе и в официальных документах).

Здравствуйте! В каких случаях в офицальных докаментах при обрщении официального органа к Правительству РФ слово обращение пишется с прописной буквы, напреимер, указанное (О) обращение напрвить в Правительство РФ… в данном случае с большой или с маленькой? Спасибо.
Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае верно со строчной (маленькой) буквы.

Здравствуйте!
1. Подскажите, пожалуйста, как склоняется (если склоняется) мужская и женская фамилия Гурцкая.

2. В «Письмовнике» написано: «Названия республик согласуются со словом республика, если они оканчиваются на -ия и -ея: Правительство Республики Кореи, в Республике Швейцарии…»
Это правило или рекомендация? Чаще, как мне кажется, название самой Республики не склоняется.

Ответ справочной службы русского языка

1. См. ответ № 232783. 2. Это рекомендации справочников. Однако в официальных названиях исполнительных органов государственной власти республик Российской Федерации принято названия республик не склонять: Правительство Республики Бурятия, Кабинет министров Республики Адыгея.

В каких случаях Правительство пишется с прописной, а в каких со строчной букв?

Ответ справочной службы русского языка

Правительство пишется с прописной буквы как официальное название руководящего органа исполнительной власти государства (а также республик – субъектов Федерации), например: Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Дагестан, Правительство Удмуртской Республики. Но: правительство Москвы, правительство Свердловской области.

Задаю вопрос третий раз. Уважаемая Справка! К вопросу 192109. Ваш ответ: …Правительство Республики Карелия. Я живу в Карелии, и у нас в Петрозаводске на всех учреждениях пишут именно так: Республики Карелия, т. е. нет согласования названия республики с родовым словом (Республика). Я задавала вам этот вопрос, вы дали ответ 205895, который противоречит ответу 192109. Так согласуется или нет? Или все ошибаются? Заранее благодарна за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 228946 .

К вопросу № 192109. Ответ верный, но обоснование другое, хотелось бы поправить: прописная буква в слове «правительство» пишется в случае указания федерального органа власти («Правительство Российской Федерации»)или органа власти республики в составе Российской Федерации («Правительство Республики Карелия»), это связано с особым конституционно-правовым статусом республик. В отношении иных субъектов РФ слово «правительство» пишется со строчной букты. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Большое спасибо за дополнение!

Будьте добры, объясните, как согласуется слово «Республика» с её названием? Например, Првительство Республики Индонезия или Индонезии? В Республике Индонезия или Индонезии? Согласно соварной статье из словаря под редакцией Лопатина, Правительство Республики Индонезия. Так ли это?

Ответ справочной службы русского языка

В книге «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов» (авторы: Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская) говорится о несклоняемости топонимов в косвенных падежах в официальных деловых документах.

Совет Министров РСФСР
(Совмин РСФСР)
COA Russian SFSR.svg
Герб РСФСР
Общая информация
Страна Flag of Russian SFSR.svg РСФСР
Дата создания 15 марта 1946 года
Предшествующее ведомство Совет народных комиссаров РСФСР
Дата упразднения 25 декабря 1991 года
Заменено на Совет Министров Российской Федерации (1991—1993);
Правительство Российской Федерации (с 1993 года)
Вышестоящее ведомство Верховный Совет РСФСР
Председатель А. Н. Косыгин (первый)

Совет Министров РСФСР (Совмин РСФСР) — высший исполнительный и распорядительный орган государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), действовавший в период с 1946 по 1991 годы, до преобразования РСФСР в Российскую Федерацию. Совет Министров РСФСР был наделен широкими полномочиями в области решения вопросов государственного управления, отнесенных к ведению РСФСР и не входящих в компетенцию Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР.[1]

В 1991 году переименован в «Совет Министров Российской Федерации», а в 1993 году — в «Правительство Российской Федерации», которое в настоящее время исполняет функции высшего федерального органа исполнительной власти в Российской Федерации.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Образование
    • 1.2 Последние годы существования СССР
    • 1.3 Первые годы независимости России
  • 2 Состав
  • 3 Руководящие органы
    • 3.1 Председатель Совета Министров РСФСР
    • 3.2 Управление делами Совета Министров РСФСР
  • 4 Центральные органы государственного управления =
    • 4.1 Министерства
    • 4.2 Государственные комитеты
  • 5 Подведомственные органы
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 См. также

История

Образование

Совет Министров РСФСР был учреждён Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 года взамен Совета народных комиссаров РСФСР. Основанием для этого преобразования стал Закон СССР от 15 марта 1946 года, предусматривающий преобразование Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР. В соответствии с этим законом, Советы Народных Комиссаров всех союзных и автономных республик также подлежали переименованию в Советы Министров.[2]

Последние годы существования СССР

После избрания 29 мая 1990 года Бориса Ельцина депутатом, а затем председателем Верховного Совета РСФСР от опозиционного блока «Демократическая Россия», новым руководством России был провозглашён курс на cуверенитет, приведший в конечном счёте к выходу РСФСР из состава СССР и превращению России в независимое государство.

После победы на президентских выборах РСФСР осенью 1991 года Ельцин приступил к реализации радикальной экономической реформы. На период экономической реформы Президент возложил на себя непосредственное руководство правительством и поручил Совету Министров РСФСР исполнять обязанности по управлению экономикой страны до формирования нового правительственного органа, который начиная с этого времени получил неофициальное наименование Правительство РСФСР[3][4][5].

15 ноября 1991 года Совет Министров РСФСР был в полном составе отправлен в отставку[6].

В связи с переименованием РСФСР в Российскую Федерацию 25 декабря 1991 года[7], Совет Министров РСФСР получил новое официальное наименование — Совет Министров Российской Федерации.[7] Несмотря на это, на протяжении 1992 года российские ведомства продолжали использовать аббревиатуру «РСФСР» в своих документах[8].

Первые годы независимости России

После распада СССР 26 декабря 1991 года, Совет Министров Российской Федерации стал де-факто правительством независимого государства и прекратил руководствоваться в своей деятельности положениями Конституции СССР, законами СССР и решениями Кабинета министров СССР, которым был обязан следовать ранее согласно законодательствам СССР и РСФСР.[1] 16 мая 1992 года независимость российских органов власти была юридически закреплена в новой редакции Конституции Российской Федерации, из которой были исключены пункты о подведомственности в некоторых вопросах российских органов государственной власти союзным.[9] Вместе с тем, Конституция и законы СССР продолжали упоминаться в части 2, статьи 4, статьи Конституции:[10]

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию СССР, законы Российской Федерации и СССР, конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.

.

В конце 1991 года началась ликвидация союзных министерств и ведомств и передача их функций и имущества республиканским органам. Совету Министров Российской Федерации перешли многие функции Кабинета Министров СССР. 14 декабря 1992 года постановлением VII Съезда народных депутатов председателем Совета Министров — Правительства Российской Федерации был утвержден Виктор Черномырдин[11], и через несколько дней в соответствии с Законом Российской Федерации № 4174-l были определены новые полномочия Совета Министров Российской Федерации.[12]

В январе 1993 года Закон РСФСР от 3 августа 1979 года «О Совете Министров РСФСР» полностью прекратил своё действие[13] 23 декабря 1993 года в связи с принятием новой Конституции России Президент России Б.Н. Ельцин издал указ о преобразовании и реорганизации российских правительственных органов, согласно которому Совет Министров Российской Федерации был преобразован в Правительство Российской Федерации. При этом предписывалось сократить численный состав Правительства; сократить количество министерств, государственных комитетов и ведомств; сократить Аппарат Правительства; преобразовать часть государственных комитетов в министерства.[14]

Состав

Совет Министров РСФСР образовывался Верховным Советом РСФСР в следующем составе:[1]

  • Председатель Совета Министров РСФСР
  • Первые заместители и заместители Председателя Совета Министров РСФСР
  • Министры РСФСР
  • Председатели государственных комитетов РСФСР
  • Руководители других органов и организаций РСФСР (по согласованию с Верховным Советом РСФРС)

Руководящие органы

Председатель Совета Министров РСФСР

Председатель Совета Министров РСФСР являлся главой российского правительства.

  • Косыгин, Алексей Николаевич (23 марта 1946 — 23 марта 1946)
  • Родионов, Михаил Иванович (23 марта 1946 — 9 марта 1949)
  • Черноусов, Борис Николаевич (9 марта 1949 — 20 октября 1952)
  • Пузанов, Александр Михайлович (20 октября 1952 — 24 января 1956)
  • Яснов, Михаил Алексеевич (24 января 1956 — 19 декабря 1957)
  • Козлов, Фрол Романович (19 декабря 1957 — 31 марта 1958)
  • Полянский, Дмитрий Степанович (31 марта 1958 — 23 ноября 1962)
  • Воронов, Геннадий Иванович (23 ноября 1962 — 23 июля 1971)
  • Соломенцев, Михаил Сергеевич (28 июля 1971 — 24 июня 1983)
  • Воротников, Виталий Иванович (24 июня 1983 — 3 октября 1988)
  • Власов, Александр Владимирович (3 октября 1988 — 15 июня 1990)
  • Силаев, Иван Степанович (15 июня 1990 — 26 сентября 1991)
  • Лобов, Олег Иванович (26 сентября — 15 ноября 1991)[15]

В период с 15 ноября 1991 по 14 декабря 1992 Совет Министров РСФСР не формировался и назначение его председателя не осуществлялось. Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 172 «Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы»[16] «на время проведения радикальной экономической реформы» было сформировано Правительство РСФСР под непосредственным руководством Президента РСФСР.

Управление делами Совета Министров РСФСР

Центральные органы государственного управления =

Республиканские министерства и государственные комитеты являлись центральными органами государственного управления РСФСР.[1] Руководители этих органов входили в состав Совета Министров РСФСР. Часть российских министерств и госкомитетов находилась в двойном подчинении. Так, союзно-республиканские министерства и госкомитеты РСФСР одновременно подчинялись Совету Минстров РСФСР и соответствующему центральному органу государственного управления СССР. Положения о российских министерствах и госкомитетах, их структура и численность работников центрального аппарата утверждались Советом Министров РСФСР по согласованию с соответствующими союзными органами. В отличие от союзно-республиканских учреждений, республиканские министерства и госкомитеты РСФСР подчинялись только Совету Минстров РСФСР.

Министерства

  • Министерство автомобильных дорог РСФСР
  • Министерство автомобильного транспорта РСФСР
  • Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР
  • Министерство бытового обслуживания населения РСФСР
  • Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР
  • Министерство геологии РСФСР
  • Министерство заготовок РСФСР
  • Министерство здравоохранения РСФСР
  • Министерство иностранных дел РСФСР
  • Министерство культуры РСФСР
  • Министерство легкой промышленности РСФСР
  • Министерство лесного хозяйства РСФСР
  • Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР
  • Министерство местной промышленности РСФСР
  • Министерство промышленности строительных материалов РСФСР
  • Министерство просвещения РСФСР
  • Министерство рыбного хозяйства РСФСР
  • Министерство речного флота РСФСР
  • Министерство связи РСФСР
  • Министерство социального обеспечения РСФСР
  • Министерство топливной промышленности РСФСР
  • Министерство текстильной промышленности РСФСР
  • Министерство торговли РСФСР
  • Министерство финансов РСФСР
  • Министерство хлебопродуктов РСФСР
  • Министерство юстиции РСФСР
  • Министерство жилищно-гражданского строительства РСФСР
  • Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР

Государственные комитеты

  • Государственный плановый комитет РСФСР
  • Государственный агропромышленный комитет РСФСР
  • Государственный комитет РСФСР по делам строительства (Госстрой РСФСР)
  • Государственный комитет РСФСР по материально-техническому снабжению
  • Государственный комитет РСФСР по обеспечению нефтепродуктами
  • Государственный комитет РСФСР по труду и социальным вопросам
  • Государственный комитет РСФСР по ценам
  • Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию
  • Государственный комитет РСФСР по кинематографии
  • Государственный комитет РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
  • Государственный комитет РСФСР по физической культуре и спорту

Подведомственные органы

Совет Министров РСФСР обладал полномочиями без согласования с Верховным Советом РСФСР создавать, реорганизовывать и упразднять различные учреждения — комитеты, главные управления и прочие ведомства при Совете Министров РСФСР. Эти учреждения находились в прямом подчинении Совета Министров РСФСР и официально именовались «подведомственными органами Совета Министров РСФСР»[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 О Совете Министров РСФСР : закон РСФСР от 3 августа 1979 года (рус.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР : сб. — 1979. — № 32. — С. 783. (с изм. и доп., внесенными в 1981, 1985, 1986, 1987 годах)
  2. «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917—1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)» (подготовлен ЦГА РСФСР), гл. I разд. «Правительство РСФСР»
  3. Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 года № 171 «О реорганизации Правительства РСФСР»
  4. Распоряжение Правительства РСФСР от 10.11.1991 N 1-р «О советнике Правительства РСФСР по вопросам финансовой политики»
  5. Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 года № 268 «О государственно-правовом обеспечении деятельности Правительства РСФСР в период осуществления экономической реформы» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — № 51. — 19 декабря 1991 года. — ст. 1829.
  6. Постановление Верховного Совета РСФСР «Об отставке Совета Министров РСФСР» от 15 ноября 1991 г. № 1881-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР — 1991, № 48, Ст. 1662
  7. 1 2 Верховный Совет РСФСР утвердил Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года № 2094-I «Об изменении названия государства „Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика“» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 2. — ст. 62. Данный закон вступил в силу с момента принятия, но первоначально опубликован был 6 января 1992 года (в Российской газете).
  8. Приказ Минздрава РСФСР от 10 ноября 1992 г. № 290 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»
  9. Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 20. — ст. 1084. Данный закон вступил в силу с момента опубликования в Российской газете 16 мая 1992 года.
  10. Конституция Российской Федерации в редакции от 9, 10 декабря 1992 г. (прекратила действие) / Глава 1. Политическая система
  11. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 51, Ст. 3023
  12. Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4174-I «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации»
  13. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4175-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации „О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации“».
  14. Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 года № 2277 «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства Российской Федерации» // Российская газета. № 238. 25 декабря 1993 года. (За исключением отдельных положений, вступающих в силу с новой Конституцией, в целом указ вступил в силу с момента подписания).
  15. О.И. Лобов де-факто исполнял обязанности председателя правительства, вплоть до отставки Совета Министров РСФСР.
  16. Указ Президента РСФСР от 06.11.1991 № 172 «Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы»

Литература

  • «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917—1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)» (подготовлен ЦГА РСФСР)

См. также

  • Совет Министров СССР
  • История правительства России
  • Правительство Российской Федерации

Как все же верно — Совет Министров РСФСР (РФ)или Совет министров РСФСР (РФ)? На вашем сайте в ответах на вопрос дается однозначный ответ: строчная буква. А на вашем же сайте в «Действующих правилах правописания» (параграф 105) и у Розенталя в Справочнике по правописанию и стилистике…» (параграф 22, пункт 1) говорится о написании с прописной буквы. Уточните, .


Лучший ответ:

В годы советской власти сочетание Совет Министров  было официальным названием высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти – и в СССР, и в РСФСР. Этим и объясняется написание обоих слов с прописной буквы. Поскольку действующие «Правила русской орфографии и пунктуации» были приняты в 1956 году, неудивительно, что в них тоже отмечено написание Совет Министров. Такого написания следует придерживаться, если речь идет о советской эпохе.

Правильно написание Совет Министров и в том случае, если имеется в виду официальное название высшего органа исполнительной власти какого-либо государства, например: Совет Министров Республики Беларусь.

Однако как неофициальное название высшего государственного органа (как синоним слова правительство) правильно написание Совет министров. Невозможно написание слова министров  с прописной, если речь идет о российском правительстве, поскольку в нашей стране официальное название высшего органа исполнительной власти – Правительство Российской Федерации.

Совет министров РСФСР

  • Совет министров РСФСР (Совмин РСФСР) — высший исполнительный и распорядительный орган государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) до мая 1991 года; орган исполнительной власти РСФСР с мая 1991 года. Действовал в период с 1946 по 1991/1992 годы, до переименования РСФСР в Российскую Федерацию.

    В 1992 году переименован в «Совет министров Российской Федерации», а в 1993 году в связи с принятием новой конституции переименован в «Правительство Российской Федерации», которое в настоящее время исполняет функции высшего федерального органа исполнительной власти в Российской Федерации.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Сове́ты наро́дных депута́тов — представительные органы государственной власти СССР в 1977—1993 годах. Созданные Конституцией СССР 1936 года под названием Советы депутатов трудящихся, переименованы в Советы Народных Депутатов Конституцией 1977 года. Осенью 1993 года после принятия новых уставов областей, краёв и автономных округов большинство советов народных депутатов было ликвидировано. Полномочия областных, краевых, окружных советов народных депутатов перешли представительным органам, предусмотренным…

Министе́рство госуда́рственного контро́ля СССР — центральный союзно-республиканский орган государственного управления СССР, осуществлявший надзор за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций, учреждений, предприятий. Министерство государственного контроля СССР осуществляло руководство деятельностью соответствующих министерств государственного контроля союзных республик, входивших в СССР.

Исполни́тельный комите́т (кратко Исполко́м) — исполнительный орган власти, исполнительно-распорядительный орган Советов, существовавший в России, РСФСР и СССР в XX веке. Исполком — коллегиальный орган общего управления, в компетенцию которого входило: руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих государственных органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития хозяйства и культуры в пределах…

Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.

Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.

Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.

Комиссия советского контроля при СНК СССР (КСК) — орган государственного контроля в СССР. Была создана 11 февраля 1934 года вместо ликвидированного Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ).

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Конституция СССР * Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.

Государственный секретарь РСФСР — государственная должность в РСФСР и Российской Федерации, существовавшая с июня 1991 по ноябрь 1992 года (в мае-ноябре 1992 года называлась государственный секретарь при Президенте Российской Федерации). Все время её существования, эту должность занимал Г. Э. Бурбулис.

Окружной комитет КПСС (окружком, окрком) — орган управления структур КПСС округа. В период 1921—1990 годов — центральный орган управления округом в СССР.

Центра́льный комите́т ВЛКСМ — высший орган комсомола в промежутках между съездами ВЛКСМ. В соответствии с Уставом ВЛКСМ, принятым на XIV съезде комсомола (1962), ЦК «руководит всей работой комсомола, местных комсомольских органов, представляет ВЛКСМ в государственных и общественных учреждениях и организациях, утверждает редакцию центрального органа — „Комсомольской правды“ — и редакции других изданий ЦК ВЛКСМ, распределяет средства комсомольского бюджета и контролирует его исполнение».

Министе́рство СССР (от лат. ministro — «служу», «управляю») — центральный орган государственного управления в СССР, осуществлявший отраслевое управление в период с 1946 по 1992 годы. Наряду с государственными комитетами и агентствами министерства осуществляли свою деятельность в рамках правительства СССР.

Совет безопасности СССР образован на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».

Федеральное архивное агентство (Росархив) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Президента Российской Федерации. Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществлявший в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, связи и дорожного строительства силами инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, находившихся в его подчинении.

Съезд народных депутатов — высший орган государственной власти в СССР (в 1989—1991), России (в 1990—1993), Дагестанской АССР (1990—1991).

Госуда́рственный Сове́т СССР — не предусмотренный Конституцией СССР временный орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик, созданный Законом СССР от 5 сентября 1991 года «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».

Совет министров Польши (польск. Rada Ministrów w Polsce) — орган исполнительной власти Республики Польша. В соответствии с Конституцией Польши от 2 апреля 1997 года Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр и заместитель председателя Совета министров (вице-премьер) также могут выполнять функции министра или председателя комитета (ст. 147). Организация и режим работы Совета министров регулируются законом «О Совете министров» от 8 августа 1996 года.

Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции — конституционный совещательный орган при Президенте Российской Федерации, осуществляющий подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.

Верхо́вный Сове́т Союза Советских Социалистических Республик (Верхо́вный Сове́т СССР) — высший орган государственной власти в 1938—1989 годах, высший представительный и законодательный орган Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в период с 1938 по 1991 годы. В 1938—1989 годах собирался на сессии (как правило, дважды в год на два дня), в 1989—1991 годах являлся постоянно действующим законодательным органом власти Советского Союза.

Совет народных уполномоченных (нем. Rat der Volksbeauftragten) — временное правительство в Германии во время Ноябрьской революции в период с ноября 1918 года по февраль 1919 года. Возглавил совет — Фридрих Эберт.

Совет безопасности Республики Беларусь — межведомственное совещание Беларуси, уполномоченная разрабатывать согласованные меры поддержания безопасности государства. Рассматривает внутренние и внешние дела государства касательно заинтересованность безопасности и обороны. Одобряет постановления о безопасности государства и граждан. Возглавляется и образуется президентом, который подписывает его постановления. В его состав входят 20 лиц: президент, премьер, председателя Палаты представителей и Совету…

Совет министров Российской империи — высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.

Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Росси́йская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). Первое в мире социалистическое государство. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Росси́йская Сове́тская Респу́блика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Росси́йская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (упоминания этого названия…

Совет министров Автономной Республики Крым (укр. Рада міністрів Автономної Республіки Крим, крымско-тат. Qırım Muhtar Cumhuriyetiniñ Nazirler şurası, Къырым Мухтар Джумхуриетининъ Назирлер шурасы) — высший орган исполнительной власти Автономной Республики Крым — административной единицы Украины, подотчётный Верховному Совету Крыма и де-факто существовавший до марта 2014 года.

Совет Федерации СФРЮ (серб. Савет федерације СФРЈ, хорв. Savjet federacije SFRJ, макед. Совет на Федерацијата на СФРJ, словен. Svet federacije SFRJ) — совещательный орган Социалистической Федеративной Республики Югославия, занимавшийся вопросами общей политики.

Порядок исполнения полномочий президента Российской Федерации в предусмотренных законом случаях невозможности исполнения им своих обязанностей…

Межреспубликанский экономический комитет СССР — орган государственного управления СССР, образованный на паритетных началах союзными республиками в соответствии с Законом СССР от 5 сентября 1991 № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». Занимался координацией управления народным хозяйством, согласованным проведением экономических реформ и социальной политикой союзных республик. Комитет был подотчётен в своей деятельности Президенту СССР, Государственному…

Совет Республики — одна из двух палат Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации). В 1990—1993 годах состоял из 126 депутатов. Учреждён в 1989 году, как одна из палат прежде однопалатного Верховного совета РСФСР. Избран в 1990 году.

Госуда́рственный сове́т Респу́блики Крым (укр. Державна Рада Республіки Крим, крымско-тат. Къырым Джумхуриетининъ Девлет Шурасы) — однопалатный парламент Республики Крым в составе Российской Федерации; согласно Конституции Республики Крым, утверждённой 11 апреля 2014 года, Государственный совет Республики Крым, избираемый сроком на пять лет в составе 75 депутатов, является высшим и единственным представительным и законодательным органом власти республики.

Государственный совет мира и развития (бирм. နိုင်ငံတော်အေးချမ်းသာယာရေးနှင့်ဖွံ့ဖြိုးရေးကောင်စီ, SPDC или Na Ah Hpa) — временный законодательный и исполнительный орган (военная хунта) Мьянмы до 2011 года.

Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.

Консультативный совет по экономическому восстановлению (англ. The President’s Economic Recovery Advisory Board) — совещательный орган при президенте США, состоящий из неправительственных экспертов из бизнеса, профсоюзов и академической среды, созданный 6 февраля 2009 года Бараком Обамой.

Президент Российской Федерации своим распоряжением от 19 июля 1997 г. № 286-рп постановил сформировать Совет при Президенте Российской Федерации по федеративной и национальной политике. Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации было поручено в месячный срок разработать и представить на утверждение Президенту положение о Совете и его персональный состав.

Сове́т наро́дных комисса́ров (аббр.: совнарком, СНК) — наименование советского правительства в Советской России, СССР и республиках Союза ССР, использовавшееся в период c 1918 по 1946 годы.

Большой фашистский совет (итал. Gran Consiglio del Fascismo) — государственная структура в Италии, существовавшая с 1922 по 1943 год в период фашистской диктатуры премьер-министра Италии Бенито Муссолини.

Кабинет министров Туркменистана (туркм. Türkmenistanyň Ministrler Kabineti) — официальное название высшего органа исполнительной власти в Туркменистане, который является исполнительным и руководящим органом над министерствами и другими основными исполнительными органами при президенте Туркменистана. Кабинет министров принимает законы и решения касающиеся политической, финансовой и национальной безопасности республики. Кабинет министров готовит проект бюджета, контролирует его исполнение и осуществляет…

Сове́т по дела́м рели́гий — государственный орган при Правительстве СССР, занимавшийся вопросами религий на территории Союза Советских Социалистических Республик в период с 1965 по 1991 годы.

Совет Верховного Правителя — коллегиальный орган управления, выделившийся из Совета министров Российского Правительства, для целей координации под непосредственным контролем Верховного Правителя политики основных министров кабинета.

Государственный совет (также иногда сокращённо Госсовет) — высшее законосовещательное учреждение при российском императоре в 1810—1906, позднее, в 1906—1917 — законодательный государственный орган, фактически — верхняя палата парламента Российской империи, существовавшая наряду с нижней палатой — Государственной думой.

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Совет народной обороны (серб. Савет народне одбране СФРЈ, хорв. Savjet narodne odbrane SFRJ, макед. Совет на народна одбрана на СФРJ, словен. Svet za narodno obrambo SFRJ) — совещательный орган Социалистической Федеративной Республики Югославия, занимавшийся вопросами вооружённых сил и обороны страны.

Всего найдено: 18

Подскажите, как следует писать мужское имя Хус/ссейн: с одной или двумя буквами С?

Ответ справочной службы русского языка

Форма имени Хусейн зафиксирована в «Справочнике личных имен народов РСФСР» (М., 1987) для карачаево-балкарского языка. Справочник предназначался для ЗАГСов и используется до сих пор. Судя по «Словарю собственных имён русского языка» Ф. Л. Агеенко, форма с одним с распространена и для передачи имен других восточных языков. В СМИ и в литературе встречается и форма имени Хуссейн, например именно две с пишется в имени 44-го президента США в «Большой российской энциклопедии» Ба­рак Хус­сейн Обама. Интересные данные предоставляет нам электронный каталог Российской государственной библиотеки: в нем найдено 13 741 результатов для запроса Хусейн, и 3 258 — для Хуссейн. Но нужно иметь в виду, что в выборку входит не только имя или отчество, но и фамилия. 

Добрый день! Не стал бы задавать этот вопрос, если б не столкнулся с массовым заблуждением, которое возникает у людей, проверяющих правописание слова «горнотранспортный» на вашем портале. Применительно к геологии и открытым горным работам часто употребляют словосочетания «горно-транспортный комплекс», горно-транспортная схема [железорудного карьера]» и т.д. Видимо, специалисты портала «Грамота.ру» не в курсе тонкостей геологических терминов. Горно-транспортный комплекс — это не про горный транспорт, а про горные работы и транспортировку горной массы, руды. То есть «горно» — горные работы (геологоразведка, бурение, взрыв и эскавация полезных ископаемых) и «транспортный» — транспорт (железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, конвейерные комплексы и т.д.). То есть образование слова по принципу «главное+зависимое» в данном случае не работает. Кроме этого, то такое «горный транспорт»? Такого определения не существует в принципе. Есть горная техника, горные работы, а горное и транспортное оборудование, а горного транспорта увы нет. Ссылка на геологическую литературу, где слово пишется через дефис: https://www.geokniga.org/labels/41236 Заранее благодарю за ответ! С уважением, Николай Николаев

Ответ справочной службы русского языка

Орфографический словарь на нашем портале отражает нормы, установленные академическим «Русским орфографическим словарем» — преемником академического «Орфографического словаря русского языка» (1956—1999). Слитное написание для слова горнотранспортный рекомендуется орфографическими словарями с 1968 года. Орфографистам хорошо известно значение слова, известно также, что правило о написании сложных прилагательных, на которое Вы ссылаетесь, еще с момента его закрепления в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года работает плохо, оно имеет множество исключений, которые фиксировались всегда словарно, никогда не предлагались в виде полного списка к правилу.

Редактор «Русского орфографического словаря» О. Е. Иванова по поводу правила написания сложных прилагательных 1956 года пишет: «…специалистам известно, что правила написания сложных прилагательных далеки от совершенства, а полного списка исключений к ним никогда не было, нет и быть не может. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. (далее — Правила), которые до сего дня являются единственным законодательно утвержденным сводом правил русского правописания, уже давно оцениваются специалистами как неполные и в ряде случаев не соответствующие современному состоянию письма. В частности, и та норма в § 80 п. 2, которая регулирует написание сложных прилагательных, стала нарушаться едва ли не с первых лет существования Правил. Уже в первом издании «Орфографического словаря русского языка» в том же 1956 г. даны с дефисом, несмотря на легко устанавливаемое подчинительное соотношение частей, например, такие слова: буржуазно-демократический (хотя буржуазная демократия), военно-исторический (хотя военная история; и мн. др. слова с первой частью военно-), врачебно-консультационный (хотя врачебная консультация или консультация врача) и врачебно-контрольный, врачебно-наблюдательный, дорожно-строительный, жилищно-кооперативный, конституционно-демократический, парашютно-десантный, союзно-республиканский, стрелково-спортивный, субъективно-идеалистический, уголовно-процессуальный и др. Позднее появились и многие другие прилагательные, пишущиеся не по правилу (к примеру: авторско-правовой, валютно-обменный, врачебно-консультативный, генно-инженерный, государственно-монополистический, гражданско-правовой, дорожно-ремонтный, дорожно-сигнальный, конституционно-монархический, лечебно-физкультурный, молочно-животноводческий, партийно-номенклатурный, ракетно-технический, химико-технологический, экспериментально-психологический, электронно-лучевой, ядерно-энергетический). В справочниках и пособиях по орфографии никогда не давались списки исключений из данного правила, поскольку просто не представляется возможным отследить все отступления при столь динамично развивающемся словарном составе языка. Считается, что дефисному написанию в этих случаях способствует наличие в первой основе суффиксов относительных прилагательных -н-, -енн-, -ов-, -ск- [Правила 2006: 138] , а также отчасти многослоговость первого компонета, из-за чего слитно написанное слово зрительно воспринимается труднее, коммуникация усложняется. <…> Б.З. Букчина и Л.П. Калакуцкая предложили другое правило, основанное не на принципе семантико-синтаксического соотношения частей, а на формальном критерии. В основе его лежит наличие/отсутствие суффикса в первой части сложного прилагательного как показателя её грамматической оформленности: «дихотомичности орфографического оформления соответствует дихотомичность языкового выражения: есть суффикс в первой части сложного прилагательного — пиши через дефис, нет суффикса — пиши слитно» [Букчина, Калакуцкая 1974: 12–13]. Авторы этой идеи, реализованной в словаре-справочнике «Слитно или раздельно?», отмечали, что «формальный критерий не является и не может быть панацеей от всех бед он может служить руководством лишь в тех случаях, когда написание неизвестно или когда имеются колеблющиеся написания» [Там же: 14].

Однако в русском письме устойчивый сегмент написания сложных прилагательных «по правилам» все-таки существует (впервые сформулировано в [Бешенкова, Иванова 2012: 192–193]). Он формируется при наложении двух основных факторов: смысловое соотношение основ и наличие/отсутствие суффикса в первой части. В той области письма, где данные факторы действуют совместно, в одном направлении, написание прилагательного — слитное или дефисное — предсказуемо и, самое главное, совпадает с действующей нормой письма. Там же, где имеет место рассогласование этих факторов, их разнонаправленное действие, написание непредсказуемо, не выводится из правил, определяется только по словарю. Итак, (I) наличие суффикса в первой части (→дефис) при сочинительном отношении основ (→дефис) дает дефисное написание прилагательного (весенне-летний, испанско-русский, плодово-овощной, плоско-выпуклый); (II) отсутствие суффикса в первой части (→слитно) при подчинительном отношении основ (→слитно) дает слитное написание прилагательного (бронетанковый, валютообменный, грузосборочный, стрессоустойчивый); (III) наличие суффикса (→дефис) при подчинительном отношении основ (→слитно) или отсутствие суффикса (→слитно) при сочинительном отношении основ (→дефис) дают словарное написание (горнорудный и горно-геологический, конноспортивный и военно-спортивный, газогидрохимический и органо-гидрохимический, дачно-строительный, длинноволновый…). Понятно, конечно, что зона словарных написаний среди сложных прилагательных весьма обширна (хотя их много и среди сложных существительных, и среди наречий). Словарными, помимо слов с традиционным устоявшимся написанием, являются и те слова, написание которых выбрано лингвистами из двух или нескольких реально бытующих — на основании критериев кодификации» [Иванова 2020].

Применение любого из описанных выше правил осложняется еще и тем, что существует проблема определения смыслового соотношения основ сложного прилагательного — сочинение или подчинение. О. И. Иванова приводит такие примеры: абстрактно-гуманистический (абстрактный гуманизм? или абстрактный и гуманистический?), абстрактно-нравственный (абстрактная нравственность или абстрактный и нравственный), абстрактно-философский (абстрактный и философский или абстрактная философия), аварийно-сигнальный (аварийные и сигнальные работы или сигнализирующие об аварии работы) [Иванова 2020].

Можно ли усмотреть сочинительные отношения между основами, от которых формально образуется прилагательное горнотранспортный? К подчинительным их отнести нельзя (горнотранспортный — «это не про горный транспорт»), но и как сочинительные эти отношения охарактеризовать нельзя (как, например, в словах звуко-буквенный, спуско-подъемный, рабоче-крестьянский), значение слова более сложное, чем просто объединение значений двух образующих его основ. Таким образом, слово горнотранспортный попадает в область написания по словарю. Словарные написания устанавливаются на основе изучения различных факторов, к которым, в частности, относятся традиция словарной фиксации, практика письма в грамотных текстах, (для терминов) в нормативных документах. 

О фиксации в орфографических словарях мы уже писали выше. В профессиональной литературе, документах встречается и дефисное, и слитное написание (см., например, библиографические описания, включающие слово горнотранспортный в РГБ, название колледжа в Новокузнецке, ГОСТ Р 57071-2016 «Оборудование горно-шахтное. Нормативы безопасного применения машин и оборудования на угольных шахтах и разрезах по пылевому фактору»). 

Эти и другие источники убеждают в том, что унификации написания в профессиональной среде не произошло, рекомендуемое академическими орфографическими словарями с 1968 года слитное написание весьма устойчиво. Совокупность рассмотренных лингвистами факторов пока требует сохранять словарную рекомендацию в надежде на стабилизацию написания в соответствии с лексикографической традицией.

Научные труды, упомянутые в ответе на вопрос

Правила — Правила русской орфографии и пунктуации (1956). Утвержд. АН СССР, Мин. высшего образования СССР, Мин. просвещения РСФСР. Москва: Учпедгиз.

Правила 2006 — Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина. М.: ЭКСМО.

Букчина, Калакуцкая 1974 — Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. (1974) Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов. Нерешенные вопросы русского правописания. М.: «Наука». С. 5–14.

Бешенкова, Иванова 2012 — Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. (2012) Русское письмо в правилах с комментариями. М.: Издательский центр «Азбуковник».

Иванова 2020 — Иванова О.Е. Об основаниях орфографической кодификации прилагательного крымско-татарский [Электронный ресурс]. Социолингвистика. N 2(2), С. 138–149.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, какой свод правил сейчас действует? 12 лет назад, когда я училась в университете, мы обращались только к Правилам 1956 года. Уже тогда знакомились с Лопатинской реформой 2006 года, но всё это тогда не было принято. Как дела обстоят сейчас? К какому источнику надо обращаться? Вопрос возник в связи с обсуждением вариантных форм — пять килограмм и пять килограммов — в словаре Лопатина 2012 года указаны эти 2 существующих в данный момент варианта. Но так ли это? Можем ли мы опираться на это словарь? Спасибо. Ольга

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос о выборе окончания в форме родительного падежа множественного числа слова килограмм не является орфографическим, это проблема грамматической нормы. О ней Вы можете прочитать в ответе на вопрос № 290583.

Правила 1956 года и правила 2006 года, о которых Вы спрашиваете, – это своды орфографических и пунктуационных законов. Вот их полные библиографические описания: 

Правила русской орфографии и пунктуации : утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. обр. СССР и М-вом просвещ. РСФСР / [наибольшее уч. в сост. принимали С. Г. Бархударов, К. И. Былинский, В. В. Виноградов, И. С. Истрина, И. А. Каиров, Е. И. Корневский, С. Е. Крючков, С. П. Обнорский, Д. Н. Ушаков, А. Б. Шапиро, Л. В. Щерба]. – Москва : Учпедгиз, 1956. – 176 с.   

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник : одобрено Орфографической комиссией РАН / [авт. Н. С. Валгина, Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова ; отв. ред. В. В. Лопатин] ; Рос. акад. наук, Отд. историко-филол. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – Москва : Эксмо, 2006. – 478, [1] с. – Справочник представляет собой дополненную редакцию действующих «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. – Издания после 2006 г. стер.

Свод 2006 года нельзя признать реформирующим наше письмо, хотя по тем публикациям, которые выходили в СМИ в начале 2000-х, такой вывод вполне можно было сделать. Но журналистам нужна сенсация, им свойственно демонизировать любую ситуацию.

Вот, что написано в предисловии к правилам 2006 года: «Основной задачей этой работы была подготовка полного и отвечающего современному состоянию русского языка текста правил русского правописания. Действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утвержденные в 1956 г., были первым общеобязательным сводом правил, ликвидировавшим разнобой в правописании. Со времени их выхода прошло ровно полвека, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. Естественно, что за это время в формулировках «Правил» обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей.

Неполнота «Правил» 1956 г. в большой степени объясняется изменениями, произошедшими в самом языке: появилось много новых слов и типов слов, написание которых «Правилами» не регламентировано. Например, в современном языке активизировались единицы, стоящие на грани между словом и частью слова; среди них появились такие, как мини, макси, видео, аудио, медиа, ретро и др. В «Правилах» 1956 г. нельзя найти ответ на вопрос, писать ли такие единицы слитно со следующей частью слова или через дефис. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв. Нуждаются в уточнениях и дополнениях правила пунктуации, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи, особенно в массовой печати.

Таким образом, подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма» (с. 9).

Нужно признать, что расхождения в рекомендациях свода 1956 года и свода 2006 года есть. Но они совершенно незначительны. Некоторыми из них мы обязаны еще Д. Э. Розенталю. Он в своих руководствах по правописанию не воспроизводил правила 1956 г., а уточнял, детализировал их и в некоторых случаях менял рекомендации. Все эти изменения связаны с изменениями, произошедшими в самом языке. 

Кроме сводов правил, орфографическую норму фиксируют и орфографические словари. Работа над созданием академического орфографического словаря поручена Институту русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Там работают специалисты, которые ведут постоянные исследования в области орфографии, изучают современную практику письма, историю его нормирования и вырабатывают рекомендации по написанию слов, на наших глазах входящих в русский язык. Ими же готовятся к изданию новые редакции академического орфографического словаря. Наиболее полным из них на данный момент является 4-е издание  «Русского орфографического словаря» (М., 2012). Соответствуют рекомендациям этого словаря данные орфографического ресурса, которым любой желающий может пользоваться на нашем портале в разделе «Проверка слова».

Здравствуйте! Если человеку в СССР было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», то не будет ли ошибкой, указывать это звание сейчас как «Заслуженный артист России» / «Заслуженный артист РФ» / «Заслуженный артист Российской Федерации»? Аналогичный вопрос со званиями «Народный артист РСФСР» и «Народный артист СССР». Не является ли ошибкой, если мы напишем это звание как «Народный артист России» / «Народный артист РФ» / «Народный артист Российской Федерации»? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Это разные звания (хотя и соответствующие друг другу), мы не рекомендуем заменять одно другим.

Здравствуйте, уважаемая Грамота.ру! Согласно словарю Розенталя, пишется «звание «Заслуженный артист РСФСР«. А как правильно — звание Герой Советского Союза или звание «Герой Советского Союза»? В кавычках или нет, если впереди есть слово «звание»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: звание Героя Советского Союза.

Здравствуйте) С какой буквы и в каких случаях пишутся слова «спартакиада» и «универсиада»?

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет о международных спортивных соревнованиях среди студентов, то следует писать Универсиада. Если это слово употребляется в значении ‘соревнования, состязания в чем-либо’, то правильно написание со строчной буквы, например: студенческая универсиада «Ломоносов» по правоведению.

Слово спартакиада следует писать с прописной буквы как первое слово в официальных наименованиях соревнований, например: Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада учащихся России. Ср.: Студенты активно участвуют в турнирах и первенствах колледжа, в спартакиадах ОАО «Мосэнерго»; Вот и появилась идея проведения спартакиады; Значок по бегу второго разряда был честно заработан на районной спартакиаде.

Скажите, пожалуйста, с какой конкретно даты введены в действие Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года?

Ответ справочной службы русского языка

Датой введения «Правил русской орфографии и пунктуации» (М., 1956) можно считать май 1956 года. 26 мая в «Учительской газете» была опубликована статья С. Е. Крючкова под названием «Единый свод правил орфографии и пунктуации» (С. 3). В ней сообщалось, что новые правила утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. Однако дата подписания соответствующего документа остается неизвестной. Подробнее об этом можно прочитать в диссертации Е. В. Арутюновой «Реформы русской орфографии и пунктуации в советское время и постсоветский период: лингвистические и социальные аспекты» (М., 2015. С. 126-130). 

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая после кавычек:
В 1993 г. Дмитрий Павлович Белов, ветеран труда, «Отличник народного просвещения
РСФСР»(,) ушел из жизни.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна.

Нашла в ИС «Консультант Плюс» ответ на свой вопрос, возможно, и Вам пригодится:
«Правила русской орфографии и пунктуации» утверждены Академией Наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР и введены в действие приказом Министра просвещения РСФСР от 23 марта 1956 г.
№ 94.
Надеюсь, что и Вы ответите на давний вопрос о постановке запятой в предложении: «В соответствии с Федеральным законом от…№… (,?) далее по тексту.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо!

Обособление оборота с предлогом в соответствии с факультативно. См. подробнее в «Справочнике по пунктуации».

Здравствуйте,
ответьте, пожалуйста, кем или каким документом были утверждены в 1956 году действующие правила орфографии и пунктуации русского языка? Очень нужно!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!

Ответ справочной службы русского языка

«Правила русской орфографии и пунктуации» готовились в конце 40-х — первой половине 50-х годов. В работе над ними принимали активное участие С. И. Ожегов, А. Б. Шапиро, С. Е. Крючков. В 1955 г. был опубликован проект «Правил» (под грифом Института языкознания АН СССР и Министерства просвещения РСФСР). Этот проект был официально утвержден Академией наук, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г. и тогда же опубликован (одновременно с академическим «Орфографическим словарем русского языка» на 100 тыс. слов под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро).

Уважаемые сотрудники справочной службы!

Огромное Вам спасибо за ответ на мой вопрос 254614 по поводу слова «однако».
Вы пишете, что постановка запятой между словом «однако» в начале предложения и следующим за ним союзом «если… то…», строго говоря, противоречит правилам, так как после изъятия придаточного предложения требуется перестройка главного предложения. А не может ли здесь дело быть в том, что у Розенталя говорится про сочетание двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова), а слово «однако» в начале предложения — это не подчинительный, а присоединительный союз?

Я могу привести конкретный пример, когда не просто возможность или желательность, а необходимость постановки запятой после слова «однако», на мой взгляд, совершенно очевидна. Вот этот пример: «Известными поэтами начала XIX века в России были В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. Однако, если Жуковский был значительным национальным поэтом, то Пушкин — это уже поэт всемирного значения». Если здесь опустить запятую после слова «однако» и соответственно не делать после этого слова паузы, то второе предложение изменит свое значение. Вместо того чтобы утверждать, что Жуковский является значительным национальным поэтом, получится, что мы ставим этот факт под сомнение.

Вот еще пример, на этот раз из Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (из статьи 201): «Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Однако, если обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то следователь вправе своим мотивированным постановлением, утверждаемым прокурором, установить определенный срок для ознакомления с материалами дела».

Мне кажется, что постановку или не постановку запятой после присоединительного союза «однако» в начале предложения следует признать суверенным правом автора текста (даже если после «однако» идет двойной союз «если… то…»).

Можете ли Вы согласиться с моим мнением или Вы остаетесь при своем мнении, что постановка запятой противоречит правилам?

Ответ справочной службы русского языка

Сергей, Ваши аргументы вполне убедительны. Правда, необходимо отметить, что правила постановки запятой на стыке союзов охватывают не только случаи встречи двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова), но и случаи встречи сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). А союз однако, будучи аналогом противительного союза но, входит в число сочинительных (можно считать однако присоединительным союзом, но и присоединительные союзы тоже относятся к сочинительным).

Вместе с тем нельзя забывать, что пунктуация основана на несколько иных принципах, нежели орфография. К пунктуации неприменимы требования полной унификации, как к орфографии; в отличие от орфографии, многое в пунктуации определяется замыслом автора текста и конкретной речевой ситуацией. Если автор чувствует, что отсутствие запятой в конкретном случае может исказить смысл текста, он, безусловно, имеет право поставить запятую. Мы согласны с Вами, что право принятия окончательного решения о постановке или непостановке запятой на стыке союзов однако и если… то (особенно с учетом некоторой недосказанности правил и сложившейся практики письма) следует оставить за автором текста.

Благодарю вас за ответ, который вместе с моим вопрос я привожу ниже. К сожалению, я не могу вот так же формально ответить детям. Если в русском алфавите 33 буквы, то почему не используется буква «ё». Кто создавал пресловутые «правила»? Чем он руководствовался, и когда были эти «правила» созданы? Верны ли они? Печально сознавать, что и здесь, на грамота.ру, люди сталкиваются с совершенно необдуманными вещами, которые уже приобрели вид разрушительных для русского языка стереотипов. Внедрение же их в письменную речь Служба русского языка (и это следует признать) объяснить не может. Пагубное воздействие на восприятие грамотности людьми ещё с младых лет этой службой никак не объясняется. Может, пора пересмотреть эти «правила» в лучшую сторону. Стоит только указать, что написание буквы «ё» является обязательным. Вот и вся доработка этих правил. Как вы на это смотрите?

» Вопрос № 253190

Я повторяю, к сожалению, вопрос, который постоянно игнорируется вашим бюро. Почему здесь, на грамота.ру, не используется буква «ё». Я не знаю, как это объяснить, детям, которые читают ваш сайт и задают мне этот вопрос. По-моему, это существенная недоработка сайта, заставляющая сомневаться в его качестве, а это плохо.
Столбняк

Ответ справочной службы русского языка

Употребление буквы Ё в современном русском письме, в соответствии с «Правилами русской орфографии и пунктуации», факультативно (необязательно). Мы следуем правилам.

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, следует признать, что вокруг буквы Ё в последнее время сложилась нездоровая (если называть вещи своими именами – истеричная) атмосфера. Ее пытаются «спасать», организуют разного рода движения в ее защиту, ставят ей памятники и т. п. Написание Е вместо Ё многими воспринимается как тягчайшее преступление против языка. Примером такого восприятия служит и Ваш вопрос, в котором встречаются слова «пагубное», «разрушительных», «необдуманное» и т. п.

В этой обстановке практически не слышны голоса лингвистов, не устающих повторять, что факультативность употребления буквы Ё находится в точном соответствии с правилами русского правописания, конкретно – с «Правилами русской орфографии и пунктуации». Этот свод был официально утвержден Академией наук, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г. и официально действует до сих пор. Согласно правилам, буква ё пишется в следующих случаях: 1) когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; 2) когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма и 3) в cпециальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языкa и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения. К этому следует добавить, что в последнее время букву Ё рекомендуется употреблять в именах собственных (личных именах и географических названиях). В остальных случаях употребление буквы Ё факультативно.

Вы пишете: «Стоит только указать, что написание буквы «ё» является обязательным. Вот и вся доработка этих правил». Действительно, на первый взгляд, еще составители свода 1956 года могли бы указать, что букву Ё следует писать всегда и везде – это бы сняло все вопросы. Но полвека назад лингвисты так не сделали, и на это у них были все основания. Во-первых, сама буква Ё в сознании носителей языка воспринимается как необязательная – это «медицинский факт». Вот красноречивое доказательство: однажды была сделана попытка закрепить обязательность употребления буквы Ё, причем сделана она была Сталиным в 1942 году. Рассказывают, что это случилось после того, как Сталину принесли на подпись постановление, где рядом стояли две фамилии военачальников: Огнёв (написанная без буквы Ё) и Огнев. Возникла путаница – результат не заставил себя долго ждать. 24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения В. П. Потёмкина было введено обязательное употребление буквы «ё». Все советские газеты начали выходить с буквой Ё, были напечатаны орфографические словари с Ё. И даже несмотря на это, уже через несколько лет, еще при жизни Сталина приказ фактически перестал действовать: букву Ё снова перестали печатать.

Во-вторых, введение обязательного написания Ё приведет к искажению смысла русских текстов XVIII–XIX веков – искажению произведений Державина, Пушкина, Лермонтова… Известно, что академик В. В. Виноградов при обсуждении правила об обязательном написании буквы Ё очень осторожно подходил к введению этого правила, обращаясь к поэзии XIX века. Он говорил: «Мы не знаем, как поэты прошлого слышали свои стихи, имели ли они в виду формы с Ё или с Е». Н. А. Еськова пишет: «Введя «обязательное» ё как общее правило, мы не убережем тексты наших классиков от варварской модернизации». Подробнее об этой проблеме Вы можете прочитать в статье Н. А. Еськовой «И ещё раз о букве Ё».

Вот эти соображения и заставили составителей свода 1956 года отказаться от правила об обязательном употреблении Ё. По этим же причинам нецелесообразно принимать подобное правило и сейчас. Да, в русском алфавите 33 буквы, и никто не собирается прогонять, «убивать» букву Ё. Просто ее употребление ограниченно – такова уникальность этой буквы. 

Как все же верно — Совет Министров РСФСР (РФ)или Совет министров РСФСР (РФ)? На вашем сайте в ответах на вопрос дается однозначный ответ: строчная буква. А на вашем же сайте в «Действующих правилах правописания» (параграф 105) и у Розенталя в Справочнике по правописанию и стилистике…» (параграф 22, пункт 1) говорится о написании с прописной буквы. Уточните, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

В годы советской власти сочетание Совет Министров  было официальным названием высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти – и в СССР, и в РСФСР. Этим и объясняется написание обоих слов с прописной буквы. Поскольку действующие «Правила русской орфографии и пунктуации» были приняты в 1956 году, неудивительно, что в них тоже отмечено написание Совет Министров. Такого написания следует придерживаться, если речь идет о советской эпохе.

Правильно написание Совет Министров и в том случае, если имеется в виду официальное название высшего органа исполнительной власти какого-либо государства, например: Совет Министров Республики Беларусь.

Однако как неофициальное название высшего государственного органа (как синоним слова правительство) правильно написание Совет министров. Невозможно написание слова министров  с прописной, если речь идет о российском правительстве, поскольку в нашей стране официальное название высшего органа исполнительной власти – Правительство Российской Федерации.

Добрый день.
Заслуженный (ая) артист(ка) РСФСР Иванова.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: заслуженная артистка РСФСР Иванова.

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, каким именно постановлением (решением) какого из советских органов власти утвержден Свод правил русской орфографии и пунктуации 1956 года? На каком основании он имеет силу закона.

Ответ справочной службы русского языка

Свод был утвержден АН СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Совершенно измучены как пишется
  • Совершенно не причем как пишется
  • Совет директоров как пишется
  • Собраны все документы как пишется
  • Совершенно верно как пишется правильно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии