Стал забывать как пишутся слова

Мария, редкий вопрос задали, по нынешним временам  :) Сегодня вообще мало кого интересует грамотность.

Причин забывчивости может быть несколько. Перечислю основные. Во-первых, по какому поводу, где, как и что пишите? Это может быть сопротивление не столько «буквам», сколько, допустим, особенностям отношений с начальником, для которого нужно что-то писать. То есть проблема может быть не в русском языке, как таковом, а в том, по какому поводу и в сопровождении каких обстоятельств он применяется. 

Во-вторых, это общая тенденция, массовое явление на базе «всеобщей компьютеризации». Далеко не буду ходить, приведу в пример себя, пример очень характерен. Первый компьютер я купила в 1992 или 1993 году и с тех пор практически не пишу рукой. А Ворд, как известно, опечатки подчеркивает, из-за этого постепенно навык языкового самоконтроля просто отключается. Крайне редко, но когда приходится писать рукой, лично я впадаю в условный «ступор», вваливаюсь в возраст 3-4 класса школы и перепроверяю каждое слово. Это при том, что у меня 4,5 высших образования. Бедой это не считаю, это массовое явление, да и писать вручную приходится действительно редко, можно пережить эту «трагедию».

В-третьих, если есть какие-то соматические жалобы… Головокружения, слабость, хроническая усталость, головные боли и подобное, то стоит пройти общее медицинское обследование.

Рецепт правильного писания известен давно, и он прежний — читать, много читать. Лучше русскую классику. Бунин, Куприн, Пушкин, Тургенев, Чехов — безупречный русский язык. Достоевский, Толстой — похуже, но тоже годятся :) И не с монитора читать, а с бумаги. К рецепту можно добавить уже современный ингредиент — меньше печатать на компьютере :)

Не понимаю, что со мной. Путаю и забываю слова.

29 ответов

Последний —

16 февраля, 03:18
Перейти

08 января 2019, 00:29

#10

08 января 2019, 01:12

#11

08 января 2019, 01:13

#12

08 января 2019, 01:50

#13

08 января 2019, 02:07

#14

08 января 2019, 02:20

#15

08 января 2019, 03:01

#16

ворон

У вас это из-за знания разных языков.
Когда я готовилась к айелтсу, было то же самое

08 января 2019, 05:08

#17

08 января 2019, 05:23

#18

Гость

Один из симптомов начала б.Альцгеймера

08 января 2019, 08:16

#19

08 января 2019, 08:28

#20

08 января 2019, 08:48

#21

Гость

Один из симптомов начала б.Альцгеймера

08 января 2019, 09:38

#22

08 января 2019, 10:32

#23

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    179 ответов

  • Эксперт

    Алёшина Мария

    Психолог

    98 ответов

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    81 ответ

  • Эксперт

    Максим Сорокин

    Практикующий психолог

    1 057

  • Эксперт

    Международный Институт

    Психология, психотерапия,…

    17 ответов

  • Эксперт

    Токарь Дарья Анатольевна

    Фитнес-тренер

    53 ответа

  • Эксперт

    Анна Антончик

    Женский психолог

    160 ответов

  • Эксперт

    Мария Бурлакова

    Психолог

    335 ответов

  • Эксперт

    Мария Синяпкина

    Психолог-Сексолог

    92 ответа

  • Эксперт

    Кременецкая Мария

    Логопед — дефектолог

    44 ответа

08 января 2019, 18:44

#24

Гость

Повреждения памяти, что тут непонятного. Что там эту памяти повреждает это другой вопрос. Может сосуд лопнул и 50 миллионов нейронов тут же умерли, а может это рак. В любом случае не смотрите на это слишком серьёзно. Смысл жизни в том, чтобы получить новый опыт. Ваше тело всё равно однажды развалится, какой бы здоровой вы ни были. Вопрос лишь в том сколько вам ещё осталось. Не тратье время зря.

Гость

У меня в анамнезе анорексия и две пачки снотворного для суицида. Сразу после попытки суицида, речь была странной, но потом восстановилась. Например: хотела сказать “надо в магазин сходит», а вслух получалось» надо вемедрбл.. «.. Теперь просто память плохая, прям дырявая раньше запоминала все что не попадя. И мысли не умею выражать, ну только односложными предложениями.
Даже, если я и схожу на МРТ и к психотерапевту, это все равно не вернет мне память и способность членораздельно выражаться. Или я не права?

Дисграфия у взрослых: причины и лечение
Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.

Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.

Почему у взрослых возникает дисграфия?

Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.

Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:

  • травмы головы;
  • нейрохирургические операции;
  • разрастание опухолей мозга;
  • инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
  • воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
  • инсульты;
  • травмы при родах;
  • соответствующие социальные условия;
  • недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).

Читайте также: Семантическая дислексия: сущность и причины

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Читайте также: Упражнения для взрослых при дисграфии

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Лечение дисграфии у взрослых

Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.

Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.

Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:

  • восполнение дефектов в произношении звуков;
  • расширение запаса используемых в речи слов;
  • правильное формирование грамматических знаний и навыков;
  • развитие связной устной речи;
  • повышение аналитических способностей;
  • формирование умений восприятия информации на слух;
  • улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.

Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.

Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:

  • успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
  • физиотерапия;
  • курсы массажа;
  • водное лечение;
  • лечебная физкультура.

Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.

Дата публикации: 13.03.2019. Последнее изменение: 14.07.2022.

Каждый хоть раз сталкивался с ситуациями, когда память дает сбой. Возникает блок, который не позволяет вспомнить важную информацию. В таких случаях нужно определить и устранить причину рассеянности. Она может быть как безобидной, так и весьма серьезной.

В статье мы рассмотрим, по каким причинам человек начинает забывать слова, это болезнь или ухудшение памяти, чем можно помочь.

По каким причинам человек забывает слова во время разговора

Забывчивость считается результатом нарушения когнитивных функций. Она может доставлять немало неудобств в повседневной жизни. Если человек постоянно забывает слова при разговоре, речь может идти о серьезных проблемах в работе головного мозга. Такая ситуация характерна для людей пожилого возраста, но может возникать и у представителей молодежи.

Ученые разных стран не оставляют попытки разгадать феномен забывчивости. Согласно исследованиям, даже студенты могут забывать отдельное слово или фразу 1-2 раза в неделю. У людей преклонного возраста этот показатель в несколько раз выше. В 90% случаев человек вспоминает нужную информацию самостоятельно, не прибегая к помощи посторонних.


Память бывает краткосрочной и долгосрочной. В первом случае речь идет о недавно произошедших событиях. Долгосрочная память включает в себя воспоминания из глубокого детства или юности. Как правило, они тщательно проанализированы и обработаны мозгом.

Если человек внезапно забывает слова и ему стало сложно формулировать мысли, проблема может скрываться в стрессовых ситуациях. Все приходит в норму после восстановления психики. Иногда может потребоваться помощь лекарственных препаратов.

Ученые объясняют забывчивость следующими причинами:

  1. Мозг стирает ненужную информацию из долгосрочной памяти.
  2. Ряд воспоминаний не исчезает, а прячется в глубинах мозга. Чтобы их вытащить, нужен какой-то триггер – определенный запах, вкус, звук или визуальный образ.
  3. Мозг не может вспомнить нужное слово по причине отсутствия ассоциаций с ним.
  4. Новая информация может вытеснять из мозга то, что уже не актуально. Иногда случается и наоборот. Человек может долгое время не запоминать новый адрес, но при этом хорошо помнить старый.
  5. К естественным причинам забывчивости относят возрастные изменения в структуре мозга. Они свойственны людям в возрасте старше 50 лет.
  6. Эпизодические перебои в работе памяти могут быть результатом курения или злоупотребления алкоголем. Токсические вещества отравляют организм и разрушают клетки головного мозга.
  7. Разрушение участков мозга, отвечающих за память, может происходить на фоне нехватки сна. Чтобы перебоев не возникало, необходимо соблюдать режим сна и отдыха.
  8. Прием некоторых лекарственных препаратов может вызывать временные нарушения памяти.
  9. Причиной того, что человек забывает слова при разговоре, нередко бывает болезнь. Нарушения памяти возможны при онкологии, перепадах давления и кровоизлияниях в мозг.

В каких случаях при забывчивости необходимо обратиться к врачу

Далеко не всегда забывчивость является показателем серьезных нарушений в организме. Она может быть следствием банальной усталости или стресса. Если человек часто забывает слова в разговоре, имена своих близких и события пятиминутной давности, есть повод для обращения к врачу. Эпизодические пробелы в памяти патологией не считаются. С ними может столкнуться абсолютно каждый.

К врачу нужно обратиться в следующих случаях:

  • при существенных нарушениях функций письма и речи;
  • при появлении ложных воспоминаний;
  • если изменения в памяти становятся заметны окружению;
  • когда нарушение умственной деятельности сопровождается головной болью;
  • человеку становится сложнее выполнять привычные для него задачи;
  • теряется нить разговора, становится сложно воспринимать сюжет фильмов.

Проблемой нарушения когнитивных функций занимаются сразу несколько специалистов. Может потребоваться помощь терапевта, невролога или психиатра. Врачи назначают комплекс диагностических мероприятий, который поможет выявить причину пробелов в памяти, и подбирают курс лечения.

Что делать при ухудшении памяти и забывании слов

При снижении памяти встает логичный вопрос о том, что делать, если начал забывать слова. Комплекс мер должен быть направлен на устранение причины. Например, при сосудистых нарушениях нужен прием одних препаратов, а при болезни Альцгеймера – совершенно других.

Варианты лечения могут быть следующими:

  1. При психических нарушениях назначают прием антидепрессантов и седативных средств.
  2. Если идет речь о развитии деменции, необходимо использовать ноотропы и холинергические препараты.
  3. В целях общего укрепления организма могут назначить витаминные комплексы.

Чтобы улучшить смысловую память, необходимо осуществлять регулярные тренировки. Чем чаще они происходят, тем надежнее становится связь между нейронами мозга. Для улучшения работы мозга полезно разгадывать кроссворды и ребусы. Можно воспользоваться специальными приложениями или онлайн-программами. Они направлены на улучшение концентрации внимания, развития памяти и гибкости мышления.

Хорошим помощником при снижении памяти станут новые методы запоминания слов. Они основаны на создании ассоциативной связи. Чтобы запомнить определенную дату или слово, нужно присвоить им визуальный или звуковой образ. Также можно придумывать к необходимому слову рифмы.

Хорошим способом улучшить работу мозга считают интеллектуальные игры. Это могут быть как шахматы, так и монополия или карточные игры. В качестве альтернативы можно рассмотреть мобильные приложения.

Благоприятное влияние на мыслительные функции оказывает и медитация. Она нормализует эмоциональный фон и активизирует участки, отвечающие за кратковременную память. Чтобы поддерживать работу мозга на необходимом уровне, достаточно уделять медитации 5-15 минут в день.

Меры профилактики

Чтобы избежать снижения когнитивных функций, необходимо вовремя принять меры профилактики. В группе риска находятся люди, занимающиеся тяжелым физическим или умственным трудом, пенсионеры и дети. Иногда проблемы с нейронами мозга возникают на фоне вредных привычек.

Чтобы избежать проблем с памятью, желательно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Вовремя проходить комплексное обследование организма. Ранняя диагностика опасных заболеваний позволит избежать серьезных проблем с памятью.
  2. Важно следить за полноценностью рациона. В нем должно присутствовать достаточное количество белков, витаминов и минералов. Особенно полезны продукты с содержанием омега-3 и витаминами B.
  3. Для полноценной работы нейронов следует отказаться от курения и злоупотребления алкогольных напитков.
  4. Чтобы мозг работал в полную силу, нужно позаботиться о нормализации режима сна и отдыха. Взрослый человек должен спать не менее 7-8 часов в сутки. Во сне мозг продолжает обрабатывать информацию, полученную накануне. При частых пробуждениях и прерывистом сне этот процесс нарушается.
  5. Любые занятия, направленные на развитие мелкой моторики, положительно влияют на работу мозга. К ним можно отнести рукоделие или складывание пазлов.
  6. Физическая активность стимулирует приток крови к клеткам мозга. Это положительно влияет на его работу. Полезными могут быть как силовые нагрузки, так и танцы или бег трусцой.
  7. Дыхательная гимнастика способствует насыщению нейронов мозга кислородом. Кроме того, она благотворно влияет на эмоциональный фон человека.
  8. Любые перемены могут значительным образом улучшить когнитивные функции человека. Иногда достаточно сделать перестановку дома или поменять маршрут на работу. Такой подход обеспечит гибкость мышления.
  9. Желательно сократить до минимума употребление сладкого. Его излишнее потребление приводит к снижению объема тех участков мозга, которые отвечают за память. Человеческому организму вполне достаточно той глюкозы, которая поступает в составе фруктов и овощей.

Если человек стал забывать слова при разговоре, необходимо разобраться в причинах такого явления. Иногда речь идет об обычной усталости или стрессах. При наличии подозрительных симптомов без врача разобраться не получится.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Тред: как проявляется дислексия у взрослых и как с этим жить

Личный опыт и советы.

Тред: как проявляется дислексия у взрослых и как с этим жить

В Twitter новый важный и полезный тред. В нём девушка под ником @lleevike делится своим опытом жизни с дислексией: рассказывает, как это может проявляться, как влияет на жизнь и что можно сделать, чтобы помочь себе или близкому человеку с такой особенностью.

Личный опыт

1. Для начала хочу уточнить, что вы можете заметить знакомые симптомы, но это вовсе не показатель того, что вы страдаете дислексией,чтобы знать точно обратитесь к психиатору
Я жила 26 лет с дислексией и не знала об этом, я думала, что я просто тупая и не внимательная лол

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

2. Думала я так из-за внушения со стороны окружающих: учителей, одноклассников, родителей. Несколько месяцев назад я пришла к своей психиаторке с дз, надо было зачитать ей письмо к моей бабушке. Я её предупредила что у меня проблемы с чтением, поэтому я буду читать странно

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

3. Она меня послушала, поспрашивала всякое про мое детство, как я читаю и тд и поставила «диагноз», о нем я уже подозревала. В ковычках потому что это не болезнь, это скорее трудность. Люди с дислексией не имеют проблем с речью или письмом и умеют читать, хоть и с трудом

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

4. Меня считали тупой до 7 класса,а в 1-2 классах я оставалась на лето тк по технике чтения у меня был кол в году Весь июнь я сидела с учительницей, которая как коршун нависла надо мной и давала подзатыльники, тк я не дотягивала даже до 1/2 нормы чтения слов в минуту

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

6. Учителя ставили на мне крест. Но не строгая биологичка. Как то так вышло, что в 7 классе я получила первую в жизни 5 за не творческий предмет, по биологии. После урока учительница подошла ко мне и сказала «теперь так будет всегда».Так и вышло :)
5 я получила след. образом:

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

7. Мама мне предложила прочитать параграф про жкт голубей вслух несколько раз, что мб так мне будет легче запомнить инфу и это сработало. Так до 12 класса я и доучилась. 4 были только по физике, химии, математике и эстонскому, остальные 5. Просто читала все маме

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

8. Я путала слова, тупила, подвисала на полу слове. Но после 3 прочитки я спокойно шла на урок и все рассказывала как надо. В универе я впервые услышала слово дислексия, она была у трех моих одногруппов и я думала «пф, эти британские нытики, вечно выдумывают себе проблемы»

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

Возможные симптомы

То, как дисплексия проявилась у автора треда и как это ощущается — совпадение всех симптомов необязательно, но можно считать тревожным звонком, если вы увидели себя сразу в нескольких пунктах.

10.
🔸Когда я читаю, я подвисаю на середине слова, мой мозг как будто прогружает продолжение или даже угадывает. А получается у него не очень, в 70% случаев слова которые мой мозг додумывает — не те, что написаны
🔸Иногда буквы меняются местами или в словах обрубается окончание

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

11.
🔸Мне трудно читать цельный текст, не разбитый на мелкие абзацы.Даже если текст написала я сама.
🔸Мне трудно читать с цветного контрастного фона или бумаги, буквы теряются от яркости цвета
🔸Мне трудно читать не санс — сериф шрифт. Все завитушки/курсив/декор — читать не могу

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

13.
🔸Быстро теряю концентрацию, забываю о прочитанном, то есть space out. Прихотится сильно напрячься, чтобы удержать внимание
🔸Допускаю много ошибок в письме и даже 5 раз проверив не увижу их
🔸Путаю лево и право, не ориентируюсь в пространстве (да это тоже симптом дислексии)

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

14.
🔸Если мне говорят как пройти туда то или дают инструктаж, я моментально забываю
🔸Путаю события и воспоминания, все сливается в одно
🔸 Путаю произношение слов, сами слова. И те типа кыр сосичка, а прям во время серьёзной презентации могу сказать депиляция, вместо декларация

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

15.
🔸Когда пишу от руки, путаю написание и буквы в слове (когда писала письмо Полине, запорола так 3 открытки)

Когда мне показывают мем или твит с телефона, я даже не пытаюсь читать, тк если буду пытаться, то у человека рука раньше отсохнет держать телефон так долго

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

Общие симптомы

16. Теперь общие симптомы, которые проявляются у всех дислексиков в той или иной степени
🔹Трудно сохранить концентрацию над заданием или текстом
🔹Потеря во времени/ не знакомом пространстве
🔹Забывает имена, но помнит лица
🔹Руководствуются интуицией

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

17.
🔹Несколько раз чекает правильность написания слов и грамматику, но все равно может что-то пропустить
🔹Путают похожие и не похожие слова
🔹Редко или никогда не читают ради удовольствия, особенно текстовые книги
🔹Путают лево/право, направления, не ориентируются с картой

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

18.
🔹 Характерны так же сопутствующие расстройства психики: окр, депрессия, нервозность. Легко подаются панике, стрессу. Низкая самооценка, отчасти из-за травили в школе.
🔹Лучше обучаются с помощью повторения и и визуального объяснения, демонстрации
🔹Плохой time management

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

19.
🔹Не всегда понимают чужие шутки, сарказм, идиомы, намёки

Симптомов и особенностей ещё очень много и они индивидуальны, например некоторые дислексики хороши в математике. Но я не из их числа.
В реплаях к треду прикреплю пару ссылок
Расскажу дальше, как облегчить жизнь

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

Что делать, если у вас или близкого дислексия

20. Дислексия не лечится, но её можно обуздать:
🔸 Разбивайте текст на абзацы, чем меньше тем лучше. Буллет пойнты — ваши друзья
🔹 Выбирайте санс сериф шрифт, самый простой
🔸Выбирайте однотонную белую бумагу для чтения
🔹 Выбирайте шрифт покрупнее pic.twitter.com/wxz7JXU2j9

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

21.
🔹Для лучшего обучения читайте вслух несколько раз, слыша текст свим голосом вы не потеряете концентрацию и через несколько раз запомните инфу.
🔸Не стесняйтесь говорить о своей дислексии на учёбе, работе, друзьям. Сейчас у людей отношение к дислексии такое же,как к депрессии

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

22. «Просто сядь и читай» = «просто перестань грустить»
Это серьёзная проблема, которая сказывается на учёбе человека, особенно во время экзаменов и тестирования. Человеку с дислексией нужно больше времени для выполнения заданий, тк ему нужно больше времени для прочтения

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

23. Я была отличницей и при этом ни на одном экзамене не набрала балл выше 65. Я просто не успевала прочитать, все путалось перед глазами и от ограничений по времени все становилось сложнее.
Человек с дислексией может не знать о том, что у него проблема и ему нужна помощь

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

24. Постарайтесь помочь этому человеку, отправить на тестирование к врачу, облегчить жизнь с помощью пунктов выше. А так же ОБЬЯСЕЯЙТЕ ему все, что он не понимает и НЕ СМЕЙТЕСЬ над его не пониманием, это очень не приятно

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

25. ВАЖНО: мы не глупые весёлые дурачки! Над нами смеются всю жизнь, а во взрослом возрасте особенно. Нам не должно быть стыдно за нашу особенность. Помогайте нам и поддерживаете.
Спасибо 😊
Вот тут подробное руководство как помочь взрослому с дислексией https://t.co/9VseiMec7G

— lehmike (@lleevike) July 8, 2020

О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.

Что такое дислексия

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].

  • Дислексия — сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия — сложности письма.
  • Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.

Кадр из фильма «Одаренная»

Кадр из фильма «Одаренная»

© Kinopoisk

Дислексия и творчество

Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить. Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия. У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel. 

Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.

Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.

Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].

Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

© Kinopoisk

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

  • недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
  • тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
  • никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Дислексия не приговор

Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен. В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.

Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам. Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе. В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!

Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Что делать взрослым и детям с дислексией

Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.

Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.

Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения. 

You are here

Если человек не дописывает окончания слов. Диагностика дисграфии

31.10.2019 в 21:40

Содержание

  1. Если человек не дописывает окончания слов. Диагностика дисграфии
  2. Если человек сокращает слова. Основные правила сокращения слов в русском языке
  3. Кто ставит диагноз дисграфия. Дисграфия у ребенка: не ругаем, а помогаем

Если человек не дописывает окончания слов. Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Если человек сокращает слова. Основные правила сокращения слов в русском языке

В любом информационном тексте , который предназначен для прочтения даже небольшой аудиторией, допускаются лишь общепринятые сокращения, понятные без расшифровок.

На письме сокращения могут быть показаны, например, точками ( стр . – страница, введ . – введение), дефисом ( пр-во – производство, мин-во – министерство, г-жа – госпожа), косой чертой ( б/у – бывший в употреблении, п/я – почтовый ящик).

Основные правила сокращения:

  1. Оставшаяся часть слова должна оставаться понятной.
  2. Перед точкой всегда пишется согласная ( стр., руб. ). Исключение – остров ( о. ).
  3. Точка ставится после нескольких согласных в середине слова (исследование – исслед ., география – геогр .), а если это удвоенная согласная – после первой (иллюстрация – ил .).
  4. После основных единиц измерения системы СИ точка не ставится (метр – м , грамм – г ). Исключения: минута – мин ., час – ч .
  5. При образовании сокращений с помощью избавления от гласных (миллион – млн ) точка не ставится.
  6. Если была выброшена середина слова, то сокращение заканчивается на последней букве слова (государство – гос-во , издательство – изд-во , издательств – изд-в ).
  7. Сложные слова, написанные через дефис, сохраняют его, при этом каждая из частей сокращается до точки (инженер-технолог – инж.-техн. ).
  8. Сокращая сложные прилагательные, дефис пишем между частями слова (сельскохозяйственный – с.-х. , железнодорожный – ж.-д., а сельское хозяйство и железная дорога сокращаются до с.х., ж.д. соответственно).
  9. Косая черта ставится в случае усечения предлогов (по порядку – п/п , бывший в употреблении – б/у ), а также в случае, если составные части сложного слова пишутся через дефис (гарнитуро-кегли – г/к ).

Кто ставит диагноз дисграфия. Дисграфия у ребенка: не ругаем, а помогаем

Кто ставит диагноз дисграфия. Дисграфия у ребенка: не ругаем, а помогаем

Фото: auremar/Rusmediabank.ru

Все чаще детям ставят диагноз под названием «дисграфия». И сейчас эта проблема очень актуальна. Что означает этот диагноз, как проявляется и как справиться с этой проблемой?

что такое дисграфия?

– это нарушение письменной речи. то есть, ребенок испытывает значительные трудности с письмом. появление этого нарушения связано с тем, что некоторые психические функции у ребенка еще не сформированы. школьник может знать все правила орфографии, но при этом делать ошибки в написании слов.проявляется заболевание обычно в младшем школьном возрасте. чаще всего, во втором классе уже заметны проявления дисграфии.

существуют разные виды дисграфии:

• оптическая – возникает при нарушении зрительного и пространственного анализа. каждая буква состоит из палочек, овалов и других элементов. если зрительное восприятие у ребенка нарушено, он не понимает разницы, которая существует между буквами. естественно, он не может их правильно писать;
• аграмматическая – эта форма может быть вызвана недоразвитием грамматического строя речи. Дети пишут с ошибками, несмотря на все правила грамматики; • акустическая – выражается в замене букв на другие, близкие по звучанию. Например, букву «ж» заменяют буквой «з»; • артикуляторно-акустическая – нарушено произношение звуков, поэтому и слова дети пишут неправильно. В этом случае необходимо уделять внимание произношению; • моторная – встречается очень часто. Выражается она в следующем: ребенок не дописывает буквы в словах, меняет местами слоги, предлоги пишет слитно, а приставки отдельно.

симптомы заболевания

симптомы дисграфии разнообразны. ребенок может: • пропускать буквы в слове;• не дописывать слова до конца;• путать парные буквы;• переставлять местами слоги;• слитно писать разные слова;• дописывать лишнюю букву;• пропускать слова в предложениях;• не ставить точки в конце предложений;• правильно произносить, но неправильно записывать.
При дисграфии ребенок часто делает, даже зная правила. Это характерная отличительная черта. Кроме того, почерк обычно некрасивый и неразборчивый. Диктанты писать такому ребенку очень трудно, и делает он это медленно.В целом такие дети развиты так же, как и их сверстники. Однако могут быть и другие сопутствующие патологии: слуха, речи, зрения. Причины появления дисграфии Почему возникает эта проблема? Есть несколько факторов риска: • леворукость;• двуязычные семьи;• нарушение памяти и внимания;• перинатальные проблемы;• раннее;• наследственная предрасположенность;• травмы и инфекции, которые имели место в раннем возрасте;• раннее обучение буквам. Кроме того, на возникновение этого заболевания могут влиять авторитарное воспитание, неврологические проблемы, чрезмерное увлечение компьютером, просмотр программ по телевизору в раннем возрасте.Как изменить ситуацию?Полностью убрать дисграфию вряд ли удастся. Однако если начать лечение в раннем возрасте, можно добиться значительных успехов. Работать надо комплексно: ребенок должен заниматься и у логопеда, и дома. Заниматься надо регулярно – практически каждый день. Вот упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:
• писать короткие диктанты – по нескольку предложений;• подчеркивать в тексте определенную букву, например, только букву «а»;• придумывать слова, которые начинаются на определенную букву;• обводить определенную букву карандашом;• писать слова, проговаривая все буквы. Сначала надо прорабатывать одну букву, а когда будут успехи, браться за другую. Потом необходимо прорабатывать парные буквы. То есть, работать с парой. Например, буквы «а-о» или «б-п». В этом случае надо выделять буквы разным цветом (а – красным, о – зеленым).Учтите, что каждой буквой заниматься придется долго – несколько недель или месяцев. Возможно, надо будет возвращаться к ней снова через некоторое время.Необходимо прорабатывать и знаки препинания, в том числе, точки. При дисграфии дети часто сливают предложения. Поэтому потребуется тексты, в которых не выделены предложения. Это задание должен выполнить ребенок: поставить точки и написать предложение с большой буквы.Кроме этих упражнений очень помогает развитие мелкой моторики – лепка, рисование, бисер и другие похожие занятия. Они развивают мозг. Полезно разгадывать ребусы, проходить лабиринты. Эти интересные и полезные занятия можно найти в детских журналах.Необходимо настроиться на длительную работу, чащеза любые, даже небольшие успехи, меньше ругать за ошибки. Нужно иметь в виду, что ребенок не виноват в возникшей проблеме, ведь это не лень, а нарушение в организме. Следовательно, контролировать ситуацию школьник не может. Поэтому любите своего ребенка таким, какой он есть, и помогайте по мере возможностей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стал добрее как правильно пишется
  • Стаккато как пишется на итальянском
  • Стаканчик или стаканьчик как правильно пишется
  • Стаканный как пишется
  • Стакан расколется как пишется