Тональность до мажор как пишется

June 9 2017, 23:54

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Таблица обозначений тональностей

Таблица обозначений тональностей

до-бемоль мажор           Ces-dur           C-flat major       7 ♭
ля-бемоль минор as-moll A-flat minor 7 ♭
соль-бемоль мажор Ges-dur G-flat major 6 ♭
ми-бемоль минор es-moll E-flat minor 6 ♭
ре-бемоль мажор Des-dur D-flat major 5 ♭
си-бемоль минор b-moll B-flat minor 5 ♭
ля-бемоль мажор As-dur A-flat major 4 ♭
фа минор f-moll F minor 4 ♭
ми-бемоль мажор Es-dur E-flat major 3 ♭
до минор c-moll C minor 3 ♭
си-бемоль мажор B-dur B-flat major 2 ♭
соль минор g-moll G minor 2 ♭
фа мажор F-dur F major 1 ♭
ре минор d-moll D minor 1 ♭
до мажор C-dur C major нет
ля минор a-moll A minor нет
соль мажор G-dur G major 1 #
ми минор e-moll E minor   1 #
ре мажор D-dur D major 2 #
си минор h-moll B minor 2 #
ля мажор A-dur A major 3 #
фа-диез минор fis-moll F-sharp minor 3 #
ми мажор E-dur E major 4 #
до-диез минор cis-moll C-sharp minor   4 #
си мажор H-dur B major   5 #
соль-диез минор gis-moll G-sharp minor 5 #
фа-диез мажор Fis-dur F-sharp major   6 #
ре-диез минор dis-moll D-sharp minor   6 #
до-диез мажор Cis-dur C-sharp major   7 #
ля-диез минор ais-moll A-sharp minor   7 #

В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.

В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.

В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.

Таблица тональностей

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Мажорные тональности

До мажор — С-dur Фа мажор — F-dur
Ре мажор — D-dur Си бемоль мажор — B-dur
Ля мажор — A-dur Ми бемоль мажор — Es-dur
Ми мажор — E-dur Ля бемоль мажор — As-dur
Си мажор — H-dur Ре бемоль мажор — Des-dur
Фа# мажор — Fis-dur Соль бемоль мажор — Ges-dur
До# мажор — Cis-dur До бемоль мажор — Ces-dur
Соль мажор — G-dur

Минорные тональности

ля минор — a-moll соль минор — g-moll
си минор — h-moll до минор — c-moll
фа# минор — fis-moll фа минор — f-moll
до# минор — cis-moll си бемоль минор — b-moll
соль# минор — gis-moll ми бемоль минор — es-moll
ре# минор — dis-moll ля бемоль минор — as-moll
ля# минор — ais-moll ми минор — e-moll
ре минор — d-moll

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

Энгармонически равные мажорные тональности

Энгармонически равные минорные тональности:

Энгармонически равные минорные тональности

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • Основные балетные термины
  • Основные вокальные термины
  • Основные музыкальные понятия
  • Основные музыкальные термины
  • Таблица тональностей

Комментарии:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности — G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

Исправили, спасибо!

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

Добрый день,

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

Подскажите, пожалуйста.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила������������������������

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

Полезные консультации

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

Полезная информация

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор — 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю — может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор — 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) — они разные.

05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:

По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.

09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:

скажите строй А moll подходит для романтической музыки?

23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:

какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю

04.04.2020 в 17:52 илия высказался:

хорошая подсказка

07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:

Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор

05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:

всё что НЕ НАДО — есть ,а всё что НАДО — НЕТ !!!!

23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:

Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!

17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:

Мне очень понравелось.

Я ис Украини, Кучер Кишал Дмитревна»

Мне ооооооооочень понравилось. Иииии я певица, меня почти все знают. Мне 12 лет. Леси будут ошипки сори. Ви мне очень помогли с теорияи. Спасибо за понимание ))

19.07.2022 в 22:47 Наталия высказался:

Пожалуйста, подскажите.

Сколько тональностей может начинаться с одной ноты?

По моим размышлениям, одна нота может давать начало трём практически используемым тональностям.

Например:

До мажор

До минор

Си диез минор

Си диез мажор — не используется

Ре дубль бемоль мажор это до мажор

Ре дубль бемоль минор это до минор

14.09.2022 в 21:00 Арсений. высказался:

Мда…

Где таблица параллельных тональностей?

19.02.2023 в 11:34 Короче высказался:

Нужно Es-dur параллельную, одноименную, эргамоническую, ничего не нашла..и тут нет

Буквенное обозначение тональностей

Каждый
звук может обозначаться буквами
латинского алфавита:

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

Си

C

D

E

F

G

A

H

B

Мажор
обозначается – dur,
минор – moll

Приставка
–is
означает –

Приставка
–es
означает –

.

Например:
C
dur
– До мажор; Des
dur
– Ре

мажор; Fis
dur
– Фа

мажор.

В
краткой записи названия минорной
тональности обозначение тоники
обязательно с прописной буквы: ми минор
(e-
moll),
соль

минор (gis moll)
и т.д.; в мажорной – с заглавной буквы:
Ми мажор (E
dur),
Соль

мажор (Gis
dur)
и
т.д.

Исключение:
Es
dur
– Ми

мажор; As
dur
– Ля

мажор; B
dur
– Си

мажор.

Тональности
мажора и минора, имеющие одинаковую
тонику, называются одноименными.

Параллельные
тональности

– парные тональности мажора и минора,
имеющие идентичные ключевые знаки.
Тоника параллельного минора расположена
на полтора тона (на малую терцию) ниже
тоники мажора.

Ключевые
знаки параллельных тональностей

Знаки
альтерации

Параллельные
тональности

Порядок

появления
знаков

Количество
знаков при ключе

Мажорные
тональности

Минорные
тональности

0

До
мажор

C
dur

ля
минор

a
moll

1
:
фа

Соль
мажор

G
dur

ми
минор

e
moll

2
:
фа, до

Ре
мажор

D
dur

си
минор

h
moll

3
:
фа, до, соль

Ля
мажор

A
dur

фа

минор

fis-moll

4
:
фа, до, соль, ре

Ми
мажор

E
dur

до

минор

cis
moll

5
:
фа, до, соль, ре, ля

Си
мажор

H
dur

соль

минор

gis
moll

6
:
фа, до, соль, ре, ля, ми

Фа

мажор

Fis
dur

ре

минор

dis
moll

7
:
фа, до, соль, ре, ля, ми, си

До

мажор

Cis
dur

ля

минор

ais
moll

1
:
си

Фа
мажор

F
dur

ре
минор

d
moll

2
:
си, ми

Си

мажор

B
dur

соль
минор

g
moll

3
:
си, ми, ля

Ми

мажор

Es
dur

до
минор

c
moll

4
:
си, ми, ля, ре

Ля
-бемоль-мажор
As dur

фа
минор

f
moll

5
:
си, ми, ля, ре, соль

Ре

мажор

Des
dur

си

минор

b
moll

6
:
си, ми, ля, ре, соль, до

Соль

мажор

Ges
dur

ми

минор

es
moll

7
:
си, ми, ля, ре, соль, до, фа

До

мажор

Ces
dur

ля

минор

as
moll

Д/З:


Знать теорию;


уметь определять тональность детских
песен, строить мажорные и минорные
гаммы.

Литература:

  1. Осеннева
    М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального
    воспитания младших школьников. – М.:
    Академия, 2001. – 42-53.

  2. http://mussport.com/page.php?id=25
    — мажорная гамма

  3. http://gulzada.ucoz.com/blog/gamma_do_mazhor_tonalnost_lja_minor/2011-03-23-20

  4. http://musstudent.ru/biblio/92-detskaja-muzykalnaja-shkola/solfedzhio/e-myakotin-muzykalnaya-gramota/167-e-myakotin-muzykalnaya-gramota-parallelnye-tonalnosti.html

  5. http://www.studio.starport.ru/main/statyi/mt_9.php

Практическая
работа № 5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Меню

Здесь вы узнаете все ключевые знаки во всех тональностях. А сколько всего тональностей в музыке? Их всего 30, пятнадцать минорных и столько же мажорных. Две тональности без ключевых знаков, это До мажор и ля минор, остальные двадцать восемь тональностей со знаками.

Порядок диезов и бемолей

Диезные тональности: фа, до, соль, ре, ля, ми, си
Бемольные тональности: си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Знаки во всех тональностях

Достаточно запомнить порядок диезов в мажоре, в миноре порядок такой же, только в обратном порядке.

Знаки во всех тональностях

ТОНАЛЬНОСТЬ БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ – АНГЛИЙСКОЕ БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ – НЕМЕЦКОЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ
До мажор // ля минор C // Am C-dur // a-moll нет знаков  
ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Соль мажор // ми минор G // Em G-dur // e-moll 1 диез Фа
Ре мажор // си минор D // Hm D-dur // h-moll 2 диеза Фа, до
Ля мажор // фа-диез минор A // F#m A-dur // fis-moll 3 диеза Фа, до, соль
Ми мажор // до-диез минор E // C#m E-dur // cis-moll 4 диеза Фа, до, соль, ре
Си мажор // соль-диез минор H // G#m H-dur // gis-moll 5 диезов Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор // ре-диез минор F# // D#m Fis-dur // dis-moll 6 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор // ля-диез минор C# // A#m Cis-dur // ais-moll 7 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми, си
БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Фа мажор // ре минор F // Dm F-dur // d-moll 1 бемоль Си
Си-бемоль мажор // соль минор Hb // Gm B-dur // g-moll 2 бемоля Си, ми
Ми-бемоль мажор // до минор Eb // Cm Es-dur // c-moll 3 бемоля Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор // фа минор Ab // Fm As-dur // f-moll 4 бемоля Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор Db // Hbm Des-dur // b-moll 5 бемолей Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор Gb // Ebm Ges-dur // es-moll 6 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор Cb // Abm Ces-dur // as-moll 7 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Теперь вы знаете знаки во всех тональностях.

5 756

Редактор, корректор: Полина Полянская

Что поможет, если хочется исполнить музыку выше или ниже оригинала?

В предыдущей главе мы изучили мажорный лад. В примерах предыдущей статьи самая низкая нота — «до». Она является тоникой, от неё были построены все остальные ноты мажорного лада. На самом деле, для мажорного лада абсолютно неважно, какую ноту Вы возьмёте за основу (какая нота станет тоникой). Главное — сохранить правильные интервалы между ступенями (они также описаны в предыдущей главе). В качестве примера построим мажорный лад от ноты «соль».

Тональность Соль-мажор

Рисунок 1. Мажорный лад от ноты «соль»

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы были вынуждены использовать ноту фа-диез (последняя на рисунке), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Тональность

В нашем примере мы взяли за основу (тонику) ноту «соль». Можно сказать, что наш лад находится на высоте ноты «соль». Именно высоту лада и называют словом «тональность». Название тональности состоит из двух слов: тоника + лад. Тоникой у нас является нота «соль», а лад — мажор. Итак, наша тональность называется «Соль мажор». В предыдущей статье мы строили мажорный лад от ноты «до», значит мы использовали тональность «До мажор».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Фрагмент

Рисунок 2. «Песня друзей» в тональности До мажор

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Фрагмент

Рисунок 3. «Песня друзей» в тональности Соль мажор

Вы видите, в Соль мажоре мелодия выше, чем в До мажоре, хотя мотив остался прежним.

Мажорные тональности

Что такое «тональность», мы уже разобрались. Мажорной тональностью назовём тот лад, между ступенями которого соблюдены интервалы мажорного лада.

Мы только что рассмотрели тональности C-dur и G-dur. Эти тональности мы строили от нот «до» и «соль». Они были тониками. Важно понимать, что тоникой мажорной тональности может выступать абсолютно любая нота: как основная, так и производная. Т.е. мы можем построить мажорный лад, например, от ступени «ре-диез». В этом случае наша тональность будет называться «Ре-диез-мажор», или по буквенной системе «D#-dur».

Виды мажорных тональностей

Вы, конечно, обратили внимание, что в тональности G-maj мы вместо ноты «фа» используем ноту «фа-диез». Т.е. эта тональность использует повышенную ступень. В зависимости от выбранной тоники, мажорные тональности могут использовать различное количество производных ступеней — как повышенных (наш случай с G-maj), так и пониженных (попробуйте сами построить мажорный лад от ноты «фа»). В зависимости от используемых знаков альтерации, мажорные тональности делятся на диезные и бемольные. Единственная мажорная тональность C-dur не использует знаков альтерации, поэтому она не относится ни к диезным, ни к бемольным.

Среди мажорных тональностей существует 7 диезных тональностей (G, D, A, E, B, F#, C#) и 7 бемольных тональностей (F, Bb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb). Знаки альтерации тональностей пишут при ключе (сразу после ключа). Мы помним, что действие знака альтерации, написанного при ключе, распространяется на всё произведение (если, конечно, тональность произведения неизменна — мы будем изучать это дальше), поэтому каждый раз писать знак диеза или бемоля нет необходимости. Это упрощает и запись мелодии, и чтение.

Родственные тональности

Тональности, которые отличаются друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными. В наших примерах этой статьи мы использовали родственные тональности: C-dur и G-dur.


Итоги

Мы разобрались с мажорными тональностями. Это важная тема и для понимания достаточно несложная. Надеемся, что вам всё понятно.

ТОНАЛЬНОСТЬ БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ — АНГЛИЙСКОЕ БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ — НЕМЕЦКОЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ
До мажор // ля минор C // Am C-dur // a-moll нет знаков  
ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Соль мажор // ми минор G // Em G-dur // e-moll 1 диез Фа
Ре мажор // си минор D // Hm D-dur // h-moll 2 диеза Фа, до
Ля мажор // фа-диез минор A // F#m A-dur // fis-moll 3 диеза Фа, до, соль
Ми мажор // до-диез минор E // C#m E-dur // cis-moll 4 диеза Фа, до, соль, ре
Си мажор // соль-диез минор H // G#m H-dur // gis-moll 5 диезов Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор // ре-диез минор F# // D#m Fis-dur // dis-moll 6 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор // ля-диез минор C# // A#m Cis-dur // ais-moll 7 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми, си
БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Фа мажор // ре минор F // Dm F-dur // d-moll 1 бемоль Си
Си-бемоль мажор // соль минор Hb // Gm B-dur // g-moll 2 бемоля Си, ми
Ми-бемоль мажор // до минор Eb // Cm Es-dur // c-moll 3 бемоля Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор // фа минор Ab // Fm As-dur // f-moll 4 бемоля Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор Db // Hbm Des-dur // b-moll 5 бемолей Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор Gb // Ebm Ges-dur // es-moll 6 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор Cb // Abm Ces-dur // as-moll 7 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

  • Звукоряд, лад, тоника
  • Гамма, тональность
  • Параллельные и одноименные тональности
  • Энгармонизм тональностей
  • Таблица тональностей
  • Зачем нужны тональности
  • Количество тональностей
  • Порядок диезов и бемолей

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Tyagotenie stupenejНеустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Завершенная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

formula gammy mazhor

А вот формула для минора:

formula gammy minor

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

gamma Do mazhor gamma La minor

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

gamma Sol mazhor

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

gamma Mi minor

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

stupeni v gamme do mazhor

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

stupeni v gamme La minor

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

stupeni v gamme do mazhor

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Do La na notnom stane

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

La Do na notnom stane

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании нот. Например, нота Ми бемоль звучит так же, как нота Ре диез. Эти ноты пишут на разных линейках, с разными знаками альтерации. Но по факту за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего               

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве, то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

znaki v tonal'nostyah tablica

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

raspolozhenie diezov na notnom stane raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

raspolozhenie bemolej na notnom stane raspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей».

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тональником как пишется
  • Тон оф войс как написать
  • Тому что как пишется где запятая
  • Тому подобное сокращенно как пишется
  • Тому не исключение как пишется