Вселенский собор как пишется

Правописание

Как писать слова, связанные с церковью?

Когда использовалась прописная буква?

В русской гражданской печати XIX – начала XX века многие слова, связанные с  церковной тематикой, начинались прописной буквой. Яков Карлович Грот (Русское правописание, СПб., 1885) указывает, что  с большой буквы пишутся «имена трех лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания христиан: Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Богородица, Святой Дух, Св. Троица и т. п.; также слова: Провидение, Промысл, Небо, Церковь в духовном смысле» (Здесь и далее дореволюционные издания цитируются в современной орфографии. – Ред.).

Однако в церковной печати на церковнославянском языке прописная буква в начале таких слов не использовалась; вместо нее над словом ставился надстрочный знак – титло.  «Прописные (большие) буквы в изданиях церковной печати… ставятся в начале книги или ее отделов (в начале красной строки). Но в середине предложений все слова, не исключая и собственных имен, пишутся (согласно постановлению Св. Синода) со строчных букв» (Д. Д. Соколов. Справочная книжка по церковно-славянскому правописанию. СПб., 1907).

Словари и справочники советских времен предписывали писать со строчной буквы практически все слова, связанные с религией. Своеобразное исключение было сделано для «названий культовых книг»: рекомендовалось писать Библия, Евангелие, Часослов, но (поступать) по библии, по евангелию (см., например: Д. Э. Розенталь, Справочник по правописанию и литературной правке. 3-е изд., М., 1978).

В 90-е годы формулировки рекомендаций по оформлению религиозных названий в практических пособиях и справочниках по правописанию существенно менялись, а главное – пополнялись новыми, доселе не рассматривавшимися случаями и примерами. В «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» (Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова, М., 1999) посвященный религиозной лексике параграф расширен с двух до одиннадцати пунктов, при этом бОльшую часть рассматриваемых наименований рекомендуется писать с большой буквы.

В 2000-е годы некоторые прописные буквы в рекомендациях справочников исчезли. Так, если в изданиях 90-х годов рекомендуется написание Русская Православная Церковь, Поместный Собор, то в справочниках более поздних лет издания приводятся написания лишь с одной (начальной) прописной буквой, что соответствует общим правилам употребления прописных букв в собственных наименованиях.

Отметим, что свод правил правописания 1956 года (Правила русской орфографии и пунктуации) предписывал писать строчными буквами «названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п.», рекомендуя при этом использовать прописную букву в «индивидуальных названиях, относящихся к области религии и мифологии», не раскрывая суть того, что же все-таки считать «индивидуальными названиями». О написании слова Бог / бог в своде правил не говорится, но «по букве закона» и это слово нужно было писать с большой буквы.

В каких случаях нужно писать слово «Бог» с прописной буквы?

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ейбогу и т. д.  Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

Как пишутся названия церквей и религиозных организаций?

В названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.

Русская православная церковь
Поместный собор
Вселенский собор
Священный синод
Евангелическолютеранская церковь
Римскокатолическая церковь

Однако в православной и вообще церковной среде прописные буквы используются более широко, чем того требуют правила правописания. Так, например, издательство Московской патриархии рекомендует все слова, кроме служебных, писать с большой буквы:

РимскоКатолическая Церковь
ЕвангелическоЛютеранская Церковь
Методистская Церковь

Как написать фразу: Его преследовали церковь и правительство?

Слово церковь пишется с прописной буквы в двух случаях:

1) в значении ‘Божественное учреждение’ – в богословских текстах, а также если слову церковь в этом значении придается особый высокий смысл, например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви;
2)   если слово Церковь используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви.

В значениях ‘храм’ и ‘религиозная организация’ слово церковь пишется со строчной буквы, например: ходить в церковь, служить в церкви, отлучить от церкви, отделение церкви от государства.

В примере, который приводится в вопросе, требуется написание церковь со строчной буквы: Его преследовали церковь и правительство.

Как пишутся названия церковных праздников и дней церковного календаря?

В названиях церковных праздников с прописной буквы пишется первое слово и все собственные имена (в том числе прилагательные Христов и Господень):

Пасха Христова
Вход Господень в (во) Иерусалим
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Рождество Христово
Крещение Господне
Введение во храм
Усекновение главы Иоанна Предтечи

Также с прописной буквы пишутся названия постов и собственные названия определенных дней церковного календаря:

Великий пост
Петров пост
Великий четверг
Вселенская родительская суббота
Светлая седмица

Народные названия дней и периодов, связанных с церковным календарем, также пишутся с прописной буквы:

Масленица
Святки
Семик
Прощёное воскресенье
Чистый понедельник
Яблочный Спас

Примечание 1. В «Русском правописании» Я. К. Грота рекомендовалось писать народные названия праздников строчными буквами: масленица, семик, святки, мясоед.

Примечание 2. С прописной буквы пишутся все слова в полном церковном названии праздника Пасхи: Светлое Христово Воскресение.

Как писать названия церковных должностей и титулов?

В документах при написании полных официальных наименований высших церковных должностных лиц употребляются прописные буквы:

Патриарх Московский и всея Руси
Местоблюститель Патриаршьего престола
Вселенский Константинопольский Патриарх
Верховный ПатриархКатоликос всех армян
КатоликосПатриарх всея Грузии
Папа Римский

Однако в прочих текстах наименования этих лиц пишутся строчными буквами:

проповедь патриарха Кирилла
резиденция римского папы

Прочие церковные звания и должности пишутся строчными буквами. Так, со строчной буквы пишутся следующие слова: владыка, митрополит, архиепископ, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон, протоиерей, иерей.

Как обратиться к архиерею?

Словарь «Прописная или строчная» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) указывает, что прописные буквы используются при обращении к патриарху: Ваше Святейшество. Обращения к прочим духовным лицам в словаре приводятся в строчном написании: ваше высокопреосвященство, ваше преосвященство, ваше высокопреподобие и т. д.

При этом издательство Московской патриархии рекомендует при обращениях к священнослужителям любого чина писать все слова с прописной буквы:

Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл,
Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх,
Ваше Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов),
Ваше Преосвященство (для епископов),
Ваше Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев),
Ваше Преподобие (для иеромонахов и священников)

Как писать названия канонических книг Библии?

В названиях канонических книг Библии с прописной буквы пишутся первое слово (которое может быть единственным) и входящие в состав названия имена собственные.

При этом следует обратить внимание, что названия жителей, народов (галаты, римляне, коринфяне и др.) не являются именами собственными и пишутся с маленькой буквы. Напротив, нарицательные существительные судья, царство употребляются в названиях книг Библии как собственные имена: Судьи (Книга Судей), Царства (Книга Царств).

Книга пророка Аввакума
Второзаконие
Послание к галатам
Деяния святых апостолов
Послание Иакова
Книга Иисуса Навина
Первое послание Иоанна
Евангелие от Луки
Вторая книга Паралипоменон
Песнь песней

Обратим внимание: слова книга и послание пишутся строчными, если не являются первым словом названия: Первая книга Царств, Второе послание Иоанна. Но как первое слово названия Книга и Послание пишутся с прописной: Книга Судей, Послание к римлянам.

Как писать названия храмов и монастырей?

В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, монастырь, лавра и т. д.) и служебных слов. Поэтому верны написания:

собор Парижской Богоматери
храм Христа Спасителя
церковь Донской Иконы Божией Матери
Рождественский собор
ТроицеСергиева лавра (СвятоТроицкая Сергиева лавра)

Это правило нарушается, если название храма содержит слова «во имя»:

храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона
храм во имя иконы Божией Матери «Державная» (но храм Державной Иконы Божией Матери).

Какие церковные слова пишутся строчными буквами?

Со строчной буквы пишутся:

  1. Названия церковных служб (богослужений) и их частей: литургия (но Божественная литургия), вечерня, утреня, всенощная, крестный ход, полиелей, повечерие, венчание, отпевание. Правильно: пасхальная заутреня.

  2. Обиходные названия церковных таинств: принять крещение (но Святое Крещение), прийти на исповедь (но Таинство Покаяния), готовиться к причастию (но Святая Евхаристия).

  3. Названия песнопений и молитв: канон, акафист, антифон, прокимен, ектения. Но составные собственные наименования таких произведений пишутся с большой буквы, например: Великий покаянный канон Андрея Критского.

  4. Лики святых: святитель Иоанн Златоуст, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженный Василий Московский, святые благоверные князья Борис и Глеб, Ильяпророк (пророк Илия), великомученица Екатерина. Однако в названиях храмов лики святых пишутся с прописной буквы: храм Преподобного Серафима Саровского, собор Василия Блаженного.

  5. Слова многая лета (пожелать многая и благая лета), вечная память (пропеть вечную память)

  6. Слова, именующие духовенство, кроме слова Патриарх: настоятель храма, протоиерей, дьякон, протодьякон, игумен, монах, иеромонах, схимник, требный священник.

Как правильно: патриаршего или патриаршЬего? Патриаршие или патриаршьи?

Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).

Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий — лисьего, пастуший — пастушьего, черепаший — черепашьего, птичий — птичьего, человечий — человечьего, монаший — монашьего, помещичий — помещичьего, скомороший — скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак. 

Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.

По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница, Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.

«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил. монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед |j| (казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без |j| в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».

Итак, различается написание слов: монашьего — патриаршего; монашье — патриаршее; монашья — патриаршая; монашьи — патриаршие.

См.:

  • А. А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., М., 2008.

  • Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.

Смотреть что такое ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР в других словарях:

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

(собрания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные богосл. концепции, определялись способы борьбы с ересями. Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант. императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус гос. законов. I В. с. — Никейский (325) — принял в первой редакции «символ веры», осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов, в т. ч. о преимуществах Александрийского, Римского, Антио-хийского и Иерусалимского митрополитов. II В. С. — Константинопольский (381) — был собран для уточнения Никейского «символа веры» и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савел-лиан, маркеллиан и др. II В. с. выработал формулу троичности бога, канонизировал «символ веры», а также утвердил правила, одним из к-рых Константинопольскому патриарху вслед за Римским предоставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой Константинопольской церкви был утвержден Григорий Богослов. III В. с. — Эфесский (431) — проходил в обстановке ожесточенной борьбы церквей за первенство. Собор осудил несторианство и признал деву Марию богородицей. В 449 был созван в Эфесе новый собор, названный затем «разбойничьим», на к-ром Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство. IV В. с. — Халкидонский (451) — осудил монофизит-ство александр. богосл. школы и антиох. несторианство; признал первенств, роль в христианстве Константинопольского патриарха. .Была утверждена формула об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в самостоят. церковь. V В. с. – II. Константинопольский (553) — был созван для одобрения эдикта императора Юстиниана I, осудившего «трех глав», т.е. 3 богословов — Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдес-ского, не считавших Христа богочеловеком, а Марию — богоматерью, не признававших решений Халкидонского собора и поддерживавших несторианство. Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. — III Константинопольский (680—681) — осудил как ересь монофизитство, восстановил мир с папством, нарушенный в сер. 7 в. арестом и ссылкой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Константинополе был созван собор, получивший название Пятошесто-го, т. к. его решения дополняли решения V и VI В. с. VII В. с. -II Никейский (787) — осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста. В 869-870 состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между зап.-христ. и вост.-христ. церквами. Его решения, направленные против церк. политики константинопольского патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879-880. Православие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII В. с., а православие не признает. После разделения церквей общехрист. соборы не проводились, хотя ка-толич. церковь называет вселенскими созываемые ею соборы. В 12 в. состоялись 3 собора (I, II, III Латеранские — 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерк. вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В 13 в. было также 3 собора: IV Латеранский — 1215, I Лионский — 1245, II Лионский — 1274. IV Латеранский собор утвердил ок. 70 предложений папы, в т. ч. решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амаль-рикан. XV В. с. — Вьеннский (1311-1312) — известен суровыми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггарское и др. еретиков. XVI В. с. -Констаяцский собор, открывшийся в 1414, — принял декреты о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в постоянный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва В. с. Собор известен также расправой над Я. Гусом и Иеро-нимом Пражским. XVII В. с. действовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято называть Базельско-Флорентииским. Собор содействовал окончательному разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Флорентийская уния католич. и пра-восл. церквей, отвергнутая православием. XVIII В. с. — V Латеранский — состоялся в 1512-1517. XIX В. с. — Тридентский (1545-1563) — проходил в обстановке значит, успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор утвердил догматы о первород. грехе, о чистилище, о приоритете папской власти перед авторитетом В. с. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма, составлено т. н. Тридентское исповедание веры — текст церк. присяги. XX В. с. — I Ватиканский (1869-1870) — провозгласил догмат о непогрешимости папы. XXI В. с. — II Ватиканский (1962-1965) — принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе курии римск. я о задачах церкви в совр. мире. … смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей или для разрешения различных недоразумений, на основании заповеди Самого Спасителя и по примеру святых апостолов, собирают Соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности со всей вселенной, и Поместные, когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области.
Вселенский Собор есть высшая на земле власть Святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа, как и сказано было в постановлении Апостольского Собора: «Изволися Духу Святому и нам». Вселенских Соборов было семь.
Первый Вселенский Собор был созван в 325 в городе Никее, при императоре Константине Великом, против лжеучения александрийского священника Ария. Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе присутствовали свт. Николай Чудотворец, свт. Афанасий Великий — всего 318 свв. отцов.
Они осудили ересь Ария и утвердили, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец: Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры.
СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
I Никейский (325) — Сформулировал первую часть Символа веры, дав определение божественности Сына Божьего.
I Константинопольский (381) — Сформулировал вторую часть Символа веры, дав определение божественности Святого Духа.
Ефесский (431) — Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии как Божьей Матери.
Халкидонский (451) — Дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и Истинного человека в одном лице.
II Константинопольский (553) — Еще раз подтвердил учение о Св.Троице и об Иисусе Христе.
III Константинопольский (680-691) — Подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий.
II Никейский (787) — Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.
Память святых отцов семи Вселенских Соборов отмечается 18/31 мая.
Смысл почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что только они, всецело выражая собой веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви — Полноты Православия, обладают даром выносить непогрешимые и для всех обязательные определения в области христианской веры и церковного устроения…. смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

(Ecumenical Councils). Проведение соборов было обусловлено отношениями христианской Церкви с Римской империей в IV в. Вначале созываемые императорами с тем, чтобы добиться церковного единства, первые соборы были представительными органами всей Церкви. Позже каионическое право Католической церкви предписывало право созывать соборы папе, а на самих соборах, соответственно, были представлены епархии Католической церкви (хотя решения, крые принимались на соборе, должны были утверждаться папой). Изза последовавших изменений в политике и характере представительства на соборах среди христиан возникли разногласия по поводу того, какие соборы считать «вселенскими». Католическая церковь насчитывает двадцать один вселенский собор, Коптская, Сирийская и Армянская церкви относят к вселенским только три первых собора из этого списка. Большинство протестантских церквей и Православная церковь считают вселенскими первые семь соборов. С точки зрения католиков, вселенский собор представляет собой всю Церковь, в то время как поместный собор часть Церкви.
Первые восемь соборов созывались императорами; в них участвовали и воеточные, и западные епископы. Это Никейский (325), Первый Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), Второй Константинопольский (553), Третий Константинопольский (68081), Второй Никейский (787) и Четвертый Константинопольский (86970) соборы.
Стремясь к власти и добившись ее на Первом Латеранском соборе (1123), папство продолжало ту же политику на Втором Латеранском (1139), Третьем Латеранском (1179), Четвертом Латеранском (1215), Первом Лионском (1245), Втором Лионском (1274) и Вьенском (131112) соборах. К периоду объединительного движения, когда папство находилось в упадке, относятся Констанцский (141418) и Базельский (созван в 1431, перенесен в Феррару в 1438 и Флоренцию в 1439) соборы. В XVI в., когда Римской церкви пришлось ответить на вызов времени, были созваны Пятый Латеранский (151217) и Тридентский( 154563) соборы. В Новое время папство созывало два собора (с разрывом почти в столетие) Первый Ватиканский (186970) и Второй Ватиканский (196265).
D.A. Rausch (пер. Ю.Т.) См. также: Соборы, церковные. … смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

1) Орфографическая запись слова: вселенский собор2) Ударение в слове: Всел`енский соб`ор3) Деление слова на слоги (перенос слова): вселенский собор4) Ф… смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

собрание представителей всей Церкви для решения вероучительных и канонических вопросов. Православные считают, что основной отличительной чертой вселенского собора от поместного является созыв собора императором, который потом подтверждает решения вселенского собора, и они становятся законам Римской (Византийской) империи. У католиков вселенским собором считается собор, решения которого потом подтверждены Папой Римским. Практически все христиане признают решения Апостольского Собора 50 г. о необязательности соблюдения закона Моисея. Собор проходил в Иерусалиме (Деян. 15 гл.). … смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Общецерковный съезд, собрание представителей высшего христианского духовенства. Собирается для обсуждения и решения важнейших вопросов вероучения, дисциплины, церковного порядка и других аспектов церковной жизни. Соборы бывают вселенские и поместные. Вселенскими называются соборы всех поместных церквей. Всего их было 7. Они собирались нерегулярно, только в случае крайней необходимости…. смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Официальные собрания представителей первоначально христианской церкви, а после разделения церквей — католической церкви, собираемые для решения важных церковных проблем и вопросов. Список вселенских соборов<br><div align=»right»>Источник: <span style=»color: brown;»><em>»Религиозный словарь»</em></span>
</div><br>… смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Ударение в слове: Всел`енский соб`орУдарение падает на буквы: е,оБезударные гласные в слове: Всел`енский соб`ор

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

съезды высшего духовенства христианской церкви. Решают богословские, церковно-политические, дисциплинарные вопросы. Православная церковь признает правомочными 7 первых В. С. (IV—VIII вв.). После разделения церквей в 1054 г. римские папы возобновили с XII в. В. С…. смотреть

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Начальная форма — Вселенский собор, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

Вселенский собор

Вселенский собор

Всел’енский соб’ор (церк.)

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Смотреть что такое «Вселенский собор» в других словарях:

  • ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — Господь Вседержитель и Семь Вселенских Соборов. Икона. 1989 г. Л. А. Забирова, Е. В. Исаева (ц. Св. отцов Семи Все ленских Соборов Данилова мон ря, Москва) Господь Вседержитель и Семь Вселенских Соборов. Икона. 1989 г. Л. А. Забирова, Е. В.… …   Православная энциклопедия

  • Вселенский Собор — Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов (икона XIX век) Вселенские соборы (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium)  собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте …   Википедия

  • Вселенский собор — Вселенские соборы Вселенский собор (картина) картина Сальвадора Дали. Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи …   Википедия

  • Вселенский собор (картина) — Сальвадор Дали Вселенский собор, 1960 The Ecumenical Council Холст, масло. 299,7×254 см Музей Сальвадора Дали, Сент Питерсберг Вселенский собор картина испанского художника Сальвадора Дали …   Википедия

  • Вселенский Собор — Официальные собрания представителей первоначально христианской церкви, а после разделения церквей католической церкви, собираемые для решения важных церковных проблем и вопросов. Список вселенских соборов Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • вселенский собор — 1) Съезд представителей высшего духовенства христианской церкви. 2) Собрание епископов католической церкви, созываемое Папой Римским …   Словарь многих выражений

  • VII Вселенский собор — Седьмой Вселенский Собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 …   Википедия

  • Седьмой Вселенский Собор — (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших… …   Википедия

  • Седьмой Вселенский собор — (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших… …   Википедия

  • Седьмой вселенский собор — (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших… …   Википедия

Вселенский собор

⇒ Правильное написание:

Вселенский собор

⇒ Гласные буквы в слове:

Вселенский собор

гласные выделены красным

гласными являются: е, е, и, о, о

общее количество гласных: 5 (пять)

• ударная гласная:

Вселе́нский собо́р

ударная гласная выделена знаком ударения « ́»

ударение падает на буквы: е, о,

• безударные гласные:

Вселенский собор

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  »

безударными гласными являются: е, и, о

общее количество безударных гласных: 3 (три)

⇒ Согласные буквы в слове:

Вселенский собор

согласные выделены зеленым

согласными являются: В, с, л, н, с, к, й, с, б, р

общее количество согласных: 10 (десять)

• звонкие согласные:

Вселенский собор

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  »

звонкими согласными являются: В, л, н, й, б, р

общее количество звонких согласных: 6 (шесть)

• глухие согласные:

Вселенский собор

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием «  »

глухими согласными являются: с, с, к, с

общее количество глухих согласных: 4 (четыре)

⇒ Формы слова:

Вселе́нский собо́р (церк.)

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 5 (пять)

согласных букв: 10 (десять)

всего букв: 15 (пятнадцать)

всего слогов: 5 (пять)

.

Как правильно пишется словосочетание «Вселенский собор»

Вселе́нский собо́р

Вселе́нский собо́р (церк.)

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тачать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «собор»

Синонимы к словосочетанию «вселенский собор»

Предложения со словосочетанием «Вселенский собор»

  • Лувром – грандиозным вселенским собором искусств, поражающим своим истинным величием.
  • Римский епископ решался не присутствовать на вселенских соборах, а посылать представителей, что было несравненно выгоднее.
  • Но тогда начались новые затруднения, уже чисто богословского, а не философского характера, отразившиеся в жестокой борьбе на вселенских соборах.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «Вселенский собор»

  • Парламентская чернь отвечала на одну из его речей: «Речь — в „Монитер“, оратора — в сумасшедший дом!» Я не думаю, чтоб в людской памяти было много подобных парламентских анекдотов, — с тех пор как александрийский архиерей возил с собой на вселенские соборы каких-то послушников, вооруженных во имя богородицы дубинами, и до вашингтонских сенаторов, доказывающих друг другу палкой пользу рабства.
  • Соборность церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви церковного народа и Духа Святого.
  • На вселенских соборах дело шло не о философских теориях, а о жизни и смерти, о религиозном восприятии таинственных реальностей.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «собор»

  • земский собор
    успенский собор
    вселенский собор
  • собор парижской богоматери
    собор епископов
    в успенском соборе московского кремля
  • купол собора
    строительство собора
    стены собора
  • собор постановил
    собор решил
    собор открылся
  • войти в собор
    созвать собор
    выйти из собора
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение словосочетания «вселенские соборы»

  • Вселенские соборы — 1) общецерковные съезды представителей высшего духовенства христианской церкви (4—9 вв.); 2) собрания епископов католической церкви, созываемые папой римским для решения церковных вопросов (10—20 вв.). См. также вселенский. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения словосочетания ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Справочник
  • Прописная / строчная
  • Как писать названия церквей и религиозных организаций?

По рекомендациям некоторых (не всех) светских орфографических словарей, в названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.

  • Русская православная церковь
  • Поместный собор
  • Вселенский собор
  • Священный синод
  • Евангелическолютеранская церковь
  • Римскокатолическая церковь

В православной и церковной литературе прописная буква используется намного чаще.

Издательство Московской Патриархии рекомендует следующие правила:

В названиях Поместных и Автономных Церквей с прописной буквы пишется каждое слово, кроме служебных и родовых:

  • Русская Православная Церковь,
  • Константинопольская Православная Церковь,
  • Болгарская Православная Церковь,
  • Православная Церковь в Америке,
  • Элладская Православная Церковь,
  • Польская Православная Церковь,
  • Православная Церковь Чешских земель и Словакии,
  • Синайская Архиепископия,
  • Финляндская Автономная Православная Церковь, и др.

В названиях Церквей, сохранивших апостольское преемство, все слова, кроме служебных, также пишутся с прописной буквы: Римско-Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь и т. д. Но: Ассирийская церковь Востока (несториане).

В названиях Восточно-католических (униатских) церквей с прописной буквы пишутся только первое слово и географические названия:

  • Маронитская католическая церковь,
  • Мелькитская церковь,
  • Халдейская католическая церковь,
  • Украинская греко-католическая церковь и т. д.

В названиях всех других инославных церквей с прописной буквы пишется только первое слово и название страны:

  • Церковь Англии,
  • Народная церковь Швеции,
  • Епископальная церковь в США,
  • Евангелическая церковь в Германии,
  • Евангелическо-лютеранская церковь Латвии и т. д.

Наименования церквей в словосочетании Восточные Церкви и Западная Церковь, а также общее наименование Католической Церкви (в значении Римско-Католической Церкви, например Польская католическая церковь) пишутся с прописной буквы.

В словосочетаниях монофизитские церкви, протестантские церкви – все слова пишутся со строчной буквы. Обобщенные названия для монофизитских церквей предполагают три варианта: Древние Восточные Церкви, Дохалкидонские Церкви, Ориентальные Церкви. Слово православные в названиях этих церквей не употребляется.

В названиях конфессиональных союзов с прописной буквы пишется только первое слово и название страны:

  • Англиканское сообщество,
  • Нидерландские реформированные церкви,
  • Союз евангелических конгрегационалистских церквей,
  • Федерация швейцарских протестантских церквей,
  • Протестантская федерация Франции.

В названиях «всемирных» конфессиональных организаций с прописной буквы пишется только первое слово:

  • Всемирная лютеранская федерация,
  • Всемирный баптистский союз,
  • Всемирное сообщество реформатских церквей.

В названии старообрядческой Церкви, – организации, не находящейся в каноническом общении с Православными Церквами, с прописной пишутся все слова, кроме слова «старообрядческая»: Русская Православная старообрядческая Церковь.

Если названия старообрядческих общин не содержат слова «церковь», название общины пишется с прописной: московская Преображенская старообрядческая община, рижская Гребенщиковская старообрядческая община. Название толков старообрядческих общин пишется со строчной буквы: федосеевский, поморский.

В названиях сект слово «церковь» пишется со строчной буквы: церковь Муна. Если это слово стоит первым в условном обозначении в кавычках, его написание подчиняется общему правилу: секта «Церковь Христа». Допустимо заключение слова «церковь» в кавычки с сохранением строчной буквы: сектантские «церкви».

В названиях международных христианских союзов с прописной буквы пишется только первое слово: Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей.

Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

§ 185. С
прописной буквы пишется первое слово в названиях высших органов церковной власти,
напр.: Всемирный совет церквей, Вселенский собор, Поместный
собор, Священный синод
(в усеченном однословном названии — Собор, Синод — прописная буква, см. также § 190).

Прописные буквы употребляются в полных официальных
наименованиях высших церковных должностных лиц, напр.: Патриарх
Московский и всея Руси, Местоблюститель Патриаршего престола, Вселенский
Константинопольский Патриарх, Верховный Патриарх-Католикос всех армян,
Католикос-Патриарх всея Грузии,
а также Папа Римский. Однако
в неофициальных текстах наименования этих лиц (обычно неполные) пишутся со
строчной буквы, напр.: благословение патриарха Алексия, приём у
патриарха, резиденция папы
(или римского папы). Наименования
других церковных званий и должностей также пишутся со строчной буквы, напр.: митрополит Волоколамский и Юрьевский, архиепископ, кардинал,
архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Всего понемногу как пишется правильно пишется
  • Всего ничего как пишется через дефис
  • Всего не перечесть как пишется
  • Всего навсего царапина как пишется
  • Всего навсего как пишется через дефис

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии