Учитель наставник как пишется

учитель-наставник

учитель-наставник

учитель-наставник, учителя-наставника

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.

Смотреть что такое «учитель-наставник» в других словарях:

  • учитель-наставник — учи/тель наста/вник, учи/теля наста/вника …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • учитель — Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель. Мы взяли к детям мамзель Ср. . См …   Словарь синонимов

  • учитель —     УЧИТЕЛЬ, наставник, педагог, преподаватель, репетитор, устар. ментор, жарг. препод     УЧИТЕЛЬНИЦА, наставница, преподавательница, разг., шутл. педагогиня, разг. репетиторша, разг., пренебр. училка, разг. учителка, разг. учительша… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Учитель (значения) — См. также: Преподаватель Учитель Учитель  профессия и должность в системе начального и среднего образования. Учитель  наставник в какой либо области знаний. Учитель (роман) роман Шарлотты Бронте Содержание 1 Фамилия …   Википедия

  • наставник — См. учитель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. наставник воспитатель, учитель, репетитор; назидатель, пестун, инструктор, бодхисатва, пастырь, свами, преподаватель,… …   Словарь синонимов

  • НАСТАВНИК — НАСТАВНИК, наставника, муж. (книжн. устар.). Учитель, руководитель. Мой уважаемый наставник. ❖ Классный наставник (дорев.) преподаватель в среднем учебном заведении, выполнявший работу классного воспитателя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков …   Толковый словарь Ушакова

  • Наставник — см. Учитель (III и IV). см. Детоводитель, наставник …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • НАСТАВНИК — НАСТАВНИК, а, муж. Учитель и воспитатель, руководитель. Н. сборной команды. Капитанн. (во флоте). Н. молодёжи. Мастерн. | жен. наставница, ы. | прил. наставнический, ая, ое. Н. тон (перен.: наставительный). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… …   Толковый словарь Ожегова

  • наставник — а; м. Воспитатель, учитель. Молодёжный н. Н. юношества. Классный н. (в России до 1917 г.: классный воспитатель в гимназии, реальном училище). Н. сборной команды по футболу. Мастер наставник. Капитан наставник (во флоте). ◁ Наставница, ы; ж …   Энциклопедический словарь

  • наставник — а; м. см. тж. наставница Воспитатель, учитель. Молодёжный наста/вник. Наста/вник юношества. Классный наста/вник. (в России до 1917 г.: классный воспитатель в гимназии, реальном училище) Наста/вник сборной команд …   Словарь многих выражений

В современном мире так много возможностей открыть для себя что-то новое, получить знания или обрести навыки. В повседневной речи мы используем слово «учитель», но как правильно обращаться к учителям: «учителя» или «учители»?

Как правильно пишется?

Морфологический словарь трактует, что для правильного окончания слова в множественном числе необходимо учесть контекст, в котором оно используется, то есть выяснить лексическое значение применяемого слова, так как

в обращении верны обе формы множественного числа одного существительного.

В каких случаях пишут «учителя»

Окончание «-а» или «-я» в слове «учитель» будет в том случае, когда подразумевается профессия, то есть лексическое значение следующее: «учитель – человек, должностной обязанностью которого является трактовка знаний в понятной форме, передача имеющейся информации в устном и письменном формате ученикам с последующим контролем усвоенного материала и работой над ошибками».

Синонимы: педагог, преподаватель.

Примеры предложений

  1. Учителя собрались в огромном конференц-зале, чтобы в свой профессиональный праздник принять поздравления от администрации в виде цветов и грамот.
  2. В последнее время учителя столкнулись с непониманием со стороны родителей в вопросах воспитания детей: должен ли учитель стать наставником, или он остается всего лишь педагогом для неокрепших умов?

В каких случаях пишут «учители»

Если в слове «учитель» кроется нечто большее, нежели заложено в первой трактовке, то применяется окончание «-и» или «-ы» во множественном числе. Лексическое значение во втором случае будет характеризовать человека, являющегося учителем по призванию, а не по профессии, обладающего авторитетом и лидерскими качествами, имеющего последователей и верных учеников (единомышленников).

Синонимы: наставник, гуру, мастер.

Примеры предложений

  1. С малых лет я наблюдал, сравнивал и анализировал. Мои учители – это все окружающие меня объекты и субъекты природы: у деревьев я научился планировать и думать над каждым принятым решением, характерные привычки животных помогли мне не заплутать в сложном мире человеческих взаимоотношений. Настоящий дар – учиться у гениального создателя – матери всего существующего.
  2. Великие учители нашего времени – это молодые амбициозные творцы, что не знают слова невозможно и одним горящим взором и мудрым словом, способны зажечь массы, например, Илон Маск.

Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»

Ошибочное написание слова «учитель» отсутствует, так как приняты к использованию обе формы. Однако следует обращать внимание на закладываемый смысл сказанного.

Заключение

В конкретном примере упор на правильную форму множественного числа существительного «учитель» следует делать, опираясь на лексическое значение.

Окончание «-я» используется тогда, когда говорим о профессии: учителя. Окончание «-и» уместно в том случае, когда смысл существительного в идейном предводительстве: учители.

Слово учитель в современном русском языке имеет два значения. Первое из них —  специалист, имеющий педагогическое образование и преподающий в школе какой-либо предмет; второе – человек, обладающий высоким авторитетом в определенной области знаний или профессиональной деятельности, идейный наставник.

В зависимости от значения слова, множественное число существительного учитель может иметь форму учителя или учители.

Слово учитель в первом значении относится к существительным, обозначающим лицо по профессиональному признаку. В соответствии с современными орфографическими нормами в таких существительных мужского рода продуктивно образование форм множественного числа с окончанием –а (я):

учитель – учителя; доктор – доктора; фельдшер – фельдшера; мастер – мастера.

В значении «авторитетный человек, имеющий своих последователей», слово учитель входит в число существительных с отвлеченным значением, обозначающих личные качества. Большинство из них образует множественное число при помощи окончания –ы (-и):

учитель – учители; вдохновитель – вдохновители; созидатель – созидатели; пастырь – пастыри.

Правописание окончаний во множественном числе имени существительного учитель следует соотносить со значением слова, которое проявляется в конкретном смысловом окружении, то есть, в предложении:

Формы множественного числа существительного учитель
Учителя ( окончание –я) Учители (окончание –и)
Учителя обсудили возникшую проблему на педагогическом совете.На торжественную встречу были приглашены учителя всех общеобразовательных школ города. Мои учители – русские писатели; благодаря им я научился понимать цену слова.Выбери в учители природу: она совершенна и может дать ответ на любой вопрос.

Как пишется педагог наставник

 TheDifference.ru дает следующие рекомендации по правописанию окончаний в существительных учители и учителя:

  1. Написание –я или –и в окончании множественного числа существительного учитель зависит от его лексического значения.
  2. Существительное учитель со значением «преподаватель школьного предмета» во множественном числе имеет окончание –я.
  3. Если слово учитель обладает значением «наставник, идейный руководитель», во множественном числе оно пишется с окончанием –и: учители.

Ответ:

Правильное написание слова — наставник

Ударение и произношение — наст`авник

Значение слова -учитель и воспитатель, руководитель

Пример:

Н. сборной команды. Капитан-н. (во флоте). Н. молодежи. Мастер-н.

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — ТАНЦОВЩИЦА?

или

Слово состоит из букв:
Н,
А,
С,
Т,
А,
В,
Н,
И,
К,

Похожие слова:

наставника
наставники
наставников
наставником

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

наста́вник

наста́вник, -а

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: графа — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «наставник&raquo

Синонимы к слову «наставник&raquo

Предложения со словом «наставник&raquo

  • Особая ответственность лежала на крестных родителях, ведь они должны были стать духовными наставниками ребёнка, поэтому их выбирали с особым вниманием.
  • Это было сделано по той причине, что дыхательные практики без сопровождения опытного наставника могут привести к негативным последствиям.
  • Здесь он стал мудрым наставником для монашествующих и множества посетителей, ищущих духовного назидания, а также воспитал преемников – будущих знаменитых оптинских старцев.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «наставник»

  • Домине Галушкинский, вместо наставника нашего, стал совершенно подчинен нам.
  • Встань, послушник старца Авраамия; отныне ты должен слепо исполнять волю твоего пастыря и наставника.
  • В этих школах сообщались детям только положительные и верные знания в дружеских разговорах учеников с наставниками, посвященными в тайну познания человеческой природы.
  • (все
    цитаты из русской классики)

наставнике — существительное, предложный п., муж. p., од., ед. ч.

Часть речи: существительное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

DicipediA. Иностранные языки для всех. Перевод онлайн. Словари онлайн. На главную страницу

УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК, УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК правописание, УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК орфография, как пишется УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК, как писать УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК, УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК как правильно писать, Орфографический словарь

Печать страницы

Орфографический словарь

Что такое УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК, УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК это, значение слова УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК, происхождение (этимология) УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК, синонимы к УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК, парадигма (формы слова) УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК в других словарях

Русский язык — словари

Русский язык ►

Словари других языков

Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке

«The art of writing is the art of discovering what you believe.»

Gustave Flaubert

«When you doubt, abstain.»

Ambrose Bierce

«The more refined and subtle our minds, the more vulnerable they are.»

Paul Tournier

«Everything has been figured out, except how to live.»

Jean-Paul Sartre

Сайт предназначен для лиц старше 18 лет

Как правильно пишется слово «наставник»

наста́вник

наста́вник, -а

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: поляризатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «наставник»

Синонимы к слову «наставник»

Предложения со словом «наставник»

  • Особая ответственность лежала на крестных родителях, ведь они должны были стать духовными наставниками ребёнка, поэтому их выбирали с особым вниманием.
  • Мы ведь так и не закончили с бумагами вашего бывшего наставника.
  • Это было сделано по той причине, что дыхательные практики без сопровождения опытного наставника могут привести к негативным последствиям.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «наставник»

  • Домине Галушкинский, вместо наставника нашего, стал совершенно подчинен нам.
  • Встань, послушник старца Авраамия; отныне ты должен слепо исполнять волю твоего пастыря и наставника.
  • В этих школах сообщались детям только положительные и верные знания в дружеских разговорах учеников с наставниками, посвященными в тайну познания человеческой природы.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «наставник»

  • духовный наставник
    опытный наставник
    мудрый наставник
  • наставник принца
    наставник молодёжи
    наставник школы
  • роль наставника
    под руководством опытного наставника
    слова наставника
  • наставник говорил
    наставник сказал
    наставник знал
  • стать чьим-либо наставником
    посмотреть на наставника
    найти наставника
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «наставник»

Отправить комментарий

Дополнительно

Какова роль педагога-наставника в учебном заведении?

В системе образования действует не просто определенный формат обучения. Учебный процесс предполагает не только передачу знаний, но и опыта. Второй аспект реализуется прежде всего с помощью наставничества. Сегодня мы расскажем о роли и особенностях работы педагога-наставника в учебном заведении.

Кто такой педагог-наставник?

Педагог-наставник – это особая категория, специфический работник в системе образования, миссия которого заключается не только в обучении, но и сопровождении подопечного. Наставничество базируется на координации и контроле действий, перенятии опыта у лидера, совместное развитие конкретной идеи или проекта.

Педагог-наставник – это «универсальный солдат», миссия которого состоит в обучении и воспитании подопечного в конкретном русле: профессиональном, дисциплинарном, проектном, научном и пр. Это своего рода учитель, который курирует и дополнительно в усиленном режиме развивает сопутствующие стороны, навыки и пр.

Функции педагога-наставника в учебном заведении

Функции педагога-наставника в учебном заведении

Среди ключевых функций и полномочий педагога-наставника можно выделить:

  • Общеразвивающая, предполагающая углубление знаний учащегося, подопечного лица в рамках конкретной темы, предмета ил направления;
  • Координационная или консультационная, призванная содействовать и координировать действия подопечного при выполнении заданий;
  • Контрольная, предполагающая тщательное отслеживание действий подопечного лица, их оценку и выработку рекомендаций по совершенствованию, построение плана мероприятий или программы для подготовки качественного проекта/задания;
  • Коммуникационная, предполагающая установление тесного контакта между подопечным, наставником и иными лицами для развития идеи, проекта или темы;
  • Методологическая и методическая, которая заключается в содействии и выборе методов для реализации намеченной траектории, подборе информационной и иной базы;
  • Психологическое сопровождение подопечных, предполагающая контроль и создание позитивного психологического климата в коллективе, установление доверительных отношений с подопечными, грамотную мотивацию учащихся;
  • И пр.

Наставничество – это особая среда в образовательной нише, предполагающая опору на реальный опыт, лидерские качества и содействие в развитии доверенной аудитории или круга лиц.

Педагог-наставник – это универсальный специалист, который помимо банального или классического обучения (передача знаний) является еще и посредником в практическую или научную жизнь. Он на личном примере и опыте демонстрирует возможности дальнейшего развития, помогает сформировать индивидуальный путь профессионального, научного или иного роста.

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА И ПЕДАГОГА

Преподаватель-наставник

Классический педагог, учитель

Нацелен на углубленное развитие индивида Нацелен на общее развитие учащихся согласно общему плану обучения

Обязательно наличие педагогического образования

В основе работы лежат принципы лидерства, приемы мотивации В основе работы лежит авторитет, мотивация
Важно наличие опыта консультирования и достижения в определенной нише Достаточно базовой подготовки
Наставничество предполагает индивидуальную работу по каждому проекту, с каждым подопечным Обучение может проходить в групповой или индивидуальной вариации

Стать педагогом-наставником может далеко не каждый квалифицированный преподаватель. К данной кандидатуре предъявляют специфические требования:

  • Наличие опыта работы в качестве преподавателя не менее 3-4 лет (или хотя бы 1 года);
  • Наличие опыта консультанта среди школьников, студентов или иных подопечных лиц и наличие достижений у «подкурируемых индивидов»;
  • Наличие лидерских качеств и умение вести за собой подопечных;
  • Умение развивать не только профессиональные или научные качества, но и содействовать личностному росту индивидов, слушателей;
  • Наличие определенных достижений в профессиональной или «подответственной» области: наличие публикаций или индивидуальных достижений в поверенной нише, теме, проектной деятельности, наличие успехов у подопечных под началом консультанта и пр.;
  • Наличие свободного времени или лояльная нагрузка, позволяющая помимо классического преподавания заниматься наставничеством, кураторством и пр.

Система наставничества успешно используется на всех ступенях отечественного и зарубежного образования. В рамках общего образования (школы) она действует по минимуму и чаще всего реализуется сугубо на добровольной основе посредством привлечения учащихся к исследовательской деятельности, участию в различных олимпиадах, соревнованиях и пр. В системе профессионального образования данная мера принимает иные масштабы и выступает обязательной частью учебного процесса. В частности, каждый научный руководитель курсового, дипломного или иного научно-исследовательского проекта реализует систему наставничества, содействуя развитию подопечного.

Наставничество в образовательных заведениях содействует повышению доли самостоятельности учащихся или практикующих специалистов, развитию самообразования и углубленному изучению отдельных тем, проектов или моментов, совершенствованию в профессиональном и научном плане.

Классификация педагогов-наставников в образовательной среде

Педагог-наставник – это не просто куратор или руководитель, а опытный квалифицированный эксперт, имеющий богатый личный опыт в поверенном деле. Но в зависимости от того, в рамках какой ступени он действует, какая область (дисциплины, науки, проекты и пр.) ему посильны, намеченной миссии можно выделить несколько разновидностей экспертов.

Сфера действия педагога-наставника

Сфера действия педагога-наставника

Вариант №1. Педагог наставник в ДОУ. В данном случае миссию наставника выполняет воспитатель группы, который совместно с детьми или отельными воспитанниками выполняет исследовательский проект, готовит специальный номер или концепцию развития.

Работа педагога-наставника в дошкольном образовательном заведении сводится к реализации воспитательных, учебных функций, а также проведению всевозможных экспериментов, репетиций, наставлений подопечных.

Работа педагога-наставника в ДОУ сводится к тесному контакту воспитателя и воспитанника. Притом в данном случае успех будет совместным: воспитанник обретет новые более глубокие знаний, навыки и умения, а педагог-наставник – опыт наставничества, подготовки детей к мероприятиям, результаты по итогам мероприятия (победа, место, награда и пр.).

Вариант №2. Педагог-наставник в школе. В данном случае наставничество развивается на добровольной основе посредством привлечения школьников к участию во внеурочной деятельности соревнованиях, научно-исследовательской деятельности и пр. На базе общеобразовательных заведений наставничество предполагает тотальную подготовку подопечного по предмету или теме, содействие в подготовке индивидуальной траектории в выполнении задания (проекта, исследования, доклада, участия в олимпиаде или ином соревновании и пр.), координация действий и контроль результатов и пр.

Система наставничества в школах помогает разрешить целый ряд проблем, начиная от улучшения посещаемости и активности на занятиях, успеваемости подопечных и заканчивая восполнения дефицита внимания, всесторонним развитием учащегося и более тщательным развитием в рамках конкретного русла (предмет, тема, мероприятие и пр.), личностное развитие (становление и развитие новых качеств софт и хард скиллс и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант №3. Педагог-наставник в студенческой среде. Миновать участь наставничества на базе колледжей и вузов не удастся. Во-первых, данная система реализуется в рамках проектной и внеурочной деятельности, проведении научных исследований и пр. Во-вторых, часть проектов внесены в состав учебного плана в качестве обязательных, а это значит, что наставничество является ключевым моментом в обучении студентов.

Педагог-наставник и студент в едином тандеме добиваются новых высот:

  • Наставник пополняет свою «консультационную копилку» новым опытом, получает новые знания и навыки;
  • Студент достигает определенных успехов в рамках проектной или научно-исследовательской деятельности: участвует в научной конференции и занимает определенное место, награду, выполняет учебный план и обретает определенную репутацию, полномочия или навыки;
  • Содействует решению учебных и иных проблем в системе образования: улучшение успеваемости, повышение посещаемости занятий, повышение качества подготовки студентов в рамках отдельных направлений или дисциплин, личностное развитие и мотивация и пр.

Педагог-наставник координирует и контролирует деятельность подопечного, содействует достижению новых вершин и успехов, тщательно проектируя траекторию развития.

Вариант №4. Педагог-наставник для начинающего учителя или специалиста. Данная система кураторства и передачи опыта, развития и совершенствования реализуется уже для дипломированных специалистов, практиков, которые только поступили на рабочее место и еще не имеют достаточного опыта для самостоятельной активности, трудовой деятельности.

Нередко наставничество приравнивается к стажировке или дополнительному начальному обучению молодого специалиста, испытательному сроку. Педагог-наставник для начинающего учителя или работника выполняет следующие функции:

  • Аналитическая, которая заключается в предварительной оценке качества подготовки новоиспеченного специалиста, его умению планировать и проводить занятия. В рамках данной миссии педагог-наставник выделяет сильные и слабые моменты, подчеркивает недостатки в работе начинающего специалиста;
  • Рекомендательная или совершенствующая. Эта задача сводится к выработке рекомендаций по оптимизации деятельности нового специалиста, передаче личного опыта в проведении подобных мероприятий и ли работе;
  • Созидательная или координационная, проявляющаяся в содействии молодому специалисту в реализации возложенных на него обязанностей: содействие в планировании занятий рекомендации по подбору методической и информационной базы, установление контакта с целевой аудиторией и пр.;
  • Проблемно-ориентированная. Данная функция призвана установить слабые стороны специалиста и помочь в их устранении, решении педагогических и общеобразовательных проблем и пр.

Стать педагогом-наставником для начинающего специалиста может только опытный эксперт с достойной репутацией и лидерскими качествами.

Также педагог-наставник может проверить новые тенденции, веяния и личные разработки посредством и внедрения на примере начинающего специалиста. В данном случае наставничество служит основой для новаторства.

Независимо от того, какой тип наставничества реализуется схема внедрения данного сотрудничества и меры взаимодействия между опытным экспертом и новоиспеченным специалистом или учащимся выглядит следующим образом.

Этап

Действия

Результат

Адаптационный Подбор наставника, знакомство преподавателя-консультанта с подопечным, диагностика поверенного лица Первичное знакомство, определение возможностей, сильных и слабых сторон подконтрольного лица
Прогностический Целеполагание наставничества, определение прав и обязанностей сторон, планирование деятельности подопечного Разработка плана наставничества, определение плана мероприятий и срок их реализации
Основной Реализация плана и фиксирование результатов Обретение опыта в наставничестве и саморазвитии подопечного
Контрольный Анализ и оценка результатов от реализации плана мероприятий, корректура дальнейших действий Подведение итогов и формирование дальнейших планов самосовершенствования

Этап №1. Адаптационный. Этот шаг предполагает предварительную оценку учащегося или специалиста и подбор наставника для него, который сможет содействовать его совершенствованию и развитию, укреплению на новом месте или в новом деле. По мере подбора кандидатур для наставничества происходит знакомство подопечного с куратором, определение траектории развития и темпа совместной и самостоятельной работы, проектирование основной деятельности, графика работы и пр.

Этап №2. Прогностический. Миссия данного этапа состоит в согласовании траектории становления и развития подопечного, учет опыта наставника и выделение единой схемы действий. То есть здесь происходит конкретизация плана мероприятий, заданий, методов работы и взаимодействий, график внеурочного обучения или проектной деятельности и пр.

В рамках второй стадии важно грамотно обозначить цель наставничества, основные методы работы и сотрудничества между опытным экспертом и поверенным ему лицом, определить круг прав и обязанностей каждой из сторон, определить период адаптации и сроки выполнения основных мероприятий.

Этап №3. Основной или практический. Данная стадия предполагает непосредственную реализацию всех обозначенных планов, мероприятий в обозначенные сроки. При проведении рассматриваемого шага подопечный будет придерживаться сформированной траектории развития, по мере необходимости обращаться за консультацией к наставнику и корректировать траекторию становления и самосовершенствования.

Немаловажным моментом в рамках основного этапа становится фиксирование и анализ полученных результатов. На их основе происходит оценка текущей подготовки и поиск методов развития, оптимизации деятельности поверенного лица, определение путей по достижению успехов и пр.

Этап №4. Оценочный или контрольный. В рамках этой стадии педагог-наставник наблюдает за деятельностью подопечного, определяет уровень его подготовки, изменения в его работе, достижения и отмечает достоинства и недостатки, делится рекомендациями по оптимизации его трудовой активности и пр.

Фактически, система наставничества в рамках системы образования призвана помочь новоиспеченному специалисту состояться в профессиональной, научной или ной среде, самосовершенствоваться и перенять опыт более опытного лидера, добиться успеха и признания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности работы педагога-наставника

Деятельность преподавателя-наставника чаще всего носит индивидуализированный характер. Как правило, наставничество предполагает тесное взаимодействие с определёнными подопечными при выполнении порученных им заданий. Допускается взаимодействие с небольшими группами при выполнении проектных работ.

Деятельность педагога-наставника специфична. Среди явных характерных черт наставничества можно выделить следующие моменты.

Суть работы педагога-наставника

Суть работы педагога-наставника

Педагог-наставник выбирает методы взаимодействия и сотрудничества с воспитанниками, исходя из специфики их деятельности: тема, глубина погружения, тип заданий, текущий уровень подготовки подопечного и пр. Чаще всего педагог-наставник помогает в выборе темы проекта или задания, разъясняет нюансы и консультирует по сложным моментам и вопросам, помогает спланировать ход работы, контролирует процесс ее реализации и качество получаемых результатов и пр. Самыми популярными методами работы педагога-наставника выступает консультирование, наблюдение, совместная работа и пр.

Педагог-наставник тщательно планирует свою работу и деятельность подопечного. Для этих целей он формирует план, где отмечаются этапы развития подопечного, примерные мероприятия и сроки их реализации, варианты контроля и оценки достижения воспитанника и пр.

В состав плана педагога-наставника входят следующие моменты:

  • Выделение основных видов деятельности при работе с подопечным: общеразвивающая часть, воспитательная работа, коррекционная работа, работа с нормативными документами и регламентами, контроль;
  • Проектирование мероприятий в рамках каждого вида деятельности с отражением примерных сроков реализации и определение точечных мероприятий. Например, в рамках работы по предмету (общее развитие) можно выделить изучение действующих требований ФГОС и проектирование пути по развитию индивида, формирование индивидуального плана подготовки, взаимопосещение занятий и пр.;
  • Планирование наставнической деятельности с выделением времени на посещение занятий или контроль деятельности подопечного, проведение консультаций, корректировку плана мероприятий и пр.

Важно отметить, что деятельность педагога-наставника и классического преподавателя отличается. В таблице ниже мы приведем соответствующие различия.

Признак

Педагог-наставник

Учитель

Понятие, определение, статус Союзник, опытный лидер, который передает свой опыт и действует в качестве советника, куратора Квалифицированный специалист, который занимается развитием и обучением, передачей знаний и опыта в рамках традиционной системы обучения
Роль эксперта Координация, контроль и руководство, совершенствование деятельности подопечного Обучение, передача знаний, развитие базовых умений и навыков
Сфера действия Преимущественно на базе профессиональных заведений, научных центрах На базе любого учебного заведения, начиная от школы и заканчивая сузом или вузом
Результат воздействия Развитие профессиональных, научных и личностных качеств Пополнение теоретического багажа, знаний, расширение эрудиции и кругозора
Методы работы Консультация, кураторство Инструктирование
Уровень подготовки эксперта Большой опыт работы в качестве педагога, опыт в кураторстве или консультировании, активная научно-исследовательская позиция Академический опыт, базовая подготовка

Таким образом, деятельность педагога-наставника гораздо глубже и шире по сравнению с обычным преподавателем, учителем. Ему предстоит не только развивать общие представления и умения, но и проектировать индивидуальный путь по совершенствованию специалиста и достижению новых высот и вершин.

В целом, работа педагога-наставника по-прежнему регламентирована ФГОСами, внутриорганизационными регламентами, но цель едина – содействие воспитаннику в обретении новых качеств, более тщетной подготовке эксперта и саморазвитии. Именно система наставничества в системе образования содействует развитию инноваций и решению существующих проблем.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Учитель логопед как пишется правильно
  • Учитель женского рода как правильно пишется
  • Учитель дефектолог как правильно пишется
  • Учитель говорил совершенно негромко как пишется
  • Учитель видит как класс пишет контрольную