Турбин старший как пишется

Повесть «Два гусара» была впервые опубликована Львом Толстым в журнале «Современник» в 1856 году. Первоначально Толстой назвал эту повесть «Отец и сын».

Довольно сложно составить обособленный портрет Федора Турбина, довольно известного гусара. Толстой это сделал хитрее. Он сравнивает Федора Турбина с его сыном, молодым графом Турбиным, показывая, что между двумя этими людьми лежит целая эпоха. А так же он показывает изменения, которые произошли в обществе под влиянием времени.

Федор Иванович Турбин описывается Толстым как молодой, красивый, страстный, цельный и полный желаний гусар. Турбин старший благороден и способен на настоящую дружбу. Сначала он предупреждает молодого улана Ильина, о том, что он сел играть в карты с карточным шулером. А когда Ильин проиграл казенные деньги, Турбин отбирает их у шулера и отдает Ильину. И даже когда узнал, что отобрал лишних 1300 рублей, он не оставляет их себе, а сразу отдает их цыганам.

Турбин старший может быть иногда груб, невежлив и беспечен, но для него свято понятие чести.

Завальшевский рассказывая своим приятелям о графе Турбине, так его характеризует: – «это какая отчаянная башка, надо знать. Картежник, дуэлист, соблазнитель; но гусар-душа, уж истинно душа».

старшего — прилагательное, родительный п., муж. p., ед. ч.

старшего — прилагательное, винительный п., муж. p., од., ед. ч.

старшего — прилагательное, родительный п., ср. p., од., ед. ч.

старшего — прилагательное, родительный п., муж. p., ед. ч.

старшего — прилагательное, винительный п., муж. p., од., ед. ч.

старшего — прилагательное, родительный п., ср. p., од., ед. ч.

старшего — существительное, родительный п., муж. p., од., ед. ч.

старшего — существительное, винительный п., муж. p., од., ед. ч.

Часть речи: существительное

Часть речи: прилагательное

Сравнительная степень:
постаршестарше

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Семья Турбиных — центральные персонажи романа Михаила Булгакова «Белая гвардия». Характеристика главных героев показывает, что они люди порядочные, душевные, с высокими нравственными принципами. Так как произведение во многом имеет автобиографическое начало, персонажи изображены особенно ярко и с большим трепетом. Анализ «Белой гвардии» поможет читателю увидеть, какую роль играет судьба в жизни людей.

Образ Алексея Турбина

Алексей Васильевич Турбин – главный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Те, кто хорошо знают биографию писателя, сразу замечают автобиографическую основу образа. Предки Михаила Алексеевича по материнской линии носили фамилию Турбины. Булгаков числился на службе, а герой его романа – военный медик.

Алексей Турбин родился в семье интеллигентов. На момент повествования герою 28 лет. У героя есть 24-летняя сестра Елена Турбина и 17-летний брат Николка. Они вместе живут в родительской квартире. Младший сестра и брат очень любят Алексея, уважают его, прислушиваются к его мнению.

Алексей Васильевич обладает мягким характером. Он интеллигент, поэтому ведет себя соответственно, какая бы не возникала ситуация. Турбин не лицемерит, а лишь он просто не может сильно злиться на кого-то.

Турбин-старший умеет красиво говорить и убеждать. Турбин – истинный патриот. Он до последнего борется с порядками, которые, по его мнению, только навредят Родине. Герой до последнего отстаивает свои политические взгляд: остается монархистом даже после смерти царя. Его тешит мысль о том, что с его мнением солидарны товарищи Карась и Мышлаевский.

Алексей Турбин получает ранение, когда пытается разведать ситуацию в Киеве. Родственники и верные друзья долго пытаются вытащить его из того света. И им это удается. Герой выздоравливает, но становится мрачным. Видимо, он осознает, что его надежды на восстановления прежнего уклада жизни в России напрасны.

Ремарка о сюжете «Белой гвардии»

Михаил Булгаков описывает события, разворачивающиеся в 1918 году. Историческая обстановка: немецкие войска покидают территорию Украины, после чего в Город входит армия Симона Петлюры. Ключевая часть романа – описание семьи интеллигентов и окружения Турбиных (фамилия семьи). Идеал – дореволюционная идиллия жизни, разрушенная февральской революцией и гражданской войной. Социальные катаклизмы навсегда изменили привычный ход жизни Турбиных: вернуться назад невозможно. Представители семьи Турбиных попали в пучину событий, связанных с войной и политическими коллизиями.

Город, который описывает писатель, – это Киев. Немецкие войска оккупировали Город, однако после заключения Брестского мира город избежал участи перехода к большевикам. В результате, это место превратилось в островок старого порядка, в прибежище интеллигенции, представителей военного сословия и остатков аристократии. Все эти люди бежали из охваченной пламенем гражданской войны России.

Город под властью Скоропадского

Вскоре гетман Скоропадский устанавливает свои порядки в Городе. Гетман – союзник Германии, поэтому в Киеве власть принадлежит офицерским группам под предводительством Скоропадского. Немцы – враги России, сражавшиеся против империи во время Первой мировой войны. Власть в Украине расколота на два полюса. Второй полюс представляют силы Симоны Петлюры, наступающие на Город.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Собачье сердца” Михаила Булгакова – по главам

События «Белой гвардии», представленные ниже в кратком изложении, происходят во время подписания Компьенского перемирия, обязывающего немецких захватчиков уйти из Города. Киев оставлен на волю добровольцев, не желающих отдавать Город Петлюре. Жители города поддерживали режим Скоропадского, однако понимали свое бедственное положение. Турбины надеются на приход французской армии. В Город пошли слухи, что французы уже достигли Одессы и собираются двигаться в направлении Киева.

Оборона Города

Город защищают добровольцы, в рядах которых встречаются и совсем юные жители, почти дети. Турбины присоединяются к добровольческим отрядам. Дом Турбиных превратился в пристанище для русских военных. Скоропадский осознает, что сил на защиту города не хватает и Киев падет под натиском армии Петлюры. Скоропадский приказывает командованию и администрации оставить Город. Сам гетман переодевается в раненого немецкого солдата. Город стоит благодаря усилиям русских военных и юнкеров, защитников из добровольческих отрядов. Но защита Киева безуспешна. Город брошен командованием, у стен – противник, превосходящий армию защитников.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с историей создания повести “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова

Мнения командиров защитников о дальнейших действиях разделились. Некоторые командиры приказали подопечным – солдатам – идти домой, другие – остались держать обороне. Оставшиеся на обороне Города – в сопротивлении – погибли. Петлюра победоносно входит в Город, устраивая гуляния в честь захвата Киева. Проходит 47 дней и Город попадает в руки большевиков.

Образ Николки

Николка Турбин – один из центральных героев романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Образ интересно анализировать не сам по себе, а с учетом прототипа. Им стал брат Булгакова Николай. Исследователи утверждают, что все события, происходящие в жизни Николки, совпадают с поворотами судьбы брата Михаила Афанасьевича. Известно, что тот окончил Александровскую гимназию, поступил в военно-инженерное училище, а потом учился на медицинском факультете. Принимал участие в восстании против петлюровцев.

Николка – младший ребенок в семье Турбиных. Юноше семнадцать с половиной лет, но уж в этом возрасте ему доверяют командовать отрядом юнкеров. Он живет вместе со старшим братом Алексеем и сестрой Еленой. Парень вырос в интеллигентной семье, что повлияло на его характер, поведение, манеры. Писатель обращает внимание на голубые глаза юноши и длинный птичий нос. Николка добрый парень, например, Елена сравнивает его с Алексеем: «Николка, тот еще добрее, а вот старший…». Ему чужда ненависть, но некоторых людей он просто недолюбливает, что может выражать напрямую. Например, ему не нравится зять Сергей Тальберг. И хоть Тальберг старше, Николка позволяет себе говорить в его адрес колкости, острые замечания.

Николка – храбрый малый. Несмотря на неопытность в военном деле и юный возраст, парень не выполняет приказы, которые кажутся ему неправильными. Най-Турса убивают на глазах молодого человека. Николка не оставляет тело командира непогребенным. Юноша находит тело в морге, а потом передает его матери и сестре Най-Турса, чтобы те похоронили его по-христиански.

Николка не считает себя героем, он, просто, поступает по совести. Юноша не требует наград, медалей или вознаграждения. Когда мать Най-Турса благодарит его, Николка лишь роняет слезу и тихонько уходит. Честь для героя важнее всего. Такую позицию объясняет М.А. Булгаков: «Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете».

Николка из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» – пример человека, у которого каждому стоит поучиться жить честно, руководствуясь законами совести.

Младший брат

Тяжелее всего смерть матери переносит Николка Турбин. Ему всего 17, он молод и зелен. Революционные события в городе и стране быстро закалили парня. Он становится одним из предводителей отряда юнкеров. Подопечные юноши сразу видят в нем такие черты, как:

  • мудрость не по годам;
  • смелость;
  • решительность;
  • честь и доблесть.

В момент смерти матери Николка, как и все члены семьи, получил напутствие от священника отца Александра «мужаться» с намеком, что дальше будет только тяжелее. Младший из Турбиных был довольно набожным. Но это не влияло на трезвость ума Николки и ясность действий.

Образ Елены Турбиной

Елена Турбина – один из главных женских образов романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Наименее распространено мнение о том, что прототипом Елены стала мать писателя – Варвара Михайловна.

Елена Васильевна – сестра Алексея и Николки Турбиных. Женщине 24 года, она замужем за 28-летним капитаном Сергеем Тальбергом. Елена – любящая супруга, хранительница домашнего очага. Она заботливая и приятная. К сожалению, Тальберг этого не ценит. Мужчина покидает жену и Родину, как только узнает, что ему грозит опасность. Через некоторое время до Елены доходят слухи о том, что бывший супруг женился во второй раз и живет в Германии.

Елена рыжеволосая. Имеет выразительный взгляд, ее эмоции читаются по глазам. Даже дома Елена Турбина-Тальберг привыкла одеваться изысканно, аристократично. Хорошенькая внешне, нежная, с мягким характером женщина не остается без внимания мужчин, даже будучи замужем. Ей дарит цветы Шервинский, она нравится и Мышлаевскому.

Елена – прекрасная хозяйка. Она уделяет внимание даже бытовым мелочам. Елена, как и ее брат Алексей, любит читать, она коротает время за чтением «Господина из Сан-Франциско». Елена добрая, умеет сочувствовать, переживать за других. Это образ идеальной супруги, женщины-хранительницы домашнего очага. В ней писатель воплотил качества, которые традиционно ценятся в представительницах прекрасного пола.

Образ Мышлаевского

Виктор Викторович Мышлаевский – второстепенный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Нос с горбинкой, разные глаза, косо срезанный рот, маленький подбородок, напоминающий женский. Портрет вызывает ассоциацию с Мефистофелем. Мужчина широкоплечий, что указывает на физическую силу Виктора Викторовича.

Образ Мышлаевского а романе «Белая гвардия» неоднозначный. Мужчина остается верным офицерской чести. Он защищает Отечество до последнего, посвящая всего себя службе. Он записывается в моторный дивизион. Позже оказывается, что среди других офицеров он самый суровый и подготовленный. Ему чужда сентиментальность, о чем свидетельствует его желание поджечь родную гимназию после роспуска дивизиона. Это нужно, чтобы противники не получили оружие. Эта деталь характеризует героя как стратега.

Негативное качество Виктора Викторовича – и слабость к прекрасному полу. Мужчина хорош собой, поэтому привлекает женщин и пользуется этим. Читатель догадывается о таинственном романе героя с Анюткой, наблюдает за тем, как он пытается понравиться Елене.

Образ Мышлаевского из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» оставляет противоречивые впечатления. Читатели уважают его как талантливого военного и осуждают негативные качества, указанные выше.

Образ Шервинского

Леонид Юрьевич Шервинский – один из офицеров из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Образ Леонида Юрьевича в романе «Белая гвардия» второстепенный, поэтому анализировать его стоит, собрав детали по всему произведению. Шервинский следит за своим внешним видом, поэтому автор уделяет портрету немало внимания. Герой выделяется среди остальных офицеров «синими выутюженными бриджами». Он небольшого роста, имеет «наглые глаза». Он пытается казаться аристократом.

Окружающих герой покоряет, прежде всего, голосом. Карьера певца для поручика важнее долга перед Родиной.

Леонида Юрьевича Шервинского нельзя назвать красавцем, но его талант к пению нравится женщинам. Сам герой испытывает слабость к прекрасному полу. Ему давно нравится Елена Турбина, и мужчина при каждой возможности оказывает ей знаки внимания, хоть знает, что женщина замужем.

Леонид Юрьевич – обеспеченный молодой человек, привык тратить солидные сумы на себя и на дам сердца. У него много связей в Петербурге. Офицер хвастун и трепач. Его обещания, идеи чаще всего остаются пустыми фразами. Не удивительно, что другие герои романа относятся к поручику Шервинскому несерьезно, а порой негативно. Например, Алексей Турбин осуждает его преображения при смене власти. Он против того, чтобы Елена связывала свою судьбу с Леонидом Юрьевичем.

Посредством образа Шервинского М.А. Булгаков показывает, что далеко не все офицеры готовы были посвящать себя Родине.

Краткий анализ произведения

Самый главный смысл книги в том, чтобы люди верили в силу победы, верили в жизнь и любовь.

Писатель учит читателей тому, как оставаться человеком и не потерять себя в период настоящей катастрофы.

Как важно не верить в мифы и не поддаваться им, ведь ценности гораздо важнее мифов.

В своем романе ценностью он считал дом, а мифом – Петлюру. Произведение характеризуется как семейный роман, но впоследствии он перерастает в эпопею.

Через историю одной семьи автор описал историю всего общества тех лет. Такой прием относится к жанру реалистичной литературы.

Самые популярные экранизации романа вышли в 1976 и 2012 годах.

Образ Степанова

Федор Николаевич Степанов, по прозвищу Карась – второстепенный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Подпоручик артиллерии. Прозвище «Карась» он получил, когда учился в 1-й киевской Александровской гимназии. Известно, что Богданов также был артиллеристом. И герой, и его прототип после гимназии учились в университете. Учеба не приносит удовольствия Степанову, так как у него ничего не получается. Читая роман дальше, понимаем, что это лишь громкие слова, ведь Карась не спешит участвовать в сражениях.

Внешности Степанова автор уделяет мало внимания, но акцентирует на чертах, из-за которых мужчина получил свое прозвище: «Маленький, укладистый и действительно чрезвычайно похожий на карася».

Федор Николаевич умный, рассудительный мужчина. Тем не менее, иногда эти качества проявляются настолько сильно, что Карась больше напоминает труса. Эта деталь дает возможность понять, что герой не будет лишний раз рисковать жизнью, даже ради Отчизны.

Степанов молчаливый. На события его эпохи и на жизнь в целом мужчина смотрит скептически, с иронией. Тем не менее, его взгляды объективны. Аргументы убежденных монархистов Турбиных на него не действуют.

Степанов Федор Николаевич наблюдательный. Он заботится в первую очередь о своем будущем. После того как Петлюра окончательно отступил, Степанов поступил в продовольственную управу УНР. После этого поручик практически не появляется в доме Турбиных, хотя и до этого бывал там нечасто. Кажется, таким образом, он демонстрирует непринятие монархистских взглядов Турбиных.

Степанов Федор Николаевич из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» – образец пассивного касаемо общественных дел человека. Этого героя нельзя назвать позитивным или негативным. Автор не прибегал к крайностям, создавая этого персонажа. В нем, как и в любом из нас сочетаются положительные и отрицательные качества.

Борьба за жизнь

Для Алексея эта бойня за город не прошла бесследно. Узнав, что гетман сбежал, как последний трус, врач последовал за товарищами. Он ободрал погоны, бросился наутёк, но в одной из подворотен его настигли петлюровцы и узнали в мужчине офицера. Из последних сил Алексей бежал, получил сильное ранение в плечо. Предугадывая свою скорую смерть, парень несся куда глаза глядят. В одном из поворотов Лёшу, раненого и чуть при памяти, спасла женщина по имени Юля. Она укрыла офицера у себя, перевязав ему рану.

Вернувшись в дом номер 13, Алексей долго был в беспамятстве и не приходил в себя. Сестра Леночка и Юлия Рейсс лечили мужчину, понимая, что в госпиталь никак нельзя, — петлюровцы могут найти офицера и убить. Молитвами женщин и благодаря знакомому, верному другу и врачу, Алексея достали с того света.

Образ Тальберга

Сергей Иванович Тальберг – отрицательный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Родственники и друзья писателя, прочитав произведение сразу заметили сходство между Тальбергом и Леонидом Карумом – супругом сестры Михаила Афанасьевича Варвары. Карум тоже узнал себя в литературном герое. Между родственниками вспыхнул серьезный конфликт. Тем не менее, Булгаков продолжал навещать сестру и зятя в Киеве. Карум служил при всех властях, которые в его время очень часто менялись в Украине. Он пытался подстроиться под всех, чтобы устремиться вверх по карьерной лестнице.

Сергей Тальберг из романа «Белая гвардия» – армейский капитан, который учился в университете и академии. Об этом свидетельствуют значки на его форме. Тальберг имеет немецкие корни, прибалт. Во время переворотов капитан выступал против украинской центральной раде, участвовал в гетманском перевороте, служил в министерстве Скоропадского. С последним Тальберг сбежал в Германию, бросив супругу.

На момент происходящих в романе событий Тальбергу 31 год. Внешности героя автор уделяет немного внимания. Несколько раз он делает акцент на «двухслойных глазах» героя. Видимо, так он намекает на двуличие капитана. Тальберг хороший актер. Он умеет благосклонно улыбаться даже тем, кого видеть не рад.

В 1917 г. герой женился на Елене Турбиной. Нельзя сказать, что жену Сергей Иванович не любит. Но карьера и собственная безопасность для этого человека выше любви. В начале романа наблюдаем за тем, как Елена с волнением ждет мужа, зная, что тот мог попасть в руки петлюровцев. Сергей пришел, но не для того, чтобы остаться, а чтоб сообщить новость: он покидает Киев. Тальберг обещает супруге, что скоро вернется. Братьям женщины капитан не решается рассказать то же самое. Он знает: Турбины этого не одобрят. Этот эпизод показывает героя как человека трусливого, самовлюбленного. Даже в таких ситуациях его не покидает гордость за самого себя.

Покидает Елену Тальберг легко, без сожаления. Лишь пару раз мужчина задумывается над тем, чем он жертвует ради карьеры, тогда в нем пробуждаются искренние чувства, хоть и не надолго. Елена любит супруга, но понимает, что тот ради карьеры способен погубить и своих родных, и друзей.

Сергея Тальберга ненавидит Алексей Турбин. Он видит, как страдает сестра. Кроме того, Алексей не может принять того, что зять легко переступает через совесть, а законы чести для него чужды. Кроме того, Турбин не не одобряет службу зятя в министерстве гетьмана. Алексей Васильевич считает родственника мерзавцем, себя же корит за то, что не ударил его, не выгнал. Можно предположить, что отношение Турбина-старшего к зятю отображает отношения самого М.А. Булгакова к Леониду Каруму.

М.А. Булгаков противопоставляет Тальберга людям, которые живут по законам совести, раскрывая, таким образом, проблемы чести, предательства.

Третья глава

Турбины арендуют комнаты у Лисовича – инженера, которого наградили прозвищем Василиса за женские черты характера. Лисович – жадный и трусливый человек. Окна героя занавешены белыми простынями, скрывающими то, что происходит в квартире Василисы. Белая занавесь привлекла внимание вора, который увидел, где Лисович сделал тайник для денег. Во сне Василиса видит воров. Героя будит шум неизвестного происхождения.

У соседей гости. К Турбиным пожаловали гимназистские товарищи Алексея – Федор и Леонид. Друзья принесли лакомства и спиртные напитки. Турбины устроили застолье. Опьяневшего Мышлаевского отхаживают с помощью лекарств. Алкоголь в этот раз не принес радости и расслабления. Федор, которого прозвали Карасем, призывает Турбиных защищать Город от петлюровских войск, сражаясь в дивизионе Малышева.

Леонид влюблен в Елену, поэтому герой обрадовался отъезду Сергея. Рассветные лучи встретили засыпающих гостей. Елена проводит ночь в слезах, поскольку осознает, что Тальберг уехал навсегда.

Четвертая глава

Киев постепенно становится прибежищем для интеллигенции и богачей, остатков аристократических семей, убегающих из России, охваченной гражданской войной. В Петербурге происходят массовые убийства офицеров и интеллигентов. В Киев переселились представители военного, купеческого сословий, бывшие чиновники. Беженцы селились в небольшие квартиры, где жили вместе с семьями. Несмотря на обстоятельства и скромные условия жизни, приезжие не скупились на застолья и веселье.

Некоторые военные – из приезжих – пошли служить в армию гетмана Скоропадского. Однако большая часть переселенцев слоняется по Киеву. Юнкерские учебные заведения закрываются, многие кадеты забросили образование. Николка оказался в рядах таких юнкеров.

Обстановка Города спокойная, однако в Киев приходят вести, что в окрестностях и деревнях царит хаос, анархия, разбой и грабеж.

Пятая глава

Атмосфера в Городе накаляется. Весной взорвался склад, где хранились боеприпасы. Фельдмаршал Эйхгорн пал от рук эсеров. Симон Петлюра вышел из тюрьмы, собираясь сплотить бунтовщиков. В деревнях неспокойно: крестьяне бунтуют. Это опасно, потому что, пройдя Первую мировую войну, крестьяне научились управляться с ружьями.

Алексей Турбин видит сон: у врат, ведущих в Рай, Турбин встречается с ротмистром Жилиным и гусарами из погибшего в 1916-м эскадрона. Ротмистр сообщил Алексею, что Рай уготован гусарам и даже женщинам, которых захватили солдаты. Также в Раю готовы места для большевиков. Это удивило Турбина, потому что большевики – атеисты. Апостол Петр, по словам Жилина, говорит, что перед Богом все равны. Алексей проснулся в момент, когда входил на небеса.

Образ Лисовича

Второстепенным, но ярким образом романа М.А. Булгакова является Лисович Василий Иванович – инженер, хозяин дома, в котором Турбины снимают второй этаж. Прототипом этого литературного героя стал архитектор Василий Павлович Листовничий. Как видим, даже фамилии у них созвучны.

Василия Ивановича Лисовича все называют Василисой. Это прозвище «прицепилось» к мужчине в 1918 г. Тогда страна была охвачена переменами. Василий Иванович побоялся, что в скором времени ему придется нести ответственность за что-либо. Он нашел интересный выход из положения: начал подписываться не «В. Лисович», а «Вас. Лис.». Новую подпись мужчина оставлял на всех документах: на ордерах, в справках, в анкетах, на карточках и удостоверениях. Этот факт доказывает, что Василий Иванович – мнительный человек, трус. Он боится даже того, что еще не наступило. Окружающие не осмеливаются называть Лисовича Василисой в глаза. Они обращаются к нему по имени-отчеству. «За глаза же, в третьем лице, никто не называл инженера иначе, как Василиса».

Во время сна герой напоминает автору Тараса Бульбу, так как имеет пушистые усы. Более детальный портрет автор подает, когда изображает напуганного предстоящим обыском Василису на пороге Турбиных: «волосы с просвечивающей розоватой лысинкой торчали вбок. … Глаза Василисы были безумны и мутны, как у отравленного». Далее узнаем, что у героя голубые глаза, «круглая фигура». Инженер предпочитает ходить в рубашке и брюках на подтяжках.

Василиса очень жадный, очень любит деньги. Чрезмерная любовь к деньгам и погубила инженера. Прохожий замечает, что герой прячет купюры и к Василисе вскоре обещают приехать с обыском. В мятежные времена переворотов жадность не уместна. Кажется, сама судьба наказывает Василису.

Стоит отметить, что Лисович женат. Супруга Василисы такая же жадная, как и он. Автор говорит, что инженер сам «заразил» жену скупостью. Как по мне, невозможно представить щедрую женщину в качестве супруги героя. Он бы явно не нашел с ней общий язык.

Лисович живет в одном доме с Турбиными. Таким образом, автор использует прием контраста. Противоположны черты характера героев, их жизненные принципы, мировоззрение.

В образе Лисовича автор романа «Белая гвардия» воплотил людей, которые есть в каждом поколении. Этот герой позволил разоблачить человеческие пороки: скупость, эгоизм, трусость.

Поддельное окончание

Отзывы читателей романа Белая гвардия

В оригинальной рукописи роман заканчивается, по сути, недописанным, поэтому читателю нужно самому додумывать судьбу главного героя. Через несколько недель после публикации в Париже первых частей этого произведения, в журнале «Литература» в Риге было напечатано полное издание, в котором неизвестный литератор дописал окончание к четвертому акту «Дней Турбиных». Первоначально считалось, что это предварительная концовка романа, за написание которой Булгаков брался еще в конце 1922 года.

Однако в последующем сам автор не раз отмечал, что рижская версия — это подделка, к которой он не имеет никакого отношения. Проведённая в девяностых годах прошлого века графологическая экспертиза позволила установить, что почерк этой рукописи, хоть и похож на булгаковский, но всё же является поддельным.

В настоящее время оригинальной рукописи романа не сохранилось. Всё что удалось отыскать литераторам, это лишь две страницы авторизованной машинописи, которая предназначалась для отправки на печать в журнал «Россия». Во многом отсутствие оригинальных рукописей объясняется тем фактом, что в СССР это произведение было под строгим запретом, поэтому Булгакову пришлось, рискуя собственной жизнью, вывозить черновой текст, который в последующем печатался во Франции.

Образ Суржанского

Илларион Илларионович Суржанский, или Лариосик – второстепенный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Из-за особенностей характера некоторые исследователи творчества Михаила Афанасьевича прозвали героя «Бледным Пьеро». Прототипом Лариосика является племянник Леонида Карума Николай Судзиловский. О нем сохранилось достаточно сведений для сопоставления с литературным героем.

Илларион Суржанский – племянник Тальберга. Как видим, автор сохраняет в произведении реальные родственные связи. Более того, Елена говорит, что Суржанский из Житомира. Н. Суздаловский некоторое время жил в этом городе с женой. Молодой человек просится пожить у родственников, вернее, просит за него мать в письме. Елена сразу же дает Лариону негативную характеристику: «…такого балбеса, как этот Лариосик, в жизнь свою не видала». Оказывается, герой уже успел разбить синий сервиз.

Из письма матери узнаем, что Лариосик был женат, но его супруга «оказалась подколодной змеей». Личная драма стала ужасным ударом для сентиментального, впечатлительного героя. В Житомире он больше жить не мог.

Поведение Суржанского, его рассказы свидетельствуют о том, что молодой человек привык жить на широкую ногу. Например, Николке герой рассказывает, что предпочитает носить кожу, а в Житомире ее нет, также он обещает немедленно купить новый сервиз, а Елене подает толстый сверток денег.

Лариосик неженка, привык, что за него все делают родители. Ларион Суржанский умеет нравиться другим, делать комплименты. Например, Николке он говорит, что его лицо открытое, располагает к себе, Елену называет доброй. Лариосик очень любит читать. Он готов все время проводить в библиотеке Турбиных. Также Ларион любит птиц. У нег есть канарейка.

Образ Лариосика из романа «Белая гвардия» – образец людей, которые не могут стойко переживать революции, кровавые события в силу своего характера.

Краткое содержание:

  1. Образ Алексея Турбина
  2. Образ Николки
  3. Образ Елены Турбиной
  4. Образ Мышлаевского
  5. Образ Шервинского
  6. Образ Степанова
  7. Образ Тальберга
  8. Образ Лисовича
  9. Образ Суржанского
  10. Образ Най-Турса
  11. Обсуждение

Образ Алексея Турбина

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Алексей Васильевич Турбин – главный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Те, кто хорошо знают биографию писателя, сразу замечают автобиографическую основу образа. Предки Михаила Алексеевича по материнской линии носили фамилию Турбины. Булгаков числился на службе, а герой его романа – военный медик.

Алексей Турбин родился в семье интеллигентов. На момент повествования герою 28 лет. У героя есть 24-летняя сестра Елена Турбина и 17-летний брат Николка. Они вместе живут в родительской квартире. Младший сестра и брат очень любят Алексея, уважают его, прислушиваются к его мнению.

Алексей Васильевич обладает мягким характером. Он интеллигент, поэтому ведет себя соответственно, какая бы не возникала ситуация. Турбин не лицемерит, а лишь он просто не может сильно злиться на кого-то.

Турбин-старший умеет красиво говорить и убеждать. Турбин – истинный патриот. Он до последнего борется с порядками, которые, по его мнению, только навредят Родине. Герой до последнего отстаивает свои политические взгляд: остается монархистом даже после смерти царя. Его тешит мысль о том, что с его мнением солидарны товарищи Карась и Мышлаевский.

Алексей Турбин получает ранение, когда пытается разведать ситуацию в Киеве. Родственники и верные друзья долго пытаются вытащить его из того света. И им это удается. Герой выздоравливает, но становится мрачным. Видимо, он осознает, что его надежды на восстановления прежнего уклада жизни в России напрасны.

Образ Николки

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Николка Турбин – один из центральных героев романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Образ интересно анализировать не сам по себе, а с учетом прототипа. Им стал брат Булгакова Николай. Исследователи утверждают, что все события, происходящие в жизни Николки, совпадают с поворотами судьбы брата Михаила Афанасьевича. Известно, что тот окончил Александровскую гимназию, поступил в военно-инженерное училище, а потом учился на медицинском факультете. Принимал участие в восстании против петлюровцев.

Николка – младший ребенок в семье Турбиных. Юноше семнадцать с половиной лет, но уж в этом возрасте ему доверяют командовать отрядом юнкеров. Он живет вместе со старшим братом Алексеем и сестрой Еленой. Парень вырос в интеллигентной семье, что повлияло на его характер, поведение, манеры. Писатель обращает внимание на голубые глаза юноши и длинный птичий нос. Николка добрый парень, например, Елена сравнивает его с Алексеем: «Николка, тот еще добрее, а вот старший…». Ему чужда ненависть, но некоторых людей он просто недолюбливает, что может выражать напрямую. Например, ему не нравится зять Сергей Тальберг. И хоть Тальберг старше, Николка позволяет себе говорить в его адрес колкости, острые замечания.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Николка – храбрый малый. Несмотря на неопытность в военном деле и юный возраст, парень не выполняет приказы, которые кажутся ему неправильными. Най-Турса убивают на глазах молодого человека. Николка не оставляет тело командира непогребенным. Юноша находит тело в морге, а потом передает его матери и сестре Най-Турса, чтобы те похоронили его по-христиански.

Николка не считает себя героем, он, просто, поступает по совести. Юноша не требует наград, медалей или вознаграждения. Когда мать Най-Турса благодарит его, Николка лишь роняет слезу и тихонько уходит. Честь для героя важнее всего. Такую позицию объясняет М.А. Булгаков: «Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете».

Николка из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» – пример человека, у которого каждому стоит поучиться жить честно, руководствуясь законами совести.

Образ Елены Турбиной

Елена Турбина – один из главных женских образов романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Наименее распространено мнение о том, что прототипом Елены стала мать писателя – Варвара Михайловна.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Елена Васильевна – сестра Алексея и Николки Турбиных. Женщине 24 года, она замужем за 28-летним капитаном Сергеем Тальбергом. Елена – любящая супруга, хранительница домашнего очага. Она заботливая и приятная. К сожалению, Тальберг этого не ценит. Мужчина покидает жену и Родину, как только узнает, что ему грозит опасность. Через некоторое время до Елены доходят слухи о том, что бывший супруг женился во второй раз и живет в Германии.

Елена рыжеволосая. Имеет выразительный взгляд, ее эмоции читаются по глазам. Даже дома Елена Турбина-Тальберг привыкла одеваться изысканно, аристократично. Хорошенькая внешне, нежная, с мягким характером женщина не остается без внимания мужчин, даже будучи замужем. Ей дарит цветы Шервинский, она нравится и Мышлаевскому.

Елена – прекрасная хозяйка. Она уделяет внимание даже бытовым мелочам. Елена, как и ее брат Алексей, любит читать, она коротает время за чтением «Господина из Сан-Франциско». Елена добрая, умеет сочувствовать, переживать за других. Это образ идеальной супруги, женщины-хранительницы домашнего очага. В ней писатель воплотил качества, которые традиционно ценятся в представительницах прекрасного пола.

Образ Мышлаевского

Виктор Викторович Мышлаевский – второстепенный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Нос с горбинкой, разные глаза, косо срезанный рот, маленький подбородок, напоминающий женский. Портрет вызывает ассоциацию с Мефистофелем. Мужчина широкоплечий, что указывает на физическую силу Виктора Викторовича.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Образ Мышлаевского а романе «Белая гвардия» неоднозначный. Мужчина остается верным офицерской чести. Он защищает Отечество до последнего, посвящая всего себя службе. Он записывается в моторный дивизион. Позже оказывается, что среди других офицеров он самый суровый и подготовленный. Ему чужда сентиментальность, о чем свидетельствует его желание поджечь родную гимназию после роспуска дивизиона. Это нужно, чтобы противники не получили оружие. Эта деталь характеризует героя как стратега.

Негативное качество Виктора Викторовича – и слабость к прекрасному полу. Мужчина хорош собой, поэтому привлекает женщин и пользуется этим. Читатель догадывается о таинственном романе героя с Анюткой, наблюдает за тем, как он пытается понравиться Елене.

Образ Мышлаевского из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» оставляет противоречивые впечатления. Читатели уважают его как талантливого военного и осуждают негативные качества, указанные выше.

Образ Шервинского

Леонид Юрьевич Шервинский – один из офицеров из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Образ Леонида Юрьевича в романе «Белая гвардия» второстепенный, поэтому анализировать его стоит, собрав детали по всему произведению. Шервинский следит за своим внешним видом, поэтому автор уделяет портрету немало внимания. Герой выделяется среди остальных офицеров «синими выутюженными бриджами». Он небольшого роста, имеет «наглые глаза». Он пытается казаться аристократом.

Окружающих герой покоряет, прежде всего, голосом. Карьера певца для поручика важнее долга перед Родиной.

Леонида Юрьевича Шервинского нельзя назвать красавцем, но его талант к пению нравится женщинам. Сам герой испытывает слабость к прекрасному полу. Ему давно нравится Елена Турбина, и мужчина при каждой возможности оказывает ей знаки внимания, хоть знает, что женщина замужем.

Леонид Юрьевич – обеспеченный молодой человек, привык тратить солидные сумы на себя и на дам сердца. У него много связей в Петербурге. Офицер хвастун и трепач. Его обещания, идеи чаще всего остаются пустыми фразами. Не удивительно, что другие герои романа относятся к поручику Шервинскому несерьезно, а порой негативно. Например, Алексей Турбин осуждает его преображения при смене власти. Он против того, чтобы Елена связывала свою судьбу с Леонидом Юрьевичем.

Посредством образа Шервинского М.А. Булгаков показывает, что далеко не все офицеры готовы были посвящать себя Родине.

Образ Степанова

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Федор Николаевич Степанов, по прозвищу Карась – второстепенный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Подпоручик артиллерии. Прозвище «Карась» он получил, когда учился в 1-й киевской Александровской гимназии. Известно, что Богданов также был артиллеристом. И герой, и его прототип после гимназии учились в университете. Учеба не приносит удовольствия Степанову, так как у него ничего не получается. Читая роман дальше, понимаем, что это лишь громкие слова, ведь Карась не спешит участвовать в сражениях.

Внешности Степанова автор уделяет мало внимания, но акцентирует на чертах, из-за которых мужчина получил свое прозвище: «Маленький, укладистый и действительно чрезвычайно похожий на карася».

Федор Николаевич умный, рассудительный мужчина. Тем не менее, иногда эти качества проявляются настолько сильно, что Карась больше напоминает труса. Эта деталь дает возможность понять, что герой не будет лишний раз рисковать жизнью, даже ради Отчизны.

Степанов молчаливый. На события его эпохи и на жизнь в целом мужчина смотрит скептически, с иронией. Тем не менее, его взгляды объективны. Аргументы убежденных монархистов Турбиных на него не действуют.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Степанов Федор Николаевич наблюдательный. Он заботится в первую очередь о своем будущем. После того как Петлюра окончательно отступил, Степанов поступил в продовольственную управу УНР. После этого поручик практически не появляется в доме Турбиных, хотя и до этого бывал там нечасто. Кажется, таким образом, он демонстрирует непринятие монархистских взглядов Турбиных.

Степанов Федор Николаевич из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» – образец пассивного касаемо общественных дел человека. Этого героя нельзя назвать позитивным или негативным. Автор не прибегал к крайностям, создавая этого персонажа. В нем, как и в любом из нас сочетаются положительные и отрицательные качества.

Образ Тальберга

Сергей Иванович Тальберг – отрицательный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Родственники и друзья писателя, прочитав произведение сразу заметили сходство между Тальбергом и Леонидом Карумом – супругом сестры Михаила Афанасьевича Варвары. Карум тоже узнал себя в литературном герое. Между родственниками вспыхнул серьезный конфликт. Тем не менее, Булгаков продолжал навещать сестру и зятя в Киеве. Карум служил при всех властях, которые в его время очень часто менялись в Украине. Он пытался подстроиться под всех, чтобы устремиться вверх по карьерной лестнице.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Сергей Тальберг из романа «Белая гвардия» – армейский капитан, который учился в университете и академии. Об этом свидетельствуют значки на его форме. Тальберг имеет немецкие корни, прибалт. Во время переворотов капитан выступал против украинской центральной раде, участвовал в гетманском перевороте, служил в министерстве Скоропадского. С последним Тальберг сбежал в Германию, бросив супругу.

На момент происходящих в романе событий Тальбергу 31 год. Внешности героя автор уделяет немного внимания. Несколько раз он делает акцент на «двухслойных глазах» героя. Видимо, так он намекает на двуличие капитана. Тальберг хороший актер. Он умеет благосклонно улыбаться даже тем, кого видеть не рад.

В 1917 г. герой женился на Елене Турбиной. Нельзя сказать, что жену Сергей Иванович не любит. Но карьера и собственная безопасность для этого человека выше любви. В начале романа наблюдаем за тем, как Елена с волнением ждет мужа, зная, что тот мог попасть в руки петлюровцев. Сергей пришел, но не для того, чтобы остаться, а чтоб сообщить новость: он покидает Киев. Тальберг обещает супруге, что скоро вернется. Братьям женщины капитан не решается рассказать то же самое. Он знает: Турбины этого не одобрят. Этот эпизод показывает героя как человека трусливого, самовлюбленного. Даже в таких ситуациях его не покидает гордость за самого себя.

Покидает Елену Тальберг легко, без сожаления. Лишь пару раз мужчина задумывается над тем, чем он жертвует ради карьеры, тогда в нем пробуждаются искренние чувства, хоть и не надолго. Елена любит супруга, но понимает, что тот ради карьеры способен погубить и своих родных, и друзей.

Сергея Тальберга ненавидит Алексей Турбин. Он видит, как страдает сестра. Кроме того, Алексей не может принять того, что зять легко переступает через совесть, а законы чести для него чужды. Кроме того, Турбин не не одобряет службу зятя в министерстве гетьмана. Алексей Васильевич считает родственника мерзавцем, себя же корит за то, что не ударил его, не выгнал. Можно предположить, что отношение Турбина-старшего к зятю отображает отношения самого М.А. Булгакова к Леониду Каруму.

М.А. Булгаков противопоставляет Тальберга людям, которые живут по законам совести, раскрывая, таким образом, проблемы чести, предательства.

Образ Лисовича

Второстепенным, но ярким образом романа М.А. Булгакова является Лисович Василий Иванович – инженер, хозяин дома, в котором Турбины снимают второй этаж. Прототипом этого литературного героя стал архитектор Василий Павлович Листовничий. Как видим, даже фамилии у них созвучны.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Василия Ивановича Лисовича все называют Василисой. Это прозвище «прицепилось» к мужчине в 1918 г. Тогда страна была охвачена переменами. Василий Иванович побоялся, что в скором времени ему придется нести ответственность за что-либо. Он нашел интересный выход из положения: начал подписываться не «В. Лисович», а «Вас. Лис.». Новую подпись мужчина оставлял на всех документах: на ордерах, в справках, в анкетах, на карточках и удостоверениях. Этот факт доказывает, что Василий Иванович – мнительный человек, трус. Он боится даже того, что еще не наступило. Окружающие не осмеливаются называть Лисовича Василисой в глаза. Они обращаются к нему по имени-отчеству. «За глаза же, в третьем лице, никто не называл инженера иначе, как Василиса».

Во время сна герой напоминает автору Тараса Бульбу, так как имеет пушистые усы. Более детальный портрет автор подает, когда изображает напуганного предстоящим обыском Василису на пороге Турбиных: «волосы с просвечивающей розоватой лысинкой торчали вбок. … Глаза Василисы были безумны и мутны, как у отравленного». Далее узнаем, что у героя голубые глаза, «круглая фигура». Инженер предпочитает ходить в рубашке и брюках на подтяжках.

Василиса очень жадный, очень любит деньги. Чрезмерная любовь к деньгам и погубила инженера. Прохожий замечает, что герой прячет купюры и к Василисе вскоре обещают приехать с обыском. В мятежные времена переворотов жадность не уместна. Кажется, сама судьба наказывает Василису.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Стоит отметить, что Лисович женат. Супруга Василисы такая же жадная, как и он. Автор говорит, что инженер сам «заразил» жену скупостью. Как по мне, невозможно представить щедрую женщину в качестве супруги героя. Он бы явно не нашел с ней общий язык.

Лисович живет в одном доме с Турбиными. Таким образом, автор использует прием контраста. Противоположны черты характера героев, их жизненные принципы, мировоззрение.

В образе Лисовича автор романа «Белая гвардия» воплотил людей, которые есть в каждом поколении. Этот герой позволил разоблачить человеческие пороки: скупость, эгоизм, трусость.

Образ Суржанского

Илларион Илларионович Суржанский, или Лариосик – второстепенный герой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Из-за особенностей характера некоторые исследователи творчества Михаила Афанасьевича прозвали героя «Бледным Пьеро». Прототипом Лариосика является племянник Леонида Карума Николай Судзиловский. О нем сохранилось достаточно сведений для сопоставления с литературным героем.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Илларион Суржанский – племянник Тальберга. Как видим, автор сохраняет в произведении реальные родственные связи. Более того, Елена говорит, что Суржанский из Житомира. Н. Суздаловский некоторое время жил в этом городе с женой. Молодой человек просится пожить у родственников, вернее, просит за него мать в письме. Елена сразу же дает Лариону негативную характеристику: «…такого балбеса, как этот Лариосик, в жизнь свою не видала». Оказывается, герой уже успел разбить синий сервиз.

Из письма матери узнаем, что Лариосик был женат, но его супруга «оказалась подколодной змеей». Личная драма стала ужасным ударом для сентиментального, впечатлительного героя. В Житомире он больше жить не мог.

Поведение Суржанского, его рассказы свидетельствуют о том, что молодой человек привык жить на широкую ногу. Например, Николке герой рассказывает, что предпочитает носить кожу, а в Житомире ее нет, также он обещает немедленно купить новый сервиз, а Елене подает толстый сверток денег.

Лариосик неженка, привык, что за него все делают родители. Ларион Суржанский умеет нравиться другим, делать комплименты. Например, Николке он говорит, что его лицо открытое, располагает к себе, Елену называет доброй. Лариосик очень любит читать. Он готов все время проводить в библиотеке Турбиных. Также Ларион любит птиц. У нег есть канарейка.

Образ Лариосика из романа «Белая гвардия» – образец людей, которые не могут стойко переживать революции, кровавые события в силу своего характера.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Образ Най-Турса

Феликс Феликсович Най-Турс – полковник, один из самых ярких образов романа М.А. Булгакова «Белая гвардия. Привлекает внимание уже необычная фамилия. Интересен не только литературный герой, но и его прототип. Большинство исследователей сходятся во мнении, что полковник списан с генерала Ф.А. Келлера. Уж очень много у них общего и во внешности, и в поведении, и в судьбе.

Ф. Най-Турс командует отрядом, в котором воюет Николка. Мужчина уже немолодой. Видимо, богатым опытом объясняется его рассудительность, мудрость. Некоторые детали портрета героя сразу бросаются в глаза. Феликс Феликсович прихрамывает и картавит. Известно, что Ф.А. Келлер тоже плохо выговаривал букву «ер». Такой дефект речи не врожденный. Он объясняется происхождением полковника, о чем свидетельствует и то, что Ирина Най-Турс разговаривает так же. Фамилия Най-Турс прусско-курляндская. Собственно, такие же корни и у Ф. Келлера.

Портрет свидетельствует о простоте героя, его храбрости, сдержанном характере: «Траурные глаза… прихрамывающий… одетый в плохую солдатскую шинель с вытертой георгиевской ленточкой… с подстриженными усами, картавый и лаконичный… со сведенной после ранения шеей, почему поворачивался всем корпусом». Как видим, несмотря на высокое звание, полковник не позволяет себе хвастаться, в том числе и дорогим убранством, ставить себя выше других.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Феликс Феликсович талантливый военный, но он не забывает, что, прежде всего, нужно оставаться человеком. К доверенным ему ребятам, командир относится, как к собственным детям. Он не боится вступать в спор с генералом, чтобы тот выделил его солдатам теплое обмундирование. Разговор Най-Турса со старшим по званию заканчивается тем, что Феликс Феликсович угрожает генерал пистолетом, настойчиво требуя: «Валенки сию минуту давайте». Генерал искренне удивляется такому бунту, но обмундирование приходится выдать.

Заслуживает уважения решение Най-Турса распустить юнкеров. Мужчина видит, что сражение им не выиграть, поэтому решает не жертвовать молодыми жизнями ради бесполезного боя. Феликс Феликсович приказывает солдатам уходить. Срывает погоны из одного из юнкеров, показывая пример другим. Сам же Най-Турс остается на поле боя. Прикрывая своих ребят, он стреляет из пулемета. На этом поле боя мужчину смертельно ранят: «Он подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по бальному оскалился неуместной улыбкой». Описывая полковника в момент ранения как танцора, автор как бы намекает, что Феликс Феликсович не боится смерти. Стоит отметить, что Ф. Келлер также погиб героически. Об этом тогда знал весь Киев.

Николка Турбин во время отступления остается с командиром. Он видит его гибель, заботится о том, чтобы Най-Турса похоронили родные по христианским обычаям. Скоро Николка видит своего командира в раю. На нем кольчуга и шлем. Такое обмундирование символизирует рыцарскую сущность полковника.

Читайте так же — М. А. Булгаков «Белая гвардия»: краткое содержание

Источник.

М. А. Булгаков "Белая гвардия": характеристика героев

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Значение СТАРШИЙ; ПОСЛЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН ПИШЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС в Полном орфографическом словаре русского языка

СТАРШИЙ; ПОСЛЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН ПИШЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС

старший; после собственных имен пишется через дефис, напр.: Рокфеллер-старший, Рони-старший, но в нек-рых ист. прозвищах — раздельно, напр.: Катон Старший, Плиний Старший


Полный орфографический словарь русского языка.
2012

Всего найдено: 5

Добрый день! Как правильно пишется — Белый Бим Черное Ухо или Белый Бим Черное ухо (в словарях почему-то дан первый вариант, а в Национальном корпусе русского языка вообще много вариантов можно увидеть…)? На что следует ориентироваться? Например, вы рекомендуете писать Муха-цокотуха, а словарь «С большой буквы или с маленькой?» — Муха-Цокотуха. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Академические словари в своих рекомендациях не расходятся. «Русский орфографический словарь» под ред. В. В. Лопатина (М., 2012) и словарь «Прописная или строчная?» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) фиксируют: Белый Бим Черное Ухо, Муха-цокотуха.

Первое написание соответствует правилу: «С прописной буквы пишутся нарицательные слова, выступающие как названия персонажей в сказках, пьесах, баснях и некоторых других произведениях художественной литературы, фольклора, напр.: Красная Шапочка, Змей Горыныч, Серый Волк, Синяя Борода, Дед Мороз, Петушок со Шпорами…»

По этому же правилу пишется имя персонажа в сказке К. И. Чуковского Муха. Но к нему добавляется приложение – имя нарицательное цокотуха ‘тараторка, трещотка’. Ср.: Рокфеллер-старший, Дюма-сын; Илья-пророк, Николай-угодник; Иван-царевич, Иванушка-дурачок.

Главный ориентир в области правописания – академические орфографические словари и справочники. Рекомендации по написанию слов орфографического словаря на нашем портале соответствуют академическим. 

Вопрос № 238266: Нужно ли ставить дефис при таком написании: Александр Лазарев-младший? Ответ: Корректно с дефисом. Вопрос № 261945: как правильно писать фамилии вида Рокфеллер-младший, Джордж Буш-старший — через дефис или тире? Ответ: если слова старший и младший присоединяются не к слову, а к сочетанию слов (т. е. к имени и фамилии), то дефис меняется на тире (дефисное написание с сочетанием слов невозможно): Джордж Буш – старший, Иван Иванов – младший. Вопрос: для Лазарева исключение или это ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Дефис здесь меняется на тире: Александр Лазарев – младший. Ответ на вопрос № 238266 исправлен. Спасибо за замечание!

Добрый день. Подскажите, как правильно писать фамилии вида Рокфеллер-младший, Джордж Буш-старший — через дефис или тире, со строчной или прописной буквы слова «старший», «младший». Влияет ли на написание наличие имени?
Не очень ясна система написания. Так, в ответе №254267 указано Плиний Младший, в ответе №216087 — Иванов-младший, №220421 — Иван Иванов — старший.

Ответ справочной службы русского языка

Слова старший, младший (не перешедшие в разряд прозвищ и являющиеся именами нарицательными) пишутся со строчной буквы и присоединяются дефисом: Иванов-младший, Рокфеллер-младший, Райкин-старший, Райкин-младший, Буш-старший, Буш-младший. Но если слова старший и младший присоединяются не к слову, а к сочетанию слов (т. е. к имени и фамилии), то дефис меняется на тире (дефисное написание с сочетанием слов невозможно): Джордж Буш – старший, Иван Иванов – младший.

Однако в некоторых именах исторических лиц (обычно античных авторов) слова младший и старший пишутся с прописной буквы: Плиний Младший, Катон Старший, Плиний Старший (проверить эти написания несложно: они зафиксированы словарями и энциклопедиями). Старший и Младший здесь – часть имени собственного (ср.: Карл Смелый, Иван Грозный).

Иванов-старший — через дефис, а Иван Иванов-старший?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно через тире с пробелами: _Иван Иванов — старший_.

Иванов(-)младший, Иванов(-)старший — как правильно?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _Иванов-младший, Иванов-старший_.

Старший Турбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года, во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких новых туфлях, в любимой позе — в кресле с ногами.

Алексей Васильевич Турбин — один из центральных персонажей романа «Белая Гвардия» и написанной на его основе пьесы «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. Он родился в интеллигентной среде и воспитан в семье, для которой достоинство и честь занимают первое место в списке жизненных ценностей. Турбину 28 лет и он служит Родине в качестве военного врача. После смерти отца он становится главой семейства. У героя есть 24-летняя сестра Елена Турбина и 17-летний брат Николка. Они вместе живут в родительской квартире.

Автор практически не обращает внимания на внешность Алексея Турбина. На некоторых деталях он делает акценты, когда в начале романа описывает квартиру Турбиных и знакомит читателя с членами этой семьи. Так мы узнаем, что молодой врач «бритый, светловолосый, постаревший, мрачный». Можно предположить, что Алексей Васильевич неприхотлив в одежде. В этом эпизоде он «во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких новых туфлях».

Турбин-старший обладает мягким характером. Он умеет красиво говорить и убеждать, «зажигать» своей речью. Во время одной из бесед Карась говорит Алексею Васильевичу: «тебе бы, знаешь, не врачом, а министром быть обороны, право». Брат Николка замечает: «Алексей на митинге незаменимый человек, оратор». Турбин любит читать, о чем говорит деталь: «Валяется на полу у постели Алексея недочитанный Достоевский».

При создании пьесы образ Алексея претерпел значительную трансформацию и фактически вобрал в себя черты трех героев романа: самого Турбина и двух полковников — Най-Турса и Малышева. В «Днях Турбиных» Алексей несколько старше, он профессиональный военный (полковник-артиллерист), сильный и мужественный человек. Изменилась и судьба героя: если в романе Турбин получает ранение в бою с петлюровцами, но остается жив, то в пьесе — умирает.

По мнению многих исследователей творчества Булгакова, образ Алексея Турбина во многом автобиографичен. Михаил Булгаков в 1918 году жил в Киеве, то есть, он был свидетелем событий, описываемых в «Белой гвардии». Так же как и его герой Алексей Турбин, он был врачом-венерологом, ведущим частную практику в своей квартире по адресу Андреевский спуск, 13 (в романе адрес немного изменен — Алексеевский спуск, 13).

Цитатная характеристика Алексея Турбина

Полное имя героя — Алексей Васильевич Турбин:

«Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу — двадцать восемь лет».

Алексей Турбин является сыном профессора:

«Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли…».

Алексей — молодой врач:

«Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу…».

Возраст Алексея Турбина — 28 лет (на декабрь 1918 г.). Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшая сестра Елена и младший брат Николка:

«Но как жить? Как же жить? Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу — двадцать восемь лет. Елене — двадцать четыре. Мужу ее, капитану Тальбергу — тридцать один, а Николке — семнадцать с половиной».

О внешности Турбина известно следующее:

«Старший Турбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года, во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких новых туфлях, в любимой позе — в кресле с ногами».

8 лет назад Алексей Турбин закончил Александровскую императорскую гимназию в Киеве. В ней он отучился 8 лет. В этой же гимназии, но в классах помладше, учились его друзья Мышлаевский и Карась:

«— Завтра полезем все вместе, — бормотал пьяный Мышлаевский, — все вместе. Вся Александровская императорская гимназия. Ура!»

«Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия. Восемь лет провел Турбин в ней, в течение восьми лет в весенние перемены он бегал по этому плацу, а зимами, когда классы были полны душной пыли и лежал на плацу холодный важный снег зимнего учебного года, видел плац из окна. Восемь лет растил и учил кирпичный покой Турбина и младших — Карася и Мышлаевского. И ровно восемь же лет назад в последний раз видел Турбин сад гимназии».

«О, восемь лет учения! Сколько в них было нелепого и грустного и отчаянного для мальчишеской души, но сколько было радостного».

В 1915 году Алексей Турбин заканчивает университет экстерном и начинает работать в венерологической клинике, а затем, когда начинается Первая мировая война, служит младшим врачом в Белградском гусарском полку и ординатором тяжелого госпиталя:

«— …Позвольте узнать, где вы служили, доктор, до сего времени? — В тысяча девятьсот пятнадцатом году, по окончании университета экстерном, в венерологической клинике, затем младшим врачом в Белградском гусарском полку, а затем ординатором тяжелого трехсводного госпиталя. В настоящее время демобилизован и занимаюсь частной практикой».

Доктор Турбин проводит три года на фронтах Первой мировой войны, «в седле». В мае 1918 года он возвращается домой:

«За восемью годами гимназии, уже вне всяких бассейнов, трупы анатомического театра, белые палаты, стеклянное молчание операционных, а затем три года метания в седле, чужие раны, унижения и страдания, — о, проклятый бассейн войны…».

В начале романа, в декабре 1918 г., Алексей Турбин является демобилизованным врачом и ведет частную практику, принимая пациентов на дому:

«В настоящее время демобилизован и занимаюсь частной практикой».

Сам себя Турбин называет военным врачом:

«Я не офицер, — сказал он, — я военный врач. Меня зовут Алексей Васильевич Турбин…»

По специальности Алексей Турбин является доктором-венерологом. На доме, где он живет, висит табличка с расписанием приема для пациентов:

«Через несколько минут Турбин выбежал через парадный ход, глянул на белую дощечку: «Доктор А.В. Турбин. Венерические болезни и сифилис. Прием с 4-х до 6-ти». Приклеил поправку «С 5-ти до 7-ми» и побежал вверх, по Алексеевскому спуску».

По словам автора, Первая мировая война и революция ломают жизнь Алексея Турбина и его семьи:

«Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже. Вернулся старший Турбин в родной город после первого удара, потрясшего горы над Днепром. Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее».

По своим убеждениям доктор Алексей Турбин является монархистом, то есть сторонником свергнутого царя Николая II. Турбин ненавидит социалистов, в частности он ненавидит главу Временного правительства, эсера Керенского:

«— Я, — вдруг бухнул Турбин, дернув щекой, — к сожалению, не социалист, а… монархист. И даже, должен сказать, не могу выносить самого слова «социалист». А из всех социалистов больше всех ненавижу Александра Федоровича Керенского».

По своему характеру Алексей Турбин является добрым человеком:

«Николка, тот еще добрее, а вот старший… Хотя нет. Алеша тоже добрый, но как-то он больше ненавидит».

Алексей сам себя называет «тряпкой», то есть слабохарактерным человеком:

«Братья вежливо промолчали, стараясь не поднимать бровей. Младший из гордости, старший потому, что был человек-тряпка».

«Мерзавец, а я, действительно, тряпка. Если уж не выгнал его, то по крайней мере, нужно было молча уйти». (Алексей Турбин о Тальберге)

Больше всего на свете Алексей любит женские глаза:

«Больше всего на свете любил сумрачной душой Алексей Турбин женские глаза. Ах, слепил господь бог игрушку — женские глаза!»

Для Алексея важно, чтобы человек имел понятие о чести. Именно поэтому он не любит своего зятя Сергея Тальберга, мужа сестры Елены. Алексей считает Тальберга мерзавцем за то, что тот не имеет малейшего понятия о чести:

«Не потому даже мерзавец, что бросил Елену в такую минуту, это, в конце концов, мелочь, вздор, а совсем по-другому. Но вот почему? А черт, да понятен он мне совершенно. О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести! Все, что ни говорит, говорит, как бесструнная балалайка, и это офицер русской военной академии. Это лучшее, что должно было быть в России…». (Турбин о Тальберге)

В начале романа описывается, как 13 декабря 1918 года Алексей Турбин добровольно поступает в качестве врача в студенческий дивизион, чтобы бороться с войсками Петлюры, которые надвигаются на Город:

«Доктор Турбин просит о назначении его в качестве врача дивизиона».

«Дивизион у нас так и называется — студенческий, — полковник задушевно улыбнулся, не показывая глаз».

«— Турбин мне крайне необходим в качестве врача дивизиона. Просим о срочном его назначении».

В ночь с 13 на 14 декабря 1918 года гетман и его приближенные сбегают из Украины. 14 декабря в Город (Киев) вторгается армия Петлюры, а «белая гвардия», то есть офицеры и юнкера, в том числе Турбины и их друзья, оказываются по сути в западне у петлюровцев. Петлюровцы убивают «белых» военных, которых встречают в Городе. По стечению обстоятельств доктор Алексей Турбин оказывается на улице в тот момент, когда войска Петлюры врываются в Город. Петлюровцы замечают Турбина на улице и стреляют по нему:

«— Дело? — иронически весело переспросил Малышев, — дело в том, что Петлюра в городе. На Печерске, если не на Крещатике уже. Город взят. — Малышев вдруг оскалил зубы, скосил глаза и заговорил опять неожиданно, не как актер-любитель, а как прежний Малышев. — Штабы предали нас. Еще утром надо было разбегаться. Но я, по счастью, благодаря хорошим людям, узнал все еще ночью, и дивизион успел разогнать. Доктор, некогда думать, снимайте погоны!»

Алексей получает ранение в левую подмышку. Убегая от петлюровцев, он успевает выстрелить в одного из них и, судя по всему, ранит его:

«Турбин, замедлив бег, скаля зубы, три раза выстрелил в них, не целясь. Опять наддал ходу, смутно впереди себя увидел мелькнувшую под самыми стенами у водосточной трубы хрупкую черную тень, почувствовал, что деревянными клещами кто-то рванул его за левую подмышку, отчего тело его стало бежать странно, косо, боком, неровно. Еще раз обернувшись, он, не спеша, выпустил три пули и строго остановил себя на шестом выстреле: «Седьмая — себе. Еленка рыжая и Николка. Кончено. Будут мучить. Погоны вырежут. Седьмая себе»».

«Рубаху на Турбине искромсали ножницами и сняли по кускам, обнажив худое желтоватое тело и левую руку, только что наглухо забинтованную до плеча. Концы дранок торчали вверху повязки и внизу. Николка стоял на коленях, осторожно расстегивая пуговицы, и снимал с Турбина брюки».

Раненый Турбин добирается до какого-то сада. Там его замечает незнакомая женщина и приводит к себе домой, тем самым спасая его от петлюровцев. Незнакомку зовут Юлия Александровна Рейсс:

«И тут увидал ее в самый момент чуда, в черной мшистой стене, ограждавшей наглухо смежный узор деревьев в саду. Она наполовину провалилась в эту стену и, как в мелодраме, простирая руки, сияя огромнейшими от ужаса глазами, прокричала:

— Офицер! Сюда! Сюда…

Турбин, на немного скользящих валенках, дыша разодранным и полным жаркого воздуха ртом, подбежал медленно к спасительным рукам и вслед за ними провалился в узкую щель калитки в деревянной черной стене. И все изменилось сразу. Калитка под руками женщины в черном влипла в стену, и щеколда захлопнулась. Глаза женщины очутились у самых глаз Турбина. В них он смутно прочитал решительность, действие и черноту.

— Бегите сюда. За мной бегите, — шепнула женщина, повернулась и побежала по узкой кирпичной дорожке. Турбин очень медленно побежал за ней».

Добрая Юлия перевязывает Турбину рану и ухаживает за ним несколько часов, не отходя от его постели:

«Она опять присела. Турбин увидал рану. Это была маленькая дырка в верхней части руки, ближе к внутренней поверхности, там, где рука прилегает к телу. Из нее сочилась узенькой струйкой кровь.

— Сзади есть? — очень отрывисто, лаконически, инстинктивно сберегая дух жизни, спросил.

— Есть, — она ответила с испугом.

— Затяните выше… тут… спасете.

Возникла никогда еще не испытанная боль, кольца зелени, вкладываясь одно в другое или переплетаясь, затанцевали в передней. Турбин укусил нижнюю губу. Она затянула, он помогал зубами и правой рукой, и жгучим узлом, таким образом, выше раны обвили руку. И тотчас перестала течь кровь…»

Раненый Алексей переживает, что петлюровцы могут наказать Юлию за помощь ему, «белому» офицеру. Однако Юлия просит его не беспокоиться:

«— Тогда… я вас боюсь… подвести… Вдруг придут… револьвер… кровь… там в шинели, — он облизал сухие губы.

Голова его тонко кружилась от потери крови и от коньяку. Лицо женщины стало испуганным. Она призадумалась.

— Нет, — решительно сказала она, — нет, если бы нашли, то уже были бы здесь. Тут такой лабиринт, что никто не отыщет следов».

Юлия называет Алексея храбрым человеком, потому что тот отстреливался от петлюровцев, когда те гнались за ним. Она видела эту перестрелку, и ее восхитило поведение Алексея:

«— Ну да… Они выскочили, а вы стали стрелять, и первый грохнулся… Ну, может быть, ранили… Ну, вы храбрый… Я думала, что я в обморок упаду… Вы отбежите, стрельнете в них… и опять бежите… Вы, наверное, капитан?»

На следующий день, утром 15 декабря 1918 года, Юлия привозит Алексея к нему домой на извозчике. Вызванные на дом врачи сообщают родным, что, помимо ранения в подмышку, у Алексея тиф, что куда страшнее:

«…и, наконец, третий, седой профессор. Его искусство открыло ему и турбинской семье нерадостные вести, сразу, как только он появился шестнадцатого декабря. Он все понял и тогда же сказал, что у Турбина тиф. И сразу как-то сквозная рана у подмышки левой руки отошла на второй план».

Алексей переживает, что в результате ранения он может потерять руку:

«— Сам знаю… Я тихонько… Ах, если рука пропадет!»

«Но, во всяком случае, практике конец… надолго. Лишь бы руку-то сохранить… а то что я без руки».

22 декабря 1918 года Алексей находится при смерти. Врачи считают его безнадежным и предсказывают скорую смерть:

«Турбин стал умирать днем двадцать второго декабря».

«— Безнадежен, — очень тихо сказал на ухо бритому профессор…»

«Всем хорошо известно и Елене тоже, что это означает, что надежды вовсе никакой нет и, значит, Турбин умирает».

В конце концов Алексей Турбин чудом выживает. Спустя полтора месяца (47 дней) после ранения, 2-ого февраля 1919 года, он уже ходит с палочкой по дому и снова принимает пациентов (в частности, к нему приходит поэт Русаков). Из-за болезни внешность Алексея резко меняется, в частности его глаза навсегда становятся неулыбчивыми и мрачными:

«Пэтурра. Было его жития в Городе сорок семь дней. Пролетел над Турбиными закованный в лед и снегом запорошенный январь 1919 года, подлетел февраль и завертелся в метели. Второго февраля по турбинской квартире прошла черная фигура, с обритой головой, прикрытой черной шелковой шапочкой. Это был сам воскресший Турбин. Он резко изменился. На лице, у углов рта, по-видимому, навсегда присохли две складки, цвет кожи восковой, глаза запали в тенях и навсегда стали неулыбчивыми и мрачными. В гостиной Турбин, как сорок семь дней тому назад, прижался к стеклу и слушал, и, как тогда, когда в окнах виднелись теплые огонечки, снег, опера, мягко слышны были дальние пушечные удары. Сурово сморщившись, Турбин всею тяжестью тела налег на палку и глядел на улицу».

Алексей рад, что сегодня ночью, с 22 на 23 февраля 1919 года, ужасные войска Петлюры уйдут из Города и закончится этот кошмар. Однако Алексей боится, что, если в город придет Красная армия, здесь опять будет жуть:

«Пэтурра… Сегодня ночью, не позже, свершится, не будет больше Пэтурры… А был ли он?.. Или это мне все снилось? Неизвестно, проверить нельзя».

«А что важно? Да, тот же Шервинский говорил, что они с красными звездами на папахах… Вероятно, жуть будет в Городе? О да… Итак, сегодня ночью… Пожалуй, сейчас обозы уже идут по улицам…».

В тот же день, 2 февраля, выздоровевший Алексей идет в гости к своей спасительнице Юлии и дарит ей браслет своей матери в качестве благодарности за спасение его жизни:

«— Вы не откажетесь принять это… Мне хочется, чтобы спасшая мне жизнь хоть что-нибудь на память обо мне… это браслет моей покойной матери…
— Не надо… Зачем это… Я не хочу, — ответила Рейсс и рукой защищалась от Турбина, но он настоял и застегнул на бледной кисти тяжкий, кованый и темный браслет. От этого рука еще больше похорошела и вся Рейсс показалась еще красивее… Даже в сумерках было видно, как розовеет ее лицо».

Алексей признается Юлии, что она ему нравится. Известно, что Юлия была замужем. Возможно, ее муж погиб или находится где-то далеко. Алексей просит у нее разрешения прийти к ней еще, та соглашается:

«— Вы мне милы, — прошептал Турбин. — Позвольте мне прийти к вам еще.

— Придите…»

Судя по всему, Алексей Турбин продолжает встречаться с Юлией. В конце романа он говорит своему младшему брату Николке, что Петлюра швырнул Турбиных на Мало-Провальную улицу. Этими словами Алексей хочет сказать, что его возлюбленная Юлия живет на Мало-Провальной улице и что возлюбленная Николки (сестра Най-Турса) тоже живет на этой улице. Таким образом, оба брата ходят на Мало-Провальную улицу к своим возлюбленным. Чем заканчиваются их истории любви, в романе не уточняется:

«Полпути братья сделали молча. Потом Турбин прервал молчание. — Видно, брат, швырнул нас Пэтурра с тобой на Мало-Провальную улицу. А? Ну, что ж, будем ходить. А что из этого выйдет — неизвестно. А?»

Николай Хмелёв в роли Алексея Турбина в спектакле «Дни Турбиных» (1926)

Николай Хмелёв в роли Алексея Турбина в спектакле «Дни Турбиных» (1926)

Николай Хмелёв в роли Алексея Турбина в спектакле «Дни Турбиных» (1926)

Николай Хмелёв в роли Алексея Турбина в спектакле «Дни Турбиных» (1926)

Андрей Мягков в роли Алексея Турбина в фильме «Дни Турбиных» (1976)

Андрей Мягков в роли Алексея Турбина в фильме «Дни Турбиных» (1976)

Андрей Мягков в роли Алексея Турбина в фильме «Дни Турбиных» (1976)

Андрей Мягков в роли Алексея Турбина в фильме «Дни Турбиных» (1976)

Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в сериале «Белая гвардия» (2012)

Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в сериале «Белая гвардия» (2012)

Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в сериале «Белая гвардия» (2012)

Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в сериале «Белая гвардия» (2012)

Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в сериале «Белая гвардия» (2012)

Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в сериале «Белая гвардия» (2012)

Николка Турбин поет песню юнкеров Николаевского гвардейского училища из фильма «Дни Турбиных» (1976)

Николка и Алексей Турбины поют песню юнкеров Николаевского гвардейского училища из сериала «Дни Турбиных» (2012)

Иллюстрации

— Мы теперь научены горьким опытом и знаем, что спасти Россию может только монархия. Поэтому, если император мертв, да здравствует император! — Турбин крикнул и поднял стакан. Графика Сергея Гонкова к «Белой гвардии»

Алексей Турбин



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Турпоход как пишется
  • Турбаза как пишется правильно
  • Турпоездка как пишется правильно
  • Турагент как пишется правильно
  • Туробъект как пишется правильно