умный-преумный
- умный-преумный
-
умный-преумный
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.
Смотреть что такое «умный-преумный» в других словарях:
-
умный-преумный — прил., кол во синонимов: 2 • умный (116) • умный умный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
умный-преумный — у/мный преу/мный … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
умный — Разумный, благоразумный, понятливый, рассудительный, смышленый, толковый, мудрый, мыслящий, здравомыслящий. Он малый с головой . Гриб. Какая голова (башка)! Ума палата. Министр! Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби . Матф. 10, 16. Будь ты … Словарь синонимов
-
умный-умный — прил., кол во синонимов: 2 • умный (116) • умный преумный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
преумный — умный, умнейший Словарь русских синонимов. преумный прил., кол во синонимов: 5 • весьма разумный (1) • … Словарь синонимов
-
Преумный — прил. 1. Обладающий большим умом; очень умный. 2. Свидетельствующий о большом, незаурядном уме, весьма разумный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
преумный — пре умный … Русский орфографический словарь
-
умнейший — умный, преумный, мудрейший Словарь русских синонимов. умнейший прил., кол во синонимов: 4 • мудрейший (2) • … Словарь синонимов
-
Марфинька («Обрыв») — Смотри также >> Двоюродная внучка Бережковой . Свежая, белокурая, здоровая, склонная к полноте девушка, лет двадцати двух . Лоб у нее нежной белизны ; большие темно серые , веселые глаза; кругленькие здоровые щеки , здорового цвета , белые тесные … Словарь литературных типов
-
Ульяна Андреевна Козлова («Обрыв») — Смотри также >> Жена Леонтия Ивановича, дочь эконома какого то казенного заведения в Москве . В юности Улинька была чрезвычайно бойкая, всегда порхавшая, девушка , с кошачьим проворством движений, с резвой речью и звонким смехом. У ней был… … Словарь литературных типов
Как правильно пишется слово «умный-преумный»
у́мный-преу́мный
у́мный-преу́мный
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бретонец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «умный-преумный»
- Был – изволите видеть – молодой человек, Тезеев, прекрасный собою, умный-преумный, образованный, учёный, гениальный, «с станом согбенным, глазами, в которых виднелся потухающий волкан… и это всё в двадцать лет».
- (все предложения)
Отправить комментарий
Смотрите также
-
Был – изволите видеть – молодой человек, Тезеев, прекрасный собою, умный-преумный, образованный, учёный, гениальный, «с станом согбенным, глазами, в которых виднелся потухающий волкан… и это всё в двадцать лет».
- (все предложения)
Конспект
урока №
(6 класс)
Тема урока: «Правописание сложных имен прилагательных»
Цель
урока: формировать
у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных
имен прилагательных», создать
условия для проявления познавательной активности обучающихся через содержание, методы и
организацию учебного занятия.
Планируемые
результаты:
Предметные:
—
умение отличать простые прилагательные от сложных;
—
усвоение правила написания сложных прилагательных (в каких случаях пишется
слитно, в каких – через дефис);
—
понимание алгоритма действий при выборе правильного написания прилагательного;
умение обосновать свой выбор;
—
умение применять на практике полученные на уроке знания;
Метапредметные:
—
способность
сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
—
выработка умений работать с учебной информацией;
—
готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
—
формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее
результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку;
—
стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного; делать выводы на основе сравнения.
Ход
урока
1.
Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель:
Есть
хорошая русская пословица: «В детстве не научишься — всю жизнь промучишься».
Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня
поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем
краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии.
—Чтобы не быть
безграмотными, мы должны усвоить правила правописания слов, а каких именно, мы
скоро узнаем.
Начнем
с повторения. Предлагаю игру «Да — нет»
Имя
прилагательное – это часть речи? (да)
Имена
прилагательные отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (нет)
Имена
прилагательные обозначают признак предмета? (да)
Имя
прилагательное связано с именем существительным? (да)
Имена
прилагательные в предложении являются только сказуемыми? (нет)
Слово
«ЖЕЛЕЗНО(?)ДОРОЖНЫЙ» — это имя прилагательное? (да)
—
Что вы можете сказать о слове «железнодорожный»? Что это за слово?
ЧТО ТАКОЕ
СЛОЖНЫЕ СЛОВА? (выберите верный ответ на вопрос)
1. Все непонятные слова
называются сложными.
2. Все длинные слова
называются сложными.
3. Слова, в которых два корня,
называются сложными.
Вывод: Значит, слово
«железнодорожный» – сложное!
3.
Постановка учебной задачи.
А
как правильно написать это слово?
Небольшой
словарный диктант (на листочках)
Паровоз,
юго-восток, северо-западный, сельскохозяйственный, плащ-палатка, чёрно-белый,
умный-преумный, четырехэтажный, литературно-музыкальный, словообразование,
горнолыжный, ярко-желтый.
-При
написании этих слов, какие правила пришлось вспомнить? (правописание сложных
имен существительных)
-Проверьте
себя по эталону. Кто допустил ошибки?
Паровоз,
юго-восток, северо-западный, сельскохозяйственный, плащ-палатка, ярко-желтый,
чёрно-белый, умный-преумный, четырехэтажный, литературно-музыкальный,
горнолыжный, словообразование.
-Какие
слова у вас вызвали затруднение? (северо-западный, умный-преумный,
литературно-музыкальный, ярко-желтый, горнолыжный, черно-белый,
сельскохозяйственный)
-Почему?
Чего не знаем? (это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем
правила правописания).
Значит,
темой нашего сегодняшнего урока будет: «Правописание сложных имен
прилагательных» (запишите в тетрадях)
4.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные
слова, записанные на доске:
Цель
урока: 1) познакомиться с …(правописанием сложных имен прилагательных);
2)
учиться находить …(орфограмму) и правильно … (писать сложные имена
прилагательные).
—
А где и как мы можем узнать правила? (в учебнике, в справочнике, в Интернете, у
учителя).
—
А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).
—
Составим план выхода из затруднения? (1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить,
сделать выводы).
5.
Реализация построенного проекта.
Возвращаемся
к записанным словам. Предлагаю
провести исследование и понаблюдать за словами. Посмотрите на слова.
ярко-желтый
северо-западный сельскохозяйственный
чёрно-белый умный-преумный четырехэтажный
литературно-музыкальный горнолыжный
—
Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел,
заметил? (умный- преумный слова повторяются.)
-Правильно.
Т.е. слова, которые образовались повтором слов, пишутся через дефис.
—
Черно-белый. Что обозначает слово? Есть еще подобные слова? (цвет, оттенок
цвета)
-Следовательно,
слова, обозначающие оттенок цвета, тоже пишутся через дефис.
—
Северо-западный. (Мы знаем, что слово северо-запад – сложное
существительное, обозначает сторону света. Оно пишется через дефис. А
северо-западный — это прилагательное, и оно, наверное, так же пишется через
дефис.)
-Итак,
прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис,
тоже пишется так же, через дефис.
—
Посмотрите на слово литературно-музыкальный. Почему оно пишется через
дефис? Никакие вышеуказанные правила не работают. Обратимся за помощью к
учебнику стр.182 , 2 пункт правила.
—
Попробуем составить алгоритм
Условия слитного и дефисного написания сложных имен прилагательных
Если Если
________________
_____________________________________________________
можно
заменить обозначает образовано
от состоит из повтор
словосочетанием
оттенок цвета существительного двух
само-
которое пишется стоятельных
ПИШУ ↓
через дефис слов ↓
СЛИТНО
↓ ↓
↓ ПИШУ
ЧЕРЕЗ ДЕФИС
_____________________________________________________
Горнолыжный
ярко-желтый юго-восточный плодово-ягодный
умный-преумный
трехколесный
Остановка
2 «Завал». Впереди
завал. Кто сможет разобрать завал?
Образуйте
все возможные сложные прилагательные. Красный, черный, яркий, белый, светлый, синий,
голубой, темный.
Остановка 3 «В вагоне». Люди в поезде знакомятся,
что-то рассказывают друг другу. Вот одна такая история. Запишем её.
«А у нас
растет брусника, кроваво-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не
желтеют даже под снегом. В глухих местах, где живет глухарь, встречается
костяника, темно-фиолетовая ягода»
(Брусника
– это вечнозеленый полукустарник семейства брусничных, в высоту он достигает
20—25 см, имеет очередные, кожистые, толстые, зимующие листья. Цветки брусники
очень мелкие, колокольчатые, бело-розового цвета с приятным слабым запахом.
Плоды имеют правильную шаровидную форму, достигают 8 мм в диаметре. Ягодки
ярко-красные, с блестящей глянцевой поверхностью.
Эта красивая красная ягодка любит смешанные хвойные сухие леса, торфяные болота
и кустарники, реже ее можно встретить в болотистых лесах северной России.)
Остановка
4 «Творческая».
Подбери к выделенным словам сложные прилагательные.
Настали
весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки.
Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах.Кроны
сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение
птиц.
Настали весенние дни. В
прошлогодней желто-коричневой траве проглядывают свежие ярко-зеленые
стебельки. Юго-восточный ветер разносит аромат разогретой земли.
Раскрываются почки на белоствольных березах.Кроны вечнозеленых
сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое
пение птиц.
Остановка
5 «Станция»
Опять
вокзал. Перрон и суета.
Шипенье
пара, крики паровозов.
И
где-то за пролетами моста
Закат
вечерний золотисто-розов.
Что
вы можете сказать о прилагательном «золотисто-розов»?
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа
с упражнением учебника № 219. По
цепочке проговариваем правописание слов. Например, бледно-зелёный пишется
через дефис, потому что обозначается оттенок цвета.
7.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
(Темно)синяя
туча, (задумчивая и мечтательная) девушка, (военный и полевой) госпиталь,
(проводит нефть) труба, (пепельно) серый дым, (высокая гора) ущелье, (двадцать
пять этажей) дом.
Задание: образуйте
сложные прилагательные, пишите их слитно или через дефис.
Темно-синяя
туча, задумчиво- мечтательная девушка, военно-полевой госпиталь, нефтепроводная
труба, пепельно-серый дым, высокогорное ущелье, двадцатипятиэтажный дом.
8. Включение в систему знаний и
проверка знаний.
Тест
А
1. Выбери правильный ответ:
1)
Сложные прилагательные могут быть написаны как раздельно, так и слитно.
2)
Сложные прилагательные никогда не пишутся раздельно.
3)
Сложные прилагательные могут быть написаны слитно, раздельно и через дефис.
А 2. Дефис не
пишется в слове:
1)
(полу) месяц;
2)(пол)
аршина;
3)
(северо) восточный;
А 3. Слово
пишется через дефис:
1)
(глубоко) уважаемый;
2)
(плодово) ягодный;
3)
(бледно) лицый.
А 4. Слова
пишутся только слитно:
1)
(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;
2)
(ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;
3)
(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.
А 5. Слова
пишутся только через дефис:
1)
(микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;
2)
(юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;
3)
(премьер) министр, (русско) английский, (хитрый) прехитрый.
В
1. Какое словосочетание в каждом ряду лишнее?
1)
(Сельско)хозяйственный труд, (русско)удмуртский словарь, (железно)дорожный
путь.
2)
(Древне)русские города, город (Санкт)Петербург, на (северо)западе страны.
3)
(Культурно)хозяйственный план, (дет)садовский дворик, (тысяче)летний юбилей.
Ответы:
А
1. (2) А 4. (2)
А 2.
(1) А 5. (3)
А
3. (2) В 1. 1. Русско-удмуртский
словарь
2. Древнерусские города
3. Культурно-хозяйственный план
Оценки:
7-8 правильных ответов – оценка «5»
5-6 правильных ответов – оценка «4»
4 правильных ответа – оценка «3»
9. Рефлексия.
—
Сегодня я понял____________.
—
Сегодня я научился_________ .
—
Какие затруднения испытали на уроке?
—
Зачем нужно изучать эту тему?
Я
вам прочитаю стихотворение, а вы на слух попробуйте определить
—
сколько в нем сложных прилагательных
—
сделайте вывод о том, насколько важны знания, полученные на уроке
Темно-русый паренек
Шел на северо-восток.
Так он к вечеру устал
Аж лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок,
Скажет каждый педагог:
«Этот парень – голова,
Знает сложные слова»!
— Как вы
оцениваете свою работу на уроке?
Оценки за тесты:
«5» —
«4»
—
«3» —
Подсчитайте
количество полученных в ходе урока билетиков! (данные внесите в билет)
Какие себе оценки
поставили? (Оценочные карточки)
10. Домашнее задание на
карточках.
Образуйте
из предложенных слов сложные имена прилагательные и составьте с ними
словосочетания.
Орфографический словарь русского языка (онлайн)
Как пишется слово «умный-преумный» ?
Правописание слова «умный-преумный»
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
у́мный-преу́мный
Рядом по алфавиту:
у́мник , -а
у́мник-разу́мник , у́мника-разу́мника
у́мница , -ы, тв. -ей, м. и ж.
у́мница-разу́мница , у́мницы-разу́мницы, ж.
у́мница-сы́н , у́мницы-сы́на, м.
у́мничанье , -я
у́мничать , -аю, -ает
у́мничка , -и, р. мн. -чек, м. и ж.
умно́ , нареч.
умножа́ть(ся) , -а́ю, -а́ет(ся)
умноже́ние , -я
умно́женный , кр. ф. -ен, -ена
умножи́тель , -я
умно́жить(ся) , -жу, -жит(ся)
у́мный , кр. ф. умён, умна́, у́мно́
у́мный-преу́мный
умню́щий
умове́ние , -я
умозаключа́ть , -а́ю, -а́ет
умозаключе́ние , -я
умозаключи́ть , -чу́, -чи́т
умозре́ние , -я
умозри́тельность , -и
умозри́тельный , кр. ф. -лен, -льна
умоисступле́ние , -я
умоисступлённый
умока́ть , -а́ет
умо́кнуть , -нет; прош. умо́к, умо́кла
умо́кший
умола́чивать(ся) , -аю, -ает(ся)
умолённый , кр. ф. -ён, -ена́ (от умоли́ть)