Учащуюся 10 класса как правильно пишется

учащуюся — прилагательное, винительный п., жен. p., ед. ч.

учащуюся — прилагательное, винительный п., жен. p., ед. ч.

учащуюся — причастие, винительный п., жен. p., наст. вр., возвр. форма гл., ед. ч.

учащуюся — прилагательное, винительный п., жен. p., ед. ч.

учащуюся — причастие, винительный п., жен. p., наст. вр., возвр. форма гл., ед. ч.

учащуюся — существительное, винительный п., жен. p., наст. вр., од., возвр. форма гл., ед. ч.

Часть речи: существительное

Часть речи: прилагательное

Действительное причастие:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не знаете, какой безударный гласный писать в слове «учащаяся» или «учащеяся»? Разберём простое правило, чтобы не допускать ошибок в письменной речи.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Морфемный разбор слова «учащаяся»
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание слова «учащаяся»
  • Заключение

Как правильно пишется?

Кодифицированным считается единственный вариант написания – «учащаяся».

Сомнение при написании анализируемого слова возникает из-за того, что сомнительная гласная находится в безударной позиции – «уча́щаяся». Отметим, что «учащаяся» – это действительное возвратное причастие или субстантивированное существительное женского рода, которое стоит в именительном падеже.

Морфемный разбор слова «учащаяся»

Чтобы не допускать ошибок при употреблении лексемы, следует выполнить её полный морфемный анализ:

учащаяся

  • «уч» – корень;
  • «ащ» – суффикс;
  • «ая» – окончание;
  • «ся» – постфикс.

К основе отнесём – «учащ…ся».

Видим, что сомнительная гласная находится в окончании. Как известно, у причастий (или существительных) женского рода в окончании пишется «ая». Значит, верно – «учащаяся».

Примеры предложений

Рассмотрим примеры контекстов, в которых используется слово «учащаяся»:

  1. Учащаяся седьмого класса заняла первое место в конкурсе чтецов.
  2. Учащаяся одиннадцатого класса получила «отлично».
  3. Учащаяся средней общеобразовательной школы поехала на соревнования по теннису.
  4. Автор проекта – учащаяся иркутской школы.
  5. Помогла мужчине учащаяся медицинского колледжа.

Ошибочное написание слова «учащаяся»

Неграмотно писать «учащеяся», «учащяяся», «учащаясся».

Заключение

Итак, из двух вариантов «учащаяся» или «учащеяся» выберем единственную верную форму – «учащаяся».

Правильно писать слово с «ая» после «щ», т.к. это окончание женского рода и единственного числа. Изучаемая лексема зафиксирована в словаре именно в таком виде.

Написание слова

Учащуюся — в слове пишется буква «щ», так как согласная целиком относится к суффиксу.
После шипящих «ч» и «ш» пишутся буквы «а» и «у» соответственно, так как в русском языке после шипящих пишутся только буквы «а», «у», «и», но не пишутся «я», «ю», «ы».

Примеры употребления

Учащуюся сельской школы пригласили на международный фестиваль народного творчества.
На учащуюся школы запросили характеристику из отдела полиции.
Учащуюся вуза исключили за неуспеваемость.  

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите одновременно «левый Ctrl»+«Enter».

Правила орфографии, которые каждый из нас изучает еще в школе, являются основой грамотной письменной речи. Разберемся с тем, как правильно пишется «учащийся» или «учащейся», рассмотрим морфемный состав и примеры предложений с этими словами.

Какое из этих слов написано правильно?

Оба слова написаны верно. Единственная разница заключается в том, что они соответствуют разным родам и падежам. «Учащийся» − это мужской род, а «учащейся» − женский.

Оба слова являются причастиями, но при построении предложений, в зависимости от контекста, больше используются как существительные. В составе этих слов необходимо уделить внимание их окончанию, поскольку «ий» и «ей» являются правильным написанием, но меняют род и падеж.

Таким образом, обе словоформы обозначают одно и то же действие для мужского либо женского рода. Их можно сравнить с похожими по значению словами, например, трудящийся мужчина помог освоить новую профессию трудящейся женщине. Благодаря этому получится подобрать правильную словоформу, согласно признакам, которые определяют род и падеж.

Морфемный разбор слов «учащийся» и «учащейся»

Перейдем к морфемному анализу слов. Начнем с «учащийся»:

учащийся

  • «уч» − корень;
  • «ащ» − суффикс;
  • «ий» − окончание;
  • «ся» − суффикс.

Аналогичное действие проделаем со словом «учащейся»:

учащейся

  • «уч» − корень;
  • «ащ» − суффикс;
  • «ей» − окончание;
  • «ся» − суффикс.

Как видно, оба слова имеют одинаковое морфемное строение, различающиеся при этом окончаниями «ий» и «ей».

В каких случаях пишут «учащийся»?

Причастие относится к мужскому роду, поэтому словом «учащийся» можно охарактеризовать ученика, студента, стажера, помощника мастера и т.д.

Если верить лингвистической статистике, это слово не является часто используемым, ввиду чего оно может быть написано с грамматическими ошибками либо неправильно определенным родом.

Примеры предложений

Приведем несколько простых примеров предложений с вхождением слова «учащийся»:

  1. Учащийся нашей школы занял первое место на республиканской олимпиаде по математике.
  2. Какую стипендию получает учащийся техникума?
  3. Учащийся на сварщика студент показал высокие результаты на конкурсе «Лучший в профессии».
  4. Один учащийся в нашем лицее мальчик помогает отстающим сверстникам.
  5. Учащийся на «отлично» пользуется авторитетом среди одноклассников и учителей.

В каких случаях пишут «учащейся»?

Слово «учащейся» также является правильно написанным.

Причастие относится к женскому роду, им обозначают студентку, ученицу, помощницу и т.д.

Очень часто слово путают с мужским родом и вместо правильного написания «учащийся» пишут «учащейся». В этом случае следует быть внимательным и не путать окончания.

Примеры предложений

Приведем несколько предложений, в которых встречается слово «учащейся»:

  1. Учащейся нашего техникума О. Михайловой объявлена благодарность за участие в художественной самодеятельности.
  2. Благодаря грамотным действиям учащейся медицинского колледжа, удалось спасти жизнь человека.
  3. Учащейся нашего лицея может стать любая девушка в возрасте от 16 до 25 лет.
  4. Сколько стоит школьная форма для учащейся в гимназии?
  5. Учащейся педагогического училища были разработаны новые методики обучения детей рисованию.

Ошибочное написание слов «учащийся» и «учащейся»

Самыми распространенными ошибками при написании этих причастий являются следующие: учасчийся, учасщаяся. Также часто путается род этих слов, в результате чего полностью меняется смысл предложения.

Как видим, оба слова написаны правильно. Единственная разница заключается в том, что они имеют разные падежи и относятся к мужскому и женскому роду.

Методическая разработка

проведения

 урока русского языка

в 3 классе

на тему: «Учимся писать письма».

     Цели занятия:  

  • познакомить учащихся с письмом как бытовым жанром письменной речи;
  • дать понятие об основных правилах написания писем, учить правильной подписи конверта;
  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • развивать речь школьников,  умение логично излагать свои

мысли , обогащать  словарный запас;

  • формировать культуру общения.

    Оборудование:

            учебник русского языка (Русский язык 3 класс, авторы                            

            С.В. Иванов и др.);

            компьютер с проектором, диск с презентационным материалом;

            карточки , конверты.

Ход урока:

  Организационный момент.

  Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

Запись под диктовку словарных слов:

телефон, телеграф, компьютер, фамилия, адрес,

спасибо, до свидания, здравствуйте, сегодня, вчера.

Взаимопроверка словарных слов.

2. Вступительная беседа.

Учитель. Назовите, пожалуйста, с помощью каких

устройств современные люди могут общаться на расстоянии.

         Дети.  Телефон, компьютер.                            

         Учитель. Верно. (Демонстрация 1 слайда)

         В настоящее время прочно вошли в нашу

         жизнь мобильная связь, электронная почта,

         общение в сети Интернет. А знаете ли вы,

         каким наиболее распространенным    

         способом общались люди в недавнем

         прошлом?

         попробуйте отгадать загадку.

                       Без ног приходит,                                Слайд №1                

Без языка рассказывает.                              

   (Письмо)

3. Сообщение темы урока.

          Учитель. Сегодня на уроке русского языка мы ближе

          познакомимся с таким   жанром письменной речи как письмо.

       Работа над новым материалом.

1. Рассказ учителя.

Что же такое письмо?

             Под письмом понимается речь, написанная к одному или

                     нескольким лицам. Отличительная черта письма —

          индивидуальность, которой выражаются характер пишущего и

                    отношения лиц, между которыми ведется переписка.

         Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью          

         писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей      

         жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют        

         радость. Переписываться могут родственники, друзья. Дети при

         переписке со своими сверстниками могут сопроводить письмо

         рисунком или открыткой.  С возрастом у человека появляется

         необходимость написать в газету, журнал, какую-либо инстанцию.

         Можно написать письмо Президенту, гражданину другой страны.

         Но куда бы не писал человек, письмо обязательно передает

         энергетику, индивидуальность писавшего .

         Как вы думаете, когда люди стали писать друг другу письма?

         Люди начали обмениваться письмами очень давно. Как только

         человек научился  рисовать, он стал посылать послания. Вместо

         букв и слов в этих  письмах были рисунки, поэтому письма так и

         назывались  «рисуночные». С появлением письменности люди

         стали  писать письма на подручных материалах: бересте,

         папирусе,  пергаменте, глиняных дощечках. Люди писали о погоде,

         важных  событиях, об опасностях и т. д.

         Потом появилась бумага и  наступил

         рассвет эпистолярного жанра  (так

         называют    умение писать письма).

         Письма бывают разные:  деловые,

         официальные, личные и др.

         (Демонстрация 2 слайда).

         Стиль письма зависит от того, кому

         и куда оно  адресовано.

         Давайте попробуем представить, какой

         путь должно пройти письмо,чтобы попасть            Слайд №2

         в руки к адресату.

        2. Работа по учебнику.

Прочитаем отрывок из стихотворения                        

С.Я. Маршака «Почта» в учебнике, упр.1.

                   Письмо само                                            

                   Никуда не пойдет,

                   Но в ящик его опусти —                                                            

                   Оно пробежит,

                   Пролетит,                 

                   Проплывет

                   Тысячи верст пути.

                   Не трудно письму

                   Увидеть свет:

                   Ему не нужен билет.                                     Слайд №3

                   На медные деньги

                   Объедет мир

                   Заклеенный                                                  

                   Пассажир.                                                      

        В разные времена почту доставляли  по-разному: с помощью

        голубей, собак, лошадей. С появлением транспорта её стали

        перевозить на автомобилях, поездах,пароходах, самолётах.

        Сейчас существует электронная почта.  

        (Демонстрация   3 слайда).                     

        Давайте в тетрадях изобразим путь письма словами и поработаем

        над правописанием этих слов.

       3. Работа в тетрадях.

        Отправитель (адресант) — письмо  —  конверт  —  почтовый

        ящик  —  почта – сортировщик — транспорт  —   почта   —

        почтальон – домашний почтовый ящик – получатель

        (адресат).

       Объяснение  лексического значения слов и выделение орфограмм.

       Разбор по составу выделенных слов.  

       4.Анализ писем.

        Учитель. Очень важно научиться правильно писать письма. Сейчас

       мы  проанализируем варианты нескольких писем и попробуем

       ответить на вопрос: «Существуют ли какие – либо правила

       написания писем?» Прослушайте отрывки из писем и попробуйте

       определить, когда они написаны.( Демонстрация слайда №4

       с отрывками писем.)

                         Письмо 1.

           Любезнейшие папенька и маменька!

      Благодарю Бога и судьбу за то, что вы здоровы и веселы, а

      ваше настроение сравнимо с лучами утреннего солнца.

      У меня, слава Господу, тоже все в порядке: служба идет

      спокойно и благостно…

                                                                Преданный вам,

                                                              ваш сын Николинька.

          Письмо 2.

            Привет, Некит!

       Послал тебе сообщение по мобильнику. Ответь, получил ли

      ты его. В деревне хорошо, но скучновато. Жаль, что я не

      захватил с собой свой комп.

                                                                       Антоха.    

        Дети. По стилю письма можно определить, в какое примерно

       время оно написано. Первое письмо написано давно, сейчас так

       не пишут.

       Учитель. Время идет быстро, и стиль написания писем меняется.  

       А знаете ли вы, что особенно любили писать письма люди, жившие    

       в 18 – 19 веках? Считается, что пик развития эпистолярного жанра

       приходится именно на это время. Письма многих известных людей

       издаются целыми книгами.

       Прочитайте на доске, как  А.П. Чехов обращался в своих письмах к

       родным и друзьям. Ответьте на вопрос «Какое обращение вам было

       особенно приятно прочитать в письме?»

      (Учитель демонстрирует слайд №5.)

       Обобщение ответов детей.

       Учитель.  Как вы думаете, какие

       структурные  части должны быть в

       письме кроме обращения к тому ,

       кому оно адресовано?

       (Учитель выслушивает ответы детей.)

       Давайте посмотрим на доску и

       проверим  свои предположения.

       (Демонстрация слайда №6.)

      5. Редактирование письма.

     Учитель. В любом деле необходима

     четкая последовательность выполнения.               Слайд №5

     Это относится и к написанию писем.                    

     Очень важно соблюдать структуру письма.

     У вас на столах лежат карточки с письмом девочки к своей подружке.

     Прочтите его и ответьте на вопросы: «Что вас не устраивает в этом

     письме? Четко ли излагает девочка свои мысли?»  

                  Письмо.

      Здравствуй, Лена!

      Я получила твоё письмо. Твоё письмо

      интересное. Недавно я прочитала

      интересную книгу. Мой любимый

      предмет — русский язык. Ты приедешь

      ко мне на день рождения?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

      Книга называется «Фантазёры».

      А как учишься ты? Я учусь хорошо.

      До свидания.

                   Твоя подруга Света.                                    

                                                                                       Слайд

     ( Учитель выслушивает ответы детей. )                  Слайд №6      

     Учитель. Поработайте в парах. Каждая                      

     пара подготовит свой вариант редактирования письма.

    (Класс анализирует предложенные варианты и выбирает лучший.)

     Вывод: Текст письма должен быть последовательным. Нельзя

     перескакивать с одного события на другое.

    Учитель. Очень важно не только уметь грамотно составить и

      написать письмо, но и правильно подписать конверт. От этого

      зависит, найдет ли письмо своего адресата.

      Послушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова про Ваньку Жукова,

      писавшего своему дедушке Константину Макарычу письмо о своей

      нелегкой жизни. Как вы думаете, дойдет ли письмо мальчика?

   6.Выразительное чтение учителем вслух отрывка из рассказа

     А.П. Чехова  «Ванька».

Учитель. Почему вы считаете, что дедушка Константин Макарыч не получит это письмо?

Верно. Указан неточный адрес. Можно ли подписывать письмо словами «На деревню дедушке»?

     7. Упражнение в заполнении  конверта.

Учитель. Давайте поучимся правильно подписывать конверт.    

        Кто из вас уже сам подписывал конверт? Что пишут на конверте?

        Почему слова в адресе пишутся с заглавной буквы?

        Что обозначают цифры в углу конверта? ( Это индекс)

        Сколько в индексе цифр и что они обозначают?

        (6 цифр. Первые три цифры обозначают код области, города. Три

        другие – почтовое отделение).  

        (Демонстрация слайда №7.)

        Какие правила следует соблюдать  при заполнении адреса на

        конверте?                                                                          

        Дети. Адрес подписывать

        следует разборчиво, грамотно,

        аккуратно. Это облегчает чтение

        адреса получателю, сортировщику,

        почтальону.

         Учитель. Возьмите свои конверты

        и подпишите их, адресуя письмо

        товарищу по парте. Заранее

        расспросите одноклассника о его

        точном домашнем адресе.                                   Слайд №7

        Внимательно проверьте свои работы.

                                                                                      Слайд №7

    Итог урока.

       Что важного и интересного вы

       узнали сегодня на уроке?

        Пожелание успехов (слайд №8)

    Домашнее задание.

       Написать небольшое письмо

       учителю, используя карточку –

       помощницу и правила  написания

       писем. Письмо можно украсить

       рисунком или аппликацией.

         Карточка – помощница.                                     Слайд №8                         

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение

Дорогая Ольга Викторовна!

Уважаемая учительница.

Начальная фраза

Я решил написать Вам…

Хочется поделиться с Вами мыслями…

Содержание письма

Я хочу рассказать Вам…

У меня много интересных новостей…

Благодарность

Спасибо за внимание…

Прощание

До свидания…       До скорой встречи…

Концовка и подпись.

Ваш ученик…        Ф.И.О.

Дата написания

Склонение слова «учащийся»

Слово «учащийся» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками. Покажем формы изменения слова для каждого значения.

1 учащийся — имя прилагательное, мужской род.

Полная форма

Падеж Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
Мужской родМ.р. Женский родЖ.р. Средний родС.р.
ИменительныйИм. какой? какая? какое? какие?
учащийся учащаяся учащееся учащиеся
РодительныйРод. какого? какой? какого? каких?
учащегося учащейся учащегося учащихся
ДательныйДат. какому? какой? какому? каким?
учащемуся учащейся учащемуся учащимся
Винительный
(одушевленное)
Вин.
одуш.
какого? какую? какого? каких?
учащегося учащуюся учащееся учащихся
Винительный
(неодушевленное)
Вин.
неодуш.
какой? какую? какое? какие?
учащийся учащуюся учащееся учащиеся
ТворительныйТв. каким? какой? каким? какими?
учащимся учащейся, учащеюся учащимся учащимися
ПредложныйПред. о каком? о какой? о каком? о каких?
учащемся учащейся учащемся учащихся

Краткая форма

Прилагательное учащийся не имеет краткой формы.

Превосходная степень

Прилагательное учащийся не имеет превосходной степени.

Сравнительная степень

Прилагательное учащийся не имеет сравнительной степени.

2 учащийся — причастие, действительный залог, настоящее время.

Падеж Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
Мужской родМ.р. Женский родЖ.р. Средний родСр.р.
ИменительныйИм. учащийся учащаяся учащееся учащиеся
РодительныйРод. учащегося учащейся учащегося учащихся
ДательныйДат. учащемуся учащейся учащемуся учащимся
Винительный
(одушевленное)
Вин.
одуш.
учащегося учащуюся учащееся учащихся
Винительный
(неодушевленное)
Вин.
неодуш.
учащийся учащуюся учащееся учащиеся
ТворительныйТв. учащимся учащейся, учащеюся учащимся учащимися
ПредложныйПред. учащемся учащейся учащемся учащихся

Как правильно пишется «учащаяся»

Чтобы узнать как пишется это слово, необходимо узнать какой частью речи является это слово. Далее найти правило русского языка. Давайте разбираться.

Правильно пишется:
«УЧАЩАЯСЯ»

Другие варианты написания

Здесь мы приводим все формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова учащаяся

Базовая форма слова УЧАЩИЙСЯ

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. норм. учащийся учащаяся учащееся учащиеся
прев.
Род. норм. учащегося учащейся учащегося учащихся
прев.
Дат. норм. учащемуся учащейся учащемуся учащимся
прев.
Винит.
одуш.
норм. учащегося учащуюся учащееся учащихся
прев.
Винит.
неодуш.
норм. учащийся учащуюся учащееся учащиеся
прев.
Тв. норм. учащимся учащейся,
учащеюся
учащимся учащимися
прев.
Пред. норм. учащемся учащейся учащемся учащихся
прев.
Кр. прил.
Сравнит. ст.

Употребление слова в цитатах «учащаяся»

Находясь на уроке, он становится учащимся.

Обучающаяся или учащаяся как правильно?

Правильно

Обучающаяся, учащаяся — вне зависимости от того, к какой части речи относятся слова в предложении, в русском языке можно употреблять оба варианта. Употребление данных слов в качестве существительных прослеживается в деловом письме. Поскольку в законодательстве выделено понятие «обучающиеся», и оно включает в себя понятие «учащиеся», то выбор слова зависит от трактовки этих понятий в законе.
Обучающаяся сдала все экзамены досрочно.
Учащаяся десятого класса школы номер 40.
Всем учащимся была проведена лекция.
Мы уведомили всех обучающихся о плановых нововведениях.

Неправильно

Обучяющаяся учящаяся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Учащимися как правильно пишется
  • Учащиеся школы как правильно написать
  • Учащиеся школы как пишется
  • Учащиеся 1 класса как пишется
  • Учащеюся или как правильно написать учащуюся