Янг эдалт как пишется

Young adult (YA), он же янг-эдалт. Это и подростковая литература, и телесериалы и фильмы, которые в большом количестве выпускают на Западе. Целевая аудитория — от 12 лет до 18 лет и до бесконечности. Многие взрослые не прочь посмотреть детско-подростковые произведения потому что они чаще всего светлее и мягче, чем аналогичные произведения для взрослых. От детских произведений янг-эдалт отличается большей серьёзностью, от взрослых — более простыми сюжетами, меньшим количеством насилия и менее серьёзными темами. По сути это есть переходный жанр, что делает его универсальным и, при должном уровне исполнения, пригодным для всех возрастов.

Герои чаще всего — дети и подростки, однако не каждое произведение с подростками или детьми является подростковой литературой. Пример — «Южный парк», сатира для взрослых, смотреть которую детям крайне не рекомендуется[1].

Зародилось явление в США, где продюсеры быстро смекнули, что деньги проще всего стричь с подростков. Примечательно, что в России подростковую литературу по старой традиции не выделяют, относя к детской, поэтому нередко в Сети вместо термина «подростковая литература» используется варваризм «янг-эдалт».

История[править]

Термин впервые появился в начале XIX века — писательница, критик и редактор журнала «Guardian of Education» Сара Триммер обозначила в упомянутом журнале YA-литературу как книги для молодых людей от 14 до 21 года (сейчас границы несколько сдвинулись вниз), отделив ее от детской. Как подростковую литературу впоследствие стали рассматривать Льюиса, Стивенсона, Твена и др., и всех устраивало.

В следующий раз к теме вернулись в 1950-х, когда вышли книга и фильм «Над пропастью во ржи» — вроде бы изначально писалось не для подростков, но главный герой привлек именно эту аудиторию, что уже, как известно, устраивало далеко не всех. Одновременно с этим (совпадение!) стали появляться разные исследования подросткового возраста, и с 60-х подростковая литература наконец выделяется как самостоятельное направление. Появляются книги, написанные специально для подростков о подростках, а не для взрослых и «ну ладно, пусть эти тоже почитают» — например, «Благословите зверей и детей» Свортаута или «Дозор смерти» Уайта, — и подростковые отделы в библиотеках. В основном это были детективы и романы взросления.

После выхода книг Роулинг модным в YA-литературе стало фэнтези, а после Коллинз добавились еще и подростковые антиутопии как отдельное большое направление.
В последние годы набирают обороты темы разного рода меньшинств (что у самих меньшинств, вопреки ожиданиям, энтузиазма не вызвало — несколько издательств даже отказались публиковать уже запланированные книги после жалоб и угроз).

В конце 90-х появилось также несколько наград (например, Alex Awards), которые вручаются именно за YA-литературу.

В настоящее время принято выделять еще одну категорию — new adult. NA-литература рассчитана на молодых людей от 18 до 30. В подростковую литературу эта категория уже не входит, но и к взрослой еще не относится. Т. е. сцены 18+ уже есть, и герои постарше, но темы все те же. Сюда обычно записывают Уэббер, Арментроут и иже с ними.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

Фэнтези и фантастика[править]
  • Таня Гроттер и остальные вариации на тему ГП.
  • Отечественные «Часодеи».
  • Мефодий Буслаев и другое творчество Емца.
  • Серии книг, выходящие сейчас в Росмэне: «Зерцалия», «Вичхантеры», «Мутангелы», «Дарители», «Техноведьма», «Живые», «Пардус», «Трилунье».
  • Астровитянка — история про девочку, выросшую на астероиде и поступившую в приличную школу.
  • Владислав Крапивин — миры Великого Кристалла.
  • Мариам Петросян, «Дом, в котором…» — книга, у которой сложно определить жанр, про школу-интерат для необычных (во всех смыслах) детей.
  • Серия АСТ «Онлайн-бестселлер», где публикуется популярное на просторах сети фэнтези русских авторов: «Двоедушник», «Эпоха пепла», «Итан слушает» и т. д., перечислять их можно долго.
Драмы, мелодрамы и романы взросления[править]
  • Ф. М. Достоевский, «Подросток». Взрослому человеку сложнее понять поведение Аркадия, его мысли о собственной философии, о девушках. Роман про подростка и понять его проще подростку, посему данный троп вполне применим, хотя вряд ли изначально писался для подростковой аудитории.
  • Александра Бруштейн, трилогия «Дорога уходит в даль» — вторая и третья книги написаны как раз для подростков.
  • Некоторые книги Тамары Крюковой — «Этюд в черно-белых тонах», «Костя + Ника» и др.
  • Ида Мартин — «Дети Шини», «Время. Ветер. Вода» и другие. Отличаются серьезными темами и хорошим литературным языком.
  • Творчество Стейс Крамер (в миру Насти Хохловой) — пример, когда книгу для подростков написал подросток. «50 дней до моего самоубийства» она начала писать и выкладывать в сеть, когда ей самой было лет шестнадцать или около того. Потом Крамер подросла, но сюжеты остались все такими же беспомощными. Что, впрочем, не мешает подросткам их любить.
  • Серия АСТ «Хиты Wattpad» (в свое время подарившая нам, простигосподи, Александра Полярного) — как понятно из названия, там публикуются книги МТА с ваттапада. Отличаются примитивными сюжетами, плохой редакторской работой и неплохим оформлением.

На других языках[править]

Фэнтези и фантастика[править]
  • «Гарри Поттер» — самый известный образец, привлекший внимание к жанру.
  • «Хроники Края» Пола Стюарта и Криса Риддела. Первый пишет, а второй иллюстрирует. Поэтому в чём то схоже с ранобэ.
  • Молодежные антиутопии. Началось все с «Голодных игр», потом пошли всякие Дивергенты.
  • «Сумерки» — история про любовь светящегося вампира к своей еде.
  • «Левиафан» Скотта Вестерфельда. Приключения двух молодых людей из разных сословий и из противоборствующих стран в условиях дизель и биопанковой Первой Мировой.
  • «Мстители (Reckoners)» Брендона Сандерсона. Мир, где все обладатели суперспособностей — отмороженные психопаты. Главный герой — юноша, поклявшийся убить местного Супермена.
  • Мифологические книги Рика Риордана — «Перси Джексон», «Хроники Кейнов», и «Магнус Чейс».
  • Т. Пратчетт — подцикл романов о Тиффани Болен, а также роман о коте Морисе.
  • Патрик Несс — «Голос монстра», «Поступь хаоса», «Остальные здесь просто живут» и др.
  • Кассандра Клэр, серия «Орудия смерти» — городское фэнтези с фэйри и избранной (и слегка инцестной любовной линией).
  • Сара Дж. Маас, «Королевство шипов и роз» — просто фэнтези с фэйри и избранной (и межвидовой любовной линией).
  • Ли Бардуго, «Шестерка воронов» и «Тень и кость» — как бы славянское фэнтези с магией и наркотиками (и селедкой на завтрак).
  • Некоторые книги Керстин Гир:
    • «Таймлесс» — с путешествиями во времени.
    • «Дневник сновидений» — с путешествиями в подсознание.
  • Рейчел Мид, «Академия вампиров» — про академию, в которой учатся вампиры. Примечательна тем, что в экранизации засветился Данила Козловский.
  • Лорен Кейт, цикл «Падшие» — про любовь к падшему ангелу, который учится в исправительной школе (там драма, ну честно).
  • Ренсом Риггз, «Дом странных детей» — про подростков со странными способностями.
Драмы, мелодрамы и романы взросления[править]
  • Книги Джона Грина. Просто любые.
  • Зои Сагг, «Девушка онлайн» — про любовь, блоги и неловкую, но очаровательную девушку. На самом деле книгу написал гострайтер в крайне сжатые сроки, что в итоге признали и сама Зоелла и издательство. Да-да, явление под названием «книги блогеров» (где-то раздался дружный вой буктьюберов), как и всё хорошее, пришло к нам с Запада.
  • Рэйнбоу Рауэлл, «Фанатка» — YA-роман про девушку, которая пишет слэшный фанфик по YA-роману (в котором легко узнается любимый сеттинг всех слэшеров).
  • Уже упомянутый выше Глендон Свортаут и его «Благословите детей и зверей» — про компанию подростков, которые сбегают из летнего лагеря и отправляются спасать бизонов, вырощенных специально для охоты.
  • Джей Эшер, «13 причин почему» — старшеклассница покончила с собой, оставив подробное «на тебе!» на кассетах.
  • Нил Шустерман, дилогия про Энси Бонано («Здесь был Шва» и «Энси — хозяин времени») — на грани с может, магия, а может, реальность.
  • Анн Софи Брасм, «Я дышу!» — а вот это хороший пример книги для подростков, написанной подростком (Брасм написала ее в 17 лет). Книга о токсичной дружбе и попытках вырваться из-под чужого влияния. Ее даже экранизировали.
  • Ф. Паскаль, «Sweet Valley High» — книжный сериал про шестнадцатилетних близняшек из Калифорнии, которые учатся, влюбляются и влипают в разные истории.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — трилогия про спортивную команду, набранную по принципу «неблагополучные таланты», лейтмотивом которой становится тема обретения своего места в жизни.

Кино[править]

  • Экранизации всего вышеперечисленного.
  • Звёздные войны. Несмотря на большое количество великовозрастных фанатов, Лукас изначально задумывал снять подростковое кино, чего никогда не скрывал. Его друг Брайан де Пальма уже на предпоказе картины раскусил, что картина вышла какая-то детская.
  • Много, очень много фильмов, которые годами выходили на Disney Channel — вроде «Классный мюзикл», «Camp Rock», «Программа защиты принцесс» и т. п.
  • Подростковые фильмы Netflix — «Рост Джоди», «Всем парням, которых я любила», «Будка поцелуев» и другие.

Телесериалы[править]

  • «Школа Черная Дыра» — частная школа в Канаде, где происходит всякая научная чертовщина, а группа главных героев пытается с этим разобраться.
  • «Сабрина — маленькая ведьма» — история о том, как ведьма-подросток Сабрина училась пользоваться своими способностями, ходя в обычную школу.
  • «Тайны Смоллвиля» — сериал про юность Супермена.
  • Выходивший в 90-х «Элен и ребята» — едва ли не первый пример YA-сериала на постсоветском пространстве.
  • «Судьба. Сага Винкс» — в сериале и герои, и целевая аудитория повзрослели.
  • «Общество» — о жизни группы подростков в городе, где нет взрослых.
  • «В поисках Аляски» — экранизация романа Джона Грина.
  • «Ривердэйл» — начинается как более-менее реалистичный сериал о жизни подростков в маленьком городке, но в поздних сезонах ударяется в мистику.
  • «Эйфория» — с наркотиками, трансгендерами и промискуитетом.
  • «Конец е***го мира» — Алиса хочет найти своего отца, Джеймс хочет убить Алису, и путешествуют они вместе.

Мультсериалы[править]

  • Скуби-Ду — один из первых мультсериалов с категорией PG, есть намёки на сексуальные отношения и поп-культуру 60-70х, но многие из нас смотрели его в детстве, не осознавая этого.
  • Аналогично и с «Удивительными легендами» — добавлением к первой и второй части «Кунг-фу панды».
  • Но пожалуй педаль в пол давит сериал «My Little Pony» 2010 года, первоначально рассчитанный на девочек-дошкольниц.
  • Первый сезон канадской «Total Drama» 2007 года был ориентирован на подростков. Садистский юмор и лёгкая эротика присутствуют.
  • «Бивис и Баттхэд», «Дарья» и прочие анимационные творения MTV.
  • «Крайний космос»
  • Сюда также по большей части попадает «Gravity Falls», в основном из-за нескольких шуточек с недвусмысленными намеками и жутких моментов, которые по праву могут сравниться с оными же из хоррор-фильмов(к примеру, эпизоды с конфетным монстром и ожившими восковыми фигурами соответственно). Хотя последний пункт можно оспорить, т. к. это всего лишь мнение автора правки, с коим вы необязаны соглашаться.
  • «Аркейн». Есть сцена секса с удобной цензурой и неаппетитные кровавые сцены.

Аниме и манга[править]

Тут довольно интересный случай. Аниме и манга жанра сёнэн и сёдзе как раз рассчитаны на подростковую аудиторию. Но поскольку мангака не ограничен своей фантазией, среди всей этой «подростковой» продукции довольно часто встречаются интересные экземпляры с довольно взрослым сюжетом. Да-да, ваш всеми любимый ДжоДжо является сёнэном лишь на этикетке, а на деле он брутальный Сейнэн для мужиков! Субверсия, яре-яре…

  • Стандартные сёнэны вроде Naruto, Fairy Tail и One Piece. Глубокого сюжета как такового нет, взрослых тем тоже. Это просто весёлые приключения весёлых 15-летних раздолбаев с разбавленным фансервисом и драками на протяжении over 9000 глав. Какому нибудь школьнику такое нравится, а от такого зрелища взрослый заскучает… или нет?

Видеоигры[править]

  • Чем Undertale не пример? Игра вроде и кажется детской, но присутствуют и не совсем детские моменты вроде превращения Флауи в Омега-форму, Геноцида целой расы монстров и ЛГБТ отношений между рыбоженщиной и динозаврихой. Но тем не менее, игра сохраняет добрую и няшную атмосферу, а игра повествует о дружбе и любви. Да и глубина сюжета, конечно, не дотягивает до творений Хидео Кодзимы.
  • Life is Strange.

ТВ[править]

  • В СССР существовала Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ. Выпускались телепередачи, телефильмы и телеспектакли как для дошкольников, так и для старших школьников и студентов. Обычно сочетали в себе в разных пропорциях просветительские, воспитательные и развлекательные функции.
  • Начиная с 80-х в разное время выходили передачи, нацеленные на молодежь:
    • «Рок-урок» — про рокеров.
    • «Джэм» — еще одна музыкальная передача, более попсовая.
    • «РЭП» — а вот и не угадали, про молодежный бизнес.
    • «Тет-а-тет» — что-то вроде советсткого секспросвета.
    • «До 16 и старше» — про разное.

Музыка[править]

  • Большинство популярной жанровой музыки вроде рок-н-ролла, рэпа, панка, металла, дабстепа и т.д. пишется для отроков и юношей, они целевая аудитория. Не случайно лирическим героям подобных песенок часто нет 20, а сюжет крутится вокруг подростковых проблем вроде первой любви и бунта против косного общества, ещё Элвис воспел sweet little sixteen. Взрослея, многие продолжают слушать музыку своей молодости по инерции или потому, что она пока ещё нравится, но это не делает саму музыку сложнее и взрослее.

Примечания[править]

  1. Самим детям на это, впрочем, пофиг

[изменить]

Жанры

Общие Боевик • Бояръ-аниме • Вестерн • Городские легенды • Готика • Детектив (Нуар • Полицейская драма • Псевдодетектив) • Драма (Военная драма) • Драмеди • Исторический жанр (Альтернативная история • Криптоистория) • История без мистики (ложная мистика) • Карусель жанров • Комедия (Мелькор был хорошим) • Любовно-фантастический роман • Мелодрама • Нуар • Поп-сюрреализм • Приключения (Псевдоприключенческая история) • Произведение с головоломкой • Производственный роман • Робинзонада • Роман воспитания • Романтическая комедия • Серьёзный сюжет из прибаутки • Трагикомедия • Триллер (психиатрический • юридический) • Ужасы (с пытками • нашего детства • детские • Джалло • Слэшер) • Уся • Чёрная комедия • Эротический хоррор от Диснея • Янг-эдалт (подростковое)

Фантастика: Антиутопия (декоративная • молодёжная) • Космическая опера • ЛитРПГ • Научная фантастика • Один день из будущего • Постапокалипсис • Посткиберпанк • Практопия • Реал Net • Религиозная фантастика • Ретрофутуризм • Утопия • Хронофантастика
Панки: Атомпанк • Дизельпанк • Кассетный футуризм • Киберпанк • Кейппанк • Клокпанк • Манапанк • Паропанк • Соларпанк
Технофэнтези

Фэнтези: Героическое фэнтези • Городское фэнтези • Женское фэнтези • Историческое фэнтези • Комическое фэнтези • Низкое фэнтези • Тёмное фэнтези • Эпическое фэнтези

Литература Weird fiction • Бестиарий • Бульварная литература • Гонзо-журналистика • Книга-игра • Книжка-раскладушка • Лирика • Пинкертоновщина • Роман-учебник • Роман-хроника • Фанфик (Слэш • Фемслэш) • Философский диалог • Эпос
Театр Балет • Водевиль • Кабаре • Кабуки • Комедия дель арте • Кукольный театр (ваянг-кулит) • Моноспектакль • Мюзикл • Но • Опера (китайская опера) • Оперетта • Пантомима (Живые картины) • Театр теней • …
Кино и ТВ Артхаус • Байопик • Детское кино • Криминальное кино • Медицинская драма • Музыкальный фильм • Мыльная опера • Пеплум • Процедурал • Псевдодокументалистика • Роуд-муви • Семейное кино • Ситком • Скетч-ком • Теленовелла • Телеспектакль • Фильм категории Б • Фильм ужасов • Фильм-катастрофа
Аниме и манга Аниме категории Б • Дзёсэй • Кодомо • Махо-сёдзё • Меха (супермеха • реалмеха • мехаон) • Сёдзё • Сёнен (Сёнэн-ай) • Сэйнэн • Сэнтай • Юри • Яой
Додзинси
Особые форматы Аудиопостановка • Визуальный роман • Жанровый гибрид • Комиксы • Нелинейное произведение
Музыка Авторская песня • Металл • Музыкальный альбом (Концептуальный альбом) • Рок-опера • Русский рок • Шанти
Явления Жанровая гамма
Основы

Словосочетание young adult (YA, янг-эдалт) уже не вызывает в памяти одни лишь «Сумерки» и «Голодные игры». Всё изменилось. Сейчас это книги, которые обсуждаются в литературном сообществе и номинируются на премии – как, например, «Нормальные люди» Салли Руни или, если взять поближе, «Дни нашей жизни» Микиты Франко. В русском языке мы называем young adult «книгами для молодых взрослых» (хотя янг-эдалт тоже в ходу) – это возраст аудитории от 16 до 35 лет. Возраст острых эмоций и вопросов, ответы на которые важно найти именно сейчас: взросление, дружба, самоопределение, сепарация.

Что это за жанр
Книги янг-эдалт затрагивают самые смелые темы и делают это максимально честно. «С тобой все нормально. Ты не один. И ты справишься», – как бы говорят они, и это именно то, что нужно услышать. Сюжеты здесь не детские, а зачастую и страшные: редкое заболевание (Ларс Соби Кристенсен, «Герман»), буллинг (Лорен Уолк, «Волчья лощина»), самоубийство близкого человека (Адам Сильвера, «Скорее счастлив, чем нет»), и раскрываются они через мироощущение молодого человека, почти сверстника читателя – это значимая характеристика янг-эдалт и его терапевтичная черта. Человек, похожий на меня, переживает нечто очень серьёзное и проходит через это. Значит, я тоже пройду.

Сам способ повествования тоже играет большую роль – книги для молодых взрослых интересно читать. Это и узнаваемая социальная повестка, лежащая в основе сюжета, и сложные вопросы, возникающие перед героем, а следовательно, и перед читателем – именно книга даёт возможность безопасно прожить разные ситуации и отыскать собственное отношение к ним. Тексты динамичны (чтобы захватить и не отпускать внимание читателя), в них есть сложные взаимоотношения, любовные или дружеские (потому что в этом возрасте нет и не может быть простоты), зачастую присутствует фантастическое или мистическое допущение (немного эскапизма – почему бы и нет?).

Писательницы, преподавательницы Creative Writing School и соведущие подкаста «Ковен Дур» Саша Степанова, Ольга Птицева и Марина Козинаки рассказывают, что должен сделать автор перед началом работы над рукописью, в процессе и после того, как последняя точка в финальной главе поставлена, чтобы его YA-книга была издана.

Этап #1, где YA-автор собирается с мыслями

1. Сформулировать универсальную идею. Идея – это главное высказывание, вокруг которого вертятся все сюжетные события. Это авторская точка зрения на основную проблематику книги. Это метафора, объединяющая все смысловые слои текста. Без основной идеи книга превращается в перечень событий. А голый нарратив уже никого не увлекает. Нужен смысл, ценность и посыл. Формулировать их лучше в начале работы, чтобы вся рукопись была выстроена вокруг стержня идеи. Где искать идеи? Повсюду! В личном опыте, в историях близких, в новостной повестке и проблематиках, волнующих аудиторию. На время работы с YA-жанром автору необходимо стать молодым взрослым, даже если ему самому прилично за 70. 

2. Поработать с контекстом темы. Автор не находится в вакууме, поэтому нельзя закрывать глаза на литературный и культурный пласт, который предшествует вашей книге. Наоборот, на него нужно опираться, искать новые смыслы и пути. Поэтому стоит внимательно изучить материалы по теме, прочитать пару художественных книг, найти максимальное количество нехудожественных источников, а после хорошенько подумать – как новое высказывание сможет расширить понимание проблемы, углубить его и привлечь к обсуждению новую аудиторию.

3. Выстроить логичный и самобытный концепт. Окей, идея есть. Но кроме идеи нужна рабочая и увлекательная концепция истории. Если сеттинг основан на фант-допущении, то фант-допущение это должно быть логичным и неожиданным. Если это реализм, то проблематика, фабула и основной костяк повествования должны быть оригинальными. Концепт – то, в какие рамки окружения и взаимодействия друг с другом вы помещаете героев. Чем увлекательнее концепт, тем ярче заиграет ваша идея. YA-читатель – читатель искушённый, в его багаже множество жанровых историй самых разных видов и подходов, авторская задача заключается в выстраивании новых схем единства мира и героя таким образом, чтобы читатель поверил и вжился в сеттинг. Здесь на помощь может прийти привязка к реально существующей мифологии. Даже выдуманный мир становится глубже и метафоричнее, если в его основе лежит архетипичная и узнаваемая канва мифов и сказок.

Этап #2, где YA-автор вовсю работает

1. Включить в историю важные составные части нарратива. Что точно должно быть в качественной YA-истории? Социальная проблематика – молодые герои должны сталкиваться с реальными проблемами, близкими их аудитории. Сложные вопросы и неоднозначность ответов – возраст молодых взрослых полон противоречий и выборов, которые влекут за собой глобальные личностные изменения, важно, чтобы этот процесс нашёл отражение в YA-книге. Авторский взгляд на тему – мало поднять проблему, нужно сформулировать своё отношение к ней и подать его так, чтобы у читателя не сложилось ощущения разговора свысока.

2. Придерживаться логичности сюжета. В погоне за атмосферностью и актуальностью не упустите логичность повествования. Все ружья должны стрелять, а разрешение конфликта не должно приходить с потолка. Почти любая история строится по основам сторителлинга. Конечно, правила пяти актов можно нарушать, но чтобы это делать оправданно, лучше хорошенько их изучить. Иначе вашей истории не будет хватать динамики. Или кульминация сдвинется. Или завязка не увлечёт. Или Зло окажется блёклым, а Герой не вызовет эмпатии. Так что основы сторителлинга – наше всё.

3. Следить, чтобы актуальная проблематика не стала чрезмерной. Если в одной истории поднять сразу все сложные и проблемные темы, то ни одна не сработает с должной силой. Поэтому выбирайте ту проблематику, которая отзывается в вас больше всего, и не пытайтесь усидеть сразу на всех стульях инфоповестки.

Этап #3, где YA-автор готовится выйти в свет

1. Пройти несколько кругов саморедактуры. Чистый текст добавляет рукописи дополнительные баллы в личном рейтинге издателя. Можно читать написанное вслух (так проще отыскать повторы и сбитую ритмику повествования), можно разыгрывать диалоги по ролям, чтобы проверить их на живость и реалистичность, можно прогнать текст через специальные программы, например «Орфограммку». 

2. Посмотреть, какие именно книги выходят в YA-издательствах. Чаще всего редакторский портфель имеет жанровый и сюжетный окрас. И подходящую к этим особенностям рукопись рассмотрят с большим интересом.

3. С особой тщательностью подобрать каждое слово в синопсисе. Скорее всего у вас не будет возможности разъяснить, что вы имели в виду. Если у редактора сложится ошибочное мнение об истории из-за формулировок в синопсисе, то таким оно и останется. Самотёк – дело одностороннее.

4. Отправить письма в редакции. В письме должны быть: краткая справка о себе – обычно хватает имени/фамилии/возраста/мест, где вы публиковались ранее; качественный синопсис; полный текст рукописи. У каждой редакции свой срок рассмотрения заявок, но если ваше письмо осталось без ответа, через два месяца можно отправить напоминание о себе. Если и на него вам не ответят, то это можно считать за ответ. 

Даже если вам не ответили, расстраиваться не стоит. YA-рынок расширяется, и всё больше редакторского внимания обращается в сторону начинающих авторов. Главное – писать актуальные и искренние истории для молодых взрослых, и издатель для них обязательно найдётся. А ещё можно отправиться на летний интенсив в CWS и поучаствовать в мастерской «Young adult: пишем рассказ в жанре мистического реализма». Старт 21 июня, успевайте!

  • С русского на:
  • Английский
  • С английского на:
  • Все языки
  • Испанский
  • Итальянский
  • Немецкий
  • Норвежский
  • Португальский
  • Русский
  • Турецкий
  • Украинский
  • Французский
  • Чешский
  • 1
    young adult

    Универсальный англо-русский словарь > young adult

  • 2
    young adult

    амер.

    молодой совершеннолетний

    Англо-русский юридический словарь > young adult

  • 3
    young adult book

    Универсальный англо-русский словарь > young adult book

  • 4
    young adult correction

    Универсальный англо-русский словарь > young adult correction

  • 5
    young adult criminal

    Универсальный англо-русский словарь > young adult criminal

  • 6
    young adult market

    Универсальный англо-русский словарь > young adult market

  • 7
    young adult offender

    Универсальный англо-русский словарь > young adult offender

  • 8
    young adult offender

    амер.

    молодой совершеннолетний преступник

    * * *

    Англо-русский юридический словарь > young adult offender

  • 9
    young adult offender

    Англо-русский экономический словарь > young adult offender

  • 10
    young adult book

    Англо-русский словарь по полиграфии и издательскому делу > young adult book

  • 11
    young (adult )correction

    Англо-русский юридический словарь > young (adult )correction

  • 12
    young adult criminal

    Англо-русский юридический словарь > young adult criminal

  • 13
    young (adult )correction

    Англо-русский юридический словарь > young (adult )correction

  • 14
    young adult book

    English-Russian library and information terminology dictionary > young adult book

  • 15
    young adult department

    English-Russian library and information terminology dictionary > young adult department

  • 16
    young adult library

    English-Russian library and information terminology dictionary > young adult library

  • 17
    young adult book

    English-Russian big polytechnic dictionary > young adult book

  • 18
    adult

    1. n взрослый, совершеннолетний; зрелый человек

    2. n юр. юноша старше 14 лет; девушка старше 12 лет

    3. n юр. совершеннолетний; лицо, достигшее совершеннолетия

    4. n юр. биол. взрослая особь

    5. a взрослый; совершеннолетний; зрелый

    adult case — дело совершеннолетнего, дело о совершеннолетнем

    6. a достойный взрослого; солидный, зрелый

    7. a для взрослых

    8. a эвф. «только для взрослых», порнографический; спекулирующий на сексе

    9. a пожилой

    10. a предназначенный для пожилых

    Синонимический ряд:

    1. mature (adj.) big; developed; full-blown; full-fledged; full-grown; grown; grown-up; mature; matured; ripe; ripened

    2. grown-up (noun) citizen; elder; gentleman; grown-up; lady; man; parent; woman

    Антонимический ряд:

    adolescent; child; immature; juvenile

    English-Russian base dictionary > adult

  • 19
    adult

    Англо-русский юридический словарь > adult

  • 20
    adult

    1. [ʹædʌlt,əʹdʌlt]

    1. взрослый, совершеннолетний; зрелый человек

    for adults only — ≅ детям до 16 лет смотреть не разрешается ()

    1) юноша старше 14 лет; девушка старше 12 лет

    2) совершеннолетний; лицо, достигшее совершеннолетия (

    18-21 год)

    adults must accept full responsibility for their actions — совершеннолетние должны нести полную ответственность за свои действия

    2. [ʹædʌlt,əʹdʌlt]

    1. 1) взрослый; совершеннолетний; зрелый

    2) достойный взрослого; солидный, зрелый

    2. 1) для взрослых

    adult film /movie/ — фильм для взрослых; ≅ дети до 16 лет не допускаются

    2)

    «только для взрослых», порнографический; спекулирующий на сексе

    adult entertainment — стриптиз, порнографические шоу

    adult business district — район публичных домов, кинотеатров, демонстрирующих откровенно сексуальные фильмы, кабаков со стриптизом

    3. 1) пожилой

    2) предназначенный для пожилых

    НБАРС > adult

Страницы

  • Следующая →
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

См. также в других словарях:

  • Young adult — may refer to:* Young adult (psychology), persons aged 18 to 39 * Young adult fiction, works targeted to ages 12 to 18 * Youth, aged around 15 to 25 …   Wikipedia

  • young adult — n. an age group including persons from about 12 years to about 18 years old: used as a reader category in libraries, book publishing, etc …   English World dictionary

  • Young Adult — Este artículo o sección se refiere o está relacionado con una producción cinematográfica futura o en desarrollo. La información de este artículo puede cambiar frecuentemente. Por favor, no agregues datos especulativos y recuerda colocar… …   Wikipedia Español

  • Young-adult fiction — (often abbreviated as YA fiction, or simply YA) is fiction written for, published for, or marketed to adolescents, roughly between the ages of 12 and 18. CharacteristicsYoung adult fiction, whether in the form of novels or short stories, has… …   Wikipedia

  • Young-adult-fiction awards — recognize outstanding works of fiction for adolescents.Awards with a young adult themeMichael L. Printz AwardSince 1930, the ALA has put out an annual list of Best Books for Young Adults, which is created by the Young Adult Library Services… …   Wikipedia

  • Young Adult Library Services — (ISSN 1541 4302) is a quarterly magazine published by the Young Adult Library Services Association. It supersedes the Journal of Youth Services, which was published together with the Association for Library Service to Children until 2002.… …   Wikipedia

  • Young Adult Novel — is a novel by Daniel Pinkwater, first published in 1982. Plot summarySet at Himmler High school, the story centers around the Wild Dada Ducks, a group of nonconformists and social rejects. The members of the Wild Dada Ducks are Charles the Cat,… …   Wikipedia

  • young adult offender — noun (law) A lawbreaker aged between 18 and 21 • • • Main Entry: ↑young …   Useful english dictionary

  • Young adult (psychology) — For other uses, see young adult. According to Erik Erikson s stages of human development, first enumerated in Childhood and Society (1950) a young adult is a person between the ages of 18 and 39, whereas an adolescent is a person between the ages …   Wikipedia

  • Young Adult Library Services Association — The Young Adult Library Services Association (YALSA), established in 1957, is a division of the American Library Association. The mission of YALSA is to advocate, promote and strengthen service to young adults as part of the continuum of total… …   Wikipedia

  • Young Adult Magazine — Yam Beschreibung Jugendzeitschrift, alles über Pop Musik, Film und Fernsehen, Lebenshilfe und Partnerschaft Verlag Axel Springer Verlag Erstausgabe 13. September 2000 …   Deutsch Wikipedia

Словосочетания

young adult — молодой совершеннолетний
young adults — молодёжь (в возрасте от 17 до 21 года)
young adult book — книга для подростков
young adult market — рынок совершеннолетней молодёжи
young adult criminal — совершеннолетний преступник молодого возраста
young adult offender — молодой совершеннолетний правонарушитель
young adult correction — исправительное учреждение для молодых совершеннолетних правонарушителей
adult [juvenile /young/] offender — совершеннолетний [малолетний] преступник
young adults who feel estranged from the church — молодые люди, которые чувствуют себя оторванными от церкви

Перевод по словам

young  — молодой, юный, младший, молодо, молодежь, детеныш
adult  — взрослый, для взрослых, взрослый человек, зрелый человек

Дополнение / ошибка

Смотрите также: 

Мультитран  Wikipedia(En)  Academic.ru  Reverso 

Young adult литература (сокращенно — YA, дословно — «молодые взрослые») — популярное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет. Хотя в целом четко выраженной верхней границы не существует и в любви к YA‑литературе все чаще признаются читатели старших возрастных категорий.

У YA‑литературы есть несколько отличительных свойств. Главными героями обычно становятся подростки, зачастую девушки, которые сталкиваются с определенными проблемами и меняются под влиянием сложившихся обстоятельств. Герой или героиня необязательно ярки и безгрешны — напротив, у них есть недостатки, странности, а порой персонаж и вовсе кажется изгоем и поэтому вызывает гораздо больше сочувствия и расположения аудитории.

Для YA‑литературы жизненно необходимо, чтобы герой говорил с читателями на одном языке, поэтому все чаще появляются представители самых разных этнических, религиозных или расовых групп и меньшинств. Как однажды высказался автор популярного романа «Голос монстра» Патрик Несс, «YA‑литература посвящена определению и преодолению границ и поиску ответа на вопрос: кто ты и что из себя представляешь?».

Сюжеты YA‑литературы строятся именно вокруг персонажей, а на первый план обычно выходят те проблемы, которые волнуют аудиторию в реальной жизни. Читатели ищут в книгах отражение собственных тревог и трудностей и ответы на вопросы. Поэтому от автора требуется вести с ними диалог на равных, ибо они не потерпят, если с ними начнут общаться свысока или поучать с вершин прожитых лет и накопленного опыта.
У young adult нет четко выраженного жанра — напротив, литература для «молодых взрослых» объединяет в себе черты многих направлений и не так строго соблюдает жанровые границы. Как однажды говорил автор романов «Быть котом», «Эхобой» и «Сбежавший тролль» Мэтт Хейг,

«YA‑литература отказывается играть по правилам более строго очерченной взрослой литературы».

Поэтому в рамках «подростковой литературы» можно встретить и фэнтези. Традиционное — «Шестерка воронов» Ли Бардуго и «Страна Сказок» Криса Колфера. Городское — «Орудия смерти» Кассандры Клэр. Дистопия — «Голодные игры» Сьюзен Коллинз.

О КНИГЕ

Секрет жанрового разнообразия весьма прост. Подростки в первую очередь хотят читать о том, что им интересно, а происходит ли действие в обычной средней школе, на другой планете или в отдаленном прошлом вымышленного мира, совершенно неважно. Кстати, о темах, волнующих читателей и поднимаемых авторами. Среди популярных — любовь, предательство, первый секс, принятие себя, поиск своего места в обществе, общение со сверстниками, потеря близких, примирение с жестокой реальностью, ответственность за принятие и последствия решений.

Например, «Виноваты звезды» Джона Грина — это история любви двух смертельно больных подростков, которая затрагивает темы примирения с жестокой реальностью и потерей любимого человека. В «13 причинах почему» Джея Эшера поднимаются темы подросткового насилия, предательства близких и издевательств над сверстниками. А цикл «Орудия смерти» Кассандры Клэр — это история о принятии себя, решениях и их последствиях.

Весьма популярна и тема подростковых бунтов, которые зачастую вытекают в полномасштабные эпические, и зачастую антиутопические, повествования о противостоянии молодых мятежных героев взрослым противникам, олицетворяющим испорченный мир. «Бегущий в Лабиринте», «Дивергент», «Младший брат» — вот лишь немногие из примеров.

История жанра

Термин «молодые взрослые» применительно к литературе впервые использовала британская писательница и критик Сара Триммер в 1802 году. В журнале The Guardian of Education она выделила литературу для детей в возрасте до 14 лет и литературу для молодых взрослых — от 14 до 20 лет.

В XIX веке вышли сразу несколько произведений, которые можно отнести к YA, наподобие «Пятнадцатилетнего капитана» и «Детей капитана Гранта» Жюль Верна, «Принца и нищего» и «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена, «Оливера Твиста» Чарлза Диккенса и «Уэверли» Вальтера Скотта. Но все же большая часть этих произведений позиционировалась в первую очередь как чтение для взрослого читателя. Настоящего расцвета направлению young adult пришлось ждать до 60‑х годов XX века.

В 1967‑м вышел роман С. Э. Хинтон «Изгои». Это была первая книга, рассчитанная именно на подростков и поднимающая темные и на тот момент табуированные темы подросткового возраста. Примечательно, что во время публикации книги самой Хинтон было всего 17 лет, поэтому она в самом деле писала о том, что волновало ее сверстников. «Изгои» по‑прежнему остаются одним из самых популярных произведений направления. А в 1983 году известный режиссер Фрэнсис Форд Коппола перенес книгу на экран, открыв для кинематографа таких актеров как Том Круз, Патрик Суэйзи, Дайан Лейн и Эмилио Эстевес.

Период с начала 70‑х и до середины 80‑х называют золотым веком подростковой литературы. В это время авторы старались все дальше раздвигать границы дозволенного и все больше и чаще поднимали насущные и табуированные вопросы.

Во второй половине 90‑х популярность young adult пошла на убыль, но все изменилось в 1997 году с публикацией романа «Гарри Поттер и философский камень». Хотя первые книги цикла технически и не относятся к YA‑литературе, но коммерческий успех произведений Дж. К. Роулинг убедил издателей, что у молодежного направления есть большой потенциал. И в пробитый «Гарри Поттером» проход рванули «Сумерки», «Голодные игры», «Виноваты звезды», «Орудия смерти», «Шестерка воронов» и другие произведения, без которых невозможно представить современный литературный небосвод.

На кого стоит обратить внимание

Янина Логвин

Янина Логвин — одна из самых известных авторов young adult в России. У нее есть множество преданных поклонников, число которых постоянно увеличивается.

Логвин с детства мечтала писать книги. Еще ребенком она часто придумывала продолжения для произведений любимых авторов, а позже захотела создать что‑то свое. Ей нравятся романы Чарлза Диккенса, Марка Твена и Дика Фрэнсиса. Но больше всего на нее повлиял Стивен Кинг. По признанию писательницы, он поразил ее смелостью и тонким пониманием человеческой сути.

Вдохновившись его творчеством, Логвин нашла в Интернете сайт поклонников Кинга, где общалась с единомышленниками и публиковала собственные рассказы. Один из них — «Марьяж, господа!» — попал в финал литературного конкурса и был напечатан в антологии. После писательница опубликовала в Интернете еще несколько своих произведений, а в 2016 году ее роман «Гордая птичка Воробышек» вышел в Издательстве АСТ.

Кассандра Клэр

Кассандра Клэр родилась в Тегеране и большую часть детства провела в путешествиях по миру вместе с семьей. Она жила во Франции, Англии и Швейцарии. А еще совсем карапузом пробыла месяц в Гималаях, где обозревала крышу мира со спины отцовского рюкзака. Поскольку родители часто переезжали, лучшими друзьями Кэсси стали книги, поэтому уже в подростковом возрасте, вернувшись в Штаты, она начала писать сама.

После колледжа Клэр работала в различных развлекательных журналах и даже в таблоидах, для которых обозревала пикантные подробности жизни Брэда Питта, Анджелины Джоли и других звезд. В 2004 году она начала писать свой дебютный роман «Город костей», черпая вдохновения на Манхэттене, своем любимом мире в целом мире.

С 2006‑го Клэр занимается литераторством полный рабочий день. И надеется, что ей больше никогда не придется писать о неполадках гардероба Пэрис Хилтон.

Примечательно, что поначалу Клэр даже не рассматривала «Город костей» через призму YA‑литературы. Она просто хотела написать фэнтези, героями которого были бы подростки. Когда же издатель предложил ей немного состарить персонажей, она отказалась, поскольку поняла, что ее история именно о героях, которые стоят на перепутье между юностью и взрослой жизнью и только принимают решения, от которых зависит, кем они станут в будущем.

А начинаются события романа в нью‑йоркском клубе «Адское логово», в котором 15‑летняя Клэри Фрэй становится свидетельницей убийства, совершенного тремя странными татуированными подростками. Так она впервые знакомится с Сумеречными охотниками — воинами, призванными избавить Землю от нашествия демонов и вынужденными присматривать за отдельными представителями рас вампиров и оборотней.

Ли Бардуго

Ли Бардуго родилась в Иерусалиме, выросла в Южной Калифорнии, училась в Йеле и, прежде чем приступить к писательской карьере, успела поработать в рекламе, журналистике и даже попробовала себя гримером.

В 2012 году вышло произведение «Тень и кость» — дебютный роман автора. Книга положила начало вселенной «Гриши» — миру, при работе над которым Бардуго вдохновлялась атмосферой царской России, изучала русские историю и фольклор. В результате все маги‑гриши получили русские имена, а страна Равка отдаленно напоминает Россию начала XX века.

В «Шестерке воронов» же действие переносится в Кеттердам — город каналов и вечной сырости, где кофейни соседствуют с борделями, пышным цветом цветет работорговля, а шестерка одаренных изгоев получает задание выкрасть талантливого ученого из неприступной тюрьмы.

Книги Бардуго сочетают в себе авантюрное приключение в стиле «Одиннадцати друзей Оушена», натуралистичность «Игры престолов» и внимание к психологическим тонкостям в стиле серьезной взрослой прозы.

Мэри Лю

Мэри Лю родилась в Китае, но, когда ей было пять лет, ее семья перебралась в Штаты. Тогда же девочка написала свою первую историю о жизни животных на ферме. Затем стала сочинять короткие рассказы о единорогах и кошках. А первый серьезный роман начала в 14 лет.

До писательской карьеры Лю успела поработать в игровой индустрии. Дебютный роман «Легенда» она выпустила в 2011 году. Его действие разворачивается в будущем, в котором прежний мир перевернулся с ног на голову, а на территории бывших Соединенных Штатов раскинулась Республика — государство, постоянно воюющее с соседями.

Следующие книги цикла «Легенда» и серия «Молодая элита» закрепили за Лю славу звезды YA‑литературы. А совсем недавно девушку пригласили написать произведение о юном Брюсе Уэйне для серии DC Icons.

Также на русском языке вышел ее роман «Warcross. Игрок. Охотник. Хакер. Пешка», отчасти напоминающий популярный бестселлер Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». Действие книги разворачивается в виртуальном мире Warcross. Главная героиня, юная хакерша Эмика Чен, работает охотником за головами, выслеживающим нелегальных игроков. Стремясь заработать быстрые деньги, она принимает предложение создателя игры Хидео Танака. И теперь девушка должна выявить проблемы в системе безопасности. Но вскоре расследование Чен вскрывает зловещий заговор, последствия которого будут крайне серьезны для всего мира Warcross.

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?

Дайте жалобную книгу

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.


На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.


На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

молодой человек m

молодежь f

подросток m

молодых взрослых

молодой взрослый

young adult

молодые взрослые

молодости

молодым взрослым

юности

для подростков

взрослая

молодого взрослого человека

молодому взрослому


Dental evidence suggest this was a young adult, possibly 19-22 years of age.



Стоматологические исследования показали, что это был молодой человек, возможно, 19-22 лет.


It follows another confirmed case on 29 December when a young adult from Sydney returned from Thailand and was diagnosed with measles.



Из этого следует еще один подтвержденный случай на 29 декабря, когда молодой человек из Сиднея вернулся из Таиланда и был поставлен диагноз корь.


Almost every offender was a juvenile or young adult (under the age of 24).



Почти каждый правонарушитель относился к категории несовершеннолетних или молодежи (до 24 лет).


The three-and-a-half minute video shows his transformation from a 22-year-old young adult to his current 39-year-old self.



Три с половиной минуты видео показывают его превращение из 22-летнего молодого человека в 39-летнего мужчину, которым он является сейчас.


Croston told Religion News Service that churches can try to turn the numbers around by thinking about creating an active young adult ministry.



Кростон сообщил Религиозной службе новостей, что церкви могут попытаться изменить цифры, подумав о создании активного служения для молодых людей.


In Facebook world, it seems every young adult is at a cool party Saturday night.



В мире Facebook кажется, что каждый молодой человек по субботам отправляется на крутую вечеринку.


According to the Ministry of Health, one-third of current young adult deaths are AIDS-related.



По данным министерства здравоохранения Эфиопии, одна треть всех смертей молодых людей вызвана заболеванием СПИДом.


As for young adult who just enters.


It has killed my love for young adult literature.



Книга, с которой началась моя любовь к young adult литературе.


Discuss this with your young adult children.



Попробуйте поговорить об этом с вашим повзрослевшим ребенком«.


They weren’t sure what young adult literature was.



Причем я не имел ни малейшего представления о том, что такое юношеская литература.


Chronotype but not sleep length is related to salivary testosterone in young adult men.



Хронотип, но не продолжительность сна, связан с концентрацией свободного тестостерона в слюне у молодых взрослых мужчин.


This young adult science fiction novelette is approximately 8,000 words.



У взрослого человека с высшим образованием эта цифра составляет примерно 8000 слов.


About 104 5 percent (especially young adult males) succeed.



В 10 4, 5 процентах случаев (особенно среди молодых мужчин) эти попытки достигают цели.


Healthy young adult animals shall be used.



Следует использовать молодых здоровых взрослых животных лабораторных видов.


He was just a young adult when convicted.



Она была еще ребенком, когда ее осудили.


Every child, adolescent and young adult wants to be «normal».



Каждый человек, и ребенок тоже — хочет быть «нормальным».


Some of these may change your opinion of young adult books.



Эти фотографии способны изменить ваше мнение по поводу очень взрослых мужчин.


Anyone, especially a teenager or young adult, can make a mistake in their life.



Любой из нас, особенно в ранней молодости, может совершить ошибку.


It’s not easy being a young adult in current times.

Ничего не найдено для этого значения.

Результатов: 1345. Точных совпадений: 1345. Затраченное время: 112 мс

Documents

Корпоративные решения

Спряжение

Синонимы

Корректор

Справка и о нас

Индекс слова: 1-300, 301-600, 601-900

Индекс выражения: 1-400, 401-800, 801-1200

Индекс фразы: 1-400, 401-800, 801-1200

Писательницы и ведущие подкаста «Ковен Дур» рассуждают о популярности литературы для молодых взрослых и рассказывают, как написать хорошую книгу в этом жанре.

Проблемы с книгами категории YA начинаются уже с порога. Русского термина, который бы охватил все характерные черты книг жанра young adult не существует. Путем проб и ошибок мы с коллегами по подкасту «Ковен Дур» сошлись на термине «книги для молодых взрослых», который устраивает нас, пусть не идеально, но близко к этому. Вообще, нам очень близка мысль, что эти самые молодые взрослые — люди от 16 и 30 (а то и дальше) перестают стесняться всего, что раньше клеймилось «инфантилизмом».

Больше не стыдно любить мультфильмы, играть в стрелялки, разбираться в сложностях судьбы супер героев и читать книги для подростков и о подростках. «Гарри Поттер» — икона YA, так и вовсе стал уже классикой.

YA — это период, когда
человек со всем
сталкивается впервые

Конечно, такое расширение границ дозволенного много говорит о мире в целом. Продолжительность и качество жизни растет, у нас появляется больше времени на процесс взросления — сепарации и осознания себя. Это странное состояние, когда уже не дети, но еще не совсем взрослые, переживают характерный набор проблем и эмоций, был вынесен в отдельный этап жизни человека — YA.

Разумеется, к этому этапу подтянулась и особенный культурный пласт — кино, музыка и литература. YA — это период, когда человек со всем сталкивается впервые. Он влюбляется, ищет себя, свою роль в социуме, свои принципы и ценности. Отсюда такая оголенность чувств.

Главные черты YA в культуре — проблемы выбора, идентификации и высшая степень эмоциональности. Звучит вовлекающе, правда?

Важно помнить, что YA — это не определенный жанр, а их совокупность. Многие тысячи книг, где центром повествования становится молодой взрослый с его бедами и тревогами. Социальные драмы, любовные романы, научная фантастика и самое неожиданное фэнтези. На YA обычно ставят клеймо развлекательного чтива, где обязательно есть бунтующий подросток и жаркий любовный треугольник. Да, как и любой культурный сегмент, YA подвержен сюжетным штампам, но это не жанровое правило.

Их и не может быть в YA, ведь он объединяет кучу жанров на любой запрос и вкус. Мы привыкли смотреть на аудиторию с высоты собственных стереотипов: домохозяйки читают любовные романы, суровые мужчины — боевую фантастику, подростки — истории про очередную избранную или тихоню, который влюбился в популярную одноклассницу.

Но смешение жанров, бережные подход к читателю и разговор с ним о важном на понятном языке, привлекает читателей совершенно разных сегментов. И вот домохозяйки и суровые мужчины читают «Голодные игры» и Джона Грина, получая одинаковую дозу удовольствия от книг.

Наши YA-книги — отличный пример того, как литература для подростков становится актуальной для читателей любого возраста и бэкграунда. Полиаморный роман «Наша Рыбка» от Марины Козинаки близок и понятен поколению тридцатилетних, но интересен и открытым для нового опыта старшеклассникам. Сказочная притча «Терновая ведьма» Евгении Спащенко говорит с подростком на языке знакомом тому с детству, а со взрослым идет путем мономифа. «Двоедушник» Саши Степановой и приключенческая история о молодых взрослых, которые столкнулись с настоящим злом, и откровенный разговор о проблемах социума. «Брат болотного края» Ольги Птицевой — не только современная история, основанная на славянском фольклоре, но и путь становления молодых героев в мире тотального патриархата.

Хорошая книга для молодых взрослых — какая она?

Сюжеты бывают разные. Динамичные, медитативные, многослойные и простые, витиеватые и лаконичные. Но каждый жанр, а уж тем более совокупность такого множества жанров как YA, имеет характерные черты, по которым можно легко понять, удачная история перед вами или не очень. Как же написать хорошую книгу для молодых взрослых?

  • Герой — молодой человек, с которым можно себя идентифицировать

    Он не идеален, как и любой живой человек, однако читатель узнает в нем себя и эмпатически подключается ко всему, что с ним происходит.

  • Сеттинг — узнаваемая социальная повестка

    Книги для молодых взрослых — про здесь и сейчас, даже если сюжет развивается в прошлом или будущем. Важно, чтобы в обществе, где живет и действует герой, читатель находил сходство со своим окружением.

  • Внутренняя проблематика — вопросы периода взросления

    Существует определенный спектр вопросов, ответы на которые мы должны дать себе именно в возрасте молодых взрослых. Это необходимо для того, чтобы двигаться дальше. В дальнейшем они возникают тоже, но именно здесь приобретают особенную остроту.

  • Язык и стиль — книга никому ничего не должна

    Не нужно опускаться перед читателем на колени, чтобы ваши глаза были на одном уровне, и привставать на цыпочки — тоже. Просто расскажите свою историю так, как рассказали бы ее знакомому человеку такого возраста, чтобы… И кстати, чтобы что? Если у вас в кармане лежит заготовленная мораль, лучше выложить ее и начать заново.

  • Сюжет — старый добрый сторителлинг

    Можно по-разному относиться к этой схеме, как и к любым готовым схемам в литературе, однако в young adult она действительно работает.

  • Финал — теперь мы знаем это вместе

    Иными словами, пройдя через все перипетии сюжета герой находит свое решение и собственные ответы. Читатель может с ними не согласиться, или воскликнуть: «А что, так можно было?», или подумать еще, однако выход должен быть найден, потому что иначе зачем была написана эта книга?

Перед взрослеющим человеком стоят серьезные задачи: самоидентификация, построение отношений с окружением. Внешний мир сейчас очень похож на антиутопию, и люди ищут в литературе что-то более стабильное, мечту о чем-то хорошем, эмоциональную яркость, которая помогает отрешиться от дистопической реальности. Чтение о герое, который переживает сходные проблемы и справляется с ними, действительно может поддержать, особенно тех, кто оказался в социальной изоляции. YA-книги обладает мощным терапевтическим эффектом. И это не может не привлекать к ним все новых читателей.

Книги YA терапевтичны, потому что:

  • Дают молодым взрослым понять, что они в своей ситуации не одиноки;

  • Расширяют ситуацию, предлагают взглянуть на нее глазами другого человека;

  • Снимают стигму на обсуждение той или иной темы;

  • Предлагают заглянуть в будущее и поразмышлять о последствиях;

  • Наконец, это просто интересные истории про сверстников.

Была ли данная статья полезной для Вас?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Янворя или января как пишется слово
  • Январья или января как правильно пишется
  • Январь январский как пишется
  • Январь на татарском языке как пишется
  • Январь на беларускай мове как пишется