Взаимооценка как пишется

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

взаимооценка

1 peer assessment

См. также в других словарях:

взаимооценка экспертная внутригрупповая — (внутригрупповая экспертная взаимооценка метод социально психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение… … Большая психологическая энциклопедия

внутригрупповая экспертная взаимооценка — социально психологический метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, к рые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых … Большая психологическая энциклопедия

Экспертная взаимооценка внутри-групповая — [лат. expertus опытный] метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых … Психологический лексикон

Парк-школа — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками … Википедия

Школа-парк — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на… … Википедия

Профессиональное общение — содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

взаимооценка

Смотреть что такое «взаимооценка» в других словарях:

взаимооценка экспертная внутригрупповая — (внутригрупповая экспертная взаимооценка метод социально психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение… … Большая психологическая энциклопедия

внутригрупповая экспертная взаимооценка — социально психологический метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, к рые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых … Большая психологическая энциклопедия

Экспертная взаимооценка внутри-групповая — [лат. expertus опытный] метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых … Психологический лексикон

Парк-школа — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками … Википедия

Школа-парк — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на… … Википедия

Профессиональное общение — содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

взаимооценка

1 взаимооценка

См. также в других словарях:

взаимооценка экспертная внутригрупповая — (внутригрупповая экспертная взаимооценка метод социально психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение… … Большая психологическая энциклопедия

внутригрупповая экспертная взаимооценка — социально психологический метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, к рые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых … Большая психологическая энциклопедия

Экспертная взаимооценка внутри-групповая — [лат. expertus опытный] метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых … Психологический лексикон

Парк-школа — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками … Википедия

Школа-парк — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на… … Википедия

Профессиональное общение — содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

Психологическая энциклопедия

— метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Метод взаимооценки экспертной внутригрупповой широко распространен в исследовательских и прикладных целях, в частности при подборе и аттестации руководителей трудовых коллективов как дополнение к традиционным средствам их оценки. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.

Смотреть значение Взаимооценка Экспертная Внутригрупповая в других словарях

Оценка Экспертная — оценка параметров, которые нельзя подвергнуть непосредственному измерению, производимая специалистами на основе профессионального опыта.
Экономический словарь

Врачебно-летная Экспертная Комиссия — (ВЛЭК) орган врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации, осуществляющий отбор лиц, способных по состоянию здоровья выполнять полеты на современных летательных.
Большой медицинский словарь

Врачебно-трудовая Экспертная Комиссия — (ВТЭК) орган экспертизы трудоспособности, устанавливающий степень постоянной (стойкой) ее утраты, группу и причины инвалидности и определяющий трудовые рекомендации.
Большой медицинский словарь

Врачебно-трудовая Экспертная Комиссия (втэк) — в Российской Федерациисоздается органами социального обеспечения для экспертизынетрудоспособности (длительной или постоянной). Устанавливает группу исрок инвалидности.
Большой энциклопедический словарь

Враче́бно-лётная Экспе́ртная Коми́ссия — (ВЛЭК)
орган врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации, осуществляющий отбор лиц, способных по состоянию здоровья выполнять полеты на современных летательных.
Медицинская энциклопедия

Врачебно-трудовая Экспертная Комиссия — I
Враче́бно-трудова́я экспе́ртная коми́ссия (ВТЭК)
орган, осуществляющий экспертизу длительной и постоянной (стойкой) утраты трудоспособности.
Основными задачами.
Медицинская энциклопедия

экспертная система — экспе?ртная систе?ма интеллектуальная система-советчик, построенная на базе знаний о предметной области, а также опыта и знаний экспертов. Разработка.
Энциклопедия техники

Источник

Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.

Учимся не ради оценки, а чтобы знать и уметь.

Просмотр содержимого документа
«Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.»

Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. В настоящее время система оценивания занимает особое место среди современных педагогических технологий.

«Учится не ради отметки, а чтобы знать и уметь».

В практике своей работы для формирования самооценки использую следующие приёмы оценивания.

1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе.

2. Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе.

3. Правила оценочной безопасности.

1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе:

«Цветовой сигнал» или «Смайлики»: зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не справился с работой.

У детей для этого есть три карточки (смайлики) трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный. Ответив на вопрос учителя иливыполнивзадание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.

Используютакие карточкии на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.

«Закончи предложение»: дети заканчивают предложения: Я узнал, что …Я запомнил …Я смог …Я знаю …Мне было трудно…Мне было интересно…Могу себя похвалить за …

«Волшебная линеечка»:После выполнения самостоятельной работы обучающиеся оценивают свой результат по шкале, которую чертят на полях в тетради и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. Вместе договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например, может быть один критерий – правильность или несколько критериев – правильность, аккуратность, и оформление работы.На полях тетради ученики чертят один или три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, средний, низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.

«Желаемая отметка»: ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или однокласснику, имеет право сам себе поставить отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает.

Это позволяет мне оценить уровень объективности самооценки обучающихсяи спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.

«Знаковый символ»: «!» выполнил без ошибок, «+» допустил ошибку, «-»не справился с работой.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово взаимооценка, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется слово взаимооценка», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Results of morphology analysis

взаимооценка (1) | Noun, inanimate, feminine

 Единственное число  Множественное число
 Именительный взаимооценка взаимооценки
 Родительный взаимооценки взаимооценок
 Дательный взаимооценке взаимооценкам
 Винительный взаимооценку взаимооценки
 Творительный взаимооценкой,
 взаимооценкою
взаимооценками
 Предложный взаимооценке взаимооценках

Get short URL

взаимооценка

  • 1
    взаимооценка

    Универсальный русско-английский словарь > взаимооценка

См. также в других словарях:

  • взаимооценка экспертная внутригрупповая — (внутригрупповая экспертная взаимооценка метод социально психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • внутригрупповая экспертная взаимооценка — социально психологический метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, к рые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых …   Большая психологическая энциклопедия

  • Экспертная взаимооценка внутри-групповая — [лат. expertus опытный] метод, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов (компетентных судей), оценивающих поведение друг друга в значимых …   Психологический лексикон

  • Парк-школа — Парк школа, или школа парк  образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками …   Википедия

  • Школа-парк — Парк школа, или школа парк  образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на… …   Википедия

  • Профессиональное общение — содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности… …   Психология общения. Энциклопедический словарь


На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.


На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Перевод «взаимооценка» на английский


Ключевые слова: аудит, внутренние аудиторы, методы оценки, критерии и шкала оценки, взаимооценка, формирование группы по аудиту, результативность.



Keywords: audit, internal auditors, evaluation methods, criteria and scales of assessment, mutual evaluation, formation of audit team, effectiveness.


Если критерии отнесения поступков к моральным/аморальным изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии.



If the criterion of attributing acts to moral/ immoral is studied by ethics, the mutual evaluation of actions and actions of people is included in the subject of sociology.


взаимооценка и возможности для бенчмаркинга — вузы-члены ассоциации совместно проводят исследования, статистические сравнения, делятся опытом и нововведениям.



firm-on-firm assessment and opportunities for benchmarking — universities, members of the association jointly conduct research, statistical comparisons, share experiences and innovations.


Взаимооценка Нахождение в историческом состоянии рассматривается как бессмысленная, противоестественная трата сил Нахождение в персистентном состоянии расценивается как «дикость», «застой», «неполноценность»



Relationship Tenure in the historical state is regarded as a senseless, unnatural waste of forces Existence in a persistent state is evaluated as ‘uncivilized’, ‘stagnant’, ‘inferiority’

Другие результаты


Результаты взаимооценки учитываются при формировании аудиторских групп, выборе видов и установлении объемов поощрений.



The results of the mutual evaluation are taken into account when forming audit groups, selecting species and setting the amount of incentives.


Содержание сайта направлено на достижение более глубокого взаимопонимания, взаимооценки традиций, менталитетов и богословских традиций.



The contents of the site are aimed at reaching a more profound understanding and appreciation of each others traditions, mentalities and theological traditions.


Среда взаимоподдержки, взаимооценки и взаимообучения для всех, кто связан с педагогикой, воспитанием и развитием детей, организацией процесса образования.



A platform for mutual support, evaluation and learning for all those who are involved in pedagogy, upbringing and development of children, and the organisation of the education process.


Определение структуры механизма обзора (то есть должен ли он быть советом по взаимооценке государств, экспертным органом или комбинацией обоих этих методов) имеет большое значение и представляет собой первую проблему, по которой необходимо достичь соглашения до определения круга ведения.



The structure of the review mechanism (i.e. whether it should be a peer review board, a body of experts or a combination of both) is important and is the first issue that needs to be agreed upon before the terms of reference are drafted.

Ничего не найдено для этого значения.

Результатов: 8. Точных совпадений: 4. Затраченное время: 76 мс

Documents

Корпоративные решения

Спряжение

Синонимы

Корректор

Справка и о нас

Индекс слова: 1-300, 301-600, 601-900

Индекс выражения: 1-400, 401-800, 801-1200

Индекс фразы: 1-400, 401-800, 801-1200

80 примеров глаголов с «ь» после шипящих

80 примеров глаголов с

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях. Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих.

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.

Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.

  • Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться» (что делать? с мягким знаком), то «бреется» (что делает?) мы напишем без Ь.

Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем.” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели.

Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь. «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».

  1. Моя дочь, моя ложь, моя блажь.
  2. Без мягкого знака:
    Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.

«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях.

В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда.

Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:

То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ. В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.

80 примеров глаголов с

Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в х.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

слова на мягкий знак после шипящих

80 примеров глаголов с

Мягкий знак после шипящих. Слова на правило

Правило Правописание мягкого знака после шипящих(правило, примеры с объяснениями, история правила). Мини-курс Ь после шипящих Игра «Лото» со словами на правило Ь после шипящих

Большой комплект материалов к уроку на Ь после шипящих (презентации, тесты, карточки, игры, диктанты и многое другое)

Для 2 — 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, врач, товарищ, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач. Для 4 класса: мышь, речь, врач, товарищ, горяч, и-за туч, много задач, стеречь, купаешься, знаешь. Для 5 — 7 класса: фальшь, щёлочь, товарищ, лишь, много задач, стеречь, купаешься, намажь, вскачь, горяч. Для 2 — 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, ложь, вошь, вещь, брошь, гуашь, мяч, врач, товарищ, лещ, клещ, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач, много луж. Для 4 класса: мышь, речь, роскошь, желчь, мелочь, молодёжь, трубач, богач, бородач, ловкач, толкач, циркач, калач, горяч, свеж, и-за туч, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь. Для 5 — 7 класса: фальшь, щёлочь, картечь, мелочь, роскошь, товарищ, радиолуч, обруч, москвич, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь, намажь, отрежьте, лишь, вскачь, настежь, невтерпёж, горяч, свеж.

  • Существительные
  • Женский род, 3 склонение
  • Мышь, дочь, речь, фальшь, чушь, молодёжь, печь, рожь, ложь, вошь, ветошь, вещь, брошь, плешь, брешь, дичь, глушь, мелочь, щелочь, сушь, помощь, медпомощь, самопомощь, взаимопомощь, техпомощь, горечь, ночь, полночь, гуашь, мощь, пустошь, тишь, роскошь, желчь, сволочь, тушь, ретушь, толщь, течь, картечь, припряжь, упряжь, пристяжь, залежь, бестолочь, блажь, дрожь.

Женский род, мн. ч.

  1. Много лыж, дач, туч, продаж, распродаж, встреч, удач, неудач, передач, грыж, чудовищ, чудищ, передач, выдач, калош, билитёрш, Ксюш, Паш, Даш, Саш, луж, добыч, туш, пожарищ, свеч, призёрш, бригадирш, лапищ, лапищ, лифтёрш, тысяч, кляч, задач, пропаж, плеч.
  2. Мужской род, 2 склонение
  3. Горбач, трубач, рвач, богач, рогач, строгач, дергач, пугач, тягач, автотягач, бородач, ловкач, толкач, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, плач, толмач, басмач, космач, кумач, рифмач, зурнач, трепач, скрипач, врач, женщина-врач, главврач, санврач, военврач, ветврач, диетврач, грач, кедрач, носач, усач, смехач, лихач, слухач, меч, бич, сэндвич, королевич, цесаревич, царевич, кривич, москвич, дрегович, рядович, пскович, попович, родич, сородич, ерофеич, княжич, паралич, клич, кулич, радимич, костромич, кирпич, спич, барич, шляхтич, лютич, вятич, соотчич, френч, клинч, светоч, харч, смерч, матч, кетч, скетч, путч, всеобуч, завуч, сургуч, неуч, луч, радиолуч, обруч, паныч, Змей Горыныч, хрыч, сыч, ключ, мяч, шабаш, лаваш, чуваш, легаш, торгаш, карандаш, чардаш, мордаш, алкаш, палаш, ералаш, шалаш, наш, мураш, патронташ, ковш, клеш, кулеш, дервиш, идиш, кукиш, мякиш, кишмиш, финиш, фетиш, шиш, гашиш, бакшиш, реванш, матч-реванш, карт-бланш, пунш, дебош, грош, апрош, макинтош, марш, демарш, фарш, ерш, бурш, ингуш, душ, куш, туш, кунтуш, картуш, поскребыш, оборвыш, вкладыш, последыш, подкидыш, выкидыш, ландыш, обглодыш, зародыш, бердыш, приблудыш, малыш, круглыш, голыш, камыш, приемыш, откормыш, выкормыш, гаденыш, найденыш, змееныш, несмышленыш, звереныш, гусеныш, детеныш, китеныш, утеныш, черныш, дурныш, слепыш, крепыш, отрепыш, глупыш, барыш, опарыш, наигрыш, проигрыш, выигрыш, розыгрыш, отыгрыш, заморыш, катыш, окатыш, латыш, коротыш, перевертыш, свертыш, дутыш, коклюш, плюш, кругляш, беляш, гуляш, племяш, кудряш, плащ, пращ, лещ, клещ, свищ, товарищ, сотоварищ, овощ, хвощ, борщ, хрущ, хлыщ, прыщ, плющ, хрящ.
  4. Прилагательные
  5. Горяч, тягуч, вонюч, пригож, сыпуч, горюч, колюч, хорош, злющ, свеж, жгуч, линюч, могуч, шипуч, тощ, кипуч, пахуч, скрипуч, ползуч, вездесущ.
  6. Наречия
  7. Наотмашь, навзничь, напрочь, настежь, сплошь, прочь, вскачь, невмочь, точь-в-точь.
  8. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
  9. Частицы
  10. Ишь, бишь, вишь, лишь.
  11. Глаголы
  12. Инфинитив
  13. Жечь, лечь, облечь, навлечь, извлечь, печь, пренебречь, беречь, стеречь, изречь, засечь, течь, жечь, сечь, стричь, достичь, волочь, толочь, смочь, напрячь, напрячь.
  14. Глаголы 2-го лица

Улыбаешься, питаешься, кусаешь, пинаешь, пьёшь, льёшь, спишь, ешь, любишь, целуешься, шевелишься, киваешь, пользуешься, пишешь, читаешь, моешься, используешь, слабеешь, движешься, держишь, видишь, знаешь, летаешь, печалишься, лечишься, числишься, учишься, пользуешься, можешь, каешься, стережёшь, извлекаешь, жжёшь и т.д.

Читайте также: Выписать словосочетания: «вы помните: текла за ратью рать. »

Глаголы повелительного наклонения

Намажь, отрежь, съешь, назначь, не плачь, спрячь, уважь, обеспечь, обнаружь, подытожь, умножь, тревожь, сосредоточьтесь.

Ь сохраняется перед -те и -тесь: намажьте, намажьтесь, спрячьте, спрячьтесь и т.д.

Свидетельство о публикации № 1356502 от 31.05.2017

В каких случаях пишется ь после шипящих?

Содержание
Мягкий знак не пишет­ся у суще­стви­тель­ных
Не пишет­ся мяг­кий знак у при­ла­га­тель­ных
«Ь» не пишет­ся в соче­та­ни­ях соглас­ных
Таблица
Видеоурок «Правописание мяг­ко­го зна­ка»
Мягкий знак не пишет­ся после шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» в кон­це суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода 2 скло­не­ния и жен­ско­го рода 3 скло­не­ния, в крат­ких фор­мах при­ла­га­тель­ных , а так­же в неко­то­рых соче­та­ни­ях соглас­ных в сере­дине слов.
Рассмотрим, когда не пишет­ся мяг­кий знак в сло­вах, при­над­ле­жа­щих к само­сто­я­тель­ным частям речи, и их грам­ма­ти­че­ских фор­мах.

80 примеров глаголов с

Мягкий знак не пишется у существительных

Перечислим слу­чаи, когда не сле­ду­ет писать мяг­кий знак после шипя­щих у слов, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет:
1.

у суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния муж­ско­го рода:
эки­паж, вояж, репор­таж, шарж, пляж;
плащ, овощ, това­рищ, клещ, плющ;
лан­дыш, камыш, шалаш, ера­лаш, выиг­рыш;
матч, кир­пич, цир­кач, обруч, калач;
2. у суще­стви­тель­ных пер­во­го и вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:
мно­го галош, афиш, чаш;
несколь­ко задач, туч, дач, кож;
нет леж­бищ, полот­нищ, хра­ни­лищ, учи­лищ, сокро­вищ;
3. у суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ня с пред­ше­ству­ю­щим соглас­ным:
песня — моти­вы песен;
ставня — створ­ки ста­вен;
двойня — име­на дво­ен;
хар­чевня — мимо хар­че­вен.
Сравним с напи­са­ни­ем слов с глас­ной бук­вой перед соче­та­ни­ем -ня:
дыня — аро­мат дынь;
разиня — нет разинь.

  • Исключения: барыш­ня, боярыш­ня, кух­ня, дерев­ня.
  • деревня — про­ехать мимо дере­вень.

Понаблюдаем:
барышня — мно­го бары­шень;
боярышня — несколь­ко бояры­шень;
кухня — мебель для кухонь;

Не пишется мягкий знак у прилагательных

Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии не ста­вит­ся мяг­кий знак
1. у отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от слов с мяг­кой осно­вой, перед суф­фик­сом -ск-:
зверь — звер­ский;
бога­тырь — бога­тыр­ский;
конь — кон­ский;

2. в крат­ких фор­мах каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на шипя­щие соглас­ные «ж», «ч», «ш», «щ»:

воз­дух свеж, близ­нец похож, денёк погож, мо?лодец при­гож;
силач могуч, запах летуч, звук скри­пуч, лан­дыш пахуч, песок сыпуч, тер­нов­ник колюч, кофе горяч, квас шипуч, лес дре­муч, зве­рёк живуч, мороз жгуч;
день хорош;
вид впе­чат­ляющ, Бог все­мо­гущ, он све­дущ, скрип зло­вещ.

«Ь» не пишется в сочетаниях согласных

В неко­то­рых сло­вах нахо­дят­ся рядом непар­ные мяг­кие шипя­щие «ч», «щ» и глу­хие или звон­кие соглас­ные. При про­из­но­ше­нии шипя­щие зву­чат мяг­ко, а так­же смяг­ча­ют нахо­дя­щи­е­ся рядом соглас­ные.

Понаблюдаем:
дочка [д о ч’ к а];
гонщик [г о н’ щ’ и к];
борщ [б о р’ щ’];
ларчик [л а р’ ч’ и к].

Но тем не менее в рус­ском язы­ке эта фоне­ти­че­ская мяг­кость соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся орфо­гра­фи­че­ским мяг­ким зна­ком.

Мягкий знак не пишет­ся в сере­дине слов меж­ду соглас­ны­ми в соче­та­ни­ях нн, нч, нщ, рч, чк, чн, щн:

обе­зьянничать
обманщик, бара­банщица;
фонарщик, сварщик;
изящный, овощной, мощный;
клянчить, оду­ванчик;
кочка, ласточка, кисточка;
зем­ля­ничный, пше­ничный, молочный.

Таблица

Мягкий знак не пишет­ся
В соче­та­ни­ях “чн”, “цк”, “чт”, “чш”, “нч”, “нщ”, “рч”, “рщ”реч­ка, свар­щик, поч­та, кон­чик, бан­щик
Между дву­мя мяг­ки­ми “л”аллея, мил­ли­он
Перед суф­фик­сом -ск- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных на -нь, -рьконь – кон­ский,
зверь – звер­ский
В сере­дине чис­ли­тель­ных 15-19шест­на­дцать, сем­на­дцать
В гла­го­лах на -тся, в насто­я­щем или буду­щем вре­ме­ни перед -сяпишет­ся, любу­ет­ся
В крат­ких при­ла­га­тель­ныхгоряч, свеж
В наре­чи­ях закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ж (кро­ме “настежь”)уж, замуж, нев­тер­пеж
На кон­це суще­стви­тель­ных 1-го и 2-го скло­не­ний в Р.п.воз­ле дач,

Видеоурок «Правописание мягкого знака»

Орфограммы. № 8. Употребление Ь знака после шипящих

ПРАВИЛО.

  • После шипящихпишется Ь знак в следующих случаях.
  • · На конце существительных 3-го склонения: тишь, ночь.
  • · В неопределённой форме глагола (инфинитиве): беречь, беречься.
  • · В повелительном наклонении глагола: режь.
  • · В наречиях на Ш и Ч: сплошь, навзничь и в слове на Ж- настежь.
  • В междометиях: вишь, ишь, бишь, лишь.

Трудные случаи.

  1. Запомните случаи, когда Ь не пишется после
  2. шипящих.
  3. · В существительных мужского рода в именительном падеже: грач, плащ, камыш.
  4. · В существительных женского и среднего рода в косвенных падежах: много туч, нет рощ.
  5. · В кратких прилагательных: хорош, горяч, могуч.
  6. · Запомните наречия, в которых нет Ь: уж, замуж, невтерпёж.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример. Объяснение правописания орфограммы.
Доч? Дочь.Ь знак пишется, так как это существительное 3-го склонения.

Пример № 2.

Пример. Объяснение правописания орфограммы.
Испеч? Испечь.Ь знак пишется, так как это неопределённая форма глагола.

Пример № 3.

Пример. Объяснение правописания орфограммы.
Врач? Врач.Слово без Ь, так как это существительное 2-го склонения мужского рода.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Powered by Warp Theme Framework

Урок русского языка. Мягкий Ь после шипящих в глаголах

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

  • — Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.
  • — Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.
  • Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.
  • Миниитог.
  • — Сядьте те, кто не ошибся!
  • (Обращаюсь к тем, кто ошибся.)
  • — Над чем нужно поработать?
  • -Оцените результат своей работы.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

  1. Не забывай писатьЬпосле шипящих!
  2. — Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.
  3. — Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?
  4. Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.
  5. ИД Слайд №5
  6. Оцените результат своей работы.
  7. — Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.
  8. Над чем нужно поработать?

Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

  • — Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.
  • Проведите контроль результата работы своих одноклассников.
  • — Оцените результат работы товарища.
  • (Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).
  • Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.
  • — Обозначения: нетЬв слове— ;естьЬв слове— +.
  • Если затрудняетесь написать-?
  • Какое слово вызвало затруднение?
  • — Почему?
  • — Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

— Откройте словарь. Прочитайте словарную статьюФАЛЬШЬ.

— Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

  1. Кто получил +?
  2. — Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.
  3. — Оценивают символами: +, ?, —
  4. Задают вопросы.
  5. 1) Какой частью речи выражено слово.
  6. 2) Лексическое значение слова.
  7. 3)Правило написания орфограммы в слове.

2.Работа в группах.

Самопроверка.

нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч.

  • беречь думаешь
  • обжечь стоишь
  • поджечь говоришь
  • стричь сидишь
  • помочь бежишь
  • кричишь
  • идёшь
  • съешь поёшь
  • спрячь летишь
  • льёшь
  • — Оценивают символами: +, ?, —

3.Самостоятельная работа.

Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.

у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, много задач, плащ, нож и т.д.

у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

Читайте также: «первое сентября» или «первого сентября», как правильно?

Взаимооценка результата работы.

4.Самостоятельная работа.

  1. — Фальшь.
  2. — Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не можем определить часть речи.
  3. — В толковом словаре.

ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.

Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.

Мягкий знак Ь. | Учим русский язык

Мягкий знак Ь не обозначает звуков (как и твёрдый знак Ъ) и выполняет несколько служебных функций:

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм.

Разделительный мягкий знак

  • Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. :
    семья [с’эм‘й’А], льёт [л‘й’от], вьюга [в‘й’уга], соловьи [салав’й’и], муравья [мурав‘й’а], рожью [рОжй’у].
    После приставок Ь никогда не пишется
    Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] ( [j’]- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
    Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
    Пылю пылью.
    Коля несёт колья.
    Сначала полю, потом полью.
    Внимание! Твердый знак Ъ отделяет приставку, оканчивающуюся на согласный, от корня на е, ё, ю, я, а мягкий знак используется в остальных случаях.
  • В некоторых заимствованных словах перед -он:
    почтальон, батальон, бульон, павильон, медальон, шампиньон.

Неразделительный мягкий знак

  • Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
    моль, роль, пять, фонарь.
    При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова :
    тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань.
  • в середине слова Ь обозначает:
    • мягкость согласного перед твердым согласным:
      Кузьма, косьба, письмо, пальма;
    • Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:
      Кузьме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), косьбе (косьба) , в письме (письмо), на пальме (пальма);
      Например, гвозди [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвоздодёр, где з — твердый звук.
    • мягкость согласного Л перед любыми другими согласными (не Л):
      мальчик, большой, больница, мольберт.
    • в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять;
    • Мягкий знак в числительных (№41)
      • В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот.
      • в падежах числительного восемь: восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж);
      • внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн:
        ночка, ночник, кончик, барабанщик, спорщик, испорченный, помощник, мостик, бантик, осенний.
      • между двумя мягкими Л: иллюзия, коллекция.
      • у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.

      Ь — показатель грамматических форм

          • в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
            дочь, мышь, ночь, тишь.
            Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж.
          • в глагольных формах ( во всех формах после шипящих):
            • во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь, поёшь, решаешь, спишь, учишься, бросишь, бросишься;
            • в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь, беречься, стеречь, лечь, жечь, обжечься;
            • в глаголах повелительного наклонения: спрячь, отрежь, отрежьте, съешь, съешьте.
            • у существительных не 3-го склонения:
              • в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое окончание): грач, луч, шалаш.
              • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
                • Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.). Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.).

                © 2011 — 2019 Учим русский язык Карта сайта

                Мягкий знак после шипящих на конце слова в разных частях речи

                Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много задач, съёжишься, жгуч, пустошь, шалаш, уж, запрячь, компот из груш, (не)собьёшься, беречь, пахуч, кирпич, из училищ, съешь, пригож, стричь, полночь, намажьте, мимо рощ и дач, хлеб свеж, любимая брошь, полюбишь, любуешься, цветок хорош.

                Задание

                • Запишите под диктовку слова, распределяя их в два столбика (с Ь и без), укажите части речи.

                Вариант 2

                Стеречь, помощь, горяч, спрячь, много дач, сожмёшься, дремуч, монтаж, тишь, почитаешь, плющ, запрячь, с плеч, умоешься, меч, стричь, воздух пахуч.

                Назначьте дежурного, испечь лаваш, увлечься фантастикой, детский плач, спрячься в зарослях, успех блестящ, терновник колюч, песок сыпуч, неважная мелочь, ряд удач, прячься побыстрей.

                Задание

                • Запишите под диктовку слова, распределяя их на группы, связанные с написанием Ь после шипящих на конце слов. По какому принцип вы разделили эти слова?

                Вариант 3

                Грач, смерч, течь, силач, трюкач, ветошь, пять тысяч, много туч, остров сокровищ, ряд встреч, острый меч, брошь, ложь, чёрная тушь, решение задач, несколько кляч, бравурный туш, товарищ, возле пастбищ, несколько рощ, мощь государства, ранний овощ.

                Задание

                • Запишите слова под диктовку, графически обозначьте орфограмму «Ь после шипящих».

                Вариант 4

                Пожарище, баржа, афиша, училище, рогожа.

                Задание

                • Запишите под диктовку слова и составьте с ними словосочетания, используя в качестве главного слова записанные слова, поставленные в форму родительного падежа множественного числа.

                Вариант 5

                Неправда, граница, родник, засуха, поддержка, мелкие деньги, сильный человек.

                3адание

                • Запишите синонимы на шипящую к следующим словам и словосочетаниям.

                Вариант 6

                Намазать, есть, умножить, спрятать, плакать, потревожить, обеспечить.

                Задание

                • Запищите под диктовку глаголы, распределяя их в два столбика: 1) в форме 2-го лица единственного числа; 2) в форме повелительного наклонения.

                Вариант 7

                Горячий, пахучий, дремучий, тягучий, колючий, жгучий, похожий, вездесущий

                Задание

                Вариант 8

                Кончается душная ночь, когда воздух горяч и жгуч, много луж, налетает смерч, рассечь, по скатам крыш, удивительная тишь, по крышам дач, около дубовых рощ, ты бредешь.

                Задание

                • Обозначьте орфограмму «Мягкий знак после шипящих»

                Урок русского языка в четвёртом классе «Мягкий знак на конце слов после шипящих» | Разработки уроков | Педтехнологии / конкурсы, конференции, публикации для педагогов, учителей, воспитателей

                • Баранова Светлана Георгиевна
                • Организация: МОУ «СОШ № 2»
                • Населенный пункт: Саратовская область, п. Светлый

                Урок русского языка был проведён в 4 В классе 14 февраля 2014 года.

                2 урок по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих», блок «Правописание». Содержание урока соответствует содержанию учебника русского языка для 4 класса С. В.

                Иванова и программе по русскому языку, составленной с использованием материалов ФГОС НОО и Примерной программы по русскому языку для начальной школы.

                Читайте также: Склоняется ли название ресторана «турандот»?

                Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

                Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий и алгоритмов.

                • формировать навык осознанного применения правила написания ь после шипящих на конце слов разных частей речи;
                • развивать интеллектуальные качества мышления, внимания, речь;
                • воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умения работать индивидуально и коллективно.
                1. Тип урока: урок рефлексии.
                2. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
                3. На уроке использовались различные педагогические технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие, интерактивные.
                4. При построении урока использовались принципы: научности, проблемности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.
                5. (Сл. 1) Ж Ш Ч Щ Ь
                6. Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О правописании ь после шипящих)

                — Верно! Скажите, эта тема для вас новая? (Нет)

                -Тогда прежде чем мы приступим к работе, пусть каждый из вас подумает и решит на какой ступени «лестницы успеха» вы себя видите в начале нашего урока. (рефлексия «Лестница успеха» на доске)

                -В каких частях речи встречается эта орфограмма? (сущ., прил., глагол, наречие)

                -Всегда ли в этих частях речи пишется ь? (в течение всего урока составляется кластер)

                -Запишите в ваших тетрадях число, классная работа.

                1. Первая часть речи – имя существительное.

                • Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний» (устно, фронтально). Найдите лишнее слово, вставьте пропущенные буквы и объясните их постановку:
                • Доч…, ноч…, молодёж…, луч… .
                • Мяч…, сторож…, чертёж…, сокровищ… .
                • Туч…, рощ…, дач…, мыш… .
                • Вывод: ь знак пишется только в существительных 3-го склонения. (кластер)

                2. Вторая часть речи – имя прилагательное.

                Запишите словосочетания, образовав краткую форму прилагательного от полной формы. (самостоятельно в тетрадях с проверкой по эталону)

                Вывод: в кратких прилагательных ь знак не пишется. (кластер)

                3. Третья часть речи – глагол.

                • Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
                • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
                • Тише едешь – дальше будешь.
                • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
                • Вывод: мягкий ь знак после шипящих в глаголах пишется всегда. (кластер)

                4. Четвёртая часть речи – наречие.

                Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните наречия.

                1. царевна, Ивана-царевича, за, вышла, замуж.
                2. открыты, были, ворота , настежь.
                3. все, Родион, прочь, сомнения, отбросил.
                4. Вывод: в наречиях после шипящих всегда пишется ь знак, кроме слов исключений: уж, замуж, невтерпёж. (кластер)
                5. Физминутка

                -Наш кластер готов. Попробуем теперь применить эти знания на практике.

                Поработаем в парах. Вставьте ь где необходимо и обоснуйте свой выбор.

                Речь (сущ. 3 скл.)

                Клеишь (глаг.)

                Ложь (сущ. 3 кл.)

                Хочешь (глаг.)

                Мелочь (сущ. 3 скл.)

                Крыш (Р.п., мн.ч.)

                Пахуч (кр. прил.)

                Замуж (нареч., искл.)

                Крепыш (2 скл. м.р.)

                Хорош (кр. прил.)

                Линюч (кр. прил.)

                Борщ (2 скл. м.р.)

                Мяч (2 скл. м.р.)

                Рощ (Р.п., мн.ч.)

                Трескуч (кр. прил.)

                Встреч (Р.п., мн.ч.)

                Горюч (кр. прил.)

                Запись домашнего задания.

                А теперь вернёмся к нашей лестнице успеха. Кто-нибудь хочет переместить свой магнитик на другую ступень после нашего урока?

                Оценка работы учащихся. Домашнее задание: Написать 4-5 предложений, используя слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих».

                Литература:

                1.Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

                2.Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.

                3.Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. /М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

                правописание «ь» после шипящих.привести примеры

                Рожь, роскошь, ночь, ну итак далее

                Спишь, тишь, ночь, дочь, печь, дашь, сбежишь, уходишь, улетаешь, рисуешь

                спишь, идешь-глаголы 2 лица, ед. числа;
                мышь, ночь, дочь, рожь, дрожь-сущ. женский род, 3 склонение.

                женский род третье склонение

                * после шипящих мягкость не обозначает (она либо есть, либо нет в зависимости от самой буквы) , но, даже если не имеет разделительного значения, по традиции используется в известных категориях слов: им. и вин. пад. ед. ч. существительных женского рода: рожь, тушь, кручь, вещь и т. п.

                , повелительное наклонение некоторых глаголов: режь, разрушь, прячь, морщь (также во множ. ч. : режьте и др. ; в возвратной форме: режься, режьтесь и др.) ; в некоторых наречиях: настежь, наотмашь, прочь; 2-е лицо глаголов имеет окончание -шь: дашь, скажешь, берёшь, злишь и др.

                , в том числе и в возвратной форме (дашься и т. п.) ; неопределенная форма части глаголов оканчивается на -чь: печь, беречь, стричь и т. п. (также в возвр. форме: беречься и др.

                ) ; * после гортанных г, к, х встречается только в заимствованиях (Алигьери, кьянти, Донахью) , в собственно же русских словах невозможен (поэтому повелительное наклонение глагола лечь — ляг — является словом-исключением, не оканчивающимся по общему правилу на -ь) ; * после ц мягкость не обозначает и также бывает лишь в заимствованиях (Замосць) , иногда соответствует выпавшему в разговорном произношении и в иностранных словах (революцьонный) ; После й и гласных, а также в начале слова употребление мягкого знака невозможно в принципе.

                А можно слова в которых не пишется мягкий знак после шипящих ( Мужской род ) ?

                Вонюч, пахуч, могуч-краткие прилагательные без ь
                тушь, мелочь, фальшь, мышь-женский род с ь
                мяч, сыч, грач, врач-мужской род без ь
                видишь, слышишь, считаешь, играешь, покупаешь-глаголы с ь
                туч, крыш-множественное число без ь

                тушь 3 Нравится Пожаловаться
                Diavolo in corpo 7 лет назад
                Просветленный (26837)
                тишь 3 Нравится Пожаловаться
                Азиза 7 лет назад
                Знаток (362)
                Рожь, роскошь, ночь, ну итак далее 4 Нравится Пожаловаться
                Светлана 7 лет назад
                Мыслитель (8613)
                Спишь, тишь, ночь, дочь, печь, дашь, сбежишь, уходишь, улетаешь, рисуешь 5 Нравится Пожаловаться
                Валерия 7 лет назад
                Знаток (476)
                спишь, идешь-глаголы 2 лица, ед. числа;
                мышь, ночь, дочь, рожь, дрожь-сущ. женский род, 3 склонение. 3 Нравится Пожаловаться
                Шухрат 7 лет назад
                Мудрец (13411)
                женский род третье склонение 2 Нравится Пожаловаться
                Олечка 7 лет назад
                Мастер (1970)
                * после шипящих мягкость не обозначает (она либо есть, либо нет в зависимости от самой буквы) , но, даже если не имеет разделительного значения, по традиции используется в известных категориях слов: им. и вин. пад. ед. ч. существительных женского рода: рожь, тушь, кручь, вещь и т. п. , повелительное наклонение некоторых глаголов: режь, разрушь, прячь, морщь (также во множ. ч. : режьте и др. ; в возвратной форме: режься, режьтесь и др.) ; в некоторых наречиях: настежь, наотмашь, прочь; 2-е лицо глаголов имеет окончание -шь: дашь, скажешь, берёшь, злишь и др.

                , в том числе и в возвратной форме (дашься и т. п.) ; неопределенная форма части глаголов оканчивается на -чь: печь, беречь, стричь и т. п. (также в возвр. форме: беречься и др.

                ) ; * после гортанных г, к, х встречается только в заимствованиях (Алигьери, кьянти, Донахью) , в собственно же русских словах невозможен (поэтому повелительное наклонение глагола лечь — ляг — является словом-исключением, не оканчивающимся по общему правилу на -ь) ; * после ц мягкость не обозначает и также бывает лишь в заимствованиях (Замосць) , иногда соответствует выпавшему в разговорном произношении и в иностранных словах (революцьонный) ; После й и гласных, а также в начале слова употребление мягкого знака невозможно в принципе. 5 Нравится Пожаловаться
                Полина Одинцова 1 год назад
                Ученик (168)
                А можно слова в которых не пишется мягкий знак после шипящих ( Мужской род ) ? Нравится Пожаловаться
                Валентина Цырлинская 8 месяцев назад
                Ученик (139)
                Вонюч, пахуч, могуч-краткие прилагательные без ь
                тушь, мелочь, фальшь, мышь-женский род с ь
                мяч, сыч, грач, врач-мужской род без ь
                видишь, слышишь, считаешь, играешь, покупаешь-глаголы с ь
                туч, крыш-множественное число без ь

                источники:

                https://teacher-portal.ru/punktuatsiya/80-primerov-glagolov-s-posle-shipyashhih.html

Тема урока: «Обособленные обстоятельства». 8класс.

Цель:  уметь правильно находить деепричастный оборот, определить его границы; знакомство с деепричастиями, выступающими в роли наречий. 3)закрепить умение правильно расставлять знаки препинания; научиться строить предложения с обособленными обстоятельствами.  способствовать успешной подготовке к ОГЭ.

Ход

I О.м.

— Здравствуйте, ребята !Чтобы наш урок прошёл  организованно и интересно,  предлагаю принять правила.

 У вас на партах слова. Что же мы возьмём на урок: интерес, любознательность, дружбу, уважение, активность? Какие слова остались? (скука, безразличие). Их будем брать на урок ? (нет).

II. Начинаем урок с орфографической минутки.

Не проверив сочинения; не растаяв на солнце; невзирая на лица; негодуя по поводу происшедшего; не чувствуя боли; не щадя себя; не усвоив предыдущего; не останавливаясь перед преградой; не заглядывая в будущее; недоумевая по поводу случившегося;

(Взаимооценка)   Как пишется Не с деепричастиями?

III Н.м.

 Анализ предложений

а) Судить о человеке надо, наблюдая его повседневное существование.

б) Солгав, ты потеряешь доверие людей.

— Как вы понимаете смысл данных предложений?

1.  Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях. (На письме деепричастные обороты и одиночные деепричастия обособляются запятыми).

2. Каким членом предложения являются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?

О чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетради.

Зная название темы урока, сформулируйте цели учебной деятельности. Что, по-вашему, можно узнать на уроке и чему научиться?

Слово учителя: Ребята, перед вами на столе есть опорный конспект темы «Обособленные обстоятельства». Отметьте значками:

+ – материал, который вам известен, понятен;

– – то, что вы не знаете,

? – материал, требующий уточнения.

Фронтальное выполнение работы:

         По ходу урока корректируйте ваши пометки, если вы нашли ответы на вопросы.

 Выполним задание: «Собери рассыпанные фразы».

Составьте предложение, соединив по смыслу их части.

Подчеркните обстоятельства, укажите, чем они выражены, расставьте знаки препинания.

1. Копая другому яму, сам в неё не попади.

2. Принимаясь за дело, соберись с духом.

3. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

4. Не зная броду, не суйся в воду.

5.Обжегшись на молоке, дует на воду.

6.Снявши голову, по волосам не плачут.

7.Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.

8. Не наклонясь до земли, грибка не подымешь.

9. Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав, не воротишь.

10. Не хвали квас разливши, а хвали распивши.

11. Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.

12. Давши слово, держи его.

— Вдумайтесь в смысл полученных фраз. Как вы понимаете выражение: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» ? (Истинная ценность чего – либо выясняется, когда этого лишаешься). Назовите обособленные обстоятельства в этом предложении. Почему оно обособляется?

Слово учителя: начинаем поиск ответа на вопрос: «Всегда ли обособляются обстоятельства?»

Слайд: Перед вами предложение, в котором нет ошибок:

Во время школьной перемены не беги в столовую сломя голову.

Задание для учащихся: Найдите в нем слово, которое по происхождению относилось к деепричастию, подчеркните его с зависимым словом как член предложения.

Фронтальные вопросы: Как вы думаете, почему это обстоятельство не обособляется? В чем особенность фразеологизмов?

Слово учителя: Народ в этих метких выражениях отразил свое понимание, как должен вести себя человек.

 Задание для учащихся: Выпишите из данных предложений фразеологизмы. Давайте составим словарик фразеологизмов, чтобы знать их и не выделять запятыми:

1) Не надо кричать не помня себя

2) Отвечай на вопросы собеседника не мудрствуя лукаво

3) Нельзя сидеть сложа руки (сюрприз)

4) Трудись не покладая рук, тогда добьешься нужных результатов

5) Собеседника надо слушать затаив дыхание.

6. Слушал развесив уши. (сюрприз)

К обозначенным предложениям можно добавить: засучив рукава, скрепя сердце, не переводя дух, развесив уши, очертя голову, несолоно хлебавши, держа курс, не долго думая, принимая во внимание и др.

Слово учителя: А вот вам еще один полезный совет. Прочитайте его: (2м.)

 1) Читать, лежа на кровати, вредно.

2) Читать лежа вредно.        Учащийся вызвается к доске.

Записи сделаны на обратной стороне доски.

Фронтальные задания:

1) объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Деепричастие можно заменить глаголом.

2) найдите обстоятельства во втором предложении, почему оно не обособлено? Какой частью речи является слово лежа. (Оно потеряло значение добавочного действия).

Слово учителя: Обратимся к опорному конспекту. Назовите, какие одиночные деепричастия могут перейти в наречия.

Слайд:

Стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не торопясь, не глядя, играя, не спеша и др.

Задания (карточка). Вставить наречия, по форме напоминающие деепричастия.

1.Папа …сидел в кресле качалке. (молча).

2. Пёс …встал и пошёл (нехотя)

3.И мы…двинулись по тропинке в лес. (не спеша)

4.-  Что я? Царь или дитя?  — Говорил он…

5.В санях он… правит,

И гонит всех, и давит. (стоя).

Учитель :Завершим эту часть урока, в которой мы узнали не только правила обособления, но и вспомнили правила поведения, чтением стихотворения Л. Мартынова «След». Подумайте, о каком следе идет речь в этом стихотворении? 

А ты? Входя в дома любые – 
                  И в серые, и в голубые, 
                  Всходя на лестницы крутые, 
                  В квартиры, светом залитые, 
                  Прислушиваясь к звону клавиш 
                  И на вопрос даря ответ, 
                  Скажи: какой ты след оставишь? 
                  След, чтобы вытерли паркет 
                  И посмотрели косо вслед, 
                  Или незримый прочный след 
                  В чужой душе на много лет…

Чтение стихотворения с просмотром видеоряда.

Вывод учащихся: Каждый из нас след в памяти людей? Каков он будет – зависит от вашего поведения.

Выполнение самостоятельной работы. Расставить недостающие знаки препинания в прочитанном стихотворении. Графически объясните ваши действия..

Слово учителя: Мы изучаем тему «Обособленные обстоятельства» не только для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания, но и верно строить такие предложения. Ошибка в построении может привести к таким последствиям.

Физминутка

 Выключить проектор

Слайд:

Присев на скамейку, глаза девочки наполнились слезами.

Фронтальный вопрос: В чем суть ошибки?

Слово учителя: При построении предложения необходимо учитывать, что основное и добавочное действие должно относиться к одному действующему лицу. Другие виды ошибок указаны в папке «Предупреждение речевых и грамматических ошибок».

(у каждого на парте)  Один выполняет, другой подтверждает выбор.

Выберите правильное продолжение предложения.

Празднуя Масленицу,

  1. первый её день заканчивался традиционной русской забавой – кулачным боем.
  2. весело загорелось соломенное чучело на площади.
  3. народ наделил её такими звонкими эпитетами, как “широкая”, “честная”, “весёлая”.
  4. нередко устраивались коллективные застолья – братчины.

Выберите правильное продолжение предложения.

Изучая историю Отечества,

  1. меня не покидало чувство беспокойства.
  2. экзамен был сдан успешно.
  3. нельзя не отметить выдающуюся роль отдельных личностей в его судьбе.
  4. мой ответ заслужил отличную оценку.

Выберите правильное продолжение предложения.

Отмечая юбилей А. П. Чехова,

  1. мне нравятся его рассказы.
  2. его рассказы очень лаконичны и содержательны.
  3. нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всём мире.
  4. уроки литературы интересны.

Выберите правильное продолжение предложения.

Готовясь к Олимпиаде-2014,

  1. мяч влетел в ворота английской команды.
  2. строительство олимпийских объектов в Сочи набирает силу.
  3. нашим спортивным командам необходимо упорно тренироваться.
  4. футбольное поле поражает всех своими размерами.

Выберите правильное продолжение предложения.

Изучая русскую поэзию первой половины 19 века,

  1. мне понравилось стихотворение Е. Баратынского
  2. Е. Баратынский пленил меня прелестью звучания поэтических строк.
  3. обратите внимание на стихотворение Е. Баратынского.
  4. сборник стихотворений Е. Баратынского произвёл на меня неизгладимое впечатление.

Кто хочет стать грамотным». Тестирование.

ТЕСТ

I вариант

1.        Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда.

а)        да;

б)        нет.

2.        В предложении: Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел  оседая наст. (Б. Полевой.) — обособленных членов предложения нет и знаки препинания расставлены верно.

а)        да;

б)        нет.

3.        Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки расставлены верно.

а)        да;

б)        нет.

4.        Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя – не обособляются, так как являются наречиями.

а)        да;

б)        нет.

5.        Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.

а)        да;

б)        нет.

Ответы: 1 вариант – 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а.

Взаимооценка

— Составим кластер «Обособленные обстоятельства»

Заполнить таблички

Подводится итог урока.

4.        РЕФЛЕКСИЯ содержания учебного материала .

ЦЕЛЬ: выявить уровень осознания содержания пройденного материала.

На доске фразы:

1.        Сегодня я узнал (а)….

2.        Было трудно….

3.        Я научился…

4.        Теперь я могу…

5.        Самым интересным моментом на уроке…

6.        Я научился…

7.        Сегодняшний урок дал мне…..

Дом. работа

Кроссворд по теме «Обособленные обстоятельства»

Значение слова «ВЗАИМООЦЕНКА ЭКСПЕРТНАЯ ВНУТРИГРУППОВАЯ» найдено в 2 источниках

ВЗАИМООЦЕНКА ЭКСПЕРТНАЯ ВНУТРИГРУППОВАЯ

— (внутригрупповая экспертная взаимооценка метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Метод взаимооценки экспертной внутригрупповой широко распространен в исследовательских и прикладных целях, в частности при подборе и аттестации руководителей трудовых коллективов как дополнение к традиционным средствам их оценки. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.

метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Метод взаимооценки экспертной внутригрупповой широко распространен в исследовательских и прикладных целях, в частности при подборе и аттестации руководителей трудовых коллективов как дополнение к традиционным средствам их оценки. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Взаимо уважение как пишется
  • Взаимо связанный как пишется
  • Взаимо помощь как пишется слово
  • Ветреное лето как пишется
  • Ветреное время как пишется