Ямб как написать

Ямб – двусложный стихотворный размер с ударными четными слогами. Его можно назвать самым классическим из наиболее распространенных стихотворных размеров. Стихи, написанные ямбом, известны каждому человеку со школьной скамьи, ведь знаменитые поэты активно прибегали к этой поэтической форме с незапамятных времен.

Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого

Читать на ЛитРес

История происхождения термина

Своим становлением в качестве лирической формы ямб обязан древнегреческому поэту Архилоху (ок. 689–640 гг. до н.э.), но зародился этот размер еще раньше.

Корни ямба – в фольклорных или же ритуальных, культовых песнях древних греков во славу покровительницы земледелия Деметры. В мифе рассказывается, что богиня, в поисках похищенной дочери Персефоны, покинула Олимп и под личиной старухи поселилась в доме элевсинского царя Келея. Единственной, кто смог скрасить горе богини своими шутками, стала служанка Ямба.

В культе Деметры существовал обычай осыпать участников народных празднеств грубоватыми насмешками и язвительными шутками. Они зачастую бывали непристойными и циничными – не иначе как в память Ямбы. Аристотель в своей «Поэтике» отмечал, насколько ямбическая форма сходна с ритмом разговорной речи.

Термин «ямб» – «ἴαμβος» – восходит к музыкальному инструменту «ἰαμβύκη», под аккомпанемент которого изначально исполнялись ямбы. Слово «ἴαμβος» в народном представлении связывалось с шуточным характером произведений.

Как устроена ямбическая стопа

Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:

Мой дядя самых честный правил…

Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.

Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.

Разновидности ямба с примерами стихов

В зависимости от числа стоп в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.

Двух- и трехстопный ямб

Двухстопный ямб встречается нечасто из-за своей сложности (чем короче строка, тем тяжелее рифмовать ее так, чтобы она содержала смысл). Один из наиболее ярких примеров – стихотворение «Адели» (1824) А. С. Пушкина:

Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.

В двухстопном пушкинском ямбе сквозят легкость, изящество, виртуозность. При этом создается впечатление не просто ускоренного дыхания, а как будто бы прерывистого. Кажущийся избыточным безударный слог в конце слов «печали», «венчали» – словно краткая пауза, придающая чеканному ритму ямба звучание вальса.

Трехстопный ямб тоже относительно краток и легко воспринимается на слух. Его быстрый темп хорошо согласуется с шуточными или сатирическими строками. Например, у Лермонтова в «А. А. Олениной» (1839):

Ах! Анна Алексевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…

Четырехстопный ямб

Средний по длине, разнообразный и ритмически богатый размер. В этой известной всем строчке четыре полноценных стопы и безударный «хвостик»:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный… — А. С. Пушкин. «Зимнее утро» (1829)

Четырехстопным ямбом написано множество произведений как в русской, так и мировой поэзии. Классические примеры – пушкинский «Евгений Онегин», цитировавшийся выше, и поэма Блока «Возмездие» (1910–1921):

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла…

Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.

Мастером четырехстопного ямба был и Владимир Высоцкий. К примеру, его знаменитая песня «Кругом 500» написана преимущественно в этом размере (кроме длинных строчек, являющихся шестистопным ямбом):

Пяти- и шестистопный ямб

Пятистопный ямб в русской поэтической традиции встречается регулярно и в разнообразных формах. В XIX веке зачастую использовался с цезурой после второй стопы:

Как изваянная, // висит во сне
С плодами ветвь // в саду моем — так низко…

В. Иванов. «В лепоту облечеся»

В этом примере цезура (ритмическая пауза) отмечена знаком //.

Пятистопный ямб также используется в написании русского сонета.

Последний из наиболее часто используемых ямбических размеров – шестистопный ямб. Это длинный размер, который обычно сопровождается цезурой. В итоге получаются два полустишия, своего рода трехстопный ямб. Некоторая медлительность – причина ограниченного ритмического разнообразия этого размера. Ему свойственны ощущения тягучести, неторопливого ритма дыхания, глубокой думы и лиричности.

Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // — золотой приют… — В. Брюсов. «Уединенный остров» (1918)

В шестистопном ямбе написана поэма «Паноптикум» Д. Рудого:

А вот и наш шедевр – знакомьтесь, просто стерва,
Имен не нужно ей: ей жертвы – имена!
Она, быть может, станет в этой жизни первой,
Но в следующей ей вернется все сполна…

Другим выдающимся примером шестистопного ямба является песня Юрия Визбора «Апрельская прогулка»:

Разностопный и вольный ямб

Разностопный ямб характеризуется чередованием длинных и коротких строк и, соответственно, количества стоп в них, например, двух и четырех:

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука. — Б. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956)

Существует также вольный ямб, где длинные строчки произвольно чередуются с короткими. Наиболее широко этот размер представлен в русских баснях:

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась… — И. А. Крылов. «Ворона и лисица» (1807)

Ямб в русской поэтической традиции

История поэзии демонстрирует, что ямб созвучен дыханию русской речи и ритму русского стиха. Ямб способен передавать полифонию чувств, диалог и монолог, одинокий голос и ропот толпы. Ямбами «Оды… на победу над Турками и Татарами…» Ломоносов выражал восторженное отношение к этому историческому событию. Белинский впоследствии предложил считать именно эту оду началом новой русской литературы.

В поэзии Державина ямб зазвучал уже разнообразнее. Он особенно силен в интерьере и пейзаже. Державинские ямбы надолго станут путеводной нитью русской поэзии, зародят элегическую традицию. Любопытно, что знаменитые строки Пушкина

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил

из «Евгения Онегина» также написаны ямбом.

Как уже говорилось, ямб проник и в басню. Крыловские ямбы – наглядное свидетельство того, как органично сочетается народная речь с поэтическими ритмами.

Ямб выдерживает нагрузку не только малых лирических форм. Он с легкостью принимает монументальность «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. А в цикле Блока с одноименным названием «Ямбы» (1907–1914) отражаются предчувствия неотвратимых перемен, даже катастроф.

Ямб звучит и в творчестве Маяковского (который предпочитал объединять разные стихотворные размеры в одной строке для создания уникальных звуковых эффектов):

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
«А вы могли бы?» (1913)

Ямб в современных русских стихах XXI века

Традиция ямбической формы продолжает жить и в поэзии XXI века. Современный русский поэт Данил Рудой широко использует ямб в своем творчестве:

И жухло жёлтое жнивьё,
И день на убыль шёл, скорбя,
Когда непознанной Её
Не стало больше у тебя.

«Стихи о расставании с любимой» (2012)

Вперед, душа моя, вперед! –
В твоих руках ближайший вечер.
Набрось скорее тонкий плащ на плечи
И устремляйся в свой полет.

«Стихи душе» (2004)

Мы встретимся с тобою,
Лишь путь закончим оба,
Отмеренный судьбою
С рожденья и до гроба.

«Мы встретимся с тобою» (2004)

Другие стихотворные размеры

Хорей

Дактиль

Анапест

Амфибрахий

Дорогие друзья!

Сегодня мы решили начать знакомить вас со стихотворными размерами.

Наш мастер-класс посвящен ямбу.

Стихотворный размер. Ямб

 Русское стихосложение строится на силлабо-тоническом принципе, когда в строке определённое количество слогов и по одной и той же схеме происходит чередование ударных и безударных звуков. Это определяет стихотворный размер, основные из которых – это состоящие их двух слогов ямб (01) и хорей (10) и состоящие из трёх слогов дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). Чтобы при написании стихотворения придерживаться размера, необходимо его определить. Для этого нужно записать схему, обозначив 0 – безударный слог, 1 –  ударный слог. Существуют и другие обозначения, но при помощи клавиш «0» и «1» на клавиатуре компьютера это делается быстрее.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
                       (А. С. Пушкин)
010100010
00010101
000100010
01010001

Теперь нужно определить двусложная это стопа или трёхсложная https://poezosfera.ru/nemnogo-teorii-stopa-strofa.html . Для этого разделим пробелом строки на части сначала по 2 слога. Получилось

01 01 00 01 0
00 01 01 01
00 01 00 01 0
01 01 00 01

Проверять дальше нет смысла, так как очевидно, что все ударные слоги оказались в двусложной стопе на втором месте – это ямб – 01. Можно заметить стопы без ударных слогов 00 – это естественно, так как в русском языке есть как односложные слова, так и многосложные, состоящие из более, чем 1 или 2  слога, а ударение в слове только одно. Такая стопа без ударного слога называется пиррихий. Всего стоп оказалось 4. Значит, это 4хстопный ямб.

Рифмы по месту ударения.  Нетрудно заметить, что в приведённом выше примере 1 и 3 строка заканчиваются безударным слогом – это женская рифма, а 2 и 4 строки  завершаются ударным слогом – это мужская рифма. Подобное чередование вносит размеренность в звучание текста. Если нужно добиться категоричности, строгости в звучании, то лучше использовать только мужскую рифму. Использование только женской рифмы придаёт некоторую «женственность» звучанию текста. А примером дактилической рифмы могут служить стихи Некрасова, чьё творчество близко к народной поэзии – это плач, сетования и пр.

Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина.

Стихи, написанные ямбом придают тексту торжественное звучание, энергичность. «…четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный — для рассуждения и т. д»  https://gumilev.ru/about/24 . Разностопный ямб также используется для написания басен.

А теперь практические задания для вас!

Задание 1.  Определите стихотворный размер данных строк и запишите в комментариях строки, написанные ямбом:

А) Скажите, есть ли формула для счастья?

Б) Дни короче, золотая
     Осень бродит у дверей.

В) И этим чистым листопадом
    Укроет жухлую траву.

Г) Духовною пищей, подарком бесценным
     Для наших потомков послужит не раз.

Д) Под вечерние тихие звуки
     Окунусь я в прохладу воды.

Задание 2. В данных ниже строках, написанных ямбом, есть ритмический сбой, который можно легко исправить, поменяв местами слова или другим способом. Запишите в комментариях вариант с исправлениями.

А) Мы с верой в чудеса взрослели,
     Но не сбылись наши мечты.

Б) Ещё совсем было темно под небом,
    Рассвета луч не осветил простор.

В) Бродят с утра коровы по лугам
     Недалеко от места водопоя.

Задание 3. Перечитайте строки заданий, выберите ту, которая вас вдохновит на написание стихотворения стихотворным размером ямб. Старайтесь подбирать рифмы как точные, так и неточные, заканчивать строки словами из разных частей речи. Объём не более 16 строк. Не принимаются стихи, написанные ранее – это практикум. Просьба все три задания публиковать в одном сообщении. Итоги подведём 20 февраля.  Дерзайте! Не так страшен чёрт, как его малюют. Если есть непонятные термины, смотрите объяснение в интернете. Рекомендуется конспектировать теоретический материал, добавляя в него практические примеры. 

Дополнительный материал – статья «Стихотворные рифмы» Справочника Писателя данного сайта    https://msrp.ru.com/articles/366-stihotvornye-rifmy.html 

Примечание. В качестве примеров использованы изменённые строки из реальных стихов с других сайтов, которые уже подвергались обсуждениям.

Стихотворный размер

Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.

Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Силлабо-тонические размеры

В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение
пять стоп:

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Условные обозначения

___/ — ударный слог

___  — безударный слог

  1. Двусложные стихотворные размеры:

    __/__ — стопа Хорея

    Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
    на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,

    На хорей они летят

    __ __/ — стопа Ямба

    Ямб — ДВУсложный размер стиха, в котором
    первый слог безударный, второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры:

    __/__ __ — стопа Дактиля

    Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

    __ __/__ — стопа Амфибрахия

    Амфибрахий — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    второй слог ударный, остальные – безударные.

    __ __ __/ — стопа Анапеста

    Анапест — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия

    ТРЁХсложных размеров

    стихотворений нужно выучить
    слово ДАМА.

    ДАМА расшифровывается так:

    Д    Дактиль — ударение на первый слог,
    АМ  АМфибрахий — ударение на второй слог,
    А     Анапест — ударение ударение на третий слог.

    Чтобы запомнить ВСЕ стихотворные размеры нужно выучить ударения в пяти вариантах
    имени Иван:

    1. Ва́-ня — хорей (2 слога, первый-ударный)
    2. И-ва́н — ямб (2 слога, второй-ударный)
    3. Ва́-не-чка — дактиль (3 слога, первый-ударный)
    4. Ва-ню́-ша — амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
    5. И-о-а́нн — анапест (3 слога, третий-ударный)

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихо­творный размер

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;

__/ __   __/ __     __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это ДВУсложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__

Пример четырехстопного хорея:

Я прише́л к тебе́́ с приве́том

 __  __   __/   __    __/  __    __/ __ 

РАссказа́ть, что со́лнце вста́ло,

  __  __    __/   __     __/  __     __/ __ 

ЧтО оно́ горя́чим све́том

__  __ __/ __ __/  __  __/ __ 

ПО листа́м затрЕпета́ло.

__  __   __/   __   __ __ __/__ 

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу;

__  __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;

   ___   ___   __/   ____   __/  ___   __/   _____   __/

НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,

___   ___   __/ ___ __/ __  __/   ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ю гОвори́т.

__ __ __/  _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__

Пример трехстопного хорея:

Ла́сточкИ пропа́ли,

__/    __   __   __  __/ __
А вчера́ заре́й

__/  __ __/ __ __/
Всё грачи́ лета́ли

  __/  __  __/ __ __/ __
Да, как се́ть, мелька́ли

 __/   __   __/          __    __/ __
Во́н над то́й горо́й.

__/    __   __/     __  __/

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

 __   __/  __ __/ __  __/     __      __/   __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,

__   __/  __    __/ __   __  __  __/ 

Он Уважа́ть себя́ заста́вил

__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И лу́чше вы́думАть не мо́г.

__ __/ __    __/ __   __  __  __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье

__ __/  __   __/ __  __  __  __/ __

ПерЕдо мно́й яви́лась ты́

__ __ __    __/ __  __/ __   __/ 

Как мИмоле́тноЕ виде́нье

   __   __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как ге́ний чи́стой крАсоты́

 __  __/ __    __/   __       __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,

__ __/ __ __  __    __/ __ __/  __   __/  __

Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…

 __   __/  __ __   __   __/    __    __    __   __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т,

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/ __ __/
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

 __ __/ __  __/     __    __/   __ __/   __    __/ 
Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/     __    __/ 
Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й.

 __  __  __ __/    __  __/   __   __/      __  __/  

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

Ямб

__ __/

Пример трехстопного дактиля:

Кто́ бы ни зва́л — не хочу́

__/     __    __  __/      __      __  __/  

На́  суетли́вую  не́жность

__/ __ __ __/ __ __ __/  __  
Я́ променя́ть безнаде́жность

__/  __  __ __/    __   __ __/  __  
И́, замыка́ясь, молчу́.

__/ __ __ __/   __    __  __/ 

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/   __  __

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…

__/   __    __   __/  __  __ __/  __     __    __/   __  __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный

__/  __   __ __/ __    ___  __/   __     __    __/  __

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т…

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

__  __/   __  __  __/ __  __   __/  __

Не с го́р побежа́ли ручьи́

 __    __/     __   __  __/ __ __  __/   

Моро́з-воево́да дозо́ром

__ __/  __  __ __/ __ __ __/ __

Обхо́дит владе́нья свои́.

__  __/   __  __  __/   __  __  __/   

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример четырехстопного амфибрахия:

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

__ __/ __  __ __/ __       ___  __/  ___  __ __/

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

__ __/    __  __  __/   ___   __  __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях

 __     ___/    __    __     __/     ___   __   __/    ___ 

С споко́йною ва́жностью ли́ц,

   ___   ___/    __ __  __/   ___   __   __/  

С краси́вою си́лой в движе́ньях,

   ___  ___/ __ __ __/  ___     __   __/     __ 

С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.

    __   __/    __      ___     ___/     ___  __ __/  

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь шу́много ба́ла случа́йно,

     __     ___/      __  __  __/ __   __ __/   __

В трево́ге мирско́й суеты́,

       __  __/  __  __   __/      __ __ __/

Тебя́ я уви́дел, но та́йна,

__ __/ __ __ __/ __ __ __/     __

Твои́ покрыва́ла черты́.

__ __/ __    __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/ __

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

  __    __   __/    __   __    __/ __ __ __/

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

__ __ __/ __ __ __/              __   __  __/ __

И приве́тствую зво́ном щита́!

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Рокова́я  о  ги́бели  ве́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Поруга́ние  сча́стия  е́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни,

__  __  __/  __   __   __/ __ __ __/ __
Одино́кая жи́знь не мила́,

__ __ __/ __ __ __/     __ __ __/
Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни,

 __    __    __/  __   __   __/ __ __ __/ __
В каждый гво́здик души́стой сире́ни,

       __       __       __/  __   __   __/     __  __  __/ __
Распева́я, вполза́ет пчела́.

  __ __ __/ __   __   __/  __  __  __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

Во́все не сло́жные

__/   __   __  __/     __ __

/дактиль/

Разме́ры трёхсло́жные,

__   __/    __    __    __/   __  __

  /амфибрахий/

Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.

   __  __  __/  __  __  __/        __          __     __/      

/анапест/

Да́ктиль — он пе́рвый,

__/     __          __  __/    __      

/дактиль/

Второ́й — амфибра́хий,

    __   __/    __    __    __/   __  

/амфибрахий/

Ну а тре́тий уже анапе́ст!

__  __  __/  __  __ __/ __ __ __/   

/анапест/

(В.В. Онуфриев)

Дактиль

__/__ __

Амфи­брахий

__ __/__

Анапест

__ __ __/

Стихотворные размеры

хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Смотреть: другие Примеры стихотворений

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

    б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.

    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

                  Уважаемые участники Литературного клуба! Мы возобновляем занятия Поэтических практикумов. Присоединяйтесь!

                                 Русское стихосложение строится на силлабо-тоническом принципе, когда в строке определённое количество слогов и по одной и той же схеме происходит чередование ударных и безударных звуков. Это определяет стихотворный размер, основные из которых – это состоящие их двух слогов ямб (01) и хорей (10) и состоящие из трёх слогов дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). Чтобы при написании стихотворения придерживаться размера, необходимо его определить. Для этого нужно записать схему, обозначив 0 – безударный слог, 1 – ударный слог. Существуют и другие обозначения, но при помощи клавиш «0» и «1» на клавиатуре компьютера это делается быстрее.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А. С. Пушкин)
010100010
00010101
000100010
01010001

Теперь нужно определить двусложная это стопа или трёхсложная https://poezosfera.ru/nemnogo-teorii-stopa-strofa…. . Для этого разделим пробелом строки на части сначала по 2 слога. Получилось
01 01 00 01 0
00 01 01 01
00 01 00 01 0
01 01 00 01

Проверять дальше нет смысла, так как очевидно, что все ударные слоги оказались в двусложной стопе на втором месте – это ямб – 01. Можно заметить стопы без ударных слогов 00 – это естественно, так как в русском языке есть как односложные слова, так и многосложные, состоящие из более, чем 1 или 2 слога, а ударение в слове только одно. Такая стопа без ударного слога называется пиррихий. Всего стоп оказалось 4. Значит, это 4хстопный ямб.

Рифмы по месту ударения. Нетрудно заметить, что в приведённом выше примере 1 и 3 строка заканчиваются безударным слогом – это женская рифма, а 2 и 4 строки завершаются ударным слогом – это мужская рифма. Подобное чередование вносит размеренность в звучание текста. Если нужно добиться категоричности, строгости в звучании, то лучше использовать только мужскую рифму. Использование только женской рифмы придаёт некоторую «женственность» звучанию текста. А примером дактилической рифмы могут служить стихи Некрасова, чьё творчество близко к народной поэзии – это плач, сетования и пр.
Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина. Стихи, написанные ямбом придают тексту торжественное звучание, энергичность. «…четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный — для рассуждения и т. д» https://gumilev.ru/about/24 . Разностопный ямб также используется для написания басен.

Хорей, как и ямб, является двусложной стопой, в которой ударение падает на 1ый слог – 10. В многосложном слове появится пиррихий (оба слога в стопе безударные):

Листья падают в саду…                  1010001              10 10 00 1
В этот старый сад, бывало,           10101010            10 10 10 10
Ранним утром я приду                  1010101               10 10 10 1
И блуждаю, где попало.                 00100010            00 10 00 10
(И. Бунин)

Раз уже было сказано, что это двусложная стопа, делим строку на части по 2 слога, получилось 4 стопы, значит это 4хстопный хорей с чередованием мужской (в 1 и 3 строках) и женской (во 2 и 4 строках) рифм по месту ударения. Стихи, написанные хореем по звучанию плавные, напевные. Им написаны все колыбельные и (вслед за Лермонтовым) стихи, в которых есть ночной пейзаж. Для запоминания ямба и хорея возьмём правило алфавита. «Я» последняя буква в алфавите, поэтому, если ударение на последнем слоге из двух, то это ямб – 01. Значит, стопа с ударением на первом слоге 10 – хорей. Буква «х» в алфавите идёт раньше, чем буква «я».

Задание 1. Определите стихотворный размер данных строк:

А) Не устаю я любоваться
На красоту родимых мест.

Б) Дни короче, золотая
Осень бродит у дверей.

В) И этим чистым листопадом
Укроет жухлую траву.

Г) Духовною пищей, подарком бесценным
Для наших потомков послужит не раз.

Д) Под вечерние тихие звуки
Окунусь я в прохладу воды.

Задание 2. В данных ниже строках, написанных ямбом или хореем, прослеживается ритмический сбой, который можно легко исправить, поменяв местами слова или другим способом. Запишите в комментариях варианты с исправлениями.

А) Мы с верой в чудеса взрослели,
Но не сбылись наши мечты.

Б) Ещё совсем было темно под небом,
Рассвета луч не осветил простор.

В) Бродят с утра коровы по лугам
Недалеко от места водопоя.

Г) Свет везде, он дар небесный,
Он для нас чертит контраст.

Д) Бродят отражения по лазури моря,
Ветер гонит к берегу волну.

Задание 3. Опубликуйте стихотворение, написанное ямбом или хореем. Можно сочинить частушки, которые пишутся хореем:

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Для тренировки написания стихов в ямбе можно сочинить порошки или стихи-пирожки. https://ru.wikipedia.org/wiki/Порошок_(поэзия):

в соревнованиях по йоге
олег потея и сипя
на радость всем заткнул за пояс
себя

Дополнительный материал:
Стопа — http://pishi-stihi.ru/stopa.html или https://studfile.net/preview/2458378/page:6/ или https://poezosfera.ru/nemnogo-teorii-stopa-strofa…. или другое.
хорей — https://obrazovaka.ru/literatura/horey.html или другое
клаузула — https://ru.wikipedia.org/wiki/Клаузула
Примечание. В заданиях использованы изменённые строки из реальных стихов с других сайтов, которые уже подвергались обсуждениям.

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑  | U ‑  | U ‑ |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.  

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный 

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем  слоге,
а первый  и второй слоги – безударные.    

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11  и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |  

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

Примеры

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных          
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:

Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ямало ненецкий как пишется правильно
  • Ямало ненецкий автономный сокращенно как пишется
  • Ямал на английском как пишется
  • Ямайка как пишется на английском
  • Ямада кудасай как пишется