Сразу не раскрывающаяся красота как пишется

Тип урока: урок применения полученных знаний, совершенствования навыков и умений с элементами практикума.

Цель: формировать навык написания приставки и частицы не в причастиях.

Задачи:

  • уметь различать не — приставку, не – часть корня, не – частицу;
  • обозначать условия выбора орфограммы;
  • обобщать знания о правописании не с причастиями, с другими частями речи;
  • делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая нормы;
  • способствовать развитию умения писать не с причастиями;
  • умения работать в группе и самостоятельно;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты обучения:

  • умение самостоятельно формулировать тему, цель урока;
  • умение определять цель учебной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • перерабатывать и систематизировать информацию;
  • самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: индивидуальные карточки, распечатанные тексты с заданием, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

1. Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет)

2. Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет)

3. Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да)

4. Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да)

5. Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да)

6.Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет)

7. Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет)

8. Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет)

9. Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да)

10. Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет)

11. Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет)

Задание «Игра на внимание»

12. Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да)

3. Постановка цели и задач урока. (Уч-ся самостоятельно формулируют цель урока)

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания не с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании не с причастиями.

(Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания не с причастиями. (на столе лежат памятки, алгоритмы, но лучше всё-таки надеяться на свою память)

Слитно

Раздельно

1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

3. Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)

1. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2. С краткими причастиями (не прочитана книга)

3. Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)

4. Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)

4. Закрепление. Практическая работа. Групповая работа

А) Приложение №1. (Учащиеся выполняют задание, записывают в тетрадь, графически обозначают орфограмму №54)

1 группа выписывает только те выражения с причастиями, в которых не является частицей, 2 группа  выписывает тот материал, где не является частью корня или приставкой.

(Не)замеченный мною, (не)покрашенный забор, лекция (не)записана, еще (не)оттаявшая земля, (не)почищенные грибы, (не)годующий взгляд; (не)покрытая снегом земля; калитка (не) закрыта; (не)заботящийся ни о ком; (не)освещённая поляна, (не)выполненное поручение; (не)замороженное, а охлажденное мясо; овощи (не)очищены; (не)растаявший снег; никем (не)проверенный маршрут; (не)сделанная работа; ошибка (не)замечена; (не)замеченная, а пропущенная ошибка; (не)замеченная ошибка; (не) замеченная учеником ошибка. (Примени правило и объясни)

1 группа

2 группа

Не замеченный мною

непокрашенный забор

лекция не записана

непочищенные грибы

Еще не оттаявшая земля

негодующий взгляд;                                                          

не покрытая снегом земля

неосвещенная поляна

калитка не  закрыта

невыполненное поручение

не заботящийся ни о ком;

нерастаявший снег

не замороженное, а охлаждённое мясо;

несделанная работа

овощи не очищены

незамеченная ошибка

 незамеченная, а пропущенная ошибка; 

никем не проверенный маршрут

не замеченная учеником ошибка

Анализ написанного, вывод:

  • Не пишется слитно с полными причастиями: 1) если без не они не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.
  • Не пишется раздельно: 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.

Б) Творческий диктант

Методический комментарий.(Учитель читает словосочетания со словом который, учащиеся должны заменить их словосочетаниями с причастиями с частицей или с приставкой не, обозначить орфограмму.)

Цветы, которые не замёрзли (незамёрзшие цветы); картина, которую не написал художник (не написанная художником картина); книга, которую не заказали в библиотеке ( не заказанная в библиотеке книга); поле, которое не засеяли (незасеянное поле)

В) Приложение №2  Работа с текстом. Парная работа

Прочитайте текст, определите тему текста, подумайте, как озаглавить текст. Вставьте пропущенные буквы

Скромная, (не) раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он далью (не) проторённых дорог! Сколько песен сложено о ю(н, нн) ой красавице в сарафане из серебря(н, нн)ой парчи. Прелестна безветре(н,нн)ая и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем (не) видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, (не) знающие её, (не) налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

Работа в парах.  (Учащиеся меняются тетрадями. Проверка по тексту, записанному на доске.)

Нет ошибок — «5»,

1-2 – «4»,

3-5 – «3»

Скромная, не раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он далью непроторённых дорог! Сколько песен сложено о юной красавице в сарафане из серебряной парчи. Прелестна безветренная и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем не видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, не знающие её, не налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

5. Работа по учебнику. Комментированное письмо по упр. 156. (Проверка по цепочке)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Какое правило мы сегодня повторили на уроке?

— Когда не пишется раздельно с причастиями? Слитно?

— Сумели  Вы решить поставленную перед собой задачу?

— Доволен ты своим результатом или нет и почему?

— Что для меня самым полезным было на уроке?

—  Что на уроке для меня было трудным?

— На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

7. Домашнее задание.

П.27, упр. 157 или упр. 153 ( по выбору учащихся)

Урок провела учитель русского языка и литературы МБОУ Линёвская СОШ» Беленинова Ольга Васильевна

Приложения

Приложение №1. (Учащиеся выполняют задание, записывают в тетрадь, графически обозначают орфограмму №54)

1 группа выписывает только те выражения с причастиями, в которых НЕ является частицей, 2 группа  выписывает тот материал, где НЕ является частью корня или приставкой.

(Не)замеченный мною, (не)покрашенный забор, лекция (не)записана, еще (не)оттаявшая земля, (не)почищенные грибы, (не)годующий взгляд;   (не)покрытая снегом земля; калитка (не) закрыта; (не)заботящийся ни о ком; (не)освещённая поляна, (не)выполненное поручение; (не)замороженное, а охлажденное мясо; овощи (не)очищены; (не)растаявший снег; никем (не)проверенный маршрут; (не)сделанная работа; ошибка (не)замечена; (не)замеченная, а пропущенная ошибка; (не)замеченная ошибка; (не) замеченная учеником ошибка. (Примени правило и объясни)

В) Приложение№2 Работа с текстом. Парная работа

Прочитайте текст, определите тему текста, подумайте, как озаглавить текст. Вставьте пропущенные буквы

Скромная, (не) раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он далью (не) проторённых дорог! Сколько песен сложено о ю(н, нн) ой красавице в сарафане из серебря(н, нн)ой парчи. Прелестна безветре(н,нн)ая и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем (не) видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, (не) знающие её, (не) налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

Работа в парах (поменялись тетрадями. Проверяем по тексту, записанному на доске.

Нет ошибок — «5»,

1-2 – «4»,

3-4 – «3»

Литература

  1. Учебник «Русский язык. 7 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, др. Москва « Просвещение» 2016г.
  2. «Русский язык. Поурочные разработки» Е.А.Касатых. М. «Просвещение» 2017г.
  3. « Диагностические работы. 7 класс. Русский язык» Н.Н. Соловьёва. М. «Просвещение» 2014г.

Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте?

Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа казеться бедной и не сколько не разнообразной.

Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еще почти непротореных дорог.

Плиииз помогите срочно надо.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной.

Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еще почти не проторенных дорог.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Помогите найти орфографические и пунктуационные ошибки?

Помогите найти орфографические и пунктуационные ошибки.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Мне надо написать сочинение на тему первый снег сочинение начинается с Первый снег?

Мне надо написать сочинение на тему первый снег сочинение начинается с Первый снег!

Столько чувств вызывает он!

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Помогите найти орфографические и пунктуационные ошибки?

Помогите найти орфографические и пунктуационные ошибки.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

‘Первый снег?

Сколько чувств вызывает он!

‘ продолжить, нужно 8 предложений, 6 из них должны быть односоставными.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Сочинение на тему Первый снег Сколько сколько чувств вызывает он?

Сочинение на тему Первый снег Сколько сколько чувств вызывает он.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Сколько чувств вызывает он.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Что значит найти три орфографические ошибки и одну пунктуационную?

Что значит найти три орфографические ошибки и одну пунктуационную.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Найдите 2 орфографические и 1 пунктуационную ошибку?

Найдите 2 орфографические и 1 пунктуационную ошибку.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Ожидание по русскому.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Падчерица добрая и трудолюбивая а королева злая скупая.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

В мире, где технический прогрес шагает, обгоняя время, все меньше времени остается на простое человеческое общение. Многие процессы жизнедеятельности автоматизированы, информация черпается с помощью беспроводной связи, человек перестает понимать важ..

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Стоит. Лайкни комментарий : 3.

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

Источник

неброская но какая то сосредоточенная и сразу

59 Березовое блюдце

Кажется, все уже до кустика известно в наших березовых перелесках, а нет-нет да и встретишь такое, отчего вдруг остановишься в восхищении и сердце ворохнется от радости. Вот хотя бы березовое блюдце, которое я нашел вчера. Лежит то блюдце на кургане, на самой его вершине, между трех березок-сестер, выросших из одного корня. Их было больше, четыре, но четвертую спилили. Обливался соком тот срез по весне: березка все стремилась еще раз подняться, да не смогла, только оставила после себя это берестяное кольцо по краям круглого пенечка. И легла вокруг всего среза по самому краешку ровная красивая каемочка. Руками так не сделаешь. Получилось настоящее блюдце: дно темноватое, а края белые, атласные. Хоть возьми и пей из него или срежь да унеси на память, не пожалеешь: днями гляди – не наглядишься. И к довершению моего удивления водица на донышке чистая-чистая: то ли березки снова поделились весенним соком, то ли это их слезы по своей младшей сестре.

Идет лесник по тихой тропинке, пробирается сквозь чащобу, а потом перебирается через топкий лесной ручей. Ветер треплет густую крону лип, развевает зеленые верхи берез. Только в дубовой листве, такой густой, что, кажется, даже в ливень она не промокает, ветер запутывается и стихает.

Вот лесник останавливается у невысокого деревца, наклоняется. Нет, не поганки, растущие здесь, привлекают его внимание. Лесник отыскивает в сумке инструмент, приступает к работе, и вот уже из тела дерева вынут небольшой блестящий кусочек металла – осколок снаряда. Ничего, скоро рана обрастет корой, и дерево будет жить по-прежнему. А вот он поравнялся с дубком, который уже перенес такую же операцию. Теперь и не найдешь его раны: молодая кора сровняла даже шрам. Останавливается Лукьян Кузьмич возле ростков сосны, нежно прикасается к ним, и от его прикосновения они ласково кивают пушистыми верхушками. «Вот бы сюда привести тех скептиков, которые полагают, будто сосна не может расти на черноземе», – думает он. В его питомнике выращено более двух миллионов саженцев лиственных и хвойных пород.

Перед возвращением домой можно и передохнуть, и лесник прислоняется спиной к стволу, вслушивается в безыскусный перезвон птичьих голосов. Вдруг к привычным запахам примешивается горьковатый запах горелого. Что за наваждение? Где же горит?

С собой только сумка с немудреным инструментом да пара рук, а впереди, зловеще блистая, уже текут змейки пламени. Лесник очищает землю от сухих листьев, спешит, превозмогая боль в обожженных пальцах, погасить пламя, и вот уже один за другим, дойдя до очищенной земли, гаснут огненные ручейки. Лесник вытирает пот со лба. Туда, где только что бушевало бешеное пламя и деревья стояли словно окропленные кровью, возвращается мгла.

Два дня и три ночи бесилась погода, на третий день улеглась. Ветер стих, враз уступил всю северо-западную московскую и новгородскую Русь тишине и морозу. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной юго-восточной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото. Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца. На другом небесном краю еще умирал палевый сумрак ночи. Месяц, ясно и четко оттеняемый этим светлым сумраком, бледнел над лесами, когда снега заискрились окрест. Ели, отягощенные белыми снежными клубами, изменили свои очертания, но безмолвствовали. Кроны старых сосен гордо остались сами собою, лишь молодую сосновую поросль вынудил снежный гнет: нежная, неокрепшая плоть там и тут напряглась в основаниях мутовок.

Белизна заставляла еще яростней зеленеть сосновые лапы. Пар непростывших влажных низин поднялся на уровень древесных вершин и замерз, и рассыпался на свободных от снега березовых ветках. Несчетные россыпи мельчайших бисеринок засверкали на солнце. С последним колыханием исчезающего осеннего тепла все замерло. Мороз начал неспешно гранить, ковать, серебрить, лудить все, что имело хоть самую малую долю влаги.

Лесная речка, еще вчера бежавшая навстречу метели, начала сдавливаться серебряными зубцами. Прозрачный лед уверенно наползал на середину струи, сужая водяной ток несокрушимым ребристым панцирем.

И все вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света. Но едва поднявшись над лесом, едва успев разгореться, расплавиться слепящим своим золотом, великое наше светило начало краснеть и падать на дальние лесные верха. Розовое холодное половодье затопило четвертую часть горизонта. Лиловые зоревые крылья, переходящие в зеленоватую глубь темнеющего морозного простора, опускались все ниже. Правее, в созвездии Близнецов, блеснул своим красноватым глазом пробудившийся Марс – бог римских язычников, покровитель войн и пожарищ. Но этот блеск тотчас исчез, затерянный в мерцании бесчисленных звезд. И вот уже повисли над миром близкие и дальние звездные гроздья. Они словно бы раздвигались и в глубинах темного неба вскрывали новые объемные гроздья. За ними роились другие такие же, роились и раздвигались…

Только месяц, горящий ярким желтым, но все же нездешним, светом, казался совсем близким морозной лесной земле.

Царство безмолвного знобящего холода раздвигалось подобно звездам, захватывало глубины небес и земного пространства. Но откуда же мимолетно и тихо пахнуло вдруг березовым, неунывающе бессонным дымком?

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, властно манит далью еще почти не проторенных дорог.

Сколько песен сложено про зиму, сколько поэм посвящено юной красавице в сарафане из серебряной парчи, а нам все недостает. Когда особенно безветренна и румяна зорька, не спеша умывается она студеным рассыпчатым снегом. А как поведет потом синими очами из-под опушенных инеем ресниц, так каждый поверит, что такая красота никем и нигде не видана.

Чего только не вспомнишь из далекой поры юности! Я до сих пор вижу дуги с узорами, писанными масляной краской, золоченую упряжь коней с лебедиными шеями, которые на масленой неделе, едва не сцепившись оглоблями, наперегонки мчат нас по вовсе не узкой деревенской улице. Часто за мной приезжал брат, и мы не медля отправлялись в соседнее село. Заметив, что я загляделся по сторонам, он с непривычной мне ловкостью выталкивал меня из саней и пускал обындевевшего коня в галоп.

Источник

Олимпиада по русскому языку с ответами ( 9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Олимпиада по русскому языку для 9 класса с ответами

Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут)

1. Стукать (стучать), постукать, стукач и др.

2. Истукатель, истуканщик – художник, создающий объемные изображения(статуи, бюсты, барельефы и т.д.) путем резки, высекания, резания или отливки.

3. Скульптор, ваятель.

Одно однокоренное слово – 0,1 б.

Определение значения слова – 1б.

Подбор синонимов – от 0,5 до 1б.

Квалификация слов – 1б.

Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы.

О Грамматике и ея разделении.

Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.

Грамматика разделяется на четыре следующие части:

II. На Произведение слов.

III. На Сочинение слов

IV. На Произношение слов.

О грамматике и ее разделах//частях//структуре.

Грамматика учит правильно образовывать формы слов(словоформы)//изменять слова и формы словосочетаний и предложений//строить словосочетания и предложения

Грамматика разделяется на две следующие части//состоит из двух частей(разделов):

(Возможно указание на Словообразование как на часть Грамматики)

1. От 1 до 4 баллов в зависимости от полноты и точности выполнения задания.

При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

— (Имя), организуй доставку воды с реки!

Тогда герлфренды и говорят:

— Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

— О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

Сказка «По щучьему велению».

Перевод с английского языка.

Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его :

Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Название сказки – 0,5 б.

Восстановление текста сказки – от 1 до 10 баллов в зависимости от точности и полноты отражения стилистического и содержательного своеобразия сказки.

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Итоговое количество баллов – 4

Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).

2. Издалека ¬ из далека (места). Допоздна ¬ до поздна (часа, времени). Снова ¬ с нова (раза). Смолоду ¬ с молоду (возрасту). Засветло ¬ за светло (время).

Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.

Итоговое количество баллов – 2

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – 1 балл.

Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

Итоговое количество баллов – 22

Конкретизирование членения русского языка (южнорусское и севернорусское наречие, среднерусские переходные говоры и т.д.) – до 5 баллов.

Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений? Какие грамматические формы помогают это сделать? Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?

Приди, о Истина, и поселись меж нами,

Приди, искорени вгнездившийся порок,

Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

Дух премудрости, и разума, и силы!

Всеобъемлющей, божественной любви!

Нас, заглохших в суете, помилуй

И своим дыханьем оживи1

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий мимо саду,

Бредет по жесткой мостовой…

2. Соделай, помилуй, пошли (отраду) – формы повелительного наклонения, 2 лица, ед.ч.

3. Просьба, совет, рекомендация, приказ, пожелание.

1. Определение жанровой формы – 1 балл.

2. Выявление грамматических форм: одна форма – 1 балл. В сумме 2 балла.

3. Их характеристика – до 2 баллов.

4. Указание на одно из речевых действий – 1балл. В сумме – 5 баллов.

Итоговое количество баллов – 2

Толкование фразы – 1 балл.

Комментарий – 1 балл.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов – 2

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его , скота , нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

Обособление приложения скота – 2 б.

Итоговое количество баллов – 6

Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно:

— образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие

пишется как суженный;

— образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б. В сумме 3б.

Обоснование каждого варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Итоговое количество баллов – 12,3

Каждая верно выявленная буква – 0,1 б. В сумме – 1,3 б.

Олимпиада по русскому языку. 9 класс. Ответы.

Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов друг и недуг в стихотворении «Тополь»?

Сады молчат. Унылыми глазами

С унынием в душе гляжу вокруг;

Последний лист разметан под ногами.

Последний лучезарный луч потух.

Лишь один над мёртвыми степями

Таишь, мой тополь, смертный свой недуг

И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями

И осени тлетворный веет дух;

С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А.Фет на произносил в конце слова на месте «г» звук [х].

За правильный ответ – 4 балла.

Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог.

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточеная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящий грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еше почти не проторенных дорог.

Максимальный оценка 5 баллов за абсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.

В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

Дольний (от дол, ‘низ’) вообще означает ‘нижний’, но здесь его надо понимать как ‘земной’. Прозябание — ‘произрастание’. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.

Таким образом всё выражение буквально означает ‘произрастание земной поросли’: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.

Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.

По 1 баллу за верное объяснение каждого из трёх слов, 2 балла за указание их стилистических особенностей.

В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы?

1 балл за ответ на первый вопрос, 3 балла за ответ на второй вопрос, 2 балла за ответ на третий вопрос.

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?

Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.

За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.

Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:

Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.

Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.

Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.

Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.

За правильный ответ максимально – 4 балла:

— записано предложение в исправленном виде – 3 балла.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.

по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок

жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый

за-раз-а; ср. заразить, поразить

По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.

Какой эффект создает переосмысление фразеологизма в стихотворении И. Бродского? Восстановите фразеологизм.

И дом мой маскарадный

под козырек парадной

Стилистический эффект заключен в буквальном переосмыслении компонентов фразеологизма брать под козырек, и особенно ощутимым он становится на фоне контекста, не перегруженного иными стилистическими приемами.

2 балла за объяснение, 1 балл за восстановление фразеологизма.

Укажите, показателем каких форм имён существительных является нулевое окончание. Приведите примеры.

1 родительный падеж множественного числа существительных женского рода 1-го склонения

2 винительный падеж множественного числа одушевленных существительных женского рода 1-го склонения

3 именительный падеж единственного числа существительных мужского рода 2-го склонения

4 винительный падеж единственного числа неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения

5 родительный падеж множественного числа существительных мужского рода 2-го склонения

6 винительный падеж множественного числа одушевленных существительных мужского рода 2-го склонения

7 родительный падеж множественного числа существительных среднего рода 2-го склонения

8 именительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения

9 винительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения

Максимальный балл – 10 (по 1 баллу за каждую форму).

Какое значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение А почему бы и не так? Если в нём выражается не отрицание, то почему пишется НЕ, а не НИ? Приведите аналогичные примеры.

В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ. Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. Например: Кто прежней Тани, бедной Тани теперь в княгине б не узнал (А.Пушкин).

1) В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ – 1 балл.

2) Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. – 1 балл.

Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов?

Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок.

Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность?

Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка.

Каков принцип их расположения?

1. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

2. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря

3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд.

Для чего предназначены такие словари? В чем их ценность?

4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом.

5. Большой сводный академический называется: «Словарь русских народных говоров», вып. 19/25.

1. фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).

2. Эти пары слов показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря (1 балл)

3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд (1 балл).

4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом (1 балл).

5. Большой сводный академический называется «Словарь русских народных говоров» (это вып. 19/25) (1 балл).

Источник

найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа казеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еще почти непротореных дорог.
плиииз помогите срочно надо

Красота русской природы

    Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, властно манит далью еще почти непроторенных дорог.

    Сколько песен сложено про зиму, сколько поэм посвящено юной красавице в сарафане из серебряной парчи, а нам все недостает. Когда особенно безветренна и румяна зорька, не спеша умывается зимушка-зима студеным рассыпчатым снегом.

    Чего только не вспомнишь из далекой поры юности! Я до сих пор вижу дуги с узорами, писанными масляной краской, золоченую упряжь коней с лебедиными шеями, которые на масленой неделе, едва не сцепившись оглоблями, наперегонки мчат нас по вовсе не узкой деревенской улице. Часто за мной приезжал брат, и мы немедля отправлялись в соседнее село. Заметив, что я загляделся по сторонам, он с непривычной мне ловкостью выталкивал меня из саней и пускал обындевевшего коня в галоп.

     Нет, русской зимы нельзя не любить. Люди, не видевшие ее, досыта не налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера.

(182 слова)

(По В. Белову)

* * Василий Иванович Белов — русский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

Слайд 5 (Не) броская, но какая-то сосредоточенная
и сразу (не) раскрывающаяся

красота
русской природы вызывает (не) повторимое, долго (не) забывающееся чувство щемящей грусти.

К . Паустовский

(Не) броская, но какая-то сосредоточенная и сразу 	 (не) раскрывающаяся    красота русской природы вызывает


Слайд 6НЕ с причастиями пишется
слитно
раздельно
Ненарушаемая
тишина леса
| Ничем не нарушаемая |
тишина леса
1)

нет ЗС (= 1 П)

1) есть ЗС (=ПО)

(Не) обещающий ничего хорошего ливень

(Не) помятые листья

Не обещающий ничего хорошего ливень

Непомятые листья

Почти неисследованные места

Почти никем не исследованные места

НЕ с причастиями пишетсяслитнораздельноНенарушаемая тишина леса| Ничем не нарушаемая |тишина леса1) нет ЗС (= 1 П)1) есть


Слайд 7НЕ с причастиями пишется
слитно
раздельно
1) нет ЗС (= 1 П)
1) есть ЗС

(=ПО)

(Не)засохшая, а зеленеющая листва
.

Не засохшая, а зеленеющая листва

2) противопоставление

(Не) победимая сила природы.

2) без НЕ не употребляется

Непобедимая сила природы.

НЕ с причастиями пишетсяслитнораздельно1) нет ЗС (= 1 П)1) есть ЗС (=ПО)(Не)засохшая, а зеленеющая листва.Не засохшая, а


Слайд 8НЕ с причастиями пишется
слитно
раздельно
1) нет ЗС (= 1 П)
1) есть ЗС

(=ПО)

2) противопоставление

Не сжата заброшенная пшеница

2) без НЕ не употребляется

3) с кр. причастиями

НЕ с причастиями пишетсяслитнораздельно1) нет ЗС (= 1 П)1) есть ЗС (=ПО)2) противопоставлениеНе сжата заброшенная пшеница2) без


Слайд 9НЕ с причастиями пишется
слитно
раздельно
1) нет ЗС (= 1 П)

1) есть ЗС

(=ПО)

2) противопост-е

2) без НЕ не употребляется

3) с кр.причаст-ми

НЕ с причастиями пишетсяслитнораздельно1) нет ЗС (= 1 П)1) есть ЗС (=ПО)2) противопост-е2) без НЕ не употребляется3)


Слайд 10Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу (не) раскрывающаяся красота русской природы

вызывает (не) повторимое, долго (не) забывающееся чувство щемящей грусти.

К . Паустовский.

Сразу (не) раскрывающаяся красота,

(не) повторимое чувство,

долго (не) забывающееся чувство.

Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу (не) раскрывающаяся красота русской природы вызывает (не) повторимое, долго (не) забывающееся


Слайд 12Лес (не) освещ…ный солнцем.
(Не) проходимые леса.
Ветер (не) прогнавший остатки тумана.
(Не) вид…мое

солнце.
(Не) освещ…ный, а (полу)темный лес.
Еще (не) сорва…на с деревьев листва.

Лес (не) освещ…ный солнцем.(Не) проходимые леса.Ветер (не) прогнавший остатки тумана.(Не) вид…мое солнце.(Не) освещ…ный, а (полу)темный лес.Еще (не)


Слайд 13Лес (не) освещ…ный солнцем.
Непроходимые леса.
Ветер (не) прогнавший остатки тумана.
Невидимое солнце.
(Не) освещ…ный,

а (полу)темный лес.
Еще (не) сорва…на с деревьев листва.

Лес (не) освещ…ный солнцем.Непроходимые леса.Ветер (не) прогнавший остатки тумана.Невидимое солнце.(Не) освещ…ный, а (полу)темный лес.Еще (не) сорва…на с


Слайд 14Лес, не освещённый солнцем.
Непроходимые леса.
Ветер, не прогнавший остатки тумана.
Невидимое солнце.
Не освещённый,

а полутемный лес.
Еще не сорвана с деревьев листва.

Лес, не освещённый солнцем.Непроходимые леса.Ветер, не прогнавший остатки тумана.Невидимое солнце.Не освещённый,  а  полутемный лес.Еще не


Слайд 15Д/З (по выбору):
Мини-сочинение на тему: «Осень».

Мини-сочинение по заданному началу.
1.Дни

лета клонились к осени. Дышал (не)настный ветер. (А.С. Пушкин)
2. Это (не)настоящий, это сказочный лес. (К. Г. Паустовский)

Озаглавить.
Использовать причастия с НЕ

Д/З (по выбору):Мини-сочинение на тему: «Осень». Мини-сочинение по заданному началу. 	1.Дни лета клонились к осени. Дышал (не)настный


Слайд 16Тишина (не) пугающая, а какая(то) благостная.

(Не) обычная для осенней поры сушь.

Почти

(не) пересыхающие болотца.

Трава еще (не) скош…на.

Тишина (не) пугающая, а какая(то) благостная.(Не) обычная для осенней поры сушь.Почти (не) пересыхающие болотца.Трава еще (не) скош…на.


Слайд 17Спасибо за внимание. Пишите грамотно!

Спасибо за внимание. Пишите грамотно!


Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока:
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Тип урока:
изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на
уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

  Цели урока:

Познавательный
аспект: изучение правила написания не с причастиями, формирование умения
правильно писать не с причастиями
, поиск   и  
выделение   необходимой   информации,        построение      устного    
высказывания.      

Развивающий
аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать,
делать выводы,
умение     с  достаточной   полнотой  
и   ясностью   выражать   свои   мысли,
развивать умения
самоконтроля; взаимопроверки

Воспитательный
аспект:
умение      работать    в  парах, совершенствование
навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к
слову.

     Оборудование:

Учебник
(Русский язык: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.), презентация,
карточки с заданиями,  карты оценивания

      ХОД
УРОКА

1.Оргмомент.

2.Закрепление изученного о причастии: а) учащиеся задают друг
другу вопросы по теме «Причастие» б) синтаксическая роль причастия в разборе
предложения Детали изготовлены лучшими специалистами, приехавшими на конкурс.

3.Изучение нового материала. Исследовательская работа.

       Прежде чем мы изучим правило написания НЕ с причастиями,
давайте вспомним, как пишется НЕ с прилагательными. Формулируя правило,
приводите примеры. Ребята, я предлагаю вам записать словосочетания в парах и
сравнить написание прилагательных и причастий с НЕ:

неяркий свет — несказанные слова

небрежный почерк — ненавидящий взгляд

далеко не близкий путь — ещё не политые цветы

не маленький, а большой бант — не открытая, а закрытая книга

После сравнения написаний учащиеся делают выводы о схожести
написания НЕ.

4. Работа с учебником

Давайте посмотрим, как сформулировано правило в учебнике. Откройте
страницу 68, прочитайте правило. О чём мы не сказали? Как пишется НЕ с краткими
прилагательными? А с причастиями? Прочитайте образец рассуждения. Ещё раз
вспомните, когда НЕ с причастиями пишется слитно и раздельно. Теперь переходим
к упражнениям.

Закрепление изученного: выполнение упражнения 154

5.Физкульминутка. Гимнастика для глаз.

6.Творческое задание.

Перестройте данные словосочетания, чтобы Не стало частицей.

Ненапечатанный листок, неподметённый пол, невыполненная работа,
невыученные слова, непроверенное задание

7.Комментарий домашнего задания.

    В домашнем упражнении 153 вам также придется переделывать
предложения, заменяя глаголы прошедшего времени краткими страдательными
причастиями. Например: песок не привезли, произведите замену: песок не привезён.
Не пишется раздельно. Откройте дневники. Запишите задание. Правило на странице
68 выучите.

8.А теперь поработаем в парах. Запишем диктовку на написание НЕ и
произведем взаимопроверку.

    Русскую     зиму   нельзя    не 
любить. Люди,   не   знающие   её,   не   налюбовавшиеся   ею,   не   поймут  
русской   жизни   и   русского   характера.    Скромная,       не 
раскрывающаяся         сразу   красота    русской  природы       вызывает    
неповторимое       чувство    щемящей      грусти.     Такая    прелесть
нигде     и  никем   не   видана. 

После проверки диктанта  возьмите карту
оценивания  и выставьте оценку товарища. Я проверю, насколько грамотно вы
сумели проверить работу и справедливо ли оценили её.

9.Рефлексия: Что нового вы узнали на
уроке? Своё рассуждение начните так: Я понял, что…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Среднеазиатская пустыня как пишется
  • Спутанные водоросли как пишется
  • Сразу как пишется правило
  • Средне тяжелое течение как пишется
  • Спутанной шерсти как пишется