By the time Umberto Eco published his best-selling novel The Name of the Rose, he was one of Italy’s most celebrated intellectuals, a distinguished academic and the author of influential works on semiotics. Some years before that, in 1977, Eco published a little book for his students, How to Write a Thesis, in which he offered useful advice on all the steps involved in researching and writing a thesis — from choosing a topic to organizing a work schedule to writing the final draft. Now in its twenty-third edition in Italy and translated into seventeen languages, How to Write a Thesis has become a classic. Remarkably, this is its first, long overdue publication in English. Eco’s approach is anything but dry and academic. He not only offers practical advice but also considers larger questions about the value of the thesis-writing exercise. How to Write a Thesis is unlike any other writing manual. It reads like a novel. It is opinionated. It is frequently irreverent, sometimes polemical, and often hilarious. Eco advises students how to avoid «thesis neurosis» and he answers the important question «Must You Read Books?» He reminds students «You are not Proust» and «Write everything that comes into your head, but only in the first draft.» Of course, there was no Internet in 1977, but Eco’s index card research system offers important lessons about critical thinking and information curating for students of today who may be burdened by Big Data.
By the time Umberto Eco published his best-selling novel The Name of the Rose, he was one of Italy’s most celebrated intellectuals, a distinguished academic and the author of influential works on semiotics. Some years before that, in 1977, Eco published a little book for his students, How to Write a Thesis, in which he offered useful advice on all the steps involved in researching and writing a thesis — from choosing a topic to organizing a work schedule to writing the final draft. Now in its twenty-third edition in Italy and translated into seventeen languages, How to Write a Thesis has become a classic. Remarkably, this is its first, long overdue publication in English. Eco’s approach is anything but dry and academic. He not only offers practical advice but also considers larger questions about the value of the thesis-writing exercise. How to Write a Thesis is unlike any other writing manual. It reads like a novel. It is opinionated. It is frequently irreverent, sometimes polemical, and often hilarious. Eco advises students how to avoid «thesis neurosis» and he answers the important question «Must You Read Books?» He reminds students «You are not Proust» and «Write everything that comes into your head, but only in the first draft.» Of course, there was no Internet in 1977, but Eco’s index card research system offers important lessons about critical thinking and information curating for students of today who may be burdened by Big Data.
Умберто Эко Как написать дипломную работу
Писатель с мировой
славой, профессор нескольких университетов
Умберто ЭКО в этой книге обращается к
своей излюбленной публике — к
преподавателям и студентам. Все, что
требуется знать научному работнику,
особенно когда он берется за диплом,
диссертацию или одну из первых научных
статей, изложено в этой книге с умом и
тактом, с чисто художественной
выразительностью и с великолепной
техничностью. Любой научный руководитель,
дав эту книгу дипломнику или аспиранту,
избавится от хлопот. Любой молодой
ученый, проработав эту книгу, избавится
от сомнений. Любой культурный человек,
прочитав эту книгу, получит интеллектуальную
радость.
Предисловие
1. В былое время
университеты были элитарными. Туда
поступали дети тех, кто сам кончал
университет. За редкими исключениями,
студенты, кроме учебы, ничего не делали.
Учеба шла неторопливо, порция науки —
и добрая порция студенческих так
называемых голиардических развлечений
вперемежку с членством во всяких клубах.
Каждая лекция была
событием. После лекций активные студенты
подходили к профессору, после занятий
заходили на кафедру, в семинарах у
аспирантов бывало по десять — пятнадцать
человек, не более.
Сегодня во многих
университетах Америки группы также не
превышают десяти, максимум двадцати
студентов: те заплатили за курс столько
денег, что вправе «использовать»
преподавателя на всю катушку. В колледжах
типа Оксфорда у каждой группы студентов
имеется профессор (тьютор), который
руководит их научной работой, и у него
может быть только один или два подопечных
за весь академический год. Тьютор
ежедневно проверяет, как идет у них
работа.
Если бы у нас дело
обстояло так же, незачем было бы
публиковать эту книгу… хотя, наверно,
какие-то советы могли бы пригодиться и
вышеописанному учащемуся-счастливцу.
Но у нас высшее образование носит
массовый характер. В университеты идет
молодежь любых социальных слоев, после
каких угодно школ, так что на факультете
философии или на отделении классической
филологии оказываются люди, не учившие
в школе/лицее ни греческого, ни даже,
бывает, латыни. Есть мнение, что без
латыни можно обойтись в жизни — это
само по себе спорно, но бесспорно, что
философам и литературоведам она все-таки
необходима.
Есть факультеты,
где студентов на курсе по нескольку
тысяч. Профессор узнает в лицо тридцать
из них, самых активных. При помощи
аспирантов, младших преподавателей и
стажеров ему удается кое-как обучать в
общем и целом сотню. В этой сотне
большинство — обеспеченные дети,
выросшие в культурной среде, они ходят
на выставки, фестивали, путешествуют
за границу.
А за пределами
сотни — остальные. Те, кто учится и
работает и, возможно, с утра до вечера
пишет бумажки в домоуправлении в таком
дремучем городишке, где на десять тысяч
жителей нет даже книжного ларька. Те,
кто в науке разочаровались и стали
политическими активистами, но и они для
высшего образования должны как-то
написать диплом. Те, у кого так мало
денег, что покупка учебников к экзамену
— проблема, те, кто прикидывает, сколько
надо заплатить за книги к каждому
семинару, и выбирает тот курс, который
дешевле.
Студенты приходят
на лекцию, а в аудитории сесть негде.
Они хотят поговорить с профессором, но
к нему очередь двадцать человек, а им
надо не опоздать на последнюю электричку,
потому что о ночи в гостинице нет и речи.
Им никогда никто не объяснял, как искать
в библиотеке книгу и в какую идти
библиотеку. Часто они не знают, что книги
можно выписать по межбиблиотечному
обмену или что существует выдача книг
на дом.
Мои советы
предназначены в основном им. Или
выпускникам школ и лицеев, готовящимся
к университету и желающим хоть как-то
уразуметь, что кроется под загадочным
словом «защита».
Всем этим читателям
сообщу по крайней мере две вещи:
— можно сделать
достойную работу, даже стартовав со
слабых позиций;
— можно воспользоваться
этим случаем (даже если все годы учебы
вы испытывали лишь тоску и раздражение)
и получить удовольствие от научной
работы, не хватаясь за всякое знание
без разбору, а приобретая опыт критического
подхода, и выработать способность
(которая пригодится вам в будущем) точно
определять проблемы, методично их решать
и грамотно излагать свои выводы.
2. При этом хочу
подчеркнуть, что в моей книге нет ни
советов, как заниматься наукой, ни
стремления убедить кого-то в ценности
этого дела. Здесь просто прочерчивается
путь, по которому следует идти, чтобы в
определенный день и час перед определенной
комиссией вы могли положить пачку листов
в переплете, соответствующую нормативам,
состоящую из нужного числа отпечатанных
страниц, и чтоб этот диплом предположительно
как-то соотносился с вашей специальностью,
и чтобы он не поверг оппонентов в
состояние грустной задумчивости.
Подчеркиваю снова:
никто не может сказать вам, что именно
писать в дипломе. Это остается вашей
личной проблемой. Я могу вам сказать:
1) что называется дипломной работой; 2)
как выбрать тему и рассчитать сроки по
этапам; 3) как организовать литературу;
4) как организовать собранный материал;
5) как закрепить на бумаге результат.
Имейте в виду, что самая трудная часть
— последняя. Та, что кажется самой
неважной. Между тем она единственная,
где следует соблюсти довольно жесткие
нормы.
3. Диплом, описываемый
в этой книге, — работа для гуманитарного
факультета. Поскольку мой собственный
опыт ограничивается факультетами
философии и филологии, естественно,
большинство примеров взято из этих
наук. Но в указанных выше рамках
предлагаемые мною критерии подходят и
для стандартного диплома по политологии,
педагогике, юриспруденции. Если проблемы
ставятся в историческом или общетеоретическом
плане (но не в экспериментальном и не в
прикладном), моя модель скорее всего
сможет работать и в случае таких
факультетов, как архитектурные,
экономические, коммерческие и некоторые
технические (зависит от темы). Но все-таки
необходима осторожность.
4. Идут разговоры
о реформе университетской системы.
Похоже, скоро будет два или даже три
уровня высшего образования.
Встает вопрос, не
утратят ли смысла мои советы.
Я думаю, что если
будет несколько уровней защит, по типу,
существующему во многих зарубежных
странах, создастся ситуация наподобие
той, которую я описываю в разделе I. 1.
Будут защищаться сперва, на первом
уровне, дипломные работы на аттестат о
высшем образовании (собственно дипломы),
а потом, на втором уровне, работы на
докторскую степень (диссертации).
Некоторые технические
советы, которые даны в этой книге, могут
пригодиться также для оформления
кандидатской диссертации.
5. Мой коллега Чезаре
Сегре прочел эту книгу и сделал ряд
ценных поправок. Поскольку многими из
них я с наслаждением воспользовался, а
многие другие в своем упрямстве отверг,
он не в ответе за конечный продукт.
Разумеется, я всей душой ему благодарен.
6. Последняя оговорка:
обращаясь к читателям, я, конечно, имел
в виду как студентов, так и студенток,
как профессоров, так и профессорш.
Поскольку в нашем языке не принято
выражаться двусмысленно в духе английского
«person», я не стал писать «учащаяся
особа» или «дипломосочиняющее
лицо».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В моей книге нет ни советов, как заниматься наукой, стремления убедить кого-то в ценности этого дела, есь просто прочерчивается путь, по которому эдует идти, чтобы в определенный день и час
комиссией вы могли положить
нужного
соответствующую нормативам, ела отпечатанных страниц,
1тобы он не поверг оппонентов
:остояние грустной задумчивости
ISBN 5-8013-0166-6
9785801 301662
УМБЕРТО ЭКО
КАК НАПИСАТЬ дипломную
РАБОТУ
ГУМАНИТАРНЫЕ HAУКИ
Перевод с итальянского Елены Костюкович
УНИВЕРСИТЕТ
КНИЖНЫЙ ДОМ
МОСКВА
2003
УДК 009(075) ББК 74. 200а7 Э 40
Umberto Eco
Come si fa una tesi di laurea
Le materie umanistiche
Эко Умберто
Э 40 Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. — М. : Книжный дом «Университет», 2003. — 2 изд. — 240 с.
ISBN 5-8013-0166-6
Писатель с мировой славой, профессор нескольких университетов Умберто ЭКО в этой книге обращается к своей излюбленной публике — к преподавателям и студентам. Все, что требуется знать научному работнику, особенно когда он берется за диплом, диссертацию или одну из первых научных статей, изложено в этой книге с умом и тактом, с чисто художественной выразительностью и с великолепной техничностью. Любой научный руководитель, дав эту книгу дипломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой ученый, проработав эту книгу, избавится от сомнений. Любой культурный человек, прочитав эту книгу, получит интеллектуальную радость.
УДК 009(075) ББК 74. 200а7
ISBN 5-8013-0166-6
© R. C. S. Libri S. p.
A. — Milan Bompiani, 1977 © Книжный дом «Университет», 2003 © E. Костюкович, перевод, 2003 © М. Орлова-Петрушина, обложка, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
Таблица № 20 — Транслитерация кириллических букв
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. В былое время университеты были элитарными. Туда поступали дети тех, кто сам кончал университет. За редкими исключениями, студенты, кроме учебы, ничего не делали. Учеба шла неторопливо, порция науки — и добрая порция студенческих так называемых голиардических развлечений вперемежку с членством во всяких клубах.
Каждая лекция была событием. После лекций активные студенты подходили к профессору, после занятий заходили на кафедру, в семинарах у аспирантов бывало по десять — пятнадцать человек, не более.
Сегодня во многих университетах Америки группы также не превышают десяти, максимум двадцати студентов: те заплатили за курс столько денег, что вправе «использовать» преподавателя на всю катушку. В колледжах типа Оксфорда у каждой группы студентов имеется профессор (тьютор), который руководит их научной работой, и у него может быть только один или два подопечных за весь академический год. Тьютор ежедневно проверяет, как идет у них работа.
Если бы у нас дело обстояло так же, незачем было бы публиковать эту книгу… хотя, наверно, какие-то советы могли бы пригодиться и вышеописанному учащемуся-счастливцу. Но у нас высшее образование носит массовый характер. В университеты идет молодежь любых социальных слоев, после каких угодно школ, так что на факультете философии или на отделении классической филологии оказываются люди, не учившие в школе/лицее ни греческого, ни даже, бывает, латыни. Есть мнение, что без латыни можно обойтись в жизни — это само по себе спорно, но бесспорно, что философам и литературоведам она все-таки необходима.
Как написать диссертацию
- Как написать кандидатскую диссертацию
- Практические рекомендации по написанию
- Структура кандидатской диссертации
- Методология в диссертации
- Цель и задачи диссертации
- Объект и предмет в диссертации
- Стилистика диссертационной работы
- Обзор литературы для диссертации
- Правила составления резюме диссертации
- Порядок написания выводов для диссертации
- Положения, выносимые на защиту
- Как быстро написать диссертацию
- Прочтите книгу, как написать диссертацию
- Как написать диссертацию за месяц
- Отпуск для написания диссертации
- Как получить отпуск для подготовки к защите диссертации:
- Мотивация к написанию кандидатской диссертации
- С чего начать, чтобы написать диссертацию
Уже в 2013г. согласно ФГОС ВО, аспирантура является третьим этапом в получении образования. В связи с этим теперь кандидат наук выполняет учебный план схожий с курсом бакалавриата. Так программа аспирантуры составляет 180 зачетных единиц и не важно какая форма обучения выбрана: очная или заочная.
Но успешная учеба, отличные отметки совсем не гарантируют научную степень. Для перехода на новый уровень соискателю необходимо подтвердить, достаточный для этого, полученный научный опыт. Исследовательская работа, оформленная как кандидатская диссертация – единственный верный способ перейти на новый образовательный уровень.
Как написать кандидатскую диссертацию
Рэнди Ингремансон – автор, который разработал простой метод написания научной работы. Рэнди занимался архитектурой сложных научных проектов и как многие авторы испытывал серьезные муки при разработке сюжетов собственных книг: подготовка к написанию занимала чрезвычайно много времени. Но американец решил использовать сочетание творческого и научного подходов в работе. Так сформировался новый довольно популярный среди писателей метод.
Данная методика получила название «снежинка» и нашла много откликов не только в научном мире, но и в литературном, что говорит о ее несомненной эффективности.
Главная идея «снежинки» – это выделение главной мысли, проблемы, логлайна или темы. Затем формируют направляющие лучи: так называемый каркас будущей работы и постепенно вносятся дополнения (мелкие лучики).
Основой для будущей работы, как и для «снежинки» будет выбранная, согласованная и утвержденная тема кандидатской. В случае возникновения затруднений с ее формулировкой стоит обратиться за помощью к научному руководителю. Обычно опытные наставники помогают с выбором проблемы, требуемой исследования.
В качестве основных лучей снежинки используют вводную часть и вторую главу. Наращивание объема произойдет на заключительном этапе работы, потому как необходимо выдержать определенный стиль повествования, логичность и связанность текста.
Аспиранты порой довольно скептически относятся к перспективе написания диссертации. Это обусловлено банальным страхом не справится, сложностями с выбором направления исследования. Но это все решаемо с течением некоторого времени и более глубоким изучением разных интересующих направлений.
Научный руководитель заинтересован в развитии исследуемой отрасли, поэтому поможет справиться с трудностями. Установление профессиональных отношений между соискателем и наставником поспособствует удачной исследовательской деятельности и оформление ее в научную работу. Кстати, довольно распространены случаи, когда как раз научному руководителю необходима помощь в исследовании им выбранного направления. При этом соискателю предлагается тема кандидатской диссертации, связанная с научными интересами руководителя.
После того как направление определено, тема выбрана, стоит переходить к структуре диссертации.
Практические рекомендации по написанию
Для того чтобы написать качественную и правильную диссертацию, нужно придерживаться следующих рекомендаций практического характера.
- Написание диссертации подразумевает четкое формулирование схемы работы, что станет подготовкой к основному процессу создания научного труда.
- Автору изначально нужно определить для себя основные цели и задачи, которые будут проведены при исследовательской деятельности.
- Требуется четко выявить основные возможности решения проблем, которые появятся в процессе написания диссертации у автора научного труда.
- Нужно составить план и сформулировать все главные вопросы для написания кандидатской, только потом возможно записать главную идею научного труда в одном предложение («Message» письмо к читателю). Предложение должно состоять из 20 – 25 слов.
- Перед написанием кандидатской, автор должен определить для себя «что он хочет сказать своей работой?».
- Написание диссертации в дальнейшем должно быть сфокусировано возле основной цели научного труда, которая была определена автором на этапе планирования научной деятельности.
- Раздел «Материалы и методы исследования» следует писать максимально грамотно и кратко. В разделе нужно указать только главные моменты, которые описывают проведенные автором исследования.
- Главные проблемы и вопросы научного труда следует сформулировать до проведения основных исследований. Нужно понять, какие действия потребуется выполнить для получения ответов на вопросы диссертации.
мо выявить главные основания и результаты научного труда.
Структура кандидатской диссертации
Вне зависимости от отрасли науки и уровня научной работы диссертация включает: введение, заключение, библиографию и, как правило, не менее трех глав. Часто исследовательская работа требует дополнения в виде приложений. Оформление работы регламентирует ГОСТ 7.0.11.
Во время работы над введением важно учесть несколько моментов. Нужно:
- обязательно указать актуальность и практическую значимость рассматриваемой проблемы;
- проанализировать уровень разработанности темы, кратко ее описать;
- выделить главную цель и задачи исследовательской работы;
- не упустить пояснения об исследуемом объекте или явлении;
- кратко изложить методику будущего исследования;
- указать положения, которые будут важными во время защиты работы;
- перспективы применения полученных результатов и их апробация.
Именно продуманная структура позволит соискателю в первый год обучения без особых проблем сдавать требуемые отчеты на кафедру. Кроме того, значительно облегчит получение зачета по научно-исследовательской работе.
Во втором семестре первого года, иногда требуется предоставить комиссии план-проспект диссертации. Научно обоснованная структура исследовательской работы позволит такой план написать в кратчайшие сроки. В некоторых вузах план-проспект предоставляется в тот же период, когда идет утверждение примерной темы исследования, поэтому затягивать со структурой работы не стоит. Автореферат также будет необходим, так как проделанная предварительная работа позволит максимально информативно изложить основные моменты диссертации.
Более подробно по структуре:
- 1-ая страница это конечно титульный лист;
- далее идет оглавление и содержание;
- если есть, то обязательно надо указать список сокращений, которые Вы использовали;
- введение;
- 4-5 глав;
- заключение (может отсутствовать, но лучше его написать);
- выводы;
- практические рекомендации (в диссертациях по педагогике и психологии);
- список литературы;
- приложения (обязательно);
- Введение (2-7 страничек). Вы должны объяснить свой выбор темы исследования, отразить ее своевременность, показать научное новшество, теоретическое и практическое значения работы.
- Первая глава (21-42 станицы) представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования ( если писали не сами, советуем изучить эту литературу подробно). Лучше всего изучить, в каком состоянии на данный момент находится избранное Вами направление, что уже сделано другими, что по Вашему вопросу еще непонятно и поэтому требует тщательного рассмотрения. Если Ваша тема диссертации затрагивает несколько проблем, то лучше, если глава имеет параграфы (они нумеруются так 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). Логичным заключением главы первой главы будет оформление цели, задач исследования, гипотезы (что предполагаете получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту.
- Вторая глава (9-11 страниц) обычно содержит описание методики работы. Необходимо подробно изложить эксперимент, описать методику, используемую аппаратуру, подробно описать испытуемых. Когда кандидат наук будет читать вторую главу, у него не должно возникать вопросов, откуда Вы взяли свои данные. Любой прочитавший эту главу должен понять, как провести такие же исследования.
- Третья глава (61-91 страница). В ней рассказывается о результатах исследования. Обычно расписывают полученные данные в таблицах, иллюстрации результатов, а так же ваши пояснения по своим данным. Эта глава самая большая и лучше всего разбить ее на параграфы. Если Ваше исследование очень большое и содержит множество информации, без которой диссертация будет неполноценной, лучше добавить еще одну главу (и тогда их будет пять, а не четыре).
- В главе четыре (21-31 страница) рассказывается о полученных результатах, сравниваются Ваши данные и данные предыдущих авторов по той же тематике.
- Обычно выводов столько же, сколько и задач, но бывает так, что на одну задачу выходит по два вывода. Старайтесь, чтобы выводы соответствовали задачам.
- Список используемой литературы пишется по ГОСТу, действующему в данный момент. Сначала пишутся отечественные источники, потом иностранные, все пишется по алфавиту. В принципе, кандидатская диссертация – это научная статья, только более широкого спектра.
- Приложение обычно заполняется данными, не вошедшими в основу. Так же в него входят авторские свидетельства, акты внедрения и тому подобное. Если данных много, то лучше приложение поделить на несколько, присвоить номера каждому приложению.
- По стандартам, кандидатская диссертация написанна должна быть объем от 120 до 150 страниц.
Методология в диссертации
Методология – это совокупность методов и способов, которые будут использованы для достижения предполагаемых результатов исследовательской деятельности. Принято делить используемые * методы на две категории:
- специальные;
общенаучные: теоретические и эксперименты.
Наиболее популярными среди ученых являются такие теоретические методы как: дедукция и индукция. Дедуктивный метод предполагает выделение частного заключения из собранных информационных ресурсов. Индукция же, напротив, позволит продвинуться от частного, отдельного к общему представлению объекта исследования. Метод формализации позволяет достигнуть необходимой, порой, наглядной картинки в виде графических элементов.
Специальные методы потому так и называют, характерны для определенных научных областей. Так в филологии применяют сравнительно-исторический метод, юристы – моделирование.
Для выбора методики стоит обратиться к специализированной литературе, на основе которой можно подобрать максимально действенный порядок решения поставленных задач. Это один из ключевых моментов в работе над диссертацией потому как на защите, вероятно, потребуется об этом упомянуть.
Цель и задачи диссертации
Научная деятельность предполагает постоянное решение тех или иных задач. И перед началом работы над диссертацией стоит цель и задачи, которые следует четко понимать и уметь должным образом формулировать. Это позволяет, не отклонятся от намеченного курса и существенно сокращает время, потраченного на экспериментальную часть. Чтобы максимально эффективно поставить перед собой цель и задачи надо придерживаться нескольких правил:
- цель может быть только одна и отражаться в названии диссертации;
- тема в совокупности с целью объединяют проблему и итоги работы;
- регламента по задачам не предусмотрено, но все же одна из них должна отражать проблематику с опорой на уже опубликованные материалы;
- другая из задач ставит вопрос, касающийся поставленной проблематики;
- последняя задача отражает необходимость практической деятельности.
Как не трудно догадаться число задач равно количеству глав в научном труде. В случае если задач поставлено больше, то стоит распределить их равномерно по тексту.
Объект и предмет в диссертации
Объектом исследования является целое или проблемное поле, в свою очередь предмет — это частное или деталь, позволяющая рассмотреть общую проблему и пути ее решения. Пример:
Объект исследования – технология и аппаратурное оформление установки комплексной подготовки газа на основе процесса низкотемпературной сепарации. Предмет исследования –процессы сепарационного разделения многокомпонентных смесей при низких температурах, протекающие в промышленных аппаратах технологической схемы установки комплексной подготовки газа.
Хотя порой нет возможности точно сформулировать и объект и предмет. В этом случае ученый работает и защищает диссертацию с оглядкой на предложенные положения.
Стилистика диссертационной работы
Сегодня у ученых своя стилистика общения между собой как в устной, так и в письменной форме. Но не стоит полагать, что у ученых существует строгий свод правил общения, просто некоторое общение укрепилось традициями.
- Лучший пример особенности языка можно рассмотреть в научных изысканиях, где он находит свое явное выражение, которое состоит из рассуждений и исходя из них доказательств, обнаруженных в результате проделанной работы.
- Стиль написания диссертационной работы должен соответствовать пункту № 1 и отображать в ней целенаправленность без эмоционального языкового элемента.
- Диссертация должна быть написана как научно-технический текст, должны быть объяснения всех наблюдений и экспериментов, сведения и факты, а это подразумевает знание терминологии.
- Именно знание терминологии дает нам возможность дать краткий развернутый ответ и объяснения.
- Научная речь – это знание терминологии и краткость. Если в диссертации писать, опираясь на эти два качества, не добавляя в нее ненужные данные, размусоливание бесполезной информации, не несущей в себе никакой смысловой нагрузки, то Вашей диссертации не будет цены.
Обзор литературы для диссертации
Работа с научной литературой — это основная часть подготовительного этапа работы над диссертацией. На сегодняшний день существует большое разнообразие в литературных источниках и тематических разделах. Правильный метод последовательного ознакомления с источниками поможет оперативно и свободно ориентироваться в литературе по выбранной Вами теме.
Изучение научно литературы — это серьезная работа, требующая не только времени, но и внимания. Поэтому статью или книгу лучше всего читать с карандашом в руках, делая выписки. А если имеется собственный экземпляр периодического издания или книги, то можно делать пометки на полях — это существенно облегчить в дальнейшем поиск необходимых материалов. Рекомендации по изучению и отбору материала:
- Не весь выбранный материал Вы будете использовать в работе, поэтому необходим тщательный отбор и оценка.
- При отборе фактов надо быть научно обоснованным. НЕЛЬЗЯ отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение в Вашей работе.
- Достоверность научного факта зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характеристики их информации. Не пользуйтесь журналами и книгами, которые излагают сомнительные трактовки Вашего предмета исследования.
Отобранный материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п.
Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно — либо внутри Вашего авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек.
Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений. Однако соискатель должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и подогнанная под цели диссертанта цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.
Правила составления резюме диссертации
Резюме – это значительно сокращенный вариант статьи, включающий в себя основополагающие ее аспекты:
- сфера, в которой проводятся подробные исследования;
- обзор (Review) важнейших материалов исследования, их научной новизны;
- совокупность итогов, представленных в краткой форме, а также гипотеза научного характера.
Описание способов и инструментов проведения исследования и краткий обзор литературных источников – в этом разделе не приводятся. Подобный раздел обязательно должен быть простым в понимании и чтении, иметь небольшой и оптимальный объем, а также обязан опираться на важнейшие аспекты статьи. На сегодняшний день, большинство авторов создают резюме к собственным научным статьям и работам, учитывая специальные требования для авторов, согласно редакции журнала (Guidelines for Authors).
Перед тем, как приступить к работе над написанием диссертации, необходимо учесть и внимательно проанализировать тот факт, что подобные резюме представляют собой если не единственный, то, по крайней мере, самый главный источник, с помощью которого зарубежные ученые могут ознакомиться с кратким содержанием статьи и результатами научного исследования. Лишь предварительно ознакомившись с резюме, иностранные ученые имеют возможность справедливо оценить качество диссертации, уровень подготовки специалиста, а также произвести открытие дискуссии с автором статьи.
Резюме не может считаться правильно оформленным, если в нем отсутствуют следующие основные моменты: тема диссертации, предмет, цель исследования, методология и инструменты проведения исследования.
Итоги проведенного исследования должны быть максимально четко сформулированны. Вся совокупность итогов должна представлять собой результаты теоретических и экспериментальных исследований, закономерности, выявленные связи и полученные данные. Чаще всего, в итогах описываются новые результаты, оспаривающие предыдущие результаты исследований.
Порядок написания выводов для диссертации
Выводы (Coclusions) представляют собой важнейшую составляющую всей научной работы. Выводы не должны быть оформлены в виде краткого описания каждого раздела. Они должны составляться как обобщение каждого проведенного исследования.
Каковы главные выводы вашей диссертации? Какими будут ваши собственные рекомендации по улучшению структуры управления, улучшения сегодняшних методов и технологий исследований?
Положения, выносимые на защиту
Чтобы успешно закончить диссертацию и так же успешно ее защитить, важно максимально информативно оформить раздел с положениями. Именно к нему будет приковано внимание аттестационной комиссии. Результаты исследовательской работы оформляются как отдельные тезисы (не более 5-6 для защиты). Кроме того, раздел содержит всю терминологию, предложенную соискателем, и доносит до читателей и слушателей информацию о привносимом вкладе в науку. Работа над положением продолжается весь период, выделенный на диссертацию. Раздел может меняться в зависимости от хода экспериментальной работы.
Как быстро написать диссертацию
Опыт большинства научных сотрудников показывает, что диссертацию можно написать в довольно краткие сроки, но для этого стоит помнить о следующем:
- автор должен быть заинтересован в теме исследований. На неинтересную тему писать можно, но быстро не получиться;
- достаточное наличие первоисточников, которые понадобятся соискателю. Нет смысла выбирать направление, для которого придется много перемещаться, в том числе и по стране;
- стиль отражает уровень интеллекта аспиранта: он понятен и с научной точки зрения и для обычного обывателя. Сложные словесные конструкции лишь будут замедлять ход работы;
- выбранные методы доступные, как в физическом плане, так и в материальном и временном.
Прочтите книгу, как написать диссертацию
Рекомендации, которые указаны выше были сформулированы Умберто Эко в своей книге «Как написать дипломную работу». Издание довольно универсально и поможет и опытным научным сотрудникам и новичкам, готовящимся к работе над первым дипломом. Книга интересна наличием реальных и доступных примеров и большой теоретической частью.
Умберто предлагает активное использование специальных тематических карточек, которые смогут соединить разрозненные главы в единое целое и существенно обогатят сам текст.
Единственным условным недостатком метода Эко являются временные рамки равные 6 месяцам. Если соискатель таким периодом времени не располагает, то мотивацию надо искать в чем-то другом.
Как написать диссертацию за месяц
В первую очередь необходимо уточнить требуемый объем будущей диссертации и поделить его на имеющиеся в запасе дни, к примеру, на 30. Так получается число страниц, которые надо в обязательном порядке писать ежедневно. Но библиография будет расти ежедневно, поэтому на нее уйдет меньше всего времени.
Следующие рекомендации опробованы и доказали свою эффективность и целесообразность:
- верно выбранное время суток для написания диссертации. Стоит выделить в собственном графике самый продуктивный и свободный период вашего дня. Ежедневную работу разделяют на три этапа: объем текста, его вычитка и сравнение с ранее написанным вариантом. Цитаты и пополнение списка литературы так же важно включать в ежедневную работу;
- стоит исключить пустую трату времени: перекусы, телефон, телевизор. В любом случае это пойдет лишь на пользу;
- если соискатель попал в так называемый «рабочий поток» и пишет много и быстро, не стоит останавливаться: объем позже можно сократить, а вот вдохновение обычно длится не долго;
- активное сотрудничество с научным руководителем позволит продвигаться быстрее. Электронная почта позволит избежать потери времени, как у соискателя, так и у наставника.
Но обычно диссертацию пишут за 3 месяца или больше.
Отпуск для написания диссертации
Довольно часто аспиранты берут постдипломный отпуск для того, чтобы спокойно и ни на что, не отвлекаясь, закончить диссертацию. Это позволит не разрываться между учебным планом или работой. Обычно такой отпуск предоставляется в последний летний месяц сразу после итогового экзамена, когда автореферат оформлен и сдан, а диплом получен. При этом стипендию продолжают выплачивать, что способствует большему погружению в исследовательскую деятельность.
Диссертационную работу надо закончить к сентябрю, чтобы на заседании кафедры ее приняли и дали рекомендации после предзащиты. Хотя в последние годы произошли такие изменения, которые не позволяют принимать работы уже закончивших обучение соискателей, но вузы часто идут навстречу аспирантам и оформляют документы нужной датой.
Заочникам работодатель предоставляет отпуск для работы над диссертацией. Это регламентировано статьей 173.1 ТК РФ. Отпуск ежегодный, на весь период обучения. Кроме того, в том случае если учебное заведение расположено не в месте проживания соискателя, то к стандартному 30 дневному отпуску добавляются дни на дорогу и оплачивается проезд.
Чтобы получить данный отпуск необходимо обратится в отдел кадров с заявлением о необходимом отпуске и подтверждением учебы в аспирантуре (справка).
Стоит заметить, что некоторые педагоги имеют право на творческий отпуск длиною в год. При этом рабочее место сохраняется. Этой привилегией могут воспользоваться работники научных организаций или образовательных учреждений.
Для этого необходимо иметь непрерывный 10 летний стаж (не обязательно в одном учебном заведении, главное чтобы перерыв при переходе был меньше 3 месяцев) и отсутствие сотрудника не вызовет негативных последствий для организации. Последний пункт самый спорный: педагога просто не отпустят, если заменить его некем, а это довольно частое явление в учебных заведениях.
С 2014г. каждый соискатель может взять 3 месяца отпуска после утверждения диссертационной работы, а для плодотворной деятельности над докторской диссертацией, предоставят отпуск в полгода.
Как получить отпуск для подготовки к защите диссертации:
Этим вопросом довольно часто задаются соискатели, особенно обучающиеся заочно и имеющие основное место работы. Вот с чего стоит начать:
- необходимо уведомить начальство не менее чем за один год о желании получить отпуск аспирантом;
- иметь при себе и предъявить на месте работы не позднее, чем за 10 дней выписку из протокола о том, что диссертация допущена к защите (получить документ можно у секретаря кафедры) и собственно заявление на предоставление оплачиваемого отпуска.
Мотивация к написанию кандидатской диссертации
Кандидатская – это серьезная научная работа, показывающая насколько соискатель компетентен в мире науки. Но эта работа не главная определяющая в жизни научного работника. Многие способные исследователи так и не взялись за диссертацию, но оставили существенный вклад в научном мире. А доктора наук, хоть и имеют научные степени, но далеки от реальных потребностей людей.
Важно сохранить баланс между затраченными силами и результатом, чтобы не разочароваться в конце. Мотивация появляется тогда, когда ученый видит главное в своей работе.
Вот несколько разделов, которые вероятно прочитают сотни коллег:
- введение;
- уникальность исследования;
- основные положения;
- публикации, собственные и написанные в соавторстве: статьи, рефераты, методические пособия и др.
С чего начать, чтобы написать диссертацию
Если возникли затруднения можно применить следующие не менее эффективные методы:
- Синтетический метод предлагает оформление мыслей фрагментарными частями. Останется внести текст для логического соединения и основной материал будет готов;
- Аналитический метод предполагает составление схем. Основан на схематических структурах. В центре – тема работы, от нее расходятся главные ключи. Опорные словосочетания помогут сформулировать основную концепцию диссертации, и останется лишь добавить объем на основе научной литературы.
Научный руководитель, владеющий современными технологиями, поможет соискателю в редактировании работы в режиме реального времени.
Копии стоит хранить в облаке, чтобы всегда иметь представления о хронологическом порядке сохраненного материала.
Работа над диссертацией должна быть ежедневная и последовательная. Получение научной степени, не только позволит самореализоваться как ученому, но и обеспечит приобретение важных навыков, которые очень пригодятся во всех сферах жизни.
Как написать дипломную работу
Пер. с ит. Е. Костюкович
М.: Книжный дом «Университет», 2003
Писатель с мировой славой, профессор нескольких университетов Умберто ЭКО в этой книге обращается к своей излюбленной публике — к преподавателям и студентам. Все, что требуется знать научному работнику, особенно когда он берется за диплом, диссертацию или одну из первых научных статей, изложено в этой книге с умом и тактом, с чисто художественной выразительностью и с великолепной техничностью. Любой научный руководитель, дав эту книгу дипломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой ученый, проработав эту книгу, избавится от сомнений. Любой культурный человек, прочитав эту книгу, получит интеллектуальную радость.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . 6
I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЗАЧЕМ ОНА… … … … … … … . 10
I. 1. Зачем пишут диплом и что он такое… … … … … … … … … …… . … … 10
I. 2. Кому адресована эта книга… … … … … … … … … … … … … … …. … … 13
I. 3. Чем дипломная работа может пригодиться после университета….. 15
I. 4. Четыре простейших правила… … … … … … … … … … … … … . 16
II. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМА… … … … … … … … … … … … … … … … 18
II. 1. Монографическая или обзорная?… … … … … … … … … … … . 18
II. 2. Историческая или теоретическая?… … … … … … … … … … … 23
II. 3. На классическом материале или на современном?… … … … . 26
II. 4. Сколько времени отвести на диплом?… … … … … … … … … . 28
II. 5. Надо ли знать иностранные языки?… … … … … … … … … … . 33
II. 6. Научная или политическая тема?… … … … … … … … … … … . 38
II. 6. 1. Что значит «научная»?… … … … … … … … … … … … … . 38
II. 6. 2. Историко-теоретические темы или злоба дня?… … … . 44
II. 6. 3. Как превратить журналистскую тему в научную?… … 48
II. 7. Как не дать научному руководителю сесть вам на шею?… … 56
III. СБОР МАТЕРИАЛА… … … … … … … … … … … … … … … … … … . 59
III. 1. Доступность источников… … … … … … … … … … … … … … . 59
III. 1. 1. Что является источником для научной работы?… … 59
III. 1. 2. Первоисточники и вторичные источники… … … … . 64
III. 2. Составление библиографии… … … … … … … … … … … … … . 69
III. 2. 1. Как работать в библиотеке… … … … … … … … … … … 69
III. 2. 2. Предварительная библиография. Карточки… … … … 74
III. 2. 3. Библиографическая запись… … … … … … … … … … . 78
Таблица № 1 — Библиографическая ссылка… … … … … . 96
Таблица № 2 — Библиографическая карточка… … … … . 97
III. 2. 4. Опыт поиска в городской библиотеке… … … … … … . 98
Таблица № 3 — Общие труды по итальянскому барокко, подобранные на основании трех статей из энциклопедий и справочников… …… … … … … … 108
Таблица № 4 — Труды по итальянским литературным трактатам семнадцатого века, подобранные на основании трех статей из энциклопедий и справочников… … … … . 110
III. 2. 5. А книги-то все-таки надо читать? И в каком порядке?… … …. … . 122
3
IV. ПЛАН РАБОТЫ, РАЗМЕТКА И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ… … . 125
IV. 1. Содержание, оно же рабочая гипотеза… … … … … … … … . 125
IV. 2. Карточки и конспекты… … … … … … … … … … … … … … … . 134
IV. 2. 1. Разные виды карточек: для чего они применяются… 134
Таблица № 5 — Карточки на цитаты… … … … … … … … 140
Таблица № 6 — Карточка на отсылку… … … … … … … . 143
IV. 2. 2. Разметка первостепенных источников… … … … … . 144
IV. 2. 3. Конспектирование второстепенных источников… . 147
Таблица № 7-14 — Карточки-конспекты… … … … … … . 150
IV. 2. 4. О научном смирении… … … … … … … … … … … … … 163
V. КАК НАПИСАТЬ ТЕКСТ… … … … … … … … … … … … … … … … . 166
V. l. К кому вы обращаетесь… … … … … … … … … … … … … … … 166
V. 2. Интонация… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . 168
V. 3. Цитирование… … … … … … … … … … … … … … … … … … … . 177
V. 3. 1. Когда и как цитируют: десять правил… … … … … … . 177
Таблица № 15 — Пример продолжающегося цитирования в тексте… … 187
V. 3. 2. Цитата-парафраз-плагиат… … … … … … … … … … … . 188
V. 4. Подстрочные примечания… … … … … … … … … … … … … … 191
V. 4. 1. Зачем нужны примечания… … … … … … … … … … … . 191
V. 4. 2. Принцип цитата-примечание… … … … … … … … … … 193
Таблица № 16 — Применение принципа цитата-примечание… … 196
Таблица Na 17 — Пример соответствующей затекстовой библиографии… 197
V. 4. 3. Принцип автор-дата… … … … … … … … … … … … … . 198
Таблица № 18 — Та же страница, что в таблице № 16, переделанная по принципу автор-дата… … . 201
Таблица №19 — Пример соответствующей затекстовой библиографии…… 202
V. 5. Предосторожности, ловушки, обычаи… … … … … … … … … 204
V. 6. О научном достоинстве… … … … … … … … … … … … … … … 208
VI. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМА… … … … … … … … … … … … … … . 211
VI. 1. Выбор принципа… … … … … … … … … … … … … … … … … . 211
VI. 1. 1. Поля и интервалы… … … … … … … … … … … … … . 211
VI. 1. 2. Подчеркивания и прописные буквы… … … … … … . 212
VI. 1. 3. Графическое оформление подраздела… … … … … . 215
VI. 1. 4. Кавычки и иные знаки… … … … … … … … … … … … 216
VI. 1. 5. Диакритические знаки и транслитерация… … … … 219
4
Таблица № 20 — Транслитерация кириллических букв латинскими… … 220
Таблица № 21 — Транслитерация древнегреческих букв латинскими… … 221
VI. 1. 6. Пунктуация, ударения, аббревиатуры… … … … … . 222
Таблица № 22 — Список сокращений, обычно применяемых в тексте, примечаниях, библиографии на любых языках… … … 222
VI. 1. 7. Беспорядочные советы… … … … … … … … … … … . 223
VI. 2. Затекстовая библиография… … … … … … … … … … … … … . 226
VI. 3. Приложения… … … … … … … … … … … … … … … … … … … . 230
VI. 4. Оглавление… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 232
Таблица № 22 — Примеры оглавления… … … … … … … … … … … … … . 234
VII. ВЫВОДЫ… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 237
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. В былое время университеты были элитарными. Туда поступали дети тех, кто сам кончал университет. За редкими исключениями, студенты, кроме учебы, ничего не делали. Учеба шла неторопливо, порция науки — и добрая порция студенческих так называемых голиардических развлечений вперемежку с членством во всяких клубах.
Каждая лекция была событием. После лекций активные студенты подходили к профессору, после занятий заходили на кафедру, в семинарах у аспирантов бывало по десять — пятнадцать человек, не более.
Сегодня во многих университетах Америки группы также не превышают десяти, максимум двадцати студентов: те заплатили за курс столько денег, что вправе «использовать» преподавателя на всю катушку. В колледжах типа Оксфорда у каждой группы студентов имеется профессор (тьютор), который руководит их научной работой, и у него может быть только один или два подопечных за весь академический год. Тьютор ежедневно проверяет, как идет у них работа.
Если бы у нас дело обстояло так же, незачем было бы публиковать эту книгу… хотя, наверно, какие-то советы могли бы пригодиться и вышеописанному учащемуся-счастливцу. Но у нас высшее образование носит массовый характер. В университеты идет молодежь любых социальных слоев, после каких угодно школ, так что на факультете философии или на отделении классической филологии оказываются люди, не учившие в школе/лицее ни греческого, ни даже, бывает, латыни. Есть мнение, что без латыни можно обойтись в жизни — это само по себе спорно, но бесспорно, что философам и литературоведам она все-таки необходима.
Есть факультеты, где студентов на курсе по нескольку тысяч. Профессор узнает в лицо тридцать из них, самых активных. При
6
помощи аспирантов, младших преподавателей и стажеров ему удается кое-как обучать в общем и целом сотню. В этой сотне большинство — обеспеченные дети, выросшие в культурной среде, они ходят на выставки, фестивали, путешествуют за границу.
А за пределами сотни — остальные. Те, кто учится и работает и, возможно, с утра до вечера пишет бумажки в домоуправлении в таком дремучем городишке, где на десять тысяч жителей нет даже книжного ларька. Те, кто в науке разочаровались и стали политическими активистами, но и они для высшего образования должны как-то написать диплом. Те, у кого так мало денег, что покупка учебников к экзамену — проблема, те, кто прикидывает, сколько надо заплатить за книги к каждому семинару, и выбирает тот курс, который дешевле.
Студенты приходят на лекцию, а в аудитории сесть негде. Они хотят поговорить с профессором, но к нему очередь двадцать человек, а им надо не опоздать на последнюю электричку, потому что о ночи в гостинице нет и речи. Им никогда никто не объяснял, как искать в библиотеке книгу и в какую идти библиотеку. Часто они не знают, что книги можно выписать по межбиблиотечному обмену или что существует выдача книг на дом.
Мои советы предназначены в основном им. Или выпускникам школ и лицеев, готовящимся к университету и желающим хоть как-то уразуметь, что кроется под загадочным словом «защита».
Всем этим читателям сообщу по крайней мере две вещи:
— можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций;
— можно воспользоваться этим случаем (даже если все годы учебы вы испытывали лишь тоску и раздражение) и получить удовольствие от научной работы, не хватаясь за всякое знание без разбору, а приобретая опыт критического подхода, и выработать способность (которая пригодится вам в будущем) точно определять проблемы, методично их решать и грамотно излагать свои выводы.
2. При этом хочу подчеркнуть, что в моей книге нет ни советов, как заниматься наукой, ни стремления убедить кого-то в
7
ценности этого дела. Здесь просто прочерчивается путь, по которому следует идти, чтобы в определенный день и час перед определенной комиссией вы могли положить пачку листов в переплете, соответствующую нормативам, состоящую из нужного числа отпечатанных страниц, и чтоб этот диплом предположительно как-то соотносился с вашей специальностью, и чтобы он не поверг оппонентов в состояние грустной задумчивости.
Подчеркиваю снова: никто не может сказать вам, что именно писать в дипломе. Это остается вашей личной проблемой. Я могу вам сказать: 1) что называется дипломной работой; 2) как выбрать тему и рассчитать сроки по этапам; 3) как организовать литературу; 4) как организовать собранный материал; 5) как закрепить на бумаге результат. Имейте в виду, что самая трудная часть — последняя. Та, что кажется самой неважной. Между тем она единственная, где следует соблюсти довольно жесткие нормы.
3. Диплом, описываемый в этой книге, — работа для гуманитарного факультета. Поскольку мой собственный опыт ограничивается факультетами философии и филологии, естественно, большинство примеров взято из этих наук. Но в указанных выше рамках предлагаемые мною критерии подходят и для стандартного диплома по политологии, педагогике, юриспруденции. Если проблемы ставятся в историческом или общетеоретическом плане (но не в экспериментальном и не в прикладном), моя модель скорее всего сможет работать и в случае таких факультетов, как архитектурные, экономические, коммерческие и некоторые технические (зависит от темы). Но все-таки необходима осторожность.
4. Идут разговоры о реформе университетской системы. Похоже, скоро будет два или даже три уровня высшего образования.
Встает вопрос, не утратят ли смысла мои советы.
Я думаю, что если будет несколько уровней защит, по типу, существующему во многих зарубежных странах, создастся ситуация наподобие той, которую я описываю в разделе I. 1. Будут защищаться сперва, на первом уровне, дипломные работы на аттестат о высшем образовании (собственно дипломы), а потом, на втором уровне, работы на докторскую степень (диссертации).
8
Некоторые технические советы, которые даны в этой книге, могут пригодиться также для оформления кандидатской диссертации.
5. Мой коллега Чезаре Сегре прочел эту книгу и сделал ряд ценных поправок. Поскольку многими из них я с наслаждением воспользовался, а многие другие в своем упрямстве отверг, он не в ответе за конечный продукт. Разумеется, я всей душой ему благодарен.
6. Последняя оговорка: обращаясь к читателям, я, конечно, имел в виду как студентов, так и студенток, как профессоров, так и профессорш. Поскольку в нашем языке не принято выражаться двусмысленно в духе английского «person», я не стал писать «учащаяся особа» или «дипломосочиняющее лицо».
I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЗАЧЕМ ОНА
I. 1. Зачем пишут диплом и что он такое
Дипломная работа представляет собой от ста до четырехсот страниц, на которых студент исследует проблему по своей специальности. Дипломная работа, по закону, необходима для получения свидетельства о высшем образовании. Сдав все положенные экзамены, студент создает дипломную работу и представляет ее на рассмотрение дипломной комиссии. Комиссия выслушивает характеристику руководителя (который курировал дипломника) и отзыв оппонента или оппонентов. Оппоненты, в частности, задают дипломнику вопросы. В ходе обсуждения (защиты) что-то говорят и члены комиссии. В выступлениях руководителя и оппонента подчеркиваются плюсы (и минусы) представленной работы, а от того, как дипломник сумеет защищать свой собственный текст, зависят суждение комиссии и выносимая оценка. Приняв во внимание экзаменационные оценки за все годы, комиссия ставит окончательную отметку, а также решает, присвоить ли диплому «отличие» и дать ли рекомендацию «в печать». По крайней мере, приблизительно такова система в большинстве гуманитарных вузов.
Все сказанное дает представление о формальных требованиях к диплому и о ритуале защиты, но мало что объясняет по сути этого самого диплома. Прежде всего, почему, чтоб окончить вуз, надо писать диплом?
Кстати, совсем не во всех зарубежных университетах требуют этого. Есть страны, где окончить курс на нескольких различных уровнях можно и без написания дипломной работы. В других странах есть первая ступень вузовского обучения, соотносимая в общем и целом с нашим дипломом, но она не называется полным
10
I. 1. Зачем пишут диплом и что он такое
высшим образованием и для нее просто надо сдать определенный набор экзаменов или, по желанию, представить работу более скромного масштаба, типа курсовой.
В других странах есть несколько ступеней высшего образования и «стажировок», каждая ступень завершается выпускным сочинением. Самое капитальное из этих сочинений там именуется «диссертацией», пишется эта диссертация в аспирантуре, а в аспирантуру идут лишь те, кто намерен остаться в науке. В разных странах эта ступень обозначается разными словами, я называю ее на английский манер, что принято теперь уже повсеместно, PhD (Philosophy Doctor, доктор философии). Так титулуются все кандидаты и доктора гуманитарного профиля, от социологов до преподавателей греческого языка. Для других областей применяются другие сокращения, например MD — Medicine Doctor.
Как известно, для получения кандидатской степени (PhD) надо написать диссертацию, в то время как для аттестата о высшем образовании надо написать дипломную работу.
Дипломная работа — профессиональная проверка, это не диссертация, которая — проверка академическая. Диссертация должна быть оригинальна; в диссертации кандидат доказывает, что как ученый он может поспособствовать развитию науки, которой намерен заниматься. Диссертацию защищают не в двадцать два года, как диплом, а в более зрелом возрасте, порой даже в сорок или в пятьдесят лет, хотя, конечно, бывают и очень молодые диссертанты. Почему требуется так много времени на раскачку? Именно потому, что речь идет об оригинальной работе, для которой следует, естественно, быть знакомым с тем, что сказали на эту тему другие ученые, но и вдобавок следует «открыть» что-то свое, чего другие ученые не говорили. (Когда говорится об «открытиях» в гуманитарной области, это не что-то эпохальное вроде деления атомного ядра, теории относительности или лечения рака. «Открытия» могут быть довольно скромными, в частности, «научным» результатом считается и новое прочтение и истолкование классического текста, и находка рукописи, проливающей дополнительный свет на биографию писателя, и систематизация
11
I. Что есть дипломная работа и зачем она
материала по какому-либо вопросу, придающая единство набору идей, раскиданных всюду понемножку).
В любом случае, диссертант создает труд, с которым, хотя бы по идее, другим специалистам необходимо быть знакомыми, поскольку в нем содержится что-то новое (см. раздел II, 6, 1).
Похоже ли положение с дипломной работой? Не похоже. Диплом пишется в двадцать два года, когда человек сдает выпускные университетские экзамены, диплом не является завершением долгого продуманного труда, свидетельством окончательной зрелости. Дипломы лучших студентов, бывает, не уступают диссертациям, но вообще диплом — вещь более скромная. Университет не требует новаторства любой ценой. Правомерны и дипломы-компиляции.
В компилятивной дипломной работе студент просто демонстрирует, что сумел критически переработать большую часть существующей литературы (то есть книг и статей, посвященных теме диплома) и внятно изложить прочитанное, соотнося различные точки зрения, предлагая таким путем толковый обзор, не исключено, что полезный в качестве информации для серьезных специалистов, которые не занимались этим частным вопросом.
Из этого вытекает первый совет: понять, какую работу вы намечаете, компилятивную или исследовательскую. Исследовательская будет более долгой и трудоемкой. Компилятивная тоже может оказаться долгой и трудоемкой (существуют компиляции, на которые ушли годы) но, как правило, с компиляцией меньше хлопот и меньше риска.
Выбрать диплом-компиляцию не значит отрезать себе путь в науку. Компиляция вполне может быть проявлением особой серьезности молодого научного работника, который, прежде чем начать изобретать, изучает материал дотошно, досконально, по документам.
Противоположным типом являются дипломы с претензией на исследование, носящие, однако, следы поспешности, и это плохие дипломы, они раздражают читающего и никак не обогащают писавшего.
12
I. 2. Кому адресована эта книга
В общем, выбор между дипломом-компиляцией и дипломом-исследованием зависит от зрелости и работоспособности студента. Часто, увы, на этот выбор влияют и материальные причины. Несомненно, у студента-заочника или вечерника меньше времени, меньше сил и часто меньше средств, а следовательно, меньше возможностей для длительного научного разыскания (в частности, связанного и с покупкой дорогих редких книг, и с поездками в далекие архивы и библиотеки, на конференции и так далее).
Увы, я не могу посоветовать, как решить эту проблему. Во всем мире и во все времена наука была привилегией богатых. В наше время появились стипендии, гранты на поездки, обмен с иностранными вузами. Нельзя сказать, чтобы это решало все проблемы и для всех студентов. В идеале, конечно, хорошо бы государство оплачивало учебу, как работу, поддерживало талантливых ученых, и хорошо бы перестали требоваться «корочки» «для проформы» при поступлении на службу, продвижении по службе, прохождении по конкурсу.
Однако наши университеты отражают наше общественное устройство, и такова жизнь, и мы можем только мечтать, чтобы студенты любого происхождения имели равные перспективы. А пока я могу посоветовать, как успешнее решать проблему дипломной работы при том времени, каким вы располагаете, с теми средствами, которые имеются в наличии, и исходя из индивидуальных наклонностей каждого.
I. 2. Кому адресована эта книга
При подобной системе, естественно, многие учащиеся пишут дипломную работу из-под палки, потому что иначе им не дадут диплом о высшем образовании, и они не получат тех привилегий, ради которых шли в университет. Это могут быть и студенты лет сорока. Если они думают найти у меня рекомендацию, как им справиться с дипломом за месяц, получить любую отметку и покончить с этим делом, ответ простой: эту книгу им читать не надо.
13
I. Что есть дипломная работа и зачем она
Они — жертвы дурацкой бюрократической машины, они вынуждены защищать диплом ради проформы, и для них я предлагаю два решения: (1) либо потратить определенную сумму и заказать текст умелому человеку, (2) либо взять чужой диплом, защищенный где-то далеко и давно. Лучше не списывать с опубликованных текстов, даже с иностранных, потому что мало-мальски сведущему преподавателю они, возможно, попадались. Но, в общем, не так уж невозможно защитить в Милане диплом, некогда прошедший комиссию в Катании; конечно, следует заранее навести справки о руководителе и оппоненте, не работали ли они прежде в Катанийском университете. Так что, как видим, и вариант с плагиатом содержит элемент исследовательской работы!
Понятно, что вышеприведенные советы противозаконны. Это все равно что наущать: «Если тебя привезли на «скорой помощи», а врач отказывается тебя осмотреть, души его за глотку». В обоих случаях речь идет о реакциях отчаяния. Я даю парадоксальные советы именно чтобы подчеркнуть, что в задачу автора не входит упорядочение социального устройства и существующего законодательства.
Вернемся к книге. Она адресована тем, кто, не будучи миллионером и не имея в распоряжении десяти лет для университетских штудий после кругосветного круиза, намерен посвящать диплому разумное время, несколько часов каждый день, и хочет написать такую работу, которая даст ему определенную интеллектуальную радость и будет в какой-то степени полезна даже после университета; тому, кто, определив сам для себя границы (пусть даже скромные) намеченной задачи, желал бы выполнить работу с серьезностью. Серьезно можно подходить и к собиранию фантиков, были бы фантики рассортированы по темам, периодам, стилям. Если решили не заходить раньше 1990 года, прекрасно; лишь бы с 1990-го и дальше было собрано все, что возможно. Конечно, останется некоторая разница между вашей коллекцией и Лувром, но хорошая коллекция фантиков лучше, чем плохая картинная галерея. То же относится и к диплому.
14
I. 3. Чем дипломная работа может пригодиться после университета
I. 3. Чем дипломная работа может пригодиться после университета
Есть два способа сделать так, чтоб диплом был полезен и после защиты. Во-первых, конечно, избрать такую тему, которая впоследствии перейдет в более обширное исследование, на много лет вперед, при наличии желания и способностей.
Но даже и не научному работнику, а, скажем, директору турагентства сгодится опыт работы над дипломом «От первого к окончательному варианту «Обрученных» Мандзони». Ведь для сочинения диплома ему придется: (1) четко сформулировать тему; (2) собрать материал по истории вопроса; (3) привести материал в систему; (4) осмыслить собранный материал; (5) придать материалу органичную форму; (6) позаботиться, чтоб читающий, во-первых, понимал, о чем речь, а во-вторых, мог самостоятельно обратиться к цитируемым документам и судить о них.
Достарыңызбен бөлісу:
Как написать кандидатскую диссертацию
С 2013 года, в соответствии с новым образовательным стандартом, аспирантура стала третьим этапом образования.
Теперь будущий кандидат наук выполняет и учебный план, который по количеству занятий близок к бакалаврскому
За чередой экзаменов и зачетов важно помнить: ключ к степени – не диплом с пятерками, а написание исследовательской работы. В этой статье собрана информация от опытных ученых и недавних аспирантов о том, как написать кандидатскую диссертацию.
Как написать кандидатскую диссертацию
Автор спецкурса по писательскому мастерству Рэнди Ингремансон разработал метод снежинки, который позволяет без труда писать большие тексты и книги. Методология предполагает формулирование основной мысли, создание «скелета» текста и постепенное увеличение объема за счет «лучей» снежинки.
Для создания «лучей» аспирант может начать с введения или подготовить раздел из второй главы. Главное, чтобы получалось наращивать объем текстовых фрагментов. Заключительный этап – увеличение числа смысловых связок и правка стиля для получения гармоничного текста.
Основа снежинки – тема кандидатской. Если потенциальный кандидат наук поступил в аспирантуру «родного» вуза, тему с высокой долей вероятности порекомендует научный руководитель.
Не страшно, если научная новизна неочевидна, а молодой ученый в теме нуль: это вопрос времени и погружения в тему
Доверьтесь преподавателю: при установлении доброжелательных отношений, он позаботится, чтобы вы быстро закончили диссертацию и окажет помощь при подготовке к защите. Запросить готовую тему можно и в «неродном» вузе.
Еще один хороший вариант – сформулировать тему исходя из научных интересов руководителя.
Прочитайте книги, учебники, изучите информацию о выбранном преподавателе и предложите несколько концепций.
Ученый даст рекомендации по выбору предмета и объекта исследования и поможет правильно сформулировать тему.
После выбора темы переходите ко второму этапу: структуре.
Структура кандидатской диссертации
Стандарты написания диссертации практически идентично регламентируют структуру работы для разных отраслей науки. Текст изыскания состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, оформленного по ГОСТ, и приложений. Введение содержит несколько ключевых элементов:
- актуальность;
- описание проблемы исследования;
- анализ степени разработанности темы;
- предмет и объект диссертации;
- цель изысканий;
- задачи исследования;
- методы и методология исследования;
- положения, выносимые на защиту;
- апробация работы;
- практическая значимость диссертации.
Структура исследования пишется не только как ориентир для потенциального кандидата наук, но и используется для формирования отчетности в первом и втором семестрах обучения в аспирантуре. Условием получения зачета по научно-исследовательской работе может стать заполненная тетрадь аспиранта, где под ключевые аспекты исследования отведен разворот.
От соискателей могут затребовать план-проспект во время второго семестра. О деталях работы также могут спросить на заседании совета кафедры или института при утверждении темы, поэтому начать работу над структурой нужно как можно раньше. После окончания работы над материалом план исследования снова понадобится при подготовке автореферата – краткого пересказа ключевых положений работы.
Методология в диссертации
Под методологией в диссертации понимается сумма методов, которые аспирант использовал для достижения цели научных изысканий. Методы в диссертации делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методы бывают теоретическими и экспериментальными.
Самые распространенные теоретические методы – дедукции и индукции. Метод дедукции позволяет вывести частное заключение из общей информации. Метод индукции предполагает движение от частого к общему. Востребован метод формализации: он предполагает выражение объемных понятий в графиках, схемах и таблицах
Специальные методы зависят от научной отрасли. В филологии популярен сравнительно-исторический метод, в юриспруденции – юридическое моделирование. Изучите книги, посвященные методологии в выбранной отрасли науки, чтобы выбрать столько специальных методов, сколько необходимо. Сформулируйте методы в коротком абзаце и заранее продумайте примеры: их просят привести на защите.
Цель и задачи диссертации
Цели и задачи – то, с чего начинают, когда решают написать диссертацию. Правильно сформулированные цели и задачи ускоряют ход исследования. Рассмотрим методологию, помогающую правильно оформить данную часть введения:
Цель:
- Одна на диссертацию;
- Содержательно повторяет название научной работы;
- По структуре представляет сочетание глагола и темы диссертации: «сформулировать…», «Обосновать…», «представить…».
- Тема и цель должны объединять проблему и результаты ее решения.
Задачи:
Правил написания задач в диссертации нет, но можно подготовить черновой список, а затем доработать его с научным руководителем, исходя из следующего стандарта:
- первую задачу отвести под раскрытие проблемы и анализ источников, ей посвященных.
- вторую посвятить обзору решений проблемы.
- третью отдать под практическую стадию исследования: представить образец решения проблемы.
Традиционно количество задач соответствует числу глав в диссертации. Ели задач больше, они распределяются равномерно, по две-три на каждую главу.
Объект и предмет в диссертации
Объект и предмет соотносятся как целое и частное. Объект – это проблемное поле, предмет – деталь, на примере которой проявление проблемы очевидно и возможно предложить ее решение.
Рассмотрим пример из текста диссертации по медицине: «Объект исследования – формирование иммунных дисфункций во время усиления процесса адаптоза. Предмет исследования – иммунные дисфункции, возникающие при высоких нагрузках у биатлонистов».
Следует учитывать, что в ряде исследований объект и предмет исследования не указываются вовсе: тогда проблемное поле и материал, на котором работает ученый, должны быть понятны из положений, выносимых на защиту.
Положения, выносимые на защиту
Закончить и защитить кандидатскую не удастся без положений, выносимых на защиту. Положения – основной раздел, который изучают члены диссертационного совета. Тезисы, выносимые на защиту – это короткое изложение результатов, достигнутых соискателем. Сюда могут входить термины и формулировки, предложенные аспирантом, описание места, которое занимает открытие в выбранной отрасли науки. Положения должны четко соответствовать содержанию диссертации, готовиться и пересматриваться в течение всего оформления работы.
Запомнить! Обычно на защиту выносится 5-6 тезисов.
Как быстро написать диссертацию
Защитившиеся выпускники аспирантуры уверены – написать научную работу можно в короткий срок, если следовать четырем правилам:
- Текст не будет писаться, если тема не соответствует склонностям автора. На неинтересную тему писать можно, но не быстро.
- Основные тексты должны быть доступны. Необходимые пособия должны быть в зоне физической досягаемости аспиранта, если ехать за ними на другой конец страны нет времени.
- Стиль изложения основных текстов должен быть понятен и соответствовать уровню интеллекта конкретного соискателя. Сложные источники замедляют работу.
- Методология должна соответствовать возможностям пишущего. Шанс применить экспериментальный метод стремится к нулю, если график работы лаборатории расписан на год вперед.
Прочтите книгу, как написать диссертацию
Четыре представленных выше правила сформулировал итальянский ученый и писатель Умберто Эко в книге «Как написать дипломную работу». Пособие поможет тем, кто не знает, как писать кандидатскую диссертацию или диплом, не знает, с чего начать написание диссертации. Монография включает теорию и примеры.
Методика написания диссертации, предложенная Умберто Эко, позволяет накопить объем тематических карточек с цитатами по изучаемой теме и последовательно включить их в текст
Работа по методике Эко не самая быстрая – ученые рекомендует отвести на работу не менее шести месяцев. Если на работу есть всего месяц – можно попробовать найти мотивацию самостоятельно.
Как написать диссертацию за месяц
узнайте требования к объему исследования у научного руководителя. Разделите заявленный объем на 30 дней. Вы будете знать, сколько страниц в день необходимо заставить себя написать. Часть объема – список литературы – будет получаться и расти быстро.
- Выделите правильное время для создания текста. Если основную часть дня проводите на работе, писать текст придется ранним утром, вечером и более плотно по выходным. Ежедневно работайте в три этапа: наращивайте объем текста, вычитывайте и сверяйте с ранее написанными фрагментами, чтобы выдержать стиль, включайте в текст цитаты из пособий и другой научной литературы.
- Избавьтесь от «воров времени»: работа будет писаться быстрее без средств связи, перекуров, общения в социальных сетях, телевизора. Настраиваться на работу тоже лучше без гаджетов.
- Если объем набегает быстро – не останавливайте творческий процесс и продолжайте работать столько, сколько можете. Такой период называется «работать в потоке».
- Не отказывайтесь от поддержки: показывайте фрагменты текста научному руководителю, он окажет помощь в написании диссертации. Выберите оптимальное средство связи – многие ученые работают с соискателями по электронной почте без частых личных встреч.
Отпуск для написания диссертации
За месяц написать диссертацию поможет отпуск в университете и на работе. В университете аспирантам очных отделений для завершения диссертации предоставляется постдипломный отпуск. Обычно он приходится на август, после сдачи итогового экзамена, представления автореферата диссертации и получения диплома. В это время университет уже не требует отчетности, а студентам очного отделения продолжают выделять средства к существованию – стипендию.
Важно заставить себя закончить диссертацию в срок, к сентябрю, пройти предзащиту и заранее узнать условия получения рекомендации к защите. По новым правилам рассматривать работу выпустившегося аспиранта кафедры не могут, но часто получается оформить документы «задним числом»
На работе отпуск для написания диссертации предоставляется только аспирантам, которые учатся заочно. Согласно статье 173.1 «Трудового кодекса РФ», ученые-заочники могут ежегодно брать отпуск на срок 30 календарных дней. Работодатель обязан сохранить средний заработок и добавить дополнительные дни, если место учебы находится в другом городе. Проезд работнику тоже обязаны оплатить.
Для получения отпуска нужно ежегодно предоставлять в отдел кадров справку, подтверждающую, что вы продолжаете учиться в заочной аспирантуре
На длительный творческий отпуск имеют право отдельные категории педагогов. Уйти на год с работы с условием сохранения рабочего места и нагрузки могут преподаватели вузов, педагоги-организаторы и тренеры в школах. Но процесс сложный: нужен непрерывный трудовой стаж более 10 лет и отсутствие ущерба для образовательного учреждения. Иными словами, творческий отпуск могут не дать, если заменить вас в трудовом коллективе некому.
Соискатели с 2014 года могут рассчитывать на три месяца оплачиваемого отпуска после приема диссертации к защите. Будущий доктор наук может претендовать на шесть месяцев отдыха.
Как получить отпуск для подготовки к защите диссертации:
- Уведомить работодателя о желании взять отпуск за год.
- В течение 10 рабочих дней с момента решения совета о приеме диссертации к защите принести работодателю выписку из соответствующего протокола и заявление на отпуск.
Мотивация к написанию кандидатской диссертации
Перед тем, как начать писать диссертацию запомните главное: кандидатская – это научно-квалификационная работа. Такое исследование сложнее диплома, но цель и задачи у него такие же – показать, что вы достаточно компетентны, чтобы называться ученым.
Диссертация не определяет ваш дальнейший путь: можно быть талантливым исследователем и не заставить себя получить ученую степень или всю жизнь работать в вузе, выйти на защиту докторской, но не оставить значимого вклада в науку
Трудно писать диссертацию тем, кто не соотносит вложенные усилия и результат. Если не вкладывать в работу душу – писать ее будет скучно, если вкладывать слишком много сил – тяжело принимать критику и осознать после защиты, что работа нужна только вам.
Когда вдохновение на нуле, сосредоточьтесь на главном, и мотивация вернется. Помните, что целиком работу прочитаете вы сами, научный руководитель и оппоненты. Автореферат просмотрят несколько десятков молодых и опытных ученых. Первые пять страниц автореферата – сотня.
Уделите особое внимание следующим разделам:
- введение;
- новизна исследования;
- положения, выносимые на защиту;
- список научных публикаций, подготовленных единолично или с соавтором.
С чего начать, чтобы написать диссертацию
Если собрались написать диссертацию, но не знаете, с чего начать, используйте синтетический и аналитический методы письма.
Синтетический метод предполагает изложение мыслей отдельными фрагментами. Затем нужно распечатать тексты на отдельных листах и разложить их на широкой свободной поверхности. При применении метода аспирант пробегает глазами фрагменты, ища сходные, и располагает их рядом. Остается только переместить фрагменты в цифровом виде и добавить текстовые связки, чтобы получился связный материал.
Аналитический метод предполагает составление схем.
В центре схемы – тема диссертации, от которой стрелками расходятся ключевые элементы исследования. Методика с помощью опорных словосочетаний позволяет изложить концепцию диссертации, а затем пронумеровать элементы в том порядке, в каком они должны идти в едином тексте. Приступайте к декомпозиции имеющегося материала и подготовке нового.
Подключайте высокие технологии. Если уровень компьютерной грамотности научного руководителя позволяет – работайте в режиме совместного редактирования.
Копии работы сохраняйте не на флешке, а в облаке. Современные ресурсы позволяют последовательно фиксировать изменения в документе и не запутаться, какая копия более новая
Используйте данные практические рекомендации, чтобы написать диссертацию, и день за днем двигайтесь к цели. Помните, даже если после получения степени ваши научные интересы будут далеки от темы стартового исследования, навыки всегда останутся с вами. Умение сформулировать цели, поставить разумные, охватывающие все стороны проблемы задачи, знание методов получения результата пригодится при любом научном и профессиональном исследовании.