- звукобуквенный
-
звукобуквенный
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая.
1998.
Смотреть что такое «звукобуквенный» в других словарях:
-
§ 080-081. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ — § 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные: Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск). Образованные из… … Правила русского правописания
-
ЗВУКОЕ — ЗВУКО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к звуку, звукам (в 1 знач.), напр. звуковоспринимающий, звуковоспроизведение, звуколокатор, звукопеленгатор, звукоподражание, звукосигнальный, звукоулавливатель; 2) относящийся к звукам… … Толковый словарь Ожегова
-
звуко… — звуко… Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к звуку, звукам (в 1 знач.), напр. звуковоспринимающий, звуковоспроизведение, звуколокатор, звукопеленгатор, звукоподражание, звукосигнальный, звукоулавливатель; 2) относящийся к звукам… … Толковый словарь Ожегова
-
Внедрение путунхуа в КНР — Эту страницу предлагается объединить с Китайский язык. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/5 июля 2012. Обсуждение длит … Википедия
Значение слова:
Просто, без церемоний
Описание:
Определительное наречие «ПОПРОСТУ» образовано от прилагательного «ПРОСТОЙ» с помощью приставки «ПО» и суффикса «У». Неизменяемое слово. Отвечает на вопрос «КАК?», в предложении играет роль обстоятельства. Пишется слитно.
Морфемный состав слова: «ПО» — приставка, «ПРОСТ» — корень, «У» — суффикс. Ударение падает на первый слог: пó-пpo-стy.
Синонимы к слову:
- запросто
- бесцеремонно
- без стеснения
- без обиняков
- неприхотливо
- элементарно
- проще говоря
- бесхитростно
- незамысловато
Разбор ошибок и правописания
Мы разобрали, как правильно пишется рассматриваемое слово «попросту», а теперь рассмотрим распространенные ошибки при его написании.
Объяснение:
Ошибочный вариант написания наречия с приставкой. Слово «ПОПРОСТУ» не попадает под правило написания приставки «ПО» через дефис: не оканчивается на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи.
Правило: Дефисное написание наречий с приставкой ПО-
Пишутся через дефис наречия с приставкой по-, которые образованы от полных прилагательных или местоимений и оканчиваются на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи: по-новому, по-прежнему, по-моему, по-другому, по-русски, по-казацки, по-лисьи.
Примечание. Пишется слитно приставка по- с наречиями:
1) образованными от кратких прилагательных с окончанием на -у: понемногу, подолгу, помаленьку;
2) имеющими в своем составе сравнительную степень: побольше, поменьше.
Объяснение:
Ошибочный вариант написания слова. Данное наречие образовано от прилагательного.
Правило: Слитное написание наречий, образованных от прилагательных
Пишутся слитно наречия, образованные с помощью предлогов-приставок от прилагательных и включающие в себя:
- либо полные формы, например: вплотную, врассыпную, вручную, вчистую
- либо краткие формы этих прилагательных, например: намертво, докрасна, издавна, справа, попусту.
Примечание 1. Необходимо различать наречия и предложно-именные сочетания, которые пишутся раздельно, например: Детей помногу сюда приходит перед Рождеством. – Люди заперты на острове по многу месяцев без связи с континентом. (есть управляемое слово).
Примечание 2. Наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с гласной буквы с предлогом в пишутся отдельно.
Примеры предложений с «попросту»
- Мы решили принять гостей попросту, без церемоний.
- Попросту говоря, это было самое настоящее побоище между игроками..
- В селе попросту относились к воспитанию, уже сызмальства дети помогали взрослым на огороде и ухаживали за скотом.
- В этой части Балтийского моря у Ливонской конфедерации попросту не имелось врагов! (И. Апраксин. Царский пират)
- И на степняков князь Владимир посылает ратников попросту для того, чтобы не идти на север! (Наталья Павлищева, Ярослав Мудрый)
Как правильно пишется, через дефис, слитно или раздельно?
Двухсот летний.
На этой странице сайта размещен вопрос Как правильно пишется, через дефис, слитно или раздельно? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.
Общие правила слитного и дефисного написания слов
1. Пишутся слитно сложные слова с элементами авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро- (вне зависимости от их количества в слове).
- Примеры: автошкола, аэросани, библиография, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, лжепророк.
Исключение: сложные слова, вторая часть которых – имя собственное.
- Примеры: Лже-Иванов, лже-Анастасия, лже-Дмитрий (но истор.: Лжедмитрий).
Исключение: сложные слова с несколькими такими элементами, соединёнными союзом и.
- Пример: теле- и радиопрограмма.
2. Пишутся слитно слова с иноязычными приставками: анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пан-, псевдо-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-.
- Примеры: архиважный, гиперурбанизм, интерпозиция, инфракрасный, субпродукты, супермодный.
Исключения: слова с этими приставками и следующей за ними прописной буквой: Пан-Европа.
- Примеры: контр-адмирал, экстра-класс.
3. Пишутся слитно сложные слова с первой частью – числительным в родительном падеже (с суффиксами -и-, -у-, -ух-, -а- и др.).
- Примеры: семилетка, двухдюймовка, двуличный, сорокалетие.
4. Пишутся слитно слова с первым элементом полу-, полутора-, четверть-.
- Примеры: полуоткрытый, полушутя.
Примечание.
Сочетания, в состав которых входит слово половина, пишутся раздельно.
- Пример: трёх с половиной километровое расстояние.
Исключения: трёхсполовинный, четырёхсполовинный.
5. Правила написания слов с первым элементом пол-, полу-
Слитное и дефисное написание сложных существительных
А) Пишутся слитно:
- сложные существительные, образованные с помощью соединительной гласной.
- Пример: земледелие.
- сложносокращённые слова.
- Пример: вуз, спецкор.
- сложные существительные со второй частью град, город, метр.
- Пример: Волгоград, вольтметр.
- сложные существительные с первым элементом борт.
- Пример: бортпроводница.
- сложные существительные с первой глагольной частью в повелительном наклонении (с суффиксом -и).
- Пример: горицвет, вертихвостка.
- Исключение: перекати-поле.
- некоторые сложные географические названия.
- Пример: Верхнеколымск, Новоржев.
- сложные существительные, образованные от дефисных написаний, называющих народностей, племена, людей по роду занятий, интересам, месту жительства.
- Пример: Пуэрто-Рико – пуэрториканец, Нью-Йорк – ньюйоркцы.
Примечание.
- Слова, сокращённые до первых букв, обычно пишутся прописными буквами (ООН, ГКО).
- Точки внутри сложносокращённых слов не ставятся: ФСБ, госуниверситет.
- Если элементы зав-, зам-, пом- отделены от существительного прилагательным, то они пишутся раздельно и после них ставится точка: зам. генерального директора, пом. главного режиссёра.
Б) Пишутся через дефис:
- сложные существительные, образованные без соединительной гласной, каждая часть которых может употребляться как самостоятельное слово.
- Пример: кафе-закусочная, купля-продажа, генерал-полковник.
- составные названия политических партий, направлений, их сторонников.
- Пример: социал-демократия, социал-революционер.
- составные названия единиц измерений.
- Пример:киловатт-час, тонно-километр.
- Исключения: трудодень, трудочас.
- сложные существительные, обозначающие промежуточные части света, и их эквиваленты с иноязычными элементами.
- Пример: северо-восток, зюйд-вест.
- сложные названия растений, городов и так далее, в состав которых входят частицы, предлоги и союзы.
- Пример: Иван-да-Марья, Ростов-на-Дону.
- сложные существительные, первый элемент которых имеет оценочное значение.
- Пример: паинька-мальчик, бой-баба.
- сложные существительные с иноязычными элементами: обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, блок-, пресс-, макси-, миди-, мини-.
- Пример: штаб-квартира, вице-премьер, экс-чемпион, блок-схема, макси-пальто, мини-платье.
- Исключения: блокпост, блокгауз, блокнот.
- сложные научные термины, в состав которых входят названия букв (обычно греческого и латинского алфавита).
- Пример: икс-лучи, альфа-измеритель.
- составные фамилии и некоторые географические названия.
- Пример: Жолио-Кюри, Новиков-Прибой, Усть-Ишим.
Правописание сложных существительных | |
СЛИТНО |
|
ЧЕРЕЗ ДЕФИС |
|
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Правописание сложных прилагательных | |
СЛИТНО |
НО Если к этим словосочетаниям добавляется пояснительное слово, то они пишутся раздельно:
НО Сложные прил., где первая часть наречие, следует отличать от обычных словосочетаний состоящих из наречия и прил.
ЗАПОМНИ!
|
ЧЕРЕЗ ДЕФИС |
ЗАПОМНИ!
|
Правописание наречий
Важно запомнить!
- Вдребезги, впросак, воочию, вкупе, навзничь, навзрыд, наизусть, наотмашь, натощак, наискосок, насмарку, поодаль, понаслышке, невдомек, невзначай.
Важно запомнить!
- Наречия, начинающиеся на впере-, напере-, впри-, враз-, вза-, вна-, наы-, впол-, пишутся слитно: вперебежку, наперевес, вприглядку, вразбивку, взаем, внакидку, навыворот, вполглазка.
Исключения: в придачу, в прибавку, в забросе, в замену, в наклон, в насмешку, на выбор, на выучку, на выручку, на вырост.
Слитное написание наречий
- В, НА, ЗА + прилагательное, числительное, местоимение, наречие + О, И, Е => влево, навеселе, заживо, вкратце.
- ИЗ, ДО, С, ПО + прилагательное, числительное, местоимение, наречие + А, И, У => издавна, донага, сослепу, потихоньку.
- В + прилагательное на согласную + УЮ => вслепую, вручную, вкруговую.
- В, НА + собирательное числительное (двое, трое…) + ОМ/ЁМ, Е, О => вдвое, вдвоём, натрое, вдевятером.
- ВО, НА + местоимение => вовсе, навовсе.
- ПО + сравнительная степень прилагательного => побогаче, покрупнее, пореже.
- Любой предлог + наречие => кстати, ксверху, повсюду. НО: до завтра, под утро, на всегда, на после, не к спеху, к месту.
Раздельное написание наречий
- В, БЕЗ, С, ПОД + прилагательное, существительное на гласную => в одиночку, в открытую, без устали.
- С (СО), БЕЗ, ДО, ПОД, ЗА + существительное => без ведома, с панталыку, за границу. НО: дотла, доверху, довеку, дочерна, сдуру, снаружи, подчас, спросонок.
- ЗА, НА, ПО + числительное + ИХ, ЫХ, Е => на двоих, за четверых, по трое.
- В, НА + существительное + АХ, ЯХ в сердцах, на днях. НО: впотьмах, впопыхах, впросонках, вгорячах, второпях.
Дефисное написание наречий
- ПО + местоимение прилагательное + ОМУ/ЕМУ, СКИ/КИ, ЬИ => по-моему, по-боевому, по-январски, по-лисьи.
- КОЕ + наречие + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ => кое-как, когда-то, куда-либо, где-нибудь
- В, ВО- + порядковое числительное + ИХ, ЫХ => во-первых, в-третьих.
Написание в зависимости от смысла
Предлоги или существительное с предлогом
Слитное, раздельное или дефисное написание предлога и существительного с предлогом:
- Слитно, через дефис: внутри, сверх, поверх, вследствие (=из-за).
- Раздельно: в течение, в заключение, в продолжение, в виде, по мере.
- В зависимости от смысла:
Слитно | Раздельно |
|
|
Написание частиц
Союзы или местоимения и наречия с предлогом и частицей
Союзы так что, так как, как будто, при этом, не то… не то, то есть пишутся раздельно.
Орфографический словарь на нашем портале отражает нормы, установленные академическим «Русским орфографическим словарем» — преемником академического «Орфографического словаря русского языка» (1956—1999). Слитное написание для слова горнотранспортный рекомендуется орфографическими словарями с 1968 года. Орфографистам хорошо известно значение слова, известно также, что правило о написании сложных прилагательных, на которое Вы ссылаетесь, еще с момента его закрепления в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года работает плохо, оно имеет множество исключений, которые фиксировались всегда словарно, никогда не предлагались в виде полного списка к правилу.
Редактор «Русского орфографического словаря» О. Е. Иванова по поводу правила написания сложных прилагательных 1956 года пишет: «…специалистам известно, что правила написания сложных прилагательных далеки от совершенства, а полного списка исключений к ним никогда не было, нет и быть не может. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. (далее — Правила), которые до сего дня являются единственным законодательно утвержденным сводом правил русского правописания, уже давно оцениваются специалистами как неполные и в ряде случаев не соответствующие современному состоянию письма. В частности, и та норма в § 80 п. 2, которая регулирует написание сложных прилагательных, стала нарушаться едва ли не с первых лет существования Правил. Уже в первом издании «Орфографического словаря русского языка» в том же 1956 г. даны с дефисом, несмотря на легко устанавливаемое подчинительное соотношение частей, например, такие слова: буржуазно-демократический (хотя буржуазная демократия), военно-исторический (хотя военная история; и мн. др. слова с первой частью военно-), врачебно-консультационный (хотя врачебная консультация или консультация врача) и врачебно-контрольный, врачебно-наблюдательный, дорожно-строительный, жилищно-кооперативный, конституционно-демократический, парашютно-десантный, союзно-республиканский, стрелково-спортивный, субъективно-идеалистический, уголовно-процессуальный и др. Позднее появились и многие другие прилагательные, пишущиеся не по правилу (к примеру: авторско-правовой, валютно-обменный, врачебно-консультативный, генно-инженерный, государственно-монополистический, гражданско-правовой, дорожно-ремонтный, дорожно-сигнальный, конституционно-монархический, лечебно-физкультурный, молочно-животноводческий, партийно-номенклатурный, ракетно-технический, химико-технологический, экспериментально-психологический, электронно-лучевой, ядерно-энергетический). В справочниках и пособиях по орфографии никогда не давались списки исключений из данного правила, поскольку просто не представляется возможным отследить все отступления при столь динамично развивающемся словарном составе языка. Считается, что дефисному написанию в этих случаях способствует наличие в первой основе суффиксов относительных прилагательных -н-, -енн-, -ов-, -ск- [Правила 2006: 138] , а также отчасти многослоговость первого компонета, из-за чего слитно написанное слово зрительно воспринимается труднее, коммуникация усложняется. <…> Б.З. Букчина и Л.П. Калакуцкая предложили другое правило, основанное не на принципе семантико-синтаксического соотношения частей, а на формальном критерии. В основе его лежит наличие/отсутствие суффикса в первой части сложного прилагательного как показателя её грамматической оформленности: «дихотомичности орфографического оформления соответствует дихотомичность языкового выражения: есть суффикс в первой части сложного прилагательного — пиши через дефис, нет суффикса — пиши слитно» [Букчина, Калакуцкая 1974: 12–13]. Авторы этой идеи, реализованной в словаре-справочнике «Слитно или раздельно?», отмечали, что «формальный критерий не является и не может быть панацеей от всех бед он может служить руководством лишь в тех случаях, когда написание неизвестно или когда имеются колеблющиеся написания» [Там же: 14].
Однако в русском письме устойчивый сегмент написания сложных прилагательных «по правилам» все-таки существует (впервые сформулировано в [Бешенкова, Иванова 2012: 192–193]). Он формируется при наложении двух основных факторов: смысловое соотношение основ и наличие/отсутствие суффикса в первой части. В той области письма, где данные факторы действуют совместно, в одном направлении, написание прилагательного — слитное или дефисное — предсказуемо и, самое главное, совпадает с действующей нормой письма. Там же, где имеет место рассогласование этих факторов, их разнонаправленное действие, написание непредсказуемо, не выводится из правил, определяется только по словарю. Итак, (I) наличие суффикса в первой части (→дефис) при сочинительном отношении основ (→дефис) дает дефисное написание прилагательного (весенне-летний, испанско-русский, плодово-овощной, плоско-выпуклый); (II) отсутствие суффикса в первой части (→слитно) при подчинительном отношении основ (→слитно) дает слитное написание прилагательного (бронетанковый, валютообменный, грузосборочный, стрессоустойчивый); (III) наличие суффикса (→дефис) при подчинительном отношении основ (→слитно) или отсутствие суффикса (→слитно) при сочинительном отношении основ (→дефис) дают словарное написание (горнорудный и горно-геологический, конноспортивный и военно-спортивный, газогидрохимический и органо-гидрохимический, дачно-строительный, длинноволновый…). Понятно, конечно, что зона словарных написаний среди сложных прилагательных весьма обширна (хотя их много и среди сложных существительных, и среди наречий). Словарными, помимо слов с традиционным устоявшимся написанием, являются и те слова, написание которых выбрано лингвистами из двух или нескольких реально бытующих — на основании критериев кодификации» [Иванова 2020].
Применение любого из описанных выше правил осложняется еще и тем, что существует проблема определения смыслового соотношения основ сложного прилагательного — сочинение или подчинение. О. И. Иванова приводит такие примеры: абстрактно-гуманистический (абстрактный гуманизм? или абстрактный и гуманистический?), абстрактно-нравственный (абстрактная нравственность или абстрактный и нравственный), абстрактно-философский (абстрактный и философский или абстрактная философия), аварийно-сигнальный (аварийные и сигнальные работы или сигнализирующие об аварии работы) [Иванова 2020].
Можно ли усмотреть сочинительные отношения между основами, от которых формально образуется прилагательное горнотранспортный? К подчинительным их отнести нельзя (горнотранспортный — «это не про горный транспорт»), но и как сочинительные эти отношения охарактеризовать нельзя (как, например, в словах звуко-буквенный, спуско-подъемный, рабоче-крестьянский), значение слова более сложное, чем просто объединение значений двух образующих его основ. Таким образом, слово горнотранспортный попадает в область написания по словарю. Словарные написания устанавливаются на основе изучения различных факторов, к которым, в частности, относятся традиция словарной фиксации, практика письма в грамотных текстах, (для терминов) в нормативных документах.
О фиксации в орфографических словарях мы уже писали выше. В профессиональной литературе, документах встречается и дефисное, и слитное написание (см., например, библиографические описания, включающие слово горнотранспортный в РГБ, название колледжа в Новокузнецке, ГОСТ Р 57071-2016 «Оборудование горно-шахтное. Нормативы безопасного применения машин и оборудования на угольных шахтах и разрезах по пылевому фактору»).
Эти и другие источники убеждают в том, что унификации написания в профессиональной среде не произошло, рекомендуемое академическими орфографическими словарями с 1968 года слитное написание весьма устойчиво. Совокупность рассмотренных лингвистами факторов пока требует сохранять словарную рекомендацию в надежде на стабилизацию написания в соответствии с лексикографической традицией.
Научные труды, упомянутые в ответе на вопрос
Правила — Правила русской орфографии и пунктуации (1956). Утвержд. АН СССР, Мин. высшего образования СССР, Мин. просвещения РСФСР. Москва: Учпедгиз.
Правила 2006 — Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина. М.: ЭКСМО.
Букчина, Калакуцкая 1974 — Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. (1974) Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов. Нерешенные вопросы русского правописания. М.: «Наука». С. 5–14.
Бешенкова, Иванова 2012 — Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. (2012) Русское письмо в правилах с комментариями. М.: Издательский центр «Азбуковник».
Иванова 2020 — Иванова О.Е. Об основаниях орфографической кодификации прилагательного крымско-татарский [Электронный ресурс]. Социолингвистика. N 2(2), С. 138–149.
Перейти к содержанию
«Звукобуквенный» или «звуко-буквенный» — как правильно?
На чтение 2 мин Просмотров 1.2к. Опубликовано 09.01.2022
Данное слово – прилагательное, которое относится к сложным именам прилагательным. Нужно быть внимательным при его рассмотрении, так как оно сложное во всех смыслах. Только после применения к нему правила, можно сказать, как пишется: «звукобуквенный» или «звуко-буквенный».
Как пишется правильно: «звукобуквенный» или «звуко-буквенный»?
Какое правило применяется?
Такие имена прилагательные, которые считаются сложными и имеющими в своём составе при образовании две равноправные основы (можно между ними вставить сочинительный союз «и»), следует писать только через дефис: «звуковой и буквенный».
Примеры предложений
Тренировочные фразы должны содержать разбираемое слово:
Детям в проверочном тесте предлагалось произвести звуко-буквенный анализ слова.
Любой анализ слов вызывает определённые трудности у учащихся средней школы, но звуко-буквенный – особенно.
Как неправильно писать
Учителя, естественно, это ошибочное написание не пропустят и снизят оценку.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер.
При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще.
Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Виды нарушений слоговой структуры слова
- Нарушение количества слогов:
элизия – сокращение слогов (молоток- моток), итерация— опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино), увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава). - Нарушение последовательности слогов в слове:
перестановка слогов в слове (деворе-дерево,) перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот). - Искажение структуры отдельного слога:
сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул), вставка согласных в слог (лимонт-лимон) - Антиципации:
уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы. - Персеверации:
застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание. - Контаминации:
соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).
Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.
Причины нарушений слоговой структуры слова
Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка:
- недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе. - недостаточность артикуляционных возможностей;
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой. - сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР. - несформированность ритмической и динамической организации движений;
Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности , выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы. - неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
Особенно трудным для детей с общим недорзвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания. - сниженная мотивационная деятельность;
Создание положительных мотивов- залог успешной работы.
Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога. Выявлено, что недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса. Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.
Источник:logoportal.ru
Орфографический словарь на нашем портале отражает нормы, установленные академическим «Русским орфографическим словарем» — преемником академического «Орфографического словаря русского языка» (1956—1999). Слитное написание для слова горнотранспортный рекомендуется орфографическими словарями с 1968 года. Орфографистам хорошо известно значение слова, известно также, что правило о написании сложных прилагательных, на которое Вы ссылаетесь, еще с момента его закрепления в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года работает плохо, оно имеет множество исключений, которые фиксировались всегда словарно, никогда не предлагались в виде полного списка к правилу.
Редактор «Русского орфографического словаря» О. Е. Иванова по поводу правила написания сложных прилагательных 1956 года пишет: «…специалистам известно, что правила написания сложных прилагательных далеки от совершенства, а полного списка исключений к ним никогда не было, нет и быть не может. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. (далее — Правила), которые до сего дня являются единственным законодательно утвержденным сводом правил русского правописания, уже давно оцениваются специалистами как неполные и в ряде случаев не соответствующие современному состоянию письма. В частности, и та норма в § 80 п. 2, которая регулирует написание сложных прилагательных, стала нарушаться едва ли не с первых лет существования Правил. Уже в первом издании «Орфографического словаря русского языка» в том же 1956 г. даны с дефисом, несмотря на легко устанавливаемое подчинительное соотношение частей, например, такие слова: буржуазно-демократический (хотя буржуазная демократия), военно-исторический (хотя военная история; и мн. др. слова с первой частью военно-), врачебно-консультационный (хотя врачебная консультация или консультация врача) и врачебно-контрольный, врачебно-наблюдательный, дорожно-строительный, жилищно-кооперативный, конституционно-демократический, парашютно-десантный, союзно-республиканский, стрелково-спортивный, субъективно-идеалистический, уголовно-процессуальный и др. Позднее появились и многие другие прилагательные, пишущиеся не по правилу (к примеру: авторско-правовой, валютно-обменный, врачебно-консультативный, генно-инженерный, государственно-монополистический, гражданско-правовой, дорожно-ремонтный, дорожно-сигнальный, конституционно-монархический, лечебно-физкультурный, молочно-животноводческий, партийно-номенклатурный, ракетно-технический, химико-технологический, экспериментально-психологический, электронно-лучевой, ядерно-энергетический). В справочниках и пособиях по орфографии никогда не давались списки исключений из данного правила, поскольку просто не представляется возможным отследить все отступления при столь динамично развивающемся словарном составе языка. Считается, что дефисному написанию в этих случаях способствует наличие в первой основе суффиксов относительных прилагательных -н-, -енн-, -ов-, -ск- [Правила 2006: 138] , а также отчасти многослоговость первого компонета, из-за чего слитно написанное слово зрительно воспринимается труднее, коммуникация усложняется. <…> Б.З. Букчина и Л.П. Калакуцкая предложили другое правило, основанное не на принципе семантико-синтаксического соотношения частей, а на формальном критерии. В основе его лежит наличие/отсутствие суффикса в первой части сложного прилагательного как показателя её грамматической оформленности: «дихотомичности орфографического оформления соответствует дихотомичность языкового выражения: есть суффикс в первой части сложного прилагательного — пиши через дефис, нет суффикса — пиши слитно» [Букчина, Калакуцкая 1974: 12–13]. Авторы этой идеи, реализованной в словаре-справочнике «Слитно или раздельно?», отмечали, что «формальный критерий не является и не может быть панацеей от всех бед он может служить руководством лишь в тех случаях, когда написание неизвестно или когда имеются колеблющиеся написания» [Там же: 14].
Однако в русском письме устойчивый сегмент написания сложных прилагательных «по правилам» все-таки существует (впервые сформулировано в [Бешенкова, Иванова 2012: 192–193]). Он формируется при наложении двух основных факторов: смысловое соотношение основ и наличие/отсутствие суффикса в первой части. В той области письма, где данные факторы действуют совместно, в одном направлении, написание прилагательного — слитное или дефисное — предсказуемо и, самое главное, совпадает с действующей нормой письма. Там же, где имеет место рассогласование этих факторов, их разнонаправленное действие, написание непредсказуемо, не выводится из правил, определяется только по словарю. Итак, (I) наличие суффикса в первой части (→дефис) при сочинительном отношении основ (→дефис) дает дефисное написание прилагательного (весенне-летний, испанско-русский, плодово-овощной, плоско-выпуклый); (II) отсутствие суффикса в первой части (→слитно) при подчинительном отношении основ (→слитно) дает слитное написание прилагательного (бронетанковый, валютообменный, грузосборочный, стрессоустойчивый); (III) наличие суффикса (→дефис) при подчинительном отношении основ (→слитно) или отсутствие суффикса (→слитно) при сочинительном отношении основ (→дефис) дают словарное написание (горнорудный и горно-геологический, конноспортивный и военно-спортивный, газогидрохимический и органо-гидрохимический, дачно-строительный, длинноволновый…). Понятно, конечно, что зона словарных написаний среди сложных прилагательных весьма обширна (хотя их много и среди сложных существительных, и среди наречий). Словарными, помимо слов с традиционным устоявшимся написанием, являются и те слова, написание которых выбрано лингвистами из двух или нескольких реально бытующих — на основании критериев кодификации» [Иванова 2020].
Применение любого из описанных выше правил осложняется еще и тем, что существует проблема определения смыслового соотношения основ сложного прилагательного — сочинение или подчинение. О. И. Иванова приводит такие примеры: абстрактно-гуманистический (абстрактный гуманизм? или абстрактный и гуманистический?), абстрактно-нравственный (абстрактная нравственность или абстрактный и нравственный), абстрактно-философский (абстрактный и философский или абстрактная философия), аварийно-сигнальный (аварийные и сигнальные работы или сигнализирующие об аварии работы) [Иванова 2020].
Можно ли усмотреть сочинительные отношения между основами, от которых формально образуется прилагательное горнотранспортный? К подчинительным их отнести нельзя (горнотранспортный — «это не про горный транспорт»), но и как сочинительные эти отношения охарактеризовать нельзя (как, например, в словах звуко-буквенный, спуско-подъемный, рабоче-крестьянский), значение слова более сложное, чем просто объединение значений двух образующих его основ. Таким образом, слово горнотранспортный попадает в область написания по словарю. Словарные написания устанавливаются на основе изучения различных факторов, к которым, в частности, относятся традиция словарной фиксации, практика письма в грамотных текстах, (для терминов) в нормативных документах.
О фиксации в орфографических словарях мы уже писали выше. В профессиональной литературе, документах встречается и дефисное, и слитное написание (см., например, библиографические описания, включающие слово горнотранспортный в РГБ, название колледжа в Новокузнецке, ГОСТ Р 57071-2016 «Оборудование горно-шахтное. Нормативы безопасного применения машин и оборудования на угольных шахтах и разрезах по пылевому фактору»).
Эти и другие источники убеждают в том, что унификации написания в профессиональной среде не произошло, рекомендуемое академическими орфографическими словарями с 1968 года слитное написание весьма устойчиво. Совокупность рассмотренных лингвистами факторов пока требует сохранять словарную рекомендацию в надежде на стабилизацию написания в соответствии с лексикографической традицией.
Научные труды, упомянутые в ответе на вопрос
Правила — Правила русской орфографии и пунктуации (1956). Утвержд. АН СССР, Мин. высшего образования СССР, Мин. просвещения РСФСР. Москва: Учпедгиз.
Правила 2006 — Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина. М.: ЭКСМО.
Букчина, Калакуцкая 1974 — Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. (1974) Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов. Нерешенные вопросы русского правописания. М.: «Наука». С. 5–14.
Бешенкова, Иванова 2012 — Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. (2012) Русское письмо в правилах с комментариями. М.: Издательский центр «Азбуковник».
Иванова 2020 — Иванова О.Е. Об основаниях орфографической кодификации прилагательного крымско-татарский [Электронный ресурс]. Социолингвистика. N 2(2), С. 138–149.
звукобуквенный
- звукобуквенный
-
звукобуквенный
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.
Смотреть что такое «звукобуквенный» в других словарях:
-
§ 080-081. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ — § 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные: Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск). Образованные из… … Правила русского правописания
-
ЗВУКОЕ — ЗВУКО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к звуку, звукам (в 1 знач.), напр. звуковоспринимающий, звуковоспроизведение, звуколокатор, звукопеленгатор, звукоподражание, звукосигнальный, звукоулавливатель; 2) относящийся к звукам… … Толковый словарь Ожегова
-
звуко… — звуко… Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к звуку, звукам (в 1 знач.), напр. звуковоспринимающий, звуковоспроизведение, звуколокатор, звукопеленгатор, звукоподражание, звукосигнальный, звукоулавливатель; 2) относящийся к звукам… … Толковый словарь Ожегова
-
Внедрение путунхуа в КНР — Эту страницу предлагается объединить с Китайский язык. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/5 июля 2012. Обсуждение длит … Википедия
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
заберу § 36
за бесценок § 139
забирать § 36
заблестеть § 35 п. 2
заблистать § 35 п. 2
заботливый § 46
забывчивый § 46
забытьё (в забытьи) § 71 п. 1 прим.
заваливать § 61
заведовать § 61
заведующий отделом § 196
завешанный § 60
завешенный § 60
завещанный § 98 п. 2 б)
завидовать § 61
завиральный § 36 прим. 2
завираться § 36
зависеть § 74, § 76 п. 1
зависнуть § 35 п. 2
завистливый § 46, § 83
заводила § 70
заводишко § 70
завтрашний § 56 прим., § 91 прим. 1
загар § 35 п. 1
за глаза § 139
заговорщицкий § 85
загорелый § 35 п. 1
загород и за город § 137 п. 5 прим.
за городом § 137 п. 5 прим.
загородочка § 48
заграница § 137 п. 5 прим.
за границей § 137 п. 5, § 137 п. 5 прим.
за границу § 137 п. 5, § 137 п. 5 прим.
загранпаспорт § 119 п. 2
загромозжу § 106
за грудки § 139
ЗАГС и загс § 205
зад § 136 п. 6
задаром § 136 п. 1
заде (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
задеру § 36
задирать § 36, § 36 прим. 4
задоринка § 51
за душой § 139
зажёг (прош. вр.) § 19 п. 6
зажигалка § 36 прим. 2
зажигательный § 36 прим. 2
зажимать § 36
зажор § 18 п. 6
зажора § 18 п. 6
за здравие § 139
зазря § 136 п. 1
заинька § 47
займишенский § 55
Зайн ал-Абидин § 161
Закавказье § 173
закачанный § 60
закаченный § 60
заклинать § 35 п. 2 прим. 3
заклятие § 35 п. 2 прим. 3
законный § 95
Законодательное собрание § 191
Законодательное собрание Ростовской области § 189
закричать § 117 п. 1
закручивать § 61
залив Благополучия § 169
Залив Радуги § 178
залив Святого Лаврентия § 169 прим. 4
залог § 35 п. 1
заложенный-перезаложенный § 99 п. 3 а)
заложить § 35 п. 1
замереть (замер) § 36
замерший § 36
заместитель министра § 196
заместо § 140 п. 1
замешанный § 60
замешенный § 60
замирать § 36
замороженный § 60
замуж § 32, § 137 п. 5
замужем § 137 п. 5
замученный § 60
замшевый § 46
занимать § 35 п. 2 прим. 2
заново § 42
заносчивый § 88
заодно § 136 п. 2 6)
запад § 172
Западная Белоруссия § 171
Западно- § 169, § 189 прим. 1
западноевропейский § 130 п. 1
Западно- Карельская возвышенность § 126 п. 6 прим.
Западно-Сибирская низменность § 169
Западно-Сибирский металлургический комбинат § 189 прим. 1
за пазуху и за пазухой § 137 п. 5
запайка § 35 п. 1
запанибрата § 139
запаянный § 35 п. 1
запаять § 35 п. 1
запевала § 70
запевать § 62
запереть (запер) § 36
запивать § 62
запинаться § 36
запирать § 36
заподлицо § 139
за полдень § 139
за полночь § 139
запоминать § 36
запросто § 42, § 136 п. 2 б)
запчасти § 119 п. 2
за-ради § 141 п. 2
зараз § 139
заранее § 136 п. 2 а)
Заратуштра (Заратустра) § 180
зарево § 35 п. 1
заревой § 35 п. 1
зар — зор § 35 п. 1
зарница § 35 п. 1
заровненный § 60
заровнять § 35 п. 1
зарос (прош. вр.) § 35 п. 1
заросль § 35 п. 1
заросток § 35 п. 1
зарубеж и за рубеж § 137 п. 5 прим.
за рубежом § 137 п. 5 прим.
заря § 35 п. 1
заряница § 35 п. 1
зарянка § 35 п. 1
засевать § 62
заседатель § 35 п. 2
заседать § 35 п. 2
засидеться § 35 п. 2
заслуженный деятель культуры § 196
заставать § 62
застелить § 36
застилать § 36
застревать § 62
застреленный § 60
застывать § 62
за счёт § 142 п. 1
затворнический § 90
затевать § 62
затем § 136 п. 3
затереть § 36
затеянный § 98 п. 2 б)
затеять § 76 п. 3
затирать § 36
затируха § 36 прим. 3
затмевать § 62
зато § 140 п. 2
затушёванный § 19 п. 2
затушёвывание § 19 п. 2
затушёвывать § 19 п. 2
за упокой § 139
зауряд-врач § 121 п. 1
зацыкать § 15 п. 1
зачастую § 136 п. 2 а)
зачем § 136 п. 3
зачёркивать § 19 п. 7
зачёс § 19 п. 7
зачёт § 18 п. 5, 19 п. 7
зачётный § 19 п. 7
зачинатель § 36 прим. 2
зачинать § 36
за шкирку § 139
защёчный § 19 п. 7
заяц § 64 п. 3
заячий § 64 п. 3
звезда § 178
звезда Эрцгерцога Карла § 178
звездчатый § 86
Звенигород § 125 п. 1
зверёныш § 43
звонница § 95
звуко-буквенный § 130 п. 2
звукообраз § 119 п. 3
з-д (завод) § 210
здание § 44
здоровье § 157
здравствовать § 83
здравствуй § 83
зебра § 9
Зевс § 180
земледелец § 119 п. 3
Земля § 178
земля Баден-Вюртемберг § 169
Земля Королевы Шарлотты § 169 прим. 4
Земляной Вал (улица) § 169 прим. 1
земноводные § 130 п. 3 прим.
зигзаг § 80
зиждиться § 74
зиждуший(ся) § 58
ЗИЛ § 200 прим. 1
ЗИЛа § 205
Зимний дворец § 194
Зия (о Зие) § 71 прим. к п. 1 и 2
злоумышленник § 97
Змей Горыныч § 165
змейка § 44 прим. 2
змея § 44 прим. 2
змий (о змие) § 71 п. 2
знак «Маршальская звезда» § 197
знак «Отличник народного просвещения» § 197
знаменосец § 66
знание § 44
значащий § 58
зноен § 64 п. 2
Зоенька § 47
Золотой Рог (бухта) § 169 прим. 1
золотушный § 91 прим. 1
Золотые Ворота (пролив) § 169 прим. 1
зоо- § 117 п. 3
зооветеринарный § 117 п. 3
зоренька § 35 п. 1
зорька § 35 п. 1
зорюшка § 35 п. 1
зоря § 35 п. 1
зубоврачебный § 130 п. 1
зубоньки § 47
зубрила § 70
зуль (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
Зульфия (к Зульфие) § 71 прим. к п. 1 и 2
зыбиться § 74
зэ (буква) § 8 п. 3
зюйд-вест § 120 п. 4
зюйдвестка § 120 п. 10
зюйд-ост § 120 п. 4 и (в аббревиатурах) § 208 прим. 2
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
§ 130. В
остальных случаях сложные прилагательные (последняя часть которых всегда может
употребляться в качестве самостоятельного слова — прилагательного или причастия)
пишутся слитно либо через дефис по следующему правилу.
1. Пишутся слитно прилагательные, образованные из основ слов,
отношение между которыми носит подчинительный характер, напр.: железнодорожный
(железная дорога), каменноугольный (каменный уголь), сельскохозяйственный,
меднорудный, горнолыжный, водноспортивный, громоподобный, станкостроительный (строить
станки), угледобывающий, газообеспеченный, машиночитаемый, азотосодержащий (вариант:
азотсодержащий), зубоврачебный, низкотемпературный,
широкофюрматный, круглогодичный, добросердечный, мелкооптовый, англоговоря-
щий, свежеокрашенный, новоизбранный, внешнеполитический, древнерусский;
латиноамериканский (Латинская Америка), западноевропейский, дальневосточный;
высокохудожественный, узкопрактический, тяжелобольной, глубокоуважаемый,
вышеуказанный, вечнозелёный, быстрорастворимый, сильнодействующий,
легковоспламеняющийся.
Примечание. Прилагательные типа вечнозелёный, сильнодействующий, являющиеся
терминами, представляют собой слово-сращение, образовавшееся из сочетания
наречия с последующим прилагательным или причастием. Их следует отличать от
свободных сочетаний наречий с причастиями или прилагательными, пишущихся
раздельно. Ср., напр.: быстродействующие
средства и быстро
действующий в экстремальных ситуациях человек. См. также § 131.
2. Пишутся через дефис прилагательные, образованные из двух
или более основ слов, обозначающих равноправные понятия, напр.: выпукло-вогнутый,
садово-огородный, научно-технический, общественно-политический,
прядильно-ткацкий, административно-командный, мясо-молочный, звуко-буквенный,
фарфоро-фаянсовый, приходо-расходный, спуско-подьёмный,
азотно-калийно-фюсфюрный, бело-сине-красный (флаг), чёрно-белый,
англо-русский, японо-китайский, афро-азиатский, волго-камский, урало-сибирский,
кирилло-мефодиевский.
3. Из правила пп. 1 — 2 имеется много исключений. Так,
пишутся слитно, несмотря на равноправное по смыслу отношение основ,
прилагательные глухонемой, буровзрывной, пароводяной,
водовоздушный, газопаровой, газобензиновый, нефтегазовый, тазобедренный и
др. С другой стороны, пишутся через дефис, несмотря на подчинительное отношение
основ, прилагательные буржуазно-демократический,
военно-исторический, жилищно-кооперативный, парашютно-десантный,
гражданско-правовой, авторско-правовой, уголовно-процессуальный,
врачебно-консультативный, лечебно-физкультурный, стрелково-спортивный,
государственно-монополистический, экспериментально-психологический,
химико-технологический, ракетно-технический, молочно-животноводческий,
генно-инженерный, электронно-лучевой, ядерно-энергетический,
партийно-номенклатурный, валютно-обменный и др. Дефисному написанию
таких слов способствует наличие в первой основе суффикса относительных
прилагательных (-н-, -енн-, -ое-, -ск-).
Примечание. Пишутся слитно прилагательные,
преимущественно употребляющиеся в функции имен существительных, напр.: военнопленный, военнообязанный,
срочнослужащий, ссыльнокаторжный, ссыльнополитический, земноводные,
парнокопытные.
В спорных и сомнительных случаях написания сложных
прилагательных следует обращаться к академическому орфографическому словарю.
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Как правильно пишется слово «звуко-буквенный»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова комиссионка (существительное):
Предложения со словом «звуко-буквенный»
Отправить комментарий
Предложения со словом «звуко-буквенный»
Выполнить фонетический (звуко-буквенный) разбор слова– это значит определить, как произносится слово, дать характеристику каждому звуку, определить количество звуков и букв в слове, определить количество слогов.
И, кстати, пресловутый звуко-буквенный анализ тоже связан с пересчётом, ведь ребёнок должен будет выделять в слове первый звук, второй, третий и т.д.
Практически тот же звуко-буквенный состав языка, как и у нас.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Поиск ответа
Ответ справочной службы русского языка
Орфографический словарь на нашем портале отражает нормы, установленные академическим «Русским орфографическим словарем» — преемником академического «Орфографического словаря русского языка» (1956—1999). Слитное написание для слова горнотранспортный рекомендуется орфографическими словарями с 1968 года. Орфографистам хорошо известно значение слова, известно также, что правило о написании сложных прилагательных, на которое Вы ссылаетесь, еще с момента его закрепления в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года работает плохо, оно имеет множество исключений, которые фиксировались всегда словарно, никогда не предлагались в виде полного списка к правилу.
Однако в русском письме устойчивый сегмент написания сложных прилагательных «по правилам» все-таки существует (впервые сформулировано в [Бешенкова, Иванова 2012: 192–193]). Он формируется при наложении двух основных факторов: смысловое соотношение основ и наличие/отсутствие суффикса в первой части. В той области письма, где данные факторы действуют совместно, в одном направлении, написание прилагательного — слитное или дефисное — предсказуемо и, самое главное, совпадает с действующей нормой письма. Там же, где имеет место рассогласование этих факторов, их разнонаправленное действие, написание непредсказуемо, не выводится из правил, определяется только по словарю. Итак, (I) наличие суффикса в первой части (→дефис) при сочинительном отношении основ (→дефис) дает дефисное написание прилагательного (весенне-летний, испанско-русский, плодово-овощной, плоско-выпуклый); (II) отсутствие суффикса в первой части (→слитно) при подчинительном отношении основ (→слитно) дает слитное написание прилагательного (бронетанковый, валютообменный, грузосборочный, стрессоустойчивый); (III) наличие суффикса (→дефис) при подчинительном отношении основ (→слитно) или отсутствие суффикса (→слитно) при сочинительном отношении основ (→дефис) дают словарное написание (горнорудный и горно-геологический, конноспортивный и военно-спортивный, газогидрохимический и органо-гидрохимический, дачно-строительный, длинноволновый…). Понятно, конечно, что зона словарных написаний среди сложных прилагательных весьма обширна (хотя их много и среди сложных существительных, и среди наречий). Словарными, помимо слов с традиционным устоявшимся написанием, являются и те слова, написание которых выбрано лингвистами из двух или нескольких реально бытующих — на основании критериев кодификации» [Иванова 2020].
Применение любого из описанных выше правил осложняется еще и тем, что существует проблема определения смыслового соотношения основ сложного прилагательного — сочинение или подчинение. О. И. Иванова приводит такие примеры: абстрактно-гуманистический (абстрактный гуманизм? или абстрактный и гуманистический?), абстрактно-нравственный (абстрактная нравственность или абстрактный и нравственный), абстрактно-философский (абстрактный и философский или абстрактная философия), аварийно-сигнальный (аварийные и сигнальные работы или сигнализирующие об аварии работы) [Иванова 2020].
О фиксации в орфографических словарях мы уже писали выше. В профессиональной литературе, документах встречается и дефисное, и слитное написание (см., например, библиографические описания, включающие слово горнотранспортный в РГБ, название колледжа в Новокузнецке, ГОСТ Р 57071-2016 «Оборудование горно-шахтное. Нормативы безопасного применения машин и оборудования на угольных шахтах и разрезах по пылевому фактору»).
Эти и другие источники убеждают в том, что унификации написания в профессиональной среде не произошло, рекомендуемое академическими орфографическими словарями с 1968 года слитное написание весьма устойчиво. Совокупность рассмотренных лингвистами факторов пока требует сохранять словарную рекомендацию в надежде на стабилизацию написания в соответствии с лексикографической традицией.
Научные труды, упомянутые в ответе на вопрос
Правила — Правила русской орфографии и пунктуации (1956). Утвержд. АН СССР, Мин. высшего образования СССР, Мин. просвещения РСФСР. Москва: Учпедгиз.
Правила 2006 — Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина. М.: ЭКСМО.
Букчина, Калакуцкая 1974 — Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. (1974) Лингвистические основания орфографического оформления сложных слов. Нерешенные вопросы русского правописания. М.: «Наука». С. 5–14.
Бешенкова, Иванова 2012 — Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. (2012) Русское письмо в правилах с комментариями. М.: Издательский центр «Азбуковник».
Иванова 2020 — Иванова О.Е. Об основаниях орфографической кодификации прилагательного крымско-татарский [Электронный ресурс]. Социолингвистика. N 2(2), С. 138–149.
Ответ справочной службы русского языка
Буква и после разделительного мягкого знака обозначает два звука: [jи] (также это может обозначаться [йи]). Поэтому Ваш ребенок прав.
Звуко-буквенный анализ или звукобуквенный?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
А в чём сложность, что именно вызывает у Вас затруднения?
Скажите пожалуйста, если делать звуко-буквенный разбор слов, после «Ч», «Щ» в слогах «ЧА», «ЩА» нужно писать «А» или «Я»? Например, ПЛОЩАДЬ? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, верно ли я сделала звуко-буквенный разбор слов? ЯБЛОНЯ [Й`АБЛАН`А] ОБЪЯВЛЕНИЕ [АБЙ`АВЛЕНИЙ`Э] CЪЕСТ [СЙ`ЭСТ]
Ответ справочной службы русского языка
Справочная служба не выполняет домашние задания.
Как правильно написать» звуко-буквенный » или «звукобуквенный»?
Ответ справочной службы русского языка
Источник
Слитное, дефисное и раздельное написание слов
Общие правила слитного и дефисного написания слов
1. Пишутся слитно сложные слова с элементами авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро- (вне зависимости от их количества в слове).
Исключение: сложные слова, вторая часть которых – имя собственное.
Исключение: сложные слова с несколькими такими элементами, соединёнными союзом и.
2. Пишутся слитно слова с иноязычными приставками: анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пан-, псевдо-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-.
Исключения: слова с этими приставками и следующей за ними прописной буквой: Пан-Европа.
4. Пишутся слитно слова с первым элементом полу-, полутора-, четверть-.
Примечание.
Сочетания, в состав которых входит слово половина, пишутся раздельно.
Исключения: трёхсполовинный, четырёхсполовинный.
5. Правила написания слов с первым элементом пол-, полу-
Слитное и дефисное написание сложных существительных
А) Пишутся слитно:
Примечание.
Б) Пишутся через дефис:
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Если к этим словосочетаниям добавляется пояснительное слово, то они пишутся раздельно:
Сложные прил., где первая часть наречие, следует отличать от обычных словосочетаний состоящих из наречия и прил.
Правописание наречий
Важно запомнить!
Важно запомнить!
Исключения: в придачу, в прибавку, в забросе, в замену, в наклон, в насмешку, на выбор, на выучку, на выручку, на вырост.
Слитное написание наречий
Раздельное написание наречий
Дефисное написание наречий
Написание в зависимости от смысла
Предлоги или существительное с предлогом
Слитное, раздельное или дефисное написание предлога и существительного с предлогом:
Написание частиц
Союзы или местоимения и наречия с предлогом и частицей
Союзы так что, так как, как будто, при этом, не то… не то, то есть пишутся раздельно.
Источник
Правила слитного, раздельного и дефисного написания слов
Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Для верного написания слов в первую очередь необходимо руководствоваться общими правилами.
Слитно пишутся:
Пишутся через дефис:
Пишутся раздельно, если пол отделяется от слова определением: пол вишневого сада.
Правописание сложных имен существительных
Существительные, которые обозначают сложные единицы измерения: грамм-калория.
Исключение: трудодень, трудочас.
Сложные существительные, в которых первая часть оканчивается на и или ь: вертихвостка, вырвиглаз.
Существительные, где первая часть блок и пресс: блок-система, пресс-клуб.
Исключение: блокпост, блокнот, блокгауз.
Слитно | Через дефис |
Существительные, слитное написание которых определяется общими правилами: автомастерская, сверхчеловек, авианосец, полчаса. | Существительные, написание которых определяется общими правилами: пол-арбуза, пол-Москвы, пол-литра. |
Сложносокращенные слова: стенгазета, танцпол, хозтовары. | Сложные существительные, состоящие из двух слов, каждое из которых может употребляться самостоятельно: кафе-бар, генерал-майор, жар-птица, купля-продажа, студент-экономист. |
Сложные существительные с соединительными гласными о, е: водоотвод, южноамериканец, новостройка. | Сложные слова, которые обозначают политические направления, партии: социал-демократ. |
Сложносокращенные слова: ВУЗ, главбух, спецкор. | |
Существительные, которые образованы от имен собственных, пишущихся через дефис: ньюйоркцы, уланудэнцы. | Сложные существительные, обозначающие части света: юго-восток. |
Сложные существительные, где первая часть борт-: бортпроводница. | Сложные существительные, в которых первая часть имеет оценочный характер: чудо-ребенок, бой-баба, паинька-зайка. |
Сложные существительные, где вторая часть град, город, метр: вольтметр, Волгоград. | Сложные существительные, в которых иноязычная первая часть обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, макси-, миди-, мини-: мини-юбка, экс-участник, вице-премьер. |
Существительные, которые обозначают некоторые научные термины (как правило, в их состав входят буквы греческого и латинского алфавита): гамма-лучи. | |
Сложные составные фамилии и некоторые географические названия: Сен-Лоран, Лас-Вегас. |
Раздельно пишутся:
Правописание сложных имен прилагательных
Правописание наречий
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий зависит от того, с какой приставкой, от какой части речи образовано слово. Также надо обращать внимание на особенности употребления наречий в тексте.
Наречия, образованные путем соединения наречия и приставки: заранее, послезавтра, повсюду.
НО: на после, на сегодня, до завтра, под утро.
Источник
Звукослоговая структура слова
Звукослоговая структура слова в спонтанной речи не нарушена. Наблюдаются единичные ошибки при воспроизведении четырехсложных слов со стечением согласных, преимущественно слов, мало знакомых (СПОТКНУЛСЯ — СПОКНУЛСЯ).
Анкетные данные
1.Саша М.
3. Вспомогательная школа и 1, 3 класс.
6. Домашний адрес: Пискаревский пр., д, 17,
кв. 48.
Анатомическое строение артикуляторного аппарата
Анатомическое строение периферического отдела артикуляторного аппарата без аномалий.
Особенности ручной и речевой моторики
1.Состояние ручной моторики. Нарушений ручной моторики не наблюдается. Правша.
2. Состояние речевой моторики.
Все упражнения выполняет правильно. Тонус нормальный. Объем движений полный. Может достаточное время удерживать заданное артикуля-торное положение. Синкинезии отсутствуют.
Таким образом, состояние речевой моторики в пределах нормы.
Особенности динамической стороны речи
Темп и ритм речи в пределах нормы.
Словесное ударение употребляет правильно, логическое ударение чаще всего отсутствует.
Голос тихий, по высоте соответствует возрасту. Тембр голоса без назализации.
Интонационно речь недостаточно выразительная.
Состояние слуховой функции и восприятия речи
1.Биологический слух по данным медицинской
карты в норме.
2. Речь окружающих понимает в пределах уров
ня интеллекта.
Фонематическое восприятие
Слуховая дифференциация фонетически близких звуков не нарушена. Мальчик правильно показал картинки на слова-квазиомонимы. При повторении серии слогов с фонетически близкими звуками были допущены лишь единичные ошибки.
Состояние языкового анализа и синтеза
1.Анализ предложения на слова.
Правильно определяет количество и последова
тельность слов в предложении.
2. Слоговой анализ и синтез не нарушен.
3. Фонематический анализ сформирован.
Правильно определяет наличие или отсутствие
звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, а также место звуков по отношению к другим звукам в слове.
4. Фонематический синтез сформирован.
Правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков (Д-О-М, Л-И-С-А, К-В-А-Р-Т-И-Р-А и др.).
5. Фонематические представления.
Правильно придумал слова на заданные звуки, отобрал картинки, в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании. на придумывание слов с 5 звуками (ОКНО, РЕЗИНКА).
Особенности словарного запаса
Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов.
Особенности грамматического строя речи
Особенности грамматического строя речи соответствуют особенностям развития его у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Состояние зрительно-пространственных функций
1.Биологическое зрение по данным медицин
ской карты в норме.
2. Состояние высших зрительно-пространствен
ных функций:
а) схема тела сформирована; правильно опреде
ляет правые и левые части тела;
б) правильно определяет расположение предме
тов (справа и слева);
в) не смог правильно выполнить все пробы Хэда;
затруднялся в определении правых и левых час
тей тела напротив сидящего человека;
г) не мог составить картинки, разрезанные на 5,
6, 7, 8 частей;
д) конструирование фигур из палочек по образ
цу не нарушено, по представлению — вызывает
затруднения. Так, по словесной инструкции не
смог сконструировать из палочек лестницу, сло
жить домик, не смог реконструировать домик, со
ставленный из спичек, в квадрат.
Таким образом, конструирование и реконструирование геометрических фигур затруднено.
3. Состояние речезрительных функций.
Узнает и правильно называет все буквы, печат
ные и рукописные.
Правильно называет буквы среди графически сходных букв, заштрихованные дополнительными линиями.
Затрудняется в конструировании букв из элементов. Так, не смог составить из элементов печатные буквы Р, В, даже по образцу.
Реконструирование букв нарушено. Не смог переделать букву В, составленную из элементов, в букву Р.
Представления о структуре зрительного образа рукописных букв также не сформированы. Не
, мог ответить на вопрос, из каких элементов со-I гонт буква У, чем отличаются рукописные бук-п1.1 Ви Д.
Состояние процесса чтения
Способ чтения — послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание читаемого не нарушено (в пределах интеллектуального развития), па уровне программы 3 класса вспомогательной школы.
Состояние процесса письма
В процессе списывания, диктантов, изложения допускает искажения букв, замены графически сходных букв.
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово звуко слоговой слитно или через дефис, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется слово звуко слоговой слитно или через дефис», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Слитно | Через дефис | Раздельно |
Наречия, в которых вторая часть слова самостоятельно употребляться не может: наспех, натощак, вдребезги. | Наречия, образованные путем повторения одного и того же слова или синонимом: сильно-сильно, тихо-мирно. | Наречия, образованные от прилагательного и существительного, которые начинаются на гласную букву с приставками в, без, с, под: под уклон, в упор, в обнимку. |
Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется слово звуко слоговой слитно или через дефис: