Воспоминания цены как пишется

Как правильно писать слово воспоминание?

Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово, необходимо определить какой частью речи является это слово. Затем найти правило русского языка. Давайте разбираться.

Правильно писать:
«ВОСПОМИНАНИЕ»

Прочие варианты написания слова

В этом разделе мы приводим все формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова воспоминание

Базовая форма слова ВОСПОМИНАНИЕ

  Ед. число Мн. число
Им. воспоминание,
воспоминанье
воспоминания,
воспоминанья
Род. воспоминания,
воспоминанья
воспоминаний
Дат. воспоминанию,
воспоминанью
воспоминаниям,
воспоминаньям
Винит. воспоминание,
воспоминанье
воспоминания,
воспоминанья
Тв. воспоминанием,
воспоминаньем
воспоминаниями,
воспоминаньями
Пред. воспоминанье,
воспоминании,
воспоминаньи
воспоминаниях,
воспоминаньях

«ВОСПОМИНАНИЕ» в контексте

И тут же всплыло новое воспоминание.

Память напряглась, выхватывая из прошлого обрывки воспоминаний.

В душе ещё жили воспоминания о самом первом разе.

Склонение существительного «воспоминание»

Существительное «воспомина́ние» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
воспомина́ние воспомина́ния
Родительный
Кого? Чего?
воспомина́ния воспомина́ний
Дательный
Кому? Чему?
воспомина́нию воспомина́ниям
Винительный (неод.)
Кого? Что?
воспомина́ние воспомина́ния
Творительный
Кем? Чем?
воспомина́нием воспомина́ниями
Предложный
О ком? О чём?
воспомина́нии воспомина́ниях

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: днесь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «воспоминание»

Синонимы к слову «воспоминание»

Предложения со словом «воспоминание»

  • И не забудьте захватить с собой фотоаппарат или видеокамеру, а лучше и то и другое – тогда приятные воспоминания останутся с вами на всю жизнь.
  • Думаю, у многих родителей есть свои детские воспоминания первых встреч с тяжёлым событием и горем.
  • Короткая вспышка грусти, раздражения или тревоги способна вызвать неприятные воспоминания, хотим мы того или нет, и очень скоро нами завладевают мрачные мысли и отрицательные эмоции.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «воспоминание»

  • Невольно перебирая в своем воспоминании впечатление разговоров, веденных во время и после обеда, Алексей Александрович возвращался в свой одинокий нумер.
  • Это только одна мимолетная картина, всплывшая мгновенно в воспоминании украинца, как смутная греза, как отрывок из сна об историческом прошлом.
  • Райский сидел за столом, зарывшись в свой артистический портфель, разбирая эскизы разных местностей, акварельные портреты, набросанные очерки неисполненных картин, миниатюрные копии с известных произведений и между прочим отбирая, кучей втиснутые в портфель, черновые листы литературных воспоминаний, заметок, очерков, начатых и брошенных стихов и повестей.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «воспоминание»

  • приятные воспоминания
    неприятные воспоминания
    смутные воспоминания
  • воспоминания детства
    воспоминания прошлого
    воспоминания людей
  • обрывки воспоминаний
    книга воспоминаний
    поток воспоминаний
  • воспоминания остались
    воспоминания нахлынули
    воспоминания исчезли
  • погрузиться в воспоминания
    отогнать воспоминания
    писать воспоминания
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «воспоминание»

Значение слова «воспоминание»

  • ВОСПОМИНА́НИЕ, -я, ср. 1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого, возобновление представлений о ком-, чем-л. Воспоминания детства. Предаться воспоминаниям. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ВОСПОМИНАНИЕ

Афоризмы русских писателей со словом «воспоминание»

  • Воспоминания неуправляемы. Притаившись до времени, они живут в человеке навалом вразброс и внезапно обрушиваются на него вне всякой последовательности и вне связи с тем, что окружает его сегодня.
  • …стираются и исчезают воспоминания.
  • Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Но есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ВОСПОМИНА́НИЕ, -я, ср. 1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого, возобновление представлений о ком-, чем-л. Воспоминания детства. Предаться воспоминаниям.

Все значения слова «воспоминание»

  • И не забудьте захватить с собой фотоаппарат или видеокамеру, а лучше и то и другое – тогда приятные воспоминания останутся с вами на всю жизнь.

  • Думаю, у многих родителей есть свои детские воспоминания первых встреч с тяжёлым событием и горем.

  • Короткая вспышка грусти, раздражения или тревоги способна вызвать неприятные воспоминания, хотим мы того или нет, и очень скоро нами завладевают мрачные мысли и отрицательные эмоции.

  • (все предложения)
  • грёза
  • прошедшее
  • эпизод
  • напоминание
  • настоящее
  • (ещё синонимы…)
  • память
  • упоминание
  • запахи детства
  • забвение
  • детство
  • (ещё ассоциации…)
  • приятные воспоминания
  • воспоминания детства
  • обрывки воспоминаний
  • воспоминания остались
  • погрузиться в воспоминания
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • благодарное
  • смутное
  • отчётливое
  • давнее
  • мимолётное
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «воспоминание»
  • Разбор по составу слова «воспоминание»
  • Как правильно пишется слово «воспоминание»

1.
… кулаки и усилием воли остановил воспоминания — дальше нельзя слушать чувства, потому что нить памяти уже опять … не знаю» и замкнуться. Наверное, воспоминание о прошлом настолько притягивало ее сознание, что она лишь редко … не замечала этого, погрузившись в воспоминания, или не чувствовала, поскольку пальцы были ледяные. Зубатый так думал … хорошего не ждали… * * * По скупым воспоминаниям последнего инока Илиодора и в явно приукрашенной передаче его рассказов … они скоро уехали, началась переписка, воспоминания и грусть, которая и родила любовь. После женитьбы Арвий больше …

Алексеев Сергей. Когда Боги спят

2.
… однако смаковать и погружаться в воспоминания не дали. Желтая тыква подплыла теперь слева и в буквальном … всегда мечта! — его потянуло на воспоминания детства — любимую тему, где он всегда находил утешение. — Помню, мать … появилось время, чтобы растрясти НАЗ… Воспоминание о пище пригасило запах «Принцессы», резко отозвалось чувством голода, нестерпимым … да и в мире тоже! Воспоминание об этом вернуло Шабанова в Пикулино, точнее, в позавчерашний день … мыло тянуло за собой ностальгические воспоминания и в быту называлось просто духовым, поскольку имело тончайший, обволакивающий …

Алексеев Сергей. Кольцо принцессы

3.
… чтоб отвлечь ее от тяжких воспоминаний. — Отпустила. — Она встрепенулась, равнодушно взяла кубик сахара и кружку с … биографом и уже писала книгу воспоминаний. Однако это земное и теперь бессмысленное чувство лишь коснулось сознания … спокойствие не могли испортить даже воспоминания об опасности. — Небось из огня-то голый выскочил, а откуда … и выпустил руку. — Напишете в воспоминаниях, никто не поверит. Тем более за давностью лет. Вас просто … призрака, хотя понимал, что от воспоминаний сильно шибает мазохизмом закоренелого холостяка. * * * А тогда, в начале июня …

Алексеев Сергей. Покаяние пророков

4.
… к мертвой, и непроизвольно всплывали воспоминания более чем годичной давности. — У нее была на шее лента … пленка стерлась, не оставив даже воспоминания скорбной мелодии. Но теперь мысли занял Кудеяр, от которого перед … вины и ответственности, а от воспоминания, как ушел от Ражного, хлопнув дверью, вообще стало тоскливо. А … до глубокой ночи завел сказ-воспоминание о своей молодости. Наутро же он взял корзинку, палку и … настоящей Манорамы остались лишь одни воспоминания, более похожие на сказы кормилицы Елизаветы. Потому-то Ражный не …

Алексеев Сергей. Волчья хватка

5.
… по большей части вполне достаточно воспоминаний о добрых сторонах социализма да партийной позиции в отношении недостатков …

Алексеев — Философия права ч3

6.
… стихи или письма зна- комым, предаюсъ воспоминаниям о минувшем и мечтам о несбыточном. Меня забавляет причудливость ситуации … залива. Как пишет в своих воспоминаниях скульптор К., погода в тот день была изумительная. Все гости …

Алексеев Г.. Зеленые берега

7.
… и отчалила из Университета. Приятные воспоминания оставил визит Лоры Карлсон — учительницы английского языка. Эта обладательница круглой …

Алексеев Максим. Ну!

8.
… в детство, по душе сладкое воспоминание отрочества, когда можно шалить по чужим садам и огородам. Эта … сосредоточил внимание, не пустился в воспоминания, а Кархан, кажется, хотел разговорить его на предмет гибели «Молнии … помнил, каждая возбуждала приятные ностальгические воспоминания об ушедшей, невозвратной жизни. К десяти вечера квартира почти сияла … голосе ее послышалось тепло от воспоминаний. — Так делал мой дедушка. Он жил на хуторе, я приезжала … в зале, и начинались разговоры, воспоминания прошлой службы. Часто вспоминали генерала Дрыгина, и тогда у Сани …

Алексеев Сергей. Удар молнии

9.
… так давай без обид и воспоминаний. Деловое сотрудничество. Ты же специалист! Занимался делами по ритуальным убийствам … Он уже давно отметил: при воспоминаниях о Ксении и дочери, имени которой он даже не знал … какое-то древнее и дремлющее воспоминание. Оно было как забытый сон, когда полностью вылетают из памяти … не защитило… С этими же воспоминаниями Ярослав начал строить камин в складе, установив там икону, чтобы … беседу. — О, это целая история. — Воспоминания для Слухача были приятными. — Ваш предшественник генерал был совершенно нерелигиозный …

Алексеев Сергей. Утоли моя печали

10.
… обстоятельство, а имен- но, что в воспоминание предательства Иудою Искариотским Спасителя, «мла- денец должен быть куплен у какого … Ницше и Шопенгауэра, «Фауста» Гете, «Воспоминание че- ловеческой расы» Лессинга, книги о восточных религиях. Все эти книги … за Домом и Мирабо выпустил «Воспо- минания о политической реформации Иудеев и о Моисее Мендельсоне». В 1891 … там же, стр. 126-127] «ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ По странной ассоциации идей известия о нынешних подвигах … назад Нордау предсказал декларацию Бальфура. Воспоминания его друга, Липпмана Розенталя». В этой статье г. Розенталь повествует …

Алексий II. Речь к раввинам г. Нью-Йорка 13.11.91

11.
… пшеницы, сохранить корову, поддержать лошаденку… Воспоминания Пинчука прервали с шумом спрыгнувшие со стога Аким и Сенька … бы желая избавиться от этого воспоминания, и вновь стал пристально смотреть в опаленное войной лицо Фетисова … полю. Голова гудела от нахлынувших воспоминаний и дум. Пинчук все убыстрял и убыстрял шаг. А перепела … и не тревожил Наташу тяжелыми воспоминаниями. Он полюбил девушку и старался облегчить ee трудную фронтовую жизнь … стал хозяином огромных богатств, и воспоминание о последней встрече с красавицей Василикой, поверившей, кажется, в гибель …

Алексеев Сергей. Солдаты 1-2

12.
… тоЗтько положительные эмоции и приятные воспоминания. Но вжившись в роль бойца незримого фронта, став агентом, он …

Алексеев Сергей. Пришельцы

13.
… Лука скорее открестится, отмолится от воспоминания, а в голове-то мысль знай зудит. В Макарихе, поди … Марья, — бросил Леонтий, прервав ее воспоминания. Марья прочитала еще одну молитву, отбила поклон, Леонтий же, как … смерти доводит». Такие мысли и воспоминания одолевали Марью с утра в тот день, когда вернулась Анна … и долго. Но и тягостные воспоминания о Саше не смогли омрачить его настроения в тот день …

Алексеев Сергей. Слово

14.
… больше и больше тянет на воспоминания, ностальгические разговоры о конце пятидесятых, когда Институт работал на дне … Цимлянского моря, и в этих воспоминаниях кое-что пробалтывал. Без злого умысла, в порыве тоски по … эвакуации. Ольга Аркадьевна пустилась в воспоминания и неожиданно призналась: — Простите меня великодушно, молодой человек. Я тогда … мечты, ставшей сейчас уже просто воспоминанием и тоской. Вдруг ему вспомнилась Инга Чурбанова, спасенная Данилой-мастером … забывал реальность и уходил в воспоминания. Так у него было написано и в мемуарах. — У тебя …

Алексеев Сергей. Сокровища Валькирии 1-6

15.
… может быть что угодно: пейзаж, воспоминание, книга, — не важно. Важно, что поэт полагается на звук, на голос, который вывезет (картину, воспоминание, книгу), но вывезет не контрабандой (хитростью), отнюдь, и даже не … затертые слова: «Сталинскому соколу». НЕБО ВОСПОМИНАНИЙ Крестика золотого касалась она ладонью. Двух полушарий карта с точечкой … напластований. И наверное слаще небо воспоминаний. 11 марта 95 x x x Дотлевало волокно слова в …

Алейник Алексей. Апология. Олипм Муркин.

16.
… самый большой проказник-автор этих воспоминаний. В ответ он получил от бабушки изряд- ную порцию нравоучений и … свет божий и проветривает свои воспоминания о навеки ушедших детских годах, углубляется в позднейший опыт, приобретенный … старостиха Фейге-Лея». Автор этих воспоминаний уже однажды вывел ее под тем же именем в другом … бы нескольких строк в этих воспоминаниях. Хайте Рудерман жил далеко за городом, оторванный от мира и … те времена, когда автор этих воспоминаний находился в зените своей славы репетитора. В родном городе у …

Алейхем Шолом. С ярмарки (с предисловиями автора и критиков)

17.
… связано с помойкой особенно неприятное воспоминание: когда она два дня назад опаздывала утром в школу, то … С ним, правда, было связано воспоминание о первом поцелуе, там же, под лестницей, но поцелуй этот … от них осталось лишь квази-воспоминание, смутное подсознательное ощущение, не способное дать ничего, кроме симптомов мании … за шиворот яблоко… Дальше в воспоминаниях Влада — черный провал. Следующая картина — он громко вслипывает в поезде … как он будет жить с воспоминанием о пытках, которым его подвергли?! Страх заставил Влада соображать. Он …

Алекс Рома. HTML

18.
… много позднее (до выхода его воспоминаний) очень высоко ставили в мире. Незнакомые с ним люди часто … получил княжеский титул. В своих воспоминаниях Бюлов изобразил себя крайним миролюбцем и с негодованием издевался над … к слову сообщил в своих воспоминаниях. Действительно, приехав в Роминтен, Витте узнал, что император жалует ему … кое-что сохранилось 161 в воспоминаниях разных лиц, очевидно спрашивавших позднее императора. Для начала Вильгельм осторожно … немало, и от каждой останется воспоминание и рубец на сердце». ВсЈ же ей было бы легче …

Алданов Марк. Самоубийство

19.
… с проституткой- трансвеститом. Встреча, от одного воспоминания о которой Зиновия Андреевича кидало в холодный пот, была снята … Очевидно, у меня поздно стали воспоминания формироваться. Время голодное, витаминов не хватало». Но доктор уже не …

Акунин Борис. Сказки для идиотов

20.
… это был кошмар! — возбудилась от воспоминаний Эмма Готлибовна. — Весна, золнечная погода, все дамы и господа гуляют … бы не полагалось. Но поглощенный воспоминаниями Ахтырцев лишь вяло кивнул: — А, завещание… Это она придумала. «Вы … тряхнул головой, словно прогоняя ненужные воспоминания, и сел за стол. — Слушаю. Говорите, Фандорин, говорите. Никто лучше … события последних недель несколько приглушили воспоминания о той, кого Эраст Петрович именовал про себя исключительно «Лизанькой … могут однажды сложится в определенное воспоминание. Помолчав, баронесса произнесла с явным сожалением: — Мы не можем рисковать …

Акунин Борис. Эраст Фандорин 1-8

21.
… налили, вздрогнул, передернулся от жутких воспоминаний и прилежно отхлебнул. — Так-то лучше, — одобрил Рахта и снова … споткнулся в кротовьей норе и воспоминания пугливой стайкой юркнули в стороны. На смену им снова встали … разбудил в старом воине горькие воспоминания, Извек поспешил поблагодарить хозяев и спешно засобирался. Рощак поднялся, в … с трудом сдерживая слёзы. Свежие воспоминания перехватили горло. Он судорожно вздохнул, стёр со щеки начало мокрой … лакомством и напрочь прогнал все воспоминания о голоде. Покончив с едой, снова пошла по суше. Сокращая …

Аладырев Святослав. Извек

22.
… глазах Громовой промелькнуло какое-то воспоминание, потом она помрачнела и вернула Надежде паспорт молча. Марию Петровну … Да у меня о ней воспоминания самые неприятные остались! — А ты хочешь, чтобы я ей кассету … происходит, мне стало плохо от воспоминаний. Точно так же, как в прошлый понедельник, там прыгали, топали … Олег Примаков лежал неподвижно, последнее воспоминание отпечаталось в его мозгу. Тогда, в понедельник, он вышел от … с надписью «Протоколы». Окунувшись в воспоминания, Леопольд Казимирович понял, что соскучился по Оксане. Интересно, что она …

Александрова Наталья. Надежда Лебедева 1-4

23.
… голове смутно бродили какие-то воспоминания. — Ну и что вы хотели бы? — поощрила она робкого посетителя … отразилась мучительная борьба с ускользавшими воспоминаниями. Мужчина оказался понятливым, и на стойке снова что-то приятно … не вызывать лифт, были свежи воспоминания, как ее ударили по голове при выходе из лифта. Бесшумно … офицерскими усами напряглось в мучительном воспоминании. — А, вспомнила! Ее выпросил Гамлет! — Кто? — поразилась Ирина. — Гамлет! Ты … быстренько отогнала от себя это воспоминание. — Итак, — начала Ирина, когда они уселись в уютной кабинке, ожидая …

Александрова Наталья. Убийство на троих

24.
… жизни подростка во время войны — воспоминания для бабушек и ожившая история для их внуков. Для младшего … меньше. Может быть, это первое воспоминание в жизни. «ДАЧА» Приехали на дачу. Вот радость! Окон нет … ради нее. Может, потому столько воспоминаний связано с ней, о ней, про нее. После войны еды … Фонари стояли длинные, тонкие, как воспоминания о светлых мирных вечерах. Сейчас они по вечерам не горели …

Александрова Татьяна. Друзья зимние, друзья летние

25.
… стоять посреди улицы и предаваться воспоминаниям, — предложил он. — Не будем! — Лола зажмурилась на миг и ощутила … и отчаянно цеплялась за прошлые воспоминания. Как она могла не окликнуть Глеба, как могла допустить, чтобы … Невском… Лола мысленно сказала «стоп!» воспоминаниям. Она решила пока остановиться на этом. Осознав, что стоит уже … При встрече на нее нахлынули воспоминания, невозможно было расстаться с Глебом просто так. Но Лола вовсе … мертвое тело. Да еще Долины воспоминания. Внезапно Лола обрела решимость. Она должна во что бы то …

Александрова Наталья. Лола и Маркиз 1-6

26.
… хотел ее. Пандора облизнула губы. Воспоминание о том, как его рот прижался к ее губам, горячей … не нужны те неприятные, полузабытые воспоминания, которые будил в ней этот человек. Лорд Гарольд кашлянул. — Думаю … В его голове пронеслись непрошеные воспоминания. Раньше он боялся, что с разбитым сердцем останется Макс, а … друга с детских лет. При воспоминании о своих неприличных замечаниях, вызванных безрассудством и большим количеством выпитого … делаю, — сказала Джиллиан, однако при воспоминании об утраченном счастье острая печаль пронзила ей сердце. Чарлз, Кит …

Александер Виктория. Роман 1-5

27.
… ничего он не забыл, просто воспоминания эти ушли глубоко в подкорку и теперь вылезли наружу, как … и думает о собственном поведении. Воспоминания проносились в мозгу со сверхсветовой скоростью. Наконец Макс опомнился: «Кретин … будущей операции Леню натолкнуло детское воспоминание. Он помнил, как в цирке, куда водили ег

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также воспоминание.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. воспомина́нье воспомина́нья
Р. воспомина́нья воспомина́ний
Д. воспомина́нью воспомина́ньям
В. воспомина́нье воспомина́нья
Тв. воспомина́ньем воспомина́ньями
Пр. воспомина́нье воспомина́ньях

воспомина́нье

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 6*a по классификации А. А. Зализняка); в художественной (особенно поэтической) речи допустима также форма предл. пад. ед. ч. воспомина́ньи.

Приставка: вос-; корень: -помин-; суффиксы: -а-ньj; окончание: .

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [vəspəmʲɪˈnanʲɪ̯ə], мн. ч. [vəspəmʲɪˈnanʲɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. устар. то же, что воспоминание ◆ Я сохраню в воспоминаньи святую молодость твою. А. А. Фет

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»


Как пишется?

Формы слов русского языка онлайн

Введите слово:

Воспоминаниями как пишется?

воспоминание

воспоминаниями — существительное, творительный п., мн. ч.

Часть речи: существительное

Единственное число Множественное число
Им.

воспоминание

воспоминания

Рд.

воспоминания

воспоминаний

Дт.

воспоминанию

воспоминаниям

Вн.

воспоминание

воспоминания

Тв.

воспоминанием

воспоминаниями

Пр.

воспоминании

воспоминаниях

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

На презентации мемуаров Арнольда Шварцнегера

На презентации мемуаров Арнольда Шварцнегера

Работа Михаила Веллера «Как писать мемуары» (Работа приводится здесь без изменений, хотя желание сократить слишком уж разухабистый текст у меня было. Я только, как всегда, расставил точки над «ё». Никому чтобы не повадно было портить  русский язык)

«Очевидно, вы человек пожилой, опытный, имеющий основания считать себя умным – и при этом, как большинство нормальных людей, неискушенный в литературном ремесле. Чего вы хотите? Вы вознамерились написать мемуары.

Итак: что у вас есть? Информация. Факты, мысли и даже порою чувства. Прожитая жизнь, представляющаяся вам самому небезынтересной. Встречи с интересными людьми, удивительные происшествия, уникальные сценки, глубокие мысли. Картины жизни давно минувших лет, которые жаль и неправильно отдать забвению, хочется из памяти перенести на долгопрочный, объективный носитель – на бумагу, в данном случае.

Итак: чего у вас нет? Литературных навыков. То есть вы читали, конечно, книжки других людей и знаете, как книга должна выглядеть. Ну, как можно отлично знать, как должен выглядеть бриллиант, но не уметь самому гранить алмаз, или до мелочей представлять обороты на перекладине, но не мочь самому подтянуться.

Но не боги горшки обжигают, терпенье и труд всё перетрут, а там можно и редактора нанять, а кроме того, есть такое слово «литобработчик»…

Итак; вы сели за стол и начали. Ну! Смелее! Э?..

1. Муки творчества. Если через полчаса вам станет жарко и вспотеют лоб и спина – это нормально. Если вам вдруг взбредёт поставить подмышку градусник не отрываясь от процесса – не бойтесь хронических воспалений, если он покажет 37,2 вместо ожидаемых 36,6. Такова нормальная реакция организма на волевой приказ центральной нервной системе перевозбудиться, задействовать глубинные слои ассоциаций, подать и держать наготове весь ваш словарный запас и одновременно заниматься поиском и проверкой самых сильных, точных и небанальных сочетаний слов, призванных выразить вашу мысль, которую вы и сами несколько смутно представляете.

Организм делает усилие к чему-то неясному, но серьёзному и трудному. Впрыскивается адреналин, вбрасывается сахар, учащается пульс, поднимается давление.

Вот когда вы со временем достигнете – если достигнете – уровня возбуждения, при котором начинает непроизвольно подрагивать кадык, бессознательно следуя звучанию просящихся на бумагу слов, и прорывается дрожь в локтях и коленях – лёгонькая такая, еле ощутимая, чуть прохладная, – и начисто вылетает из сознания, что где-то болело или куда-то надо было пойти, – вот тогда вы, по крайней мере, подниметесь до уровня возбуждения, на котором ежедневно работает приличный писатель.

Правда, приличных писателей всегда было очень мало.

Писателя вы всегда сильно уважали за умность и многознание слов, но при этом полагали слегка бездельником: он, конечно, умеет, но труд его специфический и не такой трудный, как у некоторых. И вы правы! Вот только въехать в эту специфичность труда нелегко.

Теперь вы начнёте понимать мучительную укоризну в собачьих глазах: она всё понимает и чувствует, но не умеет выразить на языке тех, кому более всего и хотела бы излить душу. На языке людей. О! Выть, лизать и прыгать…

Вам захочется выть. После нескольких часов за столом будет побаливать сердце. Вы сделаетесь раздражительны, как любой, у которого не получается то, что хочется.

Самое ужасное. Вы усомнитесь в своих умственных способностях.

Второе самое ужасное. Вы усомнитесь в том, что вам вообще нужны эти хреновы мемуары. Так ли уж всё важно, а эти уроды вокруг не стоят того, чтоб ради них упираться.

А шлепающиеся на бумагу фразы оказываются уродливы и убоги, и нет в мире силы, которая сделала бы их хорошими, правильными и красивыми, выражающими верно ваши мысли.

2. Бессонница. Люди в старости и так спят не слишком. Для писателя же любого возраста нет ничего обычнее, чем «расстройство сна». Нервная система перевозбуждается, и погасить возбуждение, убрать адреналин – весьма глуховая задача. Так что запасайтесь снотворным – но только таким, чтобы оно не глушило вам назавтра мозги. Для вас ведь главное не спать – а иметь свежую, отдохнувшую голову. Сон – средство для этого, а не самоцель. Большинство невропатологов в эти мелочи вникать не желает.

Гуляйте на ночь, пейте тёплое молоко, советуйтесь со сверстниками.

3. Если вы графоман – то есть пишущий человек, которому нравится и кажется вполне ценным всё, что он написал – перо вам в руки и счастливый путь. Ни в советах, ни в предостережениях вы не нуждаетесь.

Но всё же. Представьте себе, что вы со своим текстом стоите на сцене перед тысячным залом. И читаете. Вслух. Станут вас слушать? Или начнут уходить? А – честно?

Учтите, дорогой мой, учтите. Вы уже старик. А старики болтливы. Старики обычно глупеют. Собственный опыт кажется старикам необыкновенно ценным. Не в силах делать многое сами, старики обожают поучать молодых на примере собственной жизни. Стократно повторенная банальность часто кажется старику мудростью от седин.

Спросите себя как можно честнее, беспощаднее: а что было в вашей жизни такого, что для других представляет интерес? И было ли вообще?

4. Уровень притязаний. Если вас восторженно обнадеживает сам уже факт того, что вы сумели что-то написать – отдохните. Не всё, что не поэзия, является прозой. Не всё из того, что вам удалось написать, не является скучищей и чушью. И не вымаливайте хвалебную оценку домашних и друзей: они необъективны и снисходительны.

Помните народную мудрость, в пристойном изложении звучащую так: «Делай хорошо – выйдет хреново». В том смысле, что стараясь изо всех сил – можно хотя бы на скромный результат рассчитывать.

Если вы хотите лишь «написать не хуже других» – подите к чёрту, такие письменники никому не нужны и не интересны.

Не разменивайте остаток своей жизни, делайте своё дело лучше всех! «Коекакеры» пользуются лишь презрением окружающих.

Итак, первое:

5. Проникнитесь важностью начинаемого дела. Ваши мемуары давно выношены, давно созрели. Материала у вас больше нужного, знай только отбирай. Замысел отшлифован. Осталась необходимая вещь: повернуть свои воспоминания мысленно под таким углом, чтобы мир ахнул – вот что вы знали, видели, делали, пережили. И без ваших мемуаров – история мира неполна! Картина жизни человеческой – неполна! Именно ваши мемуары дополняют собой неповторимую мозаику эпохи, заполняют белое пятно.

6. Для кого вы пишете? Для себя? Сами по себе вы никому не интересны, успокойтесь. Для семьи и друзей? Они вас и так знают, не пытайтесь впутать издателя профинансировать ваши семейные дрязги. Для истории? Сходите к психиатру и попросите таблеток от мании величия. Для эдакого типа собутыльника в поезде, которому тянет рассказать свою жизнь? Ну так прочистите мозги: ведь каждого читателя поить не будешь и за пуговицу не удержишь, его так просто не заставишь выложить свои кровные бабки за ваши откровения, а потом ещё их в собственное время читать.

Вы пишете для тех, кто сумеет увидеть в ваших воспоминаниях те же интересные случаи, незабываемых людей, глубокие мысли, неповторимые ситуации, потрясающие тайны, которые видите в своей памяти вы. Для каждого, кто проникнется пронзительностью вашего чувства и впечатлится глубиной вашей мысли. Для любого, кого сумеете сделать на время чтения вашим вторым «я», другом, единомышленником, сторонником.

А вот для этого-то и надо уметь писать. А в умение писать входит очень многое, пардон за банальность. И не обманывайте себя надеждой, что редактор или литобработчик смогут кардинально улучшить вашу книгу. Так – язык поправят, отдельные абзацы вычеркнут, но своего ума автору не вложат.

Первое умение писать – это:

7. Умение читать. Прочтите (или перечтите) знаменитейшие из мемуаров: Бенвенуто Челлини, Цезаря, Бисмарка. И поковыряйте внимательно, как они сделаны.

«Записки» Цезаря кристальны. Но и речь идёт о крупных событиях – передел мира, судьбы сотен тысяч людей, риск и трагедии.

Жизнь Челлини была полна чёрт знает чего в горячих точках тогдашней Европы. Авантюряга, нувориш, талант, хвастун. Ему было о чём писать!..

А что писал Бисмарк – собственно, не так даже и важно: в каждой немецкой семье стояла эта книга – как знак присяги, преклонения, как символ объединённой Германии.

Если вы – фигура такого калибра, то вам некогда писать самому, а советов вы не принимаете, вы их даёте сами. Вы наговорите на диктофон чего сочтёте нужным, а потом известные журналисты за приличную плату сляпают «ваши мемуары», как и принято в последние десятилетия. И мемуары эти будут дерьмо, уверяю вас.

Почему сделанные инкогнито знаменитыми журналистами мемуары топ-знаменитостей – всегда дерьмо? Потому что сами знаменитости многое утаивают, а многое пытаются выпятить «из моральных соображений». Ложь и умолчание – главные отличительные особенности мемуаров топ-знаменитостей. Прежде всего, разумеется, это относится к политикам, отставным лидерам. А у журналиста-литсекретаря, реального автора, нет задачи сделать хорошо – а есть две другие задачи: первая – угодить заказчику в меру его желания представить события определённым образом, и вторая – получить очень приличный гонорар с минимальными затратами жизни, труда, нервов.

Вы ведь не думаете, что президент Ельцин или генерал Трошев сами писали свои мемуары? Если думали – немедленно отдохните от этой мысли.

Читая чужие мемуары, вы обнаружите, если у вас есть минимум литературного вкуса, что они очень плохо написаны. Практически всегда. А чем они интересны? А тем именно, о чём в них речь. Материалом. Фактурой. Жизнью за строками.

Так вот. Полистав книжонки из серии «Библиотека очередных мемуаров», человек приходит к выводу, что и он может не хуже некоторых. Немедленно отбросьте эту мысль вон! Уясните: очередная порция навоза никому на литературном рынке не нужна.

Вспомни, приятель: ведь ты когда-то неплохо умел делать своё дело. Ну так сделай неплохо и это.

8. Что главное. Запомни: читателю интереснее всего крутая жизнь, крупные личности, светские сплетни, подробности жизни верхов, профессиональные секреты, подтверждения или опровержения слухов, раскрытие тайн. Это очень просто: ему интересно самое захватывающее из твоей жизни, если там таковое было.

Запомни: он хочет увидеть мир твоими глазами, услышать твоими ушами, ощутить дрожь от событий через твои нервы. Читая твою книгу, он хочет прожить ещё одну жизнь – твою, познать мир полнее. Удовлетворить любопытство, обогатить знание.

Более того: на время чтения твоей книги он хочет стать тобой!

И вот из этого главного вытекает всё остальное. Прописи эти с виду нехитры, но жизненно важны для того, чтобы твои мемуары стали книгой, читаемой людьми.

9. Пиши о главных событиях. Неумение отделить значимое от незначимого – бич мемуаристов. В памяти ветерана уравниваются в значении день в бою и день на разгрузке картошки, артналёт и генеральский нагоняй (да нет, артналёт обычен, а генеральский нагоняй – это серьезно).

Отбирай самые главные, судьбоносные, экстремальные события из всех, что с тобой были. Главные опасности, риски, труды, напряжения. «Звездные часы». Решающие моменты.

Милые личные мелочи, которые занимают такое место в твоей памяти, никому не нужны и не интересны. Ты интересен читателю не сам по себе, дорогой мой, а как участник и свидетель крупных и интересных событий.

10. Соотношение главного и неглавного. Человек устроен так, что самым важным и интересным для него обычно является собственная жизнь. Обычная сценка: рассказчик прихватывает слушателя за рукав, перебивает его и велит: «Погоди! ты слушай дальше!..». Ему охота рассказать – но собеседнику неохота слушать!!!

Так вот: читателя ты за рукав не прихватишь, он твою книжку листнёт и бросит – если раньше не отбросит редактор. Сделай ему интересно!

Запомни: если ты не супер-звезда – пересказ твоей жизни никого не колышет.

Обычен такой вариант в мемуаре: два месяца солдат в тылу – одна глава, три месяца на передовой – вторая глава. На деле же про передовую можно давать десять глав!

Бытовые, ординарные, неглавные подробности – должны выполнять служебную роль. Связывать главные события между собой. Дополнять представление обо всем происходившим. Но ни в коем случае не соперничать с главными событиями по объёму.

Иначе – это как если бы в боевике главный герой меньше бегал и стрелял – а больше спал, ел, мылся, одевался, покупал носки и ковырял в носу (как в жизни и бывает).

Скажем, бич советских военных мемуаров – бесконечные описания канцелярских дрязг и административных подробностей. Какие-то чиновники, а не боевые генералы! Это война или курсы повышения квалификации штабистов?!

11. А что главное? А очень просто. Есть древняя истина: о человеке надо знать три вещи – как он родился, как он женился и как он умер.

а) Главные опасности.

б) Главные напряжения всех сил.

в) Главные дела всей жизни.

г) Личные встречи с самыми главными людьми твоей жизни.

д) Открытие тайн, в которые ты посвящён.

е) Неизвестное ранее о больших событиях и людях.

ж) Неизвестное ранее о хорошо известном.

Надо ли тут приводить примеры?

Когда в связи со взрывом «Челленджера» писали о сотруднике, который возражал против запуска, говоря о промерзании резиновых уплотнителей, но его заставили дать «добро» – это значимо, это из области главного. А если писать книгу о том, как один из рабочих одного из заводов, входящих в космический комплекс, много лет выполнял свои операции по изготовлению ряда деталей – эти мемуары не нужны: значимой информации нет.

12. Об умолчании главного. Есть много мемуаров разведчиков (бывших, конечно), где практически всё, что относится к специфике оперативной работы, опущено. И операции многие опущены. И служебные отношения. И подробности выполнения заданий. Ну – работа такая у людей. Топ-секреты спецслужб. Подписка о неразглашении. Профессиональная этика.

Поэтому мемуары разведчиков, как и политиков, как и обычно врачей – дерьмо. Форма лжи. Байки для дефективных детишек. Причём скучные и ненужные. Всё-то их оправдание – и там кое-какая информация содержится.

В мемуарах разведчика нас интересует жизнь и работа разведчика в тех частях и аспектах, в каких они отличаются коренным образом от жизни и работы обычных граждан – без «легенд» и «крыш». Канцелярские разговоры с коллегами и начальством нас интересуют мало. Общая политическая обстановка в стране и мире на момент описания нас волнует мало и вообще известна. Мнения разведчика по разным вопросам жизни нас волнуют мало – есть философы, социологи, аналитики на это. Ты про главное дай: как пришёл? Сколько платили? Куда поселили? Как и кого отсеивали? Как готовили, к чему готовили, какие навыки вырабатывали? Ах – это нам знать необязательно, это профессиональная тайна? Ну так поди к такой-то маме. Ишь ушлый – славы захотел, книжечку написать, только чтоб там ничего интересного не было. Ну – так кому нужна твоя книжечка без интересного? Думаешь, её покупают из-за твоего мастерства писателя? Её  подкупают из-за тех крупиц информации о разведке, которые там всё-таки есть. Из-за крупиц специфики. А всё прочее из твоей жизни, за пределами твоей работы собственно разведчика, никому не нужно, не обольщайся.

Мемуары российского политика, где упоминаются президентские выборы 96-го года – без рассказа о механике выборов, о миллионах, вложенных олигархами, о подтасовках итогов, о гонорарах привлечённых звёзд шоу-бизнеса, о распределении ролей, обо всём закулисье – это не мемуары, а элементарная политическая реклама.

Каждому мемуаристу приходится в одиночку решать вечную задачу: что можно сказать, а о чём из порядочности (или иных соображений) подобает умолчать. Так вот: вопрос о порядочности – на совести каждого. А вопрос о ценности и значимости мемуаров – это вопрос информации, содержащейся в них, вопрос осведомлённости и откровенности.

Ты мог давать клятву Гиппократа и присягу, расписываться кровью и лобзать знамена. Но если ты взялся за мемуары – тебе никуда не деться от знания: полная откровенность – Бог мемуаристики.

Мемуары – не агитка и не самореклама, но – исповедальная проза. Или раненая совесть – или искалеченная недолитература, коли ты за литературу взялся.

Задача мемуариста – не дать своему миру, памяти, знанию умереть и исчезнуть вместе с собой. Хочешь молчать – не пиши. Хочешь писать – не молчи. Хочешь на ёлку влезть и пирожок съесть – фиг тебе.

И ещё. Читателя жутко раздражает, когда мемуарист явно обходит интересные читателю вопросы. Поманил, разжёг – и обманул высокомерно: не твово собачьего ума это дело, хавай что дали.

Всё пройдет, только правда останется. Останется ли – зависит от тебя.

13. Герои и портреты. Если ты затрагиваешь людей известных, крупных – так дай о них представление читателю. Чтобы он увидел их собственными глазами – и собственными ушами (от тебя, через тебя) услышал про них всё интересное, примечательное, определяющее, что известно тебе.

Сколько лет ему было при встрече, в это время? Толстый или худой, сильный или слабый? Густоволосый, лысый, седой? Беззуб или белозуб? Бас или тенор? Решителен в манерах или робок? Крикун или молчун? Как он одевался? Как выпивал? Что любил поесть? А что с семьей? А что с бабами? А насчёт подхалимажа или, наоборот, рубки правды-матки? А сребролюбие или бескорыстие? А интересные случаи или сплетни про него? А чем он вообще выделялся среди других, преобладание какой черты и сделало его крупной фигурой?

То есть. Словесный портрет. Служебная характеристика. Психологическая характеристика. Самые яркие штрихи биографии. Отзывы знакомых.

Запомни – ты пишешь не свою биографию. Ты пишешь биографию эпохи. Как великий Н.Н. пожал тебе руку – никого не колышет, никому не интересно, умерь своё  тщеславие, не будь смешон и надоедлив. Вот как великий Н.Н. в тот вечер нахрюкался и рухнул мордой в унитаз – это интересно. Как под пыткой никого не сдал – это заслуживает памяти. Как самому Сталину возразил – это сенсационная подробность. А как тебя похвалил – это факт твоей личной биографии, которую ты всё равно не сможешь сделать фактом общественного сознания.

14. Пейзаж и интерьер. История и литература до безобразного мало передаёт нам информации о быте, образе жизни прошлых времён. Авторы обычно полагают, что не фиг и упоминать о том, что само собой разумеется. Сто лет разумеется – а через двести никто уж и не представляет, как же на самом деле жили. И специальные учёные по крупицам реконструируют быт и спорят до хрипоты.

Запомни – ты консервируешь жизнь прожитых тобою времён для последующих поколений. Не свою жизнь, козявка суесловная, а жизнь эпохи ты хочешь передать через свои воспоминания. Разницу уловил, старый парень?

Ты пишешь, допустим, о Ленинграде сороковых – пятидесятых? Так упомянь, чем крыта улица – булыжником, диабазом или асфальтом – торцы ведь блокаду нигде не пережили. Исчезают огромные поленницы во дворах – роют канавы: переходят на центральное отопление. Что едят? Что пьют? Сколько стоит? Каковы зарплаты? Все ещё ходят в бани – каковы бани? Моды? Духи и одеколоны? Часы? Длительность отпуска? Бельё? Рекламы? Фильмы? Главные темы в газетах?

Окуни читателя в свою эпоху. В нормальный мир быта. Не презирай житейских подробностей, ты ведь Шекспиром себя не считаешь, жизнь законсервировать и сохранить – вот твоя задача. Ни через что человек не ощущает так дух и смысл эпохи, как через ежедневные, необходимые жизненные мелочи.

Напиши, как воет ночью издалека дежурный трамвай. Как рефлекторно просыпаются люди, если внизу под домом выключается мотор подъехавшей машины и хлопает дверца. Как носильщики на вокзалах носят белые фартуки и бляхи и скрепляют чемоданы попарно ремнями сквозь ручки, перекидывая их через плечо.

Окно – выходило на улицу или во двор? Двор – солнечный был или тёмный колодец? Пол – гнилой или уцелевший с 18 года паркет, дубовая несносимая плаха?

Помещение – большое, маленькое, низкое, высокое? Лестница – крутая, широкая, узкая, грязная? Мебель – какая? Картины на стенах? Драные обои, белёные стены?

15. Принцип кино. Представь себе, что ты смотришь кино. Это кино твоей жизни. В нём два человека встречаются не в пустоте, а в земной обстановке, наполненной всем, чем ей полагается быть наполненной. Верх, низ, время года и суток, погода, температура, одежда, помещение или вне помещения, лес или пляж, и т. д.

Вот всё, что от тебя требуется – это постоянно видеть перед собой кадр, картинку происходящего. Ты ведь не выдумываешь из головы – ты пересказываешь картинку, сцену, которая стоит у тебя перед глазами и сейчас. Так дай читателю представление об этой сцене! Перескажи кратко, что на ней установлено!

Представь себе, что ты пересказываешь цветное кино слепому другу. И тебе хочется, чтоб он увидел внутренним взором всё то, что ты видишь на экране.

Если ты этого не сделаешь – твои читатели так и останутся слепыми друзьями. Из всего фильма они уловят только диалоги, музыку и шум стрельбы.

Понял-нет? Пересказывай картинку.

16. Отбор детали. Иногда в прозе можно обойтись вообще без деталей, и даже есть такие литературные направления и стили. Но мемуары без деталей – о чём они? Это уже не мемуары, это сюжеты из прошлого.

В «Трёх мушкетёрах» Дюма не удосужился сообщить, какого цвета были мушкетёрские плащи и вообще в чём заключалась служба. И ладно. Шедевральность этого романа, как известно, в другом.

А теперь представьте себе мемуары мушкетёра, попавшие в ваши руки сейчас. Приличный был мушкетер, но не д’Артаньян, не де Тревиль, не первой величины звезда. И вот он передаёт интриги и сплетни при дворе, всё больше те лишь, к которым сам причастен случился. Ну и что? А где интересное? А где мясо эпохи? А как они вообще-то жили-были?

Все детали вам передать не удастся, да и задачи такой не стоит. Но характерные детали обязательны. Будь это кривой нос или расчищенные до зеркальности сапоги, надтреснутая кружка или грязные ногти, запах пота или кобура на ремне, табачный дым или тёмные подглазья, вялое рукопожатие или обязательный стакан водки вечером за обедом.

Такие вещи вообще лучше всех знают карикатуристы и мультипликаторы. То есть художники, изображающие жизнь с очень большой степенью условности. Чтобы существо или предмет были похожи – не обязательно копировать в точности, да это и скучно. Достаточно подметить две-четыре характернейшие детали – остальное можно подгонять под этот своего рода модуль. Заяц – это длинные уши, куцый хвостик, круглая голова, длинные задние лапы. Хоп – и уже не перепутаешь.

Ну, типа: Сталин – эта усы, френч, невысокий рост, грузинский акцент, волосы назад, трубка. Достаточно по минимуму.

Сальвадор Дали: худой, высокий, эксцентрик, стебок, глаза навыкате, усы в иголочку вызолочены, саморекламщик жуткий.

Дом: трёхэтажный, обшарпанный, с вонючей лестницей.

Куртка: летная кожанка, обтёртая добела на плечах парашютными лямками.

17. Отбор доминирующей детали. Хрущёв был маленький, толстый, лысый, бесцеремонный. Но никто из мемуаристов, кажется, ещё не отметил главнейшую черту Хрущева – потрясающую энергетическую заряженность. Этот человек даже в немолодые свои главные годы заряжал всё вокруг себя действием, все начинали крутиться.

Главное, с чего начинается для призывника солдатская служба – ещё в военкомате: крик, мат, грубость, унижение, подавление.

Из главных эмоций советского школьника – тоска перед первым сентября и облегчённый восторг при известии о болезни учительницы или карантине по гриппу.

Если где-то вечно воняет, а кто-то патологически жаден, а на севере оленины было полно и стоила она куда дешевле свинины – это характерная деталь. А вот то, что Москва не есть город в том смысле, что она не есть в целом организованное пространство – а конгломерат организованных очагов, богатых и бедных, красивых и уродливых, а вообще за лысые газоны на Поклонной горе никто не отвечает, так же как за грязные фасады и сборную солянку из разнородных построек, – вот это черта доминирующая, вместе с хронической усталостью большинства жителей и возможностью бешеных карьер.

В купе тесно и колеса под полом стучат. Эта доминанта обычно опускается как общепонятная. А через пятьсот лет она ведь, весьма вероятно, перестанет быть понятной и известной. Хотя сегодня упоминать о тесноте и стуке – банально.

А вот тараканы в поезде «Петербург – Кишинев» – это уже не банально. Это уже может выделить поезд из прочих, если описать.

Небоскребы Манхэттена подавляют человека – это банально. А отрадное ощущение своей простецкой причастности к роду человеческому, поставившему эти гиганты – это характерно, и для туриста доминирует.

Никогда не забывайте упомянуть главное.

18. Запрет на неупоминание принципиальной детали. Большинство людей идиоты, но всё-таки мы с вами разговариваем сейчас как два умных человека. Большая же часть мемуаристов – балды, не заслуживающие внимания. И мемуары их для недоумков.

К важнейшим и необходимым условиям человеческого существования относится удовлетворение естественных потребностей. Это просто условия физического выживания.

И вот уже сорок лет обыватель, то есть обычный человек, обменивается с товарищем соображениями на тему, как какают и писают космонавты, причём также женского пола. Им, знаете, интересно. Им тоже иногда в туалет приспичит, так небо с овчинку делается. Они важность вопроса понимают отлично.

Низ-зя. Неприлично. Нездоровое любопытство. Жопа есть, а слова нет.

Я не призываю космонавтов выдавать военные тайны. Я всего лишь объясняю собравшемуся писать мемуары, что если ты утаиваешь принципиальное – ты разом совершаешь кучу ошибок и проступков:

ты снижаешь интерес к написанному тобой;

ты уменьшаешь число своих читателей;

ты автоматически снижаешь весомость своей книги-мемуара;

ты способствуешь общественному незнанию вообще;

ты помогаешь кануть в лету тому, что умалчиваешь – и не исключено, что по прошествии времени это станет ещё одним секретом древних времен.

Умолчание есть фигура лжи, а маленькая ложь рождает большое недоверие. Кто явно умолчал о характерном – тот, понятно, мог умолчать и о многом другом. И реальные причины многих действий, которые он описывает, могли быть совсем иными, вправе думать читатель. Не потому шли в атаку, что патриоты были, а потому, что заградотряды иначе расстреливали. И т. п.

В блокадном Ленинграде ели и людей. И боялись милицию – она могла отобрать еду или вещи. И женщины продавали себя за продукты чиновникам из партийно-военной верхушки города, если случай складывался. И без этих деталей любые воспоминания о Блокаде будут а всё-таки неполными и фальшивыми.

Если все постоянно мёрзнут, или кто-то педераст или нимфоманка, или весь класс постоянно боится самого сильного и агрессивного – без упоминаний этого нет картины жизни.

19. Не забывай о деньгах. В жизни без них никуда не денешься, так ведь? Точно так же: в поездке, в загранкомандировке, во время военное и мирное, в одиночку и вдвоем. Людей всегда интересует: сколько тебе платили? сколько платили кому? что на это можно было купить? Не пренебрегай финансовой темой!

20. Не ханжи. Пиши о деньгах, о сексе, о выпивке, о проделках и слухах. Пиши так, как если читатель – твой собутыльник на ночной кухне, старый кореш, и ему можно поведать самый смак, который не для публичного разглашения, зато суть жизни.

Кто любил и мог выпить – чего и сколько? Если кому нравилась женщина – то как она выглядела на мужицкий взгляд, как там было чего? Кто любил урвать деньгу, кто был подхалимом, а кто хамом? Кто был хам, а кто дурак? Кто присвоил чужие заслуги? Кто писал доносы?

Кто кого домогался? Кто кого содержал? Кто проигрывался в карты? Кто блевал на лестнице, чёрт возьми?!

Сосредотачиваться на чужом грязном белье не нужно. Но вовсе обходить вниманием то, что неизменно отмечали на лавочках и в курилках – это уже изображать некую условную, «лакированную», кастрированную и неинтересную действительность. Невсамделишную.

Мемуары – это про всамделишную жизнь. А не «литература».

21. Мемуары звезды. Ваших фанов интересуют любые подробности именно вашей жизни. Вам легче. Знай пиши о себе как можно внимательнее и подробней. Все ваши слова будут как под увеличительным стеклом читателя – приобретать крупное значение.

22. Мемуары героя. Кумиром является не столько ваша личность, сколько ваши геройские (героизированные) поступки. Поэтому пишите преимущественно не о своём детстве и частных случаях – а именно о подвигах. Уж о них – подробней: как всё это было, с переживаниями, деталями, подготовкой, спецификой. Вся ваша остальная биография должна стоять на втором, неглавном, не самом объемном, месте по отношению к описанию подвигов (ну, пусть условно выражаясь, подвигов) – которые и есть суть, причина и повод ваших мемуаров.

23. Главные моменты. Что. Кто. С кем. Как. Когда. Почему. Для чего. Каким образом. Как было подготовлено. Каковы вышли следствия. Какие были самые яркие подробности и характерные детали. Кто что за это имел. Вот узловые моменты, вот акценты, на которых должны быть сосредоточены мемуары.

24. Литературные средства. За неимением в российской традиции до сих пор самых примитивных курсов и лекториев по литературному мастерству – читай постоянно, по пяток страниц в день, внимательно и со вкусом, известные, хорошие, легкие, простые в восприятии книги. «Двенадцать стульев». «Гиперболоид инженера Гарина». «Белеет парус одинокий». «Жизнь господина де Мольера». Это способствует. Настраивает на верный лад. Этому не стыдно и полезно подражать. Вот так примерно надо излагать. Просто и доходчиво.

Пиши короткими фразами.

Избегай банальностей и штампов.

Избегай красивостей.

Избегай рассуждений на общие темы.

Не философствуй.

Больше конкретностей.

Больше описаний – но кратких.

Больше специфики описываемого дела – которой, кроме вас, никто ведь уже толком и не знает.

25. Если вы не герой и не звезда. То ваша собственная жизнь со всеми её подробностями никого не волнует. И можете не стараться описывать её. Не подражайте «большим людям» – масштаб ваших личностей разный. А что делать?

Пишите о больших событиях, в которых довелось участвовать. О больших людях, которых встречали. О деталях и приметах жизни того времени.

От вас требуется дать портрет эпохи глазами очевидца и участника. Но никак не автопортрет участника на фоне былой эпохи. Разница понятна? Обычнейшее и распространённейшее горе мемуариста: он стремится запечатлеть себя в эпохе – а не эпоху своими глазами. Он перегружает текст занудством своей, никому не известной и не нужной жизни – и недогружает главнейшими вещами из жизни эпохи.

26. О своих заслугах. Упоминать об этом – небрежно, как бы между прочим, как бы не придавая значения. «Когда Господь Бог вручал мне за это орден всего на свете, он сказал после банкета в раю, что они там все наверху уже переволновались и решили, что всё пропало. А для нас тогда это была обычная работа, разве что выспаться никак не удавалось. Хотя лечиться потом пришлось долго». Вот примерно в таком духе. Форма самовосхваления должна быть скромной, тактичной. Э?

27. Стратегический прицел. Мемуар не должен быть нацелен на то, чтобы поместить ваш нетленный образ в сознание читателя. А на то, чтобы ваш опыт вошёл в сознание читателя частью его собственного опыта.

28. План. Составь его перед работой. И позаботься, чтобы главные события и люди занимали пропорционально больше места. А второстепенные, даже реально длившиеся долго – меньше.

Прикинь план по главам. Сделай краткий конспект.

29. Хронология. Не поддавайся искусу ассоциативного мышления. Эренбург с его «Люди, годы, жизнь» был искушённый и умелый старый писатель, он мог себе позволить. Твое повествование должно быть последовательным и простым.

30. Путешествия. Многие пишут о своей турпоездке или командировке в цивилизованную европейскую страну как Марко Поло о путешествии в неизвестный и далекий Китай. Пойми: мир давно известен, описан, о каждой стране есть специальная литература и справочники. Не пересказывай азбучных истин на том лишь основании, что вот ты там лично побывал. Не излагай общих сведений, почерпнутых из справочника, не пытайся подменить собой главу из учебника экономической географии, это ненужно и скучно.

Опиши то, что расскажешь вечером на кухне соседям за бутылкой. Сколько зарабатывают? Что почём? Чем питаются, на чем ездят, как одеваются по разным случаям? Кого уважают, кого презирают? Что думают о нас? Чем от нас отличаются? Отношения в семьях? Характерные черты внешности? Как учатся, как и сколько работают? Читают ли, ходят ли в кино, что смотрят по телевизору? Какие главные праздники, как их отмечают? Чем отличается от наших – их улица, дом, жилище, магазин, мебель, обеденное меню?

Много ли там иммигрантов и «уезжантов»? Агрессивны люди, терпимы, равнодушны?

Всё, что происходило с тобой за границей – должно быть оснащено конкретными и характерными деталями – и лишено азбучных прописей. Как назывался ресторан? улица? какой год и день стояли на дворе? Тепло ли там или холодно в это время, особенно по сравнению с нашими краями? Сколько стоило посидеть в кабаке и велики ли порции? И т. п.

Именно это хотят узнать от тебя, а не то, что в Германии подметают улицы, а в Англии туман. Кстати, это достаточно лживые мнения.

31. «Отрицательные фигуры». Если не хочешь выглядеть жеманным идиотом, никогда не употребляй обороты типа: «Один сотрудник, не хочу называть его фамилию…». Он никому не нужен без фамилии! И ты никому не нужен без его фамилии! Хочешь – пиши романы с вымышленными героями. А взялся за мемуары – называй кошку кошкой! Ибо без фамилий мгновенно исчезает эффект достоверности и искренности текста – а без этого его можно тут же выкидывать в сортир.

Посол России в Израиле Александр Бовин выпустил блестящие мемуары: «Пять лет среди евреев и мидовцев». В отличие от сонма лицемеров, он называет людей так, как они называются. Книга стала бестселлером. И ничего – все утерлись, ибо все картины объективны, честны и справедливы.

32. Редактор. Если он не производит впечатления неопытного и наглого идиота – весьма вероятно, что он в литературном деле опытнее неопытного тебя. Не мешай ему сокращать то, что не является принципиально важным, принципиально конкретным. Если что-то скучно ему – почти наверняка будет скучно и читателю.

33. Напутствие. Пишите неслыханную по фактам, редкую по важности, умелую и по форме книгу. И тогда – тараньте издательства.

Если же ваша книга «не хуже других» – не морочьте людям головы и заслуженно отдыхайте».

Завершая, выделю совет Веллера под номером 24:

«24. Литературные средства. За неимением в российской традиции до сих пор самых примитивных курсов и лекториев по литературному мастерству – читай постоянно, по пяток страниц в день, внимательно и со вкусом, известные, хорошие, легкие, простые в восприятии книги».

Теперь такая Школа писательского мастерства в России есть — обращайтесь.

—————————————————————————————————————-

Научиться писать в жанрах “мемуар”, “биография” и “история семьи” можно в нашей Школе писательского мастерства:  http://schoolofcreativewriting.wordpress.com/

Автору мемуара или автобиографии предлагаем услуги по редактированию и корректуре рукописи:  http://litredactor.wordpress.com/

Тем же, кто желает, но не способен написать мемуары сам, предлагаем услуги наёмного  писателя:  http://writerhired.wordpress.com/

В нашей группе филологов и журналистов есть опытные люди, которые специализируются на создании столь модных ныне мемуаров, автобиографий и историй семьи. Город и страна проживания заказчика значения не имеют.

По любым вопросом пишите мне лично:  likhachev007@gmail.com

Гл. редактор Лихачев Сергей Сергеевич

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Воспользуешься как пишется
  • Воспользоваться аэрозолью как правильно пишется
  • Восполение или воспаление как пишется
  • Воспламеняющееся вещество как пишется
  • Воспитывать или воспитовать как правильно пишется