Тимирязев писал пища консервы солнечных лучей как вы это понимаете

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,618
  • гуманитарные
    33,648
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,543
  • разное
    16,896

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Чудесно и удивительно рождение и развитие каждого нового растения!

И как бы различны растения ни были, все они начинают свою жизнь одинаково. Будь то гигантский эвкалипт или маленькая невзрачная ромашка, прекрасная роза или скромный картофель, — все они вступают в жизнь тоненькими нежными ростками.

Посадили весной в землю клубень. Увлажнилась почва, пригрело ее солнце и из глазка клубня выбился беленький крохотный росточек. На первых порах он питается теми веществами, что были заготовлены для него впрок в самом клубне. Но вот росток пробил слой почвы, он вырвался наружу, превратился в стебелек и распустил на свободе пару-другую зеленых листочков. Отныне ему не нужны больше подземные запасы пищи, запрятанные в материнском клубне. Да и осталось их там очень мало. Теперь молодое растеньице будет питать сама земля, огромный воздушный океан, окружающий его, и великая живительная сила солнца. Солнце — источник всякой энергии на земле. Под сенью его животворных лучей растет, цветет и зреет весь огромный многообразный растительный мир, среди которого мы живем. Этот мир нас кормит, согревает, одевает. С древнейших времен люди знали, — вернее, чувствовали огромную силу и помощь солнца; они почитали и даже боготворили его. Но самую тайну солнечного луча долго не удавалось раскрыть. Это сделал в конце прошлого столетия замечательный русский ученый — ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев.

Сам он как-то в шутливой и занимательной форме рассказал о своей работе по изучению той тесной связи, что существует между солнцем и жизнью на земле. Это было более пятидесяти лет тому назад. Тимирязев выступал тогда с лекцией в Лондоне перед английскими учеными. Лекцию он начал несколько необычно: Вместо витиеватых и глубокомысленных предисловий Тимирязев прежде всего напомнил своим слушателям об одном любопытном курьезе из книги знаменитого английского писателя Свифта «Путешествия Гулливера».

«Когда Гулливер в первый раз осматривал академию в Лагадо, — так начал свой рассказ Тимирязев, — ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и дальнейшего их применения…»

И дальше Тимирязев продолжал:

«Для первого знакомства я должен признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, устремившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее — на зеленый лист в стеклянной трубке, — ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей.,.»

Зеленый лист и солнечный луч — вот где разгадка одной из самых великих и сокровенных тайн природы! В зеленом листе, запасается впрок сила солнца, которую мы используем в виде, пищи и в качестве топлива, одежды, жилища.

Тому же Тимирязеву принадлежат слова и о том, что вся наша пища «не что иное, как консерв солнечных лучей».

Как же создаются эти изумительные солнечные консервы? Где та фабрика, которая умеет их вырабатывать? Мы уже выше назвали ее — это чудесная фабрика зеленого листа. Возьмите, например, лист картофельного растения. Ведь это и есть одна из тех волшебных лабораторий природы, в которой создаются бесценные клады под землей. Как же. всё: это происходит? Как образуется в картофеле крахмал и каким образом он накопляется в клубнях? Забегая несколько вперед, заметим, что основным материалом, из которого образуются все питательные вещества в зеленом листе растения, является углекислый газ. Тот самый газ, который мы при дыхании выбрасываем из легких. Пожалуй, еще больше он знаком вам по газированной воде; ведь вода эта получается при насыщении ее углекислым газом. Так вот, соединившись с водой и пройдя ряд сложных химических превращений, углекислый газ в конце концов переходит в сахар, а затем — и в крахмал. Но разве возможно, чтобы из углекислого газа и воды получился сахар? Конечно, в обычных условиях, скажем в стакане той же газированной воды, это никогда не случится. Тимирязев когда-то шутил, что если предоставить самому лучшему, повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую, речку чистой воды, он, однако, не приготовит из этой смеси ни сахара, ни крахмала, ни жира. А вот в зеленом листе растения под живительными лучами солнца это, казалось бы, фантастическое превращение происходит каждый день, каждую секунду.

Дело в том, что лист каждого растения, в том числе и картофельного, усеян многочисленными порами, мельчайшими отверстиями. Они называются устьицами. Величина каждого устьица во много раз меньше укола самой тончайшей иголки. Достаточно сказать, что на любом листе — их миллионы. Через устьица, эти мельчайшие отверстия, поступает в лист углекислый газ из воздуха; через них же испаряется лишняя вода.

Каждому известно, что листья имеют зеленую окраску; Зеленый цвет их зависит от изумрудных зернышек особого вещества, которые заключены в клетках листа. Вещество это называется хлорофиллом; слово «хлорофилл» греческого происхождения. В переводе на русский язык это значит «листовая зелень». Хлорофилл является одним из самых замечательных веществ в природе, обладая особой способностью поглощать лучи солнца. Они как бы задерживаются в хлорофилле и способствуют тому, что углекислый газ соединяется с водой.

Хлорофилловые зерна являются как бы посредниками между солнцем и воздухом или, точнее; между солнечной энергией и углекислым газом.

И в результате этого волшебного соединения углекислого газа, с водой р листьях образуется сахар и выделяется кислород. Вот этот интересный и сложный процесс образования новых веществ с помощью солнечного света называется в науке фотосинтезом. «Фото» значит «свет», «синтез» — «созидание», «соединение». Явлению фотосинтеза мы обязаны всеми огромными богатствами, какие дает нам зеленый мир, какие создаются в зеленых листьях растений.

Вот как рассказывал Тимирязев о сущности фотосинтеза: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного-ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь 6 него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он рассек, разорвал связь между частицами углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углерод, соединяясь с водой, образовал крахмал».

Заканчивая свой вдохновенный поэтический рассказ о солнечном луче, Тимирязев далее говорил: «Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».

Надо сказать, что современная наука установила более точно, как усваивается зеленым листом углекислый газ. Оказывается, что под влиянием солнечного света разлагается вода. Она распадается на два газа: на кислород и водород. Кислород выделяется в окружающую среду (вот почему так легко дышится в лесу или саду, а водород соединяется с углекислым газом. В самом же главном Тимирязев нисколько не ошибался.

Вся удивительная работа солнечного луча происходит только в тайниках зеленых листьев. А ведь люди не всегда правильно ценили листья. Великий русский баснописец И. А. Крылов написал когда-то басню «Листы и корни». В этой басне листья изображались лишь как пышный, но бесполезный наряд растения, Крылов считал, что листья дают только красоту дереву, что благодаря им оно «так пышно и кудряво, раскидисто и величаво».

Всю же «черную работу» растения выполняют, мол, одни лишь корни. Ознакомившись с процессом фотосинтеза, с тем замечательным явлением созидания, которое совершается в листьях, я думаю, вы убедились, что Крылов не совсем был прав. В оценке листьев, как указывал Тимирязев, он допустил большую ошибку.

Не всё еще до конца разгадано в сложном и большом процессе фотосинтеза. Мы еще не умеем как следует управлять фотосинтезом. Солнце излучает огромное, прямо-таки неисчислимое количество энергии. Только на нашу землю попадает столько энергии, что для ее производства потребовалось бы 58 миллионов таких электрических станций, как Куйбышевская ГЭС на Волге! И вот из этого огромного океана солнечной энергии зелёные растения используют пока всего только каких-нибудь две сотых части.

А что же будет, когда человек до конца разгадает тайну фотосинтеза, научится им управлять по-своему? Какое богатство, какое изобилие наступит тогда на земле! И как жалко выглядят те буржуазные лжеученые за границей, которые в угоду капиталистам твердят об оскудении земли, о якобы неизбежности голода! Советские ученые, идя по стопам Тимирязева, разгадывают всё новые и новые секреты солнечного луча и зеленого листа и помогают созданию изобилия в нашей стране. Наступит день — он не за горами, — когда человек научится превращать углекислый газ в сахар, в крахмал, в другие вещества, подобно тому, как это делается в чудесной зеленой лаборатории природы.

А пока мы еще не научились это делать, предоставим зеленым нашим друзьям создавать для нас замечательные солнечные консервы. Проследим же теперь, как создается наш клад под землей, как в картофельном клубне образуется крахмал.

Корни картофельного растения сидят в земле. Здесь имеется запас минеральных солей, а также углекислота, которая получается от разложения органических удобрений. С помощью корней растворы питательных солей поступают в организм растения. Через устьица из воздуха проникает в листья углекислый газ. Как доказал советский ученый академик А. Л. Курсанов, часть углекислоты передают также и корни из земли. С помощью солнца и хлорофилла углекислый газ и вода образуют простейший сахар — глюкозу.

По мере накопления глюкоза превращается в крахмал. Когда, же в листьях создается избыток крахмала, он снова разлагается, превращаясь в сахар, и по бесчисленным каналам стеблей, спускается вниз, под землю. Здесь, в подземных стеблях — в столонах — сахар снова преобразуется в крахмал и накопляется в клубнях картофеля. Так непрестанно совершается образование сахара и крахмала.

Из углекислого газа и воды в конечном счете образуются не только крахмал, и сахар, но и жиры, кислоты и другие органические вещества. Только при создании белков участвует еще другой химический элемент — азот. Основой же всего остается углекислый газ. Листья растения поглощают его поэтому в огромных количествах. Для урожая картофеля в 500 центнеров с гектара необходимо, чтобы листья его каждый день получали около трехсот килограммов углекислого газа.

Вот как раскрылась тайна образования клада под землей.

Организационный момент

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу
включайся, дружок!

                                                                                                                                 
Проверка знаний учащихся о фотосинтезе и значении зеленых растений

                                                      
                                                                           Учитель
:                                                                                                                                                  
1. назовите основной процесс жизнедеятельности  организмов (обмен
веществ);                 2. что такое обмен веществ? (поглощение и
использование организмом одних веществ и выделение во внешнюю среду других);

 3. в результате какого процесса, характерного
для растений, происходят превращения одних веществ в другие и переход энергии
из одного вида в другой? (фотосинтез).

Слайд№1

Задание (у доски):
закончить схему «Фотосинтез»

Слайд№2    Блиц – опрос

Слайд№3    

А) К.А.Тимирязев писал: «Ни один растительный
организм не испытывал не  на себе человеческой несправедливости в такой степени
как лист….  До конца 19 века  лист продолжал пользоваться славой пышного, но
бесполезного наряда…»

 Защитите лист.
Расскажите о его значении.

(Транспирация.
Дыхание. Фотосинтез.)

Слайд№4                                                                                                                                                    Б) Что такое фотосинтез? (Фотосинтез – это процесс образования органических
соединений из углекислого газа и воды, на свету, в листьях, сопровождающийся
выделением кислорода).

Слайд№5                                                                                                                                              В) Каковы особенности строения листа, связанные с
фотосинтезом?                                           (устьица, через которые осуществляется  поступление углекислого газа и
выделение кислорода;  клетки столбчатой и губчатой тканей содержат хлоропласты
с хлорофиллом, где и происходит фотосинтез).

Слайд№6                                                                                                                                                    Г)
Личинки колорадского жука объели все листья растения. Как это отразится на
урожае клубней? Почему? (урожай будет низким, так как
не будут откладываться про запас органические вещества).

Слайд№7                                                                                                                                                  Д) К.А.Тимирязев писал: «Пища –
консервы  солнечных лучей». Как вы это понимаете? (энергия
Солнца накапливается в виде энергии химических связей органических соединений).

Слайд№8                                                                                                                                                    Е)
Что такое космическая роль зеленых растений? Нужно ли растениям лететь в космос
для выполнения космической
роли?                                                                                  
               (Нет, лететь не нужно. Выделяется
кислород, которым обогащается атмосфера. Им дышат все живые организмы. Из
кислорода в верхних слоях атмосферы образуется озон, который защищает всё живое
на Земле от губительного действия УФ-лучей).

Слайд №9   схема «Фотосинтез»

 Учитель:  проверка правильности выполнения задания учащимися класса по схеме.

Слайд № 

Задание: (по
желанию учащихся) продолжить сказку о фотосинтезе. « Инопланетяне решили
уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь,
необходимо уничтожить фотосинтез…».

Актуализация знаний

Учитель:

1.     
Вспомните из курса природоведения, что такое
воздух?

2.     
Какие газы входят в состав воздуха?

3.     
Каково % содержание газов, составляющих воздух?

Слайд № 

Азот – 78%

Кислород – 21%

Углекислый газ – 0,03%

Учитель:

1.     
Дышат ли живые организмы?

2.     
Какие газы при этом обмениваются между организмом и
окружающей средой?

Учитель: кислород и
углекислый газ обладают разными свойствами;

                    вес газов:

Слайд №

Кислород

Немного тяжелее воздуха

Поддерживает горение

Углекислый газ

Значительно тяжелее воздуха

Не поддерживает горение

Объяснение нового
материала

Демонстрация опыта  «Дыхание корней, прорастающих семян, 
листьев»                               в пробирки: пустую, с набухшими
семенами, листьями, корнеплодами   вносим зажженную лучину.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему горит лучинка в пустом сосуде?
  2. Почему погасла лучинка в сосудах, где
    находятся набухшие семена, побеги, корнеплод?
  3. Какой
    процесс иллюстрируют эти опыты?  
    (ДЫХАНИЕ)
  4. Какой вывод можно сделать после демонстрации
    опытов?

Учитель: тема урока (записъ
в тетради)

Слайд №  

Дыхание
растений

Вывод: (делают учащиеся)

Растения дышат, поглощая
кислород, выделяя углекислый газ

Учитель: Каково значение
дыхания для прорастающих семян, корней, листьев?

Демонстрация опыта « Влияние воздуха на прорастание семян»

В двух пробирках семена. В одной семена
находятся в воде, в другой – слегка смочены. Пробирки с семенами находились в
одинаковых условиях.

Вопросы для обсуждения:

       1. Где проросли семена?

       2. Почему не проросли семена в одной из
пробирок?

       3. Какой вывод можно сделать после
демонстрации опытов?

Вывод: (делают учащиеся)

Дыхание необходимо для
протекания жизненных процессов в органах растения: их роста, развития, питания.

Биологические задачи

Почему на тротуарах оставляют
незаасфальтированные приствольные круги?

Почему необходимо рыхлить почву?

Работа с таблицей «Внутреннее строение листа»

Задание: какие особенности строения листа
способствуют осуществлению газообмена при дыхании? (устьица,
много межклетников в губчатой ткани)

  Биологические задачи

Почему  растения с пыльными листьями плохо
растут?

Почему надо защищать от пыли комнатные
растения? (интенсивность дыхания и фотосинтеза мала)

 Вывод: (делает учитель)

Растение
при дыхании поглощает кислород, кислород, поступая в клетку, окисляет
органические вещества (крахмал) до углекислого газа и воды.

   
Учитель:

  1. Каким образом крахмал оказался в клетке?
  2. Какая энергия была затрачена на образование
    крахмала?   

     Слайд №

В двух
пробирках семена. В одной – сухие, в другой – прорастающие. В обе пробирки
вставлены термометры.

 Вопросы для обсуждения:

  1. Что наблюдаете?
  2.  Выскажите свои предположения. (при прорастании семян выделяется тепло)  

       Биологическая
задача

В зернохранилище намокло зерно. Через два дня,
просушивая зерно, заметили, что оно горячее. Почему? (при
прорастании семян выделяется тепло)
  

Вывод: (делает учитель)

При разложении крахмала в
процессе дыхания освобождается энергия, которая используется на протекание
других жизненных процессов в клетке. Без этой энергии невозможна жизнь.

 Задание:  процесс дыхания
можно изобразить следующей схемой. Заполните ее.

                     (самостоятельная работа в
тетрадях, проверка  на слайде)

     Слайд №

Органические вещества + ?

энергия

                                                  Растительная
клетка

Вывод: (делает учитель)

Расщепление сложных
органических веществ на более простые,  неорганические.

Слайд №

В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он
решил повторить  опыты Пристли (в чем их суть) Проводил их Шееле по ночам, в
каморке, при аптеке, пользуясь огарком свечи. Результаты он получил
противоположные тому, что наблюдал Пристли. Мышь погибала, мята засыхала. Как разрешить спор Шееле и Пристли?

Задание: 1. выскажите свои
предположения;

                заполнив
таблицу в тетради «Сравнение дыхания и фотосинтеза», докажите свои
предположения (проверка устная по слайду)

Слайд №

Признаки для
сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

В какое время суток происходит?

В каких клетках происходит?

Органическое вещество образуется или
разрушается?

Энергия поглощается или выделяется?

Вывод:

Дыхание
и фотосинтез – противоположные, но взаимосвязанные между собой процессы.

Биологическая
задача

В двух аквариумах
много рыб и растений. Один из них  находится в затененном помещении,  другой –
в хорошо освещенном. Как будут чувствовать себя рыбы в аквариумах?

Задание: рассмотрите рисунок 1

Слайд №

Воздушное
питание                                                             Дыхание

     (фотосинтез)

Почвенное питание

3 + 4
+ энергия света
 = 2 + 1

1 + 2 =  энергия + 3 + 4

Рис.1

      Вопросы для обсуждения:

1. Что обозначено
на рисунке под каждой из цифр?

1. кислород; 2.
лист; 3. углекислый газ; 4.вода

2. Назовите
процесс, изображенный на рисунке (обмен веществ).

3. Что произойдет с
организмом, если прекратится обмен веществ? (погибнет)

Задание на дом:

Рефлексия

Учитель:
Перед
вами жетоны трех цветов:
rрасный, желтый,
зеленый.

·                   
Если вам сегодня на уроке все понравилось, поднимите
красный жетон.

·                   
Если вам понравилось, но вы испытывали затруднение
в работе, поднимите желтый жетон.

·                   
Если вам не понравилось, поднимите зеленый.

Закрепление
материала

Задание
№1:
вставьте
пропущенные слова.

Корневая система растения поглощает
из почвы …, которая  по … доставляется в … листа.

Из … листа вода поступает к клеткам
основной ткани, содержащим … .

Через устьица к клеткам основной
ткани поступает … .

В хлоропластах из … и … при участии
… образуется органическое вещество … .

Происходит процесс …., при этом
образуется … .

Задание №2 выбрать признаки, характерные для дыхания, фотосинтеза (по вариантам)

1. Происходит только в зеленых органах
растения.

2. Протекает в клетках, имеющих хлоропласты.

3. Происходит в течение всего времени суток – постоянно.

4. Происходит во всех живых клетках растения.

5. Для осуществления этого процесса необходим
свет.

6. Поглощается углекислый газ.

7. Поглощается кислород.

8. Образуются органические вещества.

9. Выделяется кислород.

10. Органические вещества расходуются.

11. Уменьшается масса растения.

12. Расходуется энергия.

13. Масса растения увеличивается.

14. Выделяется углекислый газ.

15. Поглощается энергия.

Подведение итогов
урока

Выставление оценок

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Организационный момент

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Проверка знаний учащихся о фотосинтезе и значении
зеленых растений

Учитель: 1. назовите основной процесс жизнедеятельности
организмов (обмен веществ); 2. что такое обмен веществ? (поглощение
и использование организмом одних веществ и выделение во внешнюю
среду других);

3. в результате какого процесса, характерного для растений,
происходят превращения одних веществ в другие и переход энергии из
одного вида в другой? (фотосинтез).

Слайд№1

Задание (у доски): закончить схему «Фотосинтез»

Слайд№2 Блиц — опрос

Слайд№3

А) К.А.Тимирязев писал: «Ни один растительный организм не
испытывал не на себе человеческой несправедливости в такой
степени как лист…. До конца 19 века лист продолжал пользоваться
славой пышного, но бесполезного наряда…»

Защитите лист. Расскажите о его значении.

(Транспирация. Дыхание. Фотосинтез.)

Слайд№4 Б) Что такое фотосинтез? (Фотосинтез
— это процесс образования органических соединений из
углекислого газа и воды, на свету, в листьях, сопровождающийся
выделением кислорода).

Слайд№5 В) Каковы особенности строения листа,
связанные с фотосинтезом?
(устьица, через
которые осуществляется поступление углекислого газа и выделение
кислорода; клетки столбчатой и губчатой тканей содержат
хлоропласты с хлорофиллом, где и происходит
фотосинтез).

Слайд№6 Г) Личинки колорадского жука объели все
листья растения. Как это отразится на урожае клубней?
Почему?
(урожай будет низким, так как не будут
откладываться про запас органические вещества).

Слайд№7 Д) К.А.Тимирязев писал: «Пища —
консервы солнечных лучей». Как вы это понимаете? (энергия
Солнца накапливается в виде энергии химических связей
органических соединений).

Слайд№8 Е) Что такое космическая роль зеленых растений?
Нужно ли растениям лететь в космос для выполнения космической
роли? (Нет, лететь не нужно. Выделяется кислород, которым
обогащается атмосфера. Им дышат все живые организмы. Из
кислорода в верхних слоях атмосферы образуется озон, который
защищает всё живое на Земле от губительного действия УФ-лучей).

Слайд №9 схема «Фотосинтез»

Учитель: проверка правильности выполнения задания учащимися
класса по схеме.

Слайд №

Задание: (по желанию учащихся) продолжить сказку о
фотосинтезе. « Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете
Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо
уничтожить фотосинтез…».

Актуализация знаний

Учитель:

  1. Вспомните из курса природоведения, что такое воздух?

  2. Какие газы входят в состав воздуха?

  3. Каково % содержание газов, составляющих воздух?

Слайд №

Азот — 78%

Кислород — 21%

Углекислый газ — 0,03%

Учитель:

  1. Дышат ли живые организмы?

  2. Какие газы при этом обмениваются между организмом и
    окружающей средой?

Учитель: кислород и углекислый газ обладают разными
свойствами;

вес газов:

Слайд №

Объяснение нового материала

Демонстрация опыта «Дыхание корней, прорастающих
семян, листьев» в пробирки: пустую, с набухшими семенами,
листьями, корнеплодами вносим зажженную лучину.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему горит лучинка в пустом сосуде?

  2. Почему погасла лучинка в сосудах, где находятся набухшие
    семена, побеги, корнеплод?

  3. Какой процесс иллюстрируют эти опыты? (ДЫХАНИЕ)

  4. Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов?

Учитель: тема урока (записъ в тетради)

Слайд №

Дыхание растений

Вывод: (делают учащиеся)

Растения дышат, поглощая кислород, выделяя углекислый газ

Учитель: Каково значение дыхания для прорастающих семян,
корней, листьев?

Демонстрация опыта « Влияние воздуха на прорастание
семян»

В двух пробирках семена. В одной семена находятся в воде, в
другой — слегка смочены. Пробирки с семенами находились в
одинаковых условиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Где проросли семена?

2. Почему не проросли семена в одной из пробирок?

3. Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов?

Вывод: (делают учащиеся)

Дыхание необходимо для протекания жизненных процессов в
органах растения: их роста, развития, питания.

Биологические задачи

Почему на тротуарах оставляют незаасфальтированные
приствольные круги?

Почему необходимо рыхлить почву?

Работа с таблицей «Внутреннее строение листа»

Задание: какие особенности строения листа
способствуют осуществлению газообмена при дыхании?

(устьица, много межклетников в губчатой ткани)

Биологические задачи

Почему растения с пыльными листьями плохо растут?

Почему надо защищать от пыли комнатные растения?
(интенсивность дыхания и фотосинтеза мала)

Вывод: (делает учитель)

Растение при дыхании поглощает кислород, кислород,
поступая в клетку, окисляет органические вещества (крахмал) до
углекислого газа и воды.

Учитель:

  1. Каким образом крахмал оказался в клетке?

  2. Какая энергия была затрачена на образование крахмала?

Слайд №

В двух пробирках семена. В одной — сухие, в другой —
прорастающие. В обе пробирки вставлены термометры.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что наблюдаете?

  2. Выскажите свои предположения. (при прорастании семян
    выделяется тепло)

Биологическая задача

В зернохранилище намокло зерно. Через два дня, просушивая
зерно, заметили, что оно горячее. Почему? (при прорастании
семян выделяется тепло)

Вывод: (делает учитель)

При разложении крахмала в процессе дыхания освобождается
энергия, которая используется на протекание других жизненных
процессов в клетке. Без этой энергии невозможна жизнь.

Задание: процесс дыхания можно изобразить следующей схемой.
Заполните ее.

(самостоятельная работа в тетрадях, проверка на слайде)

Слайд №

Органические вещества + ?

энергия

Растительная клетка

Вывод: (делает учитель)

Расщепление сложных органических веществ на более простые,
неорганические.

Слайд №

В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить
опыты Пристли (в чем их суть) Проводил их Шееле по ночам, в
каморке, при аптеке, пользуясь огарком свечи. Результаты он получил
противоположные тому, что наблюдал Пристли. Мышь погибала, мята
засыхала. Как разрешить спор Шееле и Пристли?

Задание: 1. выскажите свои предположения;

заполнив таблицу в тетради «Сравнение дыхания и фотосинтеза»,
докажите свои предположения (проверка устная по слайду)

Слайд №

Вывод:

Дыхание и фотосинтез — противоположные, но взаимосвязанные между
собой процессы.

Биологическая задача

В двух аквариумах много рыб и растений. Один из них находится в
затененном помещении, другой — в хорошо освещенном. Как будут
чувствовать себя рыбы в аквариумах?

Задание: рассмотрите рисунок 1

Слайд №

Воздушное питание Дыхание

(фотосинтез)

Почвенное питание

Вопросы для обсуждения:

1. Что обозначено на рисунке под каждой из цифр?

1. кислород; 2. лист; 3. углекислый газ; 4.вода

2. Назовите процесс, изображенный на рисунке (обмен веществ).

3. Что произойдет с организмом, если прекратится обмен веществ?
(погибнет)

Задание на дом:

Рефлексия

Учитель: Перед вами жетоны трех цветов: rрасный, желтый,
зеленый.

  • Если вам сегодня на уроке все понравилось, поднимите красный
    жетон.

  • Если вам понравилось, но вы испытывали затруднение в работе,
    поднимите желтый жетон.

  • Если вам не понравилось, поднимите зеленый.

Закрепление материала

Задание №1: вставьте пропущенные слова.

Корневая система растения поглощает из почвы …, которая по …
доставляется в … листа.

Из … листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим …
.

Через устьица к клеткам основной ткани поступает … .

В хлоропластах из … и … при участии … образуется органическое
вещество … .

Происходит процесс …., при этом образуется … .

Задание №2 выбрать признаки, характерные для дыхания,
фотосинтеза (по вариантам)

1. Происходит только в зеленых органах растения.

2. Протекает в клетках, имеющих хлоропласты.

3. Происходит в течение всего времени суток — постоянно.

4. Происходит во всех живых клетках растения.

5. Для осуществления этого процесса необходим свет.

6. Поглощается углекислый газ.

7. Поглощается кислород.

8. Образуются органические вещества.

9. Выделяется кислород.

10. Органические вещества расходуются.

11. Уменьшается масса растения.

12. Расходуется энергия.

13. Масса растения увеличивается.

14. Выделяется углекислый газ.

15. Поглощается энергия.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

1. Дайте определения понятий.
Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов.  
Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путем фотосинтеза или хемосинтеза.
Миксотрофы — организмы, способные использовать различные источники углерода и энергии.

2. Заполните таблицу.

10-11-3-3-2

3. Заполните таблицу.

10-11-3-3-3

4. Объясните суть утверждения великого русского ученого К. А. Тимирязева: «Полено — это консерв солнечной энергии».
Полено – часть дерева, ткани его состоят из накопленных органических соединений (целлюлоза, сахара и др.), которые образовались в процессе фотосинтеза.

5. Напишите суммарное уравнение фотосинтеза. Не забудьте указать обязательные условия протекания реакций.

10-11-3-3-5

12. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – миксотрофы.
Соответствие. Термин уточнен, так называют организмы со смешанными типом питания, которые способны использовать различные источники углерода и энергии. 

 13. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.3.
По типу питания все живые организмы делятся на:
Автотрофы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами.
Миксотрофы со смешанным питанием.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов фототрофами.
Он делится на световую фазу (образуются молекулы воды и Н+, необходимые для темновой фазы, а также выделяется кислород) и темновую (образуется глюкоза). Суммарное уравнение фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2. Он протекает на свету в присутствии хлорофилла. Так энергия света превращается в
энергию химических связей, а растения образуют для себя глюкозу и сахара.

Опубликовано 2 года назад по предмету
Биология
от addonnn

  1. Ответ

    Ответ дан
    Galaxsi

    Во первых сухой виноград собирали, потому что из них делали вино. Во вторых консервы солнечных лучей это» еда». Все что я знаю

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тимерьяновна как правильно пишется отчество
  • Тишайший как пишется правильно
  • Тимерхановна отчество как пишется
  • Тиша как пишется на английском
  • Тимераяк как пишется на татарском языке