А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
старославя́нский
Рядом по алфавиту:
старооско́льцы , -ев, ед. -лец, -льца, тв. -льцем
старопа́хотный
старопа́шня , -и, р. мн. -шен
старопеча́тный
старопи́сьменный
старорежи́мник , -а
старорежи́мность , -и
старорежи́мный , кр. ф. -мен, -мна
староре́чье , -я, р. мн. -чий
старору́ска , -и, р. мн. -сок (от Ста́рая Ру́сса)
старору́сский , (от ста́рая Ру́сь и Ста́рая Ру́сса)
старору́сцы , -ев, ед. -сец, -сца, тв. -сцем (от Ста́рая Ру́сса)
старосве́тский
старосе́лье , -я, р. мн. -лий
старославяни́зм , -а
старославя́нский
старослу́жащий
ста́роста , -ы, м. и ж.
староста́т , -а
старо́ство , -а (в Польше)
ста́ростиха , -и
ста́рость , -и
ста́рость не ра́дость
староти́пный
старофранцу́зский
староцерко́вный
старпо́м , -а
старпо́мовский
старт , -а
старта́п , -а
старта́пер , -а
Ответ:
Правильное написание слова — старославянский
Ударение и произношение — старослав`янский
Значение слова -относящийся к первому литературно-письменному языку славян эпохи 9-11 вв
Пример:
С. язык. Старославянская письменность.
Выберите, на какой слог падает ударение в слове — БЮРОКРАТИЯ ?
или
Слово состоит из букв:
С,
Т,
А,
Р,
О,
С,
Л,
А,
В,
Я,
Н,
С,
К,
И,
Й,
Похожие слова:
старосветскому
староселье
старослав
старославянизм
старославянские
старослужащий
старослуживые
старослуживый
старост
староста
Рифма к слову старославянский
дворянский, вздвиженский, энский, здржинский, протодиаконский, сперанский, каменский, оболенский, партизанский, болконский, копенгагенский, успенский, илагинский, христианский, екатерининский, волконский, эльхингенский, берлинский, женский, венский, македонский, отрадненский, драгунский, смоленский, жилинский, бородинский, апшеронский, уланский, неаполитанский, энгиенский, сардинский, шевардинский, поэтический, купеческий, панический, эгоистический, кутузовский, корчевский, виртембергский, голландский, георгиевский, августовский, московский, педантический, княжеский, героический, комический, фурштадский, ольденбургский, павлоградский, козловский, ребяческий, дипломатический, персидский, киевский, раевский, пржебышевский, семеновский, дружеский, сангвинический, понятовский, политический, кавалергардский, логический, стратегический, адский, человеческий, шведский, электрический, иронический, измайловский, энергический, физический, чарторижский, господский, нелогический, трагический, католический, исторический, фантастический, платовский, петербургский, робкий, ловкий, дикий, низкий, узкий, негромкий, одинокий, бойкий, звонкий, тонкий, крепкий, глубокий, великий, гладкий, жаркий, сладкий, жалкий, легкий, скользкий, пылкий, неловкий, невысокий, резкий, высокий, жестокий, близкий, некий, далекий, редкий, яркий, неробкий, широкий, громкий, дерзкий, краснорожий, удовольствий, георгий, препятствий, рыжий, похожий, строгий, орудий, приветствий, жребий, отлогий, бедствий, свежий, действий, происшествий, условий, сергий, пологий, божий, проезжий, религий, сословий, хорунжий, самолюбий, непохожий, дивизий, кривоногий, толсторожий, муругий, последствий, приезжий
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.
Древнерусский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- время ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Старославянский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
лѣто
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- только мн. промежуток времени, период; годы ◆ Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля; были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. || о времени человеческой жизни ◆ Жена добля веселить мужя своего, и лѣта его испълнить миръмь.
- год ◆ Сию же дъщере Авраамлю сущу, юже съвяза сотона, се осмое на десяте лѣто. || о возрасте ◆ А се вы повѣдаю, дѣти моя, трудъ свой, оже ся есмь тружалъ, пути дѣя и ловы с 13 лѣт.
- время года между весной и осенью ◆ Въ одежю одѣвъ ся въздрасти любъвь къ богу, иже зимѣ и лѣтѣ строиныя одеждя даруеть намъ.
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Происходит от праслав. *lěto, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. лѣто (др.-греч. χρόνος, ἔτος, ἐνιαυτός), русск. лето, укр. лíто, белор. сле́цiць «согреть», сле́тный «тепловатый», смол., болг. ля́то, сербохорв. ље̏то, словенск. lẹ́to, чешск. léto, словацк. lеtо, польск. lаtо, в.-луж., н.-луж. lěto. Возм., родственно др.-гутнийск. laþigs «весной», шв. диал. låding, låing «весна», i lådigs «прошлогодней весной (прагерм. *lēþ-), ирл. laithe «день» (*lati-). Кроме того, lětо сближали со ст.-слав. лѣѬ, лити «лить»; ср. лит. lytùs, lietùs «дождь». По одной из версий исходным считается *lětо (vermę), родственное лат. laetus, первонач. «прекрасный», т. е. lětо = «прекрасное (время)», ср. нов.-греч. καλοκαίρι «лето» от καλός «прекрасный», καιρός «время». Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
Недавно столкнулся с проблемой определения года на монетах с обозначением его старославянскими буквами (здесь кстати по поиску тоже ни чего не нашёл).
Вот выкладываю цитаты и табличку из книги Ярослава Адрианова «Русские монеты 1700-2000 годов» Исторический обзор и каталог.
Кому-то обязательно пригодиться, если не окажется ни чего подобного под рукой в определённый момент.
Если тема потеряется, найдут поиском….
п.с. С Классиком согласовано
«Российские монеты чеканки до 1722 года включительно часто имеют датировку не привычными нам арабскими цифрами, а старославянскими буквами — кириллицей. До 1700 года счёт лет в России вёлся не от рождества христова, а от сотворения мира, поэтому на монетах чеканки до 1700 года даты проставлены от сотворения мира, на монетах 1700 встречаются оба варианта (всё это касается только копеек дореформенного образца, на всех новых монетах дата указана от рождества христова). На части легковесных полушек 1720 и 1721 годов дата проставлена по смешанному варианту, например: 1720 = 17К, 1721 = 17К1.
Для 1700 года первый вариант написания даты (CN= 208 = 7208 лет от сотворения мира = 1700) проставлялся только на копейках дореформенного образца. Все остальные варианты написания дат встречаются на всех монетах нового типа и на копейках дореформенного образца 1700-1718 годов. Датировка монет 1700-1722 годов представлена в таблице.»
Под выражением «славянские даты на монетах» чаще всего понимают те случаи, когда на российских деньгах для обозначения даты используются цифры по-старославянски, то есть буквами. Разумеется, буквенное обозначение года применялось не только на монетах: его можно обнаружить в летописях или документах, а также на фундаментах старинных построек. Кириллическая система записи чисел тогда казалась привычной и вполне удобной.
Константинопольская (Византийская) эра в летоисчислении
Читатели, знакомые с нашими статьями о монетах Византии, заметили, что оформление ранних русских монет заимствовано от денег Константинополя. Оттуда же пришло летоисчисление, которым долгое время пользовались на Руси. Поэтому данную систему ещё часто называют и «древнерусская эра». За её исходную точку приняли счёт «от сотворения мира» (под сотворением мира подразумевается христианская интерпретация этого события). Существовало около двух сотен вариантов этого летоисчисления. Например, события «Повести временных лет» могут быть датированы по александрийской, антиохийской, девятеричной, десятеричной и другим системам. Но постепенно в документах начал главенствовать счёт по константинопольской эре или «от Адама», то есть от дня, когда Бог создал первого человека. Впрочем, и здесь всё непросто. Сначала счёт вёлся от шестого дня творения – пятницы, которая приходилась на 1 марта 5508 года до н. э. Однако во времена правления императора Констанция этот день перенесли на субботу 1 сентября 5509 года до н. э. Спор о том, когда же начался первый год – в марте или сентябре – затянулся на века. Поэтому «Первый день во году» на Руси изначально праздновался с приходом марта и лишь с 1492 по привычному нам летоисчислению его перенесли на 1 сентября. Этот год был примечателен ещё и тем, что от сотворения мира тогда насчитали ровно семь тысяч прошедших лет.
Числа в старославянском языке (в том числе, и даты) обозначались буквами кириллицы. Однако тут имелась важная особенность: древнерусская нумерация использовала буквы, имеющие аналог в греческом алфавите. Для выделения в тексте чисел над ними прочерчивали изогнутую линию – титло. Буквенное обозначение чисел на Руси охватывало отрезок от 1 до 900. Обозначение более крупных чисел сопровождалось особыми значками. Как нумизматов, нас больше всего интересует тысяча, которая записывалась единицей с добавлением слева длинной наклонной черты, перечёркнутой посередине парой коротких – «҂».
Первые даты на русских монетах
«НОРДическая» копейка (1596 г.)
Долгое время на серебряных «чешуйках» дата не проставлялась, поэтому найденные монеты нумизматы датировали по указанию имени великого князя и по особенностям рисунка штемпеля. В настоящее время исследователи сходятся на том, что впервые дата на монетах появилась при сыне Ивана Грозного – Фёдоре Ивановиче (например, об этом упоминает Иван Георгиевич Спасский в книге «Русская монетная система»). Новатором здесь стал монетный двор Новгорода. В 1596 году под всадником на лицевой стороне к двустрочному обозначению двора «в/НО» прибавили буквы «РД», что означало «100» и «4». То есть 7104 год от сотворения мира.
Копейка Новгорода с указанием даты
Почему новгородские резчики пропускали первую букву даты? Существует две гипотезы. Первая основывается на том, что свободного места на монетном поле оставалось немного, поэтому указание семи тысяч было излишне, и без него дата оставалась вполне понятной. Вторая упоминает, что и в документах писцы частенько игнорировали тысячи при фиксации дат. Возможно, что влияние тут оказали обе указанные причины. При Фёдоре Ивановиче на монетах успели появиться даты «РД» (7104 или 1596 от Р.Х.), «РЕ» (7105 или 1597 от Р.Х.) и «РS» (7106 или 1598 от Р.Х.). Московские монеты продолжали чеканиться без указания даты. Псков тоже не чеканил дату на копейках с именем Фёдора Ивановича. Однако известен штемпель новгородского резчика с буквами «ПРS» (возможно, он выполнен для псковской чеканки).
Копейка Пскова с указанием даты
Приходят смутные времена, российский престол занимает Борис Годунов, а на монетах появляется его имя. Москва так и не начала чеканку даты на своих монетах, зато в оборот отправляются копейки с обозначением двора «ПС» (Псков) и датой «PS» (7106 или 1598 от Р.Х.) или «РЗ» (7107 или 1599 от Р.Х.). Но это скорее исключение из правил, чем тенденция. Славянская цифирь закрепляется в смуту лишь на новгородских копейках. Древнерусские цифры остаются там и при Лжедмитрии, и при Василии Шуйском до 1610 года («РHI» — 7118 год от сотворения мира, где «Н» надо воспринимать не как старославянскую букву «наш», а как как «иже» — «И»). После и Новгород перестаёт датировать монеты: нумизматам известна лишь дата «РКЕ» (7125 или 1617 от Р.Х.). Это уже период правления Михаила Романова.
Рубли и полтинники Алексея Михайловича
Рубль (1654 г.)
При Алексее Михайловиче дата на мелких деньгах не проставлялась. Однако при проведении денежной реформы, которая привела к Медному бунту, появились крупные номиналы вплоть до рублёвика. Посмотрим на новодельный вариант серебряного рубля, считающегося первой монетой данного номинала. Церковнославянские цифры приведены в верхней части реверса: «ЛѢТА ҂ЗРѮВ» (7162 или 1654 от Р.Х.). Слева от буквы «З» та самая особенная черта, увеличивающая её значение в 1000 раз. Трудности с выпуском подобных монет привели к тому, что уже в следующем году решили брать европейские талеры и делать на них надчекан «1655» (это первая датировка не только цифрами, но и в летоисчислении от Рождества Христова).
Полтинник (1654 г.)
Те же славянские цифры найдутся и на медном полтиннике. Однако после Медного бунта хождение денег из меди прекратили (в том числе, и полтинников). Для обращения продолжили чеканить привычные серебряные «чешуйки» без указания года буквами на монетах.
Даты на монетах Петра I дореформенного образца
Копейки с датами «от сотворения мира»
Дату на деньги вернул Пётр Алексеевич. Года на петровских монетах проставлялись всё в том же летоисчислении от сотворения мира. Обозначение тысяч всё также отбрасывалось. На монетах выше мы видим под титлом «СS» (7206 или 1698 от Р.Х.), «CЗ» (7207 или 1699 от Р.Х.) и «СН», где «Н» — это всё то же восьмеричное «И» (7208 или 1700 от Р.Х.).
Первые «чешуйки» с датами от Рождества Христова
Но 1700 год – особенная дата. Пётр I переводит Россию на летоисчисление от Рождества Христова, а смену года с этого момента велено считать не в начале сентября, а с 1 января. Поэтому на серебряных копейках дата проставляется уже полностью и в новом летоисчислении – «҂АѰ». Далее датировка осуществляется только в нём – «҂АѰА», «҂АѰВ» и так далее.
Поздние даты на серебряной «чешуе» Петра I
Специалисты считают, что проставление даты на монетах дореформенного и послереформенного образца доказывало народу, что одновременно чеканятся деньги и медные, и серебряные. Последний раз на «чешуйки» цифры кириллицей сложились в дату «҂АѰЗI» (1717).
Даты буквами на монетах Петра I с 1700 года
Денга (1700 г.)
Революционная смена летоисчисления считается одним из важнейших достижений в петровских реформах. Дату в летоисчислении от сотворения мира («CЗ») мы ещё можем найти на пробных портретных полтинах 1699 года. Но в массовую чеканку идут денга, полушка и полполушки уже с новым форматом даты — «҂АѰ» (1700). Это ещё «пробный шар», так как никто не может гарантировать, что Медный бунт не повторится. Поэтому и продолжается чеканка большого количества серебряных «чешуек». Они обеспечат денежное обращение в случае неприятностей, если вдруг срочно потребуется изъять медь из оборота.
Различное написание букв даты (1701 г.)
Но выпуск монет крупного формата по аналогу Европы лишь возрастает. В 1701 году монетный ряд существенно расширяется за счёт серебра (полтина, полуполтинник, гривенник и десять денег) и золота (червонец и двойной червонец). Дата везде проставляется буквами, но различными вариантами, ведь «Аз» может писаться двояко – «А» или «Я» (на монетах 1701 года можно встретить и «҂АѰА», и «҂ЯѰЯ», и даже «҂ЯѰА»).
Российские монеты (1705 г.)
Коллекционирование монет с буквенной датой весьма захватывающе, ведь обнаружено много интересных и необычных вариантов, когда расшифровка года петровских монет окажется причудливой. Посмотрим на монеты с датой «҂АѰЕ» (1705). Слева недоработка резчика превратила крайнюю букву даты медной копейки в латинскую «F», но такая литера в счётной старославянской системе отсутствует. А на серебряном рубле резчик забыл отзеркалить «Е» на штемпеле, и при чеканке она получилась перевёрнутой по горизонтали.
Российские монеты (1712 г.)
Дата буквами на петровских монетах вызывает трудности в определении, если забыть об особенности написания чисел от 11 до 19. Мы говорим «один-на-дцать», «три-на-дцать», «восем-на-дцать», поэтому буква, обозначающая единицу, в данном случае ставится перед «I», обозначающей десять. Однако, благодаря резчикам, появились исключения из правил. К примеру, полушки 1712 года могут быть как с правильным написанием («BI» — разряд единиц впереди десятков), так и с неправильным («IB» — десятки впереди разряда единиц).
Пробная монета с двойным обозначением даты (1711 г.)
Борьба числового обозначения даты с буквенным начинается в 1707 году, когда для Речи Посполитой Россия чеканит тинф и шестак, а на монетных дворах приступают к работе заграничные медальеры Соломон Гуэн (Красный двор) и Готфрид Гаупт (Кадашёвский двор). В этот же год появляются первые рубли, полтины, полуполтинники и гривенники, где дата приведена арабскими цифрами. Борьба эта шла с переменным успехом. Можно даже сказать, что один раз «победила дружба»: В.В. Уздеников приводит в своём каталоге образец пробной копейки 1711 года, на реверсе которой присутствуют оба варианта даты. Казалось, что буква победила, так как в 1715-1717 гг. дата на серебряных «чешуйках» и меди была только буквенной (золотые червонцы в тот период чеканились для заграничного вояжа Петра и имели не только дату числом, но и всю легенду на латинице). В.В. Узденников связывает соперничество букв и цифр с неким центром противодействия петровским реформам и стремлением вернуть старые порядки. Противостоят друг другу номиналы (новый гривенник и старая гривна), и даже сами буквы, когда на части монет «Аз» чеканится в соответствии с введённым гражданским алфавитом («А»), тогда как другая часть продолжает использовать старославянское написание «Я» (варианты приведены выше на примере монет 1701 года). Узденников отмечает, что в 1911 году произошла передача Красного двора, где и осуществлялись массовые выпуски денег «консервативного» формата, из ведения Приказа Большой казны Сенату.
Российские монеты (1718 г.)
О победе цифр над буквами можно говорить лишь после проведения очередного этапа реформы – в 1718 году. Впрочем, буквенное обозначение года ещё используется. С ним также связана ошибка гравёра, заменившего в написании «҂АѰИI» букву «И» (8) буквой «N» (50). Необычно написание даты на полушке, где среди цифр, образующих число «1718», затесалась буква «I». Но это уже не старославянская азбука, а латиница, так как данной литерой предположительно является знак минцмейстера Иоганна Ланга (этой версии придерживается А. Ильин).
Российские монеты (1720 г.)
Не менее необычны гибридные даты, которые мы разберём на примере полушек 1720 года. Дата может обозначаться и числом «1720», и буквами «҂АѰК», и напополам – «17К», где «К» равнозначно числу «20». Такое странное обозначение года на петровских монетах встретится и далее («17К1»). В этот период рубли и полтины делали с двумя датами: на реверсе её чеканили буквами, а на гурте проставляли числом (и они порой не совпадали).
Российские монеты (1722 г.)
Последний раз у тиражных монет Петра I числа кириллицей встретятся на полтине 1722 года («҂АѰКВ»). Здесь Узденников проводит связь с учреждением в 1721 году Святейшего Синода, обеспечившего государству власть над духовенством, что знаменовало окончательный разгром противников реформ. Далее датировка российских монет следует европейским стандартам. Для быстроты датировки петровских монет, выпущенных после реформы, нами предложена таблица, показанная ниже, где приведены даты славянскими буквами, а также древнерусские цифры от 1 до 1000.
Таблица для идентификации года буквами на старинных монетах
Буквенная дата на монетах Российской Федерации
3 рубля «300-летие денежной реформы Петра I» (2004 г.)
Казалось, что мы уже никогда не увидим обозначение даты буквами старославянского алфавита. Действительно, на линейке регулярного чекана его ждать не стоит. Но существуют ещё и коллекционные монеты. В 2004 году в честь 300-летия денежной реформы Петра I Банк России решил выпустить биметаллическую мини-серию, посвящённую первому серебряному рублю с портретом Петра и медной копейке, которые как раз появились ровно три века назад. На трёхрублёвой серебряной монете имеется золотая вставка, изображающая копейку 1704 года. Вставка из золота на монете 25 рублей показывает нам рублёвик с той же датой. На изображениях рубля и копейки, как и 300 лет назад, приведён год буквами – «҂АѰД».
25 рублей «300-летие денежной реформы Петра I» (2004 г.)
Наша Славянская, русская древняя система измерения временных промежутков проста, общедоступна и наглядна, так как основывается на всем известных звёздных (астрономических) явлениях. У Славян ещё с древности было несколько календарных форм счисления, но до настоящего времени сохранились лишь немногие…. Сотворением Мира, в древние времена, называли «заключение мирного договора» между воюющими народами. Таким образом у нас появилась «новая система отсчёта».
Этот самый мирный договор, между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами) был заключён в день Осеннего Равноденствия, или в 1 день Первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи (Великого Похолодания). Победу тогда одержала Великая Раса, что и было отображено в виде образа — Белый витязь на коне поражает копьём Дракона.
У разных народов, живших на территории Европы, были разные системы счёта дней. Вот это большое многообразие календарных систем иногда вводило большую путаницу в определение «больших торговых дней»… поэтому в 45 г. до н. э. по указу Императора Юлия Цезаря, была введена «новая» календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи.
С серьёзными проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились «просвещать» язычников Европы….
Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами непонимания, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты….
Иная календарная система не позволяла христианам-миссионерам правильно определить, какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложны для понимания христиан, и к тому же сравнимые даты постоянно «плавали».
Выход был найден только один. Запретить старый календарь и ввести новый — Юлианский.
Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси… Введённый Юлианский календарь народ не принял. Потому что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на три больше, да к тому же ещё начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а в начале весны.
Но христиане нашли выход из создавшегося положения: они придумали славянские названия для Юлианского календаря — и месяцы вместо номеров на латыни получили славянские названия: Берёзень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий.
Только в таком виде христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана та же реконструкция Юлианского календаря, и месяцы получили свои славянские названия….
Наш календарь — или, как мы говорим, Коляды Даръ (Дар Коляды) — был запрещён Петром Первым. В Лето 7208 (1699) он издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввёл западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря (Новолетие) со Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату — 1700 год:
«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, то есть 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.
Вот эту дату и выбрал Пётр Первый…. он своим указом приказал всем подданным отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом.
Славянский год начинался в точке осеннего равноденствия (в современном сентябре), которая легко определялась на горизонте при периодическом наблюдении места восхода или захода Ярилы-Солнца. Точки осеннего и весеннего равноденствия на горизонте совпадают и лежат строго между точками летнего и зимнего солнцестояния. Поэтому, единожды определив зимнее и летнее солнцестояние и точку между ними, а затем, поставив соответствующие три ориентира на горизонте (курганы, дольмены и т. п.), можно довольно точно фиксировать новолетие, а также поворот дня на убывание и возрастание.
Современный календарь был усложнён в угоду политическим интересам. Так, ныне Новый год начинается в день, который ничем не примечателен с точки зрения наблюдателя небесных явлений.
Новые сутки раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно. Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если вы бы и не спали, то всё равно зафиксировать начало новых суток нельзя, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.
ЗНАЧЕНИЯ В ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОМ КАЛЕНДАРЕ
Древнеславянский календарь основан на 16-ричной системе счисления и делит продолжительные промежутки времени на Круги Жизни, каждый по 144 Лета (года), а Лето — на три сезона: Оусень, Зима и Весна. В современном же летоисчислении исторический счёт ведётся веками (периодами по 100 лет), а времён года — четыре (весна, лето, осень, зима).
Путь по звёздному небу Ярилы-Солнца у славянских народов назывался Сварожьим кругом. Сам Сварожий круг делился на 16 частей, и они назывались хоромами, или чертогами (созвездиями), которые в свою очередь делились на 9 «залов» каждый. Таким образом, Сварожий круг состоял из 144 частей, и каждой части соответствовала своя неповторимая небесная руна.
Слово Сварга в древности обозначало все обжитые территории — Вселенные нашей Действительности. В древнеславянских Ведах о них сказано: «Великие Древа Миров, которые получают Светлую Силу из вод Небесного Ирия». Бог Сварог — Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Древние славяне считали его небесным кузнецом и великим воином. Предание гласит, что он, управляющий всем мироустройством нашей Вселенной в Явном мире (Мире Яви), подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Само имя бога связывают с санскритским «свар» — сверкать, сиять, излучать, гореть. Бог Сварог, верили наши предки, является отцом для многих Светлых богов и богинь, которых обобщенно называли Сварожичами.
Одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия.
Счёт годов вёлся от «сотворения мира» (5508 до н.э.). В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 году, в соответствии с определением Никейского собора, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 года москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — c 1 января, и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества христова»).
Да’арийский (Славянский) КругоЛет ЧислоБога
Течение «реки Времени» для наших предков — это вращение колец Даарийского Круголета Числобога противосолонь: вращение 16 часов в сутках, вращение 9 дней в неделе, вращение 9 месяцев в Лете (году), вращение 16 лет через 9 стихий («залов») в Круге Жизни, вращение череды лет через 16 чертогов (созвездий) Сварожьего Круга.
На изображении прекрасно видно, кто и какому Чертогу покровительствует:
А) 01. Чертог Дѣва — Богиня Джива,
Б) 02. Чертог Вепрь — Бог Рамхатъ,
В) 03. Чертог Щука — Богиня Рожана,
Г) 04. Чертог Лебедь — Богиня Макошь,
Д) 05. Чертог Змiи — Бог Съмарглъ,
Е) 06. Чертог Въранъ-Коляда — Бог Колѧда,
Ё) 07. Чертог Медвѣдь — Бог Сварогъ,
Ж) 08. Чертог Бусьсъ (Аист) — Бог Родъ,
З) 09. Чертог Волкъ-Вьлесе — Бог Вѣлес,
И) 10. Чертог Лиса — Богиня Мара,
Й) 11. Чертог Тоуръ — Бог Крышьнь,
К) 12. Чертог Лось — Богородица Лада,
Л) 13. Чертог Финiстъ — Бог Вышьнь,
М) 14. Чертог Конь — Бог Кѫпала,
Н) 15. Чертог Орьлъ — Бог Перуне,
О) 16. Чертог Расъ — Бог Тархъ.
Из песенки слов не выкинуть — как есть, так и читай! Например, въранъ, это не «ворон», но «рано» т.е. Въ-Ранъ Колѧда (типа ранняя Колѧда), или же, если продолжить, Съ-Марглъ — смекнул, подгадал …. И, тут не следует упускать из виду, что разговор идёт всё-таки о Богах! Так что поуважительнее, поуважительнее — от людей мало что зависит в этой жизни, если это, конечно, не Боги но просто люди-рабы наши Божьи. ….
Одно Лето содержит 9 месяцев, месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того, нечётный он или чётный), день — 16 часов, час — 144 части, часть — 1296 долей, доля — 72 мгновения, мгновение — 760 мигов, миг — 160 сигов, сиг — 14000 сантигов. Таким образом, {{{1}}} 0,000000003305 секунды. Такая точность недостижима даже с помощью самых совершенных современных хронометров. Для чего она была нужна древним славянам, мы, их потомки, можем только догадываться.
В неделю входит 9 дней (понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седьмица, осьмица, неделя). Все месяцы начинаются в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц данного Лета начинается во вторник, то и все остальные нечётные месяцы в это Лето будут начинаться во вторник, а чётные — в седьмицу. Поэтому тот календарь, который мы сейчас носим в кармане и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше включал в себя всего две таблички: одну — для нечётных месяцев, другую — для чётных.
Древний Славянский календарь, также как и скандинавский или кельтский, имел Руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.
Для тех, кто не знает: Руна — это не буква и не слог… Руна — это тайный Образ. Название месяцев изначально обозначались Рунами, а ужe позднее была добавлена запись Буквицей с кратким раскрытием смыслового значения.
Первый месяц обозначался одной Руной, а остальные восемь месяцев обозначались соединением двух Рун, причем вторая Руна, указывала на часть солнечного цикла, известного нам как Лето.
Для наглядности дана таблица:
В древлесловенском письме, при написании названия месяца в конце проставлялась буквица «Ъ» — еръ, звучавшая как О-краткое. Кроме того, каждый месяц, нёс свою смысловую нагрузку, определяющую жизнь людей.
9 месяцев древних славян — это:
• Рамхатъ — месяц божественного начала (41 день),
• Айлѣтъ — месяц новых даров (40 дней),
• Бейлѣтъ — месяц белого сияния и покоя мира (41 день),
• Гэйлѣтъ — месяц вьюг и стужи (40 дней),
• Дайлѣтъ — месяц пробуждения природы (41 день),
• Элѣтъ — месяц посева и наречения (40 дней),
• Вейлѣтъ — месяц ветров (41 день),
• Хейлѣтъ — месяц получения даров природы (40 дней),
• Тайлѣтъ — месяц завершения (41 день).
Все эти названия связаны с определёнными циклами жизни людей на Земле. Эта система уходит своими корнями в те времена, когда белые люди жили на северном материке, который они называли Даария (Гиперборея, Арктида, Арктогея).
Поэтому данная система и носит название — Даарийский Круголет Числобога.
Круги Лет (16) проходят через Природные стихии (9), таким образом полный Круг прохождения называется — Круг Жизни.
Но не только Лета, считались Кругами по 16 лет, полное прохождение Ярилы-Солнца по Небесам средь звёзд, тоже содержало число 16.
Эти равные части называются — Небесными Чертогами Сварожьего Круга. Каждому Чертогу соответствует свой Покровитель, Бог или Богиня.
На втором круге Даарийского круголета, от внешнего края, показаны Руны Времени и их структурное отображение.
То есть, мы имеем Суточный Круг, в котором 16 часов, по 4 часа на каждое время суток…
4 часа на Вечер, 4 часа на Ночь, 4 часа на Утро и 4 часа на День. Каждый час имеет своё собственное название, чертовое изображение и Руническое написание.
16 часов в сутках у древних Славян.
У каждого из 16 часов тоже было свое название:
• 1-й час — Паобед (начало нового дня) — 19.30 — 21.00 (зимнее время, соответственно 20.30 — 22.00 — летнее время; далее указывается только зимнее время).
• 2 — Вечир (появление звездной росы на Небесах) — 21.00 — 22.30.
• 3 — Ничь (нечётное время трёх Лун) — 22.30 — 24.00.
• 4 — Поличь (полный путь Лун) — 24.00 — 1.30.
• 5 — Заутра (звездное утешение росы) — 1.30 — 3.00.
• 6 — Заура (звездное сияние, заря) — 3.00 — 4.30.
• 7 — Заурнице (окончание звездного сияния) — 4.30 — 6.00.
• 8 — Настя (утренняя заря) — 6.00 — 7.30.
• 9 — Сваор (восход Солнца) — 7.30 — 9.00.
• 10 — Утрось (успокоение росы) — 9.00 — 10.30.
• 11 — Поутрось (путь собирания успокоенной росы) — 10.30 — 12.00.
• 12 — Обестина (обедня, совместное собрание) — 12.00 — 13.30.
• 13 — Обед, или обесть (трапеза), 13.30 — 15.00.
• 14 — Подани (отдых после трапезы) — 15.00 — 16.30.
• 15 — Утдайни (время окончания деяний) — 16.30 — 18.00.
• 16 — Поудани (завершенный день) — 18.00 — 19.30.
Новый день начинался с 16-го часа.
В следующем Круге изображены Руны 16-и Небесных Чертогов, их начертание имеет определённую связь с расположением звёзд на Небосводе и с Природными стихиями… Поэтому очень часто эти Руны помещались на оберегах. Не только на тех, которые носили люди… но и на оберегах защищающих домашний скот и птицу. Кроме того, данные обереги можно встретить на посуде и на другой домашней утвари…
Следующий круг, называют Кругом Стихий, в нем обозначены 9 Стихий, через которые проходит время жизни. Каждой Стихии дано своё название и своя Руна Порядка. Начало положено от Первой Стихии…
01. Земля
02. Звезда
03. Огонь
04. Солнце
05. Древо
06. Небеса
07. Океан
08. Луна
09. Бог
Каждое Лето, так или иначе было связано с Кругом Стихий, поэтому зная стихийные характеристики, люди были осведомлены, чего ожидать от того или иного Лета.
Следующим шел Недельный Круг. По нему определяли не только порядковый номер дня недели, но и кто из Богов данному дню покровительствует, а также какая из Девяти Земель системы Ярилы-Солнца даёт свою силу…
В самом центре, в Круге, что структурное обозначение человека. 9 точек, указывали на 9 основных энергетических центров (чакр) человека, через которые он получает различные потоки силы жизни… на 9 видов сознания человека, на 9 различных чувств, которые даны человеку… и многое другое…
На первый взгляд, вышеперечисленные меры времени трудно запоминаемы и неудобны, а современная система мер более упорядочена и наглядна. Но на самом деле нынешняя система архаична, менее точна и хранит в себе отпечатки многих опять-таки политических переделок.
Времена лета:
| 3 времени | Месяц | Значение | Сроки начала месяца
Оусень
| Рамхатъ | Месяц Божественного начала | 20 – 23 сентября
Зима
| Айлетъ | Месяц Собранных Даров | 31 октября – 3 ноября
| Бэйлетъ | Месяц Белого сияния и покоя | 10 – 13 декабря
| Гэйлетъ | Месяц Вьюг и Стужи | 20 – 23 января
Весна
| Дайлетъ | Месяц Пробуждения природы | 01 – 04 марта
| Эйлетъ | Месяц Посева и Наречения | 11 – 14 апреля
| Вэйлетъ | Месяц Ветров | 21 – 24 мая
Оусень
| Хэйлетъ | Месяц Получения даров природы | 01 – 04 июля
| Тайлетъ | Месяц Завершения | 10 – 13 августа
Срок начала лета строго совпадал с Днем Осеннего Равноденствия, поэтому выходят и даты григорианского календаря, но намного точнее соответствовал астрономическому календарю и был проще в использовании.
Древнеславянский календарь на год состоял из двух таблиц, для чётного и нечётного месяца, на обычный год и одной на святой. В каждой неделе по 9 дней:
Дни недели:
1. Понедельник. Начало, день труда Хорс
2. Вторник. день труда Арей
3. Третейник. Отдых, пост Перун
4. Четверг. день труда Варуна
5. Пятница. день труда Индра
6. Шестица. день труда Стрибог
7. Седьмица. Отдых, пост Сварог
8. Осьмица. (Ось мира) день труда Мерцана
9. Неделя. Отдых, день гостей, посиделок, песен Ярило
Славянский календарь:
Нечётный с 1-го по 41-е.
Чётный с 1-го по 40-й.
Кстати, поминки на 9-й и 40-й день связанны именно с календарём (9-ть дней в неделе, и 40-к дней в месяце) т.е. собираются на выходные дни. ….
Таким образом, надо было только помнить, с какого дня недели начинается год — и дальше просто идёт отсчёт по этим табличкам.
Ярило-Солнце — движется по Сварожьему кругу и проходит 16 небесных чертогов (аналог восточного зодиакального круга), в которых собраны Солнца, Звёзды и звёздные скопления. Каждый чертог, в свою очередь, разделён на 9 залов, в каждом зале 9 столов, по обеим сторонам столов находятся скамьи — 72 с одной и 72 с другой стороны. С одной стороны сидят женщины, а с другой мужчины.
Именно из Сварожьего круга души людей приходят на землю в момент рождения.
Чертог меняется: в 15-00 по зимнему, и в 16-00 по летнему времени.
Славяне для оберега носили знак чертога своего рождения, а также бога-покровителя дня недели и года рождения, получался пантеон богов-покровителей, а также по оберегам (и иерархии их расположения) знающий человек мог точно сказать день рождения носящего обереги человека.
В славянской астрологии считается наличие в солнечной системе 27 планет, некоторые их них существовали ранее и сейчас разрушены: остались обломки в виде пояса астероидов. Это отголоски битв богов, или, как назвало бы их современное поколение, — Звёздные войны. Некоторые из дальних Земель, учитываемые славянской астрологией, современной астрономической наукой до сих пор не открыты, или (из-за своей удалённости) не считаются планетами Солнечной системы. Насколько прав славянский астрономический атлас, может показать только развитие астрономии и космонавтики.
источник abbreviator.ru