Всего найдено: 37
Здравствуйте! Склоняется ли слово зам. редактора? Пошёл к зам. редакторУ или пошёл к зам. редакторА?
Ответ справочной службы русского языка
Зам. редактора — это не слово, а словосочетание с сокращенным первым словом. Второй компонент не склоняется, например: к зам. редактора (ср. к заместителю редактора).
Как правильно написать в письме где подписывает первый зам.главы администрации? Первый Заместитель главы администрации или всё с заглавной буквы?
Ответ справочной службы русского языка
С заглавной буквы нужно писать первое слово в названии должности в том случае, если с названия начинается предложение, в том числе подпись. Последующие слова пишутся только со строчной буквы.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, норму сокращения «заместитель директора»: зам. директора или замдиректора? А может, возможны обе?
Ответ справочной службы русского языка
Возможно написание и замдиректора (сложносокращенное слово), и зам. директора (графическое сокращение слова заместитель). О различии зам. директора – замдиректора см. в ответе на вопрос № 237554.
Здравствуйте!
Заместитель заведующего дневного отделения? или зам.зав. дневным отделением?
Ответ справочной службы русского языка
Заместитель заведующего дневным отделением.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, родовую принадлежность слова «роль» в значении «готовый сверток бумаги». В словарях представлена противоречивая информация:
1. В орфоэпическом словаре под ред. Р.И. Аванесова (1983), И.Л. Резниченко (2006), толковом словаре С.И. Ожегова сказано: РОЛ, -а, м. (спец.). 1. Цилиндр, вал в механизмах. 2. То же, что рулон. РОЛЬ2, -я, м. (спец.). То же, что рол (во 2 знач.). Слово «роль» мужского рода.
В Большом толковом словаре русского языка в 4-х томах под ред С.А. Кузнецова (2009 г.), представленном на Вашем сайте, сказано:
РОЛ, а, м. [нем. Rolle] (спец.). 1. Цилиндр, вал, каток. 2. Сверток цилиндрической формы из листов или сплошной ленты какого-н. материала. РОЛЬ2, и, ж. (спец.). То же, что рол во 2 знач. Согласно словарю С.А. Кузнецова, «роль» — слово женского рода. Получается, что правильно сказать «вес промышленной роли бумаги составляет 500 кг»??? Но ведь это некорректно. Считаю, что верно было бы сказать «вес промышленного роля (а) бумаги составляет 500 кг». А как думаете Вы, уважаемые коллеги?В дополнение хотелось бы узнать, какое сокращение правильно: Зам. начальника или замначальника?
Очень жду Вашего ответа. С уважением, Наталия.
Ответ справочной службы русского языка
Роль как сверток — мужского рода.
Правильно: зам. начальника и замначальника.
Здравствуйте!
Пожалуйста, подскажите как правильно поставить ударение в фамилии Козак (имеется в виду Дмитрий Козак, зам.пред. правительства РФ), склоняется ли она и на какую букву в этом случае падает ударение. Заранее благодарна.
Ответ справочной службы русского языка
В «Словаре собственных имен русского языка» Ф. Л. Агеенко зафиксировано: Дмитрий Козак, Дмитрия Козака. Т. е. ударение при склонении переходит на окончание.
Как правильно написать:
Зам*(г)енеральгого директора — знак препинания какой? Если в рамках организации мы пишем с прописной буквы названия должностей (в т.ч. Генеральный директор), то в должности зама ГЕНЕРАЛЬНЫЙ будет писаться с прописной или строчной буквы?
Ответ справочной службы русского языка
Верное написание: генеральный директор, зам. генерального директора.
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста, как правильно в написании слово6 замначальника, слитно или через точку? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: замначальника и зам. начальника (графическое сокращение от заместитель начальника). См. также ответ на вопрос № 258331.
Как пишется «зав отделом»? Нужна ли точка после «Зав»? Или, может быть, «завотделом»? Еще пример: «Зав Отделом культуры в ЦК» — правильно или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Возможны варианты завотделом и зав. отделом.
Слова завотделом, завкафедрой, замдекана, завбиблиотекой и т. п. (такое написание отвечает правилу: первые части сложных слов зав…, зам... пишутся слитно) более характерны для устной речи и не всегда могут быть уместны на письме (например, вряд ли возможно в подписи к официальному документу: завбиблиотекой, завотделом). Полные же варианты заведующий библиотекой, заместитель декана, заведующий отделом являются стилистически нейтральными и применяются как в устной, так и в письменной речи. От них и образуются сокращения зав. библиотекой, зам. декана, зав. отделом, являющиеся нормативными и общеупотребительными.
Здравствуйте. Объясните ,пожалуйста,применение местоимения СВОЙ. Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Большой толковый словарь
СВОЙ, своего; м.; СВОЯ, своей; ж.; СВОЁ, своего; ср.; мн.: свои, своих. местоим. прил.
1.
Принадлежащий или свойственный себе. Сделать своими руками. Не верить своим глазам. Своя голова на плечах. Пожаловать со своего плеча (об одежде). По своему характеру — просто ангел! Своя жизнь, свои заботы у каждого. Изложить свои мысли. К своему удивлению. Рассказать историю своей жизни. Скрыть своё прошлое. Рассчитывать на свои силы. Иметь свой угол
(часть квартиры — обычно комната, принадлежащая себе; местожительство для себя, приют, пристанище). Жить своим домом
(отдельно от родителей и родных; самостоятельно). Жить своим умом
(самостоятельно, независимо от советов посторонних). Жить в своё удовольствие
(весело, беспечно). Пришёл не своей волей
(против желания). Идти на своих двоих
(пешком). На свою голову
(во вред, в ущерб себе). На свой страх и риск
(взяв всю полноту ответственности за последствия на себя). Знать что-л. как свои пять пальцев
(очень хорошо, досконально). Стоять на своих ногах
(быть независимым, самостоятельным). Ещё в своём уме (разг.;
о том, кто является психически нормальным). Не в своём уме (разг.;
о том, кто потерял здравый смысл, сошёл с ума). Кричать не своим голосом (разг.;
громко и отчаянно — обычно от ужаса, горя и т.п.). Принять что-л. на свой счёт
(счесть относящимся к себе). Не видать как своих ушей
(о безнадёжности увидеть или получить кого-, что-л.). Дудеть в свою дуду
(беспрестанно повторять одно и то же). Рассказать своими словами
(передав общий смысл, не придерживаясь точных выражений услышанного, прочитанного). Не в своё дело не суйся!
(не касающееся тебя). * Не в свои сани не садись (погов.:
не занимай не подобающего тебе положения, не берись за то, чего не умеешь делать). * Своя рубашка ближе к телу; своя шкура дороже (погов.:
о том, кто беспокоится только о себе). * Своя рука владыка (погов.:
о возможности поступать по своему усмотрению, желанию). //
Совершаемый, изготовляемый и т.п. лично, самим; исходящий от самого себя. Получить премию за своё изобретение. Сдать в редакцию свою статью. Поручиться за качество своей работы.
Ларец своей работы. Сдержать своё слово. Выполнить свои обязанности. Жить свои трудом. Мастер своего дела. Внести свою лепту во что-л. (высок.). Сообщить о своём решении. Картошка своя, огурцы свои
(не покупные). Сказать своё слово (также:
проявить в чём-л. себя; сыграть свою роль в чём-л.). Со своей стороны препятствовать не буду
(лично сам). Идти своей дорогой, своим путём
(поступать и действовать самостоятельно, независимо, в соответствии со своим желанием, выбором). //
Не искусственный, не поддельный, естественный. С. цвет лица. У вас парик? — Нет, свои (о волосах). Умереть своей смертью
(не насильственной). Умереть не своей смертью
(насильственно, погибнуть).
2.
Собственный, составляющий имущество или достояние отдельного лица, учреждения. Растить свои кадры. Иметь свою машину, дачу. Раздать всё своё имущество, всю свою зарплату. Купить за свои деньги. У них свой домик в деревне. При заводе своя больница. Предприятие имеет свой счёт в валютном банке. Идти в отпуск за свой счёт
(без сохранения содержания, оплаты).
3.
Относящийся к себе как члену какого-л. коллектива, какой-л. общности; связанный отношениями родства или общим местом работы, социальным положением, взглядами, вкусами и т.п. Пойти в кино со своим классом. Бросить свою семью. Встретиться со своими ветеранами. Оказаться не в своей роте. Любить свою деревню, свою родину. Вернуться после армии на свой завод. Стать в команде своим. Свой парень! Свой брат, архитектор. Люди своего круга. Свой в доску
(преданный, простой, доступный; о человеке). * Свои люди — сочтёмся (Посл.). * У вас своя свадьба, у нас своя (погов.:
давайте не касаться друг друга). * В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.:
будучи в гостях, следует подчиняться чужим правилам и обычаям). //
Не иностранный, не заимствованный; родной, отечественный. Иметь свою отечественную технологию. Развивать свою промышленность. Насытить рынок товарами своего производства. Пользоваться своими энергоресурсами. Говорить на своём, родном языке.
4.
Своеобразный, свойственный только кому-, чему-л. одному, данному или единому. В каждом доме свой запах. В любом движении есть что-то своё, неповторимое. Сказать со своей прямотой и откровенностью. Петь на свой лад. Всяк судит на свой манер. И в осени есть своя прелесть и очарование! У них свои тайны и свои расчёты друг с другом. Творить что-л. по своему образу и подобию
(равняясь на себя). Вырабатывать свой стиль, почерк. Театр имеет своё лицо
(оригинален в своём творчестве). Называть вещи своими именами
(не скрывая истины, не приукрашивая говорить о чём-л.). Проявить своё я
(личное, индивидуальное начало в человеке).
5.
Соответствующий кому-, чему-л.; подходящий для данных условий, обстоятельств, лиц и т.п. На всё есть свои правила. Продать товар по своей цене
(по себестоимости, без завышения). Выполнить свой долг, свои функции. Вступать, входить в свои права
(становиться полноправным хозяином, делаться обычным явлением). Возвратиться на круги своя
(к прежнему состоянию, образу жизни). Быть не в своей тарелке
(не в духе или в состоянии дискомфорта, несоответствия данному обществу, кругу). Знать своё место
(занимать отведённое место — о собаке;
вести себя в соответствии со своим положением — о человеке). Поставить на своё место кого-л.
(дать понять зазнавшемуся или чересчур самоуверенному человеку, что он есть на самом деле). Всё на своём месте
(как обычно, как принято). Работать не на своём месте
(не соответствовать по качествам или интересам, склонностям занимаемой должности, работе). * Каждому овощу своё время (погов.:
всё должно делаться вовремя, своевременно). < Свой, -его; м. Разг.
О муже, супруге. Побаиваешься своего-то? По-своему, нареч. 1.
По своему желанию, усмотрению, на свой лад. Хочется жить по-своему. По-своему истолковать мои слова. Всё равно по-своему переделает. Других слушай, а поступай по-своему. -2.
Сообразно своим свойствам, качествам; по-особому, своеобразно. Он по-своему её любит. Картина по-своему хороша. По-своему милый юноша. -3.
На своём родном языке. Лопочет что-то по-своему. В своё время, в зн. нареч. 1.
Своевременно, когда необходимо. Сажать следует всё в своё время. Учись в своё время, потом поздно будет. -2.
Когда-то в прошлом. Любили в своё время гульнуть. Своим ходом, в зн. нареч. 1.
Самостоятельно, независимо от группы и предлагаемого транспорта. Вы поезжайте сейчас, а я своим ходом доберусь. -2.
Так, как нужно, как полагается вне зависимости от внешних обстоятельств. Дела шли своим ходом. Своим порядком; своим чередом, в зн. нареч.
Как обычно, как следует. Дни идут своим чередом. В свою очередь; (трад.-нар.) в свой черёд, в зн. нареч.
В ответ, со своей стороны. Стал ругаться, ну и я в свою очередь в долгу не остался. В своём роде; своего рода, в зн. нареч.
С известной точки зрения; в некоторой степени. Это своего рода обман. В своём роде прекрасное полотно! По своему обыкновению, в зн. вводн. словосоч.
Как обычно. Вставал, по своему обыкновению, рано.
Подскажите, пожалуйста, в деловом документе можно ли писать сокращенно должности или нужно полностью их указывать, например ген. директор, зам. по благоустройству
Ответ справочной службы русского языка
В большинстве случаев более уместным будет несокращенное написание.
Читаю — не верю своим глазам. пожалуйста, объясните, что вы такое отвечаете.
Вопрос № 250022
«Они что нам за пустое место платят?» Какие знаки нужны?
Ирина
Ответ справочной службы русского языка
Возможны варианты пунктуации: Они, что, нам за пустое место платят? Они, что? нам за пустое место платят?
Катя Котельникова
Ответ справочной службы русского языка
Такие варианты пунктуационного оформления предлагает справочник Д. Э. Розенталя «Пунктуация» (раздел «Знаки препинания в текстах разговорной речи»).
Как правильно писать «Зам. Главного бухгалтера» или «Зам. главного бухгалтера»?
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать строчными буквами: зам. главного бухгалтера.
Можно ли так сказать.
«Вакцина расфасована в пластиковые пакеты объемом 100 или 500 мл, что соответствует 1000 или 5000 прививным дозам. «
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
От прививка правильно: прививочный. Прививной – садоводческий термин.
Как будет правильнов родительном падеже — зам. декана или зам. декану?
Благодарю заранее за ответ
Ответ справочной службы русского языка
В родительном падеже — зам. декана (т. е. заместителя декана).
§ 196. Названия должностей, званий,
титулов пишутся со строчной буквы,
напр.: президент, канцлер,
председатель, министр,
премьер-министр, заместитель министра,
мэр, император, королева, хан, шейх,
генеральный секретарь, заслуженный
деятель культуры, лауреат Нобелевской
премии, посол, атташе, директор,
генеральный директор, академик, доктор
наук, профессор, член-корреспондент,
генерал-майор, командующий войсками,
руководитель департамента, заведующий
отделом, управляющий делами. В
официальных текстах названия высших
государственных должностей и титулов
пишутся с прописной буквы, напр.:
Президент Российской Федерации,
Председатель Правительства РФ,
Председатель Государственной думы,
Премьер-министр Индии, Её Величество
Королева Англии (см. также § 202).
Однако в неофициальных текстах эти
названия пишутся со строчной буквы,
напр.: выборы президента, выступление
председателя Госдумы, распоряжение
премьер-министра, приём у королевы.
Из этого следует, что все буквы в любом случае должны быть строчные. С прописной пишутся только названия высших государственных должностей. И то только в официальных текстах.
Относительно сокращения можно сказать только то, что стандартное сокращение есть только для слова «заместитель» — «зам.». А генерального директора можно сокращать, как угодно, руководствуясь общим правилом: читающему должно быть понятно и не должно быть разночтений.
Я бы сократил до «зам. гендиректора».
Перейти к содержанию
«Замдиректора» или «зам директора» – как правильно?
На чтение 1 мин Просмотров 18
Грамматические правила подскажут, как правильно писать «замдиректора» или «зам директора». А может, верны оба слова?
Как правильно пишется?
Согласно языковым нормам, правильно писать «зам. директора».
В разговорной речи допускается «замдиректора».
Какое правило применяется?
Существительное происходит от словосочетания «заместитель директора». Слово пишут без разрыва. Еще примеры: замминистра, замдекана. В официальном письме такое написание недопустимо. «Заместитель» рекомендовано отделять точкой. Таким образом, строгой нормы не существует.
Примеры предложений
И опять замдиректора нет на месте!
Это был зам. директора кинотеатра.
Чем 2 года ему «светит» должность замдиректора.
Из дверей выскочил зам. директора магазина и бросился за автобусом.
Раньше он работал зам. директора крупного отделения банка.
Моя подруга получила должность замдиректора, и я очень за нее рада.
Похожая статья «Сидеть» или «седеть»: как правильно?
Как неправильно писать
Ошибочно писать слово без точки – «зам директора».
В официальных документах лучше писать «заместитель директора» или «зам. директора».
Уже через год он стал зам директора текстильной фабрики.
Первый помощник зам директора следит за стабильным документооборотом.
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
«Ио» или «и.о. директора» как пишется?
Затрудняетесь в написании сокращения «и.о.», в полной форме оно звучит как «исполняющий обязанности»? Оно подчиняется общим грамматическим правилам. Вспомним их.
Правильно пишется
Согласно правилам правописания обе буквы будут строчными и отделяется точкой, за исключением случаев, когда сокращение находится в начале предложения – «и.о.».
Какое правило
Перед нами случай, подчиняющийся общим правилам правописания. Каждое слово сокращается до первой буквы и отделяется точкой.
В обычной позиции обе буквы будут строчными, в начале предложения, как и все слова, буква будет прописной.
Сравнить с другими примерами: т.е., т.п., т.д. Не забывайте, что идущее после сокращения слово нужно писать с маленькой буквы.
Примеры предложений
- И.о. директора – Соловецкий Артем Валерьевич.
- Внизу документа обязательно укажете «и.о. директора».
Неправильно пишется
Недопустимо писать оба компонента сокращения с большой буквы – И.О.
Как правильно писать ВРИО и ИО в документах (+примеры)?
Отсутствие должностного работника в организации зачастую связано с назначением замещающего лица, уполномоченного исполнять его обязанности. Его подпись в официальных документах должна сопровождаться приставкой и.о. или врио. Далее рассмотрим, как правильно указывать в документах аббревиатуру для начальника или директора.
Правовая база
Нередко отсутствие одного из сотрудников сопряжено с необходимостью поручить его обязанности другому работнику, что добавляет к его должностным обязанностям дополнительные функции. Тогда речь идет о совмещении должностей и регламентируется ст. 60.2 ТК.
Законодательство устанавливает порядок применения режима совмещения, но не дает понятия о временном исполнении обязанностей. В статье рассматриваются нормы его установления:
- в рамках рабочей смены (за пределами рабочего времени применяется режим совместительства);
- с письменного согласия;
- с установлением сроков, объемов и содержания дополнительной работы;
- возможность отказаться от режима совмещения в любое время;
- оформление на основании приказа по организации и составлением дополнительного соглашения к трудовому контракту.
Такие же условия распространяются на замещение руководящих лиц компании. Но назначается на эту должность работник на основании распоряжения вышестоящей структуры. С нюансами правильного оформления можете ознакомиться в статье — «Приказ по совмещению должностей в одной организации»
Временно исполняющий обязанности и исполняющий обязанности — в чем разница?
Нормативные документы не содержат расшифровки терминов относительно приставок «и.о.»(исполняющий обязанности) и «врио» (временно исполняющий обязанности). Это режим совмещения и с правовой точки зрения не имеющий существенных отличий. Понятия включают в себя исполнение обязанности другого сотрудника на временной основе.
Следуя же логике, можно проследить различия лишь на уровне дополнения к приставке ио уточнения, отвечающего за временной промежуток. Тогда отличия будут следующие:
- в ситуации, когда ставка является вакантной и не определен человек, кто будет занимать ее на постоянной основе, к замещающему лицу применяется приставка «и.о.»;
- при временном отсутствии работника с установлением точной или примерной даты его возвращения на рабочее место замещающее лицо получает приставку «врио». Например, при убытии сотрудника в командировку, очередной или дополнительный отпуск, на больничный лист и т.д.
Правила применения таких терминов могут быть закреплены локальными нормативными актами компании. Тогда при совмещении следует руководствоваться пунктами этих документов.
Когда употребляется ВРИО, а когда ИО?
Хотя указанные понятия практически не различимы по своей сути, следует указывать их в документах правильно. В зависимости от условий установления совмещения проставляется:
При убытии на время руководителя или иного должностного лица он вправе назначить исполнение обязанностей своему заместителю или иному работнику организации. Это носит временный характер и по истечении временного промежутка он вернется на рабочее место.
При этом осуществляется оформление дополнительного соглашения к трудовому договору о совмещении, где оговаривается размер оплаты труда за отсутствующего работника. В трудовой книжке запись не фиксируется.
Поручение оформляется приказом, где указывается период исполнения обязанностей с приставкой «врио» либо прописывается фраза «на период отсутствия», когда точная дата окончания не ясна. Если замещается руководитель организации, то право подписи переходит к лицу, его замещающему. Об этом целесообразно известить контрагентов и банки-партнеры, направив им копию приказа.
При освобождении руководящей должности вследствие увольнения по личному желанию, перевода на другую должность, снятия вышестоящим органом и т.д. замещение осуществляется лицом с приставкой «и.о.». До момента, пока идет подбор, утверждение и оформление кандидата на постоянной основе он будет осуществлять функции руководителя. Как правило, исполняющим обязанности становится его заместитель.
Оформление происходит с обязательным подписанием дополнительного соглашения, изданием приказа и назначением соответствующей оплаты. В трудовой книжке отметка не делается.
Как правильно писать ВРИО в документах?
Правила написания приставки «врио» часто волнуют делопроизводителей, которым необходимо указывать ее в официальных документах. Поэтому обратимся к правописанию и уточним следующие детали:
- сокращение от «временно исполняющий обязанности» нужно писать строчными буквами – врио, за исключением ситуаций, когда оно стоит в начале предложения;
- между буквами точки не ставятся;
- без кавычек и в одно слово.
Считается неверным написание в документах в следующих видах: ВРИО, Вр.ио, вр.и.о. и иных вариантах.
Как пишется врио директора – пример
Допустимо при указании должности в документе, который подписывается замещающим лицом, прописать либо его текущую должность в соответствии со штатным расписанием либо врио той должности, которая замещается. Поэтому верным будет любой из вариантов.
Рассмотрим ситуацию, когда временно отсутствующего начальника отдела замещает главный специалист того же отдела. В подписи документа может быть один из вариантов:
- врио начальника отдела;
- главный специалист отдела;
- главный специалист, врио начальника отдела.
- «Со слов врио главного врача краевой больницы Иванова И.И…»;
- «Врио директор завода Петров П.П. прокомментировал ситуацию на производстве…».
Как пишется ИО в документах?
Совершенно другая ситуация с указанием приставки ио. Отвечаем на часто задаваемые вопросы, как пишется ио:
- с точками или без — правильно проставив после каждой буквы точку «и.о.»;
- большими или маленькими буквами — в предложении все буквы маленькие «и.о.», в начале предложения начинается с большой «И.о».
Пример для генерального директора:
Так же пишется для всех руководителей организации: начальника, руководителя, главного бухгалтера и т.д.
Другие варианты являются ошибочными и в официальных документах не должны присутствовать. Однако, правовых последствий неверное написание не повлечет.
Обе приставки, характеризующие исполнение обязанностей, являются практикой делопроизводства, не закрепленные законодательно.
(Кому?) И.о. директора? И.о. директору? Как правильно написать в заявлении?
И.о. директора — это исполняющий обязанности директора.
Допустим, исполняющий обязанности директора Соколов Пётр Иванович.
При склонении будут меняться слова исполняющий, Соколов Пётр Иванович, а обязанности директора останутся неизменными, так как главным словом в должности является слово «исполняющий», он выполняет обязанности директора за самого директора, а не выполняет обязанности директору.
Кому? — дательный падеж — исполняющему обязанности директора Соколову Петру Ивановичу.
В сокращенной форме будет писаться так И.о. директора Соколову П.И.
Дословно текст выглядеть должен :
исполняющему обязанности директора Иванову И.И.
Т.Е. исполняющему обязанности (кого?) директора — родительный падеж, но (кому?) Иванову — дательный падеж.
Правильно в заявлении И.о.директора Иванову И.И.
Мы должны понимать, что мы пишем: И.о. директора — это исполняющий обязанности (кого?) директора. Как бы мы не склоняли первую часть этого словосочетания: исполняющий обязанности, исполняющему обязанности и т.д., слово «директора» всегда будет стоять в родительном падеже и отвечать на вопрос: кого?
Правильно писать: И.о. директора.
При написании общепринятых сокращений надо помнить, что эти сокращения все-таки подразумевают под собой некоторые слова, правописание которых подпадает под правила русского языка.
В данном случае «и.о. директора» — это исполняющий обязанности директора. Соответственно, при написании следует использовать склонение по падежам всех слов, входящих в указанное словосочетание. То есть, в дательном падеже (на вопрос — кому?) следует писать — исполняющему обязанности директора или, если с сокращением, и.о. директора. Если же требуется к должности добавить фамилию руководителя, то она также склоняется по падежам и оборот примет следующий вид: и.о. директора Соловьеву Ивану Кузьмичу или и.о. директора Соловьеву И. К.
«Генеральный директор» как пишется?
Нужно использовать фразу «генеральный директор», но вы не знаете, как оно пишется? Грамматические правила позволят нам определить правильное написание и запомнить его.
Правильно пишется
Рассматриваемое словосочетание, в соответствии с нормами, пишется так – генеральный директор.
Какое правило
Если данное словосочетание находится на первом месте в предложении, то пишем его по общим правилам с большой буквы. В иных случаях – с маленькой буквы.
Проверить безударные гласные в обоих словах с помощью ударения не получится. Обе лексемы произошли от латинских слов – «generalis» и «director». Написание обоих слов сохранилось.
Словосочетание можно сократить, и тогда получится существительное «гендиректор».
Примеры предложений
- Нас встретил генеральный директор предприятия и проводил в свой кабинет.
- Генеральный директор опаздывал на встречу, из-за вечно ломающейся машины.
Неправильно пишется
Прочие варианты написания не могут быть нормативными – гиниральный деректор, гинеральный директор, гениральный директор.
Как правильно пишется И. о. директора
Исполнительный директор – должность ответственная, что подразумевает определенные обязанности. Причем далеко не всегда возможно таковые осуществлять самостоятельно. Именно для решения таких задач и создается дополнительная должность – исполняющего обязанности директора.
Общие понятия
Директор – должность достаточно распространенная, ее наличие обязательно во многих случаях. Обычно обуславливается это как раз структурой предприятия. Важно заранее ознакомиться с требованиями в законодательстве – которые определяют необходимость наличия таковой.
Но нередко случается, что самостоятельно справиться со всеми функциями конкретный гражданин попросту не в состоянии. В таком случае выходом становится назначение исполняющего обязанности или заместителя.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 243-19-89 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Отдельно нужно отметить именно порядок оформления документов, их формат и все записи которые должны быть внесены. Не допускается свершать ошибки при оформлении документации. Так как это может стать причиной серьезного штрафа.
Что это такое
Исполнительный директор – должность, подразумевающая материальную и иную ответственность. Именно поэтому важно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями работы такового сотрудника. Причем для функционирования предприятия наличие такового строго обязательно. Нужно будет отметить, что отсутствие директора не позволит проставить печати, а также подписи на важных документов.
Как следствие – юридическое лицо попросту не сможет нормально функционировать. Выходом из такового положения и станет как раз назначение исполняющего обязанности. Также для обозначения должности используется аббревиатура И.О.
Стоит отметить несколько важных моментов:
Показатели | Описание |
Назначение сотрудника осуществляется в соответствии с ТК РФ | составляется договор, готовятся иные документы в обязательном порядке |
Не допускается назначать исполняющего обязанности на должность, которая является вакантной | и на нее необходимо нанимать нового сотрудника |
Помимо обозначенных выше нюансов существует ряд иных. Со всеми ними также лучше всего ознакомиться предварительно. Только так можно не допустить стандартных ошибок. Важно отметить, что алгоритм оформления И.О. стандартный. Необходимо будет составить специальный документ-приказ. Трудовой договор также обязательно должен быть подготовлен.
Чем регулируется
В законодательстве вопрос касательно исполнения обязанностей затрагивается непосредственно. Нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами процесса. Основным НПД, который определяет все основные моменты, является как раз гл.№10 ТК РФ. Часть 3, раздел 1 освещает вопрос документального оформления процесса устройства на работу исполняющего обязанности.
Разделы, изучить которые нужно в первую очередь:
Статья | Описание |
Ст.№60.2 | как осуществляется совмещение профессий, должностей |
Ст.№60.1 | вступление в силу трудового законодательства |
Помимо основных тонкостей, нюансов в ТК РФ нужно будет разобраться и со всеми остальными НПД. Это позволит избежать проблем. Чаще всего сложности возникают из-за банальной юридической неграмотности.
Со всеми ними также важно разобраться. Также подробно раскрывается понятие трудового договора. Определение ему дается в ст.№56 ТК РФ. Работодателю стоит ознакомиться со всеми положениями. Например, не допускается заемный труд.
Вопрос этот затрагивается в ст.№56.1 ТК РФ. Порядок составления трудового договора, а также его содержания отражается в ст.№57 ТК РФ. Отдельно нужно будет ознакомиться и со сроком действия. Он определяется в ст.№58 ТК РФ.
Также трудовой договор может быть срочным. Когда определен некоторый срок действия. Все основные нюансы важно заранее разобрать. Если сотрудник считает, что его права каким-либо образом нарушаются, то следует обратиться за юридической консультацией. Только таким образом можно будет свести к минимуму все сложности, проблемные моменты.
Крайней мерой является обращение в суд. Но нужно отметить, что подобные мероприятия требуют достаточно большого количества времени, а также некоторых средств. Таковой момент лучше всего проработать предварительно. Сегодня трудовые споры – один из самых сложных предметов права.
Особенности написания
Документальное оформление нового сотрудника на работу всегда сопровождается определенными сложностями. В свою очередь это касается и обозначения должности, иных моментов. Стоит отметить, что оформить исполняющего обязанности можно относительно быстро. Но не стоит путаться в терминологии, а также в иных важных аспектах документальной подготовки.
К основным стандартным вопросам, изучить которые следует в первую очередь, относится следующее:
- когда возникает вопрос;
- правила письма;
- нюансы ВРИО;
- когда допускается сокращение;
- часто задаваемые вопросы.
Когда возникает вопрос
Использование правильной терминологии в документации крайне важно. Не стоит забывать, что с виду даже не очень серьезные ошибки могут привести к неприятностям. В первую очередь это касается как раз правильности оформления документов. Для принятия на работу понадобится подготовить персональные документы для И.О. директора.
Упоминание должности осуществляется в следующих бумагах:
- Трудовое соглашение.
- Должностная инструкция.
- Приказ о принятии на работу.
- Приказ о выходе в отпуск.
- Иное.
Важно отражать правильно должность и в бухгалтерской, налоговой отчетности. Какие-либо исключения попросту не допускаются. Именно поэтому во всех обозначенных выше случаях необходимо будет ознакомиться с верным написанием.
Законодательно достаточно подробно регламентированы все основные моменты, связанные с оформлением. но с течением времени они изменяются. Именно поэтому важно постоянно следить за всеми нововведениями в сфере законодательства. Изменения норм законодательства отражаются в СМИ – это журнал «КомерсантЪ», а также Российская Газета. Представлены данные ресурсы и в электронной форме.
Правила письма
Основной вопрос, возникающий касательно правильности написания – это как верно оформить – ВРИО или же И.О. Нужно отметить, что имеется принципиальная разница между двумя таковыми обозначениями. Использование их обоих допустимо, но в разных обстоятельствах.
Нюансы ВРИО
Важно отметить, что аббревиатура ВРИО используется в случае, когда уместно использование термина «временно исполняющий обязанности». Подразумевается, что основной работник будет отсутствовать какой-то определенный, известный период времени.
Под отсутствие подразумевается:
- Отпуск.
- Больничный.
- Иные ситуации, когда человек по какой-то причине не может самостоятельно выполнять свои непосредственные обязанности.
В этот период времени и осуществляется возложение обязательств на заместителя.
Видео: порядок оформления
Когда допускается сокращение
Видео (кликните для воспроизведения). |
Использование сокращения И.О. осуществляется в случае, когда точный период времени отсутствия основного работника по какой-то причине не определен. Причем основания таковые могут быть различными.
Лучше всего самостоятельно ознакомиться с таковыми. Так как только так можно не допустить стандартных ошибок. Причем в трудовую книжку запись о том, что имеет место временное исполнение обязанностей, информация не вносится.
Часто задаваемые вопросы
Основные вопросы, которые возникают чаще всего:
Вопрос | Ответ |
Необходимо использовать акроним или же полное слово? | следует делать выбор в пользу формулировки, наиболее точно отражающеё информацию |
Уместно ли заменять И.О. на ВРИО? | да, если подобное требуется в контексте документа |
Делается ли запись в трудовой книжке при назначении исполняющим обязанности? | нет, не делается, но необходимо будет составить дополнительное соглашение к трудовому договору |
Как пишется и.о. директора с большой или маленькой буквы? | зависит от контекста, допустимы оба варианта |
Процесс оформления имеет свои тонкости, особенности – связанные с нормами оформления деловых документов. Важно заранее проработать все таковые моменты. Так как наличие ошибки в документах, оформляемых таким способом, может стать причиной серьезных неприятностей. Разобраться как правильно писать и.о. генерального директора очень просто.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
- Регионы — 8 (800) 333-88-93
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 113-16-28
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 243-19-89
- Регионы — 8 (800) 551-61-26
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Основы делопроизводства: как пишется «исполняющий обязанности» сокращенно
Врио или и. о. — когда что писать
Врио — это временно исполняющий обязанности за руководителя, когда тот уехал в командировку или временно отсутствует по иной причине.
И. о. назначается в том случае, когда или должность вакантна и идет поиск кандидата, или должность выборная и речь идет об испытательном сроке для одного из кандидатов.
Особое мнение
С юридической точки зрения, «и. о.» и «врио» синонимами не являются. «И. о.» говорит об исполнении дополнительных обязанностей работником по должности, являющейся вакантной, до назначения на эту должность нового работника. При этом работник совмещает свою основную должность и ту, которая является вакантной. «Врио» добавляется к названию должности в случае замещения и исполнения должностных обязанностей временно отсутствующего работника до его выхода. При этом, как показывает практика, работник либо временно переводится на новую работу, либо совмещает ее с предыдущей.
Надо заметить, что для определения размера доплат при временном заместительстве до настоящего времени применяется Разъяснение Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 (ред. от 11.12.1986, с изм. от 11.03.2003) «О порядке оплаты временного заместительства», в соответствии с п. 1 которого, замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и окладом замещаемого работника. Определением ВС РФ № КАС 03-25 от 11.03.2003 было отменено ограничение в оплате труда специалистов, замещающих отсутствующего руководителя, как противоречащее ТК РФ. Правовые положения, относящиеся к этим вопросам, в настоящее время отчасти содержатся в ст. 151 и 74, 72.1, 60.2 ТК РФ.
Однако следует признать, что должного правового регулирования данных вопросов нет, и по этой причине до сих пор возникают и теоретические дискуссии, и сложности в правоприменительной практике.
Врио: расшифровка акронима
Этот вошедший снова в обиход акроним расшифровывается как Вр(еменно) И(сполняющий) О(бязанности). Слово «врио» не склоняется и является существительным общего рода, то есть может обозначать как мужчину, так и женщину. Соответственно, может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и женского рода: новый врио, если речь идет о мужчине, и новая врио, если речь идет о женщине. Как правильно написать исполняющий обязанности директора? Если он временно исполняет эти обязанности, то врио, а если нет? Уберем первые 2 буквы.
И. о. директора (начальника)
Как сократить исполняющий обязанности? С помощью первых букв. В отличие от врио, тут принято ставить точки. Как сокращенно пишется исполняющий обязанности директора? И. о. директора. Почему? Так сложилось.
Делопроизводство: все об и. о. и врио
Когда используются сокращения
Как в документах пишется исполняющий обязанности сокращенно: и. о. Именно так, с точками между букв. Временно исполняющий обязанности — врио. Без точек. Эти сокращения уместны в документах разного рода, публицистике и даже разговорной речи. B официальных документах сокращения и. o. и вpиo пишутcя исключительно перед должностью лицa.
Как правильно писать исполняющий обязанности директора, заместителя, главы…
Если кратко, то исполняющий обязанности начальника управления сокращается до и. о. начальника управления (родительный падеж должности). B официальных документах сокращения и. o. и вpиo пишутcя исключительно перед должностью лицa, не перед фамилией. Никаких других вариантов, кроме врио, данный акроним не допускает.
Как в документах пишется исполняющий обязанности
Примеры сложных случаев и ответы на каверзные вопросы:
- Как правильно пишется во множественном числе: и. о. директора или и. о. директоров? Есть два варианта: и. о. директора (разные исполняющие обязанности директора одной организации), и. о. директоров (разных организаций).
- Исполняющий обязанности с большой или маленькой буквы? В случае сокращения все буквы маленькие.
- Если и. о. стоит в начале предложения, необходимо писать и. о. или И. о.? В начале предложения по правилам русского языка ставится заглавная буква. Это правило действует и в данном случае, пишем с большой.
- И. о. сказал или сказала? Как и в случае врио, в зависимости от пола того, кто занимает должность.
- Как правильно: исполняющий обязанности директора? И. о. директора.
Обязательно ли писать сокращения и. о. и врио в делопроизводстве
Не обязательно, но желательно. Но только перед должностью, название которой стоит в родительном падеже. И только строчными буквами. Особенно часто этот вопрос возникает при написании писем руководителям, которые временно исполняют обязанности. Например, можно написать так
Как пишется «врио» в документах большими или маленькими буквами?
Как пишется «врио»?
Как правильно писать»врио» большими или маленькими буквами?
Аббревиатура состоит из заглавных букв только в том случае, если слова, ее составляющие, являются именами собственными.
В случае же с аббревиатурой «врио», все буквы в ней строчные, потому что все слова, в нее входящие — имена нарицательные.
Исключением является тот случай, если с этого «врио» начинается новое предложение, или оно написано одно, без других слов. Тогда пишем: «Врио».
Очень часто,в отсутствии начальника (отпуск,командировка,болезнь)-его обязанности возлагаются на другого сотрудника.
Возникает вопрос-как называть этого сотрудника,Трудовой кодекс не содержит четких понятий(исполняющий обязанности или временно исполняющий обязанности).
Временно исполняющий обязанности-это дополнительная работа,которая возложена на работника с его письменного согласия.Это оформляется приказом,где работник ставит сою подпись.
Таким образом делаем вывод,что применять приставку врио следует только после оформления надлежащих документов.
Когда словосочетания -исполняющий обязанности и временно исполняющий обязанности в официальных документах используются в виде аббревиатуры точки между буквами не ставятся.
То есть следует писать так:ио—врио-маленькими буквами.
В наше время довольно много людей задаются вопросом о том, как написать акроним «врио» — с большой или маленькой буквы.
На мой взгляд, это можно определить по аналогии со словами, образованными схожим образом.
Всё дело в том, что акроним «врио» образован не путём сложения первых букв, а смешанным путём:
Врио = временно (вр) исполняющий (и) обязанности (о).
Если в аббревиатурах участвуют сразу несколько начальных букв из отдельного слова, то их принято писать строчными буквами, в том числе и должности.
Например: медсестра, завхоз, завуч, управдом, замдиректора.
Исходя из этого, слово «врио» нужно писать маленькими буквами и без точек.
Правильно — врио или Врио (если слово стоит в начале предложения).
Неправильно — ВРИО, ВРиО или вр. и.о.
Врио — есть обозначение должности, точно такое же как, например, как завхоз или дворник. Однако никаких сомнений в написании последних должностей почему-то ни у кого не возникает. Чего нельзя сказать о врио. Аббревиаутра врио согласно правилам будет писаться маленькими буквами, если же с нее начинается предложение, то, по очевидным причинам, первая буква будет большой. Никаких правил, согласно которым допускалось бы написание с чередованием больших и маленьких букв в данном случае нет.
Так, указывая, например, в договоре, что со стороны Поставщика выступает директор (заметьте, также пишем с маленькой буквы) а со стороны Покупателя врио директора — оба слова следует писать с маленькой буквы.
Никаких документов, регламентирующих употребление аббревиатуры ВрИО, не существует. В Трудовом кодексе, который устанавливает понятие «временно исполняющего обязанности», не употребляется никаких аббревиатур и сокращений, равно как и в других законодательных документах. Соответственно, подобные сокращения в делопроизводстве — это общепринятая «самодеятельность».
По правилам русского языка, правильно писать ВрИО, как аббревиатуру. Кто-то считает, что «врио» — это уже акроним. Многие вообще не знают, что это аббревиатура и думают, что это слово такое специальное. Всё это от недостатка образования.
Можно писать и вр.и.о., тогда это будет сокращение, его надо писать через точки. Так обычно не пишут, потому что это неудобочитаемо и не общепринято.
А вывод можно сделать такой — можно писать ВрИО, можно «врио» — сухой документ всё стерпит, будет понятно и так, и так.
Как правильно писать: И. О. или И. о. Генерального директора?
Правильно писать «и.о. генерального директора». Здесь ни в полных словах, ни в сокращениях, нет ни одного имени собственного, чтобы писать его с прописной буквы». Если эта фраза стоит в начале предложения, то по правилам начала предложений, первая буква предложения должна быть прописной, поэтому нужно писать «И.о. генерального директора». Такая ситуация бывает, когда эта фраза пишется в конце документа (где стоят подписи). Правда, во многих договорах слова и «генеральный», и «директор» пишут с прописной буквы. Я не знаю, есть ли на этот счёт правило, или просто какой-то секретарь из подобострастия написал должность своего шефа с прописной буквы, а другие потом решили, что так и надо.
По идее, все эти слова и сокращения должны прописываться строчными буквами. Исключение: если эта конструкция начинает предложение, тогда «И» с точкой мы сделаем заглавной. Это может быть в случае, если, например, такая подпись стоит внизу документа: «И. о. генерального директора такой-то». Если «И. о. и так далее» расположено во второй строке, то «И.» тоже будет заглавной, а почему, более подробно я рассказала здесь.
Обратите внимание, что «генеральный» мы не напишем с большой буквы. С прописной буквы мы имеем право написать лишь высшие государственные должности (Президент, Председатель Правительства). Не нужно допускать здесь излишнего раболепия.
И, кстати, если речь идет о первичных или кадровых документах, имеет смысл указывать конкретную должность человека, который исполняет обязанности директора, без всяких «и. о.».
Поиск ответа
Всего найдено: 70
Спасибо за оперативный ответ! Скажите, пожалуйста, в данных случаях кавычки нужны или нет:
1. Понятия «ИО» или «ВРИО» действующим законодательством не установлены.
2. Довольно часто при посещении государственного ведомства можно увидеть на его двери табличку с аббревиатурами «ИО» или «ВРИО».
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
2. . ..С аббревиатурами « и. о. » и «врио».
Помогите поставить в дательный падеж Ф. И. О. граждан Канады:
Кори Альфрэд Халворсон
Аллан Фредерик Содерберг
Ответ справочной службы русского языка
В дательном падеже: Кори Альфрэду Халворсону; Аллану Фредерику Содербергу.
Как правильно писать И.О.генерального директора или И.О. генеральный директор?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: и. о. генерального директора.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: «И.О.» или «И.о.»? Имею в виду «исполняющий обязанности».
Ответ справочной службы русского языка
Верно написание строчными буквами: и. о.
Подскажите пожалуйста, сокращение словосочетания исполняющий обязанности и. о. , пишется с пробелом или слитно, т. е. между буквами сокращения нет пробела?
Напр.: И. о. главного редактора или и.о. главного редактора.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста!Как понять словосочетание:" И .О. директор ".Спасибо большое!
Ответ справочной службы русского языка
И. о. директора — исполняющий обязанности директора.
Уважаемые, помогите разрешить спор, пожалуйста.
Как правильно написать обращение в официальном письме:
И. О. Директора
ООО «ЕЕС»
Е. С. Ефимовой
И. О. Директору
ООО «ЕЕС»
Е. С. Ефимовой
Ответ справочной службы русского языка
После сокращения «И.о» название должности пишем с маленькой буквы? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, если это не высшая государственная должность, то ее следует писать с маленькой буквы: и. о. генерального директора.
Как правильно написать «от И.о. директора» или «от и.о. директора»
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: от и. о. директора. С большой буквы пишутся только названия высших государственных должностей.
как правильно написать сокращение и.о.генерального директора
Ответ справочной службы русского языка
Правильно — с пробелами: и. о. генерального директора .
Как правильно:
И.О.Генеарльного директора или
И.о.генерального директора.Почему?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно написание строчными буквами: и. о. генерального директора.
Здравствуйте! как правильно написать:
И.о. Генеральному директору Никитину или
И.о. генерального директора Никитину?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: и. о. генерального директора Никитину.
Как правильно написать сокращенно исполняющий обязанности Генерального директора?
1. ио Генерального директора
или
2. И.О. Генерального директора
или
3. ИО Генерального директора
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: и. о. генерального директора.
как писать ФИО-с точками или без?
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: Ф. И. О. (с точками и с пробелами).
Подскажите пожалуйста как пишется должность и.о. технического директора, слово технического с большой буквы или с маленькой? Спасибо!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ответ справочной службы русского языка
С большой буквы пишутся только названия высших государственных должностей. В данном случае правильно строчными: и. о. технического директора.
Источники
- Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
- Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
- Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
- Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
- Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
И о исполнительного директора как писать
Оценка 5 проголосовавших: 1
Поводом написания статьи стали вопросы, пришедшие в редакцию от наших читателей. И действительно, многие не знают, когда должность следует писать с прописной буквы, а когда со строчной, с какой буквы следует писать наименование подразделения внутри должности (думаю, вы часто встречали «генерального директора» и «Генерального директора», «начальника Управления делами» и «главного специалиста сектора делопроизводства» – как правильно все это писать?). Почему должность указывается в мужском роде, даже если ее занимает женщина (например, «заведующий архивом Н.А. Юдина»)?
Вопрос в тему
И снова вопрос, и снова нужна консультация вашего журнала! Училась, училась на делопроизводителя 5 лет, проработала по специальности N-е количество лет, но так и «плаваю» в вопросе правильного написания наименования должности по отношению к наименованию отдела и/или компании. Проще объяснить на конкретном примере. Есть должность: главный специалист сектора делопроизводства компании (каждое слово намеренно написано мною с маленькой буквы). Согласитесь, по написанию каждого слова – уйма вариантов. А как же все-таки верно и с точки зрения грамматики русского языка, и с точки зрения написания по делопроизводству?
И потом, наименование должности может оформляться как отдельным реквизитом, так и употребляться по тексту документа, и, я так понимаю, в зависимости от ситуации применяется разное написание слов. Например, мы оформляем реквизит «подпись» как «Генеральный директор», а по тексту письма пишем «генеральный» с маленькой буквы.
Буду в очередной раз признательна вам за квалифицированный ответ, ведь так приятно с полной уверенностью отстаивать свою точку зрения, а если есть еще и на что сослаться, вообще замечательно!
Вопрос в тему
У нас на предприятии в служебных документах руководители, исполнители, нормоконтролеры считают, что в тексте надо писать слова «генеральный директор» и «заместитель генерального директора» с прописной буквы, а не со строчной. Доказывая обратное, я ссылаюсь на правила русского языка, но это их не убеждает, в ГОСТе Р.30-2003 об этом ничего не сказано. Убедительная просьба указать нормативные документы (а не рекомендации), которыми я смогу оперировать.
Вопрос в тему
Прошу дать разъяснение по использованию женского рода для написания должностей. Правильно ли это? Например, как следует писать – «заведующая архивом Е.С. Смирнова» или «заведующий архивом Е.С. Смирнова»? Встречала разные мнения на этот счет, поэтому интересно будет узнать аргументацию мэтра.
Единственным нормативным документом, содержащим правила употребления прописной и строчной буквы в именах, фамилиях, официальных наименованиях и др. словах, являются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР (далее – Правила). Именно на этих Правилах основываются составители учебной и справочной литературы по культуре речи. В отношении наименований должностей в Правилах имеются два положения:
- § 95, Примечание 6: «Наименования званий, титулов и должностей пишутся со строчной буквы, например: министр, президент, маршал, заслуженный деятель науки, ученый секретарь, сенатор, статский советник, папа, король, шах, хан, паша».
Примечание 7: «Наименования высших должностей и почетных званий в СССР – Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза – пишутся с прописных букв». - § 109: «В текстах официальных сообщений и документов написание наименований должностей, званий, установлений и т.п. с прописной или строчной буквы определяется специальными ведомственными инструкциями».
Из § 95 Правил следует, что названия должностей, кроме высших, пишутся со строчной буквы. Поэтому такие названия должностей, как директор, генеральный директор, руководитель департамента, директор департамента, начальник управления, заведующий отделом и др., следует писать со строчной (маленькой) буквы. Этому же правилу подчиняется написание должности «главный специалист сектора делопроизводства компании», в названии которой мы все слова пишем со строчной буквы. В этом примере в название должности входит еще и название структурного подразделения («сектор делопроизводства»). Правила устанавливают (§ 106), что прописная буква используется только в наименованиях организаций (партийных, правительственных и др.), использования прописной буквы в названиях структурных подразделений Правила не предусматривают.
Хотя сейчас широкое распространение получила практика в крупных организациях писать наименование управлений и департаментов с большой буквы, а входящих в них структур (подразделений более низкого уровня) – с маленькой. Правилами это не предусмотрено, но повсеместно уже считается нормой. Например: «начальник Управления делами», «начальник отдела методологии Департамента экономики и финансов».
Следует сделать оговорку в отношении названия должности «президент». В то время, когда составлялись Правила, такой должности в составе высших должностей нашего государства не было, а в настоящее время Президент Российской Федерации – это одна из высших должностей, в силу чего ее название мы должны писать с прописной буквы (подчеркиваю, если речь идет именно о Президенте Российской Федерации, а не о президенте какой-нибудь компании).
Нужно обратить внимание на § 109 Правил, в котором говорится, что специальными ведомственными инструкциями может устанавливаться использование прописной или строчной буквы в названиях должностей, званий, установлений и т.п. Этим правилом воспользовались для написания должности Мэра Москвы с большой буквы:
Пример 1
Могу в качестве примера привести такой документ, как Регламент Правительства Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП, приложение 4 к которому включает Правила написания слов и словосочетаний, где, в частности, сказано:
«С прописной буквы пишется наименование должности Мэра Москвы.
Со строчной буквы пишутся все должности руководителей органов исполнительной власти города Москвы, организаций, структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы, должностных лиц исполнительной власти города Москвы (кроме Мэра Москвы), например: первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы, советник Мэра Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы, начальник Правового управления Правительства Москвы, заведующий Приемной Правительства Москвы».
Из приведенного примера следует, что ведомственным нормативным документом установлено написание с прописной буквы только одной (высшей) должности в структуре исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для остальных должностей принято общее правило: написание со строчной буквы.
Что же касается оформления реквизитов, в частности, реквизита «подпись», то естественно, мы используем в написании прописную букву в первом слове названия должности, поскольку каждый реквизит – это отдельный самостоятельный элемент оформления документа. Поэтому автор вопроса прав, утверждая, что при оформлении реквизита «подпись» мы пишем «Генеральный директор», а в тексте документа – «генеральный» с маленькой буквы. И не правы те руководители, исполнители, нормоконтролеры, которые считают, что в тексте надо писать должности «генеральный директор» и «заместитель генерального директора» с прописной буквы, а не со строчной.
При этом особенно часто любят писать должности с большой буквы в преамбулах договоров. Правильно это делать с маленькой буквы. Хотя на юридическую силу документа это все равно не повлияет. Важно только при указании должности подписавшего от одной организации с большой буквы должность представителя другой организации из уважения к ней тоже писать с большой буквы. Например: «ЗАО «Холмогоры», далее именуемое Заказчик, в лице Генерального директора Долговязова Д.О., действующего на основании Устава, и ООО «Трехглав», в лице Коммерческого директора Кумового К.Н., действующего на основании доверенности…».
А теперь разберемся с использованием женского рода при написании должностей. Как правильно: «заведующая архивом Е.С. Смирнова» или «заведующий архивом Е.С. Смирнова»?
В русском языке существительные, обозначающие лиц по профессии, должности, занятию, званию, подразделяются на несколько групп:
- Слова, не имеющие парных образований: педагог, судья, адвокат, менеджер, доцент, профессор, кандидат наук, лауреат конкурса, специалист, консультант, юрист, заведующий отделом, директор и др. В официальной речи существительные этой группы сохраняют форму мужского рода и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола. Например: «педагог Петрова Н.Н. предложила…», «профессор Михайлова Р.О. опубликовала монографию…», «Анисимова В.А. принята на должность заведующего отделом конфиденциального делопроизводства» и т.п.
-
Слова, имеющие парные образования: учитель – учительница, ткач – ткачиха, летчик – летчица. Как правило, парные образования имеются у существительных, обозначающих лиц по профессиям или видам деятельности, в равной мере свойственных мужчинам и женщинам. Но, несмотря на наличие форм женского рода, в официальном общении предпочтение отдается форме мужского рода, например, в тексте документа: «На должность учителя начальных классов принята Петрова А.В.».
В других стилях речи существительные женского рода используются в тех случаях, когда иными средствами показать, что речь идет о лицах женского пола, невозможно, например: «Команда наших баскетболисток одержала убедительную победу». -
Слова, имеющие парные образования, используемые преимущественно в разговорной речи. В основном это существительные, оканчивающиеся на -ша и –иха: докторша, билетерша, секретарша, директорша, профессорша, лифтерша, врачиха, дворничиха, сторожиха и др.
В большинстве своем такие слова являются просторечными, часто имеют пренебрежительную окраску, поэтому используются очень ограничено. Нейтральную экспрессивно-оценочную окраску имеют лишь некоторые слова этой группы: портниха, ткачиха, маникюрша (поскольку они являются единственными обозначениями профессий).
При употреблении существительных, обозначающих лиц женского пола по профессии, должности, занятию, званию, в текстах официальных документов нужно учитывать, что:
- употребляется существительное мужского рода независимо от пола лица, занимающего соответствующую должность, профессию и др., то есть независимо от пола лица пишется: «заведующий отделом подготовил отчет об итогах работы за год»; «старший аудитор включен в комиссию по проверке деятельности филиала»; «генеральный директор провел переговоры с представителями заказчика»;
- употребляется существительное мужского рода, если указана женская фамилия лица, занимающего должность, профессию и т.п., при этом сказуемое ставится в форме женского рода: «главный бухгалтер Славина А.П. завизировала проект приказа»; «ведущий специалист Кошелева Е.А. направлена в командировку»;
- не соответствует нормам литературного языка употребление первой части сложного названия должности в женском роде: «старшая эксперт», «младшая технолог», «ведущая аудитор».
Просклонять словосочетание исполнительный директор по падежам
Ниже представлены результаты склонения словосочетания исполнительный директор по всем падежам и числам.
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный | исполнительный директор | исполнительные директора |
Родительный | исполнительного директора | исполнительных директоров |
Дательный | исполнительному директору | исполнительным директорам |
Винительный | исполнительного директора | исполнительных директоров |
Творительный | исполнительным директором | исполнительными директорами |
Предложный | исполнительном директоре | исполнительных директорах |
«Замдиректора» или «зам директора» как пишется?
Сложно определить, как пишется «замдиректора» или «зам директора»? Попробуем найти верный ответ, руководствуясь грамматическими правилами.
Правильно пишется
Строгой языковой норме соответствует следующий вариант написания – зам. директора.
Допустимое написание в неформальной речи – замдиректора.
Какое правило
Сложносокращенное существительное произошло от соответствующего сочетания «заместитель директора». По правилу образованное от него слово нужно писать слитно. Сравните: замминистра, зампред.
Но такое написание не приветствуется в официальных документах. В них либо используется полное словосочетание, либо сочетание с сокращенным первым словом. При этом, необходимо отделять его точкой.
Примеры предложений
- Он был назначен зам. директора, но понятия не имел, как справляться с этой должностью.
- Почему замдиректора вечно нет на рабочем месте?
- Через пару лет ему полагалась должность заместителя директора.
Неправильно пишется
Нельзя писать это существительное раздельно без каких-либо знаков – зам директора.
Предыдущая
Русский язык«Естествено» или «естественно» как пишется? Есть 1 правило!
Следующая
Русский язык«Неремонтопригоден» как пишется? Есть простое правило!