строиться
→
строящаяся — причастие, именительный п., жен. p., наст. вр., возвр. форма гл., ед. ч.
Часть речи: инфинитив — строиться
Часть речи: глагол
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время | Повелительное наклонение | |
---|---|---|---|---|
Я |
строюсь |
строился строилась строилось |
||
Ты |
строишься |
строился строилась строилось |
стройся |
|
Он/она |
строится |
строился строилась строилось |
||
Мы |
строимся |
строились |
строимся |
|
Вы |
строитесь |
строились |
стройтесь |
|
Они |
строятся |
строились |
Часть речи: деепричастие
Несовершенный вид | Совершенный вид |
---|---|
строясь |
Часть речи: причастие
Действительное причастие:
Настоящее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. |
строящийся |
строящаяся |
строящееся |
строящиеся |
Рд. |
строящегося |
строящейся |
строящегося |
строящихся |
Дт. |
строящемуся |
строящейся |
строящемуся |
строящимся |
Вн. |
строящегося строящийся |
строящуюся |
строящееся |
строящиеся строящихся |
Тв. |
строящимся |
строящеюся строящейся |
строящимся |
строящимися |
Пр. |
строящемся |
строящейся |
строящемся |
строящихся |
Прошедшее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. |
строившийся |
строившаяся |
строившееся |
строившиеся |
Рд. |
строившегося |
строившейся |
строившегося |
строившихся |
Дт. |
строившемуся |
строившейся |
строившемуся |
строившимся |
Вн. |
строившегося строившийся |
строившуюся |
строившееся |
строившиеся строившихся |
Тв. |
строившимся |
строившеюся строившейся |
строившимся |
строившимися |
Пр. |
строившемся |
строившейся |
строившемся |
строившихся |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Всего найдено: 40
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужны ли кавычки при написании разговорного варианта названий станций метро, например «Третьяковка» или «Новослободка»?
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление кавычек не регламентировано. Полагаем, что лучше кавычки поставить, так как это — хоть и разговорные, но все же варианты названий станций метрополитена. Кроме того, их разговорность также может быть отмечена кавычками.
Здравствуйте! У меня вопрос по поводу употребления кавычек в названиях станций. Я всегда думала, что они обязательны, а тут узнала, что якобы в названии станций метро и МЦД их нужно ставить (метро «Комсомольская», «Нахабино»), а в названий железнодорожных станций — нет. Мне это кажется странным. При перечислении тогда будет выглядеть: станция «Одинцово» (МЦД), станция Голицыно (не МЦД), станция «Кунцево» (МЦД)? Есть справочник, где это зафиксировано, можете подсказать? Заранее спасибо. С уважением, Наталья.
Ответ справочной службы русского языка
Написание названий железнодорожных станций и станций метрополитена было регламентировано давно. В полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина сформулировано правило:
«В названиях железнодорожных станций, вокзалов, аэропортов и т. п. с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых обозначений, напр.: станция Москва-Пассажирская, Казанский вокзал, аэропорты Шереметьево, Внуково.
Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах); с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово таких названий, а также все те слова, которые пишутся с прописной буквы в составе соответствующих топонимов, напр.: станции метро «Александровский сад», «Октябрьское Поле», «Проспект Мира»; остановки «Никитские Ворота», «Улица Лесная», «Школа», «Детская поликлиника»» (§ 175).
Эта норма сформировалась вследствие того, что названия железнодорожных станций часто совпадают с названиями населенных пунктов, указывая одновременно и на станции и на населенные пункты, имена которых в кавычки не заключаются. Условных названий, которые по общему правилу можно было бы писать в кавычках, немного.
Большинство названий станций метро условны, часто они образуются от названий внутригородских объектов. Такие названия удобнее писать в кавычках. (Подробнее о кавычках в названиях железнодорожных станций и станций метро можно прочитать в статье В. М. Пахомова «Не забудь… станция Луговая»).
Когда появилась сеть МЦД, возник вопрос о кавычках в названиях станций. Было принято написание в кавычках по аналогии со станциями метро.
Добрый день, подскажите, нужно ли брать в кавычки названия станций МЦК?
Ответ справочной службы русского языка
Да, по аналогии с названиями станций метро.
«Наш корреспондент Елена Сахарова промчался по эскалаторам трёх станций метро…» (из The Village) – разве правильно? не «промчалась»?
Ответ справочной службы русского языка
Поскольку это не официальный текст (например, не текст документа), правильнее: Наш корреспондент Елена Сахарова промчалась…
Названия автобусных остановок заключаются в кавычки как названия станций метро или не заключаются как названия железнодорожных станций и вокзалов?
Ответ справочной службы русского языка
Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах и не на самих станциях и остановках).
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как следует склонять названия станций метро на «-ая»: «на станции метро „Войковская“» или «на станции метро „Войковской“», «на станции „Войковская“» или «на станции „Войковской“»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Если название используется с родовым словом (станция), то название не склоняется: на станции метро «Войковская», на станции «Войковская».
Названия вокзалов пишутся без кавычек? Например, вокзал Орехово? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Да, названия железнодорожных станций, вокзалов пишутся без кавычек. Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах и не на самих станциях и остановках).
Здравствуйте! Все реже встречаю употребление кавычек там, где они были приняты: названия станций метро (Нагатинская), СМИ (Лайфхакер), компаний (Эколайн) и т.п. Это нарушение или современные правила уже ограничивают случаи употребления кавычек — в том числе при употреблении слов в переносном смысле (ватрушка как булка и «Ватрушка» как ресторан)? Уточните, пожалуйста, основные изменения на сегодня (или помогите ссылкой). Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правила не изменились, скорее они стали более детальными. Например, названия станций метро в текстах заключаются в кавычки, а на картах, схемах и на самих станциях пишутся без кавычек. Познакомиться с наиболее полными правилами употребления кавычек можно в сборнике «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и др. издания), а также в «Письмовнике».
добрый день! подскажите, пожалуйста, как правильно оформлять: остановка «Ул/ул Мосина» улица с заглавной или со строчной писать?
Ответ справочной службы русского языка
Названия станций метро, остановок наземного городского транспорта заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах); с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово таких названий, а также все слова, которые пишутся с прописной буквы в составе соответствующих топонимов. Правильно: остановка «Улица Мосина».
Нужны ли кавычки в аббревиатуре — Станция метро «ВДНХ»
Ответ справочной службы русского языка
Названия станций метрополитена (в том числе аббревиатурные) заключаются в кавычки: станция метро «ВДНХ».
Уважаемые господа!
На сайте Московского Метрополитена приведены названия станций метро, в том числе: «Октябрьское поле», Охотный ряд», «Красные ворота», «Кузнецкий мост», «Улица академика Янгеля», «Крестьянская застава» и «Бульвар адмирала Ушакова». Сверяюсь с орфографическим словарем под редакцией В. В. Лопатина «Как правильно? С большой буквы или с маленькой?» (М. : Астрель : АСТ, 2005). В нем пишется о том, что в названиях районов, улиц и площадей все слова (за исключением слов улица, площадь и бульвар) пишутся с прописной: Октябрьское Поле (район в Москве), Охотный Ряд (улица в Москве), Красные Ворота (название площади), Кузнецкий Мост (улица в Москве), а также улица Академика Королева, Крестьянская Застава, бульвар Генерала Карбышева (в качестве примеров похожих названий). Понятно, что в названиях станций метро первое слово пишется с заглавной. А что со вторым? Должна ли я в печатном издании исправлять названия, принятые Московским Метрополитеном, или же это официально принятые и утвержденные названия? Буду благодарна и признательна за разъяснения. С уважением, Людмила
Ответ справочной службы русского языка
Названия станций метрополитена нужно писать по правилам: «Октябрьское Поле», «Кузнецкий Мост», «Охотный Ряд» и т. д. Кстати, на официальной схеме линий Московского метрополитена, разработанной Студией Артемия Лебедева по заказу Департамента транспорта Москвы, все названия станций написаны правильно (в соответствии с орфографическими нормами).
На вестибюлях станций московского метрополитена находятся надписи с названиями станций: » Метрополитен им. В.И. Ленина. Станция Профсоюзная» (Жулебино, Калужская и т.д.). Разве не следует заключать в кавычки название станций? Например: Станция «Новые Черёмушки». А как следует правильно писать? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Названия станций метрополитена и остановок общественного транспорта заключаются в кавычки – в текстах, но не на картах и схемах, а также не на самих станциях и остановках.
Здравствуйте! Скажите, как правильно писать: м.»Калужская», м.Калужская или метро Калужская? Заранее благодарен за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Названия станций метрополитена заключаются в кавычки (в текстах, но не на картах и схемах и не на самих станциях). Верно: станция метро «Калужская», ст. м. «Калужская».
Почему в названиях станций метро на схемах в вагонах второе существительное пишут с большой буквы? Пример: Кузнецкий Мост или Площадь Революции.
Ответ справочной службы русского языка
В названиях станций метро с большой буквы пишется первое слово названия, а также все слова, которые пишутся с большой буквы в составе соответствующих топонимов. А в составе топонимов площадь Революции и улица Кузнецкий Мост слова Революции и Мост пишутся с большой буквы. Ср.: Ленинский проспект – и станция метро «Ленинский проспект».
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Заголовок статьи в газете «Станция Судьба». Нужно ли заключать в кавычки слово «судьба». Напишите, пожалуйста, как корректно. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки не нужны. Названия железнодорожных станций в кавычки не заключаются. Здесь, конечно, особое, переносное употребление, но правило всё равно действует.
Но если эта статья посвящена метрополитену или работникам метрополитена, кавычки стоит поставить, т. к. названия станций метрополитена заключаются в кавычки.
Максим Ильяхов |
В тексте кавычки нужны:
На картах, схемах и самих станциях кавычки ставить не принято. Но и там же не везде нужно писать «ст. м.»:
«Ст. м.» — это сокращение от «станции метро». Не забываем о пробелах после «ст.» и «м.». Со «станцией метро» всегда будет «на»: «встречаемся на станции метро „Новые Черёмушки“». С названиями на -о без родовых слов — «в»: «живём в Строгино», «живём в Строгине». Оба варианта верны. Крутые парни выбирают второй вариант. |
P. S. |
Это был субботний совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы. |
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Пригородный вокзал Очаково открылся на западе столицы после реконструкции. Он располагается на Калужском направлении Московской железной дороги (МЖД) и войдет в состав будущего четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4). На открытии присутствовали Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
«На Калужском направлении будущего МЦД-4 было запланировано строительство 15 новых вокзальных комплексов, 10 тоннелей и мостов и 64 километра главных путей. Все 15 построены, сегодня открываем последний вокзальный комплекс — Очаково. И две трети инженерных сооружений тоже построены. Но самый последний рывок всегда самый сложный. Уже нет никаких сомнений, что в этом году и МЦД-3, и МЦД-4 поедут», — отметил Сергей Собянин.
По его словам, город уже задумывается над дальнейшими проектами, рассматривая новые предложения по концепциям развития Центрального транспортного узла до 2035 года.
Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров добавил, что в этом году компания отметит свое 20-летие открытием 20 новых пассажирских объектов по всей стране. 14 из них строят в столице. «Мы очень гордимся совместной работой с Сергеем Семеновичем, с Москвой, тем, что за эти 20 лет можно здесь, в Москве, увидеть, насколько изменилась железная дорога», — заявил он.
Глава ОАО «РЖД» отметил, что сегодня российская столица — самый удобный город, это подтверждает и развитие железнодорожного транспорта. Оно стало возможным во многом благодаря тому, что крупные проекты реализуются на перспективу. «Сергей Семенович постоянно задает вопросы, как правильно двигаться дальше, — сказал Олег Белозеров. — Если уже сегодня не представлять 2030–2035 годы, то некоторые элементы в развитии города можно было бы не предусмотреть».
Станцию Очаково открыли в 1899 году. Она находится в районе Очаково-Матвеевское между станциями Аминьевская и Мещерская. Основные пассажиры станции — жители расположенных рядом микрорайонов и работники предприятий, находящихся в соседней промзоне.
Традиционная железнодорожная платформа до начала работ не соответствовала современным стандартам московского транспорта. Реконструировать станцию начали в 2020 году в рамках проекта создания МЦД-4.
«Устаревшую станцию закрыли на реконструкцию в июле прошлого года. Теперь вместо нее открыли современный пригородный вокзал — с новыми платформами и надземным вестибюлем. Здесь будет удобно всем, в том числе маломобильным гражданам и пассажирам с детьми. Прилегающую территорию также благоустроили. Обновили и перенесли остановки автобусов поближе к вокзалу, добавили новые. В итоге пересадка с одного вида транспорта на другой станет быстрее в два раза. Кроме того, расширили тротуары и обустраиваем парковки», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin
В ходе работ на Калужском направлении МЖД появился еще один современный пригородный вокзал общей площадью более шести тысяч квадратных метров. В нем оборудовали две новые высокие островные платформы (4,1 тысячи квадратных метров) с навесами на всю длину, защищающими пассажиров от солнца и осадков, лавочками и стойками SOS. Кроме того, там разместили надземный пассажирский вестибюль (свыше двух тысяч квадратных метров) с выходами к улице Наташи Ковшовой и проезду Стройкомбината. Его оборудовали турникетами, кассами, туалетными комнатами и динамической системой навигации.
Помимо прохода к поездам, пассажирский вестибюль послужит также удобным и безопасным пешеходным переходом через железную дорогу. Горожане при этом смогут и дальше пользоваться существующим подземным переходом.
«Здесь применены все самые новые технологии. Количество эскалаторов (12 штук) говорит само за себя. Четыре лифта. Практически создана безбарьерная среда для удобства пассажиров. Вот так должно выглядеть современное пассажирское движение, и Москва в этом лидер, лидер в мире. Много что еще, конечно же, предстоит сделать. Все новации, которые появляются, — они все российские», — обратил внимание Олег Белозеров.
Территорию рядом с вокзалом благоустроили. С обеих сторон железной дороги сделали подъезды для наземного городского пассажирского транспорта, установили две новые и обновили 15 существующих остановок. При этом их перенесли ближе к станции, поэтому теперь пересесть с одного вида транспорта на другой можно в два раза быстрее. Кроме того, отремонтировали тротуары, обустроили отстойно-разворотную площадку и парковки на 163 автомобиля.
Реконструкция вокзала, а затем открытие МЦД-4 обеспечит 40 тысяч жителей южной части Очаково-Матвеевского (более 30 процентов населения района) дополнительной станцией наземного метро. Сейчас ближайшая к ним станция метро — «Озерная» Солнцевской линии. Путь до нее занимает более 25 минут пешком.
Ожидается, что с открытием МЦД-4 местные жители будут чаще использовать наземное метро как удобную альтернативу личному транспорту, а к 2025 году ежедневный пассажиропоток станции Очаково вырастет в два раза — с 4,3 тысячи до 8,6 тысячи человек. При этом созданный запас пропускной способности значительно превышает прогнозный пассажиропоток. Это позволит обеспечить стабильное функционирование станции на десятилетия вперед.
Кроме того, снизится нагрузка на объекты прилегающей транспортной инфраструктуры, а именно станцию метро «Озерная» (до 11 процентов), Аминьевское шоссе (до пяти процентов) и другие.
МЦД-4
Протяженность будущей линии наземного метро МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» составит 86 километров. Там будет 37 остановок. Конечными станциями станут Апрелевка и Железнодорожная.
Четвертый диаметр пройдет через Москву с запада на восток и свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. Еще одна особенность МЦД-4 — самое большое количество пересадочных станций. Здесь их будет 18 с 45 вариантами пересадок на метро, Московское центральное кольцо и другие диаметры.
Современные комфортные поезда будут следовать с интервалами до 5–5,5 минуты в часы пик и без дневных перерывов. При этом с 2010 года интервал движения на железнодорожном направлении уже сократился с 10 до 7,5 минуты в часы пик.
Суточный пассажиропоток на четвертом диаметре может составить 455 тысяч человек, что на 84 процента больше текущего показателя. Поезда МЦД-4 смогут перевозить 1,4 миллиона человек в сутки. По предварительным расчетам, только для поездок внутри столицы линией будут пользоваться около 30 миллионов человек в год.
Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание более 20 районов Москвы. Добираться до столицы станет удобнее жителям Апрелевки, Реутова, Железнодорожного и других населенных пунктов ближнего Подмосковья. За счет перераспределения пассажиропотоков разгрузятся участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской и других линий московского метро, а также вылетные магистрали — Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов.
С точки зрения строительства МЦД-4 — самая сложная линия наземного метро. Для его открытия нужно связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги (Калужское и Нижегородское). При этом диаметр пройдет через Смоленское, Рижское и Курское направления МЖД. Поэтому сегодня на нескольких участках будущего диаметра проводят сложнейшие работы. Специалисты ведут:
— строительство дополнительных третьего и четвертого главных путей на Калужском направлении МЖД;
— строительство соединительной ветви между Калужским и Смоленским направлениями Московского железнодорожного узла;
— реконструкцию участка Москва-Пассажирская-Курская — Площадь Трех Вокзалов (бывшая Каланчевская);
— реконструкцию участка Москва-Пассажирская-Курская — Нижегородская (бывшая Карачарово) со строительством дополнительных главных путей;
— строительство третьего и четвертого главных путей на участке Площадь Трех Вокзалов (бывшая Каланчевская) — Марьина Роща;
— реконструкцию участка Ермакова Роща — Савеловский вокзал.
Итоги развития инфраструктуры МЦД и планы
Помимо продолжения строительства новых и реконструкции существующих путей в 2022 году на Центральном транспортном узле завершили строительство или реконструкцию пригородных вокзалов:
— Минская будущего МЦД-4 (открыт в апреле 2022 года — первый этап, в декабре 2022 года — второй этап);
— Толстопальцево будущего МЦД-4 (открыт в мае 2022 года);
— Печатники МЦД-2 (открыт в июне 2022 года);
— Площадь Трех Вокзалов МЦД-2 / будущего МЦД-4 (открыт в августе 2022 года — первый этап);
— Окружная МЦД-1 (северный вестибюль станции открыт в ноябре 2022 года, завершено формирование транспортно-пересадочного узла «Окружная»);
— Мещерская будущего МЦД-4 (открыт в ноябре 2022 года);
— Переделкино будущего МЦД-4 (открыт в декабре 2022 года).
Также заработал новый терминал для поездов «Аэроэкспресс» в северном терминальном комплексе аэропорта Шереметьево. Теперь пассажиры могут добираться из Москвы до терминалов В и С без пересадок.
В 2023 году планируют открыть новые диаметры наземного метро МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».
Завершится также строительство или реконструкция 14 железнодорожных станций. Это Лесной Городок будущего МЦД-4 (открыта 31 января 2023 года), Очаково будущего МЦД-4 (открыта 6 марта 2023 года), Марьина Роща МЦД-2 / будущего МЦД-4 (новая, первый этап открыт 2 марта 2023 года), Площадь Трех Вокзалов МЦД-2 / будущего МЦД-4 (второй этап), Тимирязевская МЦД-1, Крюково будущего МЦД-3, Ольгино будущего МЦД-4 (новая), Поклонная будущего МЦД-4, Кутузовская будущего МЦД-4 (новая), Тестовская будущего МЦД-4 (новая), Белорусская МЦД-1 / будущего МЦД-4, Лианозово МЦД-1, Курская МЦД-2 / будущего МЦД-4 и Петровско-Разумовская МЦД-1 (новая).
Запланированы работы по благоустройству территорий возле 10 железнодорожных станций действующих и перспективных диаметров (Кокошкино, Толстопальцево, Внуково, Переделкино, Мещерская, Очаково, Минская, Марьина Роща, Рижская, Окружная).
Рис. Как правильно пишется слово «метро»?
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ СЛОВО «метро» И ПОЧЕМУ? Правильное написание слова «метро» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «метро» обязательно к запоминанию в 1, 2 классе(ах).
мет-ро́
УДАРЕНИЕ. Ударение в слове «метро» падает на последний (второй) слог. Ударная гласная «О».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ/ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Слове «метро» происходит от французского «métro» («метро»), которое является сокращением французского «métropolitain» — то есть «столичный, городской». «Métropolitain» образовано от французского существительного «métropole» — «метрополия, центр», а оно, в свою очередь, от латинского «metropolis», что переводится как «метрополия». «Metropolis» произошло от древнегреческого «μητρόπολις», что в дословном переводе означает «материнский город, метрополия», а оно от древнегреческого «μήτηρ» — «мать».
ЗНАЧЕНИЕ/ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА. Метро — это 1) подземный, наземный, надземный рельсовый электрический городской транспорт; 2) здание станции метрополитена.
Сегодня невозможно представить Москву без метро. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом, достопримечательностями. Оно функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы. Каждое десятилетие в истории московской подземки отличалось от остальных, и об этом — в рассказе mos.ru.
Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.
1931–1940 годы: дворец для народа
10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.
Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.
15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.
Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).
Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.
1941–1950 годы: спасение в военное время
В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.
Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.
Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.
1951–1960 годы: от роскоши к простоте
После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.
Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.
Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.
В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.
Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.
1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»
Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.
Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».
Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.
Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.
За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.
1971–1980 годы: связывая ветки
Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).
Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.
1981–1990 годы: обмен метроподарками
Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».
В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.
Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.
Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.
1991–2000 годы: первые станции новой страны
В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».
В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.
Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.
2001–2010 годы: за пределы Москвы
В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.
Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».
За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.
С 2011 года: «братство» колец
В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.
Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.
Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.
Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.
Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Как правильно пишется словосочетание «московское метро»
- Как правильно пишется слово «московский»
- Как правильно пишется слово «метро»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лычко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «московское метро»
Синонимы к словосочетанию «московское метро»
Предложения со словосочетанием «московское метро»
- Люди ездили по городу на немногочисленных трамваях и троллейбусах, а строительство московского метро только начиналось.
- На его дороге оказалась девушка с большим тяжёлым портфелем, которая неуверенно рассматривала схему московского метро.
- Как провезти велосипед по кольцевой ветке московского метро в час пик?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «метро»
- московское метро
до ближайшего метро
парижское метро - от метро до дома
в метро на станции
в метро людей - станция метро
вагон метро
в сторону метро - метро закрылось
метро работало
метро откроется - спускаться в метро
выйти из метро
направиться к метро - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «московский»
-
Моско́вский: Московский — притяжательное прилагательное, указывающее на принадлежность к городу Москве. (Википедия)
Все значения слова МОСКОВСКИЙ
Афоризмы русских писателей со словом «московский»
- Напомню для ясности, что Пушкин высоко ценил язык «московских просвирен», учился у своей няни Арины Родионовны.
Замечательнейший знаток речевого языка Лесков тоже учился у няньки, солдатки. И вообще скромные няньки, кучера, рыбаки, деревенские охотники и прочие люди тяжёлой жизни определённо влияли на развитие литературного языка, но литераторы из стихийного потока речевого бытового языка произвели строжайший отбор наиболее точных, метких и наиболее осмысленных слов. - Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,
Высокий идеал московских всех мужей. - Пьесу»Не все коту масленица»я кончил… Эта скорее этюд, чем пьеса; в ней нет никаких сценических эффектов, эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Орфографический академический ресурс «Академос» ИРЯ РАН внес в словарь Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН три новых слова. Это «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация». Об этом сообщает Российская газета.
Отмечается, что это первое обновление текущего года. В прошлом году словарь зафиксировал закрепление новых слов только в сентябре. Он был дополнен такими словами, как «антиваксер», «шаверма», «Телеграм-канал», «линия Маннергейма» и другими. За 2022 год в орфографический справочник было внесено 152 слова.
Орфографический академический ресурс «Академос» – систематически обновляемый официальный онлайн-словарь Института русского языка РАН. Он содержит нормативное написание более чем 200 тысяч единиц русского языка – слов, первых частей слов, неоднословных нарицательных единиц, собственных имен. Написание слов соответствует нормам академического Русского орфографического словаря (РОС 2012; М., 2012. Экспертное заключение).