Закон божий как пишется

Если вы говорите и пишете о Боге как едином верховном существе в разных религиях, то писать это слово надо с прописной, то есть с большой буквы: Бог. Единственное условие — это должна быть монотеистическая религия, которая утверждает, что Бог один.

Итак, если мы говорим о святом и священном — то с большой буквы, Бог.

Более того, если от слова «Бог» в этом значении образуется прилагательное, то и его надо обязательно писать с прописной буквы: Божественный, Божий. И даже если в религиозном или, например, в философском тексте слово Бог заменяют иной раз другие слова, местоимения, то и их по правилам русской орфографии принято писать исключительно с прописной буквы: да будет воля Твоя, да будет Его святая воля.

Однако, как только мы спускаемся с высоких небес на грешную землю, переходим на уровень обыденности, сразу и в написании слова «бог» наступают изменения.

Вспомните, как часто мы поминаем его всуе, говоря что-то вроде «даст бог», «не приведи бог», «слава богу», «ей-богу»… Заметьте, ничего дурного мы не делаем, это всего лишь устойчивые обороты, из которых давным-давно выветрился священный трепет перед верховным существом. Так зачем же писать в этих сочетаниях «бог» с большой буквы? Совершенно не стоит.

Ни бог, ни господь не начинаются с прописной буквы в устойчивых сочетаниях, которые не имеют уже прямой связи с религией. Даже если вы человек верующий, вы можете обойтись строчной буквой в словах и выражениях «ей-богу», «божественный вкус» или «бабуля божий одуванчик».

Кстати, у наших русских классиков — у Достоевского, в частности, — слово «бог» пишется со строчной буквы. То есть с маленькой.

Вопрос № 184325
1. Ставится ли в конце предложения точка после кавычек, если перед кавычками уже есть знак (! ? …)? 2.Выделяется ли запятой слсоч «тем не менее»? 3. В каких случаях слова «Бог», «Господь» пишутся с маленькой буквы?
Эсмира
Ответ справочной службы русского языка
1. Точка ставится.
2. См. ответ № 183633 .
3. Сейчас официально действуют «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года. Согласно им слова _бог, господь_ надо писать с маленькой буквы. Но в практике письма последнего десятилетия преодолено требование писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией, поэтому сейчас слова _Бог, Господь, Богородица_ и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. Сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В церковно-религиозных и религиозно-философских текстах (но не в нейтральном контексте) с прописной буквы пишутся слова, заменяющие слово Бог: _Да будет Его святая воля_. C прописной буквы рекомендуется писать (во всех текстах) прилагательные, образованные от слова Бог: _Божий, Божественный_. В переносном значении употребляется только строчная буква: _божественный вкус, бабушка божий одуванчик_. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: _у него все не слава богу_.

Всего найдено: 17

Здравствуйте. Пишу стихи. Помогите пожалуйста выбрать самый грамотный, самый правильный вариант: 1. На всех не угодишь. Ну, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 2. На всех не угодишь. Но, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 3. На всех не угодишь. Ну а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 4. На всех не угодишь. Но а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. Очень жду от Вас совета. Заранее благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Третий вариант самый правильный, только слово суд следует писать с маленькой буквы.

Ответ справочной службы русского языка

При таком значении (некомфортен в той же степени, что и прежде) запятые не нужны.

Пожалуйста, очень срочно!!! Как писать: помазанник божий?

Ответ справочной службы русского языка

Об императоре: помазанник Божий. О Мессии (Христе): Помазанник Божий.

Пожалуйста, очень срочно!!! С прописной или строчной следует писать «божий храм», «божий венец», «раб божий»?

Ответ справочной службы русского языка

В этих сочетаниях следует писать с прописной буквы Божий.

Посоветуйте, пожалуйста. 1. Нужно ли писать слово «божественный» с заглавной буквы, если оно по смыслу близко к слову «Божий», например: «божественное намерение и руководство» (в смысле, что намерение имеет Бог и руководство осуществляет Бог). 2. Нужна ли запятая. «По милости Бога и с помощью оберегающего нас Господа (,) мы обретем спасение и жизнь вечную». Коллега настаивает на постановке запятой, мне же кажется, что вследствие «тесной и прямой» логики запятая была бы избыточна.

Ответ справочной службы русского языка

1. Да, в этом значении прилагательное Божественный пишется с большой буквы.

2. Вы правы, корректно без запятой.

Здравствуйте, уважаемые авторы! Подскажите, пожалуйста. Верно ли мнение, что слово «промысел» обозначает только ремесло, а слово «промысл» — провидение как религиозный термин? Правильно ли написать «Промысел Божий»?

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘занятие, ремесло’ правильно только промысел. В значении ‘провидение’ правильно: промысел и промысл, Промысел Божий и Промысл Божий.

Когда слово бог пишется с маленькой буквы , а когда — с большой? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ей-богу и т. д. Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=ortho

В религиозных текстах я часто встречал фразы типа: «на всё воля Его», «будучи безгрешным по своей природе, Он принял мученическую смерть на кресте» и т.д.(имеется в виду Бог). Является ли такое написание с большой буквы правильным? И если да, то в каких ещё случаях можно писать эти слова с большой буквы, если не считать начала предложения?

Ответ справочной службы русского языка

Да, в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах местоимения, заменяющие слова Бог, Божий, пишутся с прописной буквы. Также с прописной буквы не в начале предложения местоимения могут быть написаны в тех контекстах, где им придается особый высокий смысл (например, написание Ты, Твой с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — // Всё в облике одном предчувствую Тебя. // Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, // И молча жду,— тоскуя и любя).

Здравствуйте!
На вопрос № 248385 (http://www.gramota.ru/spravka/buro/29_346928)
«В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?»
Ваша служба дала следующий ответ:
«В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.
Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.

В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.»
Хотелось бы уточнить некоторые моменты:
1) Вы начинаете свой ответ фразой «В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией», правильно ли я понимаю, что документ 1956 это самые современные правила, регламентирующие написание этого слова ? Если это так, то фактически в «в практике письма последних двух десятилетий» слово «Бог» написанное с большой буквы является ошибкой ?
2) Далее вы отвечаете «Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы.»
Рекомендуется кем ? Не могли бы вы привести ссылку на конкретный документ ?
3) «При этом дело не в религиозной позиции пишущего, а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.»
Полностью с вами согласен в отношении Аллаха. Но слова бог, богородица или господь никак не могут быть собственными именами. Существует тысячи разных богов, рождённых от тысяч разных богородиц.
4) «Итак, сейчас во всех текстах рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях.»
Опять же, кем рекомендуется ? Приведите ссылку на документ.
То есть, как я понимаю, напиши я слово бог в значении «единое верховное существо в монотеистических религиях» с маленькой буквы в школьном сочинении или на диктанте при поступлении в ВУЗ это не будет считаться ошибкой, так как существует всего лишь рекомендации относительно этого слова ?
С уважением.

Ответ справочной службы русского языка

1. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года – это официально действующие в настоящее время правила русского правописания. Официально действующие – но в ряде случаев значительно отстающие от современной практики письма, противоречащие ей, – такой вот парадокс. Написание с прописной буквы слова Бог не соответствует этим правилам, но в той же степени не соответствует им, например, написание с прописной слова Республика в сочетании Французская Республика, ибо согласно правилам 1956 г. слово республика пишется с прописной только «в официальных названиях советских республик и стран народной демократии». Раздел «Прописные буквы» в этом своде правил – пожалуй, наиболее устаревшая часть. В современных словарях и справочниках (некоторые из них приведены в пункте 2) рекомендации свода 1956 года пересмотрены, правила употребления прописных букв сформулированы заново, сейчас следует руководствоваться именно этими правилами.

3. В политеистических религиях, действительно, существуют тысячи богов, поэтому, если речь идет об одном из верховных существ в политеистических религиях, бог – нарицательное существительное (и пишется со строчной). Однако монотеистические религии основаны как раз на том принципе, что существует только один бог, поэтому в значении ‘единое верховное существо в монотеистических религиях’ слово Бог сближается с именем собственным, на этом и основана рекомендация писать это слово с прописной.

4. См. пункт 2. В этих изданиях употребляется именно слово «рекомендуется» (поэтому и мы так пишем). По поводу того, как оценивается написание бог / Бог в школьных сочинениях и диктантах, ничего не можем сказать (не знаем); вероятно, правильнее всего было бы не считать ошибкой ни то, ни другое написание, но рассказать ученикам о данной орфографической проблеме, о том, как она решается сейчас, какие рекомендации приведены в современных справочниках по правописанию.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как написать фразу «суд божий». Имеются в виду строчные-прописные.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: суд Божий.

Добрый день.
Есть ли случаи, при которых Ты и Твой пишутся с прописной буквы?
спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Написание местоимений Ты, Твой с прописной буквы возможно: а) в церковно-религиозных текстах, когда эти местоимения заменяют слова Бог, Божий, употребляются как обращение к Богу, б) в особом стилистическом употреблении, близком к описанному выше (например, написание с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству).

Уважаемые господа!
В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.

Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.

В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.

Нужно ли писать «божий» с прописной буквы в словосочетании «божья искра»?

Ответ справочной службы русского языка

Искра божья (в ком, у кого) пишется со строчной.

Здравствуйте. Как правильно писать? Божья или божия.

Ответ справочной службы русского языка

Вам поможет наша «Проверка слова» с электронными словарями (нужно набрать _божий_).

Здраствуйте, уважаемая грамота!. Помогите. Кстати, срасибо, за ответы на вопросы. Нужно ли тире? Мой муж (-) божий одуванчик?

Ответ справочной службы русского языка

Тире нужно. Страницы: 2 последняя

Закон Божий

Закон Божий

Зак’он Б’ожий, Зак’она Б’ожьего

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Смотреть что такое «Закон Божий» в других словарях:

  • Закон Божий — I • Закон Божий 1) общее название основных принципов и идей религиозного вероучения и соответствующих норм поведения, знание которых обязательно для его последователей. 2) Учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился …   Энциклопедический словарь

  • Закон Божий — В иудаизме синоним Священного Писания иудаизма Торы (ивр. תּוֹרָה‎, букв. «учение, закон»). В христианстве: совокупность догматов веры, толкований Библии; религиозно ориентированная учебная дисциплина …   Википедия

  • ЗАКОН БОЖИЙ — ЗАКОН БОЖИЙ, обязательный предмет в начальных и средних учебных заведениях России до 1917; преподавался священнослужителями. С 1990 х гг. преподается в воскресных школах и некоторых других учебных заведениях …   Современная энциклопедия

  • ЗАКОН БОЖИЙ — 1) общее название основных принципов и идей религиозного вероучения и соответствующих норм поведения, знание которых обязательно для его последователей.2) Учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАКОН БОЖИЙ — то же, что Книги бытия украинского народа …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАКОН БОЖИЙ — церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. До XVIII в. в России начальное образование входило в компетенцию Церкви, оно строилось на чтении… …   Православная энциклопедия

  • Закон Божий — Для того чтобы распознавать добрые дела от худых, мы имеем следующие средства: закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии, О внутреннем законе свящ. Писание говорит следующим образом: Они (т.е.… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Закон Божий —    чтобы отличить добрые дела от худых, христиане имеют следующие средства: свидетельство совести, или внутренний закон, и Закон Божий, внешний, изложенный в десяти заповедях Господних. О внутреннем законе Священное Писание говорит следующее:… …   Православная энциклопедия

  • Закон Божий — учебный предмет, изучаемый в образовательных учреждениях дореволюционной России. Содержание данной учебной дисциплины включало в себя знакомство учащихся начальных и средних учебных заведений с Библией, Заповедями Божиими, изучение молитв и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Закон Божий (дисциплина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон Божий. Закон Божий религиозно ориентированная учебная дисциплина, существовавшая или ныне существующая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе… …   Википедия

  • Закон Божий — в общем смысле слова всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; в смысле более специальном один из главных учебных предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смотреть что такое ЗАКОН БОЖИЙ в других словарях:

ЗАКОН БОЖИЙ

в общем смысле слова всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; в смысле более… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

Закон Божий — в общем смысле слова всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; … смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ, 1) общее название основных принципов и идей религиозного вероучения и соответствующих норм поведения, знание которых обязательно для его последователей. 2) Учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распространился в странах с официально поддерживаемой (государственной) религией. В условиях отделения церкви от государства либо исключен из числа предметов преподавания в государственных школах, либо признан факультативным для учащихся. В России первый учебник закона божьего составлен Феофаном Прокоповичем («Первое учение отроком…», 1720). В 19 в. являлся основным нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Преподавался преимущественно священнослужителями (законоучителями). После Октябрьской революции преподавание закона божьего было отменено во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях страны. С нач. 1990-х гг. в Российской Федерации преподавание закона божьего ведется в частных общеобразовательных школах по желанию учащихся и родителей и в воскресных школах.<br><br><br>… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ — 1) общее название основных принципов и идей религиозного вероучения и соответствующих норм поведения, знание которых обязательно для его последователей.<p>2) Учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распространился в странах с официально поддерживаемой (государственной) религией. В условиях отделения церкви от государства либо исключен из числа предметов преподавания в государственных школах, либо признан факультативным для учащихся. В России первый учебник закона божьего составлен Феофаном Прокоповичем («Первое учение отроком…», 1720). В 19 в. являлся основным нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Преподавался преимущественно священнослужителями (законоучителями). После Октябрьской революции преподавание закона божьего было отменено во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях страны. С нач. 1990-х гг. в Российской Федерации преподавание закона божьего ведется в частных общеобразовательных школах по желанию учащихся и родителей и в воскресных школах.<br></p>… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ, 1) общее название основных принципов и идей религиозного вероучения и соответствующих норм поведения, знание которых обязательно для его последователей. 2) Учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях.
Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распространился в странах с официально поддерживаемой (государственной) религией. В условиях отделения церкви от государства либо исключен из числа предметов преподавания в государственных школах, либо признан факультативным для учащихся.
В России первый учебник закона божьего составлен Феофаном Прокоповичем («Первое учение отроком…», 1720). В 19 в. являлся основным нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Преподавался преимущественно священнослужителями (законоучителями). После Октябрьской революции преподавание закона божьего было отменено во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях страны.
С нач. 1990-х гг. в Российской Федерации преподавание закона божьего ведется в частных общеобразовательных школах по желанию учащихся и родителей и в воскресных школах…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

   — учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распространился в странах с гос… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ , 1) общее название основных принципов и идей религиозного вероучения и соответствующих норм поведения, знание которых обязательно для его последователей. 2) Учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распространился в странах с официально поддерживаемой (государственной) религией. В условиях отделения церкви от государства либо исключен из числа предметов преподавания в государственных школах, либо признан факультативным для учащихся. В России первый учебник закона божьего составлен Феофаном Прокоповичем («Первое учение отроком…», 1720). В 19 в. являлся основным нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Преподавался преимущественно священнослужителями (законоучителями). После Октябрьской революции преподавание закона божьего было отменено во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях страны. С нач. 1990-х гг. в Российской Федерации преподавание закона божьего ведется в частных общеобразовательных школах по желанию учащихся и родителей и в воскресных школах…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

. Для того чтобы распознавать добрые дела от худых, мы имеем следующие средства: закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешн… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

1) Орфографическая запись слова: закон божий2) Ударение в слове: Зак`он Б`ожий3) Деление слова на слоги (перенос слова): закон божий4) Фонетическая тра… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

Закон Божий. Для того чтобы распознавать добрые дела от худых, мы имеем следующие средства: закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии, О внутреннем законе ·свящ. Писание говорит следующим образом: Они (·т.е. язычники) показывают, что дело закона написано у них в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2:15 ). При внутреннем законе, существующем в сердце каждого из нас, дан еще и внешний закон, потому что люди не слушались внутреннего закона, и провождая плотскую греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона: почему и нужно было напомнить его им внешне посредством заповедей. Для чего же закон? говорит ·ап. Павел, он дан после по причине преступлений (Гал.3:19 )…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

— основы православия; в дорев. России предмет преподавания в низших и средних уч. заведениях. В низших школах преподавалась священная история, объяснялось богослужение и катехизис. Детей обучали также молитвам. В уч-щах и г-зиях к перечисленному добавлялась история христианской церкви. К преподаванию З. Б. допускались преим. священнослужители РПЦ и лица, окончившие курс в дух. уч. заведениях (правосл. семинарии и академии); в исключительных случаях — правосл. педагоги, не прошедшие дух. школы. Наблюдение за преподаванием З. Б. лежало на местном архиерее, следившем за выполнением учениками долга исповеди и причастия и бывшем их дух. наставником. Часто преподаватель-иерей в учеб. заведениях, где имелись домовые ц., совершал там богослужения…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

учебный предмет, изучаемый в образовательных учреждениях дореволюционной России. Содержание данной учебной дисциплины включало в себя знакомство учащихся начальных и средних учебных заведений с Библией, Заповедями Божиими, изучение молитв и практику церковной жизни. После Октябрьской революции его преподавание было отменено. В настоящее время он вновь изучается в православных школах и гимназиях, в воскресных школах. «Закон Божий», в широком смысле, подразумевает религиозное учение, предписывающее своим последователям общие правила поведения в жизни…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

обязательный предмет в начальных и средних учебных заведениях царской России, преподавался священнослужителями. Цель — воспитание учащихся в духе православия. Учащихся знакомили со структурой и содержанием Библии, с основными молитвами, заповедями, церковными ритуалами. После Октябрьской революции преподавание З. Б. в общеобразовательных государственных учреждениях было отменено…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

(обязат. предмет в начальных и средних уч. заведениях царской России, преподавался священнослужителями. Целью преподавания З. б. было воспитание учащихся в духе православия. Учащихся знакомили со структурой и содержанием Библии, с осн. молитвами, заповедями и т. д. После Октябрьской революции преподавание 3. б. в СССР в общеобразовательных уч. заведениях было отменено. … смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

обязат. предмет в начальных и средних уч. заведениях царской России, преподавался священнослужителями. Целью преподавания З. б. было воспитание учащихся в духе православия. Учащихся знакомили со структурой и содержанием Библии, с осн. молитвами, заповедями и т. д. После Октябрьской революции преподавание 3. б. в СССР в общеобразовательных уч. заведениях было отменено…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

один из учебных предметов в начальных и средних учебных заведениях дореволюционной России, где православие было государственной религией. Знакомил учащихся со структурой и содержанием Библии, основами православного вероучения и обрядности, а также историей христианства и православия. Преподавался священниками-законоучителями…. смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные правила жизни и деятельности. Как учебный предмет слагается из катехизиса, Священной … смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

Ударение в слове: Зак`он Б`ожийУдарение падает на буквы: о,оБезударные гласные в слове: Зак`он Б`ожий

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ, обязательный предмет в начальных и средних учебных заведениях России до 1917; преподавался священнослужителями. С 1990-х гг. преподается в воскресных школах и некоторых других учебных заведениях. <br>… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

Ист. Вероисповедание как предмет преподавания в дореволюционной школе. На экзамене по закону божию присутствовали архиерей, губернатор, городской голов… смотреть

ЗАКОН БОЖИЙ

• предмет обучения
hittan• предмет обучения
vallástan

ЗАКОН БОЖИЙ

Начальная форма — Закон божий, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ЗАКОН БОЖИЙ

«ЗАКОН БОЖИЙ», то же, что «Книги бытия украинского народа».

ЗАКОН БОЖИЙ

«ЗАКОН БОЖИЙ» — то же, что «Книги бытия украинского народа».

  • божий закон,
    Существительное
    мн. божьи законы

Склонение существительного божий законм.р.,

Единственное число

Множественное число

Единственное число

Именительный падеж
(Кто? Что?)

божий закон

божьи законы

Родительный падеж
(Кого? Чего?)

божьего закона

божьих законов

Дательный падеж
(Кому? Чему?)

божьему закону

божьим законам

Винительный падеж
(Кого? Что?)

божий закон

божьи законы

Творительный падеж
(Кем? Чем?)

божьим законом

божьими законами

Предложный падеж
(О ком? О чем?)

божьем законе

божьих законах

Множественное число

Всего найдено: 19

Скажите, пожалуйста, с какой буквы пишется слово «божий» в следующих словосочетаниях и почему: свет божий, божьи овечки, агнцы божьи, божьи войны, божьи слуги.

Ответ справочной службы русского языка

С прописной буквы рекомендуется писать прилагательные, образованные от слов Бог, Господь, напр.: благодать Божия, Господняя (Господня) воля, храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия (но в переносном значении — строчная буква, напр.: божественный ‘восхитительный’; то же в таких устойчивых сочетаниях, как божий одуванчик, божья коровка).

Выберите нужное написание в зависимости от смысла сочетания. Ср., например: свет Божий (в религиозном значении) и свет божий (устойчивое сочетание в значении ‘белый свет’: Песочницу засыпало снегом, а потом еще снегоуборочная машина накатила сугроб на то место, где она стояла, так что до весны выковырять ее на свет божий не представлялось возможным. А. Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него).

Обратите внимание, что в правиле используется слово рекомендуется. Орфографической ошибкой выбор прописной буквы вместо строчной (и наоборот) не будет.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая, находящаяся в скобках? На этот вопрос можно дать несколько ответов: во-первых, гроза — это не просто величественное явление природы, это нечто судьбоносное, например(,) социальное потрясение, изменение в сознании общества; во-вторых, гроза — это религиозный знак, указывающий на гнев Божий.

Ответ справочной службы русского языка

После слова например запятую ставить не нужно. Слово например стоит в начале присоединительной конструкции, поэтому от самой конструкции оно не отделяется. 

Здравствуйте. Пишу стихи. Помогите пожалуйста выбрать самый грамотный, самый правильный вариант: 1. На всех не угодишь. Ну, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 2. На всех не угодишь. Но, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 3. На всех не угодишь. Ну а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 4. На всех не угодишь. Но а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. Очень жду от Вас совета. Заранее благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Третий вариант самый правильный, только слово суд следует писать с маленькой буквы.

«Но Божий мир, как прежде, некомфортен…» Нужно ли обособлять «как прежде» (значение: Божий мир сегодня такой же некомфортный, как и вчера)? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

При таком значении (некомфортен в той же степени, что и прежде) запятые не нужны.

Пожалуйста, очень срочно!!! Как писать: помазанник божий?

Ответ справочной службы русского языка

Об императоре: помазанник Божий. О Мессии (Христе): Помазанник Божий.

Пожалуйста, очень срочно!!! С прописной или строчной следует писать «божий храм», «божий венец», «раб божий»?

Ответ справочной службы русского языка

В этих сочетаниях следует писать с прописной буквы Божий

Посоветуйте, пожалуйста. 1. Нужно ли писать слово «божественный» с заглавной буквы, если оно по смыслу близко к слову «Божий», например: «божественное намерение и руководство» (в смысле, что намерение имеет Бог и руководство осуществляет Бог). 2. Нужна ли запятая. «По милости Бога и с помощью оберегающего нас Господа (,) мы обретем спасение и жизнь вечную». Коллега настаивает на постановке запятой, мне же кажется, что вследствие «тесной и прямой» логики запятая была бы избыточна.

Ответ справочной службы русского языка

1. Да, в этом значении прилагательное Божественный пишется с большой буквы.

2. Вы правы, корректно без запятой.

Здравствуйте, уважаемые авторы! Подскажите, пожалуйста. Верно ли мнение, что слово «промысел» обозначает только ремесло, а слово «промысл» — провидение как религиозный термин? Правильно ли написать «Промысел Божий«?

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘занятие, ремесло’ правильно только промысел. В значении ‘провидение’ правильно: промысел и промысл, Промысел Божий и Промысл Божий.

Когда слово бог пишется с маленькой буквы , а когда — с большой? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ейбогу и т. д.  Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=ortho

В религиозных текстах я часто встречал фразы типа: «на всё воля Его», «будучи безгрешным по своей природе, Он принял мученическую смерть на кресте» и т.д.(имеется в виду Бог). Является ли такое написание с большой буквы правильным? И если да, то в каких ещё случаях можно писать эти слова с большой буквы, если не считать начала предложения?

Ответ справочной службы русского языка

Да, в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах местоимения, заменяющие слова Бог, Божий, пишутся с прописной буквы. Также с прописной буквы не в начале предложения местоимения могут быть написаны в тех контекстах, где им придается особый высокий смысл (например, написание Ты, Твой с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — // Всё в облике одном предчувствую Тебя. // Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, // И молча жду,— тоскуя и любя).

Здравствуйте!

На вопрос № 248385 (http://www.gramota.ru/spravka/buro/29_346928)
«В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?»

Ваша служба дала следующий ответ:
«В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.

Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.

В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.»

Хотелось бы уточнить некоторые моменты:
1) Вы начинаете свой ответ фразой «В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией», правильно ли я понимаю, что документ 1956 это самые современные правила, регламентирующие написание этого слова ? Если это так, то фактически в «в практике письма последних двух десятилетий» слово «Бог» написанное с большой буквы является ошибкой ?

2) Далее вы отвечаете «Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы.»

Рекомендуется кем ? Не могли бы вы привести ссылку на конкретный документ ?

3) «При этом дело не в религиозной позиции пишущего, а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.»

Полностью с вами согласен в отношении Аллаха. Но слова бог, богородица или господь никак не могут быть собственными именами. Существует тысячи разных богов, рождённых от тысяч разных богородиц.

4) «Итак, сейчас во всех текстах рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях.»

Опять же, кем рекомендуется ? Приведите ссылку на документ.
То есть, как я понимаю, напиши я слово бог в значении «единое верховное существо в монотеистических религиях» с маленькой буквы в школьном сочинении или на диктанте при поступлении в ВУЗ это не будет считаться ошибкой, так как существует всего лишь рекомендации относительно этого слова ?

С уважением.

Ответ справочной службы русского языка

1. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года – это официально действующие в настоящее время правила русского правописания. Официально действующие – но в ряде случаев значительно отстающие от современной практики письма, противоречащие ей, – такой вот парадокс. Написание с прописной буквы слова Бог не соответствует этим правилам, но в той же степени не соответствует им, например, написание с прописной слова Республика в сочетании Французская Республика, ибо согласно правилам 1956 г. слово республика пишется с прописной только «в официальных названиях советских республик и стран народной демократии». Раздел «Прописные буквы» в этом своде правил – пожалуй, наиболее устаревшая часть. В современных словарях и справочниках (некоторые из них приведены в пункте 2) рекомендации свода 1956 года пересмотрены, правила употребления прописных букв сформулированы заново, сейчас следует руководствоваться именно этими правилами.

2. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2007; В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2007;  Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.

3. В политеистических религиях, действительно, существуют тысячи богов, поэтому, если речь идет об одном из верховных существ в политеистических религиях,  бог – нарицательное существительное (и пишется со строчной). Однако монотеистические религии основаны как раз на том принципе, что существует только один бог, поэтому в значении ‘единое верховное существо в монотеистических религиях’ слово Бог сближается с именем собственным, на этом и основана рекомендация писать это слово с прописной.

4. См. пункт 2. В этих изданиях употребляется именно слово «рекомендуется» (поэтому и мы так пишем). По поводу того, как оценивается написание бог / Бог в школьных сочинениях и диктантах, ничего не можем сказать (не знаем); вероятно, правильнее всего было бы не считать ошибкой ни то, ни другое написание, но рассказать ученикам о данной орфографической проблеме, о том, как она решается сейчас, какие рекомендации приведены в современных справочниках по правописанию.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как написать фразу «суд божий«. Имеются в виду строчные-прописные.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: суд Божий.

Добрый день.

Есть ли случаи, при которых Ты и Твой пишутся с прописной буквы?
спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Написание местоимений Ты, Твой с прописной буквы возможно: а) в церковно-религиозных текстах, когда эти местоимения заменяют слова Бог, Божий, употребляются как обращение к Богу, б) в особом стилистическом употреблении, близком к описанному выше (например, написание с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству).

Уважаемые господа!

В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.

Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.

В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.

Нужно ли писать «божий» с прописной буквы в словосочетании «божья искра»?

Ответ справочной службы русского языка

Искра божья (в ком, у кого) пишется со строчной.

Закон божий

закон божий

Закон Божий

Зак’он Б’ожий, Зак’она Б’ожьего

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».

В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др..

1999.

См. в других словарях

1.

  Как написать слово (словосочетание) Закон Божий? Как правильно поставить ударение и какие имеет словоформы слово (словосочетание) Закон Божий? Закон Божий ⇒ Правильное написание: Закон Божий ⇒ Гласные буквы в слове: Закон Божий гласные выделены красным гласными являются: а, о, о, и общее количество гласных: 4 (четыре) • ударная гласная: Зако́н Бо́жий ударная гласная выделена знаком ударения « ́» ударение падает на буквы: о, о, • безударные гласные: Закон Божий безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  » безударными гласными являются: а, и общее количество безударных гласных: 2 (две) ⇒ Согласные буквы в слове: Закон Божий согласные выделены зеленым согласными являются: З, к, н, Б, ж, й общее количество согласных: 6 (шесть) • звонкие согласные: Закон Божий звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  » звонкими согласными являются: З, н, Б, ж, й общее количество звонких согласных: 5 (пять) • глухие согласные: Закон Божий глухие согласные выделены двойным подчеркиванием «  » глухими согласными являются: к общее количество глухих согласных: 1 (одна) ⇒ Формы слова: Зако́н Бо́жий,…

Как пишется слово

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заколят или заколют как правильно пишется
  • Заколыхалась как пишется
  • Заколотилось сердце как пишется
  • Заколотилось как пишется правильно
  • Заколеровать как пишется правильно