Три инсайта как написать

3 инсайта, которые расширят ваш разум

«Ваши предубеждения – это ваши окна в мир. Протирайте их время от времени, иначе свету не пройти через них.» © Айзек Азимов

Есть определенные моменты в жизни, которые способны изменить нас позитивным образом. Это те моменты, когда в нашем сознании зарождается некое понимание, которое даёт большой сдвиг в нашем сознании, заставляя увидеть реальность с совершенно другой точки зрения. Это моменты, которые помогают нам вырасти из нашей боли и созерцать улучшенную версию самих себя.

На протяжении всей жизни мы собираем по крупицам нашу мудрость, ниже 3 инсайта, которые могут помочь вам жить более мирной и радостной жизнью:

1. Боль – это «звоночек»

Для большинства людей боль – самый страшный враг. Поэтому, когда они испытывают боль, они стараются изо всех сил бороться с ней или убегают от неё, будто она злой монстр, который пришел за ними. На самом же деле, если мы уделяем ей пристальное внимание и понимаем, почему она возникла, боль существует для нашего блага.

Боль напоминает нам, что в нашей жизни что-то не так и что мы должны принять меры, чтобы исправить это недоразумение. Боль побуждает нас изменить образ жизни, чтобы больше не чувствовать её. И пока мы подавляем боль или пренебрегаем ей, нам от неё не освободиться.

К сожалению, большинство из нас пытается заставить замолчать нашу боль, используя методы быстрого действия. Мы принимаем дорогостоящие лекарства, предаемся ментальным наркотикам и алкоголю, мы часами путешествуем по интернету, бесцельно щелкая здесь и там, или бездумно смотрим телевизор, отчаянно пытаясь забыть о боли. Но сколько бы мы ни старались, она всегда с нами, пусть и скрытая, но живая. Ждет подходящего момента, чтобы снова появиться в нашем сознании.

Если мы действительно хотим преодолеть боль, нам сначала нужно понять, что это такое и откуда оно взялось. Затем нужно устранить коренные причины, а не пытаться избегать её или лечить симптомы.

3 инсайта, которые расширят ваш разум

2. Истинная любовь не может принести боль

Когда люди любят, они, как правило, ставят определенные условия своей любви. Когда условия не выполняются, появляется боль и чувство разочарования. В дальнейшем они воспринимают любовь как нечто болезненное, чего стоит избегать и чему нельзя доверять.

Истинная же любовь не терпит никаких условий. Она дарится каждому, не требуя ничего взамен. Так что даже если любовь не взаимна, это не имеет значения для человека, который действительно любит. Он или она продолжает любить. И это единственное, что имеет значение для него или её.

Точно так же, как солнце дарит свет, лучи которого падают на каждого без различия, так и любящий человек излучает любовь. И тот, кто соприкасается с ним, может испытать эту энергию, исходящую от его сердца.

3 инсайта, которые расширят ваш разум

3. Злых людей не бывает

Когда, например, человек совершает акт насилия над другим, бы сразу называем его «злым», основываясь лишь на нашем неодобрении его или её поведения. Но что, если этот человек живет в суровых условиях стыда и угнетения и реагирует таким образом из-за этого так же, как отреагировали ы и мы, находясь на его месте?

Нет живого человека, который был бы плохим. Люди могут вести себя аномальным для нас образом, как в упомянутом примере, из-за многочисленных причин. И не исследуя, почему они так себя ведут, мы не сможем понять их. По сути, это искажает наше восприятие и создает психологический барьер между нами.

Когда мы судим людей, мы в основном проецируем на них образ, который имеет мало общего с тем, кто они есть на самом деле. И эта проекция обусловлена нашими психическим состоянием и восприятием мира. Чтобы лучше понять их, мы должны отказаться от наших предрассудков и честно взглянуть на жизненные обстоятельства, которые заставляют их думать и вести себя определенным образом. Поступая таким образом, мы сможем увидеть вещи с их точки зрения. Возможно, это пробудит наше сочувствие к ним, что, в свою очередь, позволит относиться к ним с большим состраданием.

Когда Новый год закончился, самое время задуматься о контенте на будущий год. Чтобы планирование не превратилось в мучительные попытки придумать «О чем бы еще таком написать», собрали 3 небанальных техники, которые помогут копирайтерам, SMM-щикам и маркетологам находить самые классные темы.

Внутри все как мы любим: подробные разборы, примеры, таблички, котики. В конце — бонус-подход.

Пробуйте разные форматы контента

Самый простой способ разнообразить контент — поменять формат. Например, на основе одной статьи из блога можно сделать пост в Телеграм, ролик на YouTube или записать подкаст. Тем более исследования показывают, что 96% пользователей в поисках дополнительной информации о продукте обращаются именно к видеоформату.

Также хорошо другие форматы работают и для текстов. Продуктовые обзоры, списки, подборки, чек-листы, лонгриды, гайды, инструкции — фантазия автора здесь ограничивается разве что функциональностью продукта.

Как это все работает. Допустим, вам нужно написать Х статей в блог для производителя корма для котиков. Можно удариться в продуктовщину и бесконечно расписывать все прелести корма именно этой марки, а можно пожалеть читателей и использовать другие, более полезные форматы. Например:

Форматы можно миксовать бесконечно в зависимости от того, как можно использовать продукт и какие потребности есть у вашей целевой аудитории

Сейчас где-то грустно вздохнул один копирайтер: «Мне этих форматов хватит разве что на месяц. А дальше что делать?». А дальше мы будем углубляться в темы

Ищите темы за рамками продукта

На первых порах у компании даже может не возникнуть вопроса «о чем писать» — понятно, что о конкретном продукте или услуге. Как его использовать, выбирать, готовить, из чего он делается, какая у него история и так далее. Но даже у самого матерого автора идеи однажды иссякнут — а статьи выкладывать нужно.

Чтобы такого не случилось, стоит абстрагироваться от самого продукта и искать темы вокруг него. Сделать это можно несколькими способами.

То есть буквально разобрать продукт по частям. Это можно сравнить с макро-съемкой: вы приближаете «камеру» к продукту и смотрите, из чего он состоит, и что интересного про это можно написать.

Например, если у вас блог про производство окон, то в него так же органично впишутся тексты про ручки, замки, крепления, материал, из которого эти окна сделаны и так далее.

Если в первом случае мы приближались, то теперь, наоборот, отдаляемся, и смотрим на окружение продукта в целом. В случае с теми же окнами, можно написать про разные стили в оформлении окон, про то, как и на каком этапе ремонта их лучше установить — да хоть про знаковые окна в искусстве.

На этом этапе стоит оглянуться вокруг и поискать что-то, с чем может ассоциироваться ваш продукт или на что он похож. Например, в блог про окна можно добавить чек-лист по выбору штор, обзор на устройство подоконников или инструкцию с расчетом дополнительного отопления и освещения в зависимости от окон в комнате.

Как это все работает. У нас получилось сразу несколько векторов движения, в которых можно легко запутаться и потерять что-нибудь важное. Поэтому, чтобы такого не случилось, нарисуем матрицу тем для нашего производителя кошачьего корма.

Такая игра «в ассоциации» помогает сходу найти десяток, а то и сотню новых тем для статей. Главное в этих поисках — соблюдать баланс и не уйти совсем в абстракцию, иначе клиенты забудут, зачем вообще зашли к вам на сайт

Необходимый фактор при создании контента — учесть «боли» вашей целевой аудитории на разных этапах CJM. Это поможет не только увеличить шанс на попадание в потенциального покупателя через поисковики, но и грамотно настроить таргет на статью или пост.

На практике это означает, что угол обзора и «продуктовость» текста будет меняться в зависимости от того, как далеко читатель находится от покупки. Условно, путь читателя будет выглядеть так:

  1. Осознание потребности
  2. Поиск решения
  3. Изучение предложений
  4. Покупка
  5. Постоянный покупатель
  6. Адвокат бренда

Если читатель уже готов купить ваш продукт, то его ни к чему грузить обзорами и сравнениями — достаточно дать инструкцию по оформлению заказа. А если он не слышал о продукте и даже не собирался его покупать, то его стоит сначала заинтересовать, а уже потом побуждать к продаже.

Как это все работает. Вернемся к нашим котикам и попробуем представить путь потенциального покупателя корма по контрольным точками. На каждой точке у читателя свои интересы и потребности, и наша задача — максимально в них попасть.

Стоит помнить, что читатель не всегда идет к покупке линейно: иногда он может перескочить с потребности сразу на покупку, а иногда, изучив десяток статей и отзывов, все бросить. Чем больше разнообразного и небанального контента от вас он будет видеть — тем больше шансов завоевать его доверие.

Если вам кажется, что идеи для блога уже иссякли и писать больше не о чем, попробуйте контент-матрицу, которую мы используем в своих проектах. Подробнее о ней мы рассказывали в статье на vc.ru.

Ну, а если самому генерировать темы совсем не хочется, этим можем заняться и мы.

Подробнее об услуге

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Как рассказать об услугах, если у вас «сложный» бизнес

Рассказываем, как написать так, чтобы ваша аудитория точно поняла, чем вы занимаетесь и выбрала именно вашу компанию.

Хотите купить рекламу у блогеров, но у вас много вопросов? PR-менеджер рассказывает, сколько стоит один пост и как договориться на бесплатное размещение.

Как работать с блогерами: ответы на 10 вопросов

Рассказываем про ошибки, которые можно встретить практически на каждом сайте компании.

5 ошибок в дизайне сайта, которые лучше исправить

Как рассказать об услугах, если у вас «сложный» бизнес

Рассказываем, как написать так, чтобы ваша аудитория точно поняла, чем вы занимаетесь и выбрала именно вашу компанию.

Хотите купить рекламу у блогеров, но у вас много вопросов? PR-менеджер рассказывает, сколько стоит один пост и как договориться на бесплатное размещение.

Как работать с блогерами: ответы на 10 вопросов

Рассказываем про ошибки, которые можно встретить практически на каждом сайте компании.

5 ошибок в дизайне сайта, которые лучше исправить

Казань, ул. Профсоюзная, 34

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

© 2017—2023 «Хорошая история» коммуникационное бюро

Что такое инсайт?

Инсайт (от англ. «insight» означает «озарение») — это спонтанное и не имеющее ничего общего с прошлым опытом человека решение, помогающее ему осмыслить и разрешить конкретную проблему. Данный термин активно используется в психоаналитике, психологии и психиатрии, описывая сложный по составу интеллектуальный феномен, помогающий человеку внезапно и абсолютно неожиданно, часто с помощью интуиции, решить даже очень трудную задачу.

В психологии первым указанный термин стал применять в середине 20-ых гг. 20 века психолог Вольфганг Келер. В те годы он ставил опыты с участием человекообразных обезьян, предлагая им разрешить несколько достаточно сложных (для животных) задач. Во время проведения опытов Келер обратил внимание на одну интересную закономерность — после нескольких неудач при решении поставленной задачи обезьяны прекращали активность, начиная просто рассматривать предметы вокруг, а вскоре достаточно быстро находили правильный выход из сложившейся ситуации.

Затем термин «инсайт» использовали К. Дункер и М. Вертгеймер, подразумевая под ним свойство человеческого разума, помогающее индивидууму умозрительно постигать целое и таким образом находить правильные решения даже в тяжелых ситуациях. Помимо этого, данное определение применяется психологами, описывающими обстоятельства, при которых людям удается достичь озарения, формирующего не только определенный образ в их сознании, но и различные ощущения, связанные с определенными воспоминаниями.

Примеры инсайтов

В качестве примера инсайта так же можно привести ситуацию, в которой побывали многие из нас. Во время учебы в университете часто приходилось искать решения непростых задач, на что уходило большое количество времени. И бывало так, что ключ к разгадке задачи приходил вовсе не в процессе решения, а уже позднее, когда мозг переключался на иной вид деятельности. Такое озарение, приходящее позднее, когда уже отвлекаешься от задачи и занимаешься чем-то другим — это и есть настоящий инсайт.

Так же инсайты часто встречаются в сфере бизнеса. Иногда руководителям приходится придумывать способы решения проблем, мешающих продвижению бизнеса. Однако далеко не всегда решение проблемы приходит тогда, когда ломаешь голову над его поиском. Это может произойти и позднее — во время вечерней прогулки или утренней пробежки, когда креативное мышление находится на пике.

Кроме того, история знает немало фактов, когда к известным ученым, например, к Ньютону и Менделееву, озарения приходили спонтанно, а то и вовсе во сне, и данные озарения вполне можно отнести к инсайтам. Все дело в особенностях нашего мозга, который, задавшись решением определенного вопроса, уже не может успокоиться, продолжая бессознательно искать ответы даже тогда, когда сам человек об этом не подозревает. По этой причине некоторые психологи связывают инсайт с интуицией и способами неосознанного поиска решений, ведь часто ясное и верное решение наболевшего вопроса приходит к человеку тогда, когда он о нем совсем не думает.

История появления термина

Французский математик А. Пуанкаре стал первым ученым, использовавшим в научной сфере термин «инсайт» — этим понятием в 1910 г. он обозначил внезапное озарение после долгой работы. А в психологии слово «инсайт» впервые употребил в 1920-ых гг. уже упомянутый нами выше Вольфганг Келер, один из отцов гештальтпсихологии. Постепенно инсайт стал краеугольным камнем всей гештальтпсихологии, его важнейшим и основополагающим понятием.

В основу теории об инсайте легли выводы, сделанные Келером при проведении им опытов с человекообразными приматами, которым требовалось догадаться применить палку для того, чтобы достать высоко подвешенную еду. Момент выхода из сложной ситуации, когда обезьяне приходила в голову идея сбить еду находящейся рядом с ней палкой, Келер назвал эффектом «ага-реакции». Поначалу его научные изыскания подверглись резкой критике, но со временем сделанные Келером выводы получили дальнейшее развитие в работах других ученых.

Причины возникновения инсайта

Советский психолог Я. Пономарев считал человеческое мышление своеобразным сплавом интуиции и логики, которые, по его мнению, поочередно играют ведущую роль в мыслительной деятельности людей. Процесс запуска интуиции тесно связан с постановкой перед человеком определенной задачи, при этом интуитивный поиск решения этой задачи происходит уже за гранью сознания. А вот неожиданное (только на первый взгляд) решение находится уже в плоскости сознания, являясь инсайтом. В дальнейшем найденное решение логически обосновывается и становится алгоритмом, позволяющим человеку успешно разрешать подобные проблемы в дальнейшем.

Запуск интуитивных процессов при решении новых сложных задач связан с отсутствием у конкретных индивидуумов необходимых логических знаний, которые позволили бы им быстро разрешить возникшую проблему. В результате поиск решения постепенно переходит в недостаточно пока исследованную сферу бессознательного, выпадая из сознания человека, которому полезно будет на некоторое время отвлечься от решения наболевшей задачи. А затем, в момент отдыха или сна, уже готовая информация в виде инсайта придет к нему из глубин бессознательного, после чего полученный на уровне интуиции и обоснованный логически ответ получит право на жизнь.

Следовательно, поиск инсайта потребует от человека временного отвлечения от стоящего перед ним вопроса. Кроме того, достижению озарения способствуют медитации и любые монотонные действия, к примеру, чтение любимой книги, прогулка по парку или поезда на автомобиле.

Применение инсайтов на практике

В наши дни инсайты широко применяются в практической психологии, многие специалисты активно используют прием, призванный вызвать озарение, в своей повседневной деятельности. Для этого психолог накапливает необходимые сведения о клиенте, задавая ему ряд взаимосвязанных вопросов, и тем самым подталкивая клиента к выходу из сложившейся в его жизни сложной ситуации. Эта методика очень действенна, хоть и требует немалых временных и эмоциональных затрат, как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Также описываемый феномен часто используют при проведении психологических тренингов, включая и групповые занятия, связанные с получением группой коллективного задания.

Еще одной сферой применения инсайта является психоанализ. Традиционно в психоанализе выделяют две разновидности озарения — интеллектуальное озарение и эмоциональное прозрение.

Под интеллектуальным озарением понимается способность человека верно оценить собственное поведение в конкретной обстановке, сделать нужные выводы и правильно отреагировать на происходящие вокруг него события. Обычно специалисты относят данный психологический феномен к одному из защитных механизмов личности, поскольку благодаря нему индивидуум получает возможность взять под свой контроль любые вызывающие у него опасения стороны собственной индивидуальности.

А эмоциональным прозрением психологи называют способность личности чувствовать и осмыслять не только различные проявления, но и саму суть бессознательного. В отличие от интеллектуального озарения, прозрение эмоционального характера может рассматриваться как вполне логичное доказательство способности людей проникать в сферу собственного бессознательного.

Несмотря на то, что основатель психоанализа З. Фрейд не использовал данный термин в своих трудах, в современном психоанализе инсайт применяется в качестве терапевтического средства, призванного, чаще всего, решить определенную проблему клиента. С этой целью многие психоаналитики работают над получением конкретным клиентом конкретного, необходимого именно ему, инсайта.

Практическое использование инсайта основано на предоставляемом им мощном психологическом напряжении, способном видоизменить внутренний мир человека, тем самым спровоцировав позитивную трансформацию его личности в целом. Благодаря инсайту индивидуум сможет не только лучше понять свои чувства и устремления, но и научится управлять ими, параллельно преобразовывая собственное поведение и приобретая способности нестандартно реагировать в различных сложных жизненных ситуациях.

Вывод

Таким образом, важнейшим условием достижения инсайта является уровень развития человека, а потому его стоит постоянно повышать — получать новые знания, делать выводы из собственного опыта, развиваться и самосовершенствоваться. И тогда ваше бессознательное сможет предоставить вам нужные ответы на самые сложные вопросы.

Обновлено: 1 ноября 2022

Привет, дорогие друзья! На связи Людмила.

Все мы в жизни совершаем какие-то открытия: начиная с игрушек в младенческом возрасте (о чудо, они могут двигаться!), заканчивая какими-то новейшими технологиями. Иногда эти открытия нас приятно радуют: кому же не понравится зарабатывать деньжища на акциях?! Но иногда становится не по себе, когда друг оказался предателем, а надежда на что-то рухнула.

Сегодня простыми словами объясню, что такое инсайт, как он проявляется и что дает человеку.

Оглавление

  • Определение
  • Почему он возникает
  • Виды инсайтов в психологии
  • Ведет ли инсайт к удовольствию
  • Ошибки инсайта
  • В каких отраслях используется
  • Примеры инсайтов и применение в жизни
  • Можно ли простимулировать инсайты
  • Заключение

Определение

Инсайт в переводе с англ. означает “проницательность, озарение”. Это спонтанное решение человека, какая-то мысль, которая помогает по-другому взглянуть на проблему. Это интеллектуальное действие, которое предполагает внезапный прорыв, озарение, неожиданное решение.

Интересно, что часто такие озарения не поддаются какому-то логическому объяснению. Они возникают на основе интуиции человека, которая обладает некоторым опытом и знаниями.

Когда осознается что-то новое, человек восторженно заявляет: “Это же про меня”, “О, это то, что мне нужно”. На уровне психики этот процесс появляется в результате работы подсознания и интеллектуальной сферы.

Первым, кто начал применять этот термин, стал Вольфганг Келер в начале XX века в ходе опытов над обезьянами. После него исследовать этот процесс начали К. Дункер и М. Вертгеймер. Они заявили, что инсайт – это возможность человека в результате мыслительных операций и работы эмоций найти правильное решение сложной ситуации.

То есть в этом термине объединяется работа двух психологических сфер человека – когнитивной и эмоциональной.

Почему он возникает

Мы увидели, что в процессе озарения активно работает мышление и эмоции. Но как понять, откуда именно стартует этот непонятный инсайт?

На первый взгляд кажется, что озарение невозможно спрогнозировать, оно неуловимо и его нельзя проанализировать. Но плох тот психолог, который не подведет к инсайту и не просчитает его! Посмотрим на этот процесс с точки зрения науки.

Один известный математик Анри Пуанкаре заметил, что у озарения есть 4 этапа:

  1. Подготовка. Человек изучает вопрос, ищет как можно больше информации по теме, пытается найти решение уже проверенными способами, но не находит их. В это время подключается его бессознательное. Оно как бы получает запрос на обработку информации.
  2. Отвлечение. Когда попытки оказываются безрезультатными, человек переключается на другую тему, отдыхает от активного мыслительного процесса. Но бессознательное уже запрос получило и продолжает трудиться над вопросом.
  3. Инсайт. Бессознательное человека находит новое нестандартное решение, передает его сознанию, человек получает озарение. Почему? Да потому что с виду человек уже занялся другими делами. И тут внезапно его посещает гениальная идея. На самом деле он переключился внешне, а мозг продолжал поиски.
  4. Проверка. И тут уже сознание тестирует это неожиданное, неформатное решение. Происходит оценка его правильности, достоверности, проверка на вшивость с точки зрения опыта и знаний человека.

Виды инсайтов в психологии

Любому более-менее связанному с психологией человеку известно, что инсайт – это двигатель для изменений. Поэтому именно психология изучает озарение больше других наук.

И вот что нам поведали исследователи: инсайт у человека бывает двух типов. Сейчас мы с вами их рассмотрим:

  1. Интеллектуальный. Человек отдает себе отчет в своем поведении, анализирует его, видит связь между раздражителями и своими реакциями. Например, логично, что сороконожка на кровати вызовет у него отвращение и желание от нее избавиться. Такой инсайт может показаться окружающим неприемлемым, они могут осудить подобное поведение. Этот вид инсайта находится в сфере контроля человека.
  2. Эмоциональный. Появляется какое-то новое или давно забытое старое ощущение, которое помогает человеку понять себя, глубины своей психики. Здесь к интеллектуальным операциям присоединяются эмоции. Личность начинает понимать себя, принимать со всеми “тараканами” и раньше отвергаемыми, отрицаемыми сторонами.

Эмоциональный инсайт встречается довольно часто у тех, кто работает над собой и пытается совершенствоваться. А это как раз то, чем мы занимаемся на этом блоге!

Например, вы заметили, что ничего не успеваете. Прочитали статью про прокрастинацию и поняли, что таки хотите изменить свою жизнь к лучшему и стать счастливее. И у вас инсайт: нужно привыкать делать дела поэтапно, но приступать к этому сразу! Вы признали, что есть такая проблема, и бессознательное уже нашло выход – разбивать дело на этапы и начинать их выполнять не отходя от кассы.

Вот и инсайт, вот и изменения, вот и качественно новая жизнь.

Ведет ли инсайт к удовольствию

Как известно, незавершенное действие (по-другому гештальт) не дает человеку жить свободно и спокойно. Психика сама “просит”, мол, закончи ремонт, доделай проект, распланируй инвестиции. И живет человек с таким внутренним дисбалансом, и мучается душой.

И тут на помощь приходит то самое озарение! Оно озаряет сознание готовым решением, повышает настроение и приводит к ощущению гармонии в жизни. Поэтому, друзья дорогие, относитесь к инсайтам как к помощникам и дарителям удовольствия!

Ошибки инсайта

Но в этой своей эмоциональной эйфории не забывайте, что вы человек, а не Всевышний. И вы можете ошибаться. Полностью полагаться на озарения, приходящие к вам в голову, не стоит. Сейчас объясню почему.

Я, например, склонна зацикливаться на какой-то проблеме, могу целый день размышлять о ней в поисках света в конце тоннеля. Не могу сказать, что это плохо, иногда очень даже хорошо. Но! Такое зацикливание таит в себе опасность: постоянный поиск решения не дает психике спокойно разобраться в проблеме и обработать информацию, истощает ее.

В итоге человек со своей истощенной психикой цепляется за любое решение, которое приходит к нему в голову. А все потому, что уже устал от неопределенности и сам себя загнал в истощение. Психика молит о пощаде и “посылает” хоть какое-то более-менее адекватное решение.

Вот вам первая ошибка – вынужденный инсайт.

Еще бывают случаи чрезмерного ожидания. Когда решаются какие-то важные вопросы, и человек настолько ждет этого решения, что прыгает в омут с головой при первой же возникшей мысли.

Ярким примером такой ошибки является женщина бальзаковского возраста, которая мечтает выйти замуж и кидается на первого попавшегося мужчину, более-менее подходящего под ее критерии. Это ожидаемый инсайт. Она не хочет разбираться с его жизненной позицией, его привычками и заработком, его генетикой и воспитанностью. Твердит себе: “Это он!” А потом в подушку плачет, потому что “поматросил и бросил”.

Вот вам вторая ошибка – ожидаемый инсайт.

В каких отраслях используется

Озарение – процесс интеллекта и эмоций. Мы это с вами уже обсуждали. Поэтому оно происходит во многих областях жизни человека и отраслях тоже. Чаще всего оно бывает в творческих профессиях, но и в других проявляется.

В психологии инсайты – гости частые. Без них человек не развивается. Как еще можно познавать себя, достигать чего-то? Инсайт дает начало качественно другой личности, но за ним должно следовать действие. Например, человек осознал, что он опаздывает из-за позднего пробуждения. И после этого озарения он должен как минимум заводить будильник на более ранний подъем.

В маркетинге построено целое направление на основе неожиданного решения. Собственно, все спонтанные решения покупок основаны на этом процессе. Даже есть название “потребительский инсайт”. И он сейчас процветает! Именно он двигает весь огромный пласт рекламы.

В этой сфере важно понять, в чем состоят мотивы приобретений личности, и сыграть на этом. Например, среднестатистический покупатель всегда мечтает о повышении своего статуса, уважении окружающих. С самооценкой нелады. Но когда он заявляет, что хочет купить крутые смарт-часы из-за удобства, то пытается убедить сам себя и окружающих в своих самых бескорыстных намерениях.

И что мы видим: в этой ситуации борются два мотива – истинный и формальный. Так опытные маркетологи действуют на потребительский инсайт и неосознаваемые мотивы. В рекламе показываются преимущества этого товара, но и отражаются элементы статусности и успешности.

Инсайт в маркетинге

Инсайт в маркетинге – это элементы успешности

И здесь есть даже правила формирования потребительского инсайта. Опишу их вкратце:

  • реклама соответствует мечте покупателя;
  • отражает в себе ключевую выгоду;
  • акцент не на мыслях, а на чувствах;
  • речь о вечном, что во все времена волновало и волнует человека.

Весь маркетинг направлен на ключевую фразу озарения потребителя: “О, как я раньше жил без этого? Это мне очень нужно!”

Очень часто внезапное озарение происходит в науке. Вспомним, например, Ньютона, Менделеева или других ученых. Они голову ломали над проблемой, а потом с помощью этого процесса находили верные решения. Очень хорошо этот внезапный процесс охарактеризовал Архимед, воскликнув известную на все века фразу: “Эврика!”

Очень много исследовательских, пытливых мыслей ученых заканчивались такой “эврикой”. Благодаря этим открытиям мы сейчас ездим на машине, пользуемся электричеством, бытовыми приборами и прочими благами цивилизации.

Примеры инсайтов и применение в жизни

Примеров “эврики” в жизни много. Наверное, я буду права, если скажу, что вы тоже испытывали озарение, в результате которого чего-то достигали или что-то решали.

В бизнесе каждый человек начинал с инсайта. Во-первых, нужно было решить, чем заниматься. Во-вторых, уладить каким-то чудесным способом все трудности и “поставить дело на рельсы”. Это все интеллектуальный и эмоциональный труд. Тут на помощь приходит критическое мышление, подталкивающее к правильному решению. Инсайт может нагрянуть на утренней пробежке или во время холодного душа.

Например, захотел Миша стать финансово независимым, начать свой бизнес. Прочитал много книг по теме, обрадовался, что смог найти цель и смысл в жизни, когда ничего не хотелось. Но решения нет. С чего стартовать – неизвестно. Он плюнул на все! И на предпоследние деньги уехал отдыхать…

И тут – ЭВРИКА! На отдыхе увидел, как зарабатывают люди, сдавая в аренду шезлонги, полотенца и т. п. И решил он сдавать в аренду нужные простым потребителям вещи, например, машину почасово. Много не заработал, но хорошо стартанул: словил инсайт и начал действовать.

Еще один пример озарения из практики: на консультации мама, у которой мальчик пяти лет орет на всех чужих, проявляет агрессию и бьет маму. И она думает, что садик виноват, муж неадекватен, все вокруг нее плохие. Но психотерапевтическая беседа привела к тому, что он копирует маму в приступах гнева, когда ее цепляют за живое. И стоит чужим детям забрать что-то личное у мальчика, вуаля, реакция не заставляет себя ждать.

Вот такие инсайты жизни встречаются каждый день. У некоторых путь от вопроса к подсознанию до готового решения занимает дни, недели, даже месяцы. К некоторым “просветление” приходит быстро.

Можно ли простимулировать инсайты

Никто с точностью не может сказать, когда вас настигнет очередная внезапная догадка. Потому что она, как творческий процесс, непостоянна. Ее невозможно измерить линейкой, запланировать.

Но! В нашей жизни продолжают действовать физические законы. И творческие люди научились немного влиять на появление инсайтов, стимулировать “приход” нестандартных решений путем следования некоторым правилам.

Итак, чтобы словить инсайт, необходимо придерживаться 3 пунктов:

  1. Инсайт появляется на основе конкретной информации. Это значит, если хотите увеличить свой доход, то нужно хотя бы прочитать книги по финансовой грамотности. Здесь важно обучение.
  2. Для прихода озарения важно давать мозгу паузы. Отвлекайтесь, расслабляйтесь, давайте сознанию восстанавливаться. Оно не станет истощенным, а в голову будут приходить более адекватные мысли.
  3. Инсайты любят тишину и монотонность. Они приходят при монотонной работе, играх, занятиях, при выполнении рутинных и скучных заданий. Например, чтобы написать диссертацию, мой преподаватель раскладывал пасьянс. И мысли отличные в голову приходили!

А чтобы поверить в свои силы и найти ресурсы для счастливой и гармоничной жизни, советую пройти обучение у специалистов.

Восстановление сил и ресурсов – онлайн-курс от Викиум, на котором вы научитесь специальным техникам, которые помогут увидеть внутренние резервы.

Вы сможете:

  1. Определять, в ресурсном вы состоянии или нет.
  2. Разбираться с эмоциями и окружением, которые съедают больше всего энергии.
  3. Активировать внутренние резервы организма.
  4. Быстро расслабляться и восстанавливать жизненные силы.
  5. Освоить инструменты для поиска и устранения мышечных зажимов в теле.
  6. Получить сбалансированные отношения с окружающими людьми.
  7. Приобрести нескончаемый поток энергии, сил для достижений и радости.
  8. Освоить техники работы с установками и стереотипами, которые забирают вашу энергию.

Курс ведет Юлия Нечаева – клинический психолог.

Обучение состоит из 12 уроков, 15 тестов для усвоения и закрепления материала, 4 специальных техник.

Стоимость: от 3 490 до 9 990 рублей, в зависимости от тарифа.

На блоге есть подробный обзор платформы Викиум (с промокодом на скидку).

Заключение

Психика человека – неизведанная пропасть. Она полна парадоксов. Инсайт тоже может быть парадоксальным, но действенным и правильным при этом. Чтобы что-то решить, иногда нужно отпустить ситуацию. Парадокс, не правда ли?

Но вот часто так бывает, что мы о чем-то размышляем, переживаем, выдумываем, как сделать лучше. А нужно-то всего лишь отвлечься, переключиться с этой темы, как решение придет!

Не забывайте про ошибки и условия стимуляции инсайта. Это реально работает! Лучше оторвитесь по полной, если не знаете, где работать, куда поступать, кого в жены/мужья брать, чем сидеть и “сжирать” себя за то, что не можете на что-то решиться.

Рекомендую прочитать на нашем блоге статью о том, как начать новую жизнь и изменить себя. В ней вы найдете 10 действенных советов.

“Всему свое время!” – так в мудрой книге написано. Будет и на вашей улице праздник! Инсайт не за горами, раз вы читаете эту статью, а не сушите свой мозг!

Желаю ярких и счастливых дней! До скорых встреч.

С Уважением, Людмила Редькина

Как получать инсайты и правильно их интерпретировать?

«Вот как же я раньше-то не догадался?! Это же так просто!» Или еще короче: «А что, так можно было что ли?!» Когда такие мысли приходят в голову, возникает двоякое ощущение. С одной стороны, хорошо, что решение нашлось. С другой стороны, плохо, что с таким опозданием во времени.

Вы научитесь быстрее соображать и задействовать все свои внутренние ресурсы для решения актуальных задач, если пройдете наши программы «Самопознание» и «Когнитивистика». Сегодня же мы поговорим, как быстрее получать нужные инсайты и правильно их интерпретировать.

Инсайты – это как раз и есть те самые «Вот как же я раньше-то не догадался» или «А что, так можно было». Если такие мысли пришли в вашу голову, это значит, что вы получили инсайт, а вместе с ним и решение интересующей вас задачи. Давайте рассмотрим это явление подробнее.

Что такое инсайт?

Слово «инсайт» является заимствованным словом иностранного происхождения. Как и в случае с любыми иностранными словами, чтобы лучше понять его суть, следует обратиться к переводу и трактовке. Английское слово insight имеет множество оттенков смысла и значения. Его можно перевести как «озарение», «прозрение», «откровение», «постижение», «понимание», «догадка».

Иногда инсайтом называют то состояние, в которое впадает человек, внезапно нашедший решение проблемы или увидевший уже «навязшую в зубах» ситуацию по-новому. Это состояние озарения предполагает сильную эмоциональную окраску, а некоторые даже склонны считать его настоящим и непостижимым разумом чудом.

Наука определяет инсайт как внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание или прозрение, которое помогает найти осмысленное решение проблемы. Вот эти «внезапность» и «невыводимость» иногда мешают правильно интерпретировать суть термина «инсайт».

Очень часто, когда хотят наглядно пояснить суть явления, в качестве примера приводят известные научные открытия. Да, быть может, Ньютон действительно открыл закон всемирного тяготения в момент, когда ему упало на голову яблоко, Архимед понял, как с помощью погружения в воду узнать объем любого предмета сложной формы, когда принимал ванну, а Менделеев увидел периодическую таблицу химических элементов во сне.

Однако если бы ученые не посвятили к этому моменту работы над проблемой значительную часть своей жизни и бесчисленное количество часов размышлений, расчетов и практических экспериментов, это озарение вряд ли бы их посетило и никакого инсайта не случилось бы. Ученые просто не смогли бы интерпретировать полученную извне подсказку в нужном направлении. Не зря такой популярной является шутка, что первым периодическую таблицу химических элементов увидел во сне Пушкин, но он в ней ничего не понял, и открытие было отложено еще на несколько десятилетий.

Поэтому «невыводимость» из прошлого опыта следует понимать скорее как то, что ранее такой идеи точно в таком виде не существовало, а не как возникновение прозрения, что называется, «на пустом месте». Иначе вы никогда не сможете верно интерпретировать пришедшую вам идею, мысль, озарение, интуитивное понимание.

С термином insight созвучно английское слово inside, и в этом определенно что-то есть. Слово inside переводится как «внутри», и ввиду того, что инсайт тоже возникает как бы «внутри человека», эти понятия нередко путают и при переводе, и при употреблении в каком-либо контексте.

Допустим, когда речь заходит о некой «инсайдерской информации» откуда-либо, подразумевается, что эта информация имеет определенную ценность и недоступна широкому кругу людей. Но и возникший инсайт точно так же имеет ценность и недоступен широкому кругу людей, а лишь тому, кто его получил, и тем, с кем человек счел нужным поделиться своим озарением.

Отсюда и возникает путаница, когда зачастую даже сам спрашивающий и желающий получить «готовый инсайт» не вполне понимает, чего же он хочет: то ли получить какую-то ценную секретную информацию, которая позволит решить возникшую проблему, то ли воспользоваться готовым решением сходной задачи, которое привело к успеху кого-либо ранее.

Кстати, такие примеры смешанного и неоднозначного понимания терминов, основанные на созвучии и «игре слов», можно найти в музыке. Так, ознакомившись с текстом замечательной вдохновляющей композиции Fly or Die группы Rock Mafia, вы сами поймете, о чем речь.

Таким образом, инсайт – это, простыми словами, некое озарение или понимание, которого не было раньше, которое не выводится напрямую из предшествующего опыта, но, по факту, базируется как раз на ранее полученных знаниях и опыте.

Вполне закономерно возникает вопрос: а можно ли получать инсайты, что называется, «под запрос», как только возникла необходимость в решении какой-то сложной задачи? Можно ли как-то «вызывать» инсайты самостоятельно или они «приходят» только к избранным? Если только к «избранным», то почему именно к ним и как попасть в этот круг «избранных»? Давайте поговорим об этом!

Как получать инсайты?

Коль скоро инсайт базируется на ранее полученном опыте и знаниях, логично предположить, что на каком-то этапе накопления знаний и опыта количество переходит в качество и случается озарение. Как понять, какие именно знания нужно накапливать, и что делать, чтобы количество перешло в качество как можно скорее, а не накапливалось «мертвым грузом нерожденных идей»?

Тут есть смысл обратиться к опыту тех, кто готов поделиться своими инсайтами для разных ситуаций. Вполне реально, что их ситуация окажется для вас узнаваемой, и вы сможете вовремя свернуть с неверного пути, не дожидаясь последствий и не попадая в ситуацию, из которой нужно искать выход. Возможно, их путь окажется для вас познавательным и полезным, и, пройдя основные вехи на свой лад, вы быстрее придете к искомому результату, чем если будете идти «вслепую» и «открывать Америку» на каждом шагу.

Уточним заранее, что повторить точь-в-точь чей-то инсайт не получится по определению, потому что определение трактует инсайт, как внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание или прозрение. Простое копирование опыта вряд ли можно считать инсайтом, потому что отсутствует элемент внезапности и озарения как такового.

Для начала следует разобрать основные этапы решения любой задачи, которые нужно пройти, чтобы получить шанс на ее решение, в том числе с помощью инсайта [А. Савина, 2014]. Итак, этапы решения задачи:

  • Первый этап – знакомство с темой, сбор информации, апробация готовых схем решения.
  • Второй этап – так называемый «инкубационный период», когда проблеме дают «отстояться», информации – «отлежаться», а вариантам решения – «дозреть» до кондиции.
  • Третий этап – собственно инсайт, когда подсознание обработает все необходимые данные и выдаст решение в виде озарения или понимания того, что и как делать.
  • Четвертый этап – тестирование и, в случае успеха, реализация готового решения.

На самом деле, во всей этой схеме есть еще один важный элемент. А как, собственно, понять, что пришедшее озарение или понимание – это и есть тот самый инсайт? Ранее мы уже сказали о том, что слово инсайт имеет множество оттенков смысла и значения: «озарение», «прозрение», «откровение», «постижение», «понимание», «догадка». Любая ли догадка может считаться инсайтом? Что можно интерпретировать, как инсайт, а что нет? И здесь нам нужно обратиться к гештальтпсихологии [А. Савина, 2014].

Данное направление в психологии основано на том, что человек всегда стремится «закрыть гештальт». Слово gestalt переводится с немецкого как «образ», «целостность», «форма». Так вот назначение инсайта как раз в том и состоит, чтобы закрыть гештальт. Для тех, кого уже утомило обилие иностранных слов, объясним простыми словами: если человек в момент озарения видит картину в целом, а не просто какую-то ее часть, это и есть инсайт.

Именно эта целостность и завершенность ситуации либо понимание, как ее можно завершить в ближайшее время, вызывает мощный эмоциональный подъем, который для многих сродни чуду. И именно наличие этой целостности является главным признаком инсайта, позволяющим отличить его от множества других озарений или прозрений «помельче».

Дело в том, что, когда человек сильно торопится разобраться с какой-то задачей и не дает ей времени «отлежаться», а подсознанию обработать все доступные данные, его подсознание может выдать так называемый «ложный инсайт», который, как сначала кажется, может решить задачу. Однако если «подсказанное» решение является неполным, паллиативным, временным или не совсем удовлетворяющим ситуацию, это, скорее, ложный инсайт, нежели инсайт в прямом понимании этого слова.

Как не попасть на удочку ложного инсайта? Как вы уже поняли, нужно не спешить и последовательно пройти все этапы решения задачи. А для этого нужно научиться переключать внимание с проблемы, которая вас волнует, на что-то другое. В противном случае, если «перескакивать» с одного этапа на другой слишком быстро, подсознание попросту не успеет подготовить для вас верный ответ и нужное озарение. Как говорится, «на инсайт надейся, а сам не плошай».

Как отвлекаться, если проблема вас волнует настолько, что вы даже озадачились темой, как целенаправленно получать инсайты или как искусственно вызывать инсайты? Лучшим способом отвлечься являются спорт и простые физические нагрузки. Прогуляться по улице, поплавать в бассейне или открытом водоеме в теплое время года, покататься на лыжах или велосипеде в зависимости от сезона – это все здорово помогает очистить голову от бесполезно блуждающих по кругу мыслей и дать им «отстояться» без своего постоянного «взбаламучивания».

Физический труд наподобие мелкого ремонта в доме или работы в огороде тоже годится. Глядишь, упадет на голову яблоко, как Ньютону. Компанейским людям подойдет любая командная спортивная игра и даже просто поход большой компанией куда-нибудь в ночной клуб или караоке-бар. В конце концов, можно попробовать просто принять ванну, как Архимед, а потом лечь спать, как Менделеев.

Это самые общие рекомендации для тех, кто хотел бы получить инсайт, что называется, «под запрос». Тем, кому хотелось бы более подробных рекомендаций, можем порекомендовать книгу Гэри Клейна Seeing What Others Don’t: The Remarkable Ways We Gain Insights («Видеть то, чего не видят другие: замечательные способы получения инсайтов») [G. Klein, 2013].

Эта книга началась с того, что когда-то автор взялся собирать статьи и заметки, где шла речь о каких-то необычных открытиях. Считайте, об инсайтах и о том, как удалось их достичь. Когда заметок накопилось достаточно много, появилась возможность проанализировать их и найти некие общие закономерности процесса. Само собой, часть историй из этих заметок вошла в книгу, дабы проиллюстрировать мысли автора.

В книге даются ответы на принципиально важные для поиска инсайта вопросы. Во-первых, что вызывает озарение? Во-вторых, как уловить это самое озарение? И, наконец, как сгенерировать поток идей, вызывающих озарение? Мы не будем пересказывать эту замечательную книгу, чтобы не лишать вас удовольствия добыть нужный инсайт самостоятельно. Однако некоторыми приемами получения инсайтов из книги, конечно, поделимся.

Чтобы добиться результата, нужно сделать две вещи: уменьшить ошибки и увеличить понимание. Как именно это сделать? Это автор показывает на конкретных примерах из жизни и бизнеса своих современников. В целом, описанное в книге очень сильно сопрягается с тем, что мы уже обсудили ранее. И даже конкретные примеры наглядно демонстрируют, что озарение и решение приходят не на «пустом месте», а лишь к тем и тогда, кто уже достаточно много работал и думал над проблемой, и при этом сумел отвлечься на нечто не связанное с ней.

По сравнению с обычным решением проблем, инсайты не являются сознательными или преднамеренными. Они приходят без предупреждения. Наш разум делает свою тяжелую работу без нашего ведома [G. Klein, 2013]. Так, Лауреат Нобелевской премии по химии 2008 года нейробиолог Мартин Чалфи долгие годы изучал червей, однако сделать качественный рывок в исследованиях смог, лишь когда посетил лекцию не совсем по своей научной специализации. Там он узнал про зеленый флуоресцентный белок, который помог ему сделать так называемый «биологический фонарик» и увидеть больше, чем он видел до этого. Как вы уже, наверное, поняли, это один из примеров, приведенных в книге Гэри Клейна.

Немало интересных примеров и в книге журналиста ВВС Стива Роулинга «Я хочу больше идей» [С. Роулинг, 2018]. Там приводится более сотни приемов, техник и упражнений для поиска идей и инсайтов. В частности, автор рассказывает, как победить привычку оригинальностью, а также что такое

дивергентное, конвергентное и латеральное мышление, с помощью которых можно добывать идеи в любом количестве.

Возможно, с ходу это покажется кому-то слишком сложным, так что для начала рекомендуем самые простые упражнения из книги:

  • «Забавно» – вспомните, когда и при каких обстоятельствах вам хотелось обрисовать увиденное именно этим словом. Именно оно чаще всего сигнализирует о близком инсайте, а вовсе не пафосное «Эврика!», как привыкли думать многие. Подробно запишите, что именно вам показалось забавным и отклоняющимся от привычных представлений, и не пропускайте таких сигналов от самого себя впредь, чтобы вовремя и правильно их интерпретировать.
  • «Пузырь фильтров» – сегодня многочисленные алгоритмы контекстной рекламы и настройки ленты новостей дают нам преимущественно ту информацию и те точки зрения, которые мы хотим видеть и слышать. Попытайтесь «проколоть» пузырь фильтров и для начала почитать то, что вы никогда ранее не читали, послушать интервью человека, которого вы никогда не слушали, ознакомиться с актуальной ситуацией по проблеме, которой вы никогда не интересовались. Зачастую даже этих маленьких шагов достаточно, чтобы сдвинуться в поиске рения с мертвой точки.
  • «Мотивация» – займитесь самоанализом и для начала попытайтесь честно ответить себе, насколько то, что вы обычно говорите, отличается от того, чтобы вы думаете и как обычно поступаете. Это позволит вам выяснить свои истинные цели, понять, что вас реально, а не на словах, мотивирует, и в итоге быстрее найти решение, которое отвечает вашим истинным запросам. Подсознание, освобожденное от навязанных шаблонов мышления, быстрее подскажет вам нужный инсайт.

К слову, лучше понять себя вам поможет наша программа «Самопознание», а разобраться в различных техниках мышления легко можно на программе «Когнитивистика». Но что делать, если сию минуту времени нет ни на программы, ни на курсы, ни на книги? Что делать, если решить какую-то задачу нужно сейчас и уже сейчас нужно некое озарение, потому что традиционные методы не работают?

Мы уже начали писать о том, что всегда есть смысл обратиться к опыту тех, кто готов поделиться своими инсайтами для разных ситуаций, что их ситуация может оказаться для вас узнаваемой, а их способы решения проблем подскажут вам направление поиска и вы быстрее придете к искомому результату. Для удобства рассортируем лучшие инсайты по разным сферам, где они наиболее востребованы: бизнес, маркетинг, прочее.

Лучшие инсайты из разных сфер жизни

Сегодня многие виды бизнеса ушли в онлайн, а многие предприниматели потратили неоправданно много времени, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам. На самом деле, онлайн-бизнес не такая уж и новость, и, возможно, вам стоит для начала изучить 18 Extraordinary Lessons Learned From Interviewing The World’s Top SaaS Entrepreneurs («18 необычных уроков, извлеченных из интервью с ведущими SaaS-предпринимателями мира») [A. Turnbull, 2015]. Приведем самые интересные и наиболее универсальные из них:

  • Всегда иметь бесплатный тариф.
  • Действовать быстро, когда решение готово.
  • Изучать и применять выражения, которые используют ваши клиенты.
  • Сфокусироваться на конкретном сегменте аудитории и работать для него.
  • Извлекать пользу из конфликтов.
  • Верно расставлять приоритеты.
  • Создавать услуги и контент для платящих клиентов.
  • Оптимизировать коммуникации.

Это советы для онлайн-бизнеса, которые, впрочем, отлично зарекомендовали себя и в офлайне. Возможно, сегодня они уже и не воспринимаются, как инсайты, но когда-то на заре онлайн-технологий для первопроходцев они стали настоящим откровением.

Еще рекомендуем изучить материал How to Spot and Use Insights for Product Design and Innovation («Как находить и использовать идеи для разработки продуктов и инноваций») [C. Phillips, 2017]. Итак, 5 вопросов, на которые должен ответить инсайт:

  • Говорит ли он что-то о потребителе, а не только о продукте или услуге?
  • Отражает ли он то, что потребители хотят чувствовать, а не только то, что они думают?
  • Относится ли это к конкретной категории, а не к торговой марке в целом?
  • Говорит ли это о непреходящей ценности, а не только о сиюминутной выгоде?
  • Бросает ли вызов действовать по-новому, а не просто поддерживать статус-кво?

Возможно, далеким от маркетинга людям не вполне понятно, о чем речь, но мы поэтому и разбили лучшие инсайты на категории по разным сферам приложения усилий. К слову, маркетологам также будет полезна статья «Что такое потребительские инсайты: как работают и где их искать», которая не только дает полезные наработки, но и предостерегает от наиболее распространенных ошибок [InSales, 2020].

И, конечно, независимо от того, чем мы заняты в этой жизни, мы хотим бать счастливыми. Где искать тот инсайт, который сделает нас счастливее? Возможно, вам помогут «Правила жизни, ведущие к успеху» [О. Дуплякина, 2018]. А еще вопросы-подсказки, отвечая на которые, вы откроете свои собственные инсайты. Вот некоторые из этих правил и вопросов-подсказок:

  • Позволить себе стать причиной своих удач и гнать мысль, что от вас ничего не зависит.
  • Обратить внимание, чему вы завидуете, и вы поймете, чего вы хотите.
  • Прежде, чем принять серьезное решение, задаваться вопросом, сделает оно вас счастливым или несчастным.
  • Чтобы положительно влиять на свои решения, загружать в мозг максимально качественную информацию.
  • Брать то, что в наличии сейчас, и стараться из этого сделать лучшее.
  • Не соглашаться на меньшее в главном и не противоречить собственному смыслу жизни.
  • Помнить, что скромность и заниженная самооценка не красят человека.

Это инсайты, что называется, на каждый день. В глобальном и стратегическом плане стоит изучить «7 лучших инсайтов от мировых спикеров SGF» [А. Бабушкин,2017]. Если вам кажется, что у вас все плохо и подсказки ждать неоткуда, быть может, вам поможет инсайт Ричарда Брэнсона, однажды сказавшего себе: «К черту все, берись и делай», а потом и написавшего книгу с таким названием [Р. Брэнсон, 2015].

Кстати, там описан весьма интересный инсайт, посетивший автора во время пребывания в аэропорту из-за отмены рейса без копейки денег, потому как он уже успел потратиться. Инсайт, кстати, может кому-то помочь с учетом нынешней ситуации нестабильности с регулярными авиаперевозками. Автор попросту нанял чартер, а сумму «раскидал» на всех пассажиров, пострадавших от отмены авиарейса. Получилось 39 долларов с человека, которые все с удовольствием выложили и улетели. Сам автор с женой летел бесплатно, да еще и слегка подзаработал [Р. Брэнсон, 2015].

Мы желаем вам нетривиальных идей и крутых инсайтов, которые закроют все ваши гештальты и дадут вам даже больше, чем вы ожидали. А в заключение просим вас ответить на вопрос по теме статьи:

Зачем вообще нужен инсайт? Инсайт и сообщение — самая ценная часть креативного брифа, то, что останется в голове креативной команды, когда они пойдут придумывать идеи. Сколько бы стратег ни рассказывал про USP бренда, барьеры и драйверы потребителей, ценности и лайфстайл ЦА, креатив возьмет в работу именно инсайт и сообщение, поэтому так важно уметь сформулировать инсайт одновременно понятно и вдохновляюще.

У инсайта существует множество определений: это и всем известная скрытая правда о потребителе, и ключевая потребность ЦА. На мой взгляд, для правильной разработки инсайтов нужно не знание формального определения, а понимание структуры инсайта.

Самый простой формат инсайта — это конструкция «Я хочу…, но…». В первой части стратег формулирует потребность ЦА, во второй — проблему, которая мешает эту потребность осуществить. А уже в сообщении бренд обещает потребителю удовлетворить существующую потребность через решение проблемы.

Кажется, что все просто, но на практике очень часто инсайтами называют общие рассуждения о потребителях. При разработке инсайтов в Red Keds мы руководствуемся несколькими простыми критериями эффективности:

  • Инсайт правдивый и одновременно неожиданный. Это значит, что сам потребитель отреагировал бы на инсайт следующим образом: «Конечно, это так, как я сам об этом не подумал».
  • Инсайт сформулирован живым, человеческим языком. Он должен звучать так, как его мог бы сформулировать реальный человек, а не профессиональный маркетолог, если бы сумел высказать вслух свою скрытую потребность. При разработке инсайтов следует избегать сложных терминов и длинных формулировок.
  • В инсайте есть драма. Сама по себе сформулированная потребность не является инсайтом. Инсайтом она становится, только когда появляется проблема, конфликт, противоречие, боль, — что-то, что мешает потребителю эту потребность удовлетворить. И тогда появляется пространство для роли бренда в качестве «решателя» проблемы.

Для примера давайте рассмотрим стандартную задачу по разработке инсайта: стратегу необходимо сформулировать инсайт для бренда, продающего развивающие детские игры, в которые ребенок может играть самостоятельно, без участия взрослого. Ядро ЦА — женщины 25–40, работающие, с доходом средний+.

Сначала рассмотрим пример неэффективного, бесполезного, но так часто встречающегося типа инсайта: «Для меня важно, чтобы развивающие игры помогали моему ребенку учиться решать логические задачи и раскрывали его творческий потенциал». В данном случае это просто рассуждение о потребителе. В нем нет вдохновляющей зацепки для креатива, нет реальной проблемы потребителя, наконец, в нем нет жизни: настоящие люди так не думают.

Теперь попробуем сформулировать инсайт для той же задачи в соответствии с предложенными выше критериями: «Я хочу, чтобы мой ребенок вырос гением, но после работы у меня просто физически не хватает сил и времени заниматься с ним развивающими играми». В такой формулировке у нас есть четкая и вдохновляющая креатив потребность и понятная проблема, отвечающие профайлу нашей ЦА — работающих мам.

Полезным упражнением для стратега может стать разработка инсайтов в обратном порядке. Для этого нужно взять готовый рекламный материал и попробовать сформулировать инсайт, который использовался при его создании. Проще всего тренироваться на ТВ-роликах, рассмотрим для примера два из них.

Невозможно угадать первоначальную точную формулировку инсайта, но можно предположить такой вариант: «Все вокруг твердят, что у меня отличная работа и за нее надо держаться, но я мечтаю найти свое настоящее призвание».

В этом случае инсайт мог звучать, например, так: «Я хочу быть уверенным в своем будущем, но так трудно отказаться от удовольствия потратить деньги здесь и сейчас».

Теперь, когда мы разобрались со структурой инсайта, перейдем к главному вопросу: где и как его искать? На мой взгляд, существует 5 основных источников, которые могут помочь стратегу при разработке инсайта.

1) Клиентский бриф

Вряд ли вы сможете найти инсайт в колонке с таким названием, чаще всего там будет общее рассуждение о ЦА. Но в самом брифе, описании ЦА и ее потребностей вы можете найти какую-то интересную особенность, которая в дальнейшем станет отправной точкой для формулировки инсайта. Поэтому клиентский бриф нужно читать медленно и много раз.

2) Исследования потребителей

150 слайдов с пузырьковыми диаграммами на английском языке часто являются не только головной болью для стратега, но и эффективным плацдармом для поиска инсайтов. Так же как и в случае с клиентским брифом, не ждите, что найдете готовый инсайт, но шанс найти правдивую потребность или проблему потребителей в исследованиях довольно высок.

3) Базы данных

Не всегда у клиента есть возможность поделиться с агентством данными исследований. В этом случае для анализа ЦА стратег сделает выгрузку данных о потребителях: их медиа-предпочтениях, ценностях, лайфстайле и т. д. При работе с выгрузкой используйте такой же принцип, как и в первых двух случаях: смотрите на все необычное, странное, выбивающееся из привычного профайла сегмента «домохозяек» или «молодых и активных менеджеров».

4) Форумы и социальные сети

Даже если стратег работает в маленьком креативным бутике, и у него нет доступа ни к исследованиям, ни к базам данных, остается возможность проанализировать релевантные форумы. Их можно выбирать как по типу продукта (например, форум автолюбителей), так и по ядру ЦА (например, женские тематические форумы). Ищите любые темы, связанные с вашим брендом, продуктом или категорией в целом. Для лучшего понимания ЦА проанализируйте профили подписчиков странички бренда в соцсетях. Главное при работе с этими инструментами — не забывать, что мнение конкретного человека не равно мнению ЦА, и любую гипотезу обязательно нужно проверить на большем количестве потребителей. Также важно уметь фильтровать проплаченные отзывы и сообщения.

5) Разговоры с представителями ЦА

Вспомните, не является ли кто-то из ваших друзей фанатом бренда из клиентского брифа, или, может быть, ваши родители подходят под описание возрастной ЦА. Расспросите подробнее подходящего знакомого про его любимые марки, узнайте, чем он руководствуется при совершении покупки, поинтересуйтесь, чего ему не хватает в существующих продуктах. Но помните о недостатке этого способа — недостаточной выборке. Обязательно проверьте возникшую гипотезу на других представителях ЦА.

Завершающий этап в разработке инсайта — сессия стратега с креативным директором, на которой отбираются лучшие варианты инсайта-сообщения для креативного брифа. Всегда внимательно прислушивайтесь к комментариям креативного директора, который смотрит на инсайт не только с точки зрения соответствия брифу, но и с точки зрения потенциала для создания идей креативной командой и возможности раскладки идеи в коммуникацию 360.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть: поиск инсайта — не только аналитическая, но и творческая задача. Не бойтесь острых проблем, живых формулировок, необычных точек зрения. И тогда ваш инсайт станет полезным топливом для креативной команды и платформой для разработки по-настоящему big idea.

Источник картинки на тизере: Depositphotos

Апр 22

Инсайт

Инсайт – популярный термин, который охотно используют психологи, маркетологи, специалисты в сфере продаж и даже зоопсихологи. Что такое инсайт простыми словами? Это – озарение, прозрение, интеллектуальный прорыв, переход на другой уровень, с которого можно увидеть ранее незаметные вещи и решить ранее неразрешимые проблемы.

Инсайт

Содержание статьи

  • 1 Рождение термина в психологии
  • 2 Как появляется инсайт
  • 3 Инсайт в психологии
  • 4 Инсайт в маркетинге
  • 5 Инсайт в науке
  • 6 Сколько времени занимает инсайт
  • 7 Можно ли стимулировать инсайт

Рождение термина в психологии

Термин происходит от английского слова insight, которое переводится как внезапная догадка или понимание сути. В психологии используется с 1925 года. Идея инсайта родилась в ходе опытов с обезьянами, которые проводил немецкий психолог Вольфганг Келлер. Исследователь предположил, что обучение у животных происходит не только способом проб и ошибок, но и методом качественной переработки информации, позволяющей создать нечто принципиально новое.

Обезьян помещали в клетку, высоко вне досягаемости подвешивали еду, в стороне клали длинную палку. После нескольких неудачных попыток достать до еды животные прекращали прыгать, садились и рассматривали пространство клетки. Через некоторое время они брали палку и успешно сбивали ей пищу, то есть убеждались, что старый способ не сработает, догадывались о существовании другого варианта, после чего успешно применяли его на практике.

Как появляется инсайт

Озарение настолько неуловимо и непредсказуемо, что кажется, как будто его невозможно изучить и проанализировать. Однако специалистам давно удалось это сделать. На основании наблюдений за поведением обезьян Келлер выделил три этапа инсайта:

  1. Хаотичное поведение.
  2. Пауза, отвлечение.
  3. Адекватное поведение.

Еще раньше французский математик Анри Пуанкаре писал про инсайты, рассматривая озарение при занятиях точными науками, вне привязки к психологии. Ученому удалось выделить 4 этапа озарения. Современные специалисты дополнили и расширили формулировки Пуанкаре с учетом актуального понимания принципов работы человеческой психики:

  1. Подготовка. Поиск информации, изучение материала, формулирование вопроса, попытка найти решение уже известным способом. При безуспешности этой попытки сознание переадресует вопрос бессознательному.
  2. Отвлечение (созревание). Не найдя ответа, человек переключается на что-то другое либо отдыхает и расслабляется. В это время бессознательное продолжает трудиться над поиском решения.
  3. Собственно инсайт. Бессознательное находит решение и переадресует его сознанию. Зачастую это происходит совершенно неожиданно для человека, занятого другими делами.
  4. Проверка. Человек анализирует полученный результат, оценивает его правильность и достоверность с точки зрения осознанного знания и имеющегося опыта.

Инсайт в психологии

В психологии слово инсайт означает момент, когда человек вдруг видит мотивы и закономерности собственного поведения, узнает про себя нечто важное, что ранее было скрыто в глубинах бессознательного. Выделяют два типа инсайта:

  • Интеллектуальный. Человек сознательно оценивает свое поведение, обнаруживает логические связи между побуждающими воздействиями и собственными реакциями. Обычно рассматривается как поддерживающий отчуждение, позволяющий контролировать собственные проявления, которые по каким-то причинам выглядят неприемлемыми.
  • Эмоциональный. Человек чувствует нечто, что позволяет ему познать глубины собственной психики. Эмоции и интеллект работают в содружестве, инсайт становится поводом улучшить контакт со своим бессознательным и ранее отвергаемыми или отрицаемыми сторонами личности.

Человек чувствует инсайт

С учетом этого деления можно сказать, что в психологическом инсайте опора на интеллект – важная, но не единственная. Мышление в психологии эффективно не само по себе, а когда выполняет интегративную функцию, объединяя знание и эмоции в единое целое. Именно такое единство обеспечивает истинное понимание себя.

Вместе с тем, нельзя считать инсайт окончательным результатом психологической работы. Если вспомнить пример с опытом Келлера, становится очевидно, что обезьяна добыла пищу не потому, что придумала взять палку, а потому что взяла ее и сбила еду, то есть реализовала свой инсайт на практике. Так и в психологии – озарение важно, без него невозможно развитие и познание себя, но за озарением должно следовать действие, то есть, изменение привычного поведения с учетом внутренней готовности и наличия необходимых ресурсов.

Инсайт в маркетинге

Инсайт в маркетинге имеет два значения. Первое – близкое к классическому. Так называют этап мозгового штурма при разработке рекламной кампании, во время которого создателю приходит в голову нечто внезапное, неожиданное, спонтанно возникшее. Второе используется в словосочетании «потребительский инсайт». Это определение означает основную, но не озвученную и зачастую неосознанную причину покупки.

Простой пример… Человек хочет купить новый айфон и утверждает, что основным побудительным мотивом является улучшенный интерфейс или расширенный функционал. Но на самом деле, модный девайс приобретается ради повышения самооценки, для удовлетворения потребности почувствовать себя успешным и получить подтверждение этой успешности в виде зависти и восхищения друзей и знакомых.

Потребительский инсайт не случайно считается мощным двигателем рекламной кампании. Маркетолог, которому удастся определить истинные мотивы покупки рекламируемого предмета, получает возможность воздействовать сразу на два канала восприятия – сознательный и бессознательный. При воздействии на первый канал в рекламе будут показаны популярные фактические преимущества предмета. При воздействии на второй канал в рекламном ролике будут ненавязчиво отражены узнаваемые приметы успешности.

Существуют определенные правила, по которым формируется потребительский инсайт:

  • Он соответствует цели, мечте или боли потребителя. Знаменитый слоган Найк «Just do it» (“Просто сделай это!”) – не про кроссовки, он про мотивацию, которая лежит в основе продуктивных занятий спортом и любой активной деятельности вообще.
  • Он отражает ключевую выгоду. Благодаря своему лозунгу «Найдется все» Яндекс подсознательно ассоциируется с местом, где можно найти ответ на любой вопрос, поэтому люди пользуются им, не задумываясь.
  • Он – о чувствах, а не о мыслях. На этот аспект инсайта делает ставку компания МастерКард, в рекламной кампании которой успешно работает фраза «Увидеть мир глазами ребенка – бесценно!».

И, наконец, хороший инсайт в рекламе говорит о вечном. О том, что волновало и продолжает волновать людей во все времена. На поверку это всегда оказывается важнее пусть внешне ярких, но сиюминутных желаний и стремлений.

Инсайт в науке

Инсайты – неотъемлемая часть научного познания мира. Он лежит в основе множества открытий, в том числе известных любому школьнику. Кто не слышал о таблице химических элементов, которая приснилась Менделееву? А знаменитая «Эврика!» Архимеда, благодаря которой мы узнали о гидростатическом законе, или яблоко, подтолкнувшее Ньютона к открытию закона всемирного тяготения?

Это – лишь небольшая часть огромного количества научных инсайтов. Пытливый мозг, решающий важную задачу, не успокоится, пока не найдет ключ к разгадке. Порой – даже если обладатель этого мозга на уровне сознания уже потерял надежду найти решение или отвлекся на другие дела.

Инсайт в науке

Сколько времени занимает инсайт

Собственно прозрение – это практически мгновенный процесс. Можно сказать, что время инсайта составляет доли секунды. Только что человек чего-то не понимал – и вдруг в его сознании родилось нечто принципиально новое. Но подготовка к озарению порой занимает немало времени. У клиентов психологов инсайты случаются далеко не на каждом сеансе, между двумя прозрениями порой проходят недели и месяцы. Маркетологи, стимулируемые сроками подготовки рекламных кампаний, проводят в поисках инсайтов часы и дни, порой – безуспешно. А у ученых главный инсайт может рождаться годы, иногда – почти всю жизнь.

Можно ли стимулировать инсайт

Ни один исследователь не даст гарантию наступления озарения при соблюдении определенных правил, потому что инсайт – сродни творчеству. Тем не менее, прозрение рождается по законам, хорошо известным не только психологам, но и людям, которым по призванию или роду занятий приходится постоянно стимулировать собственное бессознательное для поиска нестандартных решений. Вот эти законы:

  • Инсайт рождается не из пустоты, а из уже имеющейся информации. Причем, должным образом усвоенной и переработанной, а не механически затверженной. Чтобы озарения приходили чаще, необходимо учиться, находить круг общения по интересам, приобретать новый опыт.
  • Для рождения инсайта важны паузы. Непрерывная стимуляция сознания не приближает, а отдаляет наступление озарения. Чтобы найти решение, нужно отвлечься, расслабиться или заняться чем-то другим, не имеющим отношения к решаемой проблеме, тогда сознание передаст информацию бессознательному для обработки.
  • Инсайты часто приходят во время монотонной деятельности, не перегружающей мозг: ходьбы, вождения автомобиля, раскладывания пасьянсов, рисования, занятий спортом или танцами. У каждого человека свои способы, важно, чтобы они доставляли удовольствие и позволяли мозгу отдохнуть. Хорошим способом стимуляции инсайтов считаются медитативные практики, однако этот метод требует изучения, его нельзя постичь «с наскока».

Человеческая психика полна парадоксов, инсайт – не исключение. Порой мы чего-то не получаем именно потому, что слишком сильно этого хотим. Чрезмерное желание обрести инсайт может привести к появлению так называемого ложного озарения – варианта, который выглядит, но не является настоящим решением.

Так что не стоит зацикливаться на поиске ответа и истощать себя. Все приходит вовремя, в том числе – инсайты.

__Поделись статьёй в соцсетях и мессенджерах:__

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Трехстах пятидесяти как пишется
  • Три дня от роду как пишется
  • Третьей школы как пишется
  • Трех язычный как пишется
  • Трехстами рублями как правильно пишется