Южноуральская железная дорога как пишется

Южно-Уральская железная дорога

Полное название
Филиал ОАО «РЖД» — Южно-Уральская железная дорога
Сокращённое название
ЮУЖД
Дата образования
13 декабря 1933 года
Ширина колеи
1520 мм
Эксплуатационная длина
4545,2 км
Государства
Россия
Казахстан
Смежные дороги
Свердловская
Западно-Сибирская
Куйбышевская
Приволжская
Подчинение
ОАО «Российские железные дороги»
Штаб-квартира
Челябинск
Регионы (территориальные управления)
Златоустовский
Челябинский
Курганский
Оренбургский
Петропавловское отделение
Начальник
Игорь Рязанов (с октября 2021 г.)[1]
Сайт(ы)
http://yuzd.rzd.ru
Награды

Орден Октябрьской Революции

Схема

ЮУЖД Схема.jpg

Южно-Уральская железная дорога (ЮУрЖД) — филиал ОАО «РЖД», пролегает по территории Курганской, Оренбургской и Челябинской областей.
Обп Осинодольский располагается в Саратовской области, участки Кинель — Неприк и Новый Камелик — Большеиргизский — в Самарской области, Полевской — Верхний Уфалей — в Свердловской области. На территории Республики Башкортостан располагаются Яхино и участки Магнитогорск-Пассажирский — Сибай, Белорецк — Ташбулатово, Устиново — Учалы, Мурсалимкино — Кукшик.
Петропавловское отделение полностью располагается на территории Северо-Казахстанской области Республики Казахстан. Кроме того, на территории Республики Казахстан располагается участок Золотая Cопка — Саламат. Управление дороги находится в Челябинске.

Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971 год).

Общая протяжённость главных железнодорожных путей — 5 676 км. Общая развёрнутая длина путей — 8 986 км.

На дороге имеются пять пограничных переходов на границе с Республикой Казахстан: Петухово, Зауралье, Золотая Сопка (на Кустанай), Карталы I (на Тобол) и Орск (на Никель-Тау).
С 1 июля 2011 года весь таможенный контроль был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[2]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

История

Разработка каменной выемки на Самаро-Златоустовской железной дороге. 1888 год

Златоуст — конечный пункт на железнодорожном участке Уфа — Златоуст. 1890-е годы

Южно-Уральская дорога — начальное звено Великой Транссибирской магистрали — прошла длительный путь становления. Начало строительства железных дорог на Южном Урале неразрывно связано с необходимостью освоения богатств Урала, Сибири и потребностью создания новых рынков сбыта. В течение 20 лет специальная комиссия при Министерстве путей сообщения рассматривала различные проекты железных дорог, которые бы соединили европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. В 1891 году было принято решение о строительстве Великого Сибирского пути в направлении Миасс — Челябинск — Омск — Новониколаевск (ныне Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Рухлово — Хабаровск — Владивосток. Работы выполнялись быстрыми темпами. В 1888 году было открыто движение от Москвы до Уфы, 8 сентября 1890 года — до Златоуста, а 25 октября 1892 года первый поезд прибыл в Челябинск.

По большому числу и разнообразию искусственных сооружений, отводу русл рек, устройству подпорных стенок, выемке скального грунта, качеству выполненных в основном вручную работ дорога представляет значительный интерес с точки зрения практики отечественного строительства и реализации русской инженерной мысли. Все материалы верхнего строения пути были изготовлены на местных заводах.

После завершения строительства Самаро-Златоустовской железной дороги летом 1892 года началось сооружение линии в Западную Сибирь от Челябинска до Оби. 4 октября 1893 года первый поезд прибыл из Челябинска в Курган. Затем — строительство моста через реку Тобол и стальной путь из Кургана на Омск. На линии Челябинск — Омск обращалось 29 трёхосных паровозов и 1010 двухосных крытых вагонов и платформ грузоподъёмностью 12-15 тонн. Вагоны были оборудованы ручными тормозами, и до 1903 года применялись деревянные тормозные колодки. Рейс от Челябинска до Омска совершался в течение месяца.

Так было открыто движение поездов на первом участке Сибирской железной дороги протяжённостью 746 вёрст, а в октябре 1896 года поезда пошли на всём направлении от Челябинска до Оби. После завершения в 1895 году строительства линии на Екатеринбург в Челябинске соединились три дороги: Уральская (впоследствии Пермская), Самаро-Златоустовская и Сибирская. Несмотря на низкие тарифы на перевозки, Транссибирская магистраль оказалась высокорентабельной. Достаточно сказать, что только первый отрезок — Самаро-Златоустовская дорога, — начиная с 1893 года, давал прибыль около 0,5 млн руб. в год. С 1893 года по 1903 год пассажиропоток возрос в 2,25 раза, а доходы — в 3 раза, количество грузов, перевозимых большой скоростью, — в 11 раз, а малой скоростью — в 2,25 раза.

При проектировании железной дороги царское правительство не рассчитывало на большой грузооборот. Сразу же после пуска оказалось, что перевозить нужно в 3 раза больше грузов. Все это привело к необходимости усиления существующих линий путём замены рельсов на более тяжёлые, деревянных мостов — на металлические, а также укладки вторых путей, которая началась уже в 1896 году и впоследствии осуществлялась постоянно. Благодаря этому перевозки грузов в 1914 году на Самаро-Златоустовской дороге достигли 5,9 млн тонн, а на Сибирской дороге — 5,4 млн тонн в год.

В первую мировую войну пришла в состояние полной запущенности и Транссибирская магистраль. После революции 1917 года и изгнания Колчака с Южного Урала для железнодорожников наступила трудная пора восстановления хозяйства транспорта. Как и на военных фронтах, рабочие железнодорожных узлов проявляли массовый трудовой героизм. В кратчайшие сроки в ходе массовых субботников ими были восстановлены не только подвижной состав и путь на Южном Урале, но и оказана помощь другим дорогам. Рабочие паровозного депо Челябинск восстановили и направили в Петроград и Тихвин 8 паровозов с бригадами. Одновременно этот же коллектив оборудовал для фронта бронепоезд «Красный Сибиряк», который участвовал в боях за освобождение от белогвардейцев Кургана и других станций.

4 апреля 1920 года рабочие паровозного депо среднего ремонта станции Челябинск торжественно праздновали выпуск из ремонта паровоза «Коммунар» как свою первую победу в борьбе с разрухой на железнодорожном транспорте (ныне этот паровоз установлен на пьедестале у ДК железнодорожников в Челябинске). Лучшие машинисты депо за 4 дня провели эшелон с хлебом до столицы и были приняты Лениным. В то время поезда из Челябинска до Москвы шли обычно 12 суток. Трудовой подвиг южноуральцев лёг в основу организации скоростных маршрутов с хлебом из Сибири.

Государственная политика по разукрупнению ряда железных дорог, проводимая в целях эффективного и грамотного управления советскими магистралями, и соответствующее постановление СНК от 13 декабря 1933 года выделило 1000-километровый участок Транссиба в состав Южно-Уральской дороги с управлением в Челябинске.

В то время со станции Челябинск отправляли 17 грузовых и 5 пассажирских поездов в сутки. Основным видом локомотивов были паровозы самых различных серий и только 38-40 % из них — новые, мощные для того времени паровозы серий Э, ЭУ, ЭМ в грузовом движении, С, СУ — в пассажирском движении. Сдерживали движение поездов жезловой и телеграфный способы связи, и лишь на главном ходу от Кропачёво до Челябинска была полуавтоматическая блокировка.

В 1930 году были введены в эксплуатацию несколько участков на южном ходу дороги, ведущих к металлургическим комбинатам: Золотая Сопка — Орск и Карталы — Магнитогорск, а в 1934 году — линия Шадринск — Курган.

В период с 1954 по 1965 годы появились еще несколько линий, ведущих к рудным месторождения: до станций Сибай, Учалы, Рудный Клад и Ириклинск.

В предвоенные годы Южно-Уральская дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всём главном ходу от Кропачёво до Макушино была введена автоматическая блокировка, сданы в эксплуатацию более 900 км новых линий, освоены ремонт и эксплуатация мощных паровозов серий ФД и ИС. Длина пути на станциях была увеличена до 850 метров. В 1940 году появилась первая землеуборочная машина изобретателя дороги Виктора Балашенко.

Значительное техническое оснащение Южно-Уральская дорога получила в послевоенное время. Основной курс был взят на электрификацию участков и перевод остальных участков с паровой тяги на тепловозную. В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст — Кропачёво, в 1955 году — Бердяуш — Бакал, годом позже — Курган — Макушино, и в 1957 году — участок Челябинск — Курган. В 1961 году после присоединения к дороге Петропавловского отделения был электрифицирован последний замыкающий участок Макушино — Исилькуль длиной 272 км. Проведённая за годы послевоенных пятилеток реконструкция хозяйства дороги в сочетании с внедрением комплекса организационно-технических мер позволила из года в год наращивать объёмы перевозок.

Статистика

Сегодня эксплуатационная длина ЮУЖД — 4562 км, развёрнутая длина свыше 7500 км. Она проходит по территории Челябинской, Курганской, Оренбургскуой, частично Самарской, Саратовской, Свердловской, Омской областей, республики Башкортостан и Северный Казахстан.

На полигоне магистрали расположены крупные промышленные центры: Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Курган, в которых сконцентрированы предприятия машиностроительного, металлургического, горнодобывающего, нефтехимического, строительного комплексов.

Дорога оснащена 12 сортировочными горками, 10 из которых механизированы. В составе дороги: 9 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 23 дистанции пути, 11 дистанций электроснабжения, 11 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций погрузочно-разгрузочных работ.

Число станций и других раздельных пунктов, имеющих путевое развитие, на дороге 237. Из этого количества внеклассных станций — 8, первого класса — 12, второго — 18, третьего — 32, четвёртого — 59 и пятого — 108. По характеру работы станции подразделяются на: пассажирские — 1, сортировочные — 4, грузовые — 48, участковые −18, промежуточные — 166. Количество станций на дороге, открытых для производства грузовых операций, — 156.

На дороге 81 станция, имеющая маневровые локомотивы, на них работает 170 маневровых локомотивов. Число станций, имеющих автоматизированные системы управления, — 75; станций, имеющих автоматизированные рабочие места на базе ПЭВМ, — 123, количество автоматизированных рабочих мест на базе ПЭВМ — 489. Число поездных диспетчерских участков — 18.

Более половины протяжённости магистрали электрифицирована, такова же протяжённость и двухпутных линий, почти 70 % стрелок оборудованы устройствами электрической централизации. Дорога оснащена современным оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики. Персонал дороги составляет свыше 40 тысяч человек.

Сейчас на территории четырёх областей двух государств — России и Казахстана — работают учебно-методический центр ДМК, Челябинский институт путей сообщения, два техникума железнодорожного транспорта, три детских железных дороги (в Челябинске, Кургане и Оренбурге) и музей истории боевой и трудовой славы (с 1973 года). У магистрали есть несколько школ и широкая лечебно-оздоровительная база.

  1. Сайт ОАО РЖД
  2. На границе России и Белоруссии отменен транспортный контроль.
Южно-Уральская ордена Октябрьской Революции железная дорога
Полное название:

Филиал ОАО «РЖД» — Южно-Уральская железная дорога

Годы работы:

с 4 января 1934

Страна:

Flag of the Soviet Union.svg СССР (до 1991 года),
Flag of Russia.svg Россия

Город управления:

Челябинск

Состояние:

действующая

Подчинение:

ОАО «РЖД»

Награды:

Орден Октябрьской Революции

Протяжённость:

~8 тыс. км

Официальный сайт:

yuzd.rzd.ru/

Commons-logo.svg Южно-Уральская железная дорога на Викискладе
Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Схема Южно-Уральской железной дороги на сайте «РЖД» (вариант 1)
Image-silk.png Схема Южно-Уральской железной дороги на сайте «РЖД» (вариант 2)

Южно-Ура́льская желе́зная доро́га — один из филиалов ОАО «РЖД», железная дорога пролегающая по территории Оренбургской, Челябинской, Курганской и части Свердловской области, Башкортостана и Казахстана. Управление дороги находится в Челябинске.

Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

Структура

До 1 января 2011 года в состав дороги входило 4 отделения: Челябинское, Орское, Курганское и Петропавловское. С переходом на безотделенческую систему прежнее наименование сохранило только Петропавловское отделение — филиал ОАО «РЖД» на территории Республики Казахстан. Ранее существовали Златоустовское, Карталинское, Оренбургское отделения. Длина дороги по состоянию на 1991 год 4934,9 км. Основные узловые станции дороги: Челябинск, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш.

Южно-Уральская железная дорога граничит с юга с железными дорогами Казахстана, с юго-запада с Приволжской железной дорогой, с запада с Куйбышевской железной дорогой, с севера со Свердловской дорогой, с востока с Западно-Сибирской железной дорогой.

История

Здание Управления ЮУЖД на Площади Революции в Челябинске. 1950 год

Дорога образована в январе 1934 года при разделении Пермской железной дороги и слиянии с рядом линий проходящих по районам Южного Урала. Первым её руководителем стал Иван Князев. В состав дороги ныне входят старейшие железнодорожные линии, построенные в 1860-1880-х годах. В 1877 году начата эксплуатация линии Оренбург — Самара, в 1892 году закончено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги, в 1891 году начато сооружение южного хода, ставшего впоследствии частью Транссибирской магистрали. В 1882 году от Челябинска начато строительства линии на Курган — западной части Транссиба. В 1895 году завершена прокладка пути на линии Челябинск — Екатеринбург.

Дорога получила значительное развитие в 30-е годы XX века. Тогда были построены линии Челябинск — Каменск-Уральский, Карталы — Акмолинск. Уложены вторые пути и оборудована автоблокировкой линия Челябинск — Макушино. На дорогу поступают мощные паровозы серий ФД, СО, ИС. Реконструкция дороги завершенная в 1940 году позволила увеличить грузооборот в 2,4 раза.

В годы Великой Отечественной войны работники дороги строили бронепоезда, поезда-бани, санитарные поезда.

В 1945 году электрифицирован на постоянном токе участок Челябинск — Златоуст, в 1949 году участок Златоуст — Кропачёво, в 1957 году Курган — Макушино и Челябинск — Курган, в 1961 году Макушино — Исилькуль. На участках Челябинск — Свердловск, Челябинск — Троицк — Карталы — Магнитогорск к началу 70-х годов XX века была введена тепловозная тяга. В 1957 году сдаётся в эксплуатацию линия Миасс — Учалы — Межозерный. В 1980 году сдаётся в эксплуатацию линия Сакмарская — Мурапталово, в 1981 году — линия Красногвардеец — Новоперелюбская.

Локомотивное хозяйство

Электровоз ЧС7 приписки депо Челябинск на станции Усть-Катав

В локомотивном парке дороги магистральные тепловозы 2ТЭ10В как учебные, 2ТЭ10М и 2ТЭ10У, маневровые тепловозы ЧМЭ3, электровозы постоянного тока ВЛ10 и ЧС7, переменного тока ВЛ60, ВЛ80С и ВЛ80СК, электропоезда ЭР2, ЭР9П, ЭР9Е, ЭД4М и ЭД9М.

Локомотивные депо Южно-Уральской железной дороги: Златоуст, Челябинск, Троицк, Петропавловск, Орск, Оренбург, Бузулук, Курган, Верхний Уфалей, Карталы

Руководство

На сегодняшний день начальником Южно-Уральской железной дороги является Попов Виктор Алексеевич.

Ссылки

  • Сайт Южно-Уральской дороги
  • История строительства здания Управления ЮУЖД

Российские железные дороги

Восточно-Сибирская • Горьковская • Дальневосточная • Забайкальская • Западно-Сибирская • Калининградская • Красноярская • Куйбышевская • Московская • Октябрьская • Приволжская • Свердловская • Северная • Северо-Кавказская • Юго-Восточная • Южно-Уральская

Южно-Уральская ордена Октябрьской Революции железная дорога
Полное название Филиал ОАО «РЖД» — Южно-Уральская железная дорога
Годы работы с 4 января 1934
Страна Flag of the Soviet Union.svg СССР (до 1991 года),
Flag of Russia.svg Россия
Город управления Челябинск
Состояние действующая
Подчинение ОАО «РЖД»
Числовой код 80
Награды Орден Октябрьской Революции
Протяжённость ~8 тыс. км
Официальный сайт yuzd.rzd.ru
Commons-logo.svg Южно-Уральская железная дорога на Викискладе
Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Схема Южно-Уральской железной дороги на сайте «РЖД»

Южно-Ура́льская желе́зная доро́га (ЮУЖД) — один из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны располагающийся на территориях Курганской, Оренбургской, Челябинской областей, заходящая на территории Омской, Самарской, Саратовской, Свердловской областей, республики Башкортостана, а также за пределами Российской Федерации в Казахстане на территорию Северо-Казахстанской области (транзитный участок на линии Курган — Петропавловск — Омск[1][2][3][4]. Управление дороги находится в Челябинске.

Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

Структура

До 1 января 2011 года в состав дороги входило 4 отделения: Челябинское, Орское, Курганское и Петропавловское. С переходом на безотделенческую систему прежнее наименование сохранило только Петропавловское отделение — филиал ОАО «РЖД» на территории Республики Казахстан. 1 января 2011 года были созданы Челябинский, Орский, Курганский и Оренбургский регионы. 1 июля 2014 года был упразднён Орский регион, а вместо него был создан Златоустовский регион. Ранее существовали Златоустовское, Карталинское, Оренбургское отделения. Длина дороги по состоянию на 1991 год 4934,9 км.

Основные узловые станции дороги: Челябинск-Главный, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш.

Южно-Уральская железная дорога граничит[5][6]:

  • с юга с железными дорогами Казахстана (Челябинская область: перегон Карталы — Аксу; Оренбургская область: станция Канисай, перегон Орск-Новый город — Киргильда; Курганская область: перегон Утяк — Зауралье — Зерновая; Северо-Казахстанская область Республики Казахстан: перегон Петропавловск — Блок пост 7 км — Чаглинка)
  • с юго-запада с Приволжской железной дорогой (Саратовская область: перегон Новый Камелик — Осинодольский — Новоперелюбская)
  • с запада с Куйбышевской железной дорогой (Самарская область: перегон Колтубанка — Спиридоновка — Кинель; Республика Башкортостан: перегон Урал-Тау — Укшук — Белорецк; Оренбургская область: Сакмарский — Октябрьский — Мурапталово; Челябинская область: перегон Кропачёво — Аша — Иглино)
  • с севера со Свердловской железной дорогой (Свердловская область: перегон Верхний Уфалей — Полдневая — Полевской; Челябинская область: перегоны Нязепетровская — Сказ — Михайловский завод, Нижняя — Разъезд № 1 — Каменск-Уральский; Курганская область: перегон Водолазово — Колчедан — Каменск-Уральский)
  • с востока с Западно-Сибирской железной дорогой (Омская область: перегон Юнино — Исилкуль)

Кроме территории основного расположения (Челябинская, Оренбургская, Курганская области) и территории разграничения дорог указанных выше, транзитные (и тупиковые) участки железнодорожной сети ЮУЖД также находятся на территории Самарской области (перегон Тюльпан — Осинодольский), Республики Башкортостан (перегон Разъезд № 22 — Сибай, части участков перегонов Бердяуш — Кропачёво, Злоказово — Ункурда), за пределами Российской Федерации (участок Горбуново — Петропавловск — Юнино, входящий в зарубежное Петропавловское отделение ЮУЖД).

Регионы и отделения дороги на 01.07.2014 года:

  1. Челябинский регион.
  2. Златоустовский регион.
  3. Курганский регион.
  4. Оренбургский регион.
  5. Петропавловское отделение.

История

Дорога образована в январе 1934 года при разделении Пермской железной дороги и слиянии с рядом линий, проходящих по районам Южного Урала. При образований состояла из 8 отделений дороги: Златоустовское, Челябинское, Курганское, Троицкое, Карталинское, Нязепетровское, Уфалейское, Синарское[7]. Первым её руководителем стал Иван Князев.

В состав дороги ныне входят старейшие железнодорожные линии, построенные в 1860-1880-х годах. В 1877 году начата эксплуатация линии Оренбург — Самара, в 1892 году закончено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги до Челябинска, в 1891 году начато сооружение южного хода, ставшего впоследствии частью Транссибирской магистрали. В 1882 году от Челябинска начато строительство линии на Курган — западной части Транссиба. В 1895 году завершена прокладка пути на линии Челябинск — Екатеринбург (через Кыштым, Верхний Уфалей, Полевской) Уральской железной дороги. В 1911—1916 годах построена Западно-Уральская железная дорога (Бердяуш — Лысьва).

Дорога получила значительное развитие в 1930-е годы. Тогда были построены линии Чурилово — Синарская, Карталы — Акмолинск. Уложены вторые пути и оборудована автоблокировкой линия Челябинск — Макушино. На дорогу поступают мощные паровозы серий ФД, СО, ИС. Реконструкция дороги, завершённая в 1940 году, позволила увеличить грузооборот в 2,4 раза.

В годы Великой Отечественной войны работники дороги строили бронепоезда, поезда-бани, санитарные поезда.

В 1945 году электрифицирован на постоянном токе участок Челябинск — Златоуст, в 1949 году — участок Златоуст — Кропачёво, в 1957 году — Курган — Макушино и Челябинск — Курган, в 1961 году — Макушино — Исилькуль. На участках Челябинск — Свердловск, Челябинск — Троицк — Карталы — Магнитогорск к началу 1970-х годов была введена тепловозная тяга. В 1957 году сдаётся в эксплуатацию линия Миасс — Учалы — Межозерный. В 1980 году сдаётся в эксплуатацию линия Сакмарская — Мурапталово, в 1981 году — линия Красногвардеец — Новоперелюбская.

Пассажирский тепловоз 2ТЭ10УТ-0047Б приписки ТЧЭ-14 Оренбург.jpg

Локомотивный парк

В локомотивном парке дороги магистральные тепловозы 2ТЭ10В как учебные, а также использующиеся на вывозной работе и при перевозке ремонтных поездов, 2ТЭ116У, 2ТЭ10М и 2ТЭ10У, маневровые тепловозы ЧМЭ3, ТЭМ14 и ТЭМ7А, пассажирские тепловозы 2ТЭ10УТ и ТЭП70, электровозы постоянного тока ЧС7, 2ЭС6, ВЛ10, ВЛ10У и ВЛ10К, переменного тока ВЛ60К, ВЛ60ПК, ВЛ80С, ВЛ80СК, ВЛ80Т, ВЛ80ТК и пассажирский электровоз ЭП1, электропоезда ЭР2, ЭР9П, ЭР9Е, ЭД4М и ЭД9М, рельсовые автобусы РА1 и РА2.

Локомотивные депо Южно-Уральской железной дороги: Златоуст, Челябинск, Петропавловск, Орск, Оренбург, Бузулук, Курган, Карталы. Моторвагонные депо: Челябинск, Курган, Сакмарская (Южно-Уральская дирекция МВПС).

Руководство

Начальники дороги[8]:

  • Князев И. А. (01.04.1934 — 05.10.1936 /репрессирован (1936), расстрелян (1937), реабилитирован (1963))
  • Бодров А. В. (05.10.1936 — 22.05.1938 /репрессирован (1939), расстрелян (1941), реабилитирован (1957))
  • Убий-Вовк Д. Д. (22.05.1938 — 25.07.1939 /репрессирован (1941), расстрелян (1941), приговор отменён (1957))
  • Коркин Ф. Г. (25.07.1939 — 19.09.1940)
  • Малькевич А. П. (19.09.1940 — 22.09.1942)
  • Молчанов А. П. (23.09.1942 — 20.01.1943)
  • Гундобин Н. А. (20.01.1943 — 27.09.1944)
  • Малькевич А. П. (27.09.1944 — 24.06.1948)
  • Ямович А. А. (12.08.1948 — 25.06.1951)
  • Тышков Р. А. (25.06.1951 — 16.05.1953)
  • Калабухов Д. М. (16.05.1953 — 09.11.1966)
  • Виноградов Г. В. (09.11.1966 — 06.05.1969)
  • Шулешко Ф. И. (20.05.1969 — 11.09.1972)
  • Гинько В. Н. (21.09.1972 — 17.01.1978)
  • Тарунин Г. В. (17.01.1978 — 07.02.1984)
  • Воробьев И. П. (07.02.1984 — 23.10.1999)
  • Целько А. В. (24.10.1999 — 23.05.2000)
  • Дьяконов Ю. М. (24.05.2000 — 08.07.2002)
  • Левченко А. С. (30.08.2002 — 04.07.2007)
  • Молдавер В. И. (04.07.2007 — 09.11.2009)[9]
  • Попов В. А. (09.11.2009 — 23.05.2018)[10]

По состоянию на июль 2018 г. начальником Южно-Уральской железной дороги является Храмцов Анатолий Михайлович (с 23.05.2018 г.)[11].

Электровоз ЧС7 приписки депо Челябинск на станции Усть-Катав.

См. также

  • Схемы путей ЮУЖД
  • Западно-Уральская железная дорога
  • Северо-Восточная Уральская железная дорога
  • Уральская горнозаводская железная дорога

Примечания

  1. Россия и Казахстан передают имущество, Статья на сайте сайта WWW.GUDOK.RU АО «Издательский дом «Гудок» от 24.11.2010 г., Е. Мусихина.
  2. Интервью с начальником Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги, Статья на сайте газеты «Комсомольская правда».
  3. Южно-Уральская железная дорога, Статьи о ЮУЖД на сайте «РЖД-ТВ».
  4. В Петропавловском отделении ЮУЖД заключили коллективный договор, Статья от 31.10.2017 г. на сайте «РЖД-ТВ».
  5. Карта-схема ЮУЖД, Сайт ОАО «РЖД».
  6. Россия и Казахстан передают имущество, Статья на сайте WWW.GUDOK.RU АО «Издательский дом «Гудок» от 24.11.2010 г., Е. Мусихина.
  7. Казаков А. Л. и др. Уральский исток Транссиба: история Южно-Уральской железной дороги // Челябинск: Авто Граф. — 2004. — 408 с. С. 154. ISBN 5-98518-004-2.
  8. Казаков А. Л. и др. Уральский исток Транссиба: история Южно-Уральской железной дороги // Челябинск: Авто Граф. — 2004. — 408 с. С. 118-133. ISBN 5-98518-004-2.
  9. Дорога сменила «локомотив» / 04.07.2007 г. Газета «Южноуральская панорама». Т. Гончарова
  10. В ЮУЖД сменилось руководство / 09.11.2009 г. Газета «Южноуральская панорама». А. Мироненкова, М. Черникова.
  11. Назначен новый начальник Южно-Уральской железной дороги / 23.05.2018. ИА «Урал-пресс-информ». О. Мельчакова.

Ссылки

  • Сайт Южно-Уральской дороги
  • История строительства здания Управления ЮУЖД
  • Сайт Челябинского ИВЦ ЮУЖД
Навигация

§ 39. Сложные прилагательные

1. Пишутся слитно:

сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкораненый легко ранить). Например:

горноспасательная станция (спасание в горах)

деревообделочный завод (обделка дерева)

естественноисторические условия (естественная история)

естественнонаучные взгляды (естественные науки)

левобережная низменность (левый берег)

машиностроительные предприятия (строительство машин)

машинописное бюро (письмо машинами)

мелкобуржуазная идеология (мелкая буржуазия)

народнохозяйственный план (народное хозяйство)

защитные насаждения (защита полей)

рельсопрокатный стан (прокат рельсов)

сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство)

сложноподчинённое предложение (сложное по способу подчинения)

среднесуточная добыча (средняя за сутки)

трудоспособное население (способное к труду)

Правило, распространяется на написание сложных прилагательных (не являющихся именами собственными), образованных от сочетания прилагательного с существительным, выступающего в роли географического названия: великолукский Великие Луки, вышневолоцкий Вышний Волочёк, карловарский Карловы Вары.

2. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов:

азотнокислый

бессрочноотпускной

вечнозелёный

воздушносухой

геологоразведочный

двояковогнутый

дикорастущий

длинноволокнистый

живородящий

заднебедренный

заразнобольной

засухоустойчивый

кишечнополостные

конноспортивный

контрольносеменной

кремнефтористоводородный

кругло ремённый

мнимоумерший

молочнокислый

молочнотоварный

мясоконсервный

насекомоядные

нервнотрофический

носоглоточный

обоюдоострый

обратноконический

обратносердцевидный

пахотнопригодный

первобытнообщинный

переднежаберный

плодоовощной

пологопадающий

поперечнополосатый

продолговатомозговой

прочнокомковатый

рассадопосадочный

реакционноспособный

резкопересечённый

свеженадоенный

свежескошенный

смешаннослойный

спинномозговой

теснопальчатый

торфонавозный

торфоперегнойный

условнорефлекторный

формальнологический

хлебопекарный

хлебопроизводящий

хлопкоткацкий

хлопкоуборочный

хлопчатобумажный

хлористоводородный

хромовокислый

хромолитографский

хромоникельмолибденовый

цветоустойчивый

церковнославянский

частновладельческий

частнокапиталистический

частнохозяйственный

черепицеделательный

членистоногие

шерсточесальный

щёлочноземельный

энергосиловой

энергохимический

языкотворческий

яйцезаготовительный

Некоторые из этих слов состоят из частей, которые отдельно не употребляются: конноспортивный (первая часть несамостоятельна), насекомоядные (обе части несамостоятельны), узкогрудый (вторая часть не является самостоятельным словом).

Ср. слитное написание слов, у которых первой основой выступают элементы верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, например: верхнегортанный, нижнесаксонский, древнецерковнославянский, древневерхненемецкий, среднеазиатский, среднеуглеродистый, раннецветущий, позднеспелый, общенародный.

3. У многих сложных прилагательных терминологического характера в качестве первой части используются слова:

высоко-: высоковитаминный, высокооплачиваемый;

низко-: низколетящий, низкоперегнойный;

глубоко-: глубокорасположенный, глубокоуважаемый;

мелко-: мелкомасштабный, мелкозернистый;

легко-: легкоподвижный, легкорастворимый;

тяжело-: тяжелогружёный, тяжелораненый;

трудно-: труднодоступный, труднопроходимый;

широко-: широкодоступный, широкопредставительный;

узко-: узковедомственный, узкоспециальный;

много-: многоотраслевой, многослойный;

мало-: малозначащий, малопосещаемый;

сильно-: сильнодействующий, сильнощелочной;

слабо-: слабокислый, слаботорфянистый;

толсто-: толстоногий, толстостенный;

тонко-: тонкоголосый, тонкомолотый;

густо-: густомахровый, густонаселённый;

крупно-: крупноблочный, крупнопанельный;

круто-: крутоизогнутый, крутоповёрнутый;

остро-: острогнойный, остродефицитный;

плоско-: плоскопараллельный, плоскочашевидный;

чисто-: чистосеребряный, чистошерстяной;

выше-: вышесредний, вышеуказанный;

ниже-: нижеперечисленный, нижеподписавшийся.

В тех случаях, когда каждая часть сложного слова может употребляться самостоятельно, слитное написание сложного прилагательного объясняется тем, что первая часть (высоко-, широко-, много-, сильно-, ниже- и т. п.) не выступает в роли самостоятельного члена предложения, поэтому перестановка частей сложного слова невозможна без изменения его терминологического характера: высокоорганизованный, глубокоуважаемый, нижеподписавшиеся и т. п.

4. При наличии пояснительных слов обычно образуется свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово. Ср.: густонаселённые районы — густо населённые беженцами трущобы; малоисследованные проблемы — мало исследованные наукой области медицины. Случаи слитного написания типа экономически слаборазвитые страны, несмотря на наличие пояснительных слов, являются единичными.

Играет роль также порядок слов: сложное прилагательное, как правило, предшествует второму существительному, а словосочетание обычно следует за ним; ср.: скоропортящиеся продукты — продукты, скоро портящиеся в летнее время.

Запомните: в сложных словах ставится одно ударение (иногда с побочным ударением на первой основе): малоприспосо́бленный, а в словосочетаниях два самостоятельных ударения: ма́ло приспосо́бленный к засухам.

5. Пишутся слитно сложные прилагательные с первой частью четверть: четвертьфинальные игры, четвертькровные животные.

6. Пишутся через дефис:

1) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием: анархо-синдикалистский, северо-восточный, юго-юго-западный, норд-остовый, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский, нью-йоркский.

Примечание. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно: антисоциалдемократический, приамударьинский.

7. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий, например: вальтер-скоттовские романы, жюль-верновская фантастика, робин-гудовские приключения, джек-лондоновские произведения, лев-толстовский стиль, ерофей-павловичская платформа (от названия станции Ерофей Павлович), бойль-мариоттовский закон, ильфо-петровская сатира, Иван-Иванычев пиджак, Анна-Михайловнина кофта.

Примечания: 1. В отдельных случаях встречается слитное написание таких прилагательных: козьмакрючковская удаль, тарасобульбовская сила и др.

2. Прилагательное, образованное от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, пишется слитно:дебройлевская гипотеза (ср. де Бройль).

3. Прилагательные, образованные от восточных составных собственных имен лиц (китайских, корейских, вьетнамских и др.), пишутся слитно:чанкайшистская клика (ср. Чан Кайши), хошиминовское правительство (ср. Хо Ши Мин).

8. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух и более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но:

торгово-промышленный капитал (ср. торговый, и промышленный)

беспроцентно-выигрышный заём (ср. беспроцентный, но выигрышный)

агитационно-пропагандистская кампания

вопросо-ответная форма

выпукло-вогнутая линза

желудочно-кишечный тракт

журнально-газетный киоск ‘

кожевенно-обувная промышленность

красно-бело-зелёный флаг

отчётно-выборный съезд

плодово-овощной совхоз (но: плодоовощной плодоовощи)

рабоче-крестьянское происхождение

русско-немецко-французский словарь

сдельно-премиальная оплата труда

сердечно-сосудистый спазм

Славяно-греко-латинская академия

стале-проволочно-канатный цех

торжественно-сентиментальный стиль

хозяйственно-организационный момент

целлюлозно-бумажный комбинат

шахматно-шашечный клуб

экспрессивно-эмоциональное выступление

Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть как основа существительного, так и основа прилагательного. Ср.: ликёро-водочные изделия (т. е. из ликера и водки) — ликёро-водочная промышленность (т. е. ликёрная и водочная); приёмосдаточный пункт (т. е. прием и сдача) — приёмо-переводные экзамены (т. е. приемные и переводные).

9. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки:

Военно-медицинская академия (ср. Военная медицинская академия)

добровольно-спортивные общества (ср. добровольные спортивные общества)

народно-освободительное движение (ср. народное освободительное движение)

официально-деловой стиль (ср. официальный деловой стиль)

проектно-конструкторские расчёты (ср. проектные конструкторские расчёты)

сравнительно-исторический метод (ср. сравнительный исторический метод)

счётно-решающие устройства (ср. счётные решающие устройства)

феодально-крепостнический строй (ср. феодальный крепостнический строй)

электронно-оптический усилитель (ср. электронный оптический усилитель) и др.

В прилагательных этого типа в качестве первой части нередко используются основы:

военно-: военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический и т. п. (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования);

массово-: массово-политический, массово-поточный, массово-физкультурный;

— народно-: народно-государственный, народно-демократический, народно-революционный (прилагательные народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство, а народнопоэтический — от сочетания народная поэзия);

научно-: научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический;

учебно-: учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-показательный, учебно-производственный.

Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно: новогреческий язык, раннерабовладельческий строй, сероукраинская порода, старорусские обряды и др.

10. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: горько-солёная вода (т. е. соленая с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т. е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика, ушибленно-рваная рана.

Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы:

безгрешно-чистая красота

бесцветно-бледная толпа

блестяще-красное оперение попугая

влажно-махровые цветы

глубоко-нежная улыбка

грациозно-величественный жест

грустно-сиротливая ива

дымно-горький запах

жёлчно-раздражённый тон

мужественно-суровый вид

невольно-горячая слеза

нескладно-тоскливо-неловкие звуки

нетерпеливо-выжидательное настроение

прозрачно-воздушная радуга

рахитично-хилое настроение

резко-сухой звон

робко-ласковый голос

смущённо-счастливое лицо

тайно-счастливое стремление

торжественно-угрюмый облик

тревожно-несвязные думы

уныло-серый цвет

холодно-сдержанный человек

чудно-упругие локоны и т. п.

11. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов:

бледно-голубой

блёкло-розовый

бутылочно-зелёный

голубовато-фиолетовый

золотисто-красный

иссиня-чёрный —

лимонно-жёлтый

молочно-белый

мутно-зеленый

пепельно-седой

светло-жёлтый

сиренево-голубой

тёмно-синий

тускло-серый

чёрно-бурый

ярко-красный и др.

12. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные терминологического характера (ср. выше, п. 2):

амплитудно-частотный

атомно-молекулярный

бобово-злаковые

буржуазно-демократический

веерообразно-складчатый

газо-пылевой

гнойно-воспалительный

гортанно-глоточный

грудинно-рёберный

древесно-кустарниковый

железо-каменистый

желудочно-печёночный

заправочно-сливной

зелено-моховой

злако-бобовый

инфекционно-аллергический

интегрально-дифференциальный

каменно-бетонный

клеверо-тимофеечный

комплексно-сопряжённый

ланцето-яйцевидный

люцерно-злаковый

магнито-мягкий

металло-диэлектрический

молочно-мясной

мясо-молочный

мясо-растительный

мясо-шёрстный

наклонно-направленный

овально-сводчатый

огненно-жидкий

округло-шаровидный

опытно-мелиоративный

отгонно-пастбищный

пищеводо-кишечный

плече-шейный

подвздошно-рёберный

поточно-механизированный

пространственно-временной

рыхло-комковато-пылеватый

рычажно-шатунный

сборочно-автоматический

сверлильно-нарезной

сдельно-прогрессивный

слесарно-штамповочный

словарно-справочный

торфяно-болотный

удлинённо-ланцетовидный

уплотнённо-пористо-трещиноватый

феодально-земледельческий

физкультурно-спортивный

фосфорно-калийный

хозяйственно-организаторский

центробежно-лопастный

челюстно-лицевой

шарнирно-роликовый

шёрстно-мясной

щёлочно-кислотный

щёчно-глоточный

экспедиционно-транспортный

электронно-вычислительный и др.

Примечание. Некоторые из сложных прилагательных этого вида имеют в первой основе суффиксы -ат-, -ист-, -ов-:

зубчато-ланцетовидные листья

метельчато-щитовидные соцветия

плёнчато-чешуйчатая оболочка

продолговато-эллиптическая форма

рыхловато-пористый слой

складчато-бороздчатые полосы

ступенчато-симметричное расположение

волнисто-изогнутые пластины и др.

волокнисто-дерновая почва

песчанисто-парниковый грунт

пятнисто-испещрённая кора

сосудисто-волокнистая ткань и др.

дерново-подзолистая земля

известково-серый отвар

корково-столбчатый слой

лугово-степная полоса

плодово-ягодные культуры

Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы:

вертикально-: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный;

горизонтально-: горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный;

поперечно-: поперечно-строгальный;

продольно-: продольно-строгальный и т. п.

13. Пишутся через дефис сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический и т. п.

Примечание. Слитно пишущиеся слова с первой основой велико- (великодержавный, великомученический, великосветский и др.) относятся к другому типу словообразования.

14. Пишутся через дефис сложные прилагательные, входящие в сложные географические или административные названия и начинающиеся с основы восточно-, западно-, северно-/северо- или южно-/юго-: Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Северо-Западный Пакистан, Южно-Австралийская котловина.

Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно и со строчной буквы. Ср.: Западно-Сибирская низменность — западносибирские реки; Южно-Уральская железная дорога — южноуральская флора и фауна.

Если название имеет значение собственного имени, не являясь, однако, географическим или административным наименованием, то сохраняется дефисное написание, но с прописной буквы пишется только первая часть сложного прилагательного: Алма-атинская киностудия.

15. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например: литературно-художественный художественная литература; словарно-технический технический словарь.

16. При употреблении ряда сложных прилагательных возможно использование «висячего» дефиса: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузо-, картофеле-, льнохлопко- и силосоуборочные комбайны.

17. Следует различать сложные прилагательные (со слитным или дефисным написанием) и словосочетания, состоящие из наречия на /и прилагательного или причастия. В словосочетаниях к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Ср.:

морально-политический уровень — морально устойчивый человек («в каком отношении устойчивый?»);

общественно-исторические законы — общественно опасные элементы («опасные для кого?»);

промышленно-транспортный отдел — промышленно развитая страна («развитая в каком отношении?»).

Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием: максимально сжатые сроки; невозмутимо бесстрастный вид; умеренно тёплый климат.

Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др.:

абсолютно необходимые меры

безупречно порядочные манеры

внутренне содержательный человек

глубоко задумчивый взгляд

демонстративно небрежная причёска

диаметрально противоположные предложения

жизненно важное решение

изнурительно долгий путь

исконно русское слово

истинно дружеская помощь

исчерпывающе полный ответ

классово чуждые взгляды

максимально точные данные

намеренно резкий отказ

невозмутимо спокойный тон

неизменно ровные отношения

неизменно сердечное гостеприимство

неизъяснимо сладкие звуки

ненасытно жадный к знаниям

неуловимо быстрый полёт ракеты

ослепительно голубое небо

особо тугоплавкие металлы

откровенно насмешливая улыбка

подлинно братская поддержка

подозрительно быстрое согласие

подчёркнуто контрастное сравнение ‘

последовательно миролюбивая политика

празднично нарядное платье

принципиально новый проект

прямо пропорциональные величины

резко отрицательный ответ

сильно перенапряжённый режим

строго логический вывод

сугубо пристрастный приговор

тонко очерченный контур

угрожающе опасное положение

удивительно яркие краски

уморительно забавная пьеса

художественно полноценное произведение

чисто французская галантность

экстренно спешная почта

явно неприемлемые условия

ясно выраженная воля и т. п.

Примечание. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски, в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении:

ангельски кроткое отношение

детски наивные высказывания

практически ненужное новшество

рабски покорная готовность

теоретически важная проблема

товарищески чуткое внимание

фанатически слепая преданность

химически чистый состав

энциклопедически разносторонние знания

юридически сложный случай и т. п.

18. Возможно различное написание одних и тех же определений в зависимости от их понимания. Ср.:

болезненно-тоскливый стон (‘слышится боль и тоска’) — болезненно тоскливый стон (‘слышится тоска, свидетельствующая о боли’);

искусственно-напыщенная поза («искусственная и напыщенная’) — искусственно напыщенная поза (‘искусственно созданная напыщенность’);

металлически-звонкий голос (‘звон с добавочным оттенком металла’) — металлически звонкий голос (‘звонкий, как металл’);

мещански-провинциальные манеры (‘провинциальные с оттенком мещанства’) — мещански провинциальные манеры (‘по-мещански провинциальные’);

мужественно-суровый вид (‘мужественный и суровый’) — мужественно суровый вид (‘выражающий мужественную суровость’);

уродливо-жалкая поза (указывается признак с дополнительным оттенком) — уродливо жалкая поза (‘жалкая до степени уродливости’).

Чем ближе по значению элементы сочетания основ, чем они синонимичнее, тем заметнее выражается в них признак с добавочным оттенком, что дает основание для употребления сложного прилагательного с дефисным написанием: грубо-отталкивающий вид; безгрешно-чистые цветы; дружески-тёплый приём; прозаически-пошлые речи; канцелярски-инструктивная форма изложения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Южнотаежный как пишется
  • Южносибирский как пишется
  • Южносахалинцы как пишется
  • Южнорусский как пишется правильно
  • Южнорусские пейзажи как пишется