Толково сказано матушка софья как пишется

Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста). Например:
1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушел (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь);…Софья Карловна еще раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Приехав на дачу в большой компании, брат вдруг говорит: «Мишка, пойдем на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде (Симонов) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные союзом и).
2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче… (Чехов) (прямая речь заканчивается восклицательным знаком);…Она сказала: «Нынче говорят, в университете уже мало занимаются науками» — и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);
3) запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов, например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал он обыкновенно… (Гоголь).


Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится, например: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Гоголь); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», все больше собирало сторонников (Фадеев); Он вспомнил пословицу «Не плюй в колодец…» и отошел в сторону; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.


Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и т. п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (Пушкин).

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Неточные совпадения

— И как еще дорого! именно только это и дорого! — умиляется матушка. — Мне сын из Петербурга пишет: «Начальство меня, маменька, любит, а с этим я могу смело смотреть будущему в глаза!»

А что вы, матушка, насчет Варвары пишете, так вы на ее злонравное прекословие не глядите, а стригите ее как вам пожелается.

Наталья Савишна, которая всю ночь 11 апреля провела в спальне матушки, рассказывала мне, что, написав первую часть письма, maman положила его подле себя на столик и започивала.

Он говорит, что ездил даже в Псков к вашей матушке, господин Бурдовский, которая вовсе не умирала, как вас заставили в статье написать

После кинбурнской победы, оправившись от ран, он пишет: «Будь благочестива, благонравна, почитай свою матушку Софью Ивановну, или она тебе выдерет уши и посадит на сухарики с водицей… У нас драки были сильнее, чем вы деретесь за волосы, а от пули дырочка, да подо мною лошади мордочку отстрелили, насилу часов через восемь отпустили с театра в камеру… Как же весело на Черном море, на Лимане: везде поют лебеди, утки, кулики, по полям жаворонки, синички, лисички, а в воде стерляди, осетры — пропасть».

Нужно сделать некоторые распоряжения, написать к матушке… Я застрелюсь. (Опускает голову на грудь.)

С ним и писать можно к матушке».

«Вы сами желали, милая, бесценная матушка, — писал он, — чтобы я не возвращался более ни в Богемию, ни в Италию, чтобы я нашел здесь свою оседлость; вы сами не раз намекали мне, что исполнение этого желания будет лучшею усладою вашей старости и успокоит вас в будущем свете.

Наконец, получил я письма из окрестностей Иркутска: Марья Николаевна первая подала голос. Александр женился 12 ноября и счастлив, как обыкновенно молодой супруг в первое время. Особенно мне приятно было узнать, что матушка Сутгова опять в прежних с ним сношениях; со времени его женитьбы она перестала к нему писать — и это сильно его огорчало. — Бедный Сосинович умер от апоплексического удара в октябре месяце. Прощайте.

— Разумеется, посадят! — не спорил с ней Елпидифор Мартыныч. — А вот погодите, я вам амигдалину пропишу; погодите, матушка! — присовокупил он и сел писать рецепт, но у него до того при этом дрожала рука, что он едва в состоянии был начертать буквы.

«Матушка государыня! — писал он императрице 27 сентября 1787 года.

— Надо написать матушке, что мы отложили отъезд, — сказал он, — а то она будет беспокоиться.

Написать записку по-французски казалось ей неуместным, а в русской орфографии сама матушка не была сильна — и знала это — и не хотела компрометироваться.

Не говоря об отце, который продолжал вести свою обычную замкнутую жизнь, даже матушка как-то угомонилась с отъездом детей и, затворившись в спальне, или щелкала на счетах и писала, или раскладывала гранпасьянс.

Ах, да напишите вы, матушка, сами так, чтобы оно было и ясно, и верно, и красиво!

Это приуготовило меня к чему-то важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он в конце приписывал несколько строк.

Матушка мало умела писать; лучше всего она внушала: «Береги жену — время тяготно», а отец с дядею с этих пор пошли жарить про Никиту. Дядя даже прислал серебряный ковшик, из чего Никиту поить. А отец все будто сны видит, как к нему в сад вскочил от немецкой коровки русский теленочек, а он его будто поманил: тпрюси-тпрюси, — а теленочек ему детским языком отвечает: «я не тпруси-тпруси, а я Никитушка, свет Иванович по изотчеству, Сипачев по прозванию».

— Что говорить! Добрая, ласковая душа его: все оттого, матушка! Памятен оттого ему всяк человек, всяк уголок родного места… Да, добрый у тебя сынок; наградил тебя господь милосердый: послал на старости лет утешение!.. Полно, матушка Анна Савельевна, о чем тужить… послушай-ка лучше… вот он тут еще пишет

С этою целью матушка заранее написала старосте в отцовскую украинскую деревнюшку, чтоб выслал самого что ни на есть плохого мальчишку-гаденка, лишь бы законные лета имел.

— И, полно, матушка! теперь-то и пожить! Жених твой знатного рода, в славе и чести; не нашей веры — так что ж? прежний патриарх Гермоген не хотел вас благословить; но зато теперешний, святейший Игнатий, и грамоту написал к твоему батюшке, что он разрешает тебе идти с ним под венец. Так о чем же тебе грустить?

Матушка ваша вот писала вам, — начал полковник несколько сконфуженным голосом, — чтобы жить с моим Пашей, — прибавил он, указав на сына.

Наконец, любезный друг, я получил письма от Марьи Николаевны. Давно мне недоставало этого утешения. Она обещает писать часто. Ты, верно, с Трубецкими в переписке; следовательно, странно бы мне рассказывать отсюда, что делается в соседстве твоем. Меня порадовало известие, что Сутгова матушка к нему начала снова писать попрежнему и обеспечила их будущность; это я узнал вчера из письма Марьи Казимировны — невольно тебе сообщаю старую весть, может быть, давно уже известную.

Наконец, однако ж, матушка была обрадована. Дедушка писал ей, что согласен прогостить полтора или два летних месяца в Малиновце, а Настасья с тем же посланным наказывала, чтобы к 10-му июня выслали за стариком экипаж и лошадей.

Матушка! — продолжала Прасковья Ивановна, капельку успокоившись, — друг вы мой, Варвара Петровна, я хоть и виновата в неосторожных словах, да уж раздражили меня пуще всего безыменные письма эти, которыми меня какие-то людишки бомбардируют; ну и писали бы к вам, коли про вас же пишут, а у меня, матушка, дочь!

Граф Любин. Я?.. Напротив, напротив. Признаюсь, я хорошенько не помнил, за кого вы вышли замуж… Покойница матушка мне как-то писала незадолго перед своей кончиной… но…

… Одно письмо было с дороги, другое из Женевы. Оно оканчивалось следующими строками: «Эта встреча, любезная маменька, этот разговор потрясли меня, — и я, как уже писал вначале, решился возвратиться и начать службу по выборам. Завтра я еду отсюда, пробуду с месяц на берегах Рейна, оттуда — прямо в Тауроген, не останавливаясь… Германия мне страшно надоела. В Петербурге, в Москве я только повидаюсь с знакомыми и тотчас к вам, милая матушка, к вам в Белое Поле».

1 Старуха. Как можно? Пожалуй он бы написал, чтоб его в овраг кинули! Нет, матушка, 5000 стоили похороны; в Донском монастыре, да два архиерея было.

«Сын мой, — писал он мне, — бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…» Матушка после его кончины послала довольно значительную сумму денег в Москву.

После обыкновенных тогда: «Милостивейший государь батюшка и милостивейшая государыня матушка» — Алексей Степаныч писал почти следующее…

— Оля, милая, не могу я больше тут. Силы моей нет. Ради бога, ради Христа небесного, напиши ты своей сестрице Клавдии Абрамовне, пусть продает и закладывает все, что есть у ней, пусть высылает денег, мы уедем отсюда. О господи, — продолжал он с тоской, — хоть бы одним глазом на Москву взглянуть! Хоть бы она приснилась мне, матушка!

— Ты, матушка, так не отвечай, — сказала она. — Что́ я говорю, то правда. Напиши ответ.

«Что же касается до меня (писал дальше Ваня), то я, по милости ко мне всемогущего создателя, хранимый всеблагим его провидением, и по настоящее время нахожусь жив и здоров, весьма благополучен, чего стократно и вам, батюшка и матушка, желаю, как то: мирных, благодетельных и счастливых дней, хороших успехов во всех ваших хозяйственных делах и намерениях. Продолжая дальше сие письмо, прошу вас, батюшка, вскоре по получении оного уведомить меня, живы ли вы и в каком положении находитесь…»

Матушка сама известила сестриц об этом решении. «Нам это необходимо для устройства имений наших, — писала она, — а вы и не увидите, как зиму без милых сердцу проведете. Ухитите ваш домичек соломкой да жердочками сверху обрешетите — и будет у вас тепленько и уютненько. А соскучитесь одни — в Заболотье чайку попить милости просим. Всего пять верст — мигом лошадушки домчат…»

Лаевский то садился у стола, то опять отходил к окну; он то тушил свечу, то опять зажигал ее. Он вслух проклинал себя, плакал, жаловался, просил прощения; несколько раз в отчаянии подбегал он к столу и писал: «Матушка

Ассоциации к слову «матушка»

Ассоциации к слову «писать»

Синонимы к слову «матушка»

Синонимы к слову «писать»

Предложения со словосочетанием «матушка написала»

  • – Моя матушка написала мне письмо. И там всё предельно понятно.
  • – Конечно, – отвечаю я. Матушка пишет список того, что ей понадобится, на листке бумаги и протягивает его мне.
  • Там, где матушка напишет, что попытается сбежать тем самым тайным ходом, где она признается, что мы совсем скоро вновь увидимся.
  • (все предложения)

Сочетаемость слова «матушка»

  • покойная матушка
    дорогая матушка
    добрая матушка
  • по матушке по волге
    на матушке земле
    матушка варвара
  • смерть матушки
    слова матушки
    рука матушки
  • матушка говорила
    матушка сказала
    матушка рассказывала
  • увидеть матушку
    навестить матушку
    посмотреть на матушку
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «матушка»

  • МА́ТУШКА, -и, род. мн.шек, дат.шкам, ж. 1. Устар., обычно почтит. Мать. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова МАТУШКА

Значение слова «писать»

  • ПИСА́ТЬ, пишу́, пи́шешь; прич. наст. пи́шущий; прич. страд. прош. пи́санный, —сан, -а, -о; деепр. не употр.; несов., перех. (несов. написать). 1. также без доп. Изображать на бумаге или ином материале какие-л. знаки (буквы, цифры и т. п.). Писать буквы. Писать ноты. Писать чернилами. Писать мелом на доске. Писать неразборчиво. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПИСАТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «матушка»

  • И званье матушки носила
    В пути своем не век, не два —
    На то особые права —
    Она,
    Да матушка-Россия,
    Да с ними матушка-Москва.
  • Да здравствует Москва!
    Вот небеса мои родные!
    Здесь наша матушка-Россия
    Семисотлетняя жива!
  • Родина — древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое, и самому ему не счесть никогда своих сил, своих мышц, своих возможностей, так как они рассеяны по матушке-земле.
  • (все афоризмы русских писателей)

Рубрика: Сервисы

Проверить орфографию онлайн, мгновенно

Проверка орфографии на 5-ege.ru (введите текст в форму ниже):

Если нужно проверить пунктуацию, воспользуйтесь сервисом Проверка пунктуации онлайн.

https://5-ege.ru/proverit-orfografiyu-onlajn/

Наш сервис поможет вам мгновенно и бесплатно проверить орфографию (правописание). Онлайн проверка часто нужна, когда нужно подготовить какой-нибудь текст, не допустив в нем ошибок. Сервис не только проверяет правильность письма на русском, украинском и английском языках, но и производит исправление ошибок, предлагая варианты правильного написания. Просто введите текст и нажмите кнопку. Чуть выше появится результат.

Проверка орфографии онлайн – незаменимый сервис, который позволяет без каких-либо дополнительных программ исправить орфографические ошибки в тексте.

Рекомендуем:

До недавнего времени проверка пунктуации была делом не просто сложным, но практически невыполнимым. На что только не шли тысячи людей, чтобы суметь разобраться в правильной расстановке знаков препинания… Написание текстов становилось достаточно большой проблемой, ведь даже при полном отсутствии орфографических и стилистических ошибок были еще и пунктуационные. Самые коварные, вредные и незаметные… В принципе, особых вариантов правильно расставить запятые не было: нужно было или досконально знать правила русской пунктуации или же надеяться на WORD, который зачастую очень своеобразно относится к расстановке знаков препинания в тексте.

Полуавтоматический сервис пунктуации на сайте TEXTIS

Как мы уже с вами выяснили, далеко не всегда стоит доверять программам вроде Ворд при проверке правильной расстановки запятых в тексте. Как правило, программа не учитывает множественных особенностей и наличия массы правил и исключений, а потому ставит запятые автоматически, нарушая подчас все очевидные требования и нормы.Естественно, что при таком подходе страдает зачастую качество работы, отсутствует гарантия, что знаки в статье расставлены действительно верно.

Далеко не каждому под силу и перерыть сотни правил русского языка, чтобы разобраться в том, стоит ли ставить запятую в тексте или же можно вполне прожить без оной. Увы, не все идеально знают школьную программу по русскому языку и, естественно, не могут сразу же четко ответить на вопрос о том, нужна ли запятая в каком-то конкретном случае или нет. Проблема? Да еще какая! Даже если текст написан без ошибок, неумение правильно расставить пунктуацию совершенно девальвирует его качество, что, конечно же, недопустимо. Деловые документы и письма компаньонам, труды по копирайтингу и статьи для сайтов, sms послания и посты в социальных сетях – все это требует проверки пунктуации.

К счастью, сегодня эти проблемы уже в прошлом, ведь появился новый уникальный сервис проверки пунктуации русского языка в режиме онлайн! Отныне вам не страшны даже самые каверзные правила, ведь теперь расставить запятые в тексте стало действительно просто! Деепричастия, местоимения, частицы, сложносочиненные предложения, предлоги, глаголы, наречия — все это теперь можно безбоязненно писать так, как хочется, не искажая смысл текста подбором похожих слов, где вы знаете, как расставить знаки пунктуации.

Важно, что онлайн проверка пунктуации осуществляется в полуавтоматическом режиме, что позволяет не только правильно расставить нужные знаки препинания, но и выучить правила русской пунктуации. Первое время будет казаться, что правил так много, что запомнить их все попросту невозможно. Нет, это только кажется! Уже через несколько посещений сервиса вы заметите, что значили улучшили свои навыки и знания, можете уже самостоятельно определиться с тем, как поставить запятую в каждом конкретном случае. Сайт помогает не только создавать грамотные тексты, но еще и постепенно изучать правила русского языка. Двойная польза!

Принципы работы сервиса по расстановке запятых в тексте

Как именно осуществляется онлайн проверка пунктуации в этом сервисе? Все достаточно просто: в специальном окошечке вы пишете ключевое слово, которое хотите проверить на правильность. Например «что», «когда» и так далее. Система онлайн проверки необходимости простановки запятых сама подбирает для вас все правила, связанные с конкретным словом или выражением. Даже если нужного слова не нашлось, вполне возможно, что вам подойдет аналогичное правило для другого слова. Просто включите интуицию и немного подумайте о том, чем можно заменить нужный вам пример. Как правило, обязательно находятся альтернативы, по которым можно определить необходимость использования правил в каждом конкретном случае.

Теперь вам не нужно тратить свое время на долгие поиски нужных пунктов правил в словарях и справочниках, ведь проверка пунктуации в режиме он-лайн обязательно поможет вам правильно расставить запятые и узнать требования, по которым они необходимы в каждом конкретном случае. Не нужно больше и надеяться на Word, который хоть и осуществляет быструю автоматическую проверку необходимости расстановки и использования запятых в тексте, но зачастую грешит многочисленными неточностями. Плюс к этому, вы не только теперь занимаетесь анализом корректности применения знаков препинания. Вы еще и учитесь, ведь все правила даны с массой примеров, а потому усвоенные знания отлично откладываются в памяти.

И еще одно преимущество сервиса пунктуации

Не нужно больше вводить различные поисковые запросы в Яндекс или Google, пытаясь найти сервис для проверки знаков препинания. Русский язык становится одной большой зоной комфорта вместе с этой удобной и полезной программой. Главное же его преимущество в том, что здесь все абсолютно бесплатно, да и регистрация для работы с сервисом совершенно необязательно. Можно зайти на страничку сайта и сразу же начать онлайн проверку запятых.

Пользуйтесь, ставьте like, делитесь с друзьями. Искренне надеюсь, что сервис расстановки запятых в тексте и отдельных предложениях будет вам действительно полезен. Кстати, если разместить страничку в закладки (слева серенький ряд кнопочек, ваша – со звездочкой), то не придется искать его снова. Также можно отправить ссылку на сайт через любые социальные сети, чтобы ваши друзья и коллеги тоже оценили удобство этого простого и надежного сервиса проверки запятых.

Да пребудут с нами Лопатин, Розенталь и Полный академический справочник пунктуации!

Символов всего: {{ сharactersFull }}

Язык:

PRO версия:

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Основное о сервисе

Текстовод Пунктуация расставляет заглавные буквы, запятые и другие знаки препинания на нескольких языках (выбирайте язык текста под окном ввода).

Для работы без рекламы и в отдельной очереди используйте PRO версию, повышайте удобство и скорость работы с программой.

Результаты хранятся в истории 7 дней.

Разметка результатов:

  • красным цветом обозначаются ненужные знаки препинания,

  • оранжевым цветом выделяются слова, в которых поставлена заглавная буква,

  • желтым цветом указываются новые знаки,

  • зеленый цвет означает, что знаки стоят по правилам и исправление не требуется.

При клике по выделенным знакам препинания, их можно заменить или убрать.

Немного цифр

Вы зашли, не зарегистрировались и хотите расставить знаки. Для вас доступна 1000 знаков.

Вы зашли, прошли быстрый процесс регистрации и теперь можете проверять текст размером в 1500 символов.

Вы зашли, зарегистрировались и приобрели PRO версию. Для вас открыто 100k знаков, а также, отключен просмотр рекламы и выделена отдельная очередь на проверку.

Порядок работы программы.

  1. Введите в рабочее окно проверяемый тест. Не забывайте, что буквы е и ё — это разные буквы русского алфавита.

  2. Если хотите воспользоваться PRO версией, поставьте соответствующую галочку. Язык устанавливается автоматически, либо вы можете скорректировать его сами.

  3. Нажмите «Расставить».

  4. Удалите красные знаки. Для этого просто щёлкните по ним.

  5. Проверьте верно ли добавлены жёлтые.

  6. Оставьте на месте зелёные знаки.

Учтите, что программа автоматически онлайн расставляет 80% знаков препинания, остальные 20% вам придётся поставить вручную.

Важная роль знаков препинания.

Правильно расставленные знаки препинания помогают верно понять вашу письменную речь.

Благодаря пунктуации, мы делаем нужные акценты на важных деталях.   

Если написать текст, совсем не используя знаки препинания, получится каша.

Паузы (запятые, точки, многоточия), эмоции (восклицательный и вопросительный знаки), сомнения    — вот короткий список чувств, выражаемых с помощью пунктуации.

Когда необходимо ставить знаки препинания:

Запятые:

  • Разделение независимых предложений внутри сложного, а также, придаточных в составе главного.

  • Между главным и придаточным предложениями.

  • Для обозначения границ однородных членов.

  • Во время перечня объектов, вещей, процессов, событий, операций или повторяющихся предметов.     

  • Для обозначение сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов.

  • При выделении слов или их групп, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в одном предложении.

  • Для определения границ междометий, обращений, вводных слов.

Двоеточия:

  • Для оформления списков.

  • В начале перечисления однородных слов.

  • Для оформления прямой речи.

  • В других ситуациях.

Тире:

  • В случаях замены «а именно» перед пояснением в конце предложения.

  • Для того, чтобы указать пространственные пределы (в случае замены «от и до»).

  • Когда в предложении отсутствуют союзы, а второе предложение содержит итог первого. Или 1-е предложение имеет значение времени или условия.

  • В прямой речи.

  • Для отделения пояснительных и дополнительных членов.

  • Для связи подлежащего со сказуемым, являющимся существительным.

  • Перед обобщающим словом в конце перечисления однородных членов.

Точка с запятой:

  • Для отделения простых предложений в составе сложносочинённого в случае, когда уже присутствуют другие знаки препинания.

  • В бессоюзном, сложном предложении, содержащим много запятых, внутри простых предложений, не соединённых смысловым значением.

  • Для разделения простых предложений, соединённых союзами, но имеющих различный смысл.

  • При необходимости разделения фрагментов предложения для конкретизации определённой мысли.

1.»Вы, матушка, — сказал он, — или не хотите понимать слов моих, или так нарочно говорите,лишь бы что-нибудь говорить…»2.»Павел Константиныч, — проговорил он умоляющим голосом, — не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!»3.»В прошлый раз, когда мы были в сарае у старосты Прокофия, — сказал Буркин, — высобирались рассказать какую-то историю».4.«Непонятно почему, — говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник, — но,кажется, ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха, с которым входишь со дворав комнату…»5. «Ну, так я ж тебе скажу прямее, — сказал он, поправившись, — только, пожалуйста, не проговорись никому».6.«Вероятно, с хозяйкой припадок… — подумала Машенька, — или с мужем поссорилась…»7.»Ах, боже мой…–говорил он. – Ах, господи помилуй. –Будет вам! –крикнул ему Буркин.»8.»Нет, ты не можешь отказаться, – говорил Ноздрев, горячась, – игра начата!»9.»Но позвольте спросить вас, – сказал Манилов, – как желаете вы купить крестьян: с землею или просто на вывод, то есть без земли?»10.»Право, — отвечала помещица, — мое такое неопытное вдовье дело! Лучше уж я маленько повременю…»11.»Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? — спросил он теперь. — Говорите,прошу вас».12. «Вы печатаете свои произведения в журналах? — спросил у Веры Иосифовны Старцев. — Нет, — отвечала она, — я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкафу. Для чего печатать? — пояснила она. — Ведь мы имеем средства».13.»Что же читать! — воскликнула она и, бросив книгу на стол,прибавила: — Так лучше пойду дурачиться, — и побежала в сад». 14.«Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? – спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа, поморщился и продолжал: – Ядовитый, омерзительный».15.»Мы об вас вспоминали у председателя палаты, у Ивана Григорьевича, — сказал наконец Чичиков, видя, что никто не располагается начинать разговора, — в прошедший четверг». ВСЕ УДАЧИ)РАДА ПоМОЧЬ

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.А. АКСЕНОВА,
Липецкая обл.


Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении

Дидактический материал

I. Постановка запятой и точки с запятой

Запятая ставится в бессоюзном
сложном предложении для разделения частей, тесно
связанных друг с другом (между ними можно
поставить союз и) и обозначающих
одновременно или последовательно происходящие
события.

Катятся ядра, свищут пули, нависли
хладные штыки
. (А.Пушкин)

Точка с запятой ставится в том
случае, когда части бессоюзного сложного
предложения менее связаны между собой (по смыслу
и интонации они близки к самостоятельным
предложениям), а также когда части уже
распространены (имеют запятые) или группируются
по смыслу (в этом случае употребление запятой
между частями бессоюзного сложного предложения
является знаком недостаточным).

Утро великолепное; в воздухе
прохладно; солнце невысоко.
(И.Гончаров) Бледно-серое
небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали
слабым светом, то исчезали; отсырела земля,
запотели листья, кое-где стали раздаваться живые
звуки, голоса
. (И.Тургенев)

Задание 1. Прочитайте текст.
Понаблюдайте за интонацией, стилистическими
особенностями бессоюзных сложных предложений,
обоснуйте употребление запятой и точки с запятой
.

Весело2 пробираться6 по
узкой6 дорожке6, между двумя стенами
высокой3 ржи. Колосья тихо бьют1 вас
по лицу, васильки цепляются6,  2 за ноги,
перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой2
рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные5
осины высоко лепечут6 над вами3;
длинные висячие ветки берез едва шевелятся6;
могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы4,
 7
.

(И.Тургенев)

Внимание! Части бессоюзного
сложного предложения, разделяемые точкой с
запятой, произносятся с понижением голоса к
концу части (почти как при точке) и
значительными паузами между частями. Темп речи в
таких предложениях обычно замедленный.

Учитывая эти сведения, подготовьте
выразительное чтение текста И.Тургенева.
Постарайтесь почувствовать настроение, которое
передает автор.

  • Определите, какие языковые средства
    выразительности употреблены в последнем
    предложении.

  • Подберите синоним к слову статные.

  • Укажите типы односоставных
    предложений. Какова их роль в тексте?

  • Выполните указанные виды разборов.

Задание 2. Прочитайте бессоюзные
сложные предложения и найдите в них
грамматические основы. Решите, в каких
бессоюзных сложных предложениях между частями
нужно поставить запятую, а в каких – точку с
запятой. Обоснуйте свой выбор.


Запишите предложения, расставляя
знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки.

1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как
гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами
от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась
темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни
пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом
разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно
б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением
надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый
мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля
бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно
вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5)
Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли
р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже
обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки
кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и
зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7)
Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое
лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и
п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.

(И.Тургенев)

Сверьте свою работу с авторским
текстом. Прочитайте предложения с нужной
интонацией. Какое чтение предполагают
бессоюзные сложные предложения с запятой и
точкой с запятой?

1) Между тем ночь приближалась и росла,
как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними
парами отовсюду поднималась и даже с вышины
лилась темнота. 2) Все кругом быстро чернело и
утихало, одни перепела изредка кричали. 3) Уже я с
трудом различал отдаленные предметы; поле неясно
белело вокруг; за ним, с каждым мгновением
надвигаясь громадными клубами, вздымался
угрюмый мрак. 4) Один пологий холм сменялся
другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты
словно вставали вдруг из земли перед самым моим
носом. 5) Всюду лучистыми алмазами зарделись
крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные,
словно тоже обмытые утренней прохладой,
принеслись звуки колокола. 6) Ветер упал, точно
крылья сложил, и замер; ночным душистым теплом
повеяло от земли. 7) Ночь тяжело и сыро пахнула
мне в разг_ряченное лицо; казалось, готовилась
гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо
меняя свои дымные очертания.

(И.Тургенев)

Задание 3. (Формирование
речевых умений и пунктуационных навыков.) Продолжите
предложения так, чтобы получились бессоюзные
сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой
.

1) Небо на востоке начало темнеть…
2) На вечерних улицах зажглись огни…
3) Молния блистала почти беспрерывно…
4) Река в половодье сильно разлилась…
5) За селом прогремел гром…
6) Вся природа дышит свежестью…
7) Воздух чист и прозрачен…

Задание 4. Подготовьте
выразительное чтение текста, обращая внимание на
интонацию и выбор знаков препинания в
предложениях.

Знаете ли вы, какое наслаждение
выехать весной до зари? Вы выходите на
крыльцо… На темно-сером небе кое-где
мигают звезды; влажный ветерок изредка
набегает легкой волной; слышится сдержанный,
неясный шепот
ночи; деревья слабо шумят,
облитые тенью… За плетнем, в саду, мирно
похрапывает сторож; каждый звук словно стоит
в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот
вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала
телега… Вам холодно немножко, вы закрываете лицо
воротником шинели; вам дремлется… Но вот
вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в
березах просыпаются, неловко перелетывают галки;
воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет
воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют
тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят
лучины, за воротами слышны заспанные голоса.
А между тем заря разгорается; вот уже золотые
полосы протянулись по небу, в оврагах
клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный
ветер подул – и тихо всплывает багровое
солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется,
как птица. Свежо, весело, любо!.. Солнце быстро поднимается;
небо чисто… Вы взобрались на гору… Какой вид!
Река вьется верст на десять, тускло синея
сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга;
за лугами пологие холмы; вдали чибисы с
криком вьются над болотом; сквозь влажный
блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль…
Как вольно дышит грудь, как бодро движутся
члены, как крепнет весь человек, охваченный
свежим дыханьем весны!..

(И.Тургенев)

  • Озаглавьте текст, определите его
    основную мысль.

  • Сколько абзацев можно выделить в этом
    тексте?

  • Какова роль бессоюзных сложных
    предложений в тексте?

  • Чем объясняются различия в
    постановке знаков препинания (запятой и точки с
    запятой) между частями бессоюзных сложных
    предложений?

  • Какие средства выразительности
    использованы автором?

  • Укажите части речи в последнем
    предложении.

  • Объясните орфограммы в выделенных
    словах.

  • Составьте небольшой текст, используя
    бессоюзные сложные предложения с запятой и с
    точкой с запятой, на одну из следующих тем:

1. Перед грозой.
2. Ранним утром.
3. Летний вечер.
4. Метель.
5. Листопад.

II. Постановка двоеточия

Двоеточие между частями
бессоюзного сложного предложения ставится в
следующих случаях:

1. Если между частями причинные
отношения (второе предложение указывает причину
того, о чем говорится в первом предложении), в
этом случае перед второй частью можно поставить
союзы потому что, так как.

Незнанием никогда не следует
хвастаться: незнание есть бессилие.

(Н.Чернышевский)

2. Если между частями пояснительные
отношения (вторая часть поясняет, конкретизирует
высказанную мысль первой части), в этом случае
перед второй частью можно поставить
пояснительно-присоединительные союзы а
именно, то есть
.

Погода была ужасная: ветер штормовой
ревел с ночи, дождь лил как из ведра
.
(И.Гончаров)

3. Если вторая часть дополняет
содержание первой части, распространяя один из
ее членов (обычно сказуемое). В первой части в
этом случае можно вставить глаголы речи, мысли,
чувства, восприятия (услышать, увидеть,
почувствовать
и подобные). Проверочные союзы: что,
как
.

Он поднял голову: сквозь тонкий пар
блестела золотая Медведица
.

Задание 1. Прочитайте
предложения. Укажите бессоюзные сложные
предложения, в которых вторая часть
а) указывает на причину того, о чем говорится в
первой части;
б) раскрывает, поясняет содержание первой;
в) дополняет смысл первой части.


1) Я вошел в хату: две лавки и стол да
огромный сундук возле печи составляли всю ее
мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке
все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я
привстал и взглянул в окно: кто-то вторично
пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы
взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое
подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей
стояла девушка в полосатом платье, с
распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она
была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как
у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я
глупо создан: ничего не забываю. 8)  Грушницкий
принял таинственный вид: ходит, закинув руки за
спину, и никого не узнает. 9) Давно забытый
трепет пробежал по моим жилам при звуке этого
милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими
глубокими и спокойными глазами: в них выражалась
недоверчивость и что-то похожее на упрек. 10) Одно
мне всегда было странно: я никогда не делался
рабом любимой женщины; напротив, я всегда
приобретал над их волей и сердцем непобедимую
власть, вовсе об этом не стараясь. 11) Никогда не
должно отвергать кающегося преступника: с
отчаяния он может сделаться еще вдвое
преступнее. 12) О, я прошу тебя: не мучь меня
по-прежнему пустыми сомнениями и притворной
холодностью. 13) Я смеюсь над всем на свете,
особенно над чувствами: это начинает ее пугать. 14)
Я взглянул на нее и испугался: ее лицо выражало
глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 15)
Разговор наш начался злословием: я стал
перебирать присутствующих и отсутствующих наших
знакомых, сначала выказывая смешные, а после
дурные их стороны. 16) Уж эти больные такой
народ: всё знают. 17) Я слез и подкрался к окну:
неплотно притворенный ставень позволил мне
видеть пирующих и расслушать их слова. 18) Вот мои
условия: вы нынче же публично откажетесь от своей
клеветы и будете просить у меня извинения. 19) Об
одном прошу вас: стреляйте скорее. 20) Все устроено
как можно лучше: тело привезено… пуля из груди
вынута. 21) Прошло с тех пор много времени: я
проникла во все тайны души твоей. 22) Я никогда не
буду любить другого: моя душа истощила на тебя
все свои сокровища, свои слезы и надежды. 23) Я взял
со стола… червонного туза и бросил кверху:
дыхание у всех остановилось. 24) Я обошел хату и
приблизился к роковому окну: сердце мое сильно
билось. 25) Я люблю сомневаться во всем: это
расположение ума не мешает решительности
характера. 26) Во мне два человека: один живет в
полном смысле этого слова, другой мыслит и судит
его.

  •  Из какого произведения взяты эти
    строки? Назовите автора.

  • Чем объяснить частое употребление
    личного местоимения я в этих
    предложениях?

  • Дайте полную пунктуационную
    характеристику предложению 10.

  • Начертите схему предложения 9.

Задание 2. Прочитайте. Определите
смысловые отношения между частями бессоюзных
сложных предложений. Запишите предложения,
расставляя знаки препинания, подчеркивая
грамматические основы, в следующей
последовательности:

1) второе предложение указывает на
причину того, о чем говорится в первом
предложении;
2) второе предложение раскрывает, поясняет
содержание первого;
3) второе предложение дополняет смысл первого
предложения.

1) Есть на свете такие счастливые
лица глядеть на них всякому любо точно они греют
вас или гладят. 2) Не одной только полудикой
прелестью разлитой по всему ее тонкому телу
привлекла она меня ее душа мне нравилась. 3) Не
ноги меня несли не лодка меня везла меня
поднимали какие-то широкие сильные крылья. 4)
Вдруг я слышу меня кличет кто-то. 5) Голова у меня
ходила кругом слишком много впечатлений в нее
нахлынуло разом. 6) Он любил ее страстно и никогда
ничего ей не запрещал он в душе считал себя перед
ней виноватым.

(И.Тургенев)

Задание 3. Продолжите предложения
так, чтобы получились бессоюзные сложные
предложения с двоеточием. Определите смысловые
отношения между частями.

1. Растения освежают воздух: …
2. Лес влияет на температуру воздуха: …
3. Любите природу: …
4. Прочитайте книгу В.Каверина «Два капитана»: …
5. Я посмотрел на небо: …
6. Я счастлив: …
7. Об одном прошу тебя: …

 III. Постановка тире

Тире ставится между частями
бессоюзного сложного предложения в следующих
случаях:

1. Если содержание одной части резко
противопоставляется содержанию другой части.
Эти отношения можно проверить, вставив союзы а,
но, зато
.

Ноги носят – руки кормят.
(Пословица)

2. Если в первой части указывается на
время или условие того, о чем говорится во второй
части. Проверочные союзы: времени – когда,
условия – если.

1) Настанет вечер – загорятся на небе
звезды. 2) Любишь кататься – люби и саночки
возить.
(Пословица)

3. Если вторая часть заключает в себе
вывод или следствие из того, о чем говорится в
первой части. Эти отношения можно проверить
союзами так что, поэтому.

Слой облаков был очень тонок –
сквозь него просвечивало солнце.

(К.Паустовский)

4. Если части бессоюзного сложного
предложения имеют значение сравнения.
Проверочные союзы: словно, будто, как.


Посмотрит – рублем подарит.
(Пословица)

5. Если части бессоюзного сложного
предложения рисуют быструю смену событий.

Сыр выпал – с ним была плутовка
такова
. (И.Крылов)

6. Если части бессоюзного сложного
предложения связаны уступительными отношениями.
Проверочные союзы: хотя, несмотря на то что.

Я говорил правду – мне не верили.
(М.Лермонтов)

Задание 1. Прочитайте
предложения. Какие смысловые отношения
выражаются знаком тире в этих бессоюзных сложных
предложениях? Какими союзами эти отношения можно
проверить? Начертите интонационные схемы 1-, 2-,
8-го предложений. Выпишите слова с выделенными
буквами, объясните их правописание.

1) Я был готов любить весь мир – меня
никто (не)понял. 2) Он (не)размахивал руками
– верный признак некоторой скрытности
характера. 3) Я повторил приглашение –
он ничего (не)отвечал. 4) Вдали вилась
пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. 5)
Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились.
6) Выстрел раздался – дым наполнил комнату.
7) Горное озеро сверкает на солнце –
переливается всеми цветами волшебный
кристалл. 8) Туман рассеялся – вершины
вновь засверкали на солнце. 9) Я был
скромен – меня обвиняли в лукавстве.

(М.Лермонтов)

Задание 2. Спишите, сгруппировав
пословицы по смысловым отношениям их частей.
Вставьте пропущенные буквы, выделите и
обозначьте орфограммы в этих словах
.

1) Лето прип_сает – зима по_дает. 2) Тьма
свету не люб_т – злой доброго не терп_т. 3)
Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4) Источник
ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5) На
глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6) Смелые поб_ждают
– трусливые пог_бают. 7) Не кричи о с_бе – пусть
другие о тебе тихо скажут. 8)  Наука даром не
д_ет_ся – наука трудом б_рет_ся. 9) Азбуку учат –
на всю избу кр_чат. 10) Кончил дело – гуляй смело. 11)
Есть т_рпение – буд_т и умение. 12) Делу время –
потехе час. 13) Труд человека корм_т – лень порт_т.
14) Лучше вспаш_ш_ – больше хлеба в_зьмеш_. 15) Вз_шло
красно солнышко – пр_щай, светел месяц.
16) Чел_век без родины – соловей без сада. 17) С
миру по нитке – голому рубаха. 18) Гл_за
страшат_ся – руки делают. 19) Извериш_ся в
алтыне – не п_верят в рубле. 20) С воза упало – не
сыщеш_. 21) Ручка беленька – душа ч_рненька. 22) С
глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 23) С умным
пог_ворить – воды напит_ся. 24) С другом друг
бранит_ся – недруг в_с_лит_ся. 25) Помаш_ш_ палкой не
умея – св_я же постр_дает шея. 26) Корень учения
горек – плод его сладок. 27) Ученый без практики –
пчела без меду. 28) Прочел х_рошую книгу –
встретился с другом. 29) Дружно за дело взят_ся –
пустыня зацв_тет. 30) Язык один, ушей пара – раз
ск_жи, два п_слушай. 31) Не ищи безупречного друга –
остан_ш_ся один. 32) Пр_ходят и б_лезни, и б_да –
привычки ост_ются навс_гда. 33) Счастливый ш_потком
толкует об удаче – несчастный о св_ем несчастье
громко плач_т. 34) Б_льному сл_веч_ко ш_пнул с
любовью – в_рнул ему половину зд_ровья. 35) Богач в
стаде у себя не отыскал телка – последнего
телка з_брал у б_дняка. 36) Не пож_леть трудов, не
пол_ни_ся – в цв_ток в конце концов к_люч_ка
пр_вр_тит_ся. 37) Первый камень криво в землю врос –
вся ст_на пошла наперекос. 38) Обид_т друг – ляж_т
камнем слово. 39) Умная голова сто голов корм_т –
худая и одной не пр_кормит. 40) Мел_т день до веч_ра
– п_слушать нечего. 41) Буд_шь книги читать –
буд_шь все знать. 42) Недруг поддакива_т – друг
спор_т. 43) Утром не встан_ш_ – день пропал. 44)
Хв_стун и правду скаж_т – ему н_кто не поверит.

  • Укажите предложения, содержание
    которых опирается на употребление антонимов.

  • Назовите синонимичные по смыслу
    пословицы.

IV. Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте
предложения. Сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения переделайте в
сложные бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки
препинания
.

1) Пословицы и поговорки всегда кратки,
а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький)
2) Ногами человек должен врасти в землю своей
родины, но глаза его пусть обозревают весь мир. (Дж.
Сантаяна)
3) Есть народное поверье, что зарницы
«зарят хлеб», то есть освещают его по ночам.
Оттого хлеб наливается быстрее. (По
К.Паустовскому)
4) Маленькие комнаты или жилища
собирают ум, а большие его рассеивают. (Леонардо
да Винчи)
5) Если собираетесь кого-нибудь
полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов)
6) Не только вы собрали книги, но и книги собрали
вас. (В.Шкловский) 7) Если хочешь быть богатым,
не помышляй увеличить свое имущество, а только
уменьши свою жадность. (К.Гельвеций)

  • Определите основную мысль пословиц
    (предложения 8, 9, 10). Какой совет содержится в
    пословице Читать не размышляя – что есть не
    пережевывая
    ?

Задание 2. Запишите предложения,
расставьте знаки препинания, обоснуйте свой
выбор. Подчеркните грамматические основы
предложений.

1) Идущий в дорогу и скучающий в
одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу
нет спутника лучше ее болеющий и страдающий
пусть берет себе в помощь книгу в мире нет
лекарств ее сильнее. (Древняя восточная
мудрость)
2) Любите книгу она поможет вам
разобраться в пестрой путанице мыслей она научит
вас уважать человека. (М.Горький) 3) Она [книга]
приобщает людей к жизни и борьбе других людей
дает возможность понимать их переживания их
мысли их стремления она дает возможность
сравнивать разбираться в окружающем и
преобразовывать его. (Н.Крупская) 4)
Обращаться со словом нужно честно оно есть
высший подарок человеку. (М.Горький) 5) Науку
надо любить у людей нет силы более мощной и
победоносной чем наука. (М.Горький) 6) А
просьба моя состоит в следующем берегите наш
язык. (И.Тургенев) 7) Я посмотрел кругом сердце
во мне заныло невесело войти ночью в мужицкую
избу. (И.Тургенев) 8) Узкая тропинка вела между
кустами на крутизну обломки скал составляли
шаткие ступени этой природной лестницы цепляясь
за кусты мы стали карабкаться. (М.Лермонтов) 9)
Становилось жарко белые мохнатые тучки быстро
бежали от снеговых гор обещая грозу голова
Машука дымилась как загашенный факел; кругом его
вились и ползали как змеи серые клочки облаков
задержанные в своем стремлении и будто
зацепившиеся за колючий его кустарник. (М.Лермонтов)
10) Вот кругом него собрался народ из крепости он
[Казбич] никого не замечал постояли потолковали и
пошли назад я велел возле него положить деньги за
баранов он их не тронул. (М.Лермонтов) 11) Печорин
не равнодушно не апатически несет свое
страдание бешено гоняется он за жизнью ища ее
повсюду горько обвиняет он себя в своих
заблуждениях. (В.Белинский) 12) Вода всему
господин воды и огонь боится. (Пословица) 13) Не
рой другому яму сам упадешь. (Пословица)
14) Не бранись не чисто во рту будет.
(Пословица)
15) Кобыла с волком тягалась один
хвост да грива осталась. (Пословица) 16) Средь
шумной толпы неизвестной те звуки понятней мне
вдвое напомнили силой чудесной они мне все
сердцу родное. (А.Фет) 17) Мячик прыгает цветной
во дворе передо мной этот мячик очень мил стекол
он еще не бил. (Г.Виеру) 18) У каждого дела запах
особый в булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо
столярной идешь мастерской стружкою пахнет и
свежей доской. (Дж. Родари) 19) Надо просто
что-то хорошее делать что-то делать тогда
улыбнутся и заплачут от счастья матери наши
матери. (О.Шестинский) 20) Нет ничего святее
и бескорыстнее любви матери всякая
привязанность всякая любовь всякая страсть или
слаба или своекорыстна по сравнению с нею. (В.Белинский)

  • Укажите предложения, которые
    соответствуют следующим схемам:

[ ] – [ ]; [ ] – [ ].

(потому что)

[ ] : [ ].

  • Укажите бессоюзное сложное
    предложение, отношения между частями которого –
    причинно-следственные.

  • Проиллюстрируйте следующие
    орфограммы примерами из предложений:

1) -тся, -ться в глаголах: …

2) н, нн в суффиксах разных
частей речи: …

3) не с разными частями речи: …

4) корни с чередующимися гласными: …

5) безударные гласные, проверяемые
ударением: …

  • С помощью толкового словаря
    объясните значение выделенного слова.

  • Выпишите слова, строение которых
    соответствует схемам:

  • Укажите части речи в 17-м предложении.

Задание 3. Прочитайте фрагменты
литературных произведений. Укажите автора,
название произведения, определите жанр.


Спишите, вставляя пропущенные буквы,
расставляя знаки препинания
.

1) Одна бедная мать не спала. Она
приникла к изг_ловью д_рогих сыновей своих
л_жавших рядом она ра_ч_сывала гребнем их м_л_дые
небрежно в_склоче(н,нн)ые кудри и смач_вала их
слезами она гл_дела на них вся гл_дела всеми
чу_ствами и не м_гла нагл_дет_ся. Она вск_рмила их
собстве(н,нн)ой грудью она возр_стила взл_ле_ла их
и только на один миг вид_т их перед с_бою. Сыны мои
сыны мои милые что буд_т с вами что ждет вас
г_ворила она и слезы ост_новились в м_рщинах
изм_нивших ее когда(то) пр_красное лицо.

2) Милая добрая старая нежная
С думами грус_ными ты не дружись
Слушай под эту гармонику снежную
Я ра(с,сс)кажу про св_ю т_бе жизнь.

3) Не ост_вляйте матерей одних
Они от од_ночества ст_реют.
Ср_ди забот влюбле(н,нн)ости и книг
Не з_бывайте с ними быть добрее.

4) Я много знаю о подвигах женщин
вын_сивших с поля боя ране(н,нн)ых бойцов,
работавших за мужчин отд_вавших св_ю кровь детям
идущих по сибирским трактам за св_ими мужьями. Я
н_когда не думал что все это имеет отношение к
м_ей матери. К тихой застенч_вой обыденной
оз_боче(н,нн)ой только тем как прок_рмить нас
обуть уб_реч_…
Т_перь я оглядываюсь на ее жизнь и вижу она пр_шла
через все это. Я вижу это с оп_зданием. Но я вижу.

5) Если сердцем стали вы суровы
Буд_те дети ласковее с ней.
Б_р_гите Мать от злого слова
Знайте дети ранят всех б_льней!
…Мать умрет и не изгладить шрамы.
Мать умрет и боли не унять.
Заклинаю берегите Маму
Дети мира берегите Мать!

6) Друг мой брат мой т_варищ_ мой
если з_вет тебя мать
Рвись к ней сер_цем. Сп_ши.
Мчись к ней в самой крылатой р_кете.
Каждый миг на сч_ту. Будь быстрее чем звук
и чем свет.
Оп_здаешь в пути не пр_стишь с_бе этого вечно.
……………………………………………..
Ах завет материнский и что тебя в мире мудрей?
Ты нас к звездам в_деш_ даже в темные ночи глухие.
Я б_русь утв_рждать в мире мало плохих матерей!
Отчего же т_гда на з_мле еще ползает зло?
И смердит себялюбство? И сушит сер_ца скопидомство?
А ведь как на пл_нет_ бы _делалось людям светло
Если б всех матерей св_их слушат_ся стало
п_томство.

7) З_ступница дай мне б_льшую душу
Сер_це доброе
Око (не)дремл_щее
Гол_с мя_кий отходч_вый ласковый
Руки крепкие (не)злобивые
Очень трудно матерью быть!

(Н.Гоголь. «Тарас Бульба»; С.Есенин.
«Снежная замять дробится и колется»; А.Дементьев,
Ю.Яковлев. «Сердце Земли»; Р.Гамзатов. «Берегите
матерей»; С.Островой. «Мать»; А.Яшин. «Молитва
матери.)

  • Начертите схемы бессоюзных сложных
    предложений, укажите в них грамматические
    основы.

  • При помощи толкового словаря
    выясните значение подчеркнутых слов.

Задание 4. Подготовьте
выразительное чтение текста.

Постоянное присутствие матери
сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ
неразрывно соединяется с моим существованием… Я
иногда лежал в забытьи, каком-то среднем
состоянии между сном и обмороком: пульс почти
переставал биться, дыхание было так слабо, что
прикладывали зеркало к губам моим, чтоб узнать,
жив ли я; доктора и все окружающие давно осудили
меня на смерть: доктора – по несомненным
медицинским признакам, а окружающие – по
несомненным дурным приметам. Страданий матери
моей описать невозможно, но восторженное
присутствие духа и надежда спасти свое дитя
никогда ее не оставляли. «Матушка Софья
Николаевна, – не один раз говорила, как я сам
слышал, преданная ей душою дальняя родственница,
– перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и
доктора, и священник сказал тебе, что он не жилец.
Покорись воле Божией: положи дитя под образа,
затепли свечку и дай его ангельской душеньке
выйти с покоем из тела. Ведь ты только мешаешь ей
и тревожишь ее, а пособить не можешь…» Но с
гневом встречала такие речи моя мать и отвечала,
что, покуда искра жизни теплится во мне, она не
перестанет делать все, что может, для моего
спасения, – и снова клала меня бесчувственного в
крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или
бульону, целые часы растирала мне грудь и спину
голыми руками, а если и это не помогало, то
наполняла легкие мои своим дыханием – и я, после
глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как
будто просыпался к жизни, получал сознание,
начинал принимать пищу и говорить и даже
поправлялся на некоторое время. Так бывало не
один раз… Я приписывал мое спасение неусыпному
уходу, неослабному попечению, безграничному
вниманию матери. Внимание и попечение было вот
какое: постоянно нуждаясь в деньгах, перебиваясь,
как говорится, с копейки на копейку, моя мать
доставала старый рейнвейн в Казани, почти за
пятьсот верст, за неслыханную тогда цену. В
городе Уфе не было тогда так называемых
французских белых хлебов – и каждую неделю, то
есть каждую почту, щедро вознаграждаемый
почтальон привозил из той же Казани по три белых
хлеба. Я сказал об этом для примера; точно то же
соблюдалось во всем. Моя мать не давала потухнуть
во мне догоравшему светильнику жизни; едва он
начинал угасать, она питала его магнетическим
излиянием собственной жизни, собственного
дыхания.

(С.Т. Аксаков)

  • Сформулируйте и запишите тему и
    основную мысль текста. (Самоотверженная борьба
    матери за жизнь своего ребенка – тема текста.
    Смысл текста глубок: пока есть Мать на земле, не
    страшно человеку, она затеплит огонек среди
    мрака ночи, не даст заблудиться и пропасть,
    поможет, закроет от беды, отогреет душу, спасет,
    вернет к жизни.)

  • Объясните постановку знаков
    препинания в тексте.

  • Укажите в тексте бессоюзные сложные
    предложения.

  • Начертите схему третьего
    предложения, дайте ему характеристику.

  • Вспомните орфограмму «буквы н
    и нн в словах разных частей речи»,
    проиллюстрируйте ее примерами из текста.

  • Заполните таблицу примерами из
    текста:

    Проверяемые безударные
    гласные в корне

     

    Непроверяемые безударные
    гласные в корне

     

    Корни с чередованием гласных

     
  • Подготовьтесь записать текст под
    диктовку.

Задание 5. Прочитайте текст.
Запишите, расставив знаки препинания, обоснуйте
свой выбор.

Вы купили новую книгу… Она может быть
в твердом карто(н,нн)ом переплете с коленкоровым
п_крытием в твердом карто(н,нн)о(бумажном)
переплете или в мягкой бумажной обло_ке. Книга
новая чистая и кр_сивая. Вам хочет_ся с_хранить ее
в т_ком виде? Помните

Книги боят_ся1 солнечных лучей
(не)читайте6 их на ярком солнце.7

Книги боят_ся сыр_сти (не)читайте их под
дождем.

Книги боят_ся грязи и ж_ровых пятен
(не)читайте их (во)время еды (не)б_рите грязными
руками.

Книги боят_ся пыли оч_щайте2, 3 их
ж_лательно пыл_сосом.

Книги боят_ся механических п_вр_ждений
(не)перег_байте2 их (не)з_кладывайте (в)них
толстых пр_дметов перелист_вая2 б_ритесь за
обрез листа и (не)слюните палец_.7

В_спользуйтесь этими с_ветами
мол_дость ваших3 книг1 буд_т пр_длена4.

(Из календаря)

  • Озаглавьте текст. Определите его
    основную мысль.

  • Объясните значение выделенного
    слова.

  • Выполните указанные виды разборов.

  • Подберите однокоренные к словам книга,
    чтение
    .

Задание 6. Докажите, что двоеточия
в примерах относятся к трем разным
пунктограммам. В чем сходство интонации всех
предложений, имеющих двоеточие?

1) Я поехал шагом и скоро принужден был
остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (И.Тургенев)
2) Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки,
порока, нужды. (Вольтер) 3) Я поглядел кругом:
торжественно и царственно стояла ночь. (И.Тургенев)
4) В.Г. Белинский утверждал: «Литература есть
сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».
5) Знание основывается на трех вещах: нужно много
видеть, много учиться и много страдать. (У.Фосколо)

Задание 7. Прочитайте. Объясните
постановку двоеточия в тексте
.

Басня

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Осенью у муравьев подмокла пшеница:
они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них
корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала
корму?». Она сказала: «Недосуг было: песни пела».
Они засмеялись и говорят: «Если летом играла,
зимой пляши».

(Л.Н. Толстой)

  •  Сформулируйте и запишите два
    вопроса к басне.

Задание 8. Укажите, где поставлено
тире: а) между подлежащим и сказуемым; б) в
неполном предложении; в) перед обобщающим словом;
г) в бессоюзном сложном предложении; д) в
сложносочиненном предложении.

1) Пошел мелкий снег – и вдруг повалил
хлопьями. (А.Пушкин) 2) Свою вину осмыслить до
конца – вот свойство мудреца и храбреца.
3) Видна птица по перьям, а человек – по речам. (Пословица)
4) Общение с книгой – высшая и незаменимая форма
интеллектуального развития человека. 5) Мы
спустились в овраг, ветер затих на мгновенье –
мерные удары ясно достигли до моего слуха. (И.Тургенев)
7) Читать книгу – обогащать свою память,
непрерывно узнавать новое.

Задание 9. Найдите «третье
лишнее». Обоснуйте свой выбор.

I. 1) На мысли следует нападать с помощью
мыслей: по идеям не палят из ружей. (А.Ривароль)
2) Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их:
Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. (К.Паустовский)
3) Родина складывается из конкретных и зримых
вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок,
живописных и архитектурных красот. (В.Солоухин)

II. 1) Я жил, я был – за все на свете я
отвечаю головой. (А.Твардровский) 2) Никогда не
теряй терпения – это последний ключ, открывающий
двери. (А.де Сент-Экзюпери) 3) Уметь выносить
одиночество и получать от него удовольствие –
великий дар. (Б.Шоу)

III. 1) Не пой, красавица, при мне ты песен
Грузии печальной: напоминают мне оне другую
жизнь и берег дальный. (А.Пушкин) 2) Придет
желанная пора: любовь и дружество до вас дойдут
сквозь мрачные затворы. (А.Пушкин) 3) Тебе я
место уступаю: мне время тлеть, тебе цвести. (А.Пушкин)

Задание 10. Спишите, расставляя
знаки препинания, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки.

1) Учиться все равно что плыть
(по)течению ост_новился на минуту и тебя пон_сло
(на)зад. 2) Зан_мает_ся утро на п_белевшем
неб_склоне з_лотая бледная п_лоса св_жее и ж_стче
ст_новится ветер. (Н.Гоголь) 3) Для всего что
сущ_ству_т в пр_роде воды воздуха неба обл_ков
со_нца дождей л_сов б_лот рек и озер лугов полей
цв_тов и трав в русском языке есть в_ликое
множ_ство х_роших слов и н_званий. (К.Паустовский)
4) Слово это ключ_ и сердца откро_т. (Пословица)
5) Есть (в)осени перв_начальной к_роткая но дивная
п_ра весь день ст_ит как бы хрустальный и
луч_зарны в_чера. (Ф.Тютчев) 6) Если человек
завис_т от пр_роды то и она от него завис_т она его
_делала он ее переделывает. (А.Франс) 7) Дай
ч_ловеку все жизне_ые блага но лиши его пон_мания
смысла жизни на з_мле он буд_т несчастен. (К.Ушинский)
8) Злой ч_ловек подобен г_ршку л_гко б_ет_ся но
(с)трудом скле_ва_тся х_роший ч_ловек подобен
кувшину из зол_та (с)трудом р_зб_вается но л_гко
скле_ва_тся. (Индийская народная мудрость) 9)
Исключит_льное счастье ч_ловека быть при св_ем
п_ст_янном любимом деле. (Вл. Немирович-Данченко)
10) Тесно связ_но бл_г_денствие русского ч_ловека с
существованием р_стения ж_вет_ся х_р_шо р_стению
х_р_шо ж_вет_ся и ч_ловеку. Гибн_т р_стение
нем_нуемое бедствие гр_зит и ч_ловеку. (К.Тимирязев)
11) Б_гатству иных людей (не)стоит з_вид_вать они
пр_обрели его т_кой ц_ной к_торая нам не по к_рману
они п_жертв_вали ради него п_коем зд_ровьем честью
сов_стью. Это слишком дор_го (с,з)делка прин_сла(бы)
нам лишь убыток. (Ж.Лабрюйер) 12) Любовь
является в_ликим укр_шением жизни она з_ст_вляет
пр_роду цв_сти играть красками петь чудес_ные
песни танц_вать в_л_колепные танцы. (А.Луначарский)
13) Слишком б_льшие д_стоинства подчас дел_ют
ч_ловека (не)пр_годным для общества на рынок
(не)ходят с з_л_тыми слитками там нужна
р_зме(н,нн)ая м_нета в особенности мелочь. (Н.Шамфор)

  • Укажите бессоюзные сложные
    предложения, начертите их схемы.

Задание 11. Прочитайте. Отгадайте
загадки. Спишите, расставляя знаки препинания
.

1) Один льет1 другой пьет третий
растет. 2) Один говорит побежим побежим6
другой говорит6 постоим постоим третий
говорит пошатаемся пошатаемся. 3) Черненька6
собачка свернувшись2 лежит не лает не
кусает а в дом не пускает. 4) Льется2 речка6
мы лежим. Лед на речке мы бежим4.

  • Укажите части речи в первом
    предложении.

  • Выполните виды разборов.

Задание 12. Прочитайте текст.
Объясните расстановку знаков препинания и
выделенные орфограммы. Приготовьтесь писать
текст под диктовку.

Летнее, июльское утро! Как отрадно бродить
на заре! Зеленой чертой ложится след
ваших ног по росистой, побелевшей траве.
Вы раздвинете мокрый куст – вас так и
обдаст накопившимся теплым запахом ночи;
воздух весь напоен свежей горечью полыни,
медом гречихи и кашки; вдали стеной стоит
дубовый лес и блестит и алеет на солнце;
еще свежо, но уже чувствуется
близость жары. Голова томно кружится
от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца…
Кое-где разве вдали желтеет поспевающая
рожь, узкими полосками краснеет гречиха.
Вот заскрипела телега; шагом пробирается
мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались
с ним, отошли – звучный лязг косы
раздается за вами. Солнце все выше и
выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко
стало… Сквозь густые кусты орешника, перепутанные2
цепкой травой, спускаетесь2 вы на дно оврага…
Под самым обрывом таится источник;
дубовый куст жадно раскинул над водою свои
лапчатые сучья; большие серебристые
пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна,
покрытого мелким бархатным мхом4… Вы в
тени, вы дышите пахучей сыростью; вам
хорошо3… Но что это? Ветер внезапно
налетел и промчался; воздух дрогнул
кругом: уж не гром ли?.. Но вот слабо сверкнула
молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко
светит солнце: охотиться еще можно. Но
туча растет: передний ее край вытягивается
рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты,
все вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется,
виднеется сенной сарай… скорее!
Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы
молнии? Кое-где сквозь соломенную
крышу закапала вода на душистое сено… Но вот
солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите.
Боже мой, как весело сверкает все1 кругом,
как воздух свеж3 и жидок, как пахнет земляникой2
и грибами!..

(По И.Тургеневу)

  •  Как можно озаглавить этот текст?

  • Сколько абзацев можно в нем выделить?
    Какие? Попробуйте составить план текста.

  • Определите художественную идею
    текста. Отметьте средства, позволяющие это
    сделать.

  • В каком типе речи выражает свои мысли
    автор? Докажите.

  • Какие средства межфразовой связи
    использует И.С. Тургенев?

  • Укажите части речи в последнем
    предложении.

  • Начертите схемы бессоюзных сложных
    предложений. Подчеркните грамматические основы
    в бессоюзных сложных предложениях.

  • Дайте полную пунктуационную
    характеристику четвертому предложению.

  • Выполните виды разборов.

Задание 13. Подготовьте
выразительное чтение текста. Объясните
расстановку знаков препинания, правописание
выделенных слов. Подготовьтесь записать текст
под диктовку.

Помню давно: жар, духота, слипшиеся на
висках волосы, метание в полубреду: тяжело
болеет ребенок. И вдруг откуда-то, точно из
другого мира, наплывает что-то облачное,
мягкое, прохладное и гладит лоб, отводя боль, и
снижает жар; и приходит наконец сон – крепкий
спокойный сон выздоровления

Руки матери. Помню их тогда, в детские
годы, – красивые, с длинными пальцами. Знаю
их и теперешними… Знаю также: грянет ли нежданная
беда, заболит ли душа, потеряешь ли себя или
любовь, первая рука, протянутая на помощь,
будет рукой матери.

Правда, иногда оцениваем мы это
слишком поздно и запоздалыми цветами
пытаемся искупить свою черствость,
невнимание,
а иногда – то, что стеснялись почему-то
говорить ей о любви. При жизни.

По-разному складывались их судьбы,
судьбы наших матерей. Взгляните на эти руки:
точно ветви старого дерева, грустно стекают
они на колени. Годы оставили на них свои следы:
глубокими дорожками отмечены потери, горе,
усталость, недосыпание, вздулись, точно ручьи
в половодье, перетруженные вены… Вижу маму
на пороге дома: отработала от зари до вечера,
вышла на крыльцо, вздохнула, присела на нагретые
ступеньки, сложив руки на коленях. Ждет чего-то?
Может, да: сына, что давно не был в гостях,
дочку, что выросла незаметно, внучат. Вот
прибегут – заласкает она их, будет рассказывать
длинную
сказку или петь песню, перебирая
детские локоны

Вложите материнские руки в свои,
поднимите, приблизьте к лицу своему,
всмотритесь в испещренные морщинами пальцы.
Они когда-то были гибки и проворны, мягки и
ровны. Но какими бы они ни были – молодыми или
старыми, гладкими или «с узелочками», ничего
прекраснее их нет и не может быть в мире.

(По О.Кузьминой)

  • Выразите свое отношение к проблеме,
    поднятой в этом тексте, в небольшой творческой
    работе. Поразмышляйте в том числе и над
    вопросами:

1) что значит почитать родителей?

2) чем мы можем отплатить, воздать маме
за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча,
через все годы ее жизни? за бессонные ночи,
проведенные около нашей кроватки, в борьбе с
недругами и хворями, которые часто выпадают на
долю детей? за ежедневный, кропотливый,
продолжающийся из года в год, а вместе и столь
незаметный труд по дому, по хозяйству?


(По А.Владимирову)

Используйте, где это возможно, для
выражения своих мыслей бессоюзные сложные
предложения.

Задание 14. Прочитайте
предложения. Попробуйте назвать автора,
произведение, жанр. Спишите, расставляя знаки
препинания.

1) Вдруг сырный дух Лису остановил
Лисица видит сыр Лисицу сыр пленил. 2) Ворона
каркнула во все воронье горло сыр выпал с ним
была плутовка такова. 3) Я отыщу секрет и Ларчик
вам открою в Механике и я чего-нибудь да стою.
4) Вот за Ларец принялся он вертит его со всех
сторон и голову свою ломает. 5) Невежи судят
точно так в чем толку не имут то все у них пустяк.
6) «И гневаться напрасно он изволит питья мутить
ему никак я не могу». 7) Посмотришь на дельца иного
хлопочет мечется ему дивятся все он кажется из
кожи рвется да только все вперед не подается как
Белка в колесе. 8) Лягушка на лугу увидевши Вола
затеяла сама в дородстве с ним сравняться она
завистлива была. 9) С Пиладом мой Орест грызутся
лишь только клочья вверх летят насилу наконец их
розлили водою. 10) Я ваш старинный сват и кум
пришел мириться к вам совсем не ради ссоры
забудем прошлое уставим общий лад! 11) Все
прошло с зимой холодной нужда голод настает
Стрекоза уж не поет и кому же в ум пойдет на
желудок петь голодный! 12) Он [мост] с виду хоть и
прост а свойство чудное имеет лжец ни один у нас
по нем пройти не смеет до половины не дойдет
провалится и в воду упадет. 13) Это Щука тебе наука
вперед умнее быть и за мышами не ходить. 14) У
мужика затеи не велики он отыскал тотчас в Булате
прок. 15) Вот что о том я слышал стороною сухое
к Комару явил презренье Лев зло взяло Комара
обиды не стерпев собрался поднялся Комар на Льва
войною. 16) Тут Соловей являть свое искусство стал
защелкал засвистал на тысячу ладов тянул
переливался. 17) Таких примеров много в мире не
любит узнавать никто себя в сатире.

  • Объясните расстановку знаков
    препинания. Начертите схемы бессоюзных сложных
    предложений.

  • Дайте полную пунктуационную
    характеристику предложений 5, 7, 9, 11, 12.

  • Определите значения выделенных слов.

  • В каком значении употреблено слово сухое
    в 15-м предложении? Подберите к нему синонимы.

  • Вспомните правило «Правописание -тся,
    -ться
    в глаголах» и проиллюстрируйте его
    примерами из этих предложений.

  • Выполните виды разборов.

  • Укажите части речи в 9-м предложении.

  • Продолжите формулировку вывода:
    «Басни И.Крылова заключают в себе…».

  • Какие явления, пороки подвергает
    осмеянию И.Крылов в своих баснях?

Задание 15. Прочитайте
предложения. Какие знаки препинания необходимо в
них расставить? Объясните свой выбор. Заполните
таблицу
.

БСП

Тире

Двоеточие

Точка с запятой

Запятая

сравнение

быстрая смена событий

вывод,
следствие

время,
условие

противит.

пояснение смысла

дополн.

причина

перечисл.

перечисл.

                   

1) День выдался слякотный с
утра пошел мокрый снег вперемежку с дождем… (Б.Можаев)
2) Фомич осмотрел свои ветхие кирзовые
сапоги и решил привязать резиновые подошвы
сыромятными ремнями дорога до Тиханова дальняя. (Б.Можаев)
3) День был холодноватый молочный белые
растрепанные облака поднимались навстречу ему в
голубом пролете между домами. (В.Набоков) 4)
Она посмотрела на себя в зеркало: лицо было
бледнее обыкновенного. (В.Набоков) 5) В облике
его было что-то барсучье вытянутое вперед
тупоносое лицо с черными усами и белой бородкой
скошенный низкий лобик и плотно лежащая словно
зализанная седая щетина коротких волос. (Б.Можаев)
6) Зима недаром злится прошла ее пора весна в окно
стучится и гонит со двора. (Ф.Тютчев) 7) Октябрь
уж наступил уж роща отряхает последние листы с
нагих своих ветвей. (А.Пушкин) 8) Над холмами в
чистые часы курился воздух разнося горьковатый
дурманящий запах сухой полыни ясно звучали
дальние голоса кричали отлетающие птицы. (В.Распутин)
9) Я сильно похудел мать приехавшая в конце
сентября испугалась за меня. (В.Распутин) 10)
Испуганная лосем Настенька изумленно смотрела
на змею гадюка по-прежнему лежала свернувшись
колечком в теплом луче солнца. (М.Пришвин)
11) Вот уже начинает вечереть воздух и все
кругом охлаждается. (М.Пришвин) 12) Дохнул
осенний хлад дорога промерзает. (А.Пушкин) 13)
Уж так повелось у них в семье все несчастья
выпадали как раз на Фролов день. (Б.Можаев) 14)
Ремонт был бы гибелью для дома нельзя тормошить
старые задубелые кости. (В.Белов) 15) Я помню
чудное мгновенье передо мной явилась ты. (А.Пушкин)
16) Свобода и распущенность понятия одно другому
совершенно противоположные. (Квинтилиан) 17)
Воспитание нуждается в трех вещах в даровании
науке упражнении. (Аристотель)

  • Какие предложения вы не выписали?
    Почему?

  • Какие колонки таблицы остались
    незаполненными? Заполните их своими примерами:
    составьте собственные предложения или выпишите
    из литературных произведений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тоже так думаю как пишется
  • Тойота на английском языке как пишется
  • Толкование как пишется
  • Тоже самое что как пишется
  • Тойота или тайота как пишется правильно