Учителя предметники как пишется через дефис

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

Учитель-предметник (сложное существительное с дефисным написанием [сочетание существительного с однословным приложением, следующим за определяемым словом], одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Корень: -уч- ; суффиксы: -и-тель- ; корень: -предмет- ; суффиксы: -н-ик- ) – учитель, преподающий только один предмет; учитель, являющийся специалистом по одному определённому предмету.

Синонимы: предметник, преподаватель, преподаватель-предметник, учитель.

Правописание

Слово учитель-предметник пишется через дефис (сочетания существительных с однословными приложениями, следующими за определяемым словом, пишутся через дефис).

Сочетание существительных с дефисным написанием, состоит из определяемого слова учитель + однословное приложение предметник .

Примеры употребления: лучший учитель-предметник; отчёт учителя-предметника.

Преподаватель-предметник (сложное существительное с дефисным написанием [сочетание существительного с однословным приложением, следующим за определяемым словом], одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Корень: -преподав- ; суффиксы: -а-тель- ; корень: -предмет- ; суффиксы: -н-ик- ) – преподаватель, преподающий только один предмет; преподаватель, являющийся специалистом по одному определённому предмету.

Синонимы: предметник, преподаватель, учитель, учитель-предметник.

Правописание

Слово преподаватель-предметник пишется через дефис (сочетания существительных с однословными приложениями, следующими за определяемым словом, пишутся через дефис).

Сочетание существительных с дефисным написанием, состоит из определяемого слова преподаватель + однословное приложение предметник .

Примеры употребления: лучший преподаватель-предметник; отчёт преподаватель-предметника.

Список словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ:

учитель-предметник

учитель-предметник

учитель-предметник, учителя-предметника

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.

Смотреть что такое «учитель-предметник» в других словарях:

  • учитель — Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель. Мы взяли к детям мамзель Ср. . См …   Словарь синонимов

  • ПРЕДМЕТНИК — ПРЕДМЕТНИК, предметника, муж. (школ.). Учитель, являющийся специалистом по одному определенному предмету, преподающий не многие предметы, а только предмет своей специальности. Старая деревня совершенно не знала преподавателей предметников.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРЕДМЕТНИК — ПРЕДМЕТНИК, а, муж. (разг.). Учитель, специалист по какому н. определённому предмету. Методические объединения предметников. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • предметник — сущ., кол во синонимов: 1 • учитель (64) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) …   Википедия

  • Предметник — м. разг. Учитель, являющийся специалистом по определенному предмету [предмет 4.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • предметник — а; м. Разг. Учитель, специалист по какому л. определённому учебному предмету …   Энциклопедический словарь

  • предметник — а; м.; разг. Учитель, специалист по какому л. определённому учебному предмету …   Словарь многих выражений

  • Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева — (ТГСПА им. Д.И. Менделеева) Год основания 1916 Тип государственный …   Википедия

  • Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д. И. Менделеева — Тобольская государственная социально педагогическая академия им. Д.И. Менделеева (ТГСПА им. Д.И. Менделеева) Год основания 1916 …   Википедия

Всего найдено: 9

Добрый день! Как правильно писать — с дефисом или без: «огромный-преогромный» или «огромный преогромный». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно дефисное написание.

Здравствуйте! На ЧМ-2018 развелось много зверей-предсказателей. В связи с эти вопрос. Как правильно — «Выдра Гарри предсказал или предсказалА»? Почему? Заранее благодарю за быстрый ответ. Илья.

Ответ справочной службы русского языка

Согласовывать сказуемое нужно с собственным наименованием: выдра Гарри предсказал. Хотя лучше построить предложение так, чтобы избежать этой грамматической проблемы. 

5 учителей-предметников региона или нужно писать с тире? (этот случай не подпадает под корректирующие правила?) Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Здесь приложение относится к одному слову, а не сочетанию, поэтому следует писать через дефис: пять учителей-предметников региона.

Как привильно писать вырожение «блестящий преблестящий»?
Спасибо за помощь

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически верно: блестящий-преблестящий.

Добрый день, подскажите, пожалуйста, как правильно писать слова: сильно-пре(и)сильно, сладкий-пре(и)сладкий, жду не дождусь? Через дефис? И как в этих случаях правильно писать приставки и частицу НЕ? Спасибо, Мария

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: сильно-пресильно, сладкий-пресладкий, жду не дождусь.

Как правильно написать: «большой-прибольшой» или «большой-пребольшой» ?

Ответ справочной службы русского языка

Верен второй вариант.

Здравствуйте. Как правильно: самый-пресамый или самый-присамый. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _самый-пресамый_.

1. «Союз-20» является одним словом, или это два слова, разделенные дефисом?
2. Всегда ли можно назвать две основы, объединенные дефисом, одним единым словом, или же бывают случаи, когда это не так?

Ответ справочной службы русского языка

1. 20 в данном случае — неизменяемое приложение, переданное цифрами. Сочетания с приложениями не являются одним словом, а представляют собой соединения двух слов.
2. Не всегда. Дефис может как соединять части одного слова (_светло-зеленый, ва-банк, жар-птица_), так и соединять части словосочетания (_писатель-фантаст, два-три, хитрый-прехитрый_).

Еще один важный-преважный, срочный-пресрочный вопрос, пожалуйста!
К ним относятся разные породы, такие(,) как симментальская… В середине(средине) ХХ в. живая масса коровы достигала 700 кг, а быков (-) 1100 кг (обязательно ли тире?)
СПАСИБИЩЕ!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна: _…породы, такие как…_
Правильно: _в середине XX века_.
При отсутствии паузы тире необязательно.

В современном мире так много возможностей открыть для себя что-то новое, получить знания или обрести навыки. В повседневной речи мы используем слово «учитель», но как правильно обращаться к учителям: «учителя» или «учители»?

Как правильно пишется?

Морфологический словарь трактует, что для правильного окончания слова в множественном числе необходимо учесть контекст, в котором оно используется, то есть выяснить лексическое значение применяемого слова, так как

в обращении верны обе формы множественного числа одного существительного.

В каких случаях пишут «учителя»

Окончание «-а» или «-я» в слове «учитель» будет в том случае, когда подразумевается профессия, то есть лексическое значение следующее: «учитель – человек, должностной обязанностью которого является трактовка знаний в понятной форме, передача имеющейся информации в устном и письменном формате ученикам с последующим контролем усвоенного материала и работой над ошибками».

Синонимы: педагог, преподаватель.

Примеры предложений

  1. Учителя собрались в огромном конференц-зале, чтобы в свой профессиональный праздник принять поздравления от администрации в виде цветов и грамот.
  2. В последнее время учителя столкнулись с непониманием со стороны родителей в вопросах воспитания детей: должен ли учитель стать наставником, или он остается всего лишь педагогом для неокрепших умов?

В каких случаях пишут «учители»

Если в слове «учитель» кроется нечто большее, нежели заложено в первой трактовке, то применяется окончание «-и» или «-ы» во множественном числе. Лексическое значение во втором случае будет характеризовать человека, являющегося учителем по призванию, а не по профессии, обладающего авторитетом и лидерскими качествами, имеющего последователей и верных учеников (единомышленников).

Синонимы: наставник, гуру, мастер.

Примеры предложений

  1. С малых лет я наблюдал, сравнивал и анализировал. Мои учители – это все окружающие меня объекты и субъекты природы: у деревьев я научился планировать и думать над каждым принятым решением, характерные привычки животных помогли мне не заплутать в сложном мире человеческих взаимоотношений. Настоящий дар – учиться у гениального создателя – матери всего существующего.
  2. Великие учители нашего времени – это молодые амбициозные творцы, что не знают слова невозможно и одним горящим взором и мудрым словом, способны зажечь массы, например, Илон Маск.

Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»

Ошибочное написание слова «учитель» отсутствует, так как приняты к использованию обе формы. Однако следует обращать внимание на закладываемый смысл сказанного.

Заключение

В конкретном примере упор на правильную форму множественного числа существительного «учитель» следует делать, опираясь на лексическое значение.

Окончание «-я» используется тогда, когда говорим о профессии: учителя. Окончание «-и» уместно в том случае, когда смысл существительного в идейном предводительстве: учители.

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

Учитель-предметник (сложное существительное с дефисным написанием [сочетание существительного с однословным приложением, следующим за определяемым словом], одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Корень: -уч- ; суффиксы: -и-тель- ; корень: -предмет- ; суффиксы: -н-ик- ) – учитель, преподающий только один предмет; учитель, являющийся специалистом по одному определённому предмету.

Синонимы: предметник, преподаватель, преподаватель-предметник, учитель.

Слово учитель-предметник пишется через дефис (сочетания существительных с однословными приложениями, следующими за определяемым словом, пишутся через дефис).

Сочетание существительных с дефисным написанием, состоит из определяемого слова учитель + однословное приложение предметник .

Примеры употребления: лучший учитель-предметник; отчёт учителя-предметника.

Преподаватель-предметник (сложное существительное с дефисным написанием [сочетание существительного с однословным приложением, следующим за определяемым словом], одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Корень: -преподав- ; суффиксы: -а-тель- ; корень: -предмет- ; суффиксы: -н-ик- ) – преподаватель, преподающий только один предмет; преподаватель, являющийся специалистом по одному определённому предмету.

Синонимы: предметник, преподаватель, учитель, учитель-предметник.

Слово преподаватель-предметник пишется через дефис (сочетания существительных с однословными приложениями, следующими за определяемым словом, пишутся через дефис).

Сочетание существительных с дефисным написанием, состоит из определяемого слова преподаватель + однословное приложение предметник .

Примеры употребления: лучший преподаватель-предметник; отчёт преподаватель-предметника.

Список словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ:

Предметник

⇒ Гласные буквы в слове:

пр е дм е тн и к

гласные выделены красным

гласными являются: е, е, и

общее количество гласных: 3 (три)

ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »

ударение падает на букву: е

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »

безударными гласными являются: е, и

общее количество безударных гласных: 2 (две)

⇒ Согласные буквы в слове:

п р е д м е т н и к

согласные выделены зеленым

согласными являются: п, р, д, м, т, н, к

общее количество согласных: 7 (семь)

п р е д м ет н ик

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »

звонкими согласными являются: р, д, м, н

общее количество звонких согласных: 4 (четыре)

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »

глухими согласными являются: п, т, к

общее количество глухих согласных: 3 (три)

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 3 (три)

согласных букв: 7 (семь)

всего букв: 10 (десять)

всего слогов: 3 (три)

Предметник — что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Предметник, -а, мужской род (разговорное). Учитель, специ .

«учитель-предметник» в книгах

13. Учитель

13. Учитель Сегодня мы с Государевым кончаем работу на железной дороге.Нас наняли подбивать шпалы — поденно, конечно. За свой труд мы вдвоем получаем в день семьдесят пять копеек, Степан Гавриилович — полтинник, а я четвертак.С непривычней мне приходится трудно. Кирка,

УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ Общительность была одной из примечательных черт репинского характера. Он умел находить интересных людей и сохранять с ними близкие отношения. Так было с самой юности и до глубокой старости.Пылкий, талантливый юноша привлекал сердца. Раз узнав его, каждый хотел

Учитель

Учитель Году в 90-м в Нью-Йорке открылось «Русское радио». Очень вовремя. Из бывшего СССР приехало много пожилых людей; им уже никогда не выучить английского языка, не вписаться в новую среду. Они тосковали.И тут — с утра до вечера — радио. На родном языке! Новости — с Родины

Учитель

Учитель О Павле Леонтьевне Вульф я много слышал. А однажды Ф. Г. спросила меня:— А вы ее книгу не читали?— Нет.— Прочитайте. Говорят, хорошая книга. Я не читала — не могу: слишком это все для меня живое.Павла Леонтьевна в своей книге (она была издана в 1962 году) больше

Учитель

Учитель Мне с самого начала смены очень захотелось заниматься в этом спортивном кружке, куда почему-то девочек не берут. Я всё думала, думала — как бы мне туда попасть? А потом поняла, что думать на эту тему просто глупо — надо пойти и поговорить с руководителем кружка. Но

Учитель

Учитель Темные силуэты высоких сосен в зимних сумерках отчетливо вырисовываются на фоне снега. Они величаво возвышаются над серыми и уродливыми сооружениями рук человеческих над нашими лагерными бараками. Сосны шумят ветвями, раскачиваются под холодным зимним ветром.

Учитель

Учитель Учитель! Какое великое, всеобъемлющее понятие. Учитель – тот, кто подаст тебе наилучший совет, тот, кто поведет к знанию, тот, кто явится примером, кого почитаешь и сердечно любишь. Великий закон, связующий малое с большим, большое с великим, и так – к бесконечности.

Учитель

Учитель Только через несколько спектаклей Ксения Ивановна, не предупредив меня, пришла в зрительный зал и на следующий день сделала ряд замечаний: за что-то похвалила, чтото предложила исправить, и я был рад тому, что она не отказалась от меня, чего я больше всего боялся.

Учитель (В. Зак)

Учитель (В. Зак) Мне было двенадцать лет, когда я пришел в ленинградский Дворец пионеров. Помню, что желающих заниматься шахматами было очень много и, чтобы выявить лучших, тренеры давали сеансы одновременной игры. Тогда я и увидел в первый раз Владимира Григорьевича Зака.

Учитель

Учитель С момента моей первой встречи с принцем Калафом прошло более полувека. Давно уже нет ни кудрей, ни толстовки… Не стало и его самого. Любителям театра и в нашей стране, и за рубежом знакома красивая голова моего учителя, окаймленная венчиком коротко остриженных

УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ Мы выходим вместе с Николаем Петровичем Старостиным после совещания в Госкомспорте, и он говорит мне:– А знаешь, Никита, – так и зовет по старой памяти Никитой: мальчишка же я для него, шестидесятилетний мальчишка, – раньше порядки и правила в футболе были

Взаимоотношения ученик-учитель и учитель-ученик

Взаимоотношения ученик-учитель и учитель-ученик Закон притяжения гласит: Каждая душа притягивает к себе другие души с подобной вибрацией. Однако из этого правила имеются исключения. Первое исключение — кармические взаимоотношения. Принимая это во внимание, мы могли бы

21. Христос учитель и мудрец, Андроник — учитель и софист

21. Христос учитель и мудрец, Андроник — учитель и софист В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, [108], с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

21. ХРИСТОС УЧИТЕЛЬ И МУДРЕЦ, АНДРОНИК – УЧИТЕЛЬ И СОФИСТ

21. ХРИСТОС УЧИТЕЛЬ И МУДРЕЦ, АНДРОНИК – УЧИТЕЛЬ И СОФИСТ В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, [108], с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! Последнее слово в стихе «учитель» следует читать однажды, а не дважды. Раввины обнаруживали претензии на высшее достоинство. Они отличались от других и своей одеждой, носили длинные одежды (. ), а

1.
… он перешел в ведение преподавателей-предметников. Лет до десяти он был послушным мальчишкой, уважавшим морозовский авторитет …

Романовский Борис. Авраам родил Исаака

2.
… меня к этому душа, я — предметник, верю лишь тому, что вижу в себе и ощущаю. Сделал …

Семенов Юлиан. Репортер

3.
… деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет … ребенка. Для успешной деятельности учителей-предметников определяющее значение имеют терминальные способности, так как именно они обеспечивают … стремился работать человек. Нередко учителя-предметники — это несостоявшиеся филологи, историки, математики. Инженеры — бывшие школьники, мечтавшие о …

ред. Буланова-Топорк. Педагогика и психология высшей школы

4.
… знач.). П. указатель (в книгах). ПРЕДМЕТНИК, -а, м. (разг.). Учитель, специалист по какому-н. определенному предмету. Методические объединения предметников. ПРЕДМЕТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. 1. см. предмет. 2. Наглядный …

Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка

5.
… сил, в реальном бою волшебник-«предметник» не имеет никаких шансов против того, кто оперирует мыслеобразами, мгновенно …

Перумов Ник. Хроники Разлома 1-7

6.
… распределении нагрузки на следующий год предметников вызывали в кабинет и предлагали кабальные условия: или бери положенные …

Серова Марина. Таня Иванова 1-24

7.
… было достижение творческих связей с «предметниками«. Надо учитывать, что социологи тех лет не имели нормального профессионального …

Социология в Росии (Ядов)

8.
… отличие от деятельности школьных учителей-предметников, подготавливаемых в педагогических вузах (где выпускники средней школы за 5 …

Фокин Ю.Г.. Преподвание и воспитание в высшей школе

9.
… году у нее двадцать учителей-предметников, придет на один урок в неделю, он их и в …

Солженицын Александр. Раковый корпус

10.
… 5. Планирование в деятельности учителя-предметника Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса § 1. Понятие о технологии … в стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Если воспитательные воздействия в … выбору, обучение ведется разными преподавателями (предметниками), растет обязательная нагрузка и др. Каждая из ступеней средней общеобразовательной … несколько типов классного руководства: • учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; • классный руководитель, выполняющий только воспитательные … он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности. Обязанности классного руководителя …

Сластенин В.А.. Педагогика

11.
… выделению инвариантов знания проводят специалисты-«предметники» сами, основываясь на своей педагогической интуиции, но научно обоснованная, систематическая … входят не только опытные преподаватели-предметники, но и квалифицированные программисты, психологи, компьютерные художники и дизайнеры и … программа выполнена группой профессионалов (преподавателей-предметников, педагогов, психологов, дизайнеров, художников и т.д.) и защищена авторскими …

Смирнов С.Д.. Педагогика и психология высшего образования от деятель

12.
… Ольга Васильевна, вас. — Единственный среди предметников пожилой мужчина, преподаватель органической химии, протянул ей трубку. — По голосу …

Милкова Елена. Татуировка

13.
… двенадцати, когда Мира занималась с предметниками. То есть урокам английского-то отводилось столько времени, сколько полагалось …

Акунин Борис. Эраст Фандорин 1-8

14.
… к каждой науке приставлен специалист-предметник, и каждый добивается наилучших знаний по своей специальности. И потому …

Быков Василь. Обелиск

15.
… было достижение творческих связей с «предметниками«. Надо учитывать, что социологи тех лет не имели нормального профессионального …

. Учебники по философии|. Учебники по философии#4

16.
… ряд педагогических вузов. Готовит учителей-предметников для средней школы, преподавателей физической культуры, воспитателей дошкольных учреждений и …

. Современный толковый словарь|. Современный толковый словарь#1

17.
… познающий человек. Представьте себе ученого-предметника и предположите — это нужно для образного выражения моей мысли, — что … некоторое знание-конструкцию. Если ученый-предметник знает, какую задачу он решает, какой материал он перерабатывает, если … теории. Предположим, что наш ученый-предметник осуществил все эти процессы и построил определенные процессы и знания … новую позицию: перестает быть специалистом-предметником и становится методологом. И его знание о своей собственной деятельности …

. Учебники по философии|. Учебники по философии#1

18.
… из шкуры выпрыгнуть. Я ведь предметник, вам не чета, иначе не умею… Как бы это проще … умотала… ведь говорил вам, Алик, — предметник я, мне так проще… И вот как раз на этих …

Валентинов Андрей. Нам здесь жить

19.
… Гуров, конечно, собрал, дал указание предметникам уделять больше внимания линии партии и нашим успехам. А с … и все явились как одна. Предметники, даже те, кто хотел увильнуть (и без того дел полно …

Дружников Юрий. Рассказы

20.
… Лучший учитель года», «Лучший учитель-предметник«, «Лучший учитель младших классов», «Лучший молодой учитель года». Сумма денежных … низкооплачиваемых категорий. Так что некомплект предметников в провинциальных школах скорее правило, чем исключение. Так вот, главное …

Злотников Роман. Империя I-II

21.
… двери учительской повесили замок, а предметникам раздали от него ключи. Кульминация наступила в следующем учебном году …

Донцова Дарья. Иван Подушкин 1-7

22.
… заняты также вакансии других учителей-предметников и директора. Молодому педагогу предложили временно сделаться местным Ломоносовым и …

Варламов Алексей. Затонувший ковчег

23.
… художественную школы. Почти все учителя-предметники были едины в своем мнении об этом довольно сложном во …

Данилова Анна. Юлия Земцова 1-3

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Учительницы как пишется на конце
  • Учитель француз как пишется
  • Учитель филолог как пишется
  • Учитель словесник как пишется
  • Учитель предметник как пишется правильно