Животные жарких стран.
Образование притяжательных
прилагательных
Автор: Акифьева Татьяна Викторовна
Организация: БДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 400»
Населенный пункт: г. Омск
Автор: Никитина Светлана Петровна
Организация: БДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 400»
Населенный пункт: г. Омск
Автор: Хазова Наталья Дмитриевна
Организация: БДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 400»
Населенный пункт: г. Омск
Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Тип занятия: подгрупповое.
Тема: «Животные жарких стран. Образование притяжательных прилагательных».
Цель: обучение умению образовывать притяжательные прилагательные.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные от названий животных жарких стран;
коррекционно-развивающие:
-закреплять у детей навык использования в речи сложноподчиненных предложений;
-упражнять в умении определять многозначное значение слов по теме;
-развивать слуховую и зрительную память, воображение, зрительное восприятие и мышление;
— упражнять детей в умении объяснять образные выражения «черепаший шаг», «топает, как слон»;
-развивать познавательную активность, способность анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
-закреплять умение ритмично двигаться в соответствии с темпом музыки;
-развивать умение координировать речь с общими и мелкими движениями;
коррекционно-воспитательные:
— воспитывать умение добиваться поставленной цели;
-воспитывать любознательность, доброту и любовь к окружающей природе;
-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
-воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Предварительная работа: занятия воспитателя по развитию речи, беседа «Как животные приспосабливаются», рисование на тему «Животные жарких стран», дидактические игры «Кто что ест?», «Отгадай животное», строительство игрушечного зоопарка.
Оборудование: посылка, игрушки животных жарких стран, три магнитные доски, три комплекта пазлов с изображением животных жарких стран, ноутбук, карандаши (на каждого), аудиозапись «Голоса животных жарких стран», авторская компьютерная игра по теме.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу, общаются. Входит логопед и приветствует детей:
-Доброе утро, ребята!
Дети находят посылку на столе.
— Что это? Посылка.
Входит логопед.
2. Ведение в тему.
— Что это у вас? (посылка)
Логопед читает: «Для детей старшей группы». Давайте посмотрим.
— Ой, да еще письмо. Высылаю игрушечных животных для вашего зоопарка.
— От кого эта посылка? Вы догадались? (От доктора Айболита)
Это правда, ведь вчера на занятии доктор Айболит познакомил нас с животными жарких стран, вы узнавали их по силуэту и даже построили для них зоопарк.
3. Сообщение темы, цели и задач занятия.
— Вспомните, ребята, в каких странах живут эти животные? (В жарких странах. В Африке, в Австралии)
— А кто догадался, о чем мы сегодня будем продолжать говорить? (Мы будем говорить о животных жарких стран).
— Вы хотите поговорить и узнать больше? (Да).
Да, ребята, сегодня по теме «Животные жарких стран» мы будем учиться образовывать новые слова, отвечая на вопросы «Чей?», «Чья?». А когда мы образовываем новые слова, что мы в них выделяем? (хвостики, окончания).
Все вместе мы будем различать части тела животных жарких стран. Каждый из вас будет составлять предложения с этими словами. Я вас познакомлю с интересными выражениями. Нам помогут ноутбук, магнитные доски с пазлами, игрушки, схема правила.
( Логопед обращает внимание на схему)
— Посмотрите на схему и скажите, кто сегодня справиться с заданиями?
Ухо — кто будет слушать как? (слушать внимательно).
Схема предложения и рот — отвечать как? (полным предложением).
Поднятая рука — что нужно сделать, если нужна будет помощь? (попросить её).
В конце занятия мы посмотрим, кто научился правильно отвечать на вопросы «Чей?», «Чья?». Кто старался и выделял четко окончания в новых словах, и кто составлял правильные предложения.
— А как вы, ребята, будете оценивать себя? (Смайликами).
Радостный смайлик — нет ни одной ошибки, очень постарался, выполнил всё без ошибки. Отвечал полным предложением. Правильно произносил звуки.
Спокойный смайлик — одна ошибка, или не смог выполнить одно задание, нужна помощь.
Грустный смайлик – старался, но были ошибки, отвлекался.
Сегодня будем выполнять задания все вместе, парами и по одному.
Куда поселим наших животных? (в зоопарк)
— Где живут животные в зоопарке? (в клетках, в загонах)
— Расскажите, как нужно вести себя в зоопарке?
Правила поведения в зоопарке
(Подходить близко и трогать животных, кормить, дразнить нельзя, не пугать животных, нельзя подходить близко к клетке).
В клетке сидит только одно животное, а чтобы ему было не скучно давайте подселим животных в клетки. Можно обезьяну посадить в клетку к тигру? Почему? (тигр-это хищное животное, а обезьяна травоядное).
Посмотрите, ребята, а звери-то спят и видны только хвосты. Угадаете кто это? (Игрушки закрыты тканью, видны только хвосты).
4. Основной этап.
1) Упражнение с игрушками «Чей хвост?»
Дети достают из посылки животных.
— Кого ты достал?
Дети: Я достал жирафа. И.д.
— Кто это? (лев).
— Попробуйте правильно ответить на вопрос «Чей хвост?» (льва).
— Правильно сказать львиный хвост. Повторите (львиный).
— Кто это? (тигр). «Чей хвост?» (тигриный). Вы согласны? Повторите (тигриный).
— Кто это? (слон). «Чей хвост?» (слоновий). Повторите (слоновий).
— Кто это? (жираф). «Чей хвост?» (жирафий). Повторите (жирафий).
— Кто это? (крокодил). «Чей хвост?» (крокодила). Правильно сказать крокодилий. Повторите (крокодилий).
— Кто это? (обезьяна). «Чей хвост?» (обезьяний). Повторите (обезьяний).
Как радуются животные теперь они ни по одному, а парами.
2) Упражнение «Угадай, чей голос?»
Послушайте, кто радуется громче всех. Ответьте правильно на вопрос «Чей голос?»
Звучит аудиозапись «Голоса животных жарких стран».
(Львиный, слоновий, обезьяний).
— Молодцы, угадали! А теперь пусть животные послушают наши веселые голоса. Проходим на физкультминутку.
Физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту в заданном темпе.
У жирафов-пятна, пятна, пятна, пятнышки везде
(похлопывают себя)
На лбу, на ушах, на шеях, на локтях.
На носах, на животах, на коленях и носках.
(показывают части тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(пощипывают себя)
На лбу на ушах, на коленях, на локтях.
На носах, на животах, на коленях и носках.
(показывают части тела)
A у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(«чертят» полоски на себе)
На лбу, на ушах, на шеях, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(показывают части тела).
3) Упражнение «Объясни, когда так говорят»
Я вспомнила интересные выражения, а вы попробуйте объяснить их и изобразить.
— Когда так говорят? «Черепаший шаг» (Это когда человек медленно ходит. Дети объясняют и изображают)
«Топает, как слон» (Это когда человек идет тяжело наступает. Дети объясняют и изображают)
4) Компьютерная игра «Чья голова?»
Слышен звук электронной почты.
— Ребята, нам пришло электронное сообщение на ноутбук. Хотите посмотреть? (Дети видят доктора Айболита на ноутбуке). Айболит прилетел в джунгли, где прячется много животных, он предлагает нам узнать «Кто спрятался в джунглях?», ответив на вопрос «Чья голова?»
Индивидуальная работа на ноутбуке.
— Мальчики, позволим девочкам отвечать первыми? (Да).
Видна только часть головы в траве.
— Левой кнопкой мыши, нажимаем на верхнюю часть головы. Если ответ будет правильным, то появиться полное изображение. Отвечать будет тот, кто нажимает. Ответить нужно на вопрос «Чья голова?».
— Справится тот, кто выделит хвостик в словах. Чья голова? Кто догадался, какой хвостик? Правильно «я».
Чья голова? (крокодилья голова – спрятался крокодил); чья голова? (обезьянья голова – спряталась обезьяна); чья голова? (тигриная голова – спрятался тигр); чья голова? (слоновья голова– спрятался слон); чья голова (жирафья голова – спрятался жираф); чья голова? (львиная голова – спрятался лев).
Вам понравилось находить животных в джунглях? Какой был хвостик во всех словах? Правильно «я». Молодцы, вы все справились!
По одному вы справились. А парами справитесь? Возьмитесь за руки, подойдите парами к магнитным доскам.
5) Командная игра «Собери животного»
Логопед показывает на магнитные доски на которых пазлы и просит быстро собрать животного жарких стран.
— Когда играем в команде, то побеждает один? ( Нет, побеждает вся команда).
— Победит и получит смайлик «класс» та команда, которая быстро и правильно сможет сложить картинку из пазлов с изображением животного, а также даст правильный ответ: «Чей?» «Чья?».
— Кто получит смайлик «класс»? (дети сами определяют победителей).
Слышен звук электронной почты. На экране доктор Айболит с конвертом.
— Ребята, нам пришло электронное сообщение на ноутбук. Айболит выслал вам электронные задания. На чем мы их распечатаем? (на принтере)
Проходите к столам, садитесь, а я распечатаю.
Нам нужно подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В жарких странах
(легкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу)
Носороги
(руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)
Просто ходят по дороге.
(руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы)
Крокодилы,
(раскрывать соединенные у запястий руки)
Обезьяны,
(руки приставить к голове, показать «уши»)
Зебры — жители саванны.
(пальцами обеих рук выполнить скачущие движения по столу вперед).
6. Индивидуальная работа на листах.
У кого- то одинаковое количество животных и хвостов, а у кого-то хвостов больше, чем животных.
Вам нужно найти, где, чей хвост и соединить линией с животным.
(Дети выполняют задания на листах, а логопед подходит к каждому ребенку и спрашивает «Чей хвост?», «Чья голова?»).
Оценивать будем правильность выполнения заданий.
— Когда мы работаем парами, как мы себя оцениваем? (рисуем солнышко)
Солнышко улыбается — нет ни одной ошибки, очень постарался.
Солнышко без улыбки – есть ошибки, или не смог выполнить одно задание.
(Дети рисуют солнышко друг другу, а логопед спрашивает у детей, почему нарисовали солнышко с улыбкой?)
5. Рефлексия.
— Ребята, что делали сначала, а что потом. (Получили посылку от доктора Айболита. Угадывали животных по хвостам в зоопарке. Поселили животных в клетки. Слушали голоса животных жарких стран. Выполняли под музыку физкультминутку. Занимались на ноутбуке. Выполняли задания на листах)
— А кто запомнил интересные выражения?
— Что вам особенно понравилось?
— На какие вопросы вы сегодня отвечали? (Чей? Чья?)
— А какие интересные выражения вы запомнили?
— Когда мы образовывали слова, что мы в них выделяли? (хвостики-окончания).
— Какое слово было трудное? (крокодилий)
— А где еще можно узнать о животных Жарких стран (спросить у мамы и папы, из книг, телепередач, фильмов).
— Умение правильно образовывать слова поможет вам на следующем занятии, где мы будем пересказывать рассказ «Как животные хвостами поменялись».
— Вот вам домашнее задание. Спросите у родителей, почему так говорят «Проливает крокодиловы слезы»?
Оцените свою работу. (Дети берут смайлики и объясняют, почему взяли).
Приложения:
- file0.docx.. 30,3 КБ
Опубликовано: 19.11.2020
Морфологический разбор «жирафий»
На чтение 2 мин. Опубликовано 14.01.2021
В данной статье мы рассмотрим слово «жирафий», являющееся именем прилагательным. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Жирафий» (имя прилагательное)
Морфологический разбор имени прилагательного
- I Часть речи: имя прилагательное;
- IIНачальная форма: жирафий — единственное число, мужской род, именительный падеж;
- IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- Разряд по значению: притяжательное
- Б. Непостоянные признаки:
-
- мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень
- именительный или винительный падеж
- IV Синтаксическая роль:
1) жирафий – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, именительный падеж
определение
именная часть сказуемого
2) жирафий – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, винительный падеж
Склонение прилагательного по падежам
Падеж | Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число |
---|---|---|---|---|
Именительный падеж | Чей?жирафий | Чьё?жирафье | Чья?жирафья | Чьи?жирафьи |
Родительный падеж | Чьего?жирафьего | Чьего?жирафьего | Чьей?жирафьей | Чьих?жирафьих |
Дательный падеж | Чьему?жирафьему | Чьему?жирафьему | Чьей?жирафьей | Чьим?жирафьим |
Винительный падеж | Чьего? Чей?жирафьего, жирафий | Чьего? Чьё?жирафье | Чью?жирафью | Чьих? Чьи?жирафьи, жирафьих |
Творительный падеж | Чьим?жирафьим | Чьим?жирафьим | Чьей?жирафьею, жирафьей | Чьими?жирафьими |
Предложный падеж | О чьём?жирафьем | О чьём?жирафьем | О чьей?жирафьей | О чьих?жирафьих |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
Притяжательными называются прилагательные, указывающие на принадлежность предмета кому-либо и отвечающие на вопросы
«чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»: мамино платье, лисья нора, бабушкин рецепт, кабаньи следы.
Полные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и могут склоняться по родам, числам и падежам.
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»
Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «какое?», «какую?», «каких?», «какие?»
Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чей?», «чьё?», «чью?», «чьих?», «чьи?»
жирафий
→
жирафий — прилагательное, именительный п., муж. p., ед. ч.
↳
жирафий — прилагательное, винительный п., муж. p., ед. ч.
Часть речи: прилагательное
Положительная степень:
Единственное число | Множественное число | |||
---|---|---|---|---|
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. |
жирафий |
жирафья |
жирафье |
жирафьи |
Рд. |
жирафьего |
жирафьей |
жирафьего |
жирафьих |
Дт. |
жирафьему |
жирафьей |
жирафьему |
жирафьим |
Вн. |
жирафьего жирафий |
жирафью |
жирафье |
жирафьи жирафьих |
Тв. |
жирафьим |
жирафьею жирафьей |
жирафьим |
жирафьими |
Пр. |
жирафьем |
жирафьей |
жирафьем |
жирафьих |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Разбор слова «Жирафий»
На чтение 1 мин.
Значение слова «Жирафий»
— соотносящийся по значению с существительным, связанный с ним: жираф
— свойственный, характерный для него (для нее, для них): жирафу
— принадлежащий: жирафу
Содержание
- Транскрипция слова
- MFA Международная транскрипция
- Цветовая схема слова
Транскрипция слова
[жыра́ф’ий’]
MFA Международная транскрипция
[ʐɨˈrafʲɪɪ̯]
ж | [ж] | согласный, звонкий парный, твердый непарный |
и | [ы] | гласный, безударный |
р | [р] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
а | [́а] | гласный, ударный |
ф | [ф’] | согласный, глухой парный, мягкий парный |
и | [и] | гласный, безударный |
й | [й’] | согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный |
Букв: 7 Звуков: 7
Цветовая схема слова
жирафий
Как правильно пишется «Жирафий»
жира́фий
жира́фий, -ья, -ье
Как правильно перенести «Жирафий»
жи—ра́—фий
Часть речи
Часть речи слова «жирафий» — Имя прилагательное
Морфологические признаки.
- Начальная форма — жирафий
- Лемма — жирафий
Постоянные признаки:
- Форма — полное
- Изменяемая/неизменяемая форма — изменяемое
- Род — мужской
Непостоянные признаки:
- Число — единственное
- Падеж — именительный
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
жирафия | жирафии |
Родительный Кого? Чего? |
жирафии | жирафий |
Дательный Кому? Чему? |
жирафии | жирафиям |
Винительный Кого? Что? |
жирафию | жирафии |
Творительный Кем? Чем? |
жирафией | жирафиями |
Предложный О ком? О чём? |
жирафии | жирафиях |
Разбор по составу слова «Жирафий»
Проверьте свои знания русского языка
Категория: Русский язык
Синонимы к слову «жирафий»
Предложения со словом «жирафий»
- Вход в жирафий питомник, который расположен в центре города – 10 долларов, но мы бессовестно пользуемся усталостью женщины-воина на входе и проходим бесплатно.
Кирилл Куталов, Запрещенные фрукты. Травелоги и рассказы
Происхождение слова «Жирафий»
Происходит от существительного жираф, далее от арабск. زرافة (zarafa, zurafa) — то же, далее, предположительно, из африканск. Русск. жираф заимств. через франц. girafe; форма жирафа — через нов.-в.-нем. Giraffe или итал. giraffa. Использованы данные словаря М. Фасмера. .
Русский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | жира́фий | жира́фье | жира́фья | жира́фьи | |
Р. | жира́фьего | жира́фьего | жира́фьей | жира́фьих | |
Д. | жира́фьему | жира́фьему | жира́фьей | жира́фьим | |
В. | одуш. | жира́фьего | жира́фье | жира́фью | жира́фьих |
неод. | жира́фий | жира́фьи | |||
Т. | жира́фьим | жира́фьим | жира́фьей жира́фьею | жира́фьими | |
П. | жира́фьем | жира́фьем | жира́фьей | жира́фьих |
жи—ра́—фий
Прилагательное, притяжательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — <мс 6*a>.
Корень: -жираф-; суффикс: -ий.
Произношение[править]
- МФА: [ʐɨˈrafʲɪɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- связанный, соотносящийся по значению с существительным жираф; принадлежащий ему ◆ Над этажами поворачивал свою жирафью шею башенный кран. В. П. Крапивин, «Мальчишки, мои товарищи»
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Происходит от существительного жираф, далее от арабск. زرافة (zarafa, zurafa) — то же, далее, предположительно, из африканск. Русск. жираф заимств. через франц. girafe; форма жирафа — через нов.-в.-нем. Giraffe или итал. giraffa. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Значение слова «жирафий»
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным жираф; принадлежащий ему
Все значения слова «жирафий»
Предложения со словом «жирафий»
-
Глаза жираф открыл довольно поздно, его разбудило тусклое солнце, осторожно щекотавшее бархатный жирафий нос.
-
Вход в жирафий питомник, который расположен в центре города – 10 долларов, но мы бессовестно пользуемся усталостью женщины-воина на входе и проходим бесплатно.
-
По дороге в жирафий парк узнали много интересного от водилы.
- (все предложения)
Синонимы к слову «жирафий»
- жирафовый
- (ещё синонимы…)
жирафий
- жирафий
-
жир’афий, -ья, -ье
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.
Синонимы:
Смотреть что такое «жирафий» в других словарях:
-
жирафий — прил., кол во синонимов: 1 • жирафовый (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Жирафий — прил. 1. соотн. с сущ. жираф, связанный с ним 2. Свойственный жирафу, характерный для него. 3. Принадлежащий жирафу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
жирафий — ЖИРАФИЙ, ЖИРАФОВЫЙ см. 1. Жираф … Энциклопедический словарь
-
жирафий — см. жираф I; ья, ье. Ж ья шея … Словарь многих выражений
-
жирафовый — жирафий Словарь русских синонимов. жирафовый прил., кол во синонимов: 1 • жирафий (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Жирафовый — прил. то же, что жирафий Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
жираф — I жира/ф = жира/фа (устар.), (франц. girafe); а; м. см. тж. жирафий, жирафовый Крупное жвачное млекопитающее животное отряда парнокопытных с очень длинной шеей и длинными ногами и шкурой пятнистой окраски. до кого л. доходит, как до жирафа … Словарь многих выражений