Заявление мэру города образец как написать правильно

Образец обращения граждан

Образец обращения граждан

к главе Городского округа «город Ирбит» Свердловской области

(или заместителям главы администрации Городского округа «город Ирбит» Свердловской области)

Главе (заместителю главы администрации)

Городского округа «город Ирбит» Свердловской области

_______________________________

                                    (Ф.И.О)

От ____________________________

                           (фамилия, имя, отчество)

проживающего по адресу:

_______________________________

телефон для связи: ______________

ОБРАЩЕНИЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

(Изложить суть вопроса, касающегося полномочий главы (заместителя главы администрации)  Городского округа «город Ирбит» Свердловской области)

Приложение: (по желанию заявителя, в случае необходимости подтверждения своих доводов) копии предыдущих обращений (жалоб, заявок, ответов и т.п.) с указанием количества листов.

Если обращение коллективное, то обязательно должны быть подписи всех обратившихся (в оригинале) и указано, кому направить ответ (Ф.И.О., адрес, телефон).

Дата

Подпись

Примечание:

В обращении указываются Ф.И.О. заявителя, точный адрес места жительства с почтовым индексом и контактный телефон. В самом заявлении необходимо указать причину обращения, а именно: кратко изложить суть вопроса, воздерживаясь от эмоциональных оценок. Не следует перегружать заявление излишними малозначительными деталями, за которыми может потеряться суть самого вопроса. При этом желательно, чтобы объем заявления не превышал одного листа.

Желательно указать, к кому из должностных лиц (сообщить их Ф.И.О., должность) и в какое время ранее обращался заявитель, приложить копии всех предыдущих обращений (жалоб, заявок и т.п.) с ответами уполномоченных лиц.

Подробные заранее предоставленные документы значительно экономят время и позволяют уполномоченному лицу, ответственному за подготовку ответа на обращение, более оперативно рассматривать вопросы, затронутые в обращении.

В коллективном обращении необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан и по какому адресу направить ответ и его контактный телефон.

Контактный телефон необходим для того, чтобы должностное лицо, ответственное за подготовку проекта ответа на обращение, могло связаться и совместно с заявителем определить время выезда на место для рассмотрения обращения (при необходимости).

Сегодня 2 просмотра этой страницы

Обратиться с письмом к Мэру

С помощью нижеприведенной формы вы можете написать письмо мэру города Черемхово — Вадиму Александровичу Семенову.

Обратите внимание в поле Имя — Нужно вводить Фамилию Имя и Отчество полностью — это необходимо для подготовки корректного ответа на Ваше письмо!

* — поля, обязательные для заполнения

Указания к заполнению формы отправки письма: В поле «Тема письма» укажите краткую тему Вашего письма. В поле «Ваше ФИО» укажите своё ФИО, если письмо коллективное — можете указать несколько ФИО. Если вы хотите, чтобы с Вами связались, укажите свой телефон и (или) e-mail адрес в отведенных для этого полях. В поле «Текст письма» скопируйте текст Вашего письма. Удобней будет, если письмо вы напишете в Word’e, а потом скопируете его в поле «Текст письма».

Как написать письмо мэру городаПраво каждого гражданина обратиться к городскому главе гарантировано Конституцией РФ, действующими постановлениями Правительства и иными законодательными актами. Написать письмо мэру города можно относительно работы учреждений образования, поликлиник, больниц, ЖКХ, транспортных служб, торговых предприятий и любых других случаях ущемления прав. Если никакие другие попытки отстоять свою правоту не дали результата, то обращение в мэрию может значительно ускорить решение вопроса. Главное не затягивать с написанием письма мэру, потому что любое действие и/или бездействие имеет срок давности.

Обратиться с письменной просьбой или жалобой к главе города можно несколькими способами: отправить по почте с уведомлением, доставить лично или курьером, через интернет, факсимильной связью, записавшись на прием.

Почтовый адрес мэра

Адрес для отправки корреспонденции можно найти на официальном сайте городской мэрии. Юристы рекомендуют отправлять письмо с уведомлением, поскольку так можно отследить дату получения конверта и контролировать сроки ответа. Позвонив по номеру телефона приемной или отдела по работе с корреспонденцией можно уточнить, доставлено ли письмо, узнать его входящий номер и на кого «расписано» ходатайство (т.е. ФИО должностного лица, ответственного за подготовку ответа)

Чтобы письмо было зарегистрировано и взято в работу необходимо соблюдать требования к оформлению официальных обращений к чиновникам.

Личная доставка

Многие не доверяют почтовым отправкам и предпочитают принести корреспонденцию лично или воспользоваться услугами курьерской доставки. В этом случае лучше составить письмо в двух экземплярах и обратиться к секретарю с просьбой поставить на второй копии отметку о получении. Это может быть порядковый номер регистрации в книге входящей корреспонденции, личный штамп сотрудника или просто дата, ФИО и подпись. При необходимости 2-й экземпляр может быть использован как доказательство переписки с городскими властями.

Через интернет

Отправка официальных обращений через интернет давно перестала быть чем-то неординарным. Мэрия каждого города имеет официальный сайт, специально выделенную электронную почту, паблики в популярных социальных сетях или сервисы для приема писем. Полный перечень способов связи зависит от региона проживания заявителя, однако наиболее распространенными являются:

Интернет-портал мэрии

На официальном сайте городских властей дается информация об основных должностных лицах и их полномочиях, вопросах, которые они решают. В разделе «Контакты» пользователи могут получить основную информацию о почтовом и фактическом адресе, приемных днях, контактных телефонах. Здесь же публикуются тексты законодательных актов, образцы писем в адрес городского главы. В каждом городе работает интернет-приемная, с помощью которой жители города имеют возможность отправить мэру электронную жалобу, письмо, ходатайство или сообщение о коррупции в рядах власти. Для отправки необходимо перейти в соответствующий раздел и, руководствуясь подсказками системы, заполнить специальную электронную форму.

Важно! На некоторых сайтах возможность воспользоваться услугами онлайн-приемной есть только у зарегистрированных пользователей. После прохождения простой процедуры регистрации гражданин получает пароль входа в личный кабинет, где может отправлять письма, следить за процессом их обработки.

Электронная почта

Электронные письма приравниваются к бумажным, и к ним предъявляются те же требования. После получения e-mail в адрес мэра уполномоченный сотрудник распечатывает обращение, проверяет его на соответствие правилам и нормам, установленным законодательно, регистрирует и передает получателю. Если вопросы, затронутые заявителем, лежат вне компетенции мэрии письмо перенаправляется в соответствующее ведомство. Об этом заявителя уведомляют в письменном виде.

Социальные сети

Официальные паблики мэрий в социальных сетях создаются для информирования населения о последних новостях, изменениях в городе, проведенных работах по благоустройству, предстоящих встреч мера с горожанами. Любые страницы вконтакте, на фейсбуке, твиттере или одноклассниках являются исключительно новостными и не предназначены для сбора обращений. Письма, размещенные в группах, не приравниваются к официальным и не берутся в работу. Однако, пользователь может найти единомышленников с похожей или такой же проблемой и составить совместную (коллективную) жалобу.

Электронные терминалы

В некоторых населенных пунктах с городскими властями можно связаться через сеть терминалов электронной приемной. С их помощью можно как отправить видеообращение, так и направить письмо.

Важно! Идентификация гражданина осуществляется по паспорту или другому удостоверению личности.

Факсимильная связь

Отправка факса не самый популярный способ достучаться к представителям власти, однако в борьбе за свои права все средства хороши. На официальном сайте в разделе с контактной информацией обычно указывается номер, по которому можно отправить письмо мэру города.

Это не очень надежный способ связи, поэтому юристы рекомендуют после отправки связаться с приемной и уточнить, получен факс или нет и насколько он читаем.

Личный прием

В помещении городских мэрий проходят встречи главы города, уполномоченных лиц и граждан по вопросам, разрешение которых относится к компетенции мэра. Гражданину необходимо принести с собой письменное заявление на имя мэра, которое составляется с соблюдением законодательства, а именно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также правил и норм деловой переписки.

Важно! Обращение должно быть предварительно рассмотрено местными властями (районными или областными управами и т.д.), о чем у гражданина должны иметься письменные подтверждения (копия переписки).

Начальник секретариата или другой уполномоченный сотрудник приемной имеет право отказать в записи без объяснения причин.

График приема заявлений граждан на личный прием к мэру и график проведения встреч можно посмотреть на официальном портале мэрии.

Внимание! Лицам, не имеющим с собой удостоверения личности и/или явившимся на встречу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения будет отказано в приеме.

В ходе встречи секретарь заполняет личную карточку, в которой записывает ход беседы, устные просьбы гражданина и основные распоряжения мэра относительно рассмотрения вопроса.

Образец письма мэру города

Строгих бланков для переписки с мэрией нет. По своей стилистике обращение к любому чиновнику – это деловое письмо, которое должно быть сухим, лаконичным, четким и без лишних эмоций. Грубые обороты здесь не допустимы, поскольку они дают адресату законное право оставить письмо без ответа. Рекомендуем опираться на основные требования, установленные ФЗ № 53 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и рекомендации юристов. Первое на что обращают внимание сотрудники секретариата это правильное оформление – на конверте должна быть полная информация о получателе (ФИО, должность) и отправителе (ФИО, индекс, адрес, телефон). Данные нужно писать разборчиво. Само письмо должно состоять из следующих частей:

  • «Шапка», в которой указываются реквизиты организации-получателя и отправителя. Если письмо направляется сразу в несколько инстанций (например, мэру города и прокурору), то в шапке прописываются оба адресата, чтобы чиновники видели, кто еще вовлечен в процесс рассмотрения бумаги.

Например:

«Прокурору ВАО г. Москвы

Брудастову Т. А.

Мэру г. Москва
Собянину С. С.

От Иванова Ивана Ивановича
Проживающего по адресу:
107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 15, кв. 123

  • Название документа (указывается по центру). Например: «жалоба, обращение, ходатайство, заявление».
  • Текстовая часть, в которой излагается причина обращения, указываются конкретные факты, свидетельствующие о нарушении охраняемых законом прав или интересов, а также перечисляются пункты законодательных актов, которые были нарушены. Здесь необходимо указать ФИО действующих лиц или наименование организаций, чьи действия или бездействие привело к нарушению закона и возникновению претензий со стороны отправителя.
  • Требования – в этой части юристы не рекомендуют употреблять термин «требую», поскольку в случае с мэрией это звучит не совсем корректно. Достаточно будет написать «В связи с вышеизложенным, прошу…».
  • Заключительная часть – указывается, каким способом заявитель ожидает получения ответа (на электронный адрес или на почтовый).
  • Приложения или перечень подтверждающих документов.
  • Дата, подпись отправителя, расшифровка подписи.

Пример письма с жалобой мэру города

Согласно ФЗ № 59 не дается ответ на обращения, которые:

  1. Подразумевают разглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну.
  2. Содержат рекламу или спам и не являются ни жалобой, ни просьбой.
  3. Написаны с использованием нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица или кому-либо из его семьи
  4. Не могут быть рассмотрены без наличия заверенных копий документов и (или) подписи отправителя.
  5. Отправлены с анонимных или выдуманных адресов.
  6. Написаны латиницей или нечитабельны.
  7. Рассматривались ранее, ответ был отправлен и новых фактов по делу не обнаружено.

Сроки рассмотрения писем

Согласно ст. 12 ФЗ № 59 на обработку корреспонденции должностным лицам отводится 30 рабочих дней. В установленных ст. 10 ФЗ № 59 случаях срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем отправителя уведомляют отдельным письмом.


Видео: Встреча мэра Москвы с жителями

15 февраля 2010

Образец заявления (обращения либо ходатайства) на главу района

Заявление (обращение либо ходатайство) на имя главы Бердюжского муниципального района пишется в свободной форме.

В правом верхнем углу листа указывается кому и от кого направляется обращение:

ОБРАЗЕЦ

Главе Бердюжского муниципального района

_________________________________________

(указывается Ф.И.О. полностью в дательном падеже)

Иванова Ивана Ивановича, проживающего по адресу:

(указывается полностью адрес проживания и контактный телефон)

Заявление (обращение, ходатайство).

(Пишется текст, содержащий просьбу, предложение или жалобу.)

дата___________    

Подпись заявителя_____________

Образец заявления на имя заместителей главы района (администрации)

Заявления на имя заместителей главы района (администрации) пишутся аналогично заявлению на имя главы района (изменяется лишь адресат, кому — (заместителю главы района Ф.И.О.).

Я часто жалуюсь сам и помогаю это делать другим. В среднем в месяц выходит один-два раза.

Я не профессиональный ябеда, но жалобы помогают мне решать многие вопросы. Скажу честно: не всегда по моим жалобам принимаются такие решения, которых я хочу. Но зато мне и тем, кому я помогаю, не приходится ходить по судам и терять время, чтобы добиться результата.

Иногда вместо судебного разбирательства можно обратиться, например, в прокуратуру — и вопрос решается. В итоге вместо расходов на адвоката человек тратится только на бумагу и ручку.

Расскажу, как правильно пожаловаться, чтобы сэкономить время и деньги.

Что такое жалоба, зачем она нужна и в каких случаях стоит ее писать

По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.

Так быть не должно. Дворы должны убирать, мусор — вывозить, а полиция должна пресекать правонарушения. И если чиновники и ответственные лица не знают, что происходит, или знают, но ничего не делают, граждане страдать от этого не должны. И единственный способ — рассказать о проблеме. Для этого и нужны жалобы.

Для жалоб есть специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В его названии нет слова «жалоба», потому что все, что направляется в адрес чиновников, считается обращением. Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме жалобы чиновники не могут.

Но есть и исключения — например, сообщение о преступлении. Их регистрируют немедленно, и порядок работы по ним отличается. Как сообщить о преступлении, мы рассказывали в статье «Как обратиться в полицию».

Преследовать человека за то, что он обратился с жалобой — например, на работу коммунальных служб или полиции — тоже нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственный орган — за это не накажут. Наказать могут только за
оскорбление.

Отличия жалобы от заявления или претензии

Претензия чаще всего возникает там, где есть договорные отношения. Например, ИП Иванов и ИП Петров заключили договор на поставку продукции. Иванов его не выполнил и теперь должен Петрову деньги. Сначала Петров должен предъявить Иванову претензию, получить ответ, а потом идти в суд и доказывать свою правоту.

Направлять жалобу в такой ситуации не имеет смысла ни Иванову, ни в государственные органы. Но если Иванов купил товар в магазине Петрова для себя, а не для бизнеса и товар оказался некачественным — это нарушение прав потребителей. Тут уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.

Жалоба появляется там, где взаимных обязательств нет, а есть только обязательство одной стороны. Как правило, это обязательство органа власти соблюдать права гражданина. Например, секретарь в суде потерял исковое заявление Иванова, а Роспотребнадзор не принял его заявление и отказался разбираться в ситуации. И суд, и Роспотребнадзор — государственные органы. Их сотрудники нарушили права Петрова — в этой ситуации он может пожаловаться. В жалобе он будет требовать устранить нарушение своих прав. А еще он обязательно попросит наказать виновных — так тоже можно.

Попробуем разобраться на примерах, в какие ведомства и когда подавать жалобы.

По факту мошенничества. Мошенничество — уголовное преступление, писать нужно не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. Жалоба, например в прокуратуру или в Роспотребнадзор, не поможет. Прав потребителей это не касается, а прокуроры не занимаются поиском мошенников, это функция полиции.

На застройщика. С застройщиками ситуация сложнее. Все зависит от того, что именно нарушено и как это прописано в договоре. Если нарушены права дольщика, которые указаны в законе, например, о правах потребителей, — можно жаловаться в Роспотребнадзор. Если строительные нормы и правила — в Минстрой. Если только нормы договора — стоит обратиться с иском в суд.

На городскую администрацию чаще всего жалуются по вопросам благоустройства города. Договорных отношений тут не бывает, а нарушения прав граждан случаются часто. На нарушения со стороны городской администрации, в зависимости от ситуации, можно жаловаться почти в любое министерство, ведомство, прокуратуру и в суд.

На управляющую компанию. Тут своя специфика. Хотя отношения договорные, почти любое нарушение со стороны УК нарушает еще и законодательство о правах потребителей, нормативные акты правительства. Жаловаться можно сразу по нескольким адресам: в саму управляющую компанию, в Роспотребнадзор, Минстрой и прокуратуру.

На работодателя о невыплате зарплаты жалуемся в трудовую инспекцию. Если нарушения подтвердятся — трудинспекция может подготовить и направить заявление в суд о взыскании денег. Для работника это выгодно: не придется тратиться на адвоката. А если нарушение связано с невыплатой заработной платы, можно обойтись и без суда: трудинспекция может принять решение о принудительном исполнении и взыскать деньги через приставов.

На судебных приставов можно пожаловаться в Министерство юстиции и в прокуратуру. Обычно хорошо срабатывают жалобы, если их направить одновременно в оба эти ведомства.

На сотрудников полиции жалуемся вышестоящему начальству и в прокуратуру. Если незаконные действия сотрудников полиции причинили человеку ущерб — возмещать его будут за счет бюджета.

Обращение в военную прокуратуру — чаще всего необходимо военнослужащим и членам их семей.

Коллективная жалоба по закону допустима. Но сам я отношусь к таким жалобам не очень хорошо. Часто люди думают, что если жалобу подпишут сто тысяч человек, власти испугаются и все исправят. Но для сбора подписей нужно много времени, а по результату она сравнима с одиночной. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в моем доме протекала крыша, а соседи говорили: «Ну и что, это же дом плохой, что мы можем сделать?» Для ремонта оказалось достаточно всего одной жалобы — моей. С точки зрения закона не важно, сколько человек ее подписали. Важно, были ли нарушены права на самом деле и к каким последствиям это привело.

Иногда можно обойтись и без суда

Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Требования к жалобе

Форма. Установленных законом форм жалоб не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти жалобы равнозначны.

Структура и содержание предусмотрены законом о работе с обращениями граждан. В жалобе нужно указать:

  1. Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который адресована жалоба. При отправке через специальные формы на сайтах и через портал госуслуг наименование органа заполняется автоматически.
  2. Если жалоба адресована конкретному чиновнику — можно указать его фамилию, имя, отчество и должность. Но это необязательно: по правилам сначала жалоба попадает к руководителю, а он определяет, кто именно из его подчиненных займется ответом.
  3. Фамилию, имя, отчество того, кто жалуется, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны будут направить ответ. Это обязательно: без этих данных в рассмотрении жалобы могут отказать.
  4. Текст жалобы. В нем описывается, что именно произошло и какие меры необходимо принять.
  5. Личная подпись, если жалоба оформляется в бумажном виде. Если отправка происходит через госуслуги — жалоба считается подписанной электронной подписью.
  6. Дата составления.
Образец жалобы для самостоятельного заполнения

Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к жалобе. Это могут быть фотографии: например, припаркованных в неположенном месте автомобилей или переполненных мусорных контейнеров. В качестве доказательств можно использовать документы: например, ответы на ранее поданные обращения или заявления свидетелей, которые могут подтвердить факт нарушений.

Никаких специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, типу шрифта, ширине полей и межстрочному интервалу не существует. Жалобы и обращения пишут простые граждане, и знать требования делопроизводства они не обязаны. Но мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой. В этом случае исполнителю будет проще с ней работать.

Еще одна ошибка — пытаться написать жалобу юридическим языком. Умные юридические термины чиновников не пугают, а вот текст читать сложнее. Мой совет: если вы знаете, какие именно нормы нарушены, — сошлитесь на них. Если не знаете — просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.

Чего нельзя писать в жалобе. Критиковать чиновников в жалобе можно без ограничений. А вот оскорблять их или других людей — нельзя. А еще нельзя использовать нецензурные выражения. В этом случае на жалобу не ответят, а тому, кто пожаловался, сообщат о недопустимости злоупотребления правом на обращения.

А еще в рассмотрении откажут, если нельзя разобрать почерк. Либо если фамилия или адрес не поддаются прочтению или из содержания жалобы нельзя определить, чего именно хочет гражданин. Я рекомендую избегать эмоций. Иногда хочется в жалобе написать: «Сколько можно? Когда над нами прекратят издеваться?» или «Доколе?» Но на самом деле это упрощает чиновникам работу: на абстрактные требования не может быть конкретного ответа, а значит, делать ничего не нужно. Гражданин не просит что-то сделать, а только спрашивает или возмущается.

Из личного опыта: в хорошей жалобе нет вопросительных и восклицательных знаков. Только требования конкретных действий, например убрать улицу, посадить дерево, привлечь виновных к ответственности.

Бывает, что граждане злоупотребляют своим правом на обращения и пишут по одному и тому же факту много раз, а новых доводов не приводят. В этом случае чиновники могут принять решение, что обращение безосновательно, и прекратить переписку. Но просто так замолчать и не отвечать не имеют права: они должны письменно уведомить гражданина о причинах, по которым переписка прекращена.

Еще одно основание для отказа в ответе по существу — ситуация, когда ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое редко, но бывает.

Может ли жалоба быть анонимной. Многие считают, что нужно сообщать о нарушениях, но вот подписываться не торопятся. У таких жалоб нет шансов на успех. Если нет фамилии заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, — чиновники имеют право не отвечать, и это не будет считаться нарушением.

Некоторые люди боятся подписывать жалобы: считают, что чиновники начнут хуже к ним относиться или будут мстить. Но это не так: закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав, — запрещено преследовать гражданина за то, что он жалуется. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении. Например, нельзя опубликовать жалобу в соцсетях и написать: вот, смотрите, какую ерунду человек сочинил.

А чего тут бояться?

Анастасия Ярославцева

не жалуется, а обращается

Не люблю слово «жалоба»: оно звучит унизительно. Куда симпатичнее официальное слово «обращение». И когда меня упрекают, что вы, мол, на нас постоянно жалуетесь, всегда отвечаю: «Я не жалуюсь, я порядок навожу». Потому что все мои обращения основаны исключительно на нормативных актах: приказах, указах, законах, санитарных нормах.

Не нужно бояться обращаться и указывать на нарушения. Вот пример: в детском саду, который посещают мои дети, регулярно нарушают санитарные нормы и правила. То дорожки зимой посыпают противогололедными реагентами, что запрещено, то группы не проветривают, то в неположенное время начинают территорию подметать. Я прошу выполнять санитарные нормы — и слышу в ответ: «Войдите в наше положение». В положение не вхожу, шлю обращение в Роспотребнадзор, ведь все эти нарушения бьют по здоровью детей. Работает. Да, администрация ДОУ смотрит на меня неласково, но задевать моих детей опасаются: знают, что я этого так не оставлю.

Я привыкла к недовольству тех, на чьи нарушения я жалуюсь, и немного бравирую этим. Но моя репутация работает на меня: мои обращения рассматривают в кратчайшие сроки и редко игнорируют. А окружающие люди замечают мои старания и происходящие вокруг изменения, поэтому все чаще поддерживают меня.

Я отдаю себе отчет, что далеко не все в нашем государстве можно изменить в лучшую сторону. Но если привести в порядок маленький кусочек мира вокруг себя — весь мир в целом станет лучше.

Оснований для правомерного отказа в приеме жалобы в законе нет. Принять ее обязаны в любом случае. А вот что ответят — зависит уже от ситуации.

В жизни не все так просто. Обычно, если человек принес жалобу лично, от него всячески пытаются избавиться. Никто не говорит прямо, что жалобу не будут принимать. Но человека начинают отправлять из кабинета в кабинет, где он каждому чиновнику рассказывает свою историю. А ему в ответ говорят, что нужно подняться к другому специалисту на девятый этаж. А тот, в свою очередь, отправляет к следующему. Еще могут сказать, что нужный человек в отпуске, уехал по делам, пошел на важное совещание. Как вернется — обязательно разберется во всем. Главное — его дождитесь.

Мое личное мнение: не тратить время на личные беседы с чиновниками. Обещают они что угодно, но забывают свои обещания раньше, чем за посетителем закроется дверь. Лучший вариант — писать. А если пришлось написать жалобу от руки — несите ее не чиновнику лично, а в секретариат и требуйте ее регистрационный номер. В крайнем случае отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Способы подачи жалобы

Раньше способ был только один — бумага и ручка. Люди писали о своих проблемах на бумаге и отправляли по почте или вручали лично. Способ этот сохранился и сейчас, но надежным его назвать нельзя. Почта затягивает сроки доставки, бумаги теряются.

Лично. Личный визит и устное обращение тоже допустимы. Но, как правило, на личный прием можно попасть только по записи. А еще приходится узнавать приемные часы и иногда стоять в очереди. Сторонники такого способа обращений есть — это люди, которые ни разу не сталкивались с современными технологиями. Обычно я стараюсь отговорить их от личных визитов. Проще один раз зарегистрироваться на портале госуслуг, чем постоянно стоять в очередях.

Через интернет. Самый надежный и быстрый способ пожаловаться на что угодно — электронное обращение. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально. Даже если в ведомстве скажут, что не получали его, факт отправки всегда можно подтвердить.

Сейчас большинство ведомств подключены к единой системе авторизации и аутентификации. Это те самые логин и пароль, с помощью которых мы входим на сайт госуслуг. Часть жалоб тоже можно подать через госуслуги.

Там есть специальный раздел досудебного обжалования.

Срок рассмотрения любой жалобы, как правило, не превышает месяца, но этот срок отсчитывается со дня регистрации. Время, пока письмо идет почтой, не учитывается.

На госуслугах можно пожаловаться на действия сотрудников любого министерства или ведомства. Такой вариант подойдет, даже если заявление подавали лично или отправляли почтой
Портал досудебного обжалования похож на конструктор: требуется только заполнить нужные поля
Нужное ведомство можно найти на карте или ввести его адрес вручную
Можно указать сотрудника, которого вы считаете виновным в нарушении ваших прав. А еще есть специальные поля, где можно указать дополнительную информацию и прикрепить файлы — например, фотографии или копии документов
Жалобу здесь может подать не только тот человек, чьи права нарушены, но и его представитель. Не обязательно это должен быть юрист — это может быть родственник, сосед или знакомый
В Роспотребнадзор часто жалуются те, кто купил некачественный товар или кому оказали некачественные услуги. Отдельной формы обращения на госуслугах нет, зато она есть на сайте Роспотребнадзора. Тут тоже два варианта подачи: с паролем от госуслуг и без него
На ресурсы, содержащие запрещенную информацию, можно пожаловаться на сайте Роскомнадзора. Не самый популярный портал, но он пригодится, например, если вы увидите в интернете призыв к массовым самоубийствам или к террористическому акту

Один из самых моих любимых сайтов для подачи жалоб — ГИС ЖКХ. Функционалу портала могут позавидовать многие государственные учреждения. Там можно:

  • посмотреть информацию по начислениям за коммунальные услуги;
  • оплатить их;
  • провести общедомовое собрание и не бегать для этого за собственниками квартир;
  • пожаловаться на работу управляющей компании.

Даже если вы не знаете точно, какая компания обслуживает ваш дом, ошибиться не получится. Достаточно ввести адрес — и система сама найдет нужную компанию. Если УК проигнорирует обращение, можно пожаловаться на ее бездействие — например, в региональное министерство строительства и ЖКХ. А если срок ответа по обращению пропущен, портал сам предложит пожаловаться на нарушение сроков.

Все жалобы и ответы на них сохранятся в специальном разделе личного кабинета.

Для жалобы достаточно заполнить нужные поля
В коммунальных услугах всегда есть что улучшить. Поэтому я часто пользуюсь этим порталом. Теоретически через него можно даже сделать заявку на замену лампочки в подъезде или пожаловаться на некачественную уборку. Искать офис УК или звонить по телефону для этого необязательно

Жалоба в прокуратуру

Все министерства и ведомства занимаются только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Минстрой отвечает за ЖКХ, а Роспотребнадзор — за права потребителей. Ни одно из ведомств в компетенцию другого не вмешивается. Единственное исключение — прокуратура.

Полномочия у прокуроров очень широкие: они могут прийти в любую организацию, запросить документы, проверить их и потребовать от должностных лиц объяснений по факту нарушения. Если эти факты подтвердятся — виновных привлекут к ответственности. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению.

Пожаловаться в прокуратуру можно двумя способами.

Направить жалобу в прокуратуру на сайте госуслуг. Для этого тоже понадобится регистрация.

Здесь есть разница с порталом досудебного обжалования: подать жалобу от имени другого человека не получится
Жалоба автоматически подается от имени того, кто со своим паролем вошел в учетную запись госуслуг

Если регистрации на госуслугах нет или жалуетесь от имени другого человека, доступна форма обращения на сайте генеральной прокуратуры.

Здесь регистрация на сайте госуслуг не требуется — достаточно просто указать свои данные

Вот пример удачной жалобы в прокуратуру: администрация городского округа не хотела делать в подъезде пандус для инвалидов, а на все обращения отвечали отписками. Пришлось жильцам подъезда жаловаться в прокуратуру. Там проверили даже содержание отписок и решили: раз чиновники не исполняли свои обязанности — их нужно наказать.

Виновных привлекли к административной ответственности и оштрафовали. Размер штрафа за такое нарушение — от 5000 до 10 000 Р. После этого пандус сделали очень быстро.

С прокуратурой разговор короткий: чиновников оштрафовали
Тот самый пандус

На что можно жаловаться

Казалось бы, по закону можно жаловаться на что угодно. Но все не так просто. Нам же нужен результат — чтобы чиновники сделали все по закону. А значит, нужно жаловаться в первую очередь на нарушение своих прав.

Приведу пример из жизни. В Коломне некуда было сдавать лампы, содержащие ртуть, — их складывали в обычные картонные коробки. А градусники вообще не принимали. Эковолонтеры не молчали: они звонили чиновникам и спрашивали, что делать. Чиновники по телефону сочувствовали, но говорили, что ничем помочь не могут. Принять лампы некому, и что делать — не знает никто. Все свелось к обсуждению проблемы в средствах массовой информации и соцсетях.

Жительнице Коломны Анастасии эта ситуация тоже не нравилась. Она не стала обсуждать это в соцсетях и ругать власти, а написала обращение в департамент городского хозяйства.

Женщина не жаловалась на чиновников, которые не знали, как гражданам утилизировать градусники, и даже не спрашивала, сколько это будет продолжаться и кто виноват. Она указала на то, что нарушены права граждан и закон, и это нужно исправить. Через 10 дней чиновники отчитались, а еще через полмесяца гордо продемонстрировали новые безопасные контейнеры.

Уважаемый Михаил Михайлович! Вы тут немного закон нарушили — давайте устраним, пока граждане не пострадали
10 января подали жалобу, а 20 января уже получен ответ

Как узнать, куда жаловаться

Государство — это бюрократическая структура с большим количеством ведомств. Сразу определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно.

Но в законе предусмотрена и такая ситуация. Гражданин должен направить обращение или жалобу в тот государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Если он ошибется с адресатом — чиновники должны разобраться и сами переслать жалобу куда надо. А гражданина должны уведомить о переадресации жалобы в письменном виде — например, обычным письмом или на электронную почту.

Хотя жаловаться можно кому угодно, я рекомендую не начинать с президента и генеральной прокуратуры РФ. Жалобу там, конечно, примут, зарегистрируют, но потом отправят для рассмотрения в самый низ — например, в городскую прокуратуру или в городскую администрацию. Пересылка из одного ведомства в другое всегда занимает время. Чтобы его не тратить впустую, выбирайте ведомство, которое находится в самом низу иерархии. Тут есть еще один плюс: если вас не устроит ответ, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Вероятность добиться нужного результата при этом возрастает.

Иногда по закону нужно до жалобы в государственные органы сначала попытаться решить вопрос мирным путем. Вот пример: девушка рассчиталась на заправке, деньги с ее карты списались, но на счет АЗС не поступили. Она решила, что ее обсчитали, — и тут же обратилась с жалобой на АЗС в Роспотребнадзор. Там ее жалобу рассмотреть не смогли — по закону положено сначала направить письменную претензию продавцу. А вот если он откажется возвращать деньги или вообще не ответит на такую жалобу — тогда Роспотребнадзор будет разбираться. Потребитель не обязан знать все тонкости законодательства, поэтому чиновники подробно объяснили, как, что и в каком порядке нужно сделать.

Иногда ведомства не могут между собой договориться, кто именно будет решать проблему. Например, в Москве нарушениями правил парковки занимаются сразу два ведомства: ГИБДД и МАДИ. Одни отвечают за проезжую часть, другие — за дворы и тротуары. Например, пожаловался гражданин в ГИБДД, что машина мешает проезду. ГИБДД приезжает и говорит: «Извините, эта машина двумя колесами стоит на тротуаре — обращайтесь в МАДИ». А МАДИ отвечает: «Все верно, два колеса на тротуаре, но вторые два — на проезжей части. Значит, идите в ГИБДД».

Но и в этом случае не все потеряно. Нужно жаловаться в прокуратуру — она и решит, какое из двух ведомств должно разбираться. Правда, возможно, к этому моменту автомобиль нарушителя уже уедет, но в следующий раз такого конфликта между ведомствами уже не возникнет.

У меня был случай, когда я пожаловался в Минстрой через ГИС ЖКХ. Но в Минстрое на мою жалобу вовремя не ответили. Я лично посетил УК и добился, чтобы все недостатки все равно устранили. Письменный ответ от Минстроя я получил с нарушением сроков.

Я решил не оставлять все как есть и пожаловался в прокуратуру. Она провела проверку — нарушения подтвердились. В результате виновных, по всей видимости, накажут.

Санкции за такое могут быть серьезными. За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность. Чиновников могут наказать штрафом от 5000 до 10 000 Р, заплатят они его из своей зарплаты. Если они нарушат закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, штраф может достигать 50 000 Р — при условии, что чиновника уже наказывали за такие нарушения.

В целом алгоритм действий такой:

  1. Если непонятно, в какое ведомство жаловаться, можно направить обращения сразу в несколько. Жалобу либо переправят куда надо, либо разъяснят, к кому именно нужно обращаться.
  2. Если ведомства работать не хотят, можно пожаловаться в прокуратуру. Это надзорный орган и своим решением может обязать работать любую государственную организацию.

Как должна отреагировать прокуратура

Действия по поступившей жалобе у прокуроров простые. В месячный срок проводится проверка. Если факты подтверждаются — выносится представление об устранении нарушений. Если необходимо — виновных привлекают к ответственности.

Прокуроров все ведомства боятся

Анастасия Ярославцева

не жалуется, а обращается

Граждане очень боятся слова «прокуратура», а зря. Это отличная «палочка-выручалочка», если кто-то не хочет решать проблему без дополнительного стимула-палки.

Очень хорошо прокуратура помогает в работе с полицией. Вот пример: в моем дворе один водитель начал парковаться на детской площадке. В ГИБДД на жалобы не реагировали. Я поборола желание разобраться с автомобилистом «по-народному», то есть незаконно: нельзя бороться за справедливость, нарушая закон. И я пожаловалась в прокуратуру на бездействие сотрудников ГИБДД.

Главное — это доказательства. Здесь видно номер автомобиля, на табличке указано время. Также видны элементы детской площадки

Подробностей общения прокуроров с сотрудниками ГИБДД я не знаю, но меры им принимать пришлось. В отношении водителя вынесли постановление по делу об административном правонарушении и назначили административное наказание — штраф. А еще с ним провели профилактическую беседу и разъяснили требования ПДД.

Как не получить отписку

Гарантий, что чиновники не дадут простую отписку, нет. Но любую отписку и любой отказ можно обжаловать. Начинать обжалование я рекомендую с вышестоящих инстанций того ведомства, куда вы начинали жаловаться, а потом в прокуратуру и в суд.

По моему личному опыту, если есть основания — необоснованное решение или бездействие чиновников пресекается обычно на уровне прокуратуры. По вопросам нарушения прав в суд мне не приходилось обращаться ни разу.

Что делать, если не помогла прокуратура

Прокурор — не самый страшный кошмар чиновника. Пожаловаться на бездействие или незаконные действия можно и в суд.

Специально для судебного обжалования действий и бездействия чиновников существует Кодекс административного судопроизводства РФ. Приняли его в 2015 году, чтобы упростить гражданам доступ к судебному порядку обжалования.

В суде можно обжаловать нормативные акты, которые нарушают права граждан, например решение снести детскую площадку. А еще можно обжаловать действия или бездействие чиновников и должностных лиц.

Суд в данном случае не привлечет чиновника к ответственности, а заставит работать. Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.

Куда жаловаться на прокуратуру. В суде можно обжаловать решение любого чиновника, даже если не помогла прокуратура и Генеральный прокурор РФ лично вам отказал в удовлетворении жалобы.

Как правильно жаловаться

  1. Грамотно составленная жалоба часто помогает обойтись без суда.
  2. Чтобы составить жалобу, адвокат не нужен. Никаких особых требований к жалобе нет, главное — чтобы была ясна суть, а также ваши личные данные были указаны разборчиво.
  3. Жаловаться можно на нарушение прав граждан. Наказать за жалобу не могут.
  4. Если в жалобе будет допущена ошибка или ее отправят не в то ведомство — ничего страшного. Чиновники обязаны дать ответ, в котором объяснят, что не так и как сделать правильно.
  5. В прокуратуру можно пожаловаться на любое ведомство.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заявка не подписана как пишется
  • Заявка не выполнена как пишется
  • Заявка на сотрудничество как написать
  • Заявка на проверку товара вайлдберриз как написать
  • Заявка на лампочки как написать