Тугра как написать

Содержание

1

Тугра — это один из важных шрифтов, в котором надпись писем османского султана, некоторые золотом, некоторые красивыми яркими цветами, пишутся в верхней части книг над басмой толстым пером, и ее содержание — это имя османского султана, для которого была выпущена книга, его эпитеты или титулы.

Тугра также используется в качестве османского королевского знака, подписи, печати или королевской эмблемы, и иногда рисуется поверх королевских патентов и фирманов.

Османская Тугра

Происхождение слова «Тугра»

В своем труде 11 века «Dīwān Luġāt at-Turk» («Сборник диалектов тюрков») Махмуд аль-Кашгари упоминает огузский термин tughragh для обозначения печати (bi) и подписи (taw) огузского правителя (malik).

Утрата гортанного огузского окончания gh, распространенного в османском языке, объясняет форму tughra. Махмуд ал-Кшгар также понимает глагол туграгланмак (на основании документа это означает «туграгто получить»). Это соответствует арабскому tagh-ghara («поставить на него тугру»), засвидетельствованному Мухаммадом аль-Макризи в 1270 году.

Можно предположить, что tughra имеет турецкое происхождение, хотя основное значение неизвестно.

оттоманка тугра

Форма османской тугры

Османская тугра в своей классической форме, датируемой XVI веком, сочетает имя османского правителя и имя его отца с титулами, заимствованными из персидского и монгольского языков, а также арабскими словами, и использует арабскую вязь. Его происхождение можно проследить в османской и арабской каллиграфии.

Можно проследить устойчивый прогресс от первой сохранившейся простой тугры Орхана Гази до тугры Сулеймана Великолепного, Тугры становятся все более насыщенными и сложными, особенно после Баязида II.

тугра султана

Одновременно увеличивается их размер, от ширины около 7 см для Орхана Гази до ширины около 40 см для Сулеймана Великолепного, что соответствует ширине записей, в которых они использовались.

Их объединяет то, что слова текста написаны поверх и внутри друг друга с использованием каллиграфических критериев.

оттоманка тугра

Кто нарисовал Тугру?

Соответствующий нисанчи отвечал за назначение тугра, который после того, как нисанчи стал главой императорской канцелярии и участником дивана, должен был быть ученым, по возможности профессором в медресе, согласно закону Мехмеда II.

Нишанчи обычно рисовал тугру в своем кабинете или в диване, или поручал их нарисовать там.

По указанию султана Нишанчи также мог добавлять тугры на пустые листы для письма, чтобы указы, которые требовались быстро за пределами столицы, могли быть отправлены немедленно.

Затем представитель султана, например, один из визирей, получал право составить указ прямо на месте и написать его под сборным тугром.

То же самое делалось, когда султана не было в Стамбуле, а указы были необходимы.

Несанкционированное написание или рисование тугры может караться смертью.

Применение османской тугры

Османская тугра имела множество применений, таких как:

Проверка подлинности документов

Использование османской тугры хорошо документировано во многих сохранившихся документах, в отличие от использования ее возможных моделей, огузских и сельджукских тугр и печатей (дамга), которые упоминаются лишь в нескольких.

Османская тугра была в первую очередь стилизованным ручным праздником османских султанов (официальное, первоначально рукописное название).

Она служила печатью для императорских писем, придавая им легитимность и заверяя их.

Тугры на нем были просто выполнены или написаны драгоценными красками, или раскрашены и великолепно иллюминированы, в зависимости от предпочтений султана и времени, а также важности повода и адресата.

То, что многие документы тугра в основном были свернуты, а иногда сложены и хранились в шелковых мешочках или шкатулках, объясняет их хорошую сохранность.

Некоторые из наиболее богато иллюминированных учредительных актов (вакфие) хранились в виде сборников страниц или переплетались в твердые обложки.

Учреждения, назначения, повышения, дипломатические посольства, заверения, передача недвижимого имущества, арбитраж споров и так далее — все это было поводом для императорских писем.

Османская тугра султана Махмута I

О зданиях и монетах

Несомненно то, что тугры использовались в качестве символов и украшений на зданиях и в зданиях, особенно в 18 веке. Султан Махмуд II. Тугра, например, была установлена в виде скульптуры рядом с печатью Сулеймана Великолепного на видном месте, а именно над михрабом мечети Яшар Мехмед-паши в Приштине, которая была построена в 1834 году.

Тугры использовались на зданиях и в зданиях как украшения и как имперский символ на более поздних этапах строительства стамбульского сераля Топкапы. Хорошим примером является тугра справа от входа в «Ворота блаженства» (Bab-ı Saadet), которые были переделаны в стиле рококо в 18 веке.

Abdülhamid II. Тугру можно найти у Немецкого фонтана в Стамбуле, который был построен в 1900 году германским императором Вильгельмом II. Медальоны с изображением тугры Абдулхамида II и монограммы Вильгельма II поочередно украшают внутреннюю часть купола над восемью концами колонн в виде мозаики.

Самые ранние известные османские монеты с тугрой принадлежат Мураду I и эмиру Сулейману, который был провозглашен в Адриане Опелем Султаном и в 1410 году задушен от имени своего брата Мусы во время междуцарствия (1402 — 1413).

После него другие султаны регулярно чеканили монеты со своими туграми, начиная с Мехмеда II и все чаще при Сулеймане II.

Около 1700 года разновидность османского золотого дуката даже называлась «туграли».

Даже если на монете больше не изображена тугра, аверс (голова) в современном турецком языке называется «тура».

Тугра на османской монете Абдулхамита I

На протяжении веков в тугру соответствующего правящего султана помещалось множество официальных, полуофициальных и частных предметов, таких как надгробия, медали, флаги, почтовые марки, оружие, седельные сумки и утварь из султанского дома.

Запрет османской тугры

Закон № 1057, вступивший в силу в середине 1927 года, предписывал удалить тугры, а также османские гербы и надписи с государственных и общественных зданий на всей территории Турецкой Республики.

Тугры из государственных и муниципальных структур должны были быть помещены в музеи. Если художественная ценность тугр подвергается опасности во время демонтажа, тугры должны быть покрыты на месте. Министерство культуры уполномочено принимать решения относительно соответствующей процедуры. Этот закон был специально направлен на то, чтобы убрать с глаз общественности тугры, которые ранее были установлены для представления османского правления.

  • Tughra of Suleiman the magnificent 1
    Тугра Сулеймана Великолепного
  • Tughra of Sultan Abdul Hamid ii 1
    Тугра султана Абдул Хамида ii
  • Tughra of Sultan Mehmet Fatih
    Тугра султана Мехмета Фатиха

TUGRA

Арабское письмо, витиеватая вязь букв, в которых для европейца всегда затаен какой-то особый скрытый смысл, магический и непонятный. Именно эта уникальная система букв стала кладезем для каллиграфов, которые создавали уникальные произведения, используя только перо и набор графических символов

Topkapı Palace_2011_04_13_Istanbul_0915_6_7_tonemapped

Каллиграфия стала одной из главных областей исламского изобразительного искусства, в ней черпали вдохновение и реализовывали свои таланты мусульманские дизайнеры (выражаясь современным языком) на протяжении многих лет.

edirne_mosque

Небывалого расцвета достигла каллиграфия в Османской империи. В течение 500 лет её могущества она развивалась и совершенствовалась. Одной из вершин османского каллиграфического искусства стала знаменитая тугра (по-арабски طغراء‎‎, по-турецки tuğra) – персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул

Sarayın haremindeki zenci olmayan hadım harem ağası Darüssaade ağası

Это не просто красиво оформленная подпись правителя, не только личный герб падишаха и государственная печать, это еще и своеобразный исторический шифр, разгадав который можно понять многое из блистательной и великолепной эпохи турецких султанов.

_fatih_sultan_mehmed

В современной Турции тугра стала государственным историческим брендом, она встречается повсюду: на стаканах и платках, в книгах и в магазинах, в оформлении площадей и улиц.

tugra_Atatürk Kültür Merkezi_İstanbul

А начиналось всё в первой половине XIV века. Турецкий султан Орхан I сын легендарного Османа – основателя названной в его честь османской династии, прикладывал к государственным бумагам ладонь, погружённую предварительно в чернила. Ее оттиск и становился государственной печатью. Со временем вошло в обычай окружать «отпечатки пальцев» султана рукописным каллиграфическим вензелем, содержащим его имя и титул, а также имя и титул его отца. Слова при этом сливались и переплетались, образуя витиеватую монограмму, которая чем-то напоминала форму распростертой ладони. Красиво оформленная тугра создавалась с помощью арабских букв, хотя текст ее мог быть на любом языке, использующем арабское письмо.

Selim_III

Тугра в обязательном порядке присутствовала на фирманах письменных указах османских султанов, подтверждая подлинность документов.

Ferman_Mahmud_I_1740

Вскоре тугра прочно вошла в государственный оборот и стала появляться не только на всех государственных документах, но также на деньгах, а позже – на банкнотах и почтовых марках.

1909turkey100piastres

Пять веков тугра была символом Османского владычества в Азии, Африке и Европе.

TURKEY 1 LIVRE OF 1912 AH 1331

По сути тугра – набор слов, который достаточно легко может озвучить любой, кто знаком с арабским алфавитом. Форма ее со временем стала строго регламентированной, а за исполнение брались только лучшие мастера каллиграфии.

Tugra_Mahmuds_II

Тугра состоит из 6 основных составных частей.

NEW_TUGRA

Навершие тугры – «туг» или вертикально стоящий флагшток-бунчук – символ власти у османских полководцев, их, как правило, бывало три. На флагштоках крепятся как знамена нисходящие декоративные элементы, похожие на бахрому – «зюльфе» (буквально в переводе с турецкого – локон) и «зюльфелер» во множественном числе.

_tug_bunchuk

Фундамент тугры – «кюрсю» (буквально – кафедра). Здесь, в основании тугры размещался основной текст: имя и титул правителя. Как правило, буквы очень сильно переплетались друг с другом и писались таким образом, что их верхние окончания становились тугами-флагштоками, а завершающие слова завитки превращались в каллиграфические кольца, обрамляющие тугру слева.

Колец было два: большое внешнее кольцо «дыш бейзэ» (буквально – внешний овал) и маленькое внутреннее кольцо «ич бейзэ» (буквально – внутренний овал). Линии этих колец размашистыми петлями раскрывались в левой части тугры, проходили сквозь нее и соединялись на правой стороне тугры, завершая таким образом композицию линиями отдаленно напоминающими клинок – оттого и их название «ханчер» (буквально – кинжал) и «коллар»– оружие.

А еще османские идеологи придали некоторым чертам тугры политическую подоплеку.

__tugra

Так считалось, что три верхних флагштока тугры османского султана символизируют владычество Османской империи над тремя континентами и ее суверенитет в Африке, Европе и Азии.

Большое внешнее кольцо тугры символизировало право собственности Османской империи на весомую часть побережья Средиземного моря и многие его острова, а маленькое внутреннее – право собственности Османской империи на Черное море.

Верхняя линия правого кинжаловидного конца тугры обозначалась как границы халифата, а нижняя – как официальные границы Османской империи.

Основание тугры ассоциировалось с данным свыше успехом османских султанов.

Вот такая мудреная философия и политика были зашифрованы в этом старинном знаке, пережившем не одно столетие.

tugra_fatih_sultan_mehmed

Кстати, подделка тугры каралась в Османской империи смертной казнью.

Интересен тот факт, что даже российские государи, вплоть до Петра I, имели подобные тугры для скрепления грамот и посланий, предназначенных мусульманским правителям.

TUGRALAR

Всего известно 35 тугр османских падишахов (тугра султана Османа I Гази либо не сохранилась, либо вовсе не существовала) – и все они настоящие произведения искусства. Особенно прекрасна тугра знаменитого султана Сулеймана I Великолепного.

_Tughra_Suleiman

35-я тугра последнего 36-го османского султана Мехмета IV Вахидеддина была отчеканена на последней монете Османской империи в 40 пара или 1 куруш в 1336 году по хиджре (1920).

Но история тугры не закончилась с уходом султанов. Этот символ стал очень популярным. Собственная тугра появилась даже у Стамбул

__Istanbul_Tughra

Сейчас мастера искусно писать умудряются делать для любителей каллиграфии персональные тугры, не только используя арабские буквы, но и применяя латиницу. К слову на латинице тугра выглядит не столь изящно как в классическом варианте.

basmala_tugra_
lailaha_shahada_tugra

В форме тугры каллиграфы нередко пишут такие исламские символы веры ка басмала бисмиЛляхи-р-рахмани-р-рахим «во имя Бога, Милостивого, Милосердного» шахада ашхаду ан ля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллахи «свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха» салават фразу, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада салляллаху аляйхи ва саллам «да благословит его Аллах и приветствует».

salavat_tugra

В некоторых странах до недавнего времени на монетах чеканилась тугра с названием государства, например, в Египте (Арабская Республика Египет (جمهورية مصر العربية‎‎) Джумхурийят Мыср аль-Арабий и Пакистане (Исламская Республика Пакистан اسلامی جمہوریہ پاکِستان Ислами Джумхурийе Пакистан).

5 piastres Egypt 1984 Pyramids Tughra_Pakistan 1 pice Tughra

А в венгерском городе Сигетвар, во время осады которого в 1566 году умер турецкий султан Сулейман I Великолепный даже установлен памятник ему и его тугре.

Park_of_Hungarian_Turkish_Friendship_Szigetvár

Мурад АХМЕДОВ

Тугра Махмуда II, элементы показаны в порядке выписывания; цветом указано их значение по словам: «Махмуд хан, сын Абд ал-Хамида, победоносный навеки»

Тугра (тогра; араб. طغراء‎‎, тур. tuğra, осм. طغراء‎ — tuğra, крымскотат. tuğra) — персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Со времени улубея Орхана I, прикладывавшего к документам оттиск ладони, погружённой в чернила, вошло в обычай окружать подпись султана изображением его титула и титула его отца, сливая все слова в особом каллиграфическом стиле — получается отдаленное сходство с ладонью. Оформляется тугра в виде орнаментально украшенной арабской вязи (текст может быть и не на арабском языке, но и на персидском, тюркских и др.).

Тугра ставится на всех государственных документах, иногда на монетах и воротах мечетей.

За подделку тугры в Османской империи полагалась смертная казнь.

Русские цари, вплоть до Петра I, имели в дипломатическом арсенале именные тугры для закрепления грамот и посланий владыкам мусульманского Востока[1].

Тугры османских султанов

  • Элементы тугры

  • Gate of Felicity Topkapi Istanbul 2007 detail 003.jpg

  • Port Gate tughra.jpg

Примечания

  1. Вера Постнова Золотое Перо восточной каллиграфии Независимая газета 2005-04-04

См. также

  • Тамга
  • Подпись

Ссылки

  • Ottoman Sultan Tughras
  • Tughra of the Ottoman Sultan Mahmud II
  • Tughras of the Ottoman Sultans (битая ссылка)

Тугра ( Османская
طغرى / را
İA ura, pl. uġrāwāt , современное турецкое написание: tuğra , IPA [ tuːra ]) — это имя османского султана , которое — сравнимо с собственноручной подписью и печатью западных правителей — написано от руки и нарисовано, но также рельефно и механически воспроизведено как имперский знак султана.

Происхождение термина

Махмуд аль-Кашгари назвал в XI веке в своем Dīwān Lugat at-TurkСобрание диалектов тюрков») огузский термин туграх для печати (шаби) и подписи (таути) правителя огузов (малик) . Форма тугра может быть объяснена отсутствием гортанного огузского окончания gh, распространенного в османском языке . Махмуд аль-Кашгари знает также глагол туграгланмак (по отношению к документу это означает получить туграх ). Это соответствует арабскому tagh-gharaположить на него тугру »), засвидетельствованному Мухаммадом аль-Макризи в 1270 году . Об этимологии слова туграх Махмуд аль-Кашгари говорит только: «ва-ла адри аслаху» (« Я не знаю его [слова туграх ] происхождения»). Исходя из этого, можно предположить, что тугра имеет турецкое происхождение, но первоначальное значение не известно.

Дальнейшие этимологические объяснения тугры относятся к легендарной птице тугри или к арабской турре (верхний край документа). Рассматривалось происхождение tur-gha (y) («да будет так») или doghru («правда») и связь с тугом , конским хвостом как знаком ранга османов.

Текст и форма османской тугры

Османская тугра в своей классической форме XVI века сочетает в себе имена османского правителя и его отца с титулами, заимствованными из персидских и монгольских, а также арабских слов и использует арабское письмо . Его можно отнести как к османской, так и к арабской каллиграфии .

От первого сохранившегося простого Тугра Орхана Газиса до великолепного Тугра Сулеймана I можно описать постоянное развитие. Тугры содержат все больше и больше текста и, особенно после Баязида II, становятся все более и более сложными. В то же время их размер увеличивается с примерно 7 см в ширину у Орхана Гази до примерно 40 см у Сулеймана I, что соответствует ширине документов, в которых они использовались. Их объединяет то, что слова текста переписываются друг с другом в соответствии с каллиграфическими критериями.

Линейка Оригинальный и транслитерированный текст Тугра перевод
Орхан Гази اورخان بن عثمان / Orḫān b. ʿOs̲mān Орхан, сын Османа
Баязид И. بايزيد بن مراد خان / Байезид б. Мурад Хан Баязид, сын хана Мурада
Мурад II مراد بن محمد ان مظفر / Мурад б. Meemmed Ḫān muẓaffer Мурад, сын хана Мехмеда, победил
Мехмед II محمد بن مراد ان مظفر دائما / Meḥemmed б. Мурад Шан мушаффер данима Мехмед, сын хана Мурада, всегда побеждал
Селим И. سليم اه بن بايزيد خان المظفر دائما / Selīm-şāh b. Байезид Шан эль-Мудаффер Датима Шах Селим, сын хана Баязида, всегда побеждающий
Сулейман И. سليمان شاه بن سليم شاه خان المظفر دائما / Süleymān-şāh b. Селим-шах Шан эль-Мугаффер Датима Шах Сулейман, сын Шах-хана Селима, всегда побеждающий

Тугра читаются снизу справа вверх слева, но возможны небольшие перерывы в последовательности.

Обособленный текст Тугра Сулейман I.

Тугра Султан Сулейман И.

Тугра следующих султанов отличается от стандарта тугры Сулеймана только тем, что титулы şāh и on отца и сына иногда назначаются по-разному или отсутствуют, и, как и в случае с Мехмедом В. Решадом, добавлено отличительное дополнительное имя. Кроме того, некоторые тугры содержат графически определенные дополнительные линии. Дизайнер редко добавлял свое имя в тугра.

Классификация отдельных частей

Классификация отдельных частей тугры (по словам Пола Виттека — не все эти термины применялись к тугра во времена Османской империи):

  • sere («ладонь»), собственно эмблема с названием
  • бейзэ («яйцо, овал»), петли
  • туг (« Россшвайф », букв. «пучки»), вертикальные полосы с zülfe («кудри»), изогнутый конский волос.
  • ançer (кинжал) или ol (рука), длинные линии справа

Развитие каллиграфической формы Османской Тугры началось с Тугра, Орхан Газис и Мурад I (справа). Их сравнение показывает развитие овальных форм, позже названных Бейзе . Арабские буквы Nūn все больше изгибаются к овалу Beyze . Вертикальные линии гласных ( Алиф ) , переданные в «а» , «о» и «U» , могут быть переосмыслены от 1348 года , как валы Туги , снабженных скобками из в качающемся конском волосе.

Тот факт, что форма Тугра происходит от руки якобы неграмотного султана Мурада I , окуненной в краску и использовавшейся в качестве штампа в 1365 году , возник из легенды, которая, вероятно, возникла в Рагузе ( Дубровник ) и до сих пор не подтверждена.

Функция и использование османской тугры

Тугра султанов на документах

Использование османской тугры хорошо известно из многих сохранившихся документов, в отличие от использования ее возможных моделей, огузских и сельджукских тугр и тюленей (дамга) , о которых упоминается очень мало.

Ферман Султан Махмуд I, особенно богато освещенная тугра (1741 г.)

Османская тугра была прежде всего стилизованным праздником рук (официальное, первоначально написанное от руки имя) османских султанов. Он придавал силу имперским буквам, как печать, и удостоверял их. Тугра на нем были — в зависимости от предпочтений султана и его времени, а также важности события и адресата — просто выполнены (слева) или написаны драгоценными цветами или окрашены и великолепно подсвечены (справа).

Хорошая сохранность многих тугр объясняется тем, что их документы были в основном свернуты, а иногда складывались и хранились в шелковых мешках или шкатулках. Некоторые особо богато освещенные учредительные документы (ваḳфие) были защищены в виде сборников страниц или переплетены в твердые обложки.


При жизни султана Сулеймана I было выпущено около 150 000 документов, и почти всегда, в основном в головной части, с его формулой, которая оставалась такой же, как обычно. Считается, что очень немногие тугры воспроизводятся механически. Имперское значение тугра иногда обозначается примечанием под тугрой : tevḳīʿ-i refiʿ-i hümāyūn («Возвышенный, славный знак»), nişān-ı şerīf-i ʿālī-şān-ı sulṭānī («Благородный султан», «), Ṭuġra-yı arrā-yı sāmī-mekān-ı āānī (» Высокопоставленный просвещенный Тугра Великого хана «) или alāmet-i şerīfe (» Благородный знак «). К некоторым буквам добавлено ʿalāmet-i şerīfime iʿtimād ılasızМожете ли вы доверять моему имперскому знаку»). Иногда тугра не включалась в указы, адресованные адресатам в столице.

Тугра и подпись (внизу справа) Нишанси Тевкики Кафер на отрывках из Мюльк-наме султана Мехмеда IV (1662 г.)

Случаями для имперских писем были, например, фонды, назначения, продвижения по службе, дипломатические посольства, удостоверения подлинности, передача недвижимого имущества, урегулирование споров, то есть все виды указов. Документы в основном были написаны на османском турецком языке, стилизованном под разные стили. Исключениями были оригиналы некоторых учредительных документов, составленные на арабском языке, и письма арабоязычным правителям и знатным деятелям, а также коренным санджакбекам арабоязычных провинций.

Соответствующий Нишанчи был ответственным за заявление тугров , которые после возведения Нишанчи на пост главы имперской канцелярии и участника Дивана должны были быть ученым, если возможно, профессором медресе, согласно закону Мехмеда II . Обычно он рисовал тугра в своем кабинете или в Диване, или рисовал их там. Также он часто подписывал фермана в качестве свидетеля в тугре. Считается, что он звал помощников, которые часто были высокого ранга, учитывая обилие возникающих писем. К концу 18-го века Нишанчи могли делегировать прикрепление тугр специально нанятому Шугракешу (также называемому Шуграки , Шугра-нюви или Тевтиги ). Это или Нишанчи использовали осветитель для тщательно разработанных тугр . Обычно тугра прилагалась, когда документ был окончательно написан. Однако по наущению султана Нишанчи также могли добавлять Тугры к пустым письменным листам, чтобы указы, которые стали необходимы быстро за пределами столицы, могли быть немедленно отправлены . Затем представителю султана, например одному из визирей , было дано право составить постановление прямо на месте и написать его под сборной тугрой. То же самое происходило, когда султана не было в Стамбуле и требовались указы. Самовольное написание или раскрашивание тугры каралось смертью.

Тугра султанов на зданиях и внутри них, а также на монетах и ​​других предметах

Джозеф фон Хаммер-Пургшталл сообщил, что в 1804 году он увидел «Тугра, то есть замысловатое имя султана Урчана, высеченное на камне» над воротами разрушающейся мечети в Изнике , построенной «Урчаном» (Орханом Гази) , но сегодня это уже не так. можно проверить.

Несомненно, тугры были прикреплены к зданиям и в них в качестве символов и украшений , особенно с 18 века . Например, султан Махмуд II. Тугра (см. Выше) был прикреплен в виде скульптуры вместе с печатью царя Соломона на видном месте, а именно над Михрабом мечети Яшар Мехмед-паша в Приштине, которая была построена в 1834 году .


Библиотечная печать Махмуда I.

На более поздних этапах строительства сераля Топкапы в Стамбуле туграсы использовались на зданиях и в зданиях как украшения и как имперский символ. Примером этого является тугра справа от входа в «Ворота блаженства» (Bāb-ı saʿādet) , которые были перестроены в стиле рококо в 18 веке .

Абдулхамидс II. Тугра находится у Немецкого фонтана в Стамбуле, который немецкий император Вильгельм II построил в 1900 году. Медальоны, которые были вырезаны внутри купола над восемью концами колонн в виде мозаики, попеременно показывают тугуру Абдулхамида II и монограмму Вильгельма II.

Самые ранние известные османские монеты с тугрой происходят от Мурада I и от эмира Сулеймана (бин Баязида), который был провозглашен султаном в Адрианополе во время Междуцарствия (1402–1413) и был задушен в 1410 году от имени своего брата Мусы. После него у других султанов время от времени были монеты, отмеченные своими туграми, все чаще, начиная с Мехмеда II и позже, и регулярно, начиная с Сулеймана II. Около 1700 года различные османские золотые дукаты даже назывались «туграли». Аверс (голова) монеты в современном турецком языке называется «турой», даже если на ней больше нет тугра.

Библиотечные печати, которые были отпечатаны на книгах и сочинениях, подаренных султаном, также содержат тугру. Они использовались в библиотеках усадебных фондов (Vakıflar). Примером этого является библиотечная печать Махмуда I, которая, помимо тугры, содержит цитату из Корана из суры 7:44.

На протяжении веков тугра соответствующего правящего султана снабжала множество официальных, полуофициальных и личных вещей, таких как надгробия, медали, флаги, почтовые марки, оружие, седельные повязки и утварь из дома султана.

Тугра и аналогичные подписи сановников и членов семей султанов

Праздники сыновей Орхана Гази (1324 г.)

Переносные Искендер-Хусейнские пасхи (1516 г.)

Подписи линейные и типа Pençe и Tughra (1404 г.)

Самые старые османские подписи, похожие на тугры, называемые Pençe («фестивали рук»), находятся на краю Vaḳfiye 1324 года, на котором также есть самые ранние Tughra Orhan Ghazis (см. Выше). Эти Пенче происходят от сыновей Орхана Султана б. Орхан, Сулейман б. Орхан и Ибрагим б. Орхан, который выступал свидетелем вместе с другими людьми.

Позже сановники , такие как визири и sandjakbeys или Sheikhul ислам также наделили их письмо с пенсами . Обычно его добавляли по краю и поворачивали на 90 °.

Во-первых, скорректированные Pençe визирей с Beyze , Hançer и случайной формулой «Muzaffer dā’imā» Sultanstughras (слева). Однако в XVII веке им была придана новая стандартизированная форма, в которой отсутствуют бейзы и, таким образом, можно значительно отличить от тугр султанов. Эту новую форму можно увидеть на одном из самых известных писем с пером османского сановника, просьбе великого визиря Кара Мустафы Паши сдаться венским властям во время Второй турецкой осады Вены в 1683 году (справа, см. Также ниже тугра крымскотатарского хана Мурада Гирей).

Переход от линейной подписи к Pençe и Tughra передан подписями свидетелей на Vaḳfiye от 1404 года (справа).

Тугра с имперскими притязаниями использовала Джема , сына Мехмеда II. В качестве Сандшакбея Карамана в мае 1481 года, примерно через две недели после смерти его отца, султана Мехмеда II, тугра называет его «Джем б. Meḥemmed ān muẓaffer dāʾimā ». Он расположен на фермане, в котором Джем просит кади и санджакбеев соседних провинций поддержать его и, как он заверяет, дать ему деньги, на которые он имеет право от последнего сбора налогов его отца. Ему нужны были деньги, чтобы бороться за власть со своим братом Баязидом, который победил его и стал султаном Баязидом II.

Также у некоторых сыновей султана ( шехзаде ), которыми управлял Санджак , были свои тугры. Это задокументировано для сыновей Баязидов II Шехин-Шаха, Ахмеда, Алем-Шаха и Коркуда, а также для Сулеймана I как Шехзаде и его сыновей Мехмеда и Баязида. Сыновья Сулеймана даже нанимали собственных Нишанчи . От Шехзаде Мехмеда известно, что он пометил код великолепия своего владения печатью, сравнимой с печатью Султанштуграса. Однако ширина этой печати была всего 22 мм.

К концу 19-го века сыновья султана, дочери султана и королевские матери стали обычным делом носить свои собственные знаки отличия в виде тугры, которые они иногда создавали сами. Форма этих знаков отличия была основана на туграх султанов, но также отражала современные вкусы из-за их близости к историзму (использование старых арабских шрифтов, таких как куфи ) и европейскому ар-нуво . Их использовали, например, на конвертах.

После его смещения султана и его назначения халифом с 1922 года до отмены халифата в 1924 году Абдулмеджид II потребовал своего собственного халифа тугра.

Законодательный запрет на османскую тугра

Герб с тугрой, снятый со здания и доставленный в музей Топкапы.

В середине 1927 года Закон № 1057 предусматривал удаление Тугра, а также османских гербов и надписей с государственных и общественных зданий на территории Турецкой Республики. Тугра из государственных и городских построек пришлось размещать в музеях. Если при демонтаже художественная ценность подвергается опасности, тугры следует накрыть на месте. Право принятия решений по соответствующей процедуре принадлежит Министерству культуры. Основная цель этого закона заключалась в том, чтобы убрать из публичного доступа те тугры, которые когда-то были установлены для обозначения османского правления.

Поскольку имперские здания, такие как Топкапы Сераглио или Тюрбены правящих семей, были преобразованы в музеи, тугра там не подвергались опасности. За пределами Турецкой Республики туграм удалось частично выжить на территории бывшей Османской империи, например, у ворот порта в Белграде.

Появление тугра за пределами Османской империи (выборка)

Тугра Караманоглу Дамад II Ибрагим-бек (1432 г.)

Сефевид Тугра шаха Аббаса II (1664)

Тугра — хан Мурад Гирей (1683)

Монгольский Дамга в тексте ильхана (1292 г.)

Тугра султанов Рам-Сельджуков не известны. Известна только одна подпись султана Кая Хосрау II , которая выполняла сопоставимую императорскую функцию. Ваш текст, написанный большими красными буквами, будет просто «Султан».

После падения сельджуков правители Анатолийских Эмиратов ( Бейлик ), а иногда и их сыновья использовали ярко выраженные тугры. Это относится не только к ранним османам, но и к Караманогуллары , Саруханогуллары , Чандаро Чуллары и Айдыногуллары . Примером этого является тугра Караманоглу Дамада II Ибрагим-бея по грамоте об основании от 1432 года (слева). Четыре Beyze , шесть Tugh и имена четырех поколений в Sere необычны . В некоторых Бейликах чеканились также монеты с тугрой.

В XIV и XV веках египетские мамлюки использовали тугра, отличавшуюся от османского шрифта. Буквы мамлюкских султанов не переплетались, как это было у османов, а по существу следовали одной горизонтальной линии письма. Вполне возможно , что мамлюки захватили использование тугра со стороны сельджуков и ‘alāma со стороны халифов Фатимидов . Горизонтальную линию и высокие стержни букв Мамлюк Тугра можно найти, например, в более поздних каллиграфических изображениях мусульманского вероучения.

Путешественник Жан Шарден сообщил в 1686 г. (немецкий язык 1687 г.) о туграх сефевидского шаха Аббаса II в полученном им защитном письме (похожее на верхнее правое):

« Фигурка […] называется Ничан / такая же, как отметка и подпись / […] / Секретарь и секретный писатель /, чтобы выдавать такие патенты и подписывать себя впоследствии / знает, как сделать характеристики такими точными и ясными / как если бы они были нарисованы линейкой. Заголовок и подпись состоят из разноцветных букв […] »

Кроме того, тугра использовалась как эмблема ханами крымских татар с конца 16 века, особенно в 17 веке . Тане, которые в то время должны были платить дань Османской империи, в большинстве случаев использовали тугры, которые больше походили на пенсу османских сановников. Это особенно ясно видно в туграх Тана Мурада Гирея (вверху справа) в приказе от 1683 года к «знатным, высоким и низким и всему населению» города и крепости Винер-Нойштадт , в котором Хан требовал денег, лошадей и соболя. . Его тугра и письмо очень напоминают пенсу и письмо о капитуляции великого визиря Кара Мустафы Пасхи от 1683 года (см. Выше).

Особенность представленной ниже русской тугры, которая находится на письме о дружбе от Ивана V и Петра Великого от 1695 года, заключается в том, что на ней пять тугов вместо трех османских (которые также служат Алиф или Лам ) и логово вместо имени правителя. Надпись «بعناية رب العالمين»(« На попечении владыки мира »), относящегося к Богу (сура 1).


Тугра также использовались Моголами и пуштунами . Изображен Mogul тугра напоминает марок ( damga или аль-тамга ) от ильХан , которые были даны им Хубилая , монгольского правителя династии Юань. В литературе они упоминаются как возможные модели османских тугр.

Между прочим, различные стили тугра нашли свое место в благочестивой каллиграфии для написания стихов из Корана и других религиозных текстов в разное время, комнаты и сценарии; ареал распространения простирался до Бенгалии .

Пакистанская монета с тугрой

В некоторых исламских странах были и есть марки и монеты с названиями государств в стиле тугра. Примером этого является монета из Пакистана 1965 года, то есть до отделения Бангладеш . На обороте тугра со словами на урду.پاکستان / Pākistān иحكومت / ḥukūmat  / ‘правительство’ включены. Кроме того, эти два слова также можно прочитать на бенгальском языке и шрифте .

В современном искусстве стиль Тугра эмансипировал себя и стал творческой средой для очень разного содержания и заявлений. Тугра также можно найти в некоторых мечетях Германии, например, в фойе и молитвенной комнате мечети Исламского форума в Пенцберге.

Смотри тоже

  • Арабская каллиграфия
  • арабский язык
  • Османский язык

литература

  • Франц Бабингер : Великая тугра: вклад в историю османской системы документов . Специальная печать, Лейпциг, 1925 г.

  • CE Bosworth , J. Deny, Muhammad Yusuf Siddiq :
    Tughra (t.) . В: Энциклопедия ислама, второе издание . Под редакцией: П. Бирман, Т. Бианкис, К. Э. Босуорт, Э. ван Донзель и В. П. Генрихс. Том X, Brill, Leiden 2000, ISBN 90-04-11211-1 .
  • Клаус Бриш (изд. И переводчик): Сокровища из Топкапы Сераглио: эпоха Сулеймана Великолепного . Берлин 1988 г.
  • Жан Дени: Тугра . В Мартинус Т. Хаутсма (ред.): Первая энциклопедия Ислама Э. Дж. Брилла: 1913-1936 . Photomechan. repr., Leiden n.d. (английский)
  • М. Угур Дерман: Печать султана: османская каллиграфия из музея Сакып Сабанджи . Гуггенхайм, Берлин 2001, ISBN 0-89207-243-1 .
  • Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин: Vakfiye tuğraları . Анкара 2004 (турецкий и английский)
  • Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин, Сиддик Чалык: Selçuklu ve beyliklerde vakfiye tuğraları . Анкара 2005 (турецкий и английский)
  • Эрнст Кюнель: Исламское письмо . Грац 1972
  • Айшегюль Надир (ред.): Osmanlı Padişah Fermanları. Императорские османские ферманы . Лондон 1986 (турецкий и английский)
  • Суха Умур: Osmanlı padişah tuğraları . Стамбул 1980 (турецкий)

веб ссылки

  • Обширная страница со сборниками всех султанштур
  • Карлсруэ Турецкая добыча: Тугра
  • Веб-сайт Османской империи: Тугра в записях

Ссылки и комментарии

  1. ^ Бабингер, Лейпциг 1925.

  2. б с д е Жан Отклонить, Leiden о. J.
  3. аль-Каштари: Диван Лунат ат-Тюрк. Том 1, Mabaʿa-i mire, Стамбул 1333 (1915), стр. 388.
  4. Махмуд аль-Кашгари: Сборник тюркских диалектов (Диван Лугат ат-Тюрк) . Турецкие источники VII. Часть I-III. Гарвард: Типография Гарвардского университета, 1982–1985 гг.
  5. ^ Ayşegül Надир, Лондон 1986, стр. 27, 59.
  6. Суха Умур, Стамбул 1980.
  7. Айшегюль Надир, Лондон, 1986, стр. 11-14.
  8. a b c d e f g «b.» Воспроизводится в научной литературе как «bin», «ben» и «ibn»; «Мудаффер» и «эль-мугаффер» также встречаются как «мудаффар» и «аль-мудаффар»; «Дайма» часто адаптируется к арабской грамматике и пишется как «дайман».
  9. Клаус Бриш, Берлин 1988, с. 76.
  10. ^ Пол Wittek: Заметки сюр ла turgha ottomane. В Byzantion XVIII, Брюссель, 1948, с. 314.
  11. а б в Исмет Кетен и. Мехмет Нури Шахин, Анкара 2004, стр.25.
  12. ↑ Как рассказал Джозеф Хаммер-Пургстолл в « Истории Османской империи» . Первый том, Пешт, 1827, стр. 173, см. Также Иоганн Христиан фон Энгель: История Свободного государства Рагуза . Вена 1807, с. 141.
  13. ^ Бабингер, Лейпциг 1925, стр. 189f. После этого, сопоставьте три средних пальца большого пальца Хансера , «dā’imā» — мизинец, а Sere — ладонь. Соответственно, Мурад I использовал бы левую руку, которая считается харамом .
  14. ^ Шейла С. Блэр: Исламская каллиграфия . Эдинбург, 2006 г., перепечатано в 2007 г., стр. 270-273.
  15. Самыми ценными цветами были золотой ( золотой порошок, смешанный с лимонным соком , шафраном , водой и гуммиарабиком и отполированный рогом или слоновой костью после письма ) и синий (сделанный из молотого лазурита ). См. Ernst Kühnel: Islamic Writing . Грац 1972, с. 83.
  16. Стамбул — Город и султан . [Каталог выставки], Амстердам 2006, каталожные номера 248 ед. 250.
  17. Клаус Бриш, Берлин 1988, каталожный номер 11.
  18. Стамбул — Город и султан . [Каталог выставки], Амстердам 2006, каталожные номера 143.
  19. Йозеф Матуз: Свидетельства правителей османского султана Сулеймана Великолепного Хронологический справочник. Фрайбург-им-Брайсгау 1971 г. и юридическая фирма Süleyman des Magnificent . Висбаден 1974.
  20. Было принято сохранять текстовую формулу. Только Мустафа III. изменил текст своей тугры во время своего правления. Он поменял титул Хан на титул шах . См. Суха Умур, Стамбул, 1980, стр. 268 f.
  21. Термины tevḳīʿ (с араб.توقيع), nişān (от персидскогоنشان) и alāmet (с арабскогоعلامة) являются синонимами слова тугра .
  22. Краткое введение в османскую документацию и дипломатию .
  23. ^ Иосиф Matuz: На языке документов Сулеймана Великолепного. В Акта Ориент. Подвешенный. XXVI (2–3), 1971, страницы 285–297 freidok.uni-freiburg.de (PDF)
  24. Клаус Бриш, Берлин 1988, с. 77.
  25. Ayşegül Nadir, London 1986, p. 14 f.

  26. Так же, как Нишанчи прошел путь от
    изготовителя знаков отличия до главы канцелярии османов, писец тугра также стал государственным секретарем у сельджуков, что отражено в имени персидского физика, астролога и алхимика Мухайяда ад-Дина Абу Исмагила аль-Хусайна. Шуграни, который в начале XII века занимал второе место в администрации сельджуков. См. Также en: Аль-Туграй .
  27. Пример: Йозеф Матуз: необычный титул османского великого визиря . (PDF; 3,7 МБ).
  28. ^ Бабингер, Лейпциг 1925, стр. 195.
  29. ^ Бабингер, Лейпциг 1925, стр. 191 ф.
  30. Османские монеты и Франц Бабингер, Лейпциг, 1925, пластина 105.
  31. Османские монеты .
  32. ^ Бабингер, Лейпциг 1925, стр. 192.
  33. ^ «Тура» в Тюрк Дил Куруму
  34. «тура» в Нисанянсозлуке
  35. Джозеф фон Хаммер-Пургшталл: Трактат о печатях арабов, персов и турок: (представлен в историко-филологическом классе 9 марта 1848 г.). Вена 1850 г., стр. 10 ф. Интернет-университет и государственная библиотека Саксонии-Анхальт
  36. Файл: Османская могила, Стамбул, март 2008 г., pano.jpg .
  37. Файл: Gallipoli-star-BBen Co..jpg .
  38. Файл: Timbre Ottoman 1901 20paras bright.jpg .

  39. Dagger нож с ножнами ( Memento из в оригинале с 13 июня 2008 года в Internet Archive )
    Info: архив ссылка была вставлена автоматически и еще не была проверена. Проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями, а затем удалите это уведомление. . 


  40. тугра на ножнах для метания вертела ( Memento из в оригинале с 29 июня 2008 года в Internet Archive )
    Info: архив ссылка была вставлена автоматически и еще не была проверена. Проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями, а затем удалите это уведомление. . 


  41. Обильного седла ткань ( Memento из в оригинале с 13 июня 2008 года в Internet Archive )
    Info: архив ссылка была вставлена автоматически и еще не была проверена. Проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями, а затем удалите это уведомление. . 
  42. Стамбул — Город и султан . [Каталог выставки], Амстердам 2006, каталожный номер 199 (кресло 18 века), каталожный номер 119 (штамп для пастилок, конец 18 века).
  43. М. Угур Дерман: Печать султана. Османская каллиграфия из музея Сабанджи, Университет Сабанджи, Стамбул . Берлин 2001, с. 9.
  44. Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин и. Сиддик Чалык, Анкара, 2005.
  45. Суха Умур, Стамбул, 1980, стр. 133-143 u. 78-80.
  46. A b Franz Babinger, Leipzig 1925, p. 196 и пластина 105.
  47. ^ Фридрих фон Краелиц-Грайфенхорст: Исследования Османской доктрины документов. I. Праздники рук (Penče) Османской империи. Визири. В сообщениях по османской истории . Том II 1923-1926, Neudruck Osnabrück 1972, стр. 257-268 u. Таблица I-III.
  48. Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин и. Сиддик Чалык, Анкара, 2005 г., стр.144.
  49. Файл: Ферман Джем Султан.jpg .
  50. Ayşegül Nadir, London 1986, p. 38 f.
  51. Суха Умур, Стамбул 1980, стр. 133-143, 155f и 161–167.
  52. Фридрих фон Краелиц-Грайфенхорст: Тугра османского принца. В: Mitteilungen zur Ottoman Geschichte , Vol. 1, Vienna 1922.
  53. Фридрих фон Краелиц-Грайфенхорст: Тура османских князей. В сообщениях по истории Османской империи . Том I 1921-1922 гг., Перепечатка Оснабрюк, 1972 г., стр. 167 f.
  54. a b antikalar.com Mektup Kâğıtlarındaki Sultan ve ehzade İnisyalleri.
  55. Закон № 1057 от 28 мая 1927 г. об удалении всех тугр и надписей на государственных и общественных зданиях на территории Турецкой Республики, РГ № 608 от 15 июня 1927 г .; Türkiye Cumhuriyeti Dahilinde Bulunan Bilumum Mebanii Resmiye Ve Milliye Üzerindeki Tuğra Ve Methiyelerin Kaldırılması Hakkında Kanun ( Wikisource ).
  56. Файл: Port Gate tughra.jpg .
  57. Дамга служит здесь для удостоверения вставки новых страниц указа. Об этом свидетельствует изменение цвета под дамгой. См. Шейла С. Блэр: Исламская каллиграфия . Эдинбург 2006 г., перепечатано в 2007 г., стр. 272 ​​f.
  58. Сравните с этим макили Ахмада Карахисара около 1550 года.
  59. Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин и. Sıddık alık, Ankara 2005, p. 40 и 66.
  60. Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин и. Сиддик Чалык, Анкара, 2005 г., стр. 30 f.
  61. Текст Тугра: «Ибрахим б. Мемед б. ʿАлах ад-Дин б. Aramān » . См. Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин и другие. Сиддык Чалык, Анкара, 2005 г., стр.
  62. Исмет Кетен, Мехмет Нури Шахин и. Сиддык Чалык, Анкара, 2005 г., стр.
  63. Изображения монет у Франца Бабингера, Лейпциг, 1925, лист 105, 7-10.
  64. Файл: Mamluk tughra.jpg .
  65. ↑ Сравните с тугрой из Дели 1325 года .
  66. ^ Шейла С. Блэр: Исламская каллиграфия . Эдинбург 2006 г., перепечатано в 2007 г., стр.206.
  67. ^ Бабингер, Лейпциг 1925, стр. 192 ф.
  68. ср. Кредо изображал османский каллиграф Эс-Сейид Мехмед Нури (19 век).
  69. ^ Бабингер, Лейпциг 1925, сноска 27.
  70. Фридрих фон Краелиц-Грайфенхорст : Приглашение и вклад от татарина Хана Мурада Гираджа от 1683 г. в Wr. Нойштадт. В сообщениях по османской истории . Том I 1921-1922 гг., Перепечатка Оснабрюк, 1972 г., стр. 223 и далее. Таблица III.
  71. Сагит Ф. Файзов: Тугра и Вселенная. . Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах (Тугра я Vselennaja Mochabbat имя-я имя SERT krymskich Чанов я Prinčev v ornamentalnom, sakralnom я diplomaticeskom kontekstach [ German: тугра и Muhabbet вселенной. -имя и шарт-имя крымскотатарских ханов и князей в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контексте]) . Архив искусства, Москва 2002, рис.71 ед. 72.
  72. См. Также Джозеф фон Хаммер-Пургшталл: История Ильчанов, то есть монголов в Персии . Дармштадт 1842 г., оглавление: ключевые слова Сигель, Темга, Темгадски — и Йозеф фон Хаммер-Пургшталл: История Золотой Орды в Кипчаке, то есть: монголы в России . Pesth 1840, стр. 182 f, 218 u. 306
  73. Бенгальская каллиграфия См. Также работы родившегося в Судане Османа Вакиаллы ( воспоминание от 8 августа 2008 г. в Интернет-архиве ) 1980 г. и Хасана Мусы, 1951 г. рождения .
  74. ^ Шейла С. Блэр: Исламская каллиграфия . Эдинбург 2006 г., перепечатано в 2007 г., стр. 611 и сл.
  75. Эмма Мэджес: Письмо в современной сакральной архитектуре: мечеть в Пенцберге по сравнению с синагогой Охеля Якоба и Герц-Йезу-Кирхе в Мюнхене. Герберт Утц Верлаг, Мюнхен, стр. 22-25.
  76. Например, узнаваемый на заднем плане на стене на этой фотографии , сделанной во время визита Федерального президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера .

В исламской истории мастерство каллиграфии всегда считалось самым важным и ценным видом искусства. В отличие от христианской Европы, где в эпоху Ренессанса и позднее главными формами художественного выражения был портрет и другие виды живописи, в исламском изобразительном искусстве преобладали абстрактные формы, которые получили совершенное воплощение в архитектуре и каллиграфии. Одной из самых изысканных и сложных форм каллиграфии является тугра – рисунок, который османские султаны использовали в качестве своей подписи и печати.

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра Султана Махмуда II, цветом показаны различные элементы тугры

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Элементы тугры

Происхождение и форма тугры

Первая известная тугра османских султанов приписывается второму османскому владыке — султану Орхану, который правил с 1326 по 1362 годы. Она должна была демонстрировать официальный характер османского государства и подтверждать статус султана, служа его официальной подписью и печатью. Поэтому рисунок султанской тугры намеренно усложняли, чтобы предотвратить подделку и обеспечить аутентичность. Самые первые тугры служили печатями, их использовали на официальных письмах, указах и монетах.

Тугра должна была иметь совершенно особый вид. О происхождении ее формы есть разные предположения. Некоторые считают, что первые неграмотные предводители турок окунали большой, указательный, средний и безымянный пальцы в чернила и оставляли свои отпечатки на документе, который следовало заверить, поэтому тугра напоминает отпечаток ладони.

Как бы то ни было, она всегда имеет особую форму и содержит определенный набор элементов. Самая заметная часть тугры – «бейзе», («яйцо» по-турецки). Она выглядит как вытянутый влево овал. Бейзе состоит из двух дуг – внутренней и внешней, которые обычно представляют собой стилизованные буквы имени султана. Эти буквы формируют большую петлю, концы которой, в виде двух длинных изогнутых линий, вытянуты горизонтально вправо. Эти две дуги символизируют Черное и Средиземное моря, которые контролировала Османская империя в период своего расцвета.

Дуги пересечены тремя прямыми вертикальными линиями, которые обычно принадлежат буквам «алиф» (ا) или «лям» (ل) в имени султана. Ниже расположены волнистые линии, которые не обязательно изображают какие-нибудь буквы. Вероятно, что чаще всего они символизируют движение османов (и турок в целом) с Востока на Запад.

Внизу тугры находится ее основная часть, где на очень маленьком тесном пространстве стоит имя султана, его отца, многочисленные титулы и молитвы Аллаху о даровании султану победы и успеха.

Знаменитые тугры

Самые известны тугры в османской истории:

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра султана Сулеймана Великолепного (1520-1566 годы), считается одной из самых красивых и совершенных в османской истории

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Письмо султана Сулеймана французскому посланнику, скрепленное тугрой

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра Орхана I (1326-1362 годы). Одна из самых ранних, дошедших до нас

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра Абдулхамида II

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра Мехмеда II (1451-1482 годы)

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра Мурада III (1474-1595 годы)

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра Сулеймана II (1687-1691 годы)

Тугра – разновидность османской каллиграфии (ФОТО)

Тугра из дворца османских султанов Топкапы

Источник: Lost Islamic History

Информация о материале
Опубликовано: 25 апреля 2021
Просмотров: 15779

«Пётр великий сын Алексеевич, султан двух северов и хакан двух морей»

Тот, кто в последние годы посещал столицу Татарстана, наверняка встретился с таким
любопытным явлением, как тугра (от османского слова tuğra) – красочная композиция с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным
законам с помощью букв арабского алфавита.

Сегодня тугра на магните почти с любым
именем – популярный сувенир, который продаётся в магазинах Казани. Долгая история
этого символа хорошо иллюстрирует адаптацию древних знаков власти современной
популярной культурой и опосредованно – современной властью. Собственные тугры
созданы художниками для Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Рустама Минниханова… Сегодня возрождение традиции изготовления тугр – уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики. Мало кто знает, что свои тугры имелись
у некоторых русских царей, а у Петра I их было несколько… Но обо всем по порядку.

Тугры — османский символ российских царей и императоров

Древнее тюркское слово
тугра обозначало знак
правителя. В 70-е годы XI века
караханидский учёный Махмуд
Кашгарский составил на арабском языке свой знаменитый
«Свод тюркских слов», в котором
упомянул и слово туграк с таким
пояснением: «печать царя и подпись (монограмма) его. Огузское
[слово]. Тюрки его не знают, и я не
знаю его корень»1Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк (Свод тюркских слов): В 3-х томах. М., 2010.
Т. 1. С. 374.
. Использование тугры в официальной канцелярии относится к сельджукской
эпохе и связывается с султаном
Тогрулом. Происхождение этого
знака до конца не выяснено: это
было стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе, вероятнее всего,
лежал знак собственности – тамга
рода сельджук2Тишин В. В. К вопросу о происхождении тугры сельджукских султанов // Transcaucasica.
Южный Кавказ: история, религия, общество. М., 2016. Вып. 3. С. 175–188
.

Османские падишахи заимствуют тугру у сельджуков
и начинают использовать её
в собственной канцелярии. Отныне для каждого представителя династии при восшествии на
престол создается личная тугра.
Ею отмечаются султанские указы,
штандарты, оружие, строительные надписи, маркируются драгоценные металлы. (1)


1.Тугра османского падишаха Орхана I Гази.
1326 год. Надпись: «Орхан ибн Усман»

С начала XVIII века в Османской империи, помимо султанских тугр, начинают создаваться
каллиграфические композиции
в форме тугры, которые содержат имена Пророка Мухаммада
и четырех праведных халифов,
а также тексты хадисов3Keskiner Ph.B. Sultan Ahmed III’s Hadith-Tughra: Uniting the Word of the Prophet and the
Imperial Monogram // İstanbul Araştırmaları Yıllığı. No. 2, 2013.

или же
басмалы (арабской формулы
«бисмилляхиррахманиррахим» –
«Во имя Бога, милостивого, милосердного»).

В 1475 году под протекторатом
Османской империи оказалось
Крымское ханство. Многие будущие крымские ханы получали воспитание в столице империи. Блеск османского двора, пышные символы могущества падишахов не
могли не повлиять на крымских ханов – они выстраивали новый образ собственной власти, соединяя
в нём золотоордынские и османские черты. Тугра стала одним из
ярких символов, который пришелся в Крыму по вкусу. Ею украшали
ханские документы – ярлыки и дипломатические послания. Первая
крымская тугра появляется у хана
Сахиб-Гирея (1532–1551), который,
по всей вероятности, заимствовал
её у османских падишахов. Вплоть
до 1783 года тугра – непременный
атрибут власти крымских ханов. (2)


2. Тугра крымского хана Сахиб-Гирея. 1549 год.
Надпись: «Абу-л-Фетх ал-Гази Сахиб-Гирей хан.
Слово мое…» (Ярлык хана Сахиб-Гирея ТиляуБирди, 15 июля 1549 года; Государственный архив
Республики Крым, ф.49, оп.1, ед. хр. 6462, л. 37а)

Тугру крымским ханам изготавливали в Стамбуле и вручали
вновь назначенному претенденту на престол. Традиция её применения утвердилась не сразу.
На первых порах у преемников
Сахиб-Гирея мы видим, как колеблются очертания ханской тугры,
но вскоре она стала легко узнаваемым и непременным атрибутом
крымской канцелярии. (3)


3. Тугра крымского хана Мехмед-Гирея. 1578 год.
Надпись: «Мехмед-Гирей хан. Слово мое…»
(Ярлык хана Мехмед-Гирея Малик-паша-оглану,
1578 год; Государственный архив Республики
Крым, ф.49, оп.1, ед. хр. 6449, л. 8)

В Москве с османской тугрой
познакомились еще в 1498 году,
когда Михаил Плещеев привёз
османские грамоты падишаха
Баязида. В переводе некоего
«шемахинского муллы» текст
тугры читался так: «Великоименитой хумаюн птица Баезид султан Мухаммедевич»4 Сборник Русского исторического общества. Памятники дипломатических сношений
Древней России с державами иностранными. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Нагайскою Ордами и с Турцией. Т.I. СПб.,1884. С.244.
. До начала
XVII века в Москве не возникало
попыток создать в собственной
канцелярии подобие османской
или крымской тугры. Однако с воцарением первого царя новой
династии, Михаила Федоровича
Романова, для него создали первую «романовскую» тугру.

Любопытно, что примерно в то
же время тугры (вернее, псевдотугры) появляются и на православной периферии османского
мира – в Валахии. Молдавский господарь Стефан IX Томша (1611–
1615, 1621–1623), посаженный
на престол османами, в своей
канцелярии явно следовал турецким обычаям и использовал
кириллическую псевдотугру.

Напомним: Европа и Московская Русь были тогда охвачены
своеобразным «туркофильством»,
что выражалось в преклонении
перед своеобразно понятым политическим строем османов.
В Москве эти идеи получили развитие в сочинениях «Ивашки»
Пересветова (возможно, самого
Ивана Грозного). Именно у него
турецкий «царь Магмет-салтан
турской… дал суд во все царство».
Магмет говорит «сеитам своим
и молнам, и пашам, и абызам:
«Се есми праведен суд в царство
се ввел…»». Именно в сочинениях Ивана Пересветова перед
«правдой» рушатся конфессиональные различия: «Бог не веру
любит, правду». Это «туркофильство» не только коснулось политической мысли, но и сказалось
в заимствовании османской
моды и обычаев европейскими
соседями османов5 Егоров Д. Идея «турецкой реформации» в XVI в. // Русская мысль. 1907, № 7; Крымский А. Е. История Турции и ее литературы от расцвета до начала упадка. М., 1910.
Приложение. О «туркофильстве» Европы и Московской Руси XVI века.
. Именно через османское посредство тугры
появляются у крымских ханов
(может быть, даже и в Казани?),
а вслед за ними – у молдавских
господарей и русских царей.

Символ власти оказался востребован в Московском государстве как элемент, связывавший
правящий дом Романовых с золотоордынским миром (прежде
всего в дипломатической переписке). К изобретению царской
тугры привело не просто желание
подражать падишахам Стамбула
и ханам Бахчисарая. Основной
причиной было ведение Московским государством длительной,
обширной переписки с Крымским
ханством, Османской империей
и другими исламскими странами, где были знакомы с тугрой –
знаком власти. Московские цари
в своих устремлениях хотели быть
равными крымским ханам-чингизидам и для этого использовали
символы власти, понятные в исламском мире. «Когда это произошло, сказать трудно; первая
из сохранившихся российских
тугр относится к 1620 г., к времени царствования Михаила Федоровича»6 Фаиз Сагит. Тугра и вселенная. Москва–Бахчисарай: Древлехранилище, 2002. С.27. Московские грамоты
с царской тугрой направлялись
в Иран и Индию, Крымское ханство, в Хиву и Бухару. В Османскую империю послания с туграми
не отправлялись. Они писались
на русском языке – московские
приказные деятели, возможно,
не желали путать символику двух
разных традиций. Но есть и другой аргумент: в Москве не хотели
раздражать Стамбул, создавая
повод для обвинений в присвоении атрибута власти падишаха
и халифа.

Первые российские тугры
были опубликованы более полувека назад, однако публикаторы
считали их зашифрованными вариантами басмалы, что, конечно, для православных государей
было весьма нелогично77
См.: Русско-индийские отношения в XVII в. Сборник документов. М., 1958. С. 207, 363;
Русско-монгольские отношения 1607–1636 гг. Сборник документов. М., 1959. С.93.
. (4)


4. Тугра царя Михаила Федоровича Романова.
1620 год. (Мохаббат-наме царя Михаила
Федоровича; РГАДА, ф.123, оп. 4, ед. хр. 34)

В действительности все российские тугры XVII столетия безымянны: они включали только
богословскую формулу на арабском языке – «Милостью Владыки
миров». (5)


5. Тугра царя Алексея Михайловича. 1675 год.
(Грамота царя Алексея Михайловича падишаху
Аурангзебу с предложением об установлении
дипломатических отношений между Россией
и Индией, 28 февраля 1675 года; РГАДА, ф.
Посольский приказ. Сношения с Индией, 1675 г., д. 1)

До конца XVII века нам известны тугры Михаила Федоровича,
Алексея Михайловича и тугра,
украшавшая послания царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей
(1695 год). (6, 7)


6. Тугра царей Петра и Ивана Алексеевичей. 1695 год.
(Мохаббат-наме, Российский государственный
архив древних актов, ф.134, оп. 2, ед. хр. 46)


7. Тугра царей Петра и Ивана Алексеевичей.
1695 год. (Проезжая грамота, выданная
русскому купцу Семёну Маленькому на проезд
в Индию, Персию, Балх, Бухару и Хиву, 10 июня
1695 года; РГАДА, ф. Посольский приказ.
Сношения с Индией, 1695 год, д. 1)

Кто был исполнителем царских тугр? Работа по составлению
и переписке дипломатической документации велась в Посольском приказе, созданном в середине
XVI века. Там работали мастеракаллиграфы, выполнявшие тонкую работу по декоративному
оформлению царских посланий.
Начальные слова грамот, направлявшихся в Крым, поначалу
писали переводчики татарского
языка, но в 1646–1647 годах эту
работу поручили золотописцу
Григорию Антонову Благушину
(1646–1683)8Золотописцы в Посольском приказе оформляли красками, золотом и серебром дипломы
и грамоты, которые отсылались за рубеж с посольствами. См.: Беляков А. В. Служащие
Посольского приказа 1645–1682 гг. СПб., 2017. С. 168,166.
. Мы не знаем, кто
оформлял грамоту с тугрой Михаила Федоровича 1620 года Алтынхану. В грамоте с тугрой Алексея
Михайловича падишаху Ауренгзебу 1675 года также не упомянуто,
кто её писал.


«Пётр I у стен Дербента, 1722 год»
Художники Мурад и Мухтар Камбулатовы

Но в одном случае мы всё
же можем установить, кто был
исполнителем тугры. 10 июня
1695 года была составлена проезжая грамота, выданная русскому купцу Семёну Маленькому на
проезд в Индию, Персию, Балх,
Бухару и Хиву9РГАДА, ф. Посольский приказ. Сношения с Индией, 1695 г., д. 1.. На ней есть помета: «Такова великих государей
грамота проезжая писана татарским письмом. Лапа и государево именование по «московского»
писано золотом, а шаховы и хановы по «салтанов» писано золотом
же, а дело чернили. Писал переводчик Кадралей Сакаев, запечатана в лице государственною
большою печатью под кустодиею
с фигуры»10Русско-индийские отношения в XVII в. Сборник документов. М.,1958. С.363.. Кадралей Уразметьев
Сакаев, как и его брат Кучукай,
о котором нам известно больше,
происходил из кадомских татар
и служил во второй половине
XVII века в Посольском приказе
переводчиком11Беляков А. В. Служащие Посольского приказа 1645–1682 гг. СПб., 2017. С.328, 100. (7)

Вскоре российская царская
и императорская тугра обрела имя своего обладателя. Это
произошло в эпоху Петра I. Мы
знаем две тугры Петра. Обе
встречаются на одном документе – манифесте, опубликованном
в Астрахани 15 июля 1722 года
во время так называемого персидского похода. Императору
необходимо было обосновать
законность пребывания русских войск в шахских пределах.
«С этой целью Петр I издает специальный указ – манифест, в котором объясняет свои действия
как наказание взбунтовавшихся
подданных «нашего большого
друга и давнего приятеля соседа
… высокостепенного» шаха, также
за грабежи ими русских купцов
в Шемахе»12Россиядә беренче төрки-татар басмасы. Петр I нең 1722 елгы манифесты / Первое
тюрко-татарское печатное издание в России. Манифест Петра I 1722 года / Th e First
Turkic-Tatar printed publication in Russia. Manifesto of Peter I of 1722. Казан, 2010. С.23.
. Манифест был напечатан на трех языках – татарском,
турецком и персидском. Турецкая
печатная версия этого документа
дошла до нас всего в трех экземплярах (в собраниях РГАДА, ИВР
РАН и Берлинской библиотеки13Подробнее см.: Жуков К. А. Восточная титулатура Петра I в Астраханском манифесте
от 15 июля 1722 г. // Тюркологический сборник 2011–2012. Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств. М., 2013. С.138–150.
),
почти идентичных. Отличаются
они лишь вариантами изображениями тугры и её титулатуры:
один предназначался, видимо,
для персоязычных читателей,
другой был выполнен на арабском языке. (8, 9)


8. Тугра Петра I (экземпляр РГАДА).
Надпись на арабском: «Петр Великий сын
Алексеевич, султан двух Северов и хакан двух
морей»


9. Тугра Петра I (экземпляр РГАДА)
Надпись на персидском: «Петр Первый
сын Алексея, падишах Руси»

Логично было бы ожидать
появления тугры у императрицы Екатерины II, при которой
Крым стал частью Российской
империи, однако образцы нам
неизвестны. Что было тому
причиной, мы не знаем: возможно, отсутствие традиции
в тюркском мире иметь тугры
у женщин-правительниц. Пышная и многословная титулатура
императрицы на турецком языке
нам хорошо известна, например,
по крымскому тексту ратификационной грамоты Карасубазарского трактата 1772 года, но
документов с екатерининской
тугрой как будто бы нет… Однако у внука Екатерины тугра
была. И связано её появление
было именно с Крымом. В самом
Крыму тугра была у последнего
хана Шахин-Гирея. После него
традиция изготовления тугр у потомков ханов замирает, но уже
в российском Крыму символ продолжал жить. (10)


10. Тугра последнего крымского хана
Шахин-Гирея. 1781 год. (Государственный
архив Республики Крым)

В 1828 году в Бахчисарае в соответствии с исламскими обычаями на территории дворца был
сооружён фонтан в память об
Александре I и его посещениях
города в 1818 и 1825 годах. Архитектор сооружения неизвестен,
хотя есть предположение, что
им стал назначенный М. С. Воронцовым Ф. Ф. Эльсон. Тугра
императора Александра I была
установлена на фонтане непосредственно в момент строительства в 1828 году. Она отчетливо
видна на нескольких фотографиях и почтовых открытках начала
XX века14См.: Бахчисарай на старинных открытках. Каталог выставки. Бахчисарай, 17 октября – 17 ноября 2012 г. Бахчисарай, 2012.
. Судя по всему, это единственная сохранившаяся тугра
императора Александра. До него
только русские цари XVII века,
а потом и император Пётр имели
тугры. Кроме того, была известна
и тугра брата Александра I, Николая I. Она сохранилась в нескольких копиях среди документов
крымской губернской канцелярии конца 1820-х – 1830-х годов
и выполнялась литографическим
способом на бумаге.

Тугра Александра I была,
во-первых, именной российской тугрой, которая содержала
имя монарха (тугры русских царей XVII века были безымянны
и передавали лишь арабскую
формулу «Милостью Владыки
миров»). Только у Петра I в тугре
появляется его имя. Во-вторых,
совершенно очевидно, что тугра
Николая I стилистически и текстуально (за исключением только имени императора) повторяла
тугру Александра I и фактически
была её разновидностью. (11)


11. Тугра императора Александра I. 1828 год.
(Бахчисарайский историко-культурный
и археологический музей-заповедник)
Текст и перевод надписи: «Александр Павлович, император России,
всегда побеждающий»

Сравнив александровскую
тугру с современными ей османскими, мы увидим, что именно
они были образцами для её создания. (12)


12. Тугра императора Николая I.
1830 год. Литографированный
бланк «открытого предписания» –
подорожной, выданной статскому
советнику Сгущеву. Симферополь,
17 июня 1830 года; Архив РАН,
ф.1532, оп.1, ед. хр. 381.

Тугры преемников Николая I
мне неизвестны, однако обаяние этого османско-крымского
символа сохранялось. Во второй
половине XIX века композиции,
похожие на тугры, создаются
и для других членов императорской фамилии. Тугрообразные
композиции вновь становятся
непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно «ориентализированного» под
европейским влиянием15См. об этом явлении подробнее: Ориентализм. Турецкий стиль в России.
1760–1840-е. М., 2017.
. В конце XIX века тугрообразную композицию изготовили для Марии
Александровны – супруги Александра II, матери Александра III.
Эту «тугру» можно и сейчас увидеть в Ливадии на фонтане, который был воздвигнут в 1864 году
по её приказу в честь приезда
25 августа 1861 года в приобретенное имение.


Президент Республики Татарстан
Р.Н. Минниханов вручает Президенту
Российской Федерации В.В. Путину
именную тугру, изготовленную
художником Р. Насыбулловым. 2018 год.
Фото муфтия Республики Татарстан
Камиля хазрат Самигуллина

Древний символ, происхождение которого связано с кочевой
тюркской средой Евразии, обрел
впоследствие новую жизнь. Из
сельджукского знака собственности он превратился сначала в османский символ власти. Военная
и политическая мощь Османской
империи и эстетическое обаяние
её атрибутов были столь притягательны, что тугру в XVI веке
заимствуют соседи турок – крымские ханы и московские государи,
а затем и российские императоры.
После развала Османской империи политическое значение тугры
утрачивается. Но вскоре тугра возвращается в массовую культуру как
часть образа ушедшего прошлого, которое продолжает говорить
с нами на своеобразном языке
политической каллиграфии.

Илья Зайцев,
член правления фонда «История Отечества»,
доктор исторических наук, профессор РАН,
заместитель генерального директора Государственного музея Востока

From Wikipedia, the free encyclopedia

A tughra (Ottoman Turkish: طغرا, romanized: ṭuġrā; Turkish: tuğra) is a calligraphic monogram, seal or signature of a sultan that was affixed to all official documents and correspondence. Inspired by the tamgha, it was also carved on his seal and stamped on the coins minted during his reign. Very elaborate decorated versions were created for important documents that were also works of art in the tradition of Ottoman illumination, such as the example of Suleiman the Magnificent in the gallery below.

The first Ottoman tughra, Orhan I (1326).

The tughra was designed at the beginning of the sultan’s reign and drawn by the court calligrapher or nişancı on written documents. The first tughra examples are from the 14th century.[1]

Tughras served a purpose similar to the cartouche in ancient Egypt or the Royal Cypher of British monarchs. Every Ottoman sultan had his own individual tughra.

Etymology[edit]

There are two main schools of thought on the origins of the word tughra. The first sees it derived from a Turkic secretarial emblem called tughragh, and the second as an effort by Persian scribes to shape the name of the ruler into a bow-like element called turgha/turghay, subsequently mispronounced as tughra.[2]

The primary argument for the first school is a remark by Mahmud al-Kashgari in his Dīwān Lughāt al-Turk:[2]

The tughragh is the seal and signature of the king [in] Oghuz dialect and not known to [Western] Turks; I do not know its origin.

Visual elements of a tughra[edit]

The tughra of Sultan Mahmud II of the Ottoman Empire. It reads in Arabic «Mahmud Khan son of Abdülhamid, forever victorious«. Written out: محمود خان بن عبد الحميد مظفر دائماً (Mahmūd Ḫān bin Abdulhamīd muẓaffer dāʾimā).

The tughra has a characteristic form, two loops on the left side, three vertical lines in the middle, stacked writing on the bottom and two extensions to the right. Each of these elements has a specific meaning, and together they make up the form that is easily recognizable as a tughra.

Visual Elements of a Tughra

The name of the sultan is written out in the bottom section, called a sere. Depending on the period, this name can be as simple as Orhan, son of Osman, in the first tughra in 1326. In later periods honorifics and prayers are also added to the name of the tughra holder and his father.

The loops to the left of the tughra are called beyze, from Arabic meaning egg. Some interpretations of tughra design claim that the beyzes are supposed to symbolize the two seas the sultans held sway over: the outer larger loop signifying the Mediterranean and the inner, smaller loop signifying the Black Sea.

The vertical lines on the top of the tughra are called tuğ, or flagstaff. The three tugs signify independence. The S-shaped lines crossing the tugs are called zülfe and they, together with the tops of the tugs that also look to the right, signify that the winds blow from the east to the west, the traditional movement of the Ottomans.

The lines to the right of the tughra are called hançer and signify a sword, symbol of power and might.

Tughras of the Ottoman sultans[edit]

  • Tughra of Murad II at the Heptapyrgion in Thessaloniki (1431)

  • The Tughra at Dolmabahçe Palace.

  • Eyüp Sultan Mosque - Door - Ottoman language.jpg

  • İstanbul-Topkapı palace. - panoramio.jpg

  • 20131204 Istanbul 224.jpg

  • 20131204 Istanbul 029.jpg

  • Berat za imam vo Sultan Mehmed dzamija vo Ohrid.jpg

  • Цакафнаме за Охризаде 1491.jpg

  • 5 Piastres 1327 Mehmed V (obv)-8475.jpg

  • EmirganMosque (3).jpg

Other tughras[edit]

Although the tughra is largely identified with the Ottoman Sultans, they have also sometimes been used in other states, such as the Qajar dynasty, Safavid Empire and the Khanate of Kazan. Later, tughras were used among the Tatars of Imperial Russia.[citation needed]

The Mughal Emperors are also known to have used calligraphic symbols, alongside the Ottomans, the Mughal «Tughra» was circular in shape with three points at its tip, beside the calligraphic signature of the emperor.[3][non-primary source needed]

Afghan currency notes from 1919 to 1936 had the tughra present as well. Pakistan had the tughra on it coins from 1947 till 1974; both of these are present in the State Bank Museum in Karachi. The nawab of Bahawalpur and the Nizam of Hyderabad had tugras on their coinage as well. The flowing lines could symbolize the wide reach of Suleyman’s rule and his future conquests. It could also signify the spread of Islam to other realms beyond the Ottoman Empire.[citation needed]

  • Tughra of Uzun Hasan

  • Tughra of Sahib I Giray

  • Tughra of Naser al-Din Shah Qajar

  • Farman of Feroz Shah Bahmani containing the "Tughra" of the dynasty.

    Farman of Feroz Shah Bahmani containing the «Tughra» of the dynasty.

Post-imperial interpretations[edit]

There are modern artists of calligraphy that use the characteristic tughra form today. Examples are the tughras of Russian president Vladimir Putin[4] and Akihito,[5] the Emperor of Japan, created by artist Vladimir Popov.[6]

See also[edit]

  • Culture of the Ottoman Empire
  • Gallipoli Star
  • Islamic calligraphy
  • Huaya, stylised calligraphic signatures used in East Asia
  • Khelrtva, stylised calligraphic signatures used in Georgia
  • Ottoman Emperors family tree
  • Ottoman Dynasty
  • Ottoman family tree (more detailed)
  • Line of succession to the Ottoman throne
  • List of sultans of the Ottoman Empire
  • List of Valide Sultans
  • Postage stamps and postal history of Turkey
  • Rota (papal signature)
  • Totem

References[edit]

  1. ^ «Tughra of Suleiman the Magnificent». The British Museum. 2010-05-14. 1949,0409,0.86. Archived from the original on 2010-09-18. Retrieved 2010-06-05.
  2. ^ a b Abolala Soudavar (2012). Beyond The Legacy Of Genghis Khan. p. 418.
  3. ^ ul-huda, Kashif (13 June 2011). «Quiz: A Mughal firman — Indian Muslims». indianmuslims.in. Archived from the original on 2016-05-02.
  4. ^ «Tughra of Vladimir Putin by V. Popov». 2001. Retrieved 2014-04-18.
  5. ^ «Tughra of Japanese Emperor Akihito by V. Popov». 2002. Retrieved 2014-04-18.
  6. ^ «Tugra Vladimir Putin — the steering wheel, and Barack Obama — «dance» of the Stars». 2014-03-20. Retrieved 2014-04-18.

External links[edit]

Media related to Tughra at Wikimedia Commons

  • Ottoman Sultan Tughras
  • Modern Ceramics with Tughra
  • Andreas Birken, «The Tughra of Sultan Abdülaziz (1861-76)», Peshawar Stamp Society

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Туалет или туалет как правильно пишется
  • Тугоплавкость как пишется
  • Ту или иную как пишется запятая
  • Тугоплавкий металл как пишется
  • Тсчетно как пишется