Стратсессия как правильно пишется

стратсессия

стратсессия
  1. стратсессия
  2. СС

стратегическая сессия

  1. стратсессия

Источник: http://www.nanonewsnet.ru/news/2013/strategicheskaya-sessiya-po-inzhiniringovomu-tsentru-optoelektroniki-v-tekhnoparke?utm_campaign=subscribe_social&utm_medium=email&utm_source=subscribe

Словарь сокращений и аббревиатур.
.
2015.

Смотреть что такое «стратсессия» в других словарях:

  • СС — сернисто серебряный фотоэлемент СС санитарный самолёт авиа Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. СС слабоспекающийся …   Словарь сокращений и аббревиатур

Ну что, господа. Сегодня обсудим еще одну интересную и важную тему. Ситуация у нас такая: совещания, которые сейчас проводят многие фирмы, проходят неидеально. То ошибок куча совершается, то встреча и вовсе откладывается до лучших времен.

«Актуальненько», — подумали мы и решили поднять эту тему в статье.

Изменения на рынке стали происходить слишком часто и слишком быстро. Их последствия оказались не по зубам многим, вспомните, сколько «игроков» выбыло за 2020 год. Требуется принятие качественных решений, когда взвешены все за и против, понятны возможные последствия. Для этого и проводятся стратсессии.

Окей, Google, что такое стратегическая сессия

Стратегическая сессия — это собрание руководства и ключевых сотрудников. На ней принимаются важные для компании решения. Обсуждается выход на новые рынки, поднимаются вопросы о новых сотрудничествах, строятся направления развития. Цели у каждой фирмы отличаются. Кому-то важно стратегию на год вперед построить, а кому-то повысить вовлеченность в работу и сплотить коллектив.

Кстати, если вы не знаете, нужно ли вам проводить такую сессию, обратите внимание на 3 вещи:

Изменились ли внешние условия. Та же пандемия здорово поменяла рыночные реалии. Это нужно учитывать, меняя алгоритм привычных действий.

Были ли изменения в команде. Возможно, у вас появилось много новичков или изменился руководящий состав.

Есть ли необходимость в синхронизации. Часто бывает, что каждый отдел занят своими вопросами, совершенно не интересуясь целями фирмы. Так быть не должно, ведь компания — единый организм, где каждый отдел должен трудиться, приближая ее к целям.

Если в вашей компании есть вышеперечисленные признаки, то это прямое показание к проведению стратегической сессии. Поэтому давайте переходить к главному.

Как проводится стратсессия

Прежде чем проводить сессию, важно знать, зачем вы вообще это делаете. Потому что даже «я увидел статью у ребят и решил, что НАДАА», — так себе причина, если честно.

Так что давайте-ка сначала…

  • Выясним, что волнует участников;
  • Подготовим презентации по этим вопросам;
  • Отрепетируем их, задавая слушателям вопросы и выясняя, все ли им было понятно.

Инициатором таких собраний всегда становится собственник компании. Как правило, он и определяет состав участников.

Обычно на сессии присутствуют:

  • собственник;
  • директора: исполнительный, коммерческий и HR;
  • коммерческий директор;
  • руководители отделов.

Важно, чтобы соблюдался принцип охвата всех важных отделов фирмы. Так вы избежите игр в сломанный телефон, а информация будет передана сразу и в нужном контексте.

Для того чтобы сессия прошла продуктивно, роль ведущего можно доверить эксперту-фасилитатору.

Если вы забыли, кто это такой, оставляем ссылку на нашу статью:

Ну а пока напомним, зачем он нужен. Итак, фасилитатор:

  1. Создает прозрачное информационное пространство: формулирует и доносит сотрудникам четкую и понятную цель собрания;
  2. Строит план собрания так, чтобы включить в работу каждого участника;
  3. Следит за тем, чтобы каждое мнение было учтено, а все важные вопросы, предложения, решения и т.д. зафиксированы;
  4. Поддерживает темп обсуждения, избегая как излишнего напряжения, так и скуки;
  5. Отвечает за принятие решения и формулирует итоги встречи;
  6. Держит нейтральную позицию в отношении каждого сотрудника и команды в целом. Не навязывает свою точку зрения, не выделяет кого-то и не заводит «любимчиков». Управляет возможными конфликтами, сглаживая углы.

А еще не забудьте учесть организационные вопросы.

Как правило, для таких встреч выбирают место вне офиса, чтобы сотрудники не отвлекались. Можно снять в аренду коворкинг или какой-нибудь уютный лофт. Круто, если там будет проектор, доска и маркеры. Так у вас расширятся варианты подачи информации, а значит, можно добиться максимального ее усвоения.

Кормить участников тоже нужно. Позаботьтесь о том, чтобы были перерывы на обед. Если в помещении нет кулера, закупите заранее воду. Голодный участник = непродуктивный участник.

Какая тут стратегия фирмы, если в животе предательски урчат киты?

Сценарий сессии от Skyeng

Проще один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому давайте рассмотрим, как стратегические сессии проводит онлайн-школа Skyeng.

А проходит она в 5 этапов:

Этап 1. Настройка

На нем обозначают цели мероприятия, распределяются роли каждого участника и формируются правила проведения сессии. Чтобы создать позитивное восприятие команды, используются специальные практики.

Например, участникам предлагают разделиться на пары и в течение 1 минуты назвать 3 крутых качества в человеке напротив. Через минуту пару меняют, а проделанное повторяют еще 4-5 раз.

Этап 2. Прошлое

Несмотря на то, что всегда есть соблазн пропустить эту часть и начать обсуждать планы и проекты, так делать не рекомендуется.

Поэтому здесь команде помогают два инструмента.

Первый: каждый участник делится итогами периода, выделяя успехи и неудачи. После этого от коллег он получает обратную связь в виде трех стикеров от каждого, где написано:

  • что из итогов работы выступающего было самым полезным для компании;
  • что нужно начать делать в следующем периоде;
  • что нужно прекратить делать.

Второй: всё то же самое, но вместо выступлений делается письменный отчет по итогам. Группа с ним знакомится, задаёт вопросы и точно так же пишет обратную связь на трех стикерах.

Этап 3. Будущее

Инструментов для проектирования будущего много, но ребята из Skyeng делают следующее:

Создают станции-листы с ролями. Например, клиенты, сотрудники, акционеры и конкуренты. Людей делят на группы по количеству станций и предлагают им провести на каждой станции 5-7 минут, отвечая на вопрос, что с точки зрения их роли происходит в идеальной ситуации.

Так ученики могут решить, что им хочется, чтобы была возможность самостоятельно менять расписание занятий на платформе, а учителя – что они хотят полностью автоматическую проверку эссе и домашних заданий. Главное – хорошо понимать свою роль и вжиться в нее. Все идеи группа записывает на стикерах и клеит на плакаты.

Этап 4. Настоящее

На этом этапе плакаты разбираются по группам. Нереальные желания убираются, а с важными и реальными начинают работу.

На каждый стикер с идеальным видением добавляют стикер другого цвета, на котором пишется конкретная задача, которая нужна для того, чтобы это желание осуществилось.

Далее участники презентуют друг другу получившиеся плакаты и назначают ответственных, формируя для них рабочую группу.

Этап 5. Закрытие и итоги

На этом этапе подводят итоги, делятся обратной связью по всем этапам и проводится skythanx. Это особая традиция, когда каждый участник получает маленькие наклейки skythanx, а затем подходит к любому участнику, говорит за что он благодарен ему в этой встрече и клеит наклейку на бейдж или ноутбук. Считается все – обсуждения, шутки, проекты и выводы.

Вот такие дела, касатики.

В заключение скажем, что вариантов проведения стратегических сессий много. Единого правила нет. Конечно, вы можете учитывать опыт других компаний, но возможно, что вы выведете свою, уникальную формулу.

Кстати, в телеграм-канале вас уже ждут 10 инструментов для фасилитации. Обязательно загляните :)

Во многих публикациях нередко мелькает мысль, что любой компании надо проводить стратегические сессии. При этом они часто проходят впустую из-за отсутствия должной подготовки, неправильной организации и непонимания цели мероприятия в целом.

HR-директор Студии Олега Чулакова Анна Ганичева рассказывает обо всех нюансах стратегических сессий и делится опытом недавно проведенного мероприятия.

Что такое стратегическая сессия

Стратегическая сессия — это совещание высшего руководства и ключевых сотрудников, где принимаются важные для компании решения относительно рынков, клиентов, партнеров, направлений развития и бизнес-модели.

Цель стратегической сессии

Тут все индивидуально, у каждой компании она своя. Чаще всего цель — принятие решения о развитии организации. Это и вопросы, связанные с конкретными проблемами, и генерация идей на будущее, и выбор новых направлений развития.

Для своей стратегической сессии мы обозначили следующие цели как приоритетные:

  • сформулировать стратегию Студии на три года;
  • сформировать единое видение развития компании;
  • повысить вовлеченность, мотивацию и сплоченность участников сессии.

Признаки того, что пора провести сессию

Как правило, встречаются такие факторы:

  • Изменения внешней среды. Пандемия поменяла рыночные реалии. 
  • Обновление команды. Мы, например, по сравнению с прошлым годом сильно выросли с точки зрения руководящего состава и линейных специалистов. 
  • Необходимость синхронизировать общее видение дальнейшего развития. Каждое подразделение занимается выполнением своих задач, но при этом должно стремиться к достижению общих целей. 

Кто участвует 

Заказчиком всегда выступает собственник компании. Обычно он и определяет состав участников. Важно, чтобы соблюдался принцип охвата всех стратегически важных направлений организации.

Кто, как правило, присутствует на сессии:

  • собственник;
  • исполнительный директор;
  • коммерческий директор;
  • HR-директор;
  • руководители бизнес-подразделений;
  • руководители внутри бизнес-подразделений;
  • в отдельных случаях — ключевые эксперты компании.

В нашем случае участвовали и топ-менеджеры, и middle-менеджмент. Последние постоянно контактируют с линейными специалистами, поэтому могут рассказать о положении дел, а сами мотивированы транслировать стратегические цели подчиненным и способствовать их реализации. 

photo

Кто должен вести стратегическую сессию

Для того чтобы сессия прошла эффективно, роль ведущего стоит доверить эксперту-фасилитатору, у которого есть опыт проведения таких мероприятий с компаниями, схожими по масштабу и запросу. 

Это представитель третьей стороны, который не предлагает конкретные решения, а помогает участникам сессии выработать их самостоятельно в рамках отведенного времени. Отдать функцию фасилитатора собственнику или кому-то из остальных — идея провальная. Исполнять роль арбитра и при этом полноценно участвовать в обсуждении не получится. 

На что мы обращали внимание при просмотре портфолио:

  • сертификация в области фасилитации, тренерской работы, коучинга команд;
  • опыт работы на управленческой позиции внутри бизнеса;
  • опыт проведения стратегических сессий для компаний численностью от 100 сотрудников.

Подготовка к стратегической сессии

Сначала фасилитатор задает вопрос собственнику: «Что вы хотите получить в результате сессии?» В нашем случае озвучили задачу по выработке стратегической цели на три года. Затем выделили три блока:

  • развитие новых направлений;
  • люди;
  • бизнес-процессы и их автоматизация.

Всем руководителям предложили проработать их для составления плана реализации стратегии. После этого фасилитатор провела анонимный онлайн-опрос участников предстоящей сессии, чтобы понять видение по поводу:

  • дальнейшего развития компании;
  • сильных сторон и зоны роста;
  • возможных действий для реализации стратегии.

После этого создали сценарий мероприятия, который финально согласовывался с Олегом.

Организационные вопросы

Чтобы сессия прошла комфортно и продуктивно, мы соблюдали несколько правил:

  • Дата. Не выбирайте рабочий день, чтобы не отвлекаться на ежедневные операционные задачи. 
  • Место. Даже не рассматривайте вариант офиса, будете отвлекаться. Нужно сменить обстановку. Необходимо просторное светлое помещение, где есть весь необходимый реквизит: проектор, флипчарты, маркеры. Каждый фасилитатор готовит райдер материалов в соответствии со сценарием.
  • Возможность свободного перемещения между командами. Приятно во время перерывов выходить на свежий воздух. 
  • Питание. Приготовьте большое количество воды, организуйте полноценные кофе-брейки и обед. 
  • Отсутствие отвлекающих факторов. Не забудьте попросить всех выключить звук на своих смартфонах.

Что происходит на стратегической сессии

У нас мероприятие стартовало с выступления собственника, где он представил результаты работы компании за последние пять лет, рассказал о причинах проведения сессии и озвучил результаты, к которым необходимо прийти.

Работа поделилась на несколько этапов:

  • формулирование видения работы компании до 2023 года включительно;
  • SWOT-анализ;
  • генерация идей для реализации стратегии и их приоритизация;
  • постановка целей по SMART, составление планов их реализации с указанием сроков и ответственных лиц.

По этим этапам прорабатывались все три блока:

  • развитие новых направлений;
  • люди;
  • бизнес-процессы и их автоматизация.

Во время сессии команды перемещались и перемешивались. В итоге мы получили несколько исписанных флипчартов с идеями и проработанными планами их реализации по всем направлениям.

photo

На что обращать внимание во время сессии

  • Следовать таймингу и инструкциям фасилитатора. Он держит ритм, следит за ходом обсуждения и вовремя подключается, чтобы дать следующее задание.
  • «Парковать» выявившиеся вопросы. Обычно фасилитатор фиксирует несрочные вопросы на доске, а участники затем ставят себе в план их решение за пределами сессии.
  • Не критиковать предложения участников. Важно, чтобы каждый мог спокойно высказать даже нестандартные идеи и при этом тут же не получить в ответ критическое замечание от остальных. 
  • Ответственность за активность группы лежит на ее участниках. Фасилитатор готовит сценарий и контролирует его соблюдение, но не несет ответственности за личную включенность и заинтересованность команды. 

Что происходит после сессии

После успешной сессии важно воплотить принятые решения в жизнь. Увы, часто происходит так, что команда снова погружается в операционные задачи, а дела стратегические откладываются на потом. 

Мы уже начали реализовывать следующее:

  • презентация итогов стратегической сессии всем сотрудникам;
  • контроль реализации планов на ежеквартальной основе тем же составом участников и проведение корректирующих действий.

Основные выводы

Что мы отметили для себя по итогам:

  • Синергетический эффект в деле. Каждый понял, что лучшие решения находятся при работе в команде. Например, коллега из смежного подразделения видит картину со стороны, дополняет ее новыми решениями и подходами. 
  • Достижение целостности видения. Все участники отвлеклись от текущих задач своего подразделения, переключились на общие цели и увидели, как результаты собственные и отдельно взятой команды влияют на деятельность всей компании. 
  • Оценка навыков команды. Собственник видит, как мыслит каждый из руководителей, и благодаря этому понимает уровень управленческого потенциала всей команды. Поэтому после сессии часто проводятся соответствующие обучающие мероприятия. Например, HR-отдел совместно со Школой креативных навыков Chulakov School сейчас запускает курс по управленческим скилам для middle-менеджмента. 
  • Сформированная стратегия развития компании. Определились с вектором движения до 2023 года включительно, разработали и уже реализуем план действий по всем приоритетным направлениям.
  • Ввод в курс дела остальных сотрудников. Провели презентацию стратегии для всей команды.

Как достичь максимума 

  • Стратегическая сессия — это совещание высшего руководства и ключевых сотрудников, где принимаются важные для дальнейшего развития компании решения.
  • Причинами для проведения очередной сессии могут быть: изменения внешней среды, обновление команды, необходимость синхронизировать общее видение дальнейшего развития. 
  • В мероприятии принимает участие собственник и руководители направлений. Стоит задуматься и о приглашении middle-менеджмента.
  • Обязательно наймите фасилитатора. Отдавать эту роль кому-то из своих не стоит, потому что вести сессию и полноценно участвовать в ней вряд ли получится.
  • Сценарий сессии прописывается конкретно под компанию.
  • Следуйте таймингу и инструкциям фасилитатора, придерживайте выявившиеся проблемы и вопросы, не спешите с критикой идей других участников, будьте активны. 
  • Продолжайте работу и после завершения сессии: делитесь итогами с сотрудниками, контролируйте выполнение планов.

Фото на обложке: Shutterstock/Peshkova
Изображения в тексте предоставлены автором

Пару лет назад к нам обратился собственник компании, чтобы провести стратегическую сессию. «Но только, чтобы не было, как в прошлые два раза!». У компании был негативный опыт — выезжали со всем ТОП-менеджерами загород и два раза прерывали стратсессию на середине пути. В результате, сформировалось негативное отношение к этой практике.

Мы разобрали ситуацию в деталях и выяснили, что главные причины провала: слабый модератор (внутренний), плохо подготовленная архитектура стратсессии, банальная для ТОП-менеджеров аналитика.

Это достаточно частые причины провала стратегических сессий, но не единственные. Стратсессия — это сильнейший инструмент роста бизнеса, но здесь многое может пойти не по плану.

Мы разберем подробно, как подготовиться и провести стратегическую сессию. Будем использовать наш опыт проведения 200+ стратегических сессий, полученный в 50+ разных бизнеса-секторах.

Содержание

    1. Что такое стратегическая сессия?
    2. Цель и задачи стратегической сессии
    3. Признаки того, что пора провести стратегическую сессию
    4. Подготовка к стратегической сессии
    5. План и этапы подготовки стратегической сессии
    6. Участники стратегической сессии
    7. Заказывать стратегическую сессию или проводить самим?
    8. Как выбрать ведущего стратегической сессии?
    9. Когда и где проводить стратегическую сессию?
    10. Возможные ошибки при проведении стратсессии
    11. Можно ли проводить стратсессию онлайн?
    12. Как провести стратегическую сессию и получить результат
    13. Итоги стратегической сессии
    14. Что делать после стратегической сессии
    15. Нужно ли пост-сопровождение после стратегической сессии?

1. Что такое стратегическая сессия?

Стратегическая сессия — это формат групповой работы, где принимают участие ключевые руководители и специалисты компании, стратсессия направлена на создание среднесрочного (полгода-год) и/или долгосрочного (3-5 лет) плана развития компании.

Стратегическую сессию обычно делают в начале очередного цикла стратегического планирования (у большинства компаний это 1 год). Организации, где есть бюджетирование проводят стратсессию за несколько месяцев до финализации бюджетов. Но, по нашему опыту, большинство компаний планируют это на конец года (ноябрь-декабрь).

Стратсессия особенно актуальна, если организации в условиях неопределенности: резко изменился рынок, условия ведения бизнеса (приход сильных игроков на рынок, изменение бизнес-моделей, …).

2. Цель и задачи стратегической сессии

Главная цель стратсессии — силами команды (при необходимости, с помощью внешних консультантов и экспертов) определить общее направление развития бизнеса.

Дополнительные цели: освежить понимание рынка и своей позиции на нем, «продать» сотрудникам важность проведения изменений, сплотить команду вокруг новых целей, сделать сотрудников причастными к разработанным стратегическим решениям.

Самые популярные задачи стратегической сессии:

    • Найти новые точки роста бизнеса, опираясь на аналитику и тренды своего рынка, используя групповой разум команды
    • Определить Видение и стратегические целина 1-3-5 лет вперед
    • Согласовать цели и приоритеты в управленческой команде (часто, у ТОПов разные взгляды на дальнейшее развитие бизнеса)
    • Обсудить и принять важные для компании решения:

        • смена бизнес-модели,
        • выход на новые рынки,
        • инвестиции в новые продуктовые направления,
        • трансформация орг. структуры, …
    • Вовлечь сотрудников, сделать причастным большим целям, снизить сопротивление при проведении будущих изменений

Проведение стратсессии 2

3. Признаки того, что пора провести стратегическую сессию

  • Организации находится в условиях неопределенности, резко изменился рынок, условия ведения бизнеса, конкурентное поле, …
  • Обновление и рост команды. Появились новые специалисты и необходимо разработать с ними единый план действий.
  • Необходимо синхронизировать видение дальнейшего роста бизнеса. Каждый отдел занимается своими задачами, но при все должны не забывать и об общих целях компании.
  • Компания реализовала прошлый стратегический план, входит в новый стратегический цикл

4. Подготовка к стратегической сессии

Перед стратсессией надо заранее подготовить аналитику. Участники не должны терять время на сессии ни на поиск информации, ни на их перепроверку. Аналитика — это мощнейший источник для новых идей, появления энергии и мотивации изменений.

Недостаток информации снижает энергию сотрудников, разрушает уверенность в правильности выработанных решений.

Последовательность действий, по нашему видению, должна быть следующей:

1. Подготовка  карты “умной аналитики”. Это набор разных аналитических методик, который:
— Полностью покрывает проблемное поле, подсвечивает ответы на ключевые страт. вопросы компании.
— Непривычен и свеж для менеджеров. Дает новый взгляд на бизнес.

Пример карты аналитик для торговой компанииПример карты аналитик для торговой компании

2. Сбор аналитики. Это могут делать сотрудники, если хватает ресурсов и компетенции. Часть данных, которые требуют узкой экспертизы, могут собирать привлеченные аналитики и консультанты.

Наилучшая конфигурация: консультанты проводят обучение (например, передают технику проведения Клиентских интервью), а сбором данных (проведение интервью) занимаются сотрудники, которые занимаются подготовкой к стратсессии.

3. Следующий этап — верификация данных. Нет ничего ужаснее, чем долгие дискуссии о достоверности данных. Они уведут сотрудников далеко от цели стратегической сессии. Не рекомендуем отдавать сбор всех данных на сторону — среди участников на страт. сессии обязательно должны быть те, кто занимался сбором данных. При возникновении вопросов они обоснуют достоверность данных, объяснят, откуда взята информация. Поэтому чем больше данных собрала команда Клиента, тем лучше.

4. Визуализация собранных данных. Информацию должна считываться за секунды. Долгое ковыряние в данных убивает всю творческую энергию. К тому же то, что десятки ключевых сотрудников компании оторваны от работы — делает это время очень дорогим.

5. Когда все данные готовы, мы разрабатывает архитектуру стратсессии. Порядок работы с аналитикой должен учитывать естественные циклы восприятия людей. В самом начале лучше спланировать работу с творческим заданиями, и soft-информацией. Когда участники раскачалась, можно подбросить данные и тренды для глубокого анализа. Перед обедом и в конце рабочего дня, когда все подустали, лучше сработают групповые задания, дискуссия повышает уровень вовлеченности и энергии.

Архитектура стратегической сессии — пример. Виды стратегических сессий

Структура-типовой-страт.сессии

Можно ли провести стратсессию без аналитики?

Возможно, но есть риск получить очень маленькой разнообразие идей. По сути, команда будет работать только с тем, что лежит на поверхности. Такие сессии продуктивны для клиентоконтактирующих сотрудников (продавцов, сервиса, фронт офиса). У них достаточного опыта, можно выгружать и работать с ним прямо на сессии. Для ТОПов, которые часто далеко от рынка, от Клиента — проведение стратсессии без подготовленной аналитики — крайне опасно. Скорее всего мы получим те же решения, которые были в компании и до этого.

Какой минимальный набор аналитик необходим?

Рекомендуем подготовить минимум два блока данных:

1. Требования собственника — это техническое задание от акционеров на стратегическую сессию, где они определяют:
— цели (темп роста, целевая рентабельность, ..)
— набор изменений, не требующих дискуссии
Здесь нужно найти баланс, чтобы не зажать команду в слишком узкие рамки и оставить свободу — без нее новых сложно придумать новые идеи.

2. Стратегические вопросы, стоящие перед организацией. Это верхнеуровневые вопросы, на которые у компании нет ответов.

Примеры стратегических вопросов. В последних стратсессиях самыми популярными стратегическими вопросами были:

        • Как поднять доходность, маржинальность бизнеса?
        • Есть ли у нас конкурентная стратегия, отстройка, УТП?
        • Как удержать существующих Клиентов? Как строить отношения? Как поднять LTV?
        • Как выглядит наша цифровая стратегия?
        • Где мы хотим быть через 3-5 лет? Какой бизнес мы строим?

Мы проанализировали аналитики, которые использовали в последних 10 страт. сессиях 2021-2022 года. Вот ТОП-5 самых популярных аналитик:

        1. Требования собственников
        2. Бенчмаркинг игроков в отрасли
        3. Отраслевые тренды
        4. Клиентские интервью
        5. SWOT-анализ

Примеры аналитик для стратегической сессии

ABC-XYZ анализ — пример

ABC-XYZ анализ

PEST-анализ — пример

PEST-analiz

Интервью с Клиентом — пример

Интервью с Клиентами

5. План и этапы подготовки стратегической сессии

Каждую стратсессию надо планировать с нуля, исходя из задач, команды, ресурса времени, … Здесь приведена типовая структура, которую можно использовать в большинстве случаев.

  1. Определить цели на стратсессию: зачем мы собрались.
  2. Задать правила и формат стратсессии: пояснить, что такое мозговой штурм, как будет строиться работа, как будут отбираться идеи.
  3. Создать среду для запуска креативного мышления. Можно использовать разные инструменты: Lego, ассоциативные карты, кубики историй, истории про компанию, …
  4. Провести мозговой штурм, его цель — формирование длинного списка идей. Важно не допустить критики и фиксировать все безумные идеи.
  5. Оценить идеи (через дискуссию, голосование или другие форматы приоритизирования) и выбрать лучшие страт. альтернативы, с которыми будем работать.

Пример оценки идей на стратегической сессии

Стратегические альтернативы

6. Отобрать набор ключевых стратегических проектов — стратегическое ядро. Это 5-7 крупных инициатив, которые должны кардинально изменить результаты бизнеса.

7. В зависимости от задач могут быть дополнительные блоки — разработать Видение, сделать декомпозицию стратегии и укрупненные планы подразделений.

8. Провести с командой групповую рефлексию: подвести итоги, обменяться опытом и зафиксировать, к чему пришли и какие вопросы остались нерешенными.

Если вы хотите заказать проведение стратегической сессии — свяжитесь с нами

6. Участники стратегической сессии

Должен ли собственник быть на стратегической сессии? Мы считаем, что собственник нужен всегда, если он активный участник в жизни компании. Но не обязательно его присутствие в мини-группах во время проведения мозгового штурма. Это хорошо, когда он не доминирует, умеет слушать и давать участникам высказаться.

Если собственник использует авторитарный стиль, ему лучше быть со-модератором. Нужно снизить его влияние на итоги мозгового штурма.

Чаще всего стратсессию нужно проводить с привлечением ключевых сотрудников — тех 20% людей, которые по правилу Парето отвечают за 80% результатов бизнеса. Оптимальное количество участников —  7-20 человек. Мы проводили стратегические сессии и на 30+ участников, но это делает управление сессией сложным, и в большинстве случаев такой состав сотрудников не нужен.

Есть несколько типажей, о которых нужно рассказать отдельно:

  1. Спорщики. Часто появляется желание убрать таких людей, но это опасно — среди них много неравнодушных участников, с высоким уровнем лояльности к компании, желающих что-то поменять. Мы уменьшим разнообразие мнений, уйдем от острых дискуссий.
  2. ТОП-менеджерыне связанные с коммерцией (бухгалтерия, логистика, производство, ОТК, ..). Их участие полезно — все будут в теме и причастны к результатам стратегической сессии. Часто это политический вопрос — исключение кого-то из списка может повлечь гораздо больше вреда, чем его пассивное участие на сессии.
  3. Средний менеджмент. Бытует мнение, что стратегическую сессию можно провести силами 3-4 ключевых руководителей. Часто это ухудшает последующую реализацию. Средний менеджмент, оторванный от процесса придумывания стратегии, не будет проводником ее идей.
  4. Исполнители. Брать отдельных специалистов стоит в двух ситуациях: 1) не хватает опыта «с полей», ТОП-менеджеры витают в облаках, 2) нужны  экспертные мнения специалистов, 3) среди спецов есть неформальные лидеры, которые станут проводником идей в изменении компании.

7. Заказывать стратегическую сессию или проводить самим?

Модератор стратсессии может быть внутренним — одним из ТОП-менеджеров. К этому стоит прибегнуть, если вы ограничены в бюджете. Как правило, это уменьшает эффективность сессии.

Когда модератор не ТОП-менеджер, ему не хватит авторитета. А если он ТО, ему полезнее участвовать в мозговых штурмах, генерировать и выбирать идеи вместе с участниками. Кроме того, модератор может сильно влиять на придуманные решения. Поэтому мы рекомендуем привлекать внешнего не ангажированного модератора (фасилитатора).

Модератор стратсессии должен быть профессионалом. Эта работа требует накопленного опыта, многочисленных прохождений через процесс фасилитации команды. Стратегическая сессия напоминает воздушный бой — критически мало времени, и очень дорого каждое неверное время. Конфликт между ТОП-менеджерами может за несколько минут выйти за допустимый уровень эмоциональности.

Задачи модератора:

  • Разработать максимально эффективный сценарий (архитектуру) страт. сессии, исходя из  целей компании.
  • Объяснять задания, снимать вопросы, непонимание, сопротивление.
  • Управлять дискуссией и энергией команды. Работать с групповой динамикой, вовлеченностью участников, …
  • Бороться с усталостью, критикой, пустыми дискуссиями, забалтыванием проблем.
  • Управлять конфликтами — не надо избегать острых дискуссий, они помогают найти корневые проблемы и их решения.
  • Фиксировать идеи (или организовать запись идей сотрудниками). Страт. альтернативы нужно записывать “вкусно”, чтобы не потерять суть, чтобы появилась энергия на реализацию принятых решений.
  • Быть независимым арбитром, гарантировать непредвзятость. Дать всем услышать обещающие идеи, даже если они против установок собственников/руководителей.
  • Собрать внутренних модераторов, если участников достаточно много, и провести тренинг.

Посмотрите кейсы по разработке стратегии

Разработка стратегии развития. Кейс SDS (РФ)

#Консалтинг #Стратегия

Разработка бизнес-стратегии. Кейс Wunder Digital

Разработка бизнес-стратегии. Кейс Wunder Digital

#Консалтинг #Стратегия

Разработка бизнес-стратегии на рынке US. Кейс BelWoodDoors

Разработка бизнес-стратегии на рынке US. Кейс BelWoodDoors

#Консалтинг #Стратегия

Разработка маркетинговой стратегии. Кейс Mercedes

#Стратегия #Маркетинг

8. Как выбрать ведущего стратегической сессии?

Модератор — это эксперт, который проводит команду через все этапы стратегической сессии, решая поставленные перед сессией цели и задачи. Это своего рода проводник управленцев в темному лесу, его цель — вывести участников к свету, к новым идеям развития, коллегиальному принятию важных решений.

Фасилитатор — это похожая роль, но с более мягкими формами работы. Фасилитатор дает больше свободы на выбор пути. Архитектура сессии (этапы и их результаты) обозначается только рамочно. Чем больше опыта у вашей команды в стратегировании, тем больше в работе ведущего фасилитации, а не модерации.

При выборе ведущего для вашей страт. сессии посмотрите “под лупой” на следующее:

  • Опыт проведения стратсессий для организаций, схожих с вашей по размеру. Есть большое отличие в управлении дискуссией ТОП-менеджеров малого бизнеса или большого банка.
  • Кейсы похожих на ваш проектов. Это снизит ваши риски. При этом, если ваши задачи достаточно уникальны, то попросите подготовить план работы — он будет главным критерием для оценки экспертности.
  • Опыт тренерской работы и группового коучинга. Это необходимо для эффективной фасилитации работы, управления групповой динамикой и конфликтами.
  • Опыт работы на руководящих позициях в компаниях. Модератор должен говорить на одном языке с командой. На высоком уровне ТОП-менеджеры быстро раскусят теоретика. А без авторитета у команды решать задачи модерации практически невозможно.
  • Примерный план страт. сессии (в т.ч. набор аналитик), исходя из задачи на сессию. Оцените, насколько он жизнеспособен и может привести к решению озвученных задач. Оцените аргументацию.
  • Четко проговорите целевой результат: что вы получите по результатам стратсессии, как будут оформлены сгенерированные идеи и принятые решения.
  • Ваш модератор не должен вызывать отторжения как человек. Посмотрите, как он фокусируется на решении ваших задач, не увлекается ли нарциссизмом, желанием самоутвердиться.

9. Когда и где проводить стратегическую сессию?

Рекомендуем придерживаться этих правил, это позволит провести вашу стратегическую сессию максимально эффективно:

  1. Выехать загород. Нужно вытащить сотрудников из операционки, оторвать от рабочих мест. Переговорка в офисе — плохой вариант, участникам надо подняться над ситуацией, взглянуть на компанию по-новому.
  2. Выбрать удобные дни, чтобы не отвлекаться на рабочие вопросы. Возможно, захватить один из выходных дней, если это не противоречит культуре компании. Нет ничего хуже, если участников не покидают мысли, что у них забрали законные выходные. Мотивация и энергия на поиск лучшей стратегии, как правило, гораздо важнее 1-2 рабочих дней. Да и проводится только один раз в году.
  3. Если много работы, то лучше запланировать работу 2-3 дня подряд, чтобы не разрывать процесс. Участники могут долго разогреваться, погружаться в тему.
  4. Попросить одеться комфортно, в casual-стиле.
  5. Исключить тяжелый алкоголь, он мешает креативной работе. Можно запланировать банкет сразу после по завершению стратсессии.
  6. Ночевать или нет между 1 и 2 днем сессии — зависит от вашего бюджета. Если он позволяет, то лучше спланировать ночевку на месте проведения сессии. Это обеспечит переключение мышления с рабочих и домашних проблем. Совместный завтрак в отеле — отличное время командообразования, настройки на рабочий процесс, поднятия уровня энергии.

Сергей Сарванов, ГК Vegas

Один из немногих случаев работы с консалтинговыми структурами, когда результат полностью соответствовал ожиданиям! Консультанту удалось сплотить и увлечь коллектив компании, выделить из коллектива компетентную рабочую группу, которая смогла генерировать практические идеи для разработки стратегии развития компании.

Ксения Прудникова, собственник PR3 Connect

Разобрались в бизнес-модели и выбрали по какой идём, сформировали портфель продуктов, начали активно работать по маркетингу и продажам, запустили пилотный проект на новом рынке. Спасибо за очень полезный для нас интернет-аудит, пользуемся активно сейчас. Динамичная и полезная стратсессия, в предвкушении реализации 🙂 Нравится, что у вашей команды разный опыт, вы с разных сторон смотрите на ситуацию. Понятные сопроводительные документы — шаблоны для сбора аналитик и т.д.

10. Возможные ошибки при проведении стратсессии

Что может пойти не по плану? Все!) Собрали самые важные риски, которые необходимо продумать заранее.

Проблема, риск Решение
1. Нехватка времени. Подготовили много информации, заданий, а участники идут медленее, чем хотелось бы. 1. Сделать 2 сценария работы: программа-минимум и программа-максимум.
2. Низкая мотивация и вовлеченность, апатия. Отсутствие креативного, инновационного мышления. 2. Запланировать игровые, разогревательные упражнения в начале сессии. Подготовить интересные аналитики. Устроить соревновательность между группами.
3. Преднастройка на негатив (особенно, если был плохой опыт). 3. Подробно объяснить в начале сессии, как будет выглядеть работа, что является целевым результатом.
4. Низкое качество собранной аналитики, неточности в данных. 4. Тщательная подготовка, верификация данных. Вовлечение команды в процесс сбора данных.
5. Критика, споры, затянутые обсуждения. 5. Четкое объяснить и отслеживать выполнение правил мозгового штурма. «Прессовать» деструктивных критиков.
6. Низкий уровень идей. 6. Возможно, необходимо привлечение внешних экспертов, если внутри команды не хватает компетенций.

При хорошей подготовке и выборе профессионального модератора эти сложности не должны стать серьезной проблемой для проведения сессии.

11. Можно ли проводить стратсессию онлайн?

Оффлайн формат всегда лучше. Эффективность общения и качество обсуждений в онлайне снижается, особенно при плохом качестве связи. Тяжело организовать процесс, чтобы все видели всех. Страдают soft-элементы коммуникации: эмпатия, мимика, интонация — все это труднее считывать, не находясь рядом с участниками. В онлайне проще «выключиться», заняться другими делами. А нам нужна вовлеченность всех участников в работу.

Онлайн формат страт. сессии имеет право на жизнь, если сотрудники умеют работать удаленно или трудно (слишком дорого) собраться вместе.

Если есть возможность, то стратсессию надо проводить в оффлайне.

Кейс. В разгар эпидемии Сovid мы были вынуждены провести в онлайне страт. сессию для крупной дистрибьюторской компании. В Zoom собралось 27 участников, каждый из дома. Мы поделили их на мини-группы и четко прописали инструкции по работе. Осознанно выбрали модераторов и провели им тренинг.

В каждой группе одним из участников была наша команда, с подключением на отдельном устройстве. Это позволило незаметно контролировать дискуссию, оперативно подключаться при появлении сложностей. В результате было сгенерировано 300+ идей, достигнуты поставленные цели.

Больше кейсов по разработке стратегии.

12. Как провести стратегическую сессию и получить результат?

Для достижения максимального результата избегайте следующего:

  1. Слишком жесткие цели/планы — это снижает творческую свободу, превращают страт. сессию в бюджетный процесс.
  2. Ставить цели наобум, без предварительного финансового обоснования. Это убивает мотивацию участников, лишает дискуссию смысла.
  3. Прямо на сессии назначать ответственных по реализации идей. Не превращайте стратегическую сессию в производственное совещание. Определить ответственных по проектам можно и после.
  4. Ставить жесткие сроки реализации проектов. Исполнители должны подумать, декомпозировать свои задачи, сверить с существующей нагрузкой. Взятые ими обязательства по срокам должны быть только добровольными!
  5. Излишне углубляться в детали исполнения — это понижает творческий настрой, не дает подняться над ситуацией и мыслить стратегически. Но, при этом, обойти все детали нельзя — иначе придуманные идеи будут оторваны от жизни.
  6. Но самый большой враг — оценка и критика. Надо исключить их в мозговом штурме и дискуссии по генерации идей.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы делимся бизнес-кейсами:

  • Как провести исследование рынка за час?
  • Нужна ли компании миссия?
  • Когда надо менять бизнес-модель?
  • Есть ли универсальные факторы успеха в бизнесе?
  • 5 областей для поиска прорывной стратегии

13. Итоги стратегической сессии

В результате стратегической сессии вы должны получить целевой результат, ради которого собрались. Чаще всего,  Клиенты хотят получить:

  • Длинный список идей развития (потом его оценивают, рейтингуют, выбирают важное).
  • Набор стратегических инициатив, проектов для реализации.
  • Стратегическое ядро — 3-7 главных приоритетов развития на ближайшие годы.
  • Видение (картинка будущего компании), разделяемое командой.
  • Стратегические планы подразделений.
  • Миссия, ценности, корпоративные принципы.
  • Идеи новых продуктов.
  • Набор антикризисных мер.

Стратегическое ядроAction-plan

14. Что делать после стратегической сессии

Самое важное после сессии — быстро перейти к реализации . Типичная ошибка — команда была вдохновлена на сессии, но с понедельника все погрузились в операционку, руководство не дает достаточно внимания и ресурсов для реализации страт. проектов. Все эффекты сессии ушли в песок, в компании «страт. сессия» становится синонимом потери времени.

Рекомендуем в ближайшие дни после стратегической сессии:

  1. Декомпозировать проекты на задачи, сделать Action-план (график Ганта).
  2. Оформить программный документ по стратегии — вычистить формулировки, не забыть, что «краткость — сестра таланта».
  3. Презентовать итоги сессии ключевым сотрудникам. Руководители должны показать команде приверженность принятым решениям.
  4. Определить проект-менеджера, ответственного за реализацию задач Action-плана.
  5. Максимально широко разделить ответственность за отдельные проекты/задачи развития среди ключевых сотрудников в команде.
  6. Регулярно (раз в 2 недели) проводить ревизии по задачам Action-плана. Новые процессы и системы формировать с подключением опытных подрядчиков, экспертов, консультантов, чтобы минимизировать риск формального выполнения.
  7. Собственнику, директору регулярно интересоваться прогрессом, отслеживать, как команда движется по намеченному плану.
  8. Полезно применять «усилители» мотивации: например, стратегический плакат в офисах и кабинетах ТОП-менеджеров или монитор приближения к Большой цели.

Execution (исполнение) — это ключевой фактор успеха в реализации любой стратегии. Плохую идею можно сделать лучше при условии настойчивой реализации. А самую лучшую стратегию можно слить в бездействии и забалтывании.

Чтобы определить, нужна ли вам внешняя помощь в реализации, посмотрите этот чек-лист.

Вам, скорее всего, не нужно пост-сопровождение и помощь консультантов во внедрения стратегии, если:

  • В компании высокая дисциплина и культура исполнения, вы выполняете большую часть от поставленных планов.
  • Есть необходимые эксперты по реализации выбранных проектов.
  • Вы умеете работать с проектами развития, есть необходимый опыт
  • Есть подготовленный руководитель проектов.
  • Риски затянуть и замылить проекты развития видятся небольшими.

Если по большому числу пунктов вы ответ или «нет», то лучше поискать консультанта или интерим-менеджера для помощи в реализации стратегии. С ним вы должны идти быстрее, а скорость здесь критически важна. Медленный темп расхолаживает, уменьшает мотивацию сотрудников. Возникает риск того, что стратегия устареет, рынок поменяется, конкуренты реализуют свои планы быстрее.

6. Cтратегическая сессия: как подготовить, провести и оформить итоги за 8 шагов

Стратегическая сессия — это особый вид взаимодействия коллектива организации, нацеленный на управление стратегическим развитием и включающий совместное проведение стратегического анализа, выработку решений, целеуказание и планирование.

Стратегическая сессия (стратсессия, фасилитационная сессия) обычно проводится в виде совещания руководителей разного уровня управления с участием экспертов и, как правило, одного фасилитатора (ведущего). Существуют и децентрализованный вариант проведения стратегических сессий. В этом случае работа происходит не одновременно в одном месте, а разнесено в пространстве и во времени.

Любые форматы стратсессии являются достаточно эффективными и структурированными видами взаимодействия между руководителями компании. В развитых системах стратегического управления такие сессии являются регулярной частью управленческих процессов.

В ходе стратегической сессии руководители делают попытку посмотреть на свою компанию по-новому, сквозь призму разных методов стратегического анализа. Это даёт возможность получить инсайты и результаты, которые маловероятно получить в повседневном режиме работы.

В свою очередь, члены рабочей группы, участвующие в стратегической сессии, начинают видеть зоны своей ответственности по-новому и понимать интересы других подразделений. Это помогает усилить сплоченность, повысить понимание выработанных на сессии планов и мотивацию для их реализации.

Хотя стратегические сессии объединяются процессом стратегического анализа, разработки и мониторинга стратегии, внутри каждого из этих важных этапов процесса стратегического управления ставятся разные задачи. Каждая стратсессия с точки зрения своей подготовки и проведения похожа на совещание и должна иметь определённый сценарий.

Основные этапы этой работы обычно не зависят от обсуждаемой темы. Ниже представлен типовой сценарий стратегической сессии.

стратегическая сессия как провести сценарий стратегической сессии

Такой план проведения сессии является универсальным в рамках всего этого курса.

Для того, чтобы вы могли провести стратсессию эффективно и получить наилучшие результаты нужно очень внимательно подойти к её подготовке. Лучше всего, если предлагаемый в этом уроке подход будет встроен в процессы управления вашей компании.

Т.к. подход к проведению стратсессии в этом практикуме очень хорошо структурирован, то вам не составит большого труда встроить типовой сценарий стратегической сессии в существующие в компании регламенты.

Однако, эта работа является лишь одним из этапов внедрения системы стратегического управления. Как это делать детально изучается в практикуме по внедрению систем стратегического управления.

Для гостей настоящего открытого урока рекомендуем ознакомиться с описанием практикума по разработке стратегии и пройти специальный экспресс-тест системы управления. Если уже проходили, то переходим к следующей главе.

Экспресс-тест качества системы управления компании

Рекомендуем сначала быстро оценить качество управления в вашей компании. Это поможет учесть ваши особенности и получить максимум практической пользы от чтения.



Значение Strategium Space Score (SSS) рассчитывается на основе 20 критериев и характеризует качество системы стратегического управления вашей компании.

Чтобы получить значение SSS:

1. Ответьте на вопросы теста*.

2. Ознакомьтесь с краткой расшифровкой результатов.

3. Для подробной расшифровки оставьте email.

*Мы не храним результаты оценки (тест анонимный).

Пояснения к результатам теста на email!

*

Пояснения в Telegram

 

Проведение стратегической сессии: этапы и их особенности

Итак, как показано на схеме выше, каждая стратегическая сессия должна включать в себя следующие этапы:

  1. Выбор темы стратсессии в зависимости от этапа процесса разработки стратегии согласно методологии.
  2. Выбор метода проведения конкретной сессии и адаптация универсальных подходов под специфику рабочей группы и компании.
  3. Информирование команды о целях стратсессии и обучение при необходимости.
  4. Разработка плана проведения стратсессии и постановка задачи каждому участнику рабочей группы.
  5. Проведение стратегической сессии.
  6. Оформление и согласование результатов сессии.
  7. Корректировка метода проведения стратегического совещания.
  8. Адаптация системы управления и регламентов по результатам проведения стратегической сессии.

Обращаю особое внимание на пункты 7 и 8. Несмотря на то, что они являются последними в этом списке, это важнейшие элементы создания и совершенствования системы стратегического менеджмента, отвечающей за поддержание долгосрочной конкурентоспособности компании, а не разового мероприятия для галочки.

Теперь подробно остановимся на том, как нужно выполнять некоторые этапы типового сценария стратегической сессии.

Выбор цели стратегической сессии и подготовка

В рамках нашего практикума каждая страцессия (опечатка специально для поисковых систем) проводится по детальной и разработанной заранее методологии. Необходимая для проведения стратегической сессии документация уже оформлена в виде инструкций и методик по каждому этапу разработки стратегии развития. Там же определены и цели каждой стратегической сессии.

В следующем уроке участники практикума приступают к стратсессии по PESTLE-анализу, а гости этого открытого урока могут ознакомиться с полноценным примером в практикуме по разработке личной стратегии: стратегическая сессия по проведению PESTLE-анализа. Там нет некоторых приложений для команд и выбран другой объект анализа, но подход совершенно одинаковый.

pestle pest step pestel анализ определение и методика проведения

При подготовке вам необходимо внимательно изучить все методические материалы, видео, примеры и шаблоны, прилагаемые к урокам по конкретной стратегической сессии и уточнить требования к сотрудникам, которые будут участвовать в работе.

В некоторых случаях могут понадобиться корректировки. Дело в том, что в уроках даются стандартные схемы, которые применимы в большинстве случаев. Но иногда требуется адаптировать стандартную методологию проведения сессии под специфику компании, рабочей группы или конкретных участников.

Поэтому вы можете вносить корректировки в методические материалы. В соответствии с данными изменениями могут меняться и цели стратегической сессии.

Особенно это актуально в ходе проекта внедрения системы стратегического управления. Главной целью этого проекта в отличие от этого практикума является не разработка стратегии, а внедрение регулярного стратегического менеджмента.

В этом случае очень важно адаптировать стандартные методологии под конкретную компанию. В нашей программе обучения есть специальный практикум по внедрению системы стратегического управления, который входит в проектно-трансформационную программу по модернизации систем управления компаний.

Стратегическая сессия: организация команды и постановка задачи

После изучения методической документации вы будете понимать состав работ и требуемые для этого компетенции. Если у кого-то из участников не будет хватать квалификации, то необходимо провести обучение. Это можно сделать с использованием материалов практикума и приложений к урокам.

Данный практикум создан для того, чтобы стратегию развития компании смог разработать один человек и даже без специального образования. Поэтому проблем с обучением участников и организацией рабочей группы быть не должно. Вам необходимо определиться с составом рабочей группы, обучить участников и организовать их для выполнения работы в рамках стратегической сессии.

Состав команды от сессии к сессии может несколько изменяться, однако костяк команды должен пройти весь процесс от начала до конца.

Чтобы было понятнее содержание этого урока, я поделюсь закрытым видео из урока по проведению стратегической сессии по расширенному-SWOT-анализу. Если вы обучаетесь на курсе, то смотреть это видео сейчас не обязательно. Лучше ознакомиться с ним в соответствующем уроке.

А гости этого открытого урока могут составить представление, как можно подготовить стратегическую сессию по одному из этапов разработки стратегии.

Больше видео можно посмотреть в нашем youtube-канале.

План стратегической сессии

На основе материалов уроков и прилагаемых шаблонов нужно будет разработать план стратегической сессии. В карточке каждой стратегической сессии вы найдёте необходимую для планирования сессии методическую информацию. Остаётся только создать план и согласовать его с членами рабочей группы.

При необходимости может потребоваться пояснить стоящую задачу, ответить на вопросы и внести корректировки в план. Изменения могут быть вызваны спецификой компании, уровнем подготовки членов рабочей группы, доступным временем для организации каждой стратегической сессии и другими факторами.

План стратегической сессии может состоять из нескольких строчек, а может быть целым сценарием. Всё зависит от количества участников, задач и требуемых результатов.

пример стратегической сессии план стратегической сессии

Если вы представите план стратегической сессии в подобном виде, то всем участникам будет понятнее, чем они будут заниматься.

Разошлите необходимую методическую информацию, чтобы люди еще подробнее узнали о предстоящей работе и подготовились. В этом случае на самой сессии вы больше времени потратите на продуктивную работу, чем на восполнение пробелов в знаниях некоторых членов команды.

Как провести стратегическую сессию и получить результат

Вся информация о том, как провести стратегическую сессию по определённой теме есть в специальной карточке, прилагаемой к соответствующему уроку. Вид этой карточки показан в следующей главе. Всё, что нужно сделать это прочитать карточку и выполнить все пункты заданий, которые там указаны.

В карточке стратегической сессии есть следующие разделы:

  1. Определение и назначение метода, который используется в стратегической сессии.
  2. Цель стратегической сессии.
  3. Место данной сессии в процессе разработки стратегии развития.
  4. Перечисление применяемых методик и инструментов.
  5. Рекомендуемый состав рабочей группы.
  6. Исходные данные, используемые для стратегической сессии, и их источники.
  7. Список последующих этапов, на которых результаты данной стратсессии будут использоваться.
  8. Содержание и порядок проведения стратегической сессии.
  9. Краткое описание результатов, которые должны получиться в итоге, и форма их представления.

Ваша задача состоит в том, чтобы выполнить все перечисленные задания в соответствии с карточкой сессии.

В приложении к данному уроку есть пример плана стратсессии в формате PowerPoint. Такой шаблон можно использовать для планирования подобных мероприятий. Ваши планы могут быть проще или сложнее, в зависимости от масштабов вашей компании и проекта по разработке стратегии.

Более детальные методологии проведения конкретной сессии и специфическая для проведения работ по этапу документация находятся в приложениях к соответствующим урокам.

Как отслеживать работу в рамках стратегической сессии?

Чтобы убедиться, что подготовка и работа в рамках стратегической сессии проводится правильно, рекомендуется осуществлять пошаговую проверку выполненных операций. Это можно делать двумя способами.

Отслеживание прогресса через карточку

Перед началом работы можно распечатать карточку спринта и отмечать на ней проведённые работы. После выполнения всех работ в рамках спринта у вас должно получиться что-то подобное.

Ниже представлена типовая карточка по проведению стратегической сессии, в рамках которой вам предстоит сгенерировать так называемые протостратегии. Как видите, здесь есть вся необходимая информация для планирования и проведения сессии по расширенному SWOT-анализу. Необходимая методическая информация есть в тексте и приложениях к соответствующему уроку.

стратегическая сессия по расширенному SWOT-анализу

Карточка стратегической сессии позволяет наглядно видеть, что требуется для подготовки, проведения и оформления результатов стратегической сессии.

Отслеживание прогресса через дорожную карту (Scrum-доску)

Если вы будете использовать так называемую дорожную карту по разработке стратегии (данный инструмент предоставляется слушателям курса бесплатно, ссылка находится в уроке по Scrum), то технология немного другая. В данном случае вы используете систему Trello с заранее заготовленными этапами, которые нужно пройти во время нашего практикума.

Прогресс продвижения каждой стратегической сессии и практикума в целом можно отслеживать и отмечать в соответствующей электронной карточке. Вы просто отмечаете выполненные работы галочкой и приступаете к следующему этапу.

стратегическая сессия и её план

Это удобно при работе в команде, т.к. вы можете сделать scrum-доску общей.

Как оформить и согласовать итоги стратегической сессии

После каждой стратегической сессии необходимо подвести итоги и оформить результаты в соответствии с прилагаемыми к каждому уроку шаблонами и примерами.

Итоги стратегической сессии по методологии Strategium Space Scrum заключаются в существенном приросте содержания стратегии. Это означает, что рабочая группа полностью выполнила работы, провела анализ, мозговой штурм и оформила итоги в виде документа или обработанной информации.

Результатом могут быть отдельная полноценная часть стратегии или отдельный стратегический документ, например, разработанная и проанализированная бизнес-модель. Всё это должно быть готово к использованию на последующих стратегических сессиях.

Поэтому после каждой сессии проводится специальная встреча или дистанционное совещание для согласования или утверждения результатов. На этой встрече команда, заказчики и кураторы проектов:

  • оценивают то, что было сделано,
  • решают, насколько это соответствует ожиданиям.
  • возможно ли утвердить полученные результаты, чтобы использовать их для последующей работы.

Представьте результаты для согласования и утверждения руководителям компании или заинтересованными лицами (смежными подразделениями, например), чтобы на последующем этапе команды исходили из согласованной позиции.

В противном случае могут возникнуть критические отклонения и финальный документ не только не будет удовлетворять большинство заинтересованных лиц, но и не позволит быстро внести необходимые изменения.

Это ставит под угрозу весь процесс разработки стратегии. Будьте внимательны.

Не стоит относиться к этой встрече формально. В ней должны участвовать все заинтересованные лица:

  • руководитель компании (функции),
  • заместители,
  • члены рабочей группы,
  • руководитель проекта разработки стратегии,
  • сотрудники смежных подразделений или компаний-партнёров, которым результаты сессии могут быть важны.

Результаты оцениваются с точки зрения достижения цели, которая была определена в начале сессии. В идеале команда должна выполнить все задачи, но важнее то, что должна быть достигнута его цель.

Параметры, которые можно использовать для формальной оценки результатов сессии:

  • команда передала законченный продукт,
  • задачи стратегической сессии выполнены,
  • есть прогресс в разработке стратегии (% завершенности проекта),
  • готовность результатов работы для использования в следующей сессии.

Таким образом, данная встреча оценивает результаты выполнения задач сессии и работу команды.

Заключительный обзор сессии стратегического планирования и корректировка методологии

Данная часть работы посвящается несколько иным темам, чем предыдущая встреча. Несмотря на то, что она может проводится непосредственно после предыдущего совещания (и даже быть объединена с ним), она имеет целью оценить метод разработки, в частности, на так называемый бэклог (backlog) стратегии, который мы применяли в работе.

Как вы помните, мы используем типовой процесс разработки стратегии. В каждом конкретном случае можно дополнить типовую схему разработки стратегии данными из периодической системы стратегических элементов. И именно это совещание позволяет нам определить:

  • насколько принятая ранее программа работы в рамках прошедшей сессии стратегического планирования соответствует специфике компании,
  • нет ли необходимости заменить применяемый метод, сократить или дополнить его.

классификация методов стратегического анализа и планирования

Результаты данного обсуждения влияют на весь последующий стратегический цикл компании. По результатам каждой стратегической сессии создается обновленный план, который будет использоваться в следующей итерации разработки, вернее, обновления стратегии.

Именно так происходит процесс улучшения системы стратегического управления компании. Независимо от того, насколько хорошо работает рабочая группа, всегда есть возможность улучшить метод и адаптировать его к специфике компании.

Хорошая команда ищет возможности для улучшения, и для этого в методологии Strategium Space Scrum выделили специальное время, позволяющее остановиться и задуматься о том, как работает методология, что можно улучшить и как.

Данная работа – очень полезное мероприятие и не стоит к нему относится посредственно. Та схема разработки, которая приведена в данном курсе, является стандартной. Она может и должна быть адаптирована для каждой конкретной компании. Но сделать это можно только после того, как проведены работы в рамках типового проекта.

Стратегическая сессия как элемент системы управления

Компания рано или поздно перерастает типовой процесс разработки и начинает делать свою версию процесса стратегического управления. Планы проведения стратегических сессий объединённые нашей методологией разработки стратегии развития может стать элементарными кирпичиками для строительства современной системы управления.

Обычно практика управления складывается стихийно. Попытки зарегулировать внутренние управленческие процедуры с помощью регламентов редко бывают успешными. Это происходит из-за того, что регламенты не учитывают практику управления и пытаются насаждать новые процедуры с нуля.

Исправить это можно представленным в этом уроке способом:

  1. Сначала проводится стратегическая сессия по стандартной методологии.
  2. По результатам проведения вносятся изменения с учётом практики проведения и обоснованных пожеланий участников.
  3. На основе скорректированной методологии создаётся регламент стратегического управления, который уже прошёл одну итерацию на практике.

Это значительно повышает шансы на успешное внедрение процесса стратегического управления.

Выше упоминался практикум по внедрению системы стратегического управления. Мы рекомендуем проводить эту работу параллельно с разработкой стратегии.

В этом уроке мы изучили структурированный подход к проведению стратегической сессии, а также узнали, как организовать процесс, чтобы итоги стратсессии стали частью полноценной стратегии развития.

До встречи на следующем уроке.

Дмитрий Рыцев ©Дмитрий Рыцев – автор является основателем проекта Strategium.Space и специализируется на стратегическом управлении в своей научной и деловой деятельности.

Если этот бесплатный урок вам понравился, то не забудьте поделиться ссылкой с коллегами.

Предложения со словосочетанием «стратегическая сессия»

Обычно компании, формирующие амбициозные цели, проводят стратегическую сессию по выработке текущих или стратегических целей.

При проведении стратегической сессии вопрос выбора решается за 4—5 недель.

Очень важно вовремя осознать, что перед вами стоит адаптивная проблема, недвусмысленно указать на неё и разработать совещание в формате стратегической сессии.

Вы можете скачать с моего сайта примеры программ стратегических сессий по ссылке.

В основном мы работаем с управленческими командами компаний в режиме стратегических сессий, сопровождаем в ходе изменений.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кадушка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

И мы готовы предоставить помощь тем руководителям, которые хотят проводить эффективные стратегические сессии для того, чтобы изменить к лучшему будущее своих организаций.

Последние 15 лет мы посвятили тому, чтобы помочь руководителям сделать стратегические сессии более результативными.

Во время нашего разговора он делал тонкие и проницательные замечания, но тем не менее к концу беседы признался, что его последняя стратегическая сессия прошла не очень успешно, и он знал почему.

Очень много было детально проработано к началу стратегической сессии.

Эта книга продемонстрирует вам самые яркие примеры стратегических сессий.

За моими плечами несколько десятков стратегических сессий, но до сих пор я не могу о какой-то сессии сказать, что она подготовлена и проведена идеально.

Результаты стратегической сессии обесценивается, если не прорабатываются механизмы реализации стратегии.

Те сотрудники, у которых была электронная почта, получили материалы стратегической сессии заранее и внимательно их прочитали.

С целью найти способы реализации этой стратегически важной задачи, менеджмент провёл ряд стратегических сессий и мозговых штурмов и пришёл к следующим выводам.

На стратегической сессии встал вопрос – как увеличить продажи в сетевые магазины.

Бывает так, что у вас есть идеи по поводу того, как организовать стратегическую сессию, но нет полной уверенности в её успешном исходе.

Назовём это пространство искусством и наукой разработки стратегической сессии.

Это классическая адаптивная проблема, ради которой необходимо проведение тщательно спланированной стратегической сессии.

Многие компании проводят под руководством автора стратегические сессии ежегодно, привязывая их к годовому планированию.

Задачу проведения стратегической сессии всегда нужно персонифицировать и учитывать множество факторов.

При таком подходе стратегическая сессия вписывается в оперативное управление, а не живёт отдельной жизнью.

Всё многообразие стратегических сессий представляет из себя комбинации из перечисленных выше элементов.

По результатам десятков проведённых стратегических сессий у меня родилась схема, отражающая основные разработочные этапы.

После стратегической сессии обязательно нужно провести ревизию системы оплаты труда, действующую в компании.

У нас состоялась стратегическая сессия.

От стратегической сессии ждали многого.

За последние 15 лет я провёл больше сотни стратегических сессий – и почти на каждой из них этот миф являл себя публике в презентациях маркетологов, где графики показывали неостановимое движение рынка вверх, упираясь в небо.

Я проводил ассесмент для генерального директора крупнейшей страховой компании, который был убит в тот день, когда у нас была назначена стратегическая сессия, а затем следователь пытался разгадать убийство, читая мой отчёт об ассесменте.

Всё более популярными становятся стратегические сессии.

Что может дать собственникам стратегическая сессия?

Программа стратегической сессии строится от задач.

Всегда на разработочных семинарах, стратегических сессиях призываю участников перейти из стереотипа «это невозможно» в «а как это возможно?» А тут себя ловлю на реакции: «Это невозможно» на запрос клиента: «Хочу увеличить продажи в 3 раза, без увеличения численности».

Собственники и руководители относятся к стратегическим сессиям исключительно как к рабочим совещаниям, никаких «игрушек», теоретического излишества.

Часто мне задают вопрос: «Зачем вам заказывают стратегическую сессию на следующий год, если компания уже разрабатывала видение на 3—5 лет?» Моя практика показывает, что видение нужно пересматривать регулярно.

Выбор пути постоянных улучшений стал очевиден, когда на стратегической сессии учредитель «Нордсити» на вопрос, зачем ему лично нужно бережливое мышление, сказал: «Чтобы компания выжила и могла развиваться».

Сегодняшнее начальство спокойно проводит бесконечные стратегические сессии, не имея ни малейшего представления о мышлении.

И эта книга точно предназначена для вас, если вы сомневаетесь в необходимости и важности обсуждений в любой команде, будь то семейный совет, дружеская встреча, стратегическая сессия компании или еженедельная планёрка.

Когда мы обсуждаем с управляющими партнёрами на стратегических сессиях цели по выручке, часто чувствуется некоторое смущение.

Всегда интересно наблюдать, когда во время стратегической сессии или на тренинге человек находит тот недостающий элемент пазла, который помножал все предыдущие результаты на ноль.

Несовпадающие 20–50% позволяют дополнить, дорисовать картины друг друга, сделать согласованное и разделяемое всеми участниками стратегической сессии видение будущего.

Вопросы о будущем рынка на стратегических сессиях проходят с самым большим скрипом.

Для реализации этих задач проводится стратегическая сессия с участием первых лиц предприятия и продвинутых сотрудников.

Пользуясь материалами из части 2, вы сможете самостоятельно создать план стратегической сессии и её провести, или произвести квалифицированную закупку.

В ближайшее время запланирована стратегическая сессия с руководством компании по разработке EVP, а далее – визуальная и коммуникационная часть позиционирования бренда и логотипа.

Анализ таких драйверов лучше всего проводить в формате ежегодных стратегических сессий, задавая себе вполне понятный набор вопросов.

Я в таких случаях всегда провожу с партнёрами стратегическую сессию.

Далее последовала стратегическая сессия, на которой мы проектировали критерии эффективности с учётом мнений сторон и целей компании.

При данном стиле руководства команда вовлекается в мозговые штурмы, фассилитации, проводятся стратегические сессии с участием членов команды.

Ассоциации к слову «стратегический»

Ассоциации к слову «сессия»

Синонимы к слову «стратегический»

Синонимы к слову «сессия»

Сочетаемость слова «сессия»

  • летняя сессия
    зимняя сессия
    экзаменационная сессия
  • сессия верховного совета
    от сессии до сессии
    сессия парламента
  • конец сессии
    окончание сессии
    начало сессии
  • сессия закончилась
    сессия началась
    сессия кончилась
  • сдавать сессию
    готовиться к сессии
    выступить на сессии
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «сессия»

  • СЕ́ССИЯ, -и, ж. 1. Заседания различных представительных органов и коллегиальных учреждений, происходящие периодически, а также период таких заседаний. Сессия Верховного Совета РСФСР. Сессия Академии наук. Решения сессии. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СЕССИЯ

Отправить комментарий

Дополнительно

Сегодня мы обсудим с вами стратегические сессии. Каждый год в ИКРЕ заканчивается именно этим масштабным мероприятием, поэтому сегодня мы попробуем разложить по полочкам все ее составляющие: от смысла до инструментов, которые помогут в ее организации.

Стратегическая сессия — это очное мероприятие, на котором топ-менеджмент компании отдельно или вместе с сотрудниками создает короткосрочную, среднесрочную и долгосрочную рамку для своей компании. Главной целью стратсессии является фокусировка: ее проводят для того, чтобы сопоставить короткосрочные задачи с долгосрочными целями. Обычно стратсессия задает вектор развития для инновационной среды и показывает, как впоследствии должна трансформироваться культура, методология и процессы по отношению к тому, что есть сейчас в компании.

Можно ли и стоит ли заменять стратсессией корпоратив?

Нет, конечно. Это совершенно разные мероприятия с разными целями. Цель корпоратива: развлечение и увеселение людей, а цель стратсессии: достижение осязаемого и ценного результата.

Что важно обсудить с командой на стратсессии?

  • Сопоставьте миссию компании с ее текущей деятельностью и проведите ретроспективу ее деятельности в уходящем году.
  • Уточните ценности компании и каскадируйте их на ценности конкретных людей. Часто ценности, сформулированные в компании, не резонируют с командой — так быть не должно.
  • Создайте среднесрочную перспективу в промежутке 3-5 лет или скорректируйте предыдущую. В зависимости от этого выставляется план активаций на следующий год. Это позволяет команде видеть, какие проекты в дальнейшем будут в приоритете.
  • Спроектируйте системы KPI или OKR и поставьте измеримые цели на команду.

Как удержать внимание и оптимизировать расходы ресурсов команды?

  • На стратсессии нужно постоянно менять форматы деятельности. Чтобы команда меньше уставала, попробуйте использовать визуальное представление: майндмэп, календарный план, зарисовки.
  • Стратсессию можно и полезно проводить за рамками своего офиса.
  • Создайте условия, в которых люди постоянно будут меняться командами. Парадоксально, но многие менеджеры общаются только внутри своего отдела. А мы с вами знаем, что из непривычных команд часто рождаются новые и свежие решения.

  • Post categories


    Корпоративные инновации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стратегия как пишется правильно
  • Стратегически значимый как пишется
  • Страсть как люблю как пишется
  • Страстный поцелуй как пишется
  • Страстная неделя как пишется