Запрос «РАХ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Российская академия художеств (РАХ) |
|
---|---|
Международное название | Russian Academy of Arts |
Прежние названия |
Академия художеств СССР (1947—1991) Императорская Академия художеств (1757—1917) |
Год основания | 1757 |
Тип | государственная академия наук |
Президент | З. К. Церетели |
Академики | 215 |
Члены-корреспонденты | 327 |
Расположение |
|
Метро |
|
Юридический адрес | город Москва, улица Пречистенка, дом 21 |
Сайт | www.rah.ru |
Награды |
|
Российская академия художеств (РАХ) — государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры — отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.
Крупнейший научный центр в области изучения, сохранения и развития изобразительного искусства и искусствознания в России, включающий в себя ряд высших и средних учебных заведений (МГАХИ им. В. И. Сурикова, Московский академический художественный лицей, Санкт-Петербургский художественный лицей имени Б. В. Иогансона), научно-исследовательских учреждений (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Научно-исследовательский музей РАХ), творческие мастерские живописи, графики и скульптуры в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске и Ростове-на-Дону.
Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.
Президентом РАХ с 1997 года является Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, академик Зураб Константинович Церетели.
Преемственность
Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР, созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств[1]. Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ[2][3].
По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением[4].
«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики.
Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»[5]
Основные направления деятельности РАХ
Шаблон:История Российской академии художеств
Академическая система художественного образования
Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности.
Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования — величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание.
В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования[6].
- Учебные заведения в ведении РАХ
- Московский художественный институт имени В. И. Сурикова
- Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
- Ленинградская средняя художественная школа Российской академии художеств
- Учебные заведения, бывшие в ведении РАХ
- Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (до 2015)
Научная деятельность
Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве[7].
Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры
Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели[8].
Членство в Академии
Зал заседаний Президиума РАХ
Членами Академии являются действительные члены (академики), члены-корреспонденты и почётные члены (почётные академики), а также почётные зарубежные члены[9][10][11][12].
Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.
Членство в Академии является пожизненным.
Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации.
Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года[13].
Отделения Академии
Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят:
- отделения по видам творческой и научной деятельности:
- Отделение живописи (академик-секретарь Е. Н. Максимов);
- Отделение скульптуры (академик-секретарь А. В. Цигаль);
- Отделение графики (академик-секретарь А. И. Теслик);
- Отделение архитектуры (академик-секретарь М. М. Посохин);
- Отделение декоративно-прикладного искусства (академик-секретарь Л. И. Савельева);
- Отделение дизайна (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- Отделение искусствознания и художественной критики (академик-секретарь Д. О. Швидковский);
- Отделение театрально- и кинодекорационного искусства (академик-секретарь Б. А. Мессерер);
- Отделение фотоискусства и мультимедийных технологий (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- Отделение новейших художественных течений (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- региональные отделения:
- Южное отделение (академик-секретарь С. Н. Олешня)
- Поволжское отделение (академик-секретарь К. В. Худяков)
- Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток (академик-секретарь С. Е. Ануфриев)
Руководство Академии
Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты. Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.
В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.
Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.
Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.
Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.
Президент РАХ:
- Герой Социалистического Труда, народный художник СССР З. К. Церетели.
Вице-президенты РАХ:
- заслуженный художник РФ В. Г. Калинин — первый вице-президент
- народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
- народный художник РФ А. А. Любавин
- народный архитектор РФ М. М. Посохин
- заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Золотов
- заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
- заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (академик-секретарь Отделения искусствознания).
- заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (академик-секретарь Отделения дизайна)
- заслуженный работник культуры РСФСР Г. В. Степанов
- В. З. Церетели
- Т. А. Кочемасова
Главный ученый секретарь Президиума РАХ
- Заслуженный архитектор РФ О. А. Кошкин (академик-секретарь Отделения архитектуры)
Члены Президиума РАХ:
- народный художник СССР В. И. Иванов
- народный художник СССР А. М. Шилов,
- народный художник РСФСР А. Н. Бурганов,
- народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров,
- народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
- народный художник РФ А. Г. Акритас,
- народный художник РФ Н. И. Боровской,
- народный художник РФ В. А. Глухов,
- народный художник РФ А. Н. Ковальчук,
- народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
- народный художник РФ Н. А. Мухин,
- народный художник РФ Т. Г. Назаренко,
- народный художник РФ В. И. Нестеренко,
- народный художник РФ П. Ф. Никонов,
- народный художник РФ С. Н. Олешня,
- народный художник РФ С. П. Оссовский,
- народный художник РФ А. И. Теслик,
- народный художник РФ А. В. Цигаль (академик-секретарь Отделения дизайна),
- народный художник РФ А. С. Чаркин,
- народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
- народный художник РФ Е. В. Ромашко,
- народный художник РФ А. И. Рукавишников,
- заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников,
- заслуженный художник РФ С. Е. Ануфриев,
- заслуженный художник РФ А. Д. Боровский,
- заслуженный художник РФ К. В. Худяков,
- заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков,
- заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов,
- заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
- В. В. Ракчеев,
- М. А. Бусев,
- Г. Ф. Коваленко,
- С. П. Колов,
- А. Н. Коротаева,
- М. Б. Миндлин,
- С. И. Михайловский,
- А. В. Морозов,
- К. В. Петров,
- Ю. П. Платонов,
- А. И. Рожин,
- А. Т. Салахова,
- М. М. Фаткулин,
- О. Р. Хромов,
- Е. З. Церетели,
- А. Г. Ястребенецкий.
Академические организации
На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:
- Институт теории и истории изобразительных искусств;
- Московский художественный институт имени В. И. Сурикова;
- Московский академический художественный лицей;
- Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
- Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
- музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»
- музей-квартира Исаака Бродского в центре Санкт-Петербурга (Площадь Искусств)
- отдел-мастерская Павла Чистякова
- отдел-мастерская Архипа Куинджи
- музей-мастерская Сергея Конёнкова
- Научная библиотека
- Архивы
- Творческие мастерские по различным видам искусства.
Президенты
- 1991—1997 — Н. А. Пономарев
- с 1997 года — З. К. Церетели
Печатные издания
В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA».[14] Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к культуре.
Примечания
- ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ БСЭ, 1970, с. 325
- ↑ Указ Президента РФ от 25.05.1992 № 522 «О преобразовании Академии художеств СССР в Российскую академию художеств» (недоступная ссылка). Администрация Президента РФ. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 23 апреля 2013 года.
- ↑ Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств» (недоступная ссылка). Правительство Российской Федерации. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Историко-культурный журнал Наше Наследие. Ном. 82. / Сост. Д. О. Швидковский, 2007
- ↑ Образование (недоступная ссылка — история ). Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
- ↑ Наука. Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 26 июня 2017 года.
- ↑ Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных Искусств и Архитектуры Российской Академии Художеств. Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Список действительных членов (академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года (недоступная ссылка). Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 11 января 2012 года.
- ↑ Список членов-корреспондентов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Список иностранных членов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Список почётных членов (почётных академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Устав Российской академии художеств (недоступная ссылка). Российская академия художеств (2017). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано 10 мая 2012 года.
- ↑ Журнал «ACADEMIA» Архивная копия от 25 сентября 2015 на Wayback Machine Журнал ACADEMIA
Список литературы
Академия художеств СССР // Большая Советская Энциклопедия. — 1970. — Т. 1. — С. 325.
См. также
- Императорская Академия художеств
- Академия художеств СССР
- Действительные члены РАХ
- Члены-корреспонденты РАХ
- Список почётных членов РАХ
- Список почётных зарубежных членов РАХ
- Академии наук в Российской Федерации
- Государственная академия наук
- Награды Российской академии художеств
Ссылки
- Официальный сайт РАХ
- Страница РАХ на портале «Культура.рф».
Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств.
Содержание
- 1 История
- 1.1 Президенты Академии[2]
- 1.2 Преподаватели Академии
- 1.3 Выпускники Академии
- 1.3.1 Вольнослушатели академии
- 2 См. также
- 3 Библиография
История
Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.
В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764—1788 для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.
Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.
Вид на здание Академии художеств с Невы
«Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 г., имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.
В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817) с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.
Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым Уставом 30 августа 1859 г. совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»[1]
В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72,626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.
Здание Академии Художеств (1764—89), архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов
Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.
12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.
Президенты Академии[2]
- 1757—1763 И. И. Шувалов — основатель и первый главный директор
- 1764—1794 И. И. Бецкой
- 1795—1797 А. И. Мусин-Пушкин
- 1797—1800 Г. А. Шуазель-Гуфье
- 1800—1811 А. С. Строганов
- 1817—1843 А. Н. Оленин
- 1843—1852 Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I
- 1852—1876 Великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, вдова Максимилиана Лейхтенбергского
- 1876—1909 Великий князь Владимир Александрович
- 1909—1917 Великая княгиня Мария Павловна, вдова Владимира Александровича
Преподаватели Академии
- П. П. Чистяков
- А. Ф. Кокоринов (с 1761 по 1772 годы)
- К. В. Лебедев (с 1894 по 1898 годы)
- Ф. А. Рубо (с 1903 по 1912 годы)
- Н. С. Самокиш (с 1912 по 1918 годы)
- Жан Тома де Томон (начало XIX века, перспектива)
- Преображенский, Михаил Тимофеевич (с 1888 года — преподаватель, с 1894 — профессор)
Ректоры академии:
- И. П. Мартос (до 1835)
- В. И. Демут-Малиновский (1835—1846)
Выпускники Академии
- Адамсон, Амандус Генрих — эстонский скульптор, академик, один из основателей эстонского национального искусства.
- Болотнов, Василий Демьянович
- Васильковский, Сергей Иванович — художник-пейзажист
- Васнецов, Виктор Михайлович — русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
- Вейгельт, Роберт Карлович
- Витберг, Александр Лаврентьевич — русский художник и архитектор, автор первоначального проекта Храма Христа Спасителя
- Врубель, Михаил Александрович
- Габашвили, Георгий Иванович — грузинский живописец
- Горелов, Гавриил Никитич — русский художник
- Греков, Митрофан Борисович — советский художник-баталист
- Жолтовский, Иван Владиславович — архитектор
- Захаров, Андреян Дмитриевич
- Канделаки, Николай Порфирьевич — грузинский скульптор и педагог, основатель грузинской монументальной скульптуры, мастер скульптурного портрета.
- Кизеветтер, Георг Иванович — первый городской архитектор Нижнего Новгорода (1836—1846)
- Кипренский, Орест Адамович
- Манизер, Матвей Генрихович — скульптор, вице-президент Академии художеств СССР
- Митурич, Пётр Васильевич
- Мурашко, Николай Иванович — украинский художник и педагог, основатель и руководитель Киевской рисовальной школы
- Пархоменко, Иван Кириллович — русский художник, автор портретной галереи писателей России, насчитывавшей свыше 90 полотен.
- Репин, Илья Ефимович — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.
- Рерих, Николай Константинович — русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель.
- Самокиш, Николай Семёнович — российский (украинский) и советский художник-баталист.
- Сапунов, Николай Николаевич — русский живописец, театральный художник, мастер натюрморта.
- Соколов, Павел Петрович — русский скульптор, мастер декоративной скульптуры классицизма.
- Суриков, Василий Иванович — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
- Толстой, Фёдор Петрович — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма.
- Уистлер, Джеймс Эббот Мак-Нейл — наиболее известный художник и гравёр Новой Англии второй половины XIX века.
- Шапошников, Иван Иванович — архитектор, академик архитектуры.
- Шаров, Пётр Алексеевич — архитектор
- Шевченко, Тарас Григорьевич — украинский поэт и художник
Вольнослушатели академии
- Клодт, Пётр Карлович, с 1830 года
См. также
- Академия художеств СССР
- Российская академия художеств
- Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
- Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
- 250-летие Академии художеств — памятная монета Банка России
Библиография
- ↑ Николай Троицкий Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. С. 398
- ↑ Российская академия художеств Президенты
Копии Флорентийских львов в России |
||
---|---|---|
Санкт-Петербург | 1796 → Дача Строганова → 1920-е → Стрелка Елагина острова | Академия художеств (до 1801) | Дом Лобанова-Ростовского | (Трискорни, 1810) | Елагин дворец (Росси, 1822) | Михайловский дворец (Росси, 1824) | Пролетарский завод (Росси, 1831) | Дворцовая пристань (Росси, 1832) | |
Петергоф | Львиный каскад (Воронихин, 1801) | |
Стрельна | Константиновский дворец (Воронихин, 1803) | |
Пулковские высоты | Фонтан-грот (Воронихин, 1807) | |
Грузино | Имение Аракчеева (Росси, 1824) |
Wikimedia Foundation.
2010.
Российская академия художеств
ПреемственностьПравить
Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР, созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств. Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ[1][2].
По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением[3].
«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики.
Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»[4]
Основные направления деятельности РАХПравить
Академическая система художественного образованияПравить
Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности.
Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования — величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание.
В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования[5].
Учебные заведения РАХ:
- Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
- Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
- Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
- Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств
Научная деятельностьПравить
Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве[6].
Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектурыПравить
Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели[7].
Членство в АкадемииПравить
Отделения АкадемииПравить
Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят:
- отделения по видам творческой и научной деятельности:
- Отделение живописи (академик-секретарь Е. Н. Максимов);
- Отделение скульптуры (академик-секретарь А. В. Цигаль);
- Отделение графики (академик-секретарь А. И. Теслик);
- Отделение архитектуры (академик-секретарь М. М. Посохин);
- Отделение декоративно-прикладного искусства (академик-секретарь Л. И. Савельева);
- Отделение дизайна (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- Отделение искусствознания и художественной критики (академик-секретарь Д. О. Швидковский);
- Отделение театрально- и кинодекорационного искусства (академик-секретарь Б. А. Мессерер);
- Отделение фотоискусства и мультимедийных технологий (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- Отделение новейших художественных течений (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- региональные отделения:
- Южное отделение (академик-секретарь С. Н. Олешня)
- Поволжское отделение (академик-секретарь К. В. Худяков)
- Отделение Урал, Сибирь, Дальний восток (академик-секретарь А. П. Левитин)
Руководство АкадемииПравить
Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты. Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.
В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.
Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.
Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.
Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.
Президент РАХ:
- Герой Социалистического Труда, народный художник СССР З. К. Церетели.
Вице-президенты РАХ:
- Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Т. Т. Салахов,
- народный художник РСФСР А. А. Бичуков
- народный художник РФ А. А. Любавин
- народный архитектор РФ М. М. Посохин (секретарь Отделения архитектуры)
- заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Золотов
- заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
- Заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (секретарь Отделения искусствознания).
- заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (секретарь Отделения дизайна)
Члены Президиума РАХ:
- народный художник СССР В. И. Иванов
- народный художник СССР В. М. Сидоров,
- народный художник СССР А. М. Шилов,
- народный художник РСФСР А. И. Алексеев,
- народный художник РСФСР А. Н. Бурганов,
- народный художник РСФСР А. П. Левитин,
- народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров,
- народный художник РСФСР О. М. Савостюк,
- народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
- народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
- народный художник РФ А. Г. Акритас,
- народный художник РФ Н. И. Боровской,
- народный художник РФ В. А. Глухов,
- народный художник РФ А. Н. Ковальчук,
- народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
- народный художник РФ Н. А. Мухин,
- народный художник РФ Т. Г. Назаренко,
- народный художник РФ В. И. Нестеренко,
- народный художник РФ П. Ф. Никонов,
- народный художник РФ С. Н. Олешня,
- народный художник РФ С. П. Оссовский,
- народный художник РФ А. И. Теслик,
- народный художник РФ А. В. Цигаль,
- народный художник РФ А. С. Чаркин,
- народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
- народный художник РФ Е. В. Ромашко,
- народный художник РФ А. И. Рукавишников,
- заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников,
- заслуженный художник РФ А. Д. Боровский,
- заслуженный художник РФ К. В. Худяков,
- заслуженный художник РФ В. Г. Калинин,
- заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков,
- заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов,
- заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
- В. В. Ракчеев,
- М. А. Бусев,
- Г. Ф. Коваленко,
- С. П. Колов,
- А. Н. Коротаева,
- Т. А. Кочемасова,
- М. Б. Миндлин,
- С. И. Михайловский,
- А. В. Морозов,
- К. В. Петров,
- Ю. П. Платонов,
- А. И. Рожин,
- А. Т. Салахова,
- М. М. Фаткулин,
- О. Р. Хромов,
- В. З. Церетели,
- Е. З. Церетели,
- А. Г. Ястребенецкий.
Академические организацииПравить
На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:
- Институт теории и истории изобразительных искусств;
- Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова;
- Московский академический художественный лицей;
- Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
- Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона
- Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
- музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»
- музей-квартира Исаака Бродского в центре Санкт-Петербурга (Площадь Искусств)
- отдел-мастерская Павла Чистякова
- отдел-мастерская Архипа Куинджи
- музей-мастерская Сергея Конёнкова
- Научная библиотека
- Архивы
- Творческие мастерские по различным видам искусства.
ПрезидентыПравить
- 1991—1997 — Н. А. Пономарев
- с 1997 года — З. К. Церетели
Печатные изданияПравить
В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA».[13] Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к культуре.
КритикаПравить
Ранее РАХ, как и Академия художеств СССР, и Императорская академия художеств, чаще всего подвергалась критике за консерватизм. В последние годы больше всего нареканий вызывает формирование состава членов РАХ, в частности, избрание в её ряды близких родственников Президента и членов Президиума РАХ[14].
ПримечанияПравить
- ↑ БСЭ, 1970, с. 325
- ↑ Указ Президента РФ от 25.05.1992 № 522 «О преобразовании Академии художеств СССР в Российскую академию художеств». Администрация Президента РФ. Дата обращения 5 сентября 2011.
- ↑ Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств». Правительство Российской Федерации. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Историко-культурный журнал Наше Наследие. Ном. 82. / Сост. Д. О. Швидковский, 2007
- ↑ Образование. Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017.
- ↑ Наука. Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017.
- ↑ Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных Искусств и Архитектуры Российской Академии Художеств. Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017.
- ↑ Список действительных членов (академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года (недоступная ссылка). Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Список членов-корреспондентов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Список иностранных членов РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Список почётных членов (почётных академиков) РАХ на 15 декабря 2010 года. Российская академия художеств. Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 15 марта 2012 года.
- ↑ Устав Российской академии художеств (недоступная ссылка). Российская академия художеств (2017). Дата обращения 10 июля 2017. Архивировано 10 мая 2012 года.
- ↑ http://www.rah.ru/the_academy_today/zhurnal_academia/ Журнал ACADEMIA
- ↑ «Архнадзор» предлагает убрать с «видных мест» Москвы работы Церетели — мэтра «лужковского стиля». NEWSru.com (29 сентября 2010). Дата обращения 26 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.
Список литературыПравить
Академия художеств СССР // Большая Советская Энциклопедия. — 1970. — Т. 1. — С. 325.
См. такжеПравить
- Императорская Академия художеств
- Академия художеств СССР
- Действительные члены РАХ
- Член-корреспонденты РАХ
- Почётные члены РАХ
- Зарубежные почётные члены РАХ
- Академии наук в Российской Федерации
- Государственная академия наук
СсылкиПравить
- Официальный сайт РАХ
- Страница РАХ на портале «Культура.рф»
- Светлана Володина. «…Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.» // Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств
- Татьяна Кочемасова. Зураб Церетели: ИСКУССТВО СБЛИЖАЕТ ЛЮДЕЙ // Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств
- Манана Попова. Не словом, а делом // Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств
Учреждена в 1757 г. как высшее художественное учебное заведение Российской империи. Среди ее выпускников — великие русские живописцы, архитекторы, скульпторы.
История создания Академии
Несмотря на изящное имя, первая Академия художеств возникла как вполне практический проект. Задумана она была Петром I по образу европейских «академий наук и художеств» того времени и существовала при Академии наук. А это значит, что искусство в некотором смысле служило науке. Рисовальщики и граверы делали ботанические и этнографические зарисовки, готовили карты и лишь иногда выполняли портретные заказы. Вскоре назрел конфликт между научными и художественными нуждами, поскольку Академии наук требовались главным образом граверы. И тогда по инициативе Михаила Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Шувалова в 1757 году открылась собственно Академия художеств, на этот раз при Московском университете. Впрочем, занятия шли и в Санкт-Петербурге, в особняке Шувалова, ставшего первым президентом Академии и предложившего для нее пышное название — Академия трех знатнейших искусств. Шесть лет спустя это учебное заведение наконец стало самостоятельным и получило статус императорского. Среди его первых учеников — Федор Рокотов, Василий Баженов и Антон Лосенко, первый русский исторический живописец.
Поначалу в Академии преподавали приглашенные иностранцы, исключением был лишь Александр Филиппович Кокоринов, который возглавил архитектурный класс, а со временем стал и ректором. Он не только многое сделал для развития учебного заведения, но и вместе с французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом разработал проект здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Закладка фундамента состоялась в 1765 году, но строительство закончилось только в 1788-м. Со временем вид этого здания стал одной из визитных карточек Северной столицы.
Основание Академии совпало с расцветом классицизма в Европе. А потому в качестве образцов для обучения в первую очередь были выбраны античная скульптура и архитектура. Ученики часами копировали классические изображения, оттачивая мастерство.
Для лучших из них была создана система стипендий, а обладателей золотых медалей за конкурсную работу отправляли на учебу за границу. Первыми пенсионерами Академии стали Баженов и Лосенко, уехавшие учиться за границу еще в 1760 году. Отличникам Академия выделяла заказы на работу, чтобы материально поддержать талант художника. Например, знаменитую картину «Явление Христа народу» Александр Иванов в течение 20 лет писал в Италии по заказу Академии.
В ее стенах зародилась русская школа классической архитектуры, чей яркий представитель Матвей Казаков перестроил в конце XVIII века центр Москвы в классическом стиле. Ему принадлежат здание Сената в Кремле, Голицынская больница и многие другие сооружения.
Преподавание живописи и скульптуры отделили от архитектурного образования только в середине XIX века. Поэтому многие блестящие архитекторы получали и живописную специальность. К примеру, Андрей Воронихин, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге, удостоился звания академика «перспективной живописи».
Со временем слепое копирование классических образцов, которое сыграло свою роль при создании школы, стало тормозом для творчества. Это осознавали и власти, и сами художники. Попытки преобразовать систему делались с разных сторон.
В начале правления император Николай I издает указы о сохранении и изучении древнерусских памятников. Народность как мировоззренческая идея проникает во все виды искусств — от зодчества и живописи до музыки и литературы. Академик архитектуры Константин Тон, которому Николай покровительствовал, в конце 1820-х на основе рисунков и обмеров древнерусских храмов разрабатывает так называемый русско-византийский стиль. Однако классическая традиция тоже сохраняется. По проекту Тона перестраиваются парадные залы Академии художеств и оформляется набережная с гранитной пристанью. Тогда же здесь устанавливаются фигуры древнеегипетских сфинксов.
В начале XIX века недовольство академической системой проявлялось в своеобразной попытке эмиграции. Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, уже упомянутый Александр Иванов и многие другие талантливые художники годами жили и работали за границей и не спешили возвращаться на родину.
В середине столетия недовольство вылилось в протест. В ноябре 1863 года ученики Академии, допущенные к участию в конкурсе на золотую медаль, попросили заменить им задание: вместо исторического сюжета позволить писать на свободную тему. Получив отказ, все 14 человек покинули стены Академии. Несколько лет спустя они основали знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. В октябре 1893 года по указу императора Александра III, который велел «переменить все… передвижников позвать», в Академии провели реформу. Теперь здесь выставлялись работы молодой талантливой молодежи, например, художников из объединения «Мир искусства»;.
Академия в послереволюционное время
После революции Академию на время упразднили как «государственное учреждение, проводившее после свержения самодержавия, при Временном правительстве, политику в интересах эксплуататорских классов». На ее основе возникли Свободные художественные мастерские, а в 1932 году в Ленинграде открылась Всероссийская академия художеств, которую возглавил Исаак Бродский, автор официальных портретов Ленина, Сталина, Ворошилова и других большевиков.
В 1937 году в ее стенах начинают изучать теорию искусства. Преподают студентам и сотрудники Эрмитажа, и блестящий художественный критик Николай Пунин, муж Анны Ахматовой.
В 1947-м Всероссийская академия художеств преобразована в Академию художеств СССР, которая получает в Москве здание на Пречистенке. Когда-то этот особняк принадлежал последнему представителю рода Потемкиных — графу Сергею Павловичу, литератору и поклоннику искусств. В его доме нередко бывал Пушкин. В конце XIX века здание приобрел предприниматель и меценат Иван Морозов. До революции он хранил здесь свое уникальное собрание французской живописи (Сезанн, Ренуар, Дега, Ван Гог) и произведения русских художников XIX века. Для этой коллекции архитектор Лев Кекушев даже перестроил интерьеры здания. В 1918 году собрание Морозова было национализировано, в особняке открылся Музей нового западного искусства. В 1947 году музей расформировали, часть его коллекции передали в ГМИИ им. Пушкина, часть — в Русский музей. А здание досталось Академии художеств СССР. В том же году в составе Академии открылся научно-исследовательский институт истории и теории искусства.
Почти одновременно с Академией возник и ее музей. В его собрание входили как произведения классического европейского искусства, от Рубенса до Делакруа, так и работы русских художников и скульпторов, учившихся в стенах Академии. И хотя значительную часть своего богатого собрания музей на сегодня утратил (многие его экспонаты еще до революции были переданы в Русский музей и другие российские музеи), он и сегодня дает прекрасное представление об истории русского искусства. Здесь можно увидеть полотна Аргунова, Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Поленова, Фешина, Салахова. Из скульптуры — работы на библейские, мифологические и исторические темы выдающихся российских скульпторов XVIII—XX веков Пименова, Гордеева, Козловского, Антокольского, Аникушина.
Академия художеств сегодня
С 1998 года в Академии художеств существует кафедра ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры. Одна из ее основных задач — привлечь внимание к значимости художественного образования для развития творчества и культурного разнообразия. Она активно участвует и в международной выставочной деятельности.
В 2007 году 250-летний юбилей Академии художеств был внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.
интернет-альманах Валерия Рублёва
Художественные организации и компании
Бродский Исаак Израилевич — Президент Всероссийской академии художеств
Всероссийская академия художеств (ВАХ)
Всероссийская академия художеств – это советская художественная организация, пытавшаяся курировать вопросы изобразительного искусства и нужды художников на территории СССР.
Несмотря на то, что Всероссийская академия художеств существовала в 20-м веке, ныне о ней доступно ничтожное количество информации.
Всероссийская академия художеств была основана в Ленинграде в 1932 году на основе сохранившихся организационных наработок Императорской Академии художеств. Одним из наиболее активных инициаторов создания Всероссийской академии художеств был Бродский Исаак Израилевич – он же и стал в итоге первым Президентом этой академии.
В виду того, что новообразованная Всероссийская академия художеств находилась не в столице советского государства, её работникам было довольно проблематично выполнять свои кураторские всесоюзные задачи. После смерти Бродского, случившейся в 1939 году, у Всероссийской академии художеств так и не появилось нового руководителя, а потому в полную силу она функционировать не могла.
В «подвешенном» состоянии академия художеств находилось до лета 1947 года, пока Советом Министров СССР не было решено преобразовать Всероссийскую академию художеств в Академию художеств СССР.
Ниже предлагается информация о других художественных организациях
Всесоюзное общество культурной связи с заграницей
Дулёвский фарфоровый завод
Королевское общество британских художников
Произведения искусства из частных коллекций и собраний художников
Предлагается возможность увидеть, рассмотреть и быстро приобрести произведения изобразительного искусства из частных собраний коллекционеров и авторские картины современных художников.
Картина маслом «Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Подъельники у Кижей»
Оргалит, масло. 70х45,5. 2018.
Холст на подрамнике, масло. 85х65. 1972.
Холст на подрамнике, масло. 40х40. 2022.
Copyright © YAVARDA.RU 2018-2023
Росси́йская акаде́мия худо́жеств (РАХ) — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в России, и не имеющий аналогов в мире, уникальный научно-исследовательский центр в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, искусствознания и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.
Российская академия художеств (РАХ) |
|
---|---|
Файл:Emblem of the Russian Academy of arts.png | |
|
|
Международное название | Russian Academy of Arts |
Прежние названия | Академия художеств СССР (1947-1991) |
Год основания | 1757 |
Тип | государственная академия наук |
Президент | З. К. Церетели |
Академики | 215 |
Члены-корреспонденты | 327 |
Расположение |
|
Метро |
|
Юридический адрес | город Москва, улица Пречистенка, дом 21 |
Сайт | www.rah.ru |
Награды |
|
Высший орган РАХ — Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.
Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР, созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств. Всё имущество Академии художеств СССР, после развала СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ.
По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением.
Президентом РАХ с 1997 года является Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, академик Зураб Константинович Церетели.
«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики.
Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»[1]
Основные направления деятельности РАХ
Академическая система художественного образования
Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности.
Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования — величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание.
В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования[2].
Учебные заведения РАХ:
- Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
- Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
- Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
- Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств
Научная деятельность
Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве.[3]
Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры
Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Церетели З. К.[4]
Членство в Академии
Зал заседаний Президиума РАХ
Членами Академии являются действительные члены (академики), члены-корреспонденты и почётные члены (почётные академики), а также иностранные члены.
Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.
Членство в Академии является пожизненным.
Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации.
Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года[5].
Отделения Академии
Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят?
- отделения по видам творческой и научной деятельности:
- Отделение живописи (академик-секретарь Е. Н. Максимов);
- Отделение скульптуры (академик-секретарь А. В. Цигаль);
- Отделение графики (академик-секретарь А. И. Теслик);
- Отделение архитектуры (академик-секретарь М. М. Посохин);
- Отделение декоративно-прикладного искусства (академик-секретарь Л. И. Савельева);
- Отделение дизайна (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- Отделение искусствознания и художественной критики (академик-секретарь Д. О. Швидковский);
- Отделение театрально- и кинодекорационного искусства (академик-секретарь Б. А. Мессерер);
- Отделение фотоискусства и мультимедийных технологий (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- Отделение новейших художественных течений (академик-секретарь А. Л. Бобыкин);
- региональные отделения:
- Южное отделение (академик-секретарь С. Н. Олешня)
- Поволжское отделение (академик-секретарь К. В. Худяков)
- Отделение Урал, Сибирь, Дальний восток (академик-секретарь А. П. Левитин)
Руководство Академии
Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты. Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.
В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.
Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.
Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.
Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.
Президент РАХ:
- Герой Социалистического Труда, народный художник СССР З. К. Церетели.
Вице-президенты РАХ:
- Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Т. Т. Салахов,
- народный художник РСФСР А. А. Бичуков
- народный художник РФ А. А. Любавин
- народный архитектор РФ М. М. Посохин (секретарь Отделения архитектуры)
- заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Золотов
- заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
- Заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (секретарь Отделения искусствознания).
- заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (секретарь Отделения дизайна)
Члены Президиума РАХ:
- народный художник СССР В. М. Сидоров,
- народный художник СССР А. М. Шилов,
- народный художник РСФСР А. И. Алексеев,
- народный художник РСФСР А. Н. Бурганов,
- народный художник РСФСР А. П. Левитин,
- народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров,
- народный художник РСФСР О. М. Савостюк,
- народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
- народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
- народный художник РФ А. Г. Акритас,
- народный художник РФ Н. И. Боровской,
- народный художник РФ В. А. Глухов,
- народный художник РФ А. Н. Ковальчук,
- народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
- народный художник РФ Н. А. Мухин,
- народный художник РФ Т. Г. Назаренко,
- народный художник РФ В. И. Нестеренко,
- народный художник РФ П. Ф. Никонов,
- народный художник РФ С. Н. Олешня,
- народный художник РФ С. П. Оссовский,
- народный художник РФ А. И. Теслик,
- народный художник РФ А. В. Цигаль,
- народный художник РФ А. С. Чаркин,
- народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
- народный художник РФ Е. В. Ромашко,
- народный художник РФ А. И. Рукавишников,
- заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников,
- заслуженный художник РФ А. Д. Боровский,
- заслуженный художник РФ К. В. Худяков,
- заслуженный художник РФ В. Г. Калинин,
- заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков,
- заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов,
- Заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
- М. А. Бусев,
- Г. Ф. Коваленко,
- С. П. Колов,
- А. Н. Коротаева,
- Т. А. Кочемасова,
- М. Б. Миндлин,
- С. И. Михайловский,
- А. В. Морозов,
- К. В. Петров,
- Ю. П. Платонов,
- А. И. Рожин,
- А. Т. Салахова,
- М. М. Фаткулин,
- О. Р. Хромов,
- В. З. Церетели,
- Е. З. Церетели,
- А. Г. Ястребенецкий.
Академические организации
На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:
- Институт теории и истории изобразительных искусств;
- Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова;
- Московский академический художественный лицей;
- Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
- Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона
- Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
- музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»
- музей-квартира Исаака Бродского в центре Санкт-Петербурга (Площадь Искусств)
- отдел-мастерская Павла Чистякова
- отдел-мастерская Архипа Куинджи
- музей-мастерская Сергея Конёнкова
- Научная библиотека
- Архивы
- Творческие мастерские по различным видам искусства.
Президенты
- 1991—1997 — Н. А. Пономарев
- с 1997 года — З. К. Церетели
Печатные издания
В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA».[6] Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к культуре.
Критика
Ранее РАХ, как и Академия художеств СССР, и Императорская академия художеств, чаще всего подвергалась критике за консерватизм. В последние годы больше всего нареканий вызывает формирование состава членов РАХ, в частности, избрание в её ряды близких родственников Президента и членов Президиума РАХ[7].
Примечания
- ↑ . Историко-культурный журнал Наше Наследие. Ном. 82. / Сост. Д. О. Швидковский, 2007
- ↑ Академическая система художественного образования
- ↑ Наука
- ↑ Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных Искусств и Архитектуры Российской Академии Художеств
- ↑ Устав Российской академии художеств
- ↑ http://www.rah.ru/the_academy_today/zhurnal_academia/ Журнал ACADEMIA
- ↑ «Архнадзор» предлагает убрать с «видных мест» Москвы работы Церетели — мэтра «лужковского стиля». NEWSru.com (29 сентября 2010). Дата обращения: 26 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «У», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «ОС1», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «ОС2», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «ОС3», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «ОС4», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «БСЭ», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «Указ», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
См. также
- Императорская Академия художеств
- Академия художеств СССР
- Действительные члены РАХ
- Член-корреспонденты РАХ
- Почётные члены РАХ
- Зарубежные почётные члены РАХ
- Академии наук в Российской Федерации
- Государственная академия наук
Ссылки
- Официальный сайт РАХ
- Страница РАХ на портале «Культура.рф»
Всего найдено: 2
Еще раз приветствую Вас! Часа два жду ответа – увы!
Повторяю вопросы:
1. Российская академия художеств (по ответу № 259088) – не памятник архитектуры, а учебное заведение, текст для справочника. Начальное «Российская» подразумевает строчную в слове «академия»?
2. Восточный и Западный Артиллерийский мосты или Артиллерийские?
Заранее благодарю. И сообщите, пожалуйста, в течение какого времени следует ждать ответа – чтобы не повторяться и Вас лишний раз не отвлекать.
Ответ справочной службы русского языка
1. Да, с прописной нужно писать только первое слово.
2. Лучше: Восточный и Западный Артиллерийский мост.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как распределяются строчные – прописные: Российская академия художеств (слово «академия» часто «повышают» – я думаю, что это неправильно.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Российская академия художеств.