Ю а владимиров как написать научную статью

  • Файлы

  • Академическая и специальная литература

  • Междисциплинарные материалы

  • Основы исследовательской деятельности

  • Академическое письмо (написание научного текста)

Владимиров Ю.А. Как написать научную статью

  • Файл формата
    pdf
  • размером 374,34 КБ
  • Добавлен пользователем vladqaxt 07.02.2014 14:47
  • Описание отредактировано 11.08.2018 09:13

Владимиров Ю.А. Как написать научную статью

Москва: 1993. — 18 с.

Небольшая методичка для начинающих ученых. Данное пособие поможет вам разобраться с чего начать, как структурировать вашу работу и как не допустить частых ошибок.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Регистрация
  • Узнайте сколько стоит уникальная работа конкретно по Вашей теме:
  • Сколько стоит заказать работу?

Научная публикация — основной, а в фундаментальной науке — практически единственный результат деятельности ученого. Соответственно, написание публикаций — основное занятие ученого. Главная цель научной публикации для автора — сделать свою работу достоянием других исследователей и обозначить свой приоритет в избранной сфере исследований. Это достигается публикацией трех блоков информации:

1) результаты исследований;

2) результаты анализа;

3) сообщение о себе, как об авторе(-ах) исследований и/или анализа.

С точки зрения читателя публикация выполняет иную цель. Она должна содержать краткий, но в то же время подробный отчет о проведенном исследовании, также как и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую публикацию — значит достичь этих двух целей.

При всем многообразии форм научных публикаций наиболее важная из них — статья в журнале или другом периодическом или непериодическом издании. Монографии пишутся редко, а краткие публикации (тезисы докладов) не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержку исследований в солидные фонды или в мировых базах цитирования, тезисы докладов вообще не учитываются как публикации.

Можно выделить четыре основных условия успешной писательской деятельности:

  • грамотное мышление,
  • изложение,
  • цитирование,
  • оформление.

Грамотное мышление

Чтобы написать хорошую публикацию необходимо грамотно думать. Например, перед началом работы над рукописью и после окончания работы ответьте на следующие вопросы:

  • Надо ли писать то, что Вы желаете изложить? Представляет ли Ваш материал научный интерес?
  • Соответствуют ли методы работы, фактические результаты и выводы поставленным задачам?
  • Соответствуют ли использованные методы сбора, обработки и анализа материалов структуре фактических данных? Помните, что методические ошибки — самые серьезные из возможных ошибок на этапе непосредственного выполнения работы. Во многих областях науки процедуры отбора и обработки исходных данных предельно стандартизированы.
  • Соответствуют ли интерпретация и выводы фактическим данным?

При отрицательном ответе на любой из этих вопросов следует или отказаться от публикации, или выполнить исследование заново, или переписать работу (переформулировать задачи и название работы, внести другие исправления).

Грамотное изложение

Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.

Логичность подразумевает жесткую смысловую связь на всех уровнях текста: информационных блоков, высказываний, слов в предложении. Важное условие понимания прочитанного — простота изложения, поэтому одно предложение должно содержать только одну мысль.

Однозначность утверждений достигается правильным использованием научных терминов. В биологии особое значение имеет правильное наименование видов и других таксонов. При этом необходимо руководствоваться требованиями кодексов биологической (зоологической, ботанической) номенклатуры и сверяться с наиболее авторитетными сводками по анализируемой группе организмов.

Требование объективности научной речи обуславливает недопустимость личных и эмоциональных оценок и высказываний. Но это не означает, что писать обязательно надо сухим, казенным языком. Научный текст — это не художественное произведение, но читать его должно быть также интересно, как детективный роман.

Минимальному искажению мысли автора при ее восприятии читателем способствует также правильное построение абзаца. Например, предложение, открывающее абзац, должно быть тематическим — содержать вопрос или краткое вступление к последующим данным. Затем следует собственно информация — данные, идеи, обсуждения. В этой части обычно производится обсуждение иллюстраций. Замыкается абзац предложением, содержащим вывод — некоторое обобщение сказанного.

Грамотное цитирование

Чтобы написать хорошую статью необходимо не только знать и учитывать, но и грамотно цитировать труды предшественников. Пространственная, временная и интеллектуальная целостность научного сообщества возникает во многом благодаря цитатным связям ученых.

При приведении или обсуждении чьих-либо конкретных результатов, старайтесь цитировать первоисточники, а не извлекайте отдельные факты из обзорных работ. Обзоры используйте обязательно, но именно как обзоры(!), указывая, например, что такой-то, обобщив то-то, пришел к тому-то. Разграничивайте степень достоверности цитируемых данных, обращая внимание на их завершенность: теория, обобщение, гипотеза или факт. Старайтесь не цитировать работы из реферативных журналов и не увеличивайте искусственно объем списка цитируемых публикаций, перенося в него работы из списков других авторов.

Грамотное оформление

Чтобы получилась хорошая публикация, необходимо грамотно оформить:

  • иллюстративную часть публикации (таблицы, графики, рисунки, фотографии);
  • статистическую (математическую) часть публикации;
  • цитатные ссылки в тексте и пристатейный список литературы.

Если у Вас нет желания соблюдать изложенные требования — не соблюдайте, но и не расстраивайтесь из-за отказов в публикации и критики, поступающей на Ваши рукописи. Если Вы желаете донести свои результаты и идеи до коллег, быть воспринятым научным сообществом, Вам придется придерживаться определенных правил.

Использованные источники:

  • Владимиров Ю.А. Как написать научную статью (http://travmatology.narod.ru/naust.html)
  • Как написать и опубликовать научную статью (http://www.andronet.ru/CONTENT/ pravstat.html)
  • Калуев А.В. Что полезно знать ученому перед тем, как писать свой труд. Центр физиолого-биохимических проблем. Издание третье, переработанное и дополненное. Киев, 2001 (http://www.nature.ru/db/msg.html?mid=1159261&uri=index.htm)
  • Эллиотт С.М., Литвинов Б.В. Основные правила опубликования научно-технических статей в западных технических журналах (http://www.vniitf.ru/rig/books/cilia/cilia.html)

Ю. А. Владимиров

Как написать научную статью

Литература

Благодарности

БЛОК 3

Выводы

БЛОК 2

Обсуждение

Результаты

Результаты

БЛОК 1

Материалы и

методы

Введение

Автор

Заглавие

Институт

Москва 1993

Оглавление

Оглавление ………………………………………………………………………………………….

2

Как выглядит готовая статья……………………………………………………………….

3

С чего начнем? …………………………………………………………………………………….

3

Подготовка рисунков. Графики. ……………………………………………………………..

3

Как выглядит график …………………………………………………………….

3

Таблица данных……………………………………………………………………

3

Построение осей ………………………………………………………………….

4

Нанесение экспериментальных точек…………………………………….

5

Рисование экспериментальныых кривых………………………………..

5

Подпись к рисунку…………………………………………………………………

6

Запись прибора (trace) ………………………………………………………….

6

Схемы………………………………………………………………………………….

7

Подготовка таблиц………………………………………………………………………………

7

Текстовые пояснения к рисунку или таблице……………………………………………..

8

Вводная фраза …………………………………………………………………….

8

Что известно ………………………………………………………………………..

8

Что неизвестно и почему ………………………………………………………

8

Наша задача ………………………………………………………………………..

8

Как делали …………………………………………………………………………..

8

Что видим…………………………………………………………………………….

9

Что бы это значило……………………………………………………………….

9

Вывод ………………………………………………………………………………….

9

Компоновка статьи ……………………………………………………………………………..

9

План статьи………………………………………………………………………….

9

Титульная страница ……………………………………………………………..

9

Введение……………………………………………………………………………………………..

9

Первая фраза ………………………………………………………………………

9

Что известно ………………………………………………………………………..

10

Что неизвестно и почему ………………………………………………………

10

Наша задача ………………………………………………………………………..

10

Как делали …………………………………………………………………………..

10

Материалы и методы …………………………………………………………………………..

10

Объекты исследования…………………………………………………………

10

Реактивы ……………………………………………………………………………..

10

Процедуры …………………………………………………………………………..

11

Приборы и методы измерений ………………………………………………

11

Обработка данных………………………………………………………………..

11

Результаты и обсуждение …………………………………………………………………….

12

Общая дискуссия и заключение ……………………………………………………………….

12

Резюме……………………………………………………………………………………………….

12

Благодарности…………………………………………………………………………………….

12

Литература………………………………………………………………………………………..

12

Окончательное оформление статьи………………………………………………………..

13

Как выглядит готовая статья

Рассмотрим структуру готовой статьи. Прежде всего в большинстве статей имеются разделы, перечисленные на схеме внизу. Это: Введение, Материалы и методы, Результаты, Обсуждение, Выводы и Литература. Каждый раздел имеет свою, внутреннюю структуру. Так самый важный раздел статьи: «Результаты» состоит как бы из повторяющихся звеньев, «блоков»; в свою очередь, каждый блок включат в себя несколько элементов. В разделе «Результаты» блок состоит из одного рисунка, подписи к нему и пояснительного текста. Вместо рисунка может быть таблица или, скажем, электронная микрофотография. Каждый из этих элементов должен быть тщательно подготовлен: это и есть написание научной статьи.

Структура научной статьи

Разделы:

Элементы

БЛОКИ

блока

Введение

Рисунок

Материалы и методы

Блок 1

Результаты

Блок 2

Подпись

Обсуждение

Блок 3

Текст

Выводы

Литература

С чего начнем?

Начинать надо с осмысливания полученных результатов. Понять всё сразу трудно, лучше сначала сделать это в одной конкретной серии экспериментов.

Прежде всего, давайте подготовим научный материал, который войдет в статью, в форме таблиц, рисунков, подписей к таблицам и рисункам и текста, который описывает результат каждого опыта. Научные статьи, как и дома, построены из кирпичей, а лучше сказать из нескольких БЛОКОВ. Каждый БЛОК как раз и включает в себя один рисунок или одну таблицу (с подписями к ним) и небольшой пояснительный текст.

Подготовка рисунков. Графики.

Основной тип рисунков в эксперименталныых статьях это графики. Графиком называют серию кривых, отражающих зависимость величин, откладываемых по вертикальной оси (ось Y), от величин, откладываемых по горизонтальной оси (ось Х).

Как выглядит график

На рисунке 1 приведен типичный график из научной статьи (При построении использовалась компьютерная программа Grapher).

Нетрудно видеть, что график состоит из нескольких основных элементов: осей с надписями, экспериментальных точек, линий, которые соединяют точки (так называемые кривые), поясняющих надписей на рисунке и наконец подписи под рисунком.

Рис.1 Кинетика окисления ионов железа и накопления прдуктов перекисного окисления

липидов в липосомах

Fe2+ ионы железа; MDA — малоновый диальдегид; CL — хемилюминесценция.

Абсцисса время инкубации суспензии митохондрий, мин; ординаты — CL интенсивность хемилюминесценции, отн. ед., Fe2+ концентрация ионов двухвалентного железа, мкМ, MDA — концентрация малонового диальдегида, мкМ.

Суспензия липосом (1 мг липида в мл) в Трис-HCl буфере инкубировалась в кювете хемилюминометра при 37oС и постоянном перемешивании. Инкубационная среда: 150 мМ KCl, 20 мМ Трис-HCl, pH 7,4. В момент, указанный стрелкой, вводили Fe2+ в конечной концентрации

100 мкМ.

Стадии процесса: FF — быстрая вспышка свечения, LP- латентный период, SF — медленная вспышка свечения, SS — стационарное сечение.

Чтобы построить график, нужно:

1)Подготовить таблицу с экспериментальными данными.

2)Начертить оси с реперными шрихами и цифрами.

3)Нанести экспериментальные точки и провести кривые.

4)Сделать надписи на рисунке.

5)Подготовить подпись к рисунку.

Таблица данных

Чтобы построить график, прежде всего создают таблицу, в которой сведены результаты измерений. Пример такой таблицы дан ниже; она была использована при построении графика рис.4. (дана первая часть таблицы).

Таблица 1. Таблица данных для построения графика на рис.2

Величины, откладываемые по осям

A

B

C

D

E

2

-2,2

1,0 E-1

-2,21

1,2

E-1

9

-2,3

1,2 E-1

-2,08

1,0

E-1

13

-2,12

1,0 E-1

-2,32

1,2

E-1

23

-2,1

1,0 E-1

-2,2

1,5

E-1… и т.д.

A — ось X Время после общего облучения мышей, дни.

B — ось Y Заряд белка хрусталика облученных мышей. С Ошибка средней для B.

D — ось Y Заряд белка хрусталика необлученных мышей. E — Ошибка средней для D.

1,0 E-1 означает 1,0×10-1. Данные можно вводить в ЭВМ также и в таком виде.

При подготовке таблицы надо продумать, сколько кривых Вы планируете привести и какова размерность величин, откладываемых по осям X и Y. На одном графике не следует, как правило,

давать более 4-5 кривых; соответственно, в таблице один столбец содержит значения дляX и не более 4-5 столбцов для Y. Надо оставить место для величин ошибки средней, если они будут отложены на графике, а также ещё место рядом со столбцами, если Вы будете строить график на миллиметровой бумаге, для расчетов масштаба (см. ниже раздел «Нанесение экспериментальных точек»).

Когда таблица создана (и если используется ЭВМ, введена в машину, например, в программе Grapher), приступаем к вычерчиванию графика.

Построение осей

Для «домашнего» употребления график можно построить на миллиметровой бумаге. Это будет черновой, а лучше сказать рабочий рисунок. Он должен как можно точнее соответствовать будущему окончательному графику; в частности, на нем должны быть сделаны все необходимые надписи и обозначения. Имеющим доступ к персональным компьютерам мы рекомендуем строить график с использованием одной из программ, для этого предназначенных, например Grapher, Sigma Plot и другие. Графики, созданные с помощью программы Grapher, занимают очень мало места на диске; эта программа может стоить графики также в формате HPGL (*. PGL),

в котором график может быть вставлен в текст при использовании распространённых текстовых редакторов таких как MS Word, Word Perfect, Ventura Publisher, WinWord, Page Maker и другие.

Прежде всего займемся осями: осью абсцисс и ординат. На каждой оси должны быть реперные штрихи и цифры, причем цифр не более 5-7, а штрихов вдвое больше, соответственно порядка 10-15 на всю ось. Большее и меньшее число смотрятся хуже. Около осей должны быть надписи, поясняющие, какая величина отложена по оси и какова её размерность.

Чтобы точно построить график на миллиметровой бумаге, нужно иметь некоторые навыки. Довольно важный момент при этом расчёт масштаба осей. Мы настойчиво рекомендуем начинающим авторам использовать карманный калькулятор при построении графика, чтобы откладывать реперные линии на осях и экспериментальные точки всегда только в сантиметрах. Как это делается, лучше всего пояснить на примере.

Пример расчёта масштаба осей

Предположим, Вы хотите построить кривую изменения оптической плотности расвора после смешивания какихто реагентов. Исходная оптическая плотность при данной длине волны была 0,635; через 36 мин она достигла величины 0,856 и дальше не изменялась. Измерения оптической плотности были проведены через каждые 2 минуты.

Для построения графика выбираем параметры осей:

1)Длина оси Х в см (Xc). Выберем её равной Xс = 12 см.

2)Минимальная величина X. В нашем случае она равна Xmin = 0 мин.

3)Максимальная величина X (значение X на конце оси абсцисс). Удобная величина в нашем случае Xmax = 40 мин.

4)Длина оси Y в см (Yc). Выберем её равной Yс = 10 см.

5)Минимальная величина Y (значение Y в начале оси ординат). В нашем случае примем Ymin = 0,6.

3) Максимальная величина Y (значение Y на конце оси абсцисс). Удобная величина в нашем случае

Ymаx = 0,9.

Находим теперь масштабы осей:

Масштаб оси X mx = (Xmax — Xmin) / Xc = (40 — 0) / 12 = 3,33 мин/см

Масштаб оси Y my = (Ymax — Ymin)/Yc = (0,9 — 0,3)/10 = 0,06/см

Чертим оси на миллиметровой бумаге.

После этого надо расставить реперные штрихи. Их должно быть 5-10 на ось. Откладываем реперные штрихи от начала осей в см; для этого находим расстояния реперов от начала осей по формулам:

Xc = (X — Xmin)/mx; Yc = (Y — Ymin)/my.

Например для оси X:

Значения Х для реперов, мин: 0 5 10 15 20 25 30 35 40

Откладываем от начала оси X, см: 0 1,5 3,0 4,5 6,0 7,5 9,0 11,5 12,0

Для оси Y:

Значение Y для реперов, мин: 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 Откладываем от начала оси Y, см: 0,0 1,67 3,33 5,00 6,67 8,33 10,0

Теперь проставим около осей цифры (labels).

Обычно цифры ставят у каждого второго, третьего или четвертого репера, их должно быть немного. В нашем случае у оси X поставим через каждые три репера на четвертый цифры: 0, 10, 20, 30 и 40; но можно поставить 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35. Вдоль оси Y можем поставить цыфры: 0,3; 0,5; 0,7 и 0,9 или 0,4; 0,6 и 0,8. В общем, это дело вкуса.

В заключение нужно надписать оси,

т. е. обозначить, какие величины на них отложены. В зарубежных журналах приняты надписи вдоль всей оси, как это изображено на рис. 1-4, при этом через запятую (иногда в скобках) пишут размерность величины.

Примеры надписей по оси абсцисс:

Время, мин

Время инкубации, мин Концентрация, моль/л

Вытекающий объем, мл

Примеры надписей по оси ординат:

Интенсивность люминесценции, отн. ед. Концентрация продуктов окисления, мкМ Концентрация, нмоли/г белка

В ряде отечественных журналов приняты очень короткие надписи у осей, всего из однойтрёх букв, например по абсциссе T, а по ординате CL. В этом случае в подписи к рисунку следует расшифровать эту аббревиатуру, т. е. написать, например: T температура, oС; CL интенсивность хемилюминесценции, отн. ед.

Нанесение экспериментальных точек

Начертив и обозначив оси, приступим к нанесению экспериментальных точек. Сразу заметим, что все экспериментальные точки должны быть обязательно обозначены на графике достаточно крупными значками (точки, кружочки, крестики, треугольники и т.д.); форма значков (labels) должна отличаться непременно, тогда как соединяющие линии могут быть одинаковыми.

Процедура нанесения экспериментальных точек с использованием компьютерных програм сводится к выбору значков для их обозначения. На милллиметровку экспериментальные точки надо наносить после пересчета кординат в см. Расчет координат для каждой точки производится

по тем же формулам, что и расчет положения реперных штрихов (см. формулы выше). Координаты в сантиметрах лучше всего писать в той же таблице данных (Табл.1) рядом с экспериментальными цифрами.

В случае, если каждое значение по оси Y представляет собой среднюю из многих опытов, то после расчета ошибки средней её следует внести в таблицу в виде отдельного столбца (см. Табл.1), пересчитать в см, а затем начертить на графике в виде вертикальных отрезков со штрихом на конце (Разброс средней, Error bars). Пример такого графика дан на рис.2. (Fig.2).

При построении отрезки откладывают от соответствующих экспериментальных точек и вверх и вниз, а иногда, если график перегружен, только отрезками вверх (или только вниз).

После приобретени некоторого навыка Вы убедитесь, что метод расчета координат в см с

помощью калькулятора и последующего построения графиков на миллиметровой бумаге весьма прост и достаточно эффективен. Но он не лучше построения графиков с помощью персонального компьютера.

Fig.2. The net charge of cortical proteins as a function of time after whole-body irradiation of mice. The mean molecular mass of protein unit was taken as 20,000 D. The protein concentrations were

from 2 to 5 mg/ml.

Рисование экспериментальныых кривых

Простеший способ построить график по точкам это соединить точки отрезками прямой. Но во многих случаях это не лучший способ. Потому что кривая это наше обощение. Предполагается, что функция Y от X — непрерывна, и мы проводим плавную кривую, которая эту функцию описывает с наибольшей вероятностью. В некоторых случаях, когда мы думаем, что это сравнительно простая функция, например, экспонента, можно попробовать провести между точками кривую регресии, рассчитываемую обычно методом наименьших квадратов. В других случаях мы проводим плавную кривую «на глазок» или используем для расчетов формальные формулы, например полином.

Часто бывает полезно пересчитать данные таким образом, чтобы зависимость Y от X описывалась прямой линией. В этом случае слеедует расчитать параметры прямой из полученных значений X и Y и дать этипараметры в подписи к рисунку. В тексте нужно привести формулы расчётов. Когда точки нанесены на график и Вы провели кривые (или прямые) линии, описывающие Ваши функции, около каждой кривой следует сделать надпись; такой надписью может быть цифра (номер кривой), несколько цифр (например, температура, рН, концентрация в микромолях и т.д.) или абревиатура из нескольких букв (например Fe2+, TBARS и CL на рис.1). В подписи под рисунком должно быть сделано разъяснение каждого из этих обозначений (см. раздел «Подписи к рисункам»). При этом важно, чтобы надписи около кривых были сделаны таким образом, чтобы было ясно, какая к какой относится. Если кривые расположены близко друг от друга, то эти точки нужно обозначить различными значками и четко объяснить в подписи (или на самом рисунке), что какой означает. Пример дан на рис.3 (Fig.3).

Fig.3. The effect of superoxide dismutase (SOD) on the reduction of iminoxyl radical in spin-labelled stearic acid included into liposomes.

Abscissa — the time after addition of Fe2+ to liposomes; ordinate — the amplitude of ERP signal.

Впрочем, кривой может и не быть. Например, на рисунке 4 (Fig.4) экспериментальных точек много и они сильно расбросаны, так что нет большого смысла проводить кривые, и они опущены.

Интенсивность ХЛ (отн. е.д.)

Fig.4. Effect of EDTA on spontaneous CL of rat liver mitochondria. CLchemiluminescence intensity, cpm; TIME — incubation time, min. The incubation medium is given in «Materials and methods».

Подпись к рисунку

Одновременно с нанесением надписей на сам рисунок пишем подпись к рисунку. Как мы видели на примерах рис.1-3, подписи могут быть составлены по разному; это во многом определяется требованиями к авторам конкретного журнала. Во всяком случае должно быть понятно все, что изображено на графике. Пример подробной подписи приведен под рис.1. Посмотрим, из каких частей она состоит.

1. Заголовок рисунка:

Рис.1 Кинетика окисления ионов железа и накопления продуктов

2. Обозначения кривых:

Fe2+ ионы железа; MDA — малоновый диальдегид; CL — хемилюминесценция.

3. Обозначения осей:

Абсцисса время инкубации суспензии митохондрий, мин; ординаты — CL интенсивность хемилюминесценции, отн. ед.,…

4. Методичееские пояснения:

Суспензия липосом (1 мг липида в мл) в Трис-HCl буфере инкубировалась

Такая схема подписи принята в большинстве научных журналов. Многие международные редколлегии требуют, чтобы основные резулльтаты опыта были ясны из рисунка без дополнительного обращения к тексту; так что подписи бывают иногда довольно обширными.

Следует обращать внимание на знаки препинания в пределах подписи в соответствии с правилами для авторов журнала.

Как уже говорилось подпись к рисунку может быть и короче, если только все необходимые сведения об осях и кривых на рисунке и в подписи налицо.

Запись прибора (trace)

Не всегда на графиках отложены экспериментальные точки. Нередко в качестве графика используют непрерывную кривую, записываемую прибором. По английски такая запись называется trace (след).

Примером такой записи могут служить спектры поглощения комплексов железа, изображенные на рис.5 (Fig.5).

Fig.5. The absorption spectra of chelates of Fe2+ with o-phenanthroline and desferrioxamine (desferal).

Values shown on the plot are used in calculations of Fe2+ and Fe3+ concentrations in the mixture.

Правила оформления рисунков с записью в целом аналогичны тем, котрые существуют для графиков. Если прибор сам не наносит оси с требуемыми обозначениями, их приходится «подрисовывать» на записи или на её копии. Не забудьте также об обозначениях кривых.

Схемы

Чаще всего используются блоксхемы приборов, схемы опытов или же схемы, поясняющие некоторую концепцию (схемыпояснения). Рассмотрим это на примерах.

Пример блоксхемы установки дан на рис.6. Схема вычерчена с помощью компьютерной программы PaintBrush в формате *. PCX для монохромного варианта.

Рис.6. Блоксхема прибора для измерения флуоресценции при монохроматическом возбуждении.

1-ртутная лампа, 2 и 4 — конденсоры и светофильтры, 3 монохроматор, 5 — кювета, 6 — фотоумножитель, 7 — усилитель тока, 8 — самописец

Другой расспространённый тип схем это схемы, призванные пояснить мысль, например, схемы химических реакций, схемы проведения опытов, схемы последовательности событий и другие. Ниже приведена схема, суммирующая наши знания о действии перекисного окисления липидов на биологические мембраны.

LIPID PEROXIDATION

Increased

Decreased

Ionic

Electric

Permeability

Stability

Схемы могут быть вычерчены тушью и представлены в типографию в таком виде. Но можно начертить их с помощью компьютерных программ. Так схема на рис.6 создана с помощью программы PaintBrush (формат *. PCX, монохромное изображение). Формат *. PCX хорош тем,

что распространенные текстовые процесоры используют его для встраивания в текст при макетировании типографского издания. Однако на окружноостях и буквах обычно бывают видны малоприяные «ступеньки».

Некоторые текстовые редакторы (ChiWriter, MS WORD, Word Perfect) также позволяют «вычерчивать» простейшие схемы, состоящие из текста и прямоугольных рамок, соединенных вертикальными или горизонтальными прямыми линиями. Windows позволяет работать с весьма удобной программой Microsoft Drawing, входящей в пакет WinWord (MS Word for Windows)/

Подготовка таблиц

Пример таблицы, подготовленной для публикации, приведен ниже.

Таблица 1. Влияние хранения крови при комнатной температуре и при oC на амплитуду электростимулированной хемилюминесценции (ХЛ) клеток крови

N Хранение

Время*

ХЛ, отн. ед.

1 20 мин, 0oC

2.57

7.30

2 25oC

4.12

1.04

3 0oC

4.21

17.92

4 0oC

4.50

23.13

* Указано время дня (часы и минуты), когда проводились измрения ХЛ. Основные элементы таблицы, как видно из этого примера, это:

1)Заголовок таблицы. Он включает в себя номер таблицы (Таблица 1., 2, 3 и т.д. в порядке упоминания в тексте) и ее название.

2)«Шапка» первая строка таблицы, в которой обозначено, какие величины приводятся в столбцах, с обязательным указанием размерности этих величин.

3)Первый столбец таблицы. Обычно это текст, поясняющий содержание строк.

4)Числовые данные, на пересечении строк и столбцов. Как правило, числа должны содержать 1-2 знака до и после десятичной запятой. Достигнуть этого можно одним из двух способов: либо правильным выбором размерности величин (вместо 0,0021 М пишем 2,1 мМ

ит.п.), либо за счёт использования показательной функции. Первый из этих способов предпочтительнее.

Если в таблице приводятся данные, обработанные статистически (что можно рассматривать как стандарт), то каждое число представляет собой, если не оговорено иное, среднюю величину ± ошибку средней.

5)Примечание. Это могут быть методические пояснения, или объяснение значения какойлибо величины в таблице.

Текстовые пояснения к рисунку или таблице

Научная статья напоминает сроением змею: она имеет голову и хвост, но скелет состоит из сходных по строению повторяющихся элементов. Основу такого элемента (который мы назвали блоком) составляет рисунок (или таблица, или схема) и текст, в котором объясняется, что видно на данном рисунке, в таблице или на схеме. Основной работой при написании статьи (также как и дипломной работы или диссертации) как раз и является создание таких блоков. Структура

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5



Вы студент?! Тогда начните с этой статьи:



Как студенту написать первую научную статью. Инструкция


Научные статьи пишут студенты, аспиранты и состоявшиеся ученые.

Публикация научных статей


— обязательная часть работы над диссертацией.
Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у
человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной
статьи. В статье будет рассмотрен процесс работы над такой статьей.

Что такое научная статья

Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья
рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной
тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное
мини-исследование по определенной узкой теме.

Выделяют следующие виды научных статей:

  1. Научно-теоретические — описывающие результаты исследований,
    выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их
    закономерностей.
  2. Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
  3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и
промежуточных или окончательных результатов своего научного
исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая
статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.

Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать
эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее
опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой
приоритет в выбранной области исследования.

С чего начать

Если вы готовите статью для определенного издания, журнала, сборника,
следует, в первую очередь, изучить требования к принимаемым в него
статьям: объем, оформление, круг тем. Например, требования к статьям,
которые предъявляет журнал “Молодой ученый”, достаточно просты и
понятны. Ознакомиться с ними можно

здесь

.

Затем можно поразмышлять над темой статьи. Для начала пересмотрите
уже имеющийся у вас материал и подумайте, как его можно использовать для
написания статьи. Чем более узко и специализированно представлена тема
статьи, тем лучше. Не старайтесь объять необъятное. Тема должна быть
актуальной для науки и интересной именно вам.

Определив тему, набросайте приблизительный план статьи, подумайте,
как и в какой последовательности изложить материал. Теперь следует
определиться, каких материалов вам не хватает для полноценных и
аргументированных выводов.

Отправляйтесь в лабораторию, архивы, библиотеку, чтобы собрать
недостающие сведения, провести дополнительные эксперименты. Обязательно
обратите внимание на новые публикации по вашей теме, появившиеся за
последние год-два. Перелистайте научные журналы, сборники конференций,
журналы, газеты. Содержание статьи должно быть актуальным и основываться
на позднейших наработках других исследователей.

Также рекомендуем:


Как искать информацию для научной статьи

Собрав необходимый материал, сгруппируйте его, проанализируйте и
обобщите. Для лучшего восприятия объема проведенной работы и результатов
вашей деятельности представьте материал в наглядной форме: составьте
схемы, диаграммы, графики, таблицы. Это поможет не только вам самим
систематизировать полученную информацию, но и вашим читателям лучше
понять вас и использовать ваш материал в своей деятельности.

Также рекомендуем:

Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью

Не знаете, с чего начать писать сам текст? Начните с середины.
Сначала просто запишите все, что пришло вам в голову. Не старайтесь
сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное — сформировать
скелет будущей статьи. Отложите написанный текст на несколько дней. Все
это время ваш мозг будет продолжать трудиться, и когда вы снова откроете
файл со своими записями, работа пойдет гораздо быстрее.
Сначала напишите основную часть статьи, затем выводы и введение, а после
этого приступайте к заголовку, аннотации и ключевым словам.

Также рекомендуем:

Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности

Структура научной статьи

Научная статья состоит из следующих основных частей: название статьи
(заголовок), аннотация, ключевые слова, введение, основная часть,
заключение (выводы, анализ, обобщение, критика), список литературы.

Рассмотрим особенности каждой из них.


Заголовок

Заголовок статьи должен выполнять две задачи: отражать содержание
статьи и привлекать интерес читателей. Так же, как и сам текст статьи,
заголовок пишется в научном стиле и максимально корректно отражает ее
содержание.


Также рекомендуем:

Как придумать хорошее название для научной статьи

Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к
сути вопроса. При публикации такой статьи в Интернете или в электронном
каталоге библиотеки заголовок с использованием ключевых слов повышает
шансы, что ваши статьи будут найдены интересующимися данной проблемой.
Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.

Примеры удачных заголовков, которые хорошо раскрывают суть научной статьи:


«Математическое моделирование отрывных течений на основе нестационарных уравнений Навье-Стокса»

«Исследование потерь при распространении радиосигнала сотовой связи на основе статистических моделей»

«Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза»

Ошибки при составлении заголовка:

1. Заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий
круг вопросов, чем сам текст статьи. Заголовок должен быть как можно
более конкретным. Например:

«Работа педагога»

;

«Коучинг»

— примеры плохих заголовков.


«Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития персонала»

;

«Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста»

— примеры хороших заголовков

2. Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение.

3. Сенсационный заголовок. Такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся. Пример:

«Засорение окружающей среды — как мы за это расплачиваемся»

— плохой заголовок.


«Методика расчета платы за экологический ущерб, нанесенный антропогенным воздействием»

— хороший.

Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных
работах, но вы вносите свой вклад в разработку темы или рассматриваете
лишь некоторые аспекты проблемы, то можно начать заголовок со слов: «К
вопросу о…», «К проблеме…», «К анализу…».


Аннотация

За заголовком следует аннотация — сжатая характеристика статьи.
Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть
краткой, но при этом содержательной. Рекомендуемый размер аннотации — не
более 500 символов, т.е. 4-5 предложений. В аннотации дается информация
об авторе/авторах статьи, кратко освещается научная проблема, цели и
основные авторские выводы в сокращенной форме. Также в аннотации
отражается научная новизна статьи.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных
фактов, подробностей. Она должна быть написана простым, понятным языком,
короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты,
измерены, установлено и т. д.).

Аннотация выполняет две основные задачи:

  • она помогает читателю сориентироваться в огромном объеме информации,
    где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации
    потенциальный читатель решает, стоит ли читать саму статью;
  • служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.

Пример аннотации:


В статье раскрывается понятие политической социализации как
процесса включения индивида в политическую культуру общества. Даются
определения разновидностей политической социализации (прямая, косвенная,
стихийная, латентная, партикулярная, прагматичная, унифицирующая,
разобщающая и т. д.) Делается вывод, что политическая социализация как
социокультурное явление может быть успешно проанализирована только с
учетом ряда условий, включая динамический характер анализа и специфику
базовых установок.


Ключевые слова

Ключевые слова — своего рода поисковый ключ к статье.
Библиографические базы данных обеспечивают поиск по ключевым словам.
Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины.
Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания
статьи и для ее поиска. Кроме понятий, отражающих главную тему статьи,
используйте понятия, отражающие побочную тему. В качестве ключевых слов
могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно
достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

Например, для статьи с названием

«Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности как категории лексикологии»

будут уместны такие ключевые слова:

лексическая семантика, семантические признаки, коннотация, экспрессивная единица

.

Обязательно попробуйте экспериментальный сервис автоматического формирования ключевых слов!

Автоматическое формирование ключевых слов научной статьи


Введение

Во введении следует познакомить с объектом и предметом исследования,
изложить используемые методы исследования (оборудование, параметры
измерений и т. д.), сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить
результаты работы предшественников, что выяснено, что требует выяснения.
Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в
тему.


Основная часть

Основная часть — самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней
поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения,
которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам
экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать,
отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты
оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия,
повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.

Все исследования представляются по возможности в наглядной форме.
Здесь уместны схемы, таблицы, графики, диаграммы, графические модели,
формулы, фотографии. Таблицы должны быть снабжены заголовками, а
графический материал — подрисуночными подписями. Каждый такой элемент
должен быть непосредственно связан с текстом статьи, в тексте статьи
должна содержаться ссылка на него.


Выводы

В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения
автора. Все выводы должны быть объективны, публиковаться как есть, без
авторской интерпретации. Это позволяет читателям оценить качество
полученных данных и делать на их основе собственные выводы.

Также вы можете предложить свой анализ полученных результатов, а
также изложить субъективный взгляд на значение проведенной работы.


Список литературы

В этом разделе приведены ссылки на цитируемые или упоминаемые в тексте статьи работы.


Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Научный стиль изложения

Для научного стиля изложения характерны целостность, связность,
смысловая законченность. Логическим переходам и связности текста
способствуют такие слова, как «с другой стороны», «таким образом», «на
самом деле», «конечно», «действительно».

Для научной статьи характерно наличие большого количества фактов и
доказательств и отсутствие неясностей и разночтений. Неуместно в тексте
научной статьи выражать какие-либо эмоции.

Приступая к написанию научной статьи, представьте себе того, для кого
вы ее пишете. Трудные и малопонятные для вашей аудитории места
снабжайте комментариями, но здесь важно соблюсти баланс и не начать
объяснять элементарные и известные истины.

В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также
специальная терминология. Весь материал излагайте в строгой
последовательности, каждый вывод подкрепляйте доказательствами и
аргументируйте научными положениями.

Не используйте необоснованных заимствований, а те, которые требуются
вам для подкрепления своих мыслей, оформляйте в виде цитат со ссылками
на первоисточник. Не забывайте делить текст на абзацы. Если статья
обширна, используйте подзаголовки. Такая статья легче воспринимается.


Также рекомендуем:

Стиль научной статьи

Перед отправкой

Когда текст готов, перечитайте его еще раз, обратите внимание на
логику изложения, грамотность, убедитесь, что вы нигде не отклонились от
темы.

Если есть возможность, еще раз отложите статью на несколько дней, а потом снова перечитайте ее свежим взглядом.


Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:

  • Заголовок

    отражает содержание

  • В статье есть введение, основная часть, выводы
  • Есть

    ссылки на литературу

  • Все заимствования оформлены в виде

    цитат

    , отсутствует

    плагиат

    (для проверки на плагиат можно пользоваться такими интернет-сервисами,
    как antiplagiat.ru)

  • Соблюдается

    научный стиль

  • Выполняются

    правила оформления

Теперь можно отправлять!

Опубликовать статью в журнале

Для большей наглядности предлагаем почитать,

как
написать научную статью по юриспруденции

.

1. Как правильно написать статью в медицинский журнал «Не существует вида прозы более трудного для понимания и более скучного для чтения, чем

средняя научная статья»
Dr. Francis Crick, 1994
Кафедра детских инфекций КГМУ
Халиуллина С.В., 2016

2. Для чего нужны публикации в научных журналах?

• Для отчета по НИР;
• Для возможности защиты диссертационных
работ;
• Для узнаваемости среди коллег/престижа;
• Для получения грантов;
• Для возможности «застолбить» свой
приоритет;
• Для возможности поделиться своими
мыслями;
• Для заработка денег.

3. Перед тем, как написать статью или тезисы подумайте о том, что публикации:

• Общедоступны, причем для большинства
желающих и достаточно длительное время;
• Вы не сможете отозвать или изменить то, что
уже опубликовано;
• Ваша публикация станет источником для
«вторичных» публикаций, на нее (в идеале)
станут ссылаться в т.ч. и специалисты;
• Возможно она станет «базой», на которую
будут опираться при разработке новых
методов диагностики, лечения и т.д.
конкретных больных.

4. С кем Вы будете иметь дело*:


Научная составляющая:
Главный редактор
Редакционная коллегия
Рецензенты;
Грамматика, оформление
Литературный редактор
* использованы материалы публичных выступлений врача-онколога Жукова Н.В.

5. Перед тем как подать статью (тезисы) в журнал:

Определитесь
с
каким
именно
журналом
Вы
хотите
иметь
дело:
внимательно прочитайте требования к
авторам в конкретном, выбранном Вами
журнале.

6.

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ ЖУРНАЛА “ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ”
1. Статья должна быть напечатана на компьютере шрифтом Times 14
кеглем, через 2 интервала и т.д… Название статьи указывается
строчными буквами. С новой строки инициалы и фамилия авторов (не
более 10 авторов), полное название учреждения, указать, какой автор из
какого учреждения.
2. Иллюстрации к статье (рисунки, фотографии и т.д.) (не более 6)
прилагаются на отдельных листах с номером, названием и подписями.
Местоположение иллюстрации указывается слева на полях статьи. На
отдельном листе дублируются подписи к рисункам. Таблицы
располагаются в тексте статьи.
3. Фотокопии рентгенограмм представляются только в позитивном
изображении.
7. Объем статей: не более 10 страниц для оригинальной статьи, 15 для
лекции и обзора литературы, 5 для клинического наблюдения.
Структура оригинальной статьи: введение, материалы и методы
исследования, результаты и их обсуждение, выводы (заключение).

7. Общие правила для авторов, публикуемых статей. На что следует обратить внимание:

Общие правила для авторов, публикуемых
статей. На что следует обратить внимание:
Размер и тип шрифта, размер полей и т.д.
Допустимый объем публикации
Необходимые разделы
Требования к статистическим методам/тестам
Требования к таблицам, иллюстрациям
Требования к оформлению списка
литературы
Требования к «направительной»
документации и пр.

8. Какие виды статей существуют и что выбрать:

Оригинальная статья, описывающая Ваше
исследование:
• Мы провели эксперимент, исследование и пр.
• Мы получили результат и хотим им поделиться
Обзор литературы:
Мы хотим (и можем!) рассказать об актуальной
проблеме, используя мировые и собственные
знания и опыт.
Описание клинического наблюдения или
случая.
Статьи, рекламирующие продукцию какихлибо производителей.
Краткие сообщения, письма в редакцию.

9. «Общие» разделы различных видов публикаций

Название
ФИО, регалии и место работы авторов
Абстракт (резюме) статьи
Ключевые слова
Координаты контактного лица
Список литературы (не всегда)

10. Название – первое (иногда – единственное, что будет прочитано)

При выборе варианта названия необходимо ответить на
следующие вопросы:
• Информативно ли название?
• Отражает ли оно тему статьи (не больше и не меньше)?
• Является ли оно терминологически точным?
• Ясны ли отношения между компонентами названия?
• Является ли название достаточно кратким?
• Есть ли в названии «балласт» (слова, которые ничего не
добавляют)?
• Нет ли ненужного многословия?
• Элегантно ли название?
• Стоят ли определения рядом с определяемым словом?
• Не потерян ли в погоне за оригинальностью смысл?!

11. Примеры того как не стоит называть статью*

• «Об отношении металлических порошков к электрическим
колебаниям». А.С.Попов (первое сообщение об открытии
способа радиосвязи).
• «Использование ADXRS150/ADXRS300 в режиме постоянной
самопроверки» (журнал «Электронные компоненты», № 11
`2005, с. 91).
• «[email protected], или Маленькие ядра для большой
артиллерии-2» («Компоненты и технологии», № 6 `2005, с. 178).
• «Лихорадка, гематурия, протеинурия и попугай» (Lancet. 1997
Dec 6;350(9092):1674)**
* К. Джуринский «Как написать научную статью»
** материалы публичных выступлений врача-онколога Жукова Н.В.

12. Название статьи

• Помните, что название это Ваш шанс привлечь внимание
читателя: читатели – это потенциальные авторы, которые
будут цитировать вашу статью.
• Редакторы могут отнестись к статье предвзято, если название
им не понравится.
• Помните, что рецензенты проверят, насколько специфично
ваше название и насколько оно отражает содержание статьи.
• По возможности, избегайте жаргонизмов и аббревиатур.
• При выборе названия ориентируйтесь на максимально
широкую аудиторию.
• Обсудите название с соавторами и научным руководителем.
• Если не получается придумать название статьи сразу, не
упорствуйте — вернитесь к этому после завершения работы
(так чаще всего и бывает).

13. Абстракт (резюме) – реклама Вашей статьи

• Краткое (обычно до 250 слов) изложение сути
статьи (исследования)
• Абстракт должен включать в себя короткие,
но полные ответы на вопросы:
— Зачем Вы проводили исследование? –
обоснование
— Как Вы его проводили? — материалы и методы
— Что получилось? – результаты
— Что с этим делать? — выводы

14. Виды абстрактов

Абстракт
Информативный
(описательный)
структурированный
Индикативный
(указательный)
Не
структурированный

15. Индикативные (указательные) абстракты

Индикативные абстракты «указывают» и
«перечисляют» цель, масштаб и методологию
работы.
Они могут быть эквивалентны содержанию.
Их может написать человек, не имеющий
никакого отношения к самой работе.

16. ИНДИКАТИВНЫЙ АБСТРАКТ (из журнала «Анналс ов Интернал Медисин»)

ИНДИКАТИВНЫЙ АБСТРАКТ
(из журнала «Анналс ов Интернал Медисин»)
Коллагены, основной компонент межклеточной матрицы,
являются
близкородственными,
но
генетически
различающимися между собой протеинами. Последние
достижения в области изучения нормальной биохимии
позволяют выделить различные уровни, на которых в
структуру и метаболизм этого протеина может вкрасться
ошибка. Теперь уже известно, что ряд приобретенных и
врожденных заболеваний сопровождается выраженными
аномалиями
в
функционировании
коллагена.
На
конференции рассматривается ряд современных открытий в
области биохимии коллагена и освещаются некоторые
комплексы заболеваний, для которых получена достоверная
информация о молекулярных изменениях коллагена.
(Около 100 слов)

17. Информативные (описательные) абстракты

Информативный (описательный) абстракт
содержит информацию о том, что было
проделано и каким образом, но он также
включает ключевые результаты, выводы и
рекомендации,
которые
следуют
из
проделанной работы, отчетом о которой
является статья.

18. Информативные структурированные абстракты

включают в очень сжатом виде все основные
разделы статьи:
• введение,
• цель,
• материалы и методы,
• результаты и обсуждение,
• выводы
Им следует отдавать предпочтение!

19. Структурированный вид информативного абстракта

Цель исследования: оценить распространенность и клинические особенности острых
кишечных инфекций у детей, протекающих с синдромом гиперурикемии (ГУ).
Пациенты и методы: проведено одномоментное поперечное исследование,
включавшее наблюдение за 203 госпитализированными детьми с клиникой острой
кишечной инфекции в течение 5±3 дней. Пациенты были разделены на две группы:
исследуемую — 22 ребенка, у которых уровень мочевой кислоты в сыворотке крови
был выше 416 мкмоль/л и контрольную — 120 человек, с уровнем мочевой кислоты в
пределах нормы (120-320 мкмоль/л).
Результаты: диагностически-значимую гиперурикемию регистрировали у 10,8% ДИ
8,6-13, 22/203 детей. Этиология острой инфекционной диареи не оказывала
значимого влияния на частоту регистрации ГУ, корреляции между этими
показателями не выявили (r=0,18, р=0,139)… Наличие рвоты увеличивало вероятность
выявления ГУ в 1,6 раза (PR=1,6 ДИ 1,1-2,3). Основные характеристики диарейного
синдрома статистически значимо не различались между сравниваемыми группами.
Выводы: вторичная гиперурикемия чаще развивается у детей от 3 до 7 лет. В нашем
исследовании ее одинаково часто регистрировали как при вирусных, так и при
бактериальных ОКИ, протекающих с клиникой гастроэнтероколита, рвотой,
обезвоживанием и ацетонемическим синдромом.

20. Помните, что абстракт

• Размещается в свободном доступе в
электронных базах поиска и индексирования
[PubMed, Medline, Embase, SciVerse Scopus,…]
• По сути – это реклама Вашей статьи.
• Понятное резюме значительно влияет на
дальнейшее прочтение Вашей статьи.
• Сделайте его интересным и понятным без
прочтения всей статьи.
• Пишите точно и по делу!
• Будьте по возможности кратки!
• Это – ваш шанс «продать» вашу статью.

21. Требования к абстрактам (некоторые журналы)

Am J Dis Child
не более 135-ти слов.
J Infect Dis
He более 150 слов. Указать цель, методы,
результаты и выводы. «Авторам напоминается, что
абстракты являются ключевым источником
информации для пользователей компьютерных
систем (например, … PubMed…)».
N Engl J Med
He более 250 слов. 4 абзаца, озаглавленные
«Базовые сведения», «Методы», «Результаты» и
«Выводы».
The Lancet
Абстракт не оговаривается. Но «Исходите из того,
что читатель практически ничего не знает о
проблеме.»

22. Ключевые слова

• Используются для индексирования и поиска.
• Это – ярлыки Вашей статьи.
• Используйте только принятые сокращения
(например ДНК).
• Изучите Рекомендации для авторов
(количество, определение, тезаурус и другие
специальные требования)
Ключевые слова (пример): нарушение обмена
мочевой кислоты, гиперурикемия, острые
кишечные инфекции, дети

23. Введение

«Первую фразу написать всегда труднее
всего, поэтому лучше сразу начинать со
второй. Потом в конце концов какая-нибудь
фраза сама окажется первой».*
* Ю.А.Владимиров «Как написать научную статью»

24. Как лучше написать введение

Основная часть введения должна включать два
раздела (коротко!):
• Что известно
• Что не известно и почему.
В этой части рассматривают обзор литературных
источников, ведь у любого исследователя
практически всегда есть предшественники.
Имеет смысл рассмотреть не только источники,
подтверждающие правильность предположений
и выводов, но и работы, их опровергающие.
Объем раздела – 1/4-1/5 объема статьи.

25. Как лучше написать введение

• Введение по структуре должно напоминать
воронку: описание ситуации в более широкой
области науки, а потом сужение непосредственно
к предмету исследования.
• В заключительной части введения, как правило
формулируют цель (основную гипотезу
исследования).
— ее принято формулировать прямолинейно
Пример: Цель нашего исследования – оценить
распространенность и клинические особенности
острых кишечных инфекций у детей,
протекающих с синдромом гиперурикемии.

26. Материалы и методы

• Критерии отбора – кого или что включали в
исследование
• Дизайн исследования – что и в какой
последовательности делали
• Какие методики и методы использовали –
анализы, операции, схемы лекарственной
терапии и пр.
• Как оценивали достигнутый результат статистика

27. Материалы и методы. Критерии отбора

• Описать объект исследования (единицу
наблюдения): пациенты в клинике,
лабораторные животные, изолированные
органы или ткани, суспензии митохондрий,
различные растворы и т.д.
• Обозначить критерии включения/исключения
• Оговорить критерии выведения субъектов из
исследования, а затем (в разделе статистики)
не забыть представить методы борьбы с
систематической ошибкой «выбытия из
исследования»

28. Дизайн исследования должен включать

• Описание типа исследования (поперечное, когортное,
двойное слепое, плацебо-контролируемое и т.д.)
• Схематическую диаграмму дизайна исследования, процедур
и этапов
• Приемы (методы) рандомизации, маскировки и пр.
• Описание мер, принятых с целью сведения к
минимуму/исключения систематической ошибки
• Поэтапное описание исследования/лечения с
определением «конечных точек». Сюда нужно также включить
описание лекарственной формы, упаковки и маркировки
исследуемого продукта, дозировку и режим приема.

29. Типы исследований, применяемые в клинической эпидемиологии

Эпидемиологические
исследования
Описательные
Аналитические
Приемы наблюдения
Экспериментальные
приемы

30. Классификация типов исследования

• По цели исследования:
— выдвигающие гипотезу (относительно менее высокая научная
ценность исследования);
— проверяющие гипотезу (относительно более высокая научная
ценность исследования);
• По временным параметрам:
— поперечное (одномоментное) – однократное обследование
участников, или объектов исследования;
— продольное (динамическое) – многократное обследование
участников, или объектов исследования;
• По доступности информации для пациента:
— открытое
— слепое

31. Классификация типов исследования

• По отсутствию или наличию вмешательства:
— пассивное (или обсервационное) — наблюдение за
естественным течением заболевания;
— активное (или экспериментальное) — исследование
медицинского вмешательства – метода лечения или
профилактики;
• По соотношению времени сбора данных и формирования
выборок:
— проспективное — изучаемые группы формируют до сбора
данных;
— ретроспективное — изучаемые группы формируют после
сбора данных;

32. Типы исследований, применяемые в клинической эпидемиологии

Основные типы наблюдательных исследований:
• одномоментное эпидемиологическое
исследование (cross-sectional observational study)
• когортное исследование
• исследование «случай-контроль»
Эталонным дизайном клинических исследований
являются рандомизированные контролируемые
двойные слепые исследования

33. «конечные точки» в исследовании

• Твердые конечные точки – клинически
значимые данные (продолжительность
жизни, смертность, частота развития
патологии, качество жизни)
• Мягкие («суррогатные») конечные точки –
физикальные и лабораторные данные
(величина снижения АД, уровень гликемии
и т.д.)

34. Дизайн исследования должен включать

• Ожидаемая длительность нахождения субъектов в
исследовании – «временные конечные точки», а также
описание последовательности и длительности периодов
исследования, если они есть
• Описание правил прекращения или «критериев остановки»
для отдельных субъектов, периодов исследования или всего
исследования в целом
• Процедуры учета исследуемого продукта, включая плацебо и
препараты сравнения, если есть
• Необходимо указать источники сведений о больном (мед.
карта стационарного больного и т.д.).

35. Материалы и методы

При написании статей те методы, которые уже
подробно описаны в литературе, не описываются,
а только дается ссылка; описываются лишь те
изменения в исходной методике, которые внёс
автор.
Пример: Определение продуктов окисления
липидов проводилось, как описано в работе [14], с
тем отличием, что при осаждении белков
вместо 4% использовали 5% трихлоруксусную
кислоту, а инкубацию для развития окраски с 2тиобарбитуровой кислотой проводили в
присутствии 1 мМ

36. Материалы и методы. Реактивы

Про каждое вещество, использованное в
работе, надо написать, какая фирма его
изготовила и в какой стране.
Пример: В работе использовали карнозин,
любезно предоставленный А.А.Болдыревым.
Остальные реагенты были фирмы Sigma
(США).

37. Материалы и методы. Процедуры

Надо описать приготовление растворов,
выделение клеточных элементов, способ
подсоединения электродов и т.д. настолько
подробно, чтобы специалист мог потом это
воспроизвести в своих опытах.
Конечно нужно соблюдать чувство меры; не
следует учить невежественного читателя
тому, что студенты проходят на практикумах.

38. Материалы и методы. Приборы и методы измерений

Принято указывать, на каких приборах Вы
работали, называя фирму-изготовителя и
страну.
Пример: измерения проводили на ЭПРспектрометре Varian 4 (США).
Желательно указать режим проведения
измерений, частоту, мощность излучения,
длины волн и т.д., в зависимости от прибора
и метода.

39. Материалы и методы

Наверное, главный вопрос, на который Вы
должны получить ответ у коллег, которым дали
прочитать этот раздел (перед тем, как отошлете
статью в редакцию):
«Понимают ли они, почему исследование
проводилось так как описано? Смогут ли они
его воспроизвести самостоятельно и
сопоставить со своими пациентами?»

40. Материалы и методы. Пример

Дизайн исследования: нами было проведено ретроспективное
когортное
исследование
с
участием
2258
пациентов,
госпитализированных в стационар с клиникой острой инфекционной
диареи. Исследование проводили с января по декабрь 2012 года на
базе клиники №2 РКИБ г.Казани. В качестве медицинской
документации использовали карты стационарного больного.
Критерии включения: все пациенты, госпитализированные в
кишечное отделение стационара за год (генеральная совокупность).
На основании клинико-лабораторных показателей и с учетом потери
массы тела выставлялся диагноз кишечного токсикоза с эксикозом. На
основании этих данных все пациенты были разделены на 2 группы:
основная (экспонированные) – дети с клиникой обезвоживания и
контрольная (не экспонированные) – без нее. Выраженность
обезвоживания у детей оценивали по принятой в России
классификации, включающую 3 степени – I (до 5% потери массы тела),
II (до 10%) и III степень (>10%) [1].
Критерии, исключающие участие в исследовании: дети с острой
хирургической
абдоминальной
патологией,
которые
после
постановки диагноза переводились в профильный стационар.

41. Материалы и методы. Пример

Временные точки: пациентов обследовали при поступлении и на
протяжении 5±2 суток госпитализации. Данные заносились в истории
болезни пациентов ежедневно. Анализы крови, мочи, кала забирали в 1е сутки госпитализации и перед выпиской из стационара.
Изучаемые показатели: основной – наличие и выраженность синдрома
обезвоживания; второстепенные – масса тела, количество испражнений
и характеристики стула, продолжительность диареи; частота и
продолжительность рвоты; выраженность и продолжительность
лихорадки, необходимость во внутривенной регидратации, длительность
госпитализации.
Кровь забирали из локтевой вены в объеме, необходимом для
проведения биохимического анализа, определения КЩС и
электролитного состава. Забор крови проводили сразу после включения в
исследование, что соответствовало первым суткам госпитализации.
Исследование проводили на картриджном анализаторе электролитов,
газов крови и метаболитов GEM Premier 4000.
Этиологию бактериальных ОКИ подтверждали стандартными [2,3]
бактериологическими методами, выявлением ДНК возбудителей
методом ПЦР (кампилобактеры) [4]; вирусных диарей –
иммунохроматографическим методом (тест-Biomed, Германия).

42. Материалы и методы. Статистика

Статистический анализ включал в себя методы описательной
и сравнительной статистики. Для работы использовали
программы STATISTICA 8.0, Microsoft Excel 2007, KRelRisk.
Анализ соответствия вида распределения признака закону
нормального распределения проводили с помощью теста
Шапиро-Уилка. Равенство дисперсий распределений
признаков проверяли с помощью F-теста. Нулевая гипотеза
отклонялась при пороговом уровне статистической
значимости (р) равном 0,05. В случае невыполнения данного
условия использовались непараметрические методы
статистического анализа. Данные, подчиняющиеся закону
нормального распределения, представляли в виде среднего
значения и 95% доверительного интервала (±1,96SD). При
распределении признака, отличном от нормального из мер
центральной тенденции использовали медиану, из мер
рассеяния – межквартильный размах (значения 25-го и 75-го
процентилей).

43. Материалы и методы. Статистика

Для определения достоверности различий между
сравниваемыми группами использовали двусторонний
t-критерий Стьюдента (модифицированный в группах с
различными дисперсиями) для независимых выборок в
случае нормального распределения признака и
критерий Манна-Уитни при распределении отличном от
нормального.
Сравнение
категорийный
данных
проводили с использованием критерия χ2 и точного
критерия Фишера (при малом количестве наблюдений).
Для оценки связи двух признаков (r) использовали
непараметрический метод корреляционного анализа
Спирмена.
Используя
таблицы
сопряженности
рассчитывали показатель относительного риска (RR);
чувствительность (Se); специфичность (Sp); показатели
отношения правдоподобия (LR) положительного и
отрицательного результатов.

44. Результаты – ответы на вопросы, которые Вы поставили перед исследованием*

• Результаты – движущая сила публикации
• Позвольте данным говорить за себя – не
дискутируйте, не обсуждайте слабые или
сильные стороны результатов
• Отражайте только результаты, напрямую
относящиеся к исследованию (отвечающие на
заданные вопросы)
• Излагайте последовательно – от общего к
частному
* материалы публичных выступлений врача-онколога Жукова Н.В.

45. Результаты. Рисунки и таблицы

• Используйте для обобщения данных понятные
рисунки и таблицы
• Таблицы, рисунки и текст не должны
дублировать друг друга
• Названия рисунков должны иметь
самостоятельное значение
• Представленные данные должны поддаваться
интерпретации
Читатели часто смотрят сначала на графики – и
дальше не читают. Поэтому, графики должны быть
понятными и информативными.

46. Результаты. Рисунки и таблицы

• Иллюстрации крайне важны, потому что
рисунки и таблицы – часто наиболее
эффективный способ представления
результатов
• Названия и легенды рисунков и таблиц
должны быть достаточно подробными, чтобы
рисунки и таблицы воспринимались без
пояснений
• Не следует дублировать результаты,
описанные в тексте или на других
иллюстрациях

47. Из правил для авторов журнала «Российский вестник перинаталогии и педиатрии»

11. Таблицы должны быть построены наглядно, иметь
название, их заголовки должны точно соответствовать
содержанию боковика и граф. Все цифры, итоги и проценты в
таблицах должны быть тщательно выверены автором и
соответствовать цифрам в тексте, где необходимо указать
место таблицы и ее порядковый номер. Таблицы и текст не
должны дублировать друг друга.
12. Количество иллюстраций (фотографии, рисунки, чертежи,
диаграммы) не должны превышать 6 шт. и быть безусловно
необходимыми. Фотографии необходимо присылать
контрастными, рисунки — четкими. Графики и схемы не
должны быть перегружены текстовыми надписями.

48. Дискуссия

• Суммация основных результатов
исследования
• Наиболее важный раздел
• Дискуссия должна соответствовать
результатам

49. Дискуссия

• Представьте клиническую значимость
результатов
• Опишите проблемы и слабые стороны
исследования, как они повлияли на его результат
• Обсудите, каким образом результаты Вашего
исследования соотносятся с результатами других
исследований
• Не игнорируйте работы, чьи результаты
противоречат вашим – вступите с ними в
дискуссию и убедите читателя в своей правоте
• Объясните полученные результаты и
сформулируйте рекомендации в отношении
дальнейших исследований

50. Дискуссия. Избегайте

• Преувеличения значимости результатов
• Неподтвержденных заключений, основанных
только на Ваших предположениях
• Не критичного отношения к статистической и
медицинской значимости результатов (аистырождаемость в послевоенное время, плавиксаспирин – 24 предотвращенных инфарктов
против 19 на 1000 за год)

51. Заключение (выводы)

• Дайте ясный ответ на основной вопрос исследования
• Оправдайте значение вашей работы для вашей области
знаний
• Предложите дальнейшее направление исследований
Пример: «В заключение, мы доказали, что ингибиторы ГДА
на меркапто-ацетамидной основе обладают подходящей
растворимостью, липофильностью, проницаемостью и
устойчивостью плазмы по сравнению с недавно одобренным
Комиссией по контролю за лекарствами и питательными
веществами США препаратом Вориностат. На основании
полученных результатов, мы предполагаем, что эти
компоненты могут в значительной степени всасываться
через
кишечник.
Однако,
требуются
дальнейшие
исследования для определения фармакокинетической
диспозиции данных компонентов».

52. В качестве заключения:

• Прочитайте свою статью ЦЕЛИКОМ еще раз
перед тем, как отправить ее в журнал
• Попросите коллег прочитать ее и высказать
свое мнение
• Сравните ее с уже опубликованными
статьями по этой же теме

53. Как написать тезисы на научную конференцию:

• Тезисы – это научный текст, в котором изложено
основное содержание Вашей исследовательской
работы.
Внимательно читайте правила оформления
тезисов и следуйте им. Учитывайте требования к
размеру шрифта, величине полей, интервалу между
строк, использованию различных видов выделения,
ссылок и сносок, возможности включения схем,
таблиц, рисунков.
Если отступления от предложенных правил
будут значительными, тезисы, вероятнее всего,
отклонят.

54. Как написать тезисы на научную конференцию:

Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:
• что изучалось? (постановка проблемы исследования,
краткое обоснование ее актуальности, новизны,
теоретического и практического значения).
• как изучалось? (описание методологии исследования:
для эмпирических исследований — выборки, методов и
методик организации работы, сбора и обработки
данных, для литературных обзоров – способов поиска и
критериев отбора литературы, на основе которой
подготовлена работа).
• какие результаты были получены? (результаты и
выводы).

55. Как написать тезисы на научную конференцию:

• Цель тезисов – «донести» до
заинтересованных лиц результаты Вашего
исследования.
Поэтому целью не будет «изучение…»,
«исследование…».
В качестве преамбулы используется:
«разработать…», «определить…»,
«обосновать…» и т.д.

56. Как написать тезисы на научную конференцию:

• Более половины текста должны занимать
результаты работы. Это самая главная и важная
часть. Результаты должны быть конкретными,
измеримыми и соответствовать цели исследования.
• Тезисы – это не список. Если Вы пытаетесь дать
ответ на конкретный вопрос, не стоит использовать
слишком много показателей. Это усложнит
восприятие и может вывести Вас из фокуса
проблемы.
• Не пишите от первого лица. Высказывания типа: «Я
сделал…» – не приняты в научных публикациях.

57. Как написать тезисы на научную конференцию:

• Завершая свои тезисы Вы должны сделать
выводы.
• Выводы – это не простое повторение
вышесказанного, но краткий анализ
результатов исследования, который
подводит основной итог вашей работы.
• Выводы не должны содержать нового
положения. Уместное завершение тезисов
может быть таким: «Таким образом, мы
доказали…».

58. Как написать тезисы на научную конференцию:

• Обращайте внимание на требования в
отношении литературных источников.
• Может случиться так, что благодаря вашей
невнимательности, тезисы не примут к
публикации если не представлен список
используемой литературы (даже если эта
публикация Вами оплачена!).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эээ как пишется
  • Эшелоны как пишется правильно
  • Эшелонный как пишется
  • Эчпочмак на татарском языке как пишется
  • Эхосигнал как пишется