Стресс менеджмент как пишется

Стресс-менеджмент — это управление состоянием психики, умение предотвратить появление стресса или хотя бы минимизировать его влияние на здоровье. С помощью стресс-менеджмента можно бороться с сильным физическим и психологическим напряжением, не допускать появления профессионального выгорания и вести активную, продуктивную и полноценную жизнь.

Что такое профессиональный стресс

Термин «стресс», применительно к профессиональной деятельности, определяют как одно из множества состояний физического или психологического напряжения в ответ на неблагоприятные факторы. Стресс бывает и полезным, но только в небольшом объеме, когда подстегивает нас и помогает добиваться целей. Если же напряжение высокое или постоянное, то оно вызывает неспецифическую, аномальную реакцию организма — запускаются вредные физиологические процессы.

Когда мы говорим о профессиональном стрессе, то обычно имеем в виду ту же самую неспецифическую реакцию организма, только вызванную не какими-то абстрактными причинами, а проблемами на работе.

Каким бывает стресс

Стресс обычно разделяют на острый и хронический. Первый — это быстрая и мощная реакция на какой-то раздражитель. Например, если на вас нападают на улице, вероятнее всего вы испытаете резкий стресс. Выражается он в основном физиологически — повышается уровень гормонов, которые заставят вас замереть, или, наоборот, мобилизовать ресурсы организма и быстро действовать.

Если же мы говорим о профессиональном стрессе, то это, скорее всего, хронический стресс — он имеет накопительный эффект, поэтому сначала его можно спутать с обыкновенной усталостью. Проблема в том, что наша ментальность предполагает борьбу с собой, использование больших усилий для достижения результата. Если игнорировать хронический стресс, он станет причиной выгорания — состояния психологического и физического истощения. ВОЗ даже признало профессиональное выгорание болезнью, после него приходится долго восстанавливаться.

Признаки хронического стресса:

  • Постоянно чувствуете усталость, даже утром, когда просыпаетесь без будильника.

  • Есть проблемы с концентрацией: сложно сосредоточиться на любых занятиях, не только на работе.

  • Если раньше работать хотелось, то сейчас приходится заставлять себя это делать.

  • Позитивных моментов в жизни практически нет.

  • Появились признаки десоциализации: ни с кем не хочется общаться, а если приходится идти на контакт, вы чувствуете себя неловко. Есть ощущение, что социальные навыки теряются.

  • Продуктивность сильно снизилась, это продолжается несколько недель и проблему не удается решить при помощи витаминов.

  • Вы постоянно заняты, но ощущения продуктивности и выполненной работы нет.

  • Вы легко раздражаетесь.

  • Есть проблемы с весом — он либо быстро растет, либо, наоборот, вы быстро худеете.

Смотрите также: Как повысить стрессоустойчивость

Учитывайте, что эти симптомы не обязательно свидетельствуют о хроническом стрессе или выгорании. Прежде всего необходимо исключить гормональные проблемы или другие сложности со здоровьем. Если вы подозреваете у себя выгорание, обратитесь к врачу и пройдите комплексное обследование организма.

Почему возникает профессиональный стресс

Чтобы справиться с профессиональным стрессом, в первую очередь определите проблему. Выясните, что приводит к появлению хронических реакций:

Вас раздражает неудобная система работы, трудовые обязанности или климат в коллективе. Вам приходится тратить энергию на выяснение отношений, а не на задачи, процветает бюрократия. Например, чтобы получить ответ от коллеги, нужно писать запрос и ждать несколько дней.

Вы принимаете проблемы близко к сердцу, у вас повышенное чувство ответственности. Причиной стресса в таком случае часто становится перфекционизм — человек ругает себя за недостаточно хорошо сделанную работу.

Вы не считаете руководителя хорошим специалистом. Считаете ли вы человека, которому подчиняетесь, хорошим специалистом? Вы уверены, что его навыки и умения соответствуют должности? Если нет, психика будет сопротивляться его приказам и постепенно это вызовет стресс.

Мало значимости в работе. Сложно работать продуктивно, если вы не уверены, что ваша работа кому-то нужна. Такая проблема часто проявляется в корпорациях — большие компании тестируют новые направления и готовы тратить деньги даже на неудачные эксперименты. В итоге человек может проработать несколько лет, но все его проекты окажутся «под сукном» — это демотивирует и вызовет стресс.

Слишком много работы — это главная причина профессионального стресса. Аномальные реакции возникают, когда у вас слишком много задач, большую часть времени тратите на работу и у вас уже нет сил на развлечения, общение, заботу о здоровье и саморазвитие.

Как преодолеть стресс

Стресс негативно влияет и на физиологическое состояние — у нас ни на что не хватает сил. Поэтому после определения проблемы нужно «повысить собственную выживаемость», набраться сил, чтобы действовать.

  • Наладьте режим сна. Войдите в ритм — несколько дней ложитесь спать в одно и то же время.

  • Следите за питанием. Готовьте в выходные на всю неделю, заранее продумайте, что будете покупать в столовой — сделайте так, чтобы просто есть в нужное время нужную еду, а не тратить силы на принятие решений. Если организм находится в стрессе, размышления о том, что приготовить или купить прямо сейчас могут вызвать гормональный всплеск.

  • Начните принимать витамины (проконсультируйтесь с врачом).

  • Добавьте физические нагрузки. Во время стресса в организме накапливается кортизол, который плохо сказывается на тонусе сосудов. Чтобы избавиться от него, тренируйтесь. На этом этапе вам не нужен спортзал, достаточно пешей прогулки быстрым шагом на работу или зарядка по утрам.

  • Возьмите несколько выходных дней.

Разобравшись с физическим состоянием и накопив немного сил, нужно переходить к следующему этапу. Чтобы эмоционально восстановиться, в первую очередь, наполните жизнь чем-то интересным, — договаривайтесь о встречах с друзьями, посещаете культурные мероприятия, займитесь спортом, больше гуляйте.

И одновременно обратите внимание на источники стресса — ведь они остались, а значит, со временем могут снова вызвать выгорание. Выявите источник проблем и поищите выход из ситуации. Например, если вас раздражает плохая организация работы, скорректируйте процесс и на собственном примере покажите, как его организовать. Возможно, стоит обновить резюме и поискать новую работу или попробовать перейти на другую должность внутри своей компании.

Главное в стресс-менеджменте — не рубить с плеча, а внедрять изменения постепенно. И пытаться найти баланс, потому что лучшая профилактика стресса — это гармоничное развитие, а не только расслабление или только работа.

Как научиться эффективному стресс-менеджменту

Научиться стресс-менеджменту по одной статье невозможно — в нем много инструментов, нужно понимать, когда и как их использовать в разных ситуациях. Если вы хотите победить в борьбе со стрессом, понять природу и механизмы этого процесса, научиться контролировать эмоции, приходите на тренинг «Стресс-менеджмент» от экспертов Русской Школы Управления.

Участники обучения узнают, как работает эмоциональный интеллект и в чем секрет его развития. Поймут особенности сложной коммуникации как стрессового фактора, научатся распознавать и противодействовать манипуляциям. Дополнительно наши преподаватели расскажут о балансе работы и отдыха и о том, как использовать психогигиену для профилактики выгорания.

Тренинг «Стресс-менеджмент» →


Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Как перестать нервничать на работе?

Стресс-менеджмент – это современная наука об управлении стрессом. Если говорить честно, то руководить подобным процессом сложно, а в некоторых ситуациях и не нужно. Дело в том, что это природный механизм защиты, способ функционирования живых существ в определённых условиях. Но вполне реально взять эмоциональное и психологическое состояние под контроль, снизить риски возникновения напряжения и минимизировать последствия.

В наши дни это понятие ассоциируется с эффективным офисным управлением. Сюда входят методики разрешения деловых конфликтов, проблем, адаптации сотрудников к коллективу, рабочему графику и любой нестандартной обстановке. Эти способы снижают долю отрицательного влияния на человека и помогают справляться с реакциями организма на внешние события.

Причины профессионального стресса

мужчина нервничает и говорит по телефону


• Физические


Если условия труда некомфортны, организм напрягается. Поэтому вредно работать долгое время в холодном, душном или очень шумном помещении. Ненормированный рабочий день, плохая экология, постоянные командировки со сменой часовых поясов тоже влияют на состояние человека.


• Эмоционально-психологические


В эту категорию факторов относят неправильную расстановку профессиональных приоритетов. Монотонность труда или, наоборот, частая смена задач снижают стрессоустойчивость работника. Также причинами стресса становятся проблемы по вопросам профессиональной этики.


• Информационные


Когда человек страдает от переизбытка обязанностей, ему становится тяжелее адаптироваться к жизненному ритму, ведь нужно успевать сделать много задач и в то же время пополнять багаж знаний и навыков. Это актуально для сотрудников, совмещающих несколько должностей или активно стремящихся к быстрому повышению.


• Коммуникативные


Любые проблемы в общении с коллегами или начальством способны довести до стресса. К примеру, для интровертов резким выходом из зоны комфорта будет ситуация, где нужно заводить полезные знакомства или громко отстаивать свои интересы.


• Организационные


Это стресс от руководства. Необходимость постоянного контроля и мотивации сотрудников, большая материальная ответственность. У простых работников организационный стресс тоже встречается. Он возникает от завышенных требований начальства, задержек отпуска, зарплаты, недооцененности и отсутствия перспектив.

Как проявляется стресс на работе?

девушка нервничает на работе

Прежде всего, стоит говорить об изменениях на физиологическом уровне:

• Возникает расстройство сна.
• Беспокоят частые головные боли.
• Наблюдаются проблемы с памятью.
• Понижается общий тонус организма.
• Иммунная система начинает работать со сбоями.
• Пропадает аппетит, обнаруживаются проблемы с желудком.

Если рассуждать об эмоциональном и психологическом фоне, то человек в стрессе становится невнимательным, рассеянным, раздражительным. Ощущается сильная усталость или беспричинная тоска, не возникает радости от любимых занятий и результатов труда. Нарастает чувство тревоги и беспомощности. Таким образом, требуется немедленная работа над собой и устранение усугубляющих факторов.

 1. Базовая релаксация

мужчина делает медитацию в офисе

Когда стресс вызван интенсивной работой или неожиданной эмоциональной вспышкой, важно быстро расслабиться, снизить нагрузку на организм и упорядочить мысли. В этом случае рекомендуется пользоваться базовой релаксацией – это попеременное сосредоточение на разных частях своего тела, которое поможет отвлечься и погрузиться в лёгкий транс. Просто сконцентрируйтесь на областях туловища и конечностях, напрягая и расслабляя мышцы.

Добавьте к этой технике медитацию, элементы аутотренинга, позитивные аффирмации и дыхательные упражнения (включая самое простое: глубокий вдох, пауза в несколько секунд и медленный выдох).

2. Методика «Неотложка»

мужчина испытывает радость в офисе

Если на рабочем месте возник сильный стресс, от которого нужно избавиться за 10-15 минут, чтобы закончить начатое, надо действовать чётко. Для формата «здесь и сейчас» подходят такие советы:


• Физическая активность


Подвигайтесь, чтобы ускорить кровообращение. Помогут короткая прогулка по внутреннему двору офисной территории, подъём по лестнице и даже приседания или махи руками вдали от посторонних глаз.


• Болтовня


Выберите коллегу, который не занят рабочим процессом слишком сильно и настроен к вам положительно. Поговорите с ним 5-10 минут, избегая профессиональных тем. Это поможет переключить мыслительный процесс.


• Механическая работа


Попробуйте просто занять руки чем-нибудь, чтобы голова отдохнула. Наведите порядок на столе, полейте цветы или уберите кухонный уголок.


• Любимые вещи и занятия


Если вы точно знаете, что делает вас счастливым или, по крайней мере, радостным, реализуйте этот способ: посмотрите на фотоснимки своих детей или питомцев, включите любимую песню, прочтите пару статей в интересном блоге.

3. Техника «Акт любви и уважения»

две девушки обнимаются на природе

Если у вас есть хотя бы полтора часа свободного времени на успокоение собственных нервов, используйте эту методику. Вы также можете обращаться к советам дома, чтобы закрепить положительный результат.


• Поездка на природу


Здесь будут одинаково полезны прогулки в лесу, бег по парку, катание на коньках или велосипеде, поход на лыжах и другие виды физической активности, которые позволяют дышать свежим воздухом и выбрасывать лишнюю энергию.


• Занятия спортом в фитнес-студии


Запишитесь в тренажёрный зал, бассейн или секцию боевых искусств, чтобы вместе с калориями и потом от вас ушли негативные эмоции. Попробуйте йогу, бальные или спортивные танцы.


• Сон


Старайтесь ежедневно высыпаться и не сбивать режим сна в выходные. Из-за недостатка полноценного отдыха организм восприимчив к слабым раздражителям, а значит, есть риск развития хронического стресса. Даже если вы просто поспите 60-90 минут, возникшая проблема после пробуждения покажется уже не такой серьёзной и опасной.


• Поиск и развитие хобби


Найдите то, что приносит удовольствие и дарит новые эмоции. От кулинарных курсов до волонтёрства, от коллекционирования до рукоделия – ищите, опираясь на личные интересы и вкусы. Если вы уже определились, обратитесь к этому в стрессовой ситуации и получите порцию позитива.


• Общение с друзьями и семьёй


Не ограничивайтесь простой перепиской в социальных сетях или звонком – выберитесь на выходные загород или устройте «культурный туризм». Хорошо помогают расслабиться любые путешествия вне отпуска, хотя бы на небольшое расстояние.


• Здоровые привычки


Важно следить за здоровьем, чтобы стрессовая ситуация не расстроила все системы в организме. Вам помогут закаливания, гимнастика на рабочем месте, самомассаж, полноценное питание, приём витаминов, регулярное употребление воды или травяных отваров. А вот от крепкого чая и кофе лучше отказаться, как и от наркотических и алкогольных стимуляторов.

4. Модификация поведения

девушка пытается расслабиться и отвлечься

В этом упражнении работает принцип «Если не можешь изменить проблему, измени своё отношение к ней». Переведите негативную реакцию в позитивное поле. Попробуйте перефразировать свои высказывания, когда обсуждаете проблему с коллегами и семьёй, а также когда прокручиваете её в голове. К примеру, предложение «У меня проблемы на работе» можно переконструировать в реплику «У меня на работе возникла ситуация, которая требует внимания».


Заключение


Помните, что для борьбы со стрессом для начала надо признать существующую проблему. Разберитесь во всех причинах угнетающей ситуации и определите в ней собственный потенциал. Выясните, что вы можете устранить и исправить, а с чем придётся сталкиваться время от времени в любом случае.


Читайте: 10 приложений для эффективного тайм-менеджмента


В статье рассмотрено достаточно актуальное направление современного менеджмента — стресс-менеджмент. Авторами предпринята попытка проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к определению научной дефиниции «стресс-менеджмент», обозначить составляющие системы стресс-менеджмента как процесса, а также определить их методическое содержание.

Ключевые слова: стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия.

Стресс оказывает сильное влияние на деятельность людей в профессиональной сфере, при этом он может нести в себе положительные свойства, когда оптимизируются все возможности организма. Находясь в состоянии эустресса, сотрудник чувствует себя хорошо из-за прилива сил. Руководитель должен проследить, чтобы «хороший» стресс не превратился в «дистресс». Но поскольку полностью избежать стрессовых ситуаций невозможно, нельзя избавиться от всех стрессовых факторов в современном мире, важно овладеть технологией стресс-менеджмента, при котором осуществляется более эффективное преодоление стрессовых ситуаций и снятие накопившегося напряжения. Поэтому в последнее время всю большую популярность приобретает достаточно новое направление менеджмента — управление стрессом или стресс-менеджмент.

В самостоятельное научно-практическое направление стресс-менеджмент выделился в 90-х гг. XX в. [4, с. 10]. Теория управления стрессом пришла в Россию с Запада, это обусловлено значительным повышением стрессогенности окружения человека, в том числе изменением его рабочей среды: распространением информационных технологий, перегрузкой информацией, ростом требований к должности, увеличением выполняемых задач и сокращением времени на их выполнение, ростом конкуренции и др. [13, с. 74]. Все вышеперечисленное существенно повысило «риск психологического стресса и нестабильности человеческого фактора в современных организациях [4, с. 10]».

Рост интереса к изучению проблем управления профессиональным стрессом, по мнению Н. Е. Водопьяновой, связан с «потребностями в новых технологиях развития стрессоустойчивости и константности персонала [4, с. 11]».

В современном мире изучением стресс-менеджмента занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи, но в связи с новизной такого направления менеджмента, еще не сформировалась четкая, однозначная научная дефиниция «стресс-менеджмент».

Зарубежные ученые Д. Брайт и Ф. Джонс определяют стресс-менеджмент, как «различные виды вмешательств, осуществляемые для борьбы со стрессом, при которых разрабатываются профилактические мероприятия [3, с. 302]».

Американский психолог К. Кинан сужает понятие стресс-менеджмента до уровня личности и определяет его как «осознанная необходимость управления своими реакциями и контроль ситуации, которая вызывает стресс [7, с. 2]».

С позиции российских исследователей стресс-менеджмент также рассматривается во многих научных работах.

Так руководитель программы MBA-HR О. Белова под стресс-менеджментом понимает «процесс управления стрессом, включающий в себя три направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий [2]».

Российский исследователь А. Б. Леонова, в своей работе «Основные подходы к изучению профессионального стресса» отмечает, что управление стрессом стало «печальной необходимостью» для современных менеджеров, которые осознают «важность сохранности кадрового потенциала, личного здоровья и зависимости здоровья организации в целом от умения управлять корпоративными или организационными стрессами [9, с. 32]».

По мнению Н. Е. Водопьяновой, система стресс-менеджмента в организации направлена на «профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов устранения или снижение негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала [4, с. 11]».

Ситуации, с которыми сталкиваются люди в профессиональной деятельности, находящиеся на разных уровнях в иерархии организации, существенно отличаются. В связи с этим В. С. Устюгова и Р. А. Эльмурзаева предложили деление стресс-менеджмента на следующие виды [13, с. 76]:

а)             коучинг руководителя;

б)            тренинги для персонала;

в)            выравнивание микроклимата в коллективе.

Рассмотрим содержание данных видов управления стресса детально:

а)         М. Мель определяет коучинг руководителя как процесс, который направлен на повышение управленческих и лидерских навыков [10, с. 113]. Коучинг развивает способности руководителя к правильной расстановке приоритетов, объективной оценке рисков, лучшему пониманию себя в команде.

б)        тренинги, по мнению В. Аминова, представляют собой «обучающие интерактивные мероприятия с закреплением получаемых навыков [1]». Тренинги для персонала или корпоративные тренинги способствуют эмоциональной разгрузке работника, обучая его справляться с нахлынувшей стрессовой ситуацией.

в)        согласно О. Коротковой выравнивание микроклимата в коллективе можно назвать «профилактическими мерами, позволяющими не допустить дестабилизацию в коллективе и создать атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях [8]». Это произойдет, если выстроить комплексные программы стресс-менеджмента таким образом, «чтобы задействовать работников на всех уровнях, тем самым влияя на эффективность работы компании в целом [13, с. 77]».

Группа исследователей под руководством А. Я. Кибанова разделили стресс-менеджмент на два уровня [6]:

а)                 управление стрессами на уровне организации;

б)                 управление стрессами на уровне отдельной личности.

Российский исследователь О. Белова рассматривает стресс-менеджмент в организации как «систему скоординированных направлений деятельности, нацеленных на профилактику, смягчение и преодоление стрессогенных факторов на основе постоянного стресс-мониторинга, разработку и реализацию антистрессовой программы, действующей на организационном и индивидуальном уровнях, а также подбор и расстановку кадров исходя из уровня развития компетенции стресс-менеджмента [2]».

Взяв за основу базовые функции менеджмента, управление стрессом (или стресс-менеджмент) можно представить в виде системы, состоящей из последовательных этапов, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Система (функции) стресс-менеджмента

При этом каждый этап представляет собой определенный набор методик и инструментов.

                                                    I.              Планирование

Эффективному процессу планирования неизбежно предшествует качественный анализ, т. е. необходимо проанализировать состояние стресса в организации. Для этого в арсенале современного менеджера имеется ряд методик диагностики.

Направления психодиагностики и выбор конкретных методик зависят, прежде всего, «от цели проведения диагностики и от конкретной ситуации [5]».

Из большого количества представленных в науке и практике методик, которые предлагаются специалистами по работе в области стресса, в соответствии с целью и предметом исследования, можно выделить следующие группы [5]:

1.      Методики на определение актуального уровня стресса:

а)             опросник Т. А. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

б)             методика для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина;

в)             шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

г)             тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

д)             комплексная оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

е)             тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;

2.      Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности:

а)         тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

б)        определение уровня стресса по методу доктора Томаса Х. Холмса;

в)        тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;

г)         тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

д)        оценка уровня деятельностной стрессогенности.

Помимо указанного метода при анализе могут быть использованы другие методы эмпирического исследования — беседа и наблюдение. При этом необходимо помнить, что данные инструменты менее объективны, так как зависят от субъективного мнения изыскателя.

Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, помогут провести грамотное планирование мероприятий и создать эффективную программу по борьбе со стрессом.

Планирование предполагает определение системы целей функционирования и развития антистрессовой программы, а также путей и средств их достижения.

Руководителю или HR-специалисту важно определить — с какой целью необходимо использовать программу по борьбе со стрессом, и каких результатов необходимо достичь, обозначить сроки и ответственных. Также ему стоит решить, основываясь на наличии необходимых ресурсов: человеческих (необходимых специалистов), материальных, информационных, временных, специалисты будут отправлены на организованный бизнес-тренинг или будет самостоятельно разработана антистрессовая программа.

Сегодня рынок услуг представлен многочисленными организациями, которые занимаются составлением и проведением антистрессовых программ. Например, организация «EVA event agency» в Санкт-Петербурге разрабатывает авторские программы совместно с HR-отделом по борьбе со стрессом, сочетающие в себе «элементы праздника, тренинга и командообразования («три в одном») [12]».

От правильного планирования будет зависеть вся эффективность использованных мероприятий.

                                                      II.         Организация

Антистрессовая программа представляет собой ряд целенаправленных мероприятий, ориентированных на определенную целевую группу см. таблицу 1.

Таблица 1

Мероприятия, ориентированные на определенную целевую группу

Целевая группа

Руководители

Подчиненные

Персонал организации в целом

Мероприятия

Коучинг руководителя, тренинги по управлению стрессом, тренинги по тайм менеджменту

Командообразование, тренинги по управлению стрессом, работа с психологом, неформальные беседы коллективом, коммуникативные тренинги

Корпоративные мероприятия (день здоровья, новый год, день рождения и т.д), групповые занятия фитнесом, конкурсы и соревнования

К организации антистрессовых мероприятий необходимо подходить основательно, используя три направления работы и прорабатывая каждое в отдельности. Стоит отметить, что у каждой целевой группы есть как общие, так и специфические антистрессовые процедуры.

                                     III.                       Мотивация

Когда подчиненный знает четко цели и миссию организации, тогда он осознает, какова цель его работы. Необходимо дать понять сотруднику, что борьба со стрессом нужна не только организации, а прежде всего ему самому. Для этого можно использовать неформальные беседы коллективом, где каждый осознает наличие проблем и без сопротивления будет идти на их решение.

По мнению М. Г. Подпригоровой, высокий уровень мотивации работников «обеспечивается за счет постановки конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных [11]».

Мероприятия по управлению стрессом необходимо включать «в идеологию компании в форме тезисов и принципов [8]», которыми руководствуется персонал в своей работе. Например, «Нет поражений, есть только обратная связь» или «Из каждой сложной ситуации есть как минимум три выхода» [8]. При этом если каждый сотрудник в своих действиях будет следовать таким убеждениям, повысится потенциал и стрессоустойчивость компании в целом.

                                     IV.                       Контроль

Завершающий этап цикла, который необходим для оценки эффективности использованных мероприятий, посредством сопоставления результатов в начале и после прохождения всех мероприятий. Для измерения необходимых показателей и наименьшей погрешности при сравнении используются методики диагностики стресса из этапа планирования.

Данную систему необходимо использовать систематически, потому что разовое использование избавит от проблем лишь на короткое время.

Исходя из вышеперечисленного, можно констатировать, что стресс-менеджмент в профессиональной деятельности представляет собой процесс, совокупность последовательных действий, в котором выделяется два уровня: управление стрессом на уровне организации и управление стрессом на уровне отдельной личности. Управление стрессом помогает сдерживать его на нужном уровне, не давая ему превратиться в дистресс, и использовать его на благо всей организации, превращая его в эустресс.

В свою очередь, стресс-менеджмент представляет собой набор базовых функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждый этап должен быть обеспечен необходимым инструментарием, который будет соответствовать целям и задачам организации.

Литература:

1.      Аминов, В. Каждому — свой тренинг. Тренинг — это игра // Управление персоналом. — 2010. — № 8. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?2398 (дата обращения 02.12.2014).

2.      Белова, О. Стресс-менеджмент // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2009. — № 2. Система ГАРАНТ. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/5693324/#ixzz3JnaoGtg3 (дата обращения 26.11.2014).

3.      Брайт, Д., Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 352 с.

4.      Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

5.      Диагностика стресса // Первый психологический портал Пятигорска. — электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://5psy.ru/samopoznanie/diagnostika-stressa.html (дата обращения: 26.11.2014).

6.      Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г., Белова, О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2014. — 111 с.

7.      Кинан, К. Управление стрессом. — М.: Эскмо, 2006. — 80 с.

8.      Короткова, О. Выравнивание микроклимата в коллективе // Услуги и цены. — 2005. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://mikbit.ru/articles.php?id=11&page=4 (дата обращения 30.11.2014).

9.      Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Управление персоналом. Серия Психология, 2000. — № 3 — С. 30–32

10.  Мель, М., Альпина, М. Как усилить свою силу? — М.: Бизнес Букс, 2008. — 298 с.

11.  Подпригорова, М. Г. Организационное поведение Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 261 с. [электронный ресурс]. — URL: http://www.aup.ru/books/m17/3_4.htm (дата обращения 02.12.2014).

12.  Сайт Агентство событий ЕВА. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eva-spb.ru/ex/. (дата обращения: 23.11.2014).

13.  Устюгова, В.С., Эльмурзаева, Р. А. Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 1(17) — С. 74–77.

Основные термины (генерируются автоматически): управление стрессом, Антистрессовая программа, мероприятие, профессиональный стресс, стресс, профессиональная деятельность, тренинг, целевая группа, отдельная личность, психологический стресс.

Продуктивность сотрудников зависит от их психологического состояния. Если человеку некомфортно находиться в коллективе, он не сможет качественно и быстро справляться с работой. Стресс-менеджмент – это та деятельность, которая активно проводится на крупных предприятиях. Опытные руководители самостоятельно или же с помощью психологов собирают коллектив, который хорошо функционирует как единое целое. А также директор или главный менеджер следит за тем, чтобы сотрудники не были обременены никакими личными или же производственными проблемами.

Определение

управление стрессом менеджмент

Стресс-менеджмент – это целая наука, которая изучает взаимодействие людей и их внутреннее состояние. Если говорить проще, то цель этого метода регулирования – устранение личных и производственных стрессов, которые время от времени возникают у каждого сотрудника. Понятие стресс-менеджмента появилось относительно недавно, в 2000 годах. Сегодня на борьбу со стрессом направлено множество программ и методов, которые применяются на тысячах предприятий. Благодаря работе психолога с каждым нуждающимся в помощи сотрудником, а также благодаря общим семинарам сотрудники чувствуют себя лучше, а значит, работают эффективней. Бороться со стрессом нужно сразу, как только он появляется. Если упустить момент, стресс может быстро перерасти в депрессию. А вытаскивать человека из депрессии намного сложнее, чем стразу помочь решить возникшую проблему.

Причины

стресс на работе

Стресс-менеджмент – это искусство лечения человеческих душ. Стресс – это следствие проблемы. Если есть следствие, то должна быть и причина. Какие же самые распространенные причины появления стресса у сотрудников?

  • Чрезмерная загруженность. Если у человека нет времени отдохнуть и расслабиться, попить чаю или поболтать с коллегой, он будет чувствовать себя угнетенно. Стресс рождается от переизбытка работы, которая висит на шее, словно невидимый камень, что тянет сотрудника в омут уныния.
  • Вторая работа. Недостаток денежных средств заставляет человека думать о дополнительных источниках заработка. Одна из причин стресса в менеджменте – это наличие у сотрудника второй работы. Мысль о проблемах, которые неотступно преследует человека ежедневно, пугает и вгоняет в депрессию.
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе. Сотрудники должны находиться в дружеских отношениях, иначе их совместная деятельность будет находиться под вопросом. Люди, которые не могут найти общий язык, будут постоянно скандалить и разлагать здоровую атмосферу в коллективе.
  • Отсутствие развития и карьерного роста. Человек должен быть уверен в своем светлом будущем. Если у него даже в перспективе нет шанса подняться по карьерной лестнице, он не будет работать в полную силу и не станет стремиться к выполнению поставленных перед ним задач.

Управление

программа стресс менеджмент

Управлять людьми – сложная задача. Нужно нести ответственность за все принятые решения, а еще следить за тем, чтобы сотрудники хорошо себя чувствовали и не впадали в депрессию. Стресс-менеджмент – это комплекс методик, которые позволяют, благодаря определенному набору действий, наладить хорошие, долгосрочные отношения в коллективе.

  • Атмосфера в коллективе. Программа стресс-менеджмента первым пунктом ставит создание благоприятных отношений между сотрудниками и руководством. Благодаря доброжелательной атмосфере, поддержке и взаимовыручке, люди будут работать эффективнее, а значит, продуктивнее.
  • Распределение ответственности. Человек должен понимать область своей компетенции и не бояться брать ответственность за свои действия. Если сотрудник хорошо подкован в своей специализации, у него не будет проблем с ответственностью.
  • Знание обязанностей. Управление стресс-менеджментом заключается в том, чтобы каждый сотрудник хорошо знал свою задачу и мог вовремя ее выполнить. Если человеку дать расплывчатое поручение, то ждать хорошего результата не стоит.
  • Равное разделение труда. Каждый сотрудник должен знать, что он делает и что он за это получит. Никому не хочется делать лишнюю работу. Поэтому нужно разумно и справедливо распределять обязанности между членами коллектива.

Классификация сотрудников

программа стресс менеджмент

Менеджер по кадрам, принимая на работу человека, должен обращать внимание не только на способности и компетентность будущего сотрудника, но и на его умение справляться со стрессом. Как можно классифицировать людей?

  • Стрессоустойчивые. Люди, которые хорошо справляются со стрессом, могут работать на ответственных должностях. У них не будет возникать проблем с тем, что они побоятся взять ответственность или же не смогут урегулировать какой-то скандал.
  • Поддающиеся стрессу. Человек, который не всегда может побороть свои эмоции, плохо подходит на роль руководителя. Но вот на роль рядового сотрудника его взять можно. Если работник не будет постоянно подвергаться стрессу, он сможет хорошо справляться со своими обязанностями.
  • Не стрессоустойчивые. Люди, которые не умеют управлять своими эмоциями, не подходят для работы в дружном коллективе. Скандалисты будут демонстрировать свой характер по любому поводу, поэтому таких персон лучше не брать на работу.

Подбор коллектива

понятие стресс менеджмента

Хороший руководитель знает, как нормализовать отношения в коллективе. Что же нужно сделать?

  • Найдите лидера. Среди сотрудников всегда найдется активный человек, который лучше других будет разбираться в своей профессии. Он будет активным и общительным. Таких персон нужно делать неофициальными лидерами. Подобные личности смогут устранять конфликты или же не допускать их появления.
  • Лидер должен быть один. Не стоит брать в одну рабочую группу или же коллектив двух людей, наделенных лидерскими качествами. Они будут постоянно скандалить и выяснять, кто из них круче.
  • Не берите на работу аутсайдеров. Пассивные личности, которые плохо справляются со своими задачами и вечно недовольны жизнью, тянут на дно весь коллектив. Такие люди разлагают позитивный настрой и всегда пытаются создать лишние проблемы.

Урегулирование конфликтов

конфликт и стресс в менеджменте

Люди не могут постоянно существовать в мире и согласии. Между сотрудниками время от времени будут возникать конфликты. Урегулировать спорные ситуации можно по стандартным методикам управления конфликтами. Стресс-менеджмент — это настоящее искусство. Управленцу нужно действовать по четко регламентированному плану.

  • Найти зачинщика спора. В любом конфликте есть нападающая сторона. Когда оба сотрудника в разгоряченном состоянии, сложно найти зачинщика. Но опытный лидер или же руководитель должен уметь выявлять скандальную личность, чтобы впоследствии проводить с ней воспитательные работы.
  • Выяснить мотив спора. Любая конфликтная ситуация имеет причину и повод. Чтобы урегулировать конфликт, нужно найти истинную причину. Часто она не будет лежать на поверхности, и чтобы до нее добраться, нужно будет постараться.
  • Прийти к мирному урегулированию проблемы. Любой конфликт можно решить мирным путем. Нельзя допускать того, чтобы сотрудники раздували спор и переходили на личности.

Отдых

основы стресс менеджмента

Причиной большинства конфликтов и стрессов в менеджменте является чрезмерная загруженность сотрудников. Чтобы нормализовать рабочую деятельность, нужно ввести небольшие перерывы. Обеденный перерыв не может компенсировать нормальный отдых. Человек должен разгружать голову каждые два-три часа. Сложно работать в постоянном напряжении половину дня. По этой причине опытные руководители вводят 10-минутные перерывы в деятельность сотрудников. Человек может в это время попить чай, поболтать с коллегой или же пойти прогуляться по территории предприятия. Смена деятельности позволяет быстро восстановить мозговую и физическую активность, а также улучшить моральное состояние личности.

Обратная связь

Основой стресс-менеджмента является удовлетворение желаний сотрудников. В коллективе будет возникать меньше недовольства, если люди будут видеть заботу начальника о подчиненных. В чем же может проявляться забота? Следует время от времени проводить опрос среди сотрудников о том, чего именно не хватает людям на рабочем месте. Быть может, работникам время от времени хочется пить, а ходить на кухню и наливать воду из чайника не всегда возможно. Решить подобную проблему поможет установка кулера. Может быть, люди во второй половине дня сильно теряют работоспособность и были бы не против дополнительных источников энергии. В этом случае можно будет установить на рабочей кухне кофемашину.

Расслабление

Постоянная гонка сильно выматывает человека. Порой хочется лечь и ничего не делать. Следует предоставить сотрудникам такую возможность. Если помещение компании большое, в нем можно одну из комнат отвести под место отдыха. Установите в таком помещении уютные кресла и лежаки. Во время своего перерыва или небольшого отдыха любой сотрудник может полежать в комнате и помедитировать. Главное — правильно обозначить назначение помещения. В подобном месте нельзя пользоваться гаджетами, кушать или разговаривать. Затемненное место предназначается для уединения или быстрого сна, а не для дружеских посиделок.

Работа с психологом

Природа и причины стресс-менеджмента кроются не только в проблемах на работе, но и в личных неприятностях. Не все сотрудники имеют время, силы, желание и возможность посещать психотерапевта. В случае если такая процедура будет обязательной, люди будут ходить к специалисту. Психолог на предприятии сможет урегулировать как производственные конфликты, так и личные неприязни. Специалист поможет сотрудникам побороть свои страхи и фобии, удачно выйти из кризиса или же депрессии. Подобные сеансы уменьшат уровень стресса каждого сотрудника, что в сумме поможет коллективу лучше понимать друг друга.

Наличие личных планов

Каждый человек должен понимать, к чему он стремится. Любой сотрудник должен видеть перед собой перспективы карьерного роста. Личные амбиции помогают человеку работать лучше и продуктивней. Благодаря собственному желанию сотрудник будет проходить курсы повышения квалификации и с удовольствием слушать специализированные лекции. Если у человека не будет перспектив, ему некуда будет стремиться. Хороший руководитель должен понимать психологию и мотивировать человека тем, что лично для него является первостепенным. Кому-то хочется обрести хорошее материальное состояние, кто-то стремится к признанию, а кто-то — к повышению квалификации.

    1. Цель и стратегии стресс-менеджмента

Стресс
не может быть устранён полностью. Как
говорил основатель учения о стрессе
Ганс Селье, полностью свободной от
стресса может быть только смерть.
Напряжение — это часть жизни. Цель
стресс-менеджмента — контроль уровня
стресса и управление напряжением с тем,
чтобы вовремя дать организму возможность
восстановиться и не позволить длительному
стрессу вызвать серьезные проблемы
[25, c.
10].

Существуют
три основные стратегии стресс-менеджмента:

  • Уход
    от проблемы.

  • Изменение
    проблемы.

  • Изменение
    отношения к проблеме.

Самый
простой вариант — уход из стрессогенной
ситуации. Но что делать, если уйти от
проблемы невозможно? Остаются ещё две
стратегии: изменение проблемы и изменение
отношения. Стратегии управления стрессом
не случайно указаны именно в такой
последовательности: уход, изменение
проблемы, изменение отношения. Уход из
стрессогенных обстоятельств — самый
быстрый и простой вариант. Стратегия
ухода от проблемы хороша ещё и тем, что
здесь нет необходимости в психологической
помощи. Всё зависит от решения самого
человека. Но, к сожалению, далеко не
всегда у нас есть возможность уйти из
стрессовой ситуации. Есть проблемы, от
которых нельзя или не хочется уходить.
Есть проблемы, от которых невозможно
уйти (например, связанные с характером,
с установками, отношением к чему-либо
и т.д.). В таких случаях наиболее адекватными
будут стратегии изменения проблемы или
изменения

отношения
к проблеме. Конечно же, лучше вначале
попытаться изменить проблему. Если же
проблема относится к категории
неизменяемых, и мы ничего не можем с ней
поделать — ни уйти от неё, ни изменить
её невозможно — у нас остаётся третья
стратегия, стратегия изменения отношения.
При выборе второй или третьей стратегии
очень полезной может оказаться помощь
психолога или психотерапевта. Существуют
десятки различных методов
когнитивно-поведенческой психотерапии,
которые позволяют быстро и успешно
справиться со стрессом [24, c.
5-7].

    1. Организационный стресс. Причины стресса в организации

Организационный
стресс –
психическое
напряжение, связанное спреодолением
несовершенства организационных условий
труда, с высокими нагрузками при
выполнении профессиональных обязанностей
на рабочем месте в конкретной
организационной структуре (в организации
или в ее подразделении, фирме, корпорации),
а так же с поиском новых неординарных
решений при форс-мажорных обстоятельствах
[23, c.
346].

Организационный
стресс обусловлен внутриорганизационными
факторами трех уровней: индивидуальные
характеристики персонала, групповое
взаимодействие, организационная среда,
а также внешними (макросредовыми)
стресс-факторами. Другими словами,
организационный стресс проявляется в
напряжении адаптационных механизмов
личности в ответ на определенную
организационно-производственную
ситуацию.

К
организационным стрессам относятся
также ролевые конфликты, высокие
профессиональные требования, экстремальные
условия деятельности для определенных
профессий.

Общим
признаком и главной причиной
организационного стресса выступает
наличие внутреннего конфликта между
требованиями со стороны организации,
привлекательностью работы в ней,
ожиданиями и реальными возможностями
работника. Значимыми причинами
организационного стресса выступают
слабости руководства и неудовлетворительный
психологический климат. В последнем
случае нарушается профессиональная
взаимоподдержка коллег. В результате
ограничена возможность обсудить
профессиональные проблемы, получить
одобрение, поддержку и успокоения от
осознания того, что коллеги переживают
те же трудности.

Службе
управления персоналом, естественно,
более важно разобраться с причинами,
вызванными организационными факторами,
чтобы иметь возможность воздействовать
на ситуацию и эффективно управлять
стрессом.

Существует
множество факторов, которые могут
вызывать стресс на работе [20, c.
115]. Например:

  • необходимость
    принимать ответственные решения;

  • перегрузки или
    недостаточная загруженность;

  • недостаточно
    чёткое определение должностных
    обязанностей;

  • слишком расплывчатые
    границы полномочий;

  • неясные устные
    инструкции;

  • необходимость
    выполнять трудно совместимые функции;

  • неопределённость
    областей ответственности;

  • поведение других
    сотрудников, вызывающее стресс;

  • недостаток
    профессионального общения;

  • невозможность
    получить консультацию по сложным
    вопросам;

  • стрессогенная
    внутрифирменная политика и стиль
    менеджмента;

  • недоступность
    руководителя;

  • высокий уровень
    стресса у руководителя;

  • недостаточная
    освещённость рабочего места;

  • слишком тесное
    помещение;

  • плохая вентиляция;

  • некомфортная
    температура на рабочем месте;

  • недоступность
    необходимых для работы ресурсов;

  • плохо оборудованное
    рабочее место;

  • отнимающие много
    времени и сил поездки на работу и с
    работы;

  • необходимость
    регулярных командировок;

  • недостаточная
    увлечённость работой;

  • рутинная,
    однообразная работа;

  • слабая
    удовлетворённость выполненной работой;

  • слишком высокий
    или слишком низкий темп работы;

  • бесперспективное
    будущее организации;

  • методы работы,
    конфликтующие с системой ценностей;

  • неудовлетворённость
    развитием карьеры;

  • отсутствие
    перспектив профессионального роста;

  • угроза преждевременного
    увольнения или перевода на менее
    оплачиваемую работу;

  • недостаточная
    оплата труда;

  • несправедливая
    оценка труда;

  • отсутствие
    нематериальных стимулов;

  • напряжённые
    взаимоотношения с коллегами, начальником,
    подчинёнными, другими сотрудниками;

  • неспособность
    адаптироваться к изменениям;

  • недостаточное
    владение навыками, необходимыми для
    качественного выполнения работы;

  • неадекватные
    стратегии поведения в проблемных
    ситуациях;

  • неумение работать
    в коллективе, в составе команды;

  • неудовлетворённость
    положением на служебной лестнице;

  • внедрение новых
    технологий;

  • расширение бизнеса;

  • снижение
    уровня доходов;

Можно
выделить четыре основных группы причин
стресса на уровне организации:

  • Некомпетентность
    сотрудников (или недостаточное развитие
    необходимых навыков), мешающее достигать
    требуемых результатов.

  • Предстоящие
    организационные изменения с исходом,
    непонятным сотрудникам.

  • Плохая
    организация работы, не эффективные
    бизнес-процессы, приводящие к всевозможным
    срывам.

  • Потеря
    веры в то, что можно что-то изменить.
    Отсутствие реакции руководства на
    инициативы.

Перечисленные
выше стрессоры можно разделить на те,
которые человек может контролировать
и влиять на них, работая с причинами
стресса и те, которые не зависят или
слабо зависят от отдельного человека
и требуют решения на уровне организации
в целом. Так, первая группа стрессоров
в очень большой степени зависит от
усилий человека. Вторая и третья группа
— в меньшей степени, а четвертая – зависит
очень мало. Поэтому в первом случае
сотрудник может очень активно работать
над собой и тем самым снижать уровень
стресса. Во втором и третьем случае
многое будет зависеть от инициативности
человека, стремлении взять на себя
ответственность не только за себя, но
и за организацию. А если имеет место
четвертая ситуация, здесь уже должно
задуматься руководство – иначе
единственно возможным способом
преодоления такого стресса самим
работником станет его уход из организации.

Соответственно,
направление усилий службы персонала
может быть сконцентрировано либо на
отдельных сотрудниках, их знаниях,
умениях и навыках и установках, либо на
организации в целом или отдельных ее
подразделениях (оптимизация
бизнес-процессов, грамотное внедрение
изменений, изменение стиля управления,
корректировка корпоративной культуры
в соответствии с целями организации).

Предлагаемые
ниже методы в большей степени относятся
к работе с первой группой причин, как
наиболее традиционные в работе службы
персонала. Однако, служба персонала
может успешно справляться и с проблемами
следующих уровней. Для этого она должна
принимать активное участие не только
в разработке и осуществлении кадровой
политики компании, но и участвовать в
стратегическом развитии, сопровождать
процесс организационных преобразований,
осуществлять оптимизацию бизнес-процессов
и технологий работы, выстраивать
информационный обмен между подразделениями
[14, c.
97-98].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое стресс-менеджмент. Часть вторая

Опубликовано 2009-11-19 03:00 пользователем

Часть 1

Термин «стресс-менеджмент» не вполне грамотен, поскольку переводится как «управление стрессом». Стрессом, увы, нельзя управлять, но с ним можно договориться…

Так исторически сложилось, что исследования в области влияния на человека стрессового воздействия и, самое главное, поиск методов нейтрализации этого воздействия, оказались наиболее актуальны для бизнес-сообщества, которое было и является основным заказчиком таких исследований. Не нашего, конечно, бизнес-сообщества — западного; в СССР, а потом — в России, изыскания такого рода проводились в основном в научно-исследовательских институтах, носили фундаментальный характер и «в народ» шли плоховато. Но, так или иначе, такая технология — на базе микса западных и отечественных методик — существует. Соответственно, стресс-менеджмент — это специальная технология, при помощи которой можно:

  • минимизировать — в рамках возможного — стрессовое воздействие на человека;

  • нейтрализовать последствия неизбежного стрессового воздействия на него.

К слову, сам термин «стресс-менеджмент» — не вполне грамотен, ибо переводится как «управление стрессом». Стрессом, увы, нельзя управлять, но с ним можно договориться. Как? Рассмотрим на конкретном примере.

Вадим, руководитель подразделения в телекоммуникационной компании, обратился ко мне с весьма четко сформулированным запросом: использовать кризисную ситуацию для того, чтобы произвести серьезные преобразования в своем подразделении и в своих взаимоотношениях с высшим руководством компании. Стоит заметить, что настолько подробно расписанный запрос — редкость; как правило, люди обращаются с довольно расплывчатыми пожеланиями. А в данном случае мне стало интересно: человек явно понимает, что, как и в какой последовательности ему надо сделать — зачем же тогда ему я? На этот вопрос Вадим ответил просто: «Сил не хватает. Совсем меня стресс задавил».

Выслушав краткую историю вопроса, я согласилась — это и впрямь про стресс. Вадиму сорок лет. Он четыре года не был в полноценном отпуске. Хронически недосыпает; когда ложится спать, долго не может уснуть, а утром поднимается с огромным трудом. Ест когда и как придется. Живет на одном конце Москвы, а работает на другом, и минимум дважды в день стоит в пробках, проклиная все на свете. Времени на какие-либо мероприятия, направленные на поддержку своего здоровья, нет, хотя и понимает, что это важно. Точнее, говорит, что понимает. Также нет времени и на общение с семьей — у него жена и две дочки — и с друзьями. Недавно получил диплом MBA, пока учился, старался честно посещать и выполнять все задания преподавателей. С недавних пор начались сильные головные боли, а после них — приступы усталости и равнодушия ко всему на свете: «пропади оно все пропадом!». Последний год работает почти без выходных, а командировки занимают порядка 50% рабочего времени.

А вот это — уже типичная картина: у человека налицо все признаки неотработанного стресса (его еще называют дистрессом), причем уже в выраженной степени, а он обращается с запросом на «прорыв». Значит, работать с ним надо именно в парадигме стресс-менеджмента.

Работа происходила в семь этапов:

  1. Уточнение исходной ситуации. В это трудно поверить, но лишь вслух, по моей просьбе, перечитав записи в блокноте, которые я вела пока Вадим рассказывал о себе, он осознал, что уже несколько лет живет жизнью, которая ему абсолютно не нравится, и что жизнь эта становится все хуже и хуже. В первую очередь это касалось работы, но сюда же попали и нереализованные желания в области путешествий, общения с родителями, которые живут в другом городе, занятий восточными техниками и т. п.

  2. Переформулирование запроса. «Красивый» запрос, с которым Вадим пришел, при существующем положении дел был невыполним. Поэтому сформулировали поскромнее, хотя и менее конкретно: найти и активизировать ресурсы, необходимые для запланированного «прорыва».

  3. Выявление персональных стрессовых факторов, с которых надо начинать работу. Например, тремя главными стрессорами в случае Вадима оказались:

  • сложности во взаимоотношениях с финансовым директором компании: даже случайная встреча в коридоре могла обернуться испорченным настроением и потерей на этот день всякого драйва;

  • проблемы со сном и связанная с ними усталость;

  • хроническая нехватка времени на то, чтобы гулять с детьми — и следующее из нее постоянное чувство вины перед семьей.

  • Определение «рамок» собственного потенциала в плане воздействия на стрессоры — ведь некоторые из них можно устранить почти полностью, реорганизовав свои отношения со временем, коллегами и близкими людьми, здоровьем; а к части из них можно только присоединиться при помощи техник, нейтрализующих последствия стрессового воздействия на человека.

  • Создание плана мероприятий по каждому из направлений работы со стрессорами. В случае с Вадимом были запланированы следующие мероприятия:

    • для преодоления коммуникативных проблем во взаимоотношениях с финансовым директором — обучение техникам противостояния манипулированию и техникам быстрого восстановления сил после ситуаций, связанных с большими душевными затратами;

    • для преодоления проблем со сном — посещение врача на предмет диагностики причин этой проблемы (оказалось — расстройство чисто функциональное), внесение корректив в режим дня и обучение специальным техникам работы с бессонницей;

    • для преодоления проблемы нехватки времени — три коучинговые сессии по тайм-менеджменту, одна из сессий была полностью посвящена ревизии целей — и профессиональных, и личных.

  • Собственно работа по плану мероприятий: она заняла около двух с половиной месяцев при частоте встреч один раз в неделю.

  • Подведение итогов: насколько получилось прийти туда, куда требовалось? В данном случае получилось очень хорошо: теперь, когда Вадим снова заговорил о «прорыве», ни у него, ни у меня не возникло чувства «Не верю!»

  • Жизненные трудности — это нормально. Во все времена были свои жизненные трудности. И «кризис середины жизни» — это нормально. Некоторые люди на эту тему почти не задумываются — им некогда, поскольку они преодолевают эти самые трудности и кризисы. А если задумываются, то объясняют все свои проблемы следствием стресса. Это очень удобно, поскольку как бы — именно «как бы» — снимает с человека ответственность за свою судьбу. Дескать, я не виноват — это обстоятельства так сложились, а против них не пойдешь. Но это не так: с последствиями стрессового воздействия на человеческий организм можно и нужно работать. Заметьте, я не говорю — «бороться», потому что действия такого рода вовсе не носят героического характера и не требуют от человека громадных физических, материальных и моральных затрат.

    Часть 3, Часть 4

    Елена Закаблуцкая
    По материалам «Slon»

    Рубрика: 

    • Карьера и Саморазвитие

    Ключевые слова: 

    • Персонал

    Понятие стресс-менеджмента

    Содержание

    • Определение
    • Причины беспокойства на работе
    • Как справиться с нервным напряжением
      • Работа с психологическим состоянием
      • Самостоятельное восстановление
    • Поведение руководителя
    • Общение с подчиненными
    • Заключение

    Человек ежедневно подвергается влиянию различных раздражителей. Самое сильное напряжение доставляет общение с людьми на работе. Даже при чётком контроле начальства, координировании всех рабочих задач не удается избежать конфликтных ситуаций, причиной которых является человеческий фактор. Для этого нужны умения и навыки управления стрессами.

    Стресс-менеджмент

    В работе важно умение управлять стрессами

    Определение

    Стресс-менеджмент – это совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе. Очень важно научиться управлять стрессом, чтобы проработать на одном месте длительное время. Важно обучить людей всех должностей управлять стрессом. Сотрудникам и руководителям необходим краткий курс стресс-менеджмента. Процесс обучения направлен на адаптацию человеческого восприятия к нестандартным ситуациям. Некоторые, испытывая нервное напряжение, начинают лучше работать. Сознательное управление уровнем стресса позволяет перенаправить ресурсы организма в нужное русло, а не на разрушение систем и органов. Для этого работник должен овладеть стратегией преодоления эмоционального напряжения.

    В связи с гонкой технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами:

    1. Снизить напряжение во всей структуре предприятия;
    2. Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника.

    В наших фирмах, далеко не каждый руководитель заботится о моральном состоянии своих сотрудников, в то время как заграницей широко используется стратегия управления стрессом в команде. Ярким примером этого является руководство лондонского метрополитена, которое направило менеджеров высшего звена на длительный психологический тренинг: «Стресс под контролем». Результаты превзошли все ожидания:

    • затраты на удержание больничных сократились;
    • работоспособность повысилась;
    • работники стали браться за самые новые проекты.

    

    Причины беспокойства на работе

    Психология управления стрессами выделяет несколько главных причин, которые провоцируют сильное расстройство у сотрудников:

    • неэффективное построение менеджмента на предприятии;
    • противоречивые требования к сотрудникам, давление со стороны руководства;
    • несоблюдение штатных норм;
    • напряжённые планёрки и совещания;
    • постоянные инновации, требующие повышения квалификации;
    • нестабильные отношения между членами коллектива;
    • бесперспективность, невозможность продвижения по карьерной лестнице, шаткость положения компании;
    • сложности в отношениях с близкими людьми из-за перегруженности работой.

    Полностью избежать критических моментов невозможно, но при помощи конфликтного менеджера можно организовать нормальное взаимодействие между участниками ссоры. Поведенческая линия сотрудников и самого начальника во многом зависит от домашней атмосферы. Сотрудник должен иметь возможность отдыхать дома: не нужно звонить им в выходной день или срочно вызывать на работу.

    Семейные сложности

    Семейные проблемы из-за перегруженности работой — одна из причин стресса

    Как справиться с нервным напряжением

    В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов:

    • источник раздражения;
    • уровень интенсивности;
    • обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.

    Выделяют несколько источников стрессовых ситуаций. Сюда относится значимость самой ситуации для индивида, её новизна, мнимые риски, перегруз. Контроль стресса начинается со снижения значимости. Нужно реально оценить ситуацию и понять, что случится при невыполнении той или иной задачи.

    При большой загруженности лучше спокойно выполнять дела в удобном для вас порядке или разложить все материалы по степени важности и сложности. Такой ход поможет вам определить первоочерёдность выполнения дел и поможет значительно снизить нагрузку.

    Вы сможете справляться с перенапряжением, если освоите методы борьбы со стрессом, которые представлены ниже.

    Работа с психологическим состоянием

    Для преодоления конфликтов человек должен изучить методы саморегуляции. Нужно научиться систематизировать состояния и симптомы нервного напряжения. Затем – отличать периодические психические состояния.

    Стратегии стресса направлены на преодоление конфликта посредством перехода из одного состояния в другое. Управление стрессами на стадии расслабления предполагает использование всевозможных методик релаксации, дыхательных упражнений. В совокупности эти методики позволят достичь расслабления высшей стадии.

    Управление стрессом

    Понятие управления стрессом по Г. Селье

    Самостоятельное восстановление

    Чтобы научиться управлять своим стрессом, нужно понять, как расслабить своё сознание и тело. Это помогает не только восстановиться после нервного напряжения, но и расслабить своё тело в разгар самого конфликта.

    1. Организуйте для себя хороший отдых: поездка за город, поход в кино, отдых дома и т. д. С нашей загруженностью часто не получается отдохнуть в выходной день, поэтому и появляется хроническое чувство усталости, мозг отказывается работать, возникает раздражительность и агрессия.
    2. Распланируйте для себя график. Нужно совмещать работу с отдыхом. Монотонная работа значительно снижает работоспособность мозга. Делайте перерывы, отвлекайте себя. Контролем стресса предусматривается специальная гимнастика для отдельных групп работников. Например, работникам, которые проводят большую часть времени за ПК, рекомендуется делать гимнастику для глаз, наклоны головы, чтобы направить к мозгу кровоток.
    3. Очень важно здоровое питание, массажные и водные процедуры. Все эти мероприятия отлично сказываются на общем состоянии здоровья, помогают расслабиться и поднимают настроение.
    4. Прием медикаментозных средств. Этот метод включает седативные препараты на травах, витамины, ароматерапию. Иногда врач может прописать антидепрессанты или транквилизаторы. Но это делают только в крайних случаях, когда последствием эмоционального перенапряжения становится нервный срыв.

    

    Поведение руководителя

    В работе руководителя стресс-менеджмент должен стоять на первом месте, потому что от качества работы коллектива будет зависеть процветание организации. Руководитель должен быть осведомлён о стратегиях управления стрессом. Следует адекватно оценивать умственные и физические способности своих сотрудников. Кто-то будет очень рад, если его список заданий расширят, а для других – это станет потрясением.

    В любом коллективе должен быть устав. Это поможет разграничить обязанности и предупредить стресс или конфликты. Критиковать сотрудников можно, но не затрагивать личностные недостатки. Сотрудники должны ощущать себя комфортно. Для этого нужно не забывать об организации:

    • полноценного обеда;
    • тематических вечеринок на фирме;
    • тимбилдинга;
    • поздравлений сотрудников.

    Руководитель должен научиться осознанному овладению копингом стресса. Начальник, транслирующий уверенность, легко сможет справиться с любой неразберихой в коллективе.
    

    Общение с подчиненными

    Важно уметь управлять раздражительностью и конфликтами людям, которые работают в сфере обслуживания. Например, управление конфликтами и стрессами в сестринском деле предполагает обучение абстрагированию. Слишком большой поток больных людей, уход за ранеными, может стать для слишком впечатлительного человека толчком к нервному срыву.

    Менеджмент предупреждения конфликтов в педагогической деятельности больше основан на качественном отдыхе.

    Учителям очень важно разграничивать работу и личное. Не стоит слишком сильно переживать о детях во внеучебное время. Запомните, что вы несёте ответственность за детей только в учебное время, и вы не можете находиться с ними 24 часа в сутки.

    Как управлять стрессом

    Организационные меры управления стрессом

    Заключение

    Методы управления нервозным состоянием будут полностью зависеть от природы стресса и его появления. Менеджмент стресса предлагает осознать бессознательное поведение, которое часто продиктовано стереотипами или детскими травмами, провоцирующими неуверенность в себе. Попробуйте подсчитать все то, что вам удалось и не удалось. Сделайте собственный рейтинг достижений, чтобы видеть свой рост и набраться уверенности. Этот метод одинаково успешно работает как с руководствующим звеном, так и с подчинёнными.

    Сознательное управление уровнем нервозности помогает свободно переходить из одного состояния в другое, расслабить организм при помощи различных методик. На любом предприятии сотрудники должны проходить краткий экскурс по стрессоустойчивости в рамках менеджмента управления.

    Загрузка…

    Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио

    Использованные научные статьи:

    1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
    2. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
    3. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)

    Использованная литература:

    1. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
    2. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 496 с.
    3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
    4. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите и эти статьи:

  • Стресоустойчивость или стрессоустойчивость как правильно пишется
  • Стреноженная лошадь как пишется
  • Стремящаяся как пишется
  • Стремятся как правильно пишется
  • Стремятся ввысь как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии