Зачем автор написал произведение как я ловил человечков

Рассказ Житкова принадлежит к жанру реалистической новеллы. И рассчитан на детскую аудиторию. Мальчик Боря ведет рассказ о истории, происшедшей с ним в детстве, которая запомнилась на всю жизнь. И о которой он сожалеет. Возможно, что мальчик — это сам автор.

Борис Степанович написал рассказ в 1934 году, в последние годы своей жизни. В произведении Б. Житков поднимает вопрос формирования и становления юной личности со всеми хорошими и плохими сторонами, с радостью и горечью. И то каким человеком вырастет юная особа, зависит от многих факторов, но главную роль имеет воспитание. В данной новелле особое место в развитии мальчика, как личности, играет близкий человек, его бабушка, строгая, но добрая и любящая женщина.

Взрослый мужчина рассказывает о неприятном случае, происшедшем с ним в детстве. Прошло уже много лет, но ему до сих пор стыдно за содеянное, ведь он очень огорчил свою любимую бабушку, не чаявшей в нем души. Она поверила его честному слову, слову маленького мужчины — не трогать очень ценную и памятную для нее вещь – замечательный пароходик ручной работы, что стоял на полке в ее комнате. Он был как настоящий: с палубой, мачтами, лесенками, рулем и блестящими якорями — и все крошечное. Небольшая будочка, размещенная на палубе, напоминала домик.

Может его изготовил и подарил юноша, любивший бабушку. И она теперь его бережет, как дорогую сердцу вещь. Но большой детский интерес и любопытство привели к непредвиденному.

Почему-то Боря решил, что на пароходике непременно должны быть человечки, и они прячутся от него именно в домике. Ему очень захотелось их увидеть. Мальчик манил их сладостями: клал на палубу крохи леденца, конфеты – они исчезали (возможно, их уносили насекомые или убирала сама бабушка), но человечки не показывались. Тайно наблюдал за ними ночью, но все тщетно. И все это делалось хитро, с обманом, чтобы бабушка не заподозрила ничего плохого и не спрятала заманчивую игрушку.

Мальчик потерял всякое терпение и решился на крайнее действие: при помощи ножа приподнял палубу, срезав лесенки. Боясь, что тайные жильцы убегут, прихлопывал пароходик рукой. Но каким же горьким было разочарование, когда выяснилось, что никого там нет и быть не могло. Да еще и родного человека обманул, прикинувшись больным. Ведь бабушка переживала и искала для него малиновое варенье.

У рассказчика с годами чувство вины притупилось, да и боль уже не такая острая. И этот случай он вспоминает с сарказмом, иронией к себе – отсюда и название «Как я ловил человечков». До чего додумался. Как я был глуп тогда.

Смысл произведения «Как я ловил человечков»

Автор, на примере Бори, показывает юным читателям, до чего может привести непослушание и собственное любопытство. Любознательность и нетерпеливость мальчика привели к поломке запретной и такой дорогой бабушке вещи, а ведь он поклялся к нему не прикасаться и не сдержал слово. Что она о нем подумает, какая у нее будет реакция? Боря даже представил, как рассердится старенькая. Может, будет ругаться и перестанет его любить.

Только тогда, когда кораблик был испорчен, да еще напрасно – человечков не оказалось, герой рассказа осознал свою вину, очень испугался и спрятался под одеяло на кровати, услышав бабушкины шаги.

Вывод: чтобы не было горько и больно потом, нужно слушаться и уважать родителей и близких людей, которые любят и желают только добра, не обманывать и не хитрить.

Смысл финала книги «Как я ловил человечков»

Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.

В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?

Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.

­Почему Житков дал рассказу именно такое название?

Борис Степанович описал историю из своего детства, когда чрезмерное любопытство закончилось неприятными последствиями.
Название несёт в себе основную идею рассказа, видимо, поэтому писатель его и выбрал.


Перечитай начало произведения. Опиши пароходик своими словами. Какое впечатление произвело на героя увиденное?
Найди строки, подтверждающие ответ.

Память бабушки, пароходик, был маленьких размеров, но очень похож на настоящий.
Мачты, трубы, лесенки, якоря, будочка, руль – всё в нём присутствовало.
И все эти детали были исполнены невероятно искусно, блестели, переливались.
Мальчика поразила такая красота, он был в восторге.

Подтверждением этого являются строки из текста:

«Я такого никогда не видал»
«Ах, какие замечательные!»

Боря разглядывал каждую деталь и поражался, что они, как уменьшенная копия настоящих.
Он очень захотел и себе столь прекрасную «игрушку».

Расскажи, что придумывал мальчик, чтоб увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым? Почему?

Главный герой имел очень развитое воображение.
Для того, чтоб увидеть плод своей фантазии, человечков, он вымышлял различные способы.
Боря караулил их, пытался незаметно подкрадываться, всячески выманивал и даже придумал, как заполучить их следы.
Ещё мальчик подкладывал им на ночь лакомства.
Как ни странно, но утром их действительно не было на месте.
Возможно, в доме просто завелись мыши.
Но когда у мальчика закончилось терпение, настал самый напряжённый, на мой взгляд, момент.
Мальчик взломал сувенир бабушки и увидел, что там пусто.
А ведь он ждал, ждал встречи с маленькими существами.
У героя даже руки дрожали, настолько он был разочарован.

Какие чувства испытывал герой в этот момент? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.

Чувство сладкого предвкушения резко сменилось разочарованием.
Парнишка был очень сильно расстроен.

В один миг разрушились его фантазии и дорогая вещь бабушки.

Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют?

Парнишка ощутил шок и глубокое чувство разочарования.
Скорее всего, он даже не верил происходящему, ведь был просто уверен в существовании жителей парохода.
После проделанного у мальчика начали дрожать руки, а затем мучили угрызения совести.
И это не удивительно, ведь одна шалость разрушила целую память.
Такие чувства показывают, что мальчик был по-детски наивен, боялся ответственности, последствий своего легкомыслия.
Наверняка, его наполнял стыд, страх и ожидание чего-то плохого.

Как ты относишься к мальчику? Что думал о своём поступке он сам?

Я считаю Борю легкомысленным мальчиком, ведь он не сдержал своё слово.
Его поступок лишил бабушку очень дорогой ей вещи.
Такая прихоть, увидеть вымышленных человечков, закончилась непоправимыми последствиями.
Ещё мне жалко героя.
Его детская наивность принесла много переживаний и угрызений совести.
А это всегда тяжело.
Я думаю, мальчик осознал, что поступил совершенно неправильно.
Ведь его ошибка принесла много негативных эмоций и ему, и его родному человеку.
Всегда нужно быть верным своему слову, чтоб не попадать в неприятные ситуации.
То, что случилось с героем не самое худшее, к чему приводит легкомыслие.
Бывают неприятности и посерьёзнее.
Поэтому никогда нельзя позволять себе идти на поводу пустых прихотей.

Определи главную мысль произведения Житкова.

Главная мысль произведения «Как я ловил человечков» заключается в том, что если дал слово — держи.
А если не можешь держать своё слово, не нужно его давать.



Читательский дневник по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова


Характеристика главных героев:

Боря — честный, послушный мальчик.
Доверчивый, мечтательный.
Поверил в свою фантазию и чуть не испортил пароход.

Бабушка — добрая, заботливая, но строгая.
Не стала ругать мальчика за испорченный пароход.

Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков»

Когда рассказчик был маленьким мальчиком, он жил у своей бабушки.

На шкафу Боря увидел модель парусника, но бабушка строго запретила её трогать.

Боря дал слово, но постоянно думал о маленьких человечках, которые прячутся в паруснике.

Мальчик пытался выманить человечков хлебом и конфетами, караулил ночами, пытался поймать их по следам.

Но человечки были очень хитрыми и не показывались.

И Боря притворился больным.

Когда бабушка ушла, мальчик стал трясти корабль, а потом выломал палубу.

Но человечков не было.

Мальчик понял, что натворил и спрятался под одеяло.

Он громко рыдал от стыда и раскаяния, когда вернулась бабушка.

План рассказа:

Чудесный пароходик.
Обещание.
Охота на человечков.
Мнимая болезнь.
Пустой парусник.
Слёзы раскаяния.

Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»

Основная мысль автора состоит в том, что каждый человек, неважно маленький или взрослый, должен уметь держать данное слово.
Главная идея рассказа в том, что, нарушив данное обещание, можно оказаться в большой беде.
А уж совесть не даст человеку забыть о таком проступке очень долгое время.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть послушными, слушаться родителей, уметь держать слово и не огорчать близких.
Мальчик Боря нарушил своё слово, не послушался бабушки, и это привело к страшным последствиям.
Он разломал любимый бабушкин кораблик, и испытал муки совести.

Краткий отзыв по рассказу «Как я ловил человечков»

Прочитав этот рассказ, я была поражена тем, к каким необратимым последствиям привело героя его любопытство.

Мальчик Боря разломал кораблик, который очень ценила как память его бабушка.

Хотя сам же обещал даже не прикасаться к кораблику.

Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.

Я поняла, как важно уметь держать данное слово и обуздывать собственное любопытство.

Человек не должен идти на поводу чувств, эмоций, а полагаться на доводы разума.

Но несмотря ни на что, мне очень понравился мальчик Боря.

Да, в этом рассказе он накосячил, но это послужило ему серьёзным уроком.

Он вырос честным и добрым человеком.

А его любопытство помогло Боре достичь немалого в творчестве.

Этот рассказ заставляет задуматься о честности и любопытстве.

О том, чтобы уметь правильно ставить приоритеты, выбирать верные цели.

Я всем рекомендую прочитать этот рассказ, чтобы понять, до чего может довести человека любопытство и необузданная фантазия.


Пословицы к произведению:

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Гляди глазами, да не тронь руками.

Словарь неизвестных слов:

Шушукать — тихо разговаривать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли?
Но они, конечно, примолкли.
Поняли, что я схватил их пароход.
Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.
Я слез со стола и стал трясти пароходик.
Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются.
Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.
Сидят как приклеенные.

Анализ рассказа Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»

1. Дата написания. Жизненные обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.

Рассказ написан в 1934 году. Данный рассказ Б.С. Житков написал о своём детстве, о том какая у детей бывает богатая фантазия.

2. Тема произведения.

Честность.

3. Композиция произведения.

1. Пароход на полке. 2. Ночное наблюдение за человечками. 3. Приманки: конфета, хлеб. 4. Боря притворяется больным. 5. Взлом парохода. 6. Боря понимает, что поступил неправильно.

4. Определение составляющих сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Экспозиция – описание парохода, бабушка не разрешает трогать пароход Боре, собирается его спрятать, но мальчик обещает не трогать ценный пароход; бабушка оставляет пароход на полке. Завязка – мальчик представляет, что в пароходе есть маленькие человечки, и он хочет их увидеть. Сначала он следит за ними ночью. Развитие действия: Боря придумывает, как человечков вызволить из парохода, с помощью приманок: конфеты и хлеба. Но всё равно ничего не получается. Он притворяется больным и остаётся дома один без бабушки. Кульминация – мальчик берёт пароход с полки, сначала трясёт его, потом снимает поднимает палубу с помощью ножа, но никого не оказывается внутри парохода. Пытается собрать обратно части парохода, но понимает, что всё криво, а лесенки уже никак не связать обратно. Развязка – мальчик ложится обратно в кровать и плачет, бабушка его успокаивает, но она ещё не знает, что случилось с пароходом.

5. Образ героя (героев).

Боря – маленький любопытный мальчик; мечтательный; нечестный, нарушает своё обещание и трогает пароход; верит в своё разыгравшееся воображение, из-за чего почти испортил ценную вещь для бабушки.

Бабушка – добрая, заботливая, но строгая и принципиальная в воспитании мальчика.

6. Характеризующие портрет, пейзаж, интерьер.

Интерьер: «У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках».

Портрет: «И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые».

7. Особенности повествования (автор, повествователь, герой).

Повествование ведётся от первого лица, от имени главного героя рассказа.

8. Смысл названия.

«Как я ловил человечков» полностью отражает сюжет рассказа. Как мальчик, поверив в своё разыгравшееся воображение, что в пароходе живут маленькие человечки, пытается всеми способами их увидеть.

9. Идея произведения.

Излишнее любопытство и нарушение своих обещаний может привести к печальным последствиям.

10. Воспитательная функция произведения.

Рассказ учит быть честным, послушным, держать своё слово, бережно относиться к вещам, ценным для близких; прислушиваться к советам взрослых. Уметь признавать свою вину.

В 1934 году русский и советский писатель Борис Житков написал увлекательный и познавательный детский рассказ «Как я ловил человечков». В читательский дневник можно записать, что это произведение рассказывает о приключениях любопытного мальчика Борьки и учит честности перед взрослыми, сдержанности в своих желаниях и умению признавать свою вину. Также в нём говорится о том, что излишнее любопытство может привести к печальным последствиям.

Оглавление:

  • Краткое содержание
  • План для пересказа
  • Характеристика главных героев
  • Анализ и основная мысль
  • Отзывы для читательского дневника

Как я ловил человечков краткое содержание

Краткое содержание

Рассказ ведётся от первого лица. Однажды мальчика Борьку отправили на каникулы к бабушке. У неё над столом была полка, а на ней стоял замечательный пароходик — почти как настоящий, только маленький, с трубой яркой раскраски, мачтами, верёвочными лестницами и рулевым колесом. Боря очень любил рассматривать его и как-то раз попросил у бабушки поиграть. Обычно она была добрая и всё ему позволяла, а тут строго запретила даже трогать его, так как для неё это была дорогая память.

Как я ловил человечков читательский дневник

Она даже хотела убрать его от греха подальше, но Борька слёзно попросил оставить его на полке. Он дал ей честное слово, что не будет его трогать.

Однако пароходик так и манил, так и приковывал взгляд мальчика. Он начал воображать, что внутри живут крохотные человечки ростом меньше спички. Когда их никто не видит, они работают, ходят по палубе и лазят по лестницам на мачты. Наверняка это происходит по ночам, а чуть шум — они сразу прячутся в каюту.

Борька рано лёг спать, но попросил оставить ночник, сказав, что якобы боится спать без света. Он сделал из одеяла домик и оставил маленькую дырочку, чтобы из неё наблюдать за пароходиком. Ему даже показалось, что дверца каюты на нём приоткрылась, но тут предательски скрипнула кровать. Вскоре он заснул с горя из-за того, что спугнул человечка.

В другой раз мальчик решил, что крохотным матросам нужно что-то есть, поэтому оставил возле пароходика кусочек леденца. Он надеялся, что, когда они будут тащить его внутрь, он обязательно их заметит. Но он случайно уснул, а наутро леденца уже не было. В другой раз он оставлял им хлеб: его тоже наутро уже не было, только крошки оставались.

Как я ловил человечков главная мысль

Но Борька не мог уже терпеть: ему обязательно нужно было увидеть или поймать человечков. Для этого он задумал остаться дома один, но бабушка всё время брала его с собой и таскала к своим знакомым старушкам. Но однажды он притворился больным, а бабушка побежала в аптеку за малиной. Когда она ушла, он вскочил, забрался на стол и взял с полки пароходик. Потряс его, чтобы человечки вывалились, но внутри всё было тихо. Тогда он взял нож, поднял палубу, разрезав при этом верёвочные лесенки, и только тогда понял, что внутри пусто.

Борька с трудом приладил палубу обратно трясущимися руками, но всё было уже испорчено. Он залился слезами. В это время вернулась бабушка, начала его успокаивать, но она ещё не видела пароходика.

План для пересказа

Это довольно небольшое по объёму, но очень поучительное детское произведение. Однако для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

Как я ловил человечков краткое содержание

  1. Чудесный пароходик.
  2. Строгий запрет бабушки.
  3. Честное слово.
  4. Маленькие человечки.
  5. Попытки подкараулить крохотных матросов.
  6. Приманки из леденца и хлеба.
  7. Мнимый больной.
  8. Пароход разломан.
  9. Отсутствие человечков.
  10. Слёзы раскаяния.

Устный пересказ по плану позволяет лучше понять смысл произведения.

Характеристика главных героев

В произведении 2 главных героя — мальчик и его бабушка. Их описание и характеристика:

Как я ловил человечков

  1. Борька — обычный маленький мальчик, которого на каникулы отправили к бабушке. Он добрый, весёлый, любознательный, но любопытный, нетерпеливый и склонен обманывать. Однако при этом он настоящий фантазёр и мечтатель, представляющий, что внутри игрушечного пароходика живут маленькие человечки. Совершив ошибку, он раскаивается и не может сдержать искренних слёз.
  2. Бабушка — заботливая, любящая и мудрая, не строгая, обычно она всё разрешала внуку, но в некоторых моментах — непреклонная и принципиальная. Красивый реалистичный пароходик на полке является для неё дорогой памятью.

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» позволяет сделать выводы о поступках и характере каждого из главных героев.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

Как я ловил человечков кратко

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

Как я ловил человечков главная мысль

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня я прочитал интересное произведение «Как я ловил человечков». Краткое содержание напоминает мне сказку братьев Гримм «Маленькие человечки»: по ночам они приходили в дом к сапожнику и помогали ему шить обувь. Мне бы очень хотелось, чтобы и в этом рассказе надежды Борьки оправдались и он бы увидел этих крохотных матросов. Но в реальности ничего подобного не существует, и герой убеждается в этом, только разломав пароходик.

Мне очень жалко главного героя в конце произведения: он испытывал разочарование в своих мечтах, страх перед бабушкой, волнение, раскаяние. Хочется надеяться, что его не будут ругать слишком сильно, хотя последняя фраза рассказа навевает тревогу. Однако после этого случая Борька уж точно извлечёт для себя важные уроки и больше не будет поступать плохо, руководствуясь только собственным любопытством.

Мне понравился главный герой этого рассказа, Боря. И хотя он поступил нехорошо, всё-таки его можно понять. Наверное, многие дети в своей жизни хоть раз представляли, что внутри какого-нибудь предмета — например, шкатулки или игрушечного домика — в самом деле живут человечки или существа маленького роста, поэтому неудивительно, что кораблик приковывал внимание мальчика. Ему даже казалось, что по ночам он слышит шорох, что только убеждало его, что они существуют.

Больше всего мне понравился момент, в котором Борька пытается выманить человечков кусочком конфеты. Леденец сверкает в свете ночника, а мальчик представляет, как человечки рубят лакомство топориками и относят себе в каюты. По этому эпизоду мне даже хочется нарисовать рисунок, как выглядела бы эта картина в воображении Бори.

Настя

Это очень увлекательный, поучительный и даже в какой-то степени захватывающий рассказ. Мне было очень интересно читать о «противостоянии» Борьки и этих несуществующих человечков: это напоминало игру в кошки-мышки. Мальчик очень забавно представлял, как искусно они прячутся от людских глаз.

Больше всего здесь жаль бабушку: должно быть, она очень сильно расстроится, когда увидит сломанный пароходик. Кроме того, мне было бы очень интересно узнать, почему для неё эта вещь так дорога: о чём она ей напоминает — возможно, матросом был её муж, но об этом в рассказе не упоминается.

Эта история учит, что любопытство и любознательность могут быть как положительными качествами, так и отрицательными. Иногда они могут сыграть с человеком злую шутку и сильно ему навредить.

Саша

В 1934 году русский и советский писатель Борис Житков написал увлекательный и познавательный детский рассказ «Как я ловил человечков». В читательский дневник можно записать, что это произведение рассказывает о приключениях любопытного мальчика Борьки и учит честности перед взрослыми, сдержанности в своих желаниях и умению признавать свою вину. Также в нём говорится о том, что излишнее любопытство может привести к печальным последствиям.

Сюжет

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Персонажи рассказа

В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?

Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:

  1. Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
  2. Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.

Отзыв

Богатая фантазия Бори стала причиной того, что он нарушил бабушкин запрет и сломал маленький пароходик. Осознав содеянное, он искренне раскаялся, и это говорит о том, что у мальчика доброе, чистое сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков.

Краткое содержание «Как я ловил человеков»

Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.

И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.

Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.

Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.

Основная мысль

Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.

Маленькие человечки: главные герои. Какова главная мысль сказки?

Небольшую детскую сказку «Маленькие человечки» издали немецкие собиратели народного фольклора братья Гримм.

В сказке «Маленькие человечки» сюжет развивается вокруг обычного и бедного башмачника. Однажды он так устал, что сил хватило только на подготовку кожи для башмаков, а после этого он лег спать.

А утром он неожиданно обнаружил уже готовые хорошо сшитые башмаки. С этого дня у него началась новая жизнь, так как каждое утро из подготовленной кожи появлялись новые башмаки, которые он продавал. И однажды он узнал, что помогают ему маленькие человечки, которых он решил отблагодарить вместе с женой, сшив им одежду и башмаки.

Когда маленькие человечки нашли сшитую одежду и сапоги, то они очень сильно обрадовались и после этого просто исчезли. Ну башмачнику все равно продолжало вести в этой жизни и он продолжал хорошо жить.

Главные герои.

  1. Башмачник – трудолюбивый мужчина, который любил свою работу.
  2. Маленькие человечки – маленькие люди, добрые и трудолюбивые. Помогали шить башмаки башмачнику.
  3. Жена башмачника – добрая и благодарная женщина, сшившая одежду для маленьких человечков.

Читайте по теме: Маленькие человечки: краткое содержание для читательского дневника

Главная мысль.

Данная сказка в первую очередь учит людей быть добрыми и справедливыми. Во вторых, она нас учит, что на добро, нужно отвечать добром.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса, а здесь для 3 класса и для 4 класса тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Пересказ по плану «Как я ловил человеков»

План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”

  1. Пароходик на полке
  2. Запрет бабушки
  3. Честное слово
  4. Маленькие человечки
  5. Взгляд из-под одеяла
  6. Леденцовая приманка
  7. Кусочек хлеба
  8. Мнимый больной
  9. Взлом пароходика
  10. Пустота
  11. Раскаяние

Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
  2. Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
  3. Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
  4. Боря притворился больным, чтобы остаться одному
  5. Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
  6. В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.

Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.

Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.

Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»

Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.

Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.

Действующие лица

В своем произведении автор знакомит читателей сразу с несколькими персонажами. Все они способствуют развитию событий, и каждый из них является дополнением всего происходящего, например:

  1. Маленький Мук (Мукра) — добрый и доверчивый мальчик с необычной внешностью. Он родился карликом, и это принесло ему немало страданий.
  2. Мулей — один из обидчиков главного героя.
  3. Агавци — госпожа, которая до безумства любила животных. Она приютила Мука у себя и давала ему поесть взамен на то, что он ухаживал за ее кошками и собаками.
  4. Падишах — жадный правитель, не отличавшийся острым умом. Он отобрал у карлика волшебные туфли и трость.
  5. Архаз — вор, злейший враг основного персонажа.

Кроме перечисленных образов, имеются второстепенные лица, но автор не раскрывает их имен. К ним относятся придворные и купцы.

Отзывы читателей

Детская история, где даже опасности воспринимаются мило и с надеждой на хороший конец. Сюжет весёлый, интересный, с хорошим посылом и неожиданными поворотами.

Alice

Боже! Любимая книга детства. Зачитал её до дыр. Ну нравилась, и хоть ты лопни. Вроде ничего особенного, но воспоминания о рассказе и о самой книжке сохранились самые-самые.

Ancifer

Мне повезло наткнуться на дивный мультик по этому рассказу. Уже позже прочла первоисточник. Рассказ не хуже мультфильма, но и он не подкачал. Единственное, что хочется отметить: мультик более гуманен, что ли. Рассказ гораздо более драматичен.
LucchesePuissant

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Разделение на части

Для лучшего восприятия произведения нужно разбить его на смысловые подзаголовки. Каждый из них содержит в себе основные действия сюжета, а именно:

  1. Детство Мука.
  2. Смерть отца.
  3. Работа у Агавци.
  4. Вход в тайную комнату.
  5. Служба у короля.
  6. Арест.
  7. Изменение внешности.
  8. Наказание короля.

Подобное разделение поможет подготовиться к пересказу на уроке русской литературы. Кроме этого, благодаря плану текст легче запоминается.

Описание героев и план для пересказа

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» в кратком содержании невозможно без ознакомления с характеристиками героев. В произведении Житкова два основных персонажа:

  1. Мальчик Боря — мечтательный, изобретательный и озорной мальчуган, который, поверив в свое разыгравшееся воображение, чуть не испортил дорогую для родного человека вещь.
  2. Бабушка — добрая и заботливая женщина, которая всем сердцем любит своего внука, но и проявляет строгость в его воспитании.

Для лучшего запоминания текста произведения его необходимо пересказать. Сделать это легче всего по краткому плану:

  1. Борис увидел пароходик.
  2. Запрет бабушки и обещание мальчика не трогать игрушку.
  3. Возрастающий интерес к кораблику.
  4. Разыгравшееся воображение Бори.
  5. Попытки мальчишки увидеть маленьких человечков.
  6. Хитрые уловки, чтобы не идти в гости с бабушкой.
  7. Поломка пароходика и обнаружение, что матросов в нем нет.
  8. Осознание неправильного поступка.
  9. Возвращение бабушки домой и раскаяние мальчика.

Рассказ «Как я ловил человечков» для читательского дневника можно прочитать в сокращении. Дополнить заметку о произведении можно рисунками-иллюстрациями или раскрасками. Это поможет составить полную картину произведения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зафиналили как пишется
  • Зафасовать как пишется правильно
  • Зафасовано как пишется слово
  • Заучивать как пишется
  • Заучено или заученно как правильно пишется