Старинный романс как пишется

СТАРИ́ННЫЙ, —ая, —ое. 1. Созданный, возникший в старину и сохранившийся с тех пор. Старинная пословица. Старинная легенда. Старинные книги. Старинная мебель. Старинный фарфор. Старинный за́мок.

Все значения слова «старинный»

РОМА́НС, -а, м. 1. Вокально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов, имеющее более сложную, чем песня, форму. Романс на слова Пушкина. Романсы Глинки.

Все значения слова «романс»

  • Она препроводила меня на кухню и принялась накрывать на стол, вполголоса напевая какой-то старинный романс.

  • Вайя мечтал в будущем быть похожим на отца – охотиться, ловить перепелов на вечерней заре, петь под гитару старинные романсы.

  • – На заре ты её не пили! – замурлыкала эта страшная женщина на мотив старинного романса. – На заре она сладко так спит…

  • (все предложения)
  • цыганский романс
  • городской романс
  • петь романсы
  • подмосковные вечера
  • три аккорда
  • (ещё синонимы…)
  • старина
  • древний
  • антиквариат
  • кокошник
  • старый
  • (ещё ассоциации…)
  • песня
  • баллада
  • роман
  • музыка
  • романтика
  • (ещё ассоциации…)
  • старинные книги
  • старинный друг семьи
  • выглядеть старинным
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • русские романсы
  • романсы русских композиторов
  • слова романса
  • петь романсы
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «старинный»
  • Разбор по составу слова «романс»
  • Как правильно пишется слово «старинный»
  • Как правильно пишется слово «романс»

Как пишется старинный романс

Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин; в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Испанский романс[править | править код]

Словом «романс» (исп. romance) в XV—XVI веках испанцы называли стихотворение на местном «романском», то есть нелатинском, наречии (отсюда название[1]) эпического и лирико-драматического характера, например, описывающее исторические события, подвиги (полу)легендарных национальных героев, бедствия, войны, сражения с маврами и т. п. Литературоведы часто проводят аналогии между жанром испанского романса и жанром, популярным в других странах — балладой[2]. Оригинальные названия для сборников таких романсов — Cancionero de romances (несмотря на название, «песенник» не содержит нотированных мелодий), Libro de romances, Romancero. Последний термин — романсеро — закрепился в позднейшем литературоведении как типологический для всех подобных «песенников». О жанре романса в литературе см. подробней Романс (литература).

На стихи такого содержания писались музыкальные романсы — небольшие строфические песни (без рефрена). Строфа, как правило, 4-строчная, стих — 4-стопный хорей. Многоголосные романсы (вероятно, профессиональные обработки одноголосных мелодий) — жанр «серьёзной» музыки, пригодной для исполнения при королевском дворе — обычно в простой моноритмической фактуре. В знаменитом Дворцовом песеннике (репертуар последней четверти XV — первой четверти XVI вв.; содержит и стихи и музыку) около 40 испанских романсов, анонимных и авторских; среди авторов — известные композиторы Хуан дель Энсина (Triste España sin ventura, Yo m’estava reposando, Mi libertad en sosiego, Qu’es de ti, desconsolado? и др.), Франсиско Пеньялоса (Los braços traygo cansados), Франсиско Миллан (Durandarte, durandarte; Los braços trayo cansados), Хуан де Анчиета (En memoria d’Alixandre) и др. Позже в XVI веке романс стал более демократичным. (Одноголосные) романсы в сопровождении модного тогда инструмента виуэлы вошли в сборники и школы игры Луиса де Милана (Durandarte, durandarte; Con pavor recordo el moro и др.), Луиса де Нарваэса (Ya se asienta el rey Ramiro, Paseavase el rey Moro), Алонсо Мударры (Triste estaba el Rey David, Durmiendo yva el Señor), Хуана Бермудо и др. виуэлистов, стали популярными темами для вариационной разработки. К концу столетия в романсе появился рефрен, существенно расширилась тематика; в конечном итоге романс и (другой популярный в Испании музыкально-поэтический жанр) вильянсико стали неразличимы.

Новый европейский романс[править | править код]

Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии, России и других европейских странах словом «романс» (фр. romance — со ссылкой на испанцев) стали называть небольшое поэтическое и музыкальное сочинение лирического (пасторального, комического, сентиментального) характера — как правило, для солиста и аккомпанирующего инструмента (ансамбля, оркестра). Вопрос о том, каким образом это новое (в 20—21 вв. — доминирующее) понимание романса связано с оригинальным (испанским), остаётся в музыкознании дискуссионным.

Большое влияние на развитие романса оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне. В XIX веке сложились яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX — начале XX века становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.

Форма романса строфическая, при этом необязательны периоды с чётным количеством тактов, характерные для песни (допускаются расширения, переходы от одной строфы к другой). Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен (припев) в романсе чаще всего отсутствует (хотя бывают и исключения, как, например, романс с припевом «Старый капрал» А. С. Даргомыжского[3]). В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс обычно пишется для сольного пения с аккомпанементом инструмента (чаще других гитары или фортепиано) и относится к разряду камерной музыки. В романсах академических композиторов (например, С. В. Рахманинова) инструментальное сопровождение может быть равноправным по значению с вокальной партией.

Романс в опере[править | править код]

Романс иногда встречается в опере, например, Романс Рауля в первом действии «Гугенотов» Дж. Мейербера, Речитатив и романс Синодала в «Демоне» А. Г. Рубинштейна, романс Водемона в «Иоланте» П. И. Чайковского, Романс молодого цыгана в «Алеко» С. В. Рахманинова , Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и т. д.

Романс в инструментальной музыке[править | править код]

Части циклических композиций и (реже) отдельные пьесы с обозначением «романс» встречаются в инструментальной музыке второй половины XVIII—XIX веков, как, например, вторые части клавирного концерта d-moll (KV 466), третьего и четвёртого валторновых концертов (KV 447, KV 495) Моцарта, два романса для скрипки с оркестром и II часть фортепианной сонатины G-dur Л. ван Бетховена, II часть кларнетового концерта Es-dur К. М. Вебера, II часть из струнного квартета № 1 и Романс из фортепианных пьес op. 118 И. Брамса и др.

Русский романс[править | править код]

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.

Пик популярности русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Традиции романса продолжали Пётр Лещенко, Изабелла Юрьева, отчасти Вадим Козин, позднее Тамара Церетели, Алла Баянова и др.

Романс в XX веке[править | править код]

В СССР, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Тем не менее, романс продолжал звучать, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, позже послужила импульсом для так называемой авторской песни. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Валерий Агафонов и другие яркие артисты сцены.

Во Франции художественные песни (то есть песни, написанные профессиональными композиторами) на французском языке конца XIX и первой половины XX века зачастую именуют «мелодиями» (фр. mélodies)[4]. При этом по отношению к одной и той же позднеромантической музыке (например, у Э. Шабрие и Г. Форе) термины «романс» и «мелодия» употребляются на альтернативной основе[5]. По отношению к художественной песне импрессионистов (Дебюсси, Равель) и композиторов «Шестёрки» (Ф. Пуленк, Д. Мийо и др.) более употребителен термин «мелодия». Городскую лирику XX в., семантически (но не музыкально) близкую русскому городскому романсу, во Франции относят к песенной категории «шансон».

В XX веке инструментальные пьесы, обозначенные композитором словом «романс», как правило,— стилизации камерной вокальной музыки XIX века, например, романсы из музыки к фильмам «Поручик Киже» С. С. Прокофьева, «Овод» Д. Д. Шостаковича, из сюиты «Метель» Г. В. Свиридова, из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» А. И. Хачатуряна, вторая часть (Романс) из Второго фортепианного концерта Н. К. Метнера, Романс для струнного оркестра Я. Сибелиуса, Романс для флейты и фортепиано А. Онеггера и т. п.

См. также[править | править код]

  • Жестокий романс
  • Городской романс
  • Список русских романсов

Примечания[править | править код]

  1. Этимологию подробней см. в статьях: Romanze // Metzler Lexikon Literatur. 3. Auflage. Stuttgart, 2007, S. 666 и Гаспаров М. Л. Романс // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 333.
  2. Гаспаров М. Л. Романсы испанские // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 334.
  3. Рычков С. Ю. Страх и надежда в романсе А. С. Даргомыжского «Старый капрал» и в рукописи А. И. Хатова «О воинской дисциплине» // Отечественная война 1812 года. Источники, памятники, проблемы. Материалы 14 Всероссийской научной конференции. Бородино, 4—7 сентября 2006 г. М.: 2007 г. С. 265—333.
  4. Ср. Mélodie (genre) во французской Википедии.
  5. Tunley D., Noske F. Mélodie // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. N.Y., L., 2001.

Литература[править | править код]

  • Гаспаров М. Л. Романс // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 333.
  • Гаспаров М. Л. Романсы испанские // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 333—334.
  • Романс // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 892—893 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Гервер Лариса. Поэзия романсового творчества: Рахманинов и Метнер (заметки к теме) // Научный вестник Московской консерватории. — 2014. — № 1.

Ссылки[править | править код]

  • Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.

Ответ:

Правильное написание слова — романс

Ударение и произношение — ром`анс

Значение слова -небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением

Пример:

Старинные русские романсы.

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — ПРИЗЫВ?

или

Слово состоит из букв:
Р,
О,
М,
А,
Н,
С,

Похожие слова:

ретороманский
романса
романсе
романский
романсный
романсов
романсовый
романсом
романсы

Рифма к слову романс

баланс, шанс, резонанс, энс, альфонс

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

История романса

Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied

, англ. Song

) .

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс
, рассчитанный на певцов-любителей.

В России

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» — романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики (исключения: Мусоргский, Даргомыжский). Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»
(= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Текст

Жанровые разновидности романса — баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков — обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

Известные романсы

  • Plaisir d’amour — классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

Примечания

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Синонимы
:

Смотреть что такое «Романс» в других словарях:

    Употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    — (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    Романс к И… «РОМАНС К И…», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    романс
    — а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия

    — (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь

План:

    Введение

  • 1
    История романса
    • 1.1
      В России
      • 1.1.1
        Виды русского романса
  • 2
    Черты вокального романса
    • 2.1
      Основные жанровые признаки романса
    • 2.2
      Текст
  • 3
    Список романсов
  • 4
    Известные исполнители
  • Примечания

      .1
      Литература

Введение

Василий Тропинин. «Гитарист»

Рома́нс
в музыке (исп. romance

, от позднелат. romanice
, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением .

1. История романса

Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song) .

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.

Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс
, рассчитанный на певцов-любителей.

1.1. В России

В России романс вскоре приобрёл национальные черты. В России вначале «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней» .

Затем появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. В XVIII веке существовал сентиментальный романс, когда стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского писались на мотивы народных песен .

На основе русского романса в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня собственно самими цыганами.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский.

1.1.1. Виды русского романса

Изабелла Юрьева

  • Городской романс — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
  • Цыганский романс
  • Жестокий романс
  • Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником «казачьего романса», считается песня неизвестного автор 19 века «Не для меня придёт весна…».

2. Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» — романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .

2.1. Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например,gjgmghjghjghjghjgj романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»
(= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

2.2. Текст

Жанровые разновидности романса — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков — обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

3. Список романсов

  • Plaisir d’amour — — классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

4. Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович (1941-1984)
  • Баянова, Алла Николаевна (р. 1914)
  • Вертинский, Александр Николаевич (1889-1957)
  • Лещенко, Пётр Константинович (1898-1954)
  • Лабинский, Андрей Маркович (1871-1941)
  • Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
  • Морфесси, Юрий Спиридонович (1882-1957)
  • Морозов, Михаил Александрович (р.1972)
  • Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
  • Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
  • Плевицкая, Надежда Васильевна (1884-1940)
  • Словцов, Пётр Иванович (1886-1934)
  • Утёсов, Леонид Осипович (1895-1982)
  • Фигнер, Николай Николаевич (1857-1918)
  • Хиль, Эдуард Анатольевич (р. 1934)
  • Шаляпин, Фёдор Иванович (1873-1938)
  • Штоколов, Борис Тимофеевич (1930-2005)
  • Юрьева, Изабелла Даниловна (1899-2000)

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Под словом «романс» понимают особый жанр произведений литературы или же музыки
. Мы будем рассматривать значение данного термина именно с музыкальной точки зрения. Согласно определению получим, что:

Романс – это маленькое произведение музыки, предназначенное для вокального исполнения, имеющее основой лирические стихи. Он даёт возможность исполнителю импровизировать от чётко прописанных тактов и квадрантов.

Также его характеризует цельность текста и музыки, соотношение которых должно быть один к одному и которые невозможно отделить друг от друга.

Чтобы подробнее разобраться в этом жанре, углубимся немного в историю и узнаем, на какие направления он дробится.

Как зародился романс

Романс – дяденька старый, и ведёт он своё происхождение со времён «тёмного» Средневековья. Родом он из Испании.
Появился он в эпоху Ренессанса, когда человечество радикально меняло свои взгляды, отходило от церковных канонов, что приводило к появлению светской культуры. Её частью и был романс.

Тогда они представляли собой стихи известных поэтов, положенные на музыку и передававшие самые сокровенные переживания стихотворцев.

Ещё в романсах могли быть отражены исторические события, войны и сражения;
воспевались подвиги легендарных личностей. И в целом этот жанр был близок к балладе. К светскому искусству его относили потому, что он исполнялся на родном для испанцев языке, а не на латинском, на котором пелись все церковные песни.

Зачастую песен было так много, что их объединяли в вокальные циклы, каждый из которых звучал на свою тематику. Это могли быть романсы, посвящённые любви и прекрасной даме
, или посвящённые героям из легенд, их грандиозным свершениям и масштабным событиям старины.

Гораздо позже этот термин перекочевал во Францию, где его до 18 века объединяли с понятием «шансон».

Дальнейшая эволюция жанра

Расцветом романса принято называть две последние четверти девятнадцатого века. Именно в это время звучат небезызвестные имена композиторов, вложивших огромный вклад в развитие музыкального жанра.

Больше всего потрудились немцы: это и Ф.Э. Бах, Л. Бетховен,
прославившиеся на весь мир своими композициями; это и Гёте и Гейне
– их стихи послужили основой для многих песен романса. Вскоре этот жанр возник и в опере.

Примерами могут послужить опера «Иоланта» П. Чайковского
, в которой прозвучал романс Водемона, романс Синодала в «Демоне». Романс в первом действии «Гугенотов» Дж. Мейербера или в «Алеко» С. Рахманинова также являются представителями «оперного» романса.

Расцветая всё больше и больше, романс становится настолько значимым романтическим жанром, что постепенно обрастает различными школами. Чаще всего все равнялись на немецкую, французскую и российскую школу.

Возникает не только высококлассная классика, но и её бытовой аналог.

Русский романс

В России романс разбивался на несколько направлений:

  1. Городской.
    Его характеризует твёрдое знание человеком самого себя, чёткость в изображении явлений и событий, идея о невозможности истинных любовных чувств для человека.
  2. Цыганский.
    Отличается специфичностью музыки и текстов, в которых русское переплеталось с цыганским. Начало этому направлению положил хор графа А.Г. Орлова-Чесменского, который был собран первой половине восемнадцатого века.
  3. Жестокий.
    Выставлял жизнь такой, какая она есть. Зачастую в основу романсов ложились трагичные сюжеты.

В России существовало множество талантливых людей, способных создать замечательные романсы. Примерами могут служит музыкальные произведения
(«Не уходи, не покидай») Н.Зубов, (Не искушай меня без нужды») М.Глинка или («Восточный романс») Римский-Корсаков. Многим людям пришлось по душе исполнение сёстрами Керн Пушкинского произведения «Я помню чудное мгновенье…».

В двадцатом веке жанр ищет способы как-то иначе реализовать себя, открыть новые направления. Это было проблематично. Основу проблем также составляло соединение стиха и музыки.

Люди начинают не только петь, но и декламировать стихотворения под музыкальное сопровождения, что позже выльется в то самое новое направление, которое пытался отыскать романс. Послушать пример этой декламации можно, включив творения, вышедшие из-под рук Дебюсси,
коими являются «Песни Билитис».

Появление новой аппаратуры для прослушивания музыки – граммофонов и пластинок – в целом изменяет плавное звучание романса. Однако лишь благодаря этому изобретению человечества мы в полной мере можем насладиться творчеством таких романсистов, как: А. Вальцевая, Н. Тамара.

В этой статье мы постарались подробно изложить, что же такое значит термин «романс», как он развивался и во что вылился, и какова его богатая история. Надеемся, что смогли в полной мере удовлетворить интерес читателя и что вы почерпнули что-то новое из неё.

История романса

Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied

, англ. Song

) .

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс
, рассчитанный на певцов-любителей.

В России

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» — романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики (исключения: Мусоргский, Даргомыжский). Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»
(= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Текст

Жанровые разновидности романса — баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков — обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

Известные романсы

  • Plaisir d’amour — классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

Примечания

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Синонимы
:

  • Чивилихин, Владимир Алексеевич
  • Live Cream Volume II

Смотреть что такое «Романс» в других словарях:

    Романс
    — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    РОМАНС
    — (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    «Романс к И…»
    — Романс к И… «РОМАНС К И…», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия

    романс
    — См … Словарь синонимов

    романс
    — а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    РОМАНС
    — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия

    РОМАНС
    — (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь

Значение слова «старинный&raquo

СТАРИ́ННЫЙ, —ая, —ое. 1. Созданный, возникший в старину и сохранившийся с тех пор. Старинная пословица. Старинная легенда. Старинные книги. Старинная мебель. Старинный фарфор. Старинный за́мок.

Все значения слова «старинный»

Значение слова «романс&raquo

РОМА́НС, -а, м. 1. Вокально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов, имеющее более сложную, чем песня, форму. Романс на слова Пушкина. Романсы Глинки.

Все значения слова «романс»

Предложения со словосочетанием «старинный романс&raquo

  • Вполне работающий, с забытой внутри кассетой со старинными романсами.

  • Сколько наивной прелести было тогда в старинных романсах!

  • Мама ехала туда с концертами «Старинные романсы».

  • (все предложения)

Ассоциации к слову «старинный&raquo

  • старина
  • древний
  • антиквариат
  • кокошник
  • старый
  • (ещё ассоциации…)

Ассоциации к слову «романс&raquo

  • песня
  • баллада
  • роман
  • музыка
  • романтика
  • (ещё ассоциации…)

Сочетаемость слова «старинный&raquo

  • старинные книги
  • старинный друг семьи
  • выглядеть старинным
  • (полная таблица сочетаемости…)

Сочетаемость слова «романс&raquo

  • русские романсы
  • романсы русских композиторов
  • слова романса
  • петь романсы
  • (полная таблица сочетаемости…)

Морфология

  • Разбор по составу слова «старинный»
  • Разбор по составу слова «романс»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «старинный»
  • Как правильно пишется слово «романс»

Романс – это музыкальное произведение вокального характера, которое написано ссылаясь на стихотворную форму не очень большого содержания, в основном, его тематика – любовная. Это музыкальное поэтическое камерное творение создается для голоса и сопровождается инструментально.

Романс в истории

Данный термин впервые появился в Испании еще в средние века. Вначале «романс» называлась светская песня, но спустя некоторое время, распространился и на территориях других стран. В некоторых из них и по сегодняшний день песня и романс подразумеваются под одним определенным словом.

Романс происходит от песни, и возник в пятнадцатом веке, но полностью был сформирован в девятнадцатом. Особый его фурор произошел в конце восемнадцатого века в таких странах как Россия, Франция, Германия. Значительный след в развитии романса оставили творческие работы известных немецких поэтов – Гейне и Гете. Даже создавались школы романса, которые считались национальными.

По прошествии девятнадцатого века и в начале двадцатого, одновременно с романсом классическим, начал развиваться – бытовой, который был сконцентрирован на певцов-любителей.

Для российского романса самым трудным временем был конец 1930 года, когда считался пережитком царизма и был подвержен гонениям. Исполнители замолкали, а те, кто не подчинился, были подвержены репрессиям. Возрождение произошло только в семидесятых годах.

Представление о романсе

Своей формой романс очень напоминает песню. Отличием считается то, что в данном произведении допускается отклонение в квадратуре и четкости тактов. Также можно встретить некоторые отступления, которые называют вставки или расширения. Вокал здесь ясный и рельефно очерчен мелодией. Певучесть тоже немного отличается от других музыкальных произведений.

В большинстве случаев припев, но в романсе это рефрен, отсутствует. Особое значение здесь имеет передача текстового настроения, нежели иллюстрация деталей. Акцент делается на мелодию, но не на аккомпанемент.

Романс относится к музыке камерной, и аккомпанируют его всего лишь одним музыкальным инструментом. Хотя иногда это делается и оркестровым сопровождением.

В данном виде произведений, как текст, так и музыка имеют равноправие. Если этого не придерживаться и отдавать предпочтение чему-то одному, то тогда романс теряет саму свою сущность.

Романс разделили на несколько разновидностей жанра:

  • Элегию.
  • Балладу.
  • Баркаролу.
  • Романс с танцевальными ритмами.

Как распознать романс?

Данное произведение можно распознать по таким признакам:

  • Тексты для романса в большинстве случаев лирического характера, посвященные какому-то переживанию, в основном любовному.
  • У романса всегда настроение однотонное. Спектры эмоциональные очень разнообразны, что дают возможность для выбора каждому слушателю то, что ближе всего.
  • Мелодии романса от песенных отличаются тем, что отражают больше характер поэтичного текста. Выражает каждый образ ритмичностью и интонацией.
  • Учитывая то, что в большинстве случаев в романсе выражаются любовные переживания, то отдаленно напоминает диалог. В основе произведения присутствуют пара героев, а качественное творение выражает всю интимность и камерность.

Рассматривая романс, как вокально-поэтический жанр, то можно заметить. Что в нем прекрасно сочетают трехгранную структуру:

  • Музыку.
  • Речь.
  • Слово.

Иногда в опере тоже можно встретить романсы.

Разновидности российского романса

В России практически в одно время с классическим камерным романсом начал развиваться – бытовой. Его поделили на три направления:

  • Романса жестокого.
  • Романса городского.
  • Романса цыганского.

Первый из них был зарожден в городе и пригороде, где жили в основном мещане. Они начали создание своей собственной субкультуры, которая вначале состояла из частушек, танцев, живописи на лубе, в том числе и романса. Так как в это время все подобные действия не приветствовались, то от этого и идет – «жестокий».

Жанр этого романса определить практически невозможно. Основными его чертами был ограниченный сюжет и всегда заканчивался он или бытовым убийством, или самоубийством, или смертью, связанную с каким-то горем, а если речь шла о любви, то только неразделенной.

Но спустя некоторое время, когда все поутихло, он дал толчок на создание романса городского. В отличие от жестокого направления, с точки зрения литературы, он больше гармоничен, чем его предшественник.

Отталкиваясь от романса городского, началось развитие таких жанров:

  • Блатной песни.
  • Авторской песни.
  • Русского шансона.

Блатная песнь воспевает тяжесть быта и нравственность в уголовной среде. Сконцентрирован данный жанр на людей, находящихся в заключении или же очень близко к преступным деяниям. Сначала он нашел поклонников в Советском Союзе, но через некоторое время стал популярен и в странах СНГ.

Авторские песни появились немного позже. Их особенность в том, что конкретного автора нет, а если и есть, то «неизвестный». Здесь тоже в основе была жизнь осужденных, которые находились в лагерях, об непригодных условиях проживания в этих местах.

Спустя некоторое время, среди блатных песен начали появляться произведения, которые немного отходили от тематики криминала, хотя в них тоже присутствовали та же мелодия, жаргон, взгляд на окружающий мир. Данный жанр получил название – русский шансон.

В наше время его можно услышать где угодно. Поклонники русского шансона, как и исполнители, не обязательно осужденные или те, кто уже отсидели свой срок.

Цыганский романс хотя и был создан на территории России, но в нем совмещали как российские тексты, так и цыганские.

Разновидности всемирного романса

Кроме вышесказанных, еще различают такие виды романса:

  • Дворянский.
  • Актерский.
  • Белогвардейский.
  • Иронический.
  • Романс-ответ и другие.

Но всегда неизменным и не теряющим своей популярности считается классический романс.

Многие композиторы стараются придерживаться основ романса, как традиции, уже не одно десятилетие. При этом стараются придать ему что-то необычное и особенное. К примеру, уже в шестидесятых годах создавались данные произведения, которые были рассчитаны на больше, чем один голос, а это уже было ближе к вокально-симфоническому произведению.

«Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, побуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение»

Романс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Термин «романс
» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. В России первыми образцами романса можно считать канты, распространенные уже в конце XVII в. А в XVIII в. стихи наиболее известных русских поэтов — А. П. Сумарокова, А. Ф. Мерзлякова, М. В. Ломоносова — сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Назывались такие произведения российскими песнями.

Чем же отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, особенно если речь идет о ранних романсах. Но, как правило, в романсе мы слышим более тесную, детальную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы. Так, в лирическом романсе М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина слова:

Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты…

И жизнь, и слезы, и любовь. Основной признак романса — более детальная связь слова и музыки — определяет собой и другие. Например, большую содержательность, образность партии фортепьяно, перерастающей из сопровождения голоса в равноправного участника ансамбля. Начало расцвета романса — первая половина XIX в. Это период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическим жанрам, выражающим мир личных переживаний человека.

Благодаря своей задушевности, искренности и мелодической красоте лучшие произведения Глинки и его современников распевались по всей России, а некоторые стали народными песнями: «Вдоль по улице метелица метет» А. Е. Варламова; «Однозвучно гремит колокольчик» А. Л. Гурилева.

Иногда романс выходит за пределы лирики, приобретая драматизм и приближаясь к оперной арии. Таковы некоторые романсы П. И. Чайковского («День ли царит», «Серенада Дон Жуана»). А вокальные произведения М. П. Мусоргского трудно даже назвать романсами: это живые музыкальные портреты, передающие облик и характер конкретных персонажей («Семинарист», «Сиротка», «Озорник»). Традиции классического романса продолжаются в творчестве советских авторов: Ю. А. Шапорина, А. Н. Александрова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, Г. В.. Свиридова, Б. Н. Лятошинского, О. В. Тактакишвили.

Черты вокального романса

По своей форме, романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Жанровые признаки романса

  1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).

План:

    Введение

  • 1
    История романса
    • 1.1
      В России
      • 1.1.1
        Виды русского романса
  • 2
    Черты вокального романса
    • 2.1
      Основные жанровые признаки романса
    • 2.2
      Текст
  • 3
    Список романсов
  • 4
    Известные исполнители
  • Примечания

      .1
      Литература

Введение

Василий Тропинин. «Гитарист»

Рома́нс
в музыке (исп. romance

, от позднелат. romanice
, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением .

1. История романса

Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song) .

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.

Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс
, рассчитанный на певцов-любителей.

1.1. В России

В России романс вскоре приобрёл национальные черты. В России вначале «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней» .

Затем появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. В XVIII веке существовал сентиментальный романс, когда стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского писались на мотивы народных песен .

На основе русского романса в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня собственно самими цыганами.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский.

1.1.1. Виды русского романса

Изабелла Юрьева

  • Городской романс — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
  • Цыганский романс
  • Жестокий романс
  • Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником «казачьего романса», считается песня неизвестного автор 19 века «Не для меня придёт весна…».

2. Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» — романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .

2.1. Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например,gjgmghjghjghjghjgj романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»
(= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

2.2. Текст

Жанровые разновидности романса — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков — обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

3. Список романсов

  • Plaisir d’amour — — классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

4. Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович (1941-1984)
  • Баянова, Алла Николаевна (р. 1914)
  • Вертинский, Александр Николаевич (1889-1957)
  • Лещенко, Пётр Константинович (1898-1954)
  • Лабинский, Андрей Маркович (1871-1941)
  • Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
  • Морфесси, Юрий Спиридонович (1882-1957)
  • Морозов, Михаил Александрович (р.1972)
  • Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
  • Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
  • Плевицкая, Надежда Васильевна (1884-1940)
  • Словцов, Пётр Иванович (1886-1934)
  • Утёсов, Леонид Осипович (1895-1982)
  • Фигнер, Николай Николаевич (1857-1918)
  • Хиль, Эдуард Анатольевич (р. 1934)
  • Шаляпин, Фёдор Иванович (1873-1938)
  • Штоколов, Борис Тимофеевич (1930-2005)
  • Юрьева, Изабелла Даниловна (1899-2000)

Мы привыкли считать, что романс — это небольшое лирическое музыкальное произведение. Значение слова «романс» несколько шире и уводит нас в глубь веков на Пиренейский полуостров, в Испанию, которая стала родиной романса.

Испания и остальная Европа

В Испании первоначально романс — это стихотворение, которое пробуждает чувства, фантазию и обязательно на родном, отличным от латинского, языке. Потом стихотворение превратилось в народную песню, которая наивно и просто рассказывала о событии или переживании.

В музыке обязательно присутствовал национальный дух. Позже они стали складываться в связанные между собой группы, которые получили название романсеро. Их темы обычно делись на 4 группы:

  • Исторические, которые повествовали о борьбе за независимость родины.
  • Рыцарские, в которых прославлялись конкретные герои.
  • Мавританские. В них рассказывалось о падении еретиков-мавров
  • Народные, которые затрагивали любовные, шуточные и другие бытовые сцены из жизни.

Так стихотворение довольно быстро из литературного жанра перешло в музыкальный и начало путешествовать по Европе. Во Франции XVIII века романс — это любовная песня, в Англии — баллада. В России романс сначала исполнялся на французском языке, даже если музыка была написана русским композитором.

Чем отличается романс от песни

В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом.

Инструментальное сопровождение на гитаре или фортепиано становится равным текстовому содержанию, оно полно подчеркивает его ритм и размер, выделяет поэтические образы. Таким образом, романс — это не песня, а особый музыкальный жанр.

Развитие романса

Когда в работу над романсом включились большие поэты (Гете, Гейне) и композиторы (Шуберт, Шуман, Брамс, Берлиоз, Бизе, Глинка, Мусоргский), то начали складываться национальные школы. Что такое романс в музыке? Определение его дают примерно таким образом: недлинное музыкальное произведение для голоса, написанное на лирические стихи. Главное в нем — певучая мелодия, написанная для голоса. Это является эталоном для больших композиторов и оперных голосов.

Параллельно шло развитие высокого русского романса нашими большими композиторами на стихи замечательных поэтов. Но если спросить: «Что такое романс в музыке?» — определение останется прежним. Он по-прежнему требует понятного ритмичного текста и красивой певучей мелодии.

Русский классический романс

Очень активно этот жанр начинает развиваться в начале XIX века. Напомним о тех, кто их создавал. Наши выдающиеся композиторы романсов популярны у слушателей и сегодня.

Одним из наиболее ярких становится композитор Петр Петрович Булахов (1822 — 1885). Его произведения поют по всей стране: «Колокольчики мои», «В минуту жизни трудную», «Вот на пути село большое», «Не пробуждай воспоминаний», «Нет, не люблю я вас» и «Гори, гори, моя звезда». Последний во время Советской власти запрещали, так как он был связан с именем А. Колчака, которому даже приписывали его авторство.

А. А. Алябьев (1787 — 1851) создал более двухсот романсов, среди них такие известные, как «Соловей», который, украшенный виртуозными каденциями, любила исполнять Полина Виардо. Он вошел в репертуар таких европейских вокалисток, как Г. Зонтаг и А. Патти. Корме него, очень любимы «Вечерний звон» и «Нищая». Им были также написаны романсы на стихи Пушкина: «Зимняя дорога», «Два ворона», «Певец». Это, несомненно, — лучшее в творчестве композитора.

А. Е. Варламов (1801 — 1848) внес свой вклад в дальнейшее развитие русского романса, обратив внимание на поэзию Лермонтова («Белеет парус одинокий»). Очень популярно его произведение «На заре ты ее не буди».

А. Л. Гурилев (1803 — 1858) творил в эти же годы. Его «Вам не понять моей печали» с удивительной проникновенностью исполняла советская камерная певица В. Иванова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Радость-душенька», «На заре туманной юности» — далеко не полное перечисление популярных сочинений композитора.

Творчество наших композиторов тесно связано с лучшими лирическими поэтами того времени. Каждого из них волновали образы и темы, созданные воображением А. Пушкина.

Романсы на стихи Пушкина

При жизни Пушкин имел возможность слышать не менее семидесяти музыкальных произведений на свои стихи. Первым был А. Н. Верстовский, написавший «Черную шаль», которую перевели на иностранные языки. Позже у него появится «Старый муж» — чрезвычайно драматическое произведение.

М. И. Глинка, создав сначала «Я здесь, Инезилья», позже обратится к стихотворению «Я помню чудное мгновенье», которое приобретет совершенно особую любовь слушателей.

А. С. Пушкин и сам обратился к музыке М. Глинки и положил свое стихотворение «Не пой, красавица, при мне» на его мелодию.

Не менее одиннадцати романсов напишет Н. А. Римский-Корсаков, соединив гениальные лирические тесты с волшебной музыкой. Мы назовем лишь только три: «Для берегов отчизны дальной», «Мой голос для тебя» и «Что в имени тебе моем».

На П. И. Чайковского особое впечатление произвели «Песнь Земфиры» и «Соловей».

Старинные романсы

Можно назвать старинными романсами произведения вышеназванных композиторов, а кроме того — отделенного от нас уже столетием композитора Евгения Дмитриевича Юрьева, написавшего нежнейший и тонкий по душевному складу романс «В лунном сиянии». А также буйный и разухабистый «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»». Можно вспомнить жестокий и городской романс, а также вечно популярный цыганский.

Эти демократичные произведения мы слышим со сценических подмостков и в быту. Они мелодичны. Певец-профессионал наполняет их особым духовным содержанием, а домашнего исполнителя привлекают мелодичность, драматичность или лиричность текста и не слишком большая требовательность к качеству голоса.

Романс — это и музыкальное, и литературное произведение искусства. Если говорить простыми словами, то романс — это стихотворное произведение, которое размеренно декламируется либо под музыку, либо без нее. Романсы — это излюбленный жанр поэтов XVIII-XIX века в России. Многие стихи, написанные в определенном ритме и чаще всего на любовную тематику, затем ложились на музыку, превращаясь уже в музыкальные романсы.

Сейчас многие знают, что такое романс, но мало кто помнит, откуда в русском языке вообще взялось это слово. На самом деле, оно пришло из испанского и в этой жаркой стране означало светскую песню. В европейских странах романс, каким мы его знаем сегодня, являлся видом обычных песен, которые пели и светские дамы под гитару или фортепиано, и обычные крестьянки. Большое влияние на европейские романсы оказывали поэты XVIII века: Гете, Гейне. Писали музыкальные романсы крупнейшие композиторы тех веков: Бетховен, Шуберт и Брамс создавали размеренные грустные мелодии под красивые стихотворные романсы.

Романсы в музыке

Что такое романс в музыке, знает каждый человек, который когда-нибудь смотрел старые советские фильмы. В наши края романс пришел в XIX веке, когда богатые поместья обеднели и страна готовилась к войне. На фоне всего этого обмельчавшего и обедневшего населения все еще бурлили нешуточные любовные страсти. Чем тяжелее было положение ранее богатых семей, тем сильнее накалялась обстановка: девушек старались выдавать замуж более выгодно, прерывали истинные любовные отношения и т. п. Поэтому большинство музыкальных русских романсов — это довольно тоскливые произведения. Их основные особенности — это неназойливое музыкальное сопровождение в виде гитары, скрипки или фортепиано, большое количество куплетов и почти полное отсутствие припевов. Романс, если так можно выразиться, — это затяжной крик души, когда в песне выражается вся боль и все переживания поющего.

Старинный или стариный?

Содержание

  • 1 Правописание слова
    • 1.1 Примеры предложений
  • 2 Ошибочное написание
  • 3 Синонимы
  • 4 Заключение
  • 5 Правильно/неправильно пишется

Иногда случается так, что твердое знание правил русского языка может сыграть злую шутку с таким знатоком, потому что мало знать правила – нужно еще учитывать и исключения, а также «побочные эффекты». Так, например, нечаянная ошибка может возникнуть при написании слова с суффиксом «-ин». Как правильно пишется: старинный или стариный?

Старинный или стариный: как правильно пишется слово?

Правописание слова

Задав вопрос «какой?», мы поймем, что слово старинный – это прилагательное. А правила русского языка гласят, что прилагательные с суффиксом «-ин», «-ан/-ян» пишутся с одной Н, например:

  • гусь – гусиный;
  • зверь – звериный;
  • полотно – полотняный;
  • конопля – конопляный.

Почему же, в таком случае, старинный пишется с двумя буквами Н? Все просто – вторая Н – это и есть собственно суффикс. Дело в том, что прилагательное это произошло от существительного «старина», а не прилагательного «старый», как это могло бы показаться на первый взгляд. Хотя слова эти однокоренные, лексическое значение у них немного различается: старым может быть как неодушевленный, так и одушевленный предмет, например «старый стол – старый доктор». Старинным же могут быть только неодушевленные существительные: «старинный обычай/дом/подсвечник». Этим прилагательным, как правило, обозначают предметы, относящиеся к более глубокой истории, чем недавнее прошлое.

Следовательно, корень в прилагательном старинный – «старин», а не «стар». Согласная Н в корне и есть одна из двух НН: вторая Н – это суффикс, а «-ый» – окончание.

Примеры предложений

  1. На окраине села стоял необыкновенно красивый старинный дом с заколоченными окнами.
  2. Старинное предание гласило, что в этом доме живут привидения, поэтому местные туда не совались.
  3. Мальчишки проникли в разбитое окно и увидели пыльный стол с лежащей на нем старинной книгой.
  4. Раскрытые страницы были испещрены мелкими старинными письменами.
  5. Непонятно почему Маргарита очень любила носить это старинное платье, которое досталось ей от бабушки.

Ошибочное написание

Неправильное написание тут только одно – «стариный».

Синонимы

Синонимов к данному прилагательному немало: «древний», «стародавний», «давний», «исторический», «архаичный», «старый», «вековой», «минувший».

Заключение

Итак, чтобы не ошибиться в правописании прилагательного старинный, нужно точно определить корень слова и понять, что суффикс тут не «-ин», а «-н».

Правильно/неправильно пишется

Оценка статьи:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)

Загрузка…

Данное слово является прилагательным, а употребляется в значении «древний, сохранившийся от давних времён». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «старинный» или «стариный»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:

СТАРИННЫЙ

Почему напишем в слове две согласная буквы «н»?

Для того, чтобы получше разобраться с правописанием следует обратиться к словообразованию.

Стоит знать, что наше прилагательное образовано от слова «старый», а это слово образовано от существительного «старина» при помощи суффикса «-ин-».

СТАРЫЙ — СТАРИНА — СТАРИННЫЙ

Таким образом, в прилагательном «старинный» объединились два суффикса «-ин-» и «-н-», поэтому мы и напишем удвоенную согласную в слове.

А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.

Синонимы к слову:

  • Старый
  • Тяжёлый
  • Древний
  • Давний

Примеры предложений с данным словом:

  • Мне очень не нравится этот старинный дом.
  • В доме моей бабушки на полках стояли старинные книги.
  • Что это за старинные деньги?

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Две буквы н пишутся:
1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на ;
2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-.

Пример

Каменный(камень). Безветренный

Одна буква н пишется:
1) в суффиксе -ин-;
2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.

Пример

Лебединый. Песчаный.

Исключение

оловянный, деревянный, стеклянный.

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 6 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

старинный Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

старинный Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Записи 1-2 из 2

Перейти к контенту

Содержание

  1. Правильно пишется
  2. Какое правило
  3. Примеры предложений
  4. Неправильно пишется

Не уверены, как пишется «стариный» или «старинный»? Нам нужно вспомнить, как было образовано это прилагательное, и правильно применить к нему орфографическое правило. Сделаем это.

Правильно пишется

Прилагательное, согласно нормам правописания, имеет в своем составе две «н» – старинный.

Какое правило

Ошибку при написании этого прилагательного совершают, ошибочно полагая, что оно произошло от прилагательного «старый». Но это не так. Слово было образовано от существительного «старина» путем присоединения суффикса «н».

Поэтому в слове есть две «н»: одна осталась от существительного, вторая добавилась при словообразовании. Сравните со словом «машинный».

Проверь себя: «Неисправна» или «не исправна» как пишется?

Примеры предложений

  • В лесу мы набрели на старинный особняк, увитый густым плющом.
  • Дети играли на чердаке и нашли там старинный подсвечник.

Неправильно пишется

Неверно писать это прилагательное с одной «н» – стариный.

( 2 оценки, среднее 3 из 5 )

Перейти к содержанию

«Старинный» или «стариный» — как правильно?

На чтение 1 мин Просмотров 85 Опубликовано 05.08.2021

При написании – «старинный» или «стариный» – необходимо руководствоваться орфограммой № 39, в которой рассказывается о причинах выбора «н» и «нн» в слове.

Как пишется правильно: «старинный» или «стариный»?

Безошибочно написан первый вариант – старинный.

Какое правило применяется?

«Старинный» – качественное имя прилагательное, употребляемое в значении – «существующий очень давно, долгое время».

В слове нередко допускается типичная ошибка – пишут прилагательное с одной «н», хотя в указанной орфограмме – «Н и НН в суффиксах прилагательных» сказано, что отыменные прилагательные пишутся с «нн», если образованы при помощи суффикса «н», который добавляется к основе, оканчивающейся на – «н».

Интересующее нас прилагательное образовано именно так: к основе «старин-» добавился суффикс «-н-» и флексия «-ый», в результате получилось слово «старинный». Следовательно, наш выбор правильный – прилагательное пишется с «нн».

Примеры предложений

На полках стояли старинные книги, на подоконниках цвели герани.

Дед за свою долгую правильную жизнь собрал большую коллекцию старинных значков.

Как неправильно писать

Не следует писать таким образом – стариный, сторинный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старинный лад как пишется
  • Стараться или старатся как пишется правильно
  • Старинная посуда как пишется
  • Старинный комод как пишется правильно
  • Стараться изо всех сил как пишется