Уменьшенный септаккорд как пишется

Уменьшенная седьмая

Компонентные интервалы от корня
Уменьшенная седьмая
Уменьшенная пятая ( тритон )
второстепенная треть
корень
Настройка
125: 150: 180: 216
Форте № / Дополнение
4–28 / 8–28

Уменьшенный септаккорд — это септаккорд, состоящий из основной ноты вместе с минорной третью, уменьшенная квинта, а уменьшенная седьмая над корнем: (1, ♭ 3, ♭ 5, двойной плоский 7). Например, уменьшенный септаккорд, построенный на C, обычно написано как C, имеет шаги C – E ♭ –G ♭ –B двойной плоский :

 { override Score.TimeSignature #'stencil = ##f relative c' { clef treble time 4/4 key c major <c es ges beses>1}}

Таким образом, уменьшенный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия плюс уменьшенного септата. Из-за этого его также можно рассматривать как четыре ноты, все уложенные друг на друга. с интервалами малой трети и может быть воспроизведен представлен целым числом {0, 3, 6, 9}.

Поскольку уменьшенная септакта энгармонически эквивалентна мажорной шестой, аккорд энгармонически эквивалентен (1, ♭ 3, ♭ 5, ♮ 6).

Уменьшенный септаккорд встречается как септаккорд ведущего тона в гармонической минорной шкале. Обычно он имеет доминирующую функцию и содержит две уменьшенные квинты, которые часто разрешаются внутрь.

В большинстве нотных сборников обозначение Cdim или C обозначает уменьшенный септаккорд. с корнем C; но также может случиться, в основном в современных джазовых книгах и некоторой литературе по теории музыки, что Cdim или C обозначают уменьшенное трезвучие (чаще обозначаемое Cm), тогда как Cdim или C в этих книгах обозначают уменьшенный септаккорд (соответствует Cm).

Франсуа-Жозеф Фетис настроил аккорд 10: 12: 14: 17 (17-предельная настройка ).

Содержание

  • 1 Анализ
  • 2 Функция
    • 2.1 Наиболее распространенные функции
    • 2.2 Другие функции
  • 3 Выразительный потенциал
  • 4 Симметрия
  • 5 Уменьшенная таблица септаккордов
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки

Анализ

Музыкальные теоретики спорили веками, чтобы объяснить значение и функцию уменьшенных септаккордов. В настоящее время обычно используются два подхода.

Менее сложный метод рассматривает ведущий тон как корень аккорда, а другой элементы аккорда в качестве третьего, пятого и седьмого аккорда, точно так же анализируются другие септаккорды.

Другой метод заключается в анализе аккорда как «неполного доминантного девятого», то есть девятого аккорда с корнем на доминанте, корень которого отсутствует или подразумевается. A vii аккорд в миноре тональность (например, до минор, B ♮ –D – F – A ♭) естественно встречается в вреде онический минор и эквивалентен доминирующему аккорду 7 ♭ 9 (G – B – D – F – A) без корня.

 { override Score.TimeSignature #'stencil = ##f relative c'' { time 4/4 key c minor <parenthesize g b d f aes>1  bar

Это уже было предложено Арнольдом Шенберг и Уолтер Пистон отстаивали этот анализ. Джазовый гитарист Саль Сальвадор и другие теоретики джаза также поддерживали эту точку зрения, переписывая схемы аккордов, чтобы отразить это, и восполнив «недостающие» Генрих Шенкер поставил под сомнение основополагающую девятую теорию. Он объяснил, что, хотя есть родство между всеми однолистными аккордами, выходящими из пятой степени, доминирующий девятый аккорд не является реальное образование аккорда.

Жан-Филипп Рамо объяснил уменьшенный септаккорд как доминирующий септаккорд, предполагаемый основной бас заимствован из шестая ступень минора — приподнятый полутон, дающий стопку минорных третей. Таким образом, в C доминирующая седьмая ступень — G (G – B – D – F), а шестая ступень заимствована из мино. Шкала r производит A ♭ –B – D – F.

 { override Score.TimeSignature #'stencil = ##f relative c'' { time 4/4 key c major <g b d f>1 <aes b d f> bar

В своем Трактате о гармонии он заметил, что три минорных третей и увеличенная секунда составляют аккорд где увеличенная секунда такая, что «ухо не обижается». Возможно, он имел в виду увеличенную секунду в четвертную запятую, означающую один, настройку, которую он предпочитал, что близко к просто семеричной минорной трети из 7: 6.

Функция

Наиболее распространенные функции

>>>»height =» 126 «src =» // upload.wikimedia.org/score/r/ p / rpac14eu1c3ij4sd4j2w3zjin9ht8s9 / rpac14eu.png «width =» 198 «/>Уменьшение разрешения септаккордов: обе уменьшенные квинты имеют тенденцию разрешаться внутрь, удвоение третий тонического аккорда

Наиболее распространенная форма уменьшенного септаккорда — это тот, который основан на ведущем тоне, например, в тональности C аккорд ( B – D – F – A ♭) — так что другими его составляющими являются степень шкалы 2 , степень шкалы 4 и ♭ степень шкалы 6 (плоский субмедиант ) градусы шкалы. Эти ноты естественным образом встречаются в гармоническая минорная гамма. Но этот аккорд также появляется в мажорных тональностях, особенно после И.С. Баха, где он заимствован из параллельного минора.

Уменьшенные септаккорды. может также иметь корень на других ступенях шкалы, либо как вторичная функция аккорды, временно заимствованные из других клавиш, либо как appoggiatura chor ds: аккорд, основанный на повышенной второй ступени звукоряда (D♯ – F♯ – A – C в тональности C), действует как апподжатура для тонического (до мажор) аккорда, а аккорд, основанный на повышенной шестой ступени звукоряда ( A♯ – C♯ – E – G до мажор) выступает как апподжиатура к доминирующему (соль мажор) аккорду. Поскольку эти аккорды не имеют ведущего тона по отношению к аккордам, в которые они разрешаются, они не могут должным образом выполнять доминирующую функцию. Поэтому их обычно называют недоминантными уменьшенными септаккордами или септаккордами с уменьшенным общим тоном (см. ниже ).

Уменьшенный септаккорд обычно обладает доминантной функцией, и это наиболее прямо показано, когда основной тон доминантного септаккорда опущен. Оставшиеся треть, пятая и седьмая часть этого аккорда образуют уменьшенное трезвучие (новый корень которого является третьим от предыдущего аккорда), к которому может быть добавлен уменьшенный септаккорд. Таким образом, в C (мажор или минор) доминирующий септаккорд, состоящий из G – B – D – F, может быть заменен уменьшенным септаккордом B – D – F – A.

 { override Score.TimeSignature #'stencil = ##f relative c'' { time 4/4 <g b d f>1 <b d f aes> bar

В джазе гармония, комбинация исходного аккорда с его заменой (с G в басу и A ♭ одновременно в верхнем голосе) дает аккорд с семью плоскими 9, который усиливает доминирующую функцию либо уменьшенной септакты, либо доминирующий септаккорд.Другие преобразования такого рода облегчают множество замен и модуляций: любая из четырех нот в уменьшенном септаккорде повышается на полутон, тогда эта приподнятая нота становится бемольской септаккой полууменьшенный септаккорд. Точно так же, если какая-либо из четырех нот в уменьшенном септаккорде понижена на полутон, то эта пониженная нота является основным основанием доминирующего септаккорда.

В джазе уменьшенный септаккорд часто основан на ступени шкалы ♭ ступень шкалы 3 (плоская медианта ) и действует как переходящий аккорд между срединным тригоном. ad (или первая инверсия тоническое трезвучие) и супертоническое трезвучие: до мажор это будет аккордовая прогрессия ми минор — ми ♭ уменьшенная — ре минор. Аккорд «не играет роли в… джазе». Переходный аккорд широко используется в бразильской музыке, например в choro, samba и bossa nova.

Другие функции

>>>»height =» 114 «src =» // upload.wikimedia.org/score/i/2/i27lisk01wnuzgk2gybqur03rbe755g/i27lisk0.png «width =» 248 «/>Последовательность аккордов с заостренным субдоминантом с уменьшенным септаккордом

Другое распространенное использование аккорда — как заостренный субдоминанта с уменьшенным септаккордом. Это представлено римской нотацией ♯iv, но в классической музыке более правильно представлено как vii / V, это очень распространенный способ композитора подойти к доминанте любой тональности. В тональности C это F♯dim. Это также общий аккорд в джазе и рэгтайме Музыка. Обычная последовательность традиционного джаза или диксиленда — это IV – ♯iv – V (до мажор: F – F♯ – G). Часто встречается еще одно распространенное использование ♯iv. в госпел и джазовые прогрессии, такие как песня «I Got Rhythm »:

В C: | C C / E | F F♯dim | C / G A | Dm G |

Одним из вариантов супертонического септаккорда является супертонический пониженный септак с повышенным супертоником, который энгармонически эквивалентен пониженному третьему через (в C: D♯ = E ♭). Его можно использовать как доминирующий заменитель.

> new Staff << new Voice relative c’ { stemUp clef bass key bes major time 3/4 g4 g2 g2 bes4 bes2 aes4 a!2 r4 } new Voice relative c { stemDown es4 es2 es2 es4 bes2 b4 c2 s4 bar «||» } addlyrics { good old sum mer, sum mer time __ }>>>>} «height =» 166 «src =» // upload.wikimedia.org/score/l/x/lxry2fjykl3d0a5iyv8bpmexahu70cc/ lxry2fjy.png «width =» 373 «/>По словам Брюса Бенварда и Мэрилин Сакер,«… [♯ii 7 и ♯vi 7 ] аккорды очень распространены в 20 веке Квартет ‘barbershop’ музыка. «Музыка показывает последовательность аккордов IV — vi — Ger — I ♯vi. 5- V. 3.4 — f

— — 2 -> sf 4— 2. ~ 8 r r4 r}>> new Staff << new Voice relative c { clef bass key d major time 3/4 4 —_ markup { concat {«V» hspace # 10 «♯vi» поднять # 1 маленькое «о» комбинировать поднять # 1 маленькое 4 нижнее # 1 маленькое 2 hspace # 1 «V»}} — — 2->4— 2. ~ 8 r r4 r}>>>>} «height =» 168 «src =» // upload.wikimedia.org/score/ t / r / troa8li97g5owvhz06r6isazir7z4n6 / troa8li9.png «width =» 361 «/>Пример (B♯. 2) в Вальсе цветов (1892)

Уменьшенный септаккорд может функционировать как обычный суженный септаккорд. В этой роли уменьшенный септаккорд преобразуется в мажорный или доминантный септаккорд, корень которого является одной из нот уменьшенного септаккорда (общий тон ), наиболее распространенным является повышенный супертонический седьмой, который разрешается в тонике в мажорных тональностях (♯ii – I, показан ниже), и повышенный субмедиант, который разрешается в доминантное трезвучие или седьмой в мажорных тональностях (♯vi – V, показано справа), при этом измененные тона разрешаются вверх на полшага в обоих случаях.

bar «||» }} «height =» 65 «src =» // upload.wikimedia.org/score/b/0/b0f2pvtqdv5v3q89b7nvm8g0sfc89o2/b0f2pvtq.png «width =» 146 «/>

Аккорда ct, функция которого — просто один из приукрашивания, «чаще всего пишется ii при украшении I или vi при украшении V, отличается от аккорда vii / V аккордами общего тона, разрешающимися до I или I, в то время как vii / V разрешается в V или I. 4. Их можно запутать из-за энгармонической эквивалентности, но разрешение — лучший индикатор функции, чем орфография. В C:

ct / I = d♯ = D♯ – F♯ – A – C
vii / V = ​​f♯ = F♯ – A – C – E ♭ (= D♯)

Уменьшенный аккорд может также разрешиться путем понижения двух тонов аккорда, производящего супертонический септаккорд (ii), который может привести к обычная каденция:

bar «||»}} «height =» 75 «src =» // upload.wikimedia.org/score/s/k/ skyeb6m689k9jdr16gjyd7xfik8nzq5 / skyeb6m6.png «width =» 249 «/>

Выразительный потенциал

В эпоху барокко (1600–1750) европейские композиторы осознали выразительный потенциал уменьшенного септаккорда. В операх и других драматических произведениях аккорд часто использовался для усиления чувства страсти, гнева, опасности или таинственности. Один известный пример можно найти в J.S. Бах с Св. Мэтью Страсти (1737), в котором он приводит стихи из Евангелия от Матфея, глава 27, стихи 20–21: «Но первосвященники и старейшины убедили народ спросить Варавву, Правитель [Пилат] сказал им в ответ: «кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?» Они сказали: «Варавву» ». Бах приводит текст так, чтобы разгневанная толпа ответила резким ответом на это. слово ‘Варавва’ — это уменьшенный септаккорд (Слушай ):

8. ^ markup {«Хор»} 16 4} addlyrics {Bar — ra — бац! }>> new Staff << set Staff.midiInstrument = #»church organ» clef bass key d minor time 2/4 new Voice relative c { 8. 16 4}>>>>} «height =» 157 «src =» // upload.wikimedia.org/score/9/p/9pthazcqsujd7jd6qphnzgvt0nwxkkn/9pthazcq.png «width =» 178 «/>

После Баха уменьшенные септаты должны были регулярно появляться в музыке, чтобы вызывать жуткое или ощущение надвигающейся опасности. Мощный уменьшенный септаккорд возвещает о воскрешении убитого Коммендатора в финальной сцене Моцарта. Дон Жуан (1787). Статуя мертвого человека оживает и уносит Дона в ад в одном из самых пугающих эпизодов во всем оперном репертуаре (Слушайте ):

> new PianoStaff << new Staff << set Staff.midiInstrument = #»string ensemble 1″ clef treble key d minor time 4/4 relative c» { override DynamicLineSpanner.staff-padding = #3 4 ff 2 4 ~ 4 r4 r2 4 2 4 ~ 4 r4 r2 4. p 8 4. 8 4. 8 4. 8 4. 8 4. 8}>> new Staff << clef bass key d minor time 4/4 relative c, { 2 r r d4. D8 d4. D8 d4. D8 d4. D8 c4. C8 c4. C8}>>>>>>} «height =» 219 «src =» // upload.wikimedia.org/score/ 7 / e / 7e46s5fq8rfrk9o4yq4cemu8pka6kum / 7e46s5fq.png «width =» 766 «/>

В начале XIX века композиторы использовали уменьшительное седьмой с возрастающей частотой. В «Die Stadt», одной из его самых мрачных и меланхоличных песен из Schwanengesang (1828), Франц Шуберт вызывает в воображении «пианистическую переработку уменьшенной седьмой части над октавным тремоло. «, чтобы передать зловещую рябь весел, когда главный герой плывет по озеру к городу, где когда-то жил его потерянный возлюбленный. По словам Эдварда Т. Коуна, «это знаменитое арпеджио, кажется, возникает из ниоткуда, чтобы создать атмосферную прелюдию… и в постлюде оно исчезает ни к чему». Песня заканчивается на уменьшенном септаккорде; нет разрешения, «диссонанс предельный»:

8 ->([a16)] r clef bass 8 ->([a16)] r clef treble tuplet 9/8 {a»32 ([c es fis a fis es ca)]} 8 ->([a16)] r clef bass 8 ->([a16)] r clef treble tuplet 9/8 {a»32 ([c es fis a fis es ca)]} 8 ->([a16)] r clef bass 8 ->( [a16)] r R2. fermata}>> new Staff << clef bass key c minor time 3/4 relative c, { c32^markup {dynamic pp italic «con pedale» } c’ c, c’ c, c’ c, c’ c,8 r c r c32 c’ c, c’ c, c’ c, c’ c,8 r c r c32 c’ c, c’ c, c’ c, c’ c,8 r c r c32 c’ c, c’ c, c’ c, c’ c,8 r c r c32 c’ c, c’ c, c’ c, c’ c,8 r c r c2.fermata bar «|.» }>>>>>>} «height =» 245 «src =» // upload.wikimedia.org/score/q/z/qzuqmbpy0u68ia73qy55k3tm3yeqtu2/qzuqmbpy.png «width =» 768 «/>

В операх Карла Марии фон Вебера, особенно Der Freischutz и Euryanthe, много отрывков, в которых используется это Аккорд. Сцена из Волчьей долины в Der Freischutz (1821) является примером. Согласно его раннему биографу, Александру Уилоку Тайеру, Людвиг ван Бетховен пренебрежительно отзывался о «накоплении уменьшенных септаккордов» в Euryanthe (1823).

Сам Бетховен довольно любил аккорд и хорошо знал его драматичность. матический потенциал. Возможно, наиболее ярким примером уменьшения способности седьмой части вызывать таинственность и ужас можно найти в отрывке, связывающем две последние части Бетховена Appassionata Sonata, Op. 57 (1806 г.). Спокойное завершение движения анданте сначала прерывается медленно катящимся уменьшенным седьмым арпеджио сыгранным пианиссимо, за которым следует тот же аккорд, сыгранный на октаву выше, в диез, пронзая фортиссимо.

>>>>>} «height =» 154 «src =» // upload.wikimedia.org/score/b/s/bsank81hwispjbkgnu43tpxjyrat99s/bsank81h.png «width =» 310 «/>

К концу 19 века композиторы так часто использовали уменьшенную седьмую часть, что она стала клише музыкального выражения и, как следствие, потеряла свою способность шокировать и трепетать. К началу 20-го века многие музыканты устали от этого. Harmonielehre (1911), Арнольд Шенберг писал:

Всякий раз, когда кто-то хотел выразить боль, волнение, гнев или какое-либо другое сильное чувство, мы почти всегда находим суженный септаккорд. в музыке Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера и др. Даже в ранних произведениях Вагнера он играет ту же роль, но вскоре роль разыгралась. необычный, беспокойный, ненадежный гость, здесь сегодня, завтра ушел, поселился, стал гражданином, вышел на пенсию мещанином. Аккорд потерял привлекательность новизны, следовательно, он потерял свою остроту, но и свою блеск. Больше он ничего не сказал о новой эре. Таким образом, она перешла из высшей сферы художественной музыки в низшую из сферы развлекательной музыки. Вот оно и остается, как сентиментальное выражение сентиментальных забот. Стало банально и женственно.

Симметрия

 { override Score.TimeSignature #'stencil = ##f relative c'' { time 4/4 <gis b d f>1 <aes b d f><aes ces d f><aes ces eses f> bar Одни и те же четыре класса высоты тона означают четыре разных Уменьшенные септаккорды: G♯dim, Bdim, Ddim и Fdim.

Поскольку уменьшенный септаккорд состоит из трех уложенных друг на друга минорных третей, он симметричен и имеет четыре инверсии состоят из одних и тех же классов высоты тона . Понимание того, в какой инверсии записан данный уменьшенный септаккорд (и, таким образом, нахождение его корня ), зависит от его энгармонического написания. Например, G♯dim (G♯ – B – D – F) энгармонически эквивалентен трем другим перевернутым уменьшенным аккордам с корнями на трех других высотах аккорда:

  1. Bdim (A ♭ — B – D – F)
  2. Ddim (A ♭ –C ♭ –D – F)
  3. Fdim (A ♭ –C ♭ –E двойной плоский –F)

Девятнадцатый- композиторы века, в частности, часто используют этот энгармонический звук для использования этих аккордов для модуляций. Перси Гетчиус называет его «энгармоническим» аккорд. «

 { override Score.TimeSignature #'stencil = ##f relative c' { clef treble key c major <cis e g bes c es fis a>1}} { override Score.TimeSignature #'stencil = ##f relative c' { clef treble key c major once override NoteHead.color = #red des8 once override NoteHead.color = #blue es once override NoteHead.color = #red e! once override NoteHead.color = #blue fis once override NoteHead.color = #red g once override NoteHead.color = #blue a once override NoteHead.color = #red bes once override NoteHead.color = #blue c } } Два уменьшенных септаккорды в октатонической шкале (один красный, один синий) могут быть преобразованы в альфа-аккорд

В результате симметрии аккорда, если вы игнорируете энгармоническое написание, есть только три отдельных уменьшенных септаккорда, другой девять энгармонически эквивалентны этим трем. Используя неполный девятый анализ Поршня, рассмотренный выше, единственный уменьшенный септаккорд без энгармонических изменений может быть использован для следующих анализов: V, V / ii, V / III (in minor), V / iii ( в мажоре), V / iv, V / V, V / VI (в минор), V / vi (в мажоре), V / VII (в минор). Так как аккорд может быть энгармонично записан четырьмя различными способами без изменения звука, мы можем умножить указанное выше на четыре, получив в общей сложности сорок восемь возможных интерпретаций. Более консервативно, каждый предполагаемый корень может использоваться как доминантный, тонический или супертонический, что дает двенадцать возможностей.

октатоническая шкала (или уменьшенная шкала), симметричная шкала, может быть представлена ​​как два взаимосвязанных уменьшенных септаккорда, которые могут быть преобразованы в альфа-аккорд.

Таблица уменьшенных септаккордов

аккорд корень малая треть тусклый. пятая Разм. седьмой
C C E ♭ G ♭ Bдвойной плоский (A)
C♯ C♯ E G B ♭
D♭ D ♭ F ♭ (E) Aдвойной плоский ( G) Cдвойной плоский (B ♭)
D D F A ♭ C ♭ (B)
D♯ D♯ F♯ A C
E♭ E ♭ G ♭ Bдвойной плоский (A) Dдвойной плоский (C)
E E G B ♭ D ♭
E♯ E♯ G♯ B D
F F A ♭ C ♭ (B) Eдвойной плоский (D)
F♯ F♯ A C E ♭
G♭ G ♭ Bдвойной плоский (A) Dдвойной плоский (C) Fдвойной плоский (E ♭)
G G B ♭ D ♭ F ♭ (E)
G♯ G♯ B D F
A♭ A ♭ C ♭ (B) Eдвойной плоский (D) Gдвойной плоский ( F)
A A C E ♭ G ♭
A♯ A♯ C♯ E G
B♭ B ♭ D ♭ F ♭ ( E) Aдвойной плоский (G)
B B D F A ♭
B♯ B♯ D♯ F♯ A

См. Также

  • Шкала энгармонии
  • Уменьшенный седьмой интервал
  • Седьмой аккорд ведущего тона
  • Нерегулярное разрешение
  • Половина уменьшенного аккорда
  • Субтоник

Ссылки

Уменьшенный септаккорд ― септаккорд, содержащий в сжатом расположении (т. е. будучи расположен по терциям) уменьшенное трезвучие в основании и уменьшенную септиму между крайними звуками (например: си―ре―фа―ля), или, иначе, три малых терции, две уменьшенных квинты, два уменьшенных трезвучия.

Уменьшенный септаккорд принадлежит к числу хроматических аккордов, поскольку содержит хроматические интервалы. Все его обращения по интервальному составу равны друг другу, благодаря чему он часто используется как средство энгармонической модуляции.

Уменьшенный септаккорд в тональности

Уменьшенный септаккорд встречается в виде:

а) септаккорда VII ступени в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вводный септаккорд), где принадлежит к доминантовой функции, не включая в себя, однако, V ступень, отчего обладает более слабым тяготением в тонику, чем доминантсептаккорд. Этот аккорд может быть разрешён сразу в тоническое трезвучие, в котором удваивается терцовый тон, либо же септимовый тон (VI ступень) ведётся на полтона вниз, в результате чего образуется доминантовый квинтсекстаккорд, разрешающийся в тоническое трезвучие с удвоением основного тона.

б) септаккорда II ступени с повышенным основным и терцовым тонами в мажоре или IV ступени с повышенным основным и терцовым тонами в миноре. Эти аккорды принадлежат к субдоминантовой функции и используются в виде своих обращений преимущественно в сложных кадансах[1].

в) вспомогательного септаккорда к доминанте. В этом случае вводный септаккорд к тональности IV ступени разрешается через ближайшее обращение доминантсептаккорда[2].

Энгармонизм уменьшенного септаккорда

Любой уменьшенный септаккорд может быть разрешён непосредственно в четыре тональности. В двух из них он будет вводным, эти тональности являются одноимёнными, и ещё в двух, параллельных друг другу, ― альтерированной субдоминантой. Ещё одна пара разрешений образуется при использовании вспомогательного аккорда к доминанте. Каждое из трёх обращений уменьшенного септаккорда, в свою очередь, может быть разрешено в четыре тональности. Таким образом, исходный аккорд может вести во все двадцать четыре существующие в музыке тональности.

Примечания

  1. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии / Под ред. М. О. Штейнберга. — 16-е издание. — М.: Госмузиздат, 1937. — С. 118.
  2. ч. 2 :: В.А. Кириллова. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Ч.2. Хроматика :: Мультимедийные учебные пособия :: Методические материалы :: Медиатека :: Колледж имени Гнеси …

Итак, продолжим. На прошлом уроке мы говорили о большом и малом мажорном септаккордах. Лучший способ научиться строить все остальные виды септаккордов — представить их как видоизмененный клон малого мажорного септаккорда, или доминантсептаккорда (как его еще называют).

Малый минорный септаккорд

Чтобы получить малый минорный септаккорд от До (Cm7), нужно в малом мажорном септаккорде (доминантсептаккорде) от До (С7) понизить Ми, или терцию, на полтона и превратить ее в Ми-бемоль; вы уже проделывали это, переходя от трезвучия до мажор (С) к до мино­ру (Cm).

Возможно, вы ожидали, что минорный септаккорд будет строиться на основе большого мажорного септаккорда, в котором следует понизить терцию. Да, вы правы: музыкальная логика в данном случае несколько хро­мает, но зато во всем этом есть и приятная сторона: если в качестве основы для разных септаккордов взять именно доминантсептаккорд, то правила построения минорных или увеличенных полностью совпадают с правилами для соответствующих трезвучий. (Единственное исключение — уменьшенный септаккорд; одна­ко его конструкция очень логична и с ним у вас не будет проблем.)

Поиграйте разные виды малых минорных септаккордов, привыкните к его необычному, красочному звучанию.

Очень красочно он звучит в произведениях там, где стоит просто минорное трезвучие. Попробуйте заменить его на септаккорд и Вы увидите, как по-новому заиграет музыкальное произведение. Возьмем хотя бы уже знакомую Вам мелодию из «Шербургских зонтиков», попробуем в неё добавить немного красок:

 Увеличенный септаккорд

В современных песнях увеличенные септаккорды встречаются редко. Состоит он из увеличенного трезвучия, к которому добавлена малая септима от основного тона. То есть, если взять малый мажорный септаккорд и повысить в нем на пол тона  квинтовый тон, то мы получим увеличенный септаккорд.

В зависимости от того, насколько вы освоили принцип построения увеличенного септаккорда, сыграйте еще столько таких аккордов, сколько сочтете необходимым. Вот некоторое количество этих аккордов:

Уменьшенные септаккорды

Сейчас мы переходим к последнему и, пожалуй, наименее употреби­тельному из септаккордов — уменьшенному. В качестве основы для его по­строения опять-таки лучше всего использовать малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). Вам нужно понизить его терцию, квинту и септиму, вот так:

Кстати, интересно отметить, что приведенные выше три уменьшенных септаккорда — это вообще все, с которыми вам следует познако­миться. Девять оставшихся уменьшенных септаккордов состоят из тех же нот, что и эти три. Например, Gdim7 состоит из нот соль, си-бемоль, ре-бемоль и ми, то есть из тех же нот, что и Edim7, но в обращении; Ebdim7 состоит из тех же нот, что и Cdim7 (ми-бемоль, соль-бемоль, ля и до), опять-таки в обращении.

Каждый из трех приведенных выше уменьшенных септаккордов можно сыграть четырьмя способами, поочередно превращая каждую из его нот в основной тон; в целом получается двенадцать различных септаккордов, то есть все возможные. Это единственный аккорд, каждая нота которого может быть превращена в основной тон, причем так, что все ос­тальные ноты останутся теми же самыми, а аккорд в целом останется тем же уменьшенным септаккордом!

Следующая иллюстрация поможет вам полнее понять смысл сказанно­го. Поиграйте все приведенные здесь аккорды:

Кажется, все :-)

уменьшился седьмой

Компонентные интервалы от корня
уменьшился седьмой
уменьшенная пятая ( тритон )
второстепенная треть
корень
Тюнинг
125: 150: 180: 216
Форте нет.  / Дополнение
4–28 / 8–28

Уменьшенный седьмой аккорд представляет четыре ноты аккорд (а седьмой аккорд ) , состоящий из основной ноты , вместе с незначительной третью , A уменьшается пятым , и уменьшенная седьмой над корнем: (1,  3,  5,  double flat7) . Например, уменьшенный септаккорд, построенный на C, обычно обозначаемый как C o 7 , имеет высоту тона C – E –G –B double flat:

Таким образом, уменьшенный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия и уменьшенного септата. Из-за этого его также можно рассматривать как четыре ноты, все сложенные с интервалом в меньшую треть, и можно представить целочисленным обозначением {0, 3, 6, 9}.

Так как уменьшенные седьмой является энгармонический эквивалентом к основным шестому , хорда энгармонический эквивалентно (1,  3,  5,  6).

Уменьшенный септаккорд возникает как септаккорд ведущего тона в гармонической минорной шкале . Обычно он выполняет доминирующую функцию и содержит две уменьшенные квинты, которые часто рассасываются внутрь.

В большинстве нотных книг обозначения Cdim или C o обозначают уменьшенный септаккорд с корнем C; но также может случиться, в основном в современных джазовых книгах и некоторой литературе по теории музыки, что Cdim или C o обозначает уменьшенное трезвучие (чаще обозначаемое Cm 5 ), в то время как Cdim 7 или C o 7 в этих книгах обозначает уменьшенный септаккорд. ( что соответствует Cm 6 5 ).

Франсуа-Жозеф Фетис настроил аккорд 10: 12: 14: 17 ( 17-предельная настройка ).

Анализ

Теоретики музыки веками пытались объяснить значение и функцию уменьшенных септаккордов. В настоящее время обычно используются два подхода.

Менее сложный метод лечит ведущий тон как корень хорды и другие члены аккорд , как третий , пятый и седьмой хорды, таким же образом , другие септаккорды проанализированы.

Другой метод — проанализировать аккорд как «неполную доминантную девятку», то есть девятый аккорд с корнем на доминанте, корень которого отсутствует или подразумевается. Аккорд vii o 7 в минорной тональности (например, до минор, B –D – F – A ) естественным образом встречается в гармонической минорной гамме и эквивалентен доминирующему аккорду 7 9 (G – B – D –F – A ) без корня.

Это уже было предложено Арнольдом Шенбергом , и Уолтер Пистон поддержал этот анализ. Джазовый гитарист Саль Сальвадор и другие теоретики джаза также отстаивали эту точку зрения, переписывая схемы аккордов, чтобы отразить это, и добавляя «отсутствующий» корень в свои басовые партии. Доминирующая девятая теория была поставлена ​​под сомнение Генрихом Шенкером . Он объяснил, что, хотя между всеми однолистными аккордами, исходящими из пятой степени, существует родство, доминирующий девятый аккорд не является настоящим аккордом.

Жан-Филипп Рамо объяснил уменьшенный септаккорд как доминирующий септаккорд, чей предполагаемый основной бас заимствован из шестой ступени в миноре, подняв полутон, производя стек второстепенных третей. Таким образом, в C доминирующая седьмая ступень — это G 7 (G – B – D – F), а шестая ступень, заимствованная из минорной гаммы, дает A –B – D – F.

В своем « Трактате о гармонии» он заметил, что три минорные трети и увеличенная секунда составляют аккорд, тогда как увеличенная секунда такова, что «ухо не обижается». Возможно, он имел в виду увеличенную секунду в четверть-запятую, означающую один , настройку, которую он предпочитал, которая близка к справедливой семеричной минорной трети 7: 6.

Функция

Наиболее распространенные функции

Наиболее распространенная форма уменьшенного седьмого аккорда является то , что укоренилось на ведущий тоне — например, в ключе С, хорд (B-D-F-A ) — таким образом , другие его составляющая являются scale degree 2, scale degree 4и scale degree 6 ( плоский субмедиант ) шкала градусов . Эти ноты естественно возникают в гармоническом миноре. Но этот аккорд появляется и в мажорных тональностях, особенно после И.С. Баха , где он заимствован из параллельного минора .

Уменьшенные септаккорды также могут быть основаны на других ступенях гаммы, либо как вторичные функциональные аккорды, временно заимствованные из других клавиш, либо как аккорды апподжиатуры : аккорд, основанный на повышенной второй ступени шкалы (D –F –A – C в тональности. of C) действует как апподжиатура для тонического (до мажор) аккорда, а один, основанный на приподнятой шестой ступени шкалы (A –C –E – G до мажор), действует как апподжиатура для доминантного (соль мажор) аккорд. Поскольку эти аккорды не имеют ведущего тона по отношению к аккордам, к которым они разрешаются, они не могут должным образом выполнять доминирующую функцию . Поэтому их обычно называют недоминантными уменьшенными септаккордами или септаккордами с уменьшенным общим тоном (см. Ниже ).

Уменьшенный септаккорд обычно выполняет доминирующую функцию, и это наиболее прямо проявляется, когда основной тон доминирующего септаккорда опускается. Оставшиеся треть, пятая и седьмая часть этого аккорда образуют уменьшенное трезвучие (новый корень которого является третьим от предыдущего аккорда), к которому может быть добавлен уменьшенный септаккорд. Таким образом, в C (большой или малой), в Доминантсептаккорд , состоящей из G-B-D-F может быть заменен на седьмой уменьшенного аккорда B-D-F-A .

В джазовой гармонии комбинация исходного аккорда с его заменой (с G в басе и A одновременно в верхнем голосе) дает аккорд с семью плоскими 9, который усиливает доминирующую функцию уменьшенного септаккорда или доминирующего септаккорда. . Другие преобразования такого рода облегчают множество замен и модуляций: любая из четырех нот в уменьшенном септаккорде повышается на полутон , эта приподнятая нота в таком случае является плоской септаккой полусуменьшенного септаккорда . Точно так же, если какая-либо из четырех нот в уменьшенном септаккорде понижена на полутон, эта пониженная нота становится основной частью доминирующего септаккорда.

В джазе, уменьшенный седьмой аккорд часто основан на scale degree 3 степени шкалы (плоская медианта ) и выступает в качестве проходящей хорды между медиантой триадой (или первой инверсией тоническим трезвучием) и вводный тоном триада: мажор, это было бы аккорд прогрессии E минор — E уменьшилась — ре минор. Аккорд «не играет роли в … джазе». Переходный аккорд широко используется в бразильской музыке, такой как хоро , самба и босса-нова .

Прочие функции

Аккордовая прогрессия с заостренным субдоминантом с уменьшенным септаккордом

Другое распространенное использование аккорда — это заостренный субдоминанта с уменьшенным септаккордом . Это представлено римской нотацией iv o 7 , но в классической музыке более правильно представлено как vii o 7 / V, что является очень распространенным способом для композитора приблизиться к доминанте любой тональности. В тональности C это F dim 7 . Это также распространенный аккорд в джазовой и рэгтаймовой музыке. Обычная традиционная джазовая или диксилендская прогрессия — IV– iv o 7 –V 7 (до мажор: F – F o 7 –G 7 ). Другое распространенное использование iv o 7 часто встречается в госпел и джазовых прогрессиях, например, в песне « I Got Rhythm »:

В C: | CC / E | FF dim 7 | C / GA 7 | Dm 7 G 7 |

Один из вариантов супертонического септаккорда — это супертонический уменьшенный септакт с повышенным супертоником, который энгармонически эквивалентен пониженному третьему до (в C: D = E ). Может использоваться как доминирующий заменитель .

По словам Бенварда и Сакера, « аккорды … [ ii o7 и vi o7 ] очень распространены в квартетной музыке 20-го века » . Музыка показывает последовательность аккордов IV – vi 6 –Ger +6 –I vi o.6
5
–V4
3
.

Уменьшенный септаккорд может функционировать как уменьшенный септаккорд обычного тона . В этой роли уменьшенный септаккорд преобразуется в мажорный или доминирующий септаккорд , корень которого является одной из нот уменьшенного септаккорда ( общего тона ), наиболее распространенным из которых является повышенный супертонический септаккорд, который разрешается в тонику в мажорных тональностях. ( ii o 7 –I, показано ниже) и приподнятый субмедиант, который разрешается в доминирующее трезвучие или седьмое в мажорных тональностях ( vi o 7 –V, показано справа), с измененными тонами, разрешающимися вверх на полшага в обоих случаях .

Аккорд ct o 7 , функция которого «просто украшение», чаще всего пишется ii o 7 при украшении I или vi o 7 при украшении V, отличается от аккорда vii o 7 / V обычными тональными аккордами. разрешается в I или I 6, в то время как vii o 7 / V разрешается в V или I6
4
. Их можно спутать из-за энгармонической эквивалентности, но разрешение — лучший индикатор функции, чем орфография. В C:

ct o 7 / I = d o 7 = D –F –A – C
vii o 7 / V = ​​f o 7 = F –A – C – E (= D )

Уменьшенный аккорд может также разрешиться за счет понижения двух тонов аккорда, производящего супертонический септаккорд (II 7 ), который может привести к традиционной каденции:

Выразительный потенциал

В эпоху барокко (1600–1750) европейские композиторы осознали выразительный потенциал уменьшенного септаккорда. В операх и других драматических произведениях аккорд часто использовался для усиления чувства страсти, гнева, опасности или таинственности. Один известный пример можно найти в « Страстях по Матфею» И.С. Баха (1737 г.), в которых он приводит стихи из Евангелия от Матфея , глава 27, стихи 20–21: «Но первосвященники и старейшины убедили народ, что они спросить Варавву и истребить Иисуса. Правитель [Пилат] сказал им в ответ: «кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?» Они сказали: «Варавва» ». Бах так излагает текст, что резкий ответ разгневанной толпы на слово« Варавва »- это уменьшенный септаккорд ( Слушайте ):

После Баха уменьшенные седьмые доли должны были регулярно появляться в музыке, чтобы вызывать жуткое ощущение надвигающейся опасности. Мощный уменьшенный септаккорд возвещает о воскрешении убитого Коммендатора в финальной сцене Моцарта « Дон Жуан» (1787). Статуя мертвеца оживает и уносит Дона в ад в одном из самых пугающих эпизодов во всем оперном репертуаре ( Слушайте ):

В первые годы XIX века композиторы все чаще использовали уменьшенную седьмую. В «Die Stadt», одной из своих самых мрачных и меланхоличных песен из « Шваненгесанга» (1828), Франц Шуберт вызывает «пианистическую переработку уменьшенной седьмой доли над октавным тремоло », чтобы передать зловещую рябь весел, когда главный герой гребет на лодке. озеро в сторону города, где когда-то жила его потерянная возлюбленная. По словам Эдварда Т. Коуна , «это знаменитое арпеджио, кажется, возникает из ниоткуда, чтобы создать атмосферную прелюдию … и в постлюдии оно исчезает ни к чему». Песня заканчивается на уменьшенном септаккорде; нет разрешения , « диссонанс крайний»:


{
      #(set-global-staff-size 17)
      <<
      new PianoStaff <<
        new Staff <<
           tempo "Mässig geschwind"
           clef treble key c minor time 3/4
            set Score.currentBarNumber = #35
            bar ""
           relative c'' {
                R2.
                R
                tuplet 9/8 { a32([ c es fis a fis es c a)] } <c, es fis a>8->([ a16)] r clef bass <c, es fis a>8->([ a16)] r clef treble
                tuplet 9/8 { a''32([ c es fis a fis es c a)] } <c, es fis a>8->([ a16)] r clef bass <c, es fis a>8->([ a16)] r clef treble
                tuplet 9/8 { a''32([ c es fis a fis es c a)] } <c, es fis a>8->([ a16)] r clef bass <c, es fis a>8->([ a16)] r
                R2.fermata
                }
            >>
        new Staff <<
           clef bass key c minor time 3/4
           relative c, {
                c32^markup {dynamic pp italic "con pedale" } c' c, c' c, c' c, c' c,8 r c r
                c32 c' c, c' c, c' c, c' c,8 r c r
                c32 c' c, c' c, c' c, c' c,8 r c r
                c32 c' c, c' c, c' c, c' c,8 r c r
                c32 c' c, c' c, c' c, c' c,8 r c r
                c2.fermata bar "|."
                }
            >>
    >>  >> }

В операх Карла Марии фон Вебера , особенно «Фрайшютц» и « Эурьянте» , было много отрывков с использованием этого аккорда. Примером может служить сцена Вольфс- Глен в « Дер Фрайшютц» (1821 г.) . Согласно его раннему биографу Александру Уилоку Тайеру , Людвиг ван Бетховен пренебрежительно отзывался о «накоплении уменьшенных септаккордов» в Euryanthe (1823).

Сам Бетховен очень любил аккорд и хорошо осознавал его драматический потенциал. Возможно , самый яркий пример силы уменьшенных седьмой к Вызыванию тайны и террору можно найти в проходе , соединяющий два финальных движений Бетховена Аппассионата сонаты , ор. 57 (1806 г.). Спокойное завершение движения анданте сначала прерывается медленно катящимся уменьшенным седьмым арпеджио, сыгранным пианиссимо , затем следует тот же аккорд, сыгранный на октаву выше, в резком колющем фортиссимо .


{
      <<
      new PianoStaff <<
        new Staff <<
           clef treble key des major time 2/4
           relative c'' {
                <ges bes es>4(_markup { dynamic p italic dim. } <es aes>)
                <des e g des'>2pparpeggiofermata
                <des' e g des'>2_markup { dynamic ff italic secco }arpeggiofermata
                }
            >>
        new Staff <<
           clef bass key des major time 2/4
           relative c' {
                <ges bes>4( <aes c>)
                <bes, des e g bes>2arpeggiofermata
                clef treble <bes' des e g bes>2arpeggiofermata bar "||"
                }
            >>
    >>  >> }

Окончательное движение Гектор Берлиоз «s Фантастической симфонии отражает влияние Вебера в его обильном использовании уменьшенных седьмых аккордов , чтобы вызвать жуткую атмосферу субботы ведьмы:„сбор зловещих призраков, монстров и странных, адского Mocking существ“:

Финал « Финальной симфонии» Берлиоза , такты 1–4

Финал » Финальной симфонии» Берлиоза , такты 1-4

К концу 19-го века композиторы так часто использовали уменьшенную седьмую часть, что она стала клише музыкального выражения и, следовательно, во многом утратила свою способность шокировать и трепетать. К началу 20-го века многим музыкантам это надоело. В своей Harmonielehre (1911) Арнольд Шенберг писал:

Всякий раз, когда кто-то хотел выразить боль, возбуждение, гнев или какое-либо другое сильное чувство, мы почти всегда находим суженный септаккорд. Так и в музыке Баха, Гайдна , Моцарта, Бетховена, Вебера и т. Д. Даже в ранних произведениях Вагнера он играет ту же роль. Но вскоре роль была разыграна. Этот необычный, беспокойный, ненадежный гость здесь сегодня, завтра ушел, поселился, стал гражданином, был на пенсии мещанином. Аккорд потерял привлекательность новизны, следовательно, он потерял свою резкость, но также и свой блеск. Больше он не имел ничего общего с новой эрой. Таким образом, она перешла из более высокой области музыкального искусства в более низкую категорию музыки для развлечения. Вот и остается, как сентиментальное выражение сентиментальных забот. Это стало банально и женственно.

Симметрия


{
override Score.TimeSignature
#'stencil = ##f
    relative c'' {
        time 4/4
        <gis b d f>1 <aes b d f> <aes ces d f> <aes ces eses f>  bar "||"
    }
}

Те же четыре класса высоты звука записываются как четыре разных уменьшенных септаккорда: G dim 7 , Bdim 7 , Ddim 7 и Fdim 7 .

Поскольку уменьшенный септаккорд состоит из трех уложенных друг на друга минорных третей , он симметричен, а его четыре инверсии состоят из тех же классов высоты тона . Понимание того, в какой инверсии написан данный уменьшенный септаккорд (и, таким образом, нахождение его корня ), зависит от его энгармонического написания . Например, G dim 7 (G –B – D – F) энгармонически эквивалентен трем другим перевернутым уменьшенным аккордам с корнями на трех других высотах аккорда:

  1. Bdim 7 (A –B – D – F)
  2. Ddim 7 (A –C –D – F)
  3. Fdim 7 (A –C –E double flat–F)

Композиторы девятнадцатого века особенно часто используют эту энгармонию для использования этих аккордов для модуляции . Перси Гетчиус называет это «энгармоническим аккордом».

Два уменьшенных септаккорда в октатонической шкале (один красный, один синий) могут быть преобразованы в альфа-аккорд.

В результате симметрии аккорда, если вы игнорируете энгармоническое написание, есть только три отчетливых уменьшенных септаккорда, остальные девять энгармонически эквивалентны этим трем. Используя неполный девятый анализ Piston, рассмотренный выше, единственный уменьшенный септаккорд без энгармонических изменений может быть выполнен для следующих анализов: V, V / ii , V / III (минор), V / iii (мажор), V / iv, V / V, V / VI (минор), V / vi (мажор), V / VII (минор). Поскольку аккорд может быть энгармонично написан четырьмя различными способами без изменения звука, мы можем умножить указанное выше на четыре, получив в общей сложности сорок восемь возможных интерпретаций. Более консервативно, каждый предполагаемый корень может использоваться как доминантный , тонический или супертонический , что дает двенадцать возможностей.

Лада (или уменьшить масштаб), A симметрична масштаб , может быть задумана как две блокировкой уменьшилась седьмой аккорды, которые могут быть перестроены в альфа — аккорд .

Уменьшенная таблица септаккордов

Аккорд Корень Незначительная треть Тусклый. пятый Тусклый. седьмой
C o 7 C E G В double flat(А)
C o 7 C E грамм B
Д о 7 D F (E) А double flat(G) C double flat(B )
D o 7 D F А C (B)
Д о 7 D F А C
E o 7 E G В double flat(А) D double flat(C)
E o 7 E грамм B D
E o 7 E G B D
F o 7 F А C (B) E double flat(D)
F o 7 F А C E
G o 7 G В double flat(А) D double flat(C) F double flat(E )
G o 7 грамм B D F (E)
G o 7 G B D F
A o 7 А C (B) E double flat(D) G double flat(F)
A o 7 А C E G
A o 7 А C E грамм
B o 7 B D F (E) А double flat(G)
B o 7 B D F А
B o 7 B D F А

Смотрите также

  • Энгармоническая шкала
  • Уменьшенный седьмой интервал
  • Седьмой аккорд ведущего тона
  • Нерегулярное разрешение
  • Половина уменьшенного аккорда
  • Субтонический

использованная литература

Среди аккордов самым популярным считается септаккорд. Независимо от типа септаккорды неустойчиво звучат, поскольку в их составе имеются диссонансы. Чтобы построить один из них, можно добавить к трезвучию терцию.

В джазе на септаккордах основано гармоническое движение.

О септаккордах

Септаккорд – это аккорд из 4 звуков: примы, терции, квинты и септимы. Основной его вид предполагает размещение четырехзвучий по терциям. Два крайних звука септаккорда располагаются с интервалом – септимой, которая делится на большую или малую. По аналогии выделяются:

  1. Большой септаккорд – с большой септимой, равной 5.5 тонам.
  2. Малый (уменьшенный) септаккорд – с малой септимой в 5 тонов.

Предназначение септаккордов – делать аккомпанемент более сложным и интересным.

Виды септаккордов

Музыкальная теория предполагает возможность построения 16 септаккордов. Но не все они используются на практике. Натуральный мажор и минор содержат 4 септаккорда:

  1. Мажорный – из 3-х нижних звуков получается мажорное трезвучие. Его разновидностями являются большой мажорный и малый мажорный аккорды.
  2. Минорный – это объединение из 3-х минорных нижних звуков. Он распределяется на малый и большой минорный аккорды.
  3. Увеличенный – образован из увеличенного трезвучия.
  4. Малый вводный, полууменьшенный, уменьшенный вводный септаккорд – сформирован из уменьшенного трезвучия, которое сложили три нижних звука. Разница между малым вводным и уменьшенным состоит в терции: у малого аккорда она располагается наверху и является большой, а в уменьшенного – малой.

Увеличенный септаккорд всегда большой, а полууменьшенный, или малый вводный, – всегда малый.

Гармонический минор и мажор содержат 7 септаккордов, мелодический – 5: в нем отсутствуют уменьшенный и большой мажорный септаккорд.

Обозначения и аппликатуры

У септаккорда обозначением служит цифра 7. Квинтсекстаккорд обозначается 6/5, терцквартаккорд – 4/3, а секундаккорд – 2. Большой мажорный септаккорд записывается Maj, минорный – m7, полууменьшенный – m7b5, уменьшенный – dim/o.

Вот как обозначаются на нотном стане обращения септаккорда.

Септаккорды, строящиеся на ступенях лада

Ступень, от которой начинается строй септаккорда, дает ему название:

  1. Доминантсептаккорд – самый распространенный среди 4-звучий. Он принадлежит к мажорным типам, строится на V ладовой ступени.
  2. Малый вводный: так по-другому называют уменьшенный септаккорд, что только в мажоре строится на VII ступени, а в общем – на II ступени.

Примеры

Вот какое разрешение бывает у секстаккорда:

Обращения

У септаккорда 3 обращения:

  • квинтсекстаккорд;
  • терцквартаккорд;
  • секундаккорд.

Обращение возникает, когда нижний звук перемещается вверх на одну октаву. Оно всегда содержит малую или большую секунду. В квинтсекстаккорде она размещена вверху, в терцквартаккорде – посредине, а в секундаккорде – внизу.

Подведем итоги

Септаккорд – четырехзвучие, образованное из 3 звуков и терции. Существует 16 видов септаккордов. Они звучат неустойчиво из-за содержания диссонансов. Самый простой способ создать септаккорд – добавить к 3 звукам терцию.

Видео для наглядности:

Уменьшенный аккорд…

В приведенных ниже аппликатурах — первая ступень аккорда (тоника). — обозначены 3-я и 5-я ступени уменьшенного трезвучия. Остальные ступени аккорда, как альтерированные, так и добавленные оговорены дополнительно рядом с конкретным аккордом.

Для каждого типа аккорда подобрано несколько аппликатур. Первые пять аппликатур приведены соответственно пяти аккордовым формам Ef-Df-Cf-Af-Gf:

Ef Df Cf Af Gf

Уменьшенный аккорд — это аккорд на основе уменьшенного трезвучия:

dim

Полууменьшенный септаккорд (вводный)…

Вводный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и малая септима). Такой аккорд строится от 7-ой ступени натурального мажорного лада. Обозначается как m7-5 или Ø:

m7-5

Уменьшенный септаккорд…

Уменьшенный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима (большая секста)). Уменьшенный септаккорд строится от 7-ой ступени гаммы гармонического минора. Обозначается как dim7 или °:

dim7

Здравствуйте. *bye*Возвращаемся к статье построение аккордов, (начало статьи читаем здесь: построение аккордов) и попробуем ее закончить, либо продолжить. С трезвучиями мы разобрались и как строить мажор и минор уяснили. А сегодня разберем очень важный и наиболее распространенный вид аккордов — септаккорды . Материал достаточно важный для любого гитариста. Поэтому читаем внимательно! Рассмотрим мы шесть видов этих септаккордов!

1. Первый вид — большой мажорный септаккорд

К букве, обозначающей основание аккорда, добавляют слово maj или M и цифру 7. Вот что получается: Cmaj7 или C7M. Причем септима здесь — большая (про интервалы читаем здесь: интервалы). Значит, аккорд C7M состоит из звуков (ступеней): ДО, МИ, СОЛЬ, СИ. Кстати, чтобы быстро найти большую септиму, надо от основного тона (тоника) отнять пол тона и назвать ее седьмой ступенью! Возьмите аккорд до-мажор в открытой позиции, а затем уберите 1 палец левой руки со второй струны — вот он C7M. Звучит очень красиво! *good* Попробуйте найти другие большие мажорные септаккорды своими силами от основных нот.

септаккорды c7m

2. Второй вид — малый мажорный, или доминантсептаккорд

Обозначается: C7, D7, E7 и т.д. Малым он называется потому, что между тоникой и септимой — 5 тонов, то есть интервал малой септимы! Значит от звука ДО — это ДО, МИ, СОЛЬ, СИ-бемоль (минус тон от тоники). Попробуйте сыграть его — звучание очень запоминающееся! *yes* Поищите на гитаре другие малые мажорные септаккорды .

септаккорды c7

Итак, первые два вида септаккордов — большой и малый — образуются на основе мажорного трезвучия! Думаю это понятно. По аналогии можно построить аккорды на минорном трезвучии. Это будет третий и четвертый вид септаккордов: большой и малый минорные септаккорды.

3. Большой минорный септаккорд

Обозначается Cm7M или Сm (maj7). Для ноты ДО в открытой позиции вот такая раскоряка получается:

септаккорды cm7m

Этот аккорд, с таким неоднозначным звучанием, часто используется как проходящий в некоторых аккордовых последовательностях. Попробуйте найти такой вид аккорда для нот МИ, ЛЯ, СОЛЬ — самостоятельно! Строим сначала минорное трезвучие, а затем добавляем большую септиму к тонике (минус пол тона от тоники)!

4. Малый минорный септаккорд

Строится путем прибавления к минорному трезвучию малой септимы от основного тона аккорда. То есть по аналогии с мажорным септаккордом второго вида: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ, СИ-бемоль. Обозначается: Cm7. Звучание приятное!

септаккорды cm7

5. Пятый и шестой тип септаккордов

Они имеют в основе уменьшенное трезвучие dim (помните, где две малые терции между ступенями). Пятый вид септаккорда называется полууменьшенным! Берем уменьшенное трезвучие и добавляем малую септиму к тонике — получается для ноты ДО: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль, СИ-бемоль. Обозначение такое: Cm7 (b5) или Сm7/5- . Расшифровка обозначения следующая: в отличие от минорного септаккорда (Cm7 — четвертый вид) пятая ступень (звук СОЛЬ) понижена на полтона. Из предыдущей картинки, понижая пятую ступень, получаем аккорд:

септаккорды cm7-5

6. Уменьшенный септаккорд 

Наконец шестой тип, последний на сегодня. Это уменьшенный септаккорд. А теперь читаем внимательно! *rtfm*

Обозначается Cdim7 — оно нам говорит: «к уменьшенному трезвучию добавь септиму!» Но ведь мы в пятом варианте уже добавили малую септиму, меньше септимы не бывает, меньше только секста? Как быть? Мы помним, что главным кирпичиком аккордов являются терции! Давайте посчитаем терциями. Уменьшенное трезвучие это две малые терции: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль. Плюс еще одна малая терция получаем: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль, ЛЯ! НО! Так писАть нельзя, потому что интервал СОЛЬ-ЛЯ в количестве ступеней — это секунда! Поэтому мы должны написать не ЛЯ, а СИ-дубль-бемоль! Итак, уменьшенный септаккорд: ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ-бемоль, СИ-дубль-бемоль. Говорят, что мы добавили от тоники уменьшенную септиму (4 ½).

Вот так все не просто! И такой жуткий аккорд получается:

септаккорды cdim7

Так что, учите интервалы на зубок, и структура аккордов будет вам подвластна! Не расстраивайтесь если сразу все не понятно. *sad* Изучайте по одному аккорду, ищите их на гитаре, запоминайте аппликатуры. И со временем нужные вам аккорды будут всегда у вас в голове! Можно проделать такие упражнения:

  • играть последовательно аккорды C — C7M — C7 и пытайтесь различить их тип на слух;
  • играть последовательности аккордов Em — Em7M — Em7 и пытайтесь различать их тип на слух;
  • определите, какие звуки входят в состав аккордов: F7M, Db7M, B7M, D7, E7, A7, Gm7M, Em7M, Dm7, Bm7, Am7, Am7 (b5), Dm7 (b5), C#dim7, Edim7, Adim7.

Закончить статью не получилось. В следующий раз рассмотрим еще несколько видов аккордов, не вошедших в трезвучия и септаккорды . Так что будьте на связи — подпишитесь по почте.

Всего хорошего. *victory*

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уменьшенной как пишется правильно
  • Уляжешься как пишется
  • Уменьшается как пишется правильно
  • Ульях как пишется
  • Уменье везде найдет применение как правильно написать