Тканая рубаха как пишется слово

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН: На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 14 (Правописание Н и НН в различных частях речи).

Теория: Правописание Н и НН в различных частях речи

Разберемся, сколько букв Н должно стоять на месте цифр и выберем те цифры, на месте которых пишется нужное количество букв Н.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН:

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Рассмотрим каждую цифру отдельно:

  • тка(1)ая – прилагательное, образованное от глагола «ткать» несовершенного вида (что делать? ткать), нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- и -ЁВА-, поэтому Н;
  • подпояса(2)ая – причастие, образованное от глагола «подпоясать» совершенного вида (что сделать? подпоясать), поэтому НН;
  • кожа(3)ым – отыменное прилагательное (корень -КОЖ- и суффикс -АН-), поэтому Н;
  • глаже(4)ые – прилагательное, образованное от глагола «гладить» несовершенного вида (что делать? гладить), есть зависимое слово «давно», поэтому НН.

Результат:

На хозяине была тканая рубаха, подпоясанная кожаным ремнём, и давно не глаженные штаны.

Ответ: 24

Чтобы разобраться, как пишется «тканный» или «тканый», необходимо вспомнить правила правописания отглагольных образований. Вместе обратимся к соответствующему орфографическому правилу и выясним, какой вариант соответствует норме.

Как правильно пишется

Оба варианта соответствуют орфографической норме, но имеют они различные грамматические признаки – тканный и тканый.

Какое правило применяется

Мы имеем дело с разными частями речи, но восходят они к одному глаголу «ткать». Его грамматические признаки – бесприставочный глагол несов.в. Прилагательные и причастия, образованные от подобных глаголов, будут писаться по-разному. В причастии мы пишем удвоенную «н», а в прилагательном – одиночную «н». Чтобы их различить, следует посмотреть на них в предложении. У причастия, как правило, есть зависимое слово, и обозначает оно признак действия. Прилагательное же передает признак предмета, не делая акцент на действии. Сравните с аналогичными парами: вязанный крючком шарф – вязаный свитер, квашеная капуста – квашенная с морковью капуста. Но нужно также отметить, что у нас есть прилагательное, образованное не от глагола «ткать», а от существительного «ткань». В таком случае прилагательное будет иметь значение «связанный с тканью» и тоже будет писаться с удвоенной «н».

Примеры предложений

  • На платье переливался тканный золотом узор.
  • На полу лежал яркий тканый ковер.
  • В этом регионе хорошо развита тканная инженерия.

Проверь себя: «Компромисс» или «компромис» как пишется?

Как неправильно писать

В зависимости от морфологической принадлежности слова оба варианта могут быть неправильными.

( 9 оценок, среднее 1.78 из 5 )

Тканый и тканный пишется с «н» и «нн» в зависимости от того, словом какой части речи является.

Как пишется «тканый» или «тканный», можно понять только в определенном контексте.

От глагола несовершенного вида образуем однокоренное прилагательное «тканый».

Если в предложении нет зависимых слов, то слово «тканый» пишется с одной буквой «н» в суффиксе.

Тканый лик Богородицы привлекал постоянное внимание посетителей выставки.

Если у похоже звучащей лексемы имеются зависимые слова, то это уже слово другой части речи — страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола «ткать».

Мастерски тканный лик Богородицы привлекал восторженное внимание посетителей выставки.

Причастие «тканный» пишется с двумя буквами «н» в суффиксе:

тк-а-нн-ый — корень/суффикс/суффи­кс/окончание.

Аналогично различаем однокоренные отглагольные прилагательные и причастия:

квашеная капуста — квашенная с тмином капуста;

жареный карась — жаренный со сметаной карась;

груженый состав — груженный углем состав;

сушеные грибы — сушенные на чердаке лекарственные травы.

система выбрала этот ответ лучшим

Тори Торич­ка
[58.1K]

5 лет назад

«Тканый» — это причастие, которое следует писать с одной буквой Н.

Объяснение следующее: причастие образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида «ткать». Также нет зависимых слов, поэтому одна Н.

Марин­а Волог­да
[257K]

3 года назад

В русском языке можно встретить оба написания слов, как «тканый», так и «тканный».

1) Если прилагательное подразумевает изготовление тканьем, пишется одна буква «н» — «тканый».

Пример: В день выхода на пенсию бабушке подарили тканый ковер.

2) если прилагательное подразумевает связанный тканью, в этом случае пишется две буквы «нн» — «тканный».

Пример: Тканная инженерия в этом городе развита хорошо.

3) Если в предложении слово стоит причастием, пишется две буквы «нн» — «тканный»

Мне подарили платок, на нем тканный золотом узор.

Алиса в Стран­е
[335K]

3 года назад

Не очень часто мы применяем в в современной жизни это слово, но все же надо знать, как его правильно писать. А правильно — и тканый и тканный, все зависит от контекста.

Дело в том что есть прилагательное «тканый», которое пишется с одной «н», пример:

При более близком рассмотрении оказалось, что на девочке надет тканый шарфик, а вовсе не вязаный, как мне показалось сначала.

А есть причастие «тканный», в котором уже две буквы «н», пример:

Тканный с использованием золотых нитей платок был прекрасен.

-Irink­a-
[241K]

3 года назад

Написание слова зависит от того, какой именно частью речи является слово в предложении.

Если слово прилагательное и используется в значении качества предмета, тогда пишем одну «н» — тканый.

Пример:

Тканый арнамент выглядел красиво.


Если слово является причастием, описывает какое-то действие, тогда пишем с двумя «н».

Пример:

Тканный вручную холст.

Прейс­куран­т
[194K]

5 лет назад

В этом слове многие ошибаются, но истина проста, ибо «тканый» означает изделие, изготовленное тканье,найдем однокоренные слова ткань, ткач,ткачка, выткать, тканье, пестротканый и так далее.Понятно, что корень слова — тк-, а не -ткан-, как думают многие. Тогда -ан- является суффиксом, а прилагательные с суффиксом -ан- пишутся всегда с одним -н-. С одним -н- пишется и однокоренное сложное слово «пестротканый.

storu­s
[73.2K]

3 года назад

В зависимости от значения может использоваться любой из представленных вариантов написания.

Если слово «тканый» имеет значение «изготовленный тканьем», то пишем одну букву «н»: тканый ковер, тканая отделка, нетканые материалы.

А в том случае, когда «тканный» означает «связанный с тканью», нужно писать две буквы «н»: тканный золотом узор, тканная инженерия.

Оба варианта являются верными. Просто в одном случае идет прилагательное, а во втором — причастие.

Если мы говорим о прилагательном, то подразумевается нечто, полученное методом тканья. Например, может быть тканый материал, тканый узор, тканный орнамент.

Если же речь о причастии, то тогда в слове две «н» — тканный. Например, тканный шелком.

Барха­тные лапки
[347K]

3 года назад

Оба варианта написания будут правильными.

Просто для начала надо выяснить, к какой части речи относится слово.

Если это прилагательное, то в этом случае пишем с одной буквой «н».

Пример:

Тканый половичок был ярким и симпатичным.

Если слово «тканный» выступает в роли причастия, то пишем две буквы «нн».

Пример:

Тканный золотом узор.

Красн­ое облак­о
[235K]

3 года назад

Можно написать «тканный», а можно написать «тканый» и оба варианта, не будут ошибочными.

То есть надо видеть предложение целиком, вариант написания по контексту.

Если слово является прилагательным, то пишем одну букву «Н».

Другое дело если слово является причастием, пишется с 2 буквами «н».

Знаете ответ?

АА

Ангел Ангелочек

Зависит от грамматической формы слова. Например, тканая [прилагательное] рубаха но тканная [причастие] сельским методом.

руба́ха

руба́ха, -и

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова неталый (прилагательное):

Ассоциации к слову «рубаха&raquo

Синонимы к слову «рубаха&raquo

Предложения со словом «рубаха&raquo

  • Подолом длинной белой рубахи вытер сначала продолговатое лицо, прямой нос, морщинистую загорелую шею.
  • Одет он был в длинную рубаху белого цвета, украшенную красной вышивкой по вороту, и в широкие штаны из зелёной крашеной ткани.
  • Ворот рубахи расстёгнут, пиджак с разворотом плеч под сто восемьдесят градусов распахнут, голос не по росту зычный, правая рука либо поднята в трибунном жесте, либо рубит воздух короткими сильными движениями.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «рубаха»

  • В.М. Дорошевич еще в потрепанных штанах, которые настолько коротки, что не закрывают растянутых резинок, просящих есть штиблет, Риваль в мятой крахмальной рубахе и галстуке шарфиком, бант которого раскинулся по засаленному воротнику пиджачка с короткими рукавами, а В.Н. Бестужев в шикарной паре.
  • Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях.
  • Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Смотрите также

РУБА́ХА, -и, ж. То же, что рубашка (в 1 знач.).

Все значения слова «рубаха»

  • Подолом длинной белой рубахи вытер сначала продолговатое лицо, прямой нос, морщинистую загорелую шею.

  • Одет он был в длинную рубаху белого цвета, украшенную красной вышивкой по вороту, и в широкие штаны из зелёной крашеной ткани.

  • Ворот рубахи расстёгнут, пиджак с разворотом плеч под сто восемьдесят градусов распахнут, голос не по росту зычный, правая рука либо поднята в трибунном жесте, либо рубит воздух короткими сильными движениями.

  • (все предложения)
  • рубашка
  • безрукавка
  • блуза
  • косоворотка
  • фуфайка
  • (ещё синонимы…)
  • одежда
  • клетчатая рубаха
  • рубашка
  • парень
  • рукава
  • (ещё ассоциации…)
  • холщовая
  • домотканая
  • ситцевая
  • гавайская
  • полотняная
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «рубаха»
  • Разбор по составу слова «рубаха»

Вспоминай формулы по каждой теме

Решай новые задачи каждый день

Вдумчиво разбирай решения

ШКОЛКОВО.

Готовиться с нами — ЛЕГКО!

15.0115. Авторские 2023

15.0215. БАНК ФИПИ

15.0315. Демоверсии

15.0415. Досроки

15.0515. Реальный ЕГЭ-2013

15.0615. Цыбулько прошлых лет

15.0715. Цыбулько-2022

15.0815. Авторские задания от Школково

Решаем задачу:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

(Взято из сборника Цыбулько-2022)

Показать ответ и решение

На хозяине была ткаНая рубаха, подпоясаННая кожаНым ремнём, и давно не глажеННые штаны.

ТкаНая – слово в полной форме, образованное от глагола несовершенного вида («ткать»), не имеющее приставки и зависимых слов, не оканчивающееся на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ => пишется Н.

ПодпоясаННая – слово в полной форме, образованное от глагола совершенного вида («подпоясать»), имеющее приставку (ПОД-) и зависимые слова («кожаным ремнём») => пишется НН. 

КожаНым – полное прилагательное, образованное от существительного («кожа») с помощью суффикса -АН- => пишется Н.  

ГлажеННые – слово в полной форме, образованное от глагола несовершенного вида («гладить»), но имеющее зависимое слово («давно») => пишется НН.

«Тканный» или «тканый» – при произношении трудно определить, сколько букв «н» следует писать. Разница в написании определяет значение слова и часть речи. Как определить, какое слово использовать в каждом конкретном случае, рассмотрим подробнее.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Морфемный разбор слов «тканный» и «тканый»
  • В каких случаях пишут слово «тканый»
    • Примеры предложений
  • В каких случаях пишут слово «тканный»
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание слов «тканный» и «тканый»
  • Заключение

Как правильно пишется?

Оба слова произошли от глагола «ткать».

Одна из рассматриваемых частей речи – однокоренное прилагательное. Оно отвечает на вопрос «какой?» и характеризует признак.

Правильно пишется с одной буквой «н» – «тканый».

Вторая часть речи – причастие. Оно обозначает признак действия.

Слово правильно пишется с двумя «н» – «тканный».

Морфемный разбор слов «тканный» и «тканый»

Разберём части речи по составу:

тканный

  • корень: «тк-»;
  • суффикс: «-а-»;
  • суффикс: «-нн-»;
  • окончание: «-ый».

Рассмотрим состав прилагательного:

тканый

  • корень: «тк-»;
  • суффикс: «-а-»;
  • суффикс: «-н-»;
  • окончание: «-ый».

Причастие образовано от глагола с помощью суффикса «-нн-».

В каких случаях пишут слово «тканый»

При характеристике изделия, выполненного тканьём, на ткацком станке, используют прилагательное «тканый».

Примеры предложений

Приведём примеры употребления:

  1. Платье отличалось от остальных тканой вышивкой на кокетке. Это придавало изделию эксклюзивность и увеличивало его стоимость.
  2. Тканые ковры по-прежнему пользовались спросом, хотя стоили дорого.
  3. Белоснежная тканая скатерть была настоящим украшением маленькой гостиной.
  4. Ручное тканое полотно относится к текстильным изделиям.
  5. Тканое постельное бельё выглядело необычно. Узор по всей поверхности изделия облагораживал и привлекал внимание.

В каких случаях пишут слово «тканный»

Примеры предложений

Приведём несколько примеров:

  1. Тканный несколько дней ковёр получился большим и красочным. Трудно было поверить, что это сделано человеческими руками.
  2. Изделие, тканное с любовью и светлыми мыслями, обязательно принесёт в ваш дом удачу.
  3. Полотенца, тканные когда-то давным-давно бабушкой, навеяли воспоминания о моём далёком детстве.
  4. Говорят, что тканные в этот особенный день рушники, приводили к девице суженого в этот же год.
  5. Песни, как полотна, тканные из слов и мыслей, заставляют думать о былом.

Ошибочное написание слов «тканный» и «тканый»

Основная ошибка в написании – две буквы «н» в прилагательном и одна в причастии.

Заключение

Если в предложении нет зависимого слова, и характеризуется признак предмета, – перед нами прилагательное, которое отвечает на вопрос «какой?». Слово пишут с одной «н».

В случае, когда слово можно заменить причастием «сотканный» без потери смысла, в предложении причастие. Часть речи пишется с двумя буквами «н».

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Версия для печатиPDF

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.


Правильный ответ: 24|2 4|4 2|42

Пояснение: 

На хозяине была ткаНая рубаха, подпоясаННая кожаНым ремнём, и давно не глажеННые штаны.

ткаНая – причастие без приставки и зависимых слов.
подпоясаННая – причастие с приставкой и зависимыми словами.
кожаНым – в прилагательных, образованных от существительных, в суффиксах АН (ЯН), ЫН (ИН) пишется одна буква Н.
глажеННые – причастие с зависимым словом.

Источник: 

Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 25

Связи с вариантами

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН: На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 14 (Правописание Н и НН в различных частях речи).

Теория: Правописание Н и НН в различных частях речи

Разберемся, сколько букв Н должно стоять на месте цифр и выберем те цифры, на месте которых пишется нужное количество букв Н.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН:

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Рассмотрим каждую цифру отдельно:

  • тка(1)ая – прилагательное, образованное от глагола «ткать» несовершенного вида (что делать? ткать), нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- и -ЁВА-, поэтому Н;
  • подпояса(2)ая – причастие, образованное от глагола «подпоясать» совершенного вида (что сделать? подпоясать), поэтому НН;
  • кожа(3)ым – отыменное прилагательное (корень -КОЖ- и суффикс -АН-), поэтому Н;
  • глаже(4)ые – прилагательное, образованное от глагола «гладить» несовершенного вида (что делать? гладить), есть зависимое слово «давно», поэтому НН.

Результат:

На хозяине была тканая рубаха, подпоясанная кожаным ремнём, и давно не глаженные штаны.

Ответ: 24

В каких случаях пишут слово «тканый»

При характеристике изделия, выполненного тканьём, на ткацком станке, используют прилагательное «тканый».

Слово передаёт признак предмета и отвечает на вопрос «какой?».

Примеры предложений

Приведём примеры употребления:

  1. Платье отличалось от остальных тканой вышивкой на кокетке. Это придавало изделию эксклюзивность и увеличивало его стоимость.
  2. Тканые ковры по-прежнему пользовались спросом, хотя стоили дорого.
  3. Белоснежная тканая скатерть была настоящим украшением маленькой гостиной.
  4. Ручное тканое полотно относится к текстильным изделиям.
  5. Тканое постельное бельё выглядело необычно. Узор по всей поверхности изделия облагораживал и привлекал внимание.

Похожая статья «Не вкусно» или «невкусно»: как правильно пишется?

Разбор по составу слова «тканый»

тк корень
а суффикс
н суффикс
ый окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо!

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова окраинный(прилагательное):

Синонимы к слову «тканый»

Предложения со словом «тканый»

  • Обследование раны показало, что повреждение мягких тканей
    было не очень значительным.

Цитаты из русской классики со словом «тканый»

  • «И мало поноровя, подсокольничий молвит: начальные, время наряду и час красоте. И начальные емлют со стола наряд: первый, Парфентий, возьмет клобучок, по бархату червчатому шит серебром с совкою нарядною; вторый, Михей, возьмет колокольцы серебряны, позолочены; третий, Леонтий, возьмет обнасцы и должик (должник) тканые
    с золотом волоченым. И уготовав весь наряд на руках, подошед к подсокольничему, начальные сокольники наряжают кречета».

Сочетаемость слова «тканый»

Что (кто) бывает «тканым»

Значение слова «тканый»

ТКА́НЫЙ , —ая, —ое. Изготовленный тканьем. Тканая одежда. Тканый узор. Тканая скатерть.

(Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «тканый»

ТКА́НЫЙ , —ая, —ое. Изготовленный тканьем. Тканая одежда. Тканый узор. Тканая скатерть.

Предложения со словом «тканый»

Обследование раны показало, что повреждение мягких тканей

было не очень значительным.

Образцы тканей

следует фиксировать 12 – 24 ч при комнатной температуре и затем хранить при 3 °C в свежей порции фиксатора.

Раненые вообще залечивали раны, питаясь раз в день, так как регенерация тканей

требовала большого количества крови.

  • Что такое ткань коленкор и «другой коленкор»?

Синонимы к слову «тканый»

Сочетаемость слова «тканый»

Что (кто) бывает «тканым»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

В каких случаях пишут слово «тканный»

При наличии в предложении зависимых слов используется страдательное причастие, которое передаёт признак по действию глагола «ткать». Например: тканный кем?, когда?, как долго?

Примеры предложений

Приведём несколько примеров:

  1. Тканный несколько дней ковёр получился большим и красочным. Трудно было поверить, что это сделано человеческими руками.
  2. Изделие, тканное с любовью и светлыми мыслями, обязательно принесёт в ваш дом удачу.
  3. Полотенца, тканные когда-то давным-давно бабушкой, навеяли воспоминания о моём далёком детстве.
  4. Говорят, что тканные в этот особенный день рушники, приводили к девице суженого в этот же год.
  5. Песни, как полотна, тканные из слов и мыслей, заставляют думать о былом.

Тканая золотом скатерть как пишется

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

На хозяине была ткаНая рубаха, подпоясаННая кожаНым ремнём, и давно не глажеННые штаны.

ткаНая — отглагольное прилагательное без зависимых слов и приставки;

подпоясаННая — полное причастие с приставкой;

кожаНым — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса АН;

глажеННые — полное причастие с зависимым словом.

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал “Справки” обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).

14.1.1 Две НН в суффиксах

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.

Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» — особыми длинными палками или кнутами.

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый

). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.

2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой

). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить ( что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый

;

от глаголов бросить, забросить ( что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый

.

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый

).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне

).

ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый

этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово — причастие в причастном обороте,
взволнованный
чем?
этим сообщением
. Меняем предложение: Его лицо было
взволноваННым
, и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это — имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.

Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой

и
воспитаННой
. Здесь оба слова — имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения:
Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами.Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго
. А теперь выделенные слова — причастия.

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою

(две Н, потому что появилось зависимое слово);
изранЕННый
, вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали?

и при слове в предложении нет зависимых слов .

стрижЕНые

(их стригли) волосы,

варЕНый

(его варили) картофель,

морЁНый

(его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке

(его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно

(их стригли) волосы,

варЕННый на пару

(его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра — человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.— нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). — посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) — прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) — сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье ( религиозный праздник)— прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)— пИсанная маслом картина.

Технология изготовления

Основу парчи составляли шелк и тончайшие ниточки из металла, которые вплетались в основу ткани, либо использовались для вышивки. Глазет подразделялся на однотонный и с узорами. Узоры вырезались, приклеивались к материалу и расшивались золотом. При изготовлении использовали золото, серебро, камни драгоценные, перья редких птиц.

В XVII веке в ткачестве преобладал роскошное «барокко». На полотнах создавались удивительные цветы, орнамент, грозди винограда, гранаты. Вышивка цветным шелком дополняла роскошную композицию.

костюмы глазет

Глазет достиг вершины популярности в XVIII веке. Из чудесного материала изготавливали камзолы, наряды для церемоний, дамские платья для бала, обивались стены парадных залов, шились портьеры. Роскошно выглядел дорогой серебряный глазет с нитями из серебра, расплющенного проволочкой.

Получение шелковой нити трудоемкий, поэтому для основы применяли хлопок, шерсть. Постепенно драгоценные цельные нити из металла заменили на простой, обернутый фольгой. Ткань для основы использовали яркую, в результате чего появлялась имитация цвета благородного металла.

Изысканные изделия предназначались для духовенства, избранной знати, состоятельных купцов.

Позже стали шить верхнюю одежду:

  • кафтаны;
  • рубахи нарядные;
  • сарафаны;
  • отделки шуб;
  • головные уборы;
  • мундиры;
  • платья.

Орнаментальное и золотое шитье в России на рубеже веков

Когда мы готовили этот материал в нашей мастерской очень долго его обсуждали. Насколько он может быть интересен широкому кругу читателей, а не только увлеченным этой техникой людям. И может быть так и не «отважились бы» вынести его на «суд» широкой аудитории, а ограничились бы публикацией в Блоге, но его судьбу неожиданно за нас решила одна публикация «Английская вышивка XV-XVII веков — всеобщее хобби» (материалы для неё собрала и обработала хозяйка магазинчика «Лето на даче»).

Вернее не сама публикация, а один из комментариев к ней … Он нас зацепил, задел, тронул за живое …. А звучал он так …. «за державу обидно!» … Правда, сразу оговорюсь, речь в нем шла, конечно же, не о державе, а об одном из видов вышивки, но нас он поразил направлением мысли … очень много было различных публикаций на тему вышивок, но вышивок зарубежных … английских, французских, американских … Но, увы, никто не писал о таком потрясающем виде вышивки как лицевое, орнаментальное и золотное шитье в России.

Немного исторического материала:

Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства. Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.

Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны.

Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» — так назвал это искусство один из его исследователей.

Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины. На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, — под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол). Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.

Стихарь, оплечье (фрагмент растительного узора), XVII век, вложен в Троице-Сергиев монастырь.

Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.

Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко. Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.

Искусство древнерусских мастериц ярко проявилось как в лицевом, так и в орнаментальном и жемчужном шитье. Жемчугом богато украшали не только роскошные парадные одеяния представителей знати, но даже праздничные крестьянские одежды, поскольку он в большом количестве добывался в реках русского Севера. Широко использовался жемчуг как местный, так и привозной, морской, для украшения облачений духовенства. Жемчугом обнизывали на изделиях контуры фигур святых, вышивали разнообразные орнаментальные узоры, часто дополняемые сверкающими самоцветами.

Женский сапожок, вторая половина XVII века, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Высота сапожка 56 см., длина ступни 20,7 см., высота каблука 4 см. Бархат, кожа домашней козы, золотный шнур, тесьма золотая, нити хлопчатобумажные, жемчуг, шитье, низание.

В 18 — 19 веках происходит упадок церковного искусства. Внешняя украшенность храмовой утвари не всегда соответствует ее символическому и богослужебному смыслу. В предметах этого периода практически отсутствуют композиции с шитыми ликами, само шитье серебром и золотом стремится к подражанию ювелирных техник. Октябрьская революция тоже не способствовала развитию этого вида искусства. Хотя абсолютного забвения церковного рукоделия не произошло.

В современных женских монастырях из поколения в поколение передаются навыки шитья. Но и в миру древнее искусство находит все больше и больше приверженцев. Для современного церковного шитья характерно отсутствие единой школы; соборный ранее труд стал более индивидуальным. Большинство мастериц учится на собственных ошибках, по крупицам накапливая опыт, ориентируясь на разные эпохи, скудные сведения из книг.

Одним из новых наметившихся направлений церковного шитья является «живописное» лицевое шитье, близкое к иконописи, или вышитая икона. Проблематика этого направления скорее кроется не в отсутствии материалов, адекватных древним, а в тех требованиях, которым должна соответствовать создательница вышитой иконы. Помимо высоких технических навыков, она должна обладать и внутренней духовной жизнью, иметь художественный вкус и знать иконописный канон, обладать навыками рисования, чтобы делать прориси. Для того чтобы икона была окном в духовный мир и служила средством общения между верующим и Богом, а не между зрителем и художником, нужна скромность и дисциплинированное воображение, не привносящее в образ никаких личностных толкований. Необходимым условием здесь должно стать благоговейное отношение к святыне.

Что такое золотное шитье? Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.

Искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, принято считать, что к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.

Секреты мастерства передавались по наследству из поколения в поколение, и не каждая мастерица могла овладеть искусством сложнейшей вышивки. Со второй половины XIX века золотное шитье становится народным промыслом, создаются артели вышивальщиц. Золотыми нитями расшиваются пояса, сафьяновая обувь, женская одежда, головные уборы, изделия вышиваются по заказу и просто на продажу. В монастырях золотом расшивают предметы церковного обихода. Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.

Костюм парадный придворный императрицы Александры Федоровны, Государственный Эрмитаж.

Известно несколько разновидностей техники золотного шитья, но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.

Поручи, XVII век, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

При шитье вприкреп нить укладывается на лицевой стороне ткани вертикальными рядами вплотную одна к другой. Закрепляется при помощи вспомогательной нити поперечными стежками. Регулируя расстояние между ними, получают геометрический орнамент, который образуется на фоне золотной нити. Эти орнаменты и называются швами шитья в прикреп. У каждого из них есть несколько разновидностей и свое название – «перышко», «черенок», «городок», «ягодка». Кроме золотистой нити для швов в прикреп используют и цветные.

Золотом шили по бархату, шелку, парче и по плотным, суровым тканям, подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если он был сплошным и покрывал всю поверхность ткани, то ткань – основа подбиралась плотная, если же золотом вышивались только узоры, то использовали шелк, бархат или парчу, и ткань подбирали и по фактуре и по цвету. Кроме нитей в золотном шитье используют канитель для орнамента или для обводки контура узора, жемчуг и драгоценные камни для украшения изделий.

Золотное шитье очень тонкая и кропотливая работа, мастерице требовалось несколько месяцев, а то и больше года, чтобы закончить изделие. Лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях, в Эрмитаже можно увидеть парадное платье Екатерины II.

Платье коронационное Александры Федоровны, Россия, 1825 год, глазет, серебряное шитье

(Текст подготовлен и собран из материалов, опубликованных в открытом доступе в Интернете на различных форумах и в сообществах любителей орнаментального и золотного шитья.)

А эту небольшую подборку фотографий мы готовили специально для вас, дорогие читательницы. Церковное облачение может поражать техникой исполнения, тонкостью работы, но сердце ни одной женщины не сможет остаться равнодушным к прекрасным бальным нарядам. И выбор именно этих фото не случаен. Они вобрали в себя всё, историю, традиции, всю красоту древнерусского костюма и невероятно тонкую работу мастериц, их исполнивших.

В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся самый известный бал времен Николая II –костюмированный бал-маскарад, на время которого вся знать Российской империи облачилась в роскошные костюмы в «допетровском стиле».

13 февраля проходил сам бал, на котором танцевало около 400 человек. Все участники были в костюмах времен царя Алексея Михайловича. Дамы были в сарафанах и кокошниках, а кавалеры – в костюмах стрельцов. Музыканты оркестра также были одеты в древнерусские костюмы. Костюмы в стиле la russe специально создавались по эскизам художников и стоили целые состояния. По настоянию императрицы все посетители бала были сфотографированы лучшими фотографами Санкт-Петербурга. Благодаря этим фотографиям и нескольким сохранившимся экспонатам мы можем увидеть все великолепие этих маскарадных костюмов, в которых широко представлены техники орнаментального, лицевого и золотного шитья.

Несколько чудом сохранившихся костюмов из экспозиции Эрмитажа

Царь Николай II в костюме царя Алексея и царица Александра в костюме царицы Марии.

Однако, мы бы хотели показать работы не только хранящие печать времени, но и современные. Это работы прекрасного человека Марии Юрьевны Назаркиной.

» …… С самого детства Марии нравилось создавать красивые вещи своими руками. Уже в 13 лет она закончила городские курсы по вязанию, а в 17 лет курсы кройки и шитья. Занималась кружевоплетением на коклюшках, резьбой по дереву. С искусством вышивки Мария впервые познакомилась в Коломенской школе ремёсел. Под руководством мастера Крыловой Ирины Александровны она освоила различные типы вышивки: александровская цветная гладь, мстёрская белая гладь, объёмная вышивка по трикотажу, вышивка фурнитурой. Потом было обучение в Тимирязевской сельскохозяйственной академии и аспирантуре в лаборатории генной инженерии растений.

Поняв, что наука — это не то, чем она хотела бы заниматься всю жизнь, Мария решила вернуться к декоративно-прикладному искусству. В 1995 году она пришла в золотошвейную мастерскую Ново-Спасского монастыря в Москве. Там она познакомилась со всем многообразием материалов, используемых в золотном и лицевом шитье, изучила многие швы и приёмы. Два года в мастерской Мария вышивала предметы церковного обихода: покровцы, воздухи, поручи, епитрахили, митры, хоругви. Древнерусская вышивка настолько увлекла Марию, что она решила посвятить себя этому виду искусства. В своём творчестве Мария использует не только традиционную технику золотного шитья, но и сумела привнести некоторые собственные приёмы.

«Меня часто спрашивают, как я создаю свои работы и сколько времени это занимает. По-разному. Иногда образ возникает внезапно, и я сразу делаю набросок . Но так бывает не всегда. Некоторые идеи требуют длительного обдумывания, начиная с композиции и заканчивая выбором материала. Тогда процесс создания нового произведения может затянуться на долгие месяцы. Больше всего мне нравится делать пасхальные яйца. Это даёт такой простор для творчества! Если уж я начала вышивать яйцо, то остановиться невозможно, настолько это увлекает! Недавно я соприкоснулась с новым для себя творчеством. Я делаю вышитые ордена для коллекции русского военного мундира в частный музей. Эта работа очень интересна, так как позволяет больше узнать об истории России».

(Текст подготовлен по материалам сайта «Культура регионов России»).

Пасхальные яйца, выполненные Марией Юрьевной Назаркиной.

Огромное спасибо всем за внимание и терпение; всем, проявившим интерес к данному материалу; всем, кого он не оставил равнодушным. Орнаментальное и золотное шитьё это богатейшее наследие нашего народа, его потрясающе талантливых рук. А тех кто хотел бы сам освоить это непростое, но волшебное мастерство, приглашаем к нам в Творческую мастерскую «Берег ветров» на занятия к Марии Назаркиной. Удачи всем и до новых встреч!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тканая полотняная скатерть как пишется
  • Тип топ как пишется
  • Тканое одеяло как пишется
  • Тканая материя как пишется
  • Тинькофф журнал как написать статью