Всероссийская академия художеств как пишется

Запрос «РАХ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Российская академия художеств
(РАХ)
Международное название Russian Academy of Arts
Прежние названия Академия художеств СССР (1947—1991)
Императорская Академия художеств (1757—1917)
Год основания 1757
Тип государственная академия наук
Президент З. К. Церетели
Академики 215
Члены-корреспонденты 327
Расположение  Россия: Москва
Метро Moskwa Metro Line 1.svg Кропоткинская
Юридический адрес город Москва, улица Пречистенка, дом 21
Сайт www.rah.ru
Награды Орден Ленина

Российская академия художеств (РАХ) — государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры — отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.

Крупнейший научный центр в области изучения, сохранения и развития изобразительного искусства и искусствознания в России, включающий в себя ряд высших и средних учебных заведений (МГАХИ им. В. И. Сурикова, Московский академический художественный лицей, Санкт-Петербургский художественный лицей имени Б. В. Иогансона), научно-исследовательских учреждений (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Научно-исследовательский музей РАХ), творческие мастерские живописи, графики и скульптуры в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске и Ростове-на-Дону.

Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президентом РАХ с 1997 года является Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, академик Зураб Константинович Церетели.

Преемственность

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР, созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств[1]. Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ[2][3].

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением[4].

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики.
Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»[5]

Основные направления деятельности РАХ

Шаблон:История Российской академии художеств

Академическая система художественного образования

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности.
Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования — величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание.
В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования[6].

Учебные заведения в ведении РАХ
  • Московский художественный институт имени В. И. Сурикова
  • Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
  • Ленинградская средняя художественная школа Российской академии художеств
Учебные заведения, бывшие в ведении РАХ
  • Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (до 2015)

Научная деятельность

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве[7].

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели[8].

Членство в Академии

Зал заседаний Президиума РАХ

Членами Академии являются действительные члены (академики), члены-корреспонденты и почётные члены (почётные академики), а также почётные зарубежные члены[9][10][11][12].

Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.

Членство в Академии является пожизненным.

Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации.

Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года[13].

Отделения Академии

Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят:

  • отделения по видам творческой и научной деятельности:
    • Отделение живописи (академик-секретарь Е. Н. Максимов);
    • Отделение скульптуры (академик-секретарь А. В. Цигаль);
    • Отделение графики (академик-секретарь А. И. Теслик);
    • Отделение архитектуры (академик-секретарь М. М. Посохин);
    • Отделение декоративно-прикладного искусства (академик-секретарь Л. И. Савельева);
    • Отделение дизайна (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
    • Отделение искусствознания и художественной критики (академик-секретарь Д. О. Швидковский);
    • Отделение театрально- и кинодекорационного искусства (академик-секретарь Б. А. Мессерер);
    • Отделение фотоискусства и мультимедийных технологий (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
    • Отделение новейших художественных течений (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
  • региональные отделения:
    • Южное отделение (академик-секретарь С. Н. Олешня)
    • Поволжское отделение (академик-секретарь К. В. Худяков)
    • Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток (академик-секретарь С. Е. Ануфриев)

Руководство Академии

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты. Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ:

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР З. К. Церетели.

Вице-президенты РАХ:

  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин — первый вице-президент
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ А. А. Любавин
  • народный архитектор РФ М. М. Посохин
  • заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Золотов
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
  • заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (академик-секретарь Отделения искусствознания).
  • заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (академик-секретарь Отделения дизайна)
  • заслуженный работник культуры РСФСР Г. В. Степанов
  • В. З. Церетели
  • Т. А. Кочемасова

Главный ученый секретарь Президиума РАХ

  • Заслуженный архитектор РФ О. А. Кошкин (академик-секретарь Отделения архитектуры)

Члены Президиума РАХ:

  • народный художник СССР В. И. Иванов
  • народный художник СССР А. М. Шилов,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров,
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль (академик-секретарь Отделения дизайна),
  • народный художник РФ А. С. Чаркин,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников,
  • заслуженный художник РФ С. Е. Ануфриев,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов,
  • заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • В. В. Ракчеев,
  • М. А. Бусев,
  • Г. Ф. Коваленко,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • М. Б. Миндлин,
  • С. И. Михайловский,
  • А. В. Морозов,
  • К. В. Петров,
  • Ю. П. Платонов,
  • А. И. Рожин,
  • А. Т. Салахова,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организации

На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:

  • Институт теории и истории изобразительных искусств;
  • Московский художественный институт имени В. И. Сурикова;
  • Московский академический художественный лицей;
  • Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
  • Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
    • музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»
    • музей-квартира Исаака Бродского в центре Санкт-Петербурга (Площадь Искусств)
    • отдел-мастерская Павла Чистякова
    • отдел-мастерская Архипа Куинджи
    • музей-мастерская Сергея Конёнкова
  • Научная библиотека
  • Архивы
  • Творческие мастерские по различным видам искусства.

Президенты

  • 1991—1997 — Н. А. Пономарев
  • с 1997 года — З. К. Церетели

Печатные издания

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA».[14] Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к культуре.

Примечания

  1. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. БСЭ, 1970, с. 325
  3. Указ Президента РФ от 25.05.1992 № 522 «О преобразовании Академии художеств СССР в Российскую академию художеств» (недоступная ссылка). Администрация Президента РФ. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 23 апреля 2013 года.
  4. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств» (недоступная ссылка). Правительство Российской Федерации. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Историко-культурный журнал Наше Наследие. Ном. 82. / Сост. Д. О. Швидковский, 2007
  6. Образование (недоступная ссылка — история ). Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
  7. Наука. Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 26 июня 2017 года.
  8. Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных Искусств и Архитектуры Российской Академии Художеств. Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 5 марта 2016 года.
  9. Список действительных членов (академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года (недоступная ссылка). Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 11 января 2012 года.
  10. Список членов-корреспондентов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  11. Список иностранных членов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  12. Список почётных членов (почётных академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  13. Устав Российской академии художеств (недоступная ссылка). Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 10 мая 2012 года.
  14. Журнал «ACADEMIA» Архивная копия от 25 сентября 2015 на Wayback Machine Журнал ACADEMIA

Список литературы

Академия художеств СССР // Большая Советская Энциклопедия. — 1970. — Т. 1. — С. 325.

См. также

  • Императорская Академия художеств
  • Академия художеств СССР
  • Действительные члены РАХ
  • Члены-корреспонденты РАХ
  • Список почётных членов РАХ
  • Список почётных зарубежных членов РАХ
  • Академии наук в Российской Федерации
  • Государственная академия наук
  • Награды Российской академии художеств

Ссылки

  • Официальный сайт РАХ
  • Страница РАХ на портале «Культура.рф».

Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Президенты Академии[2]
    • 1.2 Преподаватели Академии
    • 1.3 Выпускники Академии
      • 1.3.1 Вольнослушатели академии
  • 2 См. также
  • 3 Библиография

История

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764—1788 для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.

Вид на здание Академии художеств с Невы

«Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 г., имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.

В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817) с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.

Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым Уставом 30 августа 1859 г. совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»[1]

В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72,626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Здание Академии Художеств (1764—89), архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.

12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.

Президенты Академии[2]

  • 1757—1763 И. И. Шувалов — основатель и первый главный директор
  • 1764—1794 И. И. Бецкой
  • 1795—1797 А. И. Мусин-Пушкин
  • 1797—1800 Г. А. Шуазель-Гуфье
  • 1800—1811 А. С. Строганов
  • 1817—1843 А. Н. Оленин
  • 1843—1852 Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I
  • 1852—1876 Великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, вдова Максимилиана Лейхтенбергского
  • 1876—1909 Великий князь Владимир Александрович
  • 1909—1917 Великая княгиня Мария Павловна, вдова Владимира Александровича

Преподаватели Академии

  • П. П. Чистяков
  • А. Ф. Кокоринов (с 1761 по 1772 годы)
  • К. В. Лебедев (с 1894 по 1898 годы)
  • Ф. А. Рубо (с 1903 по 1912 годы)
  • Н. С. Самокиш (с 1912 по 1918 годы)
  • Жан Тома де Томон (начало XIX века, перспектива)
  • Преображенский, Михаил Тимофеевич (с 1888 года — преподаватель, с 1894 — профессор)

Ректоры академии:

  • И. П. Мартос (до 1835)
  • В. И. Демут-Малиновский (1835—1846)

Выпускники Академии

  • Адамсон, Амандус Генрих — эстонский скульптор, академик, один из основателей эстонского национального искусства.
  • Болотнов, Василий Демьянович
  • Васильковский, Сергей Иванович — художник-пейзажист
  • Васнецов, Виктор Михайлович — русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
  • Вейгельт, Роберт Карлович
  • Витберг, Александр Лаврентьевич — русский художник и архитектор, автор первоначального проекта Храма Христа Спасителя
  • Врубель, Михаил Александрович
  • Габашвили, Георгий Иванович — грузинский живописец
  • Горелов, Гавриил Никитич — русский художник
  • Греков, Митрофан Борисович — советский художник-баталист
  • Жолтовский, Иван Владиславович — архитектор
  • Захаров, Андреян Дмитриевич
  • Канделаки, Николай Порфирьевич — грузинский скульптор и педагог, основатель грузинской монументальной скульптуры, мастер скульптурного портрета.
  • Кизеветтер, Георг Иванович — первый городской архитектор Нижнего Новгорода (1836—1846)
  • Кипренский, Орест Адамович
  • Манизер, Матвей Генрихович — скульптор, вице-президент Академии художеств СССР
  • Митурич, Пётр Васильевич
  • Мурашко, Николай Иванович — украинский художник и педагог, основатель и руководитель Киевской рисовальной школы
  • Пархоменко, Иван Кириллович — русский художник, автор портретной галереи писателей России, насчитывавшей свыше 90 полотен.
  • Репин, Илья Ефимович — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.
  • Рерих, Николай Константинович — русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель.
  • Самокиш, Николай Семёнович — российский (украинский) и советский художник-баталист.
  • Сапунов, Николай Николаевич — русский живописец, театральный художник, мастер натюрморта.
  • Соколов, Павел Петрович — русский скульптор, мастер декоративной скульптуры классицизма.
  • Суриков, Василий Иванович — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
  • Толстой, Фёдор Петрович — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма.
  • Уистлер, Джеймс Эббот Мак-Нейл — наиболее известный художник и гравёр Новой Англии второй половины XIX века.
  • Шапошников, Иван Иванович — архитектор, академик архитектуры.
  • Шаров, Пётр Алексеевич — архитектор
  • Шевченко, Тарас Григорьевич — украинский поэт и художник

Вольнослушатели академии

  • Клодт, Пётр Карлович, с 1830 года

См. также

  • Академия художеств СССР
  • Российская академия художеств
  • Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
  • 250-летие Академии художеств — памятная монета Банка России

Библиография

  1. Николай Троицкий Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. С. 398
  2. Российская академия художеств Президенты

Копии Флорентийских львов в России

Санкт-Петербург 1796  Дача Строганова  1920-е  Стрелка Елагина острова | Академия художеств (до 1801) | Дом Лобанова-Ростовского | (Трискорни, 1810) | Елагин дворец (Росси, 1822) | Михайловский дворец (Росси, 1824) | Пролетарский завод (Росси, 1831) | Дворцовая пристань (Росси, 1832)
Петергоф Львиный каскад (Воронихин, 1801)
Стрельна Константиновский дворец (Воронихин, 1803)
Пулковские высоты Фонтан-грот (Воронихин, 1807)
Грузино Имение Аракчеева (Росси, 1824)

Wikimedia Foundation.
2010.

Российская академия художеств

ПреемственностьПравить

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР, созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств. Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ[1][2].

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением[3].

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики.
Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»[4]

Основные направления деятельности РАХПравить

Академическая система художественного образованияПравить

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности.
Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования — величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание.
В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования[5].

Учебные заведения РАХ:

  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
  • Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
  • Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств

Научная деятельностьПравить

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве[6].

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектурыПравить

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели[7].

Членство в АкадемииПравить

Отделения АкадемииПравить

Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят:

  • отделения по видам творческой и научной деятельности:
    • Отделение живописи (академик-секретарь Е. Н. Максимов);
    • Отделение скульптуры (академик-секретарь А. В. Цигаль);
    • Отделение графики (академик-секретарь А. И. Теслик);
    • Отделение архитектуры (академик-секретарь М. М. Посохин);
    • Отделение декоративно-прикладного искусства (академик-секретарь Л. И. Савельева);
    • Отделение дизайна (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
    • Отделение искусствознания и художественной критики (академик-секретарь Д. О. Швидковский);
    • Отделение театрально- и кинодекорационного искусства (академик-секретарь Б. А. Мессерер);
    • Отделение фотоискусства и мультимедийных технологий (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
    • Отделение новейших художественных течений (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
  • региональные отделения:
    • Южное отделение (академик-секретарь С. Н. Олешня)
    • Поволжское отделение (академик-секретарь К. В. Худяков)
    • Отделение Урал, Сибирь, Дальний восток (академик-секретарь А. П. Левитин)

Руководство АкадемииПравить

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты. Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ:

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР З. К. Церетели.

Вице-президенты РАХ:

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Т. Т. Салахов,
  • народный художник РСФСР А. А. Бичуков
  • народный художник РФ А. А. Любавин
  • народный архитектор РФ М. М. Посохин (секретарь Отделения архитектуры)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Золотов
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
  • Заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (секретарь Отделения искусствознания).
  • заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (секретарь Отделения дизайна)

Члены Президиума РАХ:

  • народный художник СССР В. И. Иванов
  • народный художник СССР В. М. Сидоров,
  • народный художник СССР А. М. Шилов,
  • народный художник РСФСР А. И. Алексеев,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов,
  • народный художник РСФСР А. П. Левитин,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров,
  • народный художник РСФСР О. М. Савостюк,
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль,
  • народный художник РФ А. С. Чаркин,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков,
  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов,
  • заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • В. В. Ракчеев,
  • М. А. Бусев,
  • Г. Ф. Коваленко,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • Т. А. Кочемасова,
  • М. Б. Миндлин,
  • С. И. Михайловский,
  • А. В. Морозов,
  • К. В. Петров,
  • Ю. П. Платонов,
  • А. И. Рожин,
  • А. Т. Салахова,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • В. З. Церетели,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организацииПравить

На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:

  • Институт теории и истории изобразительных искусств;
  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова;
  • Московский академический художественный лицей;
  • Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
  • Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона
  • Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
    • музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»
    • музей-квартира Исаака Бродского в центре Санкт-Петербурга (Площадь Искусств)
    • отдел-мастерская Павла Чистякова
    • отдел-мастерская Архипа Куинджи
    • музей-мастерская Сергея Конёнкова
  • Научная библиотека
  • Архивы
  • Творческие мастерские по различным видам искусства.

ПрезидентыПравить

  • 1991—1997 — Н. А. Пономарев
  • с 1997 года — З. К. Церетели

Печатные изданияПравить

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA».[13] Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к культуре.

КритикаПравить

Ранее РАХ, как и Академия художеств СССР, и Императорская академия художеств, чаще всего подвергалась критике за консерватизм. В последние годы больше всего нареканий вызывает формирование состава членов РАХ, в частности, избрание в её ряды близких родственников Президента и членов Президиума РАХ[14].

ПримечанияПравить

  1. БСЭ, 1970, с. 325
  2. Указ Президента РФ от 25.05.1992 № 522 «О преобразовании Академии художеств СССР в Российскую академию художеств». Администрация Президента РФ. Дата обращения 5 сентября 2011.
  3. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств». Правительство Российской Федерации. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  4. Историко-культурный журнал Наше Наследие. Ном. 82. / Сост. Д. О. Швидковский, 2007
  5. Образование. Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017.
  6. Наука. Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017.
  7. Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных Искусств и Архитектуры Российской Академии Художеств. Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017.
  8. Список действительных членов (академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года (недоступная ссылка). Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  9. Список членов-корреспондентов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  10. Список иностранных членов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  11. Список почётных членов (почётных академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
  12. Устав Российской академии художеств (недоступная ссылка). Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017. Архивировано 10 мая 2012 года.
  13. http://www.rah.ru/the_academy_today/zhurnal_academia/ Журнал ACADEMIA
  14. «Архнадзор» предлагает убрать с «видных мест» Москвы работы Церетели — мэтра «лужковского стиля». NEWSru.com (29 сентября 2010). Дата обращения 26 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.

Список литературыПравить

Академия художеств СССР // Большая Советская Энциклопедия. — 1970. — Т. 1. — С. 325.

См. такжеПравить

  • Императорская Академия художеств
  • Академия художеств СССР
  • Действительные члены РАХ
  • Член-корреспонденты РАХ
  • Почётные члены РАХ
  • Зарубежные почётные члены РАХ
  • Академии наук в Российской Федерации
  • Государственная академия наук

СсылкиПравить

  • Официальный сайт РАХ
  • Страница РАХ на портале «Культура.рф»
  • Светлана Володина. «…Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.» // Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств
  • Татьяна Кочемасова. Зураб Церетели: ИСКУССТВО СБЛИЖАЕТ ЛЮДЕЙ // Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств
  • Манана Попова. Не словом, а делом // Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств

Учреждена в 1757 г. как высшее художественное учебное заведение Российской империи. Среди ее выпускников — великие русские живописцы, архитекторы, скульпторы.

История создания Академии

Несмотря на изящное имя, первая Академия художеств возникла как вполне практический проект. Задумана она была Петром I по образу европейских «академий наук и художеств» того времени и существовала при Академии наук. А это значит, что искусство в некотором смысле служило науке. Рисовальщики и граверы делали ботанические и этнографические зарисовки, готовили карты и лишь иногда выполняли портретные заказы. Вскоре назрел конфликт между научными и художественными нуждами, поскольку Академии наук требовались главным образом граверы. И тогда по инициативе Михаила Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Шувалова в 1757 году открылась собственно Академия художеств, на этот раз при Московском университете. Впрочем, занятия шли и в Санкт-Петербурге, в особняке Шувалова, ставшего первым президентом Академии и предложившего для нее пышное название — Академия трех знатнейших искусств. Шесть лет спустя это учебное заведение наконец стало самостоятельным и получило статус императорского. Среди его первых учеников — Федор Рокотов, Василий Баженов и Антон Лосенко, первый русский исторический живописец.

Поначалу в Академии преподавали приглашенные иностранцы, исключением был лишь Александр Филиппович Кокоринов, который возглавил архитектурный класс, а со временем стал и ректором. Он не только многое сделал для развития учебного заведения, но и вместе с французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом разработал проект здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Закладка фундамента состоялась в 1765 году, но строительство закончилось только в 1788-м. Со временем вид этого здания стал одной из визитных карточек Северной столицы.

Основание Академии совпало с расцветом классицизма в Европе. А потому в качестве образцов для обучения в первую очередь были выбраны античная скульптура и архитектура. Ученики часами копировали классические изображения, оттачивая мастерство.

Для лучших из них была создана система стипендий, а обладателей золотых медалей за конкурсную работу отправляли на учебу за границу. Первыми пенсионерами Академии стали Баженов и Лосенко, уехавшие учиться за границу еще в 1760 году. Отличникам Академия выделяла заказы на работу, чтобы материально поддержать талант художника. Например, знаменитую картину «Явление Христа народу» Александр Иванов в течение 20 лет писал в Италии по заказу Академии.

В ее стенах зародилась русская школа классической архитектуры, чей яркий представитель Матвей Казаков перестроил в конце XVIII века центр Москвы в классическом стиле. Ему принадлежат здание Сената в Кремле, Голицынская больница и многие другие сооружения.

Преподавание живописи и скульптуры отделили от архитектурного образования только в середине XIX века. Поэтому многие блестящие архитекторы получали и живописную специальность. К примеру, Андрей Воронихин, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге, удостоился звания академика «перспективной живописи».

Со временем слепое копирование классических образцов, которое сыграло свою роль при создании школы, стало тормозом для творчества. Это осознавали и власти, и сами художники. Попытки преобразовать систему делались с разных сторон.

В начале правления император Николай I издает указы о сохранении и изучении древнерусских памятников. Народность как мировоззренческая идея проникает во все виды искусств — от зодчества и живописи до музыки и литературы. Академик архитектуры Константин Тон, которому Николай покровительствовал, в конце 1820-х на основе рисунков и обмеров древнерусских храмов разрабатывает так называемый русско-византийский стиль. Однако классическая традиция тоже сохраняется. По проекту Тона перестраиваются парадные залы Академии художеств и оформляется набережная с гранитной пристанью. Тогда же здесь устанавливаются фигуры древнеегипетских сфинксов.

В начале XIX века недовольство академической системой проявлялось в своеобразной попытке эмиграции. Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, уже упомянутый Александр Иванов и многие другие талантливые художники годами жили и работали за границей и не спешили возвращаться на родину.

В середине столетия недовольство вылилось в протест. В ноябре 1863 года ученики Академии, допущенные к участию в конкурсе на золотую медаль, попросили заменить им задание: вместо исторического сюжета позволить писать на свободную тему. Получив отказ, все 14 человек покинули стены Академии. Несколько лет спустя они основали знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. В октябре 1893 года по указу императора Александра III, который велел «переменить все… передвижников позвать», в Академии провели реформу. Теперь здесь выставлялись работы молодой талантливой молодежи, например, художников из объединения «Мир искусства»;.

Академия в послереволюционное время

После революции Академию на время упразднили как «государственное учреждение, проводившее после свержения самодержавия, при Временном правительстве, политику в интересах эксплуататорских классов». На ее основе возникли Свободные художественные мастерские, а в 1932 году в Ленинграде открылась Всероссийская академия художеств, которую возглавил Исаак Бродский, автор официальных портретов Ленина, Сталина, Ворошилова и других большевиков.

В 1937 году в ее стенах начинают изучать теорию искусства. Преподают студентам и сотрудники Эрмитажа, и блестящий художественный критик Николай Пунин, муж Анны Ахматовой.

В 1947-м Всероссийская академия художеств преобразована в Академию художеств СССР, которая получает в Москве здание на Пречистенке. Когда-то этот особняк принадлежал последнему представителю рода Потемкиных — графу Сергею Павловичу, литератору и поклоннику искусств. В его доме нередко бывал Пушкин. В конце XIX века здание приобрел предприниматель и меценат Иван Морозов. До революции он хранил здесь свое уникальное собрание французской живописи (Сезанн, Ренуар, Дега, Ван Гог) и произведения русских художников XIX века. Для этой коллекции архитектор Лев Кекушев даже перестроил интерьеры здания. В 1918 году собрание Морозова было национализировано, в особняке открылся Музей нового западного искусства. В 1947 году музей расформировали, часть его коллекции передали в ГМИИ им. Пушкина, часть — в Русский музей. А здание досталось Академии художеств СССР. В том же году в составе Академии открылся научно-исследовательский институт истории и теории искусства.

Почти одновременно с Академией возник и ее музей. В его собрание входили как произведения классического европейского искусства, от Рубенса до Делакруа, так и работы русских художников и скульпторов, учившихся в стенах Академии. И хотя значительную часть своего богатого собрания музей на сегодня утратил (многие его экспонаты еще до революции были переданы в Русский музей и другие российские музеи), он и сегодня дает прекрасное представление об истории русского искусства. Здесь можно увидеть полотна Аргунова, Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Поленова, Фешина, Салахова. Из скульптуры — работы на библейские, мифологические и исторические темы выдающихся российских скульпторов XVIII—XX веков Пименова, Гордеева, Козловского, Антокольского, Аникушина.

Академия художеств сегодня

С 1998 года в Академии художеств существует кафедра ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры. Одна из ее основных задач — привлечь внимание к значимости художественного образования для развития творчества и культурного разнообразия. Она активно участвует и в международной выставочной деятельности.

В 2007 году 250-летний юбилей Академии художеств был внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.

интернет-альманах Валерия Рублёва

Художественные организации и компании

Всероссийская академия художеств Бродский Исаак Израилевич - Президент Всероссийской академии художеств

Бродский Исаак Израилевич — Президент Всероссийской академии художеств

Всероссийская академия художеств (ВАХ)

Всероссийская академия художеств – это советская художественная организация, пытавшаяся курировать вопросы изобразительного искусства и нужды художников на территории СССР.
Несмотря на то, что Всероссийская академия художеств существовала в 20-м веке, ныне о ней доступно ничтожное количество информации.
Всероссийская академия художеств была основана в Ленинграде в 1932 году на основе сохранившихся организационных наработок Императорской Академии художеств. Одним из наиболее активных инициаторов создания Всероссийской академии художеств был Бродский Исаак Израилевич – он же и стал в итоге первым Президентом этой академии.
В виду того, что новообразованная Всероссийская академия художеств находилась не в столице советского государства, её работникам было довольно проблематично выполнять свои кураторские всесоюзные задачи. После смерти Бродского, случившейся в 1939 году, у Всероссийской академии художеств так и не появилось нового руководителя, а потому в полную силу она функционировать не могла.
В «подвешенном» состоянии академия художеств находилось до лета 1947 года, пока Советом Министров СССР не было решено преобразовать Всероссийскую академию художеств в Академию художеств СССР.

Ниже предлагается информация о других художественных организациях

Всесоюзное общество культурной связи с заграницей

Дулёвский фарфоровый завод

Королевское общество британских художников

Произведения искусства из частных коллекций и собраний художников

Предлагается возможность увидеть, рассмотреть и быстро приобрести произведения изобразительного искусства из частных собраний коллекционеров и авторские картины современных художников.

Картина маслом «Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Подъельники у Кижей»

Оргалит, масло. 70х45,5. 2018.

Холст на подрамнике, масло. 85х65. 1972.

Холст на подрамнике, масло. 40х40. 2022.

Copyright © YAVARDA.RU 2018-2023

Росси́йская акаде́мия худо́жеств (РАХ) — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в России, и не имеющий аналогов в мире, уникальный научно-исследовательский центр в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, искусствознания и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.

Российская академия художеств
(РАХ)
Файл:Emblem of the Russian Academy of arts.png
Moscow 05-2012 Prechistenka 05.jpg
Международное название Russian Academy of Arts
Прежние названия Академия художеств СССР (1947-1991)
Год основания 1757
Тип государственная академия наук
Президент З. К. Церетели
Академики 215
Члены-корреспонденты 327
Расположение  Россия: Москва
Метро Сокольническая линия «Кропоткинская»
Юридический адрес город Москва, улица Пречистенка, дом 21
Сайт www.rah.ru
Награды Орден Ленина

Высший орган РАХ — Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президи­ум во главе с Президентом.

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР, созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств. Всё имущество Академии художеств СССР, после развала СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ.

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением.

Президентом РАХ с 1997 года является Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, академик Зураб Константинович Церетели.

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики.
Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»[1]

Основные направления деятельности РАХ

Академическая система художественного образования

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности.
Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования — величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание.
В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования[2].

Учебные заведения РАХ:

  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
  • Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
  • Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств

Научная деятельность

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве.[3]

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Церетели З. К.[4]

Членство в Академии

Зал заседаний Президиума РАХ

Членами Академии являются действительные члены (академики), члены-корреспонденты и почётные члены (почётные академики), а также иностранные члены.

Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.

Членство в Академии является пожизненным.

Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации.

Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года[5].

Отделения Академии

Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят?

  • отделения по видам творческой и научной деятельности:
    • Отделение живописи (академик-секретарь Е. Н. Максимов);
    • Отделение скульптуры (академик-секретарь А. В. Цигаль);
    • Отделение графики (академик-секретарь А. И. Теслик);
    • Отделение архитектуры (академик-секретарь М. М. Посохин);
    • Отделение декоративно-прикладного искусства (академик-секретарь Л. И. Савельева);
    • Отделение дизайна (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
    • Отделение искусствознания и художественной критики (академик-секретарь Д. О. Швидковский);
    • Отделение театрально- и кинодекорационного искусства (академик-секретарь Б. А. Мессерер);
    • Отделение фотоискусства и мультимедийных технологий (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
    • Отделение новейших художественных течений (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
  • региональные отделения:
    • Южное отделение (академик-секретарь С. Н. Олешня)
    • Поволжское отделение (академик-секретарь К. В. Худяков)
    • Отделение Урал, Сибирь, Дальний восток (академик-секретарь А. П. Левитин)

Руководство Академии

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты. Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ:

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР З. К. Церетели.

Вице-президенты РАХ:

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Т. Т. Салахов,
  • народный художник РСФСР А. А. Бичуков
  • народный художник РФ А. А. Любавин
  • народный архитектор РФ М. М. Посохин (секретарь Отделения архитектуры)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Золотов
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
  • Заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (секретарь Отделения искусствознания).
  • заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (секретарь Отделения дизайна)

Члены Президиума РАХ:

  • народный художник СССР В. М. Сидоров,
  • народный художник СССР А. М. Шилов,
  • народный художник РСФСР А. И. Алексеев,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов,
  • народный художник РСФСР А. П. Левитин,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров,
  • народный художник РСФСР О. М. Савостюк,
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль,
  • народный художник РФ А. С. Чаркин,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков,
  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов,
  • Заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • М. А. Бусев,
  • Г. Ф. Коваленко,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • Т. А. Кочемасова,
  • М. Б. Миндлин,
  • С. И. Михайловский,
  • А. В. Морозов,
  • К. В. Петров,
  • Ю. П. Платонов,
  • А. И. Рожин,
  • А. Т. Салахова,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • В. З. Церетели,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организации

На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:

  • Институт теории и истории изобразительных искусств;
  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова;
  • Московский академический художественный лицей;
  • Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
  • Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона
  • Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
    • музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»
    • музей-квартира Исаака Бродского в центре Санкт-Петербурга (Площадь Искусств)
    • отдел-мастерская Павла Чистякова
    • отдел-мастерская Архипа Куинджи
    • музей-мастерская Сергея Конёнкова
  • Научная библиотека
  • Архивы
  • Творческие мастерские по различным видам искусства.

Президенты

  • 1991—1997 — Н. А. Пономарев
  • с 1997 года — З. К. Церетели

Печатные издания

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA».[6] Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к культуре.

Критика

Ранее РАХ, как и Академия художеств СССР, и Императорская академия художеств, чаще всего подвергалась критике за консерватизм. В последние годы больше всего нареканий вызывает формирование состава членов РАХ, в частности, избрание в её ряды близких родственников Президента и членов Президиума РАХ[7].

Примечания

  1. . Историко-культурный журнал Наше Наследие. Ном. 82. / Сост. Д. О. Швидковский, 2007
  2. Академическая система художественного образования
  3. Наука
  4. Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных Искусств и Архитектуры Российской Академии Художеств
  5. Устав Российской академии художеств
  6. http://www.rah.ru/the_academy_today/zhurnal_academia/ Журнал ACADEMIA
  7. «Архнадзор» предлагает убрать с «видных мест» Москвы работы Церетели — мэтра «лужковского стиля». NEWSru.com (29 сентября 2010). Дата обращения: 26 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.

Ошибка в сносках?: Тег <ref> с именем «У», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref> с именем «ОС1», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref> с именем «ОС2», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref> с именем «ОС3», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref> с именем «ОС4», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref> с именем «БСЭ», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.

Ошибка в сносках?: Тег <ref> с именем «Указ», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.

См. также

  • Императорская Академия художеств
  • Академия художеств СССР
  • Действительные члены РАХ
  • Член-корреспонденты РАХ
  • Почётные члены РАХ
  • Зарубежные почётные члены РАХ
  • Академии наук в Российской Федерации
  • Государственная академия наук

Ссылки

  • Официальный сайт РАХ
  • Страница РАХ на портале «Культура.рф»

Всего найдено: 2

Еще раз приветствую Вас! Часа два жду ответа – увы!
Повторяю вопросы:
1. Российская академия художеств (по ответу № 259088) – не памятник архитектуры, а учебное заведение, текст для справочника. Начальное «Российская» подразумевает строчную в слове «академия»?
2. Восточный и Западный Артиллерийский мосты или Артиллерийские?
Заранее благодарю. И сообщите, пожалуйста, в течение какого времени следует ждать ответа – чтобы не повторяться и Вас лишний раз не отвлекать.

Ответ справочной службы русского языка

1. Да, с прописной нужно писать только первое слово.

2. Лучше: Восточный и Западный Артиллерийский мост.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как распределяются строчные – прописные: Российская академия художеств (слово «академия» часто «повышают» – я думаю, что это неправильно.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Российская академия художеств.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Всепрощающей как пишется
  • Всепривсе как пишется
  • Всепреодолевающий как пишется
  • Всепонимающий как пишется правильно
  • Всепоглощающий как пишется